Содержание

Арии — это… Что такое Арии?

Ожерелье, датируемое I-м тысячелетием до н. э., найденное при раскопках на территории современного Ирана в Гилянe

А́рии (др.-инд. ā́rya-, авест. airya-, др.-перс. ariya-) — самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (II—I тыс. до н. э.), говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков. Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные арийские, или как их ещё называют, индоиранские народы.

Этимология

Для этнонима *a/āri̯a- предполагается возведение к индоевропеской форме *ar-i̯-o-, отражённой, по всей вероятности, также в др.-ирл. aire «знатный», «свободный» и др.-сканд. (рунич.) arjōstēR «знатнейшие». Последние слова, однако, никогда не использовались в качестве этнонима, в то время как в языках индоиранских (арийских) народов помимо значения «благородный», слово имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую

ариев («своих людей») окружающим чужим народам — др.-инд. anā́rya-, авест. anairya- «не-арий», «варвар».

Предлагались различные версии происхождения *ar-i̯-o-, начиная от уже оставленных в академических кругах версий XIX века: от глагола «передвигаться» (то есть «кочевник») или от глагола «пахать» (то есть «земледелец»). В 1938 году Паулем Тиме была выдвинута получившая в своё время широкое распространение и критически переосмысленная Э. Бенвенистом этимология *ar-i̯-o- как «проявляющий гостеприимство» по отношению к *ari (др.-инд. arí «друг», «враг», «чужестранец»)[1].

Данная гипотеза подтверждается наличием др.-инд. aryá- (←*ari̯a-) «господин», «хозяин дома», прямо соответствующего иранским вариантам этнонима (с кратким а-). При этом древнеиндийский вариант с долгим

ā- (ā́rya-) можно трактовать как вриддхи-форму от aryá-, то есть «член союза домохозяев-aryá, в котором проявляется взаимное гостеприимство». С этим соотносится и такое важное общеарийское обожествляемое понятие как *ari̯aman- (др.-инд. aryaman-, авест. airyaman-) — Арьяман, букв. «арийство», божество дружбы, гостеприимства и свадьбы.

Др.-инд. arí «друг» (но и «враг» как «чужак»), по всей видимости, имеет параллели в хетт. ara- («товарищ») и с арм. ari («ари» — «мужественный»). Для этого слова Семереньи предполагал ближневосточный источник (ср. угар. ′arj «родственник», «товарищ»)[2][3].

Между тем, Иллич-Свитыч, опираясь на то, что сама морфология слова не соответствует индоевропейской структуре (начальное a- вместо ожидаемого ларингала *He-, наличие двух сонантов подряд), выводил пра-и.е. *ar-i̯-o- напрямую из семитских языков (ср. др.-евр. ḥōrim «знатные», «свободнорожденные» и др., корень ḥ-r-r «освобождать»)

[4].

Использование в древности

В древнюю эпоху термин *a/āri̯a- (арий/арья) был основным надплеменным этнонимом, обозначавшим у индоиранских народов совокупность племён, с которыми они ощущали родство и непосредственную этническую связь. Широко применялся термин также и в лингвистическом смысле: арийский язык — родной язык индоиранцев. Между тем, исторические свидетельства бытования этнонима относятся ко времени после распада индоиранского единства, который с течением веков только усугублялся. Поэтому для индоиранской этнонимии характерно с одной стороны исключение из охвата этнонимом арья окружающих народов такого же арийского происхождения, родственная связь с которыми в данной общности перестаёт осознаваться, а с другой — постепенное забвение этого этнонима и вытеснение его более локальными самоидентификациями.

В Индии
В Ведах

Для ведийской литературы характерно использование ārya- в качестве общего этнонима всех арийских племён, исповедовавших ведийскую религию и противопоставленных anārya- «неарий», dasyu-, dāsa «враги-аборигены» (дасы), mleccha- «варвар». В значении «благородный» он объединял три «дваждырождённых» варны (брахманы, кшатрии и вайшьи), противопоставленные шудрам как неарийской по происхождению варне. В значении «народ» им обозначались преимущественно вайшьи (то есть «простой люд») в противопоставление брахманам и кшатриям.

В Ригведе этноним упоминается 36 раз в 34 гимнах. Арийский мир в Ригведе охватывает прежде всего Sapta Sindhavaḥ (Семиречье, реки Пенджаба) и объединяет 5 больших племён: Anu, Druhyu, Yadu, Turvaśa и Pūru. В эпоху более поздних Вед центр индоариев смещается к востоку, в нынешнюю Харьяну, где возвышаются племя Bhārata[5][6][7][8]. Значение слова ārya- всё больше связывается с ведийским религиозным культом, появляется понятие vratya- («отступники») — группы людей арийского происхождения, не придерживающиеся всех установлений Вед.

В эпоху смрити
Арьяварта

В более поздней санскритской литературе появляется понятие Арьяварты (Āryāvarta, «страна ариев»), сердце брахманистской цивилизации. Согласно Законам Ману, Арьяварта простирается от Гималаев до гор Виндхья и от восточного моря до западного[9], то есть охватывает Северную Индию от долины Инда до Бенгалии и прежде всего междуречье Ганга и Джамны.

Если для эпохи Ригведы западная граница арийского мира неясна и, возможно, некоторые из перечисленных в этом памятнике арийских племён относились скорее к близкородственным иранским народам, то в эпоху смрити западные народы (иранцы) уже не рассматривались в качестве соотечественников и к ним не применялось обозначение арии.

Сам термин ārya- на протяжении эпического периода продолжает употребляться в этническом значении («благородный дваждырождённый индиец»), хотя его значение всё больше смещается в этико-религиозную сторону, начиная с Рамаяны и Махабхараты эпитет

арья (ārya-) означает прежде всего «благочестивый», «достойный» и прилагается к разным персонам в зависимости от их поведения и образа жизни.

В буддизме

В буддистской литературе ārya (пали ariya) в значении «благородный», «святой» употребляется даже чаще, чем в индуистской. Буддистское учение часто именуется ariyassa dhammavinayo «благородная дхарма и виная», четыре благородные истины — cattāri ariyasaccāni («четыре арийские истины»), восьмеричный путь — ariyamagga («арийский путь»), сами буддисты — ariyapuggala («арийские люди»), а их противники — anārya («неарии»). В некоторых текстах говорится, что ārya dharma (учение Будды) было проповедано всем: ариям (ārya), дасью, дэвам, гандхарвам и асурам.

В иранском мире
В древнеиранскую эпоху

В Авесте широко используется имя (airya-) в качестве этнической самоидентификации создателей памятника: airyanąm «из ариев» (о стрелке Эрехше), airyå daiŋʹhāwō «арийские страны», airyābyō pāδaēbyō «от арийских мест», airyō.šayanəm «обиталище ариев» и др., а также легендарный airyanəm vaējō «Аирьяна Ваэджо», «Эранвеж» (ср. также название горы airyō.xšuθa- «арийское удовлетворение»).

Не совсем ясно, какой именно круг народов включался в ариев. Михр-яшт, 13-14 включает в Аирьошаяну (обиталище ариев) шесть стран: Ишкату и Поуруту (в горах Гиндукуша), Моуру и Харою (Мерв и Герат), Гава-Сугду и Хваиризем (Согдиана и Хорезм). Видевдад 1 перечисляет 16 «наилучших стран», начиная с Аирьяна Ваэджо, не именуя правда их прямо «арийскими». В них включаются и некоторые области Западной Индии. С другой стороны, в Авесте уже встречается перечисление пяти «народов»: ариев (airya-) — самоназвание создателей Авесты — и противопоставленных им туирьев (tūirya-), саиримов (sairima-), саини (sāini-) и дахов (dåŋha-), при этом последние четыре также относятся к ираноязычным (то есть арийским) народам. Из этого авестийского концепта в дальнейшем выросло противопоставление Ирана (то есть земли ариев, см. ниже) и Турана.

В древнеперсидских надписях этноним ariya- используется в трёх контекстах:

Древним грекам также было известно общее название иранских народов: «арии» (ἄριοι) — о мидийцах[10], «арийский (ἄρειον) род» — о магах и их пастве[11]. Из греческих источников известно также прилагательное *aryāna- (авест. airyana-) «арийский», «ариец»: Αρειανοί — народ, к которому принадлежал Зороастр[12], ἡ ‘Αρειανή — Ариана[13] (страна ариев, Иран), например у Страбона: «Название Ариана распространяется на часть Персии и Мидии, а также на бактрийцев[14][15] и согдийцев на севере; ибо они разговаривают на почти одном и том же языке, однако с небольшими различиями»[16].

В среднеиранскую эпоху

Кушанский царь Канишка в составленной на бактрийском языке Рабатакской надписи называет сам язык надписи «арийским» (αριαο)[17].

Представление об ариях как этнической общности пережило парфянский период (династия Аршакидов), что видно из парфянских версий надписей Сасанидов, где царь именуется šāhān šāh aryān «царь царей ариев (MLKYN MLKʾ ʾryʾn)», хотя сведений, что так себя называли сами Аршакиды, нет.

В среднеперсидском языке этноним ариев развивался с эпитезой: *arya- > *airya- > ēr (ʾyr), множ. числ. ērān (ʾyrʾn) «иранцы», «благородные». При этом к этнической коннотации добавляется религиозная, ēr по сути становится синонимом слову weh(dēn) «следующий Благой (Вере)», «зороастриец», противопоставленным термину anēr «неарий», «незороастриец». Ранние Сасаниды именуют себя ēr māzdēsn (ʾyr mʾzdysn) «арий, почитатель Мазды»[18].

При этом Сасаниды выносят вперёд политическое значение этнонима и впервые формулируют идею «Иранской империи» — парф. aryānšahr (ʾryʾnḥštr), ср.перс. ērānšahr (ʾylʾnštr) < др. иран. *aryānām xšaθra- «Царство ариев», именуя себя «царь Эрана и Анерана» (ариев и неариев) — ср.перс. šāhān-šāh Ērān ud Anērān (MLKʾn MLKʾ ʾyrʾn W ʾnyrʾn), др.-греч. βασιλεύς βασιλέων ἀριανων. Термин

Эран (совокупность ариев, арийские земли) широко используется в новой титулатуре чиновничества, в топонимах, в религиозной и политической пропаганде[19].

В эту эпоху на другом конце ираноязычного мира, в южнорусских и северокавказских степях, «ариями» именует себя другой иранский народ — аланы (*alān < др.иран. *aryāna-). Подобно тому, как сасанидские иранцы не считали «ариями» незороастрийские иранские народы, в частности, аланов, сами аланы также распространяли этот древний этноним только на самих себя.

Современные рефлексы

Ни один из современных индоиранских народов уже не называет себя ариями и на уровне традиционной культуры в целом не осознаёт арийского происхождения и родства со всеми арийскими народами на почве общеарийского наследия. Сохранившиеся вторичные производные от этого корня в качестве этнонимов редки, большинство индоиранских народов именуют себя локальными или племенными названиями.

В нуристанских языках

В нуристанских языках, локальных языках архаичных племён Пригиндукушья, рефлексы этнонима *ari̯a- неизвестны. Более того, не совсем ясно, именовали ли себя ариями ариоязычные предки нуристанцев.

В Индии

В Индии сохраняется книжное («учёное») употребление санскр. ārya- в религиозном значении «благочестивый», «придерживающийся дхармы», иногда используемое (под западным влиянием) в националистическом смысле, например, в названии основанного в 1875 г. общества Арья-самадж.

Живое употребление бывшего этнонима сохранилось, по иронии судьбы, в Южной Индии, населённой дравидоязычными (то есть неариоязычными) народами в ayya — уважительном обращении к человеку.

В иранском мире

Сасанидский концепт «Арийского царства» (ērānšahr) находит продолжение в современном названии страны Иран (перс. ایران [ʔiˈɾɒn]), тадж. Эрон). Последнее было принято как официальное только в 1935 г. До этого имя Иран бытовало как неофициальное название обширного этнокультурного региона (т. н. «Большой Иран»), что прежде всего поддерживалось популярностью национального иранского эпоса Шах-наме (X в.), где описывается противостояние осёдлого Ирана и кочевого Турана, продолжающих авестийские airya- и tūirya-.

От имени Ирана происходит самоназвание современных жителей страны: ایرانی [ʔiˈɾɒni]). Перс. آریا [ʔɒrjɒ]) «арий» представляет собой «книжное» слово, имеющее недавнее историографическое происхождение.

Рефлекс аланского (то есть «арийского») самоназвания в виде аллон сохраняется у осетин только в сказках. Предполагаемое иногда как рефлекс *arya- самоназвание осетин-иронцев (ир, ирæттæ), как считает Абаев, имеет субстратное происхождение и никак не связано с ариями[20].

Происхождение

Изучение древних арийских языков и архаичных арийских культур (авестийской и ведийской) свидетельствуют, что древние арии изначально были единым народом. При этом разделение двух основных арийских ветвей (индоарийской и иранской) датируется началом II тыс. до н. э. Таким образом существование праариев как предков всех индоарийских и иранских народов, с одной стороны и одной из ветвей, выделившейся из праиндоевропейской общности — с другой, можно определить в хронологических рамках III—II тыс. до н. э.

Определение арийской прародины, под которой обычно понимают область распада арийской общности на первичные ветви, предполагает соотнесение первых сведений об исторических ариях с данными лингвистики и археологии[21]. Отсутствие прямых свидетельств существования праариев в тех или иных регионах и неоднозначность косвенных вынуждает исследователей строить противоречивые теории доисторических миграций ариев и их этногенеза.

Общая картина появления ариев на историческом горизонте: Митанни (~1600 г. до н. э.), Гандхара-Пенджаб (~1700-1500 гг. до н. э.), мидийцы и древние персы (~900 г. до н. э.), скифы и киммерийцы (~600 г. до н. э.), — указывает на среднеазиатский регион как исходный для арийских миграций[22]. С ранними ариями и их миграциями обычно связывают Андроновскую культуру, Бактриано-Маргианский археологический комплекс и Язскую культуру. Обширная Андроновская культура соотносится с преимущественно скотоводческими традициями ариев, с коневодством и колесницами. Тем не менее проследить влияние степной культуры, затрагивающее осёдлую культуру юга Средней Азии (БМАК), в Индии и Западном Иране не удаётся, в сроки, соотносимые с арийскими миграциями в эти регионы, здесь наблюдается наоборот влияние БМАКа. Для разрешения этого противоречия предлагается модель Kulturkugel (нем. «культурная пуля»). Предполагается проникновение протоарийских племён с севера из ареала Андроновской культуры на территорию БМАКа, где покорённое ими доарийское население было ассимилировано и в дальнейшем начало экспансию на юго-восток в Индию и юго-запад — в Митанни (индоарии и митаннийские арии). Вторая волна экспансии связана с распространением иранцев в Западный Иран, Северное Причерноморье и др[23].

Сохранявшиеся в южносреднеазиатском регионе иранские языки демонстрируют отсутствие специфического субстрата, в отличие от иранских языков Западного Ирана и индоарийских языков Индии. Вычленяемый во всех индоиранских языках общий субстрат предположительно соотносится именно с доарийской культурой БМАКа. Кроме того, наблюдается перенос некоторых географических названий из южносреднеазиатского региона в Индию (ср. авест. Harōiuua-, др.перс. Haraiva- «Арея» ~ др.инд. Saráyu-; авест. Haraxᵛaitī-, др.перс. Harauvati- «Арахозия» ~ др.инд. Sárasvatī-.

Язык

Распад арийской языковой общности по Д. И. Эдельман

Языки старейшей из самхит Ригведы и древнейшей части Авесты Гат — древнейших из зафиксированных представителей соответственно индоарийской и иранской ветвей (2-я пол. II тыс. до н. э.) — демонстрируют значительную близость не только на уровне фонологии, морфологии и лексики, но и на уровне устойчивой поэтической фразеологии. Ср. например, ведийск. uttānáhastanámasā (РВ 6.16.46) и авест. nəmaŋhāustānazasta- (Y. 28.1) «с руками, протянутыми в поклонении» или hrdāˊ mánasā (РВ1.61.2) и авест. zərədāčā manaŋhāčā (Y. 31.12) «сердцем и умом». Данная близость указывает на существование единого арийского праязыка и общих для предков ариев поэтических традиций. При этом время разделения индийской и иранской ветви можно определить как начало II тыс. до н. э. (2000—1800 гг. до н. э.)[24].

Не имеющие памятников древнейшей эпохи дардские языки традиционно рассматривались как особая подветвь индоарийских, однако современные исследования показывают, что выделение предка дардских происходило в эпоху, соотносимую с разделением праиндоарийским и праиранского, дардские по некоторым параметрам занимают промежуточное положением между индоарийскими и иранскими. Поэтому дардские языки скорее следует рассматривать как отдельную ветвь индоиранских[25].

С точки зрения относительной хронологии выделение предка нуристанских языков следует отнести к бо́льшей древности, чем распад собственно индоиранских языков (индоарийского, дардского и иранского)[26]. Таким образом выделение архаичных нуристанских языков может считаться наиболее ранней филиацией праарийского языка.

Культура и религия

Материальная и духовная культура древних ариев (индоиранцев) восстанавливается на основании свидетельств древнейших литературных памятников индоариев (Веды) и иранцев (Авеста), а также исторических свидетельств о древних индоиранских народах, археологических данных, данных поздних эпических сказаний (Махабхарата, Рамаяна, Шах-наме) и этнографических исследованиях современных архаичных индоиранских народов.

Материальная культура

Предки исторических ариев были полукочевым народом, в хозяйстве которых ведущую роль играло скотоводство, а земледелие носило подчинённый характер. Главным домашним животным ариев была корова/бык (др.инд. go-, авест. gao-) — основа материального благополучия, источник продуктов питания и тягловая сила. Разводились также овцы (др.инд. paśu-, авест. pasu-), козы (др. инд. aja-, авест. aza-), ослы (др.инд. khara-, авест. xara-), верблюды (др.инд. uṣṭra-, авест. uštra-). Собаки (др.инд. śvan-, авест. span-) охраняли жилище и сторожили скот. Арии пахали землю плугом, запряжённым волами, и сеяли ячмень (др.инд., авест. yava-). Изготавливался также хмельной напиток, вероятно, на молочной основе (др.инд. sura-, авест. hura-)

Основой боевого могущества был конь (др.инд. aśva-, авест. aspa-), впрягаемый в легкую и быструю колесницу (др.инд. ratha-, авест. raθa-). Основным оружием были стрелы (др.инд. iṣu-, авест. išu-) и палица (др.инд. vajra-, авест. wazra-).

Ариям были известна примитивная ирригация (др.инд. yavyā-, др.перс. yauviyā- «канал»), выкапывание колодцев (др.инд. cātvāla-, авест. cāt-), изготовление кирпичей (др.инд. iṣṭakā-, авест. ištiia-), выплавка медных (др.инд. ayas-, авест. ayaŋh- «металл», «медь») и золотых (др.инд. hiranya-, др.перс. daraniya- «золото») изделий . Другими областями деятельности были ткачество, плотничество, целительство.

Социальная структура

Основу арийского общества составляла патриархальная семья, населявшая отдельную постройку (др.инд., авест. dam-). Социальными субъектами были главы таких семей (др.инд. pati-, авест. paiti-), под их властью объединялись люди (члены семьи, рабы-пленники и другие зависимые люди) и скот (др.инд. paśuvīra-, авест. pasu.wīra- «скот и люди»), количество которых определяло богатство семьи. Семьи объединялись в роды (др.инд. viś, авест. wīs-), занимавшие селения-общины (др.инд. vr̥jana-, авест. wərəzana-). Группы общин составляли племена, часто объединявшиеся в непрочные и враждующие между собой союзы.

Трехклассовая структура общества, фиксируемая в древних индийском и иранском обществах, вероятно, только формировалась и основные названия для классов варьируют в разных ветвях ариев. Во главе общества стояли жрецы (др.инд. ātharvan-, hotar-, uśij- авест. āθrauuan-, zaotar-, usij-), среди которых особо выделялись поэты-провидцы (др.инд. kavī-, r̥ṣi-, авест. kauuī-, ərəši-), и аристократическая верхушка, обладатели власти (др.инд. kṣatra-, авест. xšaθra-), состоявшая из воинов-колесничих (др.инд. ratheṣṭā-, авест. raθaēštā-). Третий класс, составлявший простой народ, состоял из пастухов, при необходимости составлявших ополчение-войско (др.инд senā-, авест. haēnā-). Война (как с соседними племенами ариев, так и с неарийскими народами), мотивированная захватом добычи (прежде всего скота) и новых территорий для расселения и выпаса скота, была основной формой социальной активности.

Духовная культура

Основой духовной культуры, пронизывающей все виды деятельности ариев, была религия. Индоиранская религия строилась вокруг жертвоприношения (др.-инд. yajñá-, авест. yasna-), устраиваемого в праздничные или прочие знаменательные дни жрецами по заказу и на средства жертвующих мирян. Смыслом жертвоприношения было поддержание Мирового Порядка (др.-инд. ṛta-, авест. aša-, др.-перс. (a)rta-), проявляющегося в космических циклах и в общем благополучном функционировании вселенной, обеспечивающем ариям умножение материальных благ. На жертвоприношении жрецы воспевали гимны божествам, приносили им дары, призванные укрепить их силу и призвать их на помощь ариям. Важная роль при этом отводилась огню (др.-инд. agni-, пережиточно авест. aɣni-) — посреднику в передаче даров от людей богам. В процессе священнодействия готовился галлюциногенный или возбуждающий напиток (др.-инд. soma-, авест. haoma-), вызывавший у верующих религиозный экстаз. Священники воспевали священные формулы (др.-инд. mantra-, авест. mąθra-), оказывающие магическое действие на мироздание и пробуждали потаённую святую силу, скрытую во всех вещах (др.-инд. brahman-, др.-перс. brazman-).

Поэты-провидцы устраивали состязания по импровизации религиозных гимнов, часто задействуя метафоры конных состязаний, на которых арии устраивали гонки на колесницах — своё любимое развлечение, так же имевшее религиозное значение. На церемониях пение религиозных песен сопровождалось аккомпанементом на музыкальных инструментах (прежде всего лютне).

Боги назывались дэвами (др.-инд. deva-, авест. daēuua-), от индоевропейского корня *di̯u- «блистать», «сиять». Другим божественным эпитетом было *asura- (др.-инд. asura-, авест. ahura-) «господин», «владыка». В исторических арийских религиозных системах наблюдается размежевание разных богов по этим двум группам, при этом одна из этих групп постепенно демонизируется.

Основными божествами ариев были: бог договора Митра (др.-инд. Mitra-, авест. Miθra-), Индра (др.-инд. indra-, авест. iṇdra-), Шарва (соотносимый с Рудрой, др.-инд. śarva, авест. sauruua-), Насатья (др.-инд. Nāsatya-, авест. Nåŋhaiθya-) и др. Известен был также миф о прародителе людей, «Близнеце, сыне Виваcванта» (др.-инд. Yama-, авест. Yima-, см. Яма и Джамшид).

Сохранившимися до нашего времени религиями, возникшими на арийской почве, являются индуизм, джайнизм, буддизм, религия калашей и кафиров Гиндукуша и зороастризм.

Употребление термина «арии»/«арийцы» в XIX — начале XX веков

Слово арий в трудах европейских исследователей в XIX веке (в связи с установленным в начале XIX века генетическим единством индоевропейских языков, выявлением ряда общеиндоевропейских мифов и т. п.), было ошибочно принято за самоназвание всех древних индоевропейцев. Особую известность оно получило во времена нацистской Германии, идеологи которой часто употребляли его в расовом смысле, и даже взяли один из арийских символов — свастику. Идеологи нацизма считали, что «северные народы» (которые также называют «германскими народами») представляют собой идеальную и чистую расу — истинных арийцев[27].

С конца ХХ в. тема о «древних ариях» часто развивается в стиле фолк-хистори в рамках неакадемических исследований и неофашизма[28].

Расовые теории

Арийская расовая теория была разработана французским литератором Артюром де Гобино, который, выделив три основные расы по цвету кожи (белую, жёлтую и чёрную), считал высшей расой белую, а внутри неё на высшее место ставил «арийцев». Современная наука отвергает арийскую теорию как ненаучную.

См. также

Примечания

  1. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. С. 240—242.
  2. O. Szemerinyi. Structuralism and substratum — Indo-Europeans and Semites in the Ancient Near East (LINGUA. International Review of General Linguistics, v. 13: 1-29) 1977. P. 122.
  3. протосемит. *ʔary-
  4. Иллич-Свитыч В. М. Древнейшие индоевропейско-семитские языковые контакты // Проблемы индоевропейского языкознания. Этюды по сравнительно-исторической грамматике индоеврпейских языков. М., 1964. С. 7. (254 Кб, djvu)
  5. Массагеты // БРЭ. Т.19. М.,2011.
  6. Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.
  7. Андроновская культура // БРЭ. Т.1. М.,2005.
  8. Бхаратаварша // БРЭ. Т.4. М.,2006.
  9. Ману-смрити, 2:22
  10. Геродот. История, 7.62
  11. Евдем Родосский.
  12. Диодор Сицилийский. 1.94.2
  13. Ариана // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  14. Бактрия // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  15. Бактра // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  16. География, 15.8
  17. N. Sims-Williams, «Further notes on the Bactrian inscription of Rabatak, with the Appendix on the name of Kujula Kadphises and VimTatku in Chinese». Proceedings of the Third European Conference of Iranian Studies (Cambridge, September 1995). Part 1: Old and Middle Iranian Studies, N. Sims-Williams, ed. Wiesbaden, pp 79-92
  18. Gherardo Gnoli. ĒR, ĒR MAZDĒSN
  19. G. Gnoli. IRANIAN IDENTITY ii. PRE-ISLAMIC PERIOD
  20. В. Абаев, Историко-этимологический словарь осетинского языка, Т. 1, стр. 576
  21. Арии // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  22. Оранский И. М. Иранские языки. М., 1963, стр 33-37
  23. Michael Witzel, The Home of the Aryans
  24. Mallory, J.P. (1989), In Search of the Indo-Europeans: Language, Archaeology, and Myth, London: Thames & Hudson
  25. Коган, А. И. Дардские языки: Генетическая характеристика. М.: Восточная литература РАН, 2005.
  26. Эдельман Д. И. Нуристанские языки / Дардские и нуристанские языки. Серия «Языки мира». М., стр. 99
  27. Widney, Joseph P. Race Life of the Aryan Peoples New York: Funk & Wagnalls. 1907 In Two Volumes: Volume One—The Old World Volume Two—The New World ISBN B000859S6O
  28. Станислав Дмитриевский. Куда идут мастера фолк-хистори? Часть 2

Ссылки

dic.academic.ru

Что означало слово «арии» и «арийский»?

Не возможно с уверенностью восстановить собственное имя этого пра-индоевропейского народа, создавшего самые древние тексты гимнов Риг-Веды (2500 г. до н.э.) на ведическом санскрите — языке ариев. В древних текстах Риг-Веды этот пра-индоевропейский народ называют Арии.

Известно, что индо-арии появились, как цивилизация, в долине реки Сарасвати, они говорили на ведическом санскрите, на этом языке произносились и передавались в устной форме поэтические гимны Риг-Веды (2500 г. до н.э.). Эта древнейшая части Вед, была записана на ведическом санскрите в 11 веке до н.э.
В те времена, когда создавались стихотворные тексты Риг-Веды не было понятия «арийская раса», этот термин был придуман в 19 веке, этнологами открывшими общность индо-европейской семьи языков.

Слово Арии в переводе с др.-инд. Ā́rya, ari̯a означало «господин», «хозяин дома». С приставкой «аn-» слово приобретало отрицание и негативный смысл: anārya- (анарья) — «не-арий», «неблагородный», «варвар» или «дасью», «разбойник, враг, демон, чужой». В стихотворных гимнах Риг-Веды, слово «Арья» никогда не использовалось в расовом или этническом смысле.

«Арья» означало «духовный», «благородный человек». Аристои – aristoi — «самый благородный», по-гречески: αριστοκράτης — аристократис. Себя арии причислили к высшей касте общества – брахманам – именно они владели тайными знаниями, записанными тайным языком Риг-Веды, которого не знали простые индусы. Ведический санскрит Риг-Веды и классический санскрит — это два разных языка.

Этимология слова арья — Ā́rya, ari̯a происходит от корня ведического санскрита kars (ар), — «вспахивать, культивировать землю», а слово «ариец», в исконном значении слова, означал «землепашец», в древнерусском языке сохранилось слово «орать» –пахать, «оратай» — пахарь.

Корни слов Ведического санскрита мы находим во многих языках мира: в готском arjan -пахать, в тохарском are — плуг, у шумеров Ur-Ru — вспахивать, на иврите хорейш -пахарь, на древнерусском — оратай — пахарь, орать — пахать; на греческом — аротир — αροτηρ – пахарь, ароо — αροω- пахать, на латинском aro – пахать, arator — пахарь, с чем связаны английское и французское arable – пахотный, на итальянском — terra arabile — пахотная земля (по-укр. — ороблена, по-рус. обработанная земля). Почти все европейские языки стоят рядом с первоисточником – арийским праязыком — ведическим санскритом, на котором написана Риг-Веда, и из которого выросли все другие индоевропейские языки. Ведический санскрит — родной язык Риг-Веды. 

Генетические исследования арийской гаплогруппы R1a  Анатолия А. Клесова, Игоря Рожанского.

Гаплогруппа R1a — это Прото-Индоевропейцы и легендарные Арии, согласно ДНК их современных потомков. «Изучая археологическую материальную культуру народов, относящихся к индоевропейской семье языков, антропологи выяснили, что арийская гаплогруппа R1a возникла в Центральной Азии, видимо, в Южной Сибири около 20 000 лет до н.э. Примерно 12 000 лет до н.э., носители гаплогруппы R1a1 уже были в Индостане, затем пошли через Анатолию и остальную часть Малой Азии, видимо, между 10000 и 9000 лет до н.э. Около 9000 — 8000 лет до н.э., носители гаплогруппы R1a1 прибыли на Балканы и распространились по всей Европе восточнее Британских островов.

На своём пути миграции, носители гаплогруппы R1a1 распространили прото-индо-европейский язык, основа которого лежит в ведическом санскрите (Риг-Веда), и понесли его по всей Европе во время своей миграции. Самые ранние признаки прото-индо-европейского языка носителей R1a1 по пути через Анатолию были отмечены лингвистами, и датированы 9400 — 10100 лет назад.

Носители гаплогруппы R1a1 появились на Русской равнине около 4800 — 4600 лет до н.э.  С Русской равнины носители гаплогруппы R1a1 мигрировали или пошли военным походом на юг – в Анатолию, Митаннию и Аравийский полуостров, на восток (Южный Урал, а затем Северную Индию) и на юго-восток (Иранское нагорье), и известны там, как исторические легендарные арии. Гаплотипы ариев, прямых потомков, поразительно схожи до 67 маркеров с современной этнической русской гаплогруппой R1a1, которая является генетическим маркером русского народа».

Слово Арий, арья было основным над племенным этническим маркером, обозначавшим совокупность племён, ощущающих этническую связь, родство, общность. В лингвистическом смысле термин «арийский язык» означал «родной язык», как и слово «русский», то есть «говорящий по-русски». Возможно, слово «арийский» указывало не на этническую принадлежность, а на социально-лингвистическую связь, «собирающую» людей в определённую группу.
Слово Арья может использоваться в качестве существительного (отвечает на вопрос: Кто?, Что?) или прилагательного (Какой? Какая?), также, как и слово «Русский».

Арья (Aryo) является прилагательным от корня «ар» пра-индо-иранского языка (Proto-Indo-Europeans), первоначально означающего «собрать», с положительным подтекстом Aryo — «опытный, умелый», «умелое собрание, объединение, союз».

От Aryo- происходит название народа, «арийцы», известны в Индии, Персии (Иране). Арийские племена в Индии называли свою землю «Aaryaa варта» — «арийская земля», в древние персы назвали свою землю «Airyanem Vaejah» — «арийская земля», Арьямен искаженное название Иран. Жители Ирана называют себя иранцами, и не идентифицируют себя с ариями.

Наиболее вероятная дата для прото-индо-иранского союза, арийского единства – это 2500 год до н. э. В этом смысле арийцы и арийская раса, представляла древнюю культуру, с единым языком всех арийских  племён, предшествующую и ведической, и зороастрийской культуре.

Значение слова Арья — ā́rya смотрите в англо-санскритском словаре:

Арья — уважаемый, почитаемый или верный мужчина, житель Арьяварты
Арья — тот, кто верен религии своей страны.

Арья — само-обозначение народов Древней Индии, которые говорят на языке Арья (Арья-База — Arya-Bhasa-)

Арья — тот, кто является благоприятным для Арья.

Арья — расы, которые иммигрировали из Центральной Азии в Арьяварты; Арья, отличающиеся и противопоставляемые – an-ārya – «не ариям», Дасью — dasyu, Даша – dāsa.
Арья — в более поздние времена Арья — наименование первых трех каст, в отличие от шудра. (RV. AV.)
Арья — человек очень достойный уважения, благородный, почтенный, представительный Арья — хозяин, главный, мастер, знаток своего дела, учитель, первый, владелец
Арья — друг.
Арья – вайшья — a vaiśya -«преданность, зависимость»- третья из основных четырёх каст у индусов, в которую согласно законам Maнy входят купцы, земледельцы, скотоводы. Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы).
Арья – Будда.
Арья — ( или Ariyo) человек, который думал о четырех главных истинах буддизма, и живущий соответственно буддийским традициям, буддийский священник
Арья — Сын Ману; СаВарна — sāvarṇa — Общины, которые принадлежат к одной из четырех варн: Брахманы, кшатрий, вайшья и шудра называют «Savarna».
Арья — Арийский, благоприятный, подходящий для арийских людей. (RV)
Арья — ведущий себя, как ариец, единственно достойный, честный, порядочный, благородный.

Арья – человек, происходящий из хорошей семьи
Арья — отличный
Арья — мудрый
Арья — подходящий
Арья — имя Парвати (pārvatī — «горная»), одно из имён жены Шивы (Живы).
Арья — своего рода метр, состоящий из двух линий (каждая линия, состоит из семи с половиной футов; в первой линии – 30, во второй — 27.)

Карта Ведической Индии

Фраза «арийская раса» иногда используется в переводах старых персидских надписей и других персидских источников 500 года до н.э., при упоминании об арийской  расы. Название страны Иран означает «земля ариев», и индийцы, и иранцы считают, что «арийская раса» — это их этническая принадлежность в давние времена, но ни современные индийцы, ни иранцы не называют себя ариями.
В 19 веке, новые идей об арийской расе были разработаны в исследовании Индоевропейских языков и рас. Вдохновленные открытием индоевропейской языковой семьи, 19 этнологов века предположили считать, что белые европейские народы произошли от древних людей, называемых арийцами. Эти идеи достигли своего пика популярности в Европе и Америке в конце 19 века и первой половины 20 века. Нацисты использовали концепцию «арийской расы», как «высшей расы» людей северного европейского происхождения, чтобы оправдать расовой теорией их жестокую военную политику.

Слово арийский относится к индо-иранской языковой семье, и к индо-ариям.

Из истории известно, что  индо-арии  появилась, как арийская раса и цивилизация в долине реки Сарасвати. Известно, что индо-арии говорили на ведическом санскрите, на этом эпическом языке произносились и передавались в устной форме стихотворные гимны Риг-Веды,  древнейшая часть Вед, которая была записана в средние века в Индии, примерно в 11 веке.  Себя арии причислили к высшей касте общества – брахманам – именно они владели тайными знаниями (Риг-Веда)  и тайным языком — ведическим санскритом, которого не знали индийцы. Ведический санскрит и классический санскрит — это два разных языка, считает древнеиндийский лингвист Панини, живший примерно в 500 году до нашей эры.

Общеизвестно, что идеи ведизма, изложенные в древнейших текстах гимнов Риг-Веды, со временем, вошли в индуизм, буддизм, христианство и многие другие религии мира.

Невозможно с уверенностью восстановить Собственное имя этого пра-индоевропейского народа, создавшего тексты гимнов Риг-Веды, возможно, это было Арии.

В глубокой древности арии, многочисленные праславянские племена, индоевропейцы, жили не только на территории России и в Европе, но они также населяли Среднюю Азию, Средиземноморье и Ближний Восток («Airyanem Vaejah» — «арийская земля» персов), где оставили очевидные следы в топонимике, археологии, культуре, искусстве и религии народов, говорящих на многочисленных языках, относящихся к индоевропейской языковой группе.

Арийские народы античной древности, говорившие на разных диалектах праиндоевропейского языка — пеласги, минойцы, этруски,  дорийцы, троянцы, фракийцы, киммерийцы, скифы, готы, венеты, руги, кельты, геты внесли свой вклад в формирование славянского этноса.

Что такое «Индоевропейские языки»? Глаголица — древняя славянская азбука

ru-sled.ru

Прародина ариев и их расселение

Прародина ариев и их расселение

Прародина ариев и их расселение

Известно, что предками всех европейских и, частично, азиатских народов были арии. Существуют две версии исходного расселения ариев: европейская и азиатская. По первой версии, родиной ариев является страна в Восточной Европе, по второй – страна, расположенная между Гималаями и Каспийским морем. Рассмотрим аргументы

в пользу первой и второй версий.

Основным письменным источником является эпос этого древнейшего народа, сохранившийся в ведической литературе Индии и Ирана (более правильно – Арьяна), а также в названиях рек и именах богов, в древних сказаниях европейских народов, включая германские и славянские племена.

Самые ранние из литературных памятников – гимны «Ригведы» (в переводе с санскрита – «Речь знания», сравните с русским словом «изрекать» и др.) составили единое собрание, как полагают, в конце II тысячелетия до новой эры (есть мнение и о более поздней кодификации). Древнейшие эпиграфические документы относятся к IV веку до новой эры [1].

Во II тысячелетии до новой эры в Северной Индии распространились арийские языки, носители которых, называвшие себя ариями, принесли в Индию иную культуру. Собственно, в этой части Индии слово

ari в ведийскую эру обозначало «чужак», «пришелец», «иноземец» (с другой стороны, arua (арий) обозначает «гостеприимный», а также – «хозяин», «человек благородного происхождения», «свободный»). Именуя себя ариями, древние иранцы и индийцы называли территории, где они обитали, «странами ариев». Например, Иран (Эран – от Арьянам – «страна ариев»).

У индоиранцев общие предки. Их языки близки, они поклонялись одним и тем же богам, совершали одинаковые обряды. Сходство прослеживается и в социальной организации, в мифах и гимнах. Некоторые отрывки древнеиндийской «Ригведы» имеют прямые аналоги в иранской «Авесте».

Считается, что предки индоариев жили в Юго-Восточной Европе. По пути в Индию они находились в Передней Азии. В хеттском трактате XIV века до новой эры, написанном хурритом Киккули, встречается немало индоиранских слов, например, мастей лошади. Арийскими по происхождению являются имена миттанийских правителей, упоминаемых в клинописных текстах с середины II тысячелетия до новой эры. В этих текстах названы боги, представленные в «Ригведе» и перечисленные в том же порядке: Митра, Варуна, Индра, Насатья.

Процесс расселения арийских племен был длительным и сложным. Видимо, это был не одновременный, а постепенный процесс их распространения и проникновения, расселения различными группами.

Лингвистические исследования позволили определить, что прародиной индоевропейской группы ариев, попавшей в Малую Азию (современная Турция), является область, протянувшаяся от нижнего Дуная до предгорий Кавказа [2]. Эти народы появились в Анатолии примерно за 2 тысячи лет до новой эры. Предполагается, что они пришли сюда двумя путями

: с северо-запада – через Босфор и с северо-востока – вдоль Кавказских гор. Хеттская держава возникла благодаря тому, что этим народам был известен секрет производства железа и оружия из него. Возглавляла эту державу индоевропейская (арийская) аристократия.

В дальнейшем (примерно в

1160 г. до н.э.), после падения хеттского государства, на его территории расселились арийские племена мушков и касков (имеются данные, что это предки касогов, современных адыгейцев), пришедших с севера. Ранее эти племена входили в состав империи хеттов и считали себя ее законными наследниками. Эти народы говорили на лувийском языке, ставшем впоследствии основой греческого языка. Один из царей мушков, по имени Митта (известен в Греции под именем Мидаса), переправившись в Грецию, предположительно, принес с собой финикийскую алфавитную систему письма.

Персидское завоевание Анатолии в средине I тысячелетия до новой эры положило конец истории народов, говоривших на хетто-лувийских языках.

Судя по статуэткам II тысячелетия до новой эры, доминирующим в этой группе ариев был культ богини-матери. На оттисках печатей можно

увидеть пантеон, в основном, мужских богов, который возглавляет бог грозы, и в котором видное место занимает бог Пирва (Перун, то есть «первый»), связанный с культом лошади, являвшейся основной тягловой силой у индо-ариев.

К середине I тысячелетия до новой эры в долине Ганга (современная Индия), появились государственные образования [3]. Судя по эпосу и пуранам, правители государств в

долине Ганга принадлежали к двум основным династиям: солнечной и лунной, возводимых к Ману Вайсвату (с санскрита переводится как «человек белого духа»). Солнечная династия брала свое начало от его сына Икшвану, внука солнца (Вавасвита). Лунная династия – от Пурурасвата, внука Солнца, бога Луны (мужа дочери Ману-Илы). Местом обитания древнейших царей считался Северо-запад, если смотреть со стороны долины Ганга. Династические истории начинаются в III тысячелетии или даже в IV тысячелетии до новой эры.

В дальнейшем, географический кругозор ведических племен ариев расширился. Вся Северная Индия стала рассматриваться как нечто единое и получила наименование «Арьяварта» (страна ариев).

По версии Витольда Пака, страной, откуда началось расселение ариев, была территория Северного Причерноморья и Подднепровья [4]. Базируясь на археологических раскопках, он предполагает, что 8 тысяч лет тому назад здесь существовало древнейшее государство мира Аратта (Оратта), ставшее ядром трипольской культуры (от названия села Триполье в Киевской области), и которое оказало решающее влияние на формирование арийской общности. Название государства (близкое к глаголу «орать» и к существительному «орало») говорит о том, что его обитатели вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством. Арии не знали рабства, ими руководили жрецы (брахманы), собиратели и хранители мудрости. Верховным богом у ариев был Дзяус (предтеча греческого Зевса-Зеуса, индийского Дэва, славянского Дива). Одним из самых почитаемых арийских, а позднее, индийских, богов был Вишну – властелин пространства и времени, подвижник Индры (Андрея) – главного персонажа

«Ригведы».

Спустя 4,5

 тысячи лет арии двумя могущественными потоками ушли на юго-восток, через Кавказ и Ближний Восток, на территорию современных Ирана, Турции, Индии и Таджикистана, оставив в названиях населенных пунктов, местностей, рек, озер память о себе. Например, Триполье – в Украине, Триполи – в Ливане, Трипура – в Индии («пур» – в переводе с санскрита – «город», «бург» – город на древнегерманском языке). Наименование рек Днепр (Данапр). Днестр, Дунай, Дон происходят от арийского «дана», то есть, «начало», «исток».

Государство ариев просуществовало очень долго, так как ему был чужд культ насилия.

С исходом ариев закончилась эпоха бесклассового существования народов. производные Аратты –

 Шумер, Древний Египет, Древняя Греция, Рим и другие были уже рабовладельческими государствами.

Часть ариев осталась в Европе. Например, древние кельты, которых греки называли галатами, а римляне – галлами, являются прямыми наследниками ариев. Они обитали в I веке до новой эры на территории всей Западной Европы. Большую роль в управлении ими играли друиды (жрецы).

Остались арии и в Восточной Европе, положив таким образом начало праславянам. Не исключено, что они попали и на север Восточной Европы. Исследователь древнеиндийского эпоса Тилон в 1903 году опубликовал книгу «Арктическая родина в ведах» [5]. По мнению Тилона, «Веды», созданные более чем за 3 тысячи лет до новой эры, рассказывают о жизни ариев в местности, где бывают долгие летние дни и долгие зимние ночи, видна Полярная звезда и северное сияние. Там много лесов и озер, находятся священные горы, которые делят землю на Север и Юг, а реки на текущие к северу и текущие к югу.

Исследователями исторических корней северорусской культуры, обнаружено более 500 топонимов, корни которых сохранились в санскрите. Так, река, текущая в южное море, называется Рга (Ра, Волга). А та, что впадает в Северное (Белое) море – Двина (на санскрите означает

: «двойная»). Двина в действительности получается от слияния двух рек: Юга и Сухоны. Священные горы из древнеиндийского эпоса очень похожи по описанию на главный водораздел Восточной Европы – Северные Увалы, которые дугой пролегают от Валдая до Полярного Урала. Следует отметить, что температура воздуха на побережье Ледовитого океана была в то время на 12 градусов выше, чем сейчас.

С санскрита названия рек переводятся следующим образом: Сухона – «легко преодолимая», то есть пересыхающая, Кубена – «извилистая» (сравните Кубань на Северном Кавказе), Дарида – «дающая воду», то есть, источник воды, Падма – «лотос», «кувшинка», Куша – «осока» и т.д.

Множество рек, озер, ручейков Вологодской и Архангельской областей называются так: Ганг

, Шива, Индига, Индосат, Синдюшка, Индоманка (сравните: Инд, Ганг – в Индии и Пакистане).

Изменение климата (похолодание) заставило значительную часть арийских племен искать более благоприятные для жизни территории на западе и юге. В Центральную Европу ушли племена дейчев (дейч, по-русски – «немец»), с реки Сухоны – сухане, а с Ваги – вагане. Все это – предки германцев. Другие племена обжили Средиземноморское побережье Европы, достигли Атлантического океана. Часть ушла, как указывалось ранее, на Кавказ и далее на юг. Среди пришедших в Северо-западную Индию – племена кривы и драва (кривичи, древляне – в Восточной Европе). Племя русь (русов, ругов) оказалось на юге Балтийского моря. Следует отметить, что слово «русь» может происходить от слова «русья», что на санскрите означает «светлая», «святая».

На рубеже IV и III тысячелетий до новой эры арийское сообщество распалось на языковые группы, которые стали предками всех современных славян, всех

романских и германских народов Европы: албанцев, греков, осетин, армян, таджиков, иранцев, индийцев, латышей и литовцев.

Ряд ученых [6,7], учитывая, что в

санскрите сохранились протоиндоевропейские слова, считает родиной арийцев страну, расположенную между Гималаями и Каспийским морем, то есть, в Средней Азии. Расселение арийских племен шло отсюда на юг – в Индию и на северо-запад – в Европу. Но, благодаря ряду факторов (перемены в хозяйстве, ведение новой тактики боя, выделение в обществе привилегированных воинов – колесничих, возможное похолодание), в середине II тысячелетия до новой эры индоиранская общность окончательно распалась – отделились индийцы.

Одна из групп ушла в Переднюю Азию, там ассимилировалась и исчезла с исторической арены, научив переднеазийские народы приемам тренировки лошадей и тактике колесничного боя. Другая группа через Таджикистан попала в Индию, где и сохранила воспоминания о своей далекой родине. В гимнах они воспевали обетованную землю предков, над которой восходит Полярная звезда Дхрува, где зимой с неба падает белый снег и «остановившиеся воды принимают образы красивых украшений», а деревья лишаются листьев, где течет величественная священная река Рангха (Волга), где вздымаются Рипейские горы (Урал) – обитель древних индоиранских богов.

Перемещались во второй половине II тысячелетия и иранские племена. В

«Авесте» («основа», «основной текст») нашли отражения воспоминания о нескольких последовательных волнах продвижения иранцев с прародины на юг.

Как уже упоминалось ранее, в древнеиндийских религиозных гимнах

«Веды» действуют те же боги и герои, что и в «Авесте»: бог солнца Митра, бог ветра Вайно, божественные близнецы Насатья, первый человек Йима (индийский Яма), герои Триэтаона (индийские Трита). Сравнение текстов «Ригведы» и «Авесты» показывает, что они отражают сходную систему космогонических и мифологических представлений, оформившихся в ту эпоху, когда индийцы и иранцы контактировали друг с другом.

Мировоззрение индоиранцев было дуалистическим. Наблюдая за природой, они заметили, что в мире существуют противоположные явления – рождение и смерть, тепло и холод, свет и мрак. Натуралистический дуализм лег в основу космологической концепции о борьбе в бесконечном пространстве и бесконечном времени противоположных сил как

источник цикличности явлений природы и гармонии частей мироздания. Время в восприятии индоиранцев также было циклическим: одни и те же явления природы регулярно повторялись, а подвиги богов и героев воспроизводились последующими поколениями. Установление космического порядка представлялось победой солнца над тьмой, торжество плодородного весеннего тепла над бесплодием зимнего холода.

По версии Юрия Каныгина, арии появились в Европе (в пределах современной Украины) после последнего оледенения и под руководством Рамы (из эпоса «Рамаяна») двинулись на восток, где в центре Азии (район нынешней пустыни Гоби) образовали земледельческое государство Куш (Арья Варта) [8]. После гибели государства Куш (из-за резкого изменения климата и последующей засухи) часть ариев вернулась на Запад, в Северное Причерноморье (Рамаварту), часть осталась на Алтае, часть осела в Таджикистане, Иране и Северной Индии, в Японии.

Вернувшись в Европу, арии принесли свой язык и базу знаний. Это, так называемый, ведический язык – «язык Ригведы», который стал основой всех европейских языков. Каныгин насчитал более 600 украинских слов одинаковых или очень похожих на санскритские: вдова, деверь, зять, тесть, брат, дочь, дед, сват, дом, дверь, кровь, мать, быть, бить, дурак, мышь, жить, жена, поле, беда, просить, смеяться, стоять, ведать и др.

На основе сравнительного анализа понятий во

многих индоевропейских языках и в санскрите, швейцарец Адольф Питке установил, что арийцы обладали языком вполне образованным и чрезвычайно богатым. Так, в санскрите сохранилось 5 названий для понятия «рука», 2 – для «свата», 15 – для «облака», 23 – для «месяца», 26 – для змеи, 35 – для огня, 37 – для «солнца».

Арийцы умели строить города, села, прокладывать дороги, делать лодки, печь хлеб и изготовлять опьяняющие напитки, знали употребление металлов и орудия, одомашнили быка, корову, лошадь, овцу, свинью, собаку, гуся, кур.

Религиозные верования арийцев сохранились в «языческих» верованиях европейских и индоиранских народов. Западные славяне поклонялись Белбогу и Чернобогу, представителям света и тьмы, добра и зла. В белорусском предании Белбог сохранился как Белун и представлялся в белой одежде и с длинной белой бородой

.

Главным олицетворением божества у ариев были Мо(a)рена, или Мо(а)рана – от санскритского

mri – “умирать”. Это богини смерти, зимы и ночи. В теплые весенние дни появлялся Перун со своими молниями, он оплодотворял землю дождем и выводил из-за туч летнее солнце.

В индуистской мифологии боги Шива, Вишну сначала были второстепенными богами, позднее они были включены в

ведийский пантеон. Маходева – буквально, «великий бог» – одна из 8-ми ипостасей Шивы. Брама (Брахма) – один из высших богов, творец вселенной и всех живых существ. Он изображался с четырьмя ликами, обращенными на четыре стороны, с четырьмя руками, восседающим на лебеде.

В древнеиранской мифологии место Брамы занимает Ормузд

. Варуна – бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, один из величающих богов ведийского пантеона. Вритра – демон, противник Индры.

В религиозной традиции Ариев свастикой (сварга – в украинском языке) отображалось не только движение вселенной, но и движение солнца [9]. При этом, восходящее солнце обозначалось прямой, а заходящее – обратной свастикой. Трезубец символизировал схему миропостроения

: огонь, воду и жизнь (землю).

Обобщая вышеизложенное, можно предположить, что прародиной ариев была Восточная Европа, откуда они впоследствии расселились на запад

(современная Западная Европа), на северо-восток (современные Архангельская и Вологодская области), на юго-восток (Кавказ, Иран, Таджикистан, Индия), на юг – (Грузия, Малая Азия).

Воспоминания о пребывании ариев в

этих землях сохранились в эпосе, в географических названиях, а в Индии и Иране – в летописях, в том числе, на санскрите, который называют «мертвым языком» (на нем в настоящее время никто не говорит).

Существенным является то, что мировоззрение и пантеон богов европейских и индоиранских народов близок не только по названиям, но и по роли и месту в

дохристианской вере.

Славянские народы являются прямыми потомками ариев, что отражено в

языке и былинах. Следует отметить, что письменные памятники об ариях, имеющиеся в Индии и Иране, еще не являются аргументом в пользу индийской прародины ариев. Известно, что письменность в этих странах появилась раньше, чем в Европе, Естественно, что там и были записаны устные ведические сказания. Отклики подобных сказаний прослеживаются в мифах Древней Греции и Рима.

kgi.narod.ru

Кто такие Арии

 

В чём разница и что общего между Славянами и Ариями.

 

Честно сказать, решил написать этот материал только для того, чтобы некоторые из вас просто-напросто уяснили, чем отличаются славяне и арии. Меня несколько раз спрашивали, почему некоторые языческие организации называют себя славяно-ариями? Со славянами вроде бы понятно, тем более что относительно славян уже были написаны несколько статей, к примеру, Славяне кто такие (Происхождение слова этнонима), Первобытнообщинный строй у славян, Славянские племена, Племена Славян, и вы всегда можете обратиться к ним, чтобы освежить в своей памяти значение этого термина. А вот кто такие арии? Неужели это те самые арии, которыми управлял знаменитый кровавый диктатор Гитлер? Не совсем.

 

Арии — народы древнего Ирана и Древней Индии. Родной язык индоиранцев — арийский. Индоевропейское слово «Арии» можно перевести как «благородный» — возвеличивание особого богоизбранного народа. Так, Арий — свой человек, Не-Арий — варвар. Нечто похожее можно найти в одном из предложенных переводов относительно славян: Славянин — тот, кто говорит своим словом, т.е. на родном языке. Кроме того, некоторые историки и исследователи предполагают, что слово «Арий» может переводиться как «Кочевник», «Пахарь», «Проявляющий Гостеприимство», «Друг», «Мужественный». В современной Индии слово ārya означает Благочестивый или Придерживающийся Дхармы. Этот термин широко используется в Ригведе, где используется для обозначения нескольких индийских племён. Также часто, а может даже чаще чем в индуистской литературе, используется в буддизме и здесь переводится, как «Благородный, Святой». В буддизме же есть такие понятия, как Четыре арийские истины, арийский (восьмеричный) путь, арийские люди (сами буддисты) и т.д. Используется в древнеиранской Авесте в качестве этнического самоопределения. В южнорусских и северокавказских степях ариями называли себя аланы (осетины). Ираноязычное население не считало ариями аланов, в ответ аланы считали ариями только себя. Исследования показывают, что Арии были изначально единым народом и являлись предками индийских и ираноязычных народов.

 

Славяно-Арии — это тоже самое, что Индо-Европейцы. Славяне и Арии — это уже две разделившиеся группы некогда существовавшего славяно-арийского народа. Такими терминами принято называть древнюю группу людей или народ, которые были прародителями славянских и арийских народов или предками индийцев, иранцев, славян, европейцев и других. Таким образом, естественным будет сказать, что никто из нас не может являться ни славяно-арием, ни индо-европейцем, так как эти слова подходят только для обозначения некоего древнего народа, прародителя арийских и славянских народов.

 

Термин Арии стал широко известен с приходом к власти Гитлера. Хотя он только воспользовался теорией, которую разработал французский писатель Артюр де Гобино. В своих трудах он разделил всё человечество по цвету кожи — чёрные, жёлтые и белые. Ариями он считал белокожее население земли, которое занимает главенствующую роль на планете. Современная наука отвергает эту теорию, как лженаучную и не выдерживающую никакой критики современных учёных, антропологов и т.д., здесь имеет место быть явное лингофричество с терминами, так как Арии — это понятие совершенно иного толка, никак не относящееся к цвету кожи.

Сейчас также смотрят:

web-kapiche.ru

Арии и арийцы — Антропогенез.РУ

На официальном сайте Госдумы опубликован текст Вячеслава Никонова, председателя Комитета Госдумы по образованию. Текст этот послужил претекстом для ехидного вопроса поэта Иртеньева: чей Никонов внук – Молотова или Риббентропа? («Кто чей внук?» сайт «Эха Москвы» за 11 апреля 2014 г.).  Основанием для этого послужило то, что Никонов славян, во всяком случае русских называет ариями. Вот этот текст В. Никонова: 

«От того, что будет написано в учебниках, и от того, насколько убедительно и увлекательно это будет написано, зависит отношение целого поколения молодежи к истории своей страны. Всегда необходимо помнить, в какой стране живешь и работаешь, знать ее традиции. У нашего Отечества великое прошлое. Ветвь арийского племени спустилась с Карпатских гор, мирно заселила Великую Русскую равнину, Сибирь, самую холодную часть планеты, дошла до Тихого океана, основала Форт Росс, впитала в себя соки богатейших культур Византии, Европы, Азии, разгромила страшнейшего врага человечества – нацизм, проложила дорогу в космос. Но мало, где так слабо знают и недорого ценят свое прошлое и настоящее». [ссылка]

Здесь славяне названы ариями по модной ныне у приверженцев так называемой «народной истории» (folk-history) – дилетантских и абсолютно антинаучных сочинений по истории, особенно по этногенезу. Сочинения подобного рода, свободные от всякой методики и потрафляющие самым низким шовинистическим инстинктам масс, заполонили сектор дешевой якобы научно-популярной литературы в книжных лавках и форумы Интернета. 

Мне придется поспорить с поэтом Иртеньевым. Никонов никоим образом не может быть внуком Риббентропа, ни в каком смысле. И дело вовсе не в том, что его бабушка (жена Молотова Полина Жемчужина-Карповская) была еврейкой.  Дело в том, что славяне по теории, которую проповедовала партия Риббентропа, никак не входили в нордическую ветвь народов, которую нацисты и их предшественники именовали арийской. И именовали по недоразумению.

Арии по общепризнанному точному научному значению слова – это народы одной языковой семьи, представляющей собой ветвь обширной индоевропейской группы народов. 

Арийская семья включает в себя только две основных группы народов – иранскую и индоарийскую, плюс небольшое количество населения Памира, говорящего на языках третьей группы, почти не сохранившейся. 

В индоарийскую группу языков входят из древних – санскрит, из нынешних — хинди, урду, сингальский, бенгальский и другие, из хорошо нам знакомых – цыганский. Цыгане – это индоарии. Иранская семья включает в себя древние языки скифов и сарматов, населявших некогда Украину и Нижнее Поволжье,  саков, населявших Среднюю Азию. Из современных языков это языки персидский, пуштунский, хорошо нам знакомые таджикский и осетинский. Таджики и осетины – это иранские арии. 

Итак, цыгане, таджики и осетины – на нашей территории больше ариев, представленных значительными группами населения, нет. 

А как же с нордическими ариями, с арийцами германского расизма, к которым расистски настроенные «народные историки» стараются подверстать кто славян, кто чеченцев, а кто и тюрков (в зависимости от собственной национальной принадлежности)? 

Когда впервые была выделена (открыта) общность народов Европы и Индии, а сделали это лингвисты Германии и Дании, эту общность назвали индогерманской. Очень скоро у лингвистов это открытие позаимствовали антропологи. Они перевели это в два постулата, вскоре оказавшихся ошибочными. Первый постулат – что общности языков соответствует общность физического облика, телесная общность, которую они определили как расовую, и что наиболее ценными качествами обладают те народы, где эта раса сохранилась чище всего, а чище всего она сохранилась там, где ее прародина.  Второй постулат – что эта раса зародилась в Индии и распространялась в Европу оттуда. Принятию этого второго постулата способствовало представление о древности  письменного языка санскрита и о древних индийских культах. Вот тогда немецкие расисты и только они стали называть все народы индогерманской общности ариями. Но действовало представление очень короткое время на рубеже XIX – ХХ веков. 

Дилетанты, употребляющие сейчас термин «арии» в этом смысле, опираются на очень старые работы антропологов и совершенно устарелые представления, а термин лингвистический и в антропологии давно не употребляется. 

Ответом остальных лингвистов было переименование всей общности народов Европы и Индии в индоевропейскую, как она называется до сих пор. 

Представление об индийской прародине удержалось в науке недолго, даже в Германии, даже в националистической среде. В начале ХХ века оно сменилось представлением о северной прародине ариев, об их распространении из Северной Германии и Скандинавии, о нордической прародине (не говоря уже о мифической прародине в полярных широтах, в которую верили только некоторые свихнувшиеся идеологи). Чистой нордической расой были объявлены только северные германцы, только они стали считаться арийцами. Этой версии расовой теории придерживались Гиммлер и Розенберг. Гитлер сторонился ее и предпочитал более широкое значение для арийцев: ведь ему нужно было сплочение всего немецкого народа в готовившейся войне, а нордический акцент исключал Баварию и Австрию. 

Кстати о терминах «арии» и «арийцы». Это терминологическое различение между лингвистическим значением и расовым существует только в русском языке, только в русском переводе. В немецком языке есть одно обозначение — Arier (арии, арийцы), arisch (арийский), и  употребляется оно в обоих смыслах. 

Ныне существует несколько гипотез о прародине индоевропейских народов. Из них наиболее разработанных несколько: степная (степи Украины и Поволжья), малоазийская и северноевропейская (север Центральной Европы). Последняя представляется мне наиболее основательной. Но это исследования о языках. Расовый вопрос – это совершенно другая сфера, никакой арийской расы нет, и именовать славян, чеченцев или тюрок ариями могут только сугубые дилетанты. Странно поощрять  эту практику из высокого кабинета Госдумы, да еще из Комитета по образованию. 

Что касается славянского этногенеза, то самое раннее достоверно славянское население обладало пражско-корчакской культурой 5 – 7 вв. и жило первоначально не на Карпатах, а севернее, в долинах Среднего Подунавья и Поднепровья. Перешли они Дунай и Карпаты и вторглись на Балканский полуостров, в пределы Византии, в середине VI века. Ну, это простительная ошибка, хотя председатель Комитета по образованию мог бы справиться у своих экспертов. 

«Но мало, где так слабо знают и недорого ценят свое прошлое и настоящее» — тут  я согласен с В. Никоновым. 

antropogenez.ru

кто они и откуда пришли на индийские земли? Культура народов ариев и их влияние на образование арийцев.

Автор: Максим Поташев

Краткое содержание статьи:

 

Споры и недопонимания возникаю даже в момент обсуждения историками событий минувшего столетия, что уже говорить о предыдущих тысячелетиях. Но без такого «глубокого погружения» человечество никогда не сможет узнать, откуда произошли их предки и где зародились первые цивилизации. Чтобы стать на шаг ближе к разгадке этой тайны, следует узнать больше об одном древнем народе – арии, кто они и откуда пришли на земли современной Индии?

 

 

Прародина человечества

Данные палеонтологических исследований говорят, что homo sapiens как вид:

  • Зародился в Африке.
  • Благодаря ассоциативному мышлению и способности к познанию быстро «забрался» на вершину пищевой цепочки.
  • В последующем распространился с «черного континента» на все остальные.
  • В процессе продвижения и освоения новых территорий сформировались расы.
  • Спустя десятки тысяч лет появились первые народы и народности, с самобытным языком и культурой.

Но столь далекие наши предки, жившие сотню тысяч лет назад, имели не так уж много общего с современным человеком. Они даже выглядели не совсем так, как люди нашего времени.

Может у нас есть более близкий общий предок, с уже сформированной культурой, языком, представлениями об окружающем мире? Лучше всего на роль такого прародителя подойдут арии, первые упоминания о которых датируются вторым тысячелетием до нашей эры.

 

Кто такие арии?

Об ариях известно не так уж много, как нам бы хотелось, ниже несколько интересных фактов:

  1. Изначально индоиранцы представляли собой не единое племя, а общность племен или народов.
  2. Их первоначальная родина неизвестна, в различных источниках можно найти до 30 предполагаемых районов, откуда они могли прийти в Индию и Иран.
  3. Первым упоминаниям о них порядка 4 тысяч лет, связаны они с покорением ариями Индии.
  4. В древней литературе они представлены как высокие, мужественные воины на колесницах, которые в течение нескольких столетий смогли заселить большую часть Индостана.
  5. Арии использовали оружие и насилие как средство отстаивания своих интересов, но они небыли каноничными грабителями и разорителями.
  6. Индоиранцы переселялись на новые территории, распространяя там свой язык и свою культуру. Они не стремились просто захватывать и грабить новые земли.
  7. Предполагается, что изначально этот народ вел кочевой образ жизни, но в дальнейшем перешел к обработке земли и оседлой жизни.
  8. Но даже став землепашцами арии не забыли военного дела. В основе их военного успеха лежит использование кавалерии и боевых колесниц. Вполне возможно, что именно они показали пример всему остальному миру, как надо воевать верхом.

 

Влияние арийцев на культуру

Но ведь за всю историю существования человечества были тысячи разных племен и народностей, почему именно арии вызывают такой интерес? А все дело в языке. Бытует мнение, что в основе большинства современных языков лежит какой-то один древний, давший начало всем остальным.

На эту мысль историков и лингвистов натолкнули схожие особенности, которые легко найти в большинстве языков народов Европы и Азии. Выходит, все мы потомки некогда разросшегося племени, от которого в течение столетий отделялись небольшие группы, которые заселяли новые территории, ассимилировались с местным населением и в последующем формировали народы и государства.

И хоть за тысячи лет появилось слишком много различий даже между «соседями», все же приятно думать, что некогда мы пошли от одних и тех же людей. Благодатная почва для космополитизма, интернационализма и толерантности. Но самый известный пример «использования» и извращения исторических данных показали немцы в тридцатых годах прошлого столетия.

Гитлер активно использовал идею арийцев как избранной расы в своих пропагандистских речах. При этом нет никаких внятных доказательств тому, что арии считали себя каким-то особенным народом и с пренебрежением относились ко всем остальным. Любое столь агрессивное общество не смогло бы просуществовать так долго и внести свой вклад в мировую культуры, объединившиеся соседи всегда готовы «поставить на место» слишком уж нетерпимый народ.

 

Родина древней цивилизации

На данный момент можно найти несколько десятков теорий, так или иначе объясняющих происхождение индоиранцев. До сих пор точно неизвестно, откуда именно они пришли:

 

Европа

Остальной мир

Генетики утверждают, что следы арийцев обнаружены на Балканах. Вполне возможно, что до Индии и Ирана этот народ проделал действительно долгий путь.

Существует теория, согласно которой арии пришли из приполярных регионов, на это указывает наличие описания полярной ночи и длительной зимы.

Наш Кавказ так же является одной из возможных прародин арийцев.

По другим теориям, арии появились в Средней Азии и оттуда отправились «колонизировать» весь мир.

Некоторые ученые логично заявляют, что селиться столь многочисленные племена могли только в устьях рек. На выбор предлагается три наиболее вероятных варианта: Волга, Днепр, Дон.

Индоиранцы могли прийти и с Ближнего Востока. Но вот только тюркские наречия значительно отличаются от индоевропейских языков.

Центральная Европа все еще остается одним из наиболее вероятных вариантов, благодаря археологическим находкам.

Маловероятно происхождение арийцев из Северной Африки, но это могло бы объяснить маршруты миграции.

 

Откуда бы ни пришел этот народ, в мировой истории он оставил огромный след, повлияв на формирование большинства культур и цивилизаций.

 

Кем на самом деле были древние арии?

Арии это:

  • Общее название для целой группы народностей, которые населяли территорию современной Индии и Ирана 4-5 тысяч лет назад.
  • Общий предок для большинства европейских и азиатских народов.
  • Изначально – кочевые племена, которые смогли переселиться на тысячи километров.
  • Прекрасные земледельцы и отличные воины. При помощи одного лишь меча закрепиться на новых территориях невозможно.
  • Прародители большинства языческих религий, исповедовавших многобожие.

 Как именно называли себя индоиранцы, мы уже не узнаем, но можем попытаться выяснить, откуда они пришли:

  1. Из Европы, с Балкан.
  2. С территории современной России – с Кавказа.
  3. Из устьев Дона, Волги или Днепра.
  4. С приполярных территорий.
  5. Из Средней Азии.

И это только наиболее распространенные теории. Когда миграция занимает полтысячелетия и движется во всех направлениях, очень сложно вычислить изначальную точку, из которой распространился народ. Особенно когда речь идет о тысячах лет до нашей эры, письменных источников о той поре практически не сохранилось.

 

На некоторые вопросы мы никогда не сможем получить 100% ответы. Да хоть те же арии — кто они и откуда пришли достоверно не знает никто. Но никто не сомневается, что именно эта народность является прародителем большинства современных культур.

 

Видео об арийцах – откуда они пришли

В этом ролике историк Аркадий Попов, откуда пришли и куда они делись, история индийских народов:

1-kak.ru

Кто такие арии? Культура, язык

Кто такие арии? Этот вопрос будоражит современные умы. Однако его еще хоть как-то могут понять любители истории. Актуальным он стал при власти Адольфа Гитлера в нацисткой Германии. Немецкая теория «чистой расы» — следствие ошибки исследователя Макса Мюллера — до сих пор не дает покоя некоторым людям. Одни относятся к ней крайне негативно, особенно в нашей стране, другие пытаются найти рациональное зерно. Однако сейчас актуален другой вопрос: «Кто такие славяно-арии?» Он очень удивляет профессиональных историков, социологов и политологов. Постараемся все же разобраться, откуда пошел этот термин и кто такие арии.

Понятие «славяне»

Мы постараемся рассуждать объективно, можно сказать, с научной точки зрения, насколько вообще правомерно так говорить. Славяне – это этнос, а не народ. Отличие в том, что под этносом подразумевается совокупность народов, которые имеют общие исторические корни. Еще в начале 1 тысячелетия нашей эры славян уше подразделяли на три ветви: западных (совр. кашубы, лужичане, чехи, словаки и др.), южных (совр. сербы, хорваты, македонцы и др.), восточных (совр. русские, украинцы, белорусы). Конечно, название у многих историков было различным: анты, склавины и т. д. В истории нет достоверных сведений о едином праслявянском народе. О нем рассуждают только лингвисты на основании анализа языкового сходства и различия. Именно по ним определяется примерное отделение одной группы славян от другой, влияние других культур, местности и т. д. Нет ни одного настоящего ученого, который бы использовал термин «славяно-арии» в своем труде. Откуда такой миф? Постараемся разобраться.

Мифы и реальность

Два не связанных друг друга понятия — «славяне» и «арии» — объединил некий Александр Хиневич. Его последователи понесли идею в массы. Несмотря на то что славяне и арии — это такие же несочетаемые понятия, как, например «желтый – холодный», идея понравилась многим. В нашей стране набирает популярность «родоверство», т. е. вера в предков. Под модный тренд переписываются календари, праздники, часовые пояса, фразеологизмы и т. д. Этому есть объяснение: коммунизм, с его отказом от христианства, породил несколько бездуховных поколений, которые отказались принять христианство при его возрождении. И «славяно-арии» пришлись как нельзя кстати. Кроме этого, новая религия, неоязычество, стала «истинной», альтернативной. Фактически она превратилась в протест общественной системе. А это привлекало молодых романтиков во все времена. Добавим сюда отказ от нравственности, обрядов — и мы получим идеальную религию. Главный постулат – «мы верующие, но от нас ничего не требуется» — сделал идею неоязычества привлекательной. На этом фоне внушить идею не просто «родоверства», а славяно-арийства не представляется сложным.

Кто такие арии

Изучение данного понятия началось в XIX веке. В Европу в это время стали попадать искаженные переводы индийских шастр. Серьезные работы по этому вопросу принадлежат Артуру Авалону, который впервые начал исследовать данную тему. Массовая популярность автора привела к росту подражателей, менее талантливых, которые и начали тиражировать «сенсации» в своих работах.

Считать, что арии – единая раса, нация, ошибочно. В индийский шастрах действительно упоминается о неком едином пранароде, который является якобы предком всех былых людей. Эту мысль развил француз Артюр де Гобино, который создал расовую теорию. Он и назвал арийцев единым народом, от которого произошли все остальные. Идея получила не просто популярность, а масштабное развитие при власти Адольфа Гитлера. Он видоизменил расовую теорию, заявив о превосходстве германцев над всеми остальными, а немцев включил в число прямых «чистых» потомков, в отличие от других – «грязных, полукровных».

На самом деле такого понятия, как арии (арийцы), по отношению к единому народу не существовало. Тогда откуда же берутся мифы? Кто такие арии? Не придумали же их искусственно.

В древнейшем своде индийских законов – «Манавадхармашастре», термин «арья» переводится как «благородный». Так именовались представители высших каст – брахманы, кшатрии, вайшьи. Т. е. это три высшие касты пранарода, говоря современным языком — «сливки общества». Помимо ариев, этот народ имел и две других касты – шудры и чандалы.

Арий – друг или враг?

Несмотря на это, допустимость существования единого праиндоевропейского народа не отменяется. Многие европейские и восточные языки близки между собой. Все они принадлежат к группе индоевропейских. Следовательно, можно допустить, что был все-таки единый народ. Историки считают, что под этим понятием следует считать группу племен Древнего Ирана. Дословно «арий» переводится с древних языков как «друг». И в то же время как «враг». Противоположное значение одного и того же слова — распространенная практика древних языков. Т. е. это мог быть как друг, так и враг. Возможно, это был человек из чужого племени. Т. е. ариец — иноплеменник, происходящий из другой родовой общины. Он может быть действительно другом, а затем сделаться врагом. Гипотезу подтверждает наличие в ведическом пантеоне бога Арьямана. Он как раз и отвечает за дружбу и гостеприимство.

Украина – родина арийцев?

Большинство исследователей сегодня склоняются к тому, что арии жили на территории Древнего Ирана. Не нужно привязывать его к современному шиитскому государству на Ближнем Востоке. Его территория относительно невелика. Древний Иран – это огромные территории Иранского плато, Средней Азии, Казахстана, севера Кавказа и Черного моря. Именно поэтому среди украинских историков бытует мнение, что праевропейцы жили именно на территории современной Украины более 5 тыс. лет назад.

Гипотеза о едином пранароде

Существует гипотеза, что единый пранарод (индоевропейцы, арии) разделился на две ветви: иранскую и индоарийскую. Сам термин «иран» означает «земля ариев». В подтверждение этому ученые доказали схожесть индийских Вед и иранской Авесты. Согласно теории, из единого Ирана отделилась группа, возможно, одно из племен, и примерно в 1700-1300 гг. до н. э. ушла в Индию, где и осталась окончательно. Если это действительно так, то теория о происхождении праевропейцев с территории Украины имеет право на существование.

Лингвистическая теория

Лингвисты также поддерживают территорию происхождения ариев из Восточной и Центральной Европы, так как здесь единый язык разветвляется на множество диалектов, что логично при его естественном развитии на одной территории. В Индии же только одна индоевропейская ветвь, что говорит скорее о миграции, а не о происхождении и развитии. К тому же здесь пришельцы столкнулись с группой, говорящей на местных языках, что в дальнейшем отразилось на развитии языка в целом.

Курганная гипотеза

Археологи также склоняются к тому, что арийцы первоначально обитали на территории Причерноморья. Артефакты знаменитой ямской культуры приводятся в качестве доказательств. Считается, что тут изобрели первые колесницы, которые позволили захватить быстро огромные площади. Подобные теории, к сожалению, порождают псевдонаучные измышления на базе научных фактов. Мол, прямые потомки арийцев — русские, немцы, украинцы или кто-либо еще. На этом фоне и появляются различные славяно-арии. Возможно, что общие предки и произошли с территории Причерноморья, однако в дальнейшем расселились и разделились со временем на множество других народов, а впоследствии их потомки вернулись на эти земли. Последователи исключительности и «чистоты» одной нации в сравнении с другими манипулируют этими фактами, привязывая древний единый корень только к одному листочку, а не к целому дереву.

Культурное наследие ариев

Арии оставили после себя множество письменных памятников. Это «Веды», «Авеста», «Махабхарата», «Рамаяна». Из кочевого народа они превратились в оседлых земледельцев. Разводили коров, коней. Были знакомы с орошением, умели ковать медные и золотые изделия. В качестве основного оружия использовали лук и стрелы. Ярко выраженного кастового строя они не имели, как в Индии. Однако верхушка иерархии – жрецы и аристократы — пользовалась огромным влиянием.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что единой расы арийцев, возможно, никогда и не было. Скорее всего, благодаря боевым колесницам некая группа племен, возможно, даже не близких родственно, распространила свое влияние на огромные территории. Отсюда появление единого индоевропейского языка народов, которые никогда не были близки исторически.

Однако однозначного ответа на вопрос о том, кто такие арии, нет. С каждым днем мы все отдаляемся от него, а научные теории сменяются лженаучными утверждениями. Вполне возможно, что арии — народ, который распространил свое влияние. Но не исключено, что это группа неродственных, но похожих в культурном плане племен, расселившихся по разным сторонам от единого центра.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *