Содержание

Стратегические ракетоносцы перевооружились / АвиаПорт.Дайджест

Попасть в «форточку» с расстояния более чем в 2 тысячи километров — такую задачу способна решить новейшая российская авиационная крылатая ракета Х-555, созданная в корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Машина идет на смену стоящим на вооружении стратегической авиации России крылатым ракетам с ядерными боеголовками.

Испытания новой ракеты прошли в середине августа при участии президента Владимира Путина и, как говорят военные, положили конец монополии США на применение высокоточных ракет дальнего радиуса действия. Теперь и российские ВВС смогут применять подобное вооружение для решения любых задач, в том числе и уничтожения лагерей международных террористов.

Появление Х-555 можно считать сенсацией. Российский ВПК давно не создавал новых стратегических систем вооружений. Как говорят специалисты, это не только дорого, но и бессмысленно. Перспектива военного конфликта между Москвой и Вашингтоном, в ожидании которого СССР (а затем Россия) и США совершенствовали свои наступательные арсеналы, осталась в прошлом, а использовать ядерное оружие против террористов бессмысленно.

Этот факт чуть было не поставил крест на самом современном российском бомбардировщике Ту-160. Основа его вооружения — ядерные крылатые ракеты большого радиуса действия Х-55. Даже если поставить на эту машину неядерную боевую часть, проку будет чуть. Точность попадания в цель у нее не та — радиус действия ядерной боеголовки с лихвой перекрывал «перелет или недолет» до цели.

— На старой базе в рекордные сроки мы создали абсолютно новую нестратегическую крылатую ракету, — рассказал «Известиям» генеральный конструктор ОАО «Радуга» Игорь Селезнев. — Взяв за основу Х-55, мы сэкономили половину стоимости новой разработки, чем если бы мы начинали с «нуля».

На предшественницу Х-555 похожа только внешне. По словам Селезнева, изменены двигатель, головка самонаведения и боевая часть. Благодаря применению дополнительных топливных баков серьезно увеличилась и дальность полета. По некоторым данным, она составляет около 3,5 тысячи километров. В полете машина не только меняет высоту, но может лететь и над поверхностью земли, огибая рельеф. На цель Х-555 выводит головка самонаведения, получающая данные как с собственной оптико-электронной, так и с многоканальной спутниковой систем навигации ГЛОНАСС. На Х-555 вместо компактного ядерного заряда (130 кг), как на Х-55, может быть установлена бронебойная, кумулятивная, осколочная или фугасная боевая часть массой не менее 350 кг.

Полетное задание вводится в ракету Х-555 еще на аэродроме. Оно же вводится в автопилот бомбардировщика, пилоты которого после пуска ракеты просто контролируют выполнение полетного задания. В ходе августовских испытаний 4 выпущенные с бомбардировщика Ту-160 ракеты Х-555 попали, как и было спланировано, точно в цель. Военные говорят, что 2 из них влетели в окно, а две в дверь заброшенного дома на полигоне «Пембой» под Воркутой, где по сценарию учений прятались террористы.

Для корпорации «Тактическое ракетное вооружение», одного из первых по-настоящему сформированных холдингов нашей оборонки, Х-555 — уже вторая ракетная система, поставленная на вооружение. Не так давно Черноморский флот получил самоходный береговой противокорабельный ракетный комплекс «Бал» с крылатой ракетой Х-35. Об уникальности этой разработки говорит хотя бы тот факт, что головку самонаведения от нашей ракеты хотят купить американцы для своей противокорабельной ракеты «Гарпун».

 

Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 октября 2005 года | Дайджест публикаций за 4 октября 2005 года

Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Связи: Ту-160 (в процессе тестирования)

www.aviaport.ru

КРЫЛЬЯ СУДНОГО ДНЯ. История создания крылатой ракеты Х-55

 

С приходом гласности и рынка в такую специфическую область как создание вооружений общественному вниманию были представлены многие ранее засекреченные разработки советской и российской «оборонки». Однако до последнего времени в тени многочисленных выставок и презентаций оставалась система, служащая основой отечественной стратегической авиации – ядерный авиационно-ракетный комплекс с крылатыми ракетами Х-55. Такая сдержанность, сложившаяся вокруг ядерного оружия, имеет под собой не только необходимость сохранения государственной тайны, но и ощутимую основу этического характера – ставшее символом «Судного дня» оружие, применение которого сегодня отвергается и военными, и политиками, не выставляется на показ.

 

С 1968 г. в НИИ Авиационных Систем, занимавшемся разнообразными исследованиями, испытаниями и вопросами оценки эффективности авиаракетной техники, в рамках темы «Эхо» изучались возможности и перспективность иного направления – ракеты большой дальности, обладавшей повышенной эффективностью благодаря существенному улучшению точности и скрытности полета. Расчеты показывали рациональность такого подхода. Уже в первом приближении определялся облик такой ракеты – компактной, небольших размеров для снижению заметности, с ярко выраженными дозвуковыми характеристиками, реализующей маловысотный профиль полета с огибанием рельефа местности, складки которого служили бы дополнительной мерой маскировки от существовавших средств обнаружения и поражения ПВО (способ, уже апробированный ударной авиацией).

В 1971 г. руководство дубнинского МКБ «Радуга» обратилось в правительство с инициативным предложением о разработке такой ракеты, однако приводимое обоснование не убедило ВПК. Ряд авторитетных организаций, оценивая проект низколетящей дозвуковой крылатой ракеты, счел ее неприемлемой, указав, в частности, на такие очевидные недостатки, как скорость и высотность, уступавшие даже имевшимся системам (в ряде отзывов предложение и вовсе характеризовали как чистой воды фантазию). По иронии судьбы, через несколько лет именно эти характеристики стали выступать преимуществами.

8 декабря 1976 г. правительством было принято постановление о создании отечественного ракетного комплекса с крайне жесткими сроками реализации. Специализировавшаяся на авиационных ракетах дубнинская «Радуга» получила задание на ракету большой дальности для воздушного комплекса. Х-55.

Для конструкторов Радуги задание не явилось неожиданностью. Работы над новым изделием начались еще полугодом ранее, с лета 1976 г. В силу, в полном смысле слова, государственного значения проводившихся работ им уделялось особое внимание со стороны Военно-Промышленной Комиссии (ВПК) при Совмине и ЦК КПСС, по линии которого контроль осуществляли лично начальник оборонного отдела ЦК И. Д. Сербии и секретарь ЦК по оборонным вопросам Л. П. Рябов – люди, облеченные немалой властью и имевшие заслуженную репутацию начальства жесткого и настойчивого. По линии МАП ответственным был назначен замминистра И. С. Силаев, от самого ПО «Радуга» – Генеральный конструктор И. С. Селезнев. В осуществлении программы были задействованы более 100 предприятий, КБ и НИИ МАП, Минрадиопрома и других ведомств.

Проектирование новой ракеты сопровождалось решением массы проблем. Если ее общий облик определялся вполне однозначно – крылатый летательный аппарат дозвукового типа классической самолетной схемы, то конструкторские решения потребовали качественно иных подходов. Теперь во главу угла ставилась небывалая прежде дальность 2500 км и малозаметность полета, требовавшие высокого аэродинамического качества при минимальной массе и как можно большего запаса топлива при возможно более экономичной силовой установке. Задача осложнялась растущими аппетитами заказчика, требовавшего разместить на самолете-носителе, по крайней мере, не меньше ракет, чем могли нести ракетоносцы потенциального противника.

Соответственно масса будущего изделия ограничивалась 1200 кг, из которых 2/3 приходилось на топливо. При требуемом числе ракет их размещение на носителе диктовало предельно компактные формы и делало необходимым складывание практически всех выступающих агрегатов – от крыла и оперения до двигателя и даже законцовки фюзеляжа.

Определяющим являлся вопрос выбора силовой установки. Наиболее подходящим по обеспечению основных летных характеристик, удельным расходам и продолжительности работы являлся малогабаритный двухконтурный ТРД с тягой порядка 300 кгс, однако двигателей такого класса в стране не было и ранее задача их создания не стояла. Разработкой занялись несколько моторостроительных КБ – московское НПО «Союз», омское МКБ, куйбышевский НТК им. Н. Д. Кузнецова. Разработанный под руководством главного конструктора О. Н. Фаворского малоразмерный ДТРД Р-95-300 выглядел настоящей крохой рядом с другими двигателями фирмы, занимавшейся созданием силовых установок для боевых самолетов.

Р95-300 (изделие 95) развивал статическую взлетную тягу 300…350 кгс, обладая крайне небольшим поперечным размером в 315 мм при длине 850 мм. Принято считать, что в общем случае в силу конструктивных и технологических проблем малогабаритные ТРД в сравнении с полноразмерными двигателями отличаются намного худшими удельными данными, низкими весовым совершенством и экономичностью. Однако у Р-95-300 при собственной массе 95 кг весовая отдача составила впечатляющую цифру 3,68 кгс/кг – на уровне ТРД современных боевых самолетов.

Отличительной особенностью Р-95-300 являлась компактность устройства – все его узлы и оборудование скомпонованы в одном корпусе малого диаметра – «бочонке». Р95-300 создавался с учетом достаточно широкого полетного диапазона, свойственного крылатым ракетам, с возможностью маневра по высоте и скорости. Регулировки тяги требовало также изменение массы ракеты в полете по мере выработки топлива, уменьшавшейся более чем вдвое. Для выполнения полетной программы и регулирования Р95-300 оборудовался современной автоматической электронно-гидромеханической системой управления, реализующей набор необходимых функций, контрольных и боевых, от запуска, регулировки тяги и расхода топлива до остановки.

Помимо обычных сортов топлива – авиационного керосина Т-1, ТС-1 и других, для Р95-300 было разработано специальное синтетическое топливо Т-10 (децилин), высококалорийное, но и токсичное, с которым достигались максимальные характеристики (за что его и именовали боевым). Особенностью Т-10 была его высокая текучесть, требовавшая особо тщательной герметизации и выполнения всех уплотнений топливной системы.

Компонуя ракету, конструкторы использовали ряд других весьма нетрадиционных и оригинальных решений. Потребность в размещении значительного запаса топлива при ограниченных размерах привела к организации всего фюзеляжа в виде бака, внутри которого в герметичных проемах размещались крыло, БЧ, арматура и ряд других агрегатов. Плоскости крыла для компактности складывались в фюзеляж, помещаясь одна над другой, подобно лезвиям перочинного ножа. При выпуске плоскости оказывались на разной высоте относительно строительной горизонтали изделия, фиксируясь с разными углами установки (левая – выше по полету, правая – ниже), из-за чего в полетной конфигурации Х-55 становилась асимметричной. Решение, в авиации выглядевшее достаточно необычным. Складным выполнялось и хвостовое оперение, все поверхности которого были рулевыми, причем консоли стабилизатора шарнирно ломались дважды. Киль поначалу складывался набок, но затем консоли унифицировали, и на киле появился еще один дополнительный шарнир. Для сокращения общей длины убирающимся сделали и хвостовой кок, складывавшийся гармошкой. Стягивавшая его нихромовая проволока при сбросе пережигалась электрическим импульсом, и кок расправлялся пружиной.

 

Проекции ракеты Х-55 (графика И.Приходченко)

Помимо хорошей аэродинамики за счет небольшого миделя и чистоты обводов, ракета характеризовалась минимальной заметностью как в радиолокационном, так и в тепловом диапазонах, что затрудняло ее обнаружение имевшимися средствами ПВО. Наряду с компактностью совершенно гладкой сигары, поверхность которой была избавлена от контрастных щелей и острых кромок, двигатель укрывался под фюзеляжем, также широко использовались новые конструкционные и радиопоглощающие материалы. Так, крыло и оперение практически целиком выполнялись из композиционных материалов, монолитным являлся и весь носовой неметаллический кок из кремний-органического композита.

Проект, получивший шифр «изделие 120», был завершен в кратчайшие сроки. Сборка первых опытных образцов началась в Дубне в начале 1978 г. Компоновка, однако, сложилась не сразу, и конструкция претерпела ряд изменений в размещении силовой установки, оперения и устройства раскладки консолей и двигательной гондолы. Как и предусматривалось, наведение ракеты осуществлялось автономной автокорреляционной инерциальной системой с коррекцией по рельефу местности. Корреляционная система, включающая цифровые ЭВМ, с помощью бортового высотомера осуществляла контроль соответствия текущих высот рельефа с заложенным в программе профилем, возвращая ракету на заданный маршрут.

Помимо высотомера, система комплектовалась ДИСС с повышенной точностью определения скорости и сноса (на малых высотах влияние ветра и струйных течений могло внести многокилометровые отклонения от курса). Обычный автопилот на Х-55 заменила электронная бортовая система управления БСУ-55, отрабатывавшая заданную программу полета со стабилизацией ракеты по трем осям, удержанием скоростного и высотного режима и возможностью выполнения заданных маневров для уклонения от перехвата. Основным режимом являлся проход маршрута на предельно малых высотах в 50-100 м с огибанием рельефа, прячась за складками местности, холмами и возвышенностями, на скорости порядка М=0,5…0,7, соответствующей наиболее экономичному режиму. Х-55 оснащалась вновь разработанной компактной термоядерной БЧ с зарядом мощностью 200 кт. При заданной точности, описываемой величиной кругового вероятного отклонения не более 100 м, мощность заряда обеспечивала поражение основных целей – стратегических центров государственного и военного управления, военно-промышленных объектов, баз ядерного оружия, пусковых ракетных установок, включая также защищенные объекты, укрытия и т.п.

Примечательной особенностью программы, при всей новизне и сложности, стали скорые сроки ее реализации. Спустя 15 месяцев после получения задания, к весне 1978 г., в опытном производстве Радуги уже находились на сборке первые изделия. Однако стоявшая задача налаживания массового производства крылатых ракет требовала не менее объемных и кропотливых работ по их доводке, испытаниям и отработке технологий для серийного выпуска.

В марте 1978 г. новый министр авиапрома В. А. Казаков (ранее – замминистра по РЭО) во исполнение правительственного постановления принял решение о развертывании производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). Это предприятие, в отличие от общепринятой практики, было недозагружено оборонным заказом.
В апреле 1978 г. команда ведущих специалистов отправилась в Дубну (при этом, соблюдая секретность, лишь в пути до них довели цель поездки). Из-за той же секретности работ новое производство вынесли в отдельный и удаленный цех завода № 85 под руководством А. К. Мялицы (будущего директора ХАПО). Рабочие и инженеры для него отбирались с особой тщательностью, с учетом не только опыта и квалификации, но и эрудиции, технической грамотности и светлой головы. На самом заводе при этом лишь немногие допущенные из десятков тысяч работников представляли себе, чем занимается предприятие. Изготовление отдельных деталей и узлов было разбросано по разным участкам, не давая представления о самом изделии (впрочем, при всех мерах секретности, охране, специальном допуске и вынесенности ракетного производства за километр от прочих цехов, все знали его как «Дубну-2»). От МКБ «Радуга» на ХАПО было открыто представительство во главе с А. И. Дмитриевым, помогавшее решать назревавшие вопросы. На первом этапе завод занялся выпуском отдельных отсеков и агрегатов Х-55, передававшихся на «Радугу». Затем был освоен фюзеляж в сборе и через год налажен выпуск комплектного и полностью оборудованного изделия. Производство Х-55 потребовало переоснащения ряда цехов новым технологическим оборудованием и оснасткой, по большей части уникальной и дорогостоящей. Конструкция многих узлов подверглась доработке, обеспечивавшей технологичность, а в ряде случае, и саму возможность изготовления ракеты в серийным производстве.

Основной и наиболее сложной проблемой являлась сварка крупных конструкционных деталей. Фюзеляж полностью выполнялся сварным из сплава АМГ-6, опыта работы с которым на заводе не было, да и весь штат занимавшихся сваркой прежде составлял два человека. Помимо должной прочности, жесткости и точности обводов, баковый отсек, составлявший без малого весь фюзеляж, должен был обеспечивать герметичность, причем много хлопот добавляла высокая текучесть специального топлива, способного просочиться повсюду. Никакие течи не допускались в принципе и в полете, и в грузоотсеке самолета – это было чревато пожаром и взрывом. Задача осложнялась не только большим количеством сварных швов, но и их наличием внутри отсеков в труднодоступных местах.

Не приходилось заводу прежде заниматься и композитами, из которых делалась значительная доля агрегатов ракеты. Технологию композитного производства пришлось целиком разрабатывать своими силами по учебнику, осваивая кремнийорганические ткани, спецсмолу К-1-70, техпроцессы пропитки и термообработки, готовя специальные матрицы. Конструкция композитного крыла включала сложный многодетальный лонжерон из высокопрочной стали. Упрощая и облегчая узел, его стали делать штампованным из толстого листа с последующим химтравлением с использованием сложных масок для получения переменных толщин и переходов.

В отношении сборки ракеты большие усилия были, приложены для обеспечения ее технологичности, необходимой при массовом производстве. Собираемая из отдельных агрегатов, ракета должная была обладать должной прочностью, жесткостью и увязкой стыкуемых отсеков, обеспечивая требуемую чистоту и точность обводов – по техусповиям последняя у Х-55 измерялась долями миллиметра.

Участок общей сборки буквально сиял чистотой: отшлифованные полы из мраморной крошки покрывал слой лака, туда запрещался вход в обычной одежде и обуви, только в обязательных тапочках и белых халатах. Внутренние поверхности Х-55 по техусповиям должны были соответствовать 6-му классу чистоты. Для этого их протирали и по несколько раз мыли спецрастворами, избавляясь от сора и пылинок. Часть монтажей выполнялась на собранном изделии, в тесноте отсеков, на ощупь, куда с трудом проходила рука. Заключительной операцией являлось прослушивание в слуховой камере, абсолютно изолированной от всяких внешних звуков. Там ракету вращали, проверяя на отсутствие каких-либо шумов, вызванных посторонними предметами и забытым крепежом внутри отсеков.

25 декабря 1979 г. состоялось решение о принятии ракеты на вооружение, ввиду исключительной важности темы появившееся еще до окончания ее полных испытаний. Первая серийная крылатая ракета Х-55, полностью изготовленная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 г. Как и другие ракеты опытной партии, она пошла на испытания, для которых в течение 1981 г. были изготовлены и сданы ВВС 40 ракет Х-55.

Тем временем полным ходом шли испытания самолета-носителя для авиаракетного комплекса. Было принято решение об использовании в этом качестве разрабатываемого Ту-160 и модернизированного Ту-95, являвшегося тогда основным самолетом в стратегической авиации.

В качестве первой опытной машины был использован Ту-95М-5 601, выпущенный полтора десятка лет тому назад и проходивший испытания в составе так и не принятого комплекса с ракетами КСР-5. Занявшие почти год доработки включали установку пусковой МКУ-6-5 в грузоотсеке, аппаратуры подготовки и пуска ракет АПП-95 «Дуб» и нового навигационного комплекса с использованием малогабаритных инерциальных систем МИС-45 и цифровых вычислителей, вырабатывавших данные для пуска. Первый полет самолета Ту-95М-55 (изделие ВМ-021) состоялся 31 июля 1978 г. Всего на этой машине к началу 1982 г. было выполнено 107 полетов и произведены пуски десяти Х-55. Самолет был потерян в катастрофе 28 января 1982 г. на взлете из Жуковского из-за ошибки летчика Н. Е. Кульчицкого, тяжелая машина попала в сваливание, похоронив всех десятерых членов экипажа.

Испытания Х-55 шли весьма интенсивно, чему способствовала тщательная предварительная отработка системы управления на моделирующих стендах НИИАС. В ходе первого этапа испытаний провели 12 пусков, лишь один из которых завершился неудачей из-за отказа генератора энергосистемы и потери ракеты. Помимо собственно ракет, доводилась система управления оружием, с борта носителя осуществлявшая ввод полетного задания и выставку гироинерциальных платформ ракеты – точнейшую привязку к положению и ориентации в пространстве для начала автономного полета.

Первый пуск серийной Х-55 был произведен 23 февраля 1981 г., будучи приуроченным ко Дню Советской Армии. Работа, значение и показательность которой и не скрывались, была выполнена испытательным экипажем ракетоносца, взлетевшего с Семипалатинского аэродрома.

3 сентября 1981 г. произвели зачетный пуск с первой серийной машины Ту-95МС-1. В марте следующего года к нему присоединился второй самолет, прибывший на базу НИИ ВВС в Ахтубинск для продолжения госиспытаний. Предусмотренная возможность оснащения самолета подкрыльевыми подвесками привела к выпуску двух вариантов Ту-95МС-6, несших шесть Х-55 в грузоотсеке на многопозиционной катапультной установке МКУ-6-5, и Ту-95МС-16, дополнительно вооруженного еще десятью ракетами – по две на внутренних подкрыльевых катапультных установках АКУ-2 у фюзеляжа и по три – на внешних установках АКУ-3, размещенных между двигателями.

Испытания комплекса проводились на трассово-измерительном комплексе полигона 929-го ПЛИЦ. Поскольку каждый пуск сопровождался потерей ракеты, рассчитывать на сохранность записей о полетных параметрах и работе систем не приходилось, и соответствующая информация сбрасывалась по радиотелеметрической линии на землю для анализа, для чего носители и сами ракеты оборудовались аппаратурой «Орбита».

Испытания шли достаточно интенсивно и с неплохими результатами, хотя и не без проблем. Серьезным случаем стала потеря одной Х-55 из-за разрушения узла навески крыла при пуске, не выдержавшего динамического удара пиропатрона. Ракета рухнула на землю, и ее обломки удалось отыскать на полигоне. Выяснилось, что конструкция узла ослаблена, и его пришлось усиливать. Параллельно проводились комплексные испытания на базе НИИ АС в Подмосковном Фаустове. В их ходе создавалась полная имитация полета с нагрузками, вибрациями, жарой, холодом и акустическими воздействиями. Ни разу при контрольных стендовых проверках изделий, произвольно выбиравшихся из заводской партии военной приемкой, производственных дефектов не выявлялось, не было и течей в ходе таких полетов с вибронагрузками и перепадом температур.

Испытательные пуски Х-55 выполнялись практически во всем диапазоне полетных режимов носителя с высот от 200 м до 10 км. Запуск двигателя выполнялся достаточно надежно, скорость на маршруте, регулируемая в зависимости от снижения веса при выработке топлива, выдерживалась в диапазоне 720…830 км/ч. При заданной величине КВО не более 100 м в ряде пусков удавалось достичь примечательных результатов с попаданием в цель с отклонением всего 20–30 м, что давало основания характеризовать Х-55 в отчетных документах как сверхточную.

На испытаниях была достигнута намеченная дальность пуска 2500 км, о чем, в назидание Западу, в августе 1984 г. было официально сообщено в советской прессе. Как водилось, истинное обозначение ракеты являлось секретным, и в открытых публикациях, а также на международных переговорах по ограничению вооружений ее именовали РКВ-500А (в варианте повышенной дальности – РКВ-500Б).

31 декабря 1983 г. ракетный комплекс воздушного базирования, включавший самолет-носитель Ту-95МС и крылатые ракеты Х-55, был официально принят на вооружение. Коллективам МКБ «Радуга» во главе с И. С. Селезневым и ХАПО за создание Х-55 в августе 1982 г. были присуждены Ленинская и пять Государственных премий, 1500 работников завода удостоены правительственных наград.

ОСНОВНЫЕ ЛТХ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ
Х-55Х-55СМХ-555Х-101
Размах крыла, м
3,13,13,14,2
Длина, м
6,046,046,047,45
Ширина, м
0,5140,770,770,742
Диаметр корпуса, м
0,5140,5140,514.
Масса стартовая, кг
118514651280/15002400
Дальность пуска, км
25003500до 2000до 5000
Высота пуска, км
0,2-100,6-100,6-100,3-11
Макс. скорость, км/ч
720…830720…830720…830720…830

Одновременно перед заводом была поставлена не менее масштабная задача – налаживание массового выпуска Х-55, заказ на которые исчислялся 1,5 тыс. штук. Объем работ и напряженность вокруг нового задания потребовали неординарных мер. 22 сентября 1982 г. приказом по заводу ракетное производство переводилось на круглосуточный режим работы с организацией в цехах 12-часовых рабочих смен.

В ходе выпуска конструкция Х-55 подверглась некоторым доработкам. Устраняя влиявшие на герметичность недостатки бакового отсека, изменили его устройство. Усовершенствование камеры сгорания двигателя снизило дымность выхлопа и визуальную заметность. Для улучшения качества отделки поверхности была внедрена технология окраски с безвоздушным гидродинамическим распылением, дававшая покрытие высокой гладкости, снижавшее аэродинамическое сопротивление, что положительно сказывалось на дальности. В декабре 1986 г. директивным решением Министерства ракетное производство на ХАПО было предписано прекратить. Цех № 86 закрывался, оснастка и задел передавались на Кировский механический завод, освобожденный от зенитно-ракетной тематики и загруженный новым авиапромовским заказом. Производство агрегатов Х-55 развернули также на Смоленском авиазаводе.

Развивая удачную конструкцию, МКБ «Радуга» разработало ряд модификаций базовой Х-55 (изделие 120). Вариант Х-55ОК (изделие 121) отличался системой наведения с оптическим коррелятором, ориентировавшимся по эталонному изображению местности. В июне 1983 г. последовало решение о создании модификации комплекса с ракетой увеличенной дальности. Такая модификация Х-55СМ (изделие 125) предназначалась для поражения целей на удалении до 3500 км. Система наведения, обеспечивавшая достаточную точность, осталась прежней, однако значительное повышение дальности требовало почти полуторакратного увеличения запаса топлива. Чтобы не менять отработанную конструкцию, было предложено простое и практичное решение – по бокам фюзеляжа снизу оборудовали накладные конформные баки на 260 кг топлива, практически не повлиявшие на аэродинамику и балансировку ракеты. Такая конструкция позволила сохранить габариты и возможность размещения тех же шести ракет на МКУ внутри фюзеляжа.

Однако возросшая до 1465 кг масса вынудила ограничить число ракет на подкрыльевых узлах Ту-95МС, куда могли подвешиваться только восемь Х-55 СМ (вместо десяти обычных Х-55). 16 таких изделий были собраны харьковским предприятием к марту 1987 г. и сданы для проведения испытаний на Ту-160.

 

ЧАСТИ ВВС СССР, ОСНАЩЕННЫЕ АВИАРАКЕТНЫМ КОМПЛЕКСОМ Х-55

106-я ТБАД им.60-летия СССРУзин
1006-й ТБАПУзин
182-й Гв. Краснознаменный Севастопольско-Берлинский ТБАПМоздок
79-я ТБАДСемипалатинск
1223-й ТБАПСемипалатинск
1226-й ТБАПСемипалатинск
13-я Гв. ордена Суворова Днепропетровско-Будапештская ТБАДПолтава
184-й Гв. ордена Ленина Полтавско-Берлинский Краснознаменный ТБАППрилуки
 

ЧАСТИ ВВС РОССИИ, ОСНАЩЕННЫЕ АВИАРАКЕТНЫМ КОМПЛЕКСОМ Х-55

121-й Гв. Краснознаменный Севастопольский ТБАПЭнгельс
184-й Гв. ТБАПЭнгельс
79-й Гв. Краснознаменный ордена Красной Звезды ТБАПУкраинка
182-й Севастопольско-Берлинский Краснознаменный ТБАПУкраинка
43-й ЦБП и ПЛСДягилево

 

Первыми к освоению нового комплекса приступили в семипалатинском 1223-м ТБАП, куда 17 декабря 1982 г. прибыли два новых Ту-95МС. Этому способствовали продуманность и технологичность комплекса с высокой степенью автоматизации, упрощавшей проверку и подготовку к пуску. С 1984 г. к переучиванию на Ту-95МС приступил соседний 1226-й ТБАП той же семипалатинской 79-й ТБАД.

Одновременно шло оснащение Ту-95МС полков ДА в европейской части СССР – 1006-го ТБАП в Узине под Киевом и 182-го гв. ТБАП в Моздоке, входивших в 106-ю ТБАД. В дивизии были сосредоточены исключительно более совершенные Ту-95МС-16.

Первые Ту-160 поступили в апреле 1987 г. в 184-й гв. ТБАП, находившийся в Прилуках на Украине. Уже через три месяца, 1 августа, экипаж командира полка В. Гребенникова первый в части выполнил пуск Х-55.

Предполагалась постройка ста Ту-160 (столько же, сколько запланировали получить В-1 американцы). Однако перестроечная разруха, последовавшие хозяйственные и экономические проблемы, а за ними и развал Советского Союза ограничили число поступивших в 184-й ТБАП самолетов 21 единицей.

С распадом СССР оказалось, что на территории России осталась лишь малая часть прежних авиационных стратегических сил – два десятка Ту-95МС в Моздоке. Все остальные ракетоносцы вместе с ракетами и ядерными боезарядами оказались в Казахстане и на Украине, где находились, соответственно, 40 Ту-95МС в Семипалатинске, 25 в Узине и 21 Ту-160 в Прилуках. Вместе с самолетами на украинских базах оставались 1068 ракет типа Х-55. Очевидным являлось, что ни Казахстану, ни Украине ракетоносцы не нужны – об этом в открытую заявлялось их министерствами обороны.

С Казахстаном удалось договориться достаточно быстро, обменяв тяжелые бомбардировщики на предложенные российской стороной истребители и штурмовики. К 19 февраля 1994 г. все Ту-95МС были перегнаны на дальневосточные аэродромы, где ими были оснащены 182-й и 79-й ТБАП. Переговоры с Украиной тянулись долго, и казалось, никогда не кончатся. В конечном итоге в счет долгов за газ украинской стороной были переданы три Ту-95МС и восемь Ту-160, перелетевшие в Энгельс к февралю 2000 г. Вместе с ними договором предусматривалась передача 575 крылатых ракет (по другим сообщениям, в это число входили только 114 Х-55, прочие были Х-22).

В российских ВВС, после ряда трансформаций, все силы ДА были объединены в 37-ю ВА. В ее составе к июлю 2001 г. находились 63 самолета Ту-95МС с числящимися за ними 504 ракетами Х-55, а также 15 Ту-160. При многочисленных проблемах и крайне небольшом налете «дальников» боевая подготовка продолжается, в том числе с выполнением дальних полетов, работой с арктических аэродромов Тикси, Анадыря и Норильска и ракетными стрельбами. Первый практический пуск Х-55СМ с борта Ту-160 российских ВВС был выполнен экипажем подполковника А. Д. Жихарева 22 октября 1992 г. В июне 1994 г. четыре Ту-95МС и Ту-160 принимали участие в учениях СЯС России, отработав тактические пуски над Северным морем и затем выполнив реальную стрельбу Х-55СМ на полигоне с самолета подполковника С. Данильченко. В сентябре 1998 г. группой из четырех Ту-95МС 184-го полка были произведены пуски Х-55 в районе полигона Северного флота Чижа, откуда ракеты прошли 1500 км до цели. В ходе учений «Запад-99» в июне 1999 г. пара Ту-95МС из Энгельса выполнила 15-часовый полет, дойдя до Исландии, и на обратном пути произвела пуск Х-55 по учебной цели в районе Каспия. В октябре 2002 г. экипаж Ту-160 подполковника Ю. Дейнеко в ночном полете прошел маршрутом над приполярными районами, выполнив очередной практический пуск Х-55СМ. 14 мая 2003 г. четверка Ту-95МС и шесть Ту-160 участвовали в учениях, охватывавших район Персидского залива и Индийского океана. Пуски Х-55 с борта энгельсских Ту-95МС вновь проводились и в ходе стратегической командной тренировки наземных, морских и воздушных СЯС в феврале 2004 г.

Неядерный вариант Х-55 получил обозначение Х-555. Новая ракета оснащалась инерциально-доплеровской системой наведения, сочетавшей прежнюю коррекцию по рельефу с оптико-электронным коррелятором и возможностью спутниковой навигации. Ее точностные характеристики описывались величинами порядка 20 м. Предусматривалась возможность снаряжения Х-555 несколькими типами БЧ, в зависимости от задачи – фугасной проникающей для поражения укрытий и защищенных целей или кассетной с осколочными, фугасными или кумулятивными поражающими элементами для удара по площадным и протяженным целям. Переход на неядерную БЧ вызвал ряд проблем – все же спецзаряд был довольно компактен и весил немного, тогда как обычная БЧ такой массы оказывалась слишком слабой и требовала усиления. Сохранение приемлемой массы всего изделия было достигнуто за счет некоторого уменьшения запаса топлива и, соответственно, пониженной до 2000 км дальности (что вызвало недовольство заказчика).

В конечном счете более массивная БЧ и новая аппаратура привели к увеличению стартовой массы Х-555 на сотню кг по сравнению с прототипом, которая достигла 1280 кг. Для сохранения дальности было предложено, помимо базового варианта, оснащать Х-555 конформными подвесными баками на 220 кг топлива. По источникам в руководстве ВВС, первые пуски Х-555 состоялись 12 января 2000 г., однако, в силу указанных причин, решение о ее принятии на вооружении откладывалось.


Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

Новая ракета для стратегических бомбардировщиков » Военное обозрение

В ходе текущей Госпрограммы перевооружения Российской армии создается и поставляется не только военная техника. Не забыты вооружения различных типов. В среду стало известно, что в ближайшие месяцы Военно-воздушные силы получат новую крылатую ракету большой дальности.

Х-55 – дозвуковая крылатая ракета воздушного базирования


По сообщению «Интерфакса», о наличии подобных планов рассказал замминистра обороны А. Сухоруков. Утверждается, что в последнее время было проведено два испытательных пуска, которые были признаны успешными. В планах на август имеются еще два пробных запуска, после которых и будет принято окончательное решение относительно принятия новой ракеты на вооружение и подписаны соответствующие бумаги. К сожалению, Сухоруков не огласил хотя бы название новой ракеты, не говоря уже о ее характеристиках. Все имеющиеся официальные данные ограничиваются формулировкой «стратегическая крылатая ракета большой дальности».

Тем не менее, даже из столь скудных данных можно сделать некоторые выводы, особенно в свете ранее оглашавшихся сведений. В настоящее время российские военно-воздушные силы располагают двумя типами стратегических крылатых ракет воздушного базирования. Это Х-55 и ее глубокая модернизация под названием Х-555. Различные модификации ракет семейства Х-55 имеют дальность от двух до трех тысяч километров. Все они оснащаются инерциальными системами наведения с коррекцией траектории полета по рельефу пролетаемой местности. Суть этой методики заключается в комбинировании стандартной инерционной навигации и сравнения эталонной карты рельефа с фактически «наблюдаемым» ландшафтом. Такое наведение обеспечивает очень хорошую точность попадания и при этом не требует каких-либо сторонних средств навигации наподобие спутниковых систем. Средством доставки ракет Х-55 и Х-555 к месту пуска являются стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160.

Поскольку семейство ракет Х-55 появилось еще в начале 80-х годов, уже давно в нашей стране велись работы по созданию новых крылатых ракет воздушного базирования, которые стали бы преемниками Х-55. Сперва специалисты МКБ «Радуга», занятые в программе крылатых ракет воздушного базирования, попытались сделать гиперзвуковую стратегическую ракету. Однако после некоторых неудач и распада СССР им пришлось вернуться к старой, но отработанной концепции дозвуковой крылатой ракеты. В начале девяностых стартовал проект Х-101/102. Для достижения дальности пуска в 5500 километров конструкторам пришлось придать новой ракете большие размеры по сравнению с Х-55. Это привело к увеличению стартовой массы на 700-800 килограмм. По имеющимся данным, вес боевой части остался прежним – 400-410 кг. Похожим образом дело обстоит и с дальностью ракет Х-101 и Х-102. Изменения конструкции, применение нового двигателя и обновление навигационной системы привело к незначительному увеличению максимальной скорости. Она достигла 950-970 километров в час. Что касается типа боевой части новых ракет, то в версии Х-101 она несет конвенциональный заряд, а в варианте Х-102 – ядерный. Мощность ядерной боевой части оценивается в 180-200 килотонн.

Начало испытаний ракеты Х-101/102 планировалось еще на конец девяностых, однако обстановка в стране вынудила скорректировать эти планы. В итоге разработка, испытания и доводка новой ракеты затянулись на десять с лишним лет. В 2010 году сообщалось, что ракета Х-101 доводится до ума и имеет весьма хорошие перспективы. В то же время, оснащение дальней авиации такими ракетами потребует некоторых нововведений. Прежде всего нужно отметить соответствующую доработку бортовой аппаратуры самолетов-ракетоносцев. Кроме того, в случае с самолетами Ту-95МС имеется еще одна загвоздка конструктивного характера. Грузоотсеки этого бомбардировщика не могут вместить в себя новые ракеты ввиду их большей длины. Именно поэтому на имеющихся фотографиях Ту-95МС ракеты Х-101 были подвешены на пилонах под крылом, по две на каждом. Таким образом, каждый Ту-95МС может одновременно доставлять в точку запуска до восьми ракет. В свете существующих международных соглашений относительно стратегических вооружений такая возможность выглядит очень и очень интересно. Дело в том, что в настоящее время Ту-95МС могут нести только шесть ракет Х-55/555 внутри грузоотсека. Пилоны под крылом по договорам не используются. Вполне возможно, что принятие на вооружение ракеты Х-101/102 вызовет неоднозначную реакцию зарубежных политиков. Что же до самолетов Ту-160, то по имеющимся данным, они спокойно смогут брать полную нагрузку из двенадцати ракет, благо размеры грузоотсека и грузоподъемность барабанных пусковых установок позволяют делать это.

Ситуацию с новой ракетой в настоящее время нельзя назвать ясной и полностью понятной, особенно это касается конкретной модели. Предположение относительно Х-101/102 делается ввиду высокой степени завершенности проекта. Кроме того, еще весной министр обороны А. Сердюков говорил о некой новой стратегической крылатой ракете воздушного базирования, которая уже пошла в войска и повысила их боевой потенциал. Возможно, некоторое количество Х-101/102 уже было отправлено в дальнюю авиацию для освоения нового вооружения или опытной эксплуатации. Тем не менее, полных официальных данных по этому поводу пока нет.

Заявления А. Сухорукова насчет нового стратегического боеприпаса, кроме прочего, интересны и тем, что он обмолвился о еще одном проекте, рассчитанном на более дальнюю перспективу. По словам замминистра, к концу этого года будут начаты первые испытания по программе гиперзвуковой ракеты. Других подробностей относительно гиперзвуковой программы Сухоруков не огласил. Возможно, этот проект является развитием или возобновлением Х-90, который в свое время наделал много шума. Не стоит исключать и возможность того, что в новом проекте лишь используется собранная ранее информация, а сам он создается почти с нуля. Однако первые конкретные сведения относительно перспективной гиперзвуковой ракеты появятся не ранее будущей зимы.

По материалам сайтов:
http://interfax.ru/
http://lenta.ru/
http://testpilot.ru/
http://airwar.ru/

topwar.ru

ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН


АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Х-555

AVIATION MEDIUM-RANGE MISSILES KH-555

В МКБ «Радуга» с конца 1980 годов создавалось новое поколение авиационных крылатых ракет большой дальности, тогда предусматривалось создать такие ракеты и не только в ядерном оснащении. Информация о стратегической ракете Х-СД с неядерным оснащением впервые представлена в 1992 году на Мосаэрошоу-92. Ракета Х-СД создавалась на базе авиационной стратегической крылатой ракеты Х-55, он должна была оснащена оптико-электронной системой коррекции курса в сочетании с инерциальной системой навигации, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета. Ракету Х-СД, в отличии от Х-55, предполагалось оснастить кассетной или проникающей боевыми частями.
На той же базе – стратегической ракете Х-55 – создавался и другой вариант малогабаритной ракеты большой дальности в неядерном оснащении – крылатая ракета Х-65, предназначенная для поражения надводных кораблей с ЭПР более 300 кв. метров9, создана на базе планера, узлов и агрегатов стратегической крылатой ракеты Х-55 и отличается от нее системой управления с активной РЛГСН. В ходе проектирования изменена носовая часть корпуса ракеты, сечение которой стало треугольным. Ракета Х-65СЭ в экспортном варианте была продемонстрирована на первом Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) в Москве в 1993 году.
В дальнейшем работы по ракета типа Х-СД продолжились под обозначением Х-555.
В 1999 году было принято решение о развертывании производства ракет Х-555, создаваемой на базе ракеты Х-55СМ. При полном сохранении механических, электрических, информационных связей стратегических крылатых ракет Х-55СМ путем замены боевой части и доработки аппаратного отсека для установки высокоточной оптической системы коррекции и наведения создается новый класс высокоточного оружия.
Ракета Х-555 оснащается боевой частью кассетной либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной) , массой 410 кг. Увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и уменьшению до 2000 км дальности полёта ракеты, с конформными топливными баками дальность пуска увеличена до 2500 км.
Предусматривалась возможность снаряжения Х-555 несколькими типами боеголовок – фугасной проникающей (для поражения укрытий и защищенных целей) или кассетной с осколочными, фугасными или кумулятивными поражающими элементами – для удара по площадным и протяженным целям. Переход на неядерную «голову» породил некоторые проблемы: ядерный заряд был довольно компактен и весил немного, тогда как обычная боеголовка такой массы оказалась слишком слабой и требовала усиления. Сохранение приемлемой массы всего изделия достигло за счет уменьшения запаса топлива и понижения до 2000 км дальности пуска.

Еще на аэродроме базирования, с помощью специального комплекса планирования полетных заданий авиационных средств поражения большой дальности, в память центральной вычислительной машины (ЦВМ) бортового автопилота ракеты вводится программа с полетным заданием. В ЦВМ автокорреляционной системы вводится набор эталонных цифровых топографических карт рельефа местности по маршруту следования КР. С помощью этого же комплекса автоматически программируется автопилот самолета-носителя. Задача пилотов и штурмана бомбардировщика сводится только к контролю автопилота, который самостоятельно осуществляет вывод самолета в расчетную точку пуска КР.
После пуска ракета полностью автономна. КР снижается на маршевую высоту полета. Управление полета осуществляется по заложенной в ЦВМ автопилота ракеты программе, контролируемой инерциональной навигационной системой с коррекцией от автономной корреляционной системой следования рельефу местности «Спрут». В автокорелляционную систему «Спрут» входят: высокоточный частотный радиовысотомер, доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса, бортовая система управления «БСУ-55» с соответствующим программным обеспечением. С помощью радиовысотомера, в расчетных точках коррекции, вычисляется высота рельефа над уровнем моря, которая сравнивается с заложенными в память ЦВМ «БСУ-55» эталонными данными цифровых топографических карт рельефа местности по пути следования ракеты. После определения координат, «БСУ-55» выдает автопилоту навигационные данные, необходимые для коррекции полета и возвращения ракеты на запрограммированную траекторию.

В 2003 г. НПЦ «Технокомплекс» совместно с ОКБ им. А.Н. Туполева, ГосМКБ «Радуга», НИИАС, ОКБ «Марс» и ЦНИИАГ провели большой объем работ по доводке и испытательным пускам Х-555. В конце 2004 г. в СМИ появилась информация, что новая ракета поступила на вооружение ВВС РФ.
Завершающие пуски государственных испытаний Х-555 начатых в 2004 г., выполнены 16.08.2005 г. по полигону Пембой (Воркута) с самолетов Ту-160 «Павел Таран», «Александр Голованов» и «Александр Молодчий». 16 августа Президент России В.Путин совершил полет Москва (Чкаловский) – Оленегорск на Ту-160 «Павел Таран» с пусками КРБД Х-555 по полигону Пембой (Воркута). В ходе полета В.Путин некоторое время сам держал штурвал. Одновременно в учениях принимали участие самолеты «Александр Голованов» и «Александр Молодчий».
В России успешно прошла испытания высокоточная крылатая ракета большой дальности, заявил 26 мая 2005 года замначальника управления вооружения Вооруженных сил России генерал-лейтенант Александр Рахманов. «Недавно состоялась демонстрация нашей высокоточной авиационной ракеты. С двух тысяч километров, как говорят в авиации, попали прямо в окно», – сказал Рахманов.

Заместитель руководителя Роспрома Игорь Гаривадский, одновременно являющийся председателем совета директоров ГосМКБ «Радуга» – разработчика Х-555, – отметил 26 мая 2005 года в ходе круглого стола «Инновационный фактор в стратегии модернизации и развития оборонно-промышленного комплекса» в Российской академии наук, организованного РАН совместно с Лигой оборонных предприятий и ФГУП «Рособоронэкспорт», что новая ракета фактически не имеет с Х-55 – своей предшественницей – ничего общего, кроме внешнего вида. Ранее сообщалось, что Х-555 оснащена новыми оптическими и спутниковыми системами наведения, имеет малую эффективную поверхность рассеяния, изменяемый профиль полета. Дальность полета Х-555 приближается к 5 тыс. км, что позволяет самолетам Ту-160 и Ту-95МС наносить удары по точечным стационарным целям на любом возможном ТВД, не входя в соприкосновение с системой ПВО противника.

Х-555 могут положить предел американской «монополии» на применение неядерных КР большой дальности. Недаром за пуском четырех таких ракет в августе 2005 года лично наблюдал президент В.В. Путин с борта бомбардировщика Ту-160.

17 ноября 2015 года Воздушно-космические силы России впервые применили самолеты Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 стратегической авиации, которые нанесли массированный ракетно-бомбовый удар по объектам террористов «Исламского государства» в Сирии. Боевое применение авиационных крылатых ракет большой дальности Х-555 и Х-101 стало поворотной точкой в военной антитеррористической операции.


В общей сложности в ходе воздушной операции в Сирии на 20 ноября 2015 года стратегическая и оперативно-тактическая авиация совершила 522 самолёто-вылета, осуществлён пуск 101 крылатой ракеты воздушного и морского базирования, сброшено 1400 тонн бомб различного назначения. Всего поражено 826 объектов противника.
В целом в ходе воздушной операции удары крылатыми ракетами наносились из акваторий Средиземного и Каспийского морей на расстояние до 1500 километров, авиация применялась с аэродромов на территории России и Сирии.


На кадрах из Сирии видны крупные искореженные и обгоревшие останки частей корпуса и двигателя ракет, похоже недалеко от цели происходит отделение боевой части, которая далее поражает цель, а в это время ракетная часть с догорающими остатками топлива падает на землю.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние на вооружении с 2004 года
Дальность стрельбы, км 2000 – 2500
Скорость полета, м/с:
— крейсерская 190-200
— максимальная 260-270
Высота полета, м:
— минимальная 30-70
— максимальная 6000
Точность попадания (КВО), м 12-20 (5 – 10)
Тип боевой части кассетная или проникающая
Вес боевой части, кг 400
Система управления инерциальная с оптико-электронной коррекцией по рельефу местности и телевизионной системой наведения на конечном участке (предусмотрена спутниковая коррекция)
Органы управления аэродинамич. рули
Тип старта сброс с самолета-носителя
Эффективная отражающая поверхность, м2 0,01
Длина ракеты, м 6,04
Макс. диам. корпуса, м 0,514
Размах крыла, м ок. 3,0
Стартовый вес, т 1,6
Тип двигателя ТРДД
Система подготовки к пуску «Сигма»
Пусковая установка:
— тип роторная типа МКУ-6-5У
— число ракет 6
— вес пустой ПУ, кг 1550
— число узлов крепления ракеты 2
Самолеты-носители Ту-95МС (14 ракет), Ту-160 (12 ракет), Ту-22М3 (6-8 ракет)

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 20.11.2015

Источники:
Missile Forecast – Forecast International/ DMS, 1996
Lotnictwo Wojskowe Rosji, Tom III, P.Butowski – Warszawa: Lampart, 1997
Jane’s Defense Weekly №19 – 1995
Flight, 1995
“Авиация и космонавтика” выпуск №16(№5 – 1996)
Дайджест ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова №17 – 1997
С.Мороз «Туполев Ту-95″, Киев: «Архив-Пресс», 1999
Aviation Week & Space Technology, 11 January 1999
«Весомые ответы на военные вызовы» – «Независимое военное обозрение» №16-1999
И.Кедров «Оружие нации» вернулось на родину» – НВО №44, 1999
«Россия еще сыграет в «Блэк Джек» – «Известия» №234 от 14 декабря 1999 года
А.Волкова, С.Григорьев «Стратегические станут многоцелевыми» – НВО №22, 2000
ВПК №20 (87) 08 – 14 июня 2005 года
http://www.newsru.com/russia/26may2005/x555.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Х-55
http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-air/raketa-x-101/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-702.html
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2929/
http://www.e-reading.by
http://imp-navigator.livejournal.com

АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-101
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «РАДУГА»

bastion-opk.ru

Х-555 Википедия

Х-55
AS-15 Kent

Ракета Х-55 в музее ВВС ВС Украины
Тип стратегическая крылатая ракета
Статус эксплуатируется
Разработчик / МКБ «Радуга»
Главный конструктор И. С. Селезнёв
Начало испытаний 23 февраля 1981 года
Принятие на вооружение 31 декабря 1983 года
Производитель До 1986: ХАПО
С 1986: ВМП «АВИТЕК»
Смоленский авиазавод (отдельные агрегаты)
Годы производства с 1983 года
Годы эксплуатации с 1983 года
Основные эксплуатанты ВВС СССР
ВВС России
Модификации Х-55-ОК
Х-55СМ
Х-65
Х-555
Основные технические характеристики

Тип боевой части: ядерная
Макс. дальность: 2500 (Х-55), 3500 (Х-55СМ), 2000 (Х-555) км

↓Все технические характеристики
 Медиафайлы на Викискладе

Х-55 (произносится как «Ха-55») («изделие 120», общеизвестное название — РКВ-500, по ификации МО США и НАТО — AS-15 Kent) — советская/российская стратегическая авиационная крылатая ракета, разработанная в дубненском МКБ «Радуга» под руководством И. С. Селезнёва в конце 1970-х — начале 1980-х годов для вооружения стратегических бомбардировщиков.

Совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами.

Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160[1].

Содержание

  • 1 История
  • 2 Особенности конструкции
  • 3 Технические характеристики
  • 4 Модификации
  • 5 Современное состояние
  • 6 Обвинения в незаконном экспорте
  • 7 Боевое применение
  • 8 Аналоги
  • 9 См. также
  • 10 Примечания

ru-wiki.ru

Крылатая ракета, испытанная президентом / АвиаПорт.Дайджест

Во время перелета президента РФ Владимира Путина 16 августа на стратегическом бомбардировщике Ту-160 был произведен пуск четырех крылатых ракет Х-555. По словам некоего источника в военном ведомстве, две ракеты попали в окна, а две — в дверь заброшенного здания на полигоне «Пембой» под Воркутой. Министр обороны Сергей Иванов заявил, что пуски были испытательными. И такие ракеты будут использоваться для точечных ударов по террористам.

Высокоточная ракета большой дальности Х-555 — это модификация созданной почти 30 лет назад крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боеголовкой Х-55. Принципиальное отличие Х-555 от своей предшественницы в боеголовке, которая несет заряд обычного взрывчатого вещества. В связи с этим требуется повышенная точность попадания, с отклонением не более 20 метров. Модернизация ракеты производилась в ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка (г. Дубна, Московская обл.). В 1999 году принято решение о ее производстве и испытаниях. Испытания и доводку ракеты проводили, кроме ГосМКБ «Радуга», НПЦ «Технокомплекс» совместно с ОКБ им. Туполева, ОКБ «Марс», НИИАС и ЦНИИАГ. В 2004 году ракету Х-555 поставили на вооружение стратегической авиации. Она предназначена для нанесения точечных ударов на большие расстояния.

От ракеты-предшественницы Х-55 фактически сохранился только корпус. По словам председателя совета директоров ГосМКБ «Радуга» Игоря Гаривадского, Х-555 оснащена оптическими и спутниковыми системами наведения, имеет малую поверхность рассеяния, изменяемый профиль полета. По некоторым данным, дальность полета крылатой ракеты — не менее 2000 км, а максимальная — приближается к 3500 км. Это позволяет стратегическому ракетоносцу наносить удар, не входя в зону действия ПВО противника.

Инерционно-доплеровская система наведения боеголовки Х-555 сочетает коррекцию по рельефу местности с электронно-оптической корреляцией и спутниковую многоканальную навигацию ГЛОНАСС. Вместо компактного ядерного заряда (130 кг на Х-55) установлен заряд обычного взрывчатого вещества массой не менее 350 кг. Для увеличения объема головной части пришлось уменьшить топливные баки. Чтобы после этого снова улучшить показатель дальности полета, применяются два дополнительных топливных бака объемом 220 литров, закрепленные по бокам ракеты. После выработки горючего они отбрасываются. Таким образом дальность полета можно довести до 3500 км.

Предусмотрено снаряжение Х-555 сменными боеголовками в зависимости от поставленной задачи — бронебойной, кумулятивной, осколочной, фугасной. Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом большого удлинения. В транспортном положении крыло убирается в специальный проем корпуса ракеты. Точно так же складывается рулевое трехлопастное оперение. Для изготовления корпуса, крыльев и оперения используются радиопоглощающие материалы, что приводит к значительному снижению радиозаметности ракеты.

Полетное задание вводится в ракету Х-555 еще на аэродроме в предполетный период вместе с набором контрольных цифровых карт. Это же задание вводится в автопилот бомбардировщика-носителя, пилоты которого просто контролируют затем выполнение задания. После старта ракета снижается на высоту от 40 до 110 м от земли и летит, огибая рельеф. В контрольных точках выверяется маршрут по карте рельефа местности и спутниковой системе ГЛОНАСС. В случае ошибки ракета самостоятельно возвращается на правильный маршрут.

Технические данные ракеты Х-555 могут быть оценены пока только приблизительно, исходя из габаритов ее предшественницы Х-55. Длина корпуса — 6 м, размах крыльев 3,1 м, масса — около 1500 кг, крейсерская скорость — 750 км/ч. Диапазон высоты пуска — от 200 до 12 000 метров. Ракеты могут размещаться на стратегических бомбардировщиках Ту-160 и Ту-95СМ. Изготовляются путем конверсии ракет Х-55, запас которых примерно равен 1500 шт. Планируется вооружить крылатыми ракетами Х-555 полк бомбардировщиков Ту-160, по 12 ракет на самолет.

Крылатая ракета предназначена для поражения важных стационарных объектов противника, координаты которых четко определены, — штабов, коммуникационных узлов, радиолокационных станций и т.п. В принципе они могут быть использованы и по террористам, но для этого не требуются столь дорогостоящие технологии и способность преодолевать противодействие средств ПВО и радиоэлектронной борьбы.

 

Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 сентября 2005 года | Дайджест публикаций за 4 сентября 2005 года

Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Связи: Ту-160, Иванов Сергей (в процессе тестирования)

www.aviaport.ru

Стратегическая крылатая ракета Х-55 (РКВ-500)

Описание

Стратегическая крылатая ракета Х-55 — дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами.

Ракета разработана в НПО «Радуга» под руководством генерального конструктора И. С.Селезнёва Программа создания ракеты была реализована в следующие сроки: начало — середина 1976 года, окончание — середина 1982 года, принятие на вооружение — 31 декабря 1983 года.

В результате разработки был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз перед отцепкой ракеты от самолета. В 1983 году за создание и освоение производства Х-55 большая группа работников МКБ «Радуга» и Дубнинского машиностроительного заводе удостоена Ленинской и Государственной премий. В 1985 году производство было передано на Кировский машиностроительный завод.

Носителями КР являются самолеты стратегической авиации — Ту-95МС и Ту-160.

На западе ракета Х-55 получила обозначение AS-15 «Kent».

Ракета Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Оперение цельноповоротное. Двухконтурный турбореактивный двигатель РДК-300 расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается. В полёте при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа (кок выдвигается при помощи пружины, удерживаемой в натянутом состоянии нихромовой проволокой, которая пережигается электрическим импульсом).

В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности — обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов.

В дальнейшем были созданы модификации ракеты с увеличенной за счет установки сбрасываемых конформных подвесных топливных баков дальностью — Х-55СМ (принята на вооруженеи в 1987 году).

Стратегическая ракета Х-55 способна с высокой точностью поражать стационарные цели на большом удалении от точки пуска. Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты Х-55 независимо от протяженности, погодных условий и т. д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).

Каждый бомбардировщик Ту-95МС может нести до шести ракет, расположенных на пусковой барабанной установке катапультного типа в грузоотсеке самолета. В двух грузоотсеках сверхзвукового Ту-160 может располагаться 12 крылатых ракет большой дальности Х-55СМ (с дополнительными баками) или 24 обычных крылатых ракеты Х-55.

Еще на стадии создания комплексов вооружений с КР развернулась острая дискуссия о том, где должен находиться носитель полетного задания: на ракете или на самолете; как (централизовано или децентрализовано) должно готовиться полетное задание. Победила концепция строгой централизации, что на сегодня не дает возможности несанкционированно применить ракету, вне зависимости от того, в чьих руках бы она не находилась.

Модификации ракеты:

  • Х-55 (изделие 120, РКВ-500, AS-15)
  • Х-55-ОК (изделие 124)
  • Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б, AS-15b) — увеличенной дальности.
  • Х-65 — тактическая модификация Х-55 с обычной боеголовкой
  • Х-555 — глубокая модернизация Х-55. Уменьшена ЭПР и улучшена навигация. Дальность возросла почти до 5000 км. В октябре 1999 года прошли испытательные пуски новейших стратегических крылатых ракет Х-555, вслед за этим правительство РФ приняло решение развернуть их серийное производство.

После распада СССР часть ракет и их самолетов-носителей осталась за пределами России, в частности, на Украине и в Казахстане. В конце 1999 года 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55 и Х-55СМ было доставлено из Украины в Россию железнодорожным транспортом в счет погашения долга за поставки газа.

ТТХ СКР Х-55

Тактико-технические характеристики Х-55
Длина Х-55СМ, м 6,040
Длина Х-55, м 5,880
Диаметр корпуса Х-55СМ, м 0,77
Диаметр корпуса Х-55, м 0,556
Размах крыльев, м 3,10
Стартовый вес Х-55СМ, кг 1700
Стартовый вес Х-55, кг 1300
Мощность боевой части, кт 200
Масса боевой части, кг 410
Дальность полета Х-55СМ, км 3000
Дальность полета Х-55, км 2500
Скорость полета, м/с 260
Высота полета на маршевом участке траектории, м 40–110
Высота пуска, м 20–12000
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 540–1050

war-arms.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *