Военный Хаммер | Армия и вооружение
Высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство (HMMWV или Хаммер) представляет собой армейский полноприводный вездеход, созданный компанией AM General. Практически, он потеснил джипы, такие как M151 1/4 тонный, M561 «Gama Goat», их санитарный модификации M718A1 и M792, CUCV и легкие грузовики. Вначале машина использовалась американскими военными, но в дальнейшем её приобрели многие другие страны и организации, даже в качестве гражданской версии.
На HMMWV установлена независимая подвеска и портальная ступица шестерни, схожая с портальным мостом, которая создает клиренс 40 см. Машина имеет дисковые тормоза на все 4 колеса и независимую подвеску на сдвоенных параллельных А-образных рычагах. Дисковые тормоза не устанавливаются на колеса, как у традиционных автомобилей, а крепятся снаружи каждого дифференциала. Передние и задние дифференциалы представлены Torsen типом, а центральные дифференциалы являются регулируемыми с возможностью блокировки. Имеется, по меньшей мере, 17 видов HMMWV, состоящих на службе вооруженных сил США. Например, транспортно-десантная, платформа для автоматического оружия, скорая помощь (4 носилочных раненых, либо 8 амбулаторных), платформа для установки M220 TOW, основной транспортер для гаубиц M119 Howitzer, платформа для установки ЗРК M1097 Avenger, перевозка системы связи MRQ-12 для вызова средств поддержки с воздуха, бронированный вариант для перевозки электрооборудования S250 и другие. Хаммер способен преодолевать глубину брода 76 см, либо 1,5 метра с комплектом элементов, устанавливаемых на автомобиль для переправы вброд.
Нестандартное оборудование включает лебёдку (максимальная нагрузка 2700 кг) и дополнительное бронирование. Модификации M1025/M1026 и M1043/M1044 имеют комплект вооружения, включающий гранатометы MK19, тяжелый пулемет M2, пулеметы M240G/B и M249 SAW. Новейший вариант HMMWV — M1114 с повышенным бронированием также оборудуются подобным вооружением. Кроме того, некоторые машины M1114 и M1116 повышенной защищенности и модели бронетранспортёра M1117 имеют единую орудийную систему с дистанционным управлением (CROWS), которая позволяет стрелку работать за пределами машины, и/либо устанавливается мобильная стрелково-детектирующая система “Бумеранг”. Последние усовершенствования включают разработку модели M1151 , которая вероятно очень скоро потеснит все другие версии. Замена модификаций M1114, M1116 и более ранних бронированных моделей на один вариант HMMWV преследует своей целью снизить расходы по текущему обслуживанию.
Иллюстрация. HMMWV с пусковой установкой M220 TOW.
История
В 1970-х годах Соединенные Штаты пришли к выводу, что милитаризированные гражданские грузовики не удовлетворяют требованиям военных. В 1977 году, компания Ламборджини разработала модель Cheetah, удовлетворяющую требованиям спецификации военных. В 1979 году, армия составила окончательный вариант описания изобретения для высокомобильного многоцелевого колёсного транспортного средства, или HMMWV. В июле того же года, компания AM General (дочерняя компания корпорации American Motors) начала предварительные работы, и менее чем за год, выпустила первый прототип, пошедший на испытания под именем M998. В 1980 году были созданы другие машины, включая модели M1025 и M1026. Всего в 1980 году было произведено свыше 500 автомобилей.
В июне 1981 года, армия заключила с AM General контракт на разработку несколько большего количества прототипов для прохождения других испытаний, назначенных правительством США. Позднее компания заключила контракт на производство 55000 автомобилей до 1985 года. Форт Льюис, Вашингтон, и 9-ая пехотная дивизия имели испытательные стенды HMMWV для их апробации в рамках новой концепции противостояния российским частям моторизованной пехоты. Тренировочный Центр в Якима; Вашингтон, являлся основным полигоном для испытания HMMWV в период с 1985 по декабрь 1991 год, когда моторизированная концепция была отменена, а дивизия расформирована. В 1989 году Хаммеры были впервые испытаны при проведении операции “Just Cause” во время вторжения американских войск в Панаму.
Вездеходы Humvee стали основным средством передвижения войск США повсюду в мире. Свыше 10000 машин поступили на службу коалиционным войскам при проведении операции “Свобода Ирака”, американской интервенции в 2003 году.
Боевое применение
Первоначально, HMMWV рассматривался в качестве средства доставки пехоты к линии фронта, но не как боевая машина. Подобно предшествующим джипам, основная модель Хаммера не имела бронирования или защиты против ядерного, биологического и химического оружия. Тем не менее, потери были относительно низкими в традиционных операциях, таких как “Буря в пустыне”. Машины и экипажи понесли значительные потери и ущерб, вследствие городских стычек, в боях за Могадишо. Хотя HMMWV никогда не создавался для обеспечения защиты против пуль от стрелкового оружия, более разрушительного пулеметного огня и реактивных гранат, живучесть шасси позволяла основной части экипажей возвращаться невредимыми. Тем не менее, с появлением асимметричного противостояния и конфликтов низкой интенсивности, Хаммер начал испытывать прессинг в уличных боях, на которые он не был рассчитан.
После Сомали, военные осознали необходимость в более защищенной машине HMMWV, и компания AM General разработала модель M1114, имеющую бронирование от огня стрелкового оружия. Штучное производство данных автомобилей началось в 1996 году, когда они ограниченно применялись на Балканах перед отправкой на Ближний Восток. Эта модификация была усовершенствована до M998 с более крупным, мощным двигателем с турбонаддувом, кондиционированием воздуха и усиленной подвеской. Более того, она получила полное бронирование пассажирского пространства, за счет стальных пластин и пуленепробиваемых стекол. С возрастанием случаев прямых атак и партизанской войны в Ираке, AM General перевела свои производственные мощности на выпуск именно этих машин.
Модификации
В ответ на уязвимость HMMWV при проведении операции в Ираке, для модели M998 был создан комплект “повышенное бронирование” («Up-Armor»). Данное нововведение, которое имело несколько типов и итераций, включало бронированные двери с пуленепробиваемым стеклом, боковые и задние броневые панели, и баллистические ветрозащитные экраны, которые обеспечивают повышенную защищенность от баллистических угроз и простейших самодельных взрывных устройств.
Хотя некоторые части данного комплекта стали доступны до вторжения в 2003 году, они не поступили в достаточном количестве для всех машин. В результате, для своей безопасности американские солдаты часто навешивали импровизированное дополнительное бронирование из обрезков материалов, известное как “броня деревенщины” (hillbilly armor) или “фермерская броня”. Тогда как данные самоделки несколько обезопасили от баллистических угроз, в тоже время, они утяжеляли машину, смещали её центр тяжести, снижали ускорение, управляемость, надежность, реагирование при торможении, и срок службы, вследствие перенапряжения цепи привода и подвески. Кроме того, большинство автомашин Хаммер и другой техники, использующейся при вторжении в Ирак, имели боевые идентификационные панели, для исключения дружественного огня. Они монтировались на капот между ветрозащитным экраном и облицовкой радиатора, а также на дверях со стороны водителя и переднего пассажира с вырезкой, позволяющей добраться до дверной ручки.
В декабре 2004 года, Министр обороны Дональд Рамсфелд подвергся критике со стороны солдат и их семей, которая заключалась в недостаточной защищенности вездеходов Хаммер. Рамсфелд указал на то, что перед войной броневые комплекты были произведены в небольшом количестве. С началом активного противостояния американских войск и иракских партизан, начало производиться больше комлектов защиты, хотя, вероятно, не так много как хотелось бы. Более того, разрабатывались усовершенствованные комплекты. Тем не менее, в то время как данная защита являлась эффективной против всех типов атак, она весила около 680-1,000 кг и привносила такие же неудобства, как и самодельная броня. В отличие от схожих по размерам гражданских грузовых вездеходов, которые обычно имеют задние сдвоенные колеса для снижения покачивания, Хаммер обладает одинарными задними колесами, благодаря независимой задней подвеске.
Бронирование на большинстве машин “повышенного бронирования” устойчивы против боковых угроз, когда взрыв распространяется во все стороны, однако обнаруживается минимальная защита от разрывов мин со стороны днища, таких как СВУ и земляных мин. Кумулятивная струя также способна пробить защиту, вызывая ранения.
Полевые комплекты бронирования включает “Комплект бронирования для улучшения выживаемости” (Armor Survivability Kit — ASK ), FRAG 5, FRAG 6, а также усовершенствованную версию для машины M1151.
ASK был впервые опробован в октябре 2003 года и имел массу 450 кг. Вариант компании Armor Holdings был легче, и увеличивал массу машины лишь на 340 кг. Опробованный в январе 2005 года комплект Marine Armor Kit (MAK) обеспечивал лучшую защищенность, чем у модификации M1114, но также приводил к увеличению массы. FRAG 5 является последним полевым комплектом, обеспечивающим наилучшую защищенность, однако может быть неэффективен против кумулятивных угроз. FRAG 6, созданный с целью устранения данного недостатка, находится в разработке. Тем не менее, надежное бронирование комплектом FRAG 5 было достигнуто большой ценой. Свыше 450 кг брони установлено на автомобиль HMMWV, а его ширина возросла на 61 см. Ко всему, дверям для открытия и закрытия требуются вспомогательное механическое устройство.
Иллюстрация. Модификация M1151 с комплектом FRAG 6.
Иллюстрация. Модификация M1151 с комплектом FRAG 7.
Другой недостаток HMMWV “повышенной защищенности” прослеживается во время атак или аварий, когда тяжелые бронированные двери стремятся закрыться, оставив солдат внутри. В результате, Хаммер соединен с дверями на специальные крючки, и любая техника может легко оторвать двери от машины. Более того, компанией BAE Systems в настоящее время разработаны и испытаны в полевых условиях окна аварийного выхода, которые используются на машинах M1114 с 450 кг комплектом защиты.
Иллюстрация. Дверь изнутри имеет специальные крепления для её экстренного удаления.
Член экипажа, управляющей вооружением, установленным на крыше автомобиля, является чрезвычайно уязвимым. В ответ, многие вездеходы, совместно с основным оружием, оборудуются щитом или башней, что схоже с бронетранспортером M113, который в таком виде впервые применялся во Вьетнаме. Американские военные сейчас оценивают новую форму защиты, разработанную BAE Systems, а также системы, созданные для оперативных частей армии. Новое сиденье стрелка защищено 46-61 см стальными пластинами с пуленепробиваемыми стеклами. Более того, некоторые HMMWV оборудуются орудийной системой с дистанционным управлением (CROWS), которая подключена к пулемету для управления с заднего сиденья, что позволяет вести огонь без вылазки из машины. Антиснайперская система Бумеранг также устанавливается на некоторые HMMWV в Ираке, и дает возможность немедленно определять местоположение стреляющего партизана.
Очередной слабостью Хаммера является его размер, который ограничил применение данной машины в Афганистане, потому что он был слишком крупным для большинства видов воздушного транспорта. Размеры также ограничивают возможности ручной буксировки вездехода. Кроме того, войска в Боснии обнаружили широкие автомобильные колеи при возникновении помехи, когда две машины Хаммер не смогли разъехаться по узкой горной дороге.
Иллюстрация. HMMWV, оборудованный ракетами «земля-воздух» CATM-120C, Рейтеон.
Альтернативы
Страны в Европе и Северной Африке имеют на службе ряд различных бронированных машин, как колесных, так и гусенечных, а некоторые даже строят внутри США компании, например, Cadillac Gage, которая создает технику, более специфичную для конфликтов низкой интенсивности. Эта бронетехника является более защищенной против огня стрелкового оружия; некоторые грузовики даже имеют V-образное дно для рассеивания взрывной волны.
Армия приобретает специальную технику, в частности, M1117 Бронированную охранную машину в ограниченном количестве приобрели для использования корпусом военной полиции (United States Army Military Police Corps). В 2007 году, корпус морской пехоты США докладывал о намерении заменить HMMWV в Ираке на MRAP («Фугасозащищенные») броневики, потому что наблюдались большие потери Хаммеров. Они выдали контракт на приобретение нескольких тысяч таких машин, включающих International MaxxPro, BAE OMC RG-31, BAE RG-33 и Caiman, и Force Protection Cougar, которых так не хватает военным для проведения разминирования. Тяжелые модели боевых машин пехоты могут также использоваться в качестве патрульных. К сожалению, некоторые MRAP, как известно, часто застревают или опрокидываются вследствие высокого расположения центра тяжести и слишком большого размера, по сравнению с HMMWV.
Версии
Основные версии HMMWV:
M56 – Дымовая Машина Койот
M707 — HMMWV
M966 — HMMWV, оборудованный противотанковым комплексом TOW
M996 — Санитарный вариант с двухместной кабиной, бронированный
M997 — Санитарный вариант с четырехместной кабиной, бронированный
M998 — грузовик
M998 — HMMWV Avenger
M1025 — Бронированная машина с вооружением
M1026 — Бронированная машина с вооружением и лебедкой
M1035 — Санитарный вариант с четырёхдверной кабиной и мягким тентом
M1036 – Бронированная с комплексом TOW и лебедкой
M1037 — Вариант для перевозки электрооборудования
S250
M1038 – Грузовик с лебедкой
M1042 — Вариант для перевозки электрооборудования
S250 с лебёдкой
M1043 – Машина “повышенной защищенности” с вооружением
M1044 — Машина “повышенной защищенности” с вооружением и лебёдкой
M1045 — Машина “повышенной защищенности” с противотанковым комплексом TOW
M1046 — Машина “повышенной защищенности” с противотанковым комплексом TOW и лебёдкой
M1069 – Тягач для 105-мм пушки M119
M1097 – Тяжелый HMMWV
M1097 — Heavy HMMWV Avenger
M1109 – Машина “повышенной защищенности” с вооружением
ZEUS-HLONS (HMMWV Laser Ordnance Neutralization System) — лазерная артиллерийская система нейтрализации
Ground Mobility Vehicle — Наземная мобильная машина
IMETS – Интегрированная метеорологическая система
Иллюстрация.
ZEUS-HLONS (HMMWV Laser Ordnance Neutralization System) — лазерная артиллерийская система нейтрализации
Расширенные харктеристики
M1113 – был выбран американской армией за его A2 шасси. В настоящий момент, шасси ECV используется на специальных машинах и машинах связи.
В течение 1995 года, стартовало производство M1114, основанное на усовершенствованных шасси ECV. M1114 отвечала требованиям военных для разведки, полиции и машин разминирования с модернизированным вариантом баллистической защиты. M1114 обеспечивает защиту от 7,62 мм бронебойных пуль, 155 мм артиллерийских снарядов воздушного подрыва и взрыва 16 фунтовой (5,5 кг) противотанковой мины. ВВС США опробовали ряд машин до того как отметили M1116, специально созданную для удовлетворения требованиям военно-воздушных сил. Особенности M1116 заключаются в увеличении грузового пространства, бронирование башни стрелка и усиление внутреннего отопления и системы кондиционирования воздуха. Модификации M1114 и M1116 получили броню от компании “O”Gara-Hess & Eisenhardt Armoring Company”, Фэрфилд, Огайо.
M1114 — Машина “повышенной защищенности” с вооружением
M1116 — HMMWV “повышенной защищенности”
M1123 – Тяжелый вариант Хаммера
M1121 – Бронированная машина с противотанковым комплексом TOW
M1145 — HMMWV “повышенной защищенности”
M1151 – HMMWV, способный оборудоваться комплектом “повышенной защищенности”
M1152 — HMMWV, способный оборудоваться комплектом “повышенной защищенности”
Packhorse (“вьючная лошадь”) – приспособление для полуприцепа, которое переводит M1097 в тягач.
Скорпион – Вариант, оборудованный 82-мм автоматическим минометом 2Б9 «Василек». Это тяжелое шасси HMMWV с установленным 82-мм автоматическим минометом 2Б9 «Василек» введено для обеспечения большей защищенности солдат в боевой зоне. Данная разработка инженеров Арсенала в Пикатинни относится к 2004 году. Миномет может вести одиночный или автоматический огонь, при использовании обойм на 4 мины. Дистанция прямого огня прямой наводкой составляет 1 км, а непрямой – 4 км. Используется, в частности, для уничтожения придорожных бомб с безопасного расстояния.
Иллюстрация. HMMWV Скорпион.
Композитный HMMWV – прототип, разработанный компанией TPI Composites из Род-Айленда и AM General. Целью создания данной версии являлось снижения массы машины, что позволит снабдить её более тяжелым бронированием и обеспечит требуемую подвижность.
——
en.wikipedia.org/wiki/High_Mobility_Multipurpose_Wheeled_Vehicle
warinform.ru
РПГ-7 против «Хаммера» / Вооружения / Независимая газета
Настоящую оценку вооружениям и военной технике (ВВТ) дает война, никакие полигонные испытания с ней не сравнятся. Последним таким серьезным испытанием для США был Вьетнам. С тех пор Пентагон практически полностью перевооружился, но только сейчас в Ираке новые ВВТ проходят жесткое тестирование. И здесь американские солдаты и их техника столкнулись с теми же проблемами, что и российские в Чечне, а еще раньше в Афганистане. В первую очередь речь идет о бронетехнике и транспортных машинах. Основным средством передвижения «джи-ай» является джип «Хаммер», поэтому он и оказался главным объектом забот американского командования.
«ХАМВИ», ОН ЖЕ «ХАММЕР»
Вьетнамская война показала, что легкий внедорожник АМ General М151 — потомок легендарного «Виллиса» уже не соответствует современным требованиям по проходимости, грузоподъемности, а главное, абсолютно не защищает экипаж от пуль и осколков. Поэтому в 1979 году Пентагон объявил конкурс на проект легкого армейского оперативно-тактического автомобиля. Компания «American Motors General Corporation» (AM General Corp.) представила свою разработку под названием HMMWV, что означало High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle — «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство». Поскольку пять согласных произнести нормальный человек не в силах, название слегка преобразовали. Получилось «Хамви» («Humvee»).
Летом 1980 года 9 прототипов разных фирм начали испытывать в пустыне Невада. В итоге в 1983 году Пентагон заключил с AM General контракт на 1,2 млрд. долл. на поставку 55 тыс. внедорожников HMMWV в течение 5 лет. Вскоре дополнительно были заказаны еще 15 тыс. машин по оптовой цене 21-23 тыс. долл. за штуку в зависимости от модификации. Серийный выпуск начался в 1985 году на заводе в Мишаваке (шт. Индиана).
Всего выпускается 15 модификаций HMMWV. У них общие шасси, двигатель и трансмиссия. При этом широко используются модульные элементы (всего их 44), которые легко монтируются и взаимозаменяются. Благодаря этому любой автомеханик может превращать одну модификацию внедорожника в другую. На автомобиль может монтироваться широкий спектр вооружений, от станкового пулемета до легкой ракетной установки. Широко известен вариант с противотанковым ракетным комплексом «Тоу». В конечном счете «Хамви» в значительной мере унифицировал автопарк Пентагона, вытеснив целый ряд специальных грузовиков, штабных и санитарных машин.
На вооружении состоят следующие модификации: М998 и М1038 — для перевозки личного состава и грузов; М966, М1036, М1045, М1046, М1025, М1026, М1043, М1044 — транспортеры вооружений с установленными на них пулеметами, легкими автоматическими пушками и системами управляемого ракетного оружия; М996, М997, M1035 — санитарные автомобили; М1037, М1042 — автомобили управления (штабные) и связи; M1069 — тягач легкой гаубицы М119 калибра 105 мм. Последняя модель с 1994 года заменена модификацией M1097 грузоподъемностью 2 тонны.
После «Бури в пустыне» армейский джип, постоянно мелькавший в телерепортажах, стал необыкновенно популярен и получил имидж «крутой тачки». Тогда же впервые кто-то из журналистов назвал его «Хаммером», сокращенно от «хаммер-виикл» — «молоток-автомобиль». Вполне подходяще для массивной машины с угловатым силуэтом. Пиарщики AM General тут же подхватили идею и сделали слово «Hummer» аббревиатурой рекламного слогана «High Utility, Maximum Mobility, Easy Raiding» — «высокая универсальность, максимальная мобильность, беспроблемная эксплуатация». И в 1992 году запустили в производство гражданскую версию HUMMER.
От военного в гражданском «Хаммере» только ходовая часть и силуэт. Дизель заменен мощным бензиновым мотором, вместо полужестких сидений — кресла, стоит кондиционер и так далее. В общем, тот, кто сел в эту машину, пусть не воображает себя за рулем боевой колесницы. Не зря цивильный «Хаммер» стоит около 100 тыс. долл.
Военный джип своего названия не поменял, остался по-прежнему М998 — HMMWV — «Хамви», хотя в прессе его иначе, как «Хаммер» не называют. Название устоялось, к нему все привыкли, и мы будем использовать его, чтобы не возникало диссонанса с ежедневными сообщениями из Ирака, в которых эти автомобили называют почти исключительно «Хаммерами».
В 1994 году «Хаммер» во второй раз модернизировали, и он получил официальное наименование AM General M998A2. На нем стоит 8-цилиндровый дизель мощностью 170 л.с. и четырехступенчатая коробка передач — автомат. Максимальная скорость по шоссе — 133 км/час. Расход топлива — 22,4 литра на 100 км. Двигатель значительно смещен назад, коробка передач и трансмиссия, забранные в огромный кожух, проложены по полу и делят кабину пополам, съедая значительную ее часть. Поэтому места внутри просторного салона хватает лишь для 4 человек, при этом сиденья сдвинуты вплотную к дверям. Пересесть с одного места на другое внутри «Хаммера» практически невозможно. Только в модификации «универсал» в задней части предусмотрены места еще для 3 человек. Зато дорожный просвет — 40 см, а днище укреплено против минных осколков.
Низкий и широкий силуэт означает, что машина чрезвычайно остойчива. «Хаммер» может влезать на парапет высотой 60 см, преодолевает подъем в 60 градусов, ему нипочем боковой уклон в 40 градусов. Централизованная система поддержания давления в шинах позволяет довольно долго ехать на простреленных колесах со скоростью 50 км/час. Герметичность агрегатов позволяет преодолевать броды глубиной 76 см, а при применении спецкомплекта вывода воздухозаборника и выхлопной трубы на крышу — до 152 см.
«Хаммеры» служат в 30 армиях мира, лицензии на их производство купили фирмы Португалии и Швейцарии. 15 машин помещаются в транспортный самолет С-5А «Гэлэкси» и могут сбрасываться с малых высот на парашютах. На внешней подвеске «Хаммер» легко перебрасывается вертолетами СН-47 «Чинук» и СН-35.
ИРАКСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Особых требований к бронированию «Хаммеров» американское командование первоначально не предъявляло. Машина была облегчена за счет алюминиевой рамы и кузова. Про открытые машины с «мягким» верхом и говорить не приходится, а носители вооружения и санитарные машины с жестким кузовом должны были лишь обеспечить защиту от пуль и осколков на излете. В патрульных автомобилях применялась броня из стали и кевлара, а окна изготавливались из поликарбоната. Они должны были задерживать осколки до 17 гран весом. В специальных бронированных «Хаммерах» увеличен слой стали, чтобы задерживать осколки до 44 гран. Если принять во внимание, что аптекарская мера веса 1 гран = 0,06 г, то осколок величиной с современный российский металлический рубль прошьет такую броню, как картонку.
Защита от пули не предусматривалась в принципе. Поэтому с 200 метров автомат Калашникова делает из «Хаммера» дуршлаг. В Ираке это выяснилось очень быстро. Но еще страшнее оказался гранатомет. Выстрел РПГ-7 уничтожает автомобиль и, как минимум, двух членов экипажа. Поэтому американские солдаты принялись самостоятельно бронировать, чем придется, свои машины или просто снимать двери. Не раз бывало, что выпущенная из РПГ граната просто пролетала сквозь салон, ничего не повредив. Такие «обездверенные» «Хаммеры» нередко мелькают в телерепортажах из Ирака. Все равно от пуль дверь не защищает.
Иракские партизаны в текущем году стали использовать взрывные устройства нового типа — направленного взрыва. Сконцентрированный поток осколков и взрывная волна наносят серьезный ущерб бронированным «Хаммерам», даже если взрываются на расстоянии нескольких метров.
Командование американских войск в Ираке в апреле 2004 года запросило 4454 бронированных «Хаммера», в июне — уже 6223, в августе это число достигло 8105, а в декабре — 8279. Это количество поступило в Ирак к апрелю 2005 года, но тут командование назвало новую цифру потребностей — 10 079 машин. И хотя американцы тщательно скрывают потери в технике, такая динамика ясно показывает нарастание партизанской войны и ее эффективность.
Основным средством нападения на автомобильные конвои в Ираке стал РПГ-7. В пустынной местности, где нельзя подойти к дороге вплотную, он отлично показал себя при обстрелах с достаточно дальнего расстояния. Нападения начались сразу после «победы» в мае 2003 года. Вскоре водители-контрактники стали отказываться от поездок. А с февраля нынешнего года были запрещены перевозки и патрулирование небронированными автомобилями. Все автомашины должны быть снабжены противопульной броней.
К марту 2005 года в Ираке находились 25 300 бронированных автомобилей, включая грузовики и «Хаммеры». Из них примерно 7300 автомашин имели самодельную защиту, а около 12 тысяч были защищены дополнительной броней на военных базах Ближнего Востока или на заводах в Америке. Только 6 тыс. машин изначально были бронированными. По словам министра армии США Фрэнсиса Харви, к осени 2003 года в Ираке было 250 бронированных автомобилей, а в ближайшем будущем их число должно возрасти как минимум до 32 500 бронеавтомобилей.
Импровизированную броню из стальных листов, которую навешивают на автомобили в полевых ремонтных мастерских, американские солдаты уже прозвали «Мэд Макс» («Безумный Макс»). Машины действительно начинают напоминать фантастические колесницы из одноименного фильма. Но от РПГ это не спасает. В последнее время все чаще для обстрела автоколонн и патрульных машин боевики используют пулеметы и снайперские винтовки, чьи пули обладают гораздо большими пробивными способностями, чем автоматные.
В ПОИСКАХ ВЫХОДА
Пентагон принял специальную программу бронирования этих машин. Ежемесячно с конвейера сходят 450 новых «Хаммеров», но без брони. Ее устанавливают на заводе фирмы O’Gara-Hess & Eisenhardt Armoring Co. Раньше доработку там ежемесячно проходили 50 автомобилей, сейчас их число довели до 100. Остальным вдогонку посылают комплекты брони, которую навешивают в полевых мастерских.
Тем временем дополнительное бронирование само породило новые проблемы. «Хаммер» и так довольно увесистая машина, а броня ее просто перетяжелила. В результате еще больше увеличился расход горючего, быстрее изнашиваются двигатель, трансмиссия и покрышки. Все это надо доставлять в больших количествах, что увеличивает не только расходы на войну, но и… автомобильные перевозки. И соответственно риск потерь, в том числе техники.
В Ирак перебрасываются старые гусеничные бронетранспортеры М113 и М577. Они будут использоваться там, где скорость не имеет значения, — охрана объектов, патрулирование в городской черте. В будущем их сменят бронированные «Хаммеры» новой модификации.
Пентагон уже разработал техническое задание на новый внедорожник. К машине предъявляются четыре основных требования. В первую очередь естественно речь идет о броне. Она должна надежно прикрывать экипаж. Во-вторых, иметь усиленную подвеску, поскольку нынешняя не выдерживает массу дополнительного бронирования. В-третьих, двигатель должен стать экономичней, потому что доставка горючего стала в Ираке самой болезненной транспортной операцией — наливники чаще всего становятся объектом нападения. В-четвертых, автомобиль должен иметь гораздо более мощный генератор, потому что его планируется оснастить сложным электронным оборудованием — системами защиты и связи.
Но пока вся надежда на модификацию Humvee M1114. Фирма O’Gara-Hess & Eisenhardt Armoring Co. как раз этим и занимается. Изначально планировался ограниченный выпуск таких бронированных машин только для военной полиции. Но потери в Ираке и Афганистане заставили пересмотреть программу. Сейчас уже построено свыше 4 тыс. таких автомобилей. Более того, М1114 становится основным внедорожником американской армии. Стоимость этой версии «Хаммера» — около 140 тыс. долл., или в 6-7 раз дороже базовой модели. Но для РПГ-7 разницы между ними никакой…
Свой прототип военного внедорожника представил научно-исследовательский центр армии США. На машине стоит трехцилиндровый дизель и два электромотора, которые работают от генератора и аккумуляторных батарей. Средний расход топлива — 4,7 л на 100 км. Поскольку 90% использованных деталей выпускаются американской промышленностью, стоимость этого дизель-электрического гибрида оказалась всего около 20 тыс. долларов. Трудно сказать, можно ли на такой автомобиль навесить броню, но он вполне пригоден для эксплуатации на территориях, где нет партизан.
nvo.ng.ru
Американская бронетехника в Ираке бессильна против старого советского оружия и самодельных партизанских мин: Наука и техника: Lenta.ru
Война в Ираке, как и любой другой крупный конфликт, является одновременно огромным полигоном для испытания различной военной техники. Дело в том, что не только при проектировании, но даже и на испытаниях, учениях и прочих проверках выявить все недостатки и достоинства боевых машин довольно сложно. История многих танков, бронетранспортеров, автомобилей, побывавших на войне, изобилует большим количеством переделок, исправлений, модернизаций. К примеру, в годы Великой Отечественной войны в конструкцию танка Т-34 вносилось по несколько тысяч исправлений в год. Начиная операцию в Ираке, американцы, как выяснилось позднее, не подозревали, с чем им придется столкнуться уже после победы, доставшейся сравнительно легко еще весной 2003 года. Сегодня военнослужащим коалиции приходится иметь дело не с солдатами и устаревшей бронетехникой армии Саддама, а с партизанами, вооруженными гранатометами и минами — оружием, ставшим намного более опасным для американских танков и бронетранспортеров, чем закопанные в песок по башню иракские Т-55.
Справедливости ради стоит отметить, что в таких условиях с подобной проблемой столкнулась бы любая армия. Российские БТРы, БМП и БМД в Чечне также оказались практически беззащитными против мин и гранатометов. Изначально бронетранспортер и боевая машина пехоты были спроектированы для безопасной перевозки солдат, в том числе и на поле боя. Они оснащались легкой противопульной броней и относительно легким вооружением: бронетранспортер — обычно крупнокалиберным пулеметом, а БМП, чаще всего, — малокалиберной пушкой. В условиях партизанской войны, когда против оккупационных или полицейских войск начинают применять мины или гранатометы (последние обычно из засады), ничто не может спасти эти легкие машины.
В результате российские солдаты еще в Афганистане пересели из внутренних отсеков БТР на броню (позже этот опыт пригодился и в Чечне). Только так можно с определенной вероятностью спастись во время взрыва мины и практически гарантированно — при попадании в машину кумулятивного выстрела от РПГ. Кумулятивный боеприпас при столкновении с броней выпускает мощную струю раскаленной газово-металлической смеси, которая буквально прожигает сталь, создавая внутри избыточное давление, несущее смерть экипажу. В такой ситуации отчасти могут помочь открытые люки, но при этом экипаж все равно получает ожоги и тяжелые ранения.
С минами дело обстоит еще сложнее. При взрыве мощного фугаса те, кто находится «на броне», чаще всего получают сильнейшую контузию, а зачастую и гибнут. Экипажу приходится еще хуже — его от взрывного устройства защищает относительно тонкое бронированное днище. При этом совершенно неважно, насколько тяжелая машина наехала на мину — теоретически можно заложить на дороге фугас мощностью в несколько сот килограммов тротила, и тогда любой танк превратится в груду обломков. Именно так произошло 15 февраля 2002 года на Ближнем Востоке, когда один из лучших танков в мире — 65-тонный израильский «Меркава-3» — подорвался в секторе Газа на заложенном палестинцами фугасе. Трое из четырех членов экипажа погибли, танк получил серьезнейшие повреждения — усиленная защита днища не выдержала удара взрывной волны, после взрыва детонировал боезапас…
Во время «гонки на танках по пустыне» — в течение первого месяца войны в Ираке, когда американцам противостояла иракская армия, танки, бронетранспортеры и БМП двигались в составе колонн, которые сверху прикрывали вертолеты и самолеты. Хорошо организованная, оснащенная по последнему слову техники американская армия без труда сломила сопротивление иракской, вооруженной устаревшими машинами, да еще и морально готовой к поражению.
Тогда о защите от дорожных мин и обстрелов из засад не думали. Однако впоследствии, когда в Ираке началась жестокая партизанская война, американцы столкнулись с теми же проблемами, что и российские военнослужащие в Чечне — легкая бронетехника, которую используют для патрулирования, охраны важных объектов и прочих повседневных армейских нужд, оказалась уязвимой для огня легкого противотанкового и даже простого стрелкового оружия — гранатометов, пулеметов и автоматов, снаряженных бронебойными пулями.
Humvee M1114 с дополнительной броней. Фото с сайта strategypage.com
Lenta.ru
При этом самой уязвимой машиной в Ираке является внедорожник Humvee — четырехколесный легковой автомобиль повышенной проходимости. В американских войсках, дислоцированных в Ираке, их насчитывается около 20 тысяч. Эти «рабочие лошадки» американской армии выполняют множество функций, действуя как патрульные, медицинские, командно-штабные, разведывательные, транспортные и прочие автомобили. И большинство из них вообще не имеют никакой брони.
По мнению американской газеты New York Times, эта машина, спроектированная 25 лет назад, в самый разгар Холодной войны, не отвечает не только современным требованиям — она изначально не соответствовала условиям любого театра боевых действий. Коробчатый кузов и полное отсутствие бронезащиты делают «Хаммер» стальным гробом на колесах — обзор из узких окон плохой, а сама машина — цель довольно крупная и предельно уязвимая. В «базовой» комплектации, не защищенный навесными бронелистами, Humvee может быть поражен из автомата — тонкая броня, установленная под прямым углом, не заставляет пули рикошетить.
Еще хуже дело обстоит с защитой от мин — даже новейшая, хорошо бронированная версия автомобиля — M1114 — «держит» взрыв пятикилограммовой мины, если та взрывается под передними колесами, и всего полтора килограмма, если она сработает под днищем в задней части. Это неплохой показатель для «гражданского» внедорожника, совсем неплохой, но он совершенно не может помочь экипажу такого «Хаммера», если под его днищем взрывают 10 килограммов тротила. При этом надо учесть и то, что в Ираке счет таким машинам идет на десятки. Их разработали совсем недавно и просто не успели построить в достаточном количестве. Кстати сказать, стоимость M1114 составляет 140 тысяч долларов.
Броня M1114 выдерживает взрывную волну от 155-миллиметрового снаряда, взорвавшегося в нескольких метрах от автомобиля, или обстрел из автомата пулями калибра 7,62 миллиметра. Гаубиц у партизан в Ираке, к счастью для американцев, осталось совсем мало, а вот пулеметы и гранатометы имеются. И поэтому самым страшным для американских солдат заданием остается патрулирование вне военной базы на «Хаммерах».
Humvee M1114 после взрыва мины. Бронированные двери нисколько не пострадали. Фото американской армии с сайта npr.org
Lenta.ru
Когда M1114 поступили в Ирак, американские солдаты встретили их оживленно — прибыли автомобили, которые могли спасти жизнь многим из них. Однако это оживление вскоре сменилось разочарованием. В ответ на вопрос военного обозревателя американского издания Honolulu Advertiser, насколько новые машины лучше защищают экипаж, сержант Франсиско Арвизу, служащий в Ираке, ответил, что разницы практически нет. «На днях мы обнаружили мину, которая разнесла бы и танк. Вы чувствуете себя более безопасно, но… Если бы эта штука взорвалась под 1114-м, то никакой разницы бы не было», — сказал он и добавил, что обнаруженная мина состояла из четырех 105-миллиметровых минометных выстрелов, одного фосфорного снаряда, одного фугасного снаряда и нескольких килограммов тротила. Humvee невозможно защитить так, чтобы он выдержал такой взрыв.
Статистика, которая попадает в прессу, свидетельствует о том, что «Хаммеры» действительно стали настоящим проклятием для солдат коалиции. Только за май и июнь 2005 года в результате нападений партизан на автоколонны и патрули погибли 73 военнослужащих, большинство из которых находились в этих внедорожниках. При этом американские военные отмечают, что партизаны начинают использовать все более совершенные взрывные устройства, оснащая их радиоуправляемыми взрывателями и начиняя мощнейшей взрывчаткой и даже напалмом.
Что касается обстрелов из гранатометов, то и тут защита новых машин оказалась недостаточной. Ни один «Хаммер» не может «выдержать» попадания выстрела из РПГ. Если российские солдаты предпочитают ездить на БТР «верхом», то американцы в Ираке спасаются от кумулятивных боеприпасов, снимая двери со своих автомобилей. В таком броневике создать избыточное давление в принципе невозможно, и из РПГ поразить сразу весь экипаж нельзя. Однако при этом находящиеся внутри солдаты остаются открытыми для партизанских автоматчиков.
У «Хаммера» без дверей есть еще одно преимущество — открытый внедорожник позволяет лучше видеть то, что происходит вокруг и, что немаловажно, вести огонь из стрелкового оружия. Однако, несмотря на такие ухищрения, «Хаммеры» все равно не могут считаться хоть сколько-нибудь безопасным транспортным средством. New York Times назвала их прекрасными машинами для Холодной войны — комфортными, мощными, с отличной проходимостью, но совершенно не приспособленными для ведения реальных боевых действий.
В начале 70-х годов Пентагон принял решение модернизировать парк легких военных джипов. Техническое задание по программе High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle — HMMWV было разработано к 1979 году. В июле 1979 года компания AM General приступила к разработке будущего автомобиля для американской армии. Первый прототип — M998 появился менее, чем через год. В июне 1981 года командование американской армией заключило контракт с AM General на создание серии прототипов различных вариантов внедорожника. В 1985 году компания получила контракт на строительство 55 тысяч автомобилей для Пентагона. Впервые Humvee участвовал в боевых действиях в Ираке в 1991 году. В 2003 году в операции против правительства Саддама Хусейна принимали участие 10 тысяч автомобилей. В настоящее время, по данным New York Times, в Ираке находятся около 20 тысяч внедорожников Humvee.
Однако и прочая американская бронетехника показала себя в Ираке не с самой лучшей стороны. Более-менее хорошо американские солдаты отзываются о гусеничных БМП M2 (M3) Bradley и бронетранспортерах M113 и M577, которые воевали еще во Вьетнаме. Гусеничное шасси, с одной стороны, лишает машину скорости и маневренности (что зачастую не менее важно, чем бронезащита), но с другой — улучшает ее проходимость по пересеченной местности, а также дает возможность лучше защитить ее при помощи навесной брони или блоков динамической защиты, веса которых не выдерживают ни Humvee, ни бронетранспортер Stryker.
Что касается «Страйкеров», то тут американские военные, которые проходят службу в Ираке, и вовсе обратились в Пентагон с просьбой пересмотреть программу строительства этих восьмиколесных бронетранспортеров. По мнению военных, эта машина настолько не соответствует задачам, которые перед ней ставятся, что ее едва ли можно модифицировать, чтобы применять в войсках. Среди достоинств, которыми обладает «Страйкер», по словам американцев, присутствует только относительный комфорт при езде по пересеченной местности, который свойственен всем колесным бронеавтомобилям по сравнению с гусеничными.
По словам солдат, которые воевали на таких машинах, бронезащита «Страйкера» настолько слаба, что его можно уничтожить всего одним выстрелом из РПГ. Американцы пытались бороться с этим, навешивая на БТР защитные решетки, но они, по словам механиков-водителей, останавливают не более половины гранат и вдобавок серьезно перегружают машину, так что давление в шинах приходится проверять по три раза в день. Если использовать такой усиленный бронетранспортер в течение одного дня, то за это время надо сменить девять покрышек. В условиях, когда транспортные конвои американцев постоянно подвергаются нападению партизан, это весьма непросто.
Чрезмерный вес становится непреодолимой проблемой во время дождей. В этих случаях «Страйкеры» вообще стараются не использовать, так как они не только не могут передвигаться по пересеченной местности, но вязнут даже на раскисших грунтовых дорогах. Относительно слабый двигатель в таких условиях очень быстро выходит из строя. Машине свойственны многие другие недостатки, среди которых есть как крупные, так и мелкие, но все они становятся критическими в условиях войны. К примеру, такая мелочь, как неудобная конструкция ремней безопасности, стала причиной смерти трех военнослужащих в результате нескольких автокатастроф, когда БТРы переворачивались (еще один недостаток — неустойчивость машины со слишком высоко расположенным центром тяжести).
Американские солдаты снимают двери, чтобы выжить при обстреле из гранатометов. Фото с сайта fas.org
Lenta.ru
Все это привело к тому, что Пентагон стал принимать экстренные меры для обеспечения мало-мальски серьезной защиты «Хаммеров» (про программу улучшения «Страйкеров» пока ничего не слышно, что, впрочем, логично, учитывая их небольшое количество в Ираке). Но на самом деле программа улучшения «Хаммеров», в рамках которой появились М1114, если не зашла в тупик, то, по крайней мере, серьезно пробуксовывает – компромисс между проходимостью и бронезащитой кажется невозможным.
Впрочем, в Пентагоне также активно ищут и замену этим «лошадкам войны». Во-первых, в запасе у Пентагона существуют альтернативные боевые машины — M1117 Guardian и Cougar. Первый внешне напоминает советский бронеавтомобиль БРДМ-2, только больших размеров, а второй — инкассаторский грузовик. M1117 способен выдержать обстрел из 12-миллиметрового пулемета и взрыв пяти килограммов тротила под любым колесом. Cougar также способен выдержать огонь крупнокалиберного пулемета, но стойкость по отношению к минам у него повыше – до 13 килограммов взрывчатки.
Однако и эта впечатляющая бронезащита не спасает экипажи – морские пехотинцы, получившие M1117 в ограниченном количестве, только за один месяц потеряли два из них, причем в одном погибли пятеро морпехов. Оба автомобиля были уничтожены в результате взрывов мин. При этом стоимость одного «Гардиана» во много раз больше, чем М1114 – 700 тысяч долларов против 140 тысяч. Пентагон вкладывает в разработку новейших бронеавтомобилей миллионы, тогда как партизанам достаточно положить в очередное взрывное устройство на несколько килограммов взрывчатки больше…
Разумеется, американцы не станут тратить деньги впустую (хотя именно в этом в последнее время обвиняют Пентагон). От осколков и шрапнели, которой часто бывают начинены мины, гибнет много солдат, и хорошее противопульное бронирование «лошадкам войны» необходимо. Но как быть с минами и гранатометчиками? В США ведутся исследования в области создания электронных систем обнаружения установленных на дорогах мин. Опытные образцы уже существуют, но когда такие системы поступят в Ирак, пока не может прогнозировать даже самый оптимистичный эксперт. А пока… Как сказал один американский солдат, который проходит службу в Ираке, «каждый раз, когда мы выезжаем за ворота базы, мы молимся».
Павел Аксенов
lenta.ru
Автомобиль хамви HMMWV отец Хаммера Hummer фото
Автомобиль хамви HMMWV отец Хаммера Hummer фото, именно операция «Буря в пустыне» принесла «Хамви» широкую известность. Кадры войны в Персидском заливе обошли все телеканалы мира. В них неизменно присутствовали армейские вездеходы, которые шутя преодолевали крутые склоны барханов и шли по песку, как по асфальту, оставляя далеко позади суперсовременные танки M1 «Абрамс». Такая реклама оказалась действенной. Когда после окончания конфликта вооруженные силы США решили продать несколько тысяч автомобилей хамви HMMWV отца Хаммера Hummer фото, сочтя невыгодным везти их обратно за океан, долго искать гражданских покупателей не пришлось.
грузопассажирская машину HI
автомобиль хаммер фото High Utility, Maximum Mobility, Easy Raiding — HUMMER
В 1992 году компания «АМ Дженерал» ввела в программу грузопассажирскую машину HI — более удобный гражданский вариант армейского автомобиля, получивший официально зарегистрированную марку «Хаммер», которая расшифровывалась как «высокая универсальность, максимальная мобильность, легкое управление» (High Utility, Maximum Mobility, Easy Raiding — HUMMER). 11 января 2000-го корпорация «Дженерал Моторз» выкупила права на производство и сбыт модели HI, а осенью 2002 г. параллельно начался выпуск более комфортабельного варианта Н2, созданного на агрегатах внедорожников «Шевроле» и GMC. С 2005 года производится новая модель НЗ. Но все началось с многоцелевого автомобиля HMMWV, широко известного также по прозвищу «Хамви», одного из наиболее распространенных в мире военных машин легкого класса, находящихся на вооружении более 50 стран мира. Хотя у нас, по незнанию их принимают за Хаммер.
фото Hummer h3
Hummer h3 фото
Автомобиль хамви HMMWV отец Хаммера Hummer фото, прямой наследник легендарного джипа «Виллис», хотя и более универсальный в свое время заменил сразу несколько типов легких армейских автомобилей. История «Хамви» началась в 1970-х годах прошлого века, когда фирма FMC попыталась создать армейский вездеход высокой проходимости, концептуально напоминающий полноприводные багги, используемые для гонок по пересеченной местности. Построенная машина XR311 в серию не пошла, но впоследствии была куплена молодой (образованной в 1971-ом) компанией «АМ Дженерал» и положена в основу ее собственных разработок. В 1978-м, в соответствии с требованиями Пентагона к автомобилю боевой поддержки «АМ Дженерал» изготовила два прототипа бронеавтомобиля ХМ966, оказавшихся, однако, слишком тяжелыми и трудноуправляемыми. Новый шанс представился уже в следующем году, когда министерство обороны США объявило конкурс на создание высокомобильного многоцелевого автомобиля HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle) класса грузоподъемности 1,25 т. Он должен был заменить 0,25-тонные джипы М151, 1,25-тонные сочлененные вездеходы М561 и ряд других легких армейских автомобилей.
Вездеход HMMWV ВС США на патрулировании местности. Операция Wolfhound Power. Ирак 2004 год
Одним из основных требований заказчика была способность к уверенному движению по танковому следу, что и объясняет широкую колею «Хамви» (1829 мм) и большую ширину кузова.
В июне 1980 г. фирма «АМ Дженерал» представила прототип нового автомобиля, получивший обозначение ХМ998. В отличие от заднемоторного ХМ966, он получил более привычную компоновку с передним расположением силовой установки. Первоначально на машине стоял 8-цилиндровый V-образный бензиновый мотор «Шевроле» рабочим объемом 5,7 л. В апреле 1982 года компания «АМ Дженерал» представила новый прототип ХМ998 с закрытым четырехдверным кузовом, короткой грузовой платформой и характерной формой оперения с горизонтальной решеткой радиатора, получивший 130-сильный мотор «Детройт Дизель» и гидромеханическую коробку передач. Наряду с «АМ Дженерал» в конкурсе на новый армейский автомобиль принимали участия концерны «Крайслер» и «Теледайн Континентал». Попытал счастья даже знаменитый производитель суперкаров «Ламборгини» со своей моделью «Чита». Но изделие «АМ Дженерал» превзошло всех конкурентов, показав поистине феноменальную проходимость. 22 марта 1983 г. военное ведомство выдало компании «АМ Дженерал» контракт на сумму 1,2 млрд долларов, предусматривавший поставку 55 тыс. автомобилей в течение пяти лет. Им присвоили индекс М998 и официальную марку HMMWV (произносится «Хамви»), Реализация миллиардного контракта стала настоящим вызовом для небольшой фирмы.
HMMWV ВС США. Учения Bright Star. Египет, 2005 г
Потребовалось предоставление государственных субсидий для доводки конструкции и подготовки производственных мощностей. Выпуск серийных автомобилей HMMWV начался зимой 1985 года Первоначально машина выпускалась примерно в 20 пополнениях, но несколько лет спустя количество вариантов достигло полусотни.
Автомобили семейства HMMWV, носители оружия, могут вооружаться ПТРК «Тоу» либо стрелковым вооружением — например, 12,7-мм пулеметом М2НВ или 40-мм автоматическим гранатометом Мк 19.
Шасси HMMWV для установки зенитных ракет AIM-12
Испано-американские учения военно-морская база Рота, Испания, 2014 г
HMMWV хамви имеет прочную лонжеронную раму, в передней части которой размещаются 6,2-л двигатель «Детройт Дизель» (130 л. с), автоматическая трехступенчатая коробка передач «Хайдра-Мэтик» и двухступенчатая раздаточная «Нью Просесс» (New Process) с блокируемым межосевым дифференциалом. Все колеса с планетарными редукторами, дисковыми тормозами с гидроприводом и широкопрофильными радиальными шинами (12.50 х 16.5) подвешены на поперечных А-образных рычагах и пружинах с гидроамортизаторами. Колесная база составила 3302 мм, колея — 1829 мм, дорожный просвет — 406 мм, габаритные размеры — 4700 х 2126 х 1753 мм.
Армейские вездеходы HMMWV ВС США. «Гуманитарная миссия» Ирак, 2004 год
Базовый грузопассажирский четырехместный М998 с алюминиевым четырехдверным кузовом с мягким верхом весил 2855 кг и имел полную массу 3990 кг. Он предлагался также как пикап с двухдверной кабиной, буксировавший одноосный прицеп М116А2, а варианте лебедкой получил индекс М1038. Им соответствовали шасси М966 и Ml025 без лебедок с четыхредверными полностью закрытыми кузовами для установки на крыше вооружения и M1026/M1036 с лебедками, которые с усиленной защитой носили индексы М1043/М1045 и М1044/М1046, соответственно.
Автомобиль хамви HMMWV на службе афганских пограничников. Провинция Нангархар, 2012 год
Для перевозки мини-контейнеров использовались низкорамные шасси М1037 и М1042. Программа санитарных машин включала стандартный вариант M1035 с брезентовым верхом и М966 и М997 с цельнометаллическими кузовами «мини» и «макси» на 2-4 раненых на носилках. Позднее появились легкий тягач M1069 для буксировки 105-мм пушек и носитель более тяжелого вооружения M1097 с четырехтонной лебедкой. Кроме того, на шасси «Хамви» выпускался самоходный ЗРК «Авенджер». Все машины развивали скорость 105-112 км/ч, имели запас хода 520 км, преодолевали подъемы крутизной до 60% и броды глубиной 76 см (с дополнительной подготовкой — более 1,5 м).
В бою автомобили семейства HMMWV дебютировали во время операции «Джаст Коз» — американского вторжения в Панаму в 1989 году. Но по-настоящему массово они применялись во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 годах.
«Хамви» ВС Ирака. Дияла, Ирак, 2010 год
После примерно десяти лет серийного выпуска автомобили семейства HMMWV подверглись первой серьезной доработке. В 1994 году компания «АМ Дженерал» приступила к выпуску модернизированной армейской серии А1 (это обозначение прибавлялось к номеру модели — например, М1025А1, М1037А1 и т.д.) с новой раздаточной коробкой, усиленными агрегатами ходовой части и улучшенным интерьером. Одновременно расширялся и модельный ряд — в том же 1994-м началось производство варианта M1109 с бронированным кузовом, разработанным компанией «О’Гэра-Хэсс энд Эйзенхард». Уже на следующий год ее сменила серия А2, оборудованная новым 6,5-л дизелем V8 (160 л. с.) с непосредственным впрыском (собственного производства), автоматической четырехступенчатой коробкой передач «Хайдра-Мэтик» и системой централизованной регулировки давления в шинах.
Конвой HMMWV транспортных средств из 3-го батальона, 325-й воздушно-десантного пехотного полка, 82-й воздушно-десантной дивизии перед выходом из лагеря Stryker Богдад
Особенности боевого применения «Хамви» в локальных конфликтах обусловили выход в семействе на первое место вариантов повышенной защищенности с локальным бронированием. Оснащенных 190-сильным вариантом двигателя с турбонаддувом, способных нести на себе разнообразное вооружение от пулеметов до ракетных систем и развивавших скорость до 135 км/ч. В 1995 был представлен открытый боевой вездеход для сил быстрого реагирования М1097А2 «Спешиэл Форс» полной массой 4,7 т, вооруженный пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. В том же году появилось 2,3-тонное универсальное шасси M1113 для сменных контейнеров, а фирма «О’Гэра» представила закрытый четырехдверный бронированный вездеход M1114 полной массой 5,5 т.
СН-47 «Чинук» перевозит HMMWV. Аэропорт Кандагар, операция Kalak Hode, Афганистан, 2012 год
Их дальнейшим развитием в 1998 году стал авиатранспортабельный вариант M1116 с поворотной башней, способный защитить экипаж от воздействия разорвавшейся под днищем противотанковой мины. В октябре 2000-го совместно с британской фирмой «Алвис» на шасси М1113 началась сборка открытых боевых и разведывательных машин «Шэдоу», предназначенных для сил быстрого реагирования. В 2003 году для охраны границ стали использовать гражданские внедорожники HI, а в конце 2004-го на шасси М1025 и М1097 были созданы опытные образцы перспективных машин ХМ1151 и ХМ1152 повышенной грузоподъемности (1,9-2,3 т), оснащенные 190-сильным дизелем и локальной защитой. Эти машины, выпускаемые с 2006 года, а также базовое шасси M1165 относятся уже к третьему поколению семейства HMMWV.
К настоящему времени количество изготовленных автомобилей семейства превышает 280 тыс. единиц. Подавляющее большинство их служит в вооруженных силах США, но имеются они и в армиях других стран. Наибольшим парком «Хамви» (от 3 до 7 тыс. единиц в каждой стране) располагают Афганистан, Египет, Мексика, Тайвань.
конвой военных джипов хамви HMMWV в Новом Орлеане фото ураган «Исаак»
На постсоветском пространстве «Хамви» гораздо менее распространены. 60 таких автомобилей служит в армии Латвии. Примерно такое же количество HMMWV получила Украина, где они служат в 95-й аэромобильной бригаде и активно применяются в вооруженном конфликте на востоке страны.
Машина хамви HMMWV национальной гвардии Северной Дакоты. Форт-Рансом, США
Машины M1097R1 1-го пехотного батальона армии США. Форт-Блис, Техас
Высокие эксплуатационные качестве «Хамви» породили вполне понятное желание автопроизводителей других стран скопировать его. Наибольших успехов в этом достигли китайцы, где выпуском «клонов» HMMWV занимаются три фирмы. В частности, с 2003 года фирма «Донг Фенг» производит машину DF2050, созданный на базе гражданского «Хаммера» HI, а также его бронированную версию DF2058. Практически одновременно с «Донг Фенг» начала производство автомобиля SFQ2040 компания «Шеньян Эйркрафт Корпорейшен». Так же, как и DF2050, он комплектуется лицензионным дизелем «Камминз», но имеет не стальной, а алюминиевый кузов. Наконец, в 2008 году выпуск своего «клона» «Хамви», получившего обозначение XL2060, начала фирма «Сяолонг». Собственный «клон» «Хамви» имеется и в Испании — там фирма URO с 1998 года выпускает автомобили VAMTAC, комплектующиеся 190-сильными дизелями «Штейр».
Полноприводный армейский автомобиль высокой проходимости с локальным бронированием хамви HMMWV фото
Автомобиль хамви HMMWV отец Хаммера Hummer фото, для преодоления водных преград вброд машина снабжена высоким выхлопным коллектором, вращающаяся турель с пулеметом М2НВ снабжена бронещитками с бронестеклом, для постановки дымовых завес по углам кузова смонтированы четырехствольные гранатометы, боковые двери снабжены бронированными накладками с бронестеклом.
На частый вопрос встречающейся в сети «тигр автомобиль против хаммера» наверное все таки против хамви HMMWV, ответ банально, прост. По большому счету американец является автомобилем повышенной проходимости с возможностью транспортировки бойцов и оборудования в том числе прицепного. Наш Тигр фото на порядок лучше, в силу того что спроектирован позднее (и может почти все что и хамви), основное то, что Тигр на порядок лучше по по классу бронирования (это над чем работают и американцы). Как всегда вопрос в масштабах производства.
toparmy.ru
Бронированный хаммер h2. Оружие и военная техника. Добавила Екатерина Бурмистр — VilingStore.net
Данный автомобиль может быть бронирован до любого требуемого уровня, однако, как правило, такой автомобиль бронируется до уровня А9 (В+). Работы по бронированию автомобилей выполняются одним из ведущих в Соединенных Штатах Америки специализированных производителей бронированных автомобилей (бронированных легковых автомобилей, внедорожников , специальных фургонов и грузовиков для подразделений полицейского спецназа SWAT). Несмотря на то, что автомобили, бронированные этой компанией, за прошедшие 15 лет сотни раз подвергались атакам, не было ни одного случая, когда броня хотя бы одного автомобиля была пробита.
Бронированный хаммер h2
Технические характеристики:
Бронированный хаммер h2
Бронирование:
Защита от мощных винтовочных боеприпасов, таких как пули 7.62 x 39, 5.56 x 45, 7.62 x 51, а также пули М193 и M80
Все оригинальные стекла снимаются и заменяются испытанным в соответствии с требованиями стандарта NIJ многослойным баллистическим стеклом
Непрозрачные части, окружающие пассажира, заменяются броневыми пластинами из баллистической стали/композита
Защита крыши (при попадании под углом 60 градусов) и пола (защита от мин, включая взрыв/осколки гранаты DM51)
Дополнительными областями бронирования являются топливный бак, аккумуляторная батарея и компьютерный модуль
Запатентованная схема бронирования противопожарной перегородки и колесных ниш
Установлен полный набор из четырех (4) высококачественных шин, позволяющих продолжить движение после пробоя
Установлен полный набор из четырех (4) высококачественных шин, позволяющих продолжить движение после пробоя
Дополнительная защита пола и радиатора
Отдельная защита областей перекрывания
Передние стекла с подъемниками Power Windows (2 комплекта)
Автомобиль:
Высота: 195 см
Длина: 468 см
Ширина: 219 см
Колесная база: 330 см
Двигатель: 6,6 л, Turbo Diesel
Коробка передач: 4-ступенчатая автоматическая коробка передач Allison M74 1000 Series
Мощность: 300 л.с. при 3000 об/мин
Шины: 37/12.5R17 (шины RunFlat, не боящиеся проколов)
Дополнительные аксессуары:
Акустическая система защиты пассажиров автомобилей, модель AA76120
Блокираторы взрывных устройств
Кислородный бак для чрезвычайных происшествий
«Кенгурятники» на переднюю часть автомобиля
Шины RunFlat, не боящиеся проколов
Защита пола кузова – композиционный материал
Защита пола кузова – специальная сталь
Отверстия для стрельбы
Люк в крыше
Специальные стеклоподъемники с электроприводом
Защитная решетка для выхлопной трубы
Система DVD
Поисковыепрожектора Golight
Внутренняя телефонная связь
Сигнал сирены
Специальные фары
Система дуплексной радиосвязи
Видеокамеры
Система для подавления пожара двигателя
Огнетушитель
Противогаз и воздушный фильтр
Автолебедка и др.
vilingstore.net
теперь для армии США создан новый джип » Военное обозрение
Чуть меньше тридцати лет в американской армии отслужил легендарный бронеавтомобиль «Хаммер». Сейчас ему на смену идет экономный армейский внедорожник «FED Alpha».
Департамент бронетанковой и автомобильной техники Министерства обороны США заключил договор с английской компанией «Ricardo» на проектирование и проведение полевых испытаний военного малогабаритного внедорожника «FED Alpha».
Представители компании «Ricardo» рассказывают, что бронеавтомобиль уже прошел все ранее запланированные испытания и в ближайшее время сможет поступить на вооружение армии США. Лучше всего «FED Alpha» приспособлен для проведения боевых операций в городе, поскольку обладает прекрасной маневренностью. Новый внедорожник можно будет увидеть вживую на ежегодной выставке военной техники в Вашингтоне с 10 по 12 октября.
В июле этого года создатели внедорожника показывали его в течение двух дней военным чиновникам из Пентагона. Чуть позже «FED Alpha» прошел тестирование на полигоне Абердин (штат Мэриленд). По результатам тестов броневик был оценен довольно таки высоко. Проект носит название «FED» (Fuel Efficient Ground Vehicle Demonstrator). Разработчики утверждают, что этот автомобиль спроектирован для нескольких целей. В первую очередь (судя даже по названию) – это увеличение экономии горючего в бою, а также снижение зависимости армии США от поставок нефти.
Следующим шагом для бронеавтомобиля «FED Alpha» будет его полная проверка в боевых условиях. Он примет участие в самых разнообразных боевых тестированиях, а именно в конвоировании, боях в городских условиях и боях местного значения на пересеченной местности и так далее.
Конструкционные особенности автомобиля заключаются в следующем: большая часть кузова выполнена из алюминия. Разработчики при этом не забыли о вспомогательных элементах, которые улучшают жесткость кузова. Главный акцент сделан, прежде всего, на экономичности броневика. «FED Alpha» снабжен дизельным турбодвигателем семейства «Cummins». Коробка передач – шестиступенчатая и автоматическая. В трансмиссии присутствует специально разработанные для этих целей элементы, которые вместе с покрытием на шестернях обязаны снижать трение. Вместе с тем, интегрирован стартер-генератор мощностью 20 кВт, который отвечает за питание дополнительного военного оборудования и бортовых приборов.
Как рассказывают разработчики, в салоне бронеавтомобиля помещен специальный монитор, который следит за уровнем расхода горючего и вместе с тем еще и подсказывает о предусмотренных мерах для его понижения. Навряд ли у водителя будет время обращать на него внимание в ходе реальных боевых операций.
На бампере расположены светодиодные фары. Для повышения экономичности своего детища разработчики, кроме всего прочего, использовали такие компоненты:
– на экономичный режим работы настроен двигатель «Cummins I4»;
– специально для «FED Alpha» используются шины «Goodyear Fuel Max» с низким сопротивлением качению;
– компанией «Alcoa Defence» разработана легкая алюминиевая структура кузова, броня и защита от разрывных снарядов под днищем броневика;
– как уже отмечалось выше, для трансмиссии использованы специальные материалы с низким коэффициентом трения, которые снижают потерю энергии;
– педаль акселератора оборудована обратной связью, в оснащение входит дисплей экономичности, который позволяет шоферу автомобиля следить за расходом горючего;
– 6-ступенчатая автоматическая коробка передач «Aisin».
Уже в самом ближайшем будущем американская армия получит в свое распоряжение новый броневик «FED Alpha». Дело за малым – провести все предварительные испытания.
topwar.ru
Почему «Тигр» — это не «Хаммер»
15:36  12 Июня 2016
108 174
Бронеавтомобиль «Хамви» хорошо известен во всём мире. В основном, благодаря выпуску гражданской версии под названием «Хаммер» и хорошей рекламе. Американцы – отличные рекламщики. В частности, изготовители «Хамви» утверждают, что этот автомобиль невозможно перевернуть. Действительно, у него довольно широкая база и низко расположенный центр тяжести.
Перевернуть «Хаммер»
Так ведь русские, если даже это русские евреи, могут всё, когда захотят. Израильские военнослужащие с российскими корнями перевернули-таки «Хаммви» при помощи особого манёвра. После этого инцидента из США в Израиль приехала специальная комиссия.
Это, конечно, не главный «баг» американского военного внедорожника. Бронезащита у него очень слабая и выдерживает только небольшие осколки весом до 17 г. А вот расстрелять его в упор не составит труда. Такой бронированный гробик на колёсах. Скорость у него всего 113 км/ч, а водные препятствия он преодолеет только при глубине не больше 75 см.
Ради проходимости двигатель и трансмиссия этой машины сдвинуты в салон, что сильно ограничивает жизненное пространство. Солдаты бьются о потолок на ухабах. С грузоподъёмностью у «Хамви» тоже плохо. Статистика происшествий тоже не на стороне этой машины. За последние десять лет «Хамви» побывали в 8,5 тысячах ДТП, из которых 250 — со смертельным исходом, а в 2,6 тысячах экипажу и водителю были нанесены увечья разной степени тяжести.
Тигр лучше
Если убрать весь пиар-эффект, то можно сказать, что «Хамви» — вовсе не идеал и не образец военного бронеавтомобиля. Кстати, наши военные испытали его на полигоне по правилам испытаний, применяемых для наших машин. Американец не прошёл испытаний.
Современной армии нужны бронеавтомобили, поэтому наше Министерство обороны озаботилось, чтобы у нас была техника не просто такая же как «Хамви», а лучше. И это удалось. На Арзамасском машиностроительном заводе выпускается бронированный автомобиль ГАЗ-2330 «Тигр». Давайте посмотрим на его характеристики.
Первое, что бросается в глаза, — это внешнее сходство машин. Но ведь физика-то везде одинакова. Добавьте к этому ещё армейский минимализм и практичность, вот и получите похожие внешне машины. На этом сходство заканчивается.
На «Тигре» стоит более мощный двигатель: 215 лошадиных сил против 160 у «Хамви». Как итог – большая скорость и грузоподъёмность. ГАЗ-2330 разгоняется до 140 км/ч. Кроме 6-9 человек «Тигр» может взять на борт более тонны грузов. Подвеска, позаимствованная у БТР-80, обеспечивает «Тигру» отличную проходимость. На сравнительных испытаниях американец проехал по полуметровому снегу всего лишь метр и встал, а наш бронеавтомобиль шёл по глубокому снегу, словно это гладкое шоссе.
Герметичность корпуса позволяет «Тигру» преодолевать водные препятствия глубиной до полутора метров. Наш автомобиль в отличие от «Хамвея» снабжён противоминной защитой, которая выдерживает взрыв 600 грамм тротила без повреждений автомобиля, что и было продемонстрировано на полигоне. После подрыва взрывчатки под днищем «Тигр» остался на ходу и мог самостоятельно перемещаться. Броня этой машины выдерживает расстрел в упор из автомата Калашникова пулями с термоупрочнённым сердечником.
Некоторые эксперты даже считают, что сравнивать «Хамви» с «Тигром» нельзя, поскольку «Хамви» — это такой тяжёлый джип, а «Тигр» можно назвать миниатюрной версией бронемашины пехоты или БТР. Даже подвеска у него не автомобильная, а от БТР. Но это, можно сказать, мелочи терминологии. Главное, что наши конструкторы разработали, а наш завод строит такие машины, которые превосходят по своим характеристикам американские аналоги.
Кстати, Арзамасский машиностроительный завод выпускает «Тигр» в нескольких модификациях. ГАЗ-233034 — СМП-1 и ГАЗ-233036 — СМП-2 отличаются только уровнем бронезащиты и предназначены прежде всего для внутренних войск. Для армии разработаны бронированный автомобиль ГАЗ-233014 и командно-штабная машина КШМ Р-145БМА. Существует и гражданская модификация ГАЗ-233001 с пятью дверями и без брони.
slovodel.com