Содержание

Вирус харакири в Японии. Причины и возможности излечения | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Обряд харакири возник в средневековой Японии. Дословно «харакири» переводится как «резать живот». Человек сам вскрывал себе мечом живот, нанося смертельную рану и переживая сильнейшие боли и мучения. Это было ритуальное самоубийство, закрепленное официально как почетная смерть, которое практиковалось среди высшего сословия Японии – самураев. Вид пассивного протеста против любой несправедливости.

3 1463 8 Августа 2016 в 19:38

Автор публикации: Марина Голомолзина, журналист

Япония – страна, известная своей самобытностью. Европеец, попадая сюда, отмечает, как сильно отличаются японцы даже от своих азиатских соседей, не то что от жителей европейского континента. Бурное развитие технологий, технический прогресс, значительные достижения в медицине, социальная защищенность соседствуют здесь с крайней степенью эмоциональной закрытости, сексуальной распущенностью (на взгляд европейца, не привыкшего к такой свободе распространения порнографии) и абсолютным пренебрежением к ценности жизни. Суицид в Японии представляет из себя национальную проблему, на профилактику которой тратятся огромные средства.

В 2006 году Япония заняла 9-е место в мире по уровню самоубийств, 71% которых был совершен мужчинами в возрасте от 20 до 44 лет. Рост числа покончивших счеты с жизнью продолжается. В 2009 году он составил более 30 тысяч человек, то есть 26 человек на 100 тысяч населения. Это означало, что суицид здесь совершается каждые 15 минут. В этом смысле Япония значительно выделяется на фоне других развитых государств.

В чем причина такого положения дел? Что заставляет молодых и работоспособных людей уходить из жизни при таком высоком уровне жизни? Японское полицейское агентство называет основными причинами роста числа самоубийств потерю работы, депрессию, давление общества, а также находит дополнительно еще 50 мотивов. Причем в каждом конкретном случае указывается до двух-трех причин ухода из жизни.

Многие считают, что причина кроется в традициях японского народа, который испокон веков считает самоубийство самым почетным и славным способом решения проблем. Об этом говорят и средневековый обряд харакири (или сэппуку), и появление во времена Второй мировой войны японских летчиков-камикадзе, которые намеренно жертвовали своей жизнью с целью нанести наибольший урон врагу, и банзай-атаки японской армии в той же войне, которые не вели к победе и фактически превращались в массовые суицидальные акты, имевшие целью лишь показать, что дух армии не сломлен. Откуда взялись эти традиции?

Суть харакири – ритуальное самоубийство

Обряд харакири возник в средневековой Японии. Дословно «харакири» переводится как «резать живот». Человек сам вскрывал себе мечом живот, нанося смертельную рану и переживая сильнейшие боли и мучения. Это было ритуальное самоубийство, закрепленное официально как почетная смерть, которое практиковалось среди высшего сословия Японии – самураев. Вид пассивного протеста против любой несправедливости.

Например, когда воин испытал поражение, он таким образом должен был сохранить свою честь. Или вследствие того, что не мог применить свои профессиональные воинские навыки в составе феодального войска (прямо как современный японец при потере работы-реализации – не правда ли, похожая реакция на ситуацию?). Самый яркий пример воинской доблести показал Масасигэ Кусуноки, который совершил сэппуку вместе с 60 преданными друзьями после проигранного ими сражения. До сих пор это считается самым благородным актом в японской истории, демонстрирующим верность долгу и чистоту намерений.

Харакири совершалось не от отчаяния, а скорее напоминало жертву во имя какой-то идеи, а в целом, было выходом из любой затруднительной ситуации, в которую попадал самурай. Иногда доходило до того, что два самурая, просто поспорив, вскрывали себе животы. Как легко они расставались с жизнью!

Когда общественный строй Японии стал ориентироваться на европейский уклад жизни, харакири было официально отменено, однако не ушло из быта японцев совсем. Его отголоски проявляются и в современной Японии, хотя никто уже не вскрывает себе живот, теперь уходят из жизни более современными способами.

Особенно влияние прошлого ощущается, когда кончают жизнь самоубийством видные лица государства (дипломаты, министры, писатели), каждый факт суицида которых сопровождается скрытым одобрением нации и тянет за собой шлейф славы и величия.

Почему в Японии это так, в то время как в европейских странах самоубийство считается тяжким грехом? Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает ответить на этот вопрос, исходя из понятия «менталитет народа».

Менталитет Японии

Географическое положение Японского государства уникально вследствие изолированности островов, на которых оно расположено. Поэтому в течение достаточно длительного периода своей истории все внимание японского общества было сконцентрировано на внутренних проблемах, а не на развитии связей с другими государствами. В истории Японии даже существовал период (с 1641 по 1853 год), когда значительную роль играла политика самоизоляции – Сакоку, что переводится как «страна на замке». В то время под страхом смертной казни японцам не разрешалось строить корабли для длительных плаваний, выезжать из страны и иметь торговые отношения с соседями.

Невозможно было и осуществлять экспансию, так как Японию всегда окружали сильные соседи с многовековой древней историей и сильной государственностью (в современном виде это Китай, Корея), а на севере климат был не столь благоприятный, как на Японских островах. Поэтому социально-экономические условия этой страны развивались практически независимо от того, что происходило на азиатском континенте. Все это наложило особый отпечаток на формирование менталитета Японии.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, весь объем человеческого психического делится на восемь векторов – восемь групп желаний и свойств. Нижние вектора – кожный, анальный, уретральный и мышечный – способствуют выживанию человека в материальном мире. Они же формируют и менталитеты стран.

Менталитет Японии такой же, как и в развитых европейских странах – кожный, но имеющий свои отличия. Кожный менталитет складывается в странах с небольшой территорией, имеющих четкие, почти физически ощущаемые границы. Именно такова ситуация в Европе, где население вынуждено интенсифицировать свой труд, думать о наибольшей эффективности своих действий, чтобы выжать максимально всё из небольшого клочка земли, отведенного им историческим процессом. Однако в Европе существовали хорошие дороги, что способствовало развитию свойств кожи наружу – в торговле, в реализации желания кожного человека к перемещению и новизне.

Япония же, ограниченная со всех сторон водой, не развивала кожные свойства своего менталитета наружу, а только внутрь, что привело к таким явлениям, как крайний аскетизм, минимализм во всем, гиперэкономия времени и пространства, появлению кодекса социальных норм и ограничений «гири», который призывал к сдержанности эмоций, движений.

Формированию культа и даже мании самоубийств способствовала особая составляющая японского менталитета – надстройка, которая определялась состоянием звуковой меры этой страны.

Изолированный звук

Есть мнение, что обряд харакири появился под влиянием догм дзен-буддизма. В концепции этого учения душа человека располагалась не в сердце и не в голове, а именно в животе. В японском языке один иероглиф обозначает и «живот», и «душа», и «тайные мысли», и «намерения». Поэтому обряд сэппуку якобы был призван «выпустить душу наружу», показать чистоту своих намерений, доказать свою внутреннюю правоту. Таким образом, харакири считалось «крайним оправданием себя перед небом и людьми», то есть больше относилось к духовному действию.

Кроме того, дзен-буддизм говорил о бренности преходящей земной жизни, отсюда такое пренебрежение к ней. В среде военно-феодального сословия бусидаже существовал культ смерти, навеянный учением дзен. И все же причина не в том. Это, скорее, следствие, адаптация учения под свои потребности. Ведь в других странах, где распространен буддизм, он не стал причиной распространения вируса суицида.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что главным желанием человека со звуковым вектором являются духовные категории – познание себя и смысла жизни. Физический мир его не волнует. И если он не получает ответа на свои главные вопросы: «Кто Я? Зачем Я?», то его душа болит, что проявляется в депрессивных состояниях, и просит освобождения от оков бренного тела, что создает склонность к суициду.

Существование обряда харакири и нынешних суицидальных проблем говорит о ненаполненном, больном состоянии звуковой меры японского общества, каковы бы ни были рационализации причин самоубийств. Это действительно попытка души освободиться от проблем этого мира, потому что проблемы духовного поиска не решаются.

Без сомнения, в Японии ценности звукового вектора являются основополагающими, а духовные устремления очень сильны, что так притягивает к ней звуковых любителей поиска смысла жизни. Это снова связано с особыми географическими условиями. Как хрупка и зависима от природных сил жизнь японца на протяжении веков! Землетрясения, извержения вулканов, цунами – обычные явления для Японского архипелага – заставляют его жителей задуматься о бренности бытия, о жизни и смерти, направить свое внимание на мир метафизический, духовный.

Отсюда и множество обрядов и явлений, отражающих духовный поиск японского народа. Это и любование цветами сакуры в попытке почувствовать мироздание, и обряд харакири, который демонстрирует приоритет силы духа над земной жизнью, и особые японские стихи хокку, по кожно-звуковому кратко передающие абстрактные смыслы.

И тем не менее, сформированный в результате изоляции этот звуковой поиск не выходит наружу (такова японская ментальность), ограничиваясь поисками внутри себя. Но внутри ответов нет. И это ввергает звуковую меру сначала в депрессию, а затем и в суицид. Об этом и говорят многочисленные проявления звукового неблагополучия Японии, начиная от поголовной виртуальной игромании и заканчивая полной асексуальностью японского общества, которая является следствием полной сексуальной вседозволенности и становится уже реальной угрозой для демографии страны.

Самоубийство – это не выход

И все же не зря в большинстве традиций суицид считается страшным грехом. Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что самоубийца полностью стирает свой след в психическом, уничтожая навсегда свою душу, а вместе с ней и весь свой вклад в развитие человеческого вида. С точки зрения природы это является самым большим грехом. Ведь ценность каждой отдельно взятой человеческой жизни определяется тем, насколько человек способствовал выживанию целого.

Пока звуковая мера болеет на уровне нации, человечества, природа болеет вместе с ней, отвечая катаклизмами, которых становится все больше, что жители Японских островов ощущают на себе самым явным образом.

Способность выйти за рамки индивидуального развития, почувствовать себя частью целого, понять это целое, как самого себя – вот что излечивает звукового человека вне зависимости от места его проживания. Это могло бы стать реальным решением проблемы суицидов не только в Японии, но и во всем мире. Для этого и существует системно-векторная психология – наука о душе человека, позволяющая глубоко познавать себя и окружающих людей, наполнять звуковые желания поиска смысла жизни.

Если вам интересно узнать все о себе и о мире, записывайтесь на бесплатные вводные онлайн-лекции Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь: www.yburlan.ru/training/registration-zvuk

Автор публикации: Марина Голомолзина, журналист

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

www.yburlan.ru

Харакири — Абсурдопедия

Для людей с извращённым чувством юмора так называемые «эксперты» из Википедии предлагают статью, озаглавленную Сэппуку.

Режьте, братцы, режьте!
Режьте осторожно!
Режьте, чтобы видел
Пассажир дорожный!

~ Дарт Херохито про харакири

Да, нелегка самypайская жизнь
Hо делать себе хаpакиpи
Обидно, поевши пельменей…

~ Дарт Херохито. «Лирические хокку. Сборник»

Вчера было рано, завтра будет поздно.

~ Ленин про харакири

Сегодня хороший день для харакири.

~ Дарт Херохито. «Изречения на каждый день»

Не откладывай харакири на завтра, если можешь сделать его сегодня.

~ Дарт Херохито. «Изречения на каждый день»

Аффтар выпей йаду!

~ КГ/АМ про харакири

Харакири — распространённый в современной Японии способ совместного времяпровождения. Некоторые японцы, впрочем, в качестве дани традиции предпочитают заниматься харакири в одиночестве.

Некоторые учёные придерживаются точки зрения, что первоначально ритуал харакири был тесно связан с сионистской культурой Преведа

Первоначально харакири практиковалось только самураями и представляло собой ритуал, имевший практическое значение — уменьшение численности населения страны, чтобы в тесной Японии освободилось хоть немножко места и туда смогли приехать богатые туристы и недорогие украинские гастарбайтеры. И те, и другие вносили посильный вклад в экономику и генофонд Японии, поэтому харакири стало сперва делом государственной важности, а позже — национальным проектом и национальной идеей.

Однако потом наступил расцвет японской культуры, за которым последовал глубочайший спад. От горя многие японские деятели искусства, в том числе писатели, решили принять йад, но его в Японии не нашлось из-за неразвитых торговых связей с Белоруссией. Впрочем, хитрые японцы нашли выход и принялись употреблять ядовитую рыбу фугу в качестве закуски к пиву, а также намеренно затеяли торговую войну с Ламерикой, в результате чего на Японию были сброшены атомные бомбы и Японские острова утонули вместе со всем избыточным населением.

Таким образом, проблема перенаселения была решена, и в настоящее время харакири несколько утратило своё функциональное значение и является скорее данью традиции, а также средством приятного времяпрепровождения.

В настоящее время харакири представляет собой один из национальных символов современной Японии, наряду с тамагочи, покемонами, мультфильмами онемэ и самим императором Дартом Херохито. Считается, что совершающий харакири японец как бы раскрывает окружающим свой внутренний мир, налаживает астральную коммуникацию между внешним (явным) и сокровенным (тайным, скрытым до поры от посторонних глаз) и таким образом получает возможность лучше познать себя.

Более того, среди японцев ходит известная и распространённая пословица Харакири таки хэровато сука но надо да ё, что в переводе значит: «Настоящий мужчина хоть раз в жизни обязан сделать себе харакири».

Современный подход[править]

В современной перенаселённой и вечно спешащей Японии приобретают популярность карманные наборы для харакири. Это удобнее и гигиеничнее наборов, предлагаемых в местах общественного пользования

Японцы на протяжении многих веков поддерживают традицию осуществления харакири, однако в современных условиях выполнение харакири по всем правилам и в полном соответствии с заветами Голубого Будды не всегда возможно. Поэтому подавляющее большинство населения Японии предпочитает облегчённый, каждодневный вариант.

Распространённость[править]

Для японцев ежедневное харакири является таким же естественным занятием, как умывание, чистка зубов, посещение туалета, перекур и т. п.

  • В рамках национальной кампании против курения японские корпорации переоборудуют курительные комнаты в комнаты для осуществления харакири. Для японских служащих считается нормальным совершить за день несколько быстрых харакири в перерывах между делами.
  • Для укрепления корпоративного духа и создания единства руководства и подчинённых начальники каждое утро совершают короткое пятиминутное харакири вместе с подчинёнными, попутно обсуждая текущие задачи и проблемы.
  • Обдумывая свои проблемы или планы, японские служащие нередко задумчиво и неспешно проделывают небольшие харакири прямо на рабочем месте.
  • Нередко в японской прессе проскакивают сообщения об очередном случае совместного харакири, произведённого крупным начальником из числа сотрудников какой-либо корпорации и его секретаршей.
  • Во всех государственных учреждениях Японии для служащих, помимо возможности произвести несколько коротких харакири за день в специально отведённой комнате, существует обязательный часовой перерыв на харакири.
  • Олимпийский комитет Японии внес в МОК предложение о внесении фигурного харакири в программу олимпийских игр. С этой целью делегация МОК была приглашена в Японию на показательные выступления сильнейших харакиристов. Вердикт МОК был короток и суров: «Нет уж, нахер такое». Тогда японцы предприняли попытку увлечь этим видом спорта жителей Северной Кореи, но Ким Чен Ын сказал примерно то же самое, что и представители МОК, да еще и пригрозил атомной бомбой. В результате этот красивый и мужественный вид спорта так и не вышел за границы Японии.
  • После работы японцы нередко посещают близлежащие бары, где имеются все возможности для комфортного и неспешного харакири в компании коллег под распитие сакэ, уже подогретого первыми посетителями этих заведений.
  • В школах уже в младших классах проводятся специальные уроки, на которых учеников обучают правильному (т. н. каллиграфическому) искусству харакири.
  • Общественный транспорт и автомобили в Японии оборудованы встроенными средствами для харакири, чтобы уставшие за день работники имели возможность снять стресс уже в дороге.
  • Публичные места также оборудованы небольшими кабинками, где каждый желающий может уединиться и спокойно совершить харакири.
  • Аналогичные кабинки распространены и на улицах крупных городов, например, Токио-3, где они зачастую совмещены с туалетными и телефонными кабинками с доступом в Инфернет и возможностью приёма и отправки факсов.
  • Хорошим тоном считается дарить знакомым наборы для харакири на ежегодный праздник цветущей сакуры и Новый Год.
  • Подарить низкокачественный, дешёвый набор, которым можно сделать только некрасивое, неаккуратное и болезненное харакири, в Японии считается большим оскорблением и лишним поводом к харакири.

Истинные ценители искусства харакири совершают его только в одиночестве, по возможности в моменты единения с природой и любования ей при одновременном неспешном написании хайку.

В среде молодёжи удивительным образом популярно харакири, совершаемое уединившимися любовными парами в клубах, торговых центрах и вообще публичных местах, а также дома у кого-либо из партнёров. Изучающие этот феномен учёные, придерживающиеся концепции Преведа, склонны рассматривать это как метод раскрытия темы сисек, но такой подход в настоящее время оспаривается. Кроме того, японские врачи предостерегают молодых, что занятие харакири в спешке и где попало может привести к совместным травмам и, как следствие, к тому, что всё получится очень скомканно, а также к заносу инфекции.

Каждая семейная пара считает своим долгом ежедневно отвести не меньше часа на совместное неспешное харакири. Вообще харакири часто совершается всеми домочадцами в кругу семьи, не становятся исключением и домашние животные (например, особая порода японских котов), которые с удовольствием присоединяются к компании хозяев.

  • Правильное харакири предваряется воинственным возгласом: Побара бану на («Я поднимаюсь над суетой, царящей в мире, ради созерцания красоты»).
  • Если харакири производится в компании (или даже вдвоём), то сперва все участники должны взаимно отблагодарить друг друга за участие в совместном харакири и внимание друг к другу, сказав: Но га мисукэ дай ка («Ваши внимание, доброта и соучастие для меня одинаково драгоценны»). На это принято отвечать: Сукахэра-да посо сика («Взаимно благодарен Вам за внимание»). Затем хозяин трижды предлагает гостям напитки, укрепляющие дух, успокаивающие разум и расширяющие мировоззрение: Апопи ва-су? Во дяру?; два раза гости должны отказаться, а на третий, как бы нехотя, согласиться.
  • Если харакири производится в гостях или на работе, то следует призвать в помощь добрых духов, обитающих в любом помещении, будь то дом, офис или цех. Для этого произносят короткое заклинание: Ахата-то хэ ровая фура ка кая-то («Добрые духи этого дома, я рассчитываю на вашу благосклонность»).
  • Потом следует мысленно обратиться к себе и приободрить себя словами: Нукасука хэрани ка («Только я — хозяин себе»).

Только после этих приготовлений можно производить харакири.

  • После успешно проведённого ритуала принято немного расслабиться, почувствовать душевный покой и произнести традиционную благодарственную фразу: Немогуя хэровато до цугундэра хана да но-сам доэду («Теперь я истинно воспарил над суетой мира — красота открылась мне»).

Знаете ли вы, что[править]

Между «сеппуку» и «харакири» — две большие разницы:

  • харакири можно сделать самостоятельно, спрятавшись в укромном местечке.
  • сеппуку требует помощи лучшего друга. Самурай прячется в укромном местечке, читает своё последнее стихотворение, затем режет свой живот острым дедовским мечом и приступает к наблюдению за своими внутренностями. Тут подключается его лучший друг — он должен одним ударом отделить голову наблюдательного самурая от шеи. В качестве бонуса, отделённая от шеи голова будет отправлена почтовым переводом безутешной самураевской вдове. При неимении такой, она будет отдана травмаям.

А вот разница между харакири и чайной церемонией очень тонка и совершенно недоступна гайдзинам.

Прославленные мастера харакири[править]

Совет
Понравилось — покажи друзьям.

absurdopedia.net

Интересные факты о Японии. Харакири

ХАРАКИРИ (япон . «хара» – живот и «кири» – резать). Другое чтение – сеппуку. Японское ритуальное самоубийство. До середины 19 в. знатные особы и чиновники часто совершали харакири, дабы наказать себя за тяжкое преступление, выразить постигшее горе или защитить свою честь или честь семьи. Детали ритуала харакири различались в зависимости от того, кто его совершал. Обыкновенно на церемонии должен был присутствовать второй человек – друг. Совершающий харакири должен был вспороть себе живот кинжалом, помощник же затем перерезал самоубийце горло мечом, чтобы ускорить смерть и облегчить страдания. В экстренных случаях, как, например, на поле боя, харакири совершалось без церемоний и быстро.


Интересные факты о Японии. Харакири


Интересные факты о Японии. Харакири

Хотя харакири было запрещено законом в 1868, неофициально практика самоубийств сохранялась. В период Второй мировой войны идею самоуничтожения во имя родины воплощали японские пилоты-смертники (камикадзе).

Интересные факты о Японии. Харакири

В древний период истории Японии обряд харакири не был распространён среди японского населения архипелага. Однако, имея уже определённые представления о животе как главнейшем пункте человеческого тела, древние японцы, вероятно, легко смогли заимствовать айнский обряд «пере». Собственно харакири появилось относительно поздно в среде воевавших против айнов военных поселений северных провинций, которые превратились впоследствии в сословие японских воинов.

Вполне закономерен именно тот факт, что обряд начал развиваться у воинов — людей, находившихся в постоянной боевой готовности и всегда носивших при себе оружие — средство для ведения войны и орудие самоубийства.

Начиная с эпохи Хэйан (IX — XII), сэппуку уже становится обычаем буси, при котором они кончали жизнь самоубийством, погибая от собственного меча. Тем не менее обряд не был ещё тогда массовым явлением. Самоубийства путём харакири получили широкое распространение у самураев лишь в конце XII в., во время борьбы за власть двух могущественных родов — Тайра и Минамото. С этого времени число случаев харакири постоянно растёт; самураи делали себе сэппуку, чаще не желая сдаваться в плен или в случае смерти своего господина.

Харакири вслед за смертью господина («самоубийство вслед») получило название «оибара», или «цуйфуку». В древности в Японии при смерти знатного человека вместе с ним погребали и его ближайших слуг, предметы роскоши и т.д., дабы обеспечить его всем необходимым в загробном мире. Этот обычай стал позднее называться «дзюнси» Впоследствии, чтобы избавить людей от мучительной смерти при захоронении заживо, им разрешалось самоубийство здесь же, на могиле их хозяина. Император Суйнин, правивший в начале нашей эры, согласно преданиям, вообще запретил дзюнси, а слуг, хоронимых вокруг вместе с господином вокруг его могилы («хитогаки» — «ограда из людей»), приказал впредь заменять антропоморфными фигурами из глины. Однако обычай смерти вслед за сюзереном, несколько трансформировавшись, сохранился в феодальное время и принял вид уже добровольного лишения себя жизни посредством харакири на могиле феодала. В соответствии с нормами бусидо самураи ни во что не ставили свою жизнь, отдавая себя всецело служению только одному сво
ему господину, поэтому-то смерть сюзерена и влекла за собой многочисленные случаи оибара. Обязавшись «отдавать свои тела господину по его смерти», обычно 10 — 30 и более ближайших слуг феодала умерщвляли себя, сделав сэппуку после его кончины.

Добровольно уходили из жизни не только вассалы феодалов, но и сами даймё. Так, например, в день кончины сёгуна Иэмицу (1651 г.) самоубийством покончили пять знатных князей из его окружения, которые не пожелали «пережить своего господина». В период междоусобных войн харакири приобретает в сословии самураев массовый характер. Вскрытие живота начинает доминировать над другими способами самоубийства. Как сказано выше, в основном буси прибегали к харакири для того, чтобы не попасть в руки врагов при поражении войск своего даймё. Этим же самураи одновременно заглаживали свою вину перед господином за проигрыш в битве; они уходили таким образом от позора.

Одним из наиболее известных примеров совершения харакири воином при поражении является сэппуку Масасигэ Кусуноки. Проиграв сражение, Масасигэ и 60 его преданных друзей совершили обряд харакири. Этот случай считался самураями одним из самых благородных примеров преданности долгу в японской истории.

Обыкновенно вслед за вскрытием живота японский воин этим же ножом перерезал себе и горло, чтобы прекратить мучения и быстрее умереть. Бывали случаи, когда самураи или военачальники обезображивали себе перед самоубийством лицо холодным оружием с тем, чтобы воины противника не смогли уже после их смерти использовать головы совершивших харакири в качестве доказательства своей «храбрости» и военного мастерства перед господином и снискать себе за эту ложь уважение и почёт самураев собственного клана. Так поступил Нитта Ёсисада, воевавший против рода Асикага. Он, чтобы не быть узнанным врагом, перед харакири изувечил себе лицо.

Другим поводом для сэппуку служило стремление предупредить угрожающее со стороны феодала или правительства сёгуна наказание за какой-либо недостойный чести самурая поступок, оплошность или невыполнение приказания. В этом случае харакири совершалось по собственному усмотрению или по решению родственников.

Производилось харакири также в знак пассивного протеста против какой-либо вопиющей несправедливости для сохранения чести самурая (например, при невозможности совершения кровной мести), в виде жертвы во имя идеи или при лишении возможности применения своих профессиональных навыков воина в составе дружины феодала (при утере вассалитета). Короче говоря, харакири было универсальным выходом из любого затруднительного положения, в котором оказывался самурай.

Часто самураи совершали харакири по самым незначительным и несущественным поводам. Известен случай сэппуку двух самураев из окружения императорской семьи. Оба самурая сделали себе харакири после короткого спора из-за того, что их мечи случайно задели друг друга, когда буси проходили по дворцовой лестнице.

Подобная лёгкость лишения себя жизни была обусловлена полнейшим пренебрежением к ней, выработанным при помощи дзеновского учения, а также наличием в среде буси культа смерти, создавшегося вокруг прибегнувшего к сэппуку ореол мужества и делавшего его имя знаменитым не только среди оставшихся жить, но и в будущих поколениях. К тому же в феодальное время самоубийство посредством вскрытия живота стало настолько распространённым, что превратилось по существу в настоящий культ харакири, почти манию, и причиной для его совершения мог стать совершенно ничтожный повод.

Харакири выполнялось разными способами и средствами, что зависело от методики, выработанной различными школами. Самурай, погружая оружие в брюшную полость, должен был разрезать её так, чтобы окружающие могли увидеть внутренности делающего сэппуку и тем самым «чистоту помыслов» воина. Живот разрезался дважды, сначала горизонтально от левого бока к правому, затем вертикально от диафрагмы до пупка. Таким образом, цель — самоубийство вполне оправдывалось средством — харакири; после этого страшного ранения остаться живым было уже невозможно.

Существовал также способ вскрытия живота, при котором брюшная полость прорезалась в виде буквы «Х». Первым движением был порез от левого подреберья направо вниз. Оно проводилось самураем в сознательном состоянии, тщательно и с вниманием, когда буси имел ещё много сил для этой операции. Второй разрез делался уже в условиях большой потери крови при уходящем от сильной боль сознании. Он направлялся с нижней левой части живота вверх направо, что было легче для правой руки.

Кроме крестообразного вскрытия живота, применялись также и другие способы. Самым распространённым было вспарывание живота посредством косого разреза слева направо вверх , иногда ещё с небольшим добавочным поворотом влево вверх, или в виде двух прорезов, образующий прямой угол . В более позднее время операция харакири была упрощена: достаточно было сделать лишь небольшой разрез или просто вверти малый самурайский меч в живот, используя при этом вес собственного тела. Очевидно, под влиянием этого упрощённого способа вскрытия живота развился затем способ самоубийства посредством выстрела в живот (тэппобара).

vilingstore.net

Как харакири называют в Японии?

«Сэппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что сэппуку пишется как 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот» , при прочтении используются «онные» , китайско-японские чтения) , а харакири наоборот — 腹切り (первый иероглиф — «живот» , используются «кунные» , чисто японские чтения) . В Японии слово «харакири» является разговорной формой и несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок: если «сэппуку» подразумевает совершённое по всем правилам ритуальное самоубийство, то «харакири» переводится скорее как «вспороть себе живот мечом» В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сэпукку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра, в 1156 году, при Хэгэн. Минамото но-Тамэтомо, побеждённый в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью. Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) невольного самоубийцы, обычно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по смыслу сводилось к ритуальному обезглавливанию. Обезглавливание производилось тогда, когда тело самоубийцы начинало клониться вперед. Самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара) , и как только тело качнется — взмах меча обрывал его жизнь. Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была её идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось только к привилегированному сословию самураев и так далее, но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.

кажется сипоку

Так и называют. А «сипуку» (или «сипоку») — это когда лучший друг того, кто делает себе харакири, отрубает ему его же катаной голову — чтобы недолго мучился. Впрочем, возможно, я и ошибаюсь, и сиппоку — это всё действо вкупе: и вспарывание живота, и последующее отсечение головы.

touch.otvet.mail.ru

📌 Харакири — это… 🎓 Что такое Харакири?

или сеппуко (первое — чисто японское слово, второе — китайского происхождения) — «распарывание живота» являлось в течение нескольких столетий среди японцев наиболее популярным способом самоубийства. Возникновение X. относят к средним векам, когда к нему прибегали во время междоусобных войн между уделами, побежденные для того, чтобы не попасть живыми в руки победителей. С течением времени X. приобрело силу обычая, причем стали различать два его вида: принудительное и добровольное. Первый вид X. являлся с 1500 г. своего рода привилегией японской военной знати — самураев, которым, в случае совершения преступления, предоставлялось покончить самим с собою посредством X., вместо того, чтобы понести смерть от руки палача. В подобных случаях осужденному официально указывалось место и время совершения самоубийства и посылались чиновники для того, чтобы присутствовать при этом. Ныне принудительного X. в Японии уже не существует. Добровольно к этому роду самоубийства японцы прибегали в отчаянии, в виде протеста против совершающейся несправедливости, предотвратить которую невозможно, или, вообще, чтобы воздействовать на другого в желательном смысле, также для выражения верности своему господину или начальнику и пр. Случаи совершения над собой добровольно X. наблюдаются, хотя и крайне редко, до настоящего времени, когда люди, воодушевляемые примерами старины, жертвуют собой для какой-либо важной идеи. Так, когда, после победоносной войны с Китаем, японское правительство колебалось исполнить предъявленное ему Россией, Германией и Францией требование об эвакуации Ляо-дуна, 40 челов. совершили над собой X. для того, чтобы побудить правительство к уступчивости и тем спасти родину от новой войны. X. был наиболее почетный род самоубийства, и память лиц, покончивших им с собой, глубоко чтится в Японии. Особенной известностью пользуются 47 ронинов, которые, отомстив за смерть своего господина, должны были в 1703 г., по приговору властей, совершить над собою X. Совершалось оно всегда с большой торжественностью. В более новое время, когда оно стало выходить из употребления и многим не удавалось быстро покончить с собой, вошло в обычай, чтобы лучший друг желающего наложить на себя руки, отрубал ему саблей голову, как только он вонзит кинжал в живот. Женщины, вместо распарывания живота, перерезывали себе горло бритвой.

В. Л. К.

dic.academic.ru

Как называется харакири в японии. Что такое

Говорят, что истинное отличие между двумя терминами, означающими самоубийство специальным холодным оружием, может определить только настоящий Но мы в данной статье попробуем описать сеппуку и харакири. Разница между этими понятиями все же должна существовать!

Древний обычай

Ритуал самоубийства самураи применяли еще в глубокой древности. Происходило это по различным причинам. К примеру, если воин допустил гибель своего хозяина (дайме), чувствовал себя лишенным чести. Совершая сеппуку (сэппуку), самураи показывали свою храбрость и верность сюзеренам, пренебрегали, таким образом, смертью и чувством страха. В сеппуку могло совершаться не только добровольно, но и по приговору, как своего рода наказание. А в том случае, если человеку, совершающему ритуал, по каким-то причинам не доверяли, специальный кинжал (кусунгобу) мог быть заменен на веер, которым самурай касался своего живота, а в это время помощник (кайсякунин) производил обезглавливание мечом.

Сеппуку и харакири. Разница в прочтении

Поиски истины для западного человека, не привыкшего к традициям Востока, осложняются еще и тем, что фактически оба слова обозначаются одними и теми же иероглифами, только поменявшимися местами. В Японии существует два способа прочтения иероглифической азбуки: верхний и нижний. Отсюда у сеппуку и харакири разница в прочтении. По верхнему трактовка такова: внутренности/вспарывать (seb-puku). По нижнему: читается, как вспарывать/живот (hara-kiri). Присутствует и смысловое отличие в трактовках сеппуку и харакири. Разница такова: харакири — более общий термин, который в разговорной речи. Он, скорее, означает любое самоубийство путем применения холодного оружия (а еще и в переносном смысле, к примеру, суицид для смертника-террориста).

Книжный стиль

Сеппуку — скорее, книжный термин, и так называемый высокий штиль. Он подразумевает сугубо ритуальное самурайское самоубийство, которое исполнено с соблюдением всевозможных условностей, характерных для действа. Таким образом, разница между харакири и сеппуку наблюдается в том, что первый термин обобщает, а второй — более конкретизирован.

Еще немного истории

Ритуал суицида обладает многовековой традицией. Еще два тысячелетия тому на Курилах и Японских островах, в Монголии и Манчжурии применялись подобные действа. Сперва ритуал выполнялся исключительно по своей воле. Затем, спустя несколько веков, стал применяться в качестве наказания по приказу свыше. Среди воинской аристократии в Японии Средних веков обычай получил широчайшее распространение. Некоторые историки объясняют данный факт тем, что в тогдашней Японии не было тюрем, а существовали всего два вида наказаний: за мелкие нарушения — телесное битье, за крупные — смерть. Также ритуал был чуть ли не единственным вариантом смыть с себя позор и доказать честность своих намерений. А понятие чести высоко ценилось среди самураев.

Тайный смысл

Харакири и сеппуку: разница существует и в тайном смысле действия. Исторический интерес представляет тот факт, что обряд сеппуку выполняется при помощи вскрытия именно живота. По мнению ученых-исследователей, такой жест символизирует обнаженность души (а живот традиционно воспринимается как вместилище жизненной энергии, которая улетучивается при вскрытии). Иногда самураи могли быть не согласны с предъявленными обвинениями и оглашенным приговором. Таким образом, вспарывая живот, человек показывал чистоту своих помыслов, открытость души, а соответственно и свою невиновность.

Сила и мужество

Сам обряд требовал от самурая недюжинной силы и мужества, так как область кишечника — традиционно болевая зона. Удар должен был быть точным и не слишком глубоким, чтобы не нанести вреда позвоночнику. Особым проявлением мужества считалось сохранить во время процесса улыбку на лице. Известны случаи, когда самурай писал предсмертные стихи собственной кровью. Позднее выполняющему ритуал разрешалось наваливаться на нож, а не делать Х-образный надрез. Еще позже, чтобы человек не потерял над собой контроль во время суицида, специальный помощник мечом отрубал голову самураю.

Харакири

Это слово японцы используют в повседневной разговорной речи (кстати, оно и в русском языке прижилось). Оно обозначает простое самоубийство, вспарывание живота без ритуала. Так все же, в чем разница между сеппуку и харакири? Можно сказать и другими словами: харакири делали простолюдины, а сеппуку — самураи, хотя, по сути своей, это очень сходные понятия.

Япония для непосвященного человека представляется далекой страной, в которой до сих пор по улицам ходят самураи , на стол подаются только суши и все без исключения делают себе харакири. Думать так — не совсем правильно, а говорить об этом, значит показаться невеждой. Однако на самом деле все далеко не так. Япония — это страна, где дольше всех следовали давним традиц

ecoprog.ru

Как в японии называют харакири. Смотреть что такое «Харакири» в других словарях. Транскрипция и значение «сеппуку»

И т. д.). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. В случае, когда сэппуку должны были совершить лица, которым не доверяли, или которые были слишком опасны, или не хотели совершать самоубийство, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменялся на веер, и таким образом сэппуку сводилась к обезглавливанию.

Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.

Этимология

«Сэппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что сэппуку пишется как 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот», при прочтении используются «онные », японско-китайские чтения), а харакири наоборот — 腹切り (первый иероглиф — «живот», используются «кунные », чисто японские чтения). В Японии слово «харакири» является разговорной формой и несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок: если «сэппуку» подразумевает совершённое по всем правилам ритуальное самоубийство, то «харакири» переводится скорее как «вспороть себе живот мечом».

История возникновения

В древности сэппуку не было распространено в Японии ; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сепукку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра , в 1156 году, при Хеген. Минамото но-Таметомо, побежденный в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.

Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) невольного самоубийцы, обыкновенно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по сути сводилось к ритуальному обезглавливанию.

Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была её идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось лишь к привилегированному сословию самураев и т. д., но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.

Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната , но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации 1868 г. с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не вывелось совсем. Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке , и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.

Идеология

Существует точка зрения, согласно которой сэппуку усиленно насаждалось религиозными догматами буддизма , его концепцией бренности бытия и непостоянством всего земного. В философии дзен-буддизма центром жизнедеятельности человека и местоположением его души считалось не сердце или голова, а живот , занимающий как бы срединное положение по отношению ко всему телу и способствующий более уравновешенному и гармоничному развитию человека. В связи с этим возникла масса выражений, описывающих разные душевные состояния человека с использованием слова «живот», по-японски хара [фуку]; например, харадацу — «ходить с поднявшимся животом» — «сердиться», хара китанай — «грязный живот» — «низкие стремления», хара-но курой хито — «человек с черным животом» — «человек с черной душой», хара-но най хито — «человек без живота» — «бездуховный человек». Считается, что вскрытие живота путём сэппуку осуществляется в целях показать чистоту и незапятнанность своих помыслов и устремлений, открытие своих сокровенных и истинных намерений, как доказательство своей внутренней правоты; другими словами, сэппуку является последним, крайним оправданием себя перед небом и лю

windows10official.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *