Содержание

Истребитель Як-9У — Авиация и техника

В 1944 году Як-9У с двигателем ВК-107А назвали лучшим из всех советских и иностранных истребителей, проходивших испытания в НИИ ВВС. Но проблемы с новым мотором не позволяли полностью использовать все потенциальные возможности истребителя Як-9У.

Работы над проектом двигателя М-107 (с 8 марта 1944 года – ВК-107) начались еще в середине 1939 г руководством В. Я. Климова. В марте 1940 года к работе над новым двигателем привлекли основные силы ОКБ Климова. Но начало войны отодвинуло на второй план разработку мотора М-107. Приоритет отдали массовому производству двигателей М-105.

Лишь в декабре 1942 г. ОКБ Климова совместно с заказчиком провели 50-часовые стендовые испытания доработанного М-107А, а в январе 1943 года его выпустили серией из 10 двигателей.

Работы над проектом по установке нового варианта М-107 на истребитель начались в ОКБ-115 в октябре 1942 года. В конце 1942 года двигатель М-107А установили на Як-9, когда Яковлеву передали два усовершенствованных мотора. 27 декабря “Як” с новым мотором построили на опытном заводе. Несколько вылетов на “Яке” с двигателем М-107А выполнил П.Я. Федрови. Он отметил улучшившуюся вертикальную маневренность самолета и хорошие взлетно-посадочные свойства. Благодаря существенно большей мощности мотора летные характеристики “Яка” ощутимо выросли.

Истребитель Як-9У М-107А на испытаниях в НИИ ВВС

На испытаниях в феврале 1943 года самолет достиг максимальной скорости 590 км/ч у земли, а на высоте 5800 м – 680 км/ч. Федрови предложил срочно установить двигатели М-107А на 10-15 истребителей Як-9 и отправить их на войсковые испытания. Но после установки М-107А на самолет столкнулись с перегревом двигателя и другими неисправностями.

23 февраля 1943 года, во время заключительных испытаний (перед передачей самолета в НИИ ВВС), Як-9 пилотируемый П. М. Стефановским потерпел крушение. На высоте 2000 м отказал двигатель. На подходе к аэродрому самолет задел крылом снежный бугор, перевернулся и превратился в груду обломков. Сам летчик выжил, но смог подняться в небо только 10 октября. Причиной аварии явилось выбивание масла из двигателя и возгорание изоляции водомасляной системы.

В первой половине 1943 года продолжались попытки установки моторов М-107А на планеры самолетов Як-9Д. Но все двигатели оказались с дефектами, ни один не отработал положенные 50 часов. 12 мая 1943 года даже вышло постановление Государственного комитета обороны №3358, которое вторым пунктом поручало “главным конструкторам – доктору технических наук т. Микулину и доктору технических наук – т. Швецову прийти на помощь главному конструктору т. Климову и обеспечить успешное прохождение государственных испытаний мотора М-107А в кратчайший срок”. Председатель комиссии по испытаниям М-107А военинженер 1-го ранга П.Н.Никифоров должен был постоянно докладывать о ходе работ. Но они затянулись до конца 1943 года. Только в декабре мотор приняли на вооружение ВВС КА.

В августе 1943 года передали на испытания четыре Як-9 с двигателем М-107А. Летчиками ЛИИ с 4 августа по 21 октября 1943 года было выполнено 64 полета. Постоянно обнаруживались дефекты двигателей, к некоторым уже привыкли. Пришлось доводить практически все системы и узлы винтомоторной группы. Доработали карбюраторы, систему охлаждения, топливную систему, маслосистему. Лучший результат, которого удалось добиться – 34 часа работы мотора.

28 мая 1943 года вышло постановление ГКО о запуске истребителя Як-9 с мотором М-107А в серийное производство. Директору омского авиазавода №166 Л.П.Соколову поручили в июне начать производство новых самолетов, а до конца августа выпустить 25 истребителей. Но выполнить постановление Государственного комитета обороны в такие сроки не удалось. Первый серийный Як-9 с мотором М-107А построят на омском заводе и соберут на заводе №301 в Химках только в октябре 1943 года. Затем выпустят еще 10, но практически все будут небоеспособны из-за дефектных двигателей. 26 октября 1943 года вышло постановление ГКО № 4429 сс «О переводе завода № 82 НКАП на выпуск самолетов Як-9». В первом квартале 1944 года московский завод должен был осуществить полный переход с выпуска Як-7Б на Як-9 М-107А, причем пять самолетов собрать уже в январе.

Як-9У М-107А первый построенный на заводе №166

Новый прототип истребителя Як-9У собрали на базе Як-9Т, с использованием ряда технических решений от Як-3. К этому времени двигатель М-107А прошел 100-часовые стендовые испытания и показал мощность 1650 л.с. – на высоте 1800 метров, и 1500 л.с. – на высоте 4500 м. Двигатель М-107 был примерно на 150-кг тяжелее предшественников, пришлось изменить конструкцию подмоторной рамы и фермы крепления оружия для установки второго пулемета. Вооружение Як-9У с двигателем М-107А состояло из мотор-пушки ШВАК калибра 20 мм и двух синхронных пулеметов УБС калибра 12,7 мм. Установили новые радиаторы ОП-554 и ОП-555 с большей рабочей поверхностью, для улучшения охлаждения воды и масла. Маслорадиатор перенесли в центроплан крыла, как на истребителе Як-3. Изменили нижнюю часть фюзеляжа для установки нового водорадиатора. Для охлаждения свеч, выхлопных коллекторов и генератора над капотом сделали воздухозаборник и выходное сопло для туннеля, который расположился между блоков цилиндров. Из-за выхлопа газов не только во внешние, а и во внутренние стороны блоков цилиндров, отводить наружу выхлопные газы из внутренних выпускных клапанов пришлось с помощью дополнительных седьмых патрубков. Крыло самолета перенесли вперед на 100 мм.

28 декабря 1943 года начались заводские испытания Як-9У (летчик-испытатель А.И. Кокин), построенного на заводе №166. С 18 января проходили государственные испытания в НИИ ВВС. В протоколе государственных испытаний было записано, что Як-9У с двигателем ВК-107А до высоты 6000 м является лучшим из известных истребителей. Но дефекты мотора не позволяли использовать самолет в боевых подразделениях. Падение давления масла, вибрация двигателя, недостаточное его охлаждение и, как следствие, малый моторесурс.

Благодаря непрерывно ведущейся работе удалось снять большинство эксплуатационных ограничений. Установили новые радиаторы ОП-728, увеличили толщину обшивки фюзеляжа, улучшили аэродинамику. Одновременно росло качество производства.

Як-9У ВК-107А 42ГИАП Степыгино лето 1944 года

В феврале 1944 года на омском заводе №166 собрали первые 11 самолетов. К марту наладили выпуск доработанных Як-9У. Завод № 82 в Москве стал выпускать серийные истребители так же в феврале 1944 года. Уже в мае завод №166 передал ВВС 90 самолетов, а московский завод – 50 Як-9У.

12 марта 1944 года вышло постановлением ГКО № 5376сс о производстве самолетов-истребителей Як-9 с мотором М-107А на заводе №153 Наркомавиапрома. Завод им. Чкалова в Новосибирске обязали освоить производство новых истребителей. Первые три самолета должны были выпустить в мае, а в конце года выпускать по 10 машин в сутки.

В июне 1944 года началось освоение первых серийных Як-9У в 42 ГИАП. Летчиков и техников отправили на завод №301 и в Военно-воздушную академию им. Жуковского, чтобы быстрее освоить новый истребитель. Мотористов командировали на завод №26, а командный состав – в НИИ ВВС. После сдачи теоретических зачетов, 24 июля полк получил первые 16 Як-9У производства Омского завода и сборки завода №301. До конца июля 22 летчика выполнили 189 вылетов общей продолжительностью 109 часов.

Як-9У ВК-107А 03-16

Фронтовые испытания Як-9У проходили в составе 163 ИАП. В июне 1944 года истребители Як-9У осваивал личный состав 139 ГИАП. В отчетах отмечали низкий ресурс двигателя, до полной выработки которого он обычно недотягивал.

14 сентября 1944 года 761ИАП начал боевые действия на истребителях Як-9У. Полк входил в состав 259ИАД 3ВА в ходе Рижской наступательной операции и базировался на полевом аэродроме Кринчинас. Истребители занимались сопровождением штурмовиков Ил-2, позже, спустя несколько дней после начала наступления, наносили бомбовые удары по наземным войскам. Стандартной бомбовой нагрузкой были две бомбы ФАБ-50. Кроме 761ИАП, начали применять в боях истребители Як-9У и летчики 431ИАП 315ИАД.

В октябре 1944 года 149ИАП 323ИАД на заводе №301 принял 42 истребителя Як-9У. Старший техник В. П. Исмакаев отметил, что одних дефектов двигателя стало меньше, но появились новые. Особенно остро трудности эксплуатации самолетов с новыми двигателями проявлялись зимой.

Модификация Як-9У с двигателем ВК-107А и цельнометаллическим крылом – Як-9П

Модификация унифицированного истребителя Як-9У цельнометаллической конструкции получила обозначение Як-9П или изделие “П”. На Як-9П с мотором ВК-107А установили цельнометаллическое крыло (с эллиптическими законцовками), но фюзеляж вначале сделали с фанерной обшивкой. Аэродинамическую компенсацию элеронов увеличили, заменили полотняные обтяжки алюминиевыми листами. Всасывающие патрубки мотора снабдили пылезащитными фильтрами, установили мягкие бензобаки. Посадочные щитки стали лучше фиксироваться в убранном положении. Для истребителя предусмотрели несколько вариантов установки мотор-пушки: 20-мм, 23-мм, 37-мм, 45-мм.

Истребители Як-9П сняли с производства по приказу МАП №160 от 25 марта 1948 года. Всего выпустили 29 истребителей с металлическим крылом и еще 772 цельнометаллических самолетов. Истребители Як-9П стояли на вооружении не только в СССР, но и в Польше, Югославии, Китае, Северной Корее, Венгрии, Албании. Самолеты приняли участие в Корейской войне.

Фото Як-9У

grafiq.ru

Истребитель Як-9 ОКБ Яковлева | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Советский истребитель Як-9 — дальний истребитель, развитие модели Як-7, первым из «Яков» получившим полностью дюралевую обшивку. Чертежи, характеристики, история создания и боевого применения самолета»


Истребитель Як-9У

 

История создания истребителя Як-9

В июне 1942 года ОКБ А.С.Яковлева начало разработку улучшенного варианта истребителя Як-7 под шифром ДИ — дальний истребитель. Деревянные лонжероны и нервюры крыла были заменены на дюралевые — крыло обрело большую прочность, а главное — уменьшился вес самолета, за счет чего появилась возможность установить в него топливные баки увеличенного объёма

Як-7ДИ получился легче, маневреннее оригинального Як-7, к тому же мог дольше находится в воздухе. Уже в октябре 1942 года, после проведения испытаний, истребитель был запущен в серийное производство под обозначением Як-9 на авиазаводе №153 в Новосибирске. В январе 1943 года началось производство на заводе №166 в Омске, в 1945 году — на заводе №82 в Москве.

Чертеж истребителя Як-9

Конструкция истребителя Як-9

Истребитель Як-9 это свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции. Крыло с дюралевыми лонжеронами и нервюрами, покрыто фанерной обшивкой. Фюзеляж имел каркас из стальных труб, дюралевую обшивку носовой части, фанерную средней и полотняную хвостовой. Однако уже в 1944 году был освоен выпуск Як-9 с полностью дюралевой обшивкой.

Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом, кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. В отсеке за кабиной может устанавливаться фотоаппаратура, дополнительный топливный бак или подвешиваться бомбы. Топливо размещалось в 2-4 крыльевых протектированных баках. На самолёте могли устанавливаться 20-мм пушки ШВАК и Б-20С, 23-мм пушка ВЯ, 37-мм пушка НС-37, 45-мм пушка НС-45, 12,7-мм пулемёты УБС. Як-9Б мог брать на борт 4 бомбы по 100 кг.

Модификации истребителя Як-9

  • Як-7ДИ — прототип. Изготовлен в феврале 1942 года.
  • Як-9 — серийный истребитель, отличавшийся отсутствием крайних крыльевых баков. Изготовлено 459 самолётов.
  • Як-9 М-106 — опытный истребитель с двигателем М-106-1ск мощностью 1350 л.с. Изготовлен в 1942 году.
  • Як-9Б (Як-9Л) — истребитель-бомбардировщик с бомбоотсеком за кабиной пилота. В 1944 году изготовлено 109 самолётов.
  • Як-9В — вывозной учебно-тренировочный истребитель на базе Як-9Т с двойной кабиной. С августа 1945 по август 1947 года изготовлено 456 самолётов. Ещё 337 переоборудовано из Як-9М.
  • Як-9Д — дальний истребитель с дополнительными топливными баками. В 1943-1946 годах изготовлено 3058 самолётов.
  • Як-9ДД — истребитель дальнего действия с увеличенным до 845 л запасом топлива (9 баков, в том числе в фюзеляже). Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК. С мая 1944 по сентябрь 1945 года изготовлено 399 самолётов. В августе 1944 года группа из 12 самолётов осуществила перелёт Бельцы — Бари (Италия), протяжённостью 1300 км.
  • Як-9К — истребитель с 45-мм пушкой НС-45. В апреле-июне 1944 года на заводе №153 изготовлено 53 самолёта. На его же базе выпускался курьерский вариант с двухместной кабиной и отсутствующим вооружением. В июле 1944 года изготовлен на заводе №153 в единственном экземпляре.
  • Як-9М — модернизированный истребитель Як-9 со смещённой назад кабиной. С мая 1944 по июнь 1945 года на заводе №153 изготовлено 4239 самолётов.

Характеристики Як-9

Страна:СССР
Тип:Истребитель
Год выпуска:1942 г.
Экипаж:1 человек
Двигатель:М-105ПФ, 1180 л.с.
Максимальная скорость:599 км/ч
Практический потолок:11,1 км
Дальность полета:875 км
Масса пустого:2277 кг
Максимальная взлетная масса:2873 кг (нормальная масса)
Размах крыльев:9,74 м
Длина:8,5 м
Высота:2,9 м
Площадь крыла:17,15 кв. м.
Вооружение:1× 20-мм пушка ШВАК (120 снарядов), 1× 12,7-мм пулемет УБС (200 патронов)

Характеристики приведены для Як-9

  • Як-9М ПВО — истребитель для авиации ПВО. От Як-9М отличался наличием посадочной фары в левом крыле, радиополукомпасом РПК-10, уменьшеным запасом топлива и масла. В 1944 году изготовлено 160 самолётов. Кроме того, часть самолётов переоборудованы в строевых частях.
  • Як-9П — цельнометаллический истребитель с двигателем ВК-107А и трапецевидными законцовками крыла. С августа 1946 по декабрь 1948 года изготовлен 801 самолёт. Поставлялся в Албанию, Венгрию, Китай, КНДР, Польшу и Югославию.
  • Як-9ПД — опытный истребитель  с двигателем М-105ПД. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК. В 1943 году изготовлено 5 самолётов.
  • Як-9Р — разведчик с фотооборудованием, созданный на базе Як-9Д. В строевых частях в разведчик переоборудовались серийные Як-9.
  • Як-9С — вариант Як-9У с 2-я пушками Б-20С и 1 пушкой ВЯ-23. В мае 1945 года изготовлено 2 самолёта.
  • Як-9Т — танковый, с мотор-пушкой НС-37, усиленной передней частью фюзеляжа, смещённой назад кабиной. С марта 1943 по июнь 1945 года на заводе №153 изготовлено 2748 самолётов.
  • Як-9ТК — опытный. Изготовлен в 1943 году в 1 экземпляре.
  • Як-9У — улучшенный, с двигателем ВК-107А, винтом ВИШ-105В-1, измененной конструкцией центроплана, сдвинутой назад кабиной, удлинённой задней частью фонаря кабины, установкой маслорадиатора по типу Як-3, фанерной обшивкой фюзеляжа. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК и 2 пулемётов УБС. Выпускался с апреля 1944 года. Изготовлен 3921 самолёт.
  • Як-9УТ — пушечный вариант Як-9У с 1 пушкой Н-37 и 2-я пушками Б-20. В феврале-мае 1945 года изготовлено 282 самолёта.

Истребитель Як-9П

Эксплуатация истребителя Як-9

Истребитель Як-9 самый массовый отечественный и самый многочисленный фронтовой истребитель стран антигитлеровской коалиции. Впервые применён под Сталинградом в 1942 году и с тех пор участвовал во всех сражениях Великой Отечественной войны. На Як-9 воевали французские лётчики из полка «Нормандия», уже после войны состоял на вооружении армий Албании, Болгарии, Венгрии, Китая, КНДР, Польши и Югославии.

Один из югославских Як-9Т впоследствии был приобретён Великобританией, на нём в 1945-1947 годах летал командир 239-го истребительного крыла Королевских ВВС Д. Сторрер. Истребители Як-9П ВВС Китая и КНДР применялись во время Корейской войны до конца 1950 года, а окончательно служба самолетов Як-9 поздних модификаций, в отдельных странах завершилась только к 1960-м годам 20-го века.

Як-9 серийно выпускался с августа 1942 по декабрь 1948 года, за это время было изготовлено 16769 самолетов всех модификаций.


Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг.», Шавров В.Б.

armedman.ru

Истребитель Як-9: фото самолета, характеристики

Первые два года Великой Отечественной войны были тяжелыми для Красной Армии, она нанесла большие потери, поэтому командованием Советского Союза ставилась задача быстрее нарастить количество вооружения: танков, самолетов, артиллерии. При этом ставилась задача скорее увеличить количество этих боевых единиц и не допускались всяческие изменения в конструкции. Работать начали заводы, которые были в эвакуации. При выпуске уже серийной продукции необходимо было учитывать боевой опыт, без него уже никак нельзя было обойтись, нельзя было его игнорировать.

В первые годы войны начали выпускать небольшие маневренные Як-1, Як-3, Як-7, а Як-9 стал самым массовым истребителем во время Второй мировой войны и разработать его поручили в конструкторском бюро Яковлева.

Описание самолета

Самолёт Як-9 был сделан на основе истребителя Як-7, но его конструкция была более совершенной. Изготовление начато в 42 году, в октябре месяце, и продолжалось до конца 1948 года. За этот период было произведено более 16000 машин различной модификации, которые использовались до 1950 года. Кроме того их продавали в страны содружества, Китай, Корею. Также иногда поставляли эти истребители в США и Великобританию.

На фронтах Великой Отечественной войны различных модификации самолета Як-9 находилось больше, чем модификаций самолетов всех вместе взятых, выпущенных в то время. За период производства было выпущено более 20 модификаций Як-9, 15 из которых отправили в серийное производство.

Машина могла выполнять совершенно различные задачи в военное время: это был и истребитель-бомбардировщик, и перехватчик, и фронтовой истребитель, он также годился для дальнего сопровождения. Модификации самолета Як-9 использовали различные виды двигателя, более 5 видов, различные объемы топливных баков, и на них устанавливали разные комплекты вооружения, их было около 7 видов.

На этой машине были учтены и устранены все недостатки предшествующих разработок истребителей. Як-9 принимал участие не только во Второй мировой войне, где он был сам самым используемым истребителем, но и в Корейской войне. Ниже вы можете видеть фото Як-9.

История создания

Опыт использования на фронте первых истребителей показал, что они имеют недостатки по сравнению с машинами противника. Их недостаточная вооружённость и мощность по отношению к весу аппарата стали причиной, по которой они проигрывали таким самолетом противника как bf-109.

Нужно было либо уменьшить массу самолета, либо установить на него более мощный двигатель. Необходимо было увеличить скоростные характеристики машины и его аэродинамику. При конструировании Як-3 решили сделать его максимально легким, это сделали за счет снижения количества топливных баков, а в конструкции сделали короче крыло. Такие меры привели к тому, что самолет потерял параметры по дальности перелетам и времени нахождения в воздухе.

Также хотели сделать легче самолет, пытались заменить все деревянные детали дюралевыми, но, когда началась война с этим были определенные трудности, металла в стране не хватало. Только в 1942 году наладили его выпуск, и это дало возможность начать изготовление истребителя абсолютно нового типа.

За основу истребителя Як-9 была взята серийная модель Як-7Б. Разработчики проанализировали конструкцию самолета и пришли к выводу, что уменьшить и улучшить аэродинамические качества его можно, например, заменив деревянные крылья на дюралевые, этим уменьшился вес конструкции на 150 кг. Сняли пулемет и улучшили обзор из машины.

Опытный образец Як-9 был готов в июне 42 года, его назвали сначала Як-7ДИ. Были произведены испытания, которые показали, что у него лучше полетные данные на дальность, маневренность, скороподъемность, чем у самолёта 7Б. Взяли его на вооружение под названием Як-9. Уже в октябре 42 года самолёт запустили в серию, которая вначале была налажена в Новосибирске на заводе № 103, там же выпускался и Як-7Б, в дальнейшем подключили к выпуску Як-9 и 166 завод в Омске.

Считалось, что самолёты Як-7 появились вовремя, поскольку тогда как раз проходила Сталинградская битва. Тогда же на фронтах войны появились и Як-9, но их еще было мало, более массово их стали производить в 43 году, где-то весной, а уже во время Курской битвы они стали появляться в значительно большем количестве в строевых частях Красной Армии.

Первые машины, поднятые в воздух, показали, какие есть недостатки конструкции. Например, часто оторвалась деревянная обшивка крыла, поэтому на фронт отправились специальные бригады ремонтников, которые могли ремонтировать машины и быстро устранять неисправности.

Воздушная машина обладала неплохими техническими характеристиками, неплохой маневренностью и была легка в рулении, но, всё же, самолет продолжал уступать вражеским истребителям в скорости полёта. Причина в этом была понятно всем, у нас стояли слабые двигатели. Также был и другой недостаток — плохая вооруженность самолета, что допускало в войне проигрыши противнику.

Поэтому решено было выпустить новые модификации самолета. Например, стоит отдельно упомянуть о модификации Як-9Т. Буква Т – обозначение «тяжелый», но это слово относилось не к весу машины, а обозначало вооружение. На него была установлена пушка НС-37. Теперь летчику понадобилось потратить значительно меньше ресурсов, чтобы уничтожить противника. Однако, эта пушка имела большие недостатки и управлять ею мог лишь хороший стрелок, которых было не так много. Все же, самолет до конца войны оставался наиболее массово применяемым на фронте, а после войны поставлялся на экспорт.

Летно-технические характеристики самолета в целом были удовлетворительными, что позволяло Як-9 противостоять противнику на войне. ТТХ можете видеть в таблице на рисунке ниже.

Описание конструктивных особенностей

Конструктивно самолёт изготавливался из разных видов материала: дерева, фанеры дюралюминия, полотна. Это был одноместный и одномоторный самолет, моноплан с низко расположенным крылом и 3-х опорным шасси, которое пряталось в полете. Корпус самолёта изготавливался из каркаса, который делали из хромансилевых труб, к ним крепилась моторама. Носовая часть машины была изготовлена металлической, а задняя часть, хвостовая, была обшита фанерой. В центре была кабина летчика с набором специального оборудования, его защищали бронестекла и бронеплита, которые устанавливались за его спинкой.

Конструкция крыла состояла из 2 дюралевых лонжеронов, нервюр и стрингеров, имела фанерную обшивку большой толщины, а сверху также обклеивалась полотном, для этого применялся эпоксидный клей. Механическая часть была из тормозных щитков и элеронов, которые выполнены из дюралюминия. Руление крылом выполнялось при помощи пневмосистемы. В крыльях самолета располагалось 2 топливных бака, покрытых внутри специальным слоем. На других вариациях машины было и 4 и 8 баков.

Силовая установка состояла из мотора М-105ПФ мощностью 1260 л. с. и винта ВИШ-61П с 3 лопастями, выполненного из металла.

На некоторых модификациях устанавливался мотор большей мощности. Изначально было вооружение из пушки ШВАК и пулемета УБС синхронного типа. Позже вооружение неоднократно менялось на разных моделях самолета, оно усиливалось, так как именно плохая вооруженность была слабой стороной этого самолета на войне. Чертежи Як-9 представлены на рисунке ниже.

Модификации самолета

Большим преимуществом самолета была его универсальность, его можно было переоборудовать под выполнение разных типов задач в военное время. Было отправлено для серийного изготовления более 15 модификаций, вот некоторые из них:

  • Як-9Д. Самолет с большой дальностью полета, что было сделано за счет увеличения запасов топлива, установили 4 топливных бака. Добились увеличения дальности полета до 1400 км. Однако, летчики рассказывали, что такого большого количества топлива практически не требовалось. Выпускали данную серию самолета более года, в 1943-1944 было произведено свыше 3 тыс. истребителей.
  • Як-9Т. Самолет с установленным тяжелым вооружением, в качестве которого была пушка НС-37 с боезапасом в 30 снарядов. Она пробивала броню противника в 30 мм с расстояния полкилометра. Также военная машина была оборудована и пулеметом УБ. Выпущено 2700 таких машин, их изготовление производилось с 1943 по 1945 год.
  • Як-9ТД. Дальний самолет с большим резервом горючего и авиавооружением.
  • Як-9К. Это тоже модель самолета с тяжелым вооружением, на него устанавливалась пушка НС-45. Стрелять можно было только кратковременно, так как самолет при этом подкидывало вверх и поворачивало. Изготовили всего 53 машины из-за такой работы пушки.
  • Як-9ТК. Пришла на смену предыдущей модели. Усилили конструкцию, теперь можно было устанавливать несколько видов пушек, в зависимости от того, какие требовались задачи.
  • Як-9М. Эта модель самолета сделана на основе Як-9Д, с более мощным мотором и улучшенными летными характеристиками. Выпущено более 4 тыс. самолетов такой модификации.
  • Як-9ДД. Модель применялась при необходимости сопровождать дальние бомбардировщики типа Ту-2. Отличает эту модель большой запас топлива, более усовершенствованное снаряжение, что позволяло выполнять перелеты более чем на 1,8 км в любых метеоусловиях. Самолет был тяжелым, весил 3380 кг.
  • Як-9Р. Модель, которая использовалась как ближний разведчик, с установленным фотооборудованием. Этот самолет изготавливался в небольших количествах или переоборудовался из серийных моделей Як-9.
  • Як-9Б. Модель бомбардировщика, бомботсек находился позади кабины летчика, туда размещалось 4 бомбы по 100 кг или 4 противотанковые бомбы в 4 кассетах. Было изготовлено немногим свыше 100 таких моделей.
  • Як-9ПД. Это модель-перехватчик для ПВО столицы. Работа над этой моделью далась с трудом, ее смогли отладить только к 44 году, что было уже не очень актуально. Выпущено 35 моделей этой модификации.
  • Як-9У. Существовали модели этой модификации с разными двигателями. Кроме того, в конструкцию самолета внесены некоторые изменения. Из вооружения было оснащение пушкой и 2 пулеметами, улучшена система охлаждения. Выпуск самолета начался с весны 1944 года.
  • Як-9УТ. Модель изготовлена на основе предыдущей, но вооружение сюда поставили помощнее, с пушкой НС-37 и 2 пулеметами. Изготовление данного вида модели началось в 1945 году, всего было произведено около 280 штук. Побывать на фронте они смогли, но уже в считанные дни.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

samoleting.ru

Як-9 — фото | Военный альбом 1941-1945

Главная » Техника » Самолеты » Самолеты СССР » Як-9

Фотографии в категории «Як-9»

Як-9 — советский одномоторный самолет-истребитель. Выпускался в различных модификациях, в том числе противотанковых, использовался как истребитель-бомбардировщик. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолетов.

Прочее с Восточного фронта, Як-9, Советские авиаторы &raquo

Летчики 139-го ГИАП у истребителя Як-9У заместителя командира эскадрильи гвардии капитана Анатолия Григорьевича Машкина (к маю 1945 г. — свыше 200 боевых вылетов, сбил самолетов противника 6 лично и 3 в группе). Белая молния на фюзеляже — обозначение 303-й  истребительной авиационной дивизии.

Освобождение Белоруссии, Як-9, Советские авиаторы &raquo

Командир 1-й авиаэскадрильи  65-го Гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Александр Николаевич Килаберидзе (1920—1944) в кабине своего истребителя Як-9 с надписью «За брата Шота».

Як-9, Советские авиаторы &raquo

Летчики 2-й эскадрильи 14-го Гвардейского истребительного авиационного полка на фоне истребителя Як-9Т на аэродроме Чернево.

Як-9 &raquo

Истребитель Як-9Д с рисунком орла вместо бортового номера командира 6-го ГИАП ВВС Черноморского флота гвардии подполковника Михаила Васильевича Авдеева (1913 — 1979) на аэродроме Саки.

В дар фронту, Як-9 &raquo

Передача в войска истребителей Як-9 «Курский колхозник» на летном поле в Рышково.

В дар фронту, Як-9 &raquo

Передача в войска истребителей Як-9 «Курский колхозник» на летном поле в Рышково.

Як-9, Битва за Ленинград &raquo

Истребитель Як-9, совершивший вынужденную посадку в районе Ховинкюля (ныне поселок Петровское Всеволжского района Ленинградской области) 30 августа 1944 года. Самолет из 29-го гвардейского истребительного авиаполка 275-ой истребительной авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Перегонялся с аэродрома Манисиеми на Комендантский аэродром гвардии лейтенантом Михаилом Матвеевичем Волковым, на борту вместе с ним был пассажир — гвардии младший лейтенант Владимир Матвеевич Титоренко. Оба пилота были взяты в плен, но уже в сентябре освобождены.

waralbum.ru

Як-9 — фото | Военный альбом 1941-1945

Главная » Техника » Самолеты » Самолеты СССР » Як-9

Фотографии в категории «Як-9»

Як-9 — советский одномоторный самолет-истребитель. Выпускался в различных модификациях, в том числе противотанковых, использовался как истребитель-бомбардировщик. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолетов.

Освобождение остальной Украины, Як-9, Советские авиаторы &raquo

Советский летчик стоит на крыле именного истребителя Як-9 с надписью на украинском языке: «Вiд трудящих мiста Киева — фронту» («От трудящихся города Киева — фронту»). 73-й гвардейский истребительный авиационный полк. По некоторым источникам пилотом этого самолета был гвардии лейтенант И.С. Пашаев.

Лучшее, Як-9, Жизнь советских войск, Освобождение Севастополя &raquo

Летчики 3-й эскадрильи 6-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота изучают карту района боевых действий на аэродроме у самолетов Як-9Д. На заднем плане – самолет гвардии лейтенанта В.И. Воронова (бортовой номер «31»).

После Победы, Як-9, Советские авиаторы &raquo

Командование и технический персонал 20-го гвардейского истребительного авиаполка у истребителя Як-9. Лето 1945 г. Третий слева в третьем ряду — командир полка Герой Советского Союза подполковник П.С. Кутахов.

Як-9, Советские авиаторы &raquo

Капитан Абрек Аркадьевич Баршт (1919—2006) (в центре) с сослуживцами возле своего истребителя Як-9. Командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательно-корректировочного авиаполка (2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) А.А. Баршт к апрелю 1945 года совершил 365 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 4 самолета противника. 10 апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Прочее с Восточного фронта, Як-9, Французские авиаторы &raquo

Командир эскадрильи «Шербур» полка «Нормандия»  Марсель Лефевр (Marcel Lefevre) и его советские товарищи (техник-лейтенант Тарасов и  старший сержант Колупаев) у истребителя Як-9 №14.
Марсель Лефевр в 105 успешных боевых вылетах, участвовал в 30 воздушных боях, в которых лично сбил 11 немецких самолетов. 28.05.1944 г.  истребитель Лефевра был подбит, а сам он ранен. Семь дней спустя французский летчик умер от полученных ран в советском госпитале. 4 июня 1945 года лейтенанту Марселю Лефевру было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Як-9, Советские авиаторы &raquo

Истребитель Як-9 капитана Михаила Семеновича Мазана, заместителя командира эскадрильи 85-го гвардейского истребительного авиаполка. Самолет эффектно раскрашен изображением акулы.

Як-9 &raquo

Истребитель Як-9 14-го гвардейского истребительного авиаполка в полете. Ленинградский фронт. Зима 1943—1944 гг.

waralbum.ru

Яковлев Як-9УМ. Фото. Характеристики.

 

СССР

Тип: однодвигательный истребитель

Экипаж: один пилот

Як-9 появился на фронте в конце 1942 года, был облегченной версией самолета Як-7, который в свою очередь был одним из основных истребителей ВВС с конца 1941 года. К середине 1944 года Як-9 по числу построенных обошел все другие истребители, эксплуатировавшиеся на Восточном фронте, имел небольшое количество модификаций, выполнявших задачи дальнего перехватчика, истребителя-бомбардировщика, ночного истребителя и самолета непосредственной поддержки.

Второе поколение почтенного истребителя — модификации Як-9У/П начали разрабатывать в конце 1942 года, когда на стандартном самолете вместо устанавливаемого ранее двигателя М-105 (М-105ПФ. — Прим. ред.) конструктора Климова начали использовать более мощный двигательный М-107 (ВК-107А. — Прим. ред.). Кроме того, улучшили аэродинамику, а фанерную обшивку заменили на металлическую. Получив обозначение Як-9У, новый истребитель попал в части ВВС в последние месяцы войны, его ввод в эксплуатацию был чрезмерно задержан из-за трудностей с доводкой двигателя. Дальнейшее развитие самолета Як-9 продолжилось сразу после войны: улучшенная модификация — вооруженный пушкой самолет Як-9П — использовалась не только советскими ВВС, но и военно-воздушными силами других стран коммунистического блока, включая Северную Корею.

Производство было окончательно прекращено в 1947 году, после поставки 3900 самолетов Як-9У/Р (из общего числа 16 769 построенных самолетов Як- 9). Все еще существуют по крайней мере четыре нелетающих самолета Як-9У/Р. В 1996 году производственное объединение «Стрела» построила точную летающую копию самолета Як-9УМ для американского заказчика.

Основные данные

Размеры:

  • Длина: 8,55 м
  • Размах крыла: 9,77 м
  • Высота: 2,96 м

 

Дата первого полета:

  • конец декабря 1942 года (исходный) и конец 1996 года (самолет Як-9УМ)

 

Силовая установка: «Эллисон» V-1710 Мощность: 1360 л. с. (1015 кВт)

Вес:

  • Пустого: 2716 кг
  • Максимальный взлетный: 3395 кг

 

Сохранившиеся годными к полетам модификации:

  • Як-9УМ (вновь построенные производственным объединением «Стрела»)

 

Летно-технические характеристики:

  • Максимальная скорость: 673 км/ч
  • Дальность полета: 1200 км

avia.pro

истребитель времен Второй мировой войны (69 фото)

 

Самым массовым истребитель в советской армии во времена Второй мировой войны стал одномоторный самолет Як-9. Всего с октября 1942 по декабрь 1948 года было выпущено 16 769 таких самолётов. В чем же секрет успеха старых добрых Яков?

Як-9 – самолет, разработанный конструкторским бюро Яковлева в 1942 году, принят на вооружение ВВС Красной армии в конце того же года.

Самолет представляет собой одноместный истребитель – моноплан с двигателем жидкостного охлаждения. Первой операцией, в которой самолет принял участие, была Сталинградская битва, важность которой для истории переоценить невозможно.

Як-9 самый массовый советский истребитель времен Великой Отечественной войны, был произведен в количестве порядка 17000 единиц разных модификаций. Основными причинами тому стали высокая эффективность самолета как боевой единицы, высокие летно-технические данные и простота конструкции, что позволило наладить массовое производство в военное время в кратчайшие сроки. Однако чего же такого особенного было в Як-9?

Начнем из предыстории. Летом 1941 года ВВС РККА впервые встретили в бою немецкие Люфтваффе, которые уступая численно, превосходили по материальной части, подготовке и опыту личного состава ВВС Советского Союза.

Будет неверным сказать, что только это определило поражение ВВС, ведь немалую долю воздушного разгрома внесли стремительно наступающие наземные части Вермахта. Однако, тем не менее, факт технической отсталости на момент начала войны безусловно сыграл свою роль. Потихоньку поступавшие в части Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 – самые современные истребители СССР на тот момент изначально уступали немецким Bf-109F, это стало понятным спустя совсем короткий промежуток времени. Практически сразу же были предприняты попытки устранить это отставание путем внесения изменений в вышеперечисленные образцы техники.

Но это не произвело необходимого эффекта и вскоре стало понятно, что необходим абсолютно новый истребитель. КБ Яковлева параллельно с доводкой Як-1 и Як-7 (разработанного в инициативном порядке на базе учебно-тренировочного самолета) занималось и проектированием нового истребителя, получившего в итоге имя Як-9.

Появившийся в конце 1942 года, Як-9 был спроектирован на базе Як-7 и Як-1, впитал в себя лучшие черты обоих машин и опыт почти полутора лет войны, что и обусловило его успех. К тому же несколько улучшилась культура сборки машин, была облегчена конструкция за счет использования дюралюминия и установлен форсированный двигатель М-105ПФ, что значительно улучшило летно-технические характеристики самолета. К моменту выхода Як-9, на вооружении Люфтваффе основным истребителем стал Bf-109G, с более мощным, по сравнению с предшественником, мотором. Однако даже он уже не предоставлял подавляющего технического преимущества своему пилоту, перед пилотом Як-9, лишь немного превосходя второго в скорости на высотах более 5000м и скороподъемности на всех высотах, однако уступая в горизонтальном вираже. Основным недостатком Як-9 пилоты считали малую мощность вооружения (одна 20мм пушка ШВАК и один 12.7мм пулемет УБ). Огневая мощь была уменьшена умышленно, для уменьшения веса самолета и улучшения его характеристик, по той же самой причине самолет имел достаточно малый запас горючего – всего 320кг, что несколько ограничивало область его применения. Однако, работы над усовершенствованием Як-9 велись на протяжении всей войны и даже после ее завершения. Як-9 имел 22 модификации, 15 из которых строились серийно.

Первыми модификациями и стали Як-9Д, с увеличенным запасом топлива до 480кг, и Як-9Т, оснащенного 37мм автоматической пушкой НС-37. Выпуск их начался летом 1943 года.

Несколько слово стоит сказать относительно варианта «Т». Установка столь мощного орудия на истребитель была воспринята пилотами неоднозначно. С одной стороны, одного попадания с такой пушки было достаточно для уничтожения любого вражеского истребителя (для бомбардировщиков обычно было достаточно 2-3 попадания), но с другой – скорострельность пушки составляла 240 выстрелов в минуту (4 выстрела в секунду), и хотя это высокий показатель как для 37 мм орудия, но это низкий показатель для авиационного орудия.

Кроме того, пушка имела сильную отдачу, и лишь первый снаряд при стрельбе очередью летел точно в цель и еще 2-3 снаряда недалеко от нее. Поэтому для эффективного использования самолета с подобным орудием нужно было иметь высокую точность стрельбы, которой обладали далеко не все пилоты. Но те кто обладал, просто таки сеяли смерть и разрушение. Кроме того, что НС-37 справлялась с любым самолетом, имея бронебойные снаряды в ленте, она еще справлялась 50-60мм брони, т.е. могла поразить практически любой танк противника (верхняя броня танков никогда не отличалась особой толщиной), и даже пустить на дно малоразмерное судно.

После этого КБ Яковлева зашло еще дальше, установив 45мм орудие НС-45 на свой самолет. Он получил имя Як-9К. Однако понятно, что если даже 37мм пушкой пользоваться могли далеко не все, то 45мм и подавно. Поэтому, а еще из-за неудовлетворительной работы самой пушки самолеты данной модификации массово не выпускались.

Следующим массовым вариантом стал Як-9М, который имел ёмкость баков как у Як-9Д и возможность установки НС-37 как у варианта «Т». Кроме того, он оснащался более мощным двигателем М-105ПФ-2 и в целом имел модифицированную конструкцию, а значит и более высокие летно-технические характеристики. Выпуск его начался в 1944 году. Он стал заменять в частях все предыдущие варианты, ведь вобрал преимущества каждого из них.

Также в 1944 году появился Як-9ДД, имевший запас горючего в 630 кг и Як-9Р, оснащенный фотоаппаратом для разведки.

Далее появилась примечательная машина – Як-9Б, имевшая за кабиной пилота бомболюки, в которые могли быть помещены четыре 100кг бомбы, либо четыре кассеты по 32 кумулятивных противотанковых бомбы массой в 1.5 либо 2.5 кг. Таких самолетов было произведено 109 единиц, и они в целом себя хорошо зарекомендовали как легкие бомбардировщики. Но имели один существенный недостаток: бомболюки были расположены таким образом, что при их загрузке центр тяжести сильно смещался назад, что очень негативно влияло на летные качества машины, кроме того, при сбросе бомб самолет резко «кивал» носом, что было совсем небезопасно.

Последним, из большой семьи «девяток», кого следует упомянуть является Як-9У, появившийся в конце 1943 года. Он имел значительно улучшенную аэродинамику, новый, более мощный двигатель М-107А и дополнительный пулемет УБ. Все это вкупе сильно улучшило летно-технические характеристики самолета. Но недоведенность, низкий ресурс двигателя и проблемы с его охлаждением сильно «притормозили» развертывание массового производства, поэтому самолет начал поступать в части лишь к концу войны.

В целом же, Як-9 – это частичка отечественной истории. Именно его появление над полем боя ознаменовало конец безраздельного господства в воздухе немецкой авиации.

 

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

smeshnoj.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *