Содержание

50 лет Як-18Т,Северка 26 августа 2017 года ч1.

Вернемся ненадолго в лето….7 августа 1967 года по некоторым данным совершил свой первый полет Як-18Т. В 2017 году получается 50 лет Як-18Т. В связи с этой знаменательной датой,авиаклуб КВС решил устроить локальный праздник на Северке и прошел этот праздник 26 августа.


В гости звали всех,но народ у нас тяжел на подъем…Местные жители в лице Андрея Трубкина с определенным скепсисом смотрели на наши потуги:-)))

Зато прилетел Павел Николаевич Ненастьев на своем модернизированном вертолете. Его встречали отряды птичек Северки:-)))

Вот он заходит на посадку.

Красивый борт.

Вы могли видеть этот вертолет на МАКС-2017.

Павел Николаевич сам лично за штурвалом.

Ну и еще один кадрик…

Начинают подтягиваться волонтеры: Александр Слезкин.

Павел Шулятьев

Приехал даже сам Егор Александрович Щукин!!! Вот он рядом с Иваном Солдатовым,справа,если кто не в курсе….

Егор Саныч нынче летает в бизнес авиации…

А lieber Herr Ivan глазки строит:-))

Пытаюсь предложить Егору Александровичу освоить новый транспорт…

Сергей Обухов

Максим Москаев и тридцать три удовольствия одновременно:-)))

Егор Александрович продемонстрировал своего железного коня…

Теперь передвигается без пробок.

Вера Сочина разговаривает с животными…

В ожидании авиашоу…

Даже не знаю,что это я рассказываю Андрею Гарцеву при работающем двигателе:-)))

Экипажи занимают свои места в кабинах самолетов. Вера Сочина и Андрей Борисович Волков на Як-18Т Веры.

Неутомимая Альпина-авиа нарезает круги ….

Крупнее

Я вооружился до зубов и забираюсь на КДП. Сегодня тут командует Вадим Юрьевич Глухов.

Первый борт запустился…

Второй Як-18Т(Дуся) под управлением Александра Владимировича Сысоенко тоже прогревается.

На Черном Борис Андрусов с кем то,а с кем выясним чуть позже…

Александр Владимирович ждет команды…

Президент ФЛА РФ Николай Михайлович Мазурин в заботах около недавно поселившихся на Северке автожиров.

Тут точно не колбасу режут:-)))

Я сделал еще одну маленькую хитрость: я настроил фотоаппарат и вручил его Саше Слезкину,который изъявил желание составить компанию Роману Николаевичу Седых на Як-18Т. Он будет передавать изображение из центра формации:-)))

Николай Михайлович Мазурин

Четыре Як-18Т заняли исполнительный.

Так это выглядит из кабины крайнего самолета.

Все ждут,пока Андрей Литвинов сделает проход на своем Zlin-142.

Отошел…

Группа Як-18Т начинает свой разбег.

Александр Владимирович Сысоенко на Дусе.

Вот он проходит мимо нас.

Борис Андрусов с Сергеем Обуховым? на Черном.

На крайних бортах взлетевших красиво парой были Андрей Борисович Волков с Верой Сочиной и Роман Николаевич Седых с Павлом Шулятьевым…

Вся четверка в воздухе.

Вторая пара в тесном строю.

А в это время Максим Москаев неторопливо осваивает Сигвей.

Так выглядит ведущий из самолета ведомого. Вроде и не очень то близко:-)))

А в это время оставшиеся члены клуба КВС переживают за своих товарищей.

Первый разворот.

Наконец четверка делает выход поперек полосы.

Справа Борис Андрусов.

Слева Андрей Борисович Волков.

Впереди Александр Владимирович Сысоенко,строй все плотнее и плотнее.

Боковые ведомые также поджимаются.

Так мы видим издалека сборку в группу.

Вот они заходят с курсом 230 для прохода вдоль полосы.

Ближе

Это вид из замыкающего самолета!

Вот они все ближе и ближе.

Проходят мимо нас.

Фото 64.

И они начинают расхождение…

Птицы там разбегаются в разные стороны.

Замыкающий ждет,пока ведущий отойдет подальше…

Фото 68.

Служба безопасности аэродрома следит за всеми зорко.

Снова Николай Михайлович Мазурин обходящий с дозором свои владения:-)))

Алена Александровна Еременко,директор клуба КВС и Ольга Вячеславовна Олехник,директор клуба Олехники и Ко:-))

Пара Як-18Т под управлением Андрея Волкова и Романа Седых.

В очень плотном строю.

Еще ближе.

Похоже сейчас они будут расходиться…

Сейчас сейчас…

Фото 77.

А это вид на Северку из Як-18Т.

Фото 79.

Где то там сидит Саша с фотоаппаратом:-)))

Северка с другого ракурса,как видите,народ не прилетел. Поэтому сделали праздник для своих,а где вы еще столько Як-18Т увидите?:-)))

Як-18Т планомерно обходит Северку.

А теперь проход от первой двойки…

В Дусе Александр Владимирович…

А здесь Борис Андрусов и Сергей Обухов…

Но и это еще не все,будет часть два:-)))

igor113.livejournal.com

18А — Летающая легенда ВВС СССР (ФОТО от 22 ноября 2012 года)

Вчера немного полетали перед зимой с Олегом Колесниковым (летчик, спортсмен, писатель, сценарист), владельцем пожалуй единственного летающего  (есть еще несколько самолетов, но они имеют уже современное пилотажно навигационное оборудование, двигатель от ЯК-52, и пр..) ЯК-18А в России и Европе..

 

Кстати, 14 декабря Олегу исполнится 70 лет.  Этот самолет он восстановливал в течении 20 лет, на собственные небольшие средства, буквально по винтикам, все детали самолета  (более 10 000) полностью оригинальны, в конструкцию не внесено ни одного дополнения.

В 1955 на таком же самолете (модификация ЯК-18У), в небо поднялся Юрий Гагарин, а в 1974 году, на экраны вышел культовый фильм, «В бой идут одни старики», где Як-18, сыграл роль всех советских истребителей .

Фотографии в альбоме «ЯК-18А (Олег Колесников)», автор galenko.viktor на Яндекс.Фотках

 

 

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1956 
Тип: учебно-тренировочный самолёт

ЛТХ: 
Модификация Як-18 Як-18А 
Размах крыла, м 10.60 10.60 
Длина самолета,м 8.03 8.18 
Высота самолета,м 3.35 
Площадь крыла,м2 17.80 17.80 
Масса, кг 
пустого самолета 769 1025 
максимальная взлетная 1085 1316 
Внутренне топливо, л 130 
Тип двигателя 1 ПД М-11ФР 1 ПД Прогресс АИ-14Р 
Мощность, л.с. 1 х 160 1 х 260 
Максимальная скорость, км/ч 250 263 
Крейсерская скорость, км/ч 205 215 
Практическая дальность, км 1080 725 
Практический потолок, м 6000 5000 
Экипаж, чел 2 2 

Использовался для первоначального обучения в военных и гражданских училищах лётчиков, в ДОСААФ СССР в качестве учебного и спортивного самолёта.

Построено более 4000 самолетов этой марки. Поставлялся во многие страны и массово производился в Китае под обозначением CJ-6.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

aviator.guru

Фото Як-18


Як-18 в музее ВВС (фото Д.Кушнарёва, Монино, 16.07.2005)

Як-18А РФ-01776 в музее ВВС (фото Д.Кушнарёва, Монино, 16.07.2005)

Як-18Т RA-44267
(аэр. Ржевка, 29.07.2004)

Як-18Т СССР-44331
(308 АРЗ, 14.06.2004)

Як-18Т РФ-00878
(аэр. Ясюниха, 13.09.2003)

Як-18Т РФ-00878 (вид спереди, 13.09.2003)

Як-18Т РФ-00878
(аэр. Ясюниха, 14.09.2003)

Запуск двигателя (14.09.2003)

Як-18Т РФ-00878
(аэр. Ясюниха, 21.09.2003)

Як-18Т РФ-00878
(аэр. Ясюниха, 16.05.2004)

Як-18Т РФ-00878
(аэр. Ясюниха, 19.08.2007)

Як-18Т РФ-01807
(аэр. Ржевка, 29.07.2004)

Як-18Т РФ-01807 (вид 3/4)

Як-18Т RA-2836K
(аэр. Ржевка, 29.07.2004)

Як-18Т RA-3069K
(аэр. Ржевка, 29.07.2004)

Як-18Т RA-3162K
(аэр. Ржевка, 29.07.2004)

Як-18Т RA-3162K выруливает на старт

Як-18Т (аэр. Ясюниха, 16.05.2004)

Як-18Т в техническом музее АвтоВАЗа (фото К.Дунаева, Тольятти, 13.08.2006)

aviaros.narod.ru

Перелет на Як-18Т, Иркутск- Красноярск, или командировка в Российскую глубинку.: profi24 — LiveJournal

Профессии всякие в общем бывают
Иной нефтяной океан открывает
Второй выбирает отрытое море
А мне на работу на небо седьмое.

1.

Совершенно случайно, мой хороший приятель Антон, предложил мне слетать с ним на Як-18Т в Красноярск.
Раздумывать времени не было. И взяв с собой фотоаппарат мы выдвинулись на аэродром.
2.

Как и положено, самолет к полету нужно готовить. Для этого есть авиатехник, который следит за состоянием материальной части и готовит её к полёту.Несмотря на то, что воздушное судно частное, все летные документы и регламент строго соблюдаются. Но Антон ещё и сам всегда все посмотрит и проверит. Лишний раз-лишним не бывает.
3.

Ан-2 на стоянке ожидает своего вылета.
4.

Сегодня прыжки. Небо то и дело наполняется то белыми, то цветными куполами. Обычная тренировка для спортсменов и прыжки перворазников.
5.

Им лучше прыгнуть с самолета,
Чем приземлиться на шасси.
Они гуляют до восхода.
Но взлет проспать? И не проси.

Каким-то образом узнают,
Если с одним из них беда.
Все, что в карманах – отсчитают,
Но не покинут никогда.

6.

Влюбились или подружились,
Тогда бегом вдвоем во взлет!
На ком-то джинсы разложились,
Он лучше новый шлем возьмет.

В подъемах все «чернуху» травят,
Мотая нервы новичкам.
В тандемы девочек заманят,
И пронесут по небесам.

Всех, кто не прыгал – пожалеют,
И на ДЗ с собой возьмут.
Кто скажет: «Головой болеют».
Отвечу всем: «Они ЖИВУТ!!!»
7.

8.

Самолет загружен, заправлен и готов к вылету.
9.

Взлетаем и берем курс на Красноярск. Расчетное время полета 4 часа 30 минут.
10.

Под крылом река Ангара.
11.

К сожалению пришлось столкнуться и с лесными пожарами. В мае месяце лес горит очень часто. Видимость ухудшается, что отрицательно сказывается, на работу малой авиации.
12

13.

На облака через кабину.
14.

Ну разве не чудо, Ну разве не чудо
Земля на ладошке как будто отсюда
И небо к винтам подкатило рекой
И я к облакам прикасаюсь рукой.
15.

Портрет Антона.
16.

Себяшка… ну как же без этого?
17.

А здесь как в песне: Под крылом самолета о чем-то поёт, зелёное море тайги…
18.

В целом полет проходил нормально. За исключением грозового фронта, который нам пришлось обходить. Грозы в это время не редкость. Часто фронтальные, которые обойти иногда бывает очень сложно. На больших самолётах это делается с помощью локатора. А здесь визуально и низом.
19.

Пролетаем красивейшую реку Енисей.
20.

Она ещё не раз встретится нам на пути как крупный линейный ориентир.
21.

Заход на посадку и посадка на аэродром «Солнечный» города Красноярск. Полет занял 4 часа 10 минут. Топлива осталось почти на два часа полёта. На высоте, самолёт достаточно экономичный.
22.

Аэропорт расположен рядом с поселком Машиностроителей.
23.

Нам любездно выделили место под стоянку.
24.

Аэропорт частный. Базируются Еврокоптер, Ан-2, цесна 172, пару штук кажется, вертолеты Ми-2 и Ка-26.
25.

26.

Случайное фото с летчиками аэродрома «Солнечный»
27.

На наших глазах катали туристов на цесне 172. Как потом выяснилось,это Антон Волков с супругой. Авиатурист из Москвы. Едет на Байкал на лето, а в прицепе у него свой двухместный самолет.
28.

Антон Волков и Татьяна Волкова в Цесна 172 над Красноярском.
29.

30.

31.

Замечательный закат над поселком машиностроителей.
32.

Вид на аэродром Солнечный при полете по кругу.
33.
Мы тоже немного полетали в вечерних лучах заходящего солнца.
34.

Легкий пилотаж.
35.

Антоха в кабине! На лице все написано-человек на своём месте!
36.
А на нейтральной полосе цветы….необычайной красоты….!
37.
Мы тоже не ударили лицов в грязь и полетали над аэродромом.
38.

На утро вылетели в село Тасеево Красноярского края. Примерно 340 км на восток.
39.

Проход над полосой для контроля состояния, хотя мне кажется этого можно было не делать. Полоса 1200 м, асфальтобетон в хорошем состоянии. Но навести порядок не помешает.
40.

Аэродром в своё время принимал Ил-14, Л-410, и возможно Ан-24.
41.

Ну а для такого малыша-просто класс!
42.

Офицально аэродром считается запущеным. Но в настоящее время там базируется один самолет Ан-2 для лесавиабазы. Как пассажирский, конечно же не работает.
43.

Заказчик Иван Сергеевич и начальник лесавиабазы Тасеево.
44.

Ребятишки всегда тянулись к самолетам. А полазать и посидеть за штурвалом-ну просто счастье!
45.

За нами прибыло местное такси, которым нам пришлось воспользоваться. В далеке бывшее сооружение аэровокзала.Нынче контора лесавиабазы.
46.

Село Тасеево на берегу реки Усолка.Удаленность от центра муниципального района до Красноярска: 340 км. Красивейшее таежное место .Люди, живущие в Тасеевском районе, всегда гордились историей своей «малой» Родины. В этой истории и красивая легенда о тунгусском свободолюбивом князце Тасее, давшем название родному селу. И одно из старейших поселений Енисейской губернии, село Троицкое, знаменитое своим солеваренным заводом, а Троицкая соль, белоснежная, высококачественная, добываемая экологически чистым способом выпаривания из рассола, доставлялась из далекой Сибири даже к царскому столу самой Екатерине II. В годы Гражданской войны на территории Тасевского района действовала Тасеевская партизанская республика (1918-1920 гг.), которая вписала славные страницы в историю разгрома колчаковцев в Сибири.
47.

Добротные сибирские дома. Со ставнями, большими воротами и обязательно палисадниками.
48.

Дома брусовые, строились на века. 100 лет стоят без проблем. На фасаде одного из домов- повесили рекламу.
49.

Тасеевский район обладает уникальным историко-культурным достоянием, на территории района находится 27 объектов культурного наследия, из них 15 состоят на государственной охране как памятники федерального и регионального значения, среди которых:
— Троицкий солеваренный завод;
— двухэтажный, бревенчатый дом, принадлежавший в XIX в. купцу Новоселову И.А., а в годы Гражданской войны в 1919 г. в этом доме проходили курсы партизанских командиров;
— житница, в которой в XIX в. хранилось зерно как неприкосновенный запас, а в годы Гражданской войны возле стены житницы колчаковцы расстреливали местных жителей
50.

Самая крутая реклама! Особенно мне понравилась крыша…
51.

Есть и заброшенные дома, с прогнившей крышей.
52.

Из таких домов построена вся Сибирь. Как восточная, так и западная.
53.

Местный приход.
54.

55.

Здание сельсовета.
56.

Самое удивительное на мой взгляд-памятник Феликсу Дзержинскому. Казалось бы для чего и зачем? Но все оказалось очень просто.В Тасеево есть деревянный одноэтажный дом, в котором в 1909 г. проживал неделю Ф.Э. Дзержинский, сосланный в Тасеево на вечное поселение. С помощью подпольной организации тасеевских большевиков Ф.Э. Дзержинскому удалось бежать на запад.
Не долго прожил в Сибири шеф НКВД.
57.

Дом предпренимателя или олигарха.
58.

Тоже современный домишко, но с рекламой на современный манер.
59.

Местный рынок, с базарками торгующими рассадой и цветами.Жизнь везде течет.
60.

Как в любом селе или деревне, здесь хватает заброшенных домов. Этот вот вполне пригоден для жилья, но хозяева, видимо не сумев продать, заколотили окна и уехали в город.
61.

Водители на рынке.
62.

Патруль ГИБДД притаился под березой.Местный таксист видимо зная эту засаду, притормозил…а я сфотографирывал.
63.

Мост через реку Усолка.
64.

Стоянка местного такси.
65.

Селение расположено по берегу реки. Очень красивое место. Так хочется бросить все, отключить телефоны и пожить здесь хотя бы с недельку. Попить молока из под коровы, отоспаться на сеновале…половить рыбу, которой по словам местных жителей-«только кошке на забаву».
66.

Столетний дом, на двух хозяев. Планировка строилась буквой «Г». На одну сторону три окна, на другую два, и наоборот.
67.

Вид с моста на село Тасеево.
68.

Дорога ведущая в город….
69.

А мы летаем по аэротаксации лесного массива. Заказчик в лице Ивана Сергеевича, находится на борту и подсчитывает с воздуха количество древесины. С самолёта-это значительная экономия и времени и средств.
70.

Еще одна посадка.
71.

Еще один проход.
72.

Поработав в Тасеево, мы махнули поселку крылом и взяли курс на Красноярск.
73.

По пути снова встретились с красавцем Енисеем.
74.

Все выше и выше, все выше и выше
Уже мою песню с земли не услышишь
Но ты приглядись даже в полночь слепую
Звездой на твоем небосклоне мелькну я.
75.

Через час с небольшим произвели посадку в Красноярске.
76.

Фото на память у самолёта.
77.

И через час снова в небо. Уже в обратную дорогу до Иркутска.
78.

Земля прикрыта покрывалом –
Разнообразьем лоскутным.
Зеленого ей цвета мало.
Здесь есть и желтый с голубым.

Как с высоты полета птицы
Красивы вешние поля !
Творенье Божьей ты десницы,
Живи в цвету,моя земля !
79.

Рабочие моменты в кабине самолёта.
80.

Там где речка, речка Бирюса….
81.

82.

Нижниудинский район.
83.

Мост через реку Уда.
84.

Тулун. с верху вполне приличный районный центр.
85.

Когда-то мы летали сюда на Л-410. Но сейчас полосу и бывший аэродром так и не нашли. Похоже его застроили, как и везде.
86.

Река Ия, протекает прямо по центру Тулуна.
87.
Тулунская тюрьма, вид сверху.
Любая тюрьма, где бы она ни находилась, производит удручающее впечатление. Особенно если это здание, построенное еще в 20-х годах прошлого века. Обшарпанные стены, выбеленные только с фасада, витки колючей проволоки с трепещущими на ветру лохмотьями изорванных пакетов, маленькие окна черными провалами зияют на белой стене. Сейчас это СИЗО-5, где находятся подследственные и ожидающие вступления приговора в законную силу. Уже четыре года как исчез тюремный режим. Обветшалый корпус некому ремонтировать, нет условий для содержания заключенных.
88.

Немного пилотажа над городом.
89.

90.

Антон улыбается, испытывая настоящее наслаждение.
91.

Общий вид города.
92.

93.

94.

95.

Еще один взмах крыльями и мы улетаем…..
96.

Через 4 часа 30 минут заходим на посадку в поселке Оёк….
97.
Кто в небо забрался хотя бы однажды
Обратно вернется не тот что в начале
Любовь к высоте посильнее чем жажда
Светлее чем солнце – надежнее стали.

Спасибо всем, кто посмотрел. Ваш Владимир Карасов.

profi24.livejournal.com

Як-18Т — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Як-18Т — советский/российский лёгкий учебно-тренировочный и пассажирский четырёхместный самолёт с багажником. Як-18Т был создан на базе Як-18 и стал завершающей модификацией в серии Як-18У, Як-18А, Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС.

История

Разработка Як-18Т была начата в 1964 году. Первый полёт опытного образца совершён в 1967, серийное производство осуществлялось в 1973—1983 на Смоленском авиационном заводе. Всего за этот промежуток в Смоленске произведено 536 Як-18Т, включая опытные и предназначавшиеся для испытаний экземпляры. В 1974 г. был построен санитарный вариант самолёта (заводской N№ 03-05), рассчитанный на перевозку больного на носилках в сопровождении одного врача, но серийное производство этой модификации не было организовано. В ОКБ А. С. Яковлева разрабатывались также варианты самолёта с лыжным и поплавковым шасси, однако до постройки дело не дошло.

Изначально Як-18Т проектировали как многоцелевой, поэтому Министерства лесной промышленности и здравоохранения СССР заказали для своих подразделений по 300 машин. Эти заявки не были удовлетворены, поскольку решением Совмина СССР Як-18Т был принят в качестве учебно-тренировочного самолёта. В течение 10 лет Смоленский авиазавод отправлял свою продукцию только в летные училища гражданской авиации: Актюбинское, Бугурусланское, Кировоградское, Краснокутское и Сасовское. В аэроклубы ДОСААФ самолёты Як-18Т не поставляли.

В 1988 году приказом Министерства гражданской авиации СССР Як-18Т были сняты с эксплуатации. Часть их была утилизирована, а около 200 самолётов были выкуплены по остаточной стоимости энтузиастами. В итоге данный тип самолётов надолго стал наиболее многочисленным в авиации общего назначения в странах СНГ. Некоторое их количество было продано частным лицам за рубеж. Поэтому сегодня Як-18Т можно встретить в разных странах, в частности: в Австралии, США, Бразилии, Новой Зеландии.

В 1993 году Смоленский авиационный завод возобновил мелкосерийное производство Як-18Т. Была выпущена серия из 15 единиц для УВАУГА. В дальнейшем выпускались единичные экземпляры.

Видео по теме

Современность

В настоящее время Як-18Т широко применяется в учебных заведениях гражданской авиации в качестве самолёта первоначального обучения. В связи с устареванием и износом парка этих самолётов в 2006 году Правительством РФ было принято решение о возобновлении серийного производства модернизированного Як-18Т (серия 36). Модернизация предусматривает замену авионики самолёта на современную, соответствующую новым стандартам, а также ряд конструктивных изменений, включая использование другого воздушного винта и увеличение ёмкости топливных баков. Согласно государственному заказу, в 2007—2008 годах должно быть выпущено 60 самолётов Як-18Т серии 36. В середине 2007 года первые новые самолёты стали поступать в учебные заведения.

Характеристики[1] (самолётов 36 серии)

  • Длина — 8,354 м
  • Размах крыльев — 11,16 м
  • Высота — 3,4 м
  • Масса пустого самолёта — 1219 кг
  • Максимальная взлётная масса — 1685 кг
  • Максимальная полезная нагрузка — 446 кг
  • Максимальный запас топлива — 360 кг
  • Крейсерская скорость — 210—250 км/ч
  • Максимальная скорость — 300 км/ч
  • Пробег — 250 м
  • Назначенный ресурс самолёта — 7000 лётных часов
  • Мощность двигателя — 360 л. с.

Модификации

  • Як-18СТ — санитарный вариант, имел возможность перевозки 1 больного на носилках и сопровождающего. Закрылки были расположены по всему размаху крыла, органы управления правого лётчика были демонтированы. В 1976 году переоборудован 1 экземпляр.
  • СМ-94 — модернизированный вариант разработанный российской авиастроительной компанией Техноавиа. Выпускается на Смоленском авиационном заводе с 1997 года.
  • СМ-2000 — 6-местный многоцелевой самолёт с турбовинтовым двигателем глубокая модернизация Як-18Т компанией Техноавиа. Выпускается на Смоленском авиационном заводе.

Проекты

  • Як-18Т (грузовой) — не реализованный проект для перевозки почты и небольших грузов
  • Як-18Т (лесопатрульный) — не реализованный проект. Предполагался монтаж дополнительного топливного бака в багажном отсеке, была предусмотрена возможность установки лыжного и поплавкового шасси.

Использование в экспериментах

Потери самолётов

Аварии и катастрофы

ДатаБортовой номерМесто происшествияЖертвы/на бортуКраткое описание
04.10.1976 44368 Оренбургская область, Бугурусланский район, н. п. Лобовка 4/4Выполнял учебный полёт. На заключительном этапе был допущен срыв в штопор на высоте 300—350 метров, предположительно, при выполнении горки или выходе из пикирования. Самолёт зарылся в землю мотором на глубину 60 см (удар о землю произошёл на небольшом свободном участке между домом и двумя деревянными сараями) и загорелся. Ошибка в технике пилотирования[3].
24.07.1977 44392 Казахская ССР, Актюбинская область, близ села Каратаусай, Мартукский район3/3Выполнял учебный полёт. Самолёт потерпел катастрофу на поле кукурузы совхоза «Красный Пахарь» в центре пилотажной зоны № 8, в 1,5 км севернее села Каратаусай Мартукского района. По показаниям очевидцев пилот-инструктор допускал в полётах элементы воздушного хулиганства[4].
29.08.1979 44385 Казахская ССР, Актюбинская область, близ а/д Хлебодаровка2/2Учебный полет. Столкнулся в воздухе с другим учебным Як-18Т. главной причиной летного происшествия является недоученность курсантов в ведении осмотрительности в полёте.
[5]
23.09.1981 44470 Украинская ССР, Кировоградская область, г. Новомиргород4/4Учебный полет. В 19:13, на конечном этапе полёта самолёт свалился на левое крыло, столкнулся с землёй в черте г. Новомиргород на пустыре, примыкающем к изгибу реки Большая Высь и разрушился. Наиболее вероятной причиной катастрофы явилось возникновение аварийной ситуации в полёте в результате частичного разрушения кронштейна среднего узла подвески левого элерона, что привело к потере поперечной устойчивости и управляемости самолёта.[6]
24.06.1983 44461 Саратовская область, Краснокутский район, близ н. п. Чкалово2/2Учебный полёт. Через 3 минуты 50 секунд после взлёта экипаж доложил о наборе высоты 800 м и начале выполнения задания. В 10:22:55 на вызов руководителя полётов экипаж не ответил. Самолёт обнаружен полностью разрушенным на ячменном поле в 5 км юго-юго-восточнее н. п. Чкалово Краснокутского района. Вероятной причиной авиационного происшествия явилось попадание постороннего предмета в органы управления руля высоты
[7]
.
18.08.2001 СА-02189 Новосибирская область1/1В тренировочном полёте на малой высоте, сделав полубочку, по нисходящей дуге столкнулся с землёй[8].
20.08.2011 RA-0272G Ленинградская область4/4Прошёл со снижением над посёлком и в нижней точке, сорвавшись, упал плашмя[9].
22.07.2012 RA-0551G Липецкая область0/4При посадке опрокинулся[10].
05.08.2012 Московская область0/4При посадке опрокинулся.
01.09.2012 RA-44422 Архангельская область4/4Выполняя запрещённый при пассажирах пилотаж, потерял скорость на развороте после горки[11].
07.11.2012 RA-44302 Рязанская область2/2Отказ двигателя. Столкновение с землёй при аварийной посадке
06.01.2013 RA-1594G (ЕЭВС В-18Т) Самарская область0/1Потеря пилотом пространственной ориентировки, столкновение со льдом. Пилот прав не имел, разрешения на полёт не было[12][13].
13.07.2014 Рязанская область4/4Загорелся в воздухе и упал. Погибли все кто находился на борту: пилот и три пассажира[14].
06.09.2014 RA-44334 Липецкая область4/4Упал с высоты 50 метров. Погибли все кто находился на борту: пилот и три пассажира
[15]
.

Примечания

  1. ↑  (рус.) ЯК-18Т на сайте ОКБ им. Яковлева.
  2. Сергей Комиссаров. Учебно-тренировочный Як-18Т в роли самолёта носителя (рус.) // Крылья Родины. — М., 2017. — № 3-4. — С. 116-120.
  3. ↑ Катастрофа Як-18Т Бугурусланского ЛУ ГА в н. п. Лобовка (борт СССР-44368), 04 октября 1976 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР…
  4. ↑ Катастрофа Як-18Т Актюбинского ВЛУ ГА в районе села Каратаусай (борт СССР-44392), 24 июня 1977 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в…
  5. ↑ Катастрофа Як-18Т Актюбинского ВЛУ ГА в районе а/д Хлебодаровка (борт СССР-44385), 29 августа 1979 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастро…
  6. ↑ Катастрофа Як-18Т Кировоградского ВЛУ ГА в Новомиргороде (борт СССР-44470), 23 сентября 1981 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в С…
  7. ↑ Катастрофа Як-18Т Краснокутского ЛУ ГА в районе Чкалово (борт СССР-44461), 24 июня 1983 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и…
  8. ↑ Заключение по результатам расследования катастрофы самолёта Як-18Т № СА-02189
  9. ↑ Крушение самолета ЯК-18 в Ленобласти стало «уголовным» (ФОТО)
  10. ↑ Самолет Як-18 аварийно приземлился под Липецком
  11. ↑ RA-44422 Окончательный отчёт на сайте МАК Архивировано 20 апреля 2017 года.
  12. ↑ Сообщение о происшествии МАК
  13. ↑ Видеозапись происшествия
  14. ↑ В Рязанской области разбился легкомоторный самолёт
  15. ↑ Разбившийся Як-18Т упал с высоты порядка 50 метров

Ссылки

wiki2.red

Як-18Т

Разработка учебного самолёта для подготовки лётчиков гражданской авиации Як-18Т бригадой легкомоторной авиации в ОКБ А.С.Яковлева началась в 1964 году на базе спортивного Як-18ПМ. Для сокращения сроков разработки в конструкции были максимально использованы узлы и агрегаты базового самолёта. Фюзеляж с четырёхместной кабиной был спроектирован заново. Особенностью самолёта было размещение инструктора и курсанта рядом друг с другом (инструктор справа). Такая компоновка облегчала обучение, имела сходство с компоновкой кабин пассажирских самолётов, а также позволяла отказать от дублирования некоторых приборов и рычагов управления двигателем. Первоначально предполагалось сделать конструкцию ферменной, но позже был спроектирован фюзеляж типа полумонокок.

Макет самолёта был утверждён в 1967 году. После чего на опытном производстве ОКБ были изготовлены 2 опытных образца: лётный и для статических испытаний. Ещё до первого полёта прототип был продемонстрирован на авиасалоне в Ле Бурже. В августе летчик-испытатель Ю.Петров впервые поднял Як-18Т в небо. Во время заводских испытаний было выполнено 73 полёта. Крупных недостатков выявлено не было и самолёт получил положительную оценку.

В 1968 году Як-18Т передали на Государственные испытания в СибНИА, продолжавшиеся до 1969 года. К самолёту было предъявлено ряд претензий и он был отправлен на доработку. Был увеличен киль, уменьшена площадь элеронов, установлено горизонтальное оперение от Як-18А, гнутые лобовые стёкла заменены на плоские, изменено оборудование кабины. В июне 1971 года испытания были возобновлены и продолжались до 1973 года. Серийное производство началось в 1974 году на Смоленском авиационном заводе. Первый серийный Як-18Т был направлен в Сасовское училище ГА. Весной 1975 года состоялись контрольно-серийные испытания, после которых самолёт был рекомендован для эксплуатации в лётных училищах.

Як-18Т построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж цельнометаллический (алюминиевые сплавы Д16 и АК6) типа полумонокок. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Хвостовое оперение подкосно-расчалочного типа с полотняной обшивкой. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Колёса основных стоек тормозные. Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14П (на прототипе АИ-14РФ) с двухлопастным винтом изменяемого шага В-530ТА-Д35. Запас топлива размещается в 2 крыльевых топливных баках. Пассажиская кабина четырёхместная. Доступ в кабину осуществляется через 2 широкие боковые двери автомобильного типа. Для имитации слепого полёта окна снабжены шторками. За кабиной в фюлеляже расположен багажник. Доступ к нему осуществляется через люк в левом борту. Радиооборудование включает: УКВ радиостанцию «Ландыш-5», переговорное устройство СПУ-9, автоматический радиокомпас АРК-9, радиовысотомер малых высот, маркерный приёмник, аппаратуру посадки «Ось-1».

Самолёт может эксплуатироваться как с аэродромов с твёрдым покрытием, так и сгрунтовых. В двухместном варианте может выполнять фигуры простого и обратного пилотажа.

Як-18Т получили 5 лётных училищ: Актюбинское, Богурусланское, Кировоградское, Краснокутское и Сасовское. Курсанты выполняли на них программу первоначального обучения перед переходом на самолёты Ан-2 и Л-410. Применялся также в Курганском пограничном училище. Самолёт показал себя простым в управлении и надёжным в эксплуатации. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. Производство сопровождалось периодическими контрольными испытаниями в различных климатических зонах.28 июля — 15 сентября 1990 года Федерация любителей авиации (ФЛА) организовала трансконтинентальный перелёт 6 Як-18Т и 1 Ан-2 по маршруту Москва — Сиэттл — Москва. В 1991 году 1 Як-18Т вместе с Ан-2 совершил перелёт с Тушинского аэродрома в Австралию и обратно (в общей сложности 47000 км за 3 месяца).

В 1990 году производство Як-18Т было свёрнуто, Всего было изготовлено 850 самолётов. В 1993 году в связи с интересом к такому амолёту за границей производство на Смоленском заводе было возобновлено. Поставлялся на экспорт в Англию, Люксембург, ОАЭ, США, Турцию, Филиппины, ФРГ, Швейцарию. В настоящее время в России продолжают эксплуатироваться около 250 самолётов. Дальнейшим развитием Як-18Т стал самолёт СМ-94.

Фотографии Як-18Т можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Як-18Т — учебно-тренировочный (базовая модификация). Выпускался с 1974 года.
  • Як-18Т — грузовой (проект). Предназначался для перевозки небольших грузов и почты.
  • Як-18Т — лесопатрульный (проект). Отличался возможностью установки лыжного или поплавкового шасси, дополнительным топливным баком в багажном отсеке, звуковещательной установкой ПЗС-68, составом БРЭО.
  • Як-18ТС — санитарный (опытный). Предназначен для перевозки 1 больного на носилках. Отличался закрылками по всему размаху крыла, отсутствием правого поста управления, наличием направляющих для носилок и сиденья для сопровождающего за креслом пилота. В 1976 году переоборудован 1 Як-18Т.

Лётно-технические характеристики

Двигатель М-14П
Взлётная мощность, л.с. 360
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

11,6
8,35
3,35
Площадь крыла, м2 18,75
Масса, кг:

пустого
взлётная в варианте первоначального обучения
взлётная в тренировочном варианте
взлётная в пассажирском варианте

1184
1500
1650
1620
Запас топлива, л 180
Скорость, км/ч

крейсерская
максимальная

250
295
Практический потолок, м 5500
Дальность максимальная, км 1250
Длина разбега, м

пробега, м

400
450
Экипаж, чел. 1-2

Литература

  1. Дугин А. Вторая жизнь Як-18Т // Авиация общего назначения. — 1999. — №5. — С.
  2. Кондратьев В.П. Як-18Т // Крылья Родины. — 1985. — №2. — С. 34-35.
  3. Подольный Е. Самолёт нашей юности: О Як-18 // Крылья Родины. — 1999. — №2. — С. 6-9.
  4. Удалов К.Г. «Тэшка» держит марку // Крылья Родины.

aviaros.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *