чем они отличаются • Arzamas

История, Антропология

​Почему крестьяне отказались от православия, что общего у российских сектантов и западноевропейских протестантов и как иудаизм стал религией русского человека

Автор Людмила Жукова

Кризис средневекового мировоззрения наступил в России в XVII веке и вылился в раскол, породивший феномен старообрядчества. Важным катализатором этих изменений стали петровские реформы, усугубившие кризис традиционной ре­лигиозности. Петр I вдохновлялся опытом протестантских стран: целью было не только создание института церкви, но и религиозное просвещение.

«Я давно побуждал… сделать книгу, где бы изъяснить, что непременный Закон Божий, и что советы, и что предания отеческие, и что вещи средние, что толь­ко для чину и обряду сделано и что непременное… <…> понеже  Понеже — потому что. всю надежду кладут на пение церковное, пост и поклоны и прочее тому подобное…» — писал в 1724 году император в созданный им высший орган церковного управления Святейший синод. Так впервые за долгое время был объявлен приоритет Писа­ния над церковной традицией, а догматов — над обрядом.

Разрешив самостоятельное чтение Библии, что в православной традиции не поощрялось, Петр I и его единомышленники не подозревали о последствиях. Как остроумно заметил английский историк Кристофер Хилл: «Библия могла иметь различный смысл для разных людей в разные времена и при разных обстоятельствах. Она была огромным сундуком, из которого можно было вынуть все что угодно». 

Читая или слушая Библию, простые люди увидели массу несоответствий меж­ду библейскими заповедями и церковной реальностью. Так возникли новые религиозные группы, чьи принципы явно напоминают основные идеи европей­ской Реформации: отказ от института священства, поклонения иконам, почи­тания святых и совершения таинств. Впрочем, появление новых сект связано не только (и не столько) с чтением Библии, но и с разочарованием в традици­онных религиозных институтах. 

Правительство опасалось миссионерской активности сектантов и стремилось изолировать их от православных, ссылая в Сибирь, на Северный Кавказ и в Закавказье. Возможность открыто исповедовать свою веру религиозные меньшинства получили лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести. Однако после установления советской власти религиозная свобода стала фикцией. Борьба государства с любыми формами религии привела к тому, что число русских сектантов сильно сократилось, а некоторые группы и вовсе ушли в небытие. 

Хлысты

Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX векаUniversity of Alberta Libraries

Первые упоминания о хлыстах относятся к концу XVII — началу XVIII века. Существуют разные версии о происхождении названия секты: оно либо связано с практикой самобичевания, либо произошло в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников. До сих пор идут споры о том, как возникло это движение, зато известно точно, что основал его ко­стромской крестьянин Даниил Филиппович. В отличие от других сек­тантов, хлысты формально не порывали с православием: они продолжали посещать церковь, но одновременно участвовали в особых собраниях — радениях. По­следние представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкри­кивая свои пророчества. Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Хлыстовские радения проходили тайно, и посторонние на них не допуска­лись: так возникло множество безосновательных слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях.

Страшилки о хлыстовских практиках приводятся в книге русского писателя XIX века Мельникова-Печерского, который служил чиновником осо­бых пору­чений Министерства внутренних дел и по долгу службы изучал и преследовал раскольников: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли  Кораблями назывались хлыстовские общины., рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола». Вопреки этим расхожим стерео­типам  Подобные обвинения довольно распростра­нены: в первые века нашей эры им подверга­лись христиане, а сегодня — представители современных новых религиозных движений. , хлысты проповедовали аскетизм и безбрачие. «Хмельного не пейте, плот­ского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с се­строй; нежени­мые не женитесь, женимые разженитесь», — эти заповеди хлы­сты приписы­вали Даниилу Филипповичу.

Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Биб­лии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом» (2 Цар. 6:14).

Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопче­ской ереси». 1844 годWikimedia Commons

Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы. В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почита­нием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, ода­ривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.

В XIX веке на волне увлечения мистицизмом интерес к хлыстовству проявляли представители высших слоев общества; по некоторым свидетельствам, с хлы­стами был связан Григорий Распутин. В конце XIX — начале ХХ века хлысты и хлыстовские практики описывались в ряде художественных произведений, например в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького, «Серебряном го­лубе» Андрея Белого, в поэзии Николая Клюева. 

В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время продолжали существовать и прекратили свое существование в 50–60-х годах ХХ века.

Скопцы

Община скопцов в Якутии. Начало XX века
yakutskhistory.net

Скопчество, возникшее во второй половине XVIII века, подходило к борьбе с человеческими грехами еще радикальнее, чем хлыстовство. Скопцы практи­ковали «огненное крещение» — оскопление — и ставили таким образом неру­шимую преграду между человеком и грехом. Среди скопцов была распро­странена легенда о том, что Иисус Христос, будучи евреем, был не просто обрезан, а оскоплен. Таким образом, кастрируя, или, как говорили сектанты, «убеляя» себя, они подражали Спасителю. Кроме того, оправдание своей практики эти радикальные аскеты находили в Библии: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Основным ритуалом скопцов, как и хлыстов, были радения.

Основателем скопчества был крестьянин Кондратий Селиванов, выходец из хлыстовских кругов. Впоследствии он объявил себя спасшимся императором Петром III и, по легенде, даже встречался с Павлом I, призвав и его к «огнен­но­му крещению». В результате своей активной деятельности, приведшей к оско­плению нескольких нижних гвардейских чинов, а также вовлечению в скоп­ческий корабль родственников высокопоставленных чиновников, Кондратий Селиванов был арестован в 1820 году и сослан в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где жил до смерти в 1832 году. Его могила стала объектом палом­ничества — в ней проделывали ямки, куда опускали сухари, чтобы тем самым их освятить.

1 / 3

Кондратий Селиванов. Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год«Дом антикварной книги в Никитском»

2 / 3

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год«Дом антикварной книги в Никитском»

3 / 3

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год«Дом антикварной книги в Никитском»

К концу XIX века количество скопцов составляло десятки тысяч человек. Пра­вительство активно боролось с сектантами, отдавая их в солдаты, ссылая в За­кавказье и Восточную Сибирь, где они создавали свои поселения и успешно хо­зяйствовали, всячески процветая.

Скопцы, как и другие сектанты, с энтузиазмом отнеслись к революции, ожидая для себя перемен к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: советская власть довольно быстро начала преследовать скопцов. По-видимому, скопческое движение окончательно сошло на нет в 1940–50-х годах — хотя время от времени появляются сообщения о современных скопческих общинах, их трудно счесть достоверными. 

Молокане

Происхождение молоканства обычно связывают с деятельностью крестьянина Семена Уклеина, жившего во второй половине XVIII века в Тамбовской губер­нии. В почитаемой у молокан книге «Дух и жизнь» он воспевается как герои­ческий воин, единственным оружием которого была Библия: «Неустра­шимо всякого дьявольского за ним преследования, ревностно вышел со святою Биб­лией прямо на ратное поле и открыл войну против всей духовной демон­ской власти».

Название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Правда, сами молокане возводят его к одному из новозаветных текстов — Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).

1 / 4

Молокане на Кавказе. 1870-е годыNew York Public Library

2 / 4

Молоканская деревня. 1870-е годыNew York Public Library

3 / 4

Молокане, приехавшие в Лос-Анджелес с Кавказа. 1905 годNew York Public Library

4 / 4

Молокане в Лос-Анджелесе. Начало XX векаLibrary of Congress

Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхоза­ветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу сви­нины: «Икона — не Бог, свинина — не мясо; поклоняться изображению не по­добает, а есть свинину нелепо и нечисто»  «Дух и жизнь», 1975 год..

Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, вклю­чает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных пе­сен. Молокан­ство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духов­ные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослуже­ния (пророчество, глоссолалия  Глоссолалия (с греч. «говорение на язы­ках») — практика говорения на несуществую­щем ангельском языке в ходе богослужения. Восходит к раннехристианским временам, неоднократно упоминается в Новом Завете. Сегодня встречается в ряде христианских конфессий., прыжки и т. п.) и почитают сочинения одно­го из своих лидеров — Максима Рудомёткина, в середине XIX века объявившего себя воплощением Святого Духа.

К концу XVIII века движение насчитывало уже несколько тысяч человек. В 1805 году Александр I издал указ, согласно которому молоканам было разрешено открыто исповедовать свою веру. Однако при его младшем брате, императоре Николае I, молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье, которое стало главным местом их расселения. В XIX — начале ХХ века эми­гри­ровавшие из России общины молокан появились в Турции, США (штаты Кали­форния и Аризона) и в других странах. В начале 1920‑х в СССР был создан Союз духовных христиан-молокан, просуществовавший до 1930‑х и возобнови­вший свою деятельность в 1991 году. В начале XXI века общая численность молокан, живших в России, США, Австралии, Мексике, Армении, Азер­байджане и Тур­ции, по некоторым данным, составляла около 300 тысяч человек.

Духоборы

1 / 7

Духоборы на крыльце дома. Начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

2 / 7

Три девушки-духоборки. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

3 / 7

Духоборы. Начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

4 / 7

Собрание духоборов. Канада, Йорктон, 1915 годBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

5 / 7

Мужчина и мальчик — духоборы. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

6 / 7

Муж и жена — духоборы. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

7 / 7

Духоборы из Йорктона отправляются в паломничество. Канада, 1902 годBritish Library / Picturing Canada / Wikimedia Commons

Духоборы получили свое имя благодаря оппонентам: в конце XVIII века те пы­тались представить новое движение борцами против Святого Духа, однако са­ми сектанты поняли это название иначе (духоборы — «поборники Духа») и ста­ли охотно употреблять.

Как и другие сектанты, духоборы отвергали православную обрядность, но, в от­личие от молокан, не считали Библию непререкаемым авторитетом. Ее место в традиции занимает так называемая «Животная книга» — в основе лежат тексты, созданные духовными лидерами общины, главным образом псалмы.

Духоборы — принципиальные пацифисты. В конце XIX века в духоборских по­селениях в Грузии (духоборов, как и других сектантов, при Николае I сослали в Закавказье) собрали и сожгли оружие, а ранее служившие в армии сдали при­бывшей полиции военные билеты. После обрушившихся на духоборов прави­тельственных репрессий за них вступился Лев Толстой. Он призвал Нобелев­ский комитет вручить духоборам премию мира и пожертвовал им часть гоно­рара за роман «Воскресение». Благодаря этой помощи более семи тысяч духо­боров в самом начале ХХ века перебрались в Канаду, где их потомки живут до сих пор. 

Часть духоборов осталась в Грузии, однако после распада Советского Союза многие предпочли переехать в Россию. Таким образом в 90-х годах ХХ века в Тульской, Брянской и других областях появились духоборческие поселения.

Субботники

Субботник. Начало XX векаАльманах «Еврейская старина», 1913 год

Члены еще одного религиозного дви­жения, возникшего в XVIII веке, так называемые русские иудействующие, настолько радикально прочитали Биб­лию, что отвергли не только православ­ную церковь, но и само христианство, предпочтя Ветхий Завет и иудаизм.

Сами русские иудействующие назы­вают себя «субботники», «геры», очень редко — «евреи»: «Мы сами не знаем, кто мы… Евреи бывшие?» Правитель­ство Российской империи наклеило на них ярлык «жидовствующие» в указе 1825 года «О мерах к отвращению рас­пространения жидовской секты под названием субботников». Там же пред­писывалось высылать из регионов рас­пространения секты всех евреев без ис­ключения, возлагая на последних от­ветственность за «совращение» православных в иудаизм  Однако иудаизм не миссионерская религия, и обратившиеся в иудаизм русские крестьяне сами инициировали контакты с новыми еди­новерцами. Бывали и случаи, когда столкно­вение с живым, а не книжным иудаизмом разочаровывало неофита и приводило к его возвращению в православие. . 

Субботники, как следует из названия, еженедельным праздничным днем счи­тают субботу, а не воскресенье, а также соблюдают некоторые другие традиции иудаизма — пищевые ограничения, обрезание и другие обряды жизненного цикла, а также иудейские праздники. Субботники давали детям еврейские име­на, а в советское время иногда считались евреями и по паспорту  Так, субботники — жители села Ильинка в Воронежской области благодаря этому обстоятельству в 70-х годах ХХ века эмигри­ровали в Израиль. . 

В постсоветское время судьбы субботников складывались по разному: часть эмигрировала в Израиль, часть переехала из традиционных мест проживания в Закавказье и в Россию. Их отношения с еврейскими религиозными органи­зациями в России порой складываются непросто: в некоторых городах суббот­ники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в дру­гих — местные раввины ограничивают их участие в общинной жизни.

По самым приблизительным подсчетам, сейчас на всем постсоветском про­странстве насчитывается около 10 тысяч субботников — живут они в несколь­ких регионах России, а также в Армении и Азербайджане.

Источники

  • Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем.

    М., 1973.

  • Львов А. Л. Соха и Пятикнижие: Русские иудействующие как текстуальное сообщество.

    СПб., 2011.

  • Никитина С. Е. Человек и социум в народных конфессиональных текстах (лексикографический аспект).

    М., 2009.

  • Панченко А. А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект.

    М., 2004.

  • Сергазина К. Т. «Хождение вокруг»: Ритуальная практика первых общин христоверов.

    М., 2015.

  • Симкин Л. С. Американская мечта русского сектанта.

    М., 2012.

  • Энгельштейн Л. Скопцы и Царство Небесное: Скопческий путь к искуплению.

    М., 2002.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Искусство, Литература

Что такое концептуализм в поэзии

Рассказываем, как читать Всеволода Некрасова, Пригова, Рубинштейна и других поэтов

arzamas.academy

история в фотографиях — LiveJournal

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1600-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1905-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1939, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1960-е? дети, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВДНХ, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гитлер, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, Пушкин, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто=история, автомобилизм, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, альтернативка про Гитлера, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, загадки, заговоры, зачем-не знаю, игрушки, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирака, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии.,

foto-history.livejournal.com

Хлыст р12 | Подиум | Хлысты/Кнуты

Корзина МоскваЗаказыВходРегистрация Способы оплаты
Доставка
  • Секс-Игрушки
    • Страпоны
    • Вибраторы
    • Анальные игрушки
    • Фаллоимитаторы
    • Вагинальные шарики
    • Мужские секс-игрушки
    • Теледильдоника
    • Новинки
    • Вакуумные помпы
    • Фистинг
  • Бельё и Костюмы
    • Комплекты белья
    • Бюстгальтеры
    • Корсеты/Бюстье
    • Трусики
    • Боди
    • Чулки и колготки
    • Чулки на тело
    • Игровые костюмы
    • Аксессуары
    • Одежда для дома
    • Платья
    • Портупеи, стрэпы и гартеры
    • Латекс
    • Мужское бельё
  • Полезное
    • Презервативы
    • Гели, смазки, кремы
    • Феромоны
    • Массаж
    • Анальный секс
    • Увеличение члена
    • Для неё
    • Для него
    • Для пар
    • Уход за игрушками
    • Батарейки
    • Журнал «Интимная жизнь»
  • BDSM
    • Пояса Верности
    • Наручники/Фиксация
    • Клетки для Члена
    • Кляпы
    • Замки
    • Маски
    • Порка
    • Ошейники Поводки
    • Электростимуляция
    • От Mystim
    • Зажимы
    • Кольца и Сбруи на член
    • Медицинский Фетиш
    • Секс-Качели,Машины,Мебель
    • Наборы
  • Подарки
    • Для женщины
    • Для мужчины
    • Для двоих
    • Приколы
  • Распродажа
  • Магазины
  • Помощь
    • Гид покупателя
    • Оплатить заказ онлайн
    • Способы доставки
    • Способы оплаты
    • Узнать состояние заказа
    • Распечатать квитанцию
    • Загрузить квитанцию
    • Бонусная программа
    • Партнёрская программа
    • Вакансии
    • Оптовые Поставки
    • Контакты
    • О нас
    • Рекламация
    • Telegram
  • Общение
    • Сообщество профессионалов
    • Отзывы покупателей о товарах
    • Отзывы экспертов
    • Фото от покупателей
    • Отзывы о магазине
    • Блог
    • Форум
    • Секс-карта страны
    • Секс FAQ
    • Тест-драйв
intimSHOP.ru > БДСМ > Порка > Хлысты/Кнуты > Хлыст

www.intimshop.ru

Хлыст ST4013-1 | Sitabella | Хлысты/Кнуты

Корзина МоскваЗаказыВходРегистрация Способы оплаты
Доставка
  • Секс-Игрушки
    • Страпоны
    • Вибраторы
    • Анальные игрушки
    • Фаллоимитаторы
    • Вагинальные шарики
    • Мужские секс-игрушки
    • Теледильдоника
    • Новинки
    • Вакуумные помпы
    • Фистинг
  • Бельё и Костюмы
    • Комплекты белья
    • Бюстгальтеры
    • Корсеты/Бюстье
    • Трусики
    • Боди
    • Чулки и колготки
    • Чулки на тело
    • Игровые костюмы
    • Аксессуары
    • Одежда для дома
    • Платья
    • Портупеи, стрэпы и гартеры
    • Латекс
    • Мужское бельё
  • Полезное
    • Презервативы
    • Гели, смазки, кремы
    • Феромоны
    • Массаж
    • Анальный секс
    • Увеличение члена
    • Для неё
    • Для него
    • Для пар
    • Уход за игрушками
    • Батарейки
    • Журнал «Интимная жизнь»
  • BDSM
    • Пояса Верности
    • Наручники/Фиксация
    • Клетки для Члена
    • Кляпы
    • Замки
    • Маски
    • Порка
    • Ошейники Поводки
    • Электростимуляция
    • От Mystim
    • Зажимы
    • Кольца и Сбруи на член
    • Медицинский Фетиш
    • Секс-Качели,Машины,Мебель
    • Наборы
  • Подарки
    • Для женщины
    • Для мужчины
    • Для двоих
    • Приколы
  • Распродажа
  • Магазины
  • Помощь
    • Гид покупателя
    • Оплатить заказ онлайн
    • Способы доставки
    • Способы оплаты
    • Узнать состояние заказа
    • Распечатать квитанцию
    • Загрузить квитанцию
    • Бонусная программа
    • Партнёрская программа
    • Вакансии
    • Оптовые Поставки
    • Контакты
    • О нас
    • Рекламация
    • Telegram
  • Общение
    • Сообщество профессионалов
    • Отзывы покупателей о товарах
    • Отзывы экспертов
    • Фото от покупателей
    • Отзывы о магазине
    • Блог
    • Форум
    • Секс-карта страны
    • Секс FAQ
    • Тест-драйв

www.intimshop.ru

Хлыстовские радения: самый странный ритуал русских сектантов

XVII век принёс русской земле много перемен. Среди них была одна довольно настораживающая: появился ряд религиозных сект, очень небезобидных по своему содержанию.

Одной из этих сект стали «хлысты». Название имеет двоякое происхождение: от предписанного сектантам самобичевания и от искажённого имени Христа.

Возникновение «хлыстов»

Первым «хлыстом» стал беглый солдат, бывший крестьянин Данила Филиппов. Основой его концепции была теория о переселении душ. Успешность реинкарнации зависела от поведения в этой жизни. Если человек жил в супружестве, то в следующей жизни он воплощался не иначе как свиньёй, нечистым животным. Зато жизнь в половом разгуле поощрялась. Благодаря этому «хлысты» в следующем воплощении становились ангелами. Общины «хлыстов» назывались кораблями, а руководители – пророками и богородицами. Впоследствии «корабли» стали совершенно независимы друг от друга, в результате их самостоятельной деятельности появлялись новые секты, а выявить их из-за нестабильности признаков становилось труднее.

Ритуал радения

Общим для всех «кораблей» был ритуал радения. Проводился он поздно ночью, участники были одеты в длинные белые рубахи и держали зажжённые свечи.

Целью ритуала радения было добиться благодати Святого духа и загасить плотские страсти. В первой стадии это быстрые повторяющиеся телодвижения, отключающие мозг и вызывающие нервное возбуждение вплоть до экстаза. В душном помещении воскурялись возбуждающие травы. По некоторой информации – массово принимались психотропные вещества и галлюциногены. Все начинали вертеться, прыгать, дёргаться и бегать друг за другом, пока не приходили в неестественно приподнятое настроение.

Затем начинались взаимные побои в различных формах. Могли хлестать друг друга мокрыми жгутами, а могли и палками – в разных общинах по-разному.

Так продолжалось, пока присутствующие не принимались в исступлении выкрикивать бессвязные слова: это значило, что на них снизошла благодать в лице Святого духа. Многих посещали видения, о чём он немедленно ставил в известность сообщество. Если в такое состояние впадал сам пророк, все приходили в неистовство. Когда участники действа были уже в достаточно подогретом состоянии, гасились свечи и все падали в кучу. Начиналось то, что именуется «свальным грехом», без разбора пола, возраста и родственных связей.

Деторождение «хлыстами» осуждалось, поэтому женщины, забеременевшие после ритуала радения, принимали ядовитые вещества, чтобы вызвать выкидыш.

Когда информация об этой секте начала просачиваться, забили тревогу православные священники. Они клеймили «хлыстов» во время проповедей, причём если при этом присутствовали сами «хлысты», они демонстрировали негодование, дабы не выдать себя.

Появилась инструкция, по каким признакам распознать «хлыста» среди знакомых и соответственно его избегать:

— Лёгкость половых связей и неприятие семейных уз

— Брезгливое отношение к деторождению

— Вегетарианство

— Отказ от алкоголя

— Любовь к мистике

— Манера называть окружающих уменьшительными именами.

Но все эти меры слабо помогали, поскольку «христовство» проникло в крупные города, радения проводились даже в московских монастырях…

Секта хлыстов очень напоминала манихейство, которое несколькими столетиями ранее погубило Уйгурский каганат. В его догматах также присутствовала реинкарнация, отрицание семейных ценностей и поощрение разврата. А способ гасить плотские импульсы бурным сексом исходит из Тантрического буддизма, хоть и проводится по-иному. Слабо верится, что неграмотный солдат и крестьянин мог где-то случайно воспринять эти принципы, а тем более – достаточно убедительно их преподнести.

Далее, беглому солдату без средств к существованию заняться было больше нечем, кроме проповеди? И он активно странствовал по губерниям и успешно вёл свою агитацию. Самого Филиппова и его ближайших помощников неоднократно арестовывали, отдавали под суд, но выпускали, не причинив вреда – то есть «пророка» заботливо курировал некто оставшийся неизвестным, но достаточно могущественный. В этом узнаётся стиль иезуитов.

Впоследствии, когда секта стала достаточно «раскрученной», к её представителям применялись жёсткие меры вплоть до казней, поскольку «пророки» кроме всего прочего призывали к свержению власти.

Ещё один важный признак: ложь. «Ложь во благо» является одним из правил иезуитов, а также ряда европейских сект вроде альбигойцев. И «хлыстам» предписывалась ложь – хождение в церковь, дабы не выделяться. И не просто хождение, а имитация искреннего религиозного рвения.

Все секты, которые в XVII веке в России плодились как дрозофилы, запрещали или искажали семейную жизнь, чем вмешивались в демографический баланс в стране. Может быть, не сумев завоевать Россию, «цивилизованная Европа» пыталась таким образом опустошить столь заманчивые земли?

Общины «хлыстов» на территории России существуют до сих пор.

suharewa.ru

Кириллица | Кто такие хлысты?

Секта хлыстов возникла в России на рубеже XVII-XVIII веков среди оброчных крестьян. В основе хлыстовства — вера в возможность прямого общения со «духом святым», который вселяется в избранных людей — «христов». Устные поучения, или предания, исходящие от «христов», считаются «священными».

Название «хлысты» произошло по первой версии от религиозного обряда, в ходе которого сектанты бьют себя, хлещут по телу жгутами, прутьями и подобными предметами.
Второй вариант происхождения — от искаженного «христовщина», а христовщиной эта секта называется потому, что она управляется «христами».

В России имеются небольшие общины хлыстов в Тамбовской, Самарской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе.

Уникальность этого вида сектантства заключается в том, что, выйдя из народной крестьянской среды и распространившись по всей России, оно проникло даже в высшее общество.

Особенности

1. Все истории о хлыстовстве начинаются с легенды о беглом солдате Даниле Филипповиче. Когда исправляли церковные книги, в окрестностях Стародуба появился беглый солдат Данила Филиппович, который бросил их в Волгу и сказал, что книги вообще не нужны, а только «Книга золотая, Книга животная, Книга голубиная — Сам Сударь Дух Святой».

2. В основе идеологии хлыстовства – предположение о том, что тело – начало злое, душа – доброе. Поэтому идея об умерщвлении плоти, т.е. дурных помыслов и стремлений, понимается в буквальном смысле – умерщвление тела. Плоть умерщвляется любыми способами, только бы душа могла беспрепятственно достигнуть своего назначения.

3. Основой для хлыстовского учения послужили «12 заповедей» Данилы Филипповича Первая заповедь: «Аз есмь бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих. Несть другого бога, кроме меня». Вторая: «Нет другого учения. Не ищите его». Третья: «На чем поставлены, на том и стойте».

4. Хлыстовскую секту считали особенно вредной. Как правило, причиной такого мнения было причисление секте «свального греха» и детоубийства. Однако доказать это было очень трудно. Поэтому стали считать, с подачи Мельникова, что главной причиной вредности этой секты должно стать отрицание брака и отсутствие молитвы за царя, то есть непризнание власти монарха.

5. Радение — форма коллективного богослужения, у хлыстов проходила «корабликом»: радеющие становились в круг один позади другого и ходили гуськом друг за другом, сильно припрыгивая. Радение и ритуальное самоистязание заканчивались свальным грехом и ритуальной оргией.

Молва

В разных концах страны хлыстовцы назывались по-разному: самарские хлысты были известны как миссионеры и православный народ монтана, казанские – как кантовщики и сладкоедцы, ставропольские – как шалопуты, сибирские — как богомолы, костромские – как вертуны и ляды.

Хлысты не ели мяса, особенно свинины, не употребляли спиртное, не посещали крестины и свадьбы, испытывали брезгливое чувство к детям.

При исповеди хлысты не говорили священнику обычное «грешен», а «виноват перед вами».

Сектанты обращались друг к другу уменьшительными именами.

Иногда достаточно было одного или нескольких признаков, чтобы священник отказался причастить или исповедовать предполагаемого хлыста.

Ходила молва о том, что «старец» Григорий Распутин и его убийца, последний представитель рода Юсуповых, Феликс принадлежали к хлыстам.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Секта хлыстов или христововеров в истории России

Христововеры, или хлысты, на рубеже XIX-XX веков в России представляли собой значительную силу. О том, что хлыстовские общины оказывали весьма заметное влияние на российскую действительность на всем огромном пространстве Российской империи, свидетельствуют и архивные материалы Отдельного корпуса жандармов.

Известно, что именно к хлыстовской секте принадлежал «святой старец» Григорий Распутин (Новых), сыгравший немалую роль в дискредитации членов царской семьи и последующем падении русской монархии.

Христововеры (они же хлысты, «люди Божьи») — одна из форм старого русского сектантства, возникшая в центральных российских губерниях во второй половине XVII века. Основателем секты считается костромской крестьянин Данила Филиппов. 

Хлысты отвергали главенство Русской православной церкви во имя авторитета Святого Духа, чем выражали протест против ее идеологического засилья в обществе. Сектанты объединялись в общины («корабли») во главе с «христами» и «богородицами». Их моления (радения) представляли собой коллективные пляски с «хождением в духе», с самобичеванием и впадением в экстаз.

Характерная черта христововерия — строжайший аскетизм в быту и пище и отказ от церковного и государственного брака. При этом мужчины-хлысты имеют «духовных жен», которые даются им «христами» или «пророками» на радениях. Хлысты всегда поощряли все формы внебрачных отношений мужчин и женщин, в том числе и «свальный грех» (по-современному — групповой секс). Согласно учению хлыстов, плотские связи «духовного мужа» и его «духовных жен» не составляют греха, ибо здесь проявляется уже не плоть, а духовная любовь («христова любовь»).

История преследования хлыстовской секты официальной российской властью уходит своими корнями в середину XIX века, когда в «Уложение о наказаниях» Российской империи был введен специальный Раздел II «О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений». Принадлежность к сектам влекла за собой уголовную ответственность, в том числе лишение всех прав состояния и ссылку в отдаленные провинции государства.

«Христианский коммунизм»

Для многих станет неожиданностью, что рассекреченные ныне архивные материалы об истории РСДРП(б) дают нам интереснейшие факты, говорящие о том пристальном интересе, который в начале XX века основатели большевизма проявляли к сектантской идеологии. Оказывается, еще в 1902 году Владимир Ульянов, который уже в то время стал одним из лидеров русских социал-демократов, дал поручение своему соратнику Владимиру Бонч-Бруевичу (впоследствии крупному советскому ученому и партийному деятелю) собрать материал о российских православных сектах и об их учениях.

Задание вождя было выполнено, о чем Бонч-Бруевич впоследствии в своих трудах писал так: «Сектанты нашему товарищу очень понравились. Он ими прямо очарован и говорит, что совсем иначе представлял себе русских сектантов… Они удивительно терпимы и находят, что революция в России неизбежна, и чем скорее она произойдет, тем лучше…». В этом — ключ к аграрной политике партии: путь социал-демократов в деревню лежит через давно существующие там «прекрасные сектантские организации»..

Из всех русских сект Владимиру Ильичу особенно симпатичными показались хлысты, о которых Бонч-Бруевич писал: «Эта секта наиболее воинственная по своим воззрениям, наиболее сплоченная и организованная… Хлыстовская тайная организация, охватившая огромные массы деревень и хуторов юга и средней части России, ныне распространяется все сильней и сильней… С политической точки зрения хлысты потому заслуживают нашего особого внимания, что являются страстными ненавистниками всего, что исходит от начальства, т.е. правительства».

На знаменитом II съезде РСДРП в 1903 году, на котором произошло разделение РСДРП на большевиков и меньшевиков, Ульянов зачитал подготовленный Бонч-Бруевичем доклад под названием «Раскол и сектантство в России». В советское время сам факт такого выступления Владимира Ильича тщательно скрывался партийными историками, и понятно почему.

Ведь в этом докладе будущий вождь мирового пролетариата отметил в хлыстовской идеологии немало моментов, совпадающих с марксизмом, и в первую очередь «уничтожение частной собственности и буржуазного института семьи». Показательно, что после знакомства лидеров русского хлыстовства с «Манифестом коммунистической партии» эту книгу в среде сектантов долгое время называли не иначе как «Евангелие от Маркса».

Неудивительно, что после Октябрьского переворота согласно декрету от 2 февраля 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» оказались легализованы многочисленные российские секты, в том числе и христововеры. Впрочем, законодательный запрет на деятельность хлыстовских общин в нашей стране был восстановлен при Сталине в 1929 году. С этого момента лидеры христововеров снова перешли на нелегальное положение — так же, как это с ними было при царском режиме. Большинство из них были выявлены агентурой НКВД и впоследствии расстреляны. Однако не так давно из архивных источников стало известно, что некоторым из хлыстовских пророков удалось проработать в подполье вплоть до середины XX столетия.

«Государство без любви»

В течение 1949-1952 годов в Куйбышевском (ныне Самарском) областном суде прошла серия закрытых судебных процессов, на которых рассматривались дела членов религиозной секты христововеров (хлыстов), действовавшей на территории Куйбышевской и Чкаловской (ныне Оренбургской) областей в нелегальных условиях. По данным НКВД-КГБ, с начала 1930-х годов общая численность хлыстовской общины в Среднем Поволжье колебалась от 100 до 200 человек.

В 1949 году, когда сектой вплотную занялись органы госбезопасности, ее духовным наставником (пророком) был 47-летний Александр Стрельников. До этого он в течение 20 лет жил в Куйбышеве на нелегальном положении, постоянно переезжая с одной квартиры своих единомышленников на другую. А таковых в те годы было достаточно много и в областном центре, и в районах.

Во главе поволжских хлыстов, по данным следствия, Стрельников оказался после того, как в 1946 году был арестован и умер в лагере 65-летний Владимир Чернов — предыдущий руководитель секты, до этого тоже длительное время находившийся на нелегальном положении. Как выяснилось, Чернов приобщился к учению христововеров еще в 1904 году, а к началу 1920-х годов он получил большую известность в своей среде, что позволило ему стать хлыстовским пророком всех общин Поволжья.

В ходе расследования дела Александра Стрельникова органами госбезопасности было установлено, что «подсудимый, будучи враждебно настроенным к существующему в СССР строю, не занимался общественно-полезным трудом, а на протяжении 1946-1950 годов создавал антисоветские группы сектан-тов-хлыстов и руководил ими».

Также в материалах дела записано, что «Стрельников вовлекал в секту молодых женщин, с которыми затем сожительствовал. Это обстоятельство подтверждается как признаниями самого подсудимого, так и показаниями этих женщин, членов его секты».

На суде в качестве вещественных доказательств демонстрировались антисоветские труды Стрельникова, которые им были написаны в период 1930-1940-х годов. Но главным пунктом обвинения стал тот факт, что лидер сектантов именовал себя не иначе как последователем В.И. Ленина. По его словам, вождь мирового пролетариата был сторонником слияния марксистского и христианского учений, однако по причине ранней смерти так и не смог довести свою идею до практического воплощения.

А пришедшие вслед за Лениным руководители государства, по мнению Стрельникова, не только не развили учение своего вождя, но и превратили СССР в государство, в котором «нет человеческой любви». У такого государственного строя, предрекал пророк, отсутствует будущее, и потому его рано или поздно ждет неминуемый крах.

Судебная коллегия в конце слушания дела признала, что за свою антисоветскую деятельность подсудимый вполне заслуживает расстрела. Однако из-за того, что в СССР в тот момент была отменена смертная казнь, Стрельникова приговорили «всего лишь» к 25 годам заключения без конфискации имущества, в связи с отсутствием у него такового. Затем в течение последующих трех лет по «делу хлыстов» в общей сложности было осуждено еще около двух десятков христововеров, проживавших в городах и селах Куйбышевской и Чкаловской областей.

После смерти Сталина и начала хрущевской оттепели большинство осужденных по этим делам признали «узниками совести». Они были реабилитированы и получили свободу. Последним из них из-за колючей проволоки вышел Александр Стрельников, который скончался в Куйбышеве в 1962 году.

Валерий ЕРОФЕЕВ

oursociety.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *