📌 Военно-воздушные силы и войска ПВО Республики Беларусь

Флаг ВВС и ПВО Республики Беларусь

Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны (ВВС и ВПВО) (белор. Ваенна-паветраныя сілы і войскi супрацьпаветранай абароны) — один из видов Вооружённых сил Республики Беларусь. Предназначены для прикрытия административных, военных, экономических центров Республики Беларусь, группировок её войск от ударов противника с воздуха, а также для поражения объектов и войск противника и обеспечения боевых действий Сухопутных войск.

Были созданы в 2001 году в результате объединения Военно-воздушных сил Республики Беларусь с Войсками противовоздушной обороны.

История

Структура

ВВС и войска ПВО Республики Беларусь имеют в своём составе следующие рода войск:

Организационно, ВВС и войска ПВО включают:

Пункты базирования

  • Авиабаза Барановичи
  • Авиабаза Лида
  • Авиабаза Мачулищи
  • Авиабаза Пружаны

Боевой состав

Техника и вооружение

Источники[2][3][4]

Аварийность

Су-27УБМ за пятнадцать минут до катастрофы на авиашоу в Польше

Согласно официальным данным, обнародованным в декабре 2007 года, с мая 1997 года в ВВС и ВПВО Беларуси не было ни одного авиационного происшествия[5]. Катастрофа истребителя Су-27 в 2009 году стала, вероятно, первой потерей за двенадцать лет. Информация о количестве лётных происшествий в 1990-е годы отсутствует, известны лишь некоторые случаи.

  • 23 мая 1996 года во время тренировочного полёта разбился Су-27. Пилот начальник воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й истребительной авиабазы подполковник Владимир Карват отвёл падающую машину от населённого пункта и был посмертно удостоен звания Героя Беларуси[6].
  • 24 мая 1997 года во время тренировочного полёта разбился Су-17, пилот начальник станции летных испытаний 558-го авиаремонтного завода подполковник Сергей Погребан погиб[6][7].
  • 30 августа 2009 года во время выступления на авиационном шоу в Польше разбился Су-27УБМ. Погибли оба члена экипажа — заместитель командующего Западным оперативно-тактическим командованием ВВС и войск ПВО полковник Александр Марфицкий и заместитель командира 61-й истребительной авиабазы полковник Александр Журавлевич
    [8]
    .
  • 29 ноября 2011 года возле Пружан разбился вертолёт Ми-24, погибли три человека[9].
  • 12 июня 2012 года возле полигона «Неман» (Новогрудский район) потерпел катастрофу самолёт СУ-25 (42 белый) из состава 116-й штурмовой авиационной базы. Пилот начальник отделения боевой подготовки авиабазы — начальник воздушно-огневой и тактической подготовки авиабазы военный летчик 1-го класса подполковник Николай Гриднев 1975 года рождения погиб[10].

Происшествия

12 сентября 1995 года, три воздушных шара, борющиеся за кубок Гордона Беннетта, влетели в белорусское воздушное пространство. Несмотря на тот факт, что организаторы сообщили белорусскому правительству о гонке ещё в мае и что планы полётов были также представлены, белорусские военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны сбили один воздушный шар. Погибли двое американских граждан. Из двух оставшихся воздушных шаров, один был вынужден сразу экстренно приземлиться, а другой приземлился через два часа после происшествия вследствие ухудшения погоды. Экипажи двух воздушных шаров были оштрафованы за въезд в Беларусь без визы, а затем освобождены.

[11][12].

21 апреля 2010 годa во время тренировочного полета в условиях ограниченной видимости в районе Ружан (Пружанский район, Брестская область) произошло столкновение в воздухе двух самолетов МиГ-29. Пилот одного из самолётов катапультировался. Другой самолёт успешно приземлился на базовом аэродроме.[13]

31 января 2012 года во время боевых стельб по наземным целям на полигоне «Неман» (Новогрудский район) произошло самопроизвольное открытие откидной части фонаря у одного из штурмовиков «Су-25», и она была сорвана. При этом часть осколков попала в правый двигатель самолета, причинив незначительные повреждения, которые не сказались на его работе. Самолет совершил вынужденную посадку на аэродроме 116-й штурмовой авиационной базы Лида

[14].

Знаки различия

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

ВВС И ПВО СИРИИ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕНОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 12/2006, стр. 36-43

ВВС И ПВО СИРИИ

Подполковник Е. ФЕДОТОВ

Датой основания вооруженных сил Сирийской Арабской Республики (САР) считается 1 августа 1946 года, поскольку в этот день был принят Декрет о создании национальной армии.

Военно-воздушные силы организационно являются составной частью объединенного вида ВС — ВВС и ПВО. Численность личного состава военно-воздушных сил превышает 45 000 человек. По взглядам ВПР страны, основное его предназначение — готовность самостоятельно или во взаимодействии с другими видами вооруженных сил решать следующие задачи: оборона административно-политических центров, группировок войск и важных военных объектов от воздушных ударов; нанесение ударов по объектам противника в тактической и оперативно-тактической глубине; оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВМС; ведение воздушной разведки; выброска воздушных десантов в тыл противника; переброска своих войск и военных грузов по воздуху.

На вооружении ВВС и ПВО находятся самолеты, вертолеты, зенитные ракетные комплексы и зенитные артиллерийские установки. В боевом составе имеются части и подразделения бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, военно-транспортной, вертолетной и учебной авиации, а также зенитных ракетных, зенитных артиллерийских, радиотехнических войск и войск тылового обеспечения.

Возглавляет ВВС и ПВО командующий (в настоящее время дивизионный генерал Али Исмаил Махмуд), который подчиняется начальнику генерального штаба и верховному главнокомандующему. Он отвечает за поддержание боеспособности и боеготовности соединений и частей подчиненного ему вида вооруженных сил, разработку и реализацию планов оперативного и боевого применения войск, организацию и проведение оперативной и боевой подготовки, а также за подготовку кадров. Он организует материально-техническое обеспечение соединений, частей и подразделений.

В мирное время руководство и управление войсками командующий осуществляет через свой аппарат, включающий заместителей, секретариат, штаб, управления и отделы, а в военное — через штаб ВВС и штабы оперативных командований, которые начинают функционировать с момента приведения войск в полную боевую готовность и оперативного развертывания ВС страны.

Штаб военно-воздушных сил является основным органом административного и оперативного управления частями ВВС. На него возложены функции по планированию боевого применения, повседневной и боевой деятельности войск и их материально-технического обеспечения.

Штаб состоит из следующих управлений и отделов: оперативного, боевой подготовки, разведывательного, метеорологического обеспечения, связи, РЭБ, кадров, тыла, службы главного инженера и других. В войсках противовоздушной обороны имеется отдельное командование, непосредственно подчиненное командующему ВВС и ПВО.

Бомбардировочная авиация предназначена для уничтожения (подавления) важных объектов противника. Она представлена 20 самолетами Су-24.

Истребительно-бомбардировочная авиация призвана уничтожать малоразмерные и подвижные наземные и морские цели в тактической и ближайшей оперативной глубине в интересах СВ и ВМС. В ее составе насчитывается более 130 самолетов (Су-22 различных модификаций и МиГ-23БН).

Наиболее многочисленный парк самолетов ВВС

Сирии представлен истребителями МиГ-21

различных модификаций

Истребительная авиация предназначена главным образом для уничтожения средств воздушного нападения противника на дальних и ближних подступах к прикрываемым районам и объектам. Она насчитывает 310 самолетов: МиГ-29, МиГ-25, МиГ-23 и МиГ-21.

Аэродромная сеть ВВС САР

Организация управления ВВС САР

Разведывательная авиация является средством ведения воздушной разведки противника, местности и погоды в интересах всех видов ВС. Она имеет 14 самолетов (МиГ-25Р, МиГ-21Р).

Учебно-боевая авиация представлена 31 машиной: МиГ-25У, МиГ-23У, МиГ-21У. Учебно-тренировочная авиация насчитывает более 100 самолетов: L-39ZA/ZO, ММВ-223 «Фламинго», «Мушка».

Парк боевых вертолетов включает 80 машин (Ми-25 и SA-342L «Газель»), транспортных — ПО (Ми-8, Ми-17 и Ми-2). Имеется также несколько вертолетов РЭБ.

Военно-транспортная авиация (ВТА, одна бригада) располагает 25 самолетами: Ил-76, Ан-26, Ту-134, Як-40, «Фалкон-20» и «Фалкон-900». Она предназначена для транспортного обеспечения всех видов вооруженных сил. Воздушные перевозки в оперативной зоне способствуют маневру войск, а постоянное тыловое обеспечение позволяет вести военные действия даже в отрыве от основных сил. В условиях характерной для Сирии труднопроходимой местности быстрая доставка личного состава и грузов путем воздушных перевозок может оказаться решающим фактором успешного ведения боевых действий.

Основными задачами ВТА являются: переброска частей сухопутных войск в район боевых действий; доставка войскам предметов материально-технического обеспечения с основных баз; воздушное десантирование войск с последующим снабжением их по воздуху; снабжение по воздуху подразделений, попавших в окружение или действующих в отрыве от основных сил; эвакуация раненых и больных; другие перевозки в интересах всех видов ВС.

На вооружении самолетов и вертолетов ВВС САР состоят управляемые ракеты класса «воздух — земля» следующих типов: Х-23, Х-29, Х-58, «Хот», «Малютка» и «Скорпион», а также УР класса «воздух — воздух»: К-13, Р-23, Р-27, Р-40, Р-60 и Р-73.

Аэродромная сеть включает более 100 аэродромов, которые на территории страны распределены сравнительно равномерно. При этом для базирования современных боевых самолетов пригоден 21 (в том числе 19 для самолетов), основными из которых являются: Абу ад-Духур, Халеб, Блей, Дамаск, Думейр, Дейр эз-Зор, Наси-рия, Сейкаль, Табка, Тияс, Тифор, Халь-кале и Хама, а также три вертолетные площадки: Акраба, Марж-эс-Султан и Тафтаназ. Оперативная емкость аэродромной сети при рассредоточенном базировании боевой авиации составляет около 1 000 самолетов.

Большинство аэродромов имеют взлетно-посадочные полосы (ВПП) с капитальным покрытием и построены по типовой схеме: одна ВПП, магистральная рулежная дорожка, которая может быть использована для взлета и посадки в случае вывода из строя основной ВПП; групповые и одиночные стоянки самолетов; площадки для дежурных самолетов; склад ГСМ, технические и служебные здания. На всех аэродромах базирования боевой авиации (БА) сооружены железобетонные укрытия для самолетов. На некоторых из них в укрытиях имеются системы автономной заправки топливом, созданы запасы кислорода, сжатого воздуха и азота.

Организация управления ПВО

В ходе полетов и учебно-боевых мероприятий летный состав БА основное внимание уделяет отработке техники пилотирования в различных метеоусловиях и на предельно малых высотах, взаимодействия с подразделениями ЗРК при перехвате воздушных целей, ведения воздушного боя в различных условиях, нанесения авиаударов по наземным и морским объектам. Подразделения ВВС участвуют в совместных с сухопутными войсками и силами флота учениях, в ходе которых отрабатывают задачи по оказанию им авиационной поддержки.

В зарубежных СМИ отмечается, что уровень подготовки летного и инженерно-технического состава остается недостаточно высоким. Ощущается нехватка различного вида тренажеров и другого современного учебного оборудования. Командование испытывает трудности в ремонте и техническом обслуживании авиационной техники. В ВВС ощущается острая нехватка запасных частей. Это, в свою очередь, негативно сказывается на качестве подготовки летного состава (средний годовой налет сирийских летчиков около 30 ч).

На вооружении ВВС состоят в основном самолеты и вертолеты устаревших типов, полученные в 70-80-х годах и имеющие ограниченные возможности по боевому применению. К настоящему моменту они практически выработали установленные сроки эксплуатации и морально устарели. В первую очередь это относится к самому многочисленному парку фронтовых истребителей МиГ-21. И даже таким находящимся на вооружении сирийских ВВС современным самолетам, как Миг-29 и Су-24, необходима модернизация.

Учебно-тренировочный самолет L-39

может нести различные авиационные

средства поражения

Военно-транспортный самолет Ил-76 ВВС Сирии

Эксплуатируемые электронное оборудование, наземные и бортовые средства РЭБ устарели и не в состоянии эффективно противодействовать

израильским техническим средствам. В связи с отсутствием в боевом составе национальных ВВС самолетов ДРЛО и управления, а также РЭБ, которыми располагают израильские авиационные формирования, сирийское командование не имеет возможности эффективно управлять своими подразделениями в ходе проведения воздушных операций. Все это делает весьма проблематичным преодоление в случае необходимости сирийскими самолетами системы ПВО Израиля, ведения воздушных боев, в том числе над своей территорией, и оказания эффективной поддержки наземным частям и ВМС. Слабым местом остается также воздушная разведка.

Западные аналитики отмечают, что ударная мощь боевой авиации недостаточно велика и это не позволяет ей оказывать надежную поддержку действиям сухопутных войск и ВМС. К тому же недостаточно четко отработано взаимодействие между ВВС и другими видами вооруженных сил, например между истребительной авиацией и наземными средствами ПВО. Тактика ведения воздушного боя, а также вооружение боевых самолетов и вертолетов не менялись с 80-х годов.

Таким образом, парк авиатехники нуждается в серьезной модернизации и замене ее современными образцами. В связи с этим имеются планы модернизации истребителей МиГ-25, что позволит оснастить их УР дальнего действия Р-31 класса «воздух — воздух». Кроме того, подписан контракт на ремонт самолетов МиГ-29. Для качественного обновления военно-воздушных сил Дамаску необходимо приобрести 30-50 таких самолетов. Пока неясно, идет ли речь о МиГ-29СМТ — улучшенной многоцелевой версии — или же о более простых его образцах. В западных СМИ сообщалось, что режим Асада проявляет интерес к более дорогому и имеющему большую дальность действия тактическому истребителю Су-27. Однако, по мнению зарубежных экспертов, для выполнения главной задачи — противостояния ВВС Израиля — сирийским ВВС вполне достаточно прибрести МиГ-29, а закупку Су-27 в настоящее время в силу ограниченности финансовых средств не рассматривать как приоритетную. В целом сирийские ВВС поддерживаются, хотя и со значительными трудностями, в боеспособном состоянии.

Части противовоздушной обороны. Командование ВС САР рассматривает воздушное пространство в качестве составного элемента современного поля боя и считает ПВО страны и войск важнейшим видом их боевого обеспечения. Войска ПВО во взаимодействии с истребительной авиацией и частями РЭБ в случае необходимости призваны выполнять следующие задачи: отражать массированный удар авиации противника при проведении им воздушной операции; не допускать авиационного удара по важнейшим административно-политическим центрам САР; прикрывать в общей системе ПВО группировки общевойсковых соединений в районах боевого развертывания и местах постоянной дислокации и обеспечивать их надежную защиту от ударов с воздуха в ходе ведения боевых действий; дивизиям ПВО уничтожать самолеты разведки, специальные самолеты разведки и постановщики помех, а также групповые цели с момента их обнаружения на маршрутах полета; уничтожать боевые самолеты и беспилотные летательные аппараты (БЛА), нарушившие воздушное пространство САР до подлета к объектам; оповещать войска и объекты гражданской обороны о непосредственной угрозе нападения воздушного противника.

В середине 90-х годов на вооружении состояли военно-транспортные самолеты Ан-12

Более 40 вертолетов SA-342L состоит на вооружении национальных ВВС

Общее руководство силами и средствами ПВО осуществляет объединенный штаб ВВС и ПВО. Он планирует взаимодействие всех сил и средств ПВО по высотам, рубежам и зонам с учетом действия тактической авиации. Группировка сил и средств ПВО, созданная с учетом объектового и зонально-объектового прикрытия войск и объектов в двухэшелонном построении, развернута на основных направлениях вероятного воздушного удара противника. Организационно она сведена в две зоны: Северную и Южную.

Части ПВО представлены двумя дивизиями, 25 зенитными ракетными бригадами (отдельными и в составе дивизий ПВО, всего до 150 батарей), частями радиотехнических войск. На их вооружении состоят около 750 ПУ ЗУР (С-75 «Двина», С-75М «Волга», С-125 «Печора», «Квадрат», ПУ ЗУР дальнего действия С-200ВЭ, ПУ ЗУР ближнего действия «Стрела-10» и «Оса»). Кроме того, имеется примерно 2 000 орудий ЗА калибров 23 мм — ЗУ-23-2, ЗСУ-23-4 «Шилка», 37 мм — М-1939 (все на хранении), 57 мм — С-60, ЗСУ-57 и 100 мм — КС-19. На вооружении частей радиотехнических войск (РТВ) находятся РЛС следующих типов: П-12, П-14, П-15, П-30, П-35 и П-80, а также радиовысотомеры ПРВ-13 и ПРВ-16. Полк зенитных ракет С-200 состоит из двух дивизионов по две батареи.

Для управления силами и средствами ПВО имеются три командных пункта: центральный (ЦКП) ВВС и ПВО и объединенный (ОКП) Северного и Южного районов. Система командных пунктов состоит из ЦКП ВВС и ПВО, ОКП Северного и Южного районов, командных пунктов ПВО армейских корпусов, пунктов управления (ПУ) ПВО танковых и механизированных дивизий, КП зенитных ракетных бригад и полков.

Стационарные КП соединений и частей в инженерном отношении выполнены из железобетонных конструкций, но практически ни один из них не оборудован системой противохимической защиты. Запасные КП (ПУ) выполнены в стационарном и передвижном вариантах, передвижные — на автомобилях, бронетранспортерах и на базе прицепов.

Оповещение командных пунктов о воздушной обстановке осуществляется централизованно с ЦКП ВВС и ПВО, а также ближайшими подразделениями РТВ.

Радиотехнические войска являются составной частью объединенного вида вооруженных сил ВВС и ПВО. Общее руководство ими осуществляет начальник РТВ, который отвечает за боевую готовность подчиненных сил и средств, подготовку частей и подразделений к ведению боевых действий.

В составе РТВ имеются две радиотехнические бригады и центральная мастерская по ремонту радиолокационного оборудования.

В зарубежных СМИ отмечается, что на вооружении частей ПВО состоят в основном устаревшие типы вооружения и РЛС. Средства управления, разведки и наведения также требуют замены. ЗРК и радиотехнические средства ПВО не обладают достаточно хорошей помехозащищенностью. Большинство ЗРК являются стационарными, что делает их легко уязвимыми для огневого воздействия противника. Имеются проблемы с подготовкой личного состава.

В целом современное состояние сил ПВО САР, несмотря на их многочисленность, не позволяет им успешно противостоять израильской авиации, особенно в случае нанесения той массированного удара.

Командование сирийских вооруженных сил, учитывая ту значительную роль, которую играла авиация в операциях в Югославии и Ираке, а также в ряде других локальных конфликтов, уделяет особое внимание укреплению сил и средств ПВО, поддержанию их в боеспособном состоянии. Однако собственные возможности по модернизации сил и средств ПВО весьма ограниченны. По оценке американских экспертов, модернизация системы противовоздушной обороны с заменой большей части ЗРК, РЛС и систем управления может занять (в случае поставки из-за рубежа необходимого количества новой техники) от трех до пяти лет.

Подготовка национальных кадров ВВС и ПВО осуществляется в Сирии на факультете академии им. Хафаза Асада, в авиационном колледже и на национальных курсах.

Авиационный колледж (г. Алеппо) — это среднее военное учебное заведение, которое готовит офицерские кадры для ВВС. Срок обучения три года. По окончании колледжа выпускникам присваивается офицерское звание и соответствующая квалификация по профилю обучения. В этом учебном заведении имеется три факультета: летный, штурманский и технический, где могут обучаться в среднем до 1 000 человек. Ежегодно колледж выпускает 60-65 пилотов самолетов, 10-15 штурманов для транспортной авиации, 30-35 офицеров боевого управления, а также 250-270 специалистов по обслуживанию авиационной техники и по другим специальностям.

Подготовка национальных кадров ВВС не полностью отвечает перспективам развития и оснащения техникой этого вида ВС. Поступление на вооружение современных авиационных комплексов требует улучшения фундаментальных общетехнических знаний преподавательского состава и курсантов, что возможно лишь при переводе авиационного колледжа на другой уровень — высшего учебного заведения в случае выполнения двух условий — улучшения качества отбора курсантов и наличия совершенной учебно-материальной базы.

Для войск ПВО подготовка офицеров командного и инженерно-технического профилей осуществляется в колледже ПВО (г. Хомс), в высшей военной академии ВС САР (г. Дамаск) и инженерной академии им. Асада (г. Алеппо). Колледж ПВО предназначен для подготовки офицеров командного профиля с трехгодичным сроком обучения. Здесь готовят специалистов по 14 специальностям. Кроме того, на базе колледжа организуются сборы командиров, офицеров запаса и сержантов.

Ремонтные предприятия. Ремонт авиационной техники производится на авиаремонтном заводе (г. Алеппс))). На его базе организован средний ремонт самолетов МиГ-21 и Су-2!2. Кроме того, закупается новое оборудование, которое позволит выполнять капитальный ремонт самолетов типов МиГ-21 и МиГ-23 БН. Проведены работы по доукомплектованию цехов с целью организации капитального ремонта вертолетов Ми-8 (без двигателей и редукторов). Завод располагает различными лабораториями, которые оборудованы стендами для проверки и контроля электронной аппаратуры.

В г. Хомс расположено предприятие по ремонту средств ПВО. В связи с недостаточно развитой ремонтной базой командование ПВО пытается наладить взаимодействие с другими предприятиями ВС САР, в том числе с танкоремонтным заводом и артиллерийской мастерской.

Перспективы развития. Правительство Сирии рассматривает возможность приобретения перспективных истребителей. В частности, с Чехией велись переговоры о модернизации учебных самолетов L-39ZA и ZO, но под давлением НАТО Прага не пошла на подписание контракта. В настоящее время рассматривается вопрос о закупке новых образцов авиационной техники, включая современные бомбардировщики и тактические истребители, боевые вертолеты, зенитные ракетные комплексы различной дальности, а также о проведении комплексной модернизации самолетов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29 и Су-24.

В целом, как отмечается в зарубежных СМИ, командование национальных ВВС и ПВО направляет свои усилия на дальнейшее повышение боеготовности и боевых возможностей подчиненных частей и подразделений.


militaryarticle.ru

ВВС и ПВО в послевоенный период

По окончании Второй мировой войны на состояние и дальнейшее развитие советских ВВС и Войск противовоздушной обороны (ПВО) существенное влияние оказала начавшаяся конфронтация между Востоком и Западом. Реальная угроза массированных ударов авиации потенциального противника по объектам и группировкам войск с применением новых средств поражения вызвала необходимость осуществления крупных мероприятий по созданию единой системы противовоздушной обороны страны. Имевшиеся к концу войны 4 фронта и 3 отдельные армии ПВО к маю 1946 г. реорганизованы в округа противовоздушной обороны страны: Северо-Западный, Юго-Западный, Дальневосточный. Ленинградская и Бакинская армии ПВО преобразованы в соответствующие корпуса ПВО, оставшиеся корпуса и дивизии переформированы в дивизии и бригады ПВО.
Основным направлением в послевоенный период по совершенствованию советских ВВС стал переход от поршневой к реактивной авиации. 24 апреля 1946 г. в СССР осуществлены испытания первых истребителей с воздушно-реактивными двигателями (Як-15 и МиГ-9), поступившие вскоре на вооружение ВВС и истребительной авиации ПВО.
В дальнейшем фронтовая авиация ВВС получила более современные реактивные самолеты Ла-15, МиГ-15, Ил-28 и др. В начале 1950-х гг. истребительная авиация ПВО начала оснащаться серийными реактивными истребителями МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-23 и их модификациями с бортовыми радиолокационными прицелами, пушками и управляемыми ракетами класса «воздух — воздух», обеспечивавшими уничтожение пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения вне их визуальной видимости. На начало 1951 г. в истребительной авиации ПВО имелось 1517 реактивных самолетов-истребителей (50,5% их общего количества), а к концу 1952 г. их доля возросла до 85,5%.

Рост боевых возможностей советских ВВС требовал совершенствования системы управления. В апреле 1946 г. была учреждена должность главнокомандующего ВВС – заместителя Министра Вооруженных Сил СССР. Первым руководителем Военно-воздушных сил в новой должности стал маршал авиации К.А. Вершинин.

Продолжалось совершенствование организационной структуры частей, соединений и объединений. В составе ВВС были оформлены дальняя и военно-транспортная авиация как рода авиации, создавались вертолетные части. На вооружение начали поступать новые средства поражения – управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и ракеты с ядерными зарядами.
Значительная масса и большие габариты первых ядерных боеприпасов требовали разработки специальных средств их доставки к целям, что обусловило преимущественное развитие тяжелой бомбардировочной авиации, имевшей на вооружении соответствующие типы самолетов: М-4, , Ту-95МА, Ту-95К и др.
В 1953 г. штабом ВВС под руководством маршала авиации С.И. Руденко впервые были разработаны вопросы применения авиацией ядерного оружия, созданы основы для подготовки авиационных частей и соединений к боевым действиям в операциях с применением средств массового поражения. Полученные результаты прошли практическую проверку в ходе последующих маневров войск и войсковых учений, в том числе в Прикарпатском военном округе (1953 г.), на Тоцком (1954 г.) и Семипалатинском (1956 г.) полигонах.

В середине 1950-х гг. в составе ВВС вместо штурмовой была сформирована истребительно-бомбардировочная авиация, оснащенная специальными типами истребителей-бомбардировщиков, способных применять как обычные, так и ядерные средства поражения. С поступлением на вооружение ВВС атомного, а затем и термоядерного оружия, была ликвидирована монополия США в области ядерного вооружения и значительно повышена обороноспособность страны. До образования Ракетных войск стратегического назначения ВВС являлись единственным видом Вооруженных Сил, обладавшим ядерным потенциалом.
В Войсках ПВО страны в этот период шел поиск рациональной организационной структуры в оперативном и тактическом уровнях. Для создания надежной системы противовоздушной обороны СССР были сформированы округа и особые корпуса ПВО, а затем и районы противовоздушной обороны. В мае 1954 г. была учреждена должность главнокомандующего Войсками ПВО страны в ранге заместителя Министра обороны СССР. Им стал Маршал Советского Союза Л.А. Говоров, годом позднее – Маршал Советского Союза С.С. Бирюзов.
В декабре 1951 г. в Советском Союзе приступили к организации единого радиолокационного поля. Это позволило провести полное перевооружение частей воздушного наблюдения, оповещения и связи на новые радиолокационные станции и системы, сформировать радиотехнические войска как род войск ПВО. На основе внедрения в войска принципиально нового оружия – зенитных ракетных комплексов и систем в середине 1950-х гг. была создана 1-я армия ПВО особого назначения, вооруженная первой в стране зенитной ракетной системой С-25.

15 июля 1955 г. армия в составе четырех корпусов вошла в состав Московского округа ПВО для обеспечения надежной обороны столицы от ударов с воздуха. В следующем году зенитная артиллерия Войск ПВО страны была преобразована в зенитно-реактивные войска и зенитную артиллерию, немного позднее – зенитные ракетные войска противовоздушной обороны, получивших статус рода войск ПВО. Одновременно с мирным строительством личный состав ВВС и Войск ПВО страны продолжал накапливать боевой опыт в военных конфликтах на Дальнем и Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии.
В октябре 1959 г. впервые в истории противовоздушной обороны в районе Пекина (КНР) советским ЗРК С-75 «Двина» был сбит высотный самолет-нарушитель РB-57D (американского производства), принадлежавший тайваньским ВВС. Уже в следующем году зенитные ракетные войска ПВО успешно решили задачу по уничтожению американского высотного самолета-разведчика Lockheed U-2, вторгшегося 1 мая 1960 г. в воздушное пространство СССР.
Принятие на вооружение ведущими мировыми державами стратегических баллистических ракет и космических систем различного назначения потребовало от советского политического руководства принятия специальных мер по защите страны и ее Вооруженных Сил от внезапного ракетного нападения. Впервые в мире 4 марта 1961 г. в полигонных условиях была перехвачена и поражена в полете осколочно-фугасной боевой частью противоракеты головная часть баллистической ракеты. Этим была продемонстрирована возможность перехвата и уничтожения малоразмерных скоростных целей на большой высоте. В июне 1962 г. государственная комиссия рассмотрела эскизный проект создания боевой системы противоракетной обороны А-35 для обороны объектов Москвы от одиночных моноблочных ракет США типа «Титан-2» и «Минитмен-2» (окончательно система принята на вооружение в мае 1978 года.

В 1967 г. в составе Войск ПВО страны были сформированы специальные войска противоракетной и противокосмической обороны на правах отдельного рода войск ПВО.

В последующие годы ВВС и Войска ПВО страны продолжали развиваться на основе и с учетом опыта Второй мировой войны, военных конфликтов, а также проводимых командно-штабных учений и военных игр, достижений военной науки, развития и модернизации вооружения и военной техники. В значительной мере были пересмотрены взгляды на содержание и характер борьбы за господство в воздухе, воздушных операций, проводимых с различными целями, авиационную поддержку войск и решение десантно-транспортных задач. Получили глубокую проработку вопросы прорыва и преодоления ПВО, управления, взаимодействия и всех видов обеспечения.
С принятием на вооружение новых систем раннего предупреждения о ракетном нападении, противоракетной и противокосмической обороны, переоснащением родов войск ПВО, автоматизацией процессов управления в оперативном и тактических звеньях существенно повысились боевые возможности Войск ПВО страны. Увеличилась глубина зоны разведки в воздушно-космической сфере, выдвинулись рубежи перехвата ракетоносной авиации противника, возросли маневренные возможности истребительной авиации, всевысотной стала зенитная ракетная оборона.
К концу 1970-х гг. особое внимание было обращено на разработку и освоение более эффективных способов уничтожения воздушного противника в противовоздушных операциях. Противовоздушная оборона постепенно приобретала облик воздушно-космической обороны. На государственном уровне были приняты позитивные меры по оснащению Войск ПВО страны новым вооружением и техникой. Одновременно в интересах ВВС разрабатывались принципиально новые самолеты с изменяемой в полете стреловидностью крыла. Заметно усовершенствовалось бомбардировочное и ракетно-пушечное вооружение, а также радиоэлектронное оборудование авиационных комплексов.
До конца 1970-х гг. основу дальней авиации составляли бомбардировщики Ту-16, постепенно заменяемые на Ту-22, Ту-22М, Ту-95МС и немногочисленные стратегические бомбардировщики Ту-160 (опытная эксплуатация которого началась в 1987 г.), в качестве самолетов-заправщиков для них использовались Ил-78 и 3М.
Истребители, истребители-бомбардировщики и истребители-перехватчики МиГ-27, МиГ-23, МиГ-25, Су-17, бомбардировщик Су-24, штурмовики Су-25 и их модификации в 1960–1980-е гг. составляли основу советской авиации и ВВС стран — участниц Организации Варшавского Договора.
Военно-транспортная авиация, помимо вертолетов, имела большой парк самолетов – от легких и средних грузовых и пассажирских долгожителей DC-3 «Дуглас», Ли-2, Ил-14, Ан-2, Ан-24, Ан-2б до тяжелых Ил-18, Ил-76, Ил-62, Ту-104, Ту-134, Ту-154, Ан-12, Ан-22 и даже Ил-86 и Ан-124 «Руслан».

На рубеже 1960-х – 1970-х гг. на вооружение ВВС поступили вертолеты второго поколения с реактивными двигателями, обладавшие более широкими возможностями: десантно-транспортный Ми-8 и его модификации, специальный Ми-12, боевой Ми-24.
Попытки военно-политического руководства страны на рубеже 1970–1980-х гг. провести очередную коренную реорганизацию Вооруженных Сил СССР привели к ломке сложившейся структуры ВВС и Войск ПВО. В результате воздушные армии фронтовой авиации вопреки теории и практике были преобразованы в ВВС военных округов и подчинены их руководству. Войска противовоздушной обороны вновь разделялись на приграничную территорию и внутренние районы страны с разными схемами руководства войсками. В последующие годы нововведение не выдержало испытаний мирного времени и потребовало возврата к прежней организационной структуре.
В 1980-е гг. Военно-воздушные силы продолжали накапливать боевой опыт в ходе оказания интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан (1979–1989 гг.), раздираемой внутриполитическими противоречиями. В этот период за мужество и личную отвагу 22 летчика ВВС удостоились звания Героя Советского Союза: полковники В.А. Бурков, А.С. Голованов, В.С. Кот, В.Е. Павлов, А.В. Руцкой, Г.П. Хаустов; подполковники Е.И. Зельняков, Н.И. Ковалев, А.Н. Левченко, В.Н. Очиров, В.М. Письменный, А.М. Райлян, П.В. Рубан; майоры В.К. Гайнутдинов, В.А. Ковалев, Н.И. Малышев, В.В. Щербаков; капитаны В.А. Кучеренко, Н.С. Майданов, С.В. Филипченков; старшие лейтенанты В.Ф. Гончаренко, К.Е. Павлюков.
Действия нашей авиации в сложных горных условиях по малочисленным, маневренным группам противника потребовали возрождения в составе ВВС штурмовой авиации. Ее основу составил специальный самолет-штурмовик Су-25, показавший в годы военного конфликта высокие летно-тактические и боевые качества.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. с распадом Организации Варшавского Договора и реализацией договора об обычных вооруженных силах в Европе самолетный парк ВВС СССР подвергся значительному сокращению. Произошла дезинтеграция объединенной системы ПВО стран — участниц Организации Варшавского Договора.
В 1991 г. в составе Военно-воздушных сил имелось 20 объединений, 38 дивизий и 211 авиационных полков.
Последовавший в конце 1991 г. распад СССР потребовал скорейшего создания Вооруженных Сил Российской Федерации. В этот период Россия практически лишилась своих традиционных союзников и получила по периметру своих прозрачных границ целый ряд недружелюбно настроенных к ней государств. При этом значительно пострадала обороноспособность страны. Так, из состава Войск ПВО выбыло 4 объединения ПВО с 13 соединениями ПВО, имевшими в своем составе почти половину истребительной авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск. На территориях независимых государств – бывшем форпосте Советского Союза – остались более совершенные типы вооружений и военной техники. Нарушились сложившиеся системы разведки и контроля в воздушном и космическом пространствах.

planetavvs.ru

4.2. Нужно ли объединение ВВС и Войск ПВО?

4.2. Нужно ли объединение ВВС и Войск ПВО?

Единственной ОБЩНОСТЬЮ в этом конгломерате войск и сил является наличие во всех родах авиации в ВВС и в одном из родов войск в Войсках ПВО САМОЛЁТОВ. Но и то разных классов и назначения, в целом НЕ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫХ не только по боевому применению, а в значительной степени и по их обслуживанию (эксплуатации, ремонту, обучению). Не очень, но самое близкое сходство имеют существенно различающиеся всепогодные перехватчики Войск ПВО и фронтовые истребители ВВС для действий в несложных условиях погоды и времени суток. В остальном между Войсками ПВО и ВВС ПОЛНОЕ РАЗЛИЧИЕ и даже ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ в нескольких планах.

Первое. ВВС — не единственный, а один из трёх наступательный (ударный), Войска ПВО — единственный оборонительный вид ВС. Военные действия они ведут против РАЗНЫХ видов сил и объектов противника, в РАЗНЫХ сферах вооруженной борьбы (один с воздуха на земле или воде, другой — с земли и воздуха в воздухе и космосе), в совершенно РАЗНЫХ конкретных местах (Войска ПВО в границах государства, дислоцируясь в важнейших экономических районах, а ВВС за его пределами, дислоцируясь в приграничных и приморских районах) и в РАЗНОЕ время. Сроки наших и противника налётов никто никогда не согласовывает и это не возможно. А значит невозможно конкретно согласовывать и планировать время действий фронтовой авиации ВВС и сил Войск ПВО. Совместное применение фронтовой авиации ВВС и Войск ПВО в борьбе с воздушным противником, не исключаемое на сухопутных фронтах, кроме как с ИА ВВС не по всем классам самолётов и крылатых ракет и только при их визуальной видимости, ИСКЛЮЧЕНО В ПРИНЦИПЕ.

Второе. ВВС России — это не единственный и совсем не главный «меч» не только против всего воздушно-космического противника (ВКП), но и против всех видов его авиационных сил. По тактико-техническим возможностям для ИА ВВС доступна лишь часть даже только авиационного типажа СВН и то не во всём диапазоне условий их действий, а для ДА ВВС практически не доступна территория США. С ВВС крупнейших государств и их военных блоков им далеко не равняться по силе.

Кроме того, ВВС России — совсем не ВВС США, в которых объединены, а точнее сразу же создавались вместе, прежде всего и главным образом ВВС и РВСН, а не ВВС и ПВО. Наличие в одной руке бомбардировщика, а в другой — баллистической ракеты делает ВВС США в противоположность ВВС России полновесным главным и единым воздушно-космическим «мечом», а без иносказаний — единым воздушно-космическим ударным (наступательным) видом ВС. Небольшой «довесок» авиационного компонента (ИА), оперативно подчинённого практически ненужной на удалённом от нас и обособленном континенте системе ПВО NORAD, на облик американских ВВС влияет очень мало. Войска же ПВО СССР, а пока и России — это главный и при оперативном подчинении ему части сил и средств ПВО других видов ВС способный стать единым «щитом» против всего воздушно-космического противника (ВКП), а без иносказаний — единым противовоздушно-противокосмическим оборонительным видом ВС.

Третье. Войска ПВО в целом являются войсками ПОСТОЯННОЙ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ и ПОСТОЯННОЙ ДИСЛОКАЦИИ с заранее известными уже в мирное время БОЕВЫМИ ЗАДАЧАМИ, оборудованными и подготовленными на всей территории государства боевыми позициями, развёрнутыми системами разведки, связи и управления. ВВС в целом таким видом ВС не являются. Они имеют лишь общее предназначение с готовностью к действиям в различных регионах (районах), но без заблаговременно, до начала очередных военных действий ставящихся конкретных боевых задач и находятся в местах дислокации мирного времени.

Четвёртое. Главное командование Войск ПВО является ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКИМ КОМАНДОВАНИЕМ. имеет юридическое право издавать БОЕВЫЕ ПРИКАЗЫ подчинённым штатным объединениям на ведение военных действий по выполнению задач, определяемых и ставящихся им своими решениями, и НЕПОСРЕДСТВЕННО РУКОВОДИТ их ведением и выполнением. Главное командование ВВС по фактическим функциям является АДМИНИСТРАТИВНЫМ КОМАНДОВАНИЕМ, которое НЕ ВЕДЁТ самостоятельных военных действий. Объединения и соединения ВВС, всякий раз распределяемые высшим командованием, УЧАСТВУЮТ в военных действиях, проводимых разными оперативно-стратегическими командованиями (Верховным Главным Командованием, командованиями сухопутными фронтами, флотами, зонами ПВО).

Дальняя авиация является одной из составных частей ядерной триады (РВСН, РНМФ, ДА ВВС) и стратегической неядерной силой, применяемой по замыслам и планам ВГК, а не Главкома ВВС.

Фронтовая авиация (фронтовые бомбардировщики, штурмовики, истребители), находясь в составе воздушных армий или ВВС военных округов, действует по замыслам и планам наземных операций под общим командованием ВГК или сухопутных фронтов, а не Главкома ВВС.

Военно-транспортная авиация выполняет задачи (десантирование, транспортные перевозки и др.) по замыслам и планам высшего командования или заявкам оперативно-стратегических командований, а не Главкома ВВС (не он определяет, кого куда и когда транспортировать для выполнения каких боевых задач).

Армейская авиация давно передана из ВВС в Сухопутные Войска и ею Главком ВВС в военных действиях тем более не командует.

В связи с изложенным, Главком ВВС в отличие от Главкома Войск ПВО не издаёт боевые приказы подчинённым ему штатным объединениям и соединениям ВВС на ведение ими военных действий по его замыслам и решениям и подобно Главкому РВСН тоже непосредственно НЕ РУКОВОДИТ выполнением ими ставящихся оперативно-стратегическими командованиями боевых задач. Он лишь ОБЕСПЕЧИВАЕТ их ведение в составе оперативно-стратегических командований. Но это тоже серьёзные и важные предназначение вида ВС и его административная функция, которые достойны этого уровня. Отражая реальность, это тоже никак не унижает и не оскорбляет «честь и достоинство» ни этого вида ВС, ни его «не командующего Главкома».

Пятое. Не впервые предпринимаемое объединение Войск ПВО с ВВС на уровне видов ВС (по Указу), а тем более их объединений (по инициативе ВВС) является необдуманной и военно не обоснованной попыткой, разобщая три вида ударных (наступательных) сил, создать не ясно зачем ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННЫЙ ГИБРИД двух видов не имеющих практически ничего общего сил разного (ударного и оборонительного) назначения, напоминающий «помесь УЖА и ЕЖА».

Нетрудно предсказать, что этот фронто-тыловой наступательно-оборонительный мёртворождённый двухголовый урод сможет просуществовать лишь ДО ПЕРВОГО СЕРЬЁЗНОГО ИСПЫТАНИЯ, и нам в который раз! (ничему не научившись и в Великой Отечественной войне) придётся снова «менять коней на переправе», изымая ПВО из ВВС, как в конце 1941 г., в 1954 г. и в 1984 г. изымали её из фронтов и военных округов, но кроме того организационно расчленять искусственно созданных «сиамских близнецов» — доселе невиданных «округов и армий ВВС и ПВО».

Шестое. ВСЕ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ЦЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ под боевым руководством Главкома Войск ПВО ведут борьбу в воздухе со средствами воздушного нападения, стартующими на наши наземные и морские объекты. ОДНА ИЗ ТРЁХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ (УДАРНЫХ) СИЛ своим основным составом входит в ядерную триаду и участвует в вооруженной борьбе в наземной сфере на сухопутных фронтах, но не ведёт борьбы с СВН противника в воздушной сфере — на маршрутах их полёта, — а в их роли сама решает подобные задачи в противоположном направлении — по наземным и морским объектам противника, причём действуя (повторим) ОТДЕЛЬНЫМИ объединениями и соединениями в оперативном подчинении разным оперативно-стратегическим командованиям.

Предлагать на перспективу сосредоточить «в одних руках», да тем более в руках наших ВВС, два таких антипода можно только по совершенной некомпетентности или с отчаянным умыслом в борьбе «за выживание при реформе». В этой связи напрашивается вывод, что убедительных, научно обоснованных доказательств, подтверждающих необходимость объединения ВВС и Войск ПВО и оправдывающих это решение руководства, у ВВС НЕТ.

Особо остановимся на созданном в противоестественно объединённом виде ВВС и ПВО ещё и противоестественном НАСТУПАТЕЛЬНО-ОБОРОНИТЕЛЬНОМ гибриде ФРОНТО-ТЫЛОВОГО назначения на оперативном уровне, именуемом «объединением (округом, армиями) ВВС и ПВО» и тоже напоминающем «помесь УЖА и ЕЖА». Указом Президента предписано объединение ВВС и ПВО на уровне видов ВС. На уровне объединений это сделано позже — под давлением ВВС. Ни в СССР, ни в России, ни в индустриальных государствах таких объединений не было и нет. Хорошо ещё, что предотвратили создание смешанных корпусов и дивизий ВВС и ПВО, как настаивали ВВС.

Серьёзна ли и перспективна ли сама СТРУКТУРА — «смешанное объединение (округ, армии) ВВС и ПВО»? Созданные то ли по недоразумению, то ли по недоброжелательному в отношении Войск ПВО умыслу, они не имеют ничего общего с исходной и опорной для ВВС идеей «воздушных армий» в довоенном труде начальника кафедры авиации ВА им. М. В. Фрунзе и профессора ВВИА им. Н. Е. Жуковского А. Н. Лапчинского, превращённого ВВС едва ли не в икону.

Но беда в том, что руководство ВВС НЕ РАЗЛИЧАЕТ, где ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВИАЦИИ в наземных военных действиях совместно со всеми наземными родами войск и сил в составе сухопутных фронтов, что понимал Александр Николаевич Лапчинский, а где более целесообразный СПОСОБ ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ ЭТОГО: во-первых, не отдельными авиационными полками, бригадами и дивизиями под административным руководством начальников ВВС фронтов, а централизованно и массированно в составе фронтовых воздушных армий во главе с командующими, и во-вторых, авиации фронтовых ВА и войсковой ПВО под единым руководством, что предлагал авиационный комбриг А. Н. Лапчинский.

Не разобравшись ни в этом, ни в том, что в Великую Отечественную войну созданные в 1942 году воздушные армии использовались именно в составе сухопутных фронтов и никак иначе, Главком прежних ВВС заявляет:

«Эффективно применять авиацию можно только при её централизованном подчинении Главкому ВВС. Если раздать её по военным округам (фронтам), то в случае агрессии… против России мы можем повторить трагический для нашей страны опыт начального периода Великой Отечественной войны».

К сожалению, это же повторяет и Главком нынешних ВВС. А в действительности всё было в начале войны и будет всегда наоборот!

Вспомним ОРГАНИЗАЦИЮ ВС СССР во второй половине ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Из многих положительных уроков Великой Отечественной войны для воздушной безопасности и противовоздушной обороны государства важны следующие семь. Их я бы отнёс даже к ПРИНЦИПАМ построения системы и организации ВКО государства.

1. Организационное разделение наземной и воздушной СФЕР ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ, в которых она ведётся стратегически взаимоувязанно, но оперативно и тактически самостоятельно разными родами войск и сил.

2. Пространственное разделение ЗОНЫ наземных военных действий от линии боевого соприкосновения на глубину ответственности сухопутных фронтов (до 250–300 км) и ЗОНЫ противовоздушных военных действий от тыловых границ сухопутных фронтов, а в конце войны — армий их первого эшелона (50–70 км от переднего края) на всю глубину досягаемости вражеской авиации (до 800–1000–1200 км).

3. Организационное разделение руководства войсками на АДМИНИСТРАТИВНОЕ и ОПЕРАТИВНОЕ и переход с родовых на ОБЩЕВОЙСКОВЫЕ ОСНОВЫ ведения вооруженной борьбы объединениями, соединениями и частями родов войск под руководством не административных командований этими родами войск, а оперативных общевойсковых командований в каждой сфере (командований сухопутными фронтами, фронтами ПВО, флотами). Считаю это самым выдающимся достижением советского военного искусства в Великой Отечественной войне.

4. Преобразование противовоздушной обороны территории страны (ПВО ТС) в отличие от войсковой ПВО из зенитной в комбинированную АВИАЦИОННО-ЗЕНИТНУЮ.

5. Переход от объектового построения и зенитной и авиационной обороны отдельных объектов к ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОБЪЕКТОВОМУ построению с задачей не отражения налётов только на обороняемые объекты, а активной БОРЬБЫ С ВОЗДУШНЫМ ПРОТИВНИКОМ в границах районов ПВО ТС и в конце войны в границах ответственности объединений и соединений (армий, корпусов, дивизий) ПВО в интересах обороны всех видов объектов тыла и стратегических коммуникаций за зоной наземных военных действий.

6. Не только СОПРЯЖЕНИЕ, но и ПЕРЕКРЫТИЕ зон действий зенитных средств и ИА сухопутных фронтов с зонами действий соединений фронтов ПВО для обороны оперативных коммуникаций и фронтовых объектов, кроме сражающихся войск, а в ряде случаев, в частности, на висленских и одерских плацдармах — даже создание временных ОБЩИХ ГРУППИРОВОК.

7. Широкое участие авиационных и зенитных средств ПВО ТС в борьбе с НАЗЕМНЫМ ПРОТИВНИКОМ (танками, мотопехотой, артиллерийскими и миномётными батареями, командными и наблюдательными пунктами, живой силой).

Не подготовившись к войне как следует и получив эти уроки очень дорогой ценой жертв и разрушений на фронте и в тылу, мы отвергли довоенную организацию ПВО ТС и после мучительных поисков под воздушными и наземными ударами врага только к середине войны создали на этих принципах новую и эффективную ВОЕННУЮ СИСТЕМУ ПВО ТС. Вполне оправдавшая себя организация ПВО СССР в конце Великой Отечественной войны представлена на ПЛАКАТЕ № 1. В чём её суть?

К середине Великой Отечественной войны мы поняли, что ЦЕНТРАЛИЗОВАТЬ РУКОВОДСТВО надо не силами и средствами КАЖДОГО РОДА ВОЙСК В ЦЕЛОМ (видов ВС тогда не было) обособленно из московских кабинетов начальников родов войск, а НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЙ силами и средствами ОБЪЕДИНЕНИЙ и СОЕДИНЕНИЙ всех родов войск, действующих в каждой сфере вооруженной борьбы (наземной, воздушной, морской), оперативно подчиняемых ОБЩЕМУ КОМАНДОВАНИЮ сухопутными фронтами, фронтами ПВО, флотами соответственно.

В ходе войны, с одной стороны, сохранены РОДА ВОЙСК, возглавляемые начальниками, а с середины войны командующими, но только с АДМИНИСТРАТИВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ. Рода войск состояли из ОДНОРОДНЫХ объединений и соединений, возглавляемых командующими и командирами, которые совмещали и административные и оперативные функции.

С другой стороны, упразднив стратегические командования направлений, сформировали полнокровные ОПЕРАТИВНЫЕ структуры: в течение 1942 года СУХОПУТНЫЕ ФРОНТЫ, а в середине 1943 года ФРОНТЫ ПВО, которым на время операций оперативно подчинялись (придавались) отдельные объединения, соединения и части всех родов войск, применяемых в данной (наземной или воздушной) сфере вооруженной борьбы. В сухопутные фронты входили мотострелковые, танковые, воздушные армии и корпуса, артиллерийские и сапёрные корпуса, соединения и части других наземных родов войск, зенитные части и соединения «войсковой ПВО». Во фронты ПВО входили армии, корпуса и дивизии ПВО и ИА ПВО, дивизии и полки зенитных пулемётов, зенитных прожекторов, аэростатов воздушного заграждения, войск ВНОС.

Только отчётливо РАЗДЕЛИВ СФЕРЫ вооруженной борьбы (наземную, воздушную, морскую) и действующие в них войска и силы, перейдя с родовых на ОБЩЕВОЙСКОВЫЕ ОСНОВЫ ведения вооруженной борьбы в каждой сфере и на равных организовав их СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, мы научились воевать и благодаря этому победили. Вспомним приведённое выше высказывание на этот счёт Г. К. Жукова.

Руководители ВВС исказили смысл и другого важного положения профессора А. Н. Лапчинского. Выхватив цитату: «Воздушное наступление и воздушная оборона должны подчиняться одной воле … Объединение воздушных сил и ПВО давно назрело», они резюмировали: «Таким образом, ещё до Великой Отечественной войны был поставлен вопрос об объединении сил и средств ВВС и ПВО в один вид ВС — ВВС». Здесь ещё больший конфуз, если не худшее. Руководители ВВС не учли, что живший до 1938 г. А. Н. Лапчинский вёл речь о зоне военных действий, а не о тыле страны и об имевшейся тогда ПВО военных округов (фронтов), а не о созданных только в ноябре 1941 г. Войсках ПВО Территории Страны, о которых до этого даже не говорили.

Не разобравшись, какую ПВО имел в виду А. Н. Лапчинский, они с настойчивостью, достойной лучшего применения, бились и добились объединения ВВС с Войсками ПВО на территории страны, хотя они решают разные задачи, оставив раздельными ВВС и войсковую ПВО в границах военных округов (фронтов), действующие в общих зонах в общих интересах и по задачам фронтов.

Столь несуразно искусственно сотворённые «сиамские близнецы» по имени «объединения ВВС и ПВО» должны быть хирургически разделены в первую очередь и безотлагательно. Это прекратит муки тех, кто бьётся в безнадёжных поисках путей решения всех проблем применения такого урода и особенно проблем управления в нём. Заметим, что в Московском округе ВВС и ПВО первый шаг к этому уже стыдливо сделан.

Всё это показывает, что никакое объединение ВВС и Войск ПВО не расширяет одну их общую задачу. Её как не было, так и нет. Оно лишь сводит под одно командование ДВЕ как существовавшие, так и существующие совершенно разные, самостоятельные, не совмещающиеся и не пересекающиеся задачи, решаемые в разных сферах вооруженной борьбы (и даже географических средах), в разных районах (территориях), по разным объектам противника и в разное время — только в составе одной, а не разных воюющих сторон. Поэтому логики в объединении ВВС и Войск ПВО тоже нет. Их надо разъединить.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

6-я армия ВВС и ПВО Википедия

6-я Ленинградская Краснознамённая армия ВВС и ПВО
 
Годы существования 1.6.1998 — 1.12.2009
1.8.2015 — н.в.
Страна Россия Россия
Подчинение Министерство обороны Российской Федерации
Входит в Западный военный округ
Тип армия
Дислокация
  • Санкт-Петербург
Участие в Военная операция России в Сирии
Знаки отличия почётное наименование «Ленинградская»
Командиры
Действующий командир генерал-лейтенант
Александр Дуплинский
Известные командиры см. список
У этого термина существуют и другие значения, см. 6-я воздушная армия (СССР).

6-я Ленинградская Краснознамённая армия ВВС и ПВО (6-я А ВВС и ПВО) — армия Воздушно-космических сил Вооружённых Сил Российской Федерации.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Предыстория
    • 1.2 Формирование
    • 1.3 Наименования
    • 1.4 Переформирование
  • 2 Почётные наименования
  • 3 Командующие
  • 4 Базирование
  • 5 Состав армии
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История[ | ]

ru-wiki.ru

описание, структура, функции и задачи

Согласно Постановлению, изданному Государственным комитетом обороны Советского Союза, в апреле 1942 года была создана 6-я Ленинградская Краснознаменная армия ПВО. В годы Великой Отечественной авиаторы и зенитчики данного формирования противостояли немецко-фашистским войскам на подступах к Ленинграду. В 1986 году ее объединили с 76-й Краснознаменной воздушной армией. 2009-й стал годом реформирования российских Вооруженных сил, в результате чего было создано 1-е командование Военно-воздушных сил и Противовоздушной обороны. В августе 2015 года в Российской Федерации была возрождена легендарная 6 армия ВВС и ПВО. Информацию о ее структуре, функциях и задачах вы найдете в статье.

Знакомство

Замысел Министерства обороны Российской Федерации заключался в том, чтобы улучшить координацию между войсковыми формированиями и качество межвидового взаимодействия авиационных подразделений и ПВО с Сухопутными войсками и флотом, поскольку Западный военный округ содержит Северный и Балтийский ВМФ. Местом для дислокации всех воинских частей 6 армии ВВС и ПВО стала территория ЗВО (Западного военного округа). Как утверждают военные специалисты, новое соединение ответственно за воздушное пространство, площадь которого составляет 2 млн. км. кв. Кроме того, формирование обеспечивает безопасность на границе, протяженностью свыше 3 000 км. Штаб 6 армии ВВС и ПВО в городе Санкт-Петербурге.

История

У 6 армии ВВС и ПВО героическая история. В Великую Отечественную 6-й отдельной армией Противовоздушной обороны, 16-м и 76-м подразделениями ВА (воздушной армии) были проявлены героизм и стойкость в боях с врагом. Во время блокады личным составом осуществлялась оборона Ленинграда. Уже с первых дней войны советскими истребителями и зенитчиками был открыт счет уничтоженных вражеских самолетов.

Для защиты воздушного пространства над городом, бойцы применяли воздушный таран. До этого времени данная техника боя для пилотов вермахта была незнакома. В 1941 г. на Ленинградском фронте силы Противовоздушной обороны СССР сорвали попытку немецкой авиации уничтожить судна, дислоцирующиеся на Балтийском флоте. Советским военным командованием была поставлена задача – на Ленинградском фронте обеспечить защиту Дороги жизни. В 2005 году за этот подвиг 6 армии ВВС и ПВО президентом России В. В. Путиным было присвоено почетное звание «Ленинградская». Кроме того, этим войсковым формированием совместно с 76-й и 16-й воздушной армиями освобождались Белоруссия и Польша. Оборона Москвы и Курска, форсирование Днепра осуществлялись также с участием 6 армии ВВС и ПВО, которая, сражаясь с врагом, вошла в Берлин. В Великую Отечественную данными войсковыми формированиями были уничтожены фашистские самолеты, численностью свыше 11 тыс. единиц, танки и бронемашины – более 5 тыс., артиллерийские и зенитные орудия – около 5 тыс., железнодорожные составы – 1,5 тыс., офицерский состав и военнослужащие вермахта – около 230 тыс. человек.

О самолетном парке

Сегодня 6-я армия располагает следующей авиацией:

  • многофункциональными истребителями-бомбардировщиками Су-34;
  • фронтовыми истребителями Су-27;
  • многофункциональными истребителями Су-35С;
  • тяжелыми самолетами-истребителями Су-30СМ;
  • перехватчиками МиГ-31;
  • самолетами-разведчиками Су-24МР;
  • военно-транспортными Ан;
  • пассажирскими самолетами Ту-134;
  • ударными вертолетами Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор»;
  • многоцелевыми вертолетами Ми-35;
  • военно-транспортными вертолетами Ми-8МТВ.

Местами дислокации истребителей стали аэродромы Лодейное Поле, Бесовец и Килп-Явр, перехватчиков – Котлас, транспортных и спецсамолетов – Пушкин и Лукащово, перехватчиков – Котлас, фронтовых бомбардировщиков – Смуравьево и Сиверск, самолетов-разведчиков – Мончегорск, вертолетов – Прибылово и Алакурти.

Об артиллерийском вооружении

Зенитно-ракетные и радиотехнические войска используют следующие ЗРК:

  • С-300 «Фаворит». Данный зенитно-ракетный комплекс рассчитан на средний радиус действия.
  • С-400 «Триумф». Этот ЗРК дальнего и среднего радиуса.
  • Самоходные зенитно-ракетные комплексы «Бук-М1».
  • Самоходные зенитные ракетно-пушечные комплексы с наземным базированием «Панцирь-С1».

Кроме того, в распоряжении военнослужащих 6-й армии Военно-воздушных сил и Противовоздушной обороны имеются различные радиолокационные станции и другие виды техники.

Командный состав

Командование 6-й армией ВВС и ПВО осуществлялось следующими офицерами в чине генерала-лейтенанта авиации:

  • С 1998 по 2000 гг. А. И. Басовым.
  • С 2004 по 2005 гг. Г. А. Торбовым.
  • С 2005 по 2009 гг. В. Г. Свиридовым.
  • С 2015 года генерал-майором Александром Дуплинским. До назначения на должность командующего 6 армией ВВС и ПВО пятидесятитрехлетнему кадровому военному довелось руководить 1-м Ленинградским Краснознаменным командованием ВВС и ПВО. Ранее местами его службы были Беларусь, Дальний Восток и Южный военный округ в России.

Задачи

6 армия ВВС и ПВО (Санкт-Петербург) Российской Федерации располагает дальней, военно-транспортной и армейской авиацией, зенитными, ракетными и радиотехническими войсками. С их помощью военное формирование должно выполнять следующие действия:

  • Оповещать Главштабы ВС, военного округа, флота, гражданской обороны в случае вражеского нападения с воздуха.
  • Завоевывать и удерживать господство в небе.
  • Прикрывать войска и стратегически важные объекты.
  • Поддерживать авиацией Сухопутные войска и Флот.
  • Поражать объекты, представляющие военно-экономический потенциал врага.
  • Уничтожать ракетно-ядерные, противовоздушные и авиационные группировки и их резервы, а также вражеский воздушный и морской десант.
  • Уничтожать корабельные группировки в любой точке их расположения: море, океан, военно-морские базы, порты или какие-либо другие пункты дислокации.
  • Осуществлять десантирование военной техники и личного состава в тыл противника.
  • Транспортировать боевую технику и сухопутные войска.
  • Вести стратегическую, оперативную и тактическую воздушные разведки.
  • Контролировать воздушное пространство в приграничной зоне.

О составе

В 6 армию ВВС и ПВО укомплектовали следующими воинскими формированиями:

  • 105-й гвардейской смешанной авиационной Краснознаменной дивизией ордена Суворова. Расположена в городе Воронеже.
  • 8-й авиационной Краснознаменной дивизией. Данное формирование особого назначения базируется в городе Щелково.
  • 549-й авиационной Краснознаменной базой. Дислоцируется в Санкт-Петербурге, на аэродроме Пушкин.
  • 15-й бригадой. Армейская авиация расположена в городе Остров на аэродроме Веретье.
  • 33-м отдельным транспортным смешанным авиационным полком (аэродром Левашово).
  • 32-дивизией Противовоздушной обороны в городе Ржеве.
  • 2-й Краснознаменной дивизией ПВО в поселке Хвойный.
  • 565 центром, отвечающим за обеспечение. Дислоцируется в г. Воронеже.
  • 378-й авиационной базой на аэродроме Двоевка в городе Вязьме. Располагается армейская авиация.

В/ч 17646

За разведывательные радиолокационные мероприятия, а именно сбор и передачу информации о противнике для ЗРК и Противовоздушной обороны отвечает личный состав войсковой части № 17646. 333-й радиотехнический полк сегодня охраняет воздушные рубежи государства.

Относится к 6 армии ВВС и ПВО. Адрес войсковой части: поселок Хвойный, Красносельский район в Ленинградской области. 2013-й стал годом перевооружения полка. Сегодня в распоряжении солдат имеются всевысотные обнаружители и радиолокационные станции.

fb.ru

14-я армия ВВС и ПВО — Википедия

[6]

    • 764-й истребительный авиационный полк, в/ч 88503 (г. Пермь, Большое Савино): 24 ед. МиГ-31 Б/Д3/БС.
    • 712-й истребительный авиационный полк, в/ч 82873 (Красноярский край, г. Канск): 21 ед. МиГ-31БМ (№01, №02, №03, №04, №06, №07, №08, №10, №12, №17, №18, №19, №20, №21, №22, №23, №24, №27, №29, №37, №38).
    • 2-й гвардейский авиационный бомбардировочный полк, в/ч 69806 (г. Челябинск, аэродром Шагол): Су-34, 24 ед. Су-24М, 12 ед. Су-24МР.
  • 390-й отдельный транспортный авиационный полк, 69806-4 (г. Екатеринбург, Кольцово): 3 ед. Ми-8МТ (05, 05, 07), 5 ед. Ан-12 (12, 15, 16, 17, 28), 4 ед. Ан-140-100, 1 ед. Ил-22М, 5 ед. Ан-26 (20, 22, 26, 27,28), Ту-134, Ту-154, 4 ед. L-410UVP-Е20.
  • 48-я авиабаза армейской авиации, в/ч 45123 (г. Каменск-Уральский): 16 ед. Ми-8, 16 ед. Ми-24П, 2 ед. Ми-26.
    • Авиагруппа 48-й авиабазы армейской авиации. Отдельный отряд спасения, в/ч 45123-2 (Упрун): 10 ед. Ми-8, 4 ед. Ми-26.
    • Отдельный вертолетный отряд (Свердловская обл, г. Нижний Тагил-39): Ми-8.
  • 17-я бригада армейской авиации, в/ч 12739 (аэр. Толмачево): 16 ед. Ми-24П, 20 ед. Ми-8АМТШ (№211, №212, №213, №214, №221, №222, №223, №224, №231, №232, №233, №234, №241, №242, №243, №244, №415, №416, №417, №422).
  • 999-я авиационная база, в/ч 20022 (Киргизия, г. Кант, аэродром Кант): 5 ед. Су-25СМ (80, 81, 82, 83, 84), 5 ед. Су-25, 1(?) ед. Су-25УБ, 2 ед. Ми-8, 2 ед. Ан-26, БПЛА Орлан-10 и Форпост.
  • Авиационная тыловая база, в/ч 13849 (г. Омск).
  • 41-я дивизия ПВО, в/ч 29286 (г. Обь):
    • 590-й Львовский зенитный ракетный полк, в/ч 35730 (г. Новосибирск): 1 дивизион С-300ПС, 2 дивизиона С-400.
    • 1534-й зенитный ракетный полк, в/ч 25512 (Иркутская обл., г. Ангарск): 3 дивизиона С-300ПМ.
    • 388-й гвардейский зенитный ракетный полк, в/ч 97646 (Красноярский край, г. Ачинск): 3 дивизиона С-300ПС.
    • 341-й радиотехнический полк, в/ч 58133 (г. Обь).
  • 76-я дивизия ПВО, в/ч 34244 (г. Самара):
    • 511-й гвардейский зенитный ракетный Смоленский Краснознаменный орденов Суворова, трижды ордена Кутузова и Богдана Хмельницкого полк, в/ч 40218 (г. Энгельс): 2 дивизиона С-300ПС.
    • 185-й зенитный ракетный полк, в/ч 92851 (г. Екатеринбург, Березовский): 2 дивизиона С-300ПС.
    • 568-й зенитный ракетный полк, в/ч 28042 (г. Самара): 3 дивизиона С-300ПС.
    • 340-й радиотехнический полк, в/ч 40278 (Самарская обл., Красноярский р-н, пгт Мирный).

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *