Содержание

Крылатая ракета Х-22М. — Российская авиация

Крылатая ракета Х-22М (изделие Д-2М).

Разработчик: МКБ «Радуга»
Страна: СССР
Начало разработки: 1967 г.
Начало испытаний: 1969 г.
Принятие на вооружение: 1974 г.

Для туполевского ракетоносца «145» (Ту-22М) в 1967 году было начато проектирование нового семейства модификаций ракеты Х-22 — Х-22М (Д-2М). Прежде всего, ракета получила новый двигатель. Ее система управления обеспечивала полет на одном из маршевых чисел Маха (2 и 3,4) на высоте 12 или 22,5 км («нижняя» и «верхняя» траектории соответственно. Для радионаводящихся вариантов Х-22М и Х-22П «активная» и «пассивная») была обеспечена возможность захвата цели из-под крыла носителя ГСН ракеты. Активный радиолокационный координатор цели ПГ УР Х-22Н (такой же, как и на старой Х-22) мог использоваться для обнаружения радиоконтрастных объектов вместо бортовой РЛС носителя. Это было достигнуто за счет применения вынесенной системы кондиционирования ГСН, включенной в конструкцию самолета-носителя. Система наведения «автономной» Х-22МА получила систему коррекции по рельефу, за счет чего КВО удалось снизить до величины порядка сравнимой с размерами боевого корабля. Кроме того, появилась возможность поражать цели, лежащие с большим отклонением от курса носителя. Для обеспечения целеуказания пассивной ГСН УР Х-22П была создана система «Курс-Н» («НМ»).

Проекции ракеты Х-22М. Схема.

Ракетоносец Ту-22М0 с ракетой Х-22М.

Введение ампульной заправки топливных компонентов сделало эксплуатацию Х-22М проще и безопаснее. Внешне новые ракеты отличались наличием складывающегося подфюзеляжного киля. Еще одним отличием стало появление более компактной и легкой системы полетной фиксации цельноповоротного оперения.

По инициативе ММЗ «Опыт» и МАП в 1967 году началось проектирование АРК К-22М в составе сверхзвукового самолета «145» и одной ракеты Х-22 в вариантах М, МА или П. Первый опытный самолет «145» (Ту-22М0) вышел на испытания летом 1969 году. Серийный самолет Ту-22М2 имел центральный держатель БД-45Ф и 2 подкрыльевых БД-45К, но в нормальном варианте подвешивалась только одна УР. Самолет получил систему управления оружием «Планета» с РЛС ПНА, станцией целеуказания ПРГС «Курс» и навигационным комплексом НК-45.

Проекции ракеты Х-22МА. Схема.

Ракеты Х-22М и МА были приняты на вооружение в 1974 году, а в следующем году за их создание ряд работников МКБ «Радуга» был отмечен Государственной премией. Серийные самолеты Ту-22М2 вооружались ракетами в вариантах Х-22М и МА. «Пассивная» УР Х-22П не вошла в состав комплекса из-за трудностей с доводкой, как самой ракеты, так и системы целеуказания. Работы по ней были завершены через несколько лет, но она так и не стала по-настоящему массовой. Ракетами семейства Д-2М оснащались также проходившие доработки самолеты Ту-22КД.

В ходе эксплуатации самолетов Ту-22М2 в частях ДА и морской авиации выявились многочисленные недоработки во всех элементах комплекса. Их устранение продолжалось весь период эксплуатации машины. В дальнейшем часть Ту-22М2 была законсервирована, а остальные переоборудованы в дальние разведчики. Более совершенным оружием стал самолет Ту-22М3, для которого были спроектированы ракеты семейства Х-22Н.

ТТХ:

Длина, м: 11,65-11,67
Диаметр, м: 0,9-0,92
Размах, м: 2,99-3,0 (3,35)
Высота ракеты, м: 1,81 (со сложенным килем)
Вес стартовый, кг: 5,9
БЧ: куммулятивно-фугасная
Вес БЧ, кг: 930 (1000)
Система наведения: инерциальная + АРЛГСН
Высота полета, км: 22,5-25
Дальность стрельбы, км: 300-400
Высота применения, км: до 14
Скорость полета, км/ч: 4000 (4-6М)
Двигатель: ЖРД С5.44 (Р201-300), тягой до 13,4 кН
Запас топлива, кг: 3000
Тип ПУ: БД-45К, БД-45Ф
Самолет-носитель: Ту-22КД, Ту-22М.

Ракета Х-22М на транспортной тележке.

Ракета Х-22М на транспортной тележке.

Ракета Х-22М. Музей ВВС Монино.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Р.Д.Ангельский. Первые отечественные противокорабельные самолеты-снаряды.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Крылатая ракета Х-22 «Буря». — Российская авиация

Крылатая ракета Х-22 «Буря» (изделие Д-2).

Разработчик: ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1958 г.
Начало испытаний: 1961 г.
Принятие на вооружение: 1967 г.

Х-22 «Буря» — сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности. Входит в состав авиационного ракетного комплекса К-22. Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (т.е. отдельных кораблей) и площадных целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели). Систему наведения К-22У разрабатывало КБ-1 ГКРЭ в трех вариантах — с автономным инерциальным счислителем пути ПСИ, а также с активной и пассивной радиолокационными ГСН. Оснащалась фугасной или ядерной боевой частью (БЧ).

Разработка авиационно-ракетной системы К-22 на базе сверхзвукового бомбардировщика «105» (Ту-22, ОКБ-156) со скоростной и высотной ракетой большой дальности К-22 «Буря» были начаты по Постановлению Совета министров СССР № 426-201 от 17 июня 1958 года. Разработка комплекса была поручена дубнинскому филиалу ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга», главный конструктор А.Я.Березняк).

Испытания на Ту-22К начаты в октябре 1961 года в Жуковском. Начало серийного производства Ту-22К на заводе № 22 — третий квартал 1965 года. Поступление в войска — 1965 год. Принятие комплекса К-22 с носителем Ту-22К на вооружение — 1967 год.

Аппаратура головки самонаведения первоначально отрабатывалась на летающей лаборатории Ту-16К-22.

Ракета Х-22 имела планер, спроектированный по нормальной самолетной схеме со средним расположением крыла и стабилизатора. Треугольное крыло со стреловидностью 75°, по передней кромке имело сверхзвуковой симметричный профиль с относительной толщиной 2%. Для обеспечения достаточной прочности и жесткости при небольшой строительной высоте (у корня она составляла всего 9 см) крыло образовывалось многолонжеронной конструкцией с толстостенной обшивкой. Площадь каждой консоли равна 2,24 кв.м. Цельноповоротные консоли оперения симметричного профиля с относительной толщиной 4,5% осуществляли управление ракетой по курсу (верхний киль, служивший рулем направления), крену и тангажу (горизонтальное оперение, работавшее в элевонном режиме).

Проекции ракеты Х-22. Схема.

Для повышения путевой устойчивости под фюзеляжем имелся киль, в котором размещалась часть антенн оборудования. Нижний киль на первых образцах был съемным и крепился к ракете после подвески на самолет. Затем, для удобства транспортировки, его крепление изменили на шарнирное, складывая вправо по полету, за счет чего общая высота ракеты уменьшалась до 1,8 м. Перед вылетом киль опускался и фиксировался в полетном положении.Силовые элементы оперения, крыла и фюзеляжа выполнялись из стали, панели обшивок и некоторые узлы — из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5 . Из титана изготавливались также теплозащитные кожухи и экраны, а для внутренней теплоизоляции отсеков и гаргрота использовались маты из специальных материалов. Внутренние каркасные конструкции под оборудование, рамы и балки крепления аппаратуры изготавливались крупногабаритным литьем из легкого магниевого сплава МЛ-5.

Наиболее крупными агрегатами били баки-отсеки — пятиметровые тонкостенные конструкции с подкрепляющим силовым набором, сварные из коррозионно-стойкой стали. Отсеки несли также узлы крепления крыла, приваренные к корпусу и проходившие затем совместную механообработку — фрезеровку и разделку стыков. По прочностным соображениям ракета имела минимум эксплуатационных и технологических люков, вырезы которых ослабляли конструкцию — доступ обеспечивался поотсечно.

Первостепенным для конструкционных материалов и узлов являлось условие сохранения работоспособности при высоких тепловых нагрузках — кинетический нагрев поверхностей при полетных скоростях достигал 350-420°С, делая неприемлемыми распространенные в авиа- и ракетостроении алюминиевые сплавы, «держащие» всего 130°С, исключая также и многие другие материалы, подверженные потере прочности и структуры с нагревом (например, многие пластики при этом просто горели). Основными конструкционными материалами планера ракеты стали высокопрочные нержавеющие стали и титан, с широким применением сварки для изготовления крупногабаритных агрегатов.

Фюзеляж Х-22 состоял из 4-х отсеков, стыкуемых между собой фланцевыми соединениями. В носовом отсеке корпуса находилась ГСН (для активного варианта — радиолокационный координатор цели типа ПГ) или ДИСС счислителя пути и блоки системы управления. За ним располагался блок воздушных и контактных взрывателей и БЧ, баки-отсеки компонентов топлива, энергетический отсек с сухими аккумуляторами (ампулированный электролит на них подавался в момент пуска и они работали до выхода на номинальный режим турбогенератора), автопилотом АПК-22А, и агрегатами системы наддува баков. В хвостовом отсеке были расположены исполнительные механизмы рулей, единый турбонасосный агрегат силовой установки (ТНА) с максимальным расходом 80 кг/с и двухкамерный ЖРД Р201-300 (С5.44) разработки ОКБ-300 («Союз»). Стартовая тяга двигателя составляла 83 кН, маршевая — 5,9 кН, вес топлива — около 3 т. Скорость полета на марше 3600-3000 км/ч. Запас топлива — 3000 кг.

Компоновочная схема ракеты Х-22.

Для стабилизации ракеты вокруг центра тяжести, программного полета и траектории, выполнения ракетой команд но курсу и тангажу на ракете установлен электрический автопилот АПК-22А с гидравлической рулевой машинкой. В точечном варианте ракета может нести два вида зарядов Н и М (обычный и специальный), в площадном — один М.
Испытания показали, что в случае поражения морской цели попадание Х-22 в борт корабля-мишени вызывало повреждения, которые могли вывести из строя авианосец или крейсер. При подлетной скорости в 800 м/с площадь пробоины составляли 22 м2, а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 м!

Вес фугасно-кумулятивной боевой части (заряд Н) — около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества — около 600 кг. Такого количества взрывчатого вещества вполне хватало для уничтожения типового заводского цеха или железнодорожного моста. При подрыве ось кумулятивной струи направлена вниз (под углом с осью ракеты). При стрельбе по площадным целям самолет-носитель в полете определяет положение цели с помощью РЛС и других навигационных средств, находящихся на борту носителя.

После отцепки от самолета происходило самовоспламенение компонентов топлива и начинался разгон ракеты с одновременным набором высоты (в зависимости от выбранной программы, определяющей характер траектории полета ракеты, устанавливаемой перед отцепкой). После достижения заданной скорости двигатель ракеты переводился на маршевый режим работы.

При стрельбе по точечным целям головка самонаведения следит за целью в двух плоскостях и выдает управляющие сигналы на автопилот. Когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигает заданной величины, выдается сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту. На участке пикирования управление ведется в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры системы самонаведения. Подрыв заряда Н осуществляется при контакте с целью, а заряда М — по сигналу от аппаратуры системы самонаведения. Дальность обнаружения цели типа крейсера самолетом-носителем — до 340 км. Дальность захвата и сопровождения той же цели 250-270 км.

Круговое вероятное отклонение ракет Х-22 при стрельбе по площадям — 5 км.

Схема применения ракет типа Х-22.

Первоначально ракеты Х-22 поступили на вооружение самолетов Ту-22К. Ракета в полуутопленном положении размещалась под фюзеляжем носителя. Летные испытания Х-22 были начаты 1 июля 1961 года на двух бомбардировщиках Ty-22К (№ 24 и № 25), но закончились лишь в 1967 году.

Ракетоносец Ту-22К с ракетой Х-22.

Работа над Х-22 была продолжена в МКБ «Радуга», созданном в середине 60-х годов на базе филиала ОКБ-155-1. В 1975 году носителем Х-22 стал Ту-95К-22, который мог нести под фюзеляжем одну полуутопленную ракету и две — на подкрыльевых узлах. И наконец, во второй половине 1970-х годов, ракетами Х-22 стали оснащать новейшие сверхзвуковые самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3, которые могли нести до трех ракет — одну полуутопленную под фюзеляжем и две под крылом.

Боевые возможности Дальней Авиации с появлением УР Х-22 значительно повысились, целями для Ту-22К стали, прежде всего, АУГ вероятного противника. Но у нового оружия были и недостатки. Прежде всего, это касалось надежности и безопасности ее эксплуатации. С агрессивным окислителем и токсичным горючим случались тяжелые аварии, а сама ракета часто выходила из строя после нескольких полетов на подвеске. Токсичность стала причиной непопулярности ракеты Х-22 у наземных команд обслуживания. Пары окислителя были настолько ядовиты, что техники должны были надевать ОЗК (общевойсковой защитный комплект) и противогазы при подвеске ракеты.

Крылатая ракета Х-22 долго находилась в производстве и имела ряд модификаций.
Ракета Х-22 с самонаведением:
— Х-22ПГ, принята на вооружение в 1968 году;
— Х-22МА, принята на вооружение в 1974 году, скорость полета увеличена до 4000 км/ч;
— Х-22П, принята на вооружение в 1976 году, имеет пассивную систему самонаведения (наводится по излучению радиотехнических средств противника). В этом варианте заряд был обычным несколько уменьшенной мощности;
— Х-22МП, принята на вооружение в 1974 году, имеет пассивную систему наведения, скорость полета увеличена до 4000 км/ч.
Ракета Х-22 для стрельбы по площадям:
— Х-22 ПСИ, принята на вооружение в 1971 году;
— Х-22М, принята на вооружение в 1976 году, скорость увеличена до 4000 км/ч;
— Х-22НА, принята на вооружение в 1976 году, система управления инерциальная с коррекцией по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров. Разработана под новый носитель — ракетоносец Ту-22М3 в трех вариантах. Ракеты Х-22Н — «активная» с новой головкой самонаведения (АРГСН типа ПМГ), «пассивная» Х-22НП — с противорадио — локационной РГСН и «автономная» Х-22НА — с инерциальной системой наведения, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров.
Дальнейшим развитием семейства Х-22 стала ракета Х-32. Внешне она подобна своей предшественнице, но отличается элементной базой оборудования. Ракетами Х-32 должны оснащаться самолеты Ту-22М3.

ТТХ:

Длина: 11,3 м (Х-22МП — 11,67 м)
Размах крыла:
— 2,4 м (Х-22)
— 3 м (Х-22М)
Диаметр корпуса: 900 мм
Высота: 2,4 м
Масса: 5900 кг (5780 кг Х-22М)
Масса БЧ: 1000 кг (930 кг)
Боевая часть:
— осколочно-фугасная, площадь поражения — 20 кв.м;
— кумулятивная, бронепробиваемость с учетом скорости полета — 12 м;
— ядерная мощностью 200 Кт;
Скорость максимальная: 1036 м/с (3710 км/ч; 3.44М)
Скорость у земли (на конечном этапе): 700 м/с (2.04М)
Скорость пуска: 900-1700 км/ч
Высота пуска:
— 10000-13000 м (все модификации, кроме Х-22Н)
— 1000-8000 м (скорость носителя 600-900 км/ч, Х-22Н / Х-22НА)
— 8000-13000 м (скорость носителя 900-1500 км/ч, Х-22Н / Х-22НА)
Пуск ракет допускается в прямолинейном полете с углом тангажа не более 5°.
Высота полета — 25000 м
Дальность действия:
— 200-310 км (на самолетах с недоработанной РЛС «ПН» — Ту-22К / Ту-22КП, ракеты Х-22 / Х-22М)
— 270-350 км (Ту-22К / Ту-22КП, ракеты Х-22 / Х-22М по др.данным)
— 200-350 км (на самолетах со всеми типами РЛС «ПН», ракеты Х-22Н)
— 250-480 км (на самолетах с доработанной РЛС «ПН» — Ту-22КД и др., ракеты Х-22М)

Ракета Х-22.

Ракета Х-22. Музей ВВС Монино.

Ракета Х-22 в музее авиатехники г. Тамбов.

.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Р.Д.Ангельский. Первые отечественные противокорабельные самолеты-снаряды.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Крылатая ракета Х-22: возможности и назначение

Х-22 «Буря» – советская/российская крылатая противокорабельная ракета, входящая в состав ракетного комплекса для авиации К-22. Она предназначена для атаки точечных и площадных радиолокационно-контрастных целей посредством ядерной или фугасно-кумулятивной боевой части. Из этой статьи вы познакомитесь с описанием и характеристиками ракеты Х-22.

Создание

17 июня 1958 года, по Постановлению Совета министров Советского Союза, были начаты работы по созданию авиационно-ракетной комплекса К-22, для его дальнейшей установки на сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Главным элементом системы стала крылатая ракета Х-22 «Буря». За разработку комплекса взялся дубненский филиал ОКБ-155. Ракета создавалась в двух версиях: для поражения отдельных кораблей (радиолокационно-контрастные точки) и авианосных ордеров или конвоев (площадные цели). Система наведения была разработана в КБ-1 ГКРЭ сразу в трех вариантах: с активной РГСН (радиолокационной головкой самонаведения), с пассивной РГСН и с автономным счислителем пути ПСИ.

Испытания и доработки

Первые опытные образцы системы были изготовлены к 1962 году на заводе №256 ГКАТ. В этом же году начались ее испытания с борта переоборудованного самолета Ту-16К-22. В ходе испытаний, инженеры обнаружили немало проблем, которые решились лишь к 1967 году, когда ракета с активной РГСН была принята на вооружение СССР. Серийное производство было налажено на заводе № 256, а позже переехало на Ульяновский машиностроительный завод.

Отработка варианта Х-22ПСИ затянулась еще сильнее. На вооружение эта ракета поступила лишь в 1971 году. В этом же году, группа конструкторов, работавших над ее созданием, под руководством А. Л. Березняка, была удостоена Государственной премии.

Что касается третьего варианта с пассивной РГСН, то при его проектировании конструкторы столкнулись с рядом трудностей, справиться с которыми им удалось лишь к моменту разработки следующей модификации ракеты.

С появлением ракеты Х-22, возможности Дальней Авиации существенно расширились. Главной целью самолета Ту-22К, оснащенного данным вооружением, стали авианосные ударные группы предполагаемого противника. Недостатки у нового ракетного комплекса также были. Касались они, прежде всего, безопасности и надежности эксплуатации. После 2-3 полетов на подвеске самолета, ракеты часто выходили из строя, а токсичное горючее и агрессивный окислитель то и дело становились причиной для тяжелых аварий. КВО версии ПСИ составляла несколько сотен метров. Для успешной атаки точечных целей этого было недостаточно. Если испытания, на которых, вместо боевой части, ракеты оснащали системой КТА, дающей полную информацию о работе оружии, проходили хорошо, то при стрельбах в военных частях, часто возникала проблема с отказом системы управления. Причиной большинства аварий стало загрязнение воздуха и нарушение температурного режима в отсеках системы управления. Частично исправить положение вещей помогло дренирование.

Модификации

За время производства ракеты Х-22 она получила довольно много модификаций.

Базовая модель называлась Х-22ПГ. Она оснащалась активной РГСН и предназначалась для поражения точечных, то есть отдельно стоящих целей. Такую ракету можно было комплектовать фугасно-кумулятивной или термоядерной боевой частью. Первая БЧ имела индекс «М», а вторая – «Н». Базовая крылатая ракета Х-22 «Буря» устанавливалась на четыре версии самолета Ту-22: «К», «КД», «КП» и «КПД».

Другие версии (в скобках указан год принятия на вооружение):

  1. Х-22ПСИ (1971 г.).
  2. Х-22МА (1974 г.). Имеет увеличенную до 4000 км/ч скорость полета.
  3. Х-22МП (1974 г.). Получила пассивную систему наведения и увеличенную до 4000 км/ч скорость.
  4. Х-22П (1976 г.). Пассивная РГСН этой ракеты наводится на излучение вражеских радиотехнических средств. Эта версия получила боевую часть с простым зарядом уменьшенной мощности.
  5. Х-22М (1976 г.). От предыдущей модификации ракета Х-22 М отличается увеличенной до 4000 км/ ч скоростью.
  6. Х-22НА (1976 г.). Оснащена инерциальной системой управления с возможностью корректировки по рельефу местности.
  7. Х-ББ. Это экспериментальная модификация, скорость которой достигала 6 Махов, а высота полета – 70 километров. В конце 1980 годов ракета проходила испытания. Из-за ряда нерешенных проблем она так и не была принята на вооружение.
  8. Х-32 (2016). Представляет собою глубокую модернизацию сверхзвуковой крылатой ракеты Х-22. Основные изменения касаются двигателя, системы наведения и облегченной боевой части. Работы по созданию этой ракеты начались в середине 1990-х и несколько раз останавливались. Лишь в 1998 году состаялись первые испытания прототипа.
  9. Радуга-Д2. В 1997 году была представлена гиперзвуковая летающая лаборатория, созданная на базе крылатой ракеты Х-22 системы К-22. Она может переносить до 800 кг оборудования и развивает при этом 6,5 м скорости. Силовая установка этой ракеты состоит из воздушно-прямоточного двигателя и ракетного ускорителя. Ее пуск производится с самолета Ту-22М3.

Материалы

При разработке ракеты Х-22, первостепенным условием было сохранение ее работоспособности при высоких температурах. Дело в том, что при полете на близких к максимальным скоростях, поверхности ракеты нагреваются до 420 °С. Таким образом, использование алюминиевых сплавов, которые широко применяются в ракето- и авиастроении, но «держат» лишь 130 °С, было невозможным. Конструкторам пришлось отказаться и от многих других материалов, подверженных потере структуры и прочности с нагревом. В результате в качестве основных материалов были выбраны нержавеющие стали и титан. Для изготовления крупногабаритных элементов широко использовалась сварка.

Силовые элементы фюзеляжа, крыла и оперения были стальными, а обшивка и некоторые узлы, поверженные перегреву, производились из титанового сплава. Теплозащитные кожухи и экраны также выполняются из титана. Для внутренней теплоизоляции использовались специальные маты. Внутренние элементы каркаса под оборудование, а также балки и рамы для крепления аппаратуры выполняются методом крупногабаритного литья из легких магниевых сплавов.

При создании стеклотекстолитовых радиопрозрачных обтекателей головки самонаведения, конструкторы столкнулись с рядом трудностей, связанных с необходимостью поддержания их стабильных характеристик при температурах до 400 °С. В результате обтекатели стали делать из термостойких клеев, радиопрозрачного материала, кварцевых тканей и минеральных волокон.

Компоновка

Ракета Х-22, фото которой можно принять за фото самолета, имеет планер, который спроектирован по нормальной аэродинамической схеме – крыло и стабилизатор располагаются посредине.

Фюзеляж состоит из четырех отсеков, которые стыкуются между собой посредством фланцевого соединения. В носовой части корпуса, в зависимости от версии ракеты, располагается головка самонаведения, радиолокационный координатор или же ДИСС автономного счислителя пули. Там же находится и блок систем управлениям. За ним идут блоки воздушных и контактных взрывателей, боевая часть, баки-отсеки с компонентами топлива, а также энергетический отсек с аккумуляторами, автопилотом и оборудованием наддува баков. В хвостовой части располагаются исполнительные рулевые механизмы, турбонасосный агрегат двигателя и двухкамерный жидкостной ракетный двигатель (ЖРД) модели Р201-300. Ракета Х-22, характеристики которой мы сегодня рассматриваем, имеет запас топлива в 3 тонны.

Самыми крупными агрегатами ракеты являются баки-отсеки. Они представляют собой тонкостенные конструкции с силовым набором, сваренные из стали, стойкой к коррозии. Отсеки несут также узлы крепления крыла. По прочностным соображениям, ракета имеет минимальное количество технологических и эксплуатационных люков, вырезы которых существенно ослабляют конструкцию.

Крылья и оперение

Крыло треугольной формы со стреловидность в 75°, по передней кромке имеет сверхзвуковой симметричный профиль, относительная толщина которого составляет 2 %. Достаточный уровень прочности и жесткости крыла, при его малой строительной высоте (у корня всего 9 см), обеспечивается за счет использования многолонжеронной конструкции и толстостенной обшивки. Площадь каждой из консолей составляет 2,24 м3.

Цельноповоротные консоли оперения имеют относительную толщину 4,5 % и отвечают за управление ракетой по курсу, крену и тангажу. Под фюзеляжем имеется также нижний киль, устанавливаемый для повышения путевой устойчивости ракеты Х-22. В нем размещаются некоторые антенны оборудования. Изначально, нижний киль делали съемным и крепили к ракете после ее подвешивания на самолет-носитель. Позже, для удобства транспортировки его оснастили шарнирным креплением, благодаря которому вовремя полета киль складывается в правую сторону. Это позволило уменьшить транспортировочную высоту ракеты до 1,8 м.

Оснащение

Система управления сверхзвуковой ракеты Х-22 включает автопилот, за энергообеспечение которого отвечает «сухая» ампульная батарея с преобразователем. Ее энергоемкости хватает на 10 минут безперебойного питания всех потребителей. В одном отсеке с ней располагается оборудование для наддува. Система управления включает мощные гидравлические приводы рулей, которые питаются от гидроаккумуляторов.

Жидкостной ракетный двигатель, модели Р201-300 имеет двухкамерную конструкцию. Каждая из камер оптимизирована под основные полетные режимы ракеты. Так, стартовая камера, форсажная тяга которой составляет 8460 кгс, служит для разгона ракеты и ее выхода на максимальную скорость, а маршевая камера с тягой всего 1400 – для поддержания высоты и скорости при экономном расходовании топлива. За питание силовой установки отвечает общий турбонасосный агрегат. Заправка ракеты Х-22 предполагает ее снаряжение примерно 3 тоннами окислителя и 1 тонной горючего.

Версия Х-22ПСИ с функцией инерциального наведения предназначена для поражения вражеских объектов с заданными координатами, поэтому она оснащается боевой частью мощностью 200 кт, которая может инициироваться как в воздухе, так и при столкновении с преградой.

Выстрел

После отцепки крылатой ракеты Х-22 от самолета компоненты топлива самовоспламеняются. В этот момент начинается разгон ракеты и набор высоты. Характер траектории полета зависит от выбранной заранее программы. Когда ракета достигает заданной скорости, силовая установка переключается на маршевый режим работы.

При атаке точечной цели головка самонаведения отслеживает цель в двух плоскостях и выдает автопилоту управляющие сигналы. Когда в процессе сопровождения вертикальный угол достигает заданной величины, подается сигнал на перевод ракеты в режим пикирования на цель под горизонтальным углом 30°. Во время пикирования управление производится по сигналам, поступающим от системы самонаведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Крейсер средних размеров самолет-носитель обнаруживает на расстоянии до 340 км, а захват и сопровождение производятся с расстояния до 270 км.

При атаке площадных целей самолет-носитель определяет координаты цели с помощью радиолокационной системы и прочих средств навигации. Бортовое оборудование ракеты излучает в направлении противника электромагнитные волны и непрерывно определяет вектор истинной скорости, принимая их в отраженном виде от «бегущих» участков земли. Этот показатель автоматически интегрируется по времени, после чего непрерывно производится определение дальности от ракеты до цели и удерживается курс, заданный с борта самолета.

Возможности

Практика показала, что ракета Х-22, описание которой мы с вами рассматриваем, является очень эффективным средством для атаки кораблей даже без использования ядерных зарядов. Попадание ракеты в борт корабля вызывает повреждения, способные вывести из строя даже авианосец. Именно поэтому в военных кругах ее называют не иначе как «убийца авианосцев». Ракета Х-22 при подлетной скорости 800 м/с оставляет пробоину площадью до 22 м2. При этом внутренние отсеки выжигаются струей глубиной до 12 метров.

По мнению советского военного руководства, самолеты Ту-22МЗ и Ту-95 с ракетами Х-22 были самым эффективным средством для борьбы с большими судами. В условиях холодной войны эти самолеты систематически приближались к авианосным соединениям США, чтобы зафиксировать действие американских радиоэлектронных помех. Штурманы, участвующие в этих разведывательных операциях, отмечали высокую эффективность американских средств защиты. По их словам, метки цели на дисплеях буквально исчезали в плотном облаке помех. Для эффективных действий советской авиации в таких условиях была разработана стратегия атаки, при которой первыми пускаются ракеты с ядерными боевыми головками, которые наводятся не на конкретную цель, а на все соединение. После этого пускаются уже простые ракеты, которые, по расчетам специалистов, должны найти уцелевшие цели и поразить их.

Борьба с вражескими средствами противовоздушной обороны включает целый ряд мер: массирование атаки несколькими группами, эшелонирование ракетоносцев и самолетов которые их прикрывают, маневрирование во время атаки и много другое. Удар может наноситься с заходом с разных сторон, перестроением, фронтальной атакой или последовательным выведением из строя вражеских кораблей. Иногда выделяется отвлекающая группа самолетов.

Учения

До начала 1990 годов боевые стрельбы по морским целям проводились на Каспии. Для этого экипажам с удаленных аэродромов приходилось перебазироваться поближе к полигону. Со временем работающий еще с 1950 годов полигон на Каспии был закрыт в связи с существенным загрязнением моря обломками ракет и мишеней. Организация стрельб на Ахтубинском полигоне, который отошел Казахстану, также стала невозможной.

Спустя несколько лет возобновились стрельбы на заново оборудованных полигонах. Для их обустройства выбирались малолюдные обширные территории, на которых можно было не переживать за последствия промахов. Эти территории оборудовались телеметрическими пунктами контроля и измерительными постами. В конце июня 1999 года самолеты Ту-22МЗ из Североморской Киркенесской авиадивизии в ходе испытаний «Запад-99», проводящихся в северной части РФ, выполнили пуски ракет в акватории Баренцева моря. Вместе с кораблями флота они нейтрализовали отряд прикрытия воображаемого противника с расстояния 100 км, а главную цель – с 300 км. В сентябре того же года на ТОФ самолеты Ту-22М3 провели стрельбы по мишеням.

В августе 2000 года, в ходе совместных испытаний военно-воздушных сил РФ и Украины, пара полтавских самолетов Ту-22М3 выполнила перелет на север и вместе с 10-ю российскими самолетами атакована мишени на полигоне у Новой Земли. Спустя две недели, в рамках совместных учений авиации и ПВО, экипаж украинского бомбардировщика выполнил пуск ракеты-мишени, которая была перехвачена и поражена истребителем Су-27.

В апреле 2001 года для проверки надежности ракеты Х-22 был произведен пуск экземпляра, хранящегося на складе 25 лет. Запуск прошел успешно. Менее удачно состоялись стрельбы в сентябре 2002 года под Читой – из-за сбоя в наведении ракета упала на монгольской территории, что привело к скандалу и выплате компенсаций. Аналогичная промашка произошла в Казахстане, где ракета упала недалеко от деревни.

Для перевозки ракет по аэродромам используются специальные транспортные тележки Т-22, задние колеса которых благодаря гидравлике могут «приседать», позволяя тем самым закатить громоздкое изделие под самолет с минимальным зазором. Для подвески тяжелой ракеты Х-22, ТТХ которой позволяют справляться с крупнейшими кораблями, применяют мощные электрические лебедки.

Проблема с заправкой

Крылатая ракета Х-22 заняла в отечественной ракетной технике и авиации особое место. Ее главными достоинствами стали: высокий срок службы (в 2017 году ракета отметила свое 50-летие) и универсальность применения. В отличие от аналогов, которые работают на единственном типе самолетов, Х-22 вооружала сразу три самолета: Ту-22К, Ту-22М и Ту-95К-22.

Есть у ракеты и существенный недостаток, от которого не получилось в полной мере избавиться даже за 50 лет, – низкая эксплуатационная пригодность, связанная с использованием жидкостного двигателя. Токсичность и едкость компонентов топливной смеси делают проблематичным обеспечение боеготовности ракет. Длительное хранение в заправленном виде оказалось невозможным из-за низкой коррозионной стойкости конструкции. И даже использование ингибиторов – замедлителей коррозии, не решает проблему.

Наиболее эффективной мерой для борьбы с коррозионными процессами стало внедрение ампульной заправки с помощью специального оборудования. Этот метод предполагает закачивание окислителя из герметичных емкостей в топливный бак под давлением, без контакта с внешней средой. Заправка производится непосредственно перед стрельбой. Хранение снаряженных ракет недопустимо. Техники-ракетчики, осуществляющие заправку, должны надевать специальный защитный костюм поверх шерстяного, толстые резиновые перчатки и сапоги-бахилы из толстого материала. Кроме того, они в обязательном порядке должны надевать изолирующий противогаз. Процесс заправки происходит при включенном газоанализаторе, регистрирующем утечки.

В частях стараются избегать операции заправки ракет по причине ее трудоемкости, поэтому учебные полеты на бомбардировщиках часто осуществляются с незаправленными ракетами. В полном объеме их готовят лишь перед выполнением зачетных пусков, которые производятся на учебных сборах 1-2 раза в год. Пуск такого оружия является крайне ответственной задачей, поэтому к нему допускаются только подготовленные экипажи, которые имеют богатый опыт.

Технические характеристики

Резюмируя выше сказанное, разберем основные характеристики крылатой ракеты Х-22 «Буря»:

  1. Длина – 11,65 м.
  2. Высота со сложенным килем – 1,81 м.
  3. Диаметр фюзеляжа – 0,92 м.
  4. Размах крыла – 3 м.
  5. Стартовая масса – 5,63-5,7 т.
  6. Скорость полета – 3,5-3,7 М.
  7. Высота полета – 22,5-25 км.
  8. Дальность стрельбы – 140-300 км.
  9. Высота применения – 11-12 км.
  10. Боевая часть: термоядерная или фугасно-кумулятивная.
  11. Тяга двигателя – до 13,4 кН.
  12. Запас топлива – 3 т.

fb.ru

Х-22 (крылатая ракета) Википедия

Х-22 «Буря»
НАТО: AS-4 Kitchen

КР Х-22 авиационного ракетного комплекса К-22 в музее авиационной техники в Тамбове
Тип крылатая ракета
Статус состоит на вооружении
Разработчик ОКБ-155-1
Главный конструктор А. Я. Березняк
Годы разработки c 1958
Принятие на вооружение фактически: декабрь 1968
официально: 9 февраля 1971
Производитель МКБ Радуга
Единиц произведено >1000[1]
Основные эксплуатанты
Модификации Х-22ПГ
Х-22ПСИ
Х-22МА, Х-22МП
Х-22П, Х-22М, Х-22НА
Х-22Б

Макс. дальность: 600 км

Боевая часть:
* термоядерная 0,35—1,0 Мт
* фугасно-кумулятивная 960 кг (630 кг ВВ тип ТГАГ)

 Медиафайлы на Викискладе
Учебная ракета Х-22НА (ПСИ) на фюзеляжном держателе БД-45Ф самолёта Ту-22М

Х-22 «Буря» (изделие Д-2, по классификации НАТО — AS-4 Kitchen — «Кухня») — советская/российская сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности. Входит в состав авиационного ракетного комплекса К-22.

Предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных точечных (авианосцы) и площадных целей (авианосных ударных групп), с помощью специальной (ядерной) или фугасно-кумулятивной БЧ.

История создания[ | ]

Создание авиационного ракетного комплекса К-22 на базе сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 (ОКБ-156) со сверхзвуковой крылатой ракетой большой дальности Х-22 «Буря» было начато в соответствии с Постановлением Совета министров СССР № 426—201 от 17 июня 1958 года.

Разработка[

ru-wiki.ru

Сверхзвуковые и трудноуязвимые ракеты Х-22 и КСР-5

Крылатая ракета Х-22 создавалась для вооружения бомбардировщика-ракетоносца и должна была запускаться вне пределов досягаемости ЗРК противника и на пределе досягаемости его истребителей.

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 14 апреля 1958 года задавало разработку авиационно-ракетной системы К-22, включающей сверхзвуковой бомбардировщик «105» туполевского ОКБ-156 (будущий Ту-22) и высотную сверхзвуковую крылатую ракету Х-22 «Буря». Скорость и высота полета самой ракеты должны были обеспечить ее низкую уязвимость от средств ПВО противника.

РОЖДЕНИЕ «БУРИ»

Головным разработчиком ракеты стал филиал № 2 ОКБ-155 во главе с А. Я. Березняком (г. Дубна, с 1966 г. — МКБ «Радуга»), система управления К-22 разрабатывалась в КБ-1 ГКРЭ. Для ракеты, совершающей полет в стратосфере со скоростью выше 3М, был выбран жидкостной ракетный двигатель разработки ОКБ-300 (МКБ «Союз»). Отработка планера, рассчитанного на высокие скорости и тепловые нагрузки, как и системы наведения, работающей автономно на дальностях около 300 км, потребовала немало времени. Самолет Ту-22К принят в конце 1968 года, в целом же комплекс К-22 принят на вооружение только 9 февраля 1971 года. Производство ракеты Х-22 организовано на Дубненском машиностроительном заводе. В США и НАТО ракета получила обозначение AS-4 Kitchen.

УСТРОЙСТВО РАКЕТЫ

Х-22 (заводской индекс Д-2) представляет собой среднеплан нормальной аэродинамической схемы с фюзеляжем большого удлинения, коротким треугольным крылом и крестообразным хвостовым оперением (нижний киль для удобства подвески был сделан съемным, затем — складным). Жидкостной ракетный двигатель Р-201 -300 (С5.33) имеет две камеры — стартовую и маршевую — с раздельными соплами. Горючее («тонка») и окислитель (азотная кислота) подаются турбонасосным агрегатом. Управление по курсу и тангажу — с помощью цельноповоротных консолей хвостового оперения с электрогидравлическим приводом.

Варианты ракеты различались системами наведения. Первой была принята на вооружение Х-22ПГ, рассчитанная на поражение радиоконтрастных целей и оснащенная активной радиолокационной ГСН и инерциальной системой, действующей на среднем участке траектории. Она могла нести фугасно-кумулятивную или термоядерную боевую часть. Фугасно-кумулятивная боевая часть с 500-кг зарядом ВВ рассчитывалась прежде всего на поражение крупных кораблей при борьбе с авианосными группировками.

Ракета Х-22ПСИ оснащалась инерциальной навигационной системой с доплеровским измерителем скорости и сноса и счислителем пути, предназначалась для поражения целей по заранее заданным координатам; ошибки выведения ракеты на цель отчасти «компенсировались» термоядерной боевой частью. Противорадиолокационная Х-22П несла пассивную ГСН, осколочно-фугасную или ядерную боевую часть.

В РАБОТЕ

Ракеты Х-22 состояли на вооружении дальней и морской авиации. Самолет Ту-22К нес одну ракету Х-22 на подфюзеляжной подвеске, Ту-22М мог нести две Х-22 под плоскостями. Ракета после пуска выходила на высоту 22 500 м и совершала полет на скоростях до 3710 км/ч, что делало ее почти неуязвимой для ЗРК того периода. Захват цели ГСН (в варианте Х-22ПГ) производился на траектории. Для поражения цели ракета переходила в пикирование.

МОДЕРНИЗАЦИИ

Создание модернизированного авиационно-ракетного комплекса было задано еще в 1967 году. В августе 1976 года на вооружение принят комплекс К-22М, включающий самолет Ту-22М (Ту-22М2) и ракеты Х-22М (заводской индекс Д-2М), затем — Х-22Н (Д-2Н).

Х-22М получила увеличенную до 4000 км/ч скорость полета и также имеет варианты с активной или пассивной ГСН и инерциальной системой наведения.

Х-22Н отличается возможностью выбора траектории полета — высотной или «нижней» (высота полета 12 км, скорость — около 2200 км/ч), увеличенной надежностью агрегатов, аппаратурой на полупроводниковых комплектующих, облегченной фугасно-кумулятивной боевой частью. Вариант Х-22НА имел инерциальную систему наведения повышенной точности, противорадиолокационная Х-22НП — пассивную РЛ ГСН.

Ту-22М2 (М3) нес две-три ракеты Х-22Н или Х-22М. Под носители ракет Х-22 переоборудовали также самолеты Ту-95К (модификация Ту-95К-22). Со временем основным носителем остался Ту-22М3.

«МЛАДШАЯ СЕСТРА» — КСР-5

Основную силу дальней и морской авиации составляли самолеты Ту-16. Понятно появление 24 августа 1962 года Постановления СМ СССР о создании комплекса К-26 с носителем Ту-16, высотной ракетой КСР-5 и системой управления «Взлет». Задавались дальность пуска ракеты 180-240 км и скорость полета 3200 км/ч. Разработку ракеты вело ОКБ-155-2 А. Я. Березняка с использованием опыта разработки КСР-2, КСР-11 и наработок по Х-22.12 ноября 1969 года комплекс принят на вооружение. США и НАТО ракету КСР-5 обозначили AS-6 Kingfish. Конструкция КСР-5 (заводской индекс Д-5) в целом повторяла Х-22.

Ракета оснащена двухкамерным ЖРД С5.33, фугасно-кумулятивной или ядерной боевой частью. Наведение осуществлялось с помощью активной РЛ ГСН, управление по высоте — инерциальной системой. Под носители КСР-5 переоборудовались бомбардировщики Ту-16 (на самолет, в частности, устанавливалась РЛС целеуказания «Ру6ин-1КВ»). Так, Ту-16К-26 мог нести ракету КСР-5 и две КСР-2, Ту-16К-10-26 — две КСР-5 и одну К-10С, Ту-16КСР-2-5-11 — две КСР-5 и одну КСР-2 или КСР-11. Модернизированный комплекс К-26М с ракетой КСР-5М предназначался для борьбы с малоразмерными целями, комплекс К-26Н включал «низковысотную» ракету КСР-5Н и самолет, оборудованный РЛС «Рубин-1М» увеличенной дальности действия. В 1973 году на вооружение принят противорадиолокационный комплекс К-26П: ракета КСР-5П оснащалась пассивной ГСН, самолет нес станцию разведки целей «Рица». Комплекс К-26 оставался на вооружении до середины 1990-х годов.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь