Традиционные японские мечи (2 часть): sell_off — LiveJournal


Перед закаливанием, которое производится в воде определенной температуры, клинок покрывают глиной. Глину перед этим надо хорошо отмутить, то есть удалить из нее посторонние примеси. Для того, чтобы получить совершенно однородную глину для обмазки клинков, в Японии изобрели свой способ. Для этого в морозный солнечный день влажные комки глины выкладывали на солнце. Влага, находящаяся в глине замерзала и превращалась в лед. Лед, не переходя в воду, на солнце испарялся, и комья осыпались, образуя обезвоженный порошок. Его собирали, просеивали на мелком сите и, смешав с водой, получали лишенный примеси глинистый раствор требуемой консистенции. Сначала весь клинок покрывают очень тонким слоем огнеупорной глины с добавками. Затем, отступив от кромки лезвия и от острия клинка, накладывают на боковые стороны, и обух клинка слои потолще, давая каждому слою просохнуть. Суть этого процесса состоит в том, что толщиной слоя глины, нанесенного на клинок, регулируют скорость теплоотдачи при термообработке и контролируют весь процесс, закаливая различные участки клинка в разных режимах в течении того короткого промежутка времени, пока идет резкое остывание оружия в охлаждающей жидкости. Очень тонкий слой глины на лезвии позволяет закалить его с максимальной твердостью (50–65 ед. Роквелла). В тоже время остальные участки получаются более мягкими, но зато способными противостоять ударным нагрузкам. После нанесения слоев глины по всей длине клинка, на него в районе стыка лезвия с голоменью клинка (линия Хамон), на тонкий первоначальный слой подсохшей глины ребром шпателя наносят тонкие поперечные ребра из глины (аси-ножки). Смысл этого действа в том, что под нитеобразными утолщениями на тонком участке глины клинок закаливается в ином режиме, он менее твердый. В результате нарушается монолитность внутренней структуры закаленного металла. Практически это означает, что от выкрошившегося в процессе эксплуатации участка клинка трещины не идут дальше, «обрываются». Это продлевает жизнь клинку с боевыми дефектами, оставляя его таким же надежным, как и раньше. После очистки закаленного клинка от остатков глины его предварительно шлифуют достаточно грубым камнем, чтобы, осмотрев в белом виде, убедиться в отсутствии видимых дефектов. Если закаливание прошло удачно и явных дефектов нет, кадзи гравирует на хвостовике, оставшемся мягким, свое имя, название местности или что-то иное, что подсказывает его сердце и что поможет впоследствии потомкам идентифицировать клинок его работы. Кстати, великие мастера вообще не подписывали свои изделия, считая, что и так ясно, кто сотворил это рукотворное чудо!

На риторический вопрос о том, какой временной промежуток нужен, чтобы отковать классический японский меч (нихон-то), соблюдая все технологии – ответ прост. Вопреки утверждениям о том, что на изготовление одного клинка уходят годы, организацией NBTHK (общество по охране искусства японского меча) рекомендовано современным мастерам, работающим по традиционной технологии, не делать больше 24 клинков в течение года. Если учесть, что нормальный цикл работы – изготовление одновременно двух клинков (пока один прогревается, второй проковывается), то на изготовление одного клинка затрачивается месяц. При этом нельзя делать скоропалительный вывод, что если на два клинка затрачивается месяц, то на один уйдет 15 дней. Нельзя нагреть и проковать в два раза быстрее! Ускоренная технология ведет к браку. Поэтому изготовление одновременно двух клинков, это всего лишь рациональное использование времени.

ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ПОЛОСЕ МЕЧА

На клинках и хвостовиках японских мечей, кроме надписей, часто встречаются изображения, различные по характеру, но всегда подчеркивающие индивидуальность данного образца. Прежде всего, бросаются в глаза художественные гравировки – хоримоно. История их такова. В смутные времена междоусобных войн самурай мог положиться только на свой меч и для придания ему магического свойства оберега заказывал граверу изображения божеств-охранителей или их имен на клинке. Когда наступили мирные времена, традиция эта осталась, но сместилась с религиозно-мистического уровня на декоративный. Поэтому грубая гравировка старых боевых мечей, которую выполняли сами кузнецы, стала более изящной и многосюжетной. В темах гравировки присутствуют драконы, карпы, бамбук и слива, морские волны и насекомые – все то, что встречается в сюжетах цуба этого периода. И гравировку выполняли уже специалисты-граверы. К этой же операции относится и прорезание долов – продольных желобков на клинке. Их разновидности учтены и систематизированы, а сами долы, кроме декоративной функции, еще и облегчают клинок, сохраняя его жесткость и гася вибрацию во время удара. Встречаются варианты, когда декоративная гравировка находится внутри дола и выполнена объемно, в виде барельефа. Такие изображения называются укибори. В период Эдо возникла также мода гравировать на клинках строки из популярных в то время стихов, а также боевые девизы и изречения мудрецов древности. Если часть Хоримоно скрыта под рукояткой, значит полосу меча в свое время укорачивали, так как японские мечи укорачиваются только со стороны хвостовика, который обрезается на требуемую величину. При этом случается, что старые надписи, остающиеся на изъятой части хвостовика, сохраняют. Для этого часть хвостовика с надписью видоизменяют и в виде таблички прикрепляют заклепками к укороченному хвостовику. Но это и путь для подделок, когда к менее ценному клинку прикрепляют сохранившуюся надпись от погибшего меча. Иногда встречаются непонятные знаки, похожие на иероглифы, но и отличающиеся от них. Это имена буддийских богов, написанные на санскрите – языке буддийских книг, пришедших из Индии. Но в данном случае санскрит стилизован и приобрел более привычный для японца вид. Такие надписи называются бондзи, и появились они в то время, когда позиции Синто в стране несколько ослабли, а на первое место вышел буддизм. На хвостовиках, кроме надписи, могут быть гравированные или штампованные на раскаленном металле изображения – личные знаки кадзи. Это «мон» – личный герб, дарованный за особые заслуги, «као» – стилизованная роспись в стиле скорописи или «какихан» – монограмма из четко начертанных иероглифов, помещенная в рамку. Все эти изображения будоражат воображение пытливых потомков и повышают стоимость меча.

ПОЛИРОВКА

Следующий этап, который проходит клинок японского меча, это полировка. Полировщик клинков – профессия, имеющая свои тонкости, поэтому предварительно обработанный клинок кадзи передает следующему специалисту (по технологической цепочке). Прежде всего, следует отметить, что природа подарила японцам залежи абразивного материала необычайной чистоты и мелкозернистости. Без этого невозможно было бы создание того, что гордо именуется «Нихонто». Чтобы читатель понял, о чем идет речь, расскажу об одном киносюжете, показанном в советские времена по ТV. Японский столяр, на глазах у зрителей последовательно перетачивал лезвие своего рубанка на ряде природных абразивных камней, добываемых в Японии. Каждый раз он снимал с деревянного бруска стружку все более тонкую. Рубанок как бы прилипал к дереву и при неторопливом, без усилия движении из него появлялась длинная, без обрыва стружка равная ширине лезвия. После последней заточки стружка стала почти прозрачной – тоньше папиросной бумаги! При этом мастер не кричал, что установил рекорд, не требовал занесения в книгу Гиннеса. Он был мастером высокого класса, способным применить свое умение на практике, а не устраивающим из этого шоу. Так и полировщик, пользуясь последовательно все более мелкими абразивными камнями, доводит поверхность клинка до идеального состояния, позволяющего, как через стекло, увидеть структуру строения клинка, все нюансы его закалки. Подобной тщательной шлифовки оружия нет нигде в мире!

ПОЧЕМУ ЭТО ВОЗМОЖНО?

Отвлечемся от сложного процесса изготовления и зададимся естественным вопросом – почему? Действительно, почему люди создают с такой тщательностью вещи, что можно возвести их изготовление в ранг искусства. Возможный ответ – национальная японская религия Синто – путь богов. В ней меч возведен в ранг атрибута божественной власти. Следующее, что приходит в голову, – необычайно высокое положение воинского сословия в средневековой Японии и пара мечей, сопровождавшая самурая на протяжении его жизни, как символ этого высокого положения. Но это только часть правды. Никакая религия, никакой престижный заказ не заставят ремесленника работать лучше, чем ему хочется. Английский писатель Р.Д. Киплинг во время посещения Японии в 1889 г. записал: «Мне показали человека, который уже месяц полировал небольшую вазу высотой в пять дюймов. Ему оставалось трудиться еще два дня… и рубиновый дракон, резвящийся на лазуритовом поле, каждая крохотная деталь, каждый завиток, любой участочек, заполненный эмалью, будут становиться все привлекательнее. В другом месте можно купить дешевле, – сказал, улыбаясь, хозяин. Мы не умеем их так делать. Эта ваза будет стоить семьдесят долларов. Я отнесся к его словам с уважением, потому что он сказал «не умеем» вместо «не делаем». Это говорил художник». В Японии есть понятие минсю-тэки когэй (искусство, создаваемое вручную для повседневного использования людьми). Это именно тот случай, когда трепетное отношение к создаваемой своими руками вещи заставляет мастера вкладывать в акт созидания свою душу не в надежде на конечную награду, а просто потому, что иначе не стоит и браться за работу. Японские мастера высшей пробы совсем не престижных во всем остальном мире профессий поднимают свою работу на уровень искусства, и это осознание собственного достоинства заставляет их неукоснительно следовать древним технологиям во всех случаях и получать прекрасный результат.

ИСПЫТАНИЯ И МОНТИРОВАНИЕ

После полировки и заточки, длящихся в среднем две недели, клинок с временной рукояткой попадает в руки специалиста по испытанию мечей. Почему это происходило, разве не мог самурай, будущий хозяин меча, рубануть что-нибудь этакое и затем с видом знатока, осмотрев лезвие, заявить: «Меч так себе, гвозди рубать не могёт!» В Японии существовали официальные тесты испытаний, выполнить которые мог только профессионал. Такие испытания назывались тамэсигири (пробное резание). При испытании клинков ими рубили соломенные снопы, скатанные циновки – татами, медные и железные пластины. Но самые экзотические и одновременно наиболее реальные испытания происходили во время казней преступников и на телах уже казненных людей.

Из тьмы веков дошел рассказ о некоем палаче Гото. Когда ему нужно было испытать очередной новый меч на осужденных, привязанных к столбам, внезапно пошел дождь. Гото взял в левую руку зонт, в правую меч и вышел во двор. Вернулся он через несколько мгновений, почти не замочив одежду и меч. Вручая его хозяину, он произнес слова одобрения, а все свидетели этой сцены сошлись на том, что Гото был настоящим мастером своего дела. Результаты официальных тестов записывались на хвостовике меча и, в отличие от скромной надписи кадзи, часто инкрустировались золотой проволокой. Существовал обычай и неофициального испытания меча, цудзугири (уличное резание), когда самурай, чаще всего невысокого ранга, выходил ночью со своим мечом и пытался зарубить какого-нибудь простолюдина. Впрочем, не брезговали этим и некоторые высокородные самураи, так сказать для поддержания формы. После испытаний, выявивших рабочие возможности меча, клинок попадал на заключительном этапе в мастерскую цубако, где к нему изготавливалась фурнитура, и он принимал хорошо узнаваемый нарядный внешний вид. Вот собственно и вся технологическая цепочка, пройдя которую изделие превращалось в грозное оружие и в то же время произведение искусства. Дальше у каждого меча была своя судьба, в которой одним суждено было, сломавшись в бою, затеряться во времени, а другие превращались в кокухо – национальное сокровище и, передаваемые из поколения в поколение, дожили до наших дней, обрастая легендами.

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ

Казалось бы, чего проще! Получая столетиями практические результаты эксплуатации различных мечей на полях многочисленных боев, можно выбрать или скомбинировать наиболее удачную модель, сделать образцы и разослав их всем известным кадзи, обязать их выпускать точно такие. Полученные образцы назвать табельными и вооружить этим оружием постоянную армию самураев. Собственно так и поступили в Европе, как только там появились регулярные армии. Это упростило процесс вооружения, удешевило снабжение и, в конце концов, дало возможность держать сам процесс вооружения в крепких руках центральной власти. И однако же, в Японии ничего такого не произошло до тех пор, пока военное сословие в 1876 г. не было приравнено к остальным, а атрибуты их высокого положения – пара мечей с которыми они не расставались, были запрещены. Ладно, пусть существует 11 основных форм полос японских мечей, 6 видов их изгибов, 12 видов оформления острия клинка, 7 видов сечения и 6 видов обуха. В конце концов, все это на виду и впрямую влияет на рабочие качества клинка. Но – 6 видов формы хвостовика и 10 видов его торца, не говоря уже о 20 основных видах насечки на этих же хвостовиках. А ведь кроме этого существуют и промежуточные формы! Зачем все это, если всаженный в рукоятку хвостовик вообще не виден за исключением тех редких моментов, когда рукоятка снимается, и на темном от времени хвостовике с восторгом разбираются знаки, оставленные мастерами? Может быть, вопрос такого многообразия прояснит высказывание человека, близкого к художественному миру, а ведь мы уже пришли к выводу, что японские ремесленники целиком отдающиеся своему делу – художники. Главный куратор Государственного музея современного искусства в Токио Масами Сираиси сказал: «…еще одной важной отличительной чертой японского прикладного искусства является умышленное нанесение повреждений. Путем разрушения правильных форм, таких как круг или квадрат, за совершенством которых прячется красота, открывают красоту, недоступную для разума». Тысячелетняя история японского клинка, это непрерывный поиск той самой недоступной разуму красоты, к которой стремятся все настоящие художники и при этом каждый ощущает ее по-своему!

sell-off.livejournal.com

Японский меч — от тати до синсинто — О Японии

Голосовать 15 мая 2012 года в 00:57 | 6588 просмотров | 8 комментариев Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку, позволяя изготавливать не просто боевое оружие, но настоящее произведение искусства, которое не удаётся воспроизвести в полной мере даже в современности. На протяжении примерно тысячи лет форма меча практически не менялась, незначительно видоизменяясь главным образом в длине и степени изгиба в соответствии с развитием тактики ближнего боя. Меч, являясь одной из трёх древних регалий японского императора, обладал также ритуальным и магическим значением в японском обществе.

Японский меч. Заря.


Мечи, как и многое другое (как бы по этому поводу не комплексовали японцы) пришли на острова с материкового Китая. Случилось это знаменательное событие в III веке. Постепенно местные мастера приобретают собственный подчерк и переходят от простого копирования к созданию своего уникального японского стиля. Важным событием поспособствовавшем этому стало в VI веке начало добычи собственного железа. Появляется новая технология ковки мечей из железных и стальных пластин, а в начале VIII века японский мастер Амакуни изготавливает первый меч с изгибом. Несколько позже в том же веке появляется технология локальной ковки.

Японский меч. Закат.

Закат японского меча, как и его рассвет (вот ведь парадокс) связан с самоизоляцией. В начале XVII века с наступлением периода Эдо Япония рвёт контакты с внешним миром и начинает «вариться в собственном соку«. Наступившие мирные времена не лучшим образом сказались на японском мече. Главным становятся не его боевые качества, а внешний вид. Что там говорить, если в это время ценятся специалисты изготавливающие красивые и богатые ножны, а не кузнецы. В XIX веке на волне национализма и с окончанием самоизоляции случился кратковременный ренессанс. Но, уступая современным видам вооружения, меч уходил. Эпоха японского меча завершилась.

Японский меч. Рассвет.


Но не смотря на все успехи японский меч так и остался бы всего лишь пасынком своих материковых собратьев, если бы не политика. Тотальное влияние Китая в культуре, религии, политике, искусствах и пр. устраивало далеко не всех японцев. К тому же Китай видел в поднимающем голову соседе явную угрозу и приложил немало усилий для разжигания на островах междоусобиц. Всё это не могло не сказаться на взаимоотношениях. Результатом стала политика самоизоляции, начавшаяся в период
Хэйан
(VIII-XII вв.). Как ни странно кроме очевидных негативных последствий изоляция имела и плюсы. Лишившись материкового протектората, шанс на самостоятельное развитие получили доморощенные писатели, художники и кузнецы. Так в это время прямые клинки вытесняются изогнутыми, а сам изгиб благополучно перемещается от рукояти в область 1/3 длины. К концу XI века окончательно формируется особый японский стиль, как во внешнем виде, так и в технологии изготовления меча. Любопытно, что в это время японские мастера обходят своих китайских коллег. Теперь уже японские клинки пересекают границу, чтобы попасть в руки материковых ценителей оружия. Клинки эти по всем статьям превосходят китайские.

Изоляция стала толчком к развитию японского искусства изготовления клинков, но настоящее своё воплощение совершенный японский меч получил всё-таки под внешним влиянием. Случилось это в период Камакура (XII-XIV вв.), когда Япония подверглась монгольскому нашествию. Для противостояния могучему противнику понадобилось качественно иное оружие. Чтобы меч имел возможность пробить монгольские доспехи приходиться увеличить его вершину (она становиться больше и массивнее). Изменяется тактика боя. Японский меч становиться тяжёлым и перестаёт быть одноручным.

Война вообще двигатель прогресса, а уж если говорить об оружии, то и его топливо. Тем более, когда враг настолько силён. Никогда до и никогда после Япония не стояла перед таким серьёзным внешним вызовом (Вторая мировая всё-таки несколько иная история). Только самоотверженность и чего там таить случай в виде удачно налетевшей два раза бури спасли японцев от оккупации. В это время были изготовлены лучшие японские мечи. Технология достигает такого совершенства, которое не смогут повторить ни близкие ни далёкие потомки, включая современные попытки. Самый известный мастер периода Камакура – Масамуне даже не подписывал свои работы, абсолютно оправданно считая, что его клинки подделать невозможно. Это подтверждают и современные специалисты, которые с лёгкостью выделяют мечи прославленного мастера из всех остальных, дошедших до наших дней.

Технология изготовления японского меча



Япония не богата железной рудой. Для получения железа здесь испокон веков использовали так называемый «железный песок«, содержащий не более 1% металла. Этот песок вымывали и помещали в ямы, где подвергали тепловой обработке. Полученное в результате губчатое железо было очень неравномерным по структуре. Что впрочем, благодаря нехитрым хоть и трудоёмким манипуляциям становилось плюсом. Слитки раскатывали в тонкие листы, бросали в воду и разбивали на небольшие куски. Среди их обилия настоящий мастер, исследуя цвет и структуру разлома, всегда мог выбрать куски стали с необходимым содержанием углевода, которые после ковки становились заготовкой для клинка.

Терминология


В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:

Тати — длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). В музеях демонстрируются в положении лезвием вниз.

Катана — длинный меч (длина клинка 61-73 см), с несколько более широким и толстым клинком и меньшим изгибом по сравнению с тати. Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются прежде всего по манере ношения. Постепенно с XV века катана вытеснила тати как оружие для пешего боя. В музеях демонстрируются в положении лезвием вверх, по манере ношения. В древности катанами называли кинжалы, но с XVI века перенесли это название на мечи утигатана.

Вакидзаси — короткий меч (длина клинка 30,3-60,6 см). С конца XVI века в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая, дайсё («длинный и короткий»). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям.


Танто (косигатана) — кинжал или нож (длина клинка

Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям. В широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытеснился термином кэн для обозначения прямого меча.

Нагината — промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека.

Кото — букв. «старый меч». Мечи, произведённые до 1596 года. Считается, что после этого времени многие приёмы традиционной технологии были утеряны.

Синто — букв. «новый меч». Мечи, произведённые с 1596 до 1868 года, то есть до начала промышленной революции периода Мэйдзи. За редким исключением, мечи синто не рассматриваются как высокохудожественные творения кузнецов, хотя могут отличаться роскошной отделкой. По внешним признакам воспроизводят мечи кото, но по качеству металла уступают им.

Гэндайто — букв. «современный меч». Мечи, произведённые после 1868 года и по настоящее время. Среди них присутствуют как массово выпускавшиеся для армии по упрощённой фабричной технологии сёвато (букв. «меч периода Сёва»), в том числе, син-гунто (яп. 新軍刀 син гунто:?, букв. «новый армейский меч»), так и мечи, выкованные после возобновления в 1954 году производства современными кузнецами по традиционными технологиям, для которых предлагается использовать название син-сакуто (яп. 新作刀 син сакуто:?, «недавно сделанный меч»)[8] или син-гэндайто (букв. «новый современный меч»).

Цуба — гарда характерной округлой формы, кроме функционального назначения (для защиты кисти) служила украшением меча.

Хамон — линия узора на клинке, возникающая после его закалки между лезвием и обухом как результат формирования в металле мелкозернистых кристаллических структур.

Современная оценка японских мечей

После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» (яп. 日本美術刀剣保存協会 Nippon Bijutsu Tōken Hozon Kyōkai, NBTHK, ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.

Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

Национальное сокровище (кокухо). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.
Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.
Особо важный меч.
Важный меч.
Особо оберегаемый меч.
Оберегаемый меч.

В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу.

В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

Тестирование боевых свойств японского меча.


О возможностях этого оружия по праву слагали легенды, благодаря которым некоторые мечи получали громкие прозвища и ещё более громкую славу. Меч Хидзамару («Повелитель коленей«) при отрубании головы рубил и колени осуждённого. Боб, падая на лезвие меча Адзуки («боб«) разделялся на две половинки. Просто хороший (отнюдь не уникальный) меч мог разрубить ствол ружья или двух положенных друг на друга людей.

Видео. Так изготавливают японские мечи сегодня.


После того как кусочки сплавлялись в единую заготовку, начиналась ковка. Будущий клинок расплющивали, складывали и снова расплющивали. Благодаря этому сталь получалась многослойная и избавлялась от вредных для структуры клинка примесей. Количество слоёв могло доходить до огромных величин, держась, как правило, в районе 32000 (15 последовательных проковок).
Заготовку делали из двух кусков стали мягкой и твёрдой. Из твёрдой формировался V-образное ложе, в которое укладывался брусок из мягкой стали. При этом кончик будущего клинка делали полностью из твёрдой стали. Иногда мечи делали из 4 и даже 5 брусков различной твёрдости. Эти бруски в рамках одной заготовки, имея различное направление слоёв, создавали удивительную крепость японских мечей. После тщательной проковки заготовка обретала целостность и увеличивалась до размеров клинка.

Дальше клинок проходил закалку. Сложность этой процедуры заключалось в том, что разные части будущего меча нужно было закаливать при различной температуре. Чтобы добиться этого клинок покрывали термостойкой пастой (смесь глины, каменной пудры и золы). Варьируя толщину слоя, добивались необходимой температуры закалки в конкретном месте. Хамон – знаменитый узор, украшающий лучшие из японских мечей наносили, процарапывая засохшую пасту, нагревая клинок до 770 градусов и резко охлаждая. К сожалению, дополнительный нагрев, как правило, не лучшим образом сказывался на качестве клинка, и лишь немногим мастерам удавалось совместить красивый узор с необходимой крепостью. Тем ценнее становился результат их труда – настоящий японский меч.

 

Над материалом работали

Создатель
Sakura_kiss
Кегли: Статьи о Японии Похожие материалы:
1. Прически отаку — яркое самовыражение
2. Эрогуро. Как вид литературы и искусства?
3. Японская традиционная обувь.
4. Фестиваль пениса
5. Оригами от А до Я
6. Школьная форма в Японии
7. Обещание на мизинцах

animekun.ru

Японские мечи



 

 

Описание японских мечей
(документ Общества по сохранению искусства японского меча, NBTHK)
Тати:Когда вы изучаете мечи, выставленные в музеях, те, что расположены лезвием вниз, – это тати. С периода Хэйан вплоть до начала периода Муромати мечи носились подвешенными к шнуру, обвязанному вокруг поясницы. Обычно тати имеют значительный изгиб, сори, и длина их обычно от 65 до 70 сантиметров.
Катана:Клинок этого типа сменил тати в середине периода Муромати и использовался вплоть до конца периода Эдо. В длину он составляет 60,6 сантиметров (2 сяку) или более, но обычно чуть короче тати. Вопреки манере ношения тати, катана крепили в поясе так чтобы лезвие было сверху. Термин катана также включает и мечи, изначально сделанные как тати, но укороченные путем суриагэ. Их демонстрируют тем же образом, что и катана. Некоторые мечи, сделанные в период Синто группой кузнецов провинции Хидзэн, а также те, что сделаны в период Синсинто в конце режима сёгуната Токугава, были выполнены в стиле тати.
Вакидзаси:Мечи длиной от 30,3 (1 сяку) до 60,6 сантиметров называются вакидзаси и носились у пояснице подобно катана. Те, что весьма короткие, около 36-40 сантиметров (1 сяку 2-3 сун), называются ко-вакидзаси. На протяжении периода Момояма и последовавшего за ним периода Эдо вакидзаси носили вместе с катана как дайсё (пара большого и малого мечей).
Танто:Мечи короче, чем 30,3 сантиметров называются танто. Другое название для этих очень коротких мечей – косигатана. В древности термином катана обозначали танто.

Структура (цукури-коми):
Японские мечи сделаны в разных стилях, таких как хирадзукури (плоские, без ребра), синогидзукури (с продольным ребром вблизи обуха), кирихадзукури (с продольным ребром вблизи лезвия), и морохадзукури (обоюдоострые).
Китаэ:
Чтобы соответствовать всем свойствам хорошего Ниппон-то, который должен быть стоек к переламыванию и сгибанию, брус мягкой стали для сердцевины (синганэ) с пониженным содержанием углерода оборачивается твердой сталью оболочки (каваганэ) с б`ольшим содержанием углерода и это подвергается ковке. В качестве наружного металла используется так называемое тама-хаганэ (сталь, произведенная традиционным методом плавки с использованием древесного угля), складываемая и кованная целых 15 раз. Разнообразие поверхностных узоров, произведенных таким образом, имеет следующие виды: итамэ (древесный узор), мокумэ (радиальный узор), масамэ (продольный узор), нисидзи (плотный узор кожуры груши), аясуги (концентрические изгибающиеся линии). Другие образования включают дзи-ниэ (обособленные зерна на стальной поверхности), тикэй (короткие изогнутые линии зерен ниэ), уцури (туманные темноватые области в дзи параллельно линии закалки), и все они характеризуют как отдельно взятого кузнеца, так и традиционные и местные школы.
Ниэ и ниои:
В процессе закалки, часть лезвия или хамон становится границей, свидетельствующей о разнице в твердости стали. Ниэ и ниои проявляются там, где закаленная и стальная части встречаются в дзи. Ниэ – относительно крупные отдельные частицы, различимые глазом, тогда как ниои столь малы, что требуется микроскоп, чтобы разглядеть их. Если ниэ можно сравнить с отдельными звездами, сияющими на небе, то ниои сравнимы с туманной линией Млечного пути. Доктором Куниити Тавара (1872-1918 гг.), японским металлургом, с научной точки зрения было доказано, что ниэ и ниои, проявляющиеся после обработки лезвия с помощью различных шлифовальных камней, представляют собой смесь очень твердого компонента стали, мартенсита, и средней по твердости субстанции.
«Активность» частиц в дзи (поверхность клинка) и в ха (режущей области):
Термином «активность» мы обозначаем разнообразные формации зерен, которые делают меч внешне более или менее живописным. В зависимости от типа формации зерен им даются художественные имена, такие как аси (ноги), ё (листва), сунагаси (дрейфующие пески), хакикакэ (следы широкой метлы), утинокэ (щепки), кинсудзи (золотая строка) и тому подобное. Наиболее обычный кинсудзи сформирован из ниэ, которые выстроились в тонкие сияющие линии в области лезвия. Более широкие и длинные линии называются инадзума (молния). Подобные образования в дзи называются тикэй (пейзаж в дзи). Юбасири (бегущий кипяток) относится к полоскам ниэ в ограниченных участках. Ниэ, расположившиеся в дзи или в части клинка за пределами лезвия и на обухе называются дзи-ниэ. Когда в поверхности клинка преобладают ниэ, такой меч называется ниэ-дэки, что характерно для ранних работ Камакура и школы Сосю вообще. Ниои-дэки означает мечи, в стальной поверхности которых преобладают туманные образования ниои. Мечи с преобладанием ниои представляют школа Бидзэн, появившаяся после середины периода Камакура, а также школа Аоэ Биттю в период Нанбокутё.
Закаленные участки (хамон):
Чтобы должным образом изучить красоту Японского меча, в дополнение к текстуре поверхности стали и общей структуре клинка, изучению надлежит подвергнуть и его закаленную часть. Хамон – это элемент, созданный посредством процедуры закаливания режущего лезвия клинка с целью придания ему твердости. После того как стальная заготовка, состоящая из металлов оболочки и сердцевины, неоднократно сложена для ковки и прокована в грубую форму клинка, его поверхность покрывают якиба-цути, своего рода керамической глиной. Затем шпателями утончают покрытие в районе лезвия, чтобы оно подверглось более сильному нагреву, что вызовет возникновение определенных элементов в лезвии. Соответственно тому, как счищено покрытие, называемое цутидори, предполагается получить клинки с прямой закаленной частью, называемой сугуха, или клинки с разнообразными видами нерегулярных частей — мидарэба. Когда покрытие просохнет, клинок нагревается в горне на древесном угле до красноты, когда оно будет готово быть погруженным в холодную воду. Эта операция называется якиирэ и требует высшего мастерства и основана на опыте и исследованиях. Для пояснения, термин сугуха включает разные виды прямого хамон, такие как хиро-сугуха (широкий), хосо-сугуха (узкий). Мидарэба включает ко-мидарэ (малый), тёдзи (форма гвоздики), дзюка-тёдзи (многократный тёдзи), кавадзуко-тёдзи (тёдзи в виде головастиков), гуномэ (зигзаг), катаоти-гуномэ (наклоненный зигзаг), санбонсуги, нотарэ (волны), торан (вздымающиеся волны), хитацура и сударэба.
Вершина (боси):
Этот термин относится ко всей верхней области выше ёкотэ (поперечный гребень), что еще называется киссаки. Различные размеры вершин и типы закалок, выполняемые здесь, являются характеристиками, достаточными для определения отдельного изготовителя или школы, а также времени изготовления, а поэтому это очень важные элементы в изучении меча. Типы закалки в боси могут быть следующие – о-мару (большой полукруг), ко-мару (малый полукруг), мидарэ-коми (нерегулярно вытянуто), якицумэ (полностью до обуха), дзизё (голова каменного изваяния) и каэн (пламя).
Насечки напильником на хвостовике (ясуримэ):
Ясуримэ – это заключительная опиловка напильником поверхности рукоятки клинка, называемого накаго (хвостовик). Как школа так и время изготовления оставляют специфические следы на неполированной поверхности железа. Кири, также называемый ёко, это прямые параллельные насечки и наиболее распространенный тип маркировки. Каттэ-сагари имеет наклон вправо, то есть каттэ – слева направо. Судзикай аналогичен каттэ-сагари, но под более крутым углом. Когда наклоны начинаются справа вниз, это называется сака-судзикай. О-судзикай – это наиболее выраженный судзикай, характерный для школ Аоэ и Самондзи периода Кото. Другие маркировки включают таканоха, еще называемый сида, который напоминает перо ястреба, сака-таканоха выглядит как перевернутое перо ястреба, ката-судзикай, являющаяся комбинацией кири и судзикай, все они в основном являются маркировками традиции Ямато; хигаки напоминает клетку и присутствует в Ямато, Мино, Наминохира в Сацума и других школах; кэсё-ясури присутствует исключительно в работах Синто, а сэнсуки выглядит как очищенная поверхность, что имеется на примитивных неизогнутых Ниппонто (Дзёкото) и ранних Кото.
Гравюры на клинке (хоримоно):
Гравировки на лезвии встречаются уже в начале периода Хэйан, и имели они как религиозное так и декоративное назначение. Они отражают как популярную моду своего времени, так и черты отдельных кузнецов и школ. У прямых плоских желобов, называемых бо-хи, которые обычно вырезали на клинке, могут быть разные типы окончания, например, какудомэ (квадратный конец), марудомэ (круглый конец), какинагаси (сужается кверху), какитоси (уходит к окончанию рукояти). Изображения, вырезанные в работах Кото в дополнение к хи, были в своем большинстве религиозными, и включали Бондзи (Санскрит), кэн (кинжал), Фудомёо (воплощение Будды), курикара (дракон, обвившийся вокруг меча), Санко-кэн (клинок с трех лучевой рукоятью), гомабаси (пара палочек для религиозных ритуалов), надпись ХАТИМАН ДАЙБОСАЦУ и НАММЁХОРЭНГЁКЁ и т.п. Во времена Синто гравировки стали в основном декоративными и популярные мотивы включают цуру-камэ (журавль и черепаха, что символизирует долголетие), дзёгэ-рю (взлетающий и опускающийся драконы), сё-тику-бай (сосна, бамбук и цветущая слива) и гора Хорай (легендарная гора вечной молодости).
Дайшо, что означает «большой-маленький». Так называют пару мечей, которые носили самураи. Различают два типа дайшо: а, b Тачи и короткий танто полагались к придворному костюму или доспеху, их носили подвешенными к поясу; с, d Катану и короткий вакизашизасовывали за пояс повседневной одежды лезвиями вверх.
Устройство(справа). Показаны части клинка (А) и ножен катаны (В, С) и тачи (D). Западные коллекционеры используют именно эти японские термины. Катана и тачи различаются внешними приспособлениями, а их клинки — только месторасположением клейма мастера (оно должно быть на наружной стороне при соответствующем способе ношения меча).

 

 

  1. Киссаки
  2. Якиба
  3. Хамон
  4. Шиноги
  5. Муне
  6. Кессо
  7. Мекуги-ана
  8. Коджири
  9. Сая
  10. Сагео
  11. Куриката
  12. Кои-гучи
  13. Кашира
  14. Хабаки
  1. Сеппа
  2. Цуба
  3. Фучи
  4. Мекуги
  5. Менуки
  6. Иши-зуки
  7. Семе
  8. Ни-но-аши
  9. Ичи-но-аши
  10. Шитоги-цуба
  11. Цуко-аи
  12. Мусуби-гане
  13. Кабуто-гане
    Строение клинка
  1. Тылье
  2. Щеки
  3. Сердцевина
  4. Лезвие
    Поперечные сечения клинков
    Клинки чаще изготавливали из полос железа или стали таким образом, чтобы лезвие было острым и твердым, а тылье — мягким. Здесь показаны четыре типа поперечного сечения.
  1. Мару-китае, клинок целиком из твердой стали.
  2. Вариха тецу китае, твердое только лезвие.
  3. Кобусе сан май китае, мягкие сердцевина и тылье.
  4. Шихозуме китае, сердцевина мягкая, щеки и тылье средней твердости.

Мечи пяти традиций.
(В книге Канзан Сато «Японский меч», Токио. 1984 г.)
Ямасиро
Первый кузнец, работавший в Киото в провинции Ямасиро, чье имя нам известно, — Сандзё Мунэтика. Его тати, подписанные Сандзё (от названия улицы в Киото где он жил) или Мунэтика, датированы в основном 10-м веком. Эти мечи имеют глубокий изгиб вблизи рукояти (косидзори) и значительное превышение ширины клинка у рукояти над шириной клинка у вершины (фумбари). Сама вершина (киссаки) маленькая, структура волокон стали – мелкая итамэ, линия закалки иногда типа ко-мидарэ и состоит из ниои и ниэ, встречается двойное (нидю-ха) и даже тройное (сандзю-ха) лезвие.
Далее следует отметить очень важную школу Аватагути (от названия района в Киото). Кунитомо (конец 12 — начало 13 веков) был одним из лидеров этой школы. Его тати схожи с мечами Мунэтика, но узор закаленного лезвия (хамон) обычно прямая (сугуха) с элементами ко-мидарэ (мелкий беспорядок). Другой достойный кузнец этой школы, один из лучших мастеров вообще, Тосиро Ёсимицу, известен своими плоскими (хирадзукури) прямыми и чуть вогнутыми (утидзори) кинжалами со сталью типа ко-итамэ и узором лезвия типа сугуха, с длинными хвостовиками с овальным концом (куридзири) и умеренно наклоненной насечкой напильником (каттэ-сагари).
Третья группа из Ямасиро – школа Рай. Клинки ее основателя, кузнеца Куниюки, жившего в 13-м веке, широкие и узкие тати с закалкой ко-мидарэ или тёдзи (бутоны гвоздик) с зернами ниэ и ниои, структура стали – итамэ. Позднее. В работах Рай Кунимицу (начало 14-го века) как итог влияния традиции ковки из провинции Сагами, появился узор закаленного лезвия гономэ.
Сагами
Иначе называемая традиция Сосю появилась благодаря покровительству военных правителей (сёгунов) из Камакура вблизи современного Токио. Начало было положено в 1249 году, когда Аватагути Куницуна из Ямасиро прибыл в Камакура и выковал тати для регента Ходзё Токиёри. Сын этого кузнеца, Синтого Кунимицу был учителем будущего мастера Юкимицу и великого и непревзойденного Масамунэ, который прославил школу Сагами и считается самым лучшим кузнецом. Для традиции Сосю характерны как мечи так и прямые ил утидзори кинжалы, длина обычно 24-28 см. Структура стали очень изящная, плотная итамэ, узоры лезвия разнообразные. У Масамунэ обычно узор типа мидарэ-ха, обильно насыщенный ниэ.
Бидзэн
Расположенная на побережье Внутреннего моря эта провинция в те далекие времена была центром выработки железа. С конца периода Хэйан вплоть до губительного наводнения реки Ёсииё в конце 16 века район вокруг поселения Осафунэ был, пожалуй. Самым плодовитым на клинки во всей Японии. Внутри так называемой школы Ко-Бидзэн (Старый Бидзэн), объединяющей всех мастеров 10-12 веков есть три великих имени – Томонари, Масацунэ и Канэхира. Их тати тонкие, с резко выраженным изгибом косидзори, с маленьких размеров вершиной (ко-киссаки), структура стали итамэ или ко-итамэ, узор закаленного лезвия в основном ко-мидарэ в сочетании с тёдзи и гономэ с обилием ниэ.
В 13-м веке стиль Хэйан был развит школой Итимондзи, основанной мастером Норимунэ, и школой Осафунэ, но впоследствии клинки стали шире, вершины крупнее, что могло быть связано со спецификой плотных кожаных доспехов монголов. В работах Осафунэ изгиб клинка типа косидзори сменился равномерным изгибом по всей длине (ториидзори), в 14 веке тати несколько удлинились и стали более широкими, влияние традиции Сагами стало заметно, особенно в узоре закаленного лезвия (хамон) – это узоры нотарэ и о-мидарэ. В период Муромати вначале делались изящные тати с хамон гономэ-тёдзи, но ажиотажный спрос на мечи в начале15 века вплоть до конца 16 века сделал провинцию Бидзэн (вместе с провинцией Мино) крупнейшим центром массового изготовления оружия не только для внутреннего применения, но и для экспорта в Китай. Изготавливались многочисленные клинки на любой вкус согласно запросам многочисленных заказчиков.
Ямато
Это самая древняя традиция из всех, когда эта провинция стала политическим центром Японии, что произошло аж в 4 веке нашей эры. Тогда еще использовались китайские технологии обработки железа. Полулегендарный кузнец Амакуни, называемый Отцом японского меча, был родом, по-видимому, из Ямато и жил в 8 веке, хотя сегодня все это не считается совершенно достоверным. О чертах мечей Ямато до 12 века можно лишь догадываться, но в период Камакура картина прояснилась. Это мечи с выраженным продольным ребром (синоги), со структурой стали масамэ или итамэ, узор лезвия чаще всего сугуха с использованием ниэ, встречается сочетание сугуха с мидарэ. В отличие от традиций Бидзэн и Ямасиро почти не встречается закалка тёдзи. Как правило, исключительно яркие и насыщенные зернами ниэ закалки традиции Сагами здесь не встречаются. В основном мы имеем дело со сдержанным консервативным и спокойным стилем.
История производства оружия в Ямато подразумевает тесную связь оружейников со старыми храмами Нара и другими, чьи монахи участвовали в военных действиях, что распространилось и на монахов в других провинциях. Мечи Нара в период Камакура стали известны по всей Японии. Среди значительных школ ковки в Ямато школа Тэгаи замечательна тем, все ее члены, включая мастера Канэудзи, в самом конце периода Камакура переселились в селение Сидзу в провинции Мино, и там возникла традиция Мино.
Мино
Канэудзи делал тати умеренной толщины с вершинами умеренных размеров, на хвостовиках нанесены насечки напильником с небольшим наклоном (каттэ-сагари), сами хвостовики резко обрезаны чуть наискось (кири). Это похоже на работы традиции Сагами, ведь Канэудзи учился у Масамунэ.
Черты клинков Канэудзи впоследствии стали чертами стиля Мино – структура стали сочетает итамэ и масамэ, состоящие из ниэ, наличие дзи-ниэ и тикэй в дзи, узор лезвия типа ко-мидарэ с небольшим количеством гономэ (взято из Ямато) или нотарэ (взято от Масамунэ). В области закаленного лезвия видны структуры сунагаси и хакикакэ.
Внутри традиции Мино было семь школ, из которых выделяются ясными отличительными особенностями, особенно использованием узора лезвия типа сугуха, школы Ёсисада и Канэёси (конец 14 — начало 15 веков).
В период Муромати самыми мощными центрами по изготовлению мечей были Осафунэ в Бидзэн и Сэки в Мино. Массово изготавливаемым в Сэки мечам недоставало индивидуальности, но не в той степени как мечам Осафунэ. Несколько кузнецов, вернее групп кузнецов, стоящих за подписями типа Канэсада и Канэмото, использовали выразительные узоры лезвия, например санбонсуги. Выразительность хамон со временем стала яркой чертой, что выделяло многих кузнецов в начале периода Эдо.
На практике, большинство новых школ, появившихся в период Момояма и начале периода Эдо, происходили из Мино.

 

on-infantry.narod.ru

Японский меч

25.11.2011

Японский меч или nihontō (яп. 日本刀 или にほんとう, англ. Japanese sword) — произведённый по традиционной японской технологии, однолезвийное рубяще-режущее холодное оружие.

 

Есть несколько типов японских мечей, их можно разделить в зависимости от размера, области применения и способа производства.

Как известно, в Европе на смену оружию которые использовали древние племена, таких как: «скрамасаксам» германцев, пришли длинные обоюдоострые мечи рыцарей, после этого появились поясные, седельные и двуручные мечи, которые затем сменились клей-морами, саблями, палашами, рапирами, шпагами. В свою очередь на Востоке разноообразие оружия удивляет — в отдельно взятом Раджпутане одновременно были в применении ханда, талвлар, кунда и шолуар. Россия в свою очередь также прошла путь эволюции клинков, начиная от мечей дружинников князя Игоря до шашек и сабель. Японский меч же, жил по своим законам, появившийся в IX-X веках н.э. оригинальный однолезвийный, слабо изогнутый клинок, просуществовал как практическое оружие до наших дней! И то, что на протяжении столетий в Японии менялась тактика боя и страна познакомилась с огнестрельным оружием, ни как не отразилась на эволюцию японского меча.

Столь затяжной status quo вовсе не означает скованность мысли. Все умственные силы японского кузнеца направлялись на ежедневное усовершенствование процесса изготовления клинка. Стоит отметить, что скажем меч самурая XI и XIX вв, однотипны, но сразу возникает вопрос, как определить время изготовления, имя мастера и, главное, как оценить качество клинков? Для тех кто только начал изучение клинков, здесь скрыто много подводных камней. Язык японских знатоков мечей (мэкики) нередко витиеват, они используют сравнения и понятия, которые привычны в культурной японской среде или отражающие восточный взгляд на мир. Японский язык, столь сложный для большинства людей, первое время создает реальные препятствия в восприятии информации.

Замену оригинальных японских терминов неестественными русскими словами надо считать делом вредным. Например, если для японских мечей и кинжалов без гарды японцы используют термин Айкути (яп. 合口 — «подогнанное устье»), то так же можно встретить и термин «безгардовый меч», что безусловно, является косноязычным.

Оригинальность темы наложила отпечаток и на последовательность изложения материала. Первое, что стремится определить для себя человек, взявший в руки японский меч, это дать ему название. Однако в случае японских мечей необходимо сперва провести тчательное изучение клинка, затем обратить особое внимание на многочисленные детали его оправы, и лишь после этого давать определение. Справка: японские мечи делятся на Тáти (яп. 太刀) — длинный японский меч, носимые лезвием вниз, и Катана (яп. 刀 ), носимые лезвием вверх, но это еще не названия мечей, а всего лишь группы мечей, а названия складываются из многочисленных факторов.

Читателю для успеха в изучении темы необходимо знать некоторые аспекты японской истории. Территориально Япония разделялась на несколько десятков провинций и кузнецы в своих подписях на клинках использовали их названия, например, кузнец «Масамунэ (яп. 正宗, 1288—1328) — выдающийся японский оружейник и мастер японского меча из провинции Сагами». Из большого числа японских провинций в мастерстве ковки мечей с глубокой древности выделялись пять, чьи кузнецы на протяжении нескольких столетий задавали тенденции в ковки и придумывали идеи, подхватываемые другими кузнецами по всей Японии, — это так называемые го-ка-дэн (пять стилей), а именно провинции Ямато, Ямасиро, Бидзэн, Сагами и Мино.

Японские мечи делятся по времени изготовления всего на 2 группы: Кото (Старые мечи IX—XVI вв.) до 1596 года и Синто (Новые мечи XVII—XIX вв, с 1596 до 1876 гг. Синто, в свою очередь, делятся на мечи трех временных периодов: Кэйто (1596-1660 гг.), Камбун (1661-1780 гг.) и Синсинто (1781-1876 гг.). В основе деления мечей на указанные группы лежат процессы развития страны, наук и технологий. Вслед за группой синто хронологически следует гэндай-то (Современные мечи XIX—XXI вв.), с 1877 года вплоть до наших дней. Мечи группы гэнданто существенно отличаются от Кото и Синто и представляют собой большое число разнообразных, неоднократно сменявших друг друга мечей, подчас никак не связанных с японской традицией и историей, а всего лишь копирующие европейское оружие, а также работы современных кузнецов (синсякуто).

Наконец, следует иметь представление о традиционном японском хронологическом делении. Будем использовать деление на периоды, принятое Агентством Японского Правительства по делам культуры:
Доисторический — 537г.
Асука — 538-644гг.
Нара — 645-781гг.
Хэйан — 782-1184гг.
Камакура — 1185-1332гг.
Намбокутё — 1333-1391гг.
Муромати — 1392-1572гг.
Момояма — 1573-1599гг.
Эдо — 1600-1867гг.
Мэйдзи — 1868-1912гг.

Терминология

Три основных длины для лезвия:
1 сяку или менее: Танто (яп. 短刀) — нож или кинжал.
1-2 сяку: для Сето (яп. 小刀:しょうとう) — Вакидзаси или kodachi.
2 сяку или более: для Дайто (яп. 大刀 ) (длинный меч, такие как катана или тати).
Тати — Tachi (яп. 太刀; たち)

Когда вы будете изучать мечи, выставленные в музеях, те, что более изогнутые и расположены лезвием вниз, — это Тати. Начиная с периода Хэйан — 782-1184гг. и вплоть до начала периода Муромати — 1392-1572гг. мечи всегда носились подвешенными к шнуру, который обвязывался вокруг поясницы самурая. Обычно длина Тати от 65 до 70 сантиметров (2 сяку), сам меч имеет значительный изгиб по сравнению с остальными.

Катана — Katana (яп. 刀; かたな)

Клинок этого типа сменил своего предшественика примерно в середине периода Муромати — 1392-1572гг. и как предполагается использовался вплоть до конца периода Эдо — 1600-1867гг. В длину он составляет 60,6 сантиметров (2 сяку) или более, но всегда был короче чем тати. Вопреки манере ношения тати (лезвием вниз), Катана крепили непосредствено в самом поясе так, чтобы лезвие было всегда сверху. Сам термин катана также включает в себя и мечи, изначально изготовленные как тати, но укороченные путем Суриагэ. Их демонстрируют таким же образом, что и катана. Такие мечи, были сделанны в период Синто кузнецами провинции Хидзэн, а также те, что сделаны в период Син-синто в конце режима сёгуната Токугава (яп. 徳川幕府, Токугава бакуфу) или Эдо бакуфу.

Вакидзаси — Wakizashi (яп. 脇差; わきざし)

Мечи длиной от 30,3 до 60.6 сантиметров называются вакидзаси и носились у поясницы, подобно мечу катана. Стоит обратить внимание на то, что весьма короткие мечи, около 36-40 сантиметров, называются ко-вакидзаси. На протяжении периода Момояма — 1573-1599гг. и последовавшего за ним периода Эдо — 1600-1867гг., вакидзаси носили вместе с катана как Дайсё (яп. 大小, дайсё, букв. «большой-малый») пара большого и малого мечей.

Танто — (яп. 短刀)

Мечи длиной от 15 до 30,3 см. сантиметров называются Танто (яп. 短刀, букв. «короткий меч»). Такой меч носился в паре с мечом тати или отдельно как кинжал. Первые мечи появились в эпоху Хэйан. Другое название для этих очень коротких мечей — косигатана. Термином катана в древности обозначали меч танто. Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.

Список длины для различных типов мечей: Nodachi , Ōdachi , Jin tachi: 90 см и более (более чем 3 сяку) Tachi , Katana: более 60,6 см (более 2 сяку) Wakizashi: от 30,3 см — 60,6 см (от 1 до 2 сяку) Tantō , Aikuchi: до 30,3 см (в рамках 1 сяку)

Структура (цукури-коми)

Японские мечи сделаны в разных стилях, таких как хира-дзукури (без ребра, плоские), морохадзукури (обоюдоострый), синогидзукури (с продольным ребром рядом с обухом) и кирихадзукури (с продольным ребром рядом с лезвием).

Ковка (китаэ)

Чтобы соответствовать всем свойствам непривзойденного клинка, который не должен сломаться во время битвы и сгибаться при сильных ударах, брус мягкой стали для сердцевины (синганэ) с низким содержанием углерода оборачивается твердой сталью оболочки (каваганэ) с достаточно большим содержанием углерода и подвергался ковке. Заготовка сплющивается и сворачивается вдвое, затем снова сплющивается и сворачивается еще раз вдвое, но только в другом направлении. В качестве наружного металла используется так называемое тама-хаганэ (сталь, произведенная традиционным методом плавки с использованием древесного угля), складываемая и кованная кузнецом 15 раз. В результате такой проковки на выходе получается многослойная сталь, окончательно очищенная от шлаков. Можно с легкостью подсчитать, что при 15-кратном сворачивании заготовки получается примерно 33 тысячи слоёв стали — такая плотность обычна для японских мечей.
Разнообразие поверхностных узоров, произведенных таким способом, имеет следующие виды: масамэ (продольный узор), насидзи (плотный узор кожуры груши), итамэ (древесный узор), мокумэ (узор древесной коры), аясуги (концентрические изгибающиеся линии). Другие образования включают дзи-ниэ (обособленные видимые зерна в волокнах поверхности стали или дзи), тикэй (короткие линии зерен низ), уцури (туманные темноватые области в дзи параллельно линии закалки), и все они характеризуют как традиционные местные школы, так и отдельно взятого кузнеца.

Закаленные участки (хамон)

Для того чтобы изучить красоту японского меча, в дополнение к текстуре поверхности стали и общей структуре клинка, изучению следует подвергнуть и его закаленную часть. Элемент созданый посредством процедуры закаливания режущей части лезвия будущего меча с целью придания ему твердости, называется — Хамон. После того как стальная заготовка, состоящая из металлов оболочки и сердцевины, много раз была сложена для последующей ковки и затем прокована в грубую форму клинка, ее поверхность начинают покрывать якиба-цути, так называемой — керамической глиной. После чего шпателями уменьшают покрытие в районе лезвия, чтобы оно подверглось еще более сильному нагреву, что вызовет возникновение определенных элементов в лезвии. Соответственно тому, как удалено покрытие, называемое цутидори, предполагается получить клинки с ровной закаленной частью, называемой сугуха (прямая заготовка), или клинки с разнообразными видами хаотичных частей мидарэба. Когда покрытие просохнет, клинок повторно нагревается в горне на древесном угле до тех пор пока оно не будет готово быть погруженным в холодную воду. Эта процесс называется якиирэ и требует самого высокого мастерства от кузнеца.
Для пояснения: основной термин сугуха включает разные виды прямого хамон, такие как хиро-сугу-ха (широкий), хосо-сугу-ха (узкий), а также плотные и толстые прямые линии; мидарэба включает ко-мидарэ (малый), тёдзи (форма гвоздики), дзю-ка-тёдзи (многократный тёдзи), кава-дзу-ко-тёдзи (тёдзи в виде головастиков), гуномэ (зигзаг), ка-та -оти-гономэ (наклоненный зигзаг), салбонсуги (три кедровых дерева), нотарэ (волны), торан (вздымающиеся волны), хитацура (все в беспорядке) и сударэба (ротанговые узлы).

www.waysamurai.ru

Искусство владения оружием » Blog Archive » Устройство японского меча

Японский меч — базовое оружие в хейкидзюцу и просто хорошая вещь. Для того, чтобы им успешно пользоваться, невредно понимать, как он устроен.

Приведённая ниже схема является намеренно упрощённой. С точки зрения именно фехтования прочие подробности строения японского меча, важные для коллекционеров и историков, не имеют никакого значения.

Рукоять — часть меча, предназначенная для удерживания оружия руками. Внутри рукояти находится хвостовик, неотъемлемая часть клинка.

Гарда (цуба) — часть меча, отделяющая рукоять от клинка. Гарда японского меча называется «цуба». Цуба может быть практически любой формы, но чаще всего встречаются овальные и круглые цубы. Следует понимать, что основное предназначение цубы в конструкции японского меча — это не защита кисти от ударов, а ограничитель, не дающий рукам соскользнуть на клинок и порезаться. Впрочем, при правильной технике цуба и от ряда ударов защищает абсолютно адекватно. В дальнейшем описании составных частей японского меча будет использоваться более общее слово «гарда».

Яблоко — противовес, предназначенный для улучшения баланса меча. На японских мечах эта деталь выражена слабо из-за большой длины рукояти по отношению к клинку, то есть роль яблока как противовеса выполняет сама рукоять. Но на европейских мечах с более короткой рукоятью яблоко в большинстве случаев очень хорошо заметно.

Эфес — совокупность яблока, рукояти и гарды, то есть всё то, что не является непосредственно клинком. Без эфеса голый клинок практически не может быть применен в качестве полноценного оружия. Для традиционных японских мечей характерна возможность разборки оружия и смены эфеса. Именитый самурай, обладающий великолепным дедовским клинком, который выковал какой-нибудь легендарный кузнец, мог в мирное время использовать богато украшенный эфес, являющийся произведением искусства сам по себе, а для военных дел надевать на клинок менее вычурную, но более простую и надежную оправу.

Клинок — основная часть оружия, предназначенная для контакта с противником и его оружием, отделённая от рукояти гардой. Хвостовик, размещенный внутри рукояти, является неотъемлемой частью клинка с анатомической точки зрения, но непосредственно при фехтовании этот нюанс не оказывает на процесс никакого влияния. Клинком иногда называют и меч целиком.

Лезвие — заточенная сторона клинка, предназначенная для нанесения рубящих и режущих ударов.

Острие — кончик клинка, предназначенный для нанесения уколов и доводки рубящих ударов. Японское слово «киссаки» обозначает не только саму точку острия, но и ближайшую прилегающую к ней область клинка с характерно изогнутым лезвием, и в японской традиции острие рассматривается именно как киссаки, одним объектом.

Спина — незаточенная сторона клинка, противоположная лезвию. Может быть использована для защиты от вражеского оружия, а также как упор для второй руки в некоторых продвинутых техниках. У обоюдоострых мечей спина отсутствует, так как на противоположной одному лезвию стороне находится другое лезвие, идентичное первому. Некоторые мечи обладают полуторасторонней заточкой, то есть примерно от четверти до трети спины в области, прилегающей к острию, также заточено. Спина в этом случае всё ещё чётко идентифицируется.

Плоскость — широкая боковая сторона клинка, с одной стороны прилегающая к спине, а с другой сходящая на лезвие. Активно используется в защитных действиях.

Сильная часть — первая треть клинка, прилегающая к гарде. Используется для выполнения жёсткой защиты. Следует помнить, что пальцы где-то рядом, поэтому слишком уж близко к гарде блоки лучше не ставить.

Средняя часть — вторая треть клинка. Используется как для защитных действий (в основном парирований), так и для нанесения рубящих и режущих ударов.

Быстрая часть — третья треть клинка, включающая в себя острие. Наихудшим образом подходит для защиты. При постановке блока быстрой частью противник, использующий среднюю часть, получает преимущество рычага и может легко продавить защиту. Кроме того, оружие противника может легко соскользнуть со стороны острия и пройти через защиту. Быстрая часть клинка предназначена исключительно для выполнения атакующих действий.

Баланс — на схеме пунктиром указана примерная область, в которой находится центр тяжести меча или его баланс. Чем ближе баланс к рукояти (рапира), тем больше оружие подходит для нанесения колющих ударов и тем меньше подходит для тяжелой рубки. Чем ближе баланс к острию (топор), тем лучше оружие рубит, но тем сложнее оно в управлении из-за инерционности и тем меньше подходит для нанесения уколов. Точное положение баланса варьируется от меча к мечу.

Центр удара — на схеме пунктиром указано примерное расположение точки, в которой клинок не вибрирует при ударе из-за того, что колебания клинка взаимно гасят друг друга. Именно этой точкой и нужно стараться попадать по цели, потому что отсутствие вибрации позволяет выполнять удар с наибольшим КПД. Центр удара также можно называть центром вибрации. Вторая такая же точка располагается на хвостовике внутри рукояти и роли не играет. Точное положение центров удара на каждом мече своё.

Подробности

Следующая схема, в отличие от предыдущих, очень подробна. По большому счёту, все эти подробности играют важную разве что для профессиональных историков, востоковедов и коллекционеров. Но всё равно же интересно!

Далеко не все перечисленные и изображенные на иллюстрации составные части использовались во всех случаях. Не на всех цубах присутствуют кодзука хицу-ана и когай хицу-ана, не на всех мечах есть бо-хи, йокоте, хоримоно и так далее.

Тати косирае — меч в оправе для тати. Ножны подвешиваются к поясу таким образом, что меч располагается лезвием вниз, в точности как и во всех остальных странах мира.

Буке-дзукури косирае — вообще слово «буке-дзукури» обозначает оправу для катаны. На иллюстрации буке-дзукури разложено на три части: ножны, меч и отдельно клинок. Более простые ножны буке-дзукури просто затыкаются за пояс, при этом меч располагается лезвием вверх, что и отображено на схеме.

Тати косирае

Кабуто-гане — яблоко. Наличие кабуто-гане — единственное отличие между тати и катаной на иллюстрации. На самом деле тати, то есть более старые мечи эпохи Кото, отличались несколько иной геометрией и определёнными нюансами в оплётке и устройстве рукояти. Но это уж совсем мелочи жизни, откровенно говоря.

Аси — крепления для подвешивания ножен.

Сайя-ито — оплетка ножен, аналогичная традиционной оплетке рукояти.

Семегане — крючок для подвешивания меча на стену.

Сайядзири — окованный металлом кончик ножен.

Сайя — собственно ножны.

Цуба

Накаго-ана — основное отверстие, в котором закрепляется меч.

Мими — область рядом с границей цубы.

Фукурин — кольцеобразное ребро цубы, внешняя граница.

Когай хицу-ана — отверстие для когая, одновременно расчески и ковырялки в ушах, иногда и палочек для еды заодно.

Секигане — подгонка цубы, небольшие кусочки мягкого металла.

Уденуки-ана — два отверстия, небольшое и ещё меньше, расположенные в этой части цубы, не являются декоративными. Сквозь эти отверстия пропускается кожаный ремешок, темляк, с помощью которого меч привязывается к руке.

Сеппа-дай — название области, на которую ложится сеппа.

Мей — клеймо изготовителя.

Кодзука хицу-ана — отверстие для кодзуки, маленького бытового ножа.

Сукаси — декоративные отверстия. Если сукаси очень много, то цубу можно назвать сукаси-цуба.

Буке-дзукури косирае (только ножны)

Коигути — часть ножен, подгоняемая под хабаки, удерживающая меч в ножнах.

Куригата — выпуклость со сквозным отверстием для крепления шнура.

Сито-доме — металлические кольцеобразные украшения/укрепления по бокам куригаты.

Кодзири — укрепленный кончик ножен.

Катана

Касира — небольшое яблоко с отверстием для крепления шнура.

Касира-гане — отверстие для крепления шнура.

Макидоме — выпуклый узел.

Цука — рукоять меча.

Цука-ито — шнур, оплетающий рукоять. Цукамаки — название процесса оплетки.

Мекуги — клинышек, удерживающий клинок в рукояти. Может быть не один, особенно на крупных мечах.

Менуки — декоративный элемент рукояти. Основная функция менуки — локальное увеличение толщины рукояти, приводящее к улучшению хвата. Бывало, что оплётка рукояти отличалась от приведённой на изображении, её, по сути, вообще могло не быть. В этих случаях менуки служили шляпками для мекуги, не дающими клинышкам вывалиться. На внешней стороне меча менуки располагается ближе к цубе (традиционно — начиная с третьего витка цука-ито), а на внутренней стороне — ближе к касире (соответственно заканчивается за три витка до узла). Таким образом со стороны омоте менуки попадает под пальцы правой руки, а со стороны ура — под пальцы левой.

Фути — кольцо, упрочняющее рукоять.

Цуба — небольшая гарда, традиционная для японских мечей.

Сеппа — шайба между цубой и хабаки.

Хабаки — «воротничок», удерживающий меч в ножнах. Считается неотъемлемой частью клинка, снимается только при необходимости реставрации. Клинок без хабаки — это недоделанное изделие, а клинок с хабаки — это уже меч, которому не хватает сущих мелочей.

Хоримоно — декоративная гравировка. Мастера никогда не использовали данную область меча для размещения своего клейма. Гравировкой может быть орнамент, рисунок или какой-то девиз, благо кандзи и обе азбуки выглядят достаточно красиво.

Омоте — внешняя боковая сторона меча, не прилегающая к телу при традиционном ношении оружия слева за поясом. Считается парадной. Оплётка обычно начинается и заканчивается (узлами) на этой стороне.

Ура — внутренняя боковая сторона меча, прилегающая к телу.

Муне — спина клинка, задняя часть без заточки.

Ха — лезвие, режущая кромка меча.

Хи / бо-хи — дол, облегчающий меч.

Хамон / якиба — закаленная область меча, прилегающая к режущей кромке. Якиба — старое название. Вообще слово «хамон» обозначает стиль якибы. То есть: «якиба-то якибой, это понятно, а хамон какой — прямой или волнистый?» Впрочем, слово «якиба» вышло из употребления, закаленную область все давным-давно называют хамон.

Синоги — ребро боковой поверхности меча, изменяющее его геометрию.

Синоги-дзи — плоскость меча между синоги и муне.

Хирадзи — часть меча между синоги и хамоном.

Хира — область между синоги и лезвием, включающая хамон и хирадзи.

Йокоте — линия, отделяющая киссаки от остальной части клинка. После нее меняется геометрия клинка.

Киссаки — кончик клинка, понятие включает в себя как саму точку острия, так и прилегающую область.

Боси — закаленная область киссаки.

Фукура — изгиб клинка в киссаки, между йокоте и острием.

Тосин (клинок)

Накаго-дзири — конец хвостовика.

Хитое — спина хвостовика, переходящая в муне.

Накаго — собственно хвостовик.

Мекуги-ана — отверстие для мекуги.

Мей — клеймо изготовителя. Вообще накаго используется для хранения информации о клинке. Здесь могут отметиться как кузнец, так и все полировщики, имевшие дело с мечом. Разумеется, когда речь идет о полировке антикварных мечей, современные полировщики не отваживаются оставлять автограф.

Ясури-мей — своеобразное альтернативное клеймо изготовителя, следы от грубого напильника, заменяющие полировку. Существует несколько узоров, по сути — направлений движения напильника. Благодаря ясури-мей хвостовик не скользит в рукояти.

Ха-мати — лезвийный пропил.

Муне-мати — спинной пропил. На спинном и лезвийном пропилах удерживается хабаки, не слетая по клинку в направлении киссаки.

Фумбари — наиболее широкая и толстая область меча, характерная не для всех эпох и мастеров.

Катахаба — название для измерения толщины клинка в самом толстом месте, которое обычно находится где-то в районе фумбари.

Нагаса — длина клинка от муне-мати до кончика киссаки.

Сори — кривизна клинка.

Цуба-мото — треть клинка, прилегающая к цубе.

Тю-о — средняя треть клинка.

Моно-ути — дальняя треть клинка.

www.heikido.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *