Истребитель Як-7Б — Авиация и техника

Истребитель Як-7Б был самой массовой модификацией самолета Як-7. Еще до эвакуации ОКБ А. С. Яковлева в Новосибирск начались работы по усилению вооружения “Яка”. Трехпушечные варианты Як-7 не пошли в серию из-за существенно увеличившегося взлетного веса самолета. Наиболее оптимальным оказался вариант увеличения огневой мощи за счет замены двух синхронных пулеметов на крупнокалиберные УБС. Масса секундного залпа истребителя Як-7Б с 20-мм мотор-пушкой ШВАК и двумя 12,7-мм пулеметами достигла 2,72 кг.

Работы над новым истребителем продолжились после прибытия ОКБ в Новосибирск одновременно с запуском серийного производства самолетов Як-7 на заводе №153. Опытным самолетом стал серийный Як-7А №1413. На истребителе штатные пулеметы ШКАС заменили на УБС. Боекомплект ограничили 400 патронами.

Опытный Як-7Б на базе серийного Як-7А №1413

Улучшили аэродинамику самолета. Хвостовое колесо стало убирающимся. У основного шасси появились щитки, которые полностью закрывали убранные колеса. Уменьшили количество лючков и отверстия на фюзеляже, тщательно подогнали места стыков капотов. Сдвижную часть фонаря задней кабины сделали из фанеры. Она стала откидной, а ее края подогнали к фюзеляжу. На самолет установили радиостанцию РСИ-4 и радиополукомпас РПК-10.

Определение летных свойств самолета и отстрел вооружения проводил летчик-испытатель новосибирского завода №153 Н.Я. Симонов. 16 января 1942 г. на пробеге после посадки у истребителя сложилась правая стойка шасси. Кроме погнутого винта самолет не получил серьезных повреждений. Стойка шасси не встала на замок из-за потерявших эластичность резиновых манжет в цилиндре уборки шасси.

С 28 января по 5 февраля 1942 г. проходили совместные заводские и гос. испытания самолета. От ЛИИ машину испытывал Н.С. Рыбко, а от НИИ ВВС А.Г. Кочетков. Истребитель с усиленным вооружением и дополнительным составом оборудования по своим летным характеристикам оказался практически равным УТИ-26-l, а более легкий Як-1 немного превзошел. Максимальная скорость полета у земли 500 км/ч, а на высоте 4850 метров – 580 км/ч. Самолет набирал высоту 5000 метров за 6,5 минут. Такого результата удалось добиться за счет улучшения аэродинамики и тщательной внешней отделки самолета. По результатам проведенных испытаний Як-7Б утвердили эталоном дневного истребителя на 1942 г. НКАП получил рекомендации организовать выпуск таких самолетов на всех серийных заводах, которые выпускали истребители Як-7.

На заводе в Новосибирске сначала внедрили в производство улучшенный вариант истребителя Як-7А 19-й серии, а начиная с 22-й серии, приступили к производству Як-7Б. На заводах №21 и №82 сразу организовали выпуск Як-7Б с двумя крупнокалиберными пулеметами. Як-7 №1413 остался на заводе и использовался для создания дальнейших модернизаций.

Як-7Б М-105ПФ

Як-7Б 18ГИАП

13 марта 1942 г. вышло постановление Государственного Комитета Обороны №1435сс. Конструкторскому бюро Климова предлагалось форсировать мощность двигателя М-105ПА за счет увеличения давления наддува с 930 до 1050 мм рт. ст. Серийный выпуск новых двигателей предписывалось подготовить к 1 апреля 1942 г.

В марте 1942 г. начались испытания двигателя М-105П с повышенным наддувом (с 910 до 1050 мм рт. ст.) на самолетах Як-7А №1411 и Як-7Б №1413. Як-7Б пилотировал летчик-испытатель ОКБ завода №115 П.И. Федрови. На двух самолетах выполнили 9 полетов продолжительностью 7 часов 45 минут. 29 марта 1942 г. утвердили отчет, в котором рекомендовали в кратчайшие сроки обеспечить возможность длительной эксплуатации на повышенном наддуве вновь выпускаемых моторов М-105П. Летные данные серийных истребителей требовалось довести до летных данных Як-7Б №1413.

15 марта 1942 г. было принято совместное решение НКАП и ВВС организовать пробную эксплуатацию моторов на истребителях Як-1 в 236 ИАП ВВС Западного фронта. Форсирование моторов производилось так же, как на самолете Як-7Б №1413. Регулятор постоянного давления нагнетателя мотора перестраивался на повышенный наддув, за счет этого упрощалось управление двигателем. Рычаг управления мотором перемещали на упор полного газа для получения максимального наддува. Добились устойчивого увеличения скорости полета примерно на 20 км/ч.

На стендовых испытаниях модернизированный двигатель показал взлетную мощность 1210 л.с., номинальную на высоте 700 м – 1260 л.с., на высоте 2700 м – 1180 л.с. Сначала ресурс двигателя уменьшили с 125 ч до 100 ч. Но 24 апреля 1942 г. начались стендовые испытания М-105ПА с наддувом 1050 мм рт.ст. Двигатель успешно их выдержал, проработав до разрушения 203 часа. 11 мая 1942 г. ГКО постановил увеличить срок службы двигателей М-105ПФ до первой переборки до 150 часов. 28 апреля 1942 г. Государственный Комитет Обороны своим постановлением № 1673с обязал завод № 26 в Уфе перейти с 1 мая на выпуск моторов М-105ПФ. Так стали называться серийные двигатели с повышенным наддувом.

Истребители Як-7Б из 29ГИАП 275ИАД 13ВА Ленинградского фронта, весна 1943 года

Внедрение новых двигателей на заводе № 153 проводилось практически одновременно с началом производства Як-7Б. По постановлению Государственного Комитета Обороны № 1789сс от 19.5.1942 г. полностью перейти на М-105ПФ заводам № 153 и № 82 следовало не позднее 1 июня 1942 г. С истребителей снимали ставшее ненужным управление форсажем двигателя. В июле 1942 г. выпустили специальный бюллетень по замене двигателя на М-105ПФ для Як-7 ранних серий выпуска. Он описывал доработки обтекателя водорадиатора. Для эксплуатации истребителя при температурах наружного воздуха у земли более +24°C систему охлаждения доработали.

В ходе производства продолжали улучшать аэродинамику самолета. По рекомендации ЛИИ НКАП и ЦАГИ стали выпускать истребители с новыми формами гондол радиаторов. В ходе испытаний серийного Як-7Б №3115301 с внедренными изменениями самолет показал скорость 533 км/ч у земли. Максимальная скорость 591 км/ч была достигнута на второй границе высотности мотора. После размещения радиоантенны внутри гаргрота фюзеляжа и киля, а также проведения в ОКБ дополнительных работ по улучшению аэродинамики, скорости выросли до 539 км/ч у земли и до 606 км/ч на второй границе высотности двигателя. Использование индивидуальных патрубков на каждый цилиндр мотора давало дополнительный прирост скорости до 547 км/ч у земли, а на высоте – 612 км/ч. Внутреннее размещение антенны сочли нецелесообразным из-за уменьшения дальности радиосвязи.

В октябре 1942 г. завод №153, а завод №82 начиная с 0915-й серии, стали собирать истребители с плоскими боковыми стеклами козырька фонаря (вместо изогнутых стекол). Завод №153 начиная с 40-й серии, а завод №82 с 11-й серии, начали выпускать самолеты с пониженным гаргротом. С 4611-й серии завода №153 и с 12-й серии завода №82 стали устанавливать зеркало обзора задней полусферы под козырьком фонаря кабины пилота.

На самолетах выпуска завода №82 бронестекла не устанавливались. Начиная с 46-й серии, на заводе №153, подготовили установку бронестекол толщиной 64-мм, которые стали устанавливать спереди и сзади в фонаре кабины пилота с 50-й серии (а с 5225-й серии прекратили).

На базе Як-7Б создали истребитель Як-7ДИ (Як-9)

В конце июня 1942 г. истребители Як-7Б начали массово поступать в войска. На подмосковные аэродромы прибывали самолеты отправленные заводом №153. Затем стали прибывать Як-7Б выпущенные заводом №82 и началась сборка истребителей на заводе №301. Первые серийные самолеты №82 завода в основном отправили на вооружение частей ПВО. Большая партия истребителей выпуска авиазавода №153 пошла на перевооружение полков 288-й ИАД (4 ИАП, 12 ИАП, 287 ИАП и 900 ИАП). В конце августа 1942 г. дивизию отправили на Сталинградский фронт в состав 8-й ВА.

Одним из первых истребители Як-7Б получил 66 ИАП 202 ИАД 1 ВА Западного фронта. В боях с 3 июля по 13 октября 1942 года летчики полка сбили 36 самолетов. Свои потери при этом составили шесть летчиков. 434-й ИАП получил истребители Як-7Б в начале июля 1942 г., а уже 15 июля, в качестве особой авиагруппы для борьбы с бомбардировщиками, полк вошел в состав 8ВА.

Всего с начала выпуска и до июля 1944 года всеми заводами было создано 5358 самолетов Як-7Б. Больше всех выпустил завод №153 – 4033 шт. Завод №82 произвел 1320 самолетов, а завод №21 закончил еще 5 истребителей.

grafiq.ru

самолёт, история создания, лётно-технические характеристики, (ТТХ), боевое применение

Ещё до войны в конструкторском бюро Яковлева был создан истребитель Як-1. Впоследствии его конструкция разовьётся в Як-3 – один из лучших советских самолётов в своём классе.

Но уникальность ситуации в том, что у яковлевских истребителей был «внутренний конкурент». Им стал самолёт Як-7, на протяжении войны он (а затем и его потомок Як-9) выпускались параллельно с «основной линейкой». При этом использование Як-7 в качестве истребителя изначально вообще не предусматривалось. Задумывался этот самолёт, как учебный, для подготовки пилотов «настоящих» боевых машин, в том числе и Як-1.

История создания

В конце 30-х годов Красная Армия начинала масштабное перевооружение. Для пехоты создавались самозарядные и автоматические винтовки. Разрабатывались новые танки с трехдюймовыми пушками и противоснарядным бронированием. Ну а задание на разработку истребителей нового поколения выдали сразу трём конструкторским бюро. Но, помимо боевых машин, требовался и самолёт для подготовки лётчиков.

Разработку учебно-тренировочной «спарки» поручили КБ Александра Яковлева. Уже в июне 1940 года был построен первый прототип самолёта УТИ-26, построенного на основе истребителя Як-1. По технике пилотирования УТИ-26 был достаточно близок и к двум другим истребителям – МиГ-3 и ЛаГГ-3.

Осенью того же года самолёт рекомендовали к запуску в серию и принятию на вооружение.

Весной 1941 года начался выпуск «доведённого» варианта самолёта, получившего новое название Як-7УТИ.

После начала нацистского вторжения производство Як-7УТИ свернули, но выпущенные самолёты активно использовали – как по прямому назначению, так и в качестве разведчика. Для этого в кабину инструктора просто сажали наблюдателя. А затем инженер Константин Синельщиков предложил сделать из учебной «спарки» боевой истребитель.

Потребовалось для этого немного – усилили вооружение, установив ещё один пулемёт ШКАС, а в развал блоков цилиндров – пушку ШВАК. Кабину лётчика защитили бронеспинкой, а баки заменили протектированными. И оказалось, что вопреки скепсису главного конструктора, истребитель Як-7 даже превосходит Як-1 по устойчивости и управляемости. С осени 1941 года боевой Як-7 пошёл в производство.

Конструкция

Самолёт Як-7 представлял собой одномоторный моноплан с нижним расположением крыла. Конструкция смешанная: каркас фюзеляжа сваривался из труб, изготовленных из «хромансила» (сталь с добавлением хрома, марганца и кремния), и обшивался фанерой и полотном. Капот двигателя и обтекатели – дюралюминиевые. Силовой набор крыла – полностью деревянный, обшивка – фанера и полотно.

На съёмной мотораме устанавливался 12-цилиндровый мотор М-105 конструкции Владимира Климова.

Як-7 оснащался модификацией М-105ПА, которая допускала установку в развале блоков цилиндров мотор-пушки. Также, в отличие от базовой модели, использовались беспоплавковые карбюраторы, допускавшие манёвры с отрицательными перегрузками.

Наддув осуществлялся приводным центробежным нагнетателем. На поздних Як-7 устанавливали форсированный М-15ПФ – мощность мотора была повышена увеличением давления наддува.

Протектированные топливные баки находились в крыльях и под кабиной лётчика. В ходе производства их дополнительно оснастили системой накачки инертными выхлопными газами. Маслорадиатор находился под двигателем, а радиатор системы охлаждения – под кабиной лётчика.

Первые учебные Як-7 вооружались для тренировочных целей одним пулемётом ШКАС калибра 7,62 мм. Боевые истребители получили второй пулемёт и 20 мм пушку ШВАК в развале цилиндров. Боезапас каждого пулемёта состояли из 750 патронов, пушка снаряжалась лентой на 120 снарядов. На поздних модификациях пулемёты заменили крупнокалиберными УБС с боекомплектом 140 и 260 патронов (для правого и левого соответственно).

Помимо стрелково-пушечного вооружения, истребитель мог нести 6 неуправляемых ракет РС-82. Поздние Як-7Б также могли нести две бомбы калибром до 100 кг.

Учебные самолёты имели две кабины со спаренным управлением.

На истребителях управление, разумеется, имел только пилот, но отсек за его кабиной сохранялся на протяжении всего производства. Это стало большим преимуществом Як-7, расширяющим его возможности.

Серийные модификации

Як-7А – самолёты образца 1942 года. На них начли устанавливать радиостанцию, аэродинамику несколько улучшили за счёт убирающегося хвостового колеса. Прозрачный фонарь в процессе производства заменили фанерной крышкой.

Як-7Б – созданная в том же 1942 году модификация с улучшенной аэродинамикой и усиленным вооружением. Пулемёты ШКАС на этом истребителе заменили на 12,7мм пулемёты УБС. Лётные качества этого Як-7 не только не ухудшились, но и выросли до уровня довоенных УТИ-26. С августа 1942 двигатель М-105ПА заменили на форсированный до 1180 л.с. М-105ПФ.

Также на этом Як-7 во время выпуска появился новый фонарь – каплевидный, гаргрот при этом был понижен. Радиостанциями оснащались все самолёты, но большинство – только приёмниками. Передатчики, необходимые для отдавания приказов, имели только командирские Як-7. Истребители, отданные в части ПВО, имели дополнительные средства ночной навигации – радиокомпас и мощную посадочную фару.

Як-7-37 – мелкосерийный истребитель, вооружённый 37 мм пушкой Ш-37 конструкции Шпитального. Войсковые испытания продемонстрировали высокую огневую мощь самолёта (для уничтожения вражеского истребителя достаточно было одного попадания осколочно-фугасного снаряда). Хотя выпуск продолжен не был, Як-7-37 стал прямым предком более известного Як-9Т.

Як-7В – учебно-тренировочный самолёт, отличавшийся упрощённой конструкцией. На них устанавливали неубирающееся шасси, топливные баки без протектора. Вооружение было упразднено вообще.

Увеличение поставок алюминия позволили начать опыты по улучшению характеристик Як-7 за счёт использования в конструкции дюраля.

Опытный самолёт с дюралевыми лонжеронами крыльев получил название Як-7ДИ. Его испытания показали отличные результаты, но он оказался и последим «седьмым». В серию подобный истребитель пошёл уже под другим индексом – Як-9.

Боевое применение

По изначальному, учебному назначению, «седьмые» использовали на протяжении всей Великой Отечественной Войны. И его вклад в победу, сделанный именно в этой роли, сложно переоценить – ведь долгое время других тренировочных «спарок» для лётчиков-истребителей просто не было.

Однако «семёрка» замечательно проявила себя и в «неожиданном» для неё качестве истребителя. Несмотря на то, что «валовые» истребители из-за низкого качества сборки поначалу уступали по характеристикам эталонным образцам, Як-7 оказался прост в управлении и эксплуатации, а также прославился живучестью.

А главное – отсек, оставшийся на месте кабины инструктора, можно было использовать как для размещения оборудования, вроде фотоаппарата, так и для перевозки людей. Например, техников во время перебазирования или для заброски кого-то за линию фронта.

Только в 1944 году Як-7 начали заменять на Як-9, при этом последние «семёрки» произвели только в июле.

Учебные самолёты использовались и после войны. Помимо советских лётчиков, на Як-7 летали и французы из эскадрильи «Нормандия-Неман».

Лётно-технические характеристики

Сравним Як-7 с основным истребителем Люфтваффе периода 1941-1942 гг. Bf.109F

 Як-7БBf.109F-4
Размах крыла, м109.9
Длина, м8.58.8
Взлётная масса, т33.1
Максимальная скорость, км/ч570620
Потолок, км9,912
Скороподъёмность, м/мин8621308
Вооружение20 мм пушка, 2х12,7мм пулемёта20 мм пушка, 2х7,92мм пулемёта

Як-7, уступая «Мессеру» по скорости набора высоты, обладал преимуществом в горизонтальных манёврах. Крупнокалиберные пулемёты УБС превосходили по мощности и бронепробиваемости не только MG17 нормального калибра, но 13 мм MG131, которые появятся на немецких самолётах позднее.

С другой стороны, в боекомплект пушек MG151 входили знаменитые «миненгешоссы» – фугасные снаряды высокой мощности, аналога которым у союзников не имелось. Главным же недостатком Як-7 было низкое качество сборки, из-за которого скоростные качества двух истребителей одной серии на границах высотности отличались на 10 км/ч, а сами границы высотности могли «сдвигаться» на сотни метров.

Заслуживает глубокого уважения тот факт, что конструкторам удалось превратить самолёт, предназначенный для вспомогательной роли, в истребитель для завоевания господства в воздухе.

Конечно, Як-7 не обладал рекордными характеристиками, а качество сборки сильно страдало.

Однако простота сборки и эксплуатации, живучесть и возможность использования не по прямому назначение (за счёт отсека за кабиной) – неоспоримые достоинства. А потенциальные возможности конструкции были окончательно раскрыты уже на самолётах Як-9.

Видео

warbook.club

Журнал Бумажное моделирование — 1 — Истребитель ЯК-7Б из бумаги и картона :: PAPER-MODELS.RU

В журнале для бумажного моделирования Бумажное моделирование под номером 1 представлены выкройки истребителя ЯК-7Б.

В марте 1940 года ОКБ А.С.Яковлева получило официальное задание на разработку учебнотренировочного самолёта на базе истребителя И-26 (будущего Як-1). Но проектирование И-27 (УТИ-26) началось ещё до этого — 25 января. От истребителя учебный самолёт отличала двухместная кабина, закрытая общим фонарём с индивидуальными сдвижными частями. Вооружение состояло из 2 синхронных пулемётов ШКАС. Летом 1941 года выявилась острая нехватка истребителей на фронте. Ведущий инженер ОКБ Яковлева К.В.Синельщиков предложил переделать учебный самолёт в боевой истребитель. Сам Яковлев вначале отнёсся к этой идее отрицательно, но после более внимательного рассмотрения согласился. Проектирование было осуществлено бригадой конструкторов во главе с Синельщиковым на заводе №301. На самолёте установили мотор-пушку ШВАК, бронеспинку, протектированные бензобаки, а также по три направляющих для реактивных снарядов под каждым крылом. Задняя кабина осталась, но второе управление было демонтировано (пустое пространство за сиденьем летчика закрывалось крышкой и использовалось для различных целей: переброски грузов и технического состава при перебазировании частей, установки фотоаппаратуры или дополнительного бензобака в 100 л). По своим характеристикам новый самолёт не уступал Як-1, и даже кое в чём его превосходил. После проведения испытаний незамедлительно последовало постановление ГКО о начале производства. Согласно приказам НКАП от 14 и 26 августа началось производство Як-7 на заводах №301 и №153 (Новосибирск). До эвакуации завод №301 успел изготовить 51 истребитель Як-7.

Серийное производство продолжалось до июля 1944 года. Всего было изготовлено 6399 самолётов Як-7 всех модификаций. Из них на заводе №301 построено 186 самолётов, на заводе №82 (Москва) -1300, на заводе №21 (Горький) — 2, остальные (около 4900) — на заводе №153 в Новосибирске. Самолет снят с вооружения только в 1946 году.

У нас можно скачать журнал Бумажное моделирование — 1 — Истребитель ЯК-7Б бесплатно, без регистрации и смс.

paper-models.ru

Антология Як

     
   
   
 
 
     
     
   
   
   
   
   
   
   
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Як-7


Схемы окраски [2]

 



схема окраски
фото: [1]; [2]
источник

Як-7Б. 29 ГвИАП. Весна 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в белый цвет, сквозь который просматриваются зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер белый.



схема окраски
фото
комментарии
источник

Як-7Б. 29 ГвИАП. Пилот — п/п-к Матвеев А.А. Весна 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Кок винта и тактический номер белые.



схема окраски
фото: [1]; [2]; [3]
источник

Як-7Б. 29 ГвИАП. Пилот — м-р Чирков А.В. Плеханово. Март 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в белый цвет, сквозь который просматриваются зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер белый.



схема окраски
фото
источник

Як-7Б. 29 ГвИАП. Плеханово. Март 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в белый цвет, нижние — в серо-голубой. Тактический номер красный.



схема окраски
фото
источник

Як-7Б. 29 ГвИАП. Плеханово. Март 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в белый цвет, сквозь который просматриваются зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер белый.



схема окраски
фото
источник

Як-7Б. 29 ГвИАП. Плеханово. Март 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в белый цвет, сквозь который просматриваются зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер белый.



схема окраски
фото: [1]; [2]; [3]
источники: [1]; [2]; [3]

Як-7Б. 29 ГвИАП. Пилот — м-р Чирков А.В. Углово. Май 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер и кок винта белые.



схема окраски
фото
источник

Як-7Б. 29 ГвИАП. Углово. Лето 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Кок винта и тактический номер белые.



схема окраски
фото
источник

Як-7Б. 29 ГвИАП. Углово. Август 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Кок винта и тактический номер белые.



схема окраски
фото
источник

Як-7Б. 29 ГвИАП. Углово. Август 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Кок винта и тактический номер белые.



схема окраски
фото: [1]; [2]
источники: [1]; [2]; [3]; [4]; [5]

Як-7Б. 29 ГвИАП. Пилот — м-р Покрышев П.А. Ленинградский фронт. 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер белый. Обозначения побед красные и белые (предположительно).



схема окраски
фото: [1]; [2]; [3]
комментарии
источники: [1]; [2]

Як-7Б. 18 ГвИАП. Февраль 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в белый цвет, нижние — в серо-голубой. Надпись на фюзеляже красная.



схема окраски
фото: [1]; [2]
комментарии
источники: [1]; [2]

Як-7Б. 18 ГвИАП. Лето 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер и стрела белые. Надпись на фюзеляже красная (предположительно).



схема окраски
фото: [1]; [2]
комментарии: [1]; [2]
источник

Як-7Б. 18 ГвИАП. Пилот — Пинчук Н.Г. Знаменка. Лето 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер и стрела белые. Надпись на фюзеляже красная (предположительно).



схема окраски
фото
источники: [1]; [2]

Як-7Б. 18 ГвИАП. Пилот — п/п-к Голубов А.Е. Весна 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер белый.



схема окраски
фото: [1]; [2]
комментарии
источник

Як-7Б. 146 ИАП. Пилот — мл. л-т Федоров В.Д. Лето 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер и полосы на киле белые.



схема окраски
комментарии
источник

Як-7Б. 146 ИАП. Пилот — ст. л-т Фарофонтов М.П. Лето 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер и полосы на киле белые.



схема окраски
фото
источник

Як-7Б. 146 ИАП. Лето 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер и полосы на киле белые



схема окраски
фото
источники: [1]; [2]; [3]

Як-7Б. 15 ИАП. Кубань. Апрель 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер, кок винта и законцовка киля белые.



схема окраски
фото
источники: [1]; [2]; [3]

Як-7Б. 15 ИАП. Кубань. Апрель 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер, кок винта и законцовка киля белые.



схема окраски
фото
источники: [1]; [2]; [3]

Як-7Б. 15 ИАП. Кубань. Апрель 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в зеленый и черный цвета, нижние — в серо-голубой. Тактический номер, кок винта и законцовка киля белые.



схема окраски
фото: [1]; [2]; [3]; [4]
источник

Як-7Б. 586 ИАП ПВО. Пилот — Демченко А.Н. Март 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в белый цвет, нижние — в серо-голубой. Надпись на фюзеляже красная (предположительно).




схема окраски
фото: [1]; [2]
источники: [1]; [2]

Як-7Б. 826 ИАП ПВО. Пилот — к-н Довбня Н.П. Январь 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в белый цвет, нижние — в серо-голубой. Надпись на фюзеляже красная (предположительно).



схема окраски
фото
источник

Як-7Б. 307 ИАП. Пилот — м-р Филиппов Я.И. Гаровка. Январь 1943 г.

Верхние поверхности окрашены в белый цвет, нижние — в серо-голубой.


airfield.narod.ru

Антология Як

     
   
   
 
 
     
     
   
   
   
   
   
   
   
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Як-7


Летно-технические характеристики

  Як-7УТИ Як-7В Як-7 Як-7А Як-7Б Як-7Б Як-7Б* Як-7М Як-7-37 Як-7 Як-7ПД Як-7Д Як-7ДИ**
Год выпуска 1941 1942 1941 1941 1942 1942 1943 1941 1942 1942 1942 1942 1942
Двигатель:                  
  марка М-105ПА М-105ПА М-105ПА М-105ПА М-105ПА М-105ПФ М-105ПФ М-105ПА М-105ПА М-82А М-105ПД М-105ПА М-105ПФ
  мощность, л.с. 1050 1050 1050 1050 1050 1180 1180 1050 1050 1330 1160 1050 1180
Длина самолета, м. 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5 8,83 8,37 8,5 8,5 8,5
Размах крыла, м. 10 10 10 10 10 10 10 9.74 9.74 9.74 10 9.74 9.74
Площадь крыла, кв.м. 17.15 17.15 17.15 17.15 17.15 17.15 17.15 17.15 17.15 17.15 17.15 17.15 17.15
Масса, кг.:                
  пустого 2285 2210 2477 2450 2520 2490 2528 2638 2694 2745 2452 2262 2360
  топлива + масла 300+30 305 305 305 305 305 305 330 300 400+48 305 690 320/500
  полной нагрузки 515 515 483 485 522 520 520 522 541 625 452 873 475/675
  полетная 2800 2725 2960 2935 3042 3010 3048 3160 3235 3370 2904 3135 2835/3035
Удельная нагрузка:                
  на крыло, кг/кв.м. 163,2 159 172,6 171 177 175,5 178 184 190 196,5 169,3 183 165/177
  на мощность, кг/л.с. 2,66 2,59 2,82 2,79 3,0 2,55 2,58 3,01 3,08 2,5 2,5 2,98 2,4/2,6
Скорость, км.ч.:                
  у земли 490 410 471 476 500 514 547 469 485 515 500 495 505
  на высоте (км) 586 (4,5) 472 (5,0) 560 (5,0) 560 (4,95) 580 (4,85) 570 (3,65) 612 (4,0) 556 (5,1) 564 (4,73) 615 (6,4) 611 (7,6) 565 (5,0) 570/565 (3,9/3,8)
  посадочная 125 125 136 145 145 144 145 145 147,5 154 138 145 137/143
Время набора 5000 м., мин. 6,6 6,6 6,8 6,42 6,5 5,8 4,7 7,5 7,2 5,6 5,4 7,0 5,5/6,0
Потолок практический, м.   9900 9250 9500 10000 9900 10000 8750 8250 10000 11300 9000 10400/10000
Дальность полета, км.   615 643 643 700 645   750 550 700 575 1660 820/1310
Время виража, с. 18-19 18 24 21-22 21-22 19-20 19-20 22 23 24 19-20   17-18/19-20
Разбег, м. 360 295 375 410 440 435 350 440 490   400   300/350
Пробег, м. 445 360 550 610 650 620 540 650 700   550   580
Вооружение:                
  пушки 1 х 20 мм 1 х 20 мм 1 х 20 мм 1 х 20 мм 1 х 20 мм 3 х 20 мм 1 х 37 мм 2 х 20 мм 1 х 20 мм 1 х 20 мм 1 х 20 мм
  пулеметы 1 х 7,62 мм 2 х 7,62 мм 2 х 7,62 мм 2 х 12,7 мм 2 х 12,7 мм 2 х 12,7 мм 2 х 12,7 мм 1 х 12,7 мм 1 х 12,7 мм
  ракеты 6 х РС-82 6 х РС-82 6 х РС-82

Примечания:

* — с улучшенной аэродинамикой.
** — в числителе приведены данные для облегченного варианта, в знаменателе — для дальнего варианта.

 


airfield.narod.ru

Як-7, истребитель

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Вооружение
  • Образцы
  • Участники
  • О проекте
  • Добавить компанию
  • Каталоги
  • О проекте
  • www.arms-expo.ru

    Истребитель Як-7б

    Описание боев с участием Як-7 и Як-9 начнем с 30 декабря 1942 года. Во время вылета на штурмовку вражеских позиций в районе Грузина (Ленинградский фронт) четыре Як-7Б из 283 ИАП встретили два бомбардировщика Не-111 и сбили один из них.
    Но не под Ленинградом в это время решалась судьба войны. Основные бои велись на юге. 23 июля 1942 года пять Як-7 из 296 ИАП, атаковали группу из шести Ju-88. Сильный оборонительный огонь стрелков немецких бомбардировщиков долго не позволял истребителям добиться успеха. В конце концов после нескольких атак, одному из пилотов, мл. лейтенанту М.И.Памятину удалось сбить один из бомбардировщиков. Однако и его самолет получил несколько попаданий в радиаторы, и пилоту пришлось совершать вынужденную посадку.

    Именно здесь, на дальних подступах к Сталинграду, прославился 434 ИАП под командованием Клещева. 26 июля 1942 года пилоты этого полка, имеющего на своем вооружении Як-7Б, сбили в одиннадцати воздушных боях 34 вражеских самолета.

    Предчувствие крупного успеха возникло после боя проведенного семью Як-7, под командованием капитана В.П.Бабкова. В районе Калача они перехватили группу вражеских самолетов, состоящую примерно из 50 Ju-87, которые направлялись для бомбежки переправы через реку Дон. Задача советских истребителей облегчалась тем, что немцы шли без прикрытия. В первой неожиданной атаке было сбито пять «Штук», потом еще четыре и, наконец, еще две. Як-7 вернулись на свой аэродром без потерь. Подобного же успеха добились в этом районе и восемь других Як-7 под командованием капитана Избинского, из того же 434 ИАП. На этот раз соотношение советских и немецких истребителей было более равным — тринадцать немецких бомбардировщиков прикрывало девять Bf-109. Избинский разделил свои машины на две группы. Первая, под его командованием атаковала бомбардировщики и уничтожила пять из них. Другой группе, состоящей из двух пар, которая связывала боем «Мессершмитты», так же удалось добиться двух побед. Все Як-7, хотя и со значительными повреждениями, но вернулись на свой аэродром. В этот же день в других воздушных боях летчики 434 полка сбили 16 немецких самолетов. По два, либо три сбитых самолета к концу дня имели капитан Бабков, лейтенанты Н.А.Карначенок и Савельев. Было потеряно только три Як-7, но все пилоты выпрыгнули с парашютом и вскоре вернулись в свою часть.

    Еще одного успеха добилась большая группа Як-7Б из 288 НАД — 5 сентября 1942 года, ею были сбиты три Bf-109 и два Ju-88. Пилоты подполковника С. Ф.Коновалова не понесли при этом никаких потерь.

    Останемся пока на юге. 16 сентября 1942 года пилоты Клещева пополнили свою коллекцию сбитых немецких самолетов еще несколькими машинами. Одиннадцать Як-7Б под его командованием осуществляли воздушное прикрытие войск в районе железнодорожной станции Котлубан. Здесь они встретили крупную группу немецких самолетов из пятидесяти Ju-87 с прикрытием из нескольких пар Bf- 109. Немецкие истребители допустили ошибку, заняв позицию на большом отдалении от охраняемых бомбардировщиков. Прежде чем они подоспели им на выручку, Иван Клещев и Долгушин сбили по одному Ju-87. После этого завязался бой с агрессивно настроенными «мессершмиттами». Клещев снова одержал победу: он и Якимов сбили по одному Bf-109. Немцам удалось сбить один Як-7. Отсутствие информации о других сбитых Ju-87, позволяет предположить, что советские пилоты все же не выполнили задания, допустив бомбардировку своих войск.

    На следующий день, 17 сентября 1942 года, 434-й истребительный, снова встретился в бою с Ju-87 и Bf-109. На этот раз группой Як-7Б командовал капитан Избинский. В ее состав входили такие опытные пилоты, как С.Ф.Долгушин, Котов, В.И.Гаранин, Кошелев, Прокопенко и Н.А.Корнашенок (любопытный список, если принять о внимание, что в то время пилоты из Jagdgeschwadern редко позволяли молодым советским пилотам-истребителям совершить более десяти боевых вылетов) и несколько молодых пилотов. Бой развивался по тому же сценарию, что и накануне: сначала по одному Ju-87 сбили И.И.Избинский и Карнашенок. Затем в завязавшейся схватке с подоспевшими Bf-109, было сбито два этих немецких истребителя, один лейтенантом С.Ф.Долгушиным, другой старшим лейтенантом Ф.Ф.Прокопенко. Погиб только один советский пилот. Но это была очень горькая утрата — объятый пламенем упал истребитель одной из четырех девушек, служивших в 434 ИАП — Клавдии Нечаевой. Из документов 16-й ВА известно, что 17 сентября 1942 года, пилоты полка Клещева выполнили 65 боевых вылета и уничтожили семь вражеских самолетов.

    18 сентября 1942 года четыре группы Як-7Б из 434 ИАП обеспечивали воздушное прикрытие железнодорожной станции Котлубан. В группе А.Ф.Семенова были: капитан Степан Микоян (сын наркома А.Микояна), С.Ф.Долгушин и Лукий. Тремя другими группами командовали: И.И.Избинский, А.П.Шышкин и Баклан. На эту дюжину советских истребителей напали девять Bf-109, которые имели своей задачей оттянуть их от охраняемого объекта. Однако немецкая атака не удалась — немцами был потерян один «мессер», которого сбил В.И.Гаранин.

    В этот же день, восемь истребителей направленных в другой район для патрулирования, заявили об уничтожении двух Ju-87. Группа А.Ф.Семенова, которая находилась над станцией Котлубан, была наведена на немецкий разведчик FW-189 и ведущий группы сбил его.

    Сразу же после этого группа была вынуждена пойти на посадку, так как у нее заканчивалось горючее. После заправки, тринадцать Як-7Б, ведомые И.И.Избинским стартовали вновь. Это был период, когда советским истребителям не приходилось искать врага — в небе находилось множество самолетов. Вблизи от Сталинграда, истребители натолкнулись на группу «юнкерсов» находящихся под прикрытием Bf-109. Два бомбардировщика удалось сбить, но в погоне за остальными погиб второй сын Анастаса Микояна — Владимир. Молодой восемнадцатилетний лейтенант имел за плечами только несколько боевых вылетов. В своем последнем бою уму удалось сбить одного «юнкерса», однако сразу же после этого, его Як-7Б был расстрелян двумя Bf-109.В этот день 434 ИАП отправил на землю 19 самолетов противника, но, увы, погибло и несколько пилотов полка.

    На следующий день, 16-я ВА потеряла только один самолет, но это был Як-7Б командира 434-го полка Ивана Клещева. Обожженному пилоту удалось выпрыгнуть с парашютом. В тот же день, то есть 19 сентября 1942 года Яки-7Б этого знаменитого полка сбили 15 самолетов противника. Успешными были и двое следующих суток: 21 сентября двенадцать Як-7Б, ведомых капитаном А.И.Якимовым, перехватили пятнадцать Ju-87 с сильным эскортом из десяти Bf-109. Советские пилоты заявили об уничтожении семи вражеских машин (информация о собственных потерях неизвестна). На завтра, пара Як-7Б под командованием И.И.Избинского сбила три бомбардировщика — отличились М.А.Гаран, А.П.Шишкин и Н.А.Карнашенок. К сожалению, в этом бою Карнашенок погиб. Это был герой Советского Союза, опытный пилот, имевший на своем счету более десятка сбитых самолетов противника.

    20 августа 1942 года в бои под Сталинградом была введена 288-я ИАД, полностью оснащенная Як- 7Б. Хотя она и не добилась таких значительных успехов как 434-й ИАП, она так же внесла свой вклад в победу в небе над Волгой. Наиболее результативным, из полков входящих в эту дивизию был 4-й ИАП — с 7 по 12 сентября его пилоты сбили 29 вражеских самолетов, потеряв девять своих Як-7Б.

    27 сентября 1942 года, в 8 часов 50 минут, взлетело двенадцать Як-7Б ведомых самим командиром 288-й ИАД — подполковником Коноваловым. К северо-западу от Сталинграда, на высоте 4000 м они встретились с группой Ju-88, шедшей под сильным эскортом из двадцати двух Bf-109. В первой атаке советские пилоты сбили два «юнкерса», а остальные рассеяли. Несколько позже в бою с Bf-109, подполковник Коновалов, капитан Мякишев и лейтенант Головчинский, сбили четыре немецких истребителя. О потерях с советской стороны неизвестно.

    В январе 1943 года тяжелые бои шли не только под Сталинградом, но и на севере Советского Союза. 15 января 1943 года в районе Великих Лук, семь Як-7 из 653-го ИАП под командованием майора Г.Прокофьева осуществляли патрулирование. В этом полете произошел исключительный случай в истории воздушных боев, описанных советскими авторами. Вышеупомянутые Яки -7Б столкнулись с шестью Bf-109. Что же в этом исключительного, можно было бы спросить. А то, что советских истребителей было больше! (Обычно в мемуарах летчиков-истребителей на протяжении всей войны описывались ситуации как в песне Владимира Высоцкого «Я — Як -истребитель»: «Их — восемь, нас — двое».) И они это преимущество использовали — два «мессершмитта» сбил лейтенант Якуба, по одному капитан Капаштин и старший лейтенант Ветров, пятая немецкая машина была засчитана как групповая победа. Хотя историк и привел время патрулирования, с 13 часов 37 минут до 14 часов 45 минут, но ничего не упомянул о собственных потерях.

    23 февраля 1943 года во время боев над Демянским котлом, тяжелые потери понесла эскадрилья Як-7 из 42-го ИАП, под командованием Н.Тихонова. Во время попытки атаки немецких бомбардировщиков, они были перехвачены пятнадцатью Bf-109 и несколькими FW-190. На этот раз получилась ничья. Советским летчикам удалось сбить два FW-190, но они сами понесли потери — два Як-7 вместе с пилотами: А.Легачков после прыжка с парашютом утонул в озере Ильмень, а старший лейтенант В.Сафоненко попал в плен, из которого был освобожден только в июле 1944 года. В другом, произошедшем в этот же день, воздушном бою участвовали семь Як-7 и десять FW-190. Сбитый в этой схватке В.Крутиков побил своеобразный рекорд: в боях над «рамушевским коридором» он в третий раз спасался, выпрыгивая с парашютом.

    15 марта 1943 года. Ожесточенные воздушные бои возникали над переправами через реку Ловать. Так восемь Як-7Б из 875-го ИАП, ведомых командиром эскадрильи капитаном М.С.Гордеевым вступили в бой с семнадцатью Ju-87, прикрываемыми четырьмя FW-190 и четырьмя Bf-109 . Часть Як-7 напала на бомбардировщики, а остальные четыре машины схватились с истребителями прикрытия. Советские пилоты сбили три немецких истребителя и один Ju-87. На следующий день, 16 марта, полк так же провел несколько успешных воздушных боев. Один из них увенчался особенным успехом: восемь Як-7Б перехватили над переправами двенадцать Ju-87 и уничтожили семь из них. Это был исключительно удачный день для трех пилотов 875-го ИАП и 271-го ИАП, воевавших на Як-7Б — старший лейтенант П.И.Муравьев и лейтенант И.А.Ильченко сбили по три вражеских самолета, а младший лейтенант П.М.Вострюхин уничтожил четыре машины.

    21 апреля 1943 года. Як-7 воевали и в составе морской авиации. В этот день две эскадрильи Ил-2 вылетели на задание по уничтожению плавсредств в Нарвском заливе. Их непосредственное охранение обеспечивали восемнадцать Як-7. Дополнительное прикрытие осуществляла группа, состоящая из двенадцати Ла-5 из 4-го ГИАП. Над водами Балтики разыгралось 45-ти минутное воздушное сражение с немецкими и финскими самолетами. Советские летчики выиграли его со счетом 19:6. Авиация Балтийского флота потеряла два Ил-2, три Як-7 и один Ла-5. Согласно советским источникам было уничтожено четыре финских Fiat- G50 и один Buffalo, остальными были Bf-109 и FW- 190. В финских публикациях потери описывались иначе. Финны подтверждают потерю двух Buffalo — один BW-354 был сбит в воздушном бою, другой BW-352 зенитным огнем. Удивительно, но они также заявляют о том, что ими было сбито: десять Як-1, пять ЛаГГ-3 и четыре Ла-5.

    Шесть Як-7Б из 18-го ГИАП приняли активное участие в уничтожении 5 мая 1943 года примерно десятка вражеских самолетов на аэродроме Алсуфьево в районе Брянска. Главную работу выполнили восемь штурмовиков Ил-2, под командованием капитана А.Я.Суворова.

    22 мая 1943 года шесть FW-190 из JG54 сбили два Як-7 из 21-го ИАП Балтийского флота. Оба советских пилота: сержант П. А.Замыко и лейтенант И.А.Черниченко погибли.

    Май 1943 года был периодом жестоких воздушных боев над оборонительным рубежом, известным под названием «Голубая линия». 26 мая 1943 года шесть Як-7Б из 43-го ИАП, ведомых командиром части майором А.А.Дорошенко, атаковали аэродром Анапа. Источником информации о результатах этого налета послужили пленные, захваченные несколькими днями позднее. Они подтвердили уничтожение, либо повреждение девяти самолетов, а так же цистерны с горючим.

    И снова вернемся на север, в район Ленинграда. Вечером 30 мая 1943 года, произошла крупное воздушное сражение над Осиповичами. Советские посты наблюдения обнаружили группу немецких самолетов из сорока семи бомбардировщиков Не-111 и Ju-88, эскортируемых двадцатью FW-190 и Bf- 109 . Первой на их перехват, в 20 часов 16 минут, взлетела группа капитана С.Г.Литаврина. Через шесть минут они вступили в бой с немецкими истребителями. С этой минуты обе стороны наращивали количество самолетов задействованных в этом сражении. Советская сторона подняла истребители из 275-й и 240-й НАД. Когда шесть Як-7Б из 86-го ГИАП, под командованием капитана Короткова, приблизились к группе из четырнадцати Не-111, путь им преградили два FW-190 , однако младший лейтенант И.К.Сомов сбил одного из них, несколько позднее ему же удалось послать на землю Не-111. Второго «хейнкеля» из этой группы уничтожил тараном старший лейтенант Горохов, но после этой атаки его Як-7Б был настолько сильно поврежден, что пилоту пришлось спасаться на парашюте. Шесть других Як-7Б из 86-го ГИАП, которые вел старший лейтенант А.Н.Деркач, добрались до «хейнкелей» не имевших прикрытия, и ведущий лично сбил два из них. Всего в воздух было поднято 79 советских истребителей, 45 из которых вступили в бой. Они уничтожили семь бомбардировщиков и одиннадцать истребителей противника. Собственные потери составили три Яка.

    5 июля 1943 года в первые дни Курской битвы, отличился пилот 54-го ГИАП младший лейтенант В.К.Поляков, который на своем Як-7 уничтожил два Не-111, один из которых тараном, после чего, правда, был вынужден спасаться, выпрыгивая с парашютом из поврежденной машины.

    Одним из полков, которые особо отличились во время Курской битвы, был 65-й ГИАП. 12 июля 1943 года группа Як-7Б, под командованием капитана В.Кубарева, наткнулась на немецкие бомбардировщики Ju-87 под охраной FW-190. В бою, который развернулся в районе Крутогорья над Окой, Г.Гузков, сбил «Штуку», а младшие лейтенанты Вершков и Попов по одному «фокке-вульфу». Самолет, уничтоженный Поповым, упал около Олтухова. В этот день пилоты 65-го ГИАП уничтожили пять вражеских самолетов в десяти воздушных боях, еще два самолета на своем Як-7 сбил капитан В.Кубарев.

    В этот же день восемь Як-7Б из 3-го ГИАП под командованием капитана А.Кривушина столкнулись с восемнадцатью Bf-110 из ZG I, которые эскортировали восемь Bf-109. Немцы потеряли пять машин. 14 июля отличились пилоты 20-го ИАП из 303-й ИАД (это знаменитая дивизия, в состав которой входили славный 18-й ГИАП и полк «Нормандия-Неман»). Шесть Як-9 сопровождали штурмовики Ил-2. Во время полета к цели они столкнулись с двадцатью двумя Ju-88, которых прикрывали четыре FW-190. Пара М.Точкова связала боем немецкие истребители, другая пара — младшего лейтенанта Зверева, осталась охранять штурмовики, а за главную работу взялись Н.Свидченко и младший лейтенант Стебленко. В результате проведенной атаки первый из них сбил два, а второй одного Ju-88. Когда не удавалось уничтожить врага обычным способом, советские пилоты шли на таран. Так поступил 23 июля 1943 года младший лейтенант И.Я.Горовец из 64-го ГИАП, ударив крылом своего Як- 7Б немецкий бомбардировщик Ju-87, и хотя крыло его истребителя оторвалось, ему удалось выскочить с парашютом и остаться в живых.

    25 июля 1943 года. Более скромной была добыча Н.Шутта. Его пара Як-7Б из 265-го ИАП прикрывала группу Ил-2. Когда они были атакованы двумя Bf-109, Н.Шутт вышел из-под атаки, а затем сбил один из вражеских истребителей.

    4 августа 1943 года. Шесть Як-7Б из 728-го ИАП, под командованием капитана Ворожейкина осуществляли воздушное прикрытие советских войск в районе Раково, Пушкарное, Товмаровка. Двенадцать Ju-87 под прикрытием восьми истребителей имели неосторожность войти на этот участок, за что и поплатились — советские пилоты сбили восемь вражеских самолетов, в том числе четыре — Ворожейкин. Это редкий даже в советской литературе пример результативности пилота в одном воздушном бою.

    9may.zauda.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *