«Пантеры» в операции «Цитадель». Часть 1.: andrewbek_1974 — LiveJournal

Для начала давайте разберемся с терминологией. А то иногда возникают у людей вопросы)))). Все танки в Рейхе обозначались простецким словом Panzerkampfwagen то есть по-русски: «бронированная боевая машина». Но даже расово чистым арийцам слово ПАНЦЕРКАМПФВАГЕН, видимо, было трудновато произносить (и писать долго!) поэтому поэтому в большинстве случаев немецкие танки именовались сокращенно: «PzKpfw». Либо еще проще — Pz. Кроме того существовала сквозная система ведомственной нумерации всех боевых машин Вермахта. В этом случае бронетехника (и не только) обозначалась тоже коротеньким словом: Sonderkraftfahrzeug то бишь в переводе: «автомобиль специального назначения».
Но и этот словесный кадавр не прижился даже в официальных документах, и чаще всего его сокращали до SdKfz. Кроме того отдельные модификации танков в Вермахте обозначались словом Ausführung (слово это часто тоже сокращали до Ausf) — «модель», и буквенным кодом: «А», «В», «С» и т.д. По некоторым причинам первая модификация «Пантеры» попавшая в массовое производство это Ausf D.

Таким образом средний танк «Пантера» согласно документам, правильно назывался PzKpfw V «Panther», или SdKfz 171. «Пантеры», участвовавшие в операции «Цитадель» это танки PzKpfw V «Panther» Ausf D.

По немецкой классификации «Пантера» — средний танк (отголоски классификации по калибру орудия скорее всего). В советской классификации (по весу) 45-тонная «Пантера» относилась к классу тяжелых танков. И обозначалась чаще всего как Т-5, или T-V. ОК. С этим разобрались.

Первые две сотни выпущенных новейших немецких танков PzKpfw V «Пантера» были спешно отправлены для усиления ударной группировки генерал-фельдмаршала Манштейна на южный фас Курской дуги. 196 танков и 4 БРЭМ «Бергепантера» (бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanther), полученных в период с 10 по 31 мая 1943 года, поступили на вооружение 51-го и 52-го танковых батальонов «Пантер», в составе 39-го танкового полка. Неофициально это соединение именовалось еще «10-я Пантер-бригада». Ну да, для полка 200 танков малехо многовато))).

Немецкие танки PzKpfw V «Пантера» из состава 51-го или 52-го ТБ на железнодорожной станции в Германии перед отправкой на Восточный фронт.

За месяц, остававшийся до начала боевых действий, 39-й танковый полк сумел обеспечить боевую подготовку экипажей «пантер» только на взводном уровне. Слаживание подразделений на уровне рот и батальонов вообще не проводилось, боевые стрельбы из «пантер» также были редким явлением. Кроме того, новые танки имели огромное количество недостатков и конструктивных недоработок. Позднее прибытие на фронт — последние подразделения 39-го танкового полка прибыли в район предстоящих боевых действий только к 4 июля — не позволило должным образом подготовить «пантеры» к атаке. Командиры и экипажи не успели достаточно хорошо изучить карты и провести разведку местности, установить связь с соседними подразделениями и т. п. А так как выход в эфир был запрещён (из соображений секретности), то производить настройку радиостанций «пантер» пришлось уже в ходе боя. Например, 3 июля 1943 года в журнале военных действий 48-го танкового корпуса была сделана запись о том, что «танки „Пантера“ не имеют навыка тактического взаимодействия в составе батальона, а радиосвязь между отдельными машинами не отработана на практике».

«Пантера» с башенным номером R 04 штаба 39-го танкового полка. Июль 1943 года.

В результате всего этого в первых же боях возникли неточности в командовании, ошибки в боевом построении «пантер», проблемы в передаче приказов из-за слабо организованной связи. Например, приказания на изменение направления атаки в разгаре боя доходили до экипажей слишком поздно, в результате чего полк нёс большие потери.
Кроме того, ситуацию усугубляли механические поломки и пожары двигателей в «пантерах», что увеличивало потери. Например, 3 июля во время марша от железнодорожной станции к линии фронта из-за возгорания двигателей полностью сгорело два танка.
Ещё до начала боевых действий в операции «Цитадель» немецким командованием был утверждён план формирования 10-й танковой бригады. По этому плану в состав бригады включался танковый полк панцергренадерской дивизии «Великая Германия» («Grossdeutschland») и 39-й танковый полк «пантер» (неофициально получившее название «Пантер-бригада»). Командиром бригады назначили полковника Деккера. Но командир танкового полка «Великой Германии», граф фон Штрахвиц, остался недоволен подобным решением, что впоследствии отрицательно сказалось на ходе ведения боевых действий.

«Пантера», бортовой № 121 1-й роты 51-го батальона на просёлочной дороге в районе Черкасского. Июль 1943 года

Кроме того, из-за плохой организации формирования командование и штаб бригады не могли покинуть Берлин до 3 июля. Из-за спешки, царившей перед отправкой в район боевых действий, штабные подразделения не успели укомплектовать положенной по штату техникой, танками и автомашинами. Поэтому на фронте спешно сформировали штабную группу из офицеров 39-го танкового полка во главе с полковником Деккером. Группа получила два танка «Пантера» и несколько автомобилей (из 51-го и 52-го танковых батальонов) и штабной бронетранспортёр Sd.Kfz.251/6 из дивизии «Великая Германия». Техника штаба полка и большая часть штабных офицеров прибыли на фронт только 11 июля 1943 года, в самый разгар наступления.

Несколько слов об окраске и маркировке «пантер» 39-го танкового полка. Судя по фото, машины имели двух- или трёхцветный камуфляж — по жёлтой окраске наносились полосы-разводы зелёного или коричневого цвета (или одновременно обоих). Какой-то единой системы в окраске «пантер» не существовало: каждый экипаж «наводил» камуфляж сам, между собой танки отличались расположением и формой полос, а в составе одной роты встречаются машины как с двухцветным, так и с трёхцветным камуфляжем. Все «пантеры» 39-го танкового полка имели тактические трёхзначные номера чёрного цвета с белой окантовкой, высотой примерно 40–45 сантиметров. Первая цифра номера соответствовала номеру роты в 51-м батальоне роты с 1-й по 4-ю, в 52-м — с 5-й по 8-ю, вторая — номеру взвода и третья — номеру машины во взводе. На кормовом листе башни размер номера обычно был примерно в три раза меньше, чем на бортах. Но судя по всему, единой системы в этом вопросе не было. Например, на некоторых «пантерах» 51-го батальона размер тактического номера на заднем листе был такой же, как на бортах. Машины штабов батальонов имели номера с «I 01» по «I 08» и с «II 01» по «II 08» (для 51-го и 52-го батальонов соответственно), а штаба 39-го полка — с «R 01» по «R 08».

Танки 10-й бригады после боя. Район хутора Гремучий, июль 1943 года. На фото видна «Пантера» № 432 и Pz.III Ausf.L из состава танкового полка дивизии «Великая Германия»

Единственной эмблемой, использовавшейся на машинах 39-го танкового полка, была голова пантеры с разинутой пастью. Наносилась она на бортовых и кормовом листах башни при помощи трафарета, а в отдельных случаях затем дорисовывалась кистью в ручную. По всей видимости, эта эмблема не являлась полковой, так как на машинах штаба 39-го танкового полка она отсутствует.
Судя по фотографиям, эту эмблему имели все танки 52-го танкового батальона, причём на машинах 5-й роты голова была белого цвета, в 6-й роте синего, в 7-й — чёрного, в 8-й — красного. А вот на «пантерах» 51-го батальона эта эмблема почти не встречается. Исключением были танки 1-й роты № 121 и 144 и «Пантера» 4-й роты № 434. А так как на других машинах 1-й и 4-й рот эта эмблема не встречается, то, видимо, на вышеупомянутых машинах она наносилась по личной инициативе экипажей. Исходя из этого, логично предположить, что нанесение эмблемы было сделано по инициативе командования 52-го танкового батальона на машинах 5—8-й рот. 51-й батальон (а также машины штаба полка) такой эмблемы не имели, но некоторые экипажи батальона рисовали её по своей личной инициативе.

Члены экипажа «Пантеры» № 445 у своего танка после боя. Южный фас Курской дуги, июль 1943 года.

В первых боях 5–6 июля 1943 года действиями 10-й танковой бригады руководил полковник Деккер. Затем он был отозван и появился на фронте лишь 11 июля, прибыв вместе с подразделениями штаба 10-й танковой бригады. В отсутствие Деккера командование бригадой было возложено на полковника фон Штрахвица.
Рано утром 5 июля 1943 года немецкие части перешли в наступление по всему фронту — операция «Цитадель» началась. В 8.15, после загрузки боеприпасов и дозаправки, батальоны «пантер» перешли в наступление. В первом эшелоне двигался танковый полк дивизии «Великая Германия», за которым следовал полк «пантер». Всего в бою участвовало 268 танков (4 Pz.II, 12 Pz.III, 51 Pz.IV, 3 «тигра», 12 огнемётных и 184 «пантеры»). На острие атаки находились рота Pz.IV и рота «тигров». Цель атаки — село Черкасское — было хорошо укреплено, подступы к нему прикрывались проволочными заграждениями и минными полями. Несмотря на упорную оборону села частями 67-й и 71-й гвардейских стрелковых дивизий, к вечеру оно было занято немецкими войсками.

Помимо советской пехоты и артиллерии, в этом бою «пантеры» столкнулись с 245-м танковым полком Красной Армии, имевшим на вооружении американскую матчасть — 12 машин M-3 средний (M-3 «Генерал Ли») и 27 M-3 лёгкий (M-3 «Генерал Стюарт»). В своём рапорте на имя Гудериана о действиях новых танков «Пантера» полковник Деккер описал это столкновение так: «5-го июля я предпринял массированную атаку танковой бригадой, однако не продвинулся дальше оврага. Не зная о наших новейших орудиях, восемь танков „Генерал Ли“ приблизились к нам примерно на 2200 метров. Всего несколькими удачными попаданиями мы их уничтожили — они вспыхнули подобно бенгальским огням на рождественской ёлке. Один из них был поражён метким выстрелом моего танка».
Есть описание этого боя и в документах советской стороны — в журнале боевых действий 245-го отдельного танкового полка об этом сказано следующее: «В 7.00 (5 июля) 1-я и 2-я роты получили приказ о выдвижении в район высоты 237,8 юго-западнее Черкасское для совместных действий с 196-м гвардейским стрелковым полком 67-й гвардейской стрелковой дивизии. В 12.00 танки заняли исходные позиции, увязав вопросы взаимодействия с пехотой и артиллерией. В 13.00 — получен приказ выбить пехоту противника из занятых траншей и подавить огневые точки.
В 14.00 роты развёрнутым строем в 2 эшелона (1-я в первом, 2-я во втором) пошли в атаку. К 15.00, выбив пехоту противника из траншей, восстановили положение полка.
Роты вступили в тяжёлый бой с превосходящими силами танков (до 70 штук). В результате боя противник потерял: подбитыми и сожжёнными 30 танков, подавлено огнём и гусеницами 7 орудий, 6 шестиствольных миномётов, 3 миномёта, до двух батальонов пехоты. Потери рот — сгорело от артогня противника 9 средних и 2 лёгких танка, подбит 1 M-3 с, убито 26 и ранено 24 человека. В бою отличился экипаж командира 1-й роты старшего лейтенанта Хрипача, который сжёг 7 танков противника. Боем руководил начальник штаба полка капитан Медведков, связь с ротами и внутри рот велась по радио».

«Пантера» № 142 1-й роты 51-го танкового батальона, подбитая артиллерийским огнём. В стволе пробоина от 45-мм снаряда.Июль 1943 года.

Как видно, потери, указанные в докладе Деккера и в журнале боевых действий 245-го полка, очень похожи. Правда, информация о том, что «пантерам» удалось уничтожить восемь американских танков в короткое время, вызывает некоторые сомнения. Дело в том, что согласно журналу боевых действий 245-го полка последний вёл бой в районе высоты 237,8 с 14 до 16 часов и потеря танков произошла не единомоментно, а была «размазана» по времени.

Брошенная немцами «Пантера» № 824 52-го танкового батальона. Июль 1943 года.
В ходе боя танк получил попадание в маску орудия, вследствие чего произошло заклинивание орудия. Позднее машина была отправлена на опытный завод №100 для исследования. Предположительно, машину готовят к эвакуации. Рядом видна гусеничная лента танка Т-34.

Крупное фото борта башни танка №824. Также на этой фотографии хорошо видна эмблема 39-го ТП — голова пантеры.

Кстати сказать, не обошлось без потерь и в полку «пантер» — в ходе боёв 5 июля 1943 года немцы указывают 18 «пантер», подбитых и подорвавшихся на минах. Ефрейтор Вернер Кригель, вспоминает о первых боях: «Мы очень нервничали, так как все связывали большие надежды с новыми танками „Пантера“. В последние дни перед наступлением было много проблем, связанных с техническими недостатками наших танков. 3 июля были замечены следы саботажа — в топливных баках некоторых „пантер“ обнаружили винты и гайки, а у одного танка в коробке перемены передач нашли куски жести. Хиви, находившиеся в нашем лагере, были немедленно переведены в другие подразделения. Наши высшие офицеры считали, что русские знали о наших планах…
Утром 5 июля мы пошли в наступление севернее Курска. Советская оборона на Воронежском фронте была очень мощной. Наша первая атака захлебнулась на минном поле. Два танка роты, в том числе и мой, потеряли гусеницы. В то время как наша артиллерия подавляла огневые точки противника, мы смогли отремонтировать оба обездвиженных танка. Прорвать оборону русских мы смогли только после второй атаки, однако к вечеру 5 июля 51-й батальон имел только 22 боеспособных танка. Остальные были подбиты или поломались.
Мои товарищи жаловались на ненадёжную коробку перемены передач и сильный перегрев двигателей. Моторное отделение было очень узким, доступ в него из-за оборудования для подводного хода был сильно затруднён».

«Пантера» с башенным номером 434 из 51-го танкового батальона, подбитая артиллерийским огнём. Июль 1943 года.

Рано утром 6 июля 1943 года танки 10-й бригады (4 Pz.II, 9 Pz.III, 21 Pz.IV, 3 «тигра», 12 огнемётных и 166 «пантер») построились в боевой порядок и пошли в атаку в направлении Луханино. При этом «пантеры» были слева, а танковый полк «Великая Германия» справа. В ходе атаки танкам пришлось преодолеть противотанковый ров и большое минное поле, а затем они натолкнулись на оборонительный рубеж, где были остановлены огнём артиллерийских орудий и вкопанных в землю танков 3-го механизированного корпуса. В ходе боя 39-й танковый полк потерял 37 «пантер», причём одна из них была уничтожена экипажем Pz.IV (из состава 15-го танкового полка 11-й танковой дивизии), принявшим её за танк противника. Экипаж этой «Пантеры» не смог покинуть машину и сгорел в ней.
7 июля наступление на север продолжилось. Несмотря на упорную оборону частей Красной Армии, сильный огонь вкопанных танков и противотанковых пушек, части 10-й танковой бригады и дивизии «Великая Германия» к исходу дня вышли к хутору Гремучий. В течение всего дня немцы отбивали яростные контратаки 1-й гвардейской, 192-й и 200-й танковых бригад Красной Армии. В ходе этих боёв части 10-й танковой бригады и приданная им пехота дивизии «Великая Германия» понесли большие потери. Кроме того, утром, ещё до вступления в бой, 39-й танковый полк потерял 6 «пантер» из-за пожара двигателей. По докладу командования полка, в течение дня огнём «пантер» было уничтожено 6 танков, 3 противотанковых орудия и сбит один самолёт. Однако к вечеру в строю осталось всего 20 боеспособных «пантер».
На следующий день упорные атаки продолжались. О напряжённости тех боёв можно судить по воспоминаниям Вернера Кригеля: «8 июля мы снова направились в направлении на Обоянь, к югу от Курска. Русские сопротивлялись отчаянно. Наш танк получил попадание снаряда из танковой пушки в командирскую башенку. По счастливой случайности наш командир остался жив. Мы продолжили атаку с повреждённой командирской башенкой и открытым люком. Один танк нашей роты был уничтожен тяжёлой штурмовой артустановкой: броня „Пантеры“ была просто прошита насквозь, экипаж погиб. В течение боя мы встретились с американскими танками, которые были не ровней нам. Также нам удалось подбить несколько Т-34 с дистанции около 2500 метров».

Тот же танк №434. В кормовых листах корпуса и башни пробоины от 45-мм бронебойных снарядов. Эта фотография интересна тем что на ней присутствует подпись — «Ильин» и дата «26/7». Вероятно, это фамилия командира орудия, подбившего танк. На заднем плане еще одна подбитая «Пантера».

В последующих боях 9-10 июля боевая мощь 39-го танкового полка, судя по немецким документам, снизилась довольно быстро. Так, к вечеру 10 июля в строю оставалось лишь 10 боеспособных «пантер», 25 танков были безвозвратно потеряны, 65 находились в ремонте, а ещё 100 требовали ремонта (из них 56 были подбиты или подорвались на минах и 44 поломались). К вечеру 11 июля боеспособными было уже 38 «пантер», 31 безвозвратно потеряна, а 131 нуждалась в ремонте. Как видно, наряду с боевыми потерями, много машин вышло из строя по техническим причинам.
12 июля части 10-й танковой бригады были выведены из боя и сосредоточены в районе высоты 260,8 для приведения себя в порядок. Предполагалось, что утром следующего дня бригада атакует Берёзовку для обеспечения флангового удара дивизии «Гроссдойчланд» с запада. Но сильно пересечённая местность и неожиданные ливни не позволили сосредоточить части в срок и подвести горючее и боеприпасы. Наступление, в котором участвовало 6 Pz.III, 24 Pz.IV и 36 «пантер», началось 14 июля в 5 часов утра. В течение дня немцы немного продвинулись, но огнём противотанковых орудий и контратаками танков они были остановлены. Из-за больших потерь 10-й танковой бригаде был подчинён 6-й танковый полк из состава соседней 3-й танковой дивизии, но из-за царившей неразберихи связаться с ним так и не удалось. Продолжение наступления имело мало шансов на успех, так как практически все боеприпасы были израсходованы в течение дня. К вечеру 10-я танковая бригада имела боеспособными l Pz.III, 23 Pz.IV и 20 «пантер», потеряв безвозвратно 3 Pz.IV и 6 «пантер».
Следует отметить, что несмотря на усиленную работу ремонтников 39-го танкового полка — они ремонтировали ежедневно до 25 «пантер» — поддерживать боеспособность подразделения на нужном уровне они не могли. И это несмотря на то, что дефицита в запчастях не было, так как их в спешном порядке приходилось самолётами доставлять с заводов на фронт.

«Пантера» № 312 из 3-й роты 51-го танкового батальона, вышедшая из строя по техническим причинам и взорванная немцами при отступлении. Этот же танк на заглавном фото поста.

Источник https://mihalchuk-1974.livejournal.com/68855.html

andrewbek-1974.livejournal.com

Пантера F и Пантера 2. Немного о вундерваффе. Часть 2: bobbie_hamilton — LiveJournal

Поскольку ЖиЖа не позволяет публиковать такие большие фрагменты текста, приходится дробить их. В предыдущей части я опубликовал главу из книги Максима Коломийца «Тяжелый танк «Пантера»: Самая полная энциклопедия», посвященную танку «Пантера II», а сейчас я поделюсь с вами главой о танке «Пантера F». Как и в предыдущей части, иллюстративный материал я частично собрал сам, а частично заимствовал из электронной версии книги, снабдив его своими подписями.

ТАНК «ПАНТЕРА» Ausf. F И ВОЗМОЖНЫЕ ДАЛЬНЕЙШИЕ ВАРИАНТЫ

Во многих публикациях проекты танков «Пантера II» и «Пантера» Ausf.F часто рассматривают как взаимосвязанные между собой и являющиеся продолжением друг друга. А между тем это две совершенно разные модификации машины, которые создавались как совершенно независимые проекты.

Как уже говорилось выше, с конца 1942 года «Пантера II» создавалась в качестве замены для «Пантеры» Ausf.D и сначала отличалась от последней только более мощным бронированием. Идея использовать в «Пантере II» те же моторно-трансмиссионные агрегаты, что и в «Королевском тигре», появилась позже.

А работы по новой модификации Ausf.F начались уже после прекращения проектирования «Пантеры II». Новая машина предполагалась для замены находящейся в серийном производстве модификации Ausf.G. При этом шасси оставалось практически без изменений, а вот башню предполагалось заменить другой и установить так называемую «Schmalturm» («шмальтурм», «узкая» башня).

Путаница с отождествлением и эволюцией проектов «Пантеры II» и Ausf.F в послевоенной истории получилась в результате неверного толкования одной фразы в одном оригинальном документе.

В отчёте, датированном 10 февраля 1943 года, говорилось, что опыт, полученный на Восточном фронте, показал недостаточное бронирование «Пантеры». Исходя из того, что эти танки не участвовали в боях до лета 1943 года, известный немецкий историк бронетанковой техники Вальтер Шпильбергер предположил, что дата в документе ошибочна, и речь идёт о 1944 годе. В результате он посчитал, что над проектом «Пантеры II» продолжались работы ещё и в начале 1945 года. А это привело к ошибочной гипотезе об объединении проекта установки 88-мм пушки KwK 43 L/71 в башне «шмальтурм» и шасси «Пантеры II». Разобравшись в этом деле, Шпильбергер исправил эти неправильные данные в своих более поздних работах, но ранее опубликованная информация уже пошла «гулять» по страницам различных изданий и в сети Интернет.

Проектирование «Пантеры» Ausf.F в первую очередь тесно связано с разработкой новой башни «шмальтурм». Попытки как-то изменить конструкцию башни «Пантеры» предпринимались уже в 1943 году — немецкие инженеры пытались сделать её передний броневой лист более узким для уменьшения вероятности попадания в него снарядов противника. Кроме того, планировалось увеличить толщину брони этого листа до 120 мм и изменить угол его установки таким образом, чтобы предотвратить рикошет бронебойных снарядов вниз, в крышу корпуса.

Первые эскизные проработки такой башни были представлены компанией Rheinmetall, датированные 1 марта 1944 года. Эта конструкция именовалась как «Turm — Panther (schmale Blende)» — «башня „Пантеры“ с узкой маской». В этом проекте учитывались новые требования к вооружению танка, выдвинутые управлением вооружений сухопутных войск. Так, на крыше башни предусматривался специальный броневой выступ для установки дальномера, а вместо телескопического на этом этапе рассматривалась возможность использования перископического прицела пушки. Толщина брони башни составляла: лобовой лист — 120 мм при наклоне 12 градусов, бортовые и кормовой — 60 мм при угле 25 градусов, крыша — 40 мм при наклоне 17 и 7 градусов. Большинство элементов внутреннего оборудования оставались как и на «Пантере» Ausf.G, вооружение — 75-мм пушка KwK 42 L/70 и пулемёт MG 34 — оставалось прежним.

Весной 1944 года дальнейшую разработку конструкции новой башни передали от компании Rheinmetall компании Daimler-Benz. Одновременно с этим отдел испытаний танкового вооружения (Wa.Prüf.6) выдал «Даймлеру» тактико-технические требования для проектирования «узкой» башни, основные из которых были следующими:


  • «Устранение возможности рикошетирования снарядов от маски пушки вниз, в крышу корпуса.

  • Увеличение броневой зашиты без соответствующего увеличения массы башни.

  • Уменьшение фронтальной обстреливаемой проекции без уменьшения внутреннего пространства башни, необходимого для обслуживания пушки.

  • Установка дальномера.

  • Замена спаренного пулемёта MG 34 на MG 42.

  • Уменьшение стоимости изготовления башни.

  • Установка необходимых приспособлений, позволявших при необходимости силами экипажа быстро переоборудовать танк либо в командирскую машину (BefehlsPanther), либо в машину с инфракрасными приборами, способную вести ночной бой».

Учтя эти технические требования, компания Daimler-Benz разработала свой проект «узкой» башни, конструкция которой (не считая стоимости вооружения и оптики), позволяла уменьшить затраты на её изготовление на 30–40 %. При этом, несмотря на значительное увеличение толщины бронирования, её расчётная масса (7,565 тонны) была даже чуть меньше, чем у серийной на танке Ausf.G (7,665 тонны). Удалось значительно уменьшить площадь, подверженную фронтальному обстрелу при сохранении внутреннего рабочего объёма. При этом диаметр погона в свету оставался таким же, как у серийных «пантер» — 1650 мм.

После разработки «узкой» башни, предназначенной для установки на шасси «Пантеры» Ausf.G, которое почти не подвергалось изменению, появилось новое обозначение танка — Ausf.F.

Первые экспериментальные образцы «узких» башен изготовили летом 1944 года, и в августе одну из них установили на шасси «Пантеры» Ausf.G.

Башня Smallturm во дворе фирмы Daimler-Benz

Башня Smallturm на шасси «Пантеры G». На третьем фото башня установлена на другом шасси — это хорошо заметно по нанесенному на корпус циммериту. Эти два танка с определенной натяжкой могут считаться прототипом «Пантеры F». Не исключено, что оба прототипа успели повоевать — весной 1945-го в Третьем Рейхе в бой шло все, что могло ездить и стрелять. Однако, достоверные данные об участии «Пантер F» в боевых действиях отсутствуют.

Новая башня имела значительно более узкий (по сравнению с серийной) лобовой бронелист башни (примерно 950 мм сверху и 1500 мм внизу), что позволило уменьшить площадь, подвергаемую обстрелу. За счёт уменьшения габаритов стало возможным увеличить толщину бронирования.

В Schmalturm устанавливалась модернизированная 75-мм пушка, KwK 44/1 L/71, разработанная чешской компанией Škodawerke. У нового орудия тормоз отката и накатник «переместились» под ствол (на KwK 42 они располагались справа и слева от ствола). Пушка получила новый тип маски, аналогичный маске «Королевского тигра», а также люльку изменённой конструкции. Воздушный компрессор для продувки канала ствола после выстрела заменили воздушным насосом, который в виде дополнительного цилиндра окружал накатник. Пушка KwK 44/1 не имела дульного тормоза, хотя на нескольких первых образцах этих орудий он присутствовал. В результате, усилие отдачи увеличилось с 12 до 18 тонн.

Поворот башни осуществлялся гидравлическим приводом, который, в свою очередь, приводился в действие от вала, идущего от двигателя к трансмиссии. Для точного наведения на цель и медленного поворота башни использовавшееся ранее на «пантерах» управление с помощью ног заменили на ручное. Максимальная скорость, с которой башня могла вращаться с помощью гидравлики, составляла 360 градусов за 30 секунд.

Существовал и дублирующий ручной поворотный механизм — один оборот маховика соответствовал повороту на 0,405 градуса. Таким образом, повернуть башню на 360 градусов можно было за 4 минуты. Если танк накренялся на один борт, заряжающий мог работать с дополнительным маховиком поворота и тем самым помогать наводчику поворачивать башню. В целом механизм поворота башни Schmalturm получился более дешёвым, имел меньшую массу и размер, чем использовавшийся на «пантерах» до этого. Это произошло главным образом за счёт отказа от двух дифференциалов и многодисковой предохранительной муфты, использованных в башнях предыдущих модификаций танка.

Также заменили механизм вертикального наведения, который стал более компактным и дешёвым. Он обеспечивал пушке подъём на 20 и снижение на 4 градуса.

Была модернизирована и командирская башенка — её сделали ниже и, соответственно, она представляла меньшую цель. Как и предыдущий, на Ausf.G, корпус башенки отливался, в нём имелось семь гнёзд для установки перископов. Внутри башенки монтировалось специальное кольцо, на котором можно было закрепить стереотрубу, турель зенитного пулемёта или инфракрасный прибор ночного видения. В нижней части башенки был предусмотрен азимутальный указатель.

Вместо пулемёта MG 34 теперь устанавливался MG 42 — это было связано с тем, что танковый вариант MG 34 к этому времени уже не производился. Для установки MG 42 пришлось разработать совершенно новый кронштейн, закреплённый на люльке пушки. Под ним располагались две сумки: одна для питания патронами, другая — для сбора стреляных гильз.

Первоначально планировалось устанавливать в «узкой» башне монокулярный шарнирный телескопический прицел TZF 13, разработанный компанией Leitz. Он имел переменное увеличение — х2,5 и х6. В первом случае поле зрения составляло 28, во втором — 12 градусов. Однако компания Leitz изготовила только два образца прицела TZF 13: один в октябре 1944-го, а другой — в январе 1945 года. Это было связано с тем, что осенью 1944 года было принято решение об установке в серийные башни «шмальтурм» перископического прицела SZF 1 со стабилизированным полем зрения. Головка перископа выступала из отверстия в крыше башни и защищалась специальным броневым колпаком. Компания Leitz должна была изготовить опытную серию из 10 прицелов SZF 1, но сумела собрать только 9 штук: пять в период с сентября по декабрь 1944-го, а четыре модернизированных — в январе и феврале 1945 года. В январе 1945 года был выдан заказ на первую серийную партию из 1000 SZF 1, но к их изготовлению так и не приступили.

По первоначальному проекту заряжающий «узкой» башни получил перископ, смонтированный в крыше. Однако уже в ходе серийного производства от него отказались, а отверстие, предназначенное для его установки, закрыли броневой заглушкой.

Как уже говорилось выше, в башне «шмальтурм» предусматривалась установка дальномера. Для этого выбрали образец с базой 1,32 м, увеличением х15 и полем зрения 4 градуса, спроектированный компанией Zeiss. Окончательная отработка образца планировалась на апрель, а начало массового производства — на июль 1945 года. Однако до конца войны компания Zeiss не смогла изготовить ни одного образца дальномера.

Ещё одним любопытным решением при изготовлении «узкой» башни являлось то, что крышка заднего эвакуационного люка изготавливалась из отходов, получаемых при вырезании отверстия для люка в заднем бронелисте. Эта мера позволяла в какой-то мере экономить броневой прокат.

Осенью 1944 года были утверждены изменения (помимо введения «узкой» башни), которые предполагалось внести в конструкцию «Пантеры» Ausf.F по сравнению с модификацией Ausf.G. Так, увеличивалась с 16 до 25 мм толщина крыши корпуса, вводились люки механика-водителя и радиста новой конструкции (при открывании крышка сначала слегка поднималась, а затем сдвигалась в сторону), модернизированный кронштейн перископа механика-водителя, а курсовой пулемёт MG 34 заменён на штурмовую винтовку StG 44 («Штурмгевер») в шаровой установке.

Из радиооборудования на «Пантере» Ausf.F предполагалось использование радиостанции Fu 5, смонтированной в корпусе. Но при необходимости в башне можно было легко установить дополнительные радиостанции, в результате чего обычный танк превращался в командирский. Для этого на всех танках предусматривалась установка двух дополнительных антенных вводов.

На серийных образцах «Пантеры» Ausf.F предусматривалось использование опорных катков с металлическим бандажом и внутренней амортизацией, которые разрабатывались ещё для «Пантеры II». 20 февраля 1945 года отдел испытания танкового вооружения сообщил, что установку таких катков предполагается начать в мае 1945 года, в том числе и на танки модификации Ausf.G.

Первоначальный график выпуска «Пантеры» Ausf.F (с «узкой» башней) рейхсминистерство вооружения утвердило 26 октября 1944 года. При этом планировалось подключение к изготовлению этих танков заводов ещё двух фирм. Согласно графику, первые серийные машины модификации Ausf.F должны были покинуть заводские цеха в марте 1945 года.

Наиболее реальный облик так и не появившейся на свет серийной «Пантеры F»

Однако уже 30 января 1945 года в программу выпуска внесли некоторые коррективы. Теперь компания Krupp-Gruson должна была сдать свои первые «пантеры» в июне, а компания Nibelungenwerke — в августе 1945 года. Одновременно с этим к июню 1945 года предусматривался полный переход на установку «узких» башен на всех выпускаемых «пантерах», в том числе и модификации Ausf.G.

Однако ни одной «Пантеры» Ausf.F на немецких предприятиях изготовить так и не удалось. В сентябре 1945 года на допросе американцами представителей компании MAN последние сообщили, что их фирма не собрала ни одной «Пантеры» Ausf.F.

Что касается Daimler-Benz, то она должна перейти на выпуск модификации Ausf.F начиная с 2229-го серийного танка. А на момент прекращения производства 24 апреля 1945 года компания изготовила 1929 машин (250 Ausf.D, 675 Ausf.А и 1004 Ausf.G) — примерно на 300 машин Ausf.G меньше, чем по намеченному плану. Таким образом, до выпуска «Пантеры» Ausf.F дело не дошло и здесь.

Но существовали и другие варианты дальнейшего развития данного типа танка. Правда, до реализации их в «металле» дело так и не дошло.

Ещё осенью 1944 года фирма Krupp предложила вариант установки 88-мм пушки KwK 43 L/71 (такой же, как на танке «Королевский тигр») в «узкой» башне, спроектированной для «Пантеры» Ausf.F. Чертёж такой установки, датированный 18 октября 1944 года, был представлен на рассмотрение в отдел испытания танкового вооружения. Присутствовавшие при этом представители компании Krupp пояснили, что основным принципом их проектирования являлась установка 88-мм орудия в «узкой» башне с минимальными переделками последней. 4 декабря 1944 года между фирмой и военными был заключён договор на детальное проектирование башни с таким вооружением для танка «Пантера» Ausf.F.

Одновременно с компанией Krupp договор на разработку «шмальтурма» с 88-мм орудием подписала и фирма Daimler-Benz. Имея определённый опыт по созданию «узких» башен, последняя представила свой проект раньше, чем Krupp.

На заседании «танковой комиссии», проходившем 23 января 1945 года, полковник Хольцхауэр (руководитель отдела испытания танкового вооружения) сообщил, что компания Daimler-Benz представила свой вариант башни, который имел увеличенный на 100 мм диаметр погона и изменённую форму кормового листа — он был установлен вертикально для увеличения внутреннего объёма. По расчётам, масса танка с таким вооружением (по сравнению с вариантом 75-мм пушки) возрастала примерно на тонну.

У конструкторов фирмы Krupp при проектировании возник ряд технических проблем, связанных с монтажом 88-мм артсистемы в «узкую» башню, в результате чего их проект был готов позже «даймлеровского». Так, в своём письме в отдел испытания танкового вооружения, направленном 12 февраля 1945 года, они сообщали, что 88-мм пушка KwK 43 может быть установлена в «шмальтурм» только при условии смещения цапф орудия на 350 мм вперёд. Учитывая тот факт, что размер башни под 88-мм пушку оставался таким же, как и для 75-мм орудия, инженеры компании Krupp просили военных уточнить несколько моментов, необходимых для продолжения работы.

Во-первых, было неясно, будет ли внутренний объём башни достаточным для работы заряжающего (габариты 88-мм выстрелов пушки KwK 43 были существенно больше 75-мм «пантеровских»). Для выяснения этого момента представители фирмы предлагали изготовить деревянную модель башни с 88-мм орудием и проверить всё на практике.

Во-вторых, инженеры компании Krupp не знали, устроит ли военных предложенная ими форма бронировки маски пушки.

В-третьих, расчёты показывали, что установка 88-мм орудия приведёт к смещению центра тяжести башни и увеличения её массы примерно на 900 кг. Для продолжения проектирования требовалось согласие заказчика (военных) на такие изменения.

20 февраля 1945 года «танковая комиссия» рассмотрела проекты «узкой» башни с 88-мм пушкой KwK 43, представленные компаниями Krupp и Daimler-Benz. Причём к этому времени последняя, помимо эскизных чертежей и расчётов, изготовила деревянный макет башни в натуральную величину.

В ходе обсуждения свои достоинства и недостатки выявились у каждого проекта. В результате представители отдела испытания танкового вооружения и управления вооружений сухопутных войск предложили компромиссный вариант. Проектирование самой башни поручили фирме Daimler-Benz — за основу брался предложенный ею вариант с уширенным погоном, но с наклонной задней стенкой, как в «узкой» башне с 75-мм орудием. На долю компании Krupp досталась доработка 88-мм орудия KwK 43 для монтажа в «даймлеровскую» башню, а также проектирование самой установки и бронировки маски пушки.

Несколько дней спустя, 27 февраля 1945 года, в отделе испытания танкового вооружения прошла встреча с представителями обеих фирм, посвящённая разработке «узкой» башни с 88-мм орудием для танка «Пантера» Ausf.F. В результате обсуждения были выработаны следующие требования:

— Угол возвышения орудия должен был составлять 15, а угол снижения — 8 градусов.

— Предполагалось использовать в качестве вооружения уже хорошо освоенную в производстве 88-мм пушку KwK 43 L/71 от танка «Королевский тигр». При этом орудие подвергалось переделке — тормоз отката и накатник, в «базовом» варианте размещавшиеся сверху над стволом, теперь устанавливались снизу. Кроме того, пушка лишалась дульного тормоза, что потребовало усиления противооткатных устройств, а цапфы орудия переносились вперёд, как предлагали инженеры компании Krupp.

— В лобовом листе башни должны были быть только отверстия для установки орудия и пулемёта. Вместо телескопического предполагалось использование перископического прицела SZF 2 или SZF 3, при этом прицел должен был иметь стабилизированное поле зрения.

— Как и в варианте «узкой» башни для 75-мм орудия, для 88-мм пушки предусматривалась установка перископа. При этом предполагалось изучить возможность использования для этого уже имевшихся в производстве образцов с базой 1,32 или 1,65 см.

— Диаметр погона башни в свету предполагалось увеличить на 100 мм (до 1750 мм) для облегчения работы заряжающего и всего экипажа в целом.

— Боекомплект должен был составлять 56 унитарных выстрелов. Последние предполагалось размещать на вновь спроектированных для этого стеллажах внутри корпуса. Кроме того, несколько выстрелов должны были укладываться в башне.

— Общая конструкция башни должна была быть практически такой же, как и у «шмальтурм», спроектированной для 75-мм пушки. Командирская башенка также использовалась с данного проекта.

8 марта 1945 года представитель отдела испытания танкового вооружения управления вооружений сухопутных войск полковник Крон обратился к компании Krupp с просьбой предоставить к 12 марта окончательно разработанный проект бронировки маски пушки. 14 марта 1945 года перспективы проектирования «Пантеры» с 88-мм орудием и дальнейшие возможные варианты развития конструкции этого танка обсудили в присутствии генерала-инспектора танковых войск Г. Гудериана.

Представители фирм Daimler-Benz и Krupp сообщили о ходе работ по данной машине. Так, в части боекомплекта, удалось разместить в башне 15 выстрелов к пушке, и ещё 50–54 предполагалось расположить в корпусе танка. Таким образом, возимый боекомплект получался больше, чем по первоначальным требованиям. По заявлению инженеров обеих компаний, общая масса нового танка превышала таковую у «Пантеры» Ausf.F с 75-мм орудием всего на одну тонну.

Представители управления вооружений сухопутных войск заявили, что изготовление первого образца танка с 88-мм орудием в башне из неброневой стали планируется к началу июня 1945 года. В случае успешных испытаний машины предполагалось не только перейти на серийное изготовление этого варианта «Пантеры», но и в перспективе оснастить такой башней все танки данного типа. По мнению офицеров отдела испытания танкового вооружения, при необходимой помощи оборудованием, материалами и кадрами серийный выпуск «пантер» с «узкими» башнями и 88-мм пушками возможно было начать в четвёртом квартале 1945 года.

23 марта 1945 года рейхсминистр А. Шпеер передал генералу-инспектору танковых войск и представителям компаний Daimler-Benz и Krupp пожелание Гитлера о скорейшем изготовлении опытного образца «Пантеры» с 88-мм пушкой и показа опытного образца из обычной (не броневой) стали в середине апреля. Но, естественно, ни о каких опытных образцах не могло идти речи — Третий рейх доживал свои последние недели. Более того, до конца войны даже не была окончательна завершена отработка чертежей и расчёты «узкой» башни с 88-мм орудием. Допрошенные после войны союзниками инженеры компании Daimler-Benz подтвердили это, сообщив, что проект был далёк от завершения, а к изготовлению опытного образца из металла вовсе не приступали. Единственное, что имелось на заводе компании Daimler-Benz (помимо чертежей) — это деревянный макет башни, представленный на рассмотрение ещё в феврале 1945 года.


«Пантера F» с 88-мм пушкой по проекту фирмы Krupp

«Пантера F» с 88 мм пушкой по проекту фирмы Daimler-Benz. Гибрид этой башни с шасси «Пантеры II», дополненным деталями «Пантеры G», выдается производителями стендовых моделей и разработчиками компьютерных игр за «Пантеру II».

Помимо усиления вооружения путём установки 88-мм орудия, в 1945 году предполагалось оснастить «Пантеру» и новым двигателем Maybach HL 234. Последний проектировался на заводах одноимённой фирмы ещё с осени 1944 года, и, в отличие от устанавливавшегося на «пантерах» мотора Maybach HL 230, новая конструкция должна была иметь систему впрыска топлива непосредственно в цилиндры (сейчас это называется инжекторной системой подачи топлива). Работы по новому двигателю были начаты из-за ненадёжной работы карбюраторов, стоявших на Maybach HL 230 — несмотря на принимаемые меры, довести их до «ума» так и не удалось.

На заседании «танковой комиссии» 20 февраля 1945 года было утверждено и время введения в серию различных узлов и агрегатов для улучшения конструкции танка «Пантера»: прицел со стабилизированным полем зрения, установка дальномера в «узкой» башне и противоминный трал — апрель 1945 года, введение опорных катков со стальным бандажом и внутренней амортизацией — май 1945 года, новый двигатель Maybach HL 234 — август 1945 года.

Что касается двигателя, то ещё на заседании «танковой комиссии» 23 января 1945 года полковник Хольцхауэр сообщил, что, согласно последним докладам компании Maybach, испытания мотора HL 234 мощностью 900 л.с. показали, что он имеет практически такое же потребление топлива, как и вариант HL 230. Но, несмотря на введение улучшений в конструкцию цилиндров, коленвала и других деталей, новый двигатель ещё нуждается в доработке.

Башня «Пантеры F» на испытаниях в Бовингтоне, Англия. Интересно, что на фото хороши видны пятна камуфляжа.

Представитель фирмы-изготовителя доктор Хейдекампф заявил, что испытания Maybach HL 234 на стенде ещё не завершены, а к испытаниям двигателя в танке вообще не приступали. Тем не менее представители «танковой комиссии» практически единодушно выступили за немедленное включение Maybach HL 234 в программу производства моторов, учитывая его явные преимущества перед Maybach HL 230. Однако до конца войны не удалось даже закончить испытания нового двигателя.

В заключение необходимо сказать два слова об упоминавшемся выше проекте минного трала. Речь идёт о «бойковом» трале, в котором разминирование ведётся путём удара по земле цепями с грузиками, которые закреплены на вращающемся барабане. Барабан устанавливается на весу перед танком, при ударе грузика по мине происходит взрыв. Разработка такой конструкции велась с конца 1944 года.

По заявлению полковника Крона от 30 марта 1945 года, «последнее испытание, проведённое на полигоне в Куммерсдорфе 25 января, закончилось неудачей. В настоящее время улучшенная конструкция трала изготавливается фирмой Hegesse (шесть больших и шесть малых образцов)». Из-за недостатка рабочей силы и оборудования предполагалось начать испытания не ранее 1 мая 1945 года. Следует добавить, что большие тралы должны были использоваться на танках «Тигр» и «Пантера».

P.S.
Как следует из приведенного текста, работы по «Пантере F» зашли довольно далеко. Вовсю шла подготовка серийного производства, и из имеющихся данных можно делать выводы об облике серийных машин. Тем не менее, поражает глубина погружения в альтернативную реальность высшего военного и промышленного руководства Третьего Рейха. Зимой 1945 года, когда было необходимо не творить новое оружие, а давать фронту как можно больше уже бывшей в производстве техники, фирмы MAN, Daimler-Benz и Krupp заняты не решением вопросов увеличения выпуска «Пантер», а разрешением проблемы, как бы воткнуть в новую версию этого танка 88-мм пушку, тратя на эту цель массу сил и средств. Мало того, отдел вооружений и «танковая комиссия» вместе с управлением генерал-инспектора танковых войск не просто не одергивают плавающих в мечтах конструкторов, но еще и стимулируют эти разработки своими ЦУ. Дальше — больше. По просторам Рейха вовсю бродят американские и советские танковые дивизии, корпуса и армии, а Гитлер отдает распоряжение провести испытания новой машины. В нацистской альтернативной реальности как будто нет никакой войны, а союзники демократических и коммунистических разновидностей не гуляют по Германии вдоль и поперек. Все эти люди скопом, от чертежников до самого фюрера, строят графики производства вундервафель на лето 1945 года, намечают на май испытания тех или иных узлов и вообще ведут себя так, как будто ничего не происходит. Что это, глупость или безумие?

Как бы ни пыжылись фанаты Третьего Рейха, реальность показала, что никакого Panzerwaffe’46 не было и не могло быть чисто физически. Если бы нацистсикие инженеры и конструкторы спустились бы с небес на землю, они не наплодили бы такое количество совершенно не отвечавших запросам того времени прожектов. Сложно представить, что ГАБТУ РККА и ведущие танковые КБ зимой — летом 1942 года в условиях, сходных с осенью 1944 года для Третьего Рейха вместо обеспечения массового выпуска Т-34 и КВ занимались бы созданием супероружия, пускай даже на базе находящихся в серии машин. Да, увеличение производства советской бронетехники в это время далось путем ее упрощения до полного примитива, тотальным снижением качества до угрожающих показателей, но, так или иначе, поток советской брони в это время стал одним из факторов, позволивших предотвратить крах СССР. Немцы же делали все ровно наоборот. История не терпит сослагательного наклонения, но, на счастье наших дедов и прадедов, в одночасье немецкие инженеры, промышленники и военные разом лишились разума. Если бы они поступали прагматично, в соответствии с вызовами кризисного для Рейха 1944 года, неизвестно, сколько бы пришлось добивать нацистов и, не исключено, что Panzerwaffe’46 все же появилось бы на свет Божий, правда, без так любимых «немцефилами» Е-25, Пантер 2 и прочей бронефантастики. Оно было бы куда приземленнее, но от этого ни советским, ни американским, ни британским солдатам легче бы не было. И слава Богу, что затмение мозга в Третьем Рейхе случилось так вовремя — оно спасло несколько миллионов жизней от перемалывания жерновами мировой бойни.

bobbie-hamilton.livejournal.com

«Курская» Пантера

Еще одна модель пополняет наше Портфолио, один из самых красивых танков Второй Мировой войны — Пантера. В качестве прототипа выступила машина с бортовым номером 745 из состава 52-го батальона 10-й танковой бригады (Pz.Abt. 52 / Pz.Brig.10). Эта часть, как известно, участвовала в Курской битве.

СБОРКА велась с применением фототравления, которое имелось в драгоновском наборе. Также был добавлен точеный ствол и металлические траки. Очень приятная в плане сборки модель, на самом высшем уровне качества. Модель отражает одну из самых ранних модификаций Пантер, Ausf.D выпуска март-апр. 1943 г.
Подробнее о сборке смотрите в блоге Павла Черепанова

ОКРАСКА акрилами Тамия, тонировка — нашим классическим методом — фильтр, смывка, сколы, пигменты.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Dragon — 6299 Sd.Kfz.171 Panther D Premium Edition

Friulmodel — ATL-33 Panther Ausf.D
Aber — 35L-04 Panther Ausf.D/A and early G barrel with muzzle brake (DRA)

Модель строилась на заказ и находится в частной коллекции.
Благодарим Вадима Костылева за помощь в росписи фигурок.

Владимир Яшин, Павел Черепанов, Роман Воробьев.

ost-front.ru

Модификации танка PzKpfw V Panther (Пантера)

Модификации

-V1 и V2 (сентябрь 1942) — опытные модели, практически ничем не отличающиеся друг от друга.


-Модификация a (D1) (нем. Ausfhrung a (D1)).


Первые «Пантеры», созданные в январе 1943 года с двигателем HL 210 P45 и коробкой передач ZF7, имели наименование Ausf. a (не путать с A). Орудие KwK 42 оборудовалось однокамерным дульным тормозом, на правой стороне башни размещался выступ-прилив под основание командирской башенки. В феврале 1943 года эти машины получили наименование (индекс) Ausf. D1.


-Модификация D2 (нем. Ausfuhrung D2).


Пущенные в валовое производство «Пантеры» получили индекс Ausf. D2. На пушке был оборудован более эффективный двухкамерный дульный тормоз, это позволило поместить командира ближе к орудию и убрать прилив командирской башенки. На танке устанавливались двигатель HL 230 P30 и КПП AK 7-200. Курсовой пулемёт располагался в лобовом листе корпуса в бугельной установке. Танки Ausf. D2 оборудовались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF-12. Боекомплект орудия и пулемётов состоял из 79 выстрелов и 5100 патронов соответственно.


-Модификация A (нем. Ausfuhrung A).


С осени 1943 года стартовало производство модификации Ausf. A. На танке монтировалась новая башня (такая же оборудовалась и на поздние машины модификации Ausf. D2). В новой башне были убраны лючки Verstandigungsoeffnung («Люк для связи с пехотой») и амбразуры предназначенныедля стрельбы из личного оружия. Танки данной модификации оборудовались более простым монокулярным прицелом TZF-12А, а также командирской башенкой, унифицированной с танком «Тигр». Изменения затронули и корпус: малоэффективную бугельную установку курсового пулемёта поменяли на более традиционную шаровую. Несколько «Пантер» Ausf. A были в опытном порядке оснащены инфракрасными приборами ночного видения.


-Модификация G (нем. Ausfuhrung G).


В марте 1944 года в серийное производство вышла самая массовая модификация танка «Пантера». Версия Ausf. G имела более простой и технологичный корпус, из лобового листа был убран люк-пробка механика-водителя, угол наклона бортов уменьшен до 30 град к нормали, а их толщина была доведена до 50 мм. На более поздних машинах этой модификации была изменена форма маски орудия для недопущения рикошетов снарядов в крышу корпуса. Боекомплект орудия был увеличен до 82 выстрелов.


-Модификация F (нем. Ausfuhrung F).


С осени 1944 года планировалось начать выпуск новой модификации танка Ausf. F. Эта модификация отличалась более мощным бронированием корпуса (лоб 120 мм, борта 60 мм), а также новой конструкцией башни. Созданная фирмой «Даймлер-Бенц» башня Schmalturm 605 («тесная башня») обладала несколько меньшими размерами по сравнению со стандартной, это позволило увеличить лобовое бронирование до 120 мм при угле наклона 20 град к нормали. Борта новой башни имели толщину 60 мм и угол наклона 25 град., толщина маски пушки достигала 150 мм.

До конца войны не было построено ни одного полностью законченного прототипа, хотя были сделаны 8 корпусов и 2 башни.


-Модификация «Пантера II» (нем. Panther 2).


Принимая на вооружение осенью 1943 года танк «Тигр II», министерство вооружений и боеприпасов дало распоряжение на создание нового танка «Пантера II», с условием максимальной совместимости по узлам этих двух машин. Создание нового танка была доверена конструкторскому бюро фирмы «Хеншель и сыновья». Новая «Пантера» представляла собой как бы облегчённый «Тигр II» с уменьшенной толщиной брони, оборудованный башней Schmalturm. Главное вооружение — 88-мм танковое орудие KwK 43/2 (англ.)русск. с длиной ствола 70 калибров. Основной проблемой стало отсутствие подходящего двигателя для потяжелевшей машины, были отработаны варианты установки моторов MAN/Argus LD 220 мощностью 750 л. с., Maybach HL 234 мощностью 850 л. с. и других, однако работы так и не были закончены.
В конце 1944 года управлением вооружений был выдан заказ на производство двух «Пантер II», однако успели сделать всего лишь один корпус, на который для испытаний была оборудована башня от серийной «Пантеры» Ausf. G. Но испытания так и не были проведены, и данная машина была захвачена американскими войсками. Корпус этого танка до сих пор хранится в музее кавалерии и танковых войск Паттона — в Форт-Ноксе.


-Модификация Командирский танк «Пантера» (нем. Panzerbefehlswagen Panther, Sd.Kfz. 267).
С лета 1943 года, на базе «Пантер» модификации D, стартовал выпуск командирских танков, отличавшихся от линейных машин оборудованием дополнительных радиостанций и уменьшенным боекомплектом. Выпускались два варианта танков: Sd.Kfz. 267 с радиостанциями Fu 5 и Fu 7, для связи в звене «рота — батальон», и Sd.Kfz. 268, с радиостанциями Fu 5 и Fu 8, обеспечивающими связь на уровне «батальон — дивизия». Дополнительные радиостанции Fu 7 и Fu 8 располагались в корпусе, а штатная Fu 5 — в правой части башни машины. Внешне танки отличались от линейных наличием двух дополнительных антенн, одной штыревой и второй с характерной «метёлкой» наверху. Дальность связи для Fu 7 достигала 12 км при работе телефоном и 16 км при работе телеграфом, Fu 8 могла работать на 80 км в режиме телеграфа.

Машины на базе «Пантеры»

Серийные
«Ягдпантера» (Sd.Kfz. 173)

После первого появления тяжёлого истребителя танков «Фердинанд» на Курской дуге руководство Министерства Вооружений Третьего рейха выдало заказ на создание аналогичной по вооружению боевой машины на более технологичном и мобильном шасси. Наилучшим вариантом стало применение базы «Пантеры» для оборудования на неё бронированной рубки с длинноствольным 88-мм орудием StuK43 L/71. Создавшеяся в результате САУ — истребитель танков получила обозначение «Ягдпантера» и стала одной из самых лучших машин мира в своём классе. Лобовая броня «Ягдпантеры», как и у остальных немецких истребителей танков собрана из листов «морской» брони, взятой из запасников кригсмарине. Броня была довоенного выпуска, этим достигалась высокая снарядостойкость лобовой проекции.

Bergepanther (Sd.Kfz. 179)

Для транспортировки с поля боя подбитых боевых машин под огнём противника на основе «Пантеры» была создана специальная бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) Bergepanther. Вместо башни с вооружением на шасси «Пантеры» монтировалась открытая платформа, крановая стрела и лебёдка. Первые образцы были вооружены 20-мм автоматической пушкой, более поздние — 7,92-мм пулемётом MG-34. Экипаж кроме командира и механика-водителя включал в себя до десяти ремонтников. Bergepanther часто называется лучшей БРЭМ Второй мировой войны.

Прототипы и проекты
Panzerbeobachtungswagen Panther (Sd.Kfz. 172)

Танк передовых артиллерийских наблюдателей. На машине была демонтировано орудие, вместо него в невращающейся башне оборудовался деревянный макет. Вооружение состояло из оборудованного в маске пулемёта MG-34. Танк был снабжён перископом командира кругового вращения TSR 1, широкоугольным перископом TSR 2, который был способен подниматься на высоту до 430 мм над башней, двумя танковыми перископами TBF 2 и горизонтально-базовом стереоскопическим дальномером. Экипаж состоял из 4-х человек: командира, наблюдателя, водителя и радиста. По некоторым источникам, был сделан единственный экземпляр, по другим — была выполнена целая серия в 41 машину.

Проекты САУ (Самоходная Артиллерийская Установка) на базе «Пантеры»

Шасси «Пантеры» предполагалось применять для целого ряда боевых машин с различным артиллерийским вооружением, однако все эти проекты остались лишь в чертежах, ниже перечислены некоторые из них:

-Самоходная 105-мм гаубица на шасси танка VK 3002 фирмы MAN, рабочее название Grille 15.
-САУ, вооружённая 128-мм противотанковой пушкой PaK 44 L/55 — Grille 12.
-САУ, вооружённая 150-мм тяжёлой полевой гаубицей sFH 18/4 фирмы «Рейнметалл» — Gerаt 811.
-САУ, вооружённая 150-мм тяжёлой полевой гаубицей sFH 43 фирмы «Рейнметалл» — Gerаt 5-1530.

-САУ, вооружённая 128-мм пушкой К-43 фирмы «Рейнметалл» — Ger?t 5-1213.
-Самоходная бронированная установка предназначенная для пуска неуправляемых реактивных снарядов калибра 105 мм фирмы «Шкода» — 10,5-cm Skoda Panzerwerfer 44

Проекты ЗСУ на базе «Пантеры»

С осени 1942 года стартовала разработка проектов зенитных самоходных установок (ЗСУ) на базе нового танка; первым из них стала зенитная самоходная установка на шасси «Пантеры», вооружённая 88-мм зенитной пушкой FlaK 18 (позднее и FlaK 40). Но всё же проект был отклонён в пользу ЗСУ, вооружённых скорострельными малокалиберными автоматическими пушками. В начале зимы 1942 стартовало создание версий ЗСУ на базе «Пантеры», вооружённых 37-мм и 50—55-мм автоматическими пушками.

Лишь в конце зимы 1944 года был создан проект башни, оснащённой двумя 37-мм автоматическими пушками FlaK 44. Новая ЗСУ должна была иметь обозначение Flakpanzer «Coelian». Но был построен лишь один макет ЗСУ. Прототип целиком сделан не был.

wartools.ru

«Чёрная Пантера 3D (Black Panther): подробности о новом проекте Marvel» заблокирована Чёрная Пантера 3D (Black Panther): подробности о новом проекте Marvel | Total3D.ru – На экране как в жизни

С момента официального анонса нового супергеройского 3D-проекта Marvel – «Чёрная Пантера» (Black Panther), прошло несколько месяцев, и наконец начали появляться первые подробности о киноленте, а также впервые опубликован официальный постер.

Помимо официальной даты релиза (26 октября 2017 года), «Чёрная Пантера» успела обзавестись автором сценария: им станет Марк Бэйли (Mark Bailey). Продюсером киноленты выступит Ави Арад (Avi Arad), на счету которого – работа над несколькими популярными франшизами Marvel, включая «Люди Икс» (X-Men), «Новый Человек-паук» (The Amazing Spider-Man), «Призрачный гонщик» (Ghost Rider) и «Железный человек» (Iron Man).

Также был объявлен исполнитель главной роли – Чедвик Боузман (Chadwick Boseman), который участвовал в таких кинопроектах как «42» и «Экспресс: История легенды спорта Эрни Дэвиса» (The Express). Он подарит жизнь персонажу  Т’Чалле (T’Challa) / Чёрной Пантере в ещё одном трёхмерном фильме – «Первый мститель: Гражданская война» (Captain America: Civil War), премьера которого состоится несколько раньше – в 2016 году.

Новая трёхмерная история Marvel расскажет зрителям о молодом принце африканской Ваканды (Wakanda) – Т`Чалле. Несмотря на то, что территория его страны на первый взгляд ничем не отличается от других диких пустынных земель, в её недрах скрываются уникальные залежи металла, постоянно привлекающие сюда захватчиков.

От постоянных разбоев и опустошений аборигенов защищает, казалось бы, непобедимый дух саванны – Чёрная Пантера, но вскоре и он оказывается не в силах справиться с приближающейся бедой. Возродить былую легенду, надев маску таинственного духа предстоит наследнику престола – принцу Ваканды Т`Чалле.

  • Страна: США
  • Компания: Marvel Studios
  • Автор сценария: Марк Бэйли (Mark Bailey)
  • Продюсер: Ави Арад (Avi Arad)
  • Жанр: фантастика, боевик, драма
  • В главной роли: Чедвик Боузман (Chadwick Boseman)
  • Мировая премьера: 26 октября 2017
  • Премьера в России: 3 ноября 2017

 

Ссылки по теме:

total3d.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *