Содержание

Общие технические характеристики болида F1 . Чёрт побери

Разгон с места до 100 км/ч: 1.7 сек.
Разгон с места до 200 км/ч: 3.8 сек.
Разгон с места до 300 км/ч: 8.6 сек.
Максимальная скорость: около 340 км/ч.
Торможение со 100 км/ч: 1.4 сек и 17 метров дистанции.
Торможение с 200 км/ч: 2.9 сек и 55 метров дистанции.
Торможение с 300 км/ч: 4 сек.
Перегрузка пилота при торможении: около 5G.
Прижимная сила равная весу болида достигается на скорости около 180 км/ч.
Максимальная прижимная сила (настройка максимум) при 300+ км/ч: около 3000 кг.
Расход топлива в режиме соревнований: около 75 л/100км.
Стоимость каждого пройденного километра: около 500$.

Главной особенностью болида формулы один несомненно является наличие огромной прижимной силы. Именно она позволяет проходить повороты на скоростях, недостижимых любым другим спортивным автомобилям. Здесь есть один интересный момент: многие повороты пилотам просто необходимо проходить на очень высокой скорости, когда прижимная сила позволяет держать болид на трассе, если же скорость сбросить то можно вылететь с трассы так как прижимная сила будет недостаточна.

Команды, участвующие в гонках Формулы-1, используют на Гран-при болиды (гоночные автомобили) собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид. Но бывают и исключения. Например, шасси команд Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso были очень похожи, почти идентичны, вплоть до 2009 года. Они были спроектированы и изготовлены компанией Red Bull Technology (болиды Торо Россо создавались на базе Минарди и имели существенные отличия от основной конюшни, а какое-то время продолжали выступать с устаревшими двигателями V10, с измененным рестриктором воздухозаборника), так как обе команды и компания-изготовитель принадлежат концерну Red Bull GmbH.

Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в «Формуле-1» постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей. Болиды участников чемпионата должны соответствовать техническому регламенту «Формулы-1» и пройти тест на ударопрочность. Регламент и вся гоночная серия находится под управлением Международной автомобильной федерации FIA.

Болид Формулы-1 представляет собой углепластиковый монокок с четырьмя расположенными вне корпуса колёсами, из которых задние два являются приводными, а передние — ведомыми. Пилот располагается в тесной кабине (кокпите) в передней части болида и управляет им с помощью руля и педалей тормоза и газа.

Хотя машины Формулы-1 нередко превышают скорость 300 км/ч, по абсолютной скорости Формула-1 не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как многие параметры моторов в ней существенно ограничены (ограничен объём, действует запрет на доработку силовых установок по ходу сезона, и т. п.). Тем не менее, по средней скорости на круге среди шоссейно-кольцевых автогонок (исключая т. н. «овалы») Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря очень эффективным тормозам и аэродинамике.

Тормозные усилители и антиблокировочная тормозная система запрещены.
Объём и другие параметры двигателей, используемых в Формуле-1, неоднократно менялись. C 2006-го года в Формуле-1 используются четырёхтактные восьмицилиндровые двигатели без наддува объёмом не более 2,4 литра. Однако поскольку переход на 8-цилиндровые двигатели произошёл довольно неожиданно и сопряжён с большими затратами, в 2006 году малобюджетнымкомандам было позволено использовать 10-цилиндровые моторы объёмом до 3,0 литров с применением ограничителя оборотов и воздушного рестриктора.

Мощность двигателей 750—770 л. с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего.

Начиная с 2008 года регламент на моторы «заморожен», то есть доработки двигателей запрещены за исключением отдельных изменений, связанных с надёжностью. При этом FIA утверждает каждое такое изменение. Некоторые команды использовали это право (по мнению Флавио Бриаторе) для увеличения мощности двигателей. Кроме того, происходит улучшение состава горючего и смазочных материалов. В 2010 году в связи с отменой дозаправок особое значение приобретает экономичность мотора, так как на старте у машин с более экономичными моторами может быть меньше топлива.

После окончания сезона 2008 года руководство Формулы-1 и FIA предлагало переход на стандартные моторы, что, по мнению инициаторов предложения, должно было сократить расходы команд. 17 октября 2008 года FIA объявило тендер на поставку стандартных моторов для всех команд Формулы-1. Эта инициатива встретила неодобрение среди ряда команд, связанных с автопроизводителями; в частности Ferrari объявила о возможности ухода из чемпионата в случае принятия такого предложения. Позже ассоциация команд Формулы-1 (FOTA) сделала ряд предложений по снижению затрат, включая поставку моторов по ценам в пределах пяти миллионов долларов.

10 декабря 2010 года на заседании Всемирного совета FIA было принято решение о переходе с сезона 2013 года на четырёхцилиндровые турбо двигатели, объёмом 1,6 л., с давлением впрыска топлива до 500 бар и ограниченным до 12 тысяч числом оборотов. Однако в июне 2011 года FIA отложила введение новых моторов на 2014 год и вместо четырёхцилиндровых рядных моторов будут введены шестицилиндровые V-образные,объемом двигателя 1.6 литров.

chert-poberi.ru

Граната Ф1: характеристики, радиус поражения

Вместе с развитием эволюции происходило постоянное улучшение не только орудий труда, но и оружия. На смену банальной палки и камня, благодаря чему наши предки имели возможность атаковать и обороняться, теперь пришли автомат и граната Ф1. Характеристики современных видов оружия, несомненно, на порядок выше. Взять, к примеру, гранату. По определению, это один из видов взрывчатого боеприпаса, что предназначен для выведения из строя техники противоборствующей стороны или уничтожения живой силы.

История применения

Во времена Великой Отечественной войны ручные гранаты имели обширное применение. Такие взрывные боеприпасы можно было разделить на осколочные, осветительные, дымовые, противотанковые и зажигательные. Стоит добавить, в годы войны для создания подобных гранат были переоборудованы десятки тысяч заводов и различных производств, не считая того, что большое количество подобных боеприпасов были исключительно «кустарного производства», которые изготавливались в боевых условиях партизанами.

Классификация

Все взрывные боеприпасы, и граната Ф1 не является исключением, разделяются по принципу действия детонатора и механизма:

  • Электрический.
  • Механический (натяжной, обрывной, разгрузочный и нажимной).
  • Химический.
  • Комбинированный.

Электрический метод детонации заряда осуществляется благодаря источнику тока, при этом подрыв проводится непосредственно при замыкании контакта. Это может быть выполнено в ручном режиме самим подрывником или же замаскированный заряд, например в телевизоре, активируется в то время, когда жертва вставит вилку в розетку.

Механический способ говорит сам за себя, при этом требуется исключительно сила человека или физическое воздействие. На данный момент это самый распространенный метод, наряду с электрическим.

Химический принцип основывается на действии определенного вещества или чаще всего кислоты.

Классификация боеприпасов по их предназначению

Все взрывные устройства можно разделить по методу их воздействия на цель. На данный момент благодаря некоторым модификациям и усовершенствованиям боевая граната Ф1 может быть использована для любой из них. Немалую роль в этом сыграли партизаны и современные боевые действия на территориях СНГ и Ближнего Востока.

  • Закладка: этот метод обусловлен предварительной установкой взрывного устройства. Что касается гранат, то наиболее популярной является «растяжка», которая основана на физической детонации самой жертвой. При этом она может быть как закамуфлированного, так и очевидного характера.
  • Так называемое «почтовое отправление», которое может быть замаскировано под обыкновенный ящик для боеприпасов и детонирует во время его открытия.

Разновидности гранат

  • Ручная — выполняется при помощи броска рукой.
  • Противопехотная — для поражения живой силы.
  • Осколочная — поражение происходит в результате осколков от гранаты.
  • Оборонительная — разлет осколков превышает возможную дальность броска, из-за чего появляется необходимость атаки из укрытия.
  • Дистанционного действия — детонация происходит через какое-то время после выполнения броска. Учебная граната Ф1 предусматривает 3.2 и 4.2 секунды. Другие взрывные устройства могут иметь разное время детонации.

Граната Ф1: характеристики, радиус поражения

Из всего многообразия оборонительного оружия хочется выделить следующее. Одним из самых лучших противопехотных, ручных взрывных устройств по праву считается граната Ф1. Характеристики и конструкция оказались настолько хорошими, что она сумела просуществовать без каких-либо улучшений большое количество времени. Единственное, что подвергалось модификации, — это система запала и его конструкция.

Такой вид взрывного устройства предназначен для того, чтобы держать оборонительные позиции и поражать в основном живую силу противника. Это обусловлено достаточно большим радиусом разлета ее осколков. По той же самой причине метать ее необходимо из укрытия (танка, бронемашины и т. д.) во избежание нанесения ущерба самому себе.

Граната Ф1 технические характеристики имеет следующие:

  • Количество осколков после взрыва достигает 300 штук.
  • Масса – 600 г.
  • Тип взрывного вещества – тротил.
  • Дальность броска составляет в среднем 37 м.
  • Безопасное расстояние – 200 м.
  • Радиус поражения осколками составляет 5 м.

История создания Ф1

Все началось в далеком 1922 году, когда ведомство Рабоче-Крестьянской Красной Армии решило провести ревизию на артиллерийских складах. В соответствии с отчетами того времени, у них на вооружении находилось 17 видов различных гранат. При этом среди многочисленного выбора типов осколочно-оборонительного характера взрывных устройств собственного производства на тот момент не было. Именно из-за этого на вооружении стояли гранаты систем Миллса, как исключение допускалось и применение французской версии взрывного устройства F-1. А исходя из того, что французский запал был крайне ненадежным, большое количество не приводилось в действие, и даже более того, взрывались прямо в руках. Этот же комитет по состоянию на 1925 год создал доклад, в котором говорилось о том, что потребность в подобных взрывных устройствах армии удовлетворена всего на 0,5%. В этом же году Артком постановил выполнить испытания всех образцов, которые имелись на тот момент. На основе этого была выбрана граната образца 1914 года, которую должны были модифицировать под усовершенствованный аналог осколочной системы Миллс.

Таким образом, швейцарские запалы заменили на отечественные – Ковешникова, и уже в 1925 году, в сентябре, были проведены первые испытания, на которых главным критерием было осколочное поражение. Выводы комиссии удовлетворили комитет. Так и появилась граната Ф1, технические характеристики которой превосходили французский аналог и удовлетворяли потребности РККА.

Инструкция к применению

Для того чтобы граната Ф1 была готова к действию, необходимо найти усики, которые располагаются на предохранительной чеке, и разогнуть их. Взрывное устройство берется в правую руку, пальцы должны крепко и уверенно прижимать рычаг непосредственно к самому корпусу. Перед тем как выполнить бросок, указательным пальцем второй руки необходимо выдернуть кольцо чеки. После этого можно держать гранату еще долгое время, до того момента, пока не будет отпущен рычаг и ударный боек не приведет в активацию запал. В случае если необходимость в действии гранаты отпадает, то чеку можно вставить обратно, а после того, как усики будут возвращены в первоначальное положение, ее можно безопасно хранить.

Рассмотрев муляж гранаты Ф1, можно полностью ознакомиться с ее строением, а благодаря весу, что идентичен боевой версии, можно испытать ее на дальность метания. В случае с боевыми действиями или условиями, приближенными к ним, необходимо первым делом определиться с целью и выбрать подходящий момент для выполнения броска. После того как граната уже находится на пути к своей цели, рычаг произведет давление на ударник, который, в свою очередь, надавит на капсюль, из-за чего через некоторый промежуток времени происходит взрыв.

Среди поражающих факторов можно отметить не только фугасное действие, но также и осколки, которые формируются в результате разрыва оболочки гранаты. Это обусловлено и частым применением Ф1 при установке «растяжек». Так, если при взрыве человек может уцелеть при ударно-фугасной волне, то осколки не оставят никому шансов в радиусе 5 метров.

Дополнительно стоит отметить довольно хитрую и эффективную комбинацию, что состоит из 2 гранат, благодаря которой создается и противосаперный эффект. Так, в случае ее обнаружения неопытным сапером, который перерезает впоследствии натянутый трос, детонируют тем самым одновременно 2 запала. Существуют доработки, которые позволяют мгновенно действовать гранатам с установкой минного взрывателя мгновенной активации.

В целях безопасности

Для того чтобы не произошло никаких досадных ситуаций, необходимо очень внимательно относиться к мерам предосторожности. Перед тем как произвести укладку гранат, нужно выполнить их осмотр и уделить внимание запалу. На корпусе не должно быть обнаружено глубокой ржавчины и сильных вмятин. Запал и его трубка не должны иметь следов коррозии, чека должна быть целой, концы разведены, а изгибы без трещин. В случае если на запале обнаружен налет зеленого цвета, то ни в коем случае нельзя пользоваться подобной гранатой. При транспортировке боеприпасов необходимо оберегать их от ударов, сырости, огня и грязи. В случае если гранаты были подмочены, то нельзя сушить их у огня.

Необходимо проводить систематические осмотры. Категорически запрещается:

  • Трогать неразорвавшийся снаряд.
  • Разбирать боевую гранату.
  • Пытаться самостоятельно удалить неисправность.
  • Переносить гранаті без сумок.

Аналоги

За основу были взяты французская осколочная и английская модели, благодаря чему появилась граната Ф1. Характеристики такого симбиоза были уникальными, по сравнению с аналогичными отечественными взрывными устройствами. Эта модель известна своим прозвищем «лимонка». В свою очередь, копиями этой гранаты можно считать модели из Чили (Mk2), Китая (Тип 1), Тайваня и Польши (F-1).

Советская версия широко применялась во всем мире в самых известных и обширных военных конфликтах.

Уникальность гранаты Ф1

На самом деле тот факт, что этот вид боеприпаса достаточно долгое время не нуждался в модификации, говорит о многом, в частности о том, что одной из лучших разработок того времени считается граната Ф1. Характеристики этого устройства настолько хороши, а производство простое, что уже к началу 1980 года на складах имелся огромнейший запас подобных припасов, которые все находились в рабочем состоянии. На данный момент они остаются если не самым совершенным типом, то проверенными временем.

Может быть, через некоторое время будут созданы новые, совершенно уникальные виды, которые будут полностью лишены всех недостатков старых боеприпасов и уверенно займут их места, но на данный момент одной из лучших остается граната Ф1. Характеристики (комментарий специалиста это подтверждают) новых видов взрывных устройств имеют некоторое преимущество, но назвать их наилучшим замещением старых типов гранат, пока не представляется возможным.

fb.ru

Технические характеристики Mercedes AMG F1 W06

Шасси

Монокок: Отформован из углепластика и пористых композитных материалов

Корпус: Кожух двигателя, боковые понтоны, днище, носовой обтекатель, передние и заднее крылья из углепластика

Кокпит: Съёмное анатомическое сиденье гонщика из углепластика, шеститочечные ремни безопасности Sabelt, система HANS

Структуры безопасности: капсула безопасности, интегрированная с ударопрочной конструкцией и панелями, предотвращающими сквозные повреждения, передняя структура безопасности, предписанные регламентом противоударные узлы, поглощающие энергию при боковых столкновениях, встроенная задняя структура безопасности, передние и задние элементы, препятствующие повреждениям при опрокидывании машины.

Передняя подвеска: Карбоновый треугольный рычаг и толкатель, взаимодействующие с торсионными пружинами и балансирами

Задняя подвеска: Карбоновый треугольный рычаг и тяга, взаимодействующие с торсионными пружинами и балансирами

Колёсные диски: Advanti, кованный магниевый сплав. Шины: Pirelli

Тормозная система: Карбоновые диск и накладки, электронное управление по принципу brake-by-wire

Тормозные суппорты: Brembo

Рулевое управление: реечного типа с усилителем

Рулевое колесо: Конструкция из углепластика

Электроника: Сертифицированные FIA стандартный электронный блок управления и система электрики

Панель приборов: McLaren Electronic Systems

Топливная система: ATL, армированный кевларом резиновый топливный бак

Горюче-смазочные материалы и технические жидкости: Petronas

Трансмиссия

Коробка передач: 8-ступенчатая, с одной задней передачей, карбоновый корпус

Управление КПП: Секвентальное, полуавтоматическое, с гидравлическим приводом

Сцепление: Диск из карбона

Габариты

Длина: 5000 мм. Ширина: 1800 мм. Высота: 950 мм. Общий вес: 702 кг

Силовая установка

Тип: Mercedes-Benz PU106B Hybrid. Вес: 145 кг

Компоненты силовой установки:

Двигатель внутреннего сгорания (ICE), кинетический мотор-генератор (MGU-K), тепловой мотор-генератор (MGU-H), батарея (ES), турбонагнетатель (TC), управляющая электроника (CE)

Каждый гонщик получает четыре силовые установки на сезон.

Двигатель внутреннего сгорания

Рабочий объём: 1,6 л. Число цилиндров: 6. Угол развала цилиндров: 90 градусов

Число клапанов: 24. Максимальная скорость вращения коленвала: 15000 об/мин

Максимальный расход топлива: 100 кг/час на оборотах, превышающих 10500 об/мин

Топливная система: непосредственный впрыск под давлением 500 bar, один инжектор на цилиндр

Турбонагнетатель: одноступенчатый компрессор и турбина, работающая на выхлопных газах, с приводом от единого вала

Максимальная скорость вращения турбины: 125000 об/мин

Система рекуперации энергии (ERS)

ERS: Интегрированная гибридная система рекуперации энергии на основе мотор-генераторов

Батарея: Литиево-ионные батареи, вес 20 – 25 кг

Энергия, запасаемая батареей на одном круге: 4 МДж

Мощность MGU-K: 120 кВт (161 л.с.)

Максимальное число оборотов MGU-K: 50000 об/мин

Максимальная энергия, регенерируемая MGU-K на одном круге: 2 МДж

Максимальная энергия, выдаваемая MGU-K на одном круге: 4 МДж (33,3 сек при полной мощности)

Максимальное число оборотов теплового мотор-генератора (MGU-H): 125000 об/мин

Максимальная мощность MGU-H: не ограничена

Максимальная энергия, регенерируемая MGU-H на одном круге: не ограничена

Максимальная энергия, выдаваемая MGU-H на одном круге: не ограничена

www.f1news.ru

На смену легендарной Ф-1 » Военное обозрение

Ручные гранаты за прошедшие сто лет стали одним из наиболее распространенных видов вооружения пехоты, они применялись во всех войнах, больших и малых. Первое массовое применение ручных гранат, по всей видимости, относится к Русско-японской войне, а во время Первой мировой войны были разработаны и пущены в широкое производство многие типы гранат, в том числе и такие, которые и до сего дня стоят на вооружении. Среди таких долгожителей можно назвать знаменитую гранату F-1/Ф-1, разработанную в 1915 году во Франции, а потом принятую на вооружение Красной Армии. Во Вторую мировую войну производство ручных гранат в СССР достигло 138 млн. штук, а в Германии — 136 млн. штук. Расход гранат мог достигать десятков тысяч штук в день.

Ручные гранаты на войне стали своего рода «карманной артиллерией» пехоты. С ее помощью можно было штурмовать окопы, огневые точки, здания, уничтожать небронированную и легкобронированную технику, ставить в качестве противопехотной мины, отбиваться от наступающего противника. Последущие вооруженные конфликты сильно обогатили арсенал тактических приемов использования гранат, так что теперь применение гранат стало целой наукой, существенно расширяющей боевые возможности пехотинца.


После войны делались многократные попытки улучшить конструкцию ручных гранат, однако, после всех попыток, и даже после появления ручных и подствольных гранатометов, на вооружении российской армии все еще стоит знаменитая «фенька» Ф-1.

Причины долгожительства «феньки»

В этом месте стоит задуматься о причинах феноменального долгожительства Ф-1, воюющей уже сто лет кряду. Ее не смогли вытеснить ни более совершенные гранаты (например РГН и РГО), ни удачная военная разработка РГ-42. Первая причина состоит в простоте конструкции. Ф-1 состоит из трех частей: корпуса из сталистого чугуна, заряда тротила и взрывателя УЗРГМ. Отливка корпуса из чугуна не требует полуфабрикатов (в отличие от РГ-42, для производства которых требовался листовой прокат), может осуществляться на любом предприятии, где есть литейная мастерская. Для сравнения, гранаты РГН и РГО — это технологический шедевр, который требует точной штамповки полусфер (двух алюминиевых у РГН и четырех стальных у РГО), изготовления и сборки сложного по устройству ударно-дистанционного взрывателя. Применение полуфабрикатов и гораздо более сложные производственные операции не позволяли производить массовой серией эти типы гранат даже в рамках мощного советского ВПК. Вторая причина долгожительства Ф-1 состоит в том, что при наименьшем среди всех типов гранат заряде — 60 граммов тротила, она обеспечивает поражение осколками в радиусе 7 метров, а фугасным действием в радиусе 3-5 метров. РГН добивается того же эффекта при заряде взрывчатки 114 граммов. Ничего удивительного: менее хрупкие, чем чугун, сталь и алюминий, в ручных гранатах показывают куда меньшую эффективность. Есть еще и другие причины популярности Ф-1, состоящие в эргономичности гранаты, удобстве для броска, возможности использовать гранату в рукопашной схватке в качестве ударного предмета, ну и привычке к использованию гранат именно этого типа.

Таким образом, можно сказать, что причина столь долгого срока военной службы Ф-1 состоит в технологических и военно-хозяйственных моментах: более простая технология изготовления, отсутствие необходимости в полуфабрикатах, хрупкий материал, дающий хорошие осколки, меньший заряд взрывчатки. Для военной экономики все это очень существенно.

Можно сделать интересное наблюдение, что послевоенные попытки усовершенствовать ручную гранату явно шли по неверному пути. Выбор материала с гораздо меньшей хрупкостью, чем чугун, существенно ухудшил тактико-технические характеристики гранат. Это ухудшение не компенсировалось ни более легким весом гранат (РГН весит 310 граммов против 600 граммов Ф-1), ни более совершенным взрывателем. Не говоря уже о значительно более сложной технологии изготовления.

Но это не значит, что ручную гранату нельзя усовершенствовать. Можно. Усовершенствованная граната должна быть еще проще и технологичнее, чем Ф-1, а также иметь более широкие тактические возможности.

Технологические и мобилизационные новшества

Первым делом — материал корпуса гранаты. Это должен быть хрупкий, легко дробящийся материал. Первый кандидат на роль — тот же самый сталистый чугун, испытанный войнами материал для производства боеприпасов. Однако, есть и другие материалы. Например, фенопласты (смесь фенол-формальдегидной смолы с наполнителями), которые могут быть значительно более хрупкими, чем чугун (2-6 кДж/м2, при том же показателе для чугуна 80-100 кДж/м2), а могут иметь сопоставимую с ним хрупкость. Подобрав наполнитель, можно получить смолу прекрасной хрупкости, но при этом с хорошей твердостью, что важно для получения осколков. Осколки по весу будут сопоставимы с чугунными осколками, а кроме того, поэкспериментировав с наполнителями и структурой пластмассы, можно добиться образования большого количества крупных осколков. Сталь и алюминий не слишком подходят для гранат.

Технологичность изготовления зависит от конструкции самой гранаты. Сами по себе схему можно взять от Ф-1: корпус, заряд и взрыватель УЗРГМ. Однако, литье корпуса Ф-1 имеет свои недостатки, связанные со свойствами чугуна, и дает довольно высокий процент брака. Корпус ручной гранаты лучше всего штамповать. Эта технология подходит и для чугуна, и для его заменителей. Корпус в этом случае представляет собой трубку длиной 25-30 см, внутренним диаметром, соответствующим диаметру очка гранаты Ф-1 (около 2 см), толщина стенок может быть 3-4 мм. На одном конце трубки имеется внутренняя резьба, с этой стороны в гранату вставляется взрыватель, а с другой стороны — внешняя резьба, на которую можно навернуть дополнительную рубашку для увеличения числа осколков.

Однако, тут стоит получше рассмотреть вопрос заменителей чугуна хрупкими неметаллами. Чугун довольно тяжел в обработке. Трубку из него можно отлить, выдавить прессованием или экструзией, но это довольно сложная технология, требующая расплавления металла или нагрева заготовок до 900 градусов (стало быть, расхода топлива или энергии), а также мощных прессов. Формовка трубки из фенопластов значительно проще и технологичнее, поскольку может штамповаться, выдавливаться экструзией, формоваться наматыванием полос, склеиваться из двух штампованных половинок или еще каким способом. Осколочную рубашку также можно сделать неметаллической, например, из стекла, которое обладает замечательной хрупкостью и дает осколки с острыми, режущими краями, трудноизвлекаемые из тела. В принципе, годится для производства корпуска гранаты почти любая пластмасса, очень многие ее виды имеют большую хрупкость. Хотя фенопласты имеют определенную предпочтительность, можно провести полигонные испытания пластмасс разных типов и рецептур, чтобы подобрать наилучшую для изготовления гранат.

Трубка заполняется тротилом, который заранее может быть сформован в виде прутка соответствующих размеров и завернут в промасленную бумагу. Противоположный от взрывателя конец трубки закрывается пробкой. В трубку приведенных выше размеров вмещается около 100 граммов тротила. Взрыватель стандартный — УЗРГМ, с той лишь разницей, что спусковой рычаг делается не изогнутым, а прямым. Соответственно, граната берется в руку взрывателем вниз, рычаг прижимается рукой к корпусу гранаты.


Что нам это дает? Во-первых, это дает существенное упрощение технологии изготовления корпуса гранаты. Наиболее наглядно это видно в случае применения фенопластов, легко поддающихся механической обработке. Отказ от литья чугуна позволяет полностью автоматизировать изготовление ручных гранат, что позволит производить их в очень больших количествах. Для войны избыток ручных гранат скорее благо, чем недостаток. Во-вторых, у этой конструкции есть мобилизационный потенциал. Если приспичит, то корпус гранаты можно изготовить кустарными методами из любой подходящей по размеру трубы (например, стальной водопроводной трубы 3/4 дюйма), свернуть из любого подвернувшегося под руку железного листа, изготовить трубку из стекла, и даже использовать картонные трубки (тогда граната будет действовать как тротиловая шашка). Эффективность таких гранат будет существенно отличаться от стандартных, но иногда военные нужды заставляют прибегать и к таким импровизациям.

Еще одно преимущество конструкции гранаты состоит в возможности варьировать мощность заряда. Трубку можно сделать покороче или подлиннее, вложить в нее меньше или больше взрывчатки. Можно уменьшить заряд и в уже готовой гранате, закрепив его внутри дополнительной пробкой. С Ф-1 и всеми разновидностями сферических гранат такого сделать нельзя. Опытным путем можно подобрать оптимальные размеры гранаты и вес заряда, так, чтобы при минимальном весе достигался максимальный эффект.

Тактические преимущества

Прототипом вышеописанного образца ручной гранаты послужила известная немецкая граната Stielhandgranate 24. Она тоже из породы гранат-долгожителей, появилась в Германии в 1916 году, успешно отвоевала в Первой и Второй мировой войнах, получив прозвища «колотушка» или «толкушка». Потом она воевала во Вьетнаме, и состояла на вооружении швейцарской армии до начала 1990-х годов. Хотя она была довольно сложной по конструкции и не была образцом эффективности (главным образом из-за эрзац-взрывчатки), тем не менее, она имела целый ряд тактических преимуществ. Во-первых, более дальний бросок, по некоторым данным, тренированный гренадер бросал «колотушку» за 80 метров. Это весьма существенное преимущество при штурме окопов и зданий. Во-вторых, граната легко превращалась в противопехотную мину, а также, на нее надевалась чугунная рубашка, обращавшая ее в оборонительную гранату. В-третьих, несколько гранат можно было связать в связку (Ф-1 в таком случае складывались в сумку). В-четвертых, она была весьма удобна при ношении, гранату можно было заткнуть за поясной ремень, или засунуть в сапог, а кроме того, гранаты оснащались иногда специальным зажимом для ношения на ремне.

Все эти тактические преимущества немецкой ручной гранаты есть и у предложенного выше образца, причем в еще более выраженной форме.

Первое. Граната, путем навинчивания на обратный конец трубки дополнительных частей, легко модифицируется. Дополнительная чугунная рубашка, изготовленная в виде стакана с внутренней резьбой, превратит ее в оборонительную гранату. Вместо рубашки можно привернуть также дополнительный заряд взрывчатки или небольшую емкость с легковоспламеняющейся жидкостью. Это штатные варианты. Можно также модифицировать ее подручными средствами, примотав к ней скотчем гайки, шурупы и т.п. металлическую мелочь.

Второе. Она превращается в противопехотную мину еще проще немецкой. Для этого ее достаточно воткнуть в землю, чтобы взрыватель торчал вверх, наподобие противопехотной мины ПОМЗ, и зацепить за кольцо проволоку. Получится всем хорошо знакомая «растяжка». Опционально, для вящего огорчения оккупанта, можно примотать скотчем металлической мелочи к той части гранаты, которая остается торчать над землей. Вообще, такая граната гораздо лучше годится для установки «растяжек», чем Ф-1. Трубку проще привязать к чему-либо, приклеить тем же скотчем, защемить каким-нибудь предметом.

Третье. Такого рода ручная граната может быть элементом более мощного взрывного заряда. Во время Великой Отечественной войны саперы часто подрывали здания и сооружения, доты и другие огневые точки с помощью больших зарядов взрывчатки, которым обычно был мешок с аммоналом или аммиачной селитрой. Однако установка такого заряда и взрывателя под огнем противника часто вела к потерям; того небольшого времени, пока саперы устанавливали заряд, вставляли и приводили в готовность взрыватель, было достаточно, чтобы противник их заметил и начал обстреливать. Соединение заряда взрывчатки с вышеописанной гранатой позволяет серьезно облегчить задачу саперам; им достаточно поднести заряд к цели, прицепить к кольцу шнур или тросик, и дернуть за него из укрытия. Для этого потребуется меньше времени, и это меньшая вероятность попасть под вражеский обстрел. Вместо штатного УЗРГМ для этих целей может использоваться электровзрыватель, устанавливаемый в гранату с помощью переходного кольца. Подобные заряды могут изготовляться саперами импровизированно, на месте, но можно разработать и штатный инженерный заряд, оснащенный ручкой для переноски и гнездом для гранаты.

Четвертое. Ручные гранаты с трубчатым корпусом несравненно легче поддаются связыванию в связки, чем любые другие ручные гранаты, тем более Ф-1. Их можно связать вместе до десяти штук, что, при массе взрывчатки каждой гранаты в 100 граммов, даст килограммовый заряд, с которым можно выйти против бронированной техники или которым можно уничтожить огневую точку. Это легко сделать любым подручным средством: шпагатом, проволокой, скотчем или изолентой, бинтом, но можно разработать также специальные зажимы или скрепляющие кольца.

Наконец, пятое. Удобство в упаковке и в ношении. Трубчатые гранаты потребуют более компактного ящика, чем Ф-1 и любые другие сферические ручные гранаты, что позитивно скажется на военной логистке. Такие гранаты легче носить с собой, заткнув за ремень, положив в любой подходящий карман формы или разгрузки. Например, две или три такие гранаты можно положить в гнездо разгрузки, предназначенное для рожка к автомату. На разгрузке могут быть пришиты специальные гнезда для них. Наконец, гранаты можно просто примотать скотчем к рукаву или штанине.

Тактические преимущества ручной гранаты с трубчатым корпусом вполне очевидны по сравнению с легендарной «фенькой». При этом, все тактические приемы и привычки, связанные с Ф-1, легко переходят на новую гранату.

Поскольку, как показывает опыт, военные конфликты все еще не стали достоянием истории, это вынуждает заниматься усовершенствованием образцов вооружения и боеприпасов. Не стоит ударяться в крайность, занимаясь только наиболее продвинутыми образцами, военным хай-теком. В большой войне огромное значение имеют виды вооружения, простые по конструкции и массовые в изготовлении, такие как ручные гранаты.

topwar.ru

Ф-1 Википедия

Ф-1 (Индекс ГРАУ 57-Г-721); в просторечии — «фенюша»[2]) — ручная противопехотная оборонительная граната.

Граната предназначена для поражения живой силы в оборонительном бою. Из-за значительного радиуса разлёта осколков (до 200 метров) метать её можно только из-за укрытия, из бронетранспортёра или из танка[3].

Что же касается наименования «лимонка», то оно появилось в годы Первой мировой войны. Многие считают, что граната получила это название за характерную форму, однако это не соответствует действительности. Дело в том, что та Ф-1, которую мы сегодня привычно называем «лимонкой», — не что иное, как копия французской ручной гранаты образца 1915 года той же марки, только на французском языке — F.1. Однако у такой гранаты был очень несовершенный запал, который подрывал ее при ударе и потому требовал большой осторожности в обращении. Англичане обзавелись осколочной гранатой — с гладким корпусом и более надежным запалом с чекой —- конструкции капитана Лемона. Название оказалось «говорящим», а поскольку в Русской армии применялись гранаты различных систем, но больше всего среди них было французских, то и название «лимонка» перешло к ним, хотя первоначально так называли английские гранаты — однако единого мнения на сегодня не существует.

Первоначально гранаты Ф-1 снаряжались запалом Ф. В. Ковешникова. В дальнейшем взамен запала системы Ковешникова, в 1941 году на снабжение гранаты Ф-1 был принят запал УЗРГ («унифицированный запал к ручным гранатам») советских конструкторов Е. М. Вицени и А. А. Беднякова., после войны он был доработан и служит по сей день под названием УЗРГМ (универсальный запал ручных гранат модернизированный).

История

Французская граната F-1 модели 1915 года

В 1922 году артиллерийское ведомство РККА взялось за наведение порядка на своих складах. Согласно отчётам артиллерийского комитета на вооружении Красной Армии в то время находились гранаты семнадцати различных типов. Осколочной оборонительной гранаты собственного производства в Союзе ССР на тот период не было. Поэтому временно на вооружение была принята граната системы Миллса, запасы которой на складах имелись в большом количестве (200 000 штук по состоянию на сентябрь 1925 года). В крайнем случае, допускалась выдача войскам французских гранат F-1. Дело было в том, что запалы французского образца отличались ненадёжностью. Их картонные корпуса не обеспечивали герметичности, и детонационный состав отсыревал, что приводило к массовым отказам гранат, а того хуже и к прострелам, что было чревато взрывом в руках[4].

В 1925 году Артиллерийский комитет констатировал, что потребность в ручных гранатах РККА удовлетворена всего на 0,5 %. Для исправления ситуации Артком 25 июня 1925 года постановил:

  • Артиллерийскому Управлению РККА произвести всестороннее испытание существующих образцов ручных гранат, ныне состоящих на вооружении.
  • Необходимо внести усовершенствования в гранату образца 1914 года, с целью увеличения её поражающей способности.
  • Сконструировать гранату осколочного действия типа Миллс, но более совершенную.
  • В ручных гранатах F-1 швейцарские запалы заменить запалами Ковешникова.

В сентябре 1925 года проводились сравнительные испытания гранат основных типов, имеющихся на складах. Основным проверяемым критерием было осколочное поражение гранат. Выводы, сделанные комиссией, звучали следующим образом:

…таким образом, положение вопроса о типах ручных гранат для снабжения РККА в настоящее время представляется следующим: ручная граната образца 1914 года, снаряжённая мелинитом, значительно превосходит своим действием все другие виды гранат и по характеру своего действия является типичным образцом наступательной гранаты; требуется лишь уменьшить число отдельных далеко (свыше 20 шагов) летящих осколков настолько, насколько это позволит состояние техники этого дела. Это усовершенствование предусматривается прилагаемыми «Требованиями о новых образцах ручных гранат». Гранаты Миллса и F-1 при условии снабжения их более совершенными запалами признаются удовлетворительными как оборонительные гранаты, при этом гранаты Миллса несколько сильнее по действию, нежели F-1. Ввиду ограниченных запасов этих двух видов гранат надлежит разработать новый тип оборонительной гранаты, удовлетворяющей новым требованиям…[4]

В 1926 году были проведены испытания гранат F-1 из имеющихся на хранении (на складах в тот момент имелся 1 млн гранат данной системы) с запалом Ковешникова разработки 1920 года. По результатам испытаний конструкция запала была доработана, и после войсковых испытаний в 1927 году граната F-1 с запалом Ковешникова под наименованием ручная граната марки Ф-1 с запалом системы Ф. В. Ковешникова в 1928 году была принята на вооружение РККА[4][5][6][7].

Все имевшиеся на складах гранаты были снабжены запалами Ковешникова уже к началу 1930-х годов, а в скором времени в СССР было налажено собственное производство корпусов гранат[4].

В 1939 году инженер Ф. И. Храмеев доработал гранату — корпус лимонки стал несколько проще, утратил нижнее окно[7].

Существует ещё одна версия появления гранаты Ф-1. В 1999 году полковник в отставке Федор Иосифович Храмеев сообщил в интервью журналу «Коммерсантъ Власть», что в 1939 году им была сконструирована граната Ф-1[8].

В феврале 1939 года я получил задание на разработку оборонительной гранаты… в Москве я видел альбом, выпущенный российским Генштабом в 1916 году, где были представлены изображения всех применявшихся в первую мировую войну гранат. Немецкие и французские были рифлёные, яйцеобразной формы. Особенно мне понравилась французская F-1. Она точно соответствовала полученному заданию: удобная в бросании, безопасный запал, достаточное количество осколков. В альбоме был только рисунок. Я разработал все рабочие чертежи. Пришлось помучиться. Заменил простой чугун, из которого была сделана F-1, на сталистый — для увеличения убойной силы осколков.

Как сообщил в интервью Ф. И. Храмеев, предварительные испытания гранаты были минимальны, было изготовлено всего 10 опытных образцов, которые были вскоре испытаны, а затем конструкция была запущена в серийное производство:

— Была создана какая-то приёмная комиссия?
— Да нет! Опять же я один. Дал мне начальник завода майор Будкин бричку-пароконку и послал на наш полигон. Бросаю гранаты одну за другой в овраг. И на тебе — девять взорвались, а одна — нет. Возвращаюсь, докладываю. Будкин на меня с криком: мол, секретный образец без присмотра оставил! Еду обратно, снова один.
— Боязно было?
— Не без того. Лёг я на край оврага, увидел, где граната в глине лежит. Взял длинную проволоку, сделал на конце петлю и аккуратно зацепил ею гранату. Подёргал. Не взорвалась. Оказалось, запал подвёл. Так и вытащил её, разрядил, привез, зашёл к Будкину и положил ему на стол. Он заорал и из кабинета выскочил пулей. А дальше мы передали чертежи в Главное артиллерийское управление (ГАУ), и гранату пустили в массовое производство. Без всяких опытных серий[8].

В 1942—43 годах запал Ковешникова заменили стандартным унифицированным запалом УЗРГ; после окончания Великой Отечественной войны запал был усовершенствован, повышена надёжность срабатывания, и он получил обозначение УЗРГМ[4].

Конструкция

Граната Ф-1 с запалом УЗРГ (учебный образец) Граната Ф-1 с запалом УЗРГ (учебный образец) Принципиальная схема гранаты Ф-1 с запалом УЗРГ Принципиальная схема устройства запала УЗРГ

Граната Ф-1 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Общий вес: 600 граммов
  • Вес ВВ: 60 граммов
  • Дальность броска: 35-45 м
  • Расчетный радиус поражения: осколками — до 200 м; ударной волной (70—80 кПа) — менее 0,5 м.
  • Безопасное расстояние — 200 м[9].
  • Время замедления запала: 3,2—4,2 сек[10][11].
  • Количество осколков до 300 штук[12].

Граната Ф-1 относится к ручным противопехотным осколочным оборонительным гранатам дистанционного действия. Конструкция её оказалось настолько удачной, что без принципиальных изменений просуществовала до настоящего времени. Несколько изменялась и дорабатывалась с целью повышения надёжности эксплуатирования конструкция запала.

  • Ручная — доставляется к цели за счёт броска рукой солдата.
  • Противопехотная — предназначена для поражения живой силы противника.
  • Осколочная — поражение производится преимущественно с помощью осколков металлического корпуса гранаты.
  • Оборонительная — радиус разлёта осколков превышает среднюю дальность броска гранаты с помощью мышечной силы бойца, что обуславливает необходимость броска гранаты из укрытия во избежание поражения осколками своей же гранаты.
  • Дистанционного действия — подрыв гранаты происходит через некоторое время после броска (3,2…4,2 сек.)[10].

Подобно большинству противопехотных гранат, Ф-1 состоит из 3-х основных частей[13].

  • Запал. Граната имеет универсальный запал УЗРГМ (или УЗРГ), подходящий также к гранатам РГ-42, РГД-5. Запал УЗРГМ отличается от УЗРГ изменениями в форме спусковой скобы и конструкции ударника, позволившими снизить частоту отказов оружия.
  • Взрывчатое вещество. Заряд взрывчатого вещества — 60 г тротила. Возможно снаряжение тринитрофенолом. Такие гранаты имеют увеличенную поражающую способность, но и срок хранения на складах жёстко ограничен, по истечению граната представляет собой значительную опасность. Шашка ВВ изолируется от металла корпуса лаком, парафином или бумагой. Известны случаи снаряжения гранат пироксилиновыми смесями.
  • Металлическая оболочка. Внешне граната имеет овальный ребристый корпус из сталистого чугуна, профиль напоминает букву «Ж». Корпус — сложная отливка, льётся в землю, возможно и кокильное литьё (отсюда и форма). Изначально оребрение создавалось для образования при взрыве осколков определённого размера и массы, также оребрение выполняет эргономическую функцию, способствуя лучшему удержанию гранаты в руке. Впоследствии некоторыми исследователями были высказаны сомнения в эффективности подобной системы формирования осколков (чугун дробится на мелкие осколки независимо от формы корпуса). Нарезка корпуса облегчает привязывание гранаты к колышку. Общий вес гранаты с запалом — 600 граммов.

В состав запала УЗРГ входят, помимо непосредственно корпуса, следующие элементы:

  • Предохранительная чека, представляющая собой кольцо с двумя отрезками проволоки, которые, проходя через отверстия в корпусе запала, закрепляются разгибанием в отверстии с противоположной стороны запала и защищают чеку от случайного выпадения. При этом чека блокирует ударник, не давая ему ударить по капсюль-воспламенителю.
  • Ударник представляет собой металлический стержень, заострённый со стороны, направленной на капсюль, и имеющий выступ с противоположной стороны, которым он держится за спусковой рычаг. Также к бойку крепится ударная пружина, обеспечивающая его удар по капсюлю.
  • Спусковой рычаг — изогнутая металлическая пластина, которая после удаления предохранительной чеки блокирует боёк в исходном положении. После того, как граната брошена, спусковая скоба выталкивается давлением пружины бойка, и тот бьёт по капсюлю, активируя его. То есть гранату с выдернутой предохранительной чекой можно держать перед броском неопределённо долго. Данная особенность позволяла сократить дистанцию замедления до минимума и практически исключить обратный переброс гранаты противником в отличие, например, от германских образцов с тёрочным запалом.
  • Капсюль-воспламенитель поджигает замедлитель.
  • Замедлитель передаёт за определённое время форс пламени от капсюля-воспламенителя к капсюлю-детонатору и создаёт временной интервал между началом броска (момент высвобождения ударника) и подрывом гранаты. В то же время в отличие от гранат с ударным взрывателем, граната весьма безопасна в производстве и хранении, поставляется заводами в готовом к бою состоянии, чем выгодно отличается от последних, снаряжаемых обычно в войсковых мастерских.
  • Детонирующая смесь капсюля-детонатора подрывает взрывчатое вещество гранаты[10].

Использование

Для применения гранаты необходимо разогнуть усики предохранительной чеки, взять гранату в правую руку так, чтобы пальцы прижимали рычаг к корпусу. Перед метанием гранаты, продев указательный палец левой руки в кольцо чеки, выдернуть её. Опытные инструкторы утверждают, что левша без проблем может держать и метать гранату левой, а чеку выдёргивать правой. Граната может продолжать оставаться в руке сколько угодно долго, пока не отпущен рычаг, ударник запала не может разбить капсюль (в принципе, если потребность в броске гранаты отпала, а чека не выброшена, её можно (не отпуская рычаг!) вставить обратно; после загибания усиков чеки граната пригодна к нормальному хранению).[источник не указан 609 дней] После выбора момента броска и цели — бросить в цель гранату. В этот момент рычаг под воздействием пружины ударника повернётся, освобождая ударник, и отлетит в сторону. Ударник наколет капсюль и через 3,2 — 4,2 секунды произойдёт взрыв.

Граната предназначена для поражения живой силы и небронированной техники. Поражающими факторами являются непосредственное фугасное действие взрывчатки и осколки, формирующиеся при разрушении металлической оболочки гранаты[10][14].

Маркировка и хранение

Боевая граната окрашивается в зелёный цвет (от хаки до тёмно-зелёного). Учебно-имитационная граната окрашивается в чёрный цвет с двумя белыми (вертикальная и горизонтальная) полосами. Кроме того, она имеет в нижней части отверстие. Боевой запал окраски не имеет. У учебно-имитационного запала кольцо чеки и нижняя часть прижимного рычага окрашены в алый цвет.

Гранаты Ф-1 упаковываются в деревянные ящики по 20 штук. Запалы УЗРГМ хранятся в этом же ящике отдельно в двух металлических герметично запаянных банках (по 10 штук в банке). Вес ящика — 20 кг. Ящик комплектуется консервным ножом, предназначенным для открытия банки с запалами. Гранаты снаряжаются запалами непосредственно перед боем, при переводе из боевого положения запал изымается из гранаты и хранится отдельно.

Целью упаковки запалов в герметичную тару является обеспечение максимальной сохранности в течение всего времени хранения, предотвращение коррозии и окисления компонентов детонирующей смеси.

Боевое применение

Тактические особенности боевого применения

В условиях открытой местности эффективная дальность поражения противника при взрыве гранаты непосредственно фугасным действием боеприпаса составляет 3-5 метров. Радиус сплошного поражения живой силы осколками — 7 метров. Шансы на поражение осколками гранаты сохраняются на дистанции до 200 метров, но это утверждение верно только для крупных фрагментов гранаты. Как правило, это элементы запала, реже — фрагменты днища гранаты; основная часть чугунного корпуса (более 60 %) при взрыве распыляется на мелкие неопасные осколки[15]. Чем более крупным является осколок, тем выше его потенциальная дальность поражения. Начальная скорость осколков гранаты составляет 700-720 метров в секунду; масса осколков в среднем 1-2 грамма, хотя встречаются как более крупные, так и более мелкие[14].

Особенности поражающих факторов гранат закономерно определяют области применения в современных конфликтах. Наибольшим эффектом гранаты обладают в помещениях и замкнутых пространствах. Это связано со следующими факторами. Во-первых, в относительно небольшом помещении, размерами до 30 метров, всё пространство находится в зоне поражения осколков, также осколки могут рикошетить от стен, потолка и пола, что также увеличивает шансы поражения противника, даже если он находится в укрытии. Во-вторых, фугасное действие гранаты в замкнутом помещении многократно усиливается, вызывая контузии, баротравму, дезориентируя противника, что позволяет, воспользовавшись моментом, проникнуть в помещение и воспользоваться другим оружием для его уничтожения[10][14].

Граната Ф-1 более эффективна по сравнению с наступательными гранатами при штурме замкнутых пространств и помещений, так как из-за более высокой массы она даёт большее количество осколков и обладает более выраженным фугасным действием. Всё это позволяет с большей вероятностью выводить противника из строя[10][14].

Тактические особенности диверсионного применения

Также гранаты Ф-1 часто используются при постановке растяжек, что обусловлено количеством осколков, повышающим шансы на поражение противника, и надёжным запалом, которому не повредит длительное нахождение в неблагоприятных условиях перед тем, как ловушка сработает. Комбинация из 2-х гранат Ф-1 создаёт растяжку, обладающую ещё и некоторыми противосапёрными свойствами — она взрывается при перерезании тросика (проволоки). В спецподразделениях запалы гранат Ф-1 «дорабатывают», перед установкой в качестве растяжки спиливают детонирующий заряд и убирают фитиль-замедлитель. Также можно снарядить гранату минным взрывателем мгновенного действия, подходящим по размерам. Тем самым добиваются практически мгновенного взрыва и лишают противника 3—4-х секунд на спасение.

Применение в военных конфликтах

В начале Второй мировой войны корпуса гранат снаряжали вместо тротила имевшимися под рукой взрывчатыми веществами; поисковики находят в районе Санкт-Петербурга гранаты, снаряженные дымным порохом. Граната с такой начинкой вполне эффективна, хотя и менее надёжна.

Во время Великой Отечественной войны Ф-1 широко применялась на всех фронтах[16].

В конце 1930-х и в начале 1940-х годов тактические наставления для пехотных частей рекомендовали Ф-1 в том числе и в качестве противотанкового средства. Несколько гранат плотно увязывались в мешок так, чтобы детонатор одной из них оставался снаружи, мешок бросался под гусеницы или колёса вражеской бронетехники с целью вывода из строя ходовой части. Впоследствии данный метод не получил широкого распространения из-за своей относительно низкой эффективности[17].

Состоит на вооружении

Граната Ф-1 состоит на вооружении во всех армиях стран СНГ, также она получила широкое распространение в странах Африки и Латинской Америки. Также существуют болгарская, китайская и иранская копии.

Ф-1 в кино и явные несоответствия действительности

В боевиках можно часто увидеть гранаты, подвешенные за кольцо предохранительной чеки на поясе или жилете. В реальности здравомыслящий человек так поступать не будет: во время боя приходится передвигаться по пересечённой местности, где высок риск зацепиться чем-нибудь за гранату и выдернуть из неё предохранительную чеку. После этого граната вполне закономерно взорвётся, скорее всего уничтожив бойца или как минимум демаскировав его. Во время боя гранаты находятся в гранатном подсумке или разгрузочном жилете, а при их отсутствии — в карманах одежды[13].

В художественных фильмах часто можно увидеть главного героя, эффектно выдёргивающего чеку гранаты зубами. В реальности в большинстве случаев подобное действие приведёт к потере зубов. Это связано с тем, что для удаления предохранительной чеки требуется значительное физическое усилие: это сделано намеренно для предотвращения случайных подрывов гранат[13].

Также во многих фильмах можно увидеть, как граната, падающая в группу людей, разбрасывает их в разные стороны, убивая большую их часть. На практике это далеко не так. При подрыве гранаты не образуется мощной взрывной волны: действительно, люди, находящиеся в радиусе 2-3 метров от места подрыва, получают баротравмы, контузии, зачастую они падают на землю, но никого не отбрасывает от места взрыва на десяток метров. Осколки же поражают только непосредственно близко стоящих к месту подрыва. Обладая небольшой массой и низкой проникающей способностью, подавляющее большинство осколков не способно пробить тело человека насквозь. На этом и основан принцип спасения товарищей путём накрытия гранаты своим телом[10][13].

В некоторых фильмах и многих иллюстрациях граната Ф-1 — чёрного цвета, что создает мнение о стандартности чёрной окраски гранаты. На самом же деле чёрная окраска означает что граната учебная или является муляжом, боевые гранаты окрашены в зелёный цвет.

Обучение бойцов

При поражении осколками гранаты велика доля случайности: так, в некоторых случаях подрыв гранаты в непосредственной близости от бойца может только оглушить его; однако известны случаи, когда одиночный осколок гранаты поражал бойца, находящегося в укрытии на дистанции 70-80 метров от места подрыва гранаты[10].

Для новобранцев метание гранаты часто представляет психологическую проблему: основываясь на представлениях, полученных из боевиков, они считают гранату оружием чудовищной разрушительной силы и испытывают панический страх, что приводит к глупым и абсурдным действиям, которые действительно могут представлять угрозу их жизни. Так, например, они могут метнуть вместо гранаты чеку, а гранату оставить в окопе; уронить активированную гранату себе под ноги и, будучи парализованными страхом, стоять, дожидаясь взрыва, вместо того, чтобы отбежать и залечь. Также важно соблюдать технику безопасности при метании гранат в зимнее время: граната при броске может зацепиться за торчащие части одежды и полететь в опасном для бойца направлении, или даже закатиться в рукав[10].

Оценка проекта

В целом, данный образец противопехотной гранаты следует считать удачным. Ф-1 прошла проверку временем, имеет простое, надёжное устройство, технологична и проста в изготовлении, эффективно справляется с поставленными перед данным типом оружия задачами. Закономерно, что недостатки проекта вытекают из его достоинств.

Достоинства

Благодаря своей простой и надёжной конструкции граната Ф-1 состоит на вооружении уже около 70 лет без существенных изменений и, вероятно, ещё долго не будет снята с вооружения. Достоинства, обеспечивающие такой долгий срок службы, следующие[18]:

  • Корпус естественного дробления, из которого успешно формируются поражающие элементы даже при повреждениях металлической рубашки.
  • Дистанционный запал обладает относительно простой конструкцией и отличается высокой надёжностью.
  • Цельнометаллический монолитный корпус прост в изготовлении и может быть изготовлен практически на любом промышленном предприятии, даже не специализированном. Материал корпуса — сталистый чугун — очень дёшев.
  • Простота внутренней конструкции позволяет в условиях войны использовать вместо штатного тротила любую имеющуюся в распоряжении взрывчатку.
  • Мощность взрыва данной гранаты такова, что, будучи брошенной в колодец, буквально «выбрасывает» все находящиеся в нём предметы, включая воду. Это свойство полезно при штурмах различных шахт и тоннелей среднего диаметра. Если скрывающегося за поворотом, углом или иным препятствием на дистанции ближе 30 метров от взрыва противника не заденут осколки, то его почти гарантированно убьёт резким пневматическим ударом, вызванным взрывной волной[19]. Атакующему при этом запрещено находиться в туннеле, так как он сам может пострадать.
  • Дистанционное действие подрыва позволяет забрасывать гранату к противнику, используя отскок от стен, потолка и различных препятствий.

Недостатки

Недостатки данной гранаты обусловлены преимущественно устареванием её конструкции, а не недочётами при конструировании. К ним относятся:[18]

  • Низкая эффективность образования осколков при дроблении корпуса. Большая часть массы корпуса (до 60 %) образует слишком мелкие неубойные осколки. В то же время, часто образуется и несколько слишком крупных осколков, повышающих опасную дистанцию и снижающих число осколков оптимального размера. Рифление корпуса, имеющее, в общем, случайный характер, не может обеспечить формирование осколков удовлетворительной формы и оптимальное распределение их по массе (сама идея формирования осколков предсказуемого размера за счёт рифления корпуса оказалась не совсем верной).
  • Дистанционный запал не приводит к взрыву при попадании в цель, а срабатывает через некоторое время (это свойство любого дистанционного запала, а не только УЗРГ).
  • Граната относительно тяжёлая, что несколько снижает предельную дальность броска.

См. также

Примечания

  1. ↑ The Global Intelligence Files — Re: SITREP — INSIGHT — LEBANON — update on black market prices
  2. Вернидуб И. И. Ручные гранаты — «карманная» артиллерия пехоты // Боеприпасы победы. Очерки. — Москва: ЦНИИНТИКПК, 1998. — С. 95. — 200 с.
  3. ↑ Наставление по стрелковому делу. Ручные гранаты. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР. 1965 — 65, стр.15
  4. 1 2 3 4 5 Б. В. Прибылов, Е. Н. Кравченко. Ручные и ружейные гранаты. — М.: «Арктика 4Д», 2008. — 776
  5. ↑ Краткое описание устройства и применения ручных гранат марки Ф-1 с запалом системы Ф. В. Ковешникова. Артиллерийское Управление РККА. М. 1937 г.
  6. ↑ А. А. Благонравов, М. В. Гуревич. Боеприпасы стрелкового вооружения. Патроны, ручные и ружейные гранаты. Их устройство. Л.: Издание военно-технической академии РККА имени тов. Дзержинского, 1932 г., стр. 159
  7. 1 2 Федосеев С. Л. Метательные снаряды советской пехоты. Военно-промышленный курьер. Выпуск № 39 (355) за 6 октября 2010 г.
  8. 1 2 Журнал Коммерсантъ Власть. № 47(348) от 30 ноября 1999 года
  9. ↑ Очень часто при описании этого типа боеприпасов указывается расстояние 200 м. Теоретически осколки гранаты могут улететь на такое расстояние, однако вероятность попадания этих осколков в цель стремится к нулю. Скорее всего, под дистанцией в 200 м понимается расстояние, на котором должен находиться наблюдатель для того, чтобы ни при каких условиях не получить ранение. В реальности о более-менее гарантированном поражении стоящего в рост человека можно говорить на дистанции не более 5—10 метров. На дистанциях более 50 м поражение человека крайне маловероятно
  10. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Анатомия армии. Веремеев Ю. Советская оборонительная граната Ф-1
  11. ↑ Граната ручная противопехотная Ф-1
  12. ↑ Опасными считаются осколки массой не менее 2 грамм. Осколки меньшей массы, даже обладая большой скоростью, не в состоянии причинить сколь нибудь значительных повреждений. Таким образом, теоретически одна граната массой 540 г (масса заряда взрывчатого вещества 60 г) при идеальных условиях может дать до 270 осколков, обладающих убойным действием. В реальности количество и масса осколков колеблются в очень больших пределах, и число убойных осколков не превышает 150—200. В случае, если граната взрывается на земле, число убойных осколков уменьшается примерно вдвое, так как осколки, уходящие в нижнюю полусферу, не представляют опасности
  13. 1 2 3 4 ЛКИ. Ручные гранаты.
  14. 1 2 3 4 Анатомия армии. Веремеев Ю. Гранатная Арифметика
  15. ↑ Журнал «Оружие» № 8 за 1999 г., статья «Подготовить гранаты»
  16. ↑ Журнал «Братишка». Граната для войскового разведчика
  17. ↑ ВОВ-60. РПГ-40 — ручная противотанковая граната сист. Пузырёва (недоступная ссылка)
  18. 1 2 Граната Ф-1 Архивировано 24 февраля 2007 года.
  19. ↑ Какова специфика взрыва в метро?

Литература

  • Шунков В. Н.  Оружие пехоты 1939—1945. — Минск: Харвест, 1999. — 624 с. — ISBN 985-433-803-7.
  • Описание ручной гранаты Ф.1 с запалом Ковешникова.. — М.: Издание Артиллерийского управления РККА., 1931. — 16 с.
  • А. А. Благонравов, М. В. Гуревич. Боеприпасы стрелкового вооружения. Патроны, ручные и ружейные гранаты. Их устройство.. — Л.: Издание военно-технической академии РККА имени тов. Дзержинского., 1932. — 210 с. — 1000 экз.
  • Краткое описание устройства и применения ручных гранат марки Ф-1 с запалом системы Ф. В. Ковешникова.. — М.: Артиллерийское Управление РККА., 1937. — 6 с.
  • Б. В. Прибылов, Е. Н. Кравченко. Ручные и ружейные гранаты.. — М.: «Арктика 4Д», 2008. — 776 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-902835-04-2.
  • Наставление по стрелковому делу (НСД-38). Ручные гранаты.. — М.: Государственное военное издательство Наркомата обороны Союза ССР., 1939. — 47 с.
  • Наставление по стрелковому делу. Ручные гранаты. / Под наблюдением Козлова Д. И.. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР., 1965. — 65 с.

Ссылки

Револьверы
Пистолеты
Пистолеты-пулемёты
Автоматы Калашникова
Прочие автоматы
Винтовки и карабины
Снайперские винтовки
Пулемёты
Гранатомёты и
реактивные гранаты
Огнемёты и штурмовые гранаты
ПТРК
ПЗРК
Ружья
Ручные гранаты
Оружейные патроны
  • 4,5 × 40 мм R
  • 5,45 × 18 мм
  • 5,45 × 39 мм (МПС)
  • 5,66 × 39 мм
  • 6 × 49 мм
  • 7,62 × 28 мм
  • 7,62 × 39 мм
  • 7,62 × 25 мм ТТ
  • 7,62×41,5 мм (7Н36)
  • 7,62 × 54 мм R
  • 8,6 × 39 мм
  • 8,6 × 70 мм
  • 9×18 мм
  • 9 × 19 мм
  • 9 × 21 мм
  • 9,1 × 29 мм
  • 9 × 33 мм
  • 9 × 39 мм
  • 9,3 × 64 мм
  • 10,3 × 45 мм
  • 12,7 × 55 мм
  • 12,7 × 108 мм
  • 14,5 × 114 мм

Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение) образцы

wikiredia.ru

Технические характеристики болида формулы — 1. » Познавательно-развлекательный блог

Характеристики болида формируются техническим регламентом, за соответствием которому следят стюарды Международной федерации автоспорта.

Автомобиль Формулы-1 представляет собою углепластиковый моноблок с 4-мя размещенными за пределами корпуса колёсами, из которых задние 2 являются приводными, а передние — ведомыми. Пилот размещается в узкой кабине (кокпите) в передней части болида и управляет им с помощью руля и педалей тормоза и газа.

Хоть машины Формулы-1 зачастую превосходят скорость 300 км/ч, согласно абсолютной скорости Формула-1 никак не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как почти все параметры двигателей в ней значительно урезаны (ограничен объём, воспрещён турбонаддув, и т. п.). Тем не менее, по средней скорости на круге из числа шоссейно-кольцевых автогонок (кроме т. н. «овалы») Формуле-1 не имеется равных. Это становится возможным вследствие весьма эффективной тормозной системе и аэродинамике. Тормозные усилители и антиблокировочная тормозная система воспрещены.

Мощь моторов 750—770 л.с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Кроме того воспрещается подавать в мотор что-либо, помимо воздуха и горючего.

Начиная с сезона 2009 года в болидах Формулы-1 вводится система рекуперации кинетической энергии (KERS) — особое приспособление, позволяющее накапливать кинетическую энергию болида в местах торможения, передавая ее при разгоне. При этом конкретный принцип рекуперации никак не предписывается.

Шины обладают в Формуле-1 огромной значимостью.

В отличие от дорожных автомашин, шины для болидов Формулы-1 не рассчитаны на долговечность (1 набор рассчитан не больше, чем на 200 километров), главными особенностями считаются прочность, небольшой вес и сцепление с трассой. Ключевые составляющие шин — резина, нейлон и полиэстер. С целью изменения жёсткости резины регулируются соотношения добавляемых в неё частей: углерода, серы и нефти.

Размер передних и задних шин в процессе эволюции гоночных автомобилей Формулы постоянно изменялся, теперь передние и задние шины различные, величина передних шин ограничена по ширине от 305 до 355 мм, задних от 365 до 380 мм. При этом полный диаметр колеса не может превышать 660 мм для шин для сухой погоды и 670 мм для влажной. Замеры выполняют при давлении в шине равном 1.4 Бар. В соответствии с п. 12.7.1 Технического регламента Формулы-1, шины могут быть наполнены только лишь воздухом либо азотом.

Далее средние технические характеристики болида формулы 1:

Разгон с места до 100 км/ч: 1.7 сек.

Разгон с места до 200 км/ч: 3.8 сек.

Разгон с места до 300 км/ч: 8.6 сек.

Максимальная скорость: около 340 км/ч.

Торможение со 100 км/ч: 1.4 сек и 17 метров дистанции.

Торможение с 200 км/ч: 2.9 сек и 55 метров дистанции.

Торможение с 300 км/ч: 4 сек.

Перегрузка пилота при торможении: около 5G.

Прижимная сила равная весу болида достигается на скорости около 180 км/ч.

Максимальная прижимная сила (настройка максимум) при 300 км/ч: приблизительно 3000 килограмм.

Расход горючего в режиме соревнований: около 75 л/100км.

Стоимость каждого пройденного километра: около 500$.

Основной характерной чертой болида формулы 1 безусловно считается наличие большой прижимной силы. Именно она дает возможность проходить повороты на скоростях, недостижимых любым иным спортивным авто. Тут имеется один примечательный момент: почти все повороты пилотам просто необходимо проходить на весьма большой скорости, чтобы прижимная сила могла удерживать автомобиль на трассе, если же скорость скинуть то можно вылететь с трассы так как прижимная сила станет мала.

www.nauka-prosto.ru

McLaren F1 цена, технические характеристики, фото, видео тест-драйв Ф1

McLaren F1 фото спереди

Серийный спортивный автомобиль, ранее выпускаемый компанией McLaren. Ранее компания занималась производством только гоночных болидов, но в 60-х годах задумалась о создании спортивного автомобиля для городских дорог, но тогда не вышло этого сделать, и идея была забыта. После в 80-х годах идею вспомнили, и в конце 90-х был представлен главе компании чертеж автомобиля. В итоге в 1992-м году автомобиль McLaren F1 был показан публике.

На то время была объявлена цена автомобиля, она составляла 1,2 миллиона $. Дизайн автомобиля удивил многих, а также удивили технические характеристики модели. Максимальная скорость, которая была зафиксирована это 386 км/ч. В течении 12-ти лет эта модель считалась самой быстрой в мире.

Производство длилось до 1998-го года, а в 2013-м году был выпущен приемник модели McLaren P1.

Экстерьер

Внешность данной модели неплоха, но по современным меркам данная модель выглядит не очень, если смотреть на те спортивные автомобили, которые производятся сейчас. Спереди находится крупная галогенная оптика, небольшой воздухозаборник и неплохие воздуховоды на передние тормоза.

Боковая часть имеет глубокую выштамповку и аэродинамическую линию посередине данной выштамповки. Зеркала заднего вида, как и подобает спортивным автомобилям, установлены на ножку. Автомобиль оснащен 17-ми колесами.

МакЛарен Ф1 фото сбоку

Задняя часть имеет 4 круглые галогенный фары, там же расположена решетка, которая отводит воздух от двигателя. В бампер элегантно вставлены 4 патрубка системы выпуска. Действительно простой дизайн, но это не говорит о том, что авто не красив.

Размеры купе:

  • длина – 4288 мм;
  • ширина – 1820 мм;
  • высота – 1140 мм;
  • колесная база – 2718 мм;
  • клиренс – 120 мм.

Технические характеристики МакЛарен Ф1

ТипОбъемМощностьКрутящий моментРазгонМаксимальная скоростьКоличество цилиндров
Бензин6.1 л627 л.с.617 H*m3,6 сек.387 км/чV12
Подробнее

На этот автомобиль производитель устанавливал мотор объемом 6,1 литра, который обладал мощностью в 627 лошадиных сил. Это атмосферный двигатель с 12-ю цилиндрами и V-образным распределением этих цилиндров. Максимальный крутящий момент, составляющий 651 H*m достигался при 5600 оборотах, а красная зона начинается на 7500 оборотах. Мотор оборудован системой SOHC и Double-Vanos обладающей динамической системой изменения фаз газораспределения.

McLaren F1 фото сзади

Этот двигатель дорабатывала компания BMW. Скоростные характеристики двигателя получились очень даже неплохие. Благодаря ему автомобиль набирал первые 100 км/ч за 3,2 секунды, а вторая сотня достигалась еще за 6,2 секунды.

Двигатель работал в паре только с механической коробкой передач с 6-ю ступенями, которая передает крутящий момент только на задние колеса. Останавливается автомобиль за 3 секунды со скорости в 100 км/ч проезжая при этом 39 м. Модель использует дисковые вентилируемые тормоза.

Салон

салон МакЛарен Ф1

Так как это спортивный автомобиль не стоит ожидать от него комфортной езды. Залезать в автомобиль совсем неудобно, двери открываются вверх, но это не главная проблема. Сидений 3 в один ряд, а водительское находится в середине салона, а справа и слева от сиденья находятся тоннели с различными кнопками по управлению аудиосистемой и прочими функциями.

На левой панели расположен ручник стояночного тормоза, а на правой ручка КПП. У автомобиля обычный трехспицевый руль, а за ним расположена обычная приборная панель.

Цена McLaren F1

McLaren F1 фото морды

Стоит данная модель 1 200 000 долларов, это просто огромные деньги и можно долго спорить по поводу того, что это перебор, но цену все равно не изменишь.

Модель получилась красивая даже по сегодняшним меркам, Красивая «морда», красивый «зад», четырехствольный выхлоп. Сейчас эту модель вряд ли получится купить, так как их всего было сделано 106 версий и скорее всего покупатели ее не продают.

Видео

Читайте также:

Поделитесь с друзьями!

autoiwc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *