Россия испытала «Ядерный поезд- призрак» БЖРК «Баргузин».Достойный ответ на выход США из договора ДРМСД
Почти незаметной оказалась новость, которая не на шутку взбудоражила Пентагон.
Российский БЖРК «Баргузин» с гиперзвуковыми ракетами прошел успешные испытания и в скором времени встанет на боевое дежурство.
В чем его особенности и почему в США этим обеспокоены – разбираемся.Справка: БЖРК – это Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс, оснащенный ракетами с ядерной боевой частью (МБР и/или БРСД). Западные аналитики назвали его «Ядерный призрак».
Он неотличим от обычных ж/д составов, а потому его не могут распознать разведывательные спутники США. Он постоянно перемещается и может нанести удар из любой точки РФ и даже сопредельных стран-союзников.
Предвестник «Баргузина» — БЖРК «Молодец» в СССР ( 1980-е годы). Картинки увеличиваются нажатием на них
Связь между выходом США из договора о РСМД и «Баргузином»
Россия пообещала, что если США не будут размещать свои ракеты малой и средней дальности у европейских границ РФ, то наша страна первой не разместит их в Европе.
Но у Путина не все так просто. Например, после сообщения о том, что США перебрасывают в Европу дополнительные стратегические бомбардировщики В-52, Ро
xn--80aaeyqihb1akd1n.xn--p1ai
БЖРК «Баргузин» с межконтинентальными баллистическими ракетами / Habr
Музейный БЖРК «Молодец» с тремя баллистическими ракетами
В 2014 году Россия приняла решение возобновить выпуск поездов с межконтинентальными баллистическими ракетами и ядерными боеголовками в качестве ответной меры на американскую программу Быстрый глобальный удар. Первый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) нового поколения «Баргузин» планируют принять на вооружение через несколько лет, точные сроки пока не установлены.
Советский БЖРК «Молодец» с тремя баллистическими ракетами РС-22 (Scalpel по классификации НАТО) был снят с вооружения в 2005 году в соответствии с договором СНВ-2. 11 из 12 комплексов уничтожены, последний превращён в музей. В свете новой геополитической обстановки восстановление ядерного вооружения снова становится актуальным, тем более что договор СНВ-3 это не запрещает.
К настоящему времени проект запущен. «Конструкторская документация отработана, создаются отдельные элементы комплекса», — сообщил 12 мая источник в российском оборонно-промышленном комплексе.
Советский БЖРК «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 годы. На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».
БЖРК 15П961 «Молодец» с межконтинентальной баллистической ракетой 15Ж61 (РТ-23 УТТХ). В 1987-1991 гг. построено 12 комплексов. В состав БЖРК входят: 1. Три минимальных пусковых модуля 2. Командный модуль в составе 7 вагонов 3. Вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов 4. Три тепловоза ДМ62. Минимальный пусковой модуль включает в себя три вагона: 1. Пункт управления пусковой установкой 2. Пусковая установка 3. Агрегат обеспечения. Фото: George Shuklin/Wikimedia
БЖРК нового поколения превосходит предшественника во всём. Один состав «Баргузина» сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет, разработанных на базе МБР «Ярс» (сухопутный вариант «Булавы»), и будет приравниваться к полку. В дивизионный комплект войдут пять полков.
Все вагоны «Баргузина» будут герметичны и прочны, выдерживая взрыв ядерной боеголовки в нескольких сотнях метров от состава. Автономность поезда — месяц. За сутки «Баргузин» сможет проходить до 1000 км.
Ракеты «Ярс» приводятся в боевое положение в течение нескольких минут. Дальность стрельбы — 10 000 км, точность попадания — 100 м.
Подъём пусковой установки межконтинентальной баллистической ракеты на твердом топливе РС-22В/СС — 24 «Скальпель» на БЖРК. Фото: Александр Бабенко/ТАСС
В декабре 2015 года источник в российском ОПК сообщил, что из-за сложной финансовой ситуации сроки работ по созданию «Баргузина» перенесены более чем на один год и завершатся не ранее 2020 года. В ракетных войсках рассчитывают, что новые комплексы останутся в строю как минимум до 2040 года.
habr.com
большой сюрприз для США » Военное обозрение
В ближайшие пять лет у России появится новое «оружие возмездия» — боевые железнодорожные ракетные комплексы «Баргузин». Появившись из «ниоткуда», эти ракетные поезда будут способны нанести сокрушительный ответный удар по территории любого противника
На прошлой неделе в Кубинке (Московская область) состоялся первый Международный военно-технический форум «Армия-2015». Мероприятие выдалось красочным, полезным и богатым на пищу для размышлений. Президент России Владимир Путин, открывая форум, в частности, упомянул о том, что наша страна и дальше будет активно развивать и совершенствовать свои стратегические ядерные вооружения. «Состав ядерных сил в этом году пополнят более 40 новых межконтинентальных баллистических ракет, которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы противоракетной обороны» — подчеркнул глава российского государства.
Это заявление, конечно, вызвало бурю эмоций у западных политиков. «Эта воинственная риторика России неоправданна, опасна и играет дестабилизирующую роль», ‒ заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. «Никто не должен слышать таких заявлений от лидера сильной страны и беспокоиться о возможных последствиях» — высказался по этому поводу и госсекретарь США Джон Керри.
А «беспокоиться» нашему наиболее вероятному противнику, действительно, есть о чем. Россия в последние годы не только интенсивно восстанавливает свой ракетно-ядерный щит, но и вновь обретает те виды стратегических оборонительных вооружений, которые США, при всей их технологической и финансовой мощи, так и не смогли создать, как ни пытались.
Речь идет, в первую очередь, о боевых железнодорожных ракетных комплексах (БЖРК), которые были созданы в Советском Союзе братьями Уткиными – генеральным конструктором КБ «Южное» академиком РАН Владимиром Федоровичем Уткиным (Днепропетровск, Украина) и генеральным конструктором КБ специального машиностроения (Санкт-Петербург, Россия) академиком РАН Алексеем Федоровичем Уткиным в середине 80-х годов прошлого века. Под руководством старшего брата была создана межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23 и ее железнодорожная версия — РТ-23УТТХ (15Ж61, «Скальпель» по классификации НАТО), под руководством младшего брата – сам «космодром на колесах», способный нести на себе три «Скальпеля» и запускать их из любой точки Советского Союза, с которой есть железнодорожное сообщение.
Подвижной боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) с межконтинентальными боевыми ракетами РТ-23 УТТХ
Оружие это получилось совершенно убойное. БЖРК «Молодец» с виду, практически, не отличались от обычных товарных железнодорожных составов. Поэтому вычислить их местонахождение визуальным образом или средствами космического наблюдения среди тысяч железнодорожных составов, ежедневно снующим по просторам огромной страны, для американских военных было задачей невыполнимой. И принять меры к перехвату – тоже. Потому что с момента получения приказа на выполнение боевого задания до старта первой ракеты у «Молодца» уходило менее трех минут. Получив приказ, поезд останавливался в любой точке своего маршрута, специальным устройством отводилась в сторону контактная подвеска, открывалась крыша одного из рефрижераторных вагонов и оттуда минометным стартом уходила в небо баллистическая ракета, несущая 10 ядерных боеголовок на расстояние 10 тыс км….. Появившись, практически, из «ниоткуда», 12 советских БЖРК, несущих на себе 36 межконтинентальных баллистических ракет в ответ на ядерный удар могли буквально стереть с лица земли любую европейскую страну, входящую в НАТО, или несколько крупных штатов США. Ничего подобного американские инженеры и военные создать так и не смогли, хотя и пытались. Поэтому в дело вступили западные политики, и, по настоянию США и Великобритании, с 1992 по 2003 год все советские БЖРК были сняты с боевого дежурства и уничтожены. Внешний облик двух из них сейчас можно посмотреть только в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.
Однако, за прошедшие 20 лет проблема эффективного «ответного удара» России в случае проявления агрессии не только не уменьшилась, но и только обострилась. Новая стратегия «глобального неядерного удара», которой руководствуются нынешние американские власти, предполагает, что по территории вероятного противника будет нанесен не ядерный удар, а массовый удар высокоточными ракетами. Тысячи таких ракет, запущенных с американских подводных лодок, надводных кораблей и наземных установок, должны, как ковром, накрыть важнейшие индустриальные, энергетические центры противника, места базирования его ядерного потенциала и, в конечном счете, оставить его без «зубов» и воли к сопротивлению….
И одной из гарантий того, что этот сценарий не будет воплощен на территории России, и становится возрождение в нашей стране разработки и производства боевых железнодорожных ракетных комплексов. Которые одним фактом своего существования могут «охладить пыл» потенциальных противников нашей страны.
Работы по их созданию уже начались. Незадолго до международного военно-технического форума «Армия-2015» заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил журналистам, что эскизный проект нового российского БЖРК под названием «Баргузин» уже готов. До 2020 года в состав российских Вооруженных Сил должно поступить до 5 БЖРК «Баргузин». Их разработка и строительство осуществляется за счет средств, предусмотренных в госпрограмме вооружений до 2020 года.
Информацию о начале практических работ по воссозданию БЖРК подтвердили и в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), который разрабатывает средства радиоэлектронной борьбы для новых ракетных поездов. «Эти разработки идут. Сейчас наши институты занимаются этими разработками, и эти предложения будут переданы тому головному исполнителю, который будет назначен для восстановления БЖРК» — сообщил ТАСС на форуме «Армия-2015» советник замглавы концерна Владимир Михеев. «Поезд должен быть защищен от разведки и поражения, также сами ракеты, которые будут им применяться, тоже являются объектами, против которых будут действовать ПРО противника», — подчеркнул он.
Информации о том, что из себя будут представлять «Баргузины», пока крайне мало. Однако, уже совершенно ясно, что это будут не «модернизированные «Молодцы», а совершенно новые машины. Во-первых, потому что технологии за 30 лет (первый «Молодец» был принят на вооружение в 1987 году) ушли далеко вперед. Во-вторых, потому что все работы по «Баргузину» выполняются в России, без привлечения украинских КБ «Южное» и завода «Южмаш».
Главным оружием «Баргузинов» станут не 100-тонные «Скальпели», а 50-тонные ракеты РС-24 «Ярс». Это полностью российская ракета — разработка Московского института теплотехники, производство Воткинского завода. Как вы уже заметили, «Ярс» вдвое легче, чем РТ-23УТТХ, но при этом содержит и меньшее количество разделяющихся боевых частей – 4 (по открытым источникам) вместо 10 (хотя и летит почти на 1 тыс км дальше «Скальпеля»). Известно, что каждый «Баргузин» будет нести на себе по 6 «Ярсов». Но пока не очень понятно, по какому пути пойдут разработчики нового ракетного поезда — или будут пытаться поместить в каждый рефрижераторный вагон, который служит транспортным контейнером для ракеты, по два «Ярса», или ограничатся одним для каждой ракеты, но вдвое, по сравнению с «Молодцом», увеличат количество контейнеров-пусковых установок в составе каждого поезда. При этом, очевидно, в «Баргузине» сохранится основное ноу-хау создателей «Молодца» братьев Уткиных – система старта ракеты: отвод контактной сети над поездом, минометный старт ракеты, отвод ее в сторону с помощью порохового ускорителя и последующий запуск маршевого двигателя. Эта технология позволяла отвести струю маршевого двигателя ракеты от пускового комплекса и тем самым обеспечить устойчивость ракетного поезда, сохранность людей и инженерных конструкций, в том числе железнодорожных. И именно ее не смогли воплотить в жизнь американцы при разработке своего БЖРК, который в начале 90-х годов прошлого века проходил испытания на железнодорожном полигоне США и Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, Калифорния).
При этом, «Баргузин» вообще – ни вагонами, ни тепловозами, ни электромагнитным излучением, не будет выделяться из общей массы грузовых поездов, тысячи которых сейчас ежедневно снуют по российским железным дорогам. Потому что железнодорожные технологии за это время тоже ушли далеко вперед. Например, «Молодца» таскали три тепловоза ДМ62 (специальная модификация серийного тепловоза М62) совокупной мощностью 6 тыс л.с. А мощность только одного нынешнего магистрального грузового двухсекционного тепловоза 2ТЭ25А «Витязь», который серийно выпускается «Трансмашхолдингом» составляет 6 800 л.с. Полная автономность поезда предполагается та же, что и «Молодца» — 30 суток. Дальность хода – до 1000 тыс км в сутки. Этого, по мнению разработчиков, достаточно, чтобы обеспечить полную скрытность «Баргузина» и его возможность в любой момент нанести противнику неожиданный ответный удар.
topwar.ru
Баргузин: ядерный поезд в ответ на «Prompt Global Strike»
В начале ноября в России состоялись первые испытания новой межконтинентальной баллистической ракеты для перспективного «ядерного поезда». Предполагается, что такие поезда никем не узнанные будут курсировать по обычным железным дорогам России, а в случае ядерной войны — запускать по противнику ракеты с сотнями килотонн возмездия. На вооружении России уже стояли подобные поезда, но все они были сняты в рамках договорного процесса по СНВ-2. Новая разработка стала очередным этапом гонки вооружений между Россией и США и ответом на развитие американской программы быстрого глобального удара.
Идея «ядерных поездов» возникла в 1960-х годах, когда СССР и США получили технологии твердотопливных двигателей для баллистических ракет. Такие силовые установки не требовали заправки перед запуском, сложной предстартовой подготовки, были нечувствительны к тряске и позволяли сделать носитель компактнее.
На тот момент две державы вели холодную войну, активно наращивали запасы ядерного оружия и готовились к внезапному взаимоуничтожению. Концепция ведения ядерной войны предполагала (и предполагает до сих пор) обязательное нанесение ответного удара по противнику, если тот вдруг первым применит свое стратегические оружие. Эта же концепция предполагала нанесение первых ядерных ударов по позициям баллистических ракет и стратегической авиации противника, а потом уже по крупным промышленным центрам и городам. Это нужно для того, чтобы уничтожить врага, сведя к минимуму возможность ответного удара. Принимая это во внимание, стороны и начали разрабатывать разные средства сокрытия позиций своего ядерного оружия.
Одним из таких средств стали подводные лодки, а другим — «ядерные поезда». По виду они не должны были отличаться от обычных железнодорожных составов, чтобы их невозможно было узнать на спутниковых снимках и фотографиях, сделанных с самолетов-разведчиков. А под внешностью поезда с вагонами-рефрижераторами или почтового экспресса должны были прятаться командный пункт, центр связи и несколько баллистических ракет с боеголовками мощностью несколько мегатонн.
«Большая звезда»
В США первые работы по созданию боевого железнодорожного поезда начались в середине 1960 года. Они велись по проекту «Большая звезда» (Big Star) — первый поезд, представленный военным, был способен нести пять баллистических ракет Minuteman. Поскольку все составные части, необходимые для реализации проекта, уже были готовы — ракеты летали, а обычные поезда ездили — принять первые «ядерные поезда» на вооружение планировалось уже в 1962 году. Всего для ВВС США планировалось построить 30 поездов со 150 ракетами. Впрочем, вскоре проект закрыли, посчитав его дорогостоящим и ненужным. Военные решили, что спрятать баллистические ракеты в шахтах будет надежнее, чем возить их по всей стране.
К идее «ядерных поездов» в США вернулись только в 1986 году, когда на вооружение поступили новые баллистические ракеты Peacekeeper. Военные подыскивали для них новые варианты скрытного базирования, одним из которых и были «ядерные поезда». Неожиданно, идея получила одобрение, и уже в 1987 году военным показали проект нового «ядерного поезда» — «Железнодорожного гарнизона „Миротворец“» («Peacekeeper» Rail Garrison). Проект предполагал создание 50 новых составов, каждый из которых мог бы перевозить две ракеты с десятью боевыми блоками индивидуального наведения на каждой. Это означает, что перед запуском один блок в боевой части ракеты можно было нацелить на Москву, второй — на Дубну, третий — на Королев и так далее. Мощность одного ядерного блока в боевой части составляла 300 килотонн.
Вагон железнодорожного гарнизона «Миротворец» в музее ВВС США Фото: U.S. Air Force
Однако к тому времени, как прототип нового поезда, замаскированного под обычный грузовой состав, прошел первые испытания необходимость в проекте пропала. В декабре 1991 года главного врага Соединенных Штатов — СССР — не стало, и вскоре Пентагон закрыл и проект «ядерного поезда». К слову, ракеты Peacekeeper оказались не очень удачными, и в 2005 году их сняли с вооружения.
«Молодец»
В СССР работа над боевыми железнодорожными поездами началась значительно позже, чем США — в 1969 году. Проектом руководило днепропетровское конструкторское бюро «Южное», главный разработчик баллистических ракет Советского Союза. Параллельно оно вело работы по созданию новой твердотопливной баллистической ракеты РТ-23, одним из вариантов размещения которой и должен был стать «ядерный поезд». Проект советского поезда получил название «Молодец». Основной проект стратегического железнодорожного состава был представлен уже в начале 1970-х годов, но ракета к этому времени готова еще не была.
Первые прототипы баллистических ракет РТ-23 появились только в середине 1970-х годов, а летные испытания носителя ядерного оружия начались в 1982 году. Опытная эксплуатация новой ракеты началась в 1985 году, а на вооружение РТ-23 поступила в 1987 году. Причем фактически это уже не была та ракета, разработка которой началась в 1969-м. РТ-23 УТТХ получила боевую часть с десятью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью 430 килотонн каждый.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец» с межконтинентальной баллистической ракетой 15Ж61 (РТ-23 УТТХ). Из экспозиции музея Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге Фото: George Shuklin / Wikimedia Commons (CC BY-SA 2.5)
К этому времени «Южное» и еще несколько конструкторских бюро завершили и проектирование «ядерного поезда». В его состав вошли три дизельных тепловоза ДМ62, семь вагонов для командного пункта, вагон-цистерна с запасом дизельного топлива и смазки для тепловозов и три пусковые установки, замаскированные под вагоны-рефрижераторы. На борту размещалось достаточно провизии и топлива, чтобы он мог идти не останавливаясь 28 суток.
Новые поезда поступили на вооружение СССР в 1987 году. Они передвигались по специальным усиленным железнодорожным путям в Костромской области, Пермском и Красноярском краях. Передвигаться по обычным путям «Молодцы» не могли из-за большой массы — одна ракета весила около 105 тонн, а на одном поезде их было три штуки. В общей сложности на вооружение СССР встали 12 новых «ядерных поездов».
В советском поезде использовалась уникальная система запуска. При подготовке к старту вагон — пусковая платформа поднимал крышу, которая специальными приспособлениями цепляла электрический кабель над железнодорожной линией и отводила его в сторону. Затем на штанге поднималась ракета. Старт производился минометным способом — небольшие пороховые заряды выталкивали ракету со стартовой площадки. Уже в воздухе срабатывали пороховые ускорители, наклонявшие ракету. Это делалось для того, чтобы во время старта реактивная струя двигателя била не в поезд, а в сторону от него.
В 1993 году США и Россия подписали договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Он был ратифицирован, но в силу так и не вступил, а в 2002 году Россия и вовсе вышла из него в ответ на выход США из договора об ограничении систем противоракетной обороны. СНВ-2 требовал снятия с вооружения и утилизации баллистических ракет РТ-23 УТТХ, а также уничтожение «ядерных поездов» и ракетных шахт. «Ядерные поезда» были сняты с вооружения в 2001 году, а в 2003–2007 годах — полностью разобраны и утилизированы.
По неподтвержденным данным, поводом для этого стал не договор СНВ-2, а то, что американской разведке уже были известны и внешний вид «ядерных поездов», и примерные маршруты, по которым они ездили, и невозможность перевода стратегических железнодорожных составов на обычные пути. При этом ракеты РТ-23 УТТХ в шахтах были сохранены на некоторое время. Их военные заменяли новыми баллистическими ракетами РТ-2ПМ «Тополь» и РТ-2ПМ2 «Тополь-М».
«Баргузин»
В 2010 году Пентагон объявил о начале разработки проекта быстрого глобального удара. Эта концепция предполагает создание такого набора инструментов, который бы позволил США наносить любой вид удара (ракетами, бомбами, беспилотниками, лазерами, рельсотронами, импусльным электромагнинтным оружием, гиперзвуковыми планерами) по любой точке Земли в течение не более чем двух часов. В рамках этой концепции началась разработка межконтинентальных баллистических ракет с обычной боевой частью, новых бомбардировщика и истребителя, гиперзвуковых ракет, боевых лазеров, ударных беспилотников.
В ответ на это российские военные решили обзавестись новыми «ядерными поездами». Только на этот раз эти стратегические железнодорожные составы должны были уметь перемещаться по обычным железным дорогам. Эскизное проектирование нового поезда в рамках проекта «Баргузин» стартовало в 2012 году и завершилось в конце 2015-го. В начале ноября текущего года в России были проведены первые бросковые испытания прототипа новой ракеты для нового поезда.
Бросковые испытания — это самый первый этап в серии испытаний новой ракеты, которой чаще всего в это время в железе еще не существует. Во время таких проверок из шахты или со специальной стартовой платформы запускают массогабаритный макет ракеты. После запуска макет приземляется с помощью парашюта или падает в море. Это нужно, чтобы позже провести его повторные запуски. Бросковые испытания позволяют узнать, как именно поведет себя настоящая ракета в момент старта. В частности, с их помощью инженеры получают возможность оценить деформации и перегрузки, которые будет испытывать новый носитель.
Подробности о первых бросковых испытаниях новой ракеты не раскрываются. Разработчики планируют провести первые летные испытания носителя (то есть уже полноценного прототипа ракеты) в начале 2017 года. Новая ракета для «Баргузина» разрабатывается на базе баллистической ракеты РС-24 «Ярс». Масса новой ракеты для «ядерного поезда», согласно требованиям военных, не должна превышать 47 тонн. Носитель вместе с пусковой платформой будет замаскирован в вагоне-рефрижераторе длиной 24 метра. Длина баллистической ракеты для поезда составит 22,5 метра.
Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с межконтинентальной баллистической ракетой РС-24. Фото: Министерство обороны России
Для сравнения, длина базовой твердотопливной ракеты РС-24 составляет 23 метра, а масса — 49 тонн. Носитель способен поражать цели на дальности до 11 тысяч километров. «Ярс» рассчитан на заброс боевой части с четырьмя термоядерными боевыми блоками и четырьмя ложными целями (выглядят как настоящие боевые блоки и нужны для прорыва системы противоракетной обороны). Мощность боевых блоков, по разным данным, составляет от 150 до 300 килотонн.
Ожидается, что один новый российский «ядерный поезд» будет нести шесть баллистических ракет. Больше про поезд проекта «Баргузин» пока ничего не известно, кроме того, что в нем, как и в советском «Молодце», будет использоваться система минометного старта с отклонением ракеты. Согласно заявлениям российских военных, первый новый поезд поступит на вооружение в 2019–2020 году.
Сегодня между США и Россией действует новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), подписанный в 2010 году и вступивший в силу в 2011-м. Этот документ оговаривает количество ядерных блоков и их носителей, которые стороны могут ставить на боевое дежурство. Этот же документ оговаривает список ракет, бомб, подводных лодок и бомбардировщиков, которые стоят на вооружении сторон.
При этом договором допускается разработка новых носителей, причем при начале таких работ стороны обязаны уведомить друг друга. В соответствии с этим положением Россия разработала и приняла на вооружение ракеты «Ярс» (поставлены на боевое дежурство в 2011 году, а в договор внесены уведомлением еще во время подготовки к подписанию). Так в договор будут включены и новые баллистические ракеты «Рубеж» и «Сармат». Пользуясь этим же положением договора новую баллистическую ракету в договор включат и США. Их новый носитель должен будет заменить устаревшие Minuteman III.
cezarium.com
«Баргузин» вводят в строй — Старый Русский Топ
Осенью 2016 года в судьбе российских сил ядерного сдерживания должно произойти жизненно важное для отечественных РВСН в частности и страны в целом событие. На конец года запланированы испытания межконтинентальной ракеты для перспективного боевого железнодорожного комплекса «Баргузин».
«Поезд-призрак», как его окрестили на Западе, возвращается. Неприятный для зарубежных военных факт уже, пожалуй, стоит принять и осознать: активные работы над заключительным компонентом РВСН невероятно близки к своему завершающему этапу. Несмотря на то что наработанные технические решения по боевому железнодорожному комплексу, некогда стоявшему на вооружении, никуда не делись, реализация нового проекта, по словам экспертов, проходит с учетом современных требований, предъявляемых к подобному вооружению.
Прежде всего важно понимать, что новый подвижный комплекс, передвигающийся по железным дорогам России, строится не на базе предыдущего комплекса, а с учетом полученных в ходе его эксплуатации данных. Вообще, как поясняют бывшие ракетчики, в ходе создания БЖРК пришлось не столько скорректировать некоторые требования и пересчитать параметры, сколько сформировать их заново.
Например, ракета в железнодорожном вагоне – изделие уникальное. До сих пор со всем финансированием, технологиями и опытными инженерами на Западе не придумали ничего хотя бы отдаленно напоминающего БЖРК. Основная и самая труднореализуемая для разработчиков задача – «впихнуть» огромную ракету с несколькими боеголовками и системами наведения во внутреннее пространство вагона и попутно решить еще несколько сложнейших проблем. Одной из них является нагрузка на железнодорожное полотно.
«Особенность старта с подвижной пусковой установки в этом случае заключается в резком увеличении давления на полотно: сначала и без того огромная масса поезда давит на железнодорожные пути, а затем его еще и прижимает к земле энергией от выпрыгивающей вверх стотонной ракеты», – рассказал в интервью «Звезде» подполковник РВСН в отставке Олег Торбинский.
Помимо прочего, по словам Торбинского, в конструкции «поезда номер ноль» было реализовано немало других технических решений: например, специально спроектированное устройство, отводящее в сторону провода контактной сети с напряжением в несколько десятков тысяч вольт и освобождающее тем самым безопасную подготовку к пуску, специально спроектированная гидравлика или уникальная система сцепки нескольких вагонов для обеспечения максимально стабильного положения всего состава на рельсах.
Дела текущие
Шестнадцатого мая 2016 года генеральный конструктор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов заявил о том, что МБР для перспективного железнодорожного комплекса испытают осенью 2016 года. Соломонов отметил также, что «бросковые» испытания, запланированные на сентябрь текущего года, должны пройти строго по намеченному плану. «Этот пуск гарантированно будет выполнен, это будет в четвертом квартале этого года», – сказал он.
Заявление генерального конструктора специалисты восприняли так, как оно прозвучало: если начались испытания ракеты, значит, элементная база, подвижной состав и многие другие вопросы или уже решены, или находятся на заключительной стадии разработки. Соломонов пояснил, что испытания осуществляются с целью проверки правильности принятых проектно-конструкторских решений с точки зрения воздействия ракеты на агрегаты наземно-пускового оборудования.
Иными словами, будет изучаться вероятное воздействие ракеты при запуске на узлы и агрегаты пусковой установки. Цель изучения – создание оптимальной конфигурации подвижной пусковой установки и проверка работы всех систем. Заявление Соломонова, как отмечают специалисты, свидетельствует минимум о двух вещах.
«Скорее всего, можно говорить о том, что уже просчитаны параметры самой пусковой установки. Это означает, что до предсерийных испытаний рукой подать. К тому же, скорее всего, уже проработано размещение командного модуля и других вспомогательных систем, а также решен вопрос с размещением самой ракеты», – отметил в интервью «Звезде» кандидат технических наук специалист в области гидравлических систем Андрей Соболев.
Не стоит забывать и о скрытности передвижения: вопрос подвижности, а именно наличия мощного локомотива в голове состава, по словам специалистов, также будет проработан.
«Комплекс предыдущего поколения был очень тяжелым. В силу большой массы накладывался целый ряд ограничений на передвижение. В случае с новым железнодорожным комплексом все должно быть иначе – другие ракеты, другие системы наведения и так далее», – пояснил военный эксперт Владислав Шурыгин.
Специалисты отмечают, что с ростом мощности и совершенствованием силовых установок локомотива для БЖРК можно снизить их число до двух единиц, а то и вовсе до одной.
С ракетой на будущее
Принятие комплексов «Баргузин» в состав РВСН и постановка их на боевое дежурство в перспективе позволят российским силам ядерного сдерживания воссоздать группировку, включающую в себя все три вида базирования: шахтное, подвижное грунтовое и железнодорожное. Специалисты поясняют, что огромный интерес к подобному комплексу со стороны главы государства – не случайность: высокая эффективность в сочетании с высокой скрытностью передвижения – то, что нужно для передового стратегического вооружения.
О советском опыте реализации «поезда номер ноль» в этом случае стоит упомянуть отдельно. Вопреки всеобщему заблуждению БЖРК, принятый в состав РВСН СССР, не был штучным изделием: ракетные войска насчитывали три дивизии с 12 поездами стратегического назначения, в каждом из которых перевозилось по три баллистические ракеты.
Итого 36 межконтинентальных баллистических ракет РТ-23УТТХ «Молодец», снаряженных в подвижные пусковые установки и готовых по первому приказу вступить в «игру». Военные эксперты отмечают, что именно эти ракеты одними из первых попали под сокращение по договору СНВ-2 не просто так.
«Именно у этой ракеты наблюдались интересные особенности. К ним можно отнести, например, так называемый «настильный» режим полета, когда ракета летит по измененной траектории. И скорость ее полета такова, что системы ПВО и СПРН любого вероятного противника, может, и в состоянии ее обнаружить, но сделать с ней они уже ничего не смогут», – объясняют специалисты.
Минометный старт ракеты (когда с помощью специальных зарядов ракету выбрасывает на 40 метров вверх) также способствует скрытному пуску: как объясняют специалисты, системы предупреждения о ракетном нападении в этот момент ракету просто не заметят, а маршевые ракетные двигатели, запускающиеся после выхода ракеты из пусковой установки, автоматикой СПРН с вероятностью почти в 100% будут идентифицированы как реактивный самолет.
Как раз по этой причине ПВО и ПРО окажутся бессильны: в тот момент, когда ракету все-таки засекут, предпринимать меры по перехвату будет уже поздно. Несмотря на то что «Скальпель» (классификация ракеты в НАТО) до сих пор будоражит умы военных инженеров за рубежом, активное развитие средств обнаружения и перехвата у границ России, скорее всего, вынудит разработчиков адаптировать под перспективный БЖРК другую баллистическую ракету.
Несмотря на отсутствие официальных заявлений на эту тему, специалисты предполагают, что применяться в перспективном БЖРК будут ракеты, спроектированные на базе более легкой ракеты РС-24 «Ярс». Как объясняют эксперты, увеличится и число возимого боекомплекта: вместо трех ракет в каждом составе у «Молодца» перспективный БЖРК «Баргузин» сможет возить с собой пять, а по другим данным шесть межконтинентальных баллистических ракет.
Генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов в недавнем интервью отметил, что работы по комплексу будут развернуты после принятия решений по результатам броскового испытания. Что касается постановки на боевое дежурство, то введение в строй и начало эксплуатации боевого железнодорожного ракетного комплекса запланировано на 2019–2020 годы.
topru.org
Успешный пуск БЖРК Баргузин
Иллюстрации к патенту ЦКБ Титан на железнодорожную пусковую установку.Цифрами на схеме обозначены: 1 — ж/д-вагон или платформа, 2 — неподвижная подцапфенная балка, 3 — подъемная стрела, 4 — механизм подъема стрелы, 5 — подвижная рама, закрепленная на стреле с возможностью продольного перемещения, 6 — ТПК с ракетой, 7 — телескопические опоры, 8 — опорные плиты, 9 — поворотные тяги для «прицеливания» опорами на рельсы ж/д-полотна.
Пусковая установка — БЖРК — боевой железнодорожный ракетный комплекс. Старт осуществляется из ТПК, приводимого в стартовое положение в точке старта из специального железнодорожного вагона с раскрывающейся крышей. В состав БЖРК технически может входить несколько вагонов с МБР, а так же вагоны обеспечения боевого дежурства и, вероятно, технического обслуживания комплекса.
Есть вероятность того, что разработка пусковой установки БЖРК ведется ФГУП ЦКБ «Титан» (г.Волгоград) — за данным преприятием зарегистрирован патент на «Пусковая установка для транспортирования и пуска ракеты из размещенного в железнодорожном вагоне или на платформе транспортно-пускового контейнера» (RU 2392573). Конструкторы (авторы патента) — В.А.Шурыгин, Б.М.Абрамович, Д.Н.Бирюков и И.В.Шапкин.
Разработка стартового оборудования с большой вероятностью ведется КБСМ в рамках темы «Баргузин». В 2013 г. КБСМ выполнялась разработка эскизного проекта агрегатов систем и комплекса вцелом, формировалась кооперация предприятий-соисполнителей, разрабатывлись ТЗ для контрагентов.
Кроме того, по теме «Баргузин-РВ» в 2013 г. велась разработка эскизных проектов специальных железнодорожных формирований в ЦКБ Транспортного машиностроения.
Согласно сообщениям СМИ по состоянию на 2014 г. рассматривается вариант ЖД-состава БЖРК «Баргузин» с 6 пусковыми установками — что равно полку РВСН. В состав ракетной дивизии будет входить 5 полков БЖРК «Баргузин».
Ракета — вероятно использование ракеты, аналогичной ранее созданным межконтинентальным ракетным комплексам с минимальным временем активного участка траектории и с РГЧ ИН. В качестве вариантов могут рассматриваться в качестве базовых и МБР типа РС-24 «Ярс» и МБР РС-26 «Рубеж» и БРПЛ 3М30 «Булава». С большой вероятностью степень унификации по ракетам будет высокой, но менее 100%.
Согласно сообщениям СМИ по состоянию на 2014 г. рассматривается вариант ЖД-состава БЖРК «Баргузин» с 6 пусковыми установками с ракетами «Ярс» или «Ярс-М».
Конструкция ракеты — трехступенчатая ракета классической компоновки с последовательным расположением ступеней. С большой вероятностью ракета будет оснащаться комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО).
Система управления и наведение — инерциальная автономная.
Двигатели — РДТТ на всех ступенях.
Типы БЧ — РГЧ ИН. Возможно использование перспективного маневрирующего боевого оснащения.
Статус: Россия
— 2012 г. — Московским Институтом Теплотехники начата ОКР по созданию БЖРК.
— 2013 г. — разработка эскизных проектов компонентов комплекса.
fishki.net
Ядерный «поезд-призрак»: «Баргузин» вводят в строй
Осенью 2016 года в судьбе российских сил ядерного сдерживания должно произойти жизненно важное для отечественных РВСН в частности и страны в целом событие. На конец года запланированы испытания межконтинентальной ракеты для перспективного боевого железнодорожного комплекса «Баргузин».
«Поезд-призрак», как его окрестили на Западе, возвращается. Неприятный для зарубежных военных факт уже, пожалуй, стоит принять и осознать: активные работы над заключительным компонентом РВСН невероятно близки к своему завершающему этапу.
Несмотря на то что наработанные технические решения по боевому железнодорожному комплексу, некогда стоявшему на вооружении, никуда не делись, реализация нового проекта, по словам экспертов, проходит с учетом современных требований, предъявляемых к подобному вооружению.
Прежде всего важно понимать, что новый подвижный комплекс, передвигающийся по железным дорогам России, строится не на базе предыдущего комплекса, а с учетом полученных в ходе его эксплуатации данных. Вообще, как поясняют бывшие ракетчики, в ходе создания БЖРК пришлось не столько скорректировать некоторые требования и пересчитать параметры, сколько сформировать их заново.
Например, ракета в железнодорожном вагоне – изделие уникальное. До сих пор со всем финансированием, технологиями и опытными инженерами на Западе не придумали ничего хотя бы отдаленно напоминающего БЖРК. Основная и самая труднореализуемая для разработчиков задача – «впихнуть» огромную ракету с несколькими боеголовками и системами наведения во внутреннее пространство вагона и попутно решить еще несколько сложнейших проблем. Одной из них является нагрузка на железнодорожное полотно.
«Особенность старта с подвижной пусковой установки в этом случае заключается в резком увеличении давления на полотно: сначала и без того огромная масса поезда давит на железнодорожные пути, а затем его еще и прижимает к земле энергией от выпрыгивающей вверх стотонной ракеты», – рассказал в интервью «Звезде» подполковник РВСН в отставке Олег Торбинский.
Помимо прочего, по словам Торбинского, в конструкции «поезда номер ноль» было реализовано немало других технических решений: например, специально спроектированное устройство, отводящее в сторону провода контактной сети с напряжением в несколько десятков тысяч вольт и освобождающее тем самым безопасную подготовку к пуску, специально спроектированная гидравлика или уникальная система сцепки нескольких вагонов для обеспечения максимально стабильного положения всего состава на рельсах.
Дела текущие
Шестнадцатого мая 2016 года генеральный конструктор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов заявил о том, что МБР для перспективного железнодорожного комплекса испытают осенью 2016 года. Соломонов отметил также, что «бросковые» испытания, запланированные на сентябрь текущего года, должны пройти строго по намеченному плану. «Этот пуск гарантированно будет выполнен, это будет в четвертом квартале этого года», – сказал он.
Заявление генерального конструктора специалисты восприняли так, как оно прозвучало: если начались испытания ракеты, значит, элементная база, подвижной состав и многие другие вопросы или уже решены, или находятся на заключительной стадии разработки. Соломонов пояснил, что испытания осуществляются с целью проверки правильности принятых проектно-конструкторских решений с точки зрения воздействия ракеты на агрегаты наземно-пускового оборудования.
Иными словами, будет изучаться вероятное воздействие ракеты при запуске на узлы и агрегаты пусковой установки. Цель изучения – создание оптимальной конфигурации подвижной пусковой установки и проверка работы всех систем. Заявление Соломонова, как отмечают специалисты, свидетельствует минимум о двух вещах.
«Скорее всего, можно говорить о том, что уже просчитаны параметры самой пусковой установки. Это означает, что до предсерийных испытаний рукой подать. К тому же, скорее всего, уже проработано размещение командного модуля и других вспомогательных систем, а также решен вопрос с размещением самой ракеты», – отметил в интервью «Звезде» кандидат технических наук специалист в области гидравлических систем Андрей Соболев.
Не стоит забывать и о скрытности передвижения: вопрос подвижности, а именно наличия мощного локомотива в голове состава, по словам специалистов, также будет проработан.
«Комплекс предыдущего поколения был очень тяжелым. В силу большой массы накладывался целый ряд ограничений на передвижение. В случае с новым железнодорожным комплексом все должно быть иначе – другие ракеты, другие системы наведения и так далее», – пояснил военный эксперт Владислав Шурыгин.
Специалисты отмечают, что с ростом мощности и совершенствованием силовых установок локомотива для БЖРК можно снизить их число до двух единиц, а то и вовсе до одной.
С ракетой на будущее
Принятие комплексов «Баргузин» в состав РВСН и постановка их на боевое дежурство в перспективе позволят российским силам ядерного сдерживания воссоздать группировку, включающую в себя все три вида базирования: шахтное, подвижное грунтовое и железнодорожное. Специалисты поясняют, что огромный интерес к подобному комплексу со стороны главы государства – не случайность: высокая эффективность в сочетании с высокой скрытностью передвижения – то, что нужно для передового стратегического вооружения.
О советском опыте реализации «поезда номер ноль» в этом случае стоит упомянуть отдельно. Вопреки всеобщему заблуждению БЖРК, принятый в состав РВСН СССР, не был штучным изделием: ракетные войска насчитывали три дивизии с 12 поездами стратегического назначения, в каждом из которых перевозилось по три баллистические ракеты.
Итого 36 межконтинентальных баллистических ракет РТ-23УТТХ «Молодец», снаряженных в подвижные пусковые установки и готовых по первому приказу вступить в «игру». Военные эксперты отмечают, что именно эти ракеты одними из первых попали под сокращение по договору СНВ-2 не просто так.
«Именно у этой ракеты наблюдались интересные особенности. К ним можно отнести, например, так называемый «настильный» режим полета, когда ракета летит по измененной траектории. И скорость ее полета такова, что системы ПВО и СПРН любого вероятного противника, может, и в состоянии ее обнаружить, но сделать с ней они уже ничего не смогут», – объясняют специалисты.
Минометный старт ракеты (когда с помощью специальных зарядов ракету выбрасывает на 40 метров вверх) также способствует скрытному пуску: как объясняют специалисты, системы предупреждения о ракетном нападении в этот момент ракету просто не заметят, а маршевые ракетные двигатели, запускающиеся после выхода ракеты из пусковой установки, автоматикой СПРН с вероятностью почти в 100% будут идентифицированы как реактивный самолет.
Как раз по этой причине ПВО и ПРО окажутся бессильны: в тот момент, когда ракету все-таки засекут, предпринимать меры по перехвату будет уже поздно. Несмотря на то что «Скальпель» (классификация ракеты в НАТО) до сих пор будоражит умы военных инженеров за рубежом, активное развитие средств обнаружения и перехвата у границ России, скорее всего, вынудит разработчиков адаптировать под перспективный БЖРК другую баллистическую ракету.
Несмотря на отсутствие официальных заявлений на эту тему, специалисты предполагают, что применяться в перспективном БЖРК будут ракеты, спроектированные на базе более легкой ракеты РС-24 «Ярс». Как объясняют эксперты, увеличится и число возимого боекомплекта: вместо трех ракет в каждом составе у «Молодца» перспективный БЖРК «Баргузин» сможет возить с собой пять, а по другим данным шесть межконтинентальных баллистических ракет.
Генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов в недавнем интервью отметил, что работы по комплексу будут развернуты после принятия решений по результатам броскового испытания. Что касается постановки на боевое дежурство, то введение в строй и начало эксплуатации боевого железнодорожного ракетного комплекса запланировано на 2019–2020 годы.
www.rusfact.ru