ТАКР » Адмирал Флота СССР Кузнецов «

 

 

  

 

  В конце 1990 г. в состав нашего ВМФ вошел головной корабль принципиально нового для отечественного флота и судостроения типа — тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (пр. 11435),основное вооружение которого составили корабельные самолеты-истребители короткого взлета и посадки (СКВП) типа Су-27К и противокорабельные крылатые ракеты комплекса ударного ракетного оружия (УРО) «Гранит».

                Погрузка “ Гранит “ на ТАКР “ Адмирал Флота СССР Кузнецов “

 

 
 
Через три года после смещения Н. С. Хрущева (1964 г.) и прихода к руководству страной Л. И. Брежнева министром обороны был назначен А. А. Гречко. С тех пор С. Г. Горшков начал проявлять инициативу в формировании предлагавшегося еще Н. Г. Кузнецовым океанского флота, сбалансированного по родам сил и классам кораблей, необходимость чего подтвердилась опытом боевой службы кораблей ВМФ в океане.

Идея создания сбалансированного флота была положена в основу начатой в 1968 г. разработки проекта очередного плана военного судостроения (1971- 1980 гг.).

В направлении работ стали выполняемые одновременно с проектированием ПКР с СВВП (пр. 1143) работы Невского ПКБ (как стало называться с 1966 г. ЦКБ-17) по обоснованию и выбору оптимальных путей создания перспективных авианесущих кораблей с самолетами обычной аэродинамической схемы (катапультного взлета и посадки на аэрофинишер), не уступающие по своим боевым возможностям палубным самолетам вероятного противника.
 
Проведенные при подготовке нового плана комплексные НИР еще раз убедительно доказали необходимость создания кораблей авианосного типа для отечественного флота. Однако решения, принимавшиеся в 70-х гг. политическим и военным руководством страны по направлениям развития авианесущих кораблей, были непоследовательными и противоречивыми.

 
 После рассмотрения на президиуме НТС Минсудпрома и объединенном НТС Минсудпрома, Минавиапрома, ВМФ и ВВС (с участием руководства всех оборонных отраслей промышленности, предприятия которых привлекались к созданию АВ, разработке аванпроектов корабля, самолетов, авиационного и другого вооружения для него) был рекомендован для дальнейшего проектирования вариант атомного многоцелевого АВ водоизмещением около 80 000 т, обладавшего оптимальными показателями боевой и экономической эффективности, с самолетами катапультного взлета (истребителями типа Су-27, противолодочными типа П-42) и вертолетами типа Ка-27 общим количеством корабельных летательных аппаратов (ЛАК) до 70 машин, противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) «Гранит», зенитными огневыми средствами и радиоэлектронным вооружением.

                                                          ЗРС » Кинжал «

 

 

 По настоянию нового министра обороны Д.Ф.Устинова, в 1977-1978 гг. были приняты решения о прекращении начатых работ по техническому пр. 1153 и продолжении строительства ПКР (переклассифицированных затем в тяжелые авианесущие крейсера -ТАКР) типа «Киев». В 1978 г. вместо головного крейсера пр. 1153 был заложен четвертый корабль типа «Киев» (по пр. 1143 М, затем 1143 А,11434), предназначенный для базирования СВВП Як-41. Пятый ТАКР подлежал постройке по новому проекту 11435 с катапультными самолетами (типов МиГ-29К, Су-25К, Су-27К) и СВВП Як-41. Разработка самолета МиГ-23К также прекращалась, а развернутое в обеспечение создания кораблей пр. 1153 строительство наземного комплекса «Нитка» продолжалось в интересах создания нового ТАКР и самолетов для него.

 Площадь полетной палубы ТАКР пр. 11435 по данным технического предложения превышала таковую на ТАКР пр. 1143-11434 в 1,6 раза, а ангара — в 1,3 раза. Наличие на авианесущем корабле одной катапульты, в случае ее повреждения в боевых условиях, практически лишало ТАКР возможности использовать основную мощь своего авиавооружения. При общем количестве ЛАК до 42 машин, на корабле предусматривалось базирование 18-28 самолетов (в зависимости от типа) и 14 вертолетов Ка-252. В техническом предложении рассматривалось базирование 18 истребителей Су-27К или 28 — МиГ-29К (Су-25К) или 16 СВВП Як-41 и 12 МиГ-29К (Су-25К).
 
 В ноябре 1979 г. пр. 11435 после рассмотрения и обсуждения у С. Г. Горшкова был одобрен для утверждения ВМФ и МСП. При этом Главком предложил для дальнейшего проектирования проработать варианты состава авиационного вооружения корабля с увеличением общего количества ЛАК до 52 машин без изменения главных размерений ТАКР. Из представленных НПКБ вариантов он одобрил для разработки технического проекта состав авиагруппы ТАКР из 14 самолетов Су-27К, 16 СВВП Як-41 и 22 вертолетов типа Ка-252 (РЛД, ПЛ и ПС). Такое увеличение количества ЛАК потребовало размещения на корабле (за счет запасных мест) дополнительного летного и технического состава, а также запасов авиатоплива, что привело к изменению обводов подводной части корпуса и росту высоты борта. Реализация всех указанных мероприятий вызвала увеличение водоизмещения корабля до 65 000 т.

 
 В сентябре на ЧСЗ заложили головной ТАКР пр. 11435 (которому присвоили наименование столицы Латвийской ССР — «Рига»), установив на стапеле закладные днищевые секции корпуса корабля. Через два месяца новый ТАКР был переименован в «Леонид Брежнев».

 
 Одновременно с началом формирования корпуса корабля на комплексе «Нитка» был смонтирован первый отечественный натурный опытный образец корабельного аэрофинишера (разработанного и изготовленного Пролетарским заводом) для предстоящей отработки и проведения совместных испытаний по прямому назначению. В июне 1983 г. на нем состоялось первое торможение самолета-лаборатории МиГ-23 при его разбеге по взлетно-посадочной полосе аэродрома. До конца года завершили оборудование посадочного блока остальными аэрофинишерами, после их тарировки разгонным устройством началась совместная отработка с самолетами.

В сентябре 1984 г. впервые в нашей стране здесь была успешно осуществлена аэрофинишерная посадка самолетов Су-27. С августа следующего года на «Нитке» начались испытания по взлету самолета-лаборатории Су-27 с трамплина принятой для строящегося корабля геометрии. Затем здесь же провели летные испытания самолетов-лабораторий МиГ-27, МиГ-29 и Су-25.

 

 В 1985 г. С. Г. Горшкова (который почти 30 лет был Главкомом ВМФ) освободили от занимаемой должности по возрасту и направили в Группу генеральных инспекторов МО СССР. При нем наш флот стал океанским ракетно-ядерным и вторым в мире после ВМС США, а создание и освоение отечественных авианесущих кораблей — реальностью. Спуск на воду ТАКР «Леонид Брежнев» — уникального в практике отечественного судостроения по спусковой массе (32 000 т) — с наклонного стапеля состоялся 4 декабря того же года уже без его участия.

 
 Летом следующего года ТАКР «Леонид Брежнев» присвоили (уже третье по счету в процессе его строительства) наименование — «Тбилиси». В ноябре 1988 г. на стапельном комплексе ЧСЗ состоялись спуск на воду ТАКР «Рига» и закладка АТАКР «Ульяновск» (головного корабля пр. 11437). Со строительством кораблей пр. 11435 и пр. 11437 НПКБ и ЧСЗ выходили на мировой технический уровень в создании крупных авианесущих кораблей, достигнутый американской фирмой «Ньюпорт Ньюс», которая с 1961 г. является в США монополистом в этой области кораблестроения. Сегодня проектирование и строительство таких кораблей называют уникальной технологией.

Перед началом швартовных испытаний «Тбилиси», весной 1989 г., главным конструктором корабля стал Л. В. Белов (до этого — заместитель главных конструкторов ПКР, ТАКР и главный конструктор пр. 11437). Швартовные испытания провели в период с 8 июня 1989 г. по 25 мая 1990 г. Осенью 1989 г. на «Тбилиси» начались совместные летно-конструкторские испытания его авиационного вооружения.

 1 ноября 1989 г. на полетную палубу ТАКР, впервые в истории отечественной авиации и ВМФ, совершили первые посадки, а затем и полеты корабельные истребители Су-27К, МиГ-29К и учебно-тренировочный самолет Су-25 УТГ. С 28 мая по 31 июля 1990 г. корабль успешно прошел заводские ходовые испытания.

 

                                        в ангаре ТАКР » Адмирал Флота СССР Кузнецов «

 

До завершения государственных испытаний ТАКР (25 декабря 1990 г.), которые проводила Правительственная комиссия под руководством вице-адмирала А. М. Устьянцева, с крейсера было выполнено более 300 полетов. Затем испытания самолетов продолжались на Черном море до конца 1991 г., после чего ТАКР совершил переход вокруг Европы к месту своего постоянного базирования на Северном флоте, в состав которого вошел в январе 1992 г.

4 октября 1990 г. ТАКР «Тбилиси» переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Такое, хоть и запоздалое, решение отражает выдающуюся роль Н. Г. Кузнецова (наркома ВМФ, Военно-морского министра. Главкома ВМС (ВМФ) в 1939-1955 гг.) в развитии и боевой деятельности ВМФ — основоположника создания океанского ракетно-ядерного сбалансированного флота, в котором АВ должны были занять свое достойное место. 16 лет он упорно и настойчиво добивался создания отечественных АВ, определяющих боевую устойчивость остальных сил флота и способность решения ими своих задач. Через 16 лет после смерти его имя заслуженно присвоили самому крупному боевому кораблю нашего флота, который, к сожалению, оказался единственным в составе ВМФ России.

 
Изменение политических и экономических условий последних лет значительно осложнило и задержало освоение нашим флотом ТАКР (в ВМФ России — ТАВКР) «Адмирал Кузнецов», укомплектование его авиагруппы серийными истребителями Су-27К (после принятия в 1994 г. на вооружение — Су-33) и подготовку летных экипажей для них. Только в 1993 г. на Северный флот стали прибывать предназначенные для этого корабля самолеты, а в следующем удалось подготовить (на арендованном, находящемся на Украине, комплексе «Нитка») первую группу строевых корабельных летчиков. В сентябре 1994 г. ТАВКР впервые принял участие в учениях флота, в ходе которого началось практическое освоение его авиационного вооружения.

Начало 1996 г., в котором отмечалось 300-летие Российского флота, ознаменовалось значительным событием в его истории. Несмотря на сложное финансовое положение, в котором оказался наш флот, его командование успешно провело первый длительный поход в Средиземное море отряда ВМФ России в составе двенадцати боевых кораблей и вспомогательных судов трех флотов во главе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов» как модели авианосной многоцелевой группы. Авиагруппа ТАВКР состояла из 15 самолетов Су-33, одного Су-25 УТГ и 11 вертолетов Ка-27. Самолетами ТАВКР за три месяца похода было совершено более четырехсот полетов, вертолетами — около семисот. Этот поход в значительной мере повысил международный авторитет России как морской державы, послужил возрождению традиционных дружественных отношений с ВМС стран Средиземноморья. Первая боевая служба ТАВКР «Адмирал Кузнецов» подтвердила, что Россия может и должна вступить в четвертый век своего регулярного флота, оставаясь великой морской державой. 

Наименование элементов

ТАКР «Адмирал Горшков» (12. 1987)

Сокращенный техпроект (09. 1981)

Эскизный проект (12. 1979)

ТАВКР «Адмирал Кузнецов» (12.1990)

ВООРУЖЕНИЕ Авиационное:

 

 

 

 

количество ЛАК

36

40

52

50

в том числе:

 

 

 

 

истребители КВП

Су-27К
МиГ-29К

Су-27К

истребители К/ВВП

Як-41

Як-41

штурмовики К/ВВП

Як-38

вертолеты

Ка-27

Ка-27,
Ka-29

Ка-27,
Ka-252 РЛД

Ка-27,
Ка-31

Площадь полетной палубы, м2

6000

10800

14300

14800

Количество ВПП

7

10

7

10

Количество катапульт

2

Количество стартовых
позиций самолетов

2

2

3

Ракетное;
ударное

6х2 ПУ
ПКРК «Базальт»

6х2 ПУ
ПКРК «Базальт»

12х1 ПУ
ПКРК «Гранит»

12х1 ПУ
ПКРК «Гранит»

зенитное

4х3 ПУ

4х3 ПУ

4х3 ПУ

4х3 ПУ

 

ЗРС «Кинжал»

ЗРС «Кинжал»

ЗРС «Кинжал»

ЗРС «Кинжал»

рaкетно-
артиллерийское

4х2 ПУ

4х2 ПУ

4х2 ПУ

 

 

ЗКБР «Кортик»

ЗКБР «Кортик»

ЗКБР «Кортик»

 

Артиллерийское

2х1 — 100-мм

 

АК-100

8х6 — 30-мм

6х6 — 30-мм
АК-230

АК-230

 

Противоторпедное

2х12 ПУ

2х12 ПУ

2х12 ПУ

 

 

«Удав-1»

«Удав-1»

«Удав-1»

 

 

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ

ЭЛЕМЕНТЫ

 

 

 

 

Водоизмещение полное, т

Ок. 44 500

45400

65000

Более 55 000

 

Скорость полная, уз

Ок.30

30

28

Ок.29

 

Дальность плавания, миль (уз)

Ок. 7000 (18)

7000(18)

7000(18)

‘ Более 8000 (18)

 

количество ЛАК

36

40

52

50

 

в том числе:

 

 

 

 

 

истребители КВП

Су-27К
МиГ-29К

Су-27К

 

истребители К/ВВП

Як-41

Як-41

 

штурмовики К/ВВП

Як-38

 

вертолеты

Ка-27

Ка-27,
Ka-29

Ка-27,
Ka-252 РЛД

Ка-27,
Ка-31

 

Площадь полетной палубы, м2

6000

10800

14300

14800

 

Количество ВПП

7

10

7

10

 

Количество катапульт

2

 

Количество стартовых
позиций самолетов

2

2

3

 

Ракетное;ударное

6х2 ПУ
ПКРК «Базальт»

6х2 ПУ
ПКРК «Базальт»

12х1 ПУ
ПКРК «Гранит»

12х1 ПУ
ПКРК «Гранит»

 

зенитное

4х3 ПУ

4х3 ПУ

4х3 ПУ

4х3 ПУ

 

 

ЗРС «Кинжал»

ЗРС «Кинжал»

ЗРС «Кинжал»

ЗРС «Кинжал»

 

рaкетно-
артиллерийское

4х2 ПУ

4х2 ПУ

4х2 ПУ

 

 

ЗКБР «Кортик»

ЗКБР «Кортик»

ЗКБР «Кортик»

 

 

Артиллерийское

2х1 — 100-мм

 

 

АК-100

8х6 — 30-мм

6х6 — 30-мм
АК-230

АК-230

 

Противоторпедное

2х12 ПУ

2х12 ПУ

2х12 ПУ

 

 

«Удав-1»

«Удав-1»

«Удав-1»

 

 

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ

ЭЛЕМЕНТЫ

 

 

 

 

Водоизмещение полное, т

Ок. 44 500

45400

65000

Более 55 000

 

Скорость полная, уз

Ок.30

30

28

Ок.29

 

Дальность плавания, миль (уз)

Ок. 7000 (18)

7000(18)

7000(18)

‘ Более 8000 (18)

 

 

                                                              

lemur59.ru

Авианосец Адмирал Кузнецов | КРИМИНАЛЬНЫЕ АВТОРИТЕТЫ ВОРЫ В ЗАКОНЕ |

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» возглавляет пятерку худших авианосцев в мировой истории, когда-либо спущенных на воду, и является единственным из них, до сих

пор состоящим на вооружении, полагает The National Interest.

Американский журнал отмечает, что заложенный в 1983 году в СССР авианосец введен в эксплуатацию только в 1995 году, уже в России. После аварии в 1996 году корабль до 1998 года находился на ремонте. После этого «Адмирал Кузнецов», отмечает The National Interest, «периодически выезжал в Средиземное море, как правило, с большой помпой», и только в ноябре 2016 года принял участие в своей первой боевой операции (в Сирии), потеряв два самолета: МиГ-29К и Су-33.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Издание полагает, что причиной неудач «Адмирала Кузнецова» является низкое качество строительства и плохая поддержка, а приведение единственного российского авианосца в надлежащее состояние потребует «больших инвестиций, чем те, на которые готова пойти Россия в настоящее время».

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Другими неудачными авианосцами The National Interest (с пятого до второго места) называет британский Eagle (спущен на воду в 1918-м), французский Bearn (спущен в 1920-м), японский Kaga (спущен в 1921-м) и американский Ranger (спущен в 1934-м).

Издание отмечает, что все эти корабли в дальнейшем послужили основой для новых авианосцев своих стран, военные которых получили достаточный опыт в их эксплуатации. Исключение составляет «Адмирал Кузнецов», который «остается в каком-то служении, но еще не производит потомство (по крайней мере, в российском военно-морском флоте)».

В июне 2017 года официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков назвал хвастливыми слова британского министра обороны Майкла Фэллона о красоте авианосца Queen Elizabeth и «обветшалости» российского «Адмирала Кузнецова». По его словам, Фэллон показывает незнание военно-морской науки и не видит отличий между двумя кораблями, первый из которых Конашенков назвал «авиаматкой», а второе — авианесущим крейсером.

Из семи авианесущих противолодочных крейсеров проекта 1143 «Кречет», созданных в СССР, к настоящему времени в боевом состоянии осталось лишь три. «Киев» и «Минск» проданы Китаю, где превратились в развлекательные центры. «Новороссийск» распилен на металлолом в Южной Корее. «Ульяновск» разобран еще на стапеле. «Адмирал Горшков» продан Индии, где модернизируется в «Vikramaditya» — будущий флагман ВМС страны. «Варяг» продан Китаю, где после переоборудования получил название «Liaoning». У России остался только «Адмирал Кузнецов».

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

«Адмирал Кузнецов» — тяжелый авианесущий крейсер (фактически – полноценный авианосец), входящий в состав флота РФ. Заложен в 1982 году под названием «Рига», во время постройки переименован в «Леонид Брежнев», а при спуске на воду в 1987 получил название «Тбилиси». На завершающем этапе испытаний в 1990 году назван «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля 58,6 тыс. тонн. Экипаж 1960 человек.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Проектирование нового авианесущего крейсера советского флота было выполнено в Невском ПКБ под руководством конструктора Сергеева. От четырех уже построенных к тому моменту аналогичных кораблей (проекта «Киев») он отличался наличием взлетного трамплина и увеличенной палубой, и должен был стать первым в новом классе авианесущих крейсеров.

Закладка корабля произошла 1 сентября 1982 года. Он строился на верфях Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве, производством оборудования для него занимался ленинградский Пролетарский завод.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Спуск корабля на воду был осуществлен 4 декабря 1985 года, после чего дальнейший монтаж оборудования и установка вооружений производились уже на плаву. К 1989 году, когда готовность корабля составляла 71%, начались его ходовые испытания, в том числе посадка и взлет самолетов. В декабре 1991 года крейсер, обогнув Европу, выполнил переход из Черного моря на базу Видяево (Мурманская область) и присоединился к Северному флоту России.

Дооснащение корабля и его испытания продолжались. Первую постоянную авианосную группу (истребители Су-33) он получил в 1993 году. В декабре 1995 года «Адмирал Кузнецов» совершил первый самостоятельный 90-дневный поход в Средиземное море с 13 Су-33 и 11 вертолетами на борту.

До 1998 года был в ремонте. В 2004 и 2007 годах в составе группы кораблей совершил походы в Атлантику и Средиземное море. В 2008 подвергся новому ремонту и модернизации. В 2014 авиагруппа крейсера получила новые самолеты МиГ-29К. В октябре 2016 был направлен в Средиземное море к побережью Сирии.

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов»

Основным оружием корабля является его авиагруппа. Она включает в себя 14 истребителей Су-33 и 10 МиГ-29К. Кроме того, на борту находятся 15 многоцелевых вертолетов Ка-27 и 2 разведывательных Ка-31 (вертолёт радиолокационного дозора).

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

12 комплексов ПКР «Гранит» составляют ударное вооружение крейсера. Для противодействия авиации противника он оснащен 24 пусковыми установками зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 ЗРАК «Кортик».

www.mzk1.ru

Единственный авианосец российского флота «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

 

Российская Федерация входит в девятку стран мира, которые имеют на вооружении авианосцы. Но в военно-морском флоте РФ такой корабль единственный — это авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Он будет находиться в боевом составе флота до 2025 года.

 

Первый советский «настоящий» авианосец был заложен на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаеве в сентябре 1982 года как тяжелый авианесущий крейсер «Рига» проекта 1143.5. Уже через два месяца корабль получил новое название «Леонид Брежнев», а 6 декабря того же года на околостапельной площадке начали монтаж первого блока с новой закладной доской. Установка этого блока была произведена 22 февраля 1983 года, этот день и считается официальной датой закладки авианесущего крейсера. На воду он был спущен 04 декабря 1985 года и после достройки проходил испытания уже под новым названием «Тбилиси».

 

 

Только летом 1989 года начались государственные испытания тяжелого авианосного крейсера нового поколения «Тбилиси». Для проверки эксплуатационных возможностей авиационно-технических средств корабля, а также отработки корабельной авиации и подготовки летного и технического состава на аэродроме военного аэродрома в городе Саки был создан наземный испытательный и учебно-тренировочный комплекс «НИТКА». Комплекс оснащен трамплином, аэрофинишерами и аварийным барьером.

 

В ноябре 1989 года в период проведения летно-конструкторских испытаний впервые на палубу крейсера произвели посадку корабельные истребители Су-27К и Миг-29К. Испытания практически подтвердили возможность посадки на полетную палубу и взлета с корабля проекта 1143.5 самолетов с обычной аэродинамической схемой.

 

В ходе государственных испытаний в сентябре 1990 года решением Совета Министров авианесущий крейсер получил новое название «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Тяжелый авианосный крейсер это самый большой корабль отечественного кораблестроения. Площадь полетной палубы составляет 14700 кв. м. Основные особенности архитектуры корабля обусловлены применением короткого разбега и взлета с трамплина, а также посадки на аэофинишеры самолетов с обычной аэродинамической схемой. Наличие развитых спонсонов и смещение надстройки позволили значительно увеличить ширину полетной палубы, что создало благоприятные условия для повышения безопасности проведения взлетно-посадочных операций.

 

Основные задачи авианесущего крейсера — оказывать поддержку подводным лодкам, несущим баллистические ракеты, надводным кораблям и ракетоносной морской авиации флота. Другими словами тяжелый авианосный крейсер проекта 1143.5 предназначен для придания боевой устойчивости корабельным соединениям военно-морского флота в оперативно важных районах океанских и морских театров военных действий.

 

 

Существуют как минимум две причины, по которым военный корабль со всеми признаками авианосца был классифицирован как тяжелый авианесущий крейсер. Первая носит чисто формальный характер: в соответствии с заключенной в 1936 году в городе Монтре конвенцией, авианосцам было запрещено проходить проливами Босфор и Дарданеллы. Таким образом, построенный в Николаеве авианосец выйти из Черного моря уже не мог. Вторая причина была чисто идеологической. В свое время советской пропагандой авианосец как таковой был заклеймен как орудие империалистической агрессии. На этом фоне развертывание строительства авианосцев создавало очень неприятную для ЦК КПСС ситуацию на идеологическом фронте.

 

Создание авианосца сдерживалось и многочисленными чинами субъективного характера. Одни весьма влиятельные лица в Министерстве обороны и других ведомствах считали, что на нем должны базироваться самолеты вертикального взлета и посадки. По мнению других — более приемлемыми были самолеты катапультного старта, а третьи предлагали использовать для взлета самолетов трамплин. Это и многое другое привело к тому, что созданный Невским ПКБ в начале 70-х годов проект 1160 атомного авианосца, представлявшего собой, в сущности, аналог американского ударного авианосца класса Nimitz и имевшего водоизмещение около 100000 тонн, трансформировался в проект 1153 атомного авианосца водоизмещением до 70000 тонн, а заложен и построен был тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 водоизмещением 58500 тонн с обычной энергетической установкой.

 

Проект 1143.5 формально является вариантом проекта 1143, по которому построены первые советские авианосцы типа «Киев». В то же время внесенные в базовый проект изменения имели принципиальный характер: летательные аппараты стали основным оружием корабля, а практически вся его верхняя палуба, за исключением занятого надстройкой участка, используется в качестве полетной. Корабли с этими признаками классифицируются как авианосцы.

 

Проект корабля 1143.5 был разработан Невским проектно-конструкторским бюро в городе Ленинграде. Строительство велось агрегатно-модульным крупноблочным методом с применением металлоконструкции прогрессивных видов и синтетических материалов. Особенностью корпуса авианосца по сравнению с построенными ранее авианесущими крейсерами является существенно улучшенная подводная и надводная конструктивная защита, прошедшая испытания на натурных отсеках. Общая площадь полетной палубы составляет 14700 кв. м, ее полная длина — 304,5 м, а длина ее участка, расположенного под углом 5,5° к диаметральной плоскости корабля — 220 м. В носовой части полетной палубы смонтирован трамплин с углом схода 15°, а на корме находится аэрофинишер. На палубе оборудованы 10 взлетно-посадочных площадок для вертолетов и 3 стартовые позиции для самолетов, с двух летательные аппараты взлетают с разбегом 105 м, а с одной – 195 м. Необходимо отметить, что наличие сразу трех стартовых позиций для взлета самолетов с помощью трамплина отчасти компенсирует отсутствие на корабле катапульт, обеспечивающих, например, на американских авианосцах старт до четырех самолетов в минуту. Для защиты авианосного крейсера от перегрева в зоне стартовых позиций установлены охлаждаемые водой щитки-дефлекторы, а старт производится с использованием специальных устройств, удерживающих самолет на стартовой позиции до развития его двигателями полной тяги.

 

С учетом опыта эксплуатации авианесущих крейсеров в условиях Севера полетная палуба оборудована системой подогрева, предотвращающей образование конденсата в подпалубных помещениях.

 

Устроенный под палубой ангар имеет размеры 7,2Х26Х153 м. Всего на палубе и в ангаре могут разместиться 50-52 самолета и вертолета. Для подачи летательных аппаратов из ангара на полетную палубу предусмотрены два бортовых подъемника грузоподъемностью по 40 тонн каждый. Размер платформы каждого подъемника обеспечивают одновременную подачу двух вертолетов или одного самолета с тягачом.

 

Хотя авианосцы проектов 1160 и 1153 предполагалось оборудовать главной ядерной энергетической установкой, построенный вместо них авианосец проекта 1143.5 имеет котлотурбинную энергетическую установку, выполненную по той же конструктивной схеме, что и на тяжелых авианесущих крейсерах проектов 1143-1143.4. В состав этой установки входят 8 котлов КВГ-4 и 4 главных турбозубчатых агрегата ТВ-124 с суммарной мощностью 200000 л.с. на четырех валах. Наибольшая скорость хода составляет 29 узлов. Дальность плавания ходом 29 узлов равна 3850 миль, ходом 18 узлов — 8000 миль, а ходом 10 узлов — 12 00 миль. Автономность по запасам котельного топлива — 3100 тонн, провизии — 45 суток.

 

Электроэнергетическая установка включает 9 турбогенераторов мощностью по 1500 кВт и 6 дизель-генераторов такой же мощности. Суммарная мощность составляет 22500 кВт, что на порядок превышает мощность установки электрической установки любого американского авианосца с типичной энергетической установкой, но почти в три раза уступает мощности атомного авианосца класса Nimitz.

 

Основным вооружением является его авиагруппа. На корабле могут базироваться до 52 летательных аппаратов. В авиагруппу входят 24 корабельных истребителей Су-33, 16 противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ, 3 вертолета ДРЛО Ка-31 и 2 поисково-спасательных вертолета Ка-27ПС. Светосигнальное оборудование обеспечивает полеты в темное время суток.

 

Особенностью системы вооружения авианосца является наличие в ее составе мощного ударного ракетного вооружения в виде противокорабельного ракетного комплекса «Гранит». В его состав входят 12 индивидуальных подпалубных установок вертикального пуска, размещенных в носовой части полетной палубы.

 

Комплекс ведет стрельбу противокорабельными крылатыми ракетами дальнего действия П-700. Максимальная дальность стрельбы комплекса составляет 550 км, масса боевой части ракеты — 750 кг.

 

Оборонительное вооружение авианосца включает четыре зенитно-ракетных комплекса самообороны «Кинжал», в установках вертикального пуска которых находятся 192 зенитно-управляемые ракеты 9М332-2. Для борьбы с воздушными целями также предназначены шесть зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик» и шесть 30-мм шестиствольных зенитных артиллерийских комплексов АК-630М. Противоторпедную защиту авианосца обеспечивают две 10-зарядные пусковые установки противоторпедного комплекса РБУ-12000 «Удав».

 

авианосец Российского флота «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» фото

 

 

 

 

 

 

Технические характеристики авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 1135.5:

Стандартное водоизмещение — 45900 тонн;

Максимальное водоизмещение — 58600 тонн;

Длина — 304,0 м;

Ширина — 72,0 м;

Осадка — 10,0 м;

Главная энергетическая установка:

Паровые турбины — четыре по 50000 л.с.;

Максимальная скорость хода — 29 узлов;

Дальность плавания — 8000 миль при скорости 18 узлов;

Автономность — 45 суток;

Экипаж корабля:

Командный состав — 55 человек;

Корабельный состав — 1960 человек;

Летный и технический персонал — 626 человек;

Вооружение авианосца:

Противокорабельный комплекс «Гранит» — 12;

Зенитно-ракетный комплекс «Кинжал» — 8Х24;

Зенитно-ракетный комплекс «Кортик» — 6 боевых моделей;

Артиллерийский комплекс АК-630 30мм — 6Х6;

Ракетно-бомбометная установка РБУ-12000 — 2Х10;

AfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDetect languageDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatinLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish⇄AfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatinLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

English (auto-detected) » Russian

 

korabley.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *