Ракета Х-59М «Овод-М» | Ракетная техника

]]>]]>В состав комплекса ракетного оружия «Овод-М» входят: 

  • ракета Х-59М;
  • универсальный подвесной контейнер;
  • авиационное катапультное пусковое устройство ;
  • пульт оператора и индикатор цели.

Ракета Х-59М выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка» с Х-образным крылом и  дестабилизатором изменяемой геометрии (см. ]]>проекции]]>). В целях повышения живучести ракета скомпонована по отсекам. Органы управления — аэродинамические рули.

По сравнению с Х-59 наибольшие изменения претерпел фюзеляж ракеты, в котором прежний РДТТ с боковыми соплами заменил ТРД РДК-300  в вынесенной под фюзеляж в гондоле. В центральной части фюзеляжа разместился объемистый топливный бак — отсек с системой дренажа и заправочной горловиной для обычного авиационного керосина. В хвостовой части остался стартовый блок РДТТ, поддерживающего заданный высотно-скоростной режим для запуска маршевого ТРД после отделения ракеты. После его отстрела сбрасывается кок-обтекатель воздухозаборника, защищающий вход в двигатель от попадания мусора при взлете самолета-носителя и дальнейший полет осуществляется с помощью ТРД.

Особенностью аэродинамической схемы Х-59М стало увеличение размаха дестабилизаторов связи с большой массой и габаритами изделия. Их «усы», при пуске разворачиваются пружинами и становятся на фиксаторы. Обеспечивая смещение вперед аэродинамического фокуса и приемлемые характеристики управляемости при сохранении потребной мощности рулевых приводов. Использование ТРД потребовало изменений в составе САУ, получившей блок регулятора двигателя, осуществляющий его запуск и контролирующий поддержание режима работы с подачей топлива и высотно-скоростной коррекцией.

Дальность действия линии связи составила 140 км, что обеспечило дальность стрельбы до 120 км. Х-59М может запускаться с малых высот (до 100 м) и выполнять низковысотный полет к цели на заданной высоте (от 50 до 1000 м), обеспечиваемый СНАУ и радиовысотомером. Высвободившиеся компоновочные объемы прежнего отсека РДТТ были использованы для размещения вдвое более мощной БЧ. Помимо проникающей БЧ массой 320 кг, предусмотрена кассетная БЧ массой 280 кг с отдельными поражающими элементами осколочного и кумулятивного действия. Точность стрельбы на предельной дальности сопоставима с Х-59 и равняется 2 — 3 м.

Для размещения Х-59М на носителе служило то же устройство АКУ-58-1. 

Все агрегаты фюзеляжа ракеты стыкуются на быстроразъемных соединениях. Носовой кок сбрасываемый, выполнен из материала АМГ-6. Грузовой отсек — из материала ВНС-2, обшивка крыла из АМГ-6, лонжероны из ВКЛ-3. Отсеки фюзеляжа имеют внутреннюю теплоизоляцию из материала АТМ9-200, приклеенную к обшивке клеем ВК-9.

]]>]]>

Система управления Х-59М — комбинированная, высокоточная телевизионно-командная с радиовысотомером и передачей команд по радиолинии, аналогичная ракете ]]>Х-59]]>. На начальном этапе по телевизионному изображению, передаваемому с борта ракеты, оператор радиокомандами наводит ее на цель, при подлете к цели включается телевизионная головка самонаведения.

Для применения ракеты Х-59М на самолете-носителе необходимо иметь специальный подвесной контейнер типа АПК-8 или АПК-9. Использование контейнера в комплексе ракетного оружия дает возможность применения ракеты Х-59М с различных носителей, в том числе и зарубежных, включая основные тактические истребители типа «Мираж-3», F-15, F-16.

Контейнер для аппаратуры управления полетом ракеты Х-59М состоит из четырех отсеков цилиндрической формы. Носовой и хвостовой обтекатели имеют радиопрозрачные коки и приклепаны к «юбкам», выполненным из материала Д-19. Рамы сделаны из материала ЭИ-654, каркас из ВКЛ-3 и 12Х2НВФА, обшивка из Д-19.

 

 

rbase.new-factoria.ru

Управляемая ракета «воздух-поверхность» средней дальности Х-59М «Овод-М»

Ракета «воздух-поверхность» средней дальности Х-59 «Овод» имела достаточно высокие характеристики дальности и точности. Кроме того, это изделие имело большой потенциал для модернизации. В частности, использованные системы телекомандного управления позволяли сохранять связь на расстояниях не менее 100 км при дальности полета ракеты не более 40 км. Проанализировав имеющиеся возможности, специалисты ГосМКБ «Радуга» начали создавать модернизированный вариант существующей ракеты. Новый проект получил обозначение Х-59М «Овод-М».

Работы по проекту «Овод-М» начались вскоре после принятия на вооружение базовой ракеты Х-59. Созданием Х-59М руководил И.С. Селезнев, ранее занимавшийся базовой моделью оружия. В ходе нового проекта планировалось повысить характеристики ракеты за счет увеличения дальности полета. Самое простое и очевидное решение такой задачи – использование иного двигателя – на практике привело к появлению совершенно новой ракеты, сохранившей только основные черты и некоторые агрегаты базового изделия.


Незадолго до начала разработки проекта Х-59М отечественная промышленность создала малогабаритный турбореактивный двигатель РДК-300, предназначенный для использования на крылатых ракетах большой дальности. Это изделие отличалось достаточно высокой тягой и сравнительно низким потреблением топлива. Специалисты ГосМКБ «Радуга» не могли пройти мимо такой новинки и решили использовать ее в своем новом проекте. Таким образом, перспективная ракета «Овод-М» должна была отличаться от базового изделия не только типом, но и классом силовой установки: твердотопливный ракетный двигатель предлагалось заменить турбореактивным.
Ракета Х-59М под крылом самолета. Фото Rbase.new-factoria.ru

Систему наведения и другие агрегаты базовой ракеты Х-59 сочли удачными, из-за чего их не планировалось заменять новыми. Тем не менее, проект оказался достаточно сложным ввиду замены силовой установки. Для сохранения имеющихся характеристик и повышения некоторых параметров пришлось серьезно перекомпоновать внутренние объемы корпуса ракеты, а также изменить состав оборудования. Также некоторым доработкам, направленным на повышение аэродинамических характеристик, подверглись плоскости.

Как и предшественник, ракета Х-59М получила цилиндрический корпус с полусферическим прозрачным головным обтекателем и гаргротом на нижней поверхности. Общая длина изделия увеличилась до 5,69 м. Диаметр корпуса – 380 мм. В головной части корпуса сохранился набор из четырех дестабилизаторов складной конструкции. Для уменьшения габаритов ракеты при транспортировке дестабилизаторы складывались вдоль корпуса и должны были раскрываться в полете. Для сохранения требуемой аэродинамики и управляемости пришлось использовать дестабилизаторы увеличенной площади. В хвостовой части корпуса находились стреловидные крылья размахом 1,26 м. Также в хвосте имелись крепления для стартового двигателя, выполненного в виде отделяемой первой ступени. После всех доработок стартовый вес ракеты вырос до 920 кг.

Из-за кардинальной переработки силовой установки новая ракета лишилась боковых сопел двигателя. Новый турбореактивный двигатель предлагалось монтировать не внутри корпуса, а на внешнем пилоне. Под гаргротом корпуса предусмотрели небольшой пилон, на котором поместили цилиндрический кожух двигателя. Для защиты от посторонних предметов воздухозаборник двигателя оснастили крышкой-обтекателем, сбрасываемой после запуска.

Применение нового двигателя привело к соответствующей переработке компоновки внутренних объемов корпуса. В головной части ракеты по-прежнему находилась головка самонаведения и часть аппаратуры управления. Позади головного отсека разместили боевую часть. Центральная часть корпуса, ранее занятая двигателем, была выделена под топливный бак для авиационного керосина. Хвостовая часть корпуса, как и ранее, вмещала рулевые машинки, часть аппаратуры управления и приемник телекомандной системы.

В ходе модернизации ракета «Овод-М» сохранила системы управления базового изделия, разработанные НПО «Текон». Оружие оснащалось телевизионной головкой самонаведения, автопилотом, телекомандной системой и другим оборудованием. Как и ранее, предлагались два основных режима работы систем управления: автономный и автономно-штурманский. В новом проекте было решено использовать весь имеющийся потенциал систем управления, что привело к значительному увеличению дальности полета. Телекомандная система обеспечивала связь самолета-носителя и ракеты на дальностях до 140 км. Таким образом, имелась возможность довести дальность полета ракеты до 115-120 км от точки пуска.


Проекции ракеты Х-59М. рисунок Airwar.ru

Методы боевой работы остались прежними. В автономном режиме оператор вооружений вводит в память систем управления координаты цели, после чего производится запуск и ракета самостоятельно летит в указанный район. При приближении к цели оператор, используя выводимый на его пульте видеосигнал, должен найти цель, навести на нее прицельную марку и дать команду на захват. Дальнейшие операции осуществляются ракетой самостоятельно.

Автономно-штурманский режим подразумевает прямое управление ракетой штурманом-оператором на всем протяжении полета, вплоть до поражения цели. Тем не менее, ввиду сложности такая методика имеет некоторые серьезные минусы, затрудняющие или делающими невозможным ее использование в ряде ситуаций. Более того, по некоторым данным, было решено отказаться от этого режима ввиду невозможности его полноценного применения.

Использование существующих систем наведения позволило сохранить параметры точности. Ракеты Х-59 и Х-59М имеют схожие показатели кругового вероятного отклонения при полете на максимальную дальность – 2-3 м.


Отказ от твердотопливного двигателя внутри корпуса привел к высвобождению больших объемов. Часть освобожденного места была отдана под топливный бак, а остальной объем использовали для увеличения боевой части. Для ракеты «Овод-М» были разработаны две новые боевые части: проникающая фугасная весом 320 кг и кассетная весом 280 кг, несущая кумулятивно-осколочные суббоеприпасы.

При помощи нового турбореактивного двигателя РДК-300 удалось сохранить летные характеристики ракеты на уровне базового изделия. Скорость полета с использованием маршевого двигателя достигала 860-1000 км/ч, максимальная дальность стрельбы – до 120 км. Аппаратура управления обеспечивала полет над землей на высотах от 50 до 1000 м. Также имелся режим полета над водой на высоте 7 м.


Телевизионная ГСН ракеты. Фото Wikimedia Commons

Для перевозки и запуска ракет Х-59 и Х-59М предлагалось использовать авиационные катапультные устройства АКУ-58-1. Такие системы могли использоваться на различных самолетах-носителях. Обеспечивался сброс ракеты на скоростях носителя в диапазоне 600-1100 км/ч и на высотах от 200 до 5000 м.

Помимо катапультного устройства в состав дополнительного оборудования самолета-носителя вошел новый аппаратный контейнер АПК-9. Подобно своему предшественнику новый контейнер обеспечивал сохранение связи с ракетой при маневрировании или уходе самолета из района пуска. Кроме того, при помощи новой аппаратуры в полной мере использовался имевшийся потенциал по увеличению дальности управляемого полета.

Управляемая ракета Х-59 «Овод» могла применяться только фронтовыми бомбардировщиками Су-24М. В проекте «Овод-М» было решено расширить список потенциальных носителей оружия. Благодаря некоторым доработкам аппаратного контейнера и оборудования управления новым носителем ракеты стал истребитель Су-27. В дальнейшем работа по адаптации ракет к новым носителям продолжилась, в результате чего изделиями Х-59М могут оснащаться самолеты МиГ-29, Су-30 и т.д.

Проектные работы и испытания новой ракеты Х-59М завершились в самом конце восьмидесятых годов. Вскоре это оружие было принято на вооружение и поставлено в серию. Поставлять серийные ракеты должен был Смоленский авиазавод. Тем не менее, серийное производство шло крайне медленно и не могло удовлетворить все требования военных.

В начале девяностых годов вооруженные силы СССР, а затем и России столкнулись с массой проблем экономического и политического характера. Из-за сокращения финансирования пришлось «урезать» заказы на новое вооружение. Под подобное сокращение попали различные виды техники и вооружений, в том числе ракеты «Овод-М». Кроме того, по причине разделения страны некоторые предприятия, занятые в проекте, остались за границей. Таким образом, ВВС получили новое оружие, но его количество оставляло желать лучшего.


Компоновка ракеты и приборного контейнера АПК-9. Рисунок Airwar.ru

Известно, что зимой 1994-95 годов ракеты Х-59М (по другим данным, более старые Х-59) использовались во время войны в Чечне. Из-за сложных метеоусловий в горной местности удалось выполнить только четыре пуска. Использованию ракет с телевизионными головками самонаведения мешали туман, осадки и другие погодные факторы. В результате пилоты ВВС не имели возможности полноценно применять новое оружие. После нескольких пусков было решено прекратить использование такого оружия ввиду низкой эффективности в существующих условиях.

В 1993 году на аэрокосмическом салоне МАКС состоялась первая публичная демонстрация новых ракет. Вскоре ГосМКБ «Радуга», пытаясь получить контракты на поставку вооружения третьим странам, представило экспортный вариант ракеты Х-59МЭ. В настоящее время это оружие предлагается заказчикам под названием «Овод-МЭ». Экспортный вариант ракеты имеет минимальные отличия от базового, из-за чего характеристики этих образцов находятся на одном уровне.

К настоящему времени для применения в составе комплекса «Овод-МЭ» создана ракета Х-59М2Э. От базовой версии она отличается большей стартовой массой (до 960 кг) и возможностью увеличения максимальной дальности полета с исходных 115 км до 140. Кроме того, в ходе модернизации ракета получила обновленную телевизионную ГСН с более совершенной камерой. Такое обновление позволяет применять ракету не только днем, но и в темное время суток. В остальном обе экспортные ракеты почти не отличаются друг от друга.

В конце девяностых годов специалисты ГосМКБ «Радуга» занялись очередным проектом модернизации ракеты Х-59МК, направленной на повышение характеристик и «освоение» новой специализации. Результатом этого стало появление противокорабельной ракеты Х-59МК, впервые представленной на салоне МАКС-2001. В дальнейшем на базе изделия Х-59МК были разработаны две новые многоцелевые ракеты с различными характеристиками. Развитие семейства ракет Х-59М продолжается до сих пор – последний на данный момент проект модернизации этого вооружения был представлен на недавнем салоне МАКС-2015. Таким образом, модернизационный потенциал семейства пока не исчерпан.

За счет интересных нововведений, в первую очередь связанных с обновлением силовой установки, авторам проекта Х-59М «Овод-М» удалось значительно повысить дальность стрельбы в сравнении с существующим оружием. Такая модернизация должна была серьезно повысить ударный потенциал фронтовой авиации, но проблемы начала девяностых годов не позволили провести полноценное перевооружение ВВС. Тем не менее, трудности прошлых лет не привели к полной остановке работ. Войдя в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение», ГосМКБ «Радуга» продолжает работу над новыми проектами управляемых ракет «воздух-поверхность» семейства Х-59.

По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://ktrv.ru/
http://airbase.ru/
http://aviaros.narod.ru/
http://missiles.ru/

topwar.ru

Тактическая авиационная ракета Х-59М «Овод-М».

Тактическая авиационная ракета Х-59М «Овод-М» (изделие Д-9М).

Разработчик: МКБ «Радуга»
Страна: СССР
Начало производства: 1990 г.

С появлением малогабаритного отечественного ТРД РДК-300 (создавался для крылатых ракет большой дальности), обладающего небольшим удельным расходом топлива и значительным временем работы. МКБ «Радуга» предложило модернизированный вариант ракеты Х-59М (комплекс ракетного оружия «Овод-М») с заменой новым двигателем прежнего РДТТ, тем более, что система наведения располагала изрядным запасом по дальности сопровождения ракеты. Модернизация, как это часто бывает, привела к созданию практически нового ракетного комплекса, радикально отличающегося и конструкцией, и характеристиками. При сохранении удачной системы наведения, наибольшие изменения претерпел фюзеляж ракеты, в котором прежний РДТТ с боковыми соплами заменил ТРД в вынесенной под фюзеляж в гондоле. В центральной части фюзеляжа разместился объемистый топливный бак — отсек с системой дренажа и заправочной горловиной для обычного авиационного керосина. В хвостовой части остался стартовый блок РДТТ, поддерживающего заданный высотно-скоростной режим для запуска маршевого ТРД после отделения ракеты. После его отстрела сбрасывается кок-обтекатель воздухозаборника, защищающий вход в двигатель от попадания мусора при взлете самолета-носителя и дальнейший полет осуществляется с помощью ТРД.

Ракета Х-59М выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка» с Х-образным крылом и дестабилизатором изменяемой геометрии. В целях повышения живучести ракета скомпонована по отсекам. Органы управления — аэродинамические рули.

Ракета Х-59М.

По сравнению с Х-59 наибольшие изменения претерпел фюзеляж ракеты, в котором прежний РДТТ с боковыми соплами заменил ТРД РДК-300 в вынесенной под фюзеляж в гондоле. В центральной части фюзеляжа разместился объемистый топливный бак — отсек с системой дренажа и заправочной горловиной для обычного авиационного керосина. В хвостовой части остался стартовый блок РДТТ, поддерживающего заданный высотно-скоростной режим для запуска маршевого ТРД после отделения ракеты. После его отстрела сбрасывается кок-обтекатель воздухозаборника, защищающий вход в двигатель от попадания мусора при взлете самолета-носителя и дальнейший полет осуществляется с помощью ТРД.

Проекции ракеты Х-59М. Схема.

Особенностью аэродинамической схемы Х-59М стало увеличение размаха дестабилизаторов связи с большой массой и габаритами изделия. Их «усы», при пуске разворачиваются пружинами и становятся на фиксаторы. Обеспечивая смещение вперед аэродинамического фокуса и приемлемые характеристики управляемости при сохранении потребной мощности рулевых приводов. Использование ТРД потребовало изменений в составе САУ, получившей блок регулятора двигателя, осуществляющий его запуск и контролирующий поддержание режима работы с подачей топлива и высотно-скоростной коррекцией.

Х-59М. Рисунок 1.

Х-59М. Рисунок 2.

Дальность действия линии связи составила 140 км, что обеспечило дальность стрельбы до 120 км. Х-59М может запускаться с малых высот (до 100 м) и выполнять низковысотный полет к цели на заданной высоте (от 50 до 1000 м), обеспечиваемый СНАУ и радиовысотомером. Высвободившиеся компоновочные объемы прежнего отсека РДТТ были использованы для размещения вдвое более мощной БЧ.

Помимо проникающей БЧ массой 320 кг, предусмотрена кассетная БЧ массой 280 кг с отдельными поражающими элементами осколочного и кумулятивного действия. Точность стрельбы на предельной дальности сопоставима с Х-59 и равняется 2 — 3 м.

Для размещения Х-59М на носителе служило то же устройство АКУ-58-1. А в комплексе вооружения Су-24М, оснащенного бортовой системой управления оружием СУО-1-6М и подвесным аппаратным контейнером АПК-9, ракета могла применяться без каких-либо доработок самолета. Испытания Х-59М были также начаты и на ударных модификациях Су-27. Все агрегаты фюзеляжа ракеты стыкуются на быстроразъемных соединениях. Носовой кок сбрасываемый, выполнен из материала АМГ-6. Грузовой отсек — из материала ВНС-2, обшивка крыла из АМГ-6, лонжероны из ВКЛ-3. Отсеки фюзеляжа имеют внутреннюю теплоизоляцию из материала АТМ9-200, приклеенную к обшивке клеем ВК-9.

Ракета Х-59М под крылом Су-24М.

 Ракета Х-59М под крылом Су-24М.

Система управления Х-59М — комбинированная, высокоточная телевизионно-командная с радиовысотомером и передачей команд по радиолинии, аналогичная ракете Х-59. На начальном этапе по телевизионному изображению, передаваемому с борта ракеты, оператор радиокомандами наводит ее на цель, при подлете к цели включается телевизионная головка самонаведения.

Для применения ракеты Х-59М на самолете-носителе необходимо иметь специальный подвесной контейнер типа АПК-8 или АПК-9. Использование контейнера в комплексе ракетного оружия дает возможность применения ракеты Х-59М с различных носителей, в том числе и зарубежных, включая основные тактические истребители типа «Мираж-3», F-15, F-16.

Производство ракет Х-59 и Х-59М было освоено Смоленским авиационным заводом, однако его развертыванию помешали известные проблемы начала 90-х годов — отсутствие госзаказа, почти полное прекращение финансирования и разрыв хозяйственных связей (изготовитель ГСН и системы наведения «Текон-1» остался во Львове).

Х-59 использовалась в ходе боевых действий в Чечне, где их целями являлись укрытия и склады боевиков в горах. Однако плохие метеоусловия, туман и слабая видимость не способствовали успеху. Наведение в заснеженных ущельях и лесистых горах быстро срывалось, и по выполнении четырех пусков от их применения отказались.

Комплекс впервые демонстрировался на московском аэрокосмическом салоне МАКС-93. На западе ракета Х-59М получила обозначение AS-18 «Kazoo».

ТТХ:

Длина ракеты, мм: 5690
Макс. диаметр корпуса ракеты, мм: 380
Размах крыльев, мм: 1260-1300
Стартовый вес, кг: 920
Вес боевой части (проникающая/кассетная), кг: 320 / 280
Двигатели:
— стартовый: сбрасываемый РДТТ-ускоритель
— маршевый: ТРДД РДК-300 / ТРДД-50АТ
Дальность стрельбы, км:
— минимальная: 10-15
— максимальная: 120
— автоматического наведения : 40
Дальность управления, км: 140
Точность стрельбы (КВО), м: 2-3
Скорость полета, км/ч: 860-1000
Высота полета над морем, м: 7
Высота полета над сушей, м: 50,100,200,600,1000
Самолет-носитель: МиГ-29К, Су-30М, Су-24М.
Скорость полета носителя, км/ч: 600-1100
Высота пуска, м: 200-5000
Число ракет на носителе: 2

.

.

Список источников:
А.В.Карпенко, С.М.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-земля».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Управляемая ракета «воздух-поверхность» Х-59М «Овод-М»

Ракета «воздух-поверхность» средней дальности Х-59 «Овод» имела достаточно высокие характеристики дальности и точности. Кроме того, это изделие имело большой потенциал для модернизации. В частности, использованные системы телекомандного управления позволяли сохранять связь на расстояниях не менее 100 км при дальности полета ракеты не более 40 км. Проанализировав имеющиеся возможности, специалисты ГосМКБ «Радуга» начали создавать модернизированный вариант существующей ракеты. Новый проект получил обозначение Х-59М «Овод-М».

Работы по проекту «Овод-М» начались вскоре после принятия на вооружение базовой ракеты Х-59. Созданием Х-59М руководил И.С. Селезнев, ранее занимавшийся базовой моделью оружия. В ходе нового проекта планировалось повысить характеристики ракеты за счет увеличения дальности полета. Самое простое и очевидное решение такой задачи – использование иного двигателя – на практике привело к появлению совершенно новой ракеты, сохранившей только основные черты и некоторые агрегаты базового изделия.

Незадолго до начала разработки проекта Х-59М отечественная промышленность создала малогабаритный турбореактивный двигатель РДК-300, предназначенный для использования на крылатых ракетах большой дальности. Это изделие отличалось достаточно высокой тягой и сравнительно низким потреблением топлива. Специалисты ГосМКБ «Радуга» не могли пройти мимо такой новинки и решили использовать ее в своем новом проекте. Таким образом, перспективная ракета «Овод-М» должна была отличаться от базового изделия не только типом, но и классом силовой установки: твердотопливный ракетный двигатель предлагалось заменить турбореактивным.

Ракета Х-59М под крылом самолета.

Систему наведения и другие агрегаты базовой ракеты Х-59 сочли удачными, из-за чего их не планировалось заменять новыми. Тем не менее, проект оказался достаточно сложным ввиду замены силовой установки. Для сохранения имеющихся характеристик и повышения некоторых параметров пришлось серьезно перекомпоновать внутренние объемы корпуса ракеты, а также изменить состав оборудования. Также некоторым доработкам, направленным на повышение аэродинамических характеристик, подверглись плоскости.

Как и предшественник, ракета Х-59М получила цилиндрический корпус с полусферическим прозрачным головным обтекателем и гаргротом на нижней поверхности. Общая длина изделия увеличилась до 5,69 м. Диаметр корпуса – 380 мм. В головной части корпуса сохранился набор из четырех дестабилизаторов складной конструкции. Для уменьшения габаритов ракеты при транспортировке дестабилизаторы складывались вдоль корпуса и должны были раскрываться в полете.

Для сохранения требуемой аэродинамики и управляемости пришлось использовать дестабилизаторы увеличенной площади. В хвостовой части корпуса находились стреловидные крылья размахом 1,26 м. Также в хвосте имелись крепления для стартового двигателя, выполненного в виде отделяемой первой ступени. После всех доработок стартовый вес ракеты вырос до 920 кг.

Из-за кардинальной переработки силовой установки новая ракета лишилась боковых сопел двигателя. Новый турбореактивный двигатель предлагалось монтировать не внутри корпуса, а на внешнем пилоне. Под гаргротом корпуса предусмотрели небольшой пилон, на котором поместили цилиндрический кожух двигателя. Для защиты от посторонних предметов воздухозаборник двигателя оснастили крышкой-обтекателем, сбрасываемой после запуска.

Применение нового двигателя привело к соответствующей переработке компоновки внутренних объемов корпуса. В головной части ракеты по-прежнему находилась головка самонаведения и часть аппаратуры управления. Позади головного отсека разместили боевую часть. Центральная часть корпуса, ранее занятая двигателем, была выделена под топливный бак для авиационного керосина. Хвостовая часть корпуса, как и ранее, вмещала рулевые машинки, часть аппаратуры управления и приемник телекомандной системы.

В ходе модернизации ракета «Овод-М» сохранила системы управления базового изделия, разработанные НПО «Текон». Оружие оснащалось телевизионной головкой самонаведения, автопилотом, телекомандной системой и другим оборудованием. Как и ранее, предлагались два основных режима работы систем управления: автономный и автономно-штурманский. В новом проекте было решено использовать весь имеющийся потенциал систем управления, что привело к значительному увеличению дальности полета. Телекомандная система обеспечивала связь самолета-носителя и ракеты на дальностях до 140 км. Таким образом, имелась возможность довести дальность полета ракеты до 115-120 км от точки пуска.

Проекции ракеты Х-59М.

Методы боевой работы остались прежними. В автономном режиме оператор вооружений вводит в память систем управления координаты цели, после чего производится запуск и ракета самостоятельно летит в указанный район. При приближении к цели оператор, используя выводимый на его пульте видеосигнал, должен найти цель, навести на нее прицельную марку и дать команду на захват. Дальнейшие операции осуществляются ракетой самостоятельно.

Автономно-штурманский режим подразумевает прямое управление ракетой штурманом-оператором на всем протяжении полета, вплоть до поражения цели. Тем не менее, ввиду сложности такая методика имеет некоторые серьезные минусы, затрудняющие или делающими невозможным ее использование в ряде ситуаций. Более того, по некоторым данным, было решено отказаться от этого режима ввиду невозможности его полноценного применения.

Использование существующих систем наведения позволило сохранить параметры точности. Ракеты Х-59 и Х-59М имеют схожие показатели кругового вероятного отклонения (КВО) при полете на максимальную дальность – 2-3 м.

Отказ от твердотопливного двигателя внутри корпуса привел к высвобождению больших объемов. Часть освобожденного места была отдана под топливный бак, а остальной объем использовали для увеличения боевой части. Для ракеты «Овод-М» были разработаны две новые боевые части: проникающая фугасная весом 320 кг и кассетная весом 280 кг, несущая кумулятивно-осколочные суббоеприпасы.

При помощи нового турбореактивного двигателя РДК-300 удалось сохранить летные характеристики ракеты на уровне базового изделия. Скорость полета с использованием маршевого двигателя достигала 860-1000 км/ч, максимальная дальность стрельбы – до 120 км. Аппаратура управления обеспечивала полет над землей на высотах от 50 до 1000 м. Также имелся режим полета над водой на высоте 7 м.

Телевизионная ГСН ракеты.

Для перевозки и запуска ракет Х-59 и Х-59М предлагалось использовать авиационные катапультные устройства АКУ-58-1. Такие системы могли использоваться на различных самолетах-носителях. Обеспечивался сброс ракеты на скоростях носителя в диапазоне 600-1100 км/ч и на высотах от 200 до 5000 м.

Помимо катапультного устройства в состав дополнительного оборудования самолета-носителя вошел новый аппаратный контейнер АПК-9. Подобно своему предшественнику новый контейнер обеспечивал сохранение связи с ракетой при маневрировании или уходе самолета из района пуска. Кроме того, при помощи новой аппаратуры в полной мере использовался имевшийся потенциал по увеличению дальности управляемого полета.

Управляемая ракета Х-59 «Овод» могла применяться только фронтовыми бомбардировщиками Су-24М. В проекте «Овод-М» было решено расширить список потенциальных носителей оружия. Благодаря некоторым доработкам аппаратного контейнера и оборудования управления новым носителем ракеты стал истребитель Су-27. В дальнейшем работа по адаптации ракет к новым носителям продолжилась, в результате чего изделиями Х-59М могут оснащаться самолеты МиГ-29, Су-30 и т.д.

Проектные работы и испытания новой ракеты Х-59М завершились в самом конце восьмидесятых годов. Вскоре это оружие было принято на вооружение и поставлено в серию. Поставлять серийные ракеты должен был Смоленский авиазавод. Тем не менее, серийное производство шло крайне медленно и не могло удовлетворить все требования военных.

В начале девяностых годов вооруженные силы СССР, а затем и России столкнулись с массой проблем экономического и политического характера. Из-за сокращения финансирования пришлось «урезать» заказы на новое вооружение. Под подобное сокращение попали различные виды техники и вооружений, в том числе ракеты «Овод-М». Кроме того, по причине разделения страны некоторые предприятия, занятые в проекте, остались за границей. Таким образом, ВВС получили новое оружие, но его количество оставляло желать лучшего.

Компоновка ракеты и приборного контейнера АПК-9.

Известно, что зимой 1994-95 годов ракеты Х-59М (по другим данным, более старые Х-59) использовались во время войны в Чечне. Из-за сложных метеоусловий в горной местности удалось выполнить только четыре пуска. Использованию ракет с телевизионными головками самонаведения мешали туман, осадки и другие погодные факторы. В результате пилоты ВВС не имели возможности полноценно применять новое оружие. После нескольких пусков было решено прекратить использование такого оружия ввиду низкой эффективности в существующих условиях.

В 1993 году на аэрокосмическом салоне МАКС состоялась первая публичная демонстрация новых ракет. Вскоре ГосМКБ «Радуга», пытаясь получить контракты на поставку вооружения третьим странам, представило экспортный вариант ракеты Х-59МЭ. В настоящее время это оружие предлагается заказчикам под названием «Овод-МЭ». Экспортный вариант ракеты имеет минимальные отличия от базового, из-за чего характеристики этих образцов находятся на одном уровне.

К настоящему времени для применения в составе комплекса «Овод-МЭ» создана ракета Х-59М2Э. От базовой версии она отличается большей стартовой массой (до 960 кг) и возможностью увеличения максимальной дальности полета с исходных 115 км до 140. Кроме того, в ходе модернизации ракета получила обновленную телевизионную ГСН с более совершенной камерой. Такое обновление позволяет применять ракету не только днем, но и в темное время суток. В остальном обе экспортные ракеты почти не отличаются друг от друга.

В конце девяностых годов специалисты ГосМКБ «Радуга» занялись очередным проектом модернизации ракеты Х-59МК, направленной на повышение характеристик и «освоение» новой специализации. Результатом этого стало появление противокорабельной ракеты Х-59МК, впервые представленной на салоне МАКС-2001. В дальнейшем на базе изделия Х-59МК были разработаны две новые многоцелевые ракеты с различными характеристиками. Развитие семейства ракет Х-59М продолжается до сих пор – последний на данный момент проект модернизации этого вооружения был представлен на недавнем салоне МАКС-2015. Таким образом, модернизационный потенциал семейства пока не исчерпан.

За счет интересных нововведений, в первую очередь связанных с обновлением силовой установки, авторам проекта Х-59М «Овод-М» удалось значительно повысить дальность стрельбы в сравнении с существующим оружием. Такая модернизация должна была серьезно повысить ударный потенциал фронтовой авиации, но проблемы начала девяностых годов не позволили провести полноценное перевооружение ВВС. Тем не менее, трудности прошлых лет не привели к полной остановке работ. Войдя в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение», ГосМКБ «Радуга» продолжает работу над новыми проектами управляемых ракет «воздух-поверхность» семейства Х-59.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Управляемая ракета «воздух-поверхность» Х-59МК2 » Военное обозрение

В проекте управляемой ракеты «воздух-поверхность» Х-59М были использованы несколько оригинальных идей, которые в дальнейшем позволили продолжить развитие этого вооружения и создать несколько новых типов оружия с повышенными характеристиками. В 2001 году впервые была показана новая ракета Х-59МК. После этого развитие семейства продолжилось, результатом чего стало появление изделия Х-59МК2. О существовании этого оружия было объявлено в 2009 году.

Созданием управляемых ракет семейства Х-59 на протяжении нескольких последних десятилетий занимается ГосМКБ «Радуга», ныне входящее в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). Именно эта организация в свое время разработала базовый проект Х-59, а затем представило обновленную ракету Х-59М, развитием которой являются современные образцы. Предпоследний на данный момент представитель семейства, изделие Х-59МК2, впервые был представлен на выставке МАКС-2009.


Как и ранее, очередной проект семейства подразумевал использование массы готовых идей, а также некоторого нового оборудования. За счет этого предполагалось сохранить достаточно высокую степень унификации, а также обеспечить повышение характеристик и дать ракете новые боевые возможности. В результате этого ракеты Х-59МК и Х-59МК2 имеют схожую конструкцию и компоновку, а все имеющиеся отличия связаны только с составом примененного оборудования.
Общий вид ракеты Х-59МК2. Фото Rbase.new-factoria.ru

Изделие Х-59МК2 сохраняет аэродинамическую компоновку «бесхвостка», использовавшуюся во всех предыдущих проектах. Основным элементом ракеты является цилиндрический корпус большого удлинения с расширяющейся конической головной частью и обтекателем. На нижней поверхности корпуса предусмотрен выступающий прямой гаргрот, под которым находится пилон с цилиндрическим кожухом маршевого двигателя. Кроме того, на боковой поверхности корпуса располагаются Х-образные дестабилизаторы и крылья.

Состав и конструкция плоскостей без изменений были заимствованы из предыдущего проекта. На конической головной части корпуса размещены четыре дестабилизатора малого удлинения со стреловидной передней кромкой, предназначенные для улучшения управляемости в полете. В хвостовой части ракеты размещены стреловидные крылья с рулями на задней кромке.

По своим габаритам две ракеты с литерами «МК» не отличаются друг от друга. Их общая длина составляет 5,7 м, диаметр цилиндрической части корпуса – 380 мм, максимальный диаметр головного обтекателя – 420 мм. Крыло имеет размах 1,3 м. Изделие Х-59МК2 немного легче своего предшественника. Его стартовая масса, по данным разработчика, не превышает 900 кг и зависит от типа боевой части.

Компоновка ракет семейства Х-59М схожа. В проекте Х-59МК2 не используются какие-либо новые оригинальные решения. Так, в головной части корпуса располагается головка самонаведения и часть автоматики управления. Позади нее устанавливаются боевая часть с взрывателем и топливный бак. Хвостовая часть корпуса вмещает второй приборный отсек с рулевыми машинками и дополнительный топливный бак, позволяющий значительно повысить дальность полета.


Ракета под крылом бомбардировщика Су-24М. Фото Rbase.new-factoria.ru

Ракета Х-59МК предназначалась для поражения надводных целей типа «катер» или «корабль», что сказалось на составе ее оборудования и накладывало определенные ограничения на боевое применение. В проекте «МК2» было решено использовать наработки по имеющейся противокорабельной ракете, но при этом значительно расширить спектр задач нового оружия. В результате управляемая ракета Х-59МК2 может использоваться для уничтожения различных стационарных наземных целей с известными координатами. Заявлена возможность атаки цели, не имеющей оптического, радиолокационного или инфракрасного контраста с окружающей местностью. Также системы управления ракеты работают по принципу «запустил-забыл».

Изделие Х-59МК2 получило комбинированную систему наведения, основанную на нескольких блоках. В ее состав включена бесплатформенная инерциальная навигационная система, аппаратура спутниковой навигации, корреляционно-оптическая головка самонаведения и автопилот. Для выполнения маловысотного полета имеется радиовысотомер А-079Э. При подготовке к запуску в память систем управления ракеты вводится полетное задание с маршрутом полета, в том числе на малых высотах. С целью прорыва через ПВО противника ракета способна лететь на высотах 50-300 м.

Для наведения на цель с известными координатами ракета Х-59МК2 использует сравнительно сложный метод совместной работы систем управления. В район цели ракета выходит, используя инерциальную навигацию с коррекцией по сигналам навигационных спутников. После этого производится обнаружение цели с помощью оптической ГСН, которая осуществляет окончательное наведение ракеты на нужный объект. Головка самонаведения может работать в любое время года при освещенности местности не менее 103-105 лкс. По официальным данным, системы управления ракеты обеспечивают круговое вероятное отклонение на уровне 3-5 м.

Ракета новой модели, в отличие от базовой Х-59МК, может нести боевые части двух типов. В зависимости от типа цели возможно применение ракеты с проникающей фугасной или кассетной боевой частью. Проникающая боевая часть весит 320 кг, кассетная – 283 кг. Последняя оснащается кумулятивно-осколочными суббоеприпасами, предназначенными для поражения объектов на некоторой площади.


Макет ракеты Х-59МК2 на выставке МАКС-2009. Фото Vitalykuzmin.net

Под корпусом ракеты на специальном пилоне подвешивается двухконтурный турбореактивный двигатель ТРДД-50АТ (36МТ). При собственном весе 82 кг, длине 850 мм и диаметре 330 мм это изделие обеспечивает тягу до 450 кгс. Двигатель, разработанный Омским моторостроительным конструкторским бюро и производимый НПО «Сатурн», способен работать на разных высотах и выдавать необходимую тягу в зависимости от режима полета ракеты. Для эффективной работы и правильного расхода топлива двигатель оснащается электронно-гидравлической системой управления.

При помощи двигателя ТРДД-50АТ управляемая ракета Х-59МК2 может развивать скорость от 900 до 1050 км/ч и совершать полет на высотах от 200 м до 11 км. Следует отметить, в большинстве случаев ракета должна лететь на минимальной высоте, благодаря чему может незаметно пройти через зону действия противовоздушной обороны противника.

Использованная комбинированная система управления позволяет с равной эффективностью атаковать цели на разных дальностях, вплоть до максимальной. Минимальная дальность пуска ракеты Х-59МК2 лежит в пределах от 5 до 25 км, в зависимости от параметров полета самолета-носителя в момент сброса. Максимальная дальность стрельбы – 285 км.

Сброс ракеты Х-59МК2 с самолета-носителя допускается на высотах от 200 м до 11 км. При этом самолет может двигаться со скоростью не менее 600 и не более 1100 км/ч. Также следует учитывать направление на атакуемый объект. Ракурс цели при пуске – не более 45° от оси ракеты.


«Вариант модернизации авиационной управляемой ракеты Х-59МК2» на выставке МАКС-2015. Фото Saidpvo.livejournal.com

Носителями управляемых ракет Х-59МК2 могут быть различные современные отечественные истребители и бомбардировщики фронтового звена. Для транспортировки и использования этого вооружения, по некоторым данным, самолет-носитель должен оснащаться авиационным катапультным устройством АКУ-58-1 и иметь соответствующие функции прицельно-навигационного оборудования. Количество перевозимых ракет, готовых к применению, зависит от типа носителя и поставленной боевой задачи.

Макет перспективной ракеты «воздух-поверхность» Х-59МК2 впервые был показан на выставке МАКС-2009. В дальнейшем КТРВ неоднократно представляла материалы по этому вооружению на различных выставках и салонах. В августе 2015 года состоялась «премьера» новой ракеты семейства Х-59М, являющейся дальнейшим развитием изделия Х-59МК2.

Показанная в этом году ракета еще не получила собственное название и пока обозначается как «Вариант модернизации авиационной управляемой ракеты Х-59МК2». Внешний вид нового изделия явно говорит о глубокой модернизации с серьезнейшей переработкой исходного проекта. Имея схожий состав оборудования и примерно такие же характеристики, модернизированный вариант отличается от базовой Х-59МК2 конструкцией корпуса и аэродинамическим обликом. Новая ракета получила корпус характерной формы, указывающей на использование т.н. стелс-технологий.

Разработка управляемой ракеты Х-59 стартовала в начале семидесятых годов. К началу девяностых появилась модернизированная Х-59М. Спустя несколько десятилетий после начала работ по самому первому проекту организация-разработчик продолжает развитие семейства управляемого вооружения, модернизационный потенциал которого, по-видимому, до сих пор не исчерпан. Вполне возможно, что на будущих выставках вооружений и военной техники ГосМКБ «Радуга» и КТРВ вновь представят очередные варианты модернизации ракет семейства Х-59М.

По материалам сайтов:
http://ktrv.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://airwar.ru/
http://vpk.name/

topwar.ru

Тактическая авиационная ракета Х-59МК. — Российская авиация

Тактическая авиационная ракета Х-59МК (Х-59А).

Разработчик: ФГУП МКБ «Радуга»
Страна: СССР / РФ
Начало разработки: 1992 г.

Управляемая ракета Х-59МК повышенной дальности класса «воздух-поверхность» с активной радиолокационной головкой самонаведения является модификацией ракеты Х-59М и предназначена для поражения широкой номенклатуры радиолокационно-контрастных надводных целей в любое время суток как в простых, так и в сложных погодных условиях при волнении моря до 6-и баллов. Обеспечивается групповое применение ракет.

Компоновочная схема ракеты Х-59МК.

Разработчик — ФГУП МКБ «Радуга» (г. Дубна, Московской области). Х-59МК была впервые продемонстрирована на международном авиасалоне МАКС-2001. Ракета входит в состав вооружения авиационных комплексов типа Су-30.

Ракеты Х-59, Х-59МЭ и Х-59МК в музее на территории МКБ «Радуга».

Как и все ракеты семейства Х-59, ракета Х-59МК выполнена по схеме «бесхвостка» и снабжена крестообразным треугольным крылом. В носовой части корпуса установлены четыре дестабилизатора. По сравнению с Х-59М ракета имеет новую систему управления и маршевый двигатель. Замена стартового ускорителя на дополнительный топливный бак позволила значительно увеличить дальность полета ракеты.

Ракета Х-59МК.

Х-59МК используется для поражения широкой номенклатуры надводных радиолокационно-контрастных целей с ЭПР более 300 м2 (от катера до крейсера) в любое время суток как в простых, так и в сложных погодных условиях в открытом море и вблизи береговой черты. Максимальная дальность стрельбы ракеты Х-59МК по цели типа «эсминец-крейсер» составляет 285 км, по цели типа «катер» — 145 км. По оценке разработчика, вероятность попадания в крейсер или эсминец составляет 0,9-0,96, в катер — 0,7-0,93. При этом, для поражения катера достаточно одной ракеты, а расчетное среднее число попаданий для уничтожения крейсера или эсминца составляет 1,8 и 1,3, соответственно.

Ракета Х-59МК под крылом Су-24М.

ПКР Х-59МК оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-59Э , что в сочетании с современной помехозащищенной системой управления и мощной БЧ обеспечивает высокую эффективность боевого применения. АРГС-59Э разработана в ОАО «НПП «Радар ММС» (г. Санкт-Петербург). Максимальная дальность обнаружения АРГС цели типа «эсминец» (ЭОП>5000 кв.м) — 25 км, цели типа «катер» (ЭОП>300 кв.м) — 15 км. Угол прокачки антенны АРГС по азимуту: ±45°, по углу места — +10°…-20°. Ракета способна выполнять сложные траектории полета с обходом опасных зон и всеракурсным подходом к цели. Обеспечивается групповое применение ракет.

Схема применения ракеты Х-59МК.

Ракета Х-59МК2 — модификация Х-59МК для поражения неподвижных наземных целей с известными координатами, оснащена бортовой инерциальной системой наведения комплексированной с оптико-электронной ГСН и навигационном приемником системы ГЛОНАСС.

Ракета Х-59МК2 отличается от Х-59МК корреляционно-оптической головкой самонаведения, обеспечивающей автономное распознавание прилегающей к цели местности. Она оснащена системой навигации и автоматического управления, выполненной на базе бесплатформенной инерциальной навигационной системы и дополненной блоком спутниковой коррекции. В состав систем управления ракет Х-59МК (Х-59МК2) входит радиовысотомер А-079Э разработки УПКБ «Деталь». Маршрут низковысотного полёта к цели задаётся в полётном задании. При этом высота полета ракеты над земной поверхностью (в зависимости от рельефа местности) составляет всего 50-300 м, что крайне затрудняет перехват наземными средствами ПВО. Система конечного самонаведения обеспечивает круговое вероятное отклонение от заданной точки, не превышающее 3-5 м. Ракета Х-59МК2 может применяться в любое время года, при освещенности местности 103 — 105 лкс, над любым типом местности. Ракурс цели при пуске ракеты Х-59МК2 до ±45°.

Ракета Х-59МК2.

Проникающая боевая часть (ПрБЧ) весом 320 кг имеет взрыватель с временной задержкой. Габариты ПрБЧ: диаметр — 380 мм, длина — 1131 мм. Ракета Х-59МК2 может комплектоваться кассетной боевой частью (КБЧ) весом 283 кг с поражающими элементами осколочного и кумулятивного действия.

Ракеты Х-59МК и Х-59МК2 оснащены высокоэкономичным малоресурсным турбореактивным двигателем 36МТ. Двигатель 36МТ (ТРДД-50АТ) разработан Омским моторостроительным конструкторским бюро (ОАО «ОМКБ»), выпускается НПО «Сатурн».

Турбореактивный двигатель 36МТ пилонного исполнения — двухконтурный, двухвальный, с соосными валами каскадов низкого и высокого давления. Камера сгорания — кольцевая полупетлевая с вращающейся форсункой. Каскад высокого давления — оседиагональный компрессор и одноступенчатая осевая турбина, каскад низкого давления — одноступенчатый вентилятор с широкохордными лопатками и одноступенчатая осевая турбина.

Двигатель 36МТ (ТРДД-50АТ).

36МТ развивает статическую взлетную тягу 450 кгс на уровне моря при собственном сухом весе 82 кг, обладает максимальным поперечным размером в 330 мм и длиной 850 мм. Удельный расход топлива на максимальном режиме — 0,71 кг/кгс.ч. Используемое топливо — Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ.

Двигатель работает в достаточно широком полетном диапазоне с возможностью маневра по высоте и скорости (высота полета от 0,2 до 11 км, скорость полета до 1100 км/ч). Для выполнения полетной программы и регулирования 36МТ оборудован современной электронно-гидравлической системой управления и встроенным электрогенератором мощностью 4 кВт. Двигатель имеет автономную маслосистему.

Для контроля ракет Х-59МК при проведении их регламентного обслуживания используется автоматизированная система контроля АСК из состава комплекса «ОКА», доработанная для контроля ракет Х-59МК. Для обеспечения эксплуатации ракет в условиях технической позиции, транспортировки, хранения в арсеналах и складах, проведения регламентного обслуживания, проверки ракет и выдачи их для подвески под самолёт-носитель используются средства наземного обслуживания СНО-106МА.

ТТХ:

Модификация: Х-59МК / Х-59МК2
Максимальная дальность, км: 285
Минимальная дальность, км: 5-25
Режимы пуска ракеты:
— диапазон скоростей полёта носителя при пуске, км/ч: 600-1100
— диапазон чисел М полета носителя при пуске: 0,5-0,9
— диапазон высот полета носителя, км: 0,2-11
— ракурс цели при пуске, град.: -45…+45
Скорость полета ракеты, км/ч: 900-1050
Высота полета ракеты, м:
— на маршевом участке: 10-15 / 50-300
— в районе цели: 4-7
Стартовая масса ракеты, кг: не более 930 не более 900
Масса боевой части, кг: 320 -ПрБЧ 320 — ПрБч / 283 — КБЧ
Габаритные размеры, м:
— длина корпуса: 5,7
— размах крыла: 1,3
— диаметр основного корпуса / носовой части: 0,38 / 0,42
Время подготовки к пуску из дежурного режима, с: 15
Макс. время нахождения на подвеске носителя в режиме боевой готовности, суток: 30

Су-30 ВВС Китая с ракетами Х-59МК.

Пуск ракеты Х-59МК с Су-30МКК.

.

.
Список источников:
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Х-59МК Овод-МК».
Сайт ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение». Авиационная управляемая ракета Х-59МК / Х-59МК2.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Управляемая крылатая ракета Х-59 Мк.2 (Россия. 2012 год)

На выставке МАКС-2015 впервые была показана широкой публике новая российская крылатая ракета Х-59 Мк.2, которая предназначена в первую очередь для перспективного истребителя пятого поколения Т-50 и перспективного бомбардировщика ПАК-ДА. Ракета оптимизирована для размещения во внутренних отсеках, хотя может запускаться и с внешних пилонов самолётов, состоящих на вооружении авиации России в настоящий момент. По внешнему виду изделия можно предположить, что ракета является неким аналогом европейских систем «Storm Shadow» и «TAURUS KEPD-350» …

Ракета Х-59МК предназначалась для поражения надводных целей типа «катер» или «корабль», что сказалось на составе ее оборудования и накладывало определенные ограничения на боевое применение. В проекте «МК2» было решено использовать наработки по имеющейся противокорабельной ракете, но при этом значительно расширить спектр задач нового оружия. В результате управляемая ракета Х-59МК2 может использоваться для уничтожения различных стационарных наземных целей с известными координатами. Заявлена возможность атаки цели, не имеющей оптического, радиолокационного или инфракрасного контраста с окружающей местностью. Также системы управления ракеты работают по принципу «запустил-забыл».


Изделие Х-59МК2 получило комбинированную систему наведения, основанную на нескольких блоках. В ее состав включена бесплатформенная инерциальная навигационная система, аппаратура спутниковой навигации, корреляционно-оптическая головка самонаведения и автопилот. Для выполнения маловысотного полета имеется радиовысотомер А-079Э. При подготовке к запуску в память систем управления ракеты вводится полетное задание с маршрутом полета, в том числе на малых высотах. С целью прорыва через ПВО противника ракета способна лететь на высотах 50-300 м.

Для наведения на цель с известными координатами ракета Х-59МК2 использует сравнительно сложный метод совместной работы систем управления. В район цели ракета выходит, используя инерциальную навигацию с коррекцией по сигналам навигационных спутников. После этого производится обнаружение цели с помощью оптической ГСН, которая осуществляет окончательное наведение ракеты на нужный объект. Головка самонаведения может работать в любое время года при освещенности местности не менее 103-105 лкс. По официальным данным, системы управления ракеты обеспечивают круговое вероятное отклонение на уровне 3-5 м.

Ракета новой модели, в отличие от базовой Х-59МК, может нести боевые части двух типов. В зависимости от типа цели возможно применение ракеты с проникающей фугасной или кассетной боевой частью. Проникающая боевая часть весит 320 кг, кассетная – 283 кг. Последняя оснащается кумулятивно-осколочными суббоеприпасами, предназначенными для поражения объектов на некоторой площади.


Использованная комбинированная система управления позволяет с равной эффективностью атаковать цели на разных дальностях, вплоть до максимальной. Минимальная дальность пуска ракеты Х-59МК2 лежит в пределах от 5 до 25 км, в зависимости от параметров полета самолета-носителя в момент сброса. Максимальная дальность стрельбы – 285 км.
Авиационная управляемая ракета Х-59МК2 является модификацией авиационной ракеты Х-59МК и предназначается для поражения широкой номенклатуры неподвижных наземных целей с известными координатами местонахождения, в том числе не имеющих радиолокационного, инфракрасного и оптического контраста по отношению к окружающему фону. Ракета реализует принцип «пустил-забыл» за счет автономного распознавания прилегающей к цели местности. Маршрут низковысотного полёта ракеты к цели задаётся в полётном задании ракете. Ракета Х-59МК2 может применяться в любое время года, при освещенности местности 10-3 ÷ 105 лкс, над любым типом местности. Разработчик — ОАО «ГосМКБ «Радуга».

Основные тактико-технические характеристики :

Диапазон высот пуска ракеты км — 0,2…11
Диапазон чисел М полета носителя в момент пуска ракеты — 0,5…0,9
Максимальная дальность полёта ракеты, км — 285
Ракурс цели при пуске ракеты град. — до ±45°
Высота полета ракеты над земной поверхностью в зависимости от рельефа местности, м — 50…300
Скорость полета ракеты км/час — 900…1050
Система управления — СНАУ на базе БИНС+НАП+ОЭ-М

Круговое вероятное отклонение ракеты от заданной точки прицеливания , м — 3…5
Боевая часть:
– тип — ПрБЧ или КБЧ
– масса, кг — 320 / 283
Стартовая масса ракеты кг — до 900
Габаритные размеры ракеты, м:
– длина корпуса — 5,7
– размах крыла — 1,3
– диаметр корпуса — 0,38, (0,42 в носовой части)

Источники : http://topwar.ru/ , http://www.ktrv.ru/ , http://otvaga2004.mybb.ru/ , http://bmpd.livejournal.com/

P.S.   И что самое интересное на сайте производителя под данным индексом (Х-59 Мк.2) показана совершенно другая ракета : http://www.ktrv.ru/production/68/675/803/ . Они разобраться не могут сами с собой или сознательно в духе СССР продолжают плодить секреты Полишинеля и создают «дымзавесы» ?

raigap.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *