Авиационная тактическая ракета Х-29Л | Ракетная техника

]]>]]>Ракета Х-29Л выполнена по аэродинамической схеме «утка» и имеет модульную конструкцию из пяти отсеков — ГСН, отсека управления, боевой части (БЧ), двигателя и хвостового отсека, которые могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков (см. ]]>проекции]]>).

Ракета оснащена полуактивной лазерной системой самонаведения — подсвеченная лучом лазера цель становится вторичным «светящимся» источником излучения. Наведение на цель проводится по методу пропорционального сближения, заключающемся в наведении на цель с упреждением таким образом, чтобы поперечная перегрузка ракеты была пропорциональна угловой скорости вращения линии визирования, которую измеряет следящий координатор ГСН типа ]]>24Н1]]>.

Для поражения прочных и защищенных целей ракеты семейства Х-29 оснащены мощной боевой частью 9Б63МН весом 317 кг (масса взрывчатого вещества -116кг), заключенной в бронированный проникающий корпус и снабженной контактным взрывателем, обеспечивающим подрыв БЧ с заданным замедлением после пробития преграды. БЧ имеет специальное противорикошетное устройство на передней части корпуса, повышающее эффективность действия при малых «скользящих» углах встречи с целью, частых при пуске с малых высот и дистанций. Режим работы взрывателя («мгновенно» или с «замедлением») задается летчиком, а контактные датчики размещаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла.

Большая масса потребовала использования мощного источника питания (ПАД), для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы. Управление по крену осуществляется элеронами на крыле. Электропитание систем и ГСН обеспечивается ампульной батареей и электромеханическим преобразователем переменного тока с ресурсом электроснабжения в 40 сек.

]]>]]>Система управления в вертикальной плоскости может работать в двух режимах.

При пусках ракеты с носителей, оборудованных станцией подсвета типа «Прожектор», у которой луч подсвета неподвижен относительно продольной оси самолета, система управления в двух плоскостях работает в режиме самонаведения. При пусках с носителей, на которых установлены станции подсвета типа «Клен» и «Кайра» (луч подсвета подвижен относительно оси самолета), система управления ракеты в вертикальной плоскости позволяет проводить наведение в три этапа: на первом этапе по логарифмической траектории (автономное наведение), на втором — происходит разворот ракеты на цель, на третьем — ракета переходит на самонаведение. Это позволяет увеличить угол подхода к цели при пусках с малых высот. Перед целью ракета делает «горку». Система управления также стабилизирует ракету по курсу, крену, тангажу.

Для обеспечения подсветки цели и удержания на ней с необходимой точностью лазерного луча были созданы станция подсвета и дальнометрирования «Клен-ПС», а также две модификации лазерно-телевизионной прицельной системы «Кайра» и «Кайра-К». В конструкциях станции подсвета и ГСН реализованы технические решения, исключающие влияние лазерного излучения от других станций самолетов группы. В задачу летчика входит только обнаружение и маркирование поражаемого обьекта на TV-индикаторе. Точное удержание луча подсветки на цели обеспечивается автоматической следящей системой. Комплекс оптико-электронных приборов из станции подсвета и ГСН обеспечивает наведение ракет с ошибкой 5-7 м на предельных дальностях стрельбы.

Для транспортировки и хранения ракеты Х-29Л используется контейнер.

ОАО «Корпорация «Фазатрон-НИИР» предлагает установить на ракеты Х-29Л и Х-29Т когерентные АРЛГСН весом 15-18кг, при этом вес ракет составит 650-680 кг и дальность пуска до 10 км.

rbase.new-factoria.ru

Ракета Х-29Л. — Авиационная тактическая ракета. В Сирии.

 

 

Группировка ударной авиации Российской Федерации проводит авиаудары по позициям сирийских боевиков с помощью управляемой высокоточной ракеты Х-29Л. Об этом недавно сообщил представитель воздушно-космических сил, полковник И. Климов.

 

В частности, он рассказал, что ракета Х-29Л имеет лазерную головку самонаведения. После выполнения пуска ракеты класса «воздух-поверхность» пилот может подсвечивать цель поражения специальным лазерным прицелом, а сам продолжать выполнять маневр на самолете.

Ракета Х-25 (по классификации НАТО AS-10 Karen) была принята на вооружение в начале 80-х годов. Конструкция была очень удачная, и в ходе серийного выпуска практически оставалась неизменной. Со временем, ракета оснащалась все более новыми, усовершенствованными головками самонаведения (ГСН).

В зависимости от модификации ракета оснащается системами:

  • Лазерная полуактивная ГСН (базовая).
  • Активная радиолокационная ГСН (Х-25 МА).
  • Усовершенствованная с лазерным наведением (Х-25 МЛ).
  • Пассивная радиолокационная (Х-25 МП).
  • Телевизионная система наведения (Х-25 М, МТВ).
  • Тепловизионная ГСН (Х-25 МТП).

Такое большое количество вариантов систем наведения ракеты Х-25, позволяет оперативно варьировать ее типы, в зависимости от конкретных задач.

Модификации этой ракеты имеют осколочно-фугасную БЧ (боевую часть), массой от 86-136 кг. Модификация ракеты с индексом «МП», имеет увеличенную дальность пуска, по сравнению с предыдущими версиями (40 км против 10 км прежних версий).

Ракета имеет точность поражения цели плюс-минус 2 метра. Также она способна вызвать повышенные факторы осколочного и фугасного действия.

Х-29Л устанавливают на бомбардировщиках Су-34 и Су-24. Масса одной ракеты составляет полтонны.

 

Согласно информации, опубликованной ливанской газетой Al Akhbar, после российских авиаударов по сирийскому городу Рака, провозглашенному «Исламским государством» своей столицей, боевики начали проводить эвакуацию своих семей в город Мосул, расположенный на территории Ирака и тоже находящийся под их контролем. Не отставляя возможности нанесения повторных атак с воздуха, террористы переместились в жилые сектора, покинув свои штаб-квартиры. Также радикалы уменьшили количество патрулей в захваченном городе.

Спустя трое суток с момента начала сирийской операции российская авиагруппа успешно атаковала 50 объектов ИГ. Об этом сообщил днем ранее генерал-полковник А. Картаполов.

ВКС России с 30.09 на территории Сирии проводят военную операцию против террористов ИГ. ВВС РФ действуют исходя из приказа президента страны В. Путина, который согласился помочь сирийскому лидеру Башар Асаду. 

В кабине пилота, на телевизионном экране, появляется изображение сразу же после захвата головкой самонаведения цели. Подсветка цели происходит в автоматическом режиме.

Ракета была апробирована в ряде военных конфликтов, где хорошо себя показала в качестве средства для борьбы против высокозащищенных объектов.

Во время боевых действий в Афганистане, высокоточные, модернизированные ракеты Х-29, попадали во входы пещер, проламывали бетонобойные укрепления, уничтожая склады, базы и огневые точки.

Во время Ирано-Иракской войны, иракские самолеты МиГ-23БН и Mirage F-1, применяли ракеты для взламывания взлетных полос противника. А так же для уничтожения мостов, нефтяных терминалов и других стратегических объектов инфраструктуры.

Основным недостатком высокоточной ракеты Х-29, является затруднение захвата цели боеголовкой в условиях плохой видимости. Малый радиус действия, из-за чего самолету приходится входить в зону эффективного действия средств ПВО противника. Облачность, дым, гарь значительно снижает качество работы ГСН.

Несмотря на все эти недостатки ракета Х-29 и ее модификации признаны самой удачной разработкой советского периода. И в наши дни, как мы видим из новостей, в условиях хороших погодных условий успешно применяется в Сирии. Точность поражения цели составляет 1-2 метра.

С начала 90-х годов, в РФ велись разработки новой ракеты данного класса. В 2007 году на авиашоу МАКС был представлен выставочный образец ракеты.

В 2012 году ракета Х-38 принята на вооружение.

Главное отличие от Х-25 и Х-29, составляют значительно возросшие назначенные ресурсы ракеты. Увеличено время безотказной наработки аппаратуры. Увеличено летное время. Количество выдерживаемых взлетов и посадок с носителем. Значительно увеличился срок службы ракеты. Сейчас он составляет 10 лет.

На семейство ракет Х-38 могут устанавливаться различные ГСН и БЧ, что значительно расширяют область ее применения, и делает ее практически универсальной для данного класса. При подвеске ракеты под ударные вертолеты, она оснащается ускорителями, которые позволяют набрать необходимую стартовую скорость.

Добавленные буквенные индексы к основному названию ракеты означают модификации установленных головок самонаведения.

  • МАЭ означает — активная радиолокационная ГСН
  • МТЭ – тепловизионная ГСН
  • МЛЭ – лазерная ГСН
  • МКЭ – имеет спутниковую навигацию ГЛОНАСС

Первые три модификации ракеты Х-38 оснащаются либо осколочно-фугасным зарядом, либо проникающим зарядом.

Увеличенная до 40 км дальность возможного пуска ракеты, позволяет произвести ее пуск не входя в активную зону действия ПВО противника. Что делает Х-38 более безопасной с точки зрения боевого применения.

Выбор варианта различных ГСН, позволяет оперативно комплектовать ударную группу самолетов наиболее подходящими типами ракет, в зависимости от поставленных задач.

Х-29 (индекс УВ ВВС — 9-А-721, по классификации МО США НАТО AS-14 Kedge (рус. стоп-анкер)) — советская / российская высокоточная авиационная ракета класса «воздух-поверхность» малого радиуса действия. Предназначена для уничтожения укреплённых целей, таких как железобетонные сооружения, мосты, бетонные взлётно-посадочые полосы, корабли водоизмещением до 10 000 тонн и подводные лодки в надводном положении.

В разработке принимали участие несколько советских опытно-конструкторских бюро — НПО «Молния» и НПО «Вымпел». Принята на вооружение в 1980 году. В настоящее время производится и модернизируется корпорацией «Тактическое ракетное вооружение».

 

Характеристики  Х-29Л

  • заводской индекс: изделие 64
  • год принятия на вооружение:    1980
  • ГСН:полуактивная лазерная 24Н1
  • двигатель: однорежимный РДТТ

Боевые характеристики    

  • минимальная дальность пуска, км: 2
  • максимальная дальность пуска, км: 8-10
  • Круговое вероятное отклонение, м: 3,5-4
  • скорость носителя, км/ч: 600-1250
  • минимальная высота применения, км: 0,2
  • максимальная высота применения, км: 5
  • максимальная скорость полёта, м/с: 720
  • средняя скорость полёта, м/с: 250-350

Массо-габаритные характеристики    

  • длина, мм: 3900
  • диаметр, мм: 380
  • размах крыла, мм: 1100
  • размах рулей, мм: 750
  • стартовая масса, кг: 660
  • тип БЧ: фугасно-проникающая, фугасно-проникающая
  • масса БЧ, кг: 317
  • масса ВВ, кг: 116
  • габариты транспортного контейнера, м: 4,5 Х 0,9 Х 0,86
  • вес в стартовом контейнере, кг: 1000

Совместимость    

  • катапультные устройства: АКУ-58, АКУ-58-1, АКУ-58АЭ
  • носители: Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, Су-34, Су-27М, Су-37, Су-35С, Су-39, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31БМ, МиГ-35, Мираж F-1

Экономические показатели    

  • стоимость за единицу:    $ 6500 

avia.pro

Тактическая авиационная ракета Х-29. — Российская авиация

Тактическая авиационная ракета Х-29. (индекс УВ ВВС — 9-А-721).

Разработчик: МКБ «Вымпел»
Страна: СССР
Начало разработки: 1976 г.
Принятие на вооружение: 1980 г.

Высокоточная ракета Х-23, принятая на вооружение в 1970 году, имела недостаточную по мощности боевую часть и была неэффективна против высокозащищённых объектов противника, таких как ДОТы, бункеры, склады и т.д., которыми были насыщены прифронтовые полосы обороны противника. По этой причине для увеличения боевых возможностей нового поколения штурмовой авиации в части разрушения высокозащищённых точечных объектов вероятного противника вблизи линии фронта, в 1970 году в СССР началась разработка новых высокоточных ракет.

Использовавшаяся в этих ракетах радиокомандная система наведения существенно ограничивала манёвр самолёта-носителя,что в совокупности с появлением у вероятного противника новых ЗРК это обстоятельство определяло высокую опасность для самолёта при применении данного оружия. Ракеты, реализующие принцип «выстрелил-забыл» в полной мере, освобождали пилотов от ограничений после пуска ракеты, но для них требовалось создание специальных головок самонаведения. Так как ракеты проектировались под малую дальность, где цель наблюдается визуально, наиболее перспективными представлялись оптические головки самонаведения — лазерная и телевизионная. Также в пользу такого выбора говорили данные разведки об успешных результатах экспериментов в этом направлении у вероятного противника.

Большие габариты телевизионной головки самонаведения не позволяли разместить её на основе существовавшей ракеты Х-23, и требовалось создание полностью нового семейства ракетного оружия. Лазерная головка самонаведения получилась более компактной, и её было решено унифицировать с более лёгким семейством ракет Х-25. Большой диаметр ракеты позволил разместить в ракете проникающую боевую часть втрое большей массы, а также мощный ракетный двигатель, обеспечивавший высокую скорость встречи ракеты с целью.

Разработку начало КБ «Молния» под руководством главного конструктора Матуса Рувимовича Бисноват, однако из-за загруженности конструкторского бюро космической программой «Буран», в 1976 году тему передали в МКБ «Вымпел» под руководством Андрея Ляпина. В 1981 году генеральным конструктором был назначен Геннадий Александрович Соколовский, а на завод прибыла группа специалистов КБ «Молния», ранее работавших над ракетами Х-29. После распада Советского Союза дальнейшая модернизация ракеты проводится российской корпорацией «Тактическое ракетное вооружение».

В конце 1970-х ракета успешно прошла испытания и в 1980 году была принята на вооружение ВВС Советской армии.

В Советском Союзе серийное производство этих ракет было организовано на Ленинградском Северном заводе и БАПО «Иглим». После распада СССР производители компонентов ракеты остались в разных странах и дальнейшее производство ракет было развёрнуто в России на «Северном заводе» в г. Санкт-Петербург.

Х-29 представляет собой модульную одноступенчатую твёрдотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка» (рули впереди стабилизаторов). Модификации различаются только системами самонаведения. Корпус ракеты состоит из пяти отсеков: головки самонаведения, отсека управления, боевой части, двигателя и хвостового оперения, которые могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков.

Двигатель ракеты — ПРД-280 — твёрдотопливный однорежимный ракетный двигатель. Запускается с некоторой задержкой после отделения ракеты во избежание повреждения самолёта-носителя реактивной струей. Двигатель развивает тягу порядка 228 кН и работает 3,2-6,2 секунд, обеспечивая разгон ракеты с перегрузками 3,5 g и дополнительную скорость порядка 220 м/с (800 км/ч).

Управление рысканьем и тангажом осуществляется носовыми рулями. Высокие скорости и необходимость высокой точности попадания потребовали дополнительной установки дестабилизаторов перед рулями. Управление по крену осуществляется стабилизаторами в задней части крыльев ракеты.

Электропитание осуществляется ампульной электрической батареей с электромеханическим преобразователем переменного тока; ресурс батареи — 40 секунд, что превышает время полёта ракеты на максимальную дальность. В задней части ракеты размещён трассер.

Ракета оснащена противорикошетным устройством, что улучшает её характеристики при атаке целей под тупым углом (что характерно для пуска на большую дальность с малых высот). Настройка взрывателя на контактное или замедленное действие производится пилотом непосредственно перед пуском ракеты. Контактное действие взрывателя предназначено для уничтожения объёмных конструкций, таких как мосты или дороги, а замедленное — для уничтожения сильно защищённых объектов. Контактные датчики взрывателя размещены на корпусе и на передней кромке крыла, размах которого более метра, что гарантирует корректный подрыв даже при незначительном промахе.

Боевая часть ракеты — бронебойно-фугасная, массой 317 кг, что составляет половину от стартовой массы ракеты. Она представляет собой массивный стакан из твёрдых сортов стали, заполненный высокобризантным взрывчатым веществом. Масса ВВ при этом составляет 116 кг. Сочетание скорости, более чем вдвое превышающей скорость звука, и очень тяжёлой и прочной боевой части обеспечивает боеголовке высокую проникающую способность. Это позволяет эффективно разрушать высокозащищённые объекты, такие как бетонные сооружения или надводные корабли. Перед детонацией боевой нагрузки ракета способна пробить порядка 1 м бетона, укрытого 3 метрами грунта. При атаке железобетонных взлётно-посадочных полос ракета оставляет воронку диаметром 12-15 и глубиной около 6 метров, что надолго выводит их из строя.

Тактика применения ракет Х-29.

Алгоритм применения всех модификаций ракеты схож: пилот самолёта-носителя определяет положение цели, наводит на него пилотажный индикатор и удерживает его до того момента, пока головка самонаведения ракеты не осуществит устойчивый захват цели. Далее производится пуск ракеты, сразу после которого самолёт-носитель может покинуть зону стрельбы. В случае применения ракет с лазерной системой самонаведения наводчик (самолёт-носитель, другой самолёт или наземный наводчик) должен осуществлять подсветку цели лазером до момента попадания ракеты. В случае применения ракет с телевизионной или радиолокационной головкой самонаведения, этого не требуется.

В зависимости от применяемых противникм средств ПВО тактика применения ракет различается. Если у противника имеются ЗРК большой и средней дальности, то самолёт-носитель приближается к цели на малых высотах с огибанием рельефа местности, где он является сложной целью для зенитных ракет. В этом случае ракета, ведомая автопилотом, делает «горку» — то есть, используя скорость, приданную носителем и собственным ракетным двигателем, набирает высоту и занимает позицию над целью. Если у противника имеется лишь зенитная артиллерия, ЗРК малой дальности и ПЗРК то применяется пуск ракеты с пикирования. При этом самолёт подходит к цели на большой высоте, где он неуязвим для огня с земли, и пикирует в направлении цели. Для снижения скорости пикирования выпускаются тормозные щитки самолёта. Как только пилот подтвердит устойчивый захват цели головкой самонаведения, он моментально производит пуск и выходит из пикирования, снова поднимаясь на высоту. Пуск ракеты из высотного горизонтального полёта возможен, но на практике применяется редко.

Ракета, оказавшись над целью, переходит в режим самонаведения и начинает крутое пикирование. Следящий координатор ГСН удерживает цель, а автопилот ракеты на основании угловой скорости движения координатора выдаёт корректирующие сигналы воздушным рулям.

Схема применения ракет Х-29.

Модификации ракеты Х-29.

Ракета Х-29Л («изделие 63»). Модификация ракеты, оснащённая лазерной системой самонаведения 24Н1 — той же, что и на ракетах меньшего калибра Х-25, это обусловило характерную «бутылкообразную» форму ракеты — головка самонаведения имеет в полтора раза меньший диаметр, чем сама ракета. В совокупности с модульностью конструкции ракеты это позволило унифицировать боезапас фронтовой авиации. Предназначена для поражения в простых метеоусловиях наземных целей типа: прочные укрытия самолетов, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП.

Проекции Х-29Л. Схема.

Цель подсвечивается лазером, и образовавшееся яркое пятно рассеяния лазерного излучения воспринимается головкой самонаведения как источник света, по которому производится наведение. Оптический фильтр пропускает лишь длины волн, соответствующие длине волны лазера подсветки, что обеспечивает высокую устойчивость захвата цели. Изображение, пойманное головкой самонаведения ракеты, транслируется на телевизионный экран в кабине пилота. При этом удержание луча подсветки обеспечивается автоматической следящей системой.

Головка самонаведения 24Н1 ракеты Х-29Л.

Подсветка цели может производиться как специально разработанными лазерными станциями подсвета типа «Клён», «Кайра», «Прожектор», так и различными лазерными дальномерами или станциями подсвета как российского, так и зарубежного производства. В конструкции ГСН были применены технические решения, исключающие влияние лазерных станций других самолётов группы.

В зависимости от типа прибора лазерной подсветки цели автопилот ракеты выбирает режим атаки цели для обеспечения наилучших характеристик поражения. Предпочтение отдаётся траекториям, при которых ракета падает на цель почти вертикально, пробивая толстые перекрытия.

Самонаведение Х-29Л осуществляется по пропорциональному методу — то есть в наведении на цель с таким упреждением, чтобы скорость манёвра ракеты (поперечная перегрузка ракеты) была пропорциональна угловой скорости вращения линии визирования, которую измеряет следящий координатор ГСН.

Дальность пуска ракет определяется возможностью захвата цели головкой самонаведения. При этом важную роль играет как погодные условия и прозрачность воздуха, так и характеристики лазерной станции подсвета цели. Максимальная дальность применения Х-29Л указывается на уровне 8-10 км, однако описаны случаи успешного применения этих ракет и с большей дальности. Промах при стрельбе на максимальную дальность не превышает 5-7 метров.

Ракета Х-29Л.

Макет ракеты Х-29Л.

ТТХ ракеты Х-29Л:

Дальность стрельбы, км :
— максимальная: 8-10
— минимальная: 2-3
Боевая часть:
— тип: фугасно-проникающая
— вес, кг: 317-320
— вес взрывчатого вещества, кг: 116
Скорость полета носителя, км/ч: 600-1250
Высота пуска, км: 0,2-10
Габариты,мм:
— длина: 3875-3900
— макс. диаметр корпуса: 380-400
— размах крыла: 1100
— размах рулей: 750
Головка самонаведения: полуактивная лазерная 24Н1
Макс. скорость полета, м/с: 600
Средняя скорость полета, м/с: 250-350
Стартовый вес, кг: 650-660
Габариты транспортного контейнера,мм:
— длина: 4500
— ширина: 900
— высота: 860
Вес ракеты в транспортном контейнере, кг: 1000
Самолет-носитель: Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25, Су-25Т, Су-25СМ, Су-34, Су-35, МиГ-29СМ, Су-27М, МиГ-27К (М,Д), МиГ-29М.

.
Ракета Х-29Т («изделие 64»). Модификация ракеты, оснащённая телевизионной головкой самонаведения «Тубус-2». Подобная система самонаведения пассивна и полностью автономна и реализует принцип «выстрелил-забыл» — сразу после пуска ракеты самолёт может покинуть зону стрельбы. Головка самонаведения состоит из видеокамеры с системой слежения за целью, закреплённой на карданном подвесе, и вычислительного блока, обеспечивающего выделение и запоминание цели и выдающее управляющие сигналы системе слежения и рулям ракеты.

Проекции Х-29Т. Схема.

Предназначена для поражения визуально видимых наземных и надводных целей типа: железобетонные укрытия, стационарные железнлдорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП, корабли и десантно-высадочные средства.

Наведение производится по контрастному изображению, получаемому телевизионной камерой. При этом может использоваться как изображение самого объекта, так и контраста свет-тень, что в солнечную погоду позволяет эффективно атаковать и замаскированные цели.

Х-29Т. Компоновочная схема.

Разрешение изображения, получаемого ТГСН «Тубус-2», составляет 625 строк на 550 телевизионных линий. Угол зрения в режиме поиска цели: 12 х 16°. В этом режиме пилот должен указать примерное расположение цели, после чего производится переход с широкого поля зрения на узкое, составляющее 2,1 х 2,8° и окончательное целеуказание. При этом на дальности около 5 км разрешение составляет 0,39 х 0,3 м, что позволяет вести прицельный огонь даже по отдельным окнам зданий или амбразурам ДОТов.

Головка самонаведения «Тубус-2» ракеты Х-29Т.

Получаемое головкой самонаведения изображение цели транслируется на экран телевизионного индикатора в кабине пилота. Поиск цели может вестись головкой самонаведения автономно, но лётчик должен подтвердить целеуказание перед пуском.

Дальность применения данной ракеты определяется возможностью захвата цели головкой самонаведения и сильно зависит от атмосферных условий, высоты полёта, контрастности и размеров цели. Максимальная дальность пуска Х-29Т составляет 8-13 км.

Введение телевизионной головки самонаведения позволило несколько улучшить точность попадания. Круговое вероятное отклонение при пуске с дистанции 4-5 км для ракет Х-29Т составляет порядка 2,2 метра (что в полтора раза меньше длины самой ракеты).

В то же время ракеты Х-29Т могут использоваться только днём. Плохая погода также может существенно ограничить применение этого оружия.

Ракета Х-29Т.

Ракета Х-29Т.

ТТХ ракеты Х-29Т:

Дальность стрельбы, км: 3-12
Скорость полета носителя, км/ч: 600-1250
Высота пуска, км: 0.2-10
Максимальная скорость полета, м/с: 450
Средняя скорость полета, м/с: 250-350
Длина, мм: 3875
Макс. диаметр корпуса, мм: 380-400
Размах крыла, мм: 1100
Размах рулей, мм: 750
Cтартовый вес, кг: 680
Головка самонаведения:
— тип: пассивная телевизионная «Тубус-2»
— разработчик: НПО «Импульс» (МНИИТИ)
— спектральный диапазон, мкм: 0.4-0.95
— освещенность, лк: 50-10000
— поле зрения, град: 2-3
— ТВ-стандарт: 625 строк, 50 Гц
— разрешение, линий: 550
Боевая часть:
— тип: фугасно-проникающая
— вес, кг: 317-320
— вес взрывчатого вещества, кг: 116
Транспортный контейнер:
— длина, мм: 4350
— ширина, мм: 900
— высота, мм: 860
— вес ракеты в контейнере, кг: 1030
Самолет-носитель: Су-17М4, Су-24М, Су-25, Су-34, Су-35, МиГ-29СМ, Су-25Т, Су-27М, МиГ-27К (М,Д), МиГ-29М.

Другие модификации:
УХ-29 — учебная модификация ракеты. Предназначена для отработки применения авиационного высокоточного оружия. Отличается чрезвычайно яркой красно-оранжевой окраской, облегчающей слежение за ракетой и видеосъёмку, а также оценку результатов стрельбы и сбор осколков корпуса. Для улучшения заметности также иногда используют шахматную окраску красного и оранжевого цвета — в частности, такую окраску использовали при испытаниях ракетного вооружения Су-24М. Нередко именно эти ракеты демонстрируются на авиасалонах.

Учебные модификации ракет Х-29Л и Х-29Т. Рисунок.

Х-29МЛ («изделие 63М») — модификация ракеты с улучшенной лазерной системой самонаведения и несколько увеличенной дальностью пуска.
Х-29ТЭ — усовершенствованный экспортный вариант ракеты, благодаря использованию новой головки самонаведения дальность пуска возросла до 30 км, а высота — до 10 км.
Х-29ТМ — ракета с ГСН Т-2У (диаметр — 180 мм).
Х-29МП — вариант ракеты с пассивной радиолокационной головкой самонаведения.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-земля».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Авиационная тактическая ракета Х-29Т | Ракетная техника

Ракета Х-29Т имеет аэродинамическую схему «утка» (см. ]]>проекции]]>, ]]>компоновочная схема]]>). Корпус Х-29Т состоит из пяти отсеков — ГСН, отсека управления, БЧ, двигателя и хвостового отсека, которые могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков.

Для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы, именуемые на Х-29 «несущими гребнями». Управление по крену (стабилизация) осуществляется элеронами на крыле. Электропитание систем и ГСН обеспечивается ампульной батареей и электромеханическим преобразователем переменного тока с ресурсом энергоснабжения в 40 с.  

Для поражения прочных и защищенных целей ракета оснащена мощной проникающей БЧ 9Б63МН весом 317 кг, и снабженной контактным взрывателем КВУ-63, обеспечивающим подрыв с заданным замедлением после пробития преграды, уничтожающий содержимое укрытия. БЧ оснащена специальным противорикошетным устройством на передней части, повышающим эффективность удара при малых «скользящих» углах встречи с целью, частых при пуске с малых высот и дистанций. Режим работы взрывателя («мгновенно» или «с замедлением») задается летчиком, а контактные датчики размещаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла. На прочный кожух приходится основная доля массы БЧ, вес взрывчатого вещества составляет 116 кг. 

]]>]]>Ракета Х-29Т имеет пассивную телевизионную систему самонаведения (см. ]]>фото]]>). Измерение углов пеленга цели и угловой скорости линии визирования производится с помощью телевизионной ГСН «Тубус-2» угол поля зрения которой в режиме поиска цели равен 12° x16°   и в режиме автосопровождения — 2.1° x2.9° . Максимальная угловая скорость линии визирования — 10° /c.

ТГСН «Тубус-2» состоит из оптико-электронной части с координатором цели, закрепленным на карданном подвесе, и электронного блока обработки информации, обеспечивающего выделение и запоминание контрастных объектов. Поиск цели может вестись с помощью бортовой аппаратуры самолета или визуально летчиком.

Обнаружив цель и «загнав» ее на прицельно-пилотажный индикатор, летчик выполняет привязку и целеуказание ТГСН, после чего изображение цели появляется и на экране телевизионного индикатора в кабине. Предполагаемый объект атаки может быть «выхвачен» телекамерой из общего фона, а его изображение увеличено для опознания. После выделения цели производится переход с широкого поля зрения ТГСН на узкое, а для сохранения захвата летчику остается только удерживать кнюппелем прицельную рамку на цели, ожидая сближения на разрешенную дальность пуска.

Система управления в вертикальной плоскости работает в двух режимах, автономном и самонаведения. Автономное управление осуществляется на начальном участке полета ракеты, самонаведение — на последнем. После отделения от самолета-носителя автономное управление обеспечивает полет ракеты с постоянным углом тангажа. При достижении равенства текущего угла пеленга и заданного система управления производит программный разворот ракеты на цель до момента равенства нулю текущего значения угловой скорости линии визирования. После этого управление ракетой переходит на пассивное телевизионное самонаведение по методу пропорционального сближения. Телевизионное самонаведение носит пассивный характер и производится по светоконтрастному краю цели. Заметность цели при этом может подчеркиваться не только ее контрастным цветом, но и углом падения солнечных лучей или теням выдающими замаскированный объект. Перед целью ракета делает «горку».

Пуск Х-29Т может осуществляться с малых высот. Дальность ее применения определяется, в основном, возможностью обнаружения цели и сильно зависит от высоты полета, атмосферных условий, контрастности, размеров и конфигурации цели. Круговое вероятное отклонение при пуске с оптимальных по условиям обнаружения цели 4-5км составляет 2.2м.

При нанесении ударов по ВПП аэродромов ракета оставляет воронки диаметром от 12 до 15м и глубиной до 6м.

Для транспортировки и хранения ракеты Х-29Т используется контейнер.

rbase.new-factoria.ru

Авиационная тактическая ракета Х-29л | Энциклопедия оружия

Описание

Ракета Х-29л предназначена для поражения в простых метеоусловиях наземных целей типа: прочные укрытия самолетов, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП.

Разработка ракеты Х-29 с лазерной головкой самонаведения началась в КБ «Молния» под руководством главного конструктора М. Р.Бисновата, в дальнейшем работы были переданы в МКБ «Вымпел». Х-29л принята на вооружение в 1980 году. Х-29л (изделие 64л) оснащена ГСН того же типа (24Н1), что и Х-25. Унификация систем наведения упростила использование ракеты и она была принята на вооружение всех типов машин ударной авиации.

Изготовитель – Ленинградский Северный завод, БАПО «Иглим».

На вооружении ВВС России кроме ракеты Х-29л имеются и другие модификации ракеты этой ракеты: Х-29т — с телевизионной и Х-29мп — с пассивной радиолокационной головками самонаведения.

Ракета Х-29л поставлялась на экспорт. Экспортированные в Ирак Х-29л использовались и с французских истребителей «Mirage»-F.1, прошедших доработку прицельной системы системы и оборудованных АКУ-58.

На западе ракета получила обозначение AS-14 «Kedge».

Ракета Х-29л выполнена по аэродинамической схеме «утка» и имеет модульную конструкцию из пяти отсеков — ГСН, отсека управления, боевой части (БЧ), двигателя и хвостового отсека, которые могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков.

Ракета оснащена полуактивной лазерной системой самонаведения — подсвеченная лучом лазера цель становится вторичным «светящимся» источником излучения. Наведение на цель проводится по методу пропорционального сближения, заключающемся в наведении на цель с упреждением таким образом, чтобы поперечная перегрузка ракеты была пропорциональна угловой скорости вращения линии визирования, которую измеряет следящий координатор ГСН типа 24Н1.

Для поражения прочных и защищенных целей ракеты Х-29 оснащены мощной бетонобойной БЧ весом 317 кг (масса взрывчатого вещества –116 кг), заключенной в бронированный проникающий корпус и снабженной контактным взрывателем, обеспечивающим подрыв БЧ с заданным замедлением после пробития преграды. БЧ имеет специальное противорикошетное устройство на передней части корпуса, повышающее эффективность действия при малых «скользящих» углах встречи с целью, частых при пуске с малых высот и дистанций. Режим работы взрывателя («мгновенно» или с «замедлением») задается летчиком, а контактные датчики размещаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла.

Большая масса потребовала использования мощного источника питания (ПАД), для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы. Управление по крену осуществляется элеронами на крыле. Электропитание систем и ГСН обеспечивается ампульной батареей и электромеханическим преобразователем переменного тока с ресурсом электроснабжения в 40 сек.

Система управления в вертикальной плоскости может работать в двух режимах.

При пусках ракеты с носителей, оборудованных станцией подсвета типа «Прожектор», у которой луч подсвета неподвижен относительно продольной оси самолета, система управления в двух плоскостях работает в режиме самонаведения. При пусках с носителей, на которых установлены станции подсвета типа «Клен» и «Кайра» (луч подсвета подвижен относительно оси самолета), система управления ракеты в вертикальной плоскости позволяет проводить наведение в три этапа: на первом этапе по логарифмической траектории (автономное наведение), на втором — происходит разворот ракеты на цель, на третьем — ракета переходит на самонаведение. Это позволяет увеличить угол подхода к цели при пусках с малых высот. Перед целью ракета делает «горку». Система управления также стабилизирует ракету по курсу, крену, тангажу.

Для обеспечения подсветки цели и удержания на ней с необходимой точностью лазерного луча были созданы станция подсвета и дальнометрирования «Клен-ПС», а также две модификации лазерно-телевизионной прицельной системы «Кайра» и «Кайра-К». В конструкциях станции подсвета и ГСН реализованы технические решения, исключающие влияние лазерного излучения от других станций самолетов группы. В задачу летчика входит только обнаружение и маркирование поражаемого обьекта на TV-индикаторе. Точное удержание луча подсветки на цели обеспечивается автоматической следящей системой. Комплекс оптико-электронных приборов из станции подсвета и ГСН обеспечивает наведение ракет с ошибкой 5–7 м на предельных дальностях стрельбы.

Для транспортировки и хранения ракеты Х-29л используется контейнер.

ОАО «Корпорация «Фазатрон-НИИР» предлагает установить на ракеты Х-29л и Х-29т когерентные АРЛГСН весом 15–18 кг, при этом вес ракет составит 650–680 кг и дальность пуска до 10 км.

В апреле 1987 года в Афганистане Су-25 А. Руцкого и комэска Высоцкого, атакуя вырубленные в скалах под Хостом склады, впервые применили управляемые ракеты Х-29л и Х-25 с лазерным самонаведением, подсветку цели для которых с помощью бортового дальномера-целеуказателя «Клен-ПС» мог вести и другой штурмовик, но такая методика использовалась нечасто по той же причине — летчикам не всегда удавалось с высоты различать и фиксировать лучом малозаметные объекты. Так, при первом применении из четырех пущенных Х-29Л в цели, затянутые дымом, попали только две. Лучшие результаты давала помощь наземного наводчика, хорошо знающего местность. Первое время наземные лазерные целеуказатели пробовали монтировать на БТР и БМП импровизированно, затем их сменили штатные боевые машины авиационного наведения (БОМАН) на базе БТР-70, на которых система была укрыта под броней и выдвигалась наружу при работе.

Противник быстро оценил значение необычно выглядевших машин и старался расстрелять их в первую очередь. После нескольких особенно удачных пусков, когда ракеты накрыли штабы и исламские комитеты, охота на БОМАН началась на дорогах и стоянках, заставляя прятать машины за колючей проволокой и минными заграждениями хорошо охраняемых аэродромов. Ракеты стали надежным оружием поражения пещерных укрытий, практически неуязвимых для других боеприпасов. Моджахеды использовали их под склады и тайники, оборудовали мастерские по ремонту оружия (в пещерном городе на базе Джавара находился целый патронный завод). Изрытые норами горы превращались в естественные крепости — затащив наверх безоткатные орудия ДШК и минометы, душманы устраивали огневые позиции, закрытые от обстрела снизу, и выбить их оттуда артиллерия и танки не могли. Огонь с высившихся скал был губительно точен, а подобраться к ним не давали крутые откосы и завалы. При использовании авиации противник прятался в глубине под толстыми сводами, а бомбы и НАР впустую крошили камни вокруг. Переждав налет, стрелки выбирались наружу и продолжали вести огонь. Точность попадания Х-29л и Х-25 была поразительной — ракеты удавалось укладывать точно во входы пещер и амбразуры, а их солидной БЧ с избытком хватало для уничтожения цели. Особой эффективностью отличалась тяжелая Х-29Л с БЧ массой 317 кг, заключенной в прочный корпус. Пробивая камень, она уходила вглубь и взламывала изнутри самые неприступные объекты. Если же в пещере скрывался склад боеприпасов, успех был поистине оглушительным.

Ракетную атаку Су-25 ярко описал командир десантной роты, прижатой к земле огнем из нависшего над Багланским ущельем дота: «Головы было не поднять, как вдруг над нами проскочила пара самолетов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло дот в щебенку». Чаще достаточно дорогие ракеты применяли по штучным целям, используя данные разведки и тщательно готовя каждый удар. Пуски выполняли с дальности 4–5 км с пологого пикирования под углом 25–30 град., отклонение ракет от точки прицеливания при этом не превышало 1,5–2 м. По данным ОКБ Сухого всего в ДРА было произведено 139 пусков управляемых ракет.

Произведенные расчеты боевой эффективности применения Х-29л выглядят вполне убедительно: так для уничтожения крупного дота требовалось звено истребителей-бомбардировщиков с полной загрузкой ФАБ-500 и С-25 (8т бомб и 4 ракеты), в то время как та же задача могла быть решена одним штурмовиком Су-25 с парой Х-29; автомобильный мост стометровой длины выводился из строя шестеркой самолетов с дюжиной ФАБ-500, либо всего лишь парой с четырьмя Х-29.

war-arms.info

Х-29Л, авиационная ракета класса «воздух-поверхность»

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • www.arms-expo.ru

    Тяжелые тактические ракеты Х-29

    Х-29 — семейство управляемых ракет «воздух-земля» малой дальности, предназначенных для поражения защищенных целей высокой важности.

    В 1970-х — по опыту эксплуатации Х-23, первой массовой отечественной тактической управляемой ракеты «воздух-земля» — были выработаны первоочередные требования к перспективным ракетам. В первую очередь, это отказ от крайне неудобного радиокомандного метода наведения, лишавшего самолет-носитель возможности маневрировать. В дальнейшем сосредоточились на создании ракет с лазерной и телевизионной головками самонаведения (ГСН).

    Другой проблемой была явно недостаточная мощность Х-23 для поражения хорошо укрепленных целей — штабов, складов, мостов, аэродромных укрытий, взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек. При этом зачастую именно эти цели ставились наиболее дорогостоящему и сложному управляемому ракетному оружию.

    Для обеспечения поражения подобных целей в КБ «Молния» была начата разработка ракеты больших, чем у Х-23, размеров. В 1976 году работа была передана КБ «Вымпел», а в 1980-м новая ракета была принята на вооружение под индексом Х-29. Параллельно были созданы две модификации: Х-29Т с пассивной телевизионной ГСН и Х-29Л с полуактивной лазерной. Ракета выполнена по модульному принципу — отличаются только носовые части с системами наведения. При этом ГСН Х-29Л была унифицирована с ГСН меньшей по размеру Х-25МЛ.

    Пассивная телевизионная ГСН обеспечивает применение по принципу «выстрелил-забыл» (после пуска от самолета-носителя более не требуется никаких действий) и высочайшую точность, однако может использоваться только в светлое время суток, в хороших метеоусловиях и, желательно, по визуально контрастным целям. Лазерная ГСН требует подсветки цели самолетом-носителем или внешнего целеуказания, но обеспечивает применение в любое время суток. При соблюдении условий применения ракета имеет высочайшую точность — круговое вероятное отклонение менее 4 метров у Х-29Л и 2–2,5 метра у Х-29Т.

    Бетонобойная боевая часть Х-29 массой 317 кг (масса взрывчатого вещества — 116 кг, остальное — прочный кожух) обеспечивает поражение заглубленных укрепленных целей и крупных инфраструктурных объектов. Так в ВПП ракета оставляет воронку до 15 метров в диаметре. Одного попадания достаточно и для большинства военных кораблей, за исключением самых крупных.

    Носителями ракет Х-29 являются практически все российские и позднесоветские ударные и многоцелевые самолеты — Су-17, Су-24, Су-25, Су-27СМ, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-27, модернизированные МиГ-29.

    Ракеты семейства Х-29 применялись советской авиацией во время войны в Афганистане для поражения горных укрытий моджахедов. В дальнейшем ракеты применялись в войнах в Чечне, ряде других конфликтов на территории бывшего СССР. В дальнем зарубежье ракеты использовались в эфиопо-эритрейской и ирано-иракской войнах. Интересно, что в ВВС Ирака ракеты применялись в том числе и с доработанных французских истребителей «Мираж» F.1.

    Пуск Х-29 с предсерийного Су-30МКК

    Ракеты семейства Х-29применяются российской авиацией в антитеррористической операции в Сирии.

    Основные характеристики Х-29Л (в скобках — Х-29Т):
    • Дальность стрельбы — 10 (12) км
    • Стартовая масса — 660 (680) кг
    • Габариты, мм:
      — длина 3875
      — диаметр 400
      — размах оперения 1100
    • Максимальная скорость полета ракеты — 600 (450) м/c; средняя скорость полета — 250–350 м/c
    • Боевая часть — фугасно-проникающая, массой 317 кг.

    defendingrussia.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *