Суперсамолет Х-43А установил мировой рекорд скорости

ВСЕ ФОТО Х-43 А был поднят в воздух самолетом ВВС США Б-52
Euronews Так как этому аппарату не требуется собственное топливо, количество полезного груза, который он может выводить на орбиту, значительно увеличится по сравнению с обычной ракетой-носителем
Euronews Общая стоимость программы по разработке Х-43 А составляет 250 млн долларов
Euronews А затем с помощью ракеты-носителя был отправлен в самостоятельный полет над Тихим Океаном на высоту 30 тысяч метров
Euronews Уникальность Х-43 А заключается в том, что его двигатель вырабатывает необходимое для полета топливо из окружающего воздуха
Euronews Целью испытания самолета, который представляет собой нечто среднее между космическим аппаратом и самолетом, является поиск альтернативных моделей для запуска полезных грузов на низкую орбиту
Euronews В США успешно завершились испытания суперсамолета NASA Х-43 А, который смог совершить полет со скоростью, превышающей скорость звука в десять раз
Euronews

В США во вторник успешно завершились испытания собственного экспериментального суперсамолета NASA Х-43А. Эта беспилотная модель длиной в 3,7 метра, оснащенная работающим на водородном топливе гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД), в ходе испытательного полета развила скорость примерно в 11200 километров в час, то есть летела почти в 10 раз быстрее звука.

Как говорится в официальном сообщении космического агентства NASA, Х-43А был выведен на трассу полета ракетой Pegasus, которая стартовала из-под крыла бомбардировщика В-52 над Тихим океаном. Сам бомбардировщик вылетел с авиабазы ВВС США Эдвардс в штате Калифорния. После отделения Х-43А от ракеты включился его ГПВРД и, проработав примерно 10 секунд, разогнал аппарат до рекордной скорости. Полет проходил на высоте примерно 33 тысяч метров. После отключения двигателя Х-43А упал в Тихий океан в нескольких сотнях километров от калифорнийского побережья в пределах полигона ВМС США. Сейчас ведется обработка всей собранной информации.

Борьба за скорость

Уникальность Х-43А заключается в его двигателе. Двигатели типа ГПВРД работают на водородном топливе, используя при этом кислород, поступающий в двигатель «самотеком» за счет большой скорости движения. Это позволяет им разгонять машину до столь высокой скорости. Специалисты надеются, что эта технология когда-нибудь позволит радикально сократить длительность пассажирских перелетов и существенно удешевит запуск космических аппаратов.

Система действует на сжигании топлива в потоке воздуха, сжимающегося за счет высокой линейной скорости аппарата, в отличие от обычного реактивного двигателя, в котором воздух сжимают лопатки турбины.

Однако ГПВРД начинает работать только при шести скоростях звука, а это значит, что до этого его нужно как следует разогнать. В случае с X-43A эту роль выполняет модифицированная ракета Pegasus, которая была выпущена из-под крыла стратегического бомбардировщика B-52.

Целью испытания самолета, который представляет собой нечто среднее между космическим аппаратом и самолетом, является поиск альтернативных моделей для запуска полезных грузов на низкую орбиту, говорится в сообщении, передает РИА «Новости».

«Так как этому аппарату не требуется собственное топливо для старта с земли, количество полезного груза, который он может выводить на орбиту, значительно увеличится по сравнению с обычной ракетой-носителем», — сообщил ранее представитель NASA по проекту самолета Х-43А Майкл Бракус.

Как заявил директор NASA Шон О’Киф, состоявшийся полет является важным шагом в создании более надежных и дешевых ракет-носителей для вывода в космос полезных грузов. Испытание, по его мнению, имеет большое значение и для коммерческой авиации.

Общая стоимость программы по разработке Х-43А составляет 250 млн долларов. Это было третье и последнее испытание аппаратов Х-43А. Работа над созданием двигателя для этого летательного аппарата началась в 1996 году, а в июне 2001 года в США прошли первые испытания самолета, которые завершились неудачно. Причиной этому, по данным NASA, стал сбой в системе управления ракетой, которая выводила аппарат на орбиту.

Никаких четких планов относительно дальнейшей судьбы этой программы пока нет.

www.newsru.com

Самый быстрый в мире самолет: пассажирский, военный

По быстроте перемещения авиалайнеры отличаются между собой, ведь даже простой пассажирский борт разгоняется до 900 км/час. Этот показатель не так уж и велик. Реактивный истребитель летает со скоростью, которая втрое больше обычного пассажирского авиалайнера, и поэтому с легкостью способен обогнать такой борт. Но и подобные модели нельзя с полной уверенностью назвать самый быстрый самолет. Разберемся в этом вопросе и определим, какие борта сегодня достойны называться сверхскоростными.

Современные возможности конструирования

На сегодняшний день благодаря науке и технике существуют летательные аппараты, способные развить скорость, превосходящую распространение звуковой волны. Такие модели называют гиперзвуковыми. Исследователями и конструкторами из разных стран мира еще не найдены единые критерии, по которым высокоскоростной летательный аппарат можно было бы отнести к этой категории.

Скорость самого быстрого самолета превышает распространение звука, сегодня гиперзвуковыми лидерами стали беспилотные аппараты

Одни ученые считают, что отнести к разряду гиперзвуковых самолетов допустимо судно, которым управляет непосредственно человек. Вторая половина специалистов придерживается мнения, что беспилотные машины модернизированы лучше, потому и техническое оправдание преимущества таких модификаций уместно. Известно и другое спорное мнение – можно ли считать взлет с помощью катапульты или самолет – аппарат, который поднимается в небо самостоятельно. Различия подобных нюансов вызывают горячие дискуссии.

Единым мнением, где ученые сходятся, становится максимальная скорость самолета, которую тот развивает в воздухе. Именно по указанному критерию и устанавливается барьер, по которому специалисты относят конструкцию к разряду сверхзвуковых моделей. Начинающие авиалюбители интересуются, какова же скорость самого быстрого самолета в мире и кто по праву называются лучшими.

Сверхскоростные летательные беспилотныные аппараты занимают лидирующие позиции мирового рейтинга. Пилотируемые самолеты, используемые военными, традиционно отстают от первой категории бортов, но способны удивить обывателя. Кроме того, существуют и пассажирские лайнеры, быстрота полета которых поражает воображение. Рассмотрим характеристики и показатели названных категорий в деталях.

Лидеры среди беспилотников

Первое место по указанным параметрам заслужено занимает беспилотник Х-43А. Эта модель способна превзойти распространение звуковых волн в 9,6 раз. Скорость конструкции не ограничена отметкой в 11 231 км/час. Такие показатели сегодня по праву признаны лучшими.

Беспилотник Х-43А — самый быстрый в мире самолет

Модель на протяжении десятка лет разрабатывали профессионалы из MicroCraft Inc, NASA и Orbital Sciences Corporation. В процессе работы проводились исследования возможностей двигателей, работающих на реактивном топливе, и оценивалась возможная величина показателя быстроты модели. На реализацию проекта затратили до 250 000 000 долларов, но итог разработки оправдал ожидания.

Несмотря на такую мощь, Х-43А – миниатюрная модель. Длина этой конструкции – порядка трех с половиной метров, а расстояние по размаху крыла едва доходит до отметки в полтора метра. Что касается двигателя, здесь ученые применили новейшую экспериментальную разработку.

Секрет такого новшества состоит в исключении трения между собой элементов в сердцевине мотора. Топливо здесь тоже используют специальное, смешивая водород с кислородом. На борту Х-43А нет емкостей для хранения О2, аппарат черпает его прямо из воздуха, что значительно облегчает степень подачи горючего, а также существенно влияет и на массу модели в целом. Подобный аппарат, который заслуженно называют самый быстрый в мире самолет, никак не загрязняет окружающую среду, ведь из двигателя благодаря реакции элементов топлива в атмосферу выделяется простой пар.

Летательный аппарат Х34 способен развивать ускорение до 12 144 км/ч

К разряду сверхскоростных моделей относят и еще один экземпляр – это Х-34 от Orbital Sciences Corporation. Эта стальная птица может набирать скорость в 12 144 км/ч. Несомненно, его ускорение выше предыдущего аппарата, но второе место он занимает не просто так. На тестировании обеих беспилотников Х-34 показал значительно меньший результат, хотя максимальный разгон борта намного больше, чем у Х-43А.

Аппарат увидел небо в 2001 году. До этого времени на его создание потратили семь долгих, кропотливых лет, и немалую сумму, измеряемую сотнями миллионов долларов. Окончательный успех разработка получила в две тысячи четвертом году. За это время модель оснастили и ракетой Pegasus, сделанной из твердых сортов топлива. Решение конструкторов позволило дать еще большего ускорения и маневренности.

Габариты у такого аппарата внушительные. Расстояние по крайним точкам крыльев модели составляет 8,85 м при высоте в три с половиной метра и длине аппарата в 17,8 м. Такие показатели влияют и на вес конструкции. Масса гиганта – 1 270 килограммов. Но эта модификация быстро летает и способна набрать высоту в 75 километров от взлетной полосы.

Рейтинг пилотируемых бортов

Известно немало других примеров, которые способны поразить быстротой передвижения. Узнаем, какие пилотируемые аппараты признаны по этому критерию в мире. Топ 10 наиболее мощных моделей, чья скорость существенно отличается от мелких авиалайнеров или других воздушных конструкций представлен вашему вниманию ниже.  Такие конструкции попали десятку лучших лайнеров благодаря своим техническим характеристикам, заслужив всеобщее одобрение.

Мировой лидер

Первым по скоростным данным принято считать модель North American X-15. Скорость аппарата достигает отметки в 8200,8 км/ч. Конструкция оснащена ракетным двигателем управляется пилотом и начинает полет со старта на борту бомбардировщика. X-15 создан специально для исследовательских целей с гиперзвуковыми полетами и активно принимал в них участие до 1970 года.

Скорость самого быстрого пилотиуемого самолета North American X-15 достигает отметки в 8 200,8 км/ч

Вторая позиция

На второе место по оцениваемым характеристикам, в том числе, и скорости, инженеры отнесли SR-71 Blackbird или «черный дрозд». Эта модель разрабатывалась для исследования стратегических объектов, разведывательных операций и других оперативных действий. Скорость черного дрозда составляет 4 102,8 км/ч. Такая машина воздушного назначения была очень востребована, поэтому SR-71 Blackbird насчитывалось примерно 32 штуки. Единственный минус конструкции – чрезмерный перегрев и невозможность длительное время находиться в воздухе.

SR-71 Blackbird занимает вторую позицию в топ-10 самых быстрых самолетов

Третья ступень

Третье место в рейтинге занимает аппарат Lokcheed YF-12. За создание такой модели стоит благодарить известного авиаконструктора Кларенса «Келли» Джонсона. Хоть сборка этого судна велась вначале как создание прототипа лайнера, всего равно этот аппарат наградили несколькими почетными титулами и наградами. YF-12 схож по конструкции с Blackbird, их в какой-то степени даже можно назвать братьями – ведь идея создания, чертежи и схемы принадлежат одному и тому же человеку. Конечно, скорость полета двух аппаратов немного отличается, ведь YF-12 разгоняется в воздухе до 4 100,4 км/ч.

Lokcheed YF-12 замыкает первую тройку лидеров

Четвертое место

Позицию с четвертым результатом занимает Миг-25. Этот российский самолет сконструировали специально для военных действий и перехвата авиаразведчиков. В настоящее время он еще находится на службе у некоторых вооруженных сил. Благодаря уникальным способностям он пользовался большой популярностью. Всего в мире таких летательных аппаратов порядка 1100 штук. Миг-25 рассекает воздух со скоростью 3 916,8 км/ч и  любую цель на высоте не выше 25 километров.

Пятая позиция

На пятое место мы поставили экспериментальный борт Bell X-2 Starbuster. Его задачей считалось исследование вариантов полета максимально возможных скоростей. Ученые прислушались к информации некоторых авиаслужб, и использование аппарата пришлось прекратить. Ведь по достижении максимальной скорости в 3 911,9 км/ч, человеку управлять таким летательным аппаратом невозможно. Хотя модель по праву считается пилотируемой конструкцией.

Самолет Bell X-2 Starbuster достигает скорости свыше 3 911 км/ч

Шестой пункт

Это место занимает военная модификация XB-70 Valkyrie. Ускорение бомбардировщика достигает 3 672 км/ч. Модель разработана для доставки ядерного оружия в назначенный объект. Скорость этой воздушной машины рассчитывалась инженерами с условием возможности бомбардировщика легко маневрировать в небе и ускользать тем самым от противника.

Бомбардировщик North American XB-70A Valkyrie развивает скорость в 3 672 км/ч

Седьмое место

Миг-31 – еще один отечественный самолет, чья конструкция уникальна. Эту модель инженеры оснастили двумя мощнейшими в своем роде двигателями, которые позволяют самолету смело летать со сверхзвуковой скоростью и развивать ускорение на любой высоте. К сожалению, по неизвестным причинам, производство Миг-31 было остановлено к середине 90-х годов.

Мощнейший Миг-31 способен развивать скорость даже на предельной высоте полета

Восьмая позиция

Восьмое место занимает военный самолет McDonnell Douglas F-15 Eagle, находящийся на вооружении у ВВС США. Создание этого истребителя — было для Америки большим успехом и гордостью. На сегодняшний день, это единственный самолет, чье производство не остановлено, а наоборот планируется и в будущем. F-15 летает со скоростью 3 065 км/ч и выполняет поставленные задачи в любых погодных условиях.

Скорость военного самолета McDonnell Douglas F-15 Eagle достигает 3 065 км/ч

Девятая строка

Предпоследнее место в списке отдано тактическому бомбардировщику F-111 от фирмы General Dynamics. Как и некоторые другие модели, он списан из производства в 90-х годах, хотя и был первым самолетом, у которого получалось менять стреловидность крыла. Таким фактором до F-111 не обладал ни один другой самолет, это качество позволяло ему иметь значительное преимущество в воздухе над другими летательными объектами.

Тактический бомбардировщик F-111 обладал сверхзвуковой скоростью и изменял стреловидность крыла

Последнее место рейтинга

Если кто-нибудь спросит вас: «Какой самый быстрый пассажирский самолет в России?», вы без тени сомнения можете назвать борт, разработанный в России. Это Ту-144, который стал первым пассажирским авиалайнером планеты, способным набирать гиперзвуковое ускорение. Впервые воздушный гигант вылетел в конце декабря 1968 года. Спустя год лайнер показал возможность набрать скорость в две с половиной тысячи километров в час на высоте 11 км. Это событие вошло в историю, ведь даже сегодня в мире нет аналогов пассажирских бортов, которые способны повторить подобный маневр.

Первым пассажирским лайнером российского производства, который достиг гиперзвуковой скорости, стал Ту-144

Как видите, когда речь идет о воздушном сообщении, скорость перемещения здесь значительно увеличивается в сравнении с наземным транспортом. И назвать предельно возможную величину затруднятся даже специалисты в этой области – постоянное техническое развитие способствует разработке новых, пока секретных моделей, которые в недалеком будущем займут достойное место в подобном рейтинге.

nasamoletah.ru

X-43A — самый быстрый истребитель в мире

≡  8 Август 2011   ·  Рубрика: Техника   

А А А

В США был разработан и построен самолет X-43A, который возможно будет самый быстрый истребитель в мире, который в состоянии развивать фантастическую скорость в 11230 километров в час, что превышает скорость звука более чем в 9 раз, это удалось благодаря тому, что был установлен новый двигатель с необычными характеристиками. Именно такую скорость ему удалось набрать во время испытательных полетов.

Беспилотник X-43A оказался детищем двух компаний, возглавляемых NASA, это компания Orbital Sciences Corporation и Micro Craft Inc, а также нескольких более мелкий компаний. Самолет разрабатывался в течении десяти лет, главным объектом исследования была гиперзвуковая скорость и то, как применить ее в самолете. Общая стоимость затрат на проект составила 250 миллионов долларов.

В ширину машина 1,5 метра включая крылья, длинна 3,6 метра. Одним из главных компонентов самого быстрого истребителя в мире X-43A является его прямоточный двигатель SCRamjet, основанный на сверх звуковом горении, в котором нет деталей, соприкасающиеся друг с другом.

Топливом для такого мотора является особый состав из кислорода и водорода. Таким образом новый двигатель работает на обыкновенном водяном пару. При чем в баках самолета храниться только водород, кислород же берется прямо из атмосферы. Благодаря этому конструкторам удалось значительно сократить массу и размеры самолета.

Технически самый быстрый истребитель в мире является перспективной для всего самолетостроения, если удастся реализовать ее в массовое производство и внедрить не только в военные самолеты, что является первоочередной задачей, но также и в гражданские самолеты, то для того, чтобы попасть в любую точку Земли пассажирам понадобиться всего несколько часов.

Похожие записи:

hontos.ru

Самые быстрые самолеты в мире | Техкульт

С рождением реактивной авиации стало понятно, что стартовал невиданный доселе мировой воздушный забег, в котором победитель получал суперприз – господство в воздухе. Его участники – самые быстрые самолеты ведущих авиационных держав мира, прежде всего, СССР и США. И как во всяком забеге в нем были свои лидеры, откровенные неудачники и крепкие середнячки. Одно из главных достоинств победителей – скорость.

Bell X-2

Темп гонки задал опытный самолет с ракетным двигателем — Bell X-2 «Starbuster», созданный специально для исследований процессов при тройной скорости звука. Машина запускалась с носителя. Его абсолютный рекорд и сейчас, спустя более 60 лет, вызывает восхищение — скорость свыше 3300 км/ч, максимальная высота – около 40 км. Серия самого быстрого самолета в мире на тот момент, ограничилась двумя экземплярами.
Bell X-2 «Starbuster»

Ту-144

Ту-144 – из поколения «шестидесятников». Его создатель – великий советский конструктор А. Н. Туполев посвятил свою жизнь самолетам тяжелого класса – бомбардировщикам и пассажирским авиалайнерам. Дважды он создал пассажирские версии своих грозных боевых машин — Ту-104 из Ту-16 и Ту-114 из Ту-95. Но его вершиной стал Ту-144 – первый в мире пассажирский авиалайнер, взлетевший на сверхзвуке без малого полвека назад – в 1968 году. Ту-144

F-111 Aardvark

Стратегический бомбардировщик ВВС США Aardvark F111 тоже родом из шестидесятых. Заступил на службу в 1967 году. Мог летать в зависимости от высоты на скоростях от 1475 до 2650 км/ч. Свою основную ракетно-бомбовую «миссию» успешно совмещал с разведкой и постановкой помех. F-111 «Aardvark»

Lockheed SR-71 «Blackbird»

Его ровесник и «сослуживец» стратегический разведчик Lockheed SR-71, прозванный за свой хищный вид и черную окраску «Blackbird». Основная его задача – вспарывать на скорости около 3000 км/ч и высоте около 26 км воздушное пространство других государств и безнаказанно добывать там нужную шпионскую информацию.
Lockheed SR-71 «Blackbird»

В активе «Черной птицы» разведывательные миссии во Вьетнаме, Северной Корее, Кубе. Отмечены случаи нарушения госграницы СССР. Создатель самолета Кларенс «Келли» Джонс сумел внедрить в свое детище несколько новых разработок, включая технологию «стелс». И все же назвать этот проект удачным язык не поворачивается, поскольку из 32 построенных машин 12 было потеряно из-за технических неисправностей. Подробнее про SR-71 «Blackbird».

МиГ-25

Достойнейшим ответом советского авиапрома американскому ВПК стал истребитель-перехватчик МиГ-25 – детище КБ Микояна-Гуревича. Он не уступал своим иностранным визави ни в скорости (М=3), ни по высоте полета (23 км), ни в маневренности, ни в вооруженности. Находился на вооружении почти 30 лет.

На его базе было создано около полутора десятков различных модификаций от высотного истребителя-перехватчика до разведчика погоды. Кстати, с появлением МиГ-25 резко прекратились попытки нарушений воздушных границ SR-71.

МиГ-25

F-14A Tomcat

А гонка все набирала обороты. Росли скорости и возможности боевых машин по обе стороны океана. На смену видавшим виды «Фантомам» в 70-е годы пришел палубный перехватчик F-14А «Томкэт». Он уверенно преодолевал отметку 2500 км/ч, взмывал на 17-километровую высоту и мог перехватывать цели на дальности свыше 3000 км, имея при себе подвесные баки. F-14A Tomcat

Его последующая модификация – F-14D имела более мощный радар, позволяющий контролировать до 24 целей, а при необходимости шесть из них уничтожить ракетами «воздух-воздух».

F-14D

МиГ-31

И все же, если бы враг задумал обрушить на нас тонны смертоносного высокоточного металла, его бы ожидал достойный ответ. Уже на дальних подступах непрошеным гостям предстояла малоприятная встреча с всепогодным истребителем-перехватчиком дальнего действия МиГ-31.

Группа в составе 4-х машин может полностью контролировать фронт шириной до 900 км, уничтожая при необходимости любые цели, независимо от внешних условий. МиГ-31 может разгоняться до 3000 км/ч и работать на любых высотах до 18 км. Подробнее про МиГ-31.

В настоящее время ведется разработка следующего поколения истребителя — МиГ 41.

Су-27

Последние три десятилетия для российской боевой авиации прошли под знаком «Су», а если точнее – Су-27, принятого на вооружение в 1982 году. Ему суждено было стать прародителем целого семейства «Сухих» — 27УБ, 30, 33УБ, 27М, 34 и 35. Благодаря уникальному ноу-хау – управляемому вектору тяги, Су-27 не имеет конкурентов в маневренности – одному из главных козырей в достижении господства в воздухе. Су-27 выполняет «Кобру»

NASA Х-43А

Авиация все активнее осваивает гиперзвуковые скорости. Пожалуй, наибольших успехов достигли создатели экспериментального самого быстрого гиперзвукового беспилотника Х-43А, создаваемого NASA в рамках проекта «Hyper-X». Этот летательный аппарат с прямоточным РД еще 11 лет назад сумел разогнаться до 11,3 тысячи км/ч.

www.techcult.ru

Секретные разработки американцев — самолёты Х-серии (продолжение)

Американские стратеги на фоне этого успеха уже сейчас носятся с идеей создания к 2024 году бомбардировщика, по сути космического самолёта, способного лететь в любой конец света со скоростью 10М.


Позаимствованный у NASA проект – это экспериментальный самолёт Х-43, который идёт на смену SR-71. Самолёт-разведчик SR-71 имеет воздушно-реактивные двигатели в отличие от Х-15 (самолёта с ракетным двигателем, использующем окислитель и ракетное топливо) и развивает скорость, немного превышающую 3М.

Пока Х-43А существует в виде небольшого макета, который устанавливают в носу ракеты, подвешенной к В-52 и при достижении бомбардировщиком 6 тыс.м. происходит отделение и запуск ракеты с дальнейшим набором высоты 10 км и разгона до скорости, превышающей скорость звука в несколько раз.На скорости, превышающей скорость звука в 5 раз, осуществляется включение и начинается работа прямоточного воздушно-реактивного двигателя Scramiet после отделения ракетного носителя.

Основная задача создания Х-43А – это проверка на практике работы прямоточного ВРД, разгоняющего самолёт до гиперзвуковых скоростей. Ведь скорость воздушного потока в двигателе после разгона его ракетой-носителем превышает скорость звука примерно в 5 раз и это позволяет её увеличить до 20М.

Если SR-71 обладал скоростью насколько большей чем 3М, а ракетный самолёт Х-15 достиг 6.7М, то Х-43А после третьего полёта уже увеличил зто достижение до 10М и является самым быстрым самолётом на планете.

Американский Х-43А

Американские стратеги на фоне этого успеха уже сейчас носятся с идеей создания к 2024 году бомбардировщика, по сути космического самолёта, способного лететь в любой конец света со скоростью 10М. Но пока что эта программа висит на волоске, поскольку пришлось взорвать экспериментальный самолёт сразу после старта, чтобы обеспечить безопасность, но NASA несмотря на эти продолжила работу с другими образцами Х-43А.

В США продолжаются работы над другими проектами пилотируемых аппаратов – это прежде всего Х-44, который феноменально похож на истребитель пятого поколения F-22, но только с отрубленным хвостовым оперением и отсутствующими элеронами, вместо которых конструкторы установили управляющие сопла, работающие посредством выброса горючих газов на изменение крена и тангажа.

Х-44

Экспериментальный проект Х-48 должен выполнять роль самолёта-заправщика и одновременно транспортника на 48 мест для людей и 23 стандартных грузовых контейнера. Этот аппарат выполнен по системе BWB – конструкции со смешанным крылом. Американская фирма Northrop Grumman изготовила прототип и приступила к испытаниям 14-метровой модели Х-48.

Но всё же американские стратеги считают, что будущее за беспилотными летательными аппаратами, которые в Х-версии идут под обозначением Х-45, Х-46, Х-47 и Х-50. Самый доведённый из них это Х-45, который стартовал ещё в 2002 году и выполнил полёт в течение 14 минут на калифорнийском полигоне NASA.

Американские военные считают, что это прорыв в совершенствовании технологий, позволяющий интегрировать беспилотные летательные аппараты в структуру ВВС. Свою полезность в боевых действиях беспилотники должны доказать способностью адаптации к воздушному бою.

Проект Х-45 предназначен для действий в группе и должен выяснить совместимость и координацию этих летательных аппаратов. Модель большего размера Х-45В должна показать способность работать совместно с пилотируемыми аппаратами, беспилотники будут действовать на наиболее опасных направлениях, например, на подавлении ПВО противника.

Модель Х-45В

Американцы планируют использовать такие летательные аппараты с авианосцев, в связи с этим запущены в разработку два вида – Х-46 и Х-47. Разработку Х-46 ведёт фирма Boeing, а Х-47 – компания Northrop Grumman. Но лишь один из них будет взят на вооружение ВМФ.

Проверяя управление и навигационную систему Х-47А на небольших скоростях, а затем и возможность посадки на палубу авианосца разработчики достигли небывалых результатов. Пролетев 12 минут по заранее заданному маршруту и совершив посадку с помощью GPS на «воображаемую» посадочную палубу Х-47А доказал возможность боевого применения беспилотников в военно-морском флоте США.

Х-47А имеет форму ромба со сторонами по 8.5 метра с двигателем JT 15D-5C мощностью 15 тыс. ньютонов. Аппарат выполнен с изменяемыми поверхностями корпуса, отклонения которых каждую секунду находятся под контролем автономной системы управления и делают ненужным применение хвостового оперения.

X47B

В серии «Х» следующий порядковый номер 49 должен был получить экспериментальный самолёт Dragonfly, разработанный фирмой Boeing. Компания категорически отказалась от этого обозначения, пояснив, что такой проект, где реализованы системы «вертолёт-самолёт» и Granad является удачно сбалансированным летательным аппаратом в плоскости самолёт-вертолёт и должен иметь порядковый номер Х-50.

Такой экспериментальный аппарат способен взлетать и садиться в любом месте, винт в полёте останавливается и складывается и Х-50 развивает в режиме самолёт скорость более 675 км/час. Беспилотный вариант аппарата имеет возможность посадки в очень узких местах, например, на небольших кораблях. Военные считают, что наиболее выгодным этот летательный аппарат станет для морской пехоты и армии. Сейчас Х-50 проходит тестовые испытания.

То, что военные разработки всегда стимулировали развитие гражданской авиации несомненно, как и в истории самолёта-заправщика КС-135, ставшим в дальнейшем пассажирским Boeing 707.

Ходят упорные слухи, что и беспилотный Х-50, не нуждающийся во взлётно-посадочных полосах обретёт пассажирский вариант. Так зачем же бряцать оружием, ведь за такими проектами будущее мировой мирной авиации.

 

aviarf.ru

Суперсамолет Х-43А установил мировой рекорд скорости

В США во вторник успешно завершились испытания собственного экспериментального суперсамолета NASA Х-43А. Эта беспилотная модель длиной в 3,7 метра, оснащенная работающим на водородном топливе гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД), в ходе испытательного полета развила скорость примерно в 11200 километров в час, то есть летела почти в 10 раз быстрее звука.

Как говорится в официальном сообщении космического агентства NASA, Х-43А был выведен на трассу полета ракетой «Пегас», которая стартовала из-под крыла бомбардировщика В-52 над Тихим океаном. Сам бомбардировщик вылетел с авиабазы ВВС США Эдвардс в штате Калифорния. После отделения Х-43А от ракеты включился его ГПВРД и, проработав примерно 10 секунд, разогнал аппарат до рекордной скорости. Полет проходил на высоте примерно 33 тысяч метров. После отключения двигателя Х-43А упал в Тихий океан в нескольких сотнях километров от калифорнийского побережья в пределах полигона ВМС США. Сейчас ведется обработка всей собранной информации.

Уникальность Х-43А заключается в его двигателе. Двигатели типа ГПВРД работают на водородном топливе, используя при этом кислород из окружающего воздуха, что позволяет им разгоняться до очень высоких оборотов. Специалисты надеются, что эта технология когда-нибудь позволит радикально сократить длительность пассажирских перелетов и существенно удешевит запуск космических аппаратов.

Система действует на сжигании топлива в потоке воздуха, сжимающегося за счет высокой линейной скорости аппарата, в отличие от обычного реактивного двигателя, в котором воздух сжимают лопасти пропеллера.

Однако ГПВРД начинает работать только при шести скоростях звука, а это значит, что до этого его нужно как следует разогнать. В случае с X-43A эту роль выполняет модифицированная ракета Pegasus, которая была выпущена из-под крыла стратегического бомбардировщика B-52.

Целью испытания самолета, который представляет собой нечто среднее между космическим аппаратом и самолетом, является поиск альтернативных моделей для запуска полезных грузов на низкую орбиту, говорится в сообщении, передает РИА «Новости».

«Так как этому аппарату не требуется собственное топливо, количество полезного груза, который он может выводить на орбиту, значительно увеличится по сравнению с обычной ракетой-носителем», — сообщил ранее представитель NASA по проекту самолета Х-43А Майкл Бракус.

Как заявил директор NASA Шон О’Киф, состоявшийся полет является важным шагом в создании более надежных и дешевых ракет-носителей для вывода в космос полезных грузов. Испытание, по его мнению, имеет большое значение и для коммерческой авиации.

Общая стоимость программы по разработке Х-43А составляет 250 млн долларов. Это было третье и последнее испытание аппаратов Х-43А. Работа над созданием двигателя для этого летательного аппарата началась в 1996 году, а в июне 2001 года в США прошли первые испытания самолета, которые завершились неудачно. Причиной этому, по данным NASA, стал сбой в системе управления ракетой, которая выводила аппарат на орбиту.

Никаких четких планов относительно дальнейшей судьбы этой программы пока нет.

news.tut.by

Об участии компании «Боинг» в создании гиперзвукового летательного аппарата Х-43А / АвиаПорт.Дайджест

Полет принадлежащего NASA экспериментального летательного аппарата X-43A, развившего скорость в семь раз превосходящую скорость звука, стал возможен благодаря успешным исследованиям компании «Боинг» [NYSE: BA] в области создания гиперзвуковых летательных аппаратов и космических кораблей.

В субботу, 27 марта 2004 г, бомбардировщик B-52, входящий в состав парка Исследовательского центра NASA Драйден, поднялся в воздух с расположенной в Калифорнии базы ВВС Эдвардс с экспериментальным летательным аппаратом X-43A на борту. Около 14:00 по времени тихоокеанского побережья США X-43A был запущен над Тихим океаном с использованием ракетного ускорителя.

Ракетный ускоритель вывел X-43A на расчетную высоту для испытаний — около 29000 м, после чего он отделился от ускорителя и пролетел самостоятельно несколько минут. В полете гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) проработал около 10 секунд. X-43A достиг запланированной для этих испытаний скорости — М 7.

Боб Кригер (Bob Krieger), президент Phantom Works, подразделения НИОКР компании «Боинг», сказал: «Успех этих испытаний знаменует завершение еще одного этапа работ, направленных на проверку возможности применения передовой технологии воздушно-реактивных двигателей как для самолетов, так и для космических аппаратов, что должно позволить повысить скорость самолетов гражданской авиации, а также снизить стоимость космических полетов. Использование этой технологии в гражданском и военном авиастроении, а также в ракетостроении откроет перед аэрокосмической отраслью новые горизонты».

Подразделение Phantom Works объединило усилия с основным подрядчиком, компанией ATK GASL, для разработки и производства экспериментального летательного аппарата X-43A (Hyper-X) в интересах NASA. Компания «Боинг» осуществляла проектирование Х-43А, системы теплозащиты планера, а также систем управления и навигации. Компания ATK GASL отвечала за производство ЛА, сборку, установку систем и проведение испытаний. Кроме того, компания поставила гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель. В качестве ракетного ускорителя была использована модифицированная ракета Pegasus производства Orbital Sciences Corp.

X-43A, длина которого составляет около 4 м, оборудован гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Воздушно-реактивные двигатели имеют значительно меньше подвижных элементов, чем стандартные турбореактивные двигатели. В то же время, они, в отличие от обычных ракетных двигателей, не нуждаются в окислителе для обеспечения процесса сжигания. Использование ГПВРД позволяет проектировать меньшие по размеру, более дешевые и простые по конструкции летательные аппараты и космические корабли многоразового использования, которые могут применяться в гражданском и военном авиастроении, а также в ракетостроении.

Полет в гиперзвуковом режиме, то есть полет со скоростью по крайней мере в пять раз превышающей скорость звука, до сих пор очень мало изучен. При полете на такой скорости металл плавится и испаряется практически моментально, а контроль аэродинамических параметров необходимо обеспечивать с максимальной точностью. Кроме того, во время полета образуются мощные взрывные ударные волны, что может вызвать резкий рост температуры и силовое воздействие на различные элементы планера.

Для того, чтобы противостоять термическому воздействию, корпус X-43A покрыт теплозащитными плитками, при создании широко использовались композитные материалы, армированные углеродистым волокном, а также жаропрочные металлы. Х-43А оснащен системой управления, способной эффективно функционировать в условиях активных воздействий, возникающих при скорости М 7. Кроме того, на X-43A применена специальная технология, которая позволяет определять возникновение перерывов в гиперзвуковом потоке воздуха и эффективно противодействовать им. Перерывы в потоке воздуха могут значительно снижать тягу двигателя.

Компания «Боинг» проводит исследования в области гиперзвукового полета с 1950-х гг. Первым экспериментальным летательным аппаратом был X-15, затем исследования продолжились в рамках программы Space Shuttle, а теперь ведется работа по программе X-43A.

Подразделение Phantom Works в настоящее время реализует программу WaveRider по созданию ГПВРД совместно с компанией Pratt & Whitney. Эта программа реализуется в интересах ВВС США. Кроме того, Phantom Works осуществляет проект по созданию гиперзвукового летательного аппарата военного назначения FALCON в рамках программы DARPA, а также реализует демонстрационную программу по созданию гиперзвуковой ракеты для DARPA и ВМС США.

Том Харша (Tom Harsha), менеджер программы X-43A из Phantom Works, сказал: «Нам предстоит решить еще очень много проблем, особенно в области проектирования высокоэффективного двигателя, способного устойчиво работать в гиперзвуковом режиме. Однако в ходе создания X-43A нам удалось получить необходимый опыт и понять, какие технологии необходимо применить для того, чтобы сделать гиперзвуковой полет практически выполнимым».

Над реализацией программы Hyper-X совместно работают Исследовательский центр NASA Лэнгли в Хэмптоне, шт. Вирджиния, и Исследовательский центр NASA Драйден, расположенный недалеко от базы ВВС Эндрюс, шт. Калифорния.

Phantom Works — подразделение корпорации «Боинг», осуществляющее работы в области НИОКР. Оно служит источником инновационных технологий для компании «Боинг». Phantom Works разрабатывает перспективные решения и инновационные технологии, которые позволяют сократить время разработки и уменьшить затраты на создание продуктов, способствующих повышению качественных показателей и улучшению характеристик продуктов и услуг компании «Боинг» в аэрокосмической области.

 

Другие пресс-релизы «Boeing» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 31 марта 2004 года | Дайджест публикаций за 31 марта 2004 года

Авторские права на данный материал принадлежат компании «Boeing». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Связи: Компания Boeing в России и СНГ (в процессе тестирования)

www.aviaport.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *