Химическое разоружение | Warspot.ru

До конца 2015 года Россия завершит уничтожение химических боеприпасов еще на четырех объектах его хранения – об этом 15 января сообщило агентство «Интерфакс-АВН». Руководитель Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий Капашин в интервью заявил, что к концу текущего года Россия уничтожит более 90% имеющегося у нее химического оружия в соответствии с международными соглашениями.

Из сообщения также стало известно, что к двум российским объектам хранения и уничтожения отравляющих веществ (ОВ), которые в предыдущие годы полностью выполнили задачи по утилизации химических вооружений, в этом году прибавится еще четыре. Всего на территории России существует семь таких объектов – в частности, «Горный», «Камбарка», «Леонидовка», «Марадыковский», «Почеп» и «Щучье». Последний и седьмой по счету объект, где работы по ликвидации отравляющих веществ продолжатся и в 2016 году – специализированный завод в Удмуртии.

Международное соглашение по химическому оружию (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия, а также о его уничтожении) вступило в силу 29 апреля 1997 года. На сегодня его подписали и ратифицировали практически все страны мира. Из шести оставшихся два государства подписали, но ещё не ратифицировали (Израиль и Мьянма), и четыре – не подписали Конвенцию (Ангола, Египет, Северная Корея, Южный Судан).

Согласно положениям Конвенции, завершить уничтожение химического оружия предполагалось к 2007 году, однако в силу объективных причин многие страны не укладывались в утвержденные графики, и сроки пересматривались и отодвигались. По оценкам некоторых экспертов, при сохраняющихся темпах работ Россия избавится от своих запасов отравляющих веществ не ранее 2017–2019 годов. В частности, такой прогноз сделал доктор технических наук Александр Горбовский – член международного Научно-консультативного совета по затопленному химическому оружию. По его словам, о том, что сроки выдержать не удастся, было известно еще в 2006 году, так как Россия приступила к работам по реализации Конвенции лишь в 2000 году. Во избежание нарушений международных соглашений, Россия также обращалась в международные инстанции, контролирующие процесс реализации Конвенции с просьбами об отсрочке, и сроки переносились.

Все химическое оружие России имеет истекший срок годности
lenta.ru

Российская Федерация не менее других участников международного сообщества заинтересована в уничтожении своих запасов ОВ, так как на сегодня на российских военных складах не осталось боеприпасов, у которых не истек бы срок годности. По мнению генерал-полковника Капашина, хранение ОВ с истекшим сроком годности представляет чрезвычайную опасность – еще большую, чем процесс его утилизации.

История применения человеком химического оружия насчитывает не одно тысячелетие. В древности во время осады городов и крепостей армии часто использовали едкие вещества или раздражающие и удушающие дымы в стремлении если не уничтожить, то обессилить противника и сломить его волю к сопротивлению. В апреле этого года исполнится ровно 100 лет со дня первого применения боевых отравляющих веществ, что послужило толчком к их массовому производству и применению. Несмотря на то, что уже первый опыт боевого использования отравляющих веществ показал их малую стратегическую ценность и выявил тактические риски для стороны, его применяющей, многие страны мира стали активно накапливать химические вещества как потенциально опасное оружие массового поражения (ОМП). В случае удачной атаки таким оружием удавалось выводить из строя сразу тысячи солдат противника. И хотя неблагоприятные погодные условия могли свести эффективность химической атаки к нулю, считалось, что сам факт наличия такого оружия в арсеналах страны делает ее более защищенной.

Как показала практика, тезис о химическом оружии как гаранте мира не подтвердился. Химическое оружие не стало действенным фактором, способствующим уменьшению военной угрозы, при этом его хранение стало чрезвычайной угрозой для страны-владельца. Ядовитые вещества, служащие компонентами такого оружия, часто имеют ограниченные сроки годности и обладают агрессивными свойствами, активно разрушая емкости для хранения компонентов и сами боеприпасы. Безопасное уничтожение таких боеприпасов стоит в десятки раз дороже их производства и сопряжено с большими опасностями. К примеру, срочная ликвидация химического оружия в Сирии (примерно 1000 тонн), где вспыхнула гражданская война, обошлась мировому сообществу в один миллиард долларов (при этом речь шла лишь о его эвакуации из страны).

Хранение химического оружия дороже его производства
bk.ru

В Вооруженных силах России с оружием массового поражения, в том числе, и химическим оружием, имеют дело войска радиационной, химической и биологической защиты. Главным предназначением таких войск, как в мирное, так и в военное время является защита войск и гражданского населения от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения.

warspot.ru

Процедура уничтожения химического оружия — РИА Новости, 14.09.2013

Результатом применения химического оружия могут быть тяжелые экологические и генетические последствия, устранение которых потребует длительного времени.

В 1993 году в Париже государствами — участниками ООН была открыта для подписания Конвенция о химическом оружии, запрещающая производство и накопление многих химических средств. «Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» (КЗХО) вступила в силу 29 апреля 1997 года для 87 государств-участников (еще 22 страны ратифицировали Конвенцию в течение 180 дней после ее вступления в силу).

Важнейшим обязательством, согласно Конвенции, является уничтожение химического оружия. Это также наиболее дорогостоящий элемент осуществления Конвенции.

Большая часть расходов по уничтожению связана с инвестициями в современную технологию, обеспечивающую сведение к минимуму опасности для населения и окружающей среды на каждом этапе транспортировки и уничтожения боеприпасов, а также в процессе удаления и уничтожения отравляющих веществ, в связи с чем, уничтожение должно проводиться на высокоспециализированных объектах.
Существуют два основных технологических подхода к уничтожению отравляющих веществ — прямое сжигание ОВ и нейтрализация посредством различных химических реакций. Государства-участники должны представлять в Технический секретариат подробные планы, в которых указывается процесс, который будет использоваться в деятельности по уничтожению, и сроки, подлежащие соблюдению.

Одно из основных требований — обеспечение безопасности людей и окружающей среды, достигается применением современного прогрессивного метода деструкции ОВ, который был разработан российскими учеными — двухстадийная технология уничтожения химического оружия, путем гидролиза, когда на первой стадии ОВ уничтожается путем воздействия химического реагента и на второй стадии, образовавшаяся реакционная масса подвергается прокаливанию в термической печи (до 1000 градусов по Цельсию).

В сентябре 2013 года США объявили, что переходят на двухстадийную технологию уничтожения химического оружия. Сегодня это единственная в мире технология успешно прошедшая совместную международную экспертную оценку в лабораторных условиях как на американских, так и на российских ОВ и получившая положительную оценку международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Согласно данным группы по работе и связям с общественностью объекта по хранению и уничтожению химического оружия в поселке Кизнер республики Удмуртия, разработанной в рамках информационного обеспечения мероприятий по реализации Конвенции, процесс уничтожения химических боеприпасов начинается с их доставки из хранилища в производственный корпус. Доставка осуществляется в герметичных транспортно-технологических контейнерах, на специально оборудованном автомобильном транспорте.

Перед отправкой боеприпасы подвергаются 100% выходному контролю.

На первом этапе в производственных помещениях боеприпасы еще раз проверяются и готовятся к уничтожению.

Далее боеприпас перемещается в агрегат расснаряжения, в котором происходит рассверловка корпуса боеприпаса и извлечение ОВ. С этого момента все операции с боеприпасом осуществляются в автоматическом режиме.

Управление технологическим процессом производится с дистанционного пульта управления, с использованием микропроцессоров автоматического регулирования, средств сигнализации, блокировки и систем противоаварийной защиты.

Извлеченное ОВ перегружается в реактор, в котором осуществляется процесс детоксикации с получением реакционных масс. Образованные реакционные массы подлежат дальнейшей переработке, которая заключается в их термическом разложении с многоступенчатой системой очистки газообразных выбросов.

Транспортировка жидких ОВ, полученных реакционных масс по трубопроводам осуществляется с помощью вакуума, создаваемого вакуум-насосами.

После извлечения ОВ боеприпас многократно промывается дегазирующим раствором. На следующем этапе боеприпас подвергается термической обработке, при которой осуществляется термодеструкция остатков ОВ в микропорах и в лакокрасочном покрытии корпуса, что гарантирует безопасное проведение дальнейших операций. На завершающей стадии корпуса боеприпасов отправляются на необратимую деформацию, где они приводятся в непригодное для дальнейшего использования состояние.

В случае превышения пороговых концентраций ОВ в воздухе производственных помещений автоматически включается аварийная вентиляция, и принимаются меры к ликвидации загазованности. Загазованность постоянно контролируется автоматическими приборами газового контроля.

Для обеспечения экологической безопасности при уничтожении на каждом объекте по уничтожению ОВ работают несколько независимых служб экологического мониторинга. Это служба объекта, на котором происходит уничтожение, государственные центры экологического контроля и мониторинга, контролирующие органы местных экологических служб, а также иностранные наблюдатели.

К 2013 году Россия уничтожила более 76 % запасов химического оружия — порядка 30 тысяч тонн.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

ria.ru

Химическое разоружение — публикации

Юрий АГАПОВ
заместитель Генерального директора ГНЦ ФГУП ГосНИИОХТ, кандидат технических наук

С древних времен человек, охотясь за животными, применял различное оружие, и чем эффективнее оно было, тем удачнее была охота. Часто для большей эффективности охотники свои копья и стрелы пропитывали ядами растительного или животного происхождения. Такое оружие использовалось и в межплеменных конфликтах. Осознав, что отравленное оружие является наиболее эффективным, его стали применять в различных конфликтах и войнах.

Однако как средство массового поражения химическое оружие (ХО) впервые было использовано во время первой мировой войны (1914-1918 г.г.) 22 апреля 1915 года. В этот день немецкие войска выпустили против англо-французских войск в районе г.Ипра (Бельгия) 6000 баллонов, содержащих около 180 тонн хлора, которые они заранее установили вдоль линии фронта, протяженностью 6 км и, дождавшись когда ветер подует в сторону англо-французских войск, открыли их и выпустили находящийся в них хлор. Несмотря на то, что англичане за несколько дней до газовой атаки были предупреждены о ней, результаты оказались ошеломляющими: 15000 человек были отравлены, 5000 из них – смертельно, фронт на протяжении 8 км был прорван.

В дальнейшем применялись различные отравляющие вещества (ОВ) удушающего, обще ядовитого, слезоточивого, кожно-нарывного и раздражающего действия. Всего в этой войне было применено более 125 тысяч тонн ОВ, при этом общие потери от них составили 1,3 млн. человек, из них 91000 человек получили смертельные поражения.

Так первая мировая война показала, что химическое оружие является весьма эффективным боевым средством и может применяться как оружие массового поражения.

С тех пор многие страны стали разрабатывать и совершенствовать химическое оружие, применяя его в различных конфликтах и войнах.

Так, в 1936 г. Италия применяла иприт против Абиссинии, а Япония в 1937 г. – различные отравляющие вещества в войне с Китаем. Соединенные Штаты Америки в 1952 г. применяли химические вещества в Корее, а затем в шестидесятых годах – во многих провинциях Вьетнама, в результате чего от химических веществ пострадали 1293000 мирных жителей.

В результате совершенствования химического оружия появились новые, в основном фосфорорганические ОВ, которые по своим токсичным свойствам во много раз превосходят ранее применяемые в конфликтах и войнах отравляющие вещества. Некоторые страны (такие как Германия) разработку и накопление отравляющих веществ связывали с подготовкой к агрессии во второй мировой войне, другие – с возможностью нанесения ответного удара в случае нападения на них. Именно это и удержало Гитлера от попытки применить химическое оружие.

Тем не менее, после окончания второй мировой войны в большинстве развитых стран продолжались (и даже с большей интенсивностью) работы по совершенствованию химического оружия, его наработке и накоплению. Такая же работа проводилась и в Советском Союзе.

Накопление химического оружия во многих странах мира привело к созданию его чрезмерных запасов, которые, учитывая его чрезвычайно высокие токсические свойства, стали представлять реальную опасность для населения Земли.

Длительность его хранения (много десятков лет) усугубляло эту опасность, так как боеприпасы и емкости с отравляющими веществами в этом случае могли выходить из строя.

Осознавая, что накопившееся в мире количество ОВ представляет большую потенциальную опасность для населения Земли, мировая общественность и Правительства ряда стран, проявляя озабоченность сложившейся ситуацией, в 1980 году на конференции в Женеве начали переговоры о запрещении химического оружия в рамках ранее составленного ещё в 1925 году Женевского протокола о запрещении применения химического оружия. Однако этот протокол не был ратифицирован большинством стран, и поэтому разработка и накопление химического оружия продолжалось.

В результате переговоров была разработана Конвенция «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении», которая была подписана странами, производящими и имеющими химическое оружие.

Россия подписала Конвенцию 13 января 1993 г. и, как следствие, все работы, связанные с разработкой, производством и накоплением химического оружия были прекращены.

Однако к тому времени в России было около 40000 тонн боевых ОВ, большинство которых представляют собой вещества фосфорорганического состава (зарин, зоман, Vх) и классифицируются как нервно-паралитические отравляющие вещества. Если учесть, что абсолютно смертельная токсическая доза этих веществ для человека мизерная, например для Vх-газов она составляет 0,005-0,015 мг.мин./л, то можно себе представить какую чрезвычайно большую опасность содержит в себе накопившееся количество отравляющих веществ.

Понимая степень реальной угрозы жизни и здоровью населения, Российское Правительство, подписав Конвенцию и учитывая, что решение этой проблемы возможно только путем его уничтожения (причем не спонтанного, а продуманного, организованного и поэтапного), понимая, что другой альтернативы этому нет, предприняло конкретные действия по организации уничтожения химического оружия.

В этой связи и согласно международным обязательствам России, 24 марта 1995 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 314 «О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения». Вскоре после этого была разработана Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996г. № 305.

После этого началась большая подготовительная работа по разработке технологий уничтожения боевых ОВ и создания объектов, на которых запасы накопившегося химического оружия должны уничтожаться. При этом перед организаторами, разработчиками, строителями и исполнителями работ по уничтожению ХО была поставлена задача, в которой наивысший приоритет был отдан обеспечению безопасности людей и защите окружающей среды.

Для обеспечения безопасных условий труда и охраны природы при организации и выполнении поставленной задачи по уничтожению химического оружия помимо производственного и экологического контроля на объектах его уничтожения осуществляется государственный контроль за производственной и экологической безопасностью, государственный санитарный надзор и медицинское обеспечение работников объектов и населения.

На объектах по уничтожению ХО постоянно находятся представители международной организации по запрещению химического оружия, которые контролируют ход его уничтожения и безаварийность работы объекта.

Было предусмотрено и информационное обеспечение хода работ по уничтожению ХО в России. Оно включает связь со средствами массовой информации, общественными и экологическими организациями, населением, проживающим вблизи объектов хранения и уничтожения химического оружия, с независимыми экспертами и депутатами государственной думы различных уровней, многое другое.

Такая прозрачность подготовки объектов и процессов уничтожения химического оружия способствует их организации и безаварийности работ.

Абсолютное большинство населения, особенно проживающее вблизи объектов по уничтожению ХО, с пониманием и одобрением относятся к такому решению Правительства России. Люди понимают, что лучше это сделать в плановом порядке, по соответствующим технологиям, с хорошей организацией, при строгом и всестороннем контроле за безопасностью процесса, чем дожидаться пока химическое оружие, из-за длительности его хранения, перейдет в стадию критического состояния и тогда его все равно придется уничтожать, но уже в аварийном порядке.

Учитывая, что процесс уничтожения химического оружия в России является пионерским, необходимо было при введении в эксплуатацию первого объекта по уничтожению химического оружия в поселке Горный Саратовской области разработать Правила по его эксплуатации и соответствующие инструкции по охране труда для каждого рабочего места с четкой регламентацией порядка выполнения работ и требований техники безопасности. Это было осуществлено в полном объеме и способствовало безаварийной работе объекта.

В настоящее время работы по уничтожению химического оружия в поселке Горный Саратовской области завершаются и, следовательно, уже в 2006 году жители Саратовской области могут поблагодарить федеральное и областное правительства, а также непосредственных исполнителей работ за проделанную работу по уничтожению значительного количества химического оружия.

www.xn--80akaceee1anhtd3bu.xn--p1ai

Химическое разоружение — публикации

Лутай Г.А.
Заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) была создана 29 апреля 1997 года, сразу после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года. Конвенция о запрещении химического оружия стала первым многосторонним разоруженческим соглашением, которое установила запрет на разработку, производство, накопление и применение целого вида оружия массового уничтожения — химического оружия и обязала государства, обладающие им, уничтожить свои запасы. За прошедшие семь лет членский состав ОЗХО расширился до 162 государств. Организация успешно выполняет задачи обеспечения контроля за соблюдением запрета химического оружия, ликвидации его запасов, уничтожением или конверсией бывших мощностей по его производству. В соответствии с Конвенцией в задачи ОЗХО входит также содействие развитию международного сотрудничества в области мирной химии, помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия в случае его применения против них. Важнейшее направление деятельности ОЗХО — обеспечение нераспространения химического оружия. Для решения этой задачи ключевое значение имеет достижение универсальности Конвенции (на сегодняшний день 32 государства не участвуют в Конвенции) и осуществление контроля в химической промышленности, призванного исключить ее использование в целях, запрещенных по Конвенции.

Организационная cтруктура ОЗХО

В соответствии с Конвенцией Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа. Это Конференция государств — участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Главный орган ОЗХО — Конференция государств-участников. В ее состав входят все члены Организации, она собирается один раз в год, а при необходимости и чаще. Конференция рассматривает любые вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Соответственно, она может давать рекомендации и принимать решения по любым вопросам, касающимся Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации ее предмета и целей, а также рассматривает ее соблюдение. Конференция также осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Один раз в пять лет Конференция собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции (первая такая специальная сессия Конференции состоялась в апреле 2003 года).

Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Он подотчетен Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их надлежащее выполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие эффективному осуществлению и соблюдению Конвенции, а также надзор за деятельностью Технического секретариата.

Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета в соответствии с принципом ротации имеет право входить каждое государство-участник. Члены Исполнительного совета избираются Конференцией сроком на два года. Для обеспечения эффективного функционирования Конвенции закреплены нормы представительства в Исполнительном совете государств от различных географических регионов. Исполнительный совет проводит четыре регулярные сессии в году, на которых рассматривается обширная повестка дня, посвященная выполнению Конвенции и функционированию Организации. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Исполнительного совета. Исполнительный совет принимает рекомендации, которые затем рассматриваются и утверждаются Конференцией государств-участников.

Технический секретариат является постоянно действующим органом. Он помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат путем проведения инспекций осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки ее соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные объявления государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству, их уничтожении и конверсии, о деятельности химической промышленности, о передачах химикатов и т.д.). Технический секретариат поддерживает постоянную связь с Национальными органами государств-участников по выполнению Конвенции, оказывает им помощь в разработке национального законодательства, регулирующего выполнение Конвенции на национальном уровне.

В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный, научный и технический персонал. Среди прочего Генеральный директор учреждает Научно-консультативный совет, который должен предоставлять Конференции, Исполнительному совету и государствам-участникам специализированные консультации в тех областях науки и техники, которые имеют отношение к Конвенции. В состав Научно-консультатив-ного совета назначаются независимые эксперты исходя из их компетентности в конкретных научных областях, имеющих отношение к осуществлению Конвенции.

Инспекторат является подразделением Технического секретариата. Он действует под надзором Генерального директора. В задачи инспектората входит проведение международных инспекций в государствах-участниках Конвенции с целью проверки ее соблюдения.

Главной задачей ОЗХО является обеспечение соблюдения Конвенции. Инструментом контроля является режим проверки. В Техническом секретариате эту работу осуществляют два подразделения — отдел проверки и инспекторат. В задачу Технического секретариата входит лишь сбор фактологической информации. Выводы о возможных нарушениях Конвенции могут делать только государства — участники Конвенции в рамках рассмотрения данного вопроса в руководящих политических органах ОЗХО.

В соответствии с положениями Конвенции государства-участники представляют в ОЗХО первоначальные и ежегодные объявления, касающиеся запасов химического оружия, бывших объектов по его производству, объектов гражданской химической промышленности, а также передач химикатов, включенных в списки, содержащиеся в Конвенции.

По состоянию на начало 2004 года 95% государств-участников представили свои первоначальные объявления в ОЗХО. В частности, шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания, Индия, Ливия, Россия, США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В общей сложности эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно–паралитические ОВ — VX (28%), зарин (22 %), зоман (13%) составляли 63 %, кожно–нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2% приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших у них на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (всего 64 объекта в Албании, Боснии и Герцеговине, Китае, Франции, Индии, Ливии, Иране, Японии, России, Великобритании, США, Югославии и в другом государстве-участнике).

В соответствии с Конвенцией на начало 2004 года государствами — участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности, подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

Технический секретариат анализирует и систематизирует объявления государств-участников и готовит на их основе планы инспекционной деятельности. Задачей инспекций является проверка полноты и точности объявлений, а, соответственно, и соблюдения положений Конвенции ее участниками.

Химическое разоружение

С момента вступления в силу Конвенции (29 апреля 1997 г.) и началом 2004 года ОЗХО засвидетельствовала уничтожение более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия (Индия, Россия, США и другое государство-участник). В 2003 году в этих государствах функционировали 9 объектов по уничтожению химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1% общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области.

В связи с трудностями, возникшими в процессе уничтожения химического оружия, три государства-обладателя (Россия, США и другое государство-участник) вынуждены были обратиться к ОЗХО с просьбой о продлении установленных Конвенцией сроков уничтожения химического оружия (возможность продления этих сроков до 2012 года предусматривается Конвенцией). Решение о продлении сроков было принято. Оно также предполагает регулярную отчетность получивших отсрочку государств перед Исполнительным советом ОЗХО о ходе выполнения их программ уничтожения химоружия.

Инспекционная деятельность ОЗХО

Технический секретариат ОЗХО осуществляет инспекционную деятельность в государствах-участниках. За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата. Непосредственно осуществляет инспекции отдел инспектората, укомплектованный квалифицированными инспекторами, проходящими регулярную специальную подготовку.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием. На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов (на ротационной основе). Так, например, в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В этом же году была проведена 31 инспекция для проверки уничтожения и конверсии бывших объектов по производству химического оружия (ОПХО) и 36 инспекций по проверке объектов по его хранению (ОХХО).

Одной из важнейших целей Конвенции является противодействие распространению химического оружия. В рамках деятельности на этом направлении, а также для обеспечения того, чтобы предприятия химической промышленности не использовались для целей, запрещенных по Конвенции, проводится инспектирование промышленных химических объектов. Так, в 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства–участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство–участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции.

За годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций. Однако с целью отработки соответствующих процедур и поддержания готовности Технического секретариата к их проведению в ряде государств (Великобритания, Бразилия, США) проводились тренировочные инспекции по запросу. Ряд государств-членов Исполнительного совета ОЗХО, включая Россию, на протяжении многих лет ставят вопрос о необходимости принятия решения, регулирующего ответственность за злоупотребление правом запрашивать такие инспекции.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

По Конвенции каждое государство-участник обязано способствовать как можно более широкому обмену оборудованием, материалами и научно-технической информацией о средствах защиты от химического оружия. В Техническом секретариате создан банк данных, содержащий доступную информацию о различных средствах защиты, а также информацию, которая может быть предоставлена государствами-участниками. Технический секретариат по просьбе государства-участника может обеспечить ему экспертные консультации в определении путей осуществления его защитных программ. Кроме этого, Технический секретариат в рамках имеющихся у него ресурсов проводит тренировочные курсы для представителей государств-участников по гражданской обороне и защите от химического оружия.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество, экономическое и техническое развитие в химической области

Согласно Конвенции, ее положения должны осуществляться таким образом, чтобы избегать помех для экономического развития государств-участников и для международного сотрудничества в области химической деятельности.

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что ее участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами в условиях действия Конвенции, развития национальной законодательной базы, регулирующей эти области, а также на содействие развитию аналитических химических лабораторий.

Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, важнейшим многосторонним инструментом, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения, каким является химическое оружие, и на обеспечение его нераспространения. Опыт, накопленный ОЗХО за эти годы, является залогом дальнейшего поступательного совершенствования ее деятельности с целью обеспечения эффективного контроля за соблюдением Конвенции и содействия развитию химической промышленности и сотрудничества в области химии в условиях безопасного мира.

Источник: Информационно-аналитический сборник » Федеральные и региональные проблеммы уничтожения химического оружия», Выпуск 5.

Статьи и материалы Сборника включают данные 2004г.

www.xn--80akaceee1anhtd3bu.xn--p1ai

Химическое разоружение — это… Что такое Химическое разоружение?

Организация по Запрещению Химического Оружия (ОЗХО) — международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля 1997 года, после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года.

Главные задачи — обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия, ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии, помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств — участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников — главный орган ОЗХО. В ее состав входят все члены Организации. Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации ее предмета и целей, а также рассматривает ее соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет

Исполнительный совет ОЗХО — исполнительным органом Организации. Отчет о деятельность предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки ее соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания, Индия, Ливия, Россия, США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ — VX (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %) составляли 63 %, кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания, Боснии и Герцеговина, Китай, Франция, Индия, Ливия, Иран, Япония, Россия, Великобритания, США, Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами — участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности, подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области.

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием. На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что ее участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Химическое разоружение — публикации

В июне 2011 г. на объекте по уничтожению химического оружия «Почеп» (далее – Объект) под личным руководством начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерала-полковника В. П. Капашина были проведены пуско-наладочные работы и опытно-промышленные испытания на реальных средах второй технологической линии. Это означает, что Объект приступил к очередной стадии уничтожения химического оружия – извлечения реакционных масс, образовавшихся после нейтрализации отравляющего вещества Ви-Икс.

Уничтожение химического оружия – чрезвычайно сложный и высокотехнологичный процесс, требующий внимательного и крайне ответственного отношения к выполнению поставленных задач. И, конечно, поручить его можно только профессионалам, осознающим всю важность дела, которым они занимаются. За плечами военнослужащих объекта «Почеп» – высокая квалификация, годы работы с химическим оружием на объектах в других регионах нашей страны, накопленный опыт.

Сегодня эти люди ликвидируют боеприпасы с отравляющими веществами и на Брянской земле. Среди военнослужащих объекта «Почеп» немало тех, для кого Брянщина не просто очередной арсенал, но и малая Родина, место, где ты родился, учился и вырос. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.

Уже два года заместителем начальника объекта «Почеп», главным инженером Объекта является Николай Владимирович Бутовка. Николай Владимирович родился и вырос в Суражском районе Брянской области. После окончания школы решил связать свою жизнь с военной службой и поступил в Тамбовское высшее военное командное училище химической защиты. По окончании Николай Владимирович был направлен в г. Камбарку Республики Удмуртия для прохождения службы на должность командира взвода. А спустя несколько лет вступила в действие федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (далее – Программа). Объект «Камбарка» стал вторым объектом по уничтожению химического оружия в нашей стране. Николай Владимирович принимал активное участие в его работе с самого начала строительства, занимая такие ответственные должности, как заместитель начальника объекта по производству, главный инженер Объекта. За вклад в химическое разоружение неоднократно был награжден различными знаками отличия. После того, как уничтожение химического оружия Камбарского арсенала было завершено, Н.В. Бутовка был переведен в Брянскую область, г. Почеп. Сегодня объект «Почеп» вносит свой вклад в выполнение Россией конвенционных обязательств. По мнению Николая Владимировича, важность этого общего дела должен осознавать каждый житель района, всей Брянщины. Программа химразоружения – это и немалый стимул для развития региона дислокации Объектов, развитие социальной инфраструктуры, новые рабочие места. Осознавать, что место, где ты родился, меняется к лучшему, приятно каждому.

Начальник метрологического отдела Объекта Сергей Николаевич Сомсин буквально с детства связан с делом химического разоружения. Сын военнослужащего, Сергей Николаевич родился в г. Брянске, но все детство провел в войсковой части по охране арсенала химического оружия, расположенной под Почепом. В г. Почепе С. Н. Сомсин окончил школу, после чего поступил в Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище. По окончании служил в войсковых частях Тульской области, г. Петрозаводска. В 1997 году вернулся в родные места – войсковую часть под Почепом. За годы службы занимал руководящие должности в сфере обеспечения безопасности хранения химического оружия в Почепском арсенале, в частности, был начальником военной команды противопожарной защиты и газоспасательных работ. Имеет ряд поощрений и наград от вышестоящего командования. Однако главной наградой для Сергея Николаевича осталось сознание того, что благодаря работе объекта родной край освободится от смертоносного химического оружия. Дети Сергея Николаевича сегодня учатся в новой школе, построенной в г. Почеп по программе химического разоружения. Их безопасность, как и безопасность всех жителей района, – главная задача объекта «Почеп».

Начальник смены отдела извлечения и детоксикации ОВ в боеприпасах Илья Петрович Троян провел в Почепе детство и юность. Профессия военнослужащего всегда казалась ему одной из самых важных для страны, поэтому после окончания школы Илья Петрович поступает в Саратовский военный институт радиационной, химической и биологической защиты. После его окончания проходил службу на объекте «Марадыковский» Кировской области в различных должностях. За эти годы бывать в Почепе приходилось нечасто. Тем заметнее стали для Ильи Петровича изменения в жизни района, когда он был переведен сюда в 2009 году. Опережая строительство Объекта, в Почепе возводились новые здания и сооружения социальной инфраструктуры, необходимые району, благодаря открывающимся на Объекте вакансиям постепенно сокращалась безработица среди местного населения. По мнению Ильи Петровича, благодаря Программе район сделал значительный шаг к улучшению жизни населения.

У начальника хранилища отдела хранения боеприпасов Сергея Ивановича Плющова родной район менялся на глазах. Сергей Иванович родился в Почепе, здесь окончил школу, отсюда был призван на «срочную» службу в вооруженные силы Российской Федерации. После армии работал несколько лет в отрасли народного хозяйства, после чего решил вернуться к воинской службе и поступил в школу прапорщиков. После завершения действия Программы Сергей Иванович планирует и дальше проживать в Почепском районе. Еще один уроженец Брянщины – прапорщик Александр Анатольевич Тихонов. В 1997 году Александр Анатольевич заключил контракт на военную службу на объекте «Почеп», в дальнейшем окончил школу прапорщиков и вот уже более десяти лет занимает должность начальника хранилища. Александр Анатольевич отмечает, что за эти годы изменилась не только жизнь района, но и отношение населения к химическому разоружению. Важно, что безопасность работ, проводимых на Объекте, уже не вызывает у местных жителей сомнений.

Среди военнослужащих объекта «Почеп» есть те, кто приехал издалека, и те, кто родился на Почепской земле. Их всех объединяет одна цель – избавить мир от страшного наследия «холодной войны» – химического оружия. Сегодня эти люди выполняют задачу, важную для каждого, чьи дети растут на Почепской земле, будь то военнослужащий или представитель гражданского населения. С каждым уничтоженным на объекте «Почеп» боеприпасом становится ближе тот день, когда этот уголок нашей страны станет свободным от химической угрозы.

Д. Панкина, техник ГРСО

газета «Почепское слово» от 22 июля 2011 года

www.xn--80akaceee1anhtd3bu.xn--p1ai

Химическое разоружение — Международное сотрудничество

17 Октября 2011

Международное сотрудничество продолжится

  • 17 Октября 2011

    В рамках программы Глобального партнерства государств «Группы восьми» против распространения оружия и материалов массового поражения продолжается международное содействие иностранных государств, участников Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, в выполнении российской федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

29 Января 2010

Глобальное партнерство ради всеобщего мира

  • 29 Января 2010

    Международное сотрудничество в области химического разоружения успешно развивается В 2002 году на саммите в Кананаскисе (Канада) ведущими мировыми державами было учреждено Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения. Были определены приоритетные направления этого сотрудничества. Одним из таких направлений стало уничтожение химического оружия. Проблемы международного взаимодействия в области химического разоружения в интервью «Российской газете»

28 Января 2010

Политическая воля, воплощенная в конкретные результаты

  • 28 Января 2010

    Мировое сообщество высоко оценивает достижения России в области химического разоружения Рохелио Пфиртер Генеральный директор Организации по запрещению химического оружия Хотел бы выразить искреннюю признательность Российской Федерации за ее неизменное стремление и решимость добиться цели полного уничтожения се химического оружия к 2012 году, как это предусмотрено в Конвенции о химическом оружии, а также за конкретные шаги,

27 Января 2010

Глобальное партнерство против…

  • 27 Января 2010

    Жан де Глиниасти Посол Франции в России Глобальное партнерство против распространения оружия массового поражения и сопутствующих материалов было начато главами государств и правительств «Большой восьмерки» по случаю саммита в Кананаскисе в июне 2002 года (ГПГ8). За прошедшее с тех пор время к инициативе «Большой восьмерки» присоединились еще 14 стран и организаций. Партнерство отвечает воле международного

26 Января 2010

Масштабы задачи

  • 26 Января 2010

    Вальтер Юрген Шмид Посол Германии в России Правительство Федеративной  Республики Германия рано осознало огромные масштабы задачи, перед которой стоит Российская Федерация в процессе уничтожения своих запасов химического оружия. Оно еще до 1992 года, т.е. задолго до вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, подписало с Российской Федерацией первое межправительственное соглашение.  С 2002 года  Германия

25 Января 2010

Пример уникального сотрудничества

  • 25 Января 2010

    Джеймс Харрисон Заместитель директора программы помощи России секретариата по нераспространению и контролю над вооружениями Министерства обороны Великобритании В рамках Конвенции по запрещению химического оружия (КХО) Российская Федерация обязана уничтожить запасы почти сорока тысяч тонн химических отравляющих веществ, из которых 80 проц. – высокотоксичный нервно-паралитический газ и около 4 миллионов боеприпасов и контейнеров. Это громадная задача,

24 Января 2010

Проектная поддержка

  • 24 Января 2010

    Трой Люляшник Генеральный директор Программы Глобального партнерства министерства иностранных дел и торговли Канады На саммите, состоявшемся в Кананаскисе в 2002 году, лидерами стран «Большой восьмерки» было принято решение создать Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения. Они согласились выделить до 20 млрд. долларов США на поддержку проектов сотрудничества, прежде всего в России. Поддержка

23 Января 2010

В рамках соглашений

  • 23 Января 2010

    Эрвин Х. Хофер Посол Швейцарской конфедерации в России Швейцария добивается полной ликвидации всех видов оружия массового уничтожения в мировом масштабе. Помимо всего прочего, она является страной-участницей Конвенции о запрещении химического оружия и стремится активно содействовать реализации этого ключевого соглашения. В 2003 году Швейцарский парламент одобрил федеральный закон о поддержке уничтожения и нераспространения химического оружия, а

12 Сентября 2007

15 лет программе “За совместное уменьшение угрозы”

  • 12 Сентября 2007

    30 августа 2007 года Щучанский район Курганской области посетила представительная иностранная делегация, возглавляемая сенатором США от штата Индиана Ричардом Лугаром. В составе делегации были: экс-сенатор США Самуэль Нанн, посол Канады Ральф Лисишин, представитель министерства обороны Великобритании Брайан Уэллс и другие официальные лица.

    Их визит приурочен к 15-летию программы «За совместное уменьшение угрозы». Эта программа оказывает помощь России в уничтожении химического оружия через Министерство обороны США.

5 Сентября 2007

Урал посетили сенатор США Ричард Лугар и бывший сенатор США Самуэль Нанн

  • 5 Сентября 2007

    В связи с отмечаемым в 2007 году 15-летием программы Нанна-Лугара «Совместное уменьшение угрозы» (CTR), 30-31 августа Урал посетили сенатор США Ричард Лугар (республиканец, штат Индиана) и бывший сенатор США Самуэль Нанн (демократ, штат Джорджия). Как сообщает пресс-служба Генконсульства США в Екатеринбурга, сенаторы побывали на объекте по хранению и уничтожению химического оружия в г. Щучье Курганской области и в хранилище делящихся материалов на ПО «Маяк” в Озерске Челябинской области. Как уточняют в консульстве, благодаря программе Нанна-Лугара было демонтированно почти 700 ядерных боеголовок. Три страны: Беларусь, Украина и Казахстан стали безъядерными государствами.

27 Апреля 2007

СПРАВКА: Конвенция о запрещении химического оружия /к 10-летию вступления в силу 29 апреля/

  • 27 Апреля 2007

    29 апреля 2007 года исполняется 10 лет с момента вступления в силу Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. Эта Конвенция стала первым международным документом, поставившим под контроль химическое оружие /ХО/ как вид вооружения. В настоящее время ее участниками являются 182 страны.

30 Марта 2007

К УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

  • 30 Марта 2007

    ВАШИНГТОН, 30 марта. /ИТАР-ТАСС/. Организация по запрещению химического оружия /ОЗХО/ рассчитывает в следующем месяце достичь договоренности с Россией по верификации уничтоженного химоружия на объекте Марадыковский в Кировской области. Об этом заявил в четверг генеральный директор ОЗХО Рохелио Пфиртер на ежегодном форуме в Вашингтоне, проводившемся американской неправительственной организацией «Глобал грин». По его словам, такая договоренность должна быть заключена через две недели.

20 Марта 2007

Визит Виктора Холстова В Камбарку

  • 20 Марта 2007

    20 марта 2007 года на объекте по уничтожению химического оружия в г. Камбарка Удмуртской Республики состоялась российско-германская встреча по вопросу завершения контрактных обязательств с немецкими фирмами по поставкам оборудования для объекта по уничтожению химического оружия.

22 Февраля 2007

ДАТСКОЕ ПРИРОДООХРАННОЕ ВЕДОМСТВО О СТРОИТЕЛЬСТВЕ СЕГ

  • 22 Февраля 2007

    КОПЕНГАГЕН, 22 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Геннадий Кульбицкий/. Датское природоохранное ведомство – по делам лесного хозяйства и природных ресурсов опубликовало собственное заключение по экологическим проблемам предстоящего сооружения Северо-Европейского газопровода. Оно вошло в число тех, кто должен был высказаться по этим вопросам, следуя предложению Датского ведомства по вопросам энергетики, которое собирает мнения различных организаций.

www.xn--80akaceee1anhtd3bu.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *