ВВС Ирана — это… Что такое ВВС Ирана?

Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран (перс. نیروی هوایی ارتش جمهوری اسلامی ایران — niru-ye havâ-ye ârtesh-e jomhuri-ye eslâmi-ye irân, Nahâjâ; англ. Islamic Republic of Iran Air Force, IRIAF) — вид Вооружённых Сил Ирана. В их состав включены также силы противовоздушной обороны (ПВО) страны.

Корпус стражей исламской революции (КСИР) имеет свои собственные ВВС.

История

Современные военно-воздушные силы были созданы на основе Имперских ВВС Ирана после исламской революции 1979 года. Они сразу же столкнулись со значительными трудностями. Введение США эмбарго на поставку оружия в Иран лишило запчастей авиапарк ВВС, полностью состоявший из самолётов и вертолётов американского производства. Кроме того, новая власть с недоверием относилась к офицерам бывшей шахской армии, и многие опытные пилоты и командиры подверглись репрессиям.

Несмотря на все трудности, ВВС Ирана сыграли значительную роль на раннем этапе ирано-иракской войны, начавшейся 22 сентября 1980 года. Попытка Ирака уничтожить авиацию противника на аэродромах провалилась. В течение недели после начала боевых действий иранские самолёты (F-4 «Фантом» II, F-5 «Фридом Файтер»/«Тайгер» II, F-14 «Томкэт») выполнили множество вылетов, подвергнув бомбардировке ряд военных и экономических объектов на территории Ирака, в том числе в Багдаде. Действия иранской авиации нанесли существенный ущерб тыловой системе Ирака, что замедлило темпы наступления иракских войск

[1].

В апреле 1981 года иранская авиация провела свою самую удачную операцию: в результате налёта на аэродром в Западном Ираке было уничтожено, по иранским данным, несколько десятков вражеских самолётов. Но активность ВВС к этому времени значительно снизилась, а после 1982 года они почти перестали оказывать влияние на ход войны. Катастрофическая нехватка запчастей вынудила техническую службу заниматься «каннибализацией» (разбором на запчасти) самолётов, и число боеготовых машин неуклонно сокращалось. К 1983 году из нескольких сотен боевых самолётов в воздух могли подняться лишь около 100

[2]. Неудовлетворительная ситуация с запчастями сохранялась до конца войны, несмотря на некоторые тайные поставки из Израиля и США через третьи страны.

После завершения войны в 1988 году Иран предпринял меры по усилению своих ослабленных ВВС, закупив в Советском Союзе истребители МиГ-29 и фронтовые бомбардировщики Су-24, а в Китае — устаревшие истребители F-7 (копия МиГ-21). Неожиданное пополнение произошло в январе—феврале 1991 года, когда во время войны в Персидском заливе большое количество самолётов ВВС Ирака перелетело на иранские аэродромы, спасаясь от авиации союзников. Иран отказался возвращать эти самолёты, считая их своеобразной репарацией за ущерб в восьмилетней войне, и включил часть из них в состав своих ВВС.

Современное состояние

На начало 2000-х годов численность ВВС Ирана оценивалась разными изданиями от 35 до 80 тыс. человек. Имелось 12 авиабаз, включая 10 истребительных и 2 транспортные. В своём составе ВВС имели до 25 боевых эскадрилий, 12 транспортных, 2 вертолётные, 10 отрядов связи и управления, 10 поисково-спасательных отрядов

[3]. За истёкшее время построены две новые авиабазы.

Авиация

В 2006 году основными типами самолётов и вертолётов, находившимися в эксплуатации, были[4]:

  • Боевые самолёты
    • МиГ-29 (75)
    • Су-24 (23)
    • F-4 (72)
    • F-5 (50)
    • F-14 (59, многие в неполётопригодном состоянии)
    • F-7 (25)
    • «Азарахш» (28)
  • Транспортные самолёты
  • Учебные самолёты
    • «Парасту» (26)
    • EMB-312 (15)
    • PC-7 (20)
    • «Бонанза»
    • Сааб «Сафари» (23)

Зенитно-ракетные комплексы

На вооружении находятся следующие типы зенитно-ракетных комплексов:

Примечания

  1. Tom Cooper, Farzad Bishop. I Persian Gulf War: Iraqi Invasion of Iran, September 1980
  2. Ильин В. Е. «Фантом» F-4. — М.: АСТ; Астрель, 2001. — С. 307.
  3. Военно-воздушные силы и ПВО Ирана
  4. Данные в основном по: «World Military Aircraft Inventory», Aerospace Source Book 2007, Aviation Week & Space Technology, January 15, 2007

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ВВС Ирана «залатают» стратегическую брешь: три ИАП в обмен на Азадеган

О военно-техническом сотрудничестве между Поднебесной и Исламской Республикой Иран известно уже давно. ВС Ирана, являющиеся одними из самых сильных армий в Центральной Азии, имеют достаточно большой процент вооружений, в которых применена китайская радиоэлектронная элементная база, а также ракетное вооружение, созданное на базе китайский образцов.

Самыми яркими примерами являются противокорабельные ракеты «Noor» и «Qader», которые разработаны на базе известнейшей китайской ПКР YJ-82 (экспортное название C-802). Именно эти ПКР формируют основной рубеж противокорабельной обороны Ирана: гибкость применения и эффективность в ВС достигается за счёт использования полноценной системы базирования ракет, среди которой известны береговые ПКРК (носители – обыкновенные грузовые автомобили), авиационные носители (тактическая истребительная авиация ВВС Ирана), морские носители (фрегаты/СК класса «Alvand», ракетные катера «Kaman» и т.д.). Ракеты «Noor» имеют тактико-технические параметры, аналогичные отечественным ПКР Х-35 «Уран», а модернизированные версии «Qader» уже сходны с более совершенными Х-35У и AGM-84D (Block 1C), дальность которых достигает 260 и 220 км соответственно.

Большинство перспективного вооружения Ирана так или иначе появилось благодаря использованию БРЭО с китайской элементной базой, которая сейчас активно развивается и практически не отстаёт от мировых темпов. Но последние новости заставляют говорить уже не только о поставках современной электроники и «оцифровке» иранской военной техники, а более глобальном, даже стратегическом партнёрстве, которое позволит Ирану превратиться не только в обороняющуюся сторону, но и в такого «большого игрока», который получит региональный паритет или даже превосходство над всеми коалициями противника, такими как «аравийская коалиция» и Израиль.

Превращение Ирана в региональную сверхдержаву идёт планомерно и стабильно, что даёт повод оценивать российскую концепцию многополярного мира как успешную и наиболее адекватную. О превосходном развитии ВПК Ирана свидетельствует разработка большого количества новых систем ПВО, включая перспективный ЗРК «Бавар-373», современных РЛС системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и управления воздушным движением (УВД) типа «Гадир» с четырёхсторонней АФАР метрового диапазона. Также действует отлично оснащённый штаб ВВС и ПВО, куда поступают все данные о тактической обстановке, полученные РТВ и ВВС государства.

Но есть у Ирана большая проблема, которая на сегодняшний день не позволят в полной мере реализовать как оборонительный, так и наступательный потенциалы своей не слабой армии. Речь идёт о безнадёжном состоянии устаревающего авиапарка ВВС Ирана, который нуждается в срочном обновлении машинами поколения «4+». Основной состав фронтовой тактической авиации Исламской Республики представлен 300 многоцелевыми истребителями и тактическими бомбардировщиками 3-го и 4-го поколений, которые по основным боевым качествам полностью уступают истребительной авиации «аравийской коалиции», ВВС Израиля и естественно американской палубной авиации. К ним относятся такие машины как: 44 F-14A «Tomcat», 35 МиГ-29А, 30 Су-24МК, 65 F-4E «Phantom II», 60 F-5, 10 «Дассо Мираж» F1, несколько «Qaher-313», 30 HESA «Azarakhsh».

Большинство самолётов находятся в двадцати-тридцатилетнем сроке эксплуатации и почти полностью исчерпали свой ресурс. Небольшая их часть находится на модернизации. Так, F-14A модернизированы с помощью интеграции в вооружение зенитной управляемой ракеты MIM-23 от ЗРК «Хок», также потенциал сохранён у МиГ-29А. А наиболее совершенный лёгкий малозаметный истребитель 5-го поколения «Qaher-313» существует лишь в одном или нескольких экземплярах. Самолёты «Qaher-313» имеют ЭПР менее 1 м

2 и предназначены для ближнего маневренного боя, перехвата крылатых ракет БПЛА, а также уничтожения низколетящих ударных вертолётов.

Остальные самолёты уже не приспособлены для современной сетецентрической войны и могут использоваться лишь в качестве неплохих учебно-боевых машин и самолётов наблюдения и разведки на театре военных действий. Су-24МК могут быть использованы в качестве противокорабельных самолётов, для низковысотного прорыва ПВО и организации ПЛО на морском ТВД.

После поставки в Иран ЗРК С-300ВМ или модернизированных С-300ПМУ-2 противовоздушная оборона Исламской Республики достигнет такого потенциала, что уничтожить её с помощью обыкновенной СВКНО ВВС и ВМС США, и даже с израильской поддержкой, будет очень непросто. Тем не менее, слабые ВВС не позволят Ирану эффективно уничтожать элементы ПВО-ПРО и другую технику противника на Аравийском Полуострове, который даже сейчас находится под надёжным «зонтиком» ПРО, сформированной ЗРК “Patriot PAC-2/3” и регулярно присутствующими в Персидском заливе «Иджис»-эсминцами/крейсерами ВМС США. Арсеналы баллистических ракет ИРИ не способны эффективно прорвать эту оборону. Кроме того, существующие в ВВС ИРИ истребители не способны обеспечить завоевания господства в воздухе вблизи границы государства, а также над территориями страны, где плотность размещённых ЗРК недостаточна.

На днях из Шанхая пришла отличная новость. Газета «Цанькао сяоси» сообщает о готовящемся контракте между Минобороны ИРИ и первым китайским производителем боевых самолётов – компанией «Чэнду» (CAC) на поставку в ВВС Ирана крупнейшей в иранской истории партии современных многоцелевых истребителей J-10A. Известно, что до 2020 года Иран хочет получить 2 эскадрильи из 24 самолётов «Цзянь-10», за это он предоставит китайским нефтедобывающим компаниям разрешение на разработку огромного нефтяного месторождения Азадеган, которое позволит Китаю получить в будущем большую независимость от поставщиков энергоносителей, имеющих привязку к американскому политическому и экономическому аппарату.

Уже после 2020 года, по-видимому, планируется приобретение ещё 126 истребителей J-10A, количество которых позволит ВВС Ирана сформировать к 2020 – 2022 году 3 полноценных истребительных авиаполка, способных прикрывать западный и юго-западный регионы государства. Уже сейчас предстоящий контракт рассматривается как крупная военно-стратегическая сделка, которая в итоге приведёт к кооперации обоих государств и серьёзно «потеснит» американские интересы в Азии и Индийском океане.

Месторождение Азадеган является громадным, полностью не разведанным источником «чёрного золота», а поэтому имеет большую привлекательность на нефтяном рынке. Его разработка может вызвать неподдельный интерес со стороны Запада, а поскольку он расположен на иранской территории, американцы не имеют никаких юридических прав претендовать на этот регион, что в итоге может привести к использованию Западом своих «козырных» инструментов воздействия на регион.

Все риски работ в Азадегане связаны с близким расположением территории месторождения с границей Ирака, где продолжает действовать вскормленная американцами террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», с помощью которой американцы очень умело управляют политической ситуацией в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Само собой разумеется, что для охраны объектов разработки в Азадегане и Иран, и Китай должны будут обеспечить максимальную безопасность этого района. Это автоматически потребует присутствия подразделений НОАК, ВМС Китая, а также увеличения контингента ВС Ирана.

Не исключено, что в Персидском заливе появятся современные китайские эсминцы УРО «Тип 052C/D» и другие боевые корабли, что приведёт к недовольству Пентагона и будут иметь место различные провокации, связанные с присутствием ВМС США. Негласный конфликт между Китаем и США уже давно наблюдается и вокруг Вьетнама, архипелага Дяоюйтай, а также после введения Генштабом НОАК стратегии «трёх цепей», в которой все элементы ВС США в Азиатско-Тихоокеанском Регионе, по вполне адекватной причине, становятся целями для ВВС и ВМС Китая.

150 J-10 ПОЗВОЛЯТ ИРАНУ СТАТЬ НА РАВНЫЕ ПОЗИЦИИ С «АРАВИЙСКОЙ КОАЛИЦИЕЙ»

В одной из предыдущих статей мы рассматривали ударные возможности «аравийской коалиции». Более 450 имеющихся истребителей поколения «4+», среди которых есть такие самолёты как EF-2000 “Typhoon”, F/A-18C, “Mirage-2000-9”, F-15C/E, обеспечивают Аравийскому полуострову полное превосходство на земле, воде и воздухе над своей и окружающими территориями. Эти самолёты регулярно модернизируются и могут быть носителями любого типа современного американского ВТО, включая перспективные тактические ракеты большой дальности AGM-158B и более компактные AGM-84H “SLAM-ER”. Могут они применять и более дальнобойную версию ракеты «воздух-воздух» AIM-120C-7/8 “AMRAAM”, что не оставляет никаких шансов иранской авиации на удержание превосходства в воздухе даже на собственной границе.

Приобретение же 150 истребителей поколения «4+» J-10A позволят иранским ВВС не только эффективно проконтролировать всю западную границу государства в случае военного конфликта, но и по возможности проводить локальные воздушные операции на территориях «аравийской коалиции». Стоимость одного J-10 на рынке вооружений составляет 41 млн. долларов, 150 самолётов обходятся в 6,2 млрд. долларов, исходя из его превосходных боевых качеств это гораздо выгоднее, чем закупка более дорогих машин, тем более что цена будет гораздо ниже рыночной за счёт предоставления КНР права на разработку Азадеган. Кроме того, самолёты оснащаются российскими двигателями АЛ-31Ф, так что в обслуживании силовой установки Иран всегда сможет обратиться к НПО «Сатурн», что также является достаточно выгодными для российской стороны событием.

Планер истребителя J-10 имеет схему «утка» с большим ПГО площадью 5,45 м2, треугольное крыло имеет площадь 33,05 м2. Поворотное ПГО позволяет реализовать в полёте большие углы атаки более 30о, также резко повышает угловую скорость разворота и общую управляемость в ближнем воздушном бою. Угловая скорость разворота находится на уровне самолётов «Тайфун» и «Рафаль». J-10A имеет максимальную скорость около 2100 км/ч, потолок – 18000 м и способен проводить ударные операции в радиусе 800 км. Имеется штанга системы дозаправки в воздухе, благодаря которой J-10A может продолжительное время находится в беспосадочном патрулировании.

Надёжность двигателя АЛ-31Ф уже звучит как «брэнд», поэтому проблем с силовой установкой точно не будет. J-10A имеет неплохие разгонные возможности выраженные в высоком показателе форсажной тяги на мидель (2572 кгс/м2), а на 11 точках подвески может быть размещено до 7300 кг различного вооружения любого класса. В БВБ J-10A оставят позади практически любой американский или западноевропейский истребитель «аравийской коалиции» или ВВС Израиля, но в ДВБ могут возникнуть сложности. «Стремительный дракон» (так называют J-10 китайцы) оснащается достаточно слабой БРЛС «Жемчуг», которая имеет максимальную дальность обнаружения и захвата цели типа «F-16C» 80 и 60 км соответственно, поэтому саудовские F-15S будут обнаруживать его гораздо раньше.

Этот момент открывает ещё один вопрос для ВВС Ирана – необходимость покупки нескольких самолётов ДРЛОиУ. Это могут быть как китайские ZDK-03, так и российские А-50. Конечно, для Ирана более целесообразным является приобретение более совершенной версии истребителя J-10B, эти самолёты будут оснащены бортовой РЛС с АФАР с технологическим уровнем радара AN/APG-68 или «Жук-АЭ», но пока даже в ВВС Китая нет этих самолётов.

Данная сделка является грандиозным событием по двум причинам. Во-первых, укрепляется стратегическое сотрудничество среди «друзей России»; во-вторых, такое сотрудничество приведёт уменьшению американского влияния в Азии и более быстрому становлению Ирана как региональной сверхдержавы. Страны Аравийского полуострова, Израиль и Турция будут всё меньше влиять на военную обстановку в регионе.

army-news.ru

ВВС Ирана — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 мая 2016; проверки требуют 18 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 мая 2016; проверки требуют 18 правок.

Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран (перс. نیروی هوایی ارتش جمهوری اسلامی ایران‎ — niru-ye havâ-ye ârtesh-e jomhuri-ye eslâmi-ye irân, Nahâjâ; англ. Islamic Republic of Iran Air Force, IRIAF) — вид Вооружённых Сил Ирана. В их состав включены также силы противовоздушной обороны (ПВО) страны.

Корпус стражей исламской революции (КСИР) имеет свои собственные ВВС.

История[ | ]

Современные военно-воздушные силы были созданы на основе после исламской революции 1979 года. Они сразу же столкнулись со значительными трудностями. Введение США эмбарго на поставку оружия в Иран лишило запчастей авиапарк ВВС, полностью состоявший из самолётов и вертолётов американского производства. Кроме того, новая власть с недоверием относилась к офицерам бывшей шахской армии, и многие опытные пилоты и командиры подверглись репрессиям.

Несмотря на все трудности, ВВС Ирана сыграли значительную роль на раннем этапе ирано-иракской войны, начавшейся 22 сентября 1980 года. Попытка Ирака уничтожить авиацию противника на аэродромах провалилась. В течение недели после начала боевых действий иранские самолёты (F-4 «Фантом» II, F-5 «Фридом Файтер»/«Тайгер» II, F-14 «Томкэт») выполнили множество вылетов, подвергнув бомбардировке ряд военных и экономических объектов на территории Ирака, в том числе в Багдаде. Действия иранской авиации нанесли существенный ущерб тыловой системе Ирака, что замедлило темпы наступления иракских войск[1].

В апреле 1981 года иранская авиация провела свою самую удачную операцию: в результате налёта на аэродром в Западном Ираке было уничтожено, по иранским данным, несколько десятков вражеских самолётов. Но активность ВВС к этому времени значительно снизилась, а после 1982 года они почти перестали оказывать влияние на ход войны. Катастрофическая нехватка запчастей вынудила техническую службу заниматься «каннибализацией» (разбором на запчасти) самолётов, и число боеготовых машин неуклонно сокращалось. К 1983 году из нескольких сотен боевых самолётов в воздух могли подняться лишь около 100[2]. Неудовлетворительная ситуация с запчастями сохранялась до конца войны, несмотря на некоторые тайные поставки из США через Израиль.[3]

После завершения войны в 1988 году Иран предпринял меры по усилению своих ослабленных ВВС, закупив в Советском Союзе истребители МиГ-29 и фронтовые бомбардировщики Су-24, а в

encyclopaedia.bid

Военно-воздушные силы Ирана — это… Что такое Военно-воздушные силы Ирана?

Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран (перс. نیروی هوایی ارتش جمهوری اسلامی ایران — niru-ye havâ-ye ârtesh-e jomhuri-ye eslâmi-ye irân, Nahâjâ; англ. Islamic Republic of Iran Air Force, IRIAF) — вид Вооружённых Сил Ирана. В их состав включены также силы противовоздушной обороны (ПВО) страны.

Корпус стражей исламской революции (КСИР) имеет свои собственные ВВС.

История

Современные военно-воздушные силы были созданы на основе Имперских ВВС Ирана после исламской революции 1979 года. Они сразу же столкнулись со значительными трудностями. Введение США эмбарго на поставку оружия в Иран лишило запчастей авиапарк ВВС, полностью состоявший из самолётов и вертолётов американского производства. Кроме того, новая власть с недоверием относилась к офицерам бывшей шахской армии, и многие опытные пилоты и командиры подверглись репрессиям.

Несмотря на все трудности, ВВС Ирана сыграли значительную роль на раннем этапе ирано-иракской войны, начавшейся 22 сентября 1980 года. Попытка Ирака уничтожить авиацию противника на аэродромах провалилась. В течение недели после начала боевых действий иранские самолёты (F-4 «Фантом» II, F-5 «Фридом Файтер»/«Тайгер» II, F-14 «Томкэт») выполнили множество вылетов, подвергнув бомбардировке ряд военных и экономических объектов на территории Ирака, в том числе в Багдаде. Действия иранской авиации нанесли существенный ущерб тыловой системе Ирака, что замедлило темпы наступления иракских войск[1].

В апреле 1981 года иранская авиация провела свою самую удачную операцию: в результате налёта на аэродром в Западном Ираке было уничтожено, по иранским данным, несколько десятков вражеских самолётов. Но активность ВВС к этому времени значительно снизилась, а после 1982 года они почти перестали оказывать влияние на ход войны. Катастрофическая нехватка запчастей вынудила техническую службу заниматься «каннибализацией» (разбором на запчасти) самолётов, и число боеготовых машин неуклонно сокращалось. К 1983 году из нескольких сотен боевых самолётов в воздух могли подняться лишь около 100[2]. Неудовлетворительная ситуация с запчастями сохранялась до конца войны, несмотря на некоторые тайные поставки из Израиля и США через третьи страны.

После завершения войны в 1988 году Иран предпринял меры по усилению своих ослабленных ВВС, закупив в Советском Союзе истребители МиГ-29 и фронтовые бомбардировщики Су-24, а в Китае — устаревшие истребители F-7 (копия МиГ-21). Неожиданное пополнение произошло в январе—феврале 1991 года, когда во время войны в Персидском заливе большое количество самолётов ВВС Ирака перелетело на иранские аэродромы, спасаясь от авиации союзников. Иран отказался возвращать эти самолёты, считая их своеобразной репарацией за ущерб в восьмилетней войне, и включил часть из них в состав своих ВВС.

Современное состояние

На начало 2000-х годов численность ВВС Ирана оценивалась разными изданиями от 35 до 80 тыс. человек. Имелось 12 авиабаз, включая 10 истребительных и 2 транспортные. В своём составе ВВС имели до 25 боевых эскадрилий, 12 транспортных, 2 вертолётные, 10 отрядов связи и управления, 10 поисково-спасательных отрядов[3]. За истёкшее время построены две новые авиабазы.

Авиация

В 2006 году основными типами самолётов и вертолётов, находившимися в эксплуатации, были[4]:

  • Боевые самолёты
    • МиГ-29 (75)
    • Су-24 (23)
    • F-4 (72)
    • F-5 (50)
    • F-14 (59, многие в неполётопригодном состоянии)
    • F-7 (25)
    • «Азарахш» (28)
  • Транспортные самолёты
  • Учебные самолёты
    • «Парасту» (26)
    • EMB-312 (15)
    • PC-7 (20)
    • «Бонанза»
    • Сааб «Сафари» (23)

Зенитно-ракетные комплексы

На вооружении находятся следующие типы зенитно-ракетных комплексов:

Примечания

  1. Tom Cooper, Farzad Bishop. I Persian Gulf War: Iraqi Invasion of Iran, September 1980
  2. Ильин В. Е. «Фантом» F-4. — М.: АСТ; Астрель, 2001. — С. 307.
  3. Военно-воздушные силы и ПВО Ирана
  4. Данные в основном по: «World Military Aircraft Inventory», Aerospace Source Book 2007, Aviation Week & Space Technology, January 15, 2007

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Военно-воздушные силы Ирана Википедия

Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран (перс. نیروی هوایی ارتش جمهوری اسلامی ایران‎ — niru-ye havâ-ye ârtesh-e jomhuri-ye eslâmi-ye irân, Nahâjâ; англ. Islamic Republic of Iran Air Force, IRIAF) — вид Вооружённых Сил Ирана. В их состав включены также силы противовоздушной обороны (ПВО) страны.

Корпус стражей исламской революции (КСИР) имеет свои собственные ВВС.

История[ | ]

Современные военно-воздушные силы были созданы на основе Имперских ВВС Ирана после исламской революции 1979 года. Они сразу же столкнулись со значительными трудностями. Введение США эмбарго на поставку оружия в Иран лишило запчастей авиапарк ВВС, полностью состоявший из самолётов и вертолётов американского производства. Кроме того, новая власть с недоверием относилась к офицерам бывшей шахской армии, и многие опытные пилоты и командиры подверглись репрессиям.

Несмотря на все трудности, ВВС Ирана сыграли значительную роль на раннем этапе ирано-иракской войны, начавшейся 22 сентября 1980 года. Попытка Ирака уничтожить авиацию противника на аэродромах провалилась. В течение недели после начала боевых действий иранские самолёты (F-4 «Фантом» II, F-5 «Фридом Файтер»/«Тайгер» II, F-14 «Томкэт») выполнили множество вылетов, подвергнув бомбардировке ряд военных и экономических объектов на территории Ирака, в том числе в Багдаде. Действия иранской авиации нанесли существенный ущерб тыловой системе Ирака, что замедлило темпы наступления иракских войск[1].

В апреле 1981 года иранская авиация провела свою самую удачную операцию: в результате налёта на аэродром в Западном Ираке было уничтожено, по иранским данным, несколько десятков вражеских самолётов. Но активность ВВС к этому времени значительно снизилась, а после 1982 года они почти перестали оказывать влияние на ход войны. Катастрофическая нехватка запчастей вынудила техническую службу заниматься «каннибализацией» (разбором на запчасти) самолётов, и число боеготовых машин неуклонно сокращалось. К 1983 году из нескольких сотен боевых самолётов в воздух могли подняться лишь около 100[2]. Неудовлетворительная ситуация с запчастями сохранялась до конца войны, несмотря на некоторые тайные поставки из США через Израиль.

ru-wiki.ru

Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран Википедия

Современные военно-воздушные силы были созданы на основе Имперских ВВС Ирана после исламской революции 1979 года. Они сразу же столкнулись со значительными трудностями. Введение США эмбарго на поставку оружия в Иран лишило запчастей авиапарк ВВС, полностью состоявший из самолётов и вертолётов американского производства. Кроме того, новая власть с недоверием относилась к офицерам бывшей шахской армии, и многие опытные пилоты и командиры подверглись репрессиям.

Несмотря на все трудности, ВВС Ирана сыграли значительную роль на раннем этапе ирано-иракской войны, начавшейся 22 сентября 1980 года. Попытка Ирака уничтожить авиацию противника на аэродромах провалилась. В течение недели после начала боевых действий иранские самолёты (F-4 «Фантом» II, F-5 «Фридом Файтер»/«Тайгер» II, F-14 «Томкэт») выполнили множество вылетов, подвергнув бомбардировке ряд военных и экономических объектов на территории Ирака, в том числе в Багдаде. Действия иранской авиации нанесли существенный ущерб тыловой системе Ирака, что замедлило темпы наступления иракских войск[1].

В апреле 1981 года иранская авиация провела свою самую удачную операцию: в результате налёта на аэродром в Западном Ираке было уничтожено, по иранским данным, несколько десятков вражеских самолётов. Но активность ВВС к этому времени значительно снизилась, а после 1982 года они почти перестали оказывать влияние на ход войны. Катастрофическая нехватка запчастей вынудила техническую службу заниматься «каннибализацией» (разбором на запчасти) самолётов, и число боеготовых машин неуклонно сокращалось. К 1983 году из нескольких сотен боевых самолётов в воздух могли подняться лишь около 100[2]. Неудовлетворительная ситуация с запчастями сохранялась до конца войны, несмотря на некоторые тайные поставки из США через Израиль.[3]

После завершения войны в 1988 году Иран предпринял меры по усилению своих ослабленных ВВС, закупив в Советском Союзе истребители МиГ-29 и фронтовые бомбардировщики Су-24, а в Китае — устаревшие истребители F-7 (копия МиГ-21). Неожиданное пополнение произошло в январе—феврале 1991 года, когда во время войны в Персидском заливе большое количество самолётов ВВС Ирака перелетело на иранские аэродромы, спасаясь от авиации союзников. Иран отказался возвращать эти самолёты, считая их своеобразной репарацией за ущерб в восьмилетней войне, и включил часть из них в состав своих ВВС.

На 2016 год численность ВВС Ирана оценивается в 18 тыс. человек в ВВС и 12 тыс. человек в ПВО [4]. Имелось 12 авиабаз, включая 10 истребительных и 2 транспортные. В своём составе ВВС имели д

ruwikiorg.ru

Состояние и перспективы развития авиации ВВС Ирана » Война и Мир

Военно-воздушные силы Ирана состоят из ВВС Армии и Аэрокосмических сил (АКС) КСИР. Главной авиационной составляющей вооруженных сил ИРИ являются ВВС Армии, тогда как основу АКС КСИР составляют ракетные части, а в авиационных подразделениях имеется лишь порядка 150 самолетов вспомогательной авиации и небольшое число вертолетов.

ВВС Армии Ирана представляют собой отдельный вид вооруженных сил и насчитывают 85 тыс. человек, включая личный состав частей ПВО.

По взглядам военно-политического руководства ИРИ, ВВС Армии предназначены для завоевания господства в воздухе, защиты административно-политических и экономических центров, группировок войск и важных военных объектов от ударов средств воздушного нападения, нанесения ударов по сухопутным, авиационным и морским группировкам противника, его военным и экономическим объектам, оказания непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведения воздушной разведки, обеспечения выброски (высадки) воздушных десантов, переброски личного состава и военных грузов по воздуху.

В боевом составе ВВС Армии имеются части и подразделения бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной и вспомогательной авиации, зенитных ракетных, зенитных артиллерийских, радиотехнических войск и войск тылового обеспечения.

Во главе ВВС Армии стоит командующий, который подчиняется начальнику объединенного штаба Армии и через него начальнику генерального штаба ВС ИРИ. Штаб ВВС Армии (расположен в Тегеране) является основным органом административного и оперативного управления силами ВВС и ПВО. На него возложены функции по планированию боевого применения, повседневной и боевой деятельности войск и их материально-техническому обеспечению. Штабу подчинены отдельные командования: авиационное, ПВО, радио- и радиотехнической разведки, связи, обеспечения центрального гарнизона, тыла и учебное. Командования руководят повседневной деятельностью соединений, частей и подразделений ВВС Армии.

В боевом составе ВВС Армии находятся 13 авиабаз, в том числе 11 истребительных и две отдельные транспортные, на которых дислоцируются до 25 эскадрилий боевой авиации, 12 — вспомогательной, две вертолетные, до 10 отрядов самолетов (вертолетов) связи и управления и столько же вертолетных отрядов поиска и спасения.

Отметим, что основа существующей организационно-штатной структуры авиационных соединений и частей ВВС Армии создавалась ещё в 1960-е гг. при участии американских военных советников и специалистов и с тех пор не претерпела принципиальных изменений.

Авиационный парк иранских ВВС представлен американскими, советскими, российскими, китайскими, французскими и украинскими летательными аппаратами. На вооружение поступают самолеты, вертолеты и беспилотные летательные аппараты (БПЛА) собственной разработки.

По информации зарубежных источников, на вооружении ВВС Армии имеется до 330 боевых, 151 учебно-боевой и учебно-тренировочный, 134 транспортных и вспомогательных самолета, несколько самолетов-заправщиков, 60 боевых и около 110 многоцелевых и транспортных вертолетов, а также большое число БПЛА, в том числе ударных.

К самолетам боевой авиации относятся 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24МК, 81 истребитель-бомбардировщик (F-4D/ Е «Фантом – 65, «Мираж» F-1 – 10,  «Саега» (иранского производства) – свыше 6), 10 штурмовиков Су-25, 184 истребителя (МиГ-29 – 36, F-14A «Томкэт» — 43, F-7М (китайский аналог МиГ-21) – 24, F-5 различных модификаций – 75, «Азархаш» (иранского производства) – свыше 6), 6 самолетов-разведчиков RF-4, 5 противолодочных самолетов Р-3МР «Орион», а также несколько самолетов РЭБ. Боевые вертолеты представлены американскими АН-1 «Кобра» и машинами собственного производства «Шабавиз-2091».

Американские эксперты считают, что часть самолетов Су-24 и F-14 могла быть переоборудована в качестве носителей крылатых ракет Х-55 (дальность пуска до 3000 км). Имеется информация, что иранские специалисты оборудовали Су-24 системой дозаправки топливом в воздухе, что значительно увеличило радиус их действия. На истребителях F-14 иранцы провели ряд работ по модернизации, позволяющие, в частности, использовать более широкий спектр вооружения. Через посредников за рубежом приобретаются запчасти, необходимые для поддержания этих самолетов в рабочем состоянии, причем, по заявлениям иранских военных, в стране налажено изготовление свыше 70 процентов запчастей, требуемых для F-14.

Основу военно-транспортной авиации составляют американские самолеты С-130Е/Н (около 40) и российские Ил-76МД (12). Начат выпуск легких военно-транспортных самолетов «Иран-140» (лицензионный вариант украинского Ан-140). Всего предполагается собрать 50 машин этого типа. Имеется также несколько самолетов-заправщиков КС-707.

В Иране освоено создание и производство различных типов БПЛА. Наиболее известными из них являются беспилотники типа «Мохаджер», «Абабиль», «Шахбал», «Собакбал», «Хадаф», «Таллаш». Сообщается о разработке БПЛА на основе технологии «стелс». Специалисты КСИР представили иранскую версию американского беспилотника RQ-170, разработанного на основе перехваченного в декабре 2011 г. дрона ВВС США.

Большая часть иранского военного авиапарка устарела морально и изношена физически. По оценкам иностранных специалистов, из-за отсутствия запасных частей и по причине физического износа лишь немногим более 70% самолетов (причем наибольший показатель готовности имеет вспомогательная авиация) находятся в боевом строю, в том числе 50% F-4, 60% F-5 и 40% F-14. Кроме того, разнотипность самолетного и вертолетного парка затрудняет его эксплуатацию и ремонт, создает дополнительные сложности в подготовке летного состава и наземного персонала, затрудняет организацию боевой подготовки и боевого применения ВВС. По американским оценкам, на конец 2014 г., боеспособными считались 113 ударных самолетов и истребителей ПВО: 22 истребителя МиГ-29, 8 штурмовиков Су-25, 18 бомбардировщиков Су-24, 26 истребителей F-14 и 13 истребителей-бомбардировщиков F-4. Эти машины в состоянии выполнить 226 боевых вылетов в сутки.

Группировка ВВС Армии размещена главным образом в северо-западной, западной, центральной и южной частях страны. В соответствии с задачами и дислокацией силы и средства военной авиации Ирана распределены по трем оперативным зонам (командованиям): «Северо-Запад» (штаб в г. Тебриз), «Запад» (Керманшах) и «Юг» (Ахваз). Основными аэродромами базирования являются: Тебриз, Хамадан, Дизфуль, Бушир, Исфаган, Тегеран, Шираз, Бендер-Аббас, Махрабад, Мешхед. На всех военно-воздушных базах сооружены железобетонные укрытия для самолетов.

Развитие ВВС Армии предполагается осуществлять как путем их оснащения самолетами и вертолетами иранского производства (собственные возможности, особенно по выпуску боевых самолетов, ограничены), так и в виде закупок за рубежом. Вместе с тем, в условиях жестких международных санкций в отношении ИРИ приобретение в других странах военной авиационной техники (особенно крупных партий) представляется весьма маловероятным. Иранское командование уделяет значительное внимание поддержанию в технически исправном состоянии наличный парк самолетов и вертолетов путем налаживания в стране выпуска необходимых запасных частей, двигателей, различного оборудования, проведения капитально-восстановительного ремонта. Причем в качестве источника запчастей и узлов используется техника, выведенная из боевого состава и находящаяся на хранении. Осуществляется ряд программ по модернизации авиатехники. В частности, проводятся работы по оснащению американских самолетов управляемым ракетным оружием российского и китайского производства, а также созданными на их базе образцами собственной разработки. Реализован также ряд программ по модернизации бортовых РЛС с целью расширения режимов их работы. Разработка же новых образцов авиационной техники в подавляющем большинстве случаев представляет собой копирование зарубежных аналогов. Причина такого положения заключается в отсутствии у иранцев должного опыта в проведении НИОКР, недостаточном развитии научной, технологической и испытательной базы.

В целом современное количественное и качественное состояние ВВС Ирана позволяет им решать лишь ограниченный круг задач по оказанию поддержки сухопутным войскам и ВМС, прикрывать отдельные административно-политические и экономические объекты и группировки войск. В то же время они не в состоянии эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения, особенно в случае их массированного применения, и устойчиво действовать в сложной радиоэлектронной обстановке.

 

Источник: Институт Ближнего Востока

warandworld.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *