СОВЕТСКИЕ ВДВ В 1961–1991 ГОДАХ

СОВЕТСКИЕ ВДВ В 1961–1991 ГОДАХ

К 27 апреля 1962 года на основании директивы Главного штаба сухопутных войск от 22 марта 1962 года артиллерийские дивизионы воздушно-десантных дивизий были развернуты в артиллерийские полки:

816-й гв оадн 7-й гв вдд — в 1141-й гвардейский артиллерийский полк;

819-й гв оадн 76-й гв вдд — в 1140-й гвардейский артиллерийский полк;

812-й гв оадн 98-й гв вдд — в 1065-й гвардейский артиллерийский полк;

844-й гв оадн 103-й гв вдд — в 1179-й гвардейский артиллерийский полк;

846-й гв оадн 104-й гв вдд — в 1180-й гвардейский артиллерийский полк;

847-й гв оадн 105-й гв вдд — в 1181-й гвардейский артиллерийский полк;

845-й гв оадн 106-й гв вдд — в 1182-й гвардейский артиллерийский полк.

Это повлекло изменение структуры артиллерийских подразделений воздушно-десантной дивизии — в сторону увеличения числа боевых батарей. Перед артиллерией ставились прежние задачи: огневое поражение противника при артиллерийской подготовке и контрподготовке атаки, артиллерийское сопровождение наступления войск, воспрещение выдвижения и развертывания войск противника, отражение атаки противника, поддержка обороняющихся войск. Имеющиеся на вооружении советских ВДВ полевые орудия вполне могли справиться с возложенными на них задачами, однако, как мне кажется, 85-мм орудия не могли обеспечить гарантированное поражение основных танков вероятного противника, так как не могли пробить их лобовую броню.

В это время начинается поступление на вооружение ВДВ принципиально нового вида оружия — противотанковых управляемых реактивных снарядов. Это высокоточное оружие позволяло с большой долей уверенности поражать бронеобъекты противника, в том числе и в движении. Боевая часть реактивных снарядов «Фаланга» и «Малютка» позволяла пробить лобовую броню германских танков «Леопард», британских «Чифтен» и американских М-48.

В бригадах специального назначения противотанковые управляемые ракеты планировали использовать для поражения ракетных комплексов противника, радиолокационных станций и узлов связи. Дальность полета такой ракеты позволяла спецназовцам не входить в ближнюю зону обороны спецобъектов противника. Одна из типовых задач спецназа ГРУ заключалась в уничтожении с помощью противотанковых ракет автомобильного кортежа руководителя той страны, которая посмеет стать врагом Советского Союза.

* * *

Приказом министра обороны СССР от 7 марта 1964 года Главкомат сухопутных войск был расформирован. Функции Главного штаба сухопутных войск вновь были переданы Генеральному штабу ВС СССР. Воздушно-десантные войска вновь были подчинены непосредственно министру обороны СССР.

Директивой Генерального штаба от 24 декабря 1965 года 337-му гвардейскому парашютно-десантному полку 104-й гвардейской воздушно-десантной ордена Кутузова дивизии был передан по преемственности орден Александра Невского, ранее принадлежащий расформированному 346-му гвардейскому посадочному парашютно-десантному полку.

К 1 декабря 1968 года 337-й гвардейский парашютно-десантный ордена Александра Невского полк 104-й гв вдд был передислоцирован из города Кутаиси Грузинской ССР в Кировабад Азербайджанской ССР.

22 июня 1968 года в ВДВ произошла одна из самых крупных авиационных катастроф, повлекшая большое количество человеческих жертв: с аэродрома города Каунаса поднялись три самолета Ан-12, на борту которых находилась новая тогда техника — БМД-1 и подготовленные экипажи из состава 108-го гв пдп 7-й гв вдд. Им предстояло перелететь в Рязань, где командование ВДВ предполагало показать новые боевые машины в действии министру обороны. Но в районе Калуги третий самолет столкнулся в воздухе с гражданским пассажирским самолетом Ил-14 и с высоты 4000 метров рухнул вниз. В результате трагедии погибли пять членов экипажа, 91 десантник и четырехлетний сын одного из офицеров, которого отец решил отвезти к родственникам в Рязань. Через год на месте падения был воздвигнут памятник, деньги на который собирали во всех частях ВДВ.

В 1968 году в форму одежды военнослужащих ВДВ был введен малиновый берет, но просуществовал он меньше года, после чего был заменен на берет голубого цвета. Красный околыш на берете символизировал принадлежность к гвардии.

В 1968 году советские военные парашютисты выполнили ряд выдающихся прыжков. Так, 1 марта 1968 года был проведен грандиозный эксперимент по низковысотному десантированию группы парашютистов в количестве 50 человек с высоты 100 метров из самолетов Ан-2. Всего на выполнение этого прыжка ушло 23 секунды. Десантирование людей проводилось на парашютах Д-1-8 без применения запасных парашютов. 27 июля 1968 года в составе группы парашютистов, десантировавшихся на Памир в честь 50-летия ВЛКСМ, были и воины 104-й гвардейской воздушно-десантной дивизии гвардии рядовые Асаенок, Зизюлин и Кульпинов. Они проявили высокие мастерство и мужество, за что были занесены в Книгу славных дел Закавказского военного округа.

Директивой Генерального штаба ВС СССР от 14 июля 1969 года в связи с обострением обстановки на Ближневосточном направлении 98-я гв вдд была передислоцирована из города Белогорск Амурской области в город Болград Одесской области (217-й и 299-й гв пдп), поселок Веселый Кут (1065-й гв ап), а 300-й гв пдп — в город Кишинев Молдавской ССР. Части дивизии разместились на фондах военных городков 48-й мотострелковой Ропшинской Краснознаменной дивизии имени М. И. Калинина, которая еще в 1968 году ушла в Чехословакию. Уже в июне 1971 года 98-я гв вдд участвовала в учениях «Юг» и десантировалась в один из районов Крыма.

В августе 1972 года на базе 691-го отдельного батальона связи ВДВ (Боровуха-1) и центра подвижных средств связи 879-го узла связи ВДВ в поселке Медвежьи Озера Щелковского района Московской области был сформирован 196-й отдельный полк связи ВДВ. 20 декабря 1972 года после убытия 691-го обс в поселке Боровуха-1 был сформирован 8-й отдельный танко-ремонтный батальон ВДВ.

* * *

С 1969 года на вооружение ВДВ стала поступать боевая машина десанта, ставшая буквально революционной, — БМД-1. Машина десантировалась парашютным способом, что позволило придать десанту свою броню в любом месте, где только мог быть выброшен десант. Машина имела герметичный алюминиевый пуленепробиваемый корпус, фильтровентиляционную установку, 240-сильный двигатель и комплекс вооружения, который соответствовал тому, что получили пехотинцы на своей машине БМП-1. В состав вооружения боевой машины десанта вошло 73-мм орудие «Гром», которое стреляло выстрелами, аналогичными тем, что применялись на станковом противотанковом гранатомете СПГ-9, и могло создать серьезную угрозу средним танкам противника на средних дистанциях боя. Также на машине был установлен противотанковый ракетный комплекс 9м14 «Малютка», с помощью которого экипажи БМД-1 могли уверенно бороться с тяжелой техникой противника, с дальних дистанций поражать наиболее важные цели: ракетные установки, радиолокационные станции, узлы связи и пункты управления. Кроме того, машина имела спаренный с орудием 7,62-мм пулемет ПКТ. Еще для двух пулеметов в носовой части корпуса машины имелись специальные лючки, через которые десант мог вести огонь из пулеметов ПК или РПК. Выход десанта из машины осуществлялся через верхний кормовой люк, а также верхние носовые люки. Всего машина могла вместить 7 человек. Коэффициент тяговооруженности машины (соотношение мощности двигателя к массе) составлял около 33, что давало десантникам транспортное средство, способное преодолевать крутые подъемы, сложно-пересеченную местность и разные другие препятствия. Этому способствовал высокий дорожный просвет — 450 мм, который мог снижаться до 100 мм (при десантировании машины парашютным способом или при необходимости «залечь» в засаде), а также возможность плавать со скоростью 10 км/ч. На суше БМД-1 могла развить скорость до 65 км/ч. Запас хода составлял 300 км (вполне должно было хватить для выполнения основной и второстепенной задачи в тылу противника).

Для этой (и ряда других) машины была отработана система десантирования «Кентавр», которая позволяла десантировать часть экипажа внутри боевых машин. Для этого внутри машин, подготовленных к испытаниям, были установлены модернизированные космические кресла типа «Казбек-Д», разработанные в КБ завода «Звезда» главным конструктором Гаем Ильичом Северином для космических аппаратов и адаптированные для использования в новом проекте. Система имела пять куполов площадью по 760 кв. м каждый.

Парашютно-платформенные средства, на которых планировалось десантировать боевую машину с частью экипажа, были хорошо освоены в войсках, имели достаточно высокую, подтвержденную большим количеством десантирований надежность — 0,98 (расчетная надежность системы имела коэффициент 0,995). Для сравнения: надежность парашюта, предназначенного для людей, составляет 0,99999, т. е. на 100 тысяч раскрытий — один технический отказ.

Эксперимент по десантированию экипажа внутри машины планировалось провести впервые не только в истории советских воздушно-десантных войск, но и во всем мире. Подготовка к первому в мировой и отечественной практике десантированию людей внутри боевой техники проводилась научно-техническим комитетом ВДВ в тесном контакте с конструкторским бюро Московского агрегатного завода «Универсал», многолетним головным разработчиком средств десантирования техники ВДВ, руководимым главным конструктором, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР Алексеем Ивановичем Приваловым. Одновременно в ГНИИ авиационной и космической медицины (ГНИИАКМ) проводились физиологические испытания (копровые сбросы) по переносимости ударных перегрузок, действующих на человека при десантировании. Начальник института генерал-майор медицинской службы Николай Михайлович Рудный лично контролировал эту работу.

Сложность такого эксперимента заключалась прежде всего в том, что десантники, которым предстояло «прыгать» внутри боевой машины, не имели личных средств спасения, случись в воздухе отказ основной системы. В этой связи институт имени Чкалова не принял комплекс к испытаниям. Пришлось командующему ВДВ долго объяснять министру обороны Маршалу Советского Союза А. А. Гречко и начальнику Генерального штаба Маршалу Советского Союза В. Г. Куликову необходимость проведения эксперимента в интересах воздушно-десантных войск. При этом он настаивал на участии в эксперименте непременно офицеров, которые смогут в дальнейшем передавать свой опыт в войсках. Когда же маршал Гречко поинтересовался, кто будет десантироваться, командующий ВДВ генерал В. Ф. Маргелов сделал шаг вперед и просто сказал: «Я…» Разумеется, ему было отказано. Тогда генерал предложил кандидатуру одного из своих сыновей — Александра Маргелова и опытного офицера-десантника, мастера спорта по прыжкам с парашютом, майора Леонида Гавриловича Зуева. В октябре 1971 года все было готово к проведению эксперимента, предварительные испытания были завершены. В совместном решении от 28 октября 1971 года, утвержденном руководителями НИИ, командованием ГНИИАКМ, военно-транспортной авиации и, наконец, командующим ВДВ, отмечалось успешное завершение копровых и натурных сбросов БМД-1 с макетами и манекенами и предлагалось провести экспериментальный сброс с людьми.

В середине 1972 года в связи с задержкой получения разрешения на проведение эксперимента было принято решение в комплексе «Кентавр» десантировать собак. Три собаки в одной машине были успешно десантированы. Было принято решение на десантирование людей 5 января 1973 года на тульском аэродроме. К этому времени участники эксперимента переехали в казармы 106-й дивизии.

В 14 часов 5 января с аэродрома взлетел самолет Ан-126 с боевой машиной десанта на борту, в которой находились испытатели. Командующим ВДВ была поставлена жесткая задача: после приземления расшвартовать машину и начать движение не более чем через 2 минуты, в ходе которого провести машину по намеченному маршруту со стрельбой по мишеням из орудия и спаренного пулемета. Экипаж должен был доказать, что не только отлично перенес все этапы десантирования, в том числе ударные перегрузки при приземлении, но и сохранил физические и умственные способности, может успешно вести боевые действия.

Вот как описывает экспериментальное десантирование сам Александр Маргелов: «Вытяжной парашют по команде штурмана вывалился, расправился, набрался сил и как бы нехотя стал потихоньку вытаскивать «Кентавра». Как гигантский маятник с центром качания вокруг вытяжного парашюта, машина-«утюг сначала завалилась на 135 градусов от горизонтали, затем стала раскачиваться с постепенно уменьшающейся амплитудой колебаний. И вот раскрылись тормозные, а затем и основные парашюты. Перевернувшись в первый момент вниз головой, мы в доли секунды испытали состояние, близкое к невесомости. В этом убедил невесть откуда взявшийся в машине хлам. Особенно ненужной показалась в этой ситуации довольно приличных размеров гайка, «всплывшая» прямо между головами. В следующий момент все гулко ухнулось на пол и потом еще некоторое время там перекатывалось, пока машина «изображала» из себя маятник. Все свои ощущения спокойно, как нам казалось, мы передавали на землю. Только вот с земли после выхода машины из самолета ничего не слышали — пришлось ориентироваться о работе системы по личным ощущениям да по показаниям приборов — высотомер после раскрытия многокупольной системы равномерно «приближал» нас к земле, а вариометр «застыл» на скорости снижения около шести метров в секунду.

И тут последовал резкий, перекатывающий удар. Головы в шлемофонах мгновенно «выбили морзянку» из заголовников, и все замерло. Навалилась неожиданная тишина. Но это продолжалось мгновение — мы, не сговариваясь, стали освобождаться от привязных систем.

Автоматическую расшвартовку изнутри машины с помощью пиротехнических устройств было решено на первое десантирование не ставить, поэтому, не задерживаясь, мы выскочили из БМД. Освободив ее от парашютной системы и платформы, заняли свои места внутри: Леонид — за рычагами, я — в башне. Пока механик заводил двигатель, наводчик-оператор выискивал, поворачивая башню, цели для обстрела. Есть! И вот сразу с началом движения бухнуло орудие «Гром». Конечно же, это была имитация, и последующая стрельба из пулемета велась холостыми, но в первом эксперименте это было не главное. Главное, что на всех этапах десантирования, приземления, движения, проведения стрельб мы сохраняли полную боеготовность и доказали, что в случае необходимости десантники могут воевать с наибольшим боевым эффектом, поражать противника, не выходя из машины, обеспечивая другим членам экипажа возможность с наименьшими потерями присоединиться к ним для совместного выполнения боевой задачи.

Леонид Зуев лихо, на большой скорости, подъехал к трибуне, по пути разнес вдребезги автомобиль начальника штаба дивизии (которого, кстати, предупреждали о такой вероятности), остановился точно напротив командующего и четко доложил об успешном выполнении боевой задачи. Командующий обнял и расцеловал нас поочередно, поблагодарил от лица службы и, быстро вытерев глаза, в дружеском тоне стал расспрашивать об ощущениях в ходе проведения эксперимента. К нему присоединились и другие участники испытаний».

Л. И. Щербаков и А. В. Маргелов после выполнения прыжка.

После первого удачного эксперимента командующий ВДВ отдал приказ провести аналогичные экспериментальные десантирования во всех дивизиях ВДВ, в каждый период обучения. А. В. Маргелов был назначен ответственным за подготовку штатных экипажей. Руководителями дальнейших испытаний были генерал-лейтенант И. И. Лисов, позже — его преемник на посту заместителя командующего генерал Н. Н. Гуськов и, наконец, председатель НТК ВДВ полковник Л. 3. Козленко. К настоящему времени в ВДВ проведены десятки десантирований экипажей в комплексах «Кентавр», КСД, «Реактавр» и других системах, разработанных советскими конструкторами.

Согласно приказу командующего ВДВ десантирования техники с экипажами внутри боевых машин были проведены во всех воздушно-десантных дивизиях:

13 ноября 1973 года в 98-й гв вдд старшина А. И. Савченко и старший сержант В. В. Котло десантировались внутри БМД-1 на парашютной платформе П-7 из самолета Ан-126;

30 мая 1974 года в 7-й гв вдд старшина М. Е. Савицкий и старший сержант А. И. Силинский десантировались внутри БМД-1 на парашютной платформе П-7 из самолета Ан-126;

20 июня 1974 года в 76-й гв вдд старшина Г. И. Соловьев и ефрейтор Г. Г. Мартынюк десантировались внутри БМД-1 на парашютной платформе П-7 из самолета Ан-126;

11 июля 1974 года в 7-й гв вдд старшина А. В. Титов и старший сержант А. А. Мерзляков десантировались внутри БМД-1 на парашютной платформе П-7 из самолета Ан-126;

22 июля 1974 года в РВВДКУ лейтенант Н. Г. Шевелев и лейтенант В. И. Алымов десантировались внутри БМД-1 на парашютной платформе П-7 из самолета Ан-126;

15 августа 1974 года в 103-й гв вдд ефрейтор В. П. Лопухов и ефрейтор А. В. Жагуло десантировались внутри БМД-1 на парашютной платформе П-7 из самолета Ан-126;

3 сентября 1974 года в 104-й гв вдд старший сержант Г. В. Козьмин и сержант С. М. Кольцов десантировались внутри БМД-1 на парашютной платформе П-7 из самолета Ан-126.

Все десантирования с людьми прошли успешно. Даже тогда, когда при приземлении «Кентавра-5» в июле 1974 года из-за сильного ветра в приземном слое (порывы до 12–15 метров в секунду) купола не отцепились от машины: БМД-1 перевернуло вниз башней и потащило, но отважные молодые десантники А. Титов и А. Мерзляков не впали в шоковое состояние, поддерживали радиосвязь с руководителем десантирования, спокойно сообщали о состоянии машины. Получив команду произвести расшвартовку изнутри, не выходя из машины, они четко выполнили команду. После остановки машины самостоятельно выбрались из нее и продолжали выполнение «боевой задачи» в ходе полковых учений.

Впоследствии десантирование боевой техники с экипажами внутри машин стало обыденным делом для советских ВДВ.

23 января 1976 года впервые в мировой практике состоялось испытание парашютно-реактивной системы «Реактавр» с людьми внутри машины. Эта система, в отличие от «Кентавра», имела всего один купол площадью 540 кв. м, отчего груз летел к земле с убийственной скоростью. И только перед самой землей в дело вступали реактивные тормозные устройства — три двигателя мягкой посадки, которые за несколько секунд значительно снижали скорость падения, и приземление проходило на вполне допустимых скоростях. Также платформа была оборудована двумя амортизационными пенопластовыми брусами. За полтора года до десантирования людей один из «Реактавров» с собакой по кличке Буран разбился. После выхода из самолета и раскрытия купола парашют разорвался, и машина рухнула вниз. Двигатели мягкой посадки не сработали. Собака погибла. Комиссия установила, что купол перешел предел своей прочности ввиду выработки ресурса.

«Реактавр» десантировался тем же самолетом Ан-12б с тем же экипажем, который бросал «Кентавра». Внутри БМД десантировались майор А. В. Маргелов и подполковник Л. И. Щербаков. Для проведения эксперимента специально выбирали площадку приземления, где было много снега. Однако приложило комплекс на укатанную ледяную дорогу так, что десантники ощутили солидную ударную перегрузку. После приземления Щербаков и Маргелов привели машину в боевую готовность, завели двигатель, выполнили комплекс по вождению и стрельбе, после чего подъехали за поздравлениями к трибуне, на которой находился командующий ВДВ.

За успешное проведение испытаний систем «Кентавр» и «Реактавр», а также проявленные мужество и героизм в ходе этих сложнейших и опаснейших экспериментов майор А. В. Маргелов и подполковник Л. И. Щербаков были представлены к званию Героя Советского Союза.

Учитывая положительные результаты в ходе испытаний новейших систем десантирования «Кентавр» и «Реактавр», для закрепления этого успеха командующий ВДВ генерал армии В. Ф. Маргелов приказал провести десантирование штатных экипажей внутри БМД во всех дивизиях. Такие учения были проведены в кратчайшие сроки.

С 1976 года парашютно-реактивные системы «Реактавр» были приняты на вооружение ВДВ. Они позволили уменьшить время сбора личного состава и техники на площадке приземления после десантирования. Так, на экспериментальных учениях в 1983 году было проведено десантирование восьми объектов с системами «Реактавр». От момента выхода первой машины из самолета до сбора всех восьми машин на удалении 1,5 км от площадки приземления прошло всего лишь 12–15 минут, тогда как при раздельном десантировании экипажей и техники на это потребовалось бы 35–45 минут. Попробуйте себе это представить: тишина, спокойствие, чистое поле… а через двенадцать минут на этом поле, откуда ни возьмись, рота советских десантников на своих боевых машинах!

Кроме этих систем, в ВДВ использовался комплекс совместного десантирования — КСД, на котором можно было выбрасывать орудия, минометы вместе с расчетом из четырех человек. КСД использовались в ВДВ, пока войсковая артиллерия не перешла полностью на артсистемы, созданные на базе БТРД. Эти КСД можно считать продолжением мысли Гроховского — помните неуклюжие «авиабусы»? Только здесь можно говорить о более высоком технологическом уровне.

По уровню технической оснащенности к середине 80-х годов советские ВДВ были самыми сильными в мире. На вооружении ВДВ состояли боевые машины десанта БМД-1 (с ПТУР «Малютка»), БМД-1П (с ПТУР «Конкурс» или «Фагот»), БМД-2, бронетранспортеры БТР-Д, БТР-ЗД «Рокот» (с ПЗРК «Стрела-2»), БТР-РД «Скрежет» (с ПТУР «Конкурс» или «Фагот»), артиллерийские установки АСУ-85, реактивные системы залпового огня БМ-21В «Град-В», орудия Д-48, гаубицы Д-30, самоходные орудия 2С9 «Нона-С», 82-мм минометы «Поднос», 120-мм минометы «Нона-Б» и 2С12 «Сани» на автомобилях ГАЗ-66, зенитные автоматы ЗУ-23 на ГАЗ-66 и БТР-Д.

15 мая 1972 года с целью подготовки специалистов полковых служб была сформирована 332-я школа прапорщиков ВДВ в литовском поселке Гайжунай. Эта школа готовила начальников складов, технических специалистов, специалистов воздушно-десантной службы.

В том же 1972 году в составе ВДВ была сформирована 778-я отдельная радиорота специального назначения численностью 85 человек. Основной задачей вновь сформированного подразделения стал привод авиации десанта к точке выброски, для чего группы этой роты должны были загодя высаживаться в тыл противника и разворачивать там аппаратуру привода. В 1975 году рота переформирована в 778-ю ор РЭП, а в феврале 1980 года — в 899-ю отдельную роту специального назначения численностью 117 человек — таким образом, ВДВ получили и свой «спецназ». В 1988 году 899-я орСпН переформирована в 899-ю роту СпН (со штатом в 105 человек) в составе 196-го опс ВДВ. Позднее рота была развернута в 218-й отдельный отряд специального назначения ВДВ, который в 1994 году вместе с 901-м отдельным десантно-штурмовым батальоном был сведен в создаваемый в структуре ВДВ собственный орган специальной разведки -45-й отдельный разведывательный полк специального назначения ВДВ. Этот полк полностью оправдал надежды своих создателей — впоследствии, в период чеченских кампаний, отряды 45-го полка выполняли самые сложные боевые задачи с минимальным уровнем боевых потерь. Сейчас эта высокопрофессиональная боевая часть способна выполнить широкий круг задач специальной разведки в любой точке земного шара.

Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в вооруженной защите Советской Родины, успехи в боевой и политической подготовке, освоении новой техники и в связи с 60-летием СА и ВМФ 104-й гвардейский парашютно-десантный полк 76-й гвардейской воздушно-десантной Черниговской Краснознаменной дивизии 21 февраля 1978 года был награжден орденом Красного Знамени.

4 мая 1985 года за успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 40-летием Победы 7-я гвардейская воздушно-десантная дивизия награждена орденом Красного Знамени.

На основании директивы Генерального штаба от 5 февраля 1980 года к 1 декабря 1980 года в составе 104-й гв вдд сформирован 387-й парашютно-десантный полк. Местом дислокации стал город Кировабад Азербайджанской ССР. На основании директивы Генерального штаба от 13 мая 1982 года полк был выведен из состава 104-й гв вдд, передислоцирован в Фергану Узбекской ССР (ТуркВО) и переформирован в 387-й отдельный парашютно-десантный полк (подготовки молодого пополнения для воздушно-десантных и десантно-штурмовых частей и соединений, действующих в Афганистане). На основании директивы Генерального штаба от 9 октября 1985 года переформирован в 387-й отдельный учебный парашютно-десантный полк.

На основании директивы министра обороны от 28 апреля 1988 года и директивы Генерального штаба от 4 октября 1988 года к 30 декабря 1988 года полк переформирован в 387-й отдельный парашютно-десантный полк.

В 1990 году, в связи с обострением межнациональных конфликтов на территории СССР и для оперативного реагирования по ним, было решено заново сформировать 105-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию. В состав дивизии решено было ввести 387-й опдп, 345-й гв опдп, 57-ю одшбр и другие части.

Директивой министра обороны от 18 августа 1990 года 387-й отдельный полк должен был быть переведен на штат парашютно-десантного полка и включен в состав 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. На основании директивы МО СССР от 21 марта 1991 года к 1 октября 1991 года переведен на штат парашютно-десантного полка (горно-пустынного). После чего был передан ВС Узбекистана.

* * *

Без связи нет управления — это не требует никаких доказательств, ибо жизнь сама неоднократно доказывала сие утверждение. Именно поэтому мне хочется остановиться на формировании органов связи ВДВ, без чего не может быть управления войсками. Опыт Великой Отечественной войны показал, что утрата связи с высаженными в тыл противника подразделениями ВДВ однозначно приводила к срыву выполнения поставленной задачи, отсутствию взаимодействия и, как следствие, к большим потерям десанта. Поэтому в послевоенное время, с качественным развитием средств связи, особое внимание было также уделено и созданию органов связи, которые могли обеспечить надежную связь в самых сложных условиях боевой обстановки.

Одним из таких органов связи стал центр связи ВДВ. Формирование части началось 13 августа 1947 года в городе Полоцк Белорусской ССР. Местом дислокации части был военный городок Задвинье. Основой для формирования стали узел связи 8-го гвардейского воздушно-десантного Неманского Краснознаменного корпуса, а также 13-я гвардейская отдельная рота связи 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Формирование проводил командир батальона гвардии майор Сидоренко Николай Климентьевич.

4 сентября 1947 года новому формированию было присвоено наименование 191-й отдельный батальон связи, который вошел в состав 8-го гвардейского воздушно-десантного Неманского Краснознаменного корпуса. 21 апреля 1956 года начал формироваться батальон связи воздушно-десантных войск. Формирование закончилось 22 июня 1956 года. После формирования батальону было присвоено наименование 691-й отдельный батальон связи воздушно-десантных войск.

В августе 1972 года началось формирование полка связи ВДВ. Основой для формирования полка явились 691-й отдельный батальон связи воздушно-десантных войск и центр подвижных средств связи 879-го узла связи. Формирование закончилось 20 декабря 1972 года. Полку было присвоено наименование 196-й отдельный полк связи воздушно-десантных войск.

В 1983 году приказом командующего ВДВ часть была награждена переходящим Красным Знаменем ВДВ. В 1988 году за достигнутые успехи в социалистическом соревновании среди частей воздушно-десантных войск и высокую воинскую дисциплину полк был награжден грамотой командующего ВДВ. 30 декабря 1990 года 196-й отдельный полк связи воздушно-десантных войск был переформирован в 171-ю отдельную бригаду связи воздушно-десантных войск.

Бригадная организация части связи ВДВ к тому времени лучше отвечала требованиям, предъявляемым к связи войск. Бригада состояла из отдельных подразделений, которые могли самостоятельно действовать в отрыве от подразделений обеспечения бригады. В состав бригады вошли мобильные узлы связи, батальон и узел связи командующего ВДВ, отдельная рота специального назначения. Впоследствии, в российский период, в условиях жесткого сокращения ВДВ, 171-я бригада связи снова будет переформирована в полк, и часть получит наименование 38-й полк связи ВДВ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

День воздушно-десантных войск СССР и России

в СССР на учениях Московского военного округа, на окраине города Воронежа впервые высажен воздушный десант. Впоследствии этот день стал отмечаться в СССР, а теперь в России, как  День воздушно-десантных войск.

Первых десантников было 12 человек.

На территории бывшего СССР эти войска были задействованы во всех вооруженных конфликтах.

Места встреч

  • Москва: традиционными местами ежегодных встреч «голубых беретов» являются ЦПКиО им. Горького иПоклонная гора.
  • В Санкт-Петербурге традиционные места встреч: Крестовский остров, Дворцовая площадь.
  • В Донецке ветераны встречаются в Парке им. Щербакова и около памятника погибшим воинам-афганцам
  • В Киеве места встреч ветеранов: Музей Великой Отечественной войны, монумент Воинам-интернационалистам, реже — Площадь Независимости а чаще в Гидропарке.
  • В Минске десантники встречаются в Парке Челюскинцев и на Острове слёз.
  • В Харькове десантники встречаются в парке им. Горького.
  • В Ростове-на-Дону десантники встречаются в парке им. Горького.
  • В Витебске десантники встречаются на площади победы: Площадь Победы (Витебск).
  • В Барнауле десантники встречаются на Площади ветеранов у Дома интернационального движения, Комсомольский проспект, 73Б.
  • В городе Обь встречаются на площади у дома культуры Крылья Сибири.

Также традиционным местом встреч десантников на территории России и стран СНГ являются памятники, монументы воинам-интернационалистам и фонтаны.

Особенности

День ВДВ, являющийся профессиональным праздником действующих и военнослужащих запаса Воздушно-десантных войск, традиционно отмечается по всей России, Белоруссии, Украине и др. странам СНГ.

Во время прохождения праздника во многих городах традиционно устраиваются показательные выступления воинов-десантников, концерты, благотворительные акции, народные гулянья, ярмарки народных промыслов и выставка-продажа сувенирно-патриотической продукции.

Во время празднования дня ВДВ, происходит усиление сил МВД, так как зачастую празднование сопровождается драками, погромами и беспорядками, инициаторами которых чаще всего являются сами десантники. В советское время была такая шутка — ВДВ мощная сила, но один раз году советская милиция доказывала, что она может справится и с этим. Квждый год этот день солидарности толпы пьяных дебоширов и хулиганов становится серезным испытанием полиции и милиции любого города, где празднование происходит.

В некоторых российских городах в день ВДВ принято отключать фонтаны, и распускать всех сотрудников, ответственных за их работу на выходной, закрытваются рынки, кафе и другие общественные места. Это делают для того, чтобы сократить ущерб от празднования.

***********************

26 июля 1930 года во время сборов авиации (военно-воздушных сил (ВВС)) Московского военного округа на воронежском аэродроме был выполнен Л. Г. Миновым показательный прыжок с парашютом, вслед за ним свои первые прыжки выполнили ещё несколько лётчиков. Выслушав доклад о ходе сборов, командующий ВВС РККА Пётр Баранов предложил «продемонстрировать выброску группы вооружённых парашютистов для диверсионных действий на территории „противника“».

2 августа десант был выброшен в составе двух групп по 6 человек; одной руководил Минов, другой — его помощник Яков Мошковский.  2 августа 1930 года на учениях авиации (ВВС) Московского военного округа под Воронежем впервые было выброшено на парашютах десантное подразделение в количестве 12-ти человек для выполнения тактической задачи. Этот эксперимент позволил военным теоретикам увидеть перспективу преимущества парашютно-десантных частей, их огромные возможности, связанные с быстрым охватом противника по воздуху.

2 августа 1930 года стало днём рождения воздушно-десантных войск. Первое подразделение ВДВ сформировано в 1931 году, в Ленинградском военном округе на базе знаменитой 11-й стрелковой дивизии, авиационный моторизованный десантный (авиамотодесантный) отряд насчитывал 164 человека, по штату. Командиром отряда (сводное формирование) был назначен Е. Д. Лукин. 

Приказ НКО СССР № 0202 «О сформировании Управления воздушно-десантных войск Красной Армии», 12 июня 1941 г.. В целях улучшения руководства боевой подготовкой и службой воздушно-десантных войск сформировать Управление воздушно-десантных войск Красной Армии согласно утвержденному мною штату № 1/104.  Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. Тимошенко. Начальник Генерального штаба Красной Армии генерал армии Г. Жуков. — РГВА. Ф. 4. Оп. 11. Д. 65. Л. 2. Подлинник. Опубл. веб.: Русский архив… Т. 13 (2—1). С. 279 (док. № 117).

До 1946 года ВДВ находились в составе ВВС РККА Вооружённых Сил СССР.  С 1946 года — в составе сухопутных войск (СВ) ВС СССР, но в непосредственном подчинении министру обороны. В 1991 году ВДВ ВС СНГ в России выделены в отдельный род войск.

Определяющая роль в становлении теории боевого применения и развитии вооружения воздушно-десантных войск принадлежит советскому военачальнику Василию Филипповичу Маргелову, командующему ВДВ с 1954 по 1979 год. С именем Маргелова связывается позиционирование соединений ВДВ как высокоманёвренных, укрытых бронёй и обладающих достаточной огневой эффективностью подразделений для участия в современных стратегических операциях на различных театрах военных действий. По его инициативе был дан старт техническому перевооружению ВДВ: на предприятиях оборонного производства было развёрнуто серийное производство средств десантирования, создавались модификации стрелкового оружия для десантников, модернизировалась и разрабатывалась новая боевая техника (включая первую гусеничную боевую машину БМД-1, были приняты на вооружение и поступали в войска новые военно-транспортные самолёты, и наконец была создана собственная символика ВДВ — тельняшки и голубые береты. Его личный вклад в формирование ВДВ в их современном виде сформулировал генерал Павел Федосеевич Павленко. В истории Воздушно-десантных войск, да и в Вооружённых Силах России и других стран бывшего Советского Союза его имя останется навсегда. Он олицетворял целую эпоху в развитии и становлении ВДВ, с его именем связаны их авторитет и популярность не только в нашей стране, но и за рубежом…

В. Ф. Маргелов понял, что в современных операциях успешно действовать в глубоком тылу противника смогут только высокомобильные, способные к широкому манёвру десанты. Он категорически отверг установку на удержание захваченного десантом района до подхода наступающих с фронта войск методом жёсткой обороны как пагубную, ибо в этом случае десант будет быстро уничтожен.

В декабре 1979 года соединения и части ВДВ, проводя самостоятельную по существу, воздушно-десантную операцию, высадились в Афганистане на аэродромы Кабул, Баграм и до подхода мотострелков выполнили поставленные им задачи.

 

Военная реформа ВС России, начавшаяся в 2008 году, не обошла стороной и ВДВ. Были отменены планы перевода структуры с дивизионной на бригадную. Было остановлено и начавшееся расформирование 106-й воздушно-десантной дивизии в Туле. Среди многочисленных преобразований были: сокращение 26 воинских частей, сокращение 40 % офицерского состава, возврат к преимущественному комплектованию ВДВ солдатами по призыву, сформирование в составе дивизий зенитно-ракетных полков, передача авиации ВДВ в состав ВВС. Все дивизии ВДВ имеют унифицированную структуру и полностью развернуты по штату. Структура дивизии выглядит следующим образом (вариант): управление (штаб), два полка по три батальона в каждом, артиллерийский полк,  зенитный ракетный полк, инженерно-сапёрный батальон, батальон связи, ремонтно-восстановительный батальон, батальон материального обеспечения, разведывательная рота, медицинский отряд.

Обученность, боеспособность десантников потребовались России и на более высоком уровне — в миротворческой миссии ООН. Сейчас в бывшей Югославии два батальона российских десантников. «Русбат 1» — в Сербской Краине, на границе Сербии и Хорватии. «Русбат 2» — в Боснии, в районе Сараево. По оценке ООН, «голубые береты» России — пример выучки, дисциплины и надежности.

За славную и многотрудную историю ВДВ народ и армия любят и уважают этот мужественный род войск. ВДВ — это войска сурового морального и физического климата, который научил десантника принципу — «служить до упора», «до выполнено», «до победы». История подтверждает, что всему приходит свое время. Десантники и 30-х, и 40-х, и 80-х годов внесли свой вклад в защиту Отчизны, в дело повышения обороноспособности страны. 

http://klin-demianovo.ru/

nekropole.info

СССР — Десантура.ру — о десанте без границ

Страны и их войска

Опрос посетителей

Обсуждения на форуме

02.08.2019 23:08:27

405

453377

Ветераны

Дембельский альбом

В январе объявляют перемирие. Колонну долго не выпускают, потом мы всё-таки едем. Нам говорят не поддаваться на провокации, но во время движения мы сами себе хозяева. Нет никаких сомнений, что при любой попытке нападения все зенитки ответят. Не успеваем доехать до гор, начинается война. Впереди клубы чёрного дыма, стрельба, командир расчёта лезет из кабины в кузов. Я одеваю каску, какое-то время сижу, потом швыряю её в угол. Машины по дороге идут непрерывным потоком, по зелёнке молотят стоящие на постах вдоль дороги танки и БМП, добавляют наши зенитки. Добираемся до Джабаля. Головной Урал на полной скорости уходит в Кабул — в нашей батарее потери…


СССР


 
РАЗДЕЛ НА РЕКОНСТРУКЦИИ!
Тексты требуют дополнения, корректировки и уточнения. Со временем всё будет исправлено.


История Вооружённых Сил СССР 

 
Эмблема Вооружённых Сил СССР

К исходу 1917 г. для советского правительства стало очевидным, что русская армия, уставшая от трехлетней войны и распропагандированная большевиками, утратила свою боеспособность. Опора большевиков, Краевая гвардия (ок. 465 тыс. человек), не имела боевого опыта и испытывала недостаток в вооружении и подготовленных командных кадрах.

Поэтому СНК 10 ноября постановил начать постепенное сокращение русской армии, а 16 декабря подчинил ее себе, ввел выборность командного состава и должностных лиц, упразднил все чины и звания, всю полноту власти в армии передал солдатским комитетам и Советам. 15 января 1918 г. СНК принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии на добровольческой основе, а 29 января — Рабоче-Крестьянского Социалистического Красного Флота.

В начале марта 1918 г. для руководства всеми военными операциями создается Высший военный совет, председателем которого был назначен нарком по военным делам Л.Д. Троцкий. В апреле вводится обязательное обучение военному искусству рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян, утверждаются институт военных комиссаров, волостные, уездные, губернские и окружные военные комиссариаты. Одновременно была отменена не оправдавшая себя система выборов комсостава, введена «Формула торжественного обещания» (присяга) при вступлении в армию, а в мае — новая система военно-окружного деления страны. На военную службу все шире стали привлекаться бывшие офицеры и генералы. Из офицерского корпуса, насчитывавшего к октябрю 1917 г. 200 тыс., в Красной Армии и на флоте в годы гражданской войны служило 75 тыс. человек.

В апреле 1918г. СНК утвердил план развертывания миллионной армии. 29 мая ВЦИК принял постановление о принудительном наборе в РККА. Это позволило увеличить ее численность к концу 1918 г. до 725,4 тыс. человек. 19 августа 1918 г. СНК принял декрет об объединении всех Вооруженных Сил Республики в ведении наркомата по военным делам, а 2 сентября ВЦИК постановил превратить страну в военный лагерь, создать высший орган военной власти — Реввоенсовет Республики (председатель — Троцкий) и ввести должность Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами РСФСР (И. И. Вацетис).

Наконец, под председательством В.И. Ленина 30 ноября был образован Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, которому предоставлялась вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны в интересах ее обороны. Важные решения по военному вопросу принял VIII съезд РКП(б) (март 1919 г.). Съезд потребовал покончить с пережитками партизанщины и сформировать регулярную Красную Армию с железной воинской дисциплиной, шире использовать опыт и знания военных специалистов. Съезд упразднил Всероссийское бюро военных комиссаров, принял решение о создании Политотдела РВСР, преобразованного в мае в Политуправление во главе с И.Т. Смилгой. ЦК было поручено принять меры по реорганизации Полевого штаба Реввоенсовета Республики, улучшению деятельности РВСР и Всероссийского главного штаба.

По инициативе Главкома И.И. Вацетиса ВЦИК 1 июня принял постановление «Об объединении военных сил Советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии». Численность армии и флота с 1,6 млн. человек в мае 1919 г. возросла к марту 1920 г. до 2,6 млн. 8 июля 1919 г. И.И. Вацетис был освобожден от должности Главкома за «принадлежность к белогвардейской организации» (впоследствии обвинение это не подтвердилось) и заменен командующим Восточным фронтом С.С. Каменевым. В целях объединения всего дела снабжения за исключением продуктов, поставляемых наркоматом продовольствия, ВЦИК 9 июля 1919г. учредил должность Чрезвычайного уполномоченного Совета Обороны по снабжению Красной Армии (им стал А. И. Рыков). Были приняты меры по усилению влияния большевиков в армии и на флоте. Число армейских коммунистов с 35 тыс. в октябре 1918 г. возросло до 121 тыс. в октябре 1919 г.

Десантные части и соединения

Воздушно-десантные войска Советской Армии зародились в конце 20-х годов. В апреле 1929 года у города Гарм (Таджикистан) на нескольких самолётах была высажена группа красноармейцев, которая при поддержке местных жителей разгромила отряд басмачей.

2 августа 1930 года на учении Военно-воздушных сил Московского военного округа, под Воронежем, впервые на парашютах для выполнения тактической задачи десантировалось небольшое подразделение в составе 12 человек. Эту дату официально принято считать днем зарождения Воздушно-десантных войск.

В 1931 году в Ленинградском военном округе в составе 1-й авиабригаде создан опытный авиамотодесантный отряд численностью 164 человека, предназначенный для десантирования посадочным способом. Затем в этой же авиабригаде был сформирован нештатный парашютно-десантный отряд. В августе и сентябре 1931 года на учениях Ленинградского и Украинского военных округов отряд реально десантировался и выполнял тактические задачи в условном тылу противника. В 1932 году Реввоенсовет СССР принял постановление о развёртывании отрядов в авиационные батальоны особого назначения. К концу 1933 года уже имелось 29 авиадесантных батальонов и бригад, вошедших в состав Военно-воздушных сил. На Ленинградский военный округ была возложена задача подготовки инструкторов по авиадесантному делу и выработке оперативно-тактических нормативов.

В 1934 году на учения Красной Армии привлекалось 600 парашютистов; в 1935 году на маневрах Киевского военного округа десантировано парашютным способом 1188 десантников. В 1936 году в Белорусском военном округе десантировано 3 тысячи парашютистов, высажено посадочным способом 8200 человек с артиллерией и другой боевой техникой.
Совершенствуя выучку на учениях, десантники приобретали опыт в реальных боях. В 1939 году при разгроме японцев на реке Халхин-Гол приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада. За проявленные мужество и героизм 352 десантника награждены орденами и медалями. В 1939-1940 годах, в период советско-финляндской войны, вместе со стрелковыми частями сражались 201, 202 и 214-я воздушно-десантная бригады.

На основе полученного опыта в 1940 году были утверждены новые штаты бригад в составе трёх боевых групп: парашютной, планёрной и посадочно-десантной.
С марта 1941 года в Воздушно-десантных войсках стали формироваться воздушно-десантные корпуса бригадного состава (по 3 бригады в корпусе). К началу Великой Отечественной войны было закончено комплектование пяти корпусов, но только личным составом, из-за недостаточного количества боевой техники. Основное вооружение воздушно-десантных соединений и частей составляли преимущественно ручные и станковые пулемёты, миномёты калибра 50 и 82-мм, 45-мм противотанковые и 76-мм горные пушки, лёгкие танки (Т-40 и Т-38), огнемёты. Личный состав совершал прыжки на парашютах типа ПД-6, а затем ПД-41. Малогабаритные грузы десантировались в парашютно-десантных мягких мешках. Тяжёлая техника доставлялась десанту посадочным способом на специальных подвесках под фюзеляжами самолётов. Для десантирования использовались в основном бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3 и пассажирский самолёт ПС-84.

Начало Великой Отечественной войны застало воздушно-десантные корпуса, дислоцированные в Прибалтике, Белоруссии и на Украине, в стадии формирования. Тяжёлая обстановка, сложившаяся в первые дни войны, вынудила советское командование использовать эти корпуса в боевых действиях в качестве стрелковых соединений.

4 сентября 1941 г. Управление Воздушно-десантных войск было преобразовано в Управление командующего Воздушно-десантных войск Красной Армии. Воздушно-десантные корпуса выведены из состава действующих фронтов и переданы в непосредственное подчинение командующего Воздушно-десантными войсками.
В контрнаступлении под Москвой создались условия для широкого применения Воздушно-десантных войск. Зимой 1942 года проведена Вяземская воздушно-десантная операция с участием 4-го воздушно-десантного корпуса. В сентябре 1943 года применён воздушный десант в составе двух бригад для содействия войскам Воронежского фронта в форсировании реки Днепр. В Маньчжурской стратегической операции в августе 1945 года было высажено для десантных действий посадочным способом свыше 4 тысяч человек личного состава стрелковых подразделений, которые успешно выполнили поставленные задачи.

В октябре 1944 года Воздушно-десантные войска были преобразованы в отдельную гвардейскую воздушно-десантную армию, вошедшую в состав авиации дальнего действия. В декабре 1944 года эта армия была расформирована, создано управление Воздушно-десантных войск с подчинением командующему Военно-воздушных сил. В составе Воздушно-десантных войск остались три воздушно-десантных бригады, учебный воздушно-десантный полк, курсы усовершенствования офицерского состава и воздухоплавательный дивизион.
За массовый героизм десантников в годы Великой Отечественной войны всем воздушно-десантным соединениям присвоено звание «гвардейских». Тысячи солдат, сержантов и офицеров Воздушно-десантных войск награждены орденами и медалями, а 296 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

В 1964 году Воздушно-десантные войска были переданы в Сухопутные войска с непосредственным подчинением их Министру обороны СССР. После войны наряду с организационными изменениями происходило перевооружение Воздушно-десантных войск. В соединениях увеличивалось количество автоматического стрелкового оружия, артиллерии, миномётов, противотанковых и зенитных средств. На вооружении ВДВ появились гусеничные боевые машины десантные (БМД-1), десантируемые самоходно-артиллерийские установки (АСУ-57 и СУ-85), орудия калибра 85 и 122 мм, реактивные установки и другое вооружение. Для десантирования созданы военно-транспортные самолеты Ан-12, Ан-22 и Ил-76. Одновременно с этим разрабатывалась специальная воздушно-десантная техника.

В 1956 году две воздушно-десантные дивизии принимали участие в венгерских событиях. В 1968 году после захвата двух аэродромов под Прагой и Братиславой были высажены 7-я и 103-я воздушно-десантные дивизии, которые обеспечили успешное выполнение задачи соединениями и частями ОВС стран Варшавского Договора во время чехословацких событий.

В 1979-1989 годах Воздушно-десантные войска участвовали в боевых действиях в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, за что свыше 30 тысяч воинов-десантников были награждены орденами и медалями, а 16 человек — удостоены звания Героя Coветского Союза.

В декабре 1979 года соединения и части ВДВ, проводя самостоятельную по существу, воздушно-десантную операцию, высадились в Афганистане на аэродромы Кабул, Баграм и до подхода мотострелков выполнили поставленные им задачи.

Начиная с 1979 году в дополнение к трем воздушно-штурмовым бригадам в военных округах были сформированы несколько десантно-штурмовых бригад и отдельных батальонов, которые вошли в боевой строй Воздушно-десантных войск к 1989 году.

С 1988 года соединения и воинские части Воздушно-десантных войск постоянно выполняли различные специальные задачи по разрешению межнациональных конфликтов на территории СССР.

Воспоминания ветеранов


Статьи

Новости

26.07.2017

19.07.2017

20.06.2017

01.01.2012

31.03.2011


Ветераны

Записки офицера спецназа ГРУ

Под прикрытием огня взвода сидящего на скалах, а главное под прикрытием дымовой завесы, ребята со скал забросали вход в ущелье дымовыми шашками. В ущелье ворвались две БМП, имея в экипажах только по два человека, механиков-водителей и в башнях сидели наводчики. К сожалению фамилий солдат, которые сидели за рычагами боевых машин не помню. А вот наводчиками пошли офицеры, это замполит 1-ой роты, старший лейтенант Стасюк А.А. (сейчас живёт в г. Донецке) и командир группы этой же роты, старший лейтенант Сергей Паховский (сейчас живёт в г. Екатеринбурге).
Когда рассеялся дым, душманы увидели боевые машины, но было уже поздно, офицеры открыли огонь по огневым точкам противника. Стрельба велась практически в упор, 30-мм орудия БМП стреляли очередями…

Фоторепортажи

Список альбомов пуст.



desantura.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *