Су-57 проиграл китайскому истребителю :: Авиация

В российском самолете уделили мало внимания стелс-технологиям

Истребитель пятого поколения Су-57, который российские военные позиционируют как не имеющий себе равных в своем классе, получил довольно противоречивую оценку у постоянного автора журнала The National Interest Дэйва Маджумдара, который специализируется на боевой авиации.

По его мнению, по своим летным характеристикам Су-57 превосходит китайский J-20. Даже с двигателем первого этапа АЛ-41Ф1 он обладает хорошей скоростью и отличной маневренностью, в том числе на больших углах атаки. Тяга на форсаже АЛ-41Ф1 достигает 14,5 тыс. кгс, что дает приличные показатели на сверхзвуке.

А когда Cу-57 получит более мощные турбины с тягой до 19 тыс. кгс, которые пока именуются как «Изделие 30», самолет и вовсе сравняется с американским F-22 и также сможет поддерживать крейсерскую скорость на сверхзвуке. Считается, что это один из основных показателей истребителя пятого поколения.

J-20 по мощности примерно такой же, как Су-57 с двигателем первого этапа. В маневренности он не выигрывает, а то и проигрывает российскому истребителю. Но есть одно но. По мнению автора NI, при проектировании истребителя китайцы уделили эффективной площади рассеивания (ЭПР) намного больше внимания, чем русские. Поэтому на радаре Су-57 будет заметнее, чем J-20.

Например, выдавать самолет будет закругленный электрооптический датчик, который конструкторы не углубили в корпус. Кроме того, у оснований крыльев есть специальные подвижные щитки (LERX), которые также влияют на ЭПР самолета.

Двигатели в Су-57 замаскированы не лучшим образом, в том же F-22 сопла немного углублены в корпус. Более прогрессивный стелс-дизайн и у китайского J-20. Электрооптические и инфракрасные датчики у него спрятаны. У J-20 лучше аэродинамика, сам самолет более обтекаемой формы. Система предупреждения о ракетном нападении (MWS) у него почти такая же, как у F-22 и F-35.

Проблема китайского истребителя – это двигатель, если Пекину удастся построить аналог «Изделия 30», то J-20 может поспорить с Су-57 и в ближнем бою. На данный момент разрабатывается WS-15 c тягой до 18 тыс. кгс, однако неясно, когда его поставят на самолет.

Что касается датчиков, то пока нет точных данных, на каком самолете они эффективнее. Дело в том, что они разрабатывались для разных задач. Летчики Су-57 будут пытаться засечь истребители пятого поколения противника с помощью РЛС «Белка», которая работает в Х– и L-диапазонах. По мнению западных экспертов, это возможно, но неизвестно, удастся ли захватить цель и вести ее.

Китайцы пошли по другому пути и попытались сделать самолет, похожий на F-35. Главной его задачей будет не воздушный бой с эскадрильей истребителей противника, а неожиданный удар, когда враг даже не думает об опасности. Для этого у него есть система, аналогичная американской AN/ASQ-239, но не такая продвинутая.

Очевидно, что Су-57 и J-20 задумывались для разных задач. Если российский истребитель создавался в противовес американскому «хищнику» F-22, то китайский J-20 намного ближе к F-35, которому не нужно завоевывать превосходство в небе в ближнем бою, а достаточно лишь обнаружить противника первым и нанести удар.

utro.ru

Новый двигатель с плазменной системой зажигания для Су-57. «Изделие 30» и искусство компромиссов

Автор: по материалам topwar.ru/tass.ru

19 марта 2019, 06:10

Главный конструктор ОКБ имени Люльки Евгений Марчуков рассказал о новом двигателе с плазменной системой зажигания и уменьшенной радиолокационной заметностью, которым оснастят новейший российский истребитель Су-57.

Речь идет о двигателе пятого поколения под кодовым названием «Изделие 30», который создавался с учетом российского и зарубежного опыта. Новые силовые установки будут мощнее и дешевле предыдущих. Тяга мотора в 10 раз выше собственного веса.

Евгений Марчуков, генеральный конструктор-директор «ОКБ им. А. Люльки»: «Создание двигателя – это искусство компромиссов, когда стоит задача сделать самый лучший в мире двигатель, а для решения этой задачи собраны лучшие конструкторы мира. каждый из них делает свой узел, но если затем собрать все это воедино — двигатель попросту не будет работать. Нужно где-то что-то убавить, в другом месте прибавить, и от этого выбора зависит очень многое. Создание каждого нового двигателя — это многократный перебор подобных комбинаций».

 

По словам Марчукова, созданный в РФ двигатель станет ответом спецам, которые раньше нашли у Су-57 «ахиллесову пяту». Ранее, иностранные  военные аналитики отмечали высокую радиолокационную заметность истребителя из-за тепловой отдачи мотора. «Изделие 30» будет собрано принципиально иным образом. В агрегат встроят плазменную систему зажигания и управления вектором тяги. Модернизированные форсунки обеспечат зажигание плазменной дуги одновременно с подачей керосина. Это поможет избежать «факеления» — выброса огненного столба из сопла из-за избытка топлива в камере сгорания. Таким образом, заметность истребителя в инфракрасном и радиоволновом диапазоне заметно снизится.

 

Пока перспективный ТРДДФ «Изделие 30» остается на стадии летных испытаний и проверяется
на опытных самолетах Т-50 / Су-57. 

 

Еще одним важным новшеством «Изделия 30» является изменяемая степень двухконтурности. Двигатель истребителя будет способен адаптироваться под любые условия полета лишь «приказами» летчика. Управлять самолетом станет в несколько раз проще. Важно, что эта функция даст Су-57 возможность крейсерского сверхзвукового движения.

«Изделие 30» будет собрано принципиально иным образом. В агрегат встроят плазменную систему зажигания и управления вектором тяги. 

 

Два этапа

 

Су-57 будет принят на вооружение в два этапа. На первом этапе в войска начнут поступать боевые самолеты с двигателями АЛ-41Ф1 («изделие 117») — похожие двигатели устанавливаются сегодня на истребители Су-35С. На втором этапе Су-57 получат двигатели уже пятого поколения, сегодня обозначаемые как «Изделие 30».

 

Удельным весом в авиации принято называть отношение массы двигателя к его полной тяге. Для перспективного «Изделия 30» этот показатель составляет менее 0,1, то есть двигатель будет способен выдавать более чем в 10 раз больше тяги, чем весит сам. 

 

В двигателе второго этапа для Су-57 разработчики применили ряд новых конструкторских подходов и технологий, благодаря чему «Изделие 30» по удельному расходу топлива примерно соответствует двухконтурному двигателю АЛ-31Ф (670 граммов на килограмм-силы в час в крейсерском режиме), однако превосходит его по показателю удельной тяги. АЛ-31Ф и его варианты являются одними из самых экономичных двигателей для боевых самолетов в мире; такие двигатели ставятся на истребители Су-27, Су-30 и Су-34, а также на китайский истребитель J-20.

 

Двигатель пятого поколения под кодовым названием «Изделие 30», который создавали с учетом российского и зарубежного опыта.

 

Технические подробности


По известным данным, «Изделие 30» представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. На уровне некоторых основных идей он имеет сходство с более старыми двигателями семейств АЛ-31 и АЛ-41, но все его агрегаты разрабатывались заново и с применением современных наработок. Результатом этого стал заметный рост всех основных характеристик, позволяющий относить «Изделие 30» к следующему поколению ТРДДФ.

Двигатель имеет обычную для своего класса архитектуру с многоступенчатыми компрессорами высокого и низкого давления, камерой сгорания и многоступенчатыми турбинами. Позади турбин находятся форсажная камера и сопло с УВТ. На внешней поверхности двигателя помещены необходимые агрегаты того или иного назначения. Разработчики «Изделия 30» не спешат раскрывать все подробности конструкции, но часть особенностей нового проекта уже известна.

Компрессор обеспечивает сжатие поступающего воздуха со степенью 6,7, обеспечивая расход воздуха до 20-23 кг/с. Камера сгорания оснащается плазменной системой зажигания, устанавливаемой прямо на форсунках. Такие средства обеспечивают воспламенение топлива сразу после его попадания в камеру сгорания. Благодаря этому поддерживается оптимальный режим горения, а также исключается т.н. факеление. Температура газов перед турбиной находится в пределах от 1950 до 2100°K. Для сравнения, у серийного двигателя АЛ-31Ф этот параметр не превышает 1700°K.

 

Опытный Су-57 с двигателем «Изделие 30». russianplanes.net

«Изделия 30» комплектуется новым соплом, имеющим функции управления вектором тяги. Этот агрегат заметно меньше использовавшихся ранее и имеет иные обводы. В частности, задняя кромка сопла, образуемая отдельными створками, получает неровную форму.

Важной особенностью конструкции, обеспечивающей получение новых возможностей, является изменение степени двухконтурности. Также проект учитывал необходимость сокращения заметности двигателя и самолета в целом для радиолокационных и инфракрасных систем наблюдения. Такие задачи решались путем создания оптимальных конструкций воздухозаборника и сопла.

Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя. Получая команды от летчика, система управления выполняет их с учетом текущих параметров и различных факторов. Автоматика управления двигателем упрощает работу летчика, а также облегчает настройку силовой установки для работы в тех или иных условиях.

 

Все новые идеи и решения предназначаются для повышения основных характеристик двигателя. Согласно открытым данным, максимальная тяга двигателя «Изделие 30» достигает 11000 кгс, форсажная – 18000 кгс. Для сравнения, двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 имеет тягу 9500 и 15000 кгс соответственно. Таким образом, самолет Су-57 даже при максимальной взлетной массе, превышающей 35 т, будет иметь тяговооруженность более единицы. При нормальном взлетном весе этот параметр достигнет 1,15-1,2.

Оптимизация основных параметров приводит к повышению летно-технических характеристик самолета. По разным оценкам, крейсерская сверхзвуковая скорость самолета Су-57 без применения форсажа, обеспечиваемая двумя двигателями с тягой по 11000 кгс, может достигать М=1,5. Наличие сопла с УВТ значительно улучшает маневренность на всех режимах.

 

Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя.

 

Планы

 

Пока перспективный ТРДДФ «Изделие 30» остается на стадии летных испытаний и проверяется на опытных самолетах Т-50 / Су-57. К настоящему времени изготовлено около двух десятков опытных двигателей, предназначенных для проверок на земле и в воздухе. Летные испытания двигателей продолжаются больше года и требуют еще времени. Так, в начале прошлого года сообщалось, что весь цикл летных испытаний может занять три года.

 

 

Согласно нынешним планам, в ближайшие годы российские воздушно-космические силы получат несколько первых серийных истребителей Су-57. Первые машины этого типа будут оснащаться т.н. двигателями первого этапа – ТРДДФ АЛ-41Ф1. В 2020 году должен появиться второй контракт на поставку серийной техники. На этот раз речь идет о внедрении новых двигателей. Часть истребителей второй серии будет оснащаться «Изделиями 30». Серийное производство таких двигателей будет освоено предприятием «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение». В дальнейшем, ориентировочно в середине двадцатых годов, новый двигатель станет стандартным для всех серийных Су-57.

 

 

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

Подписаться

naukatehnika.com

Новый двигатель с плазменной системой зажигания для Су-57

Пока перспективный ТРДДФ «Изделие 30» остается на стадии летных испытаний и проверяется на опытных самолетах Т-50 / Су-57.

Главный конструктор ОКБ имени Люльки Евгений Марчуков рассказал о новом двигателе с плазменной системой зажигания и уменьшенной радиолокационной заметностью, которым оснастят новейший российский истребитель Су-57.

Речь идет о двигателе пятого поколения под кодовым названием «Изделие 30», который создавался с учетом российского и зарубежного опыта. Новые силовые установки будут мощнее и дешевле предыдущих. Тяга мотора в 10 раз выше собственного веса.

По словам Марчукова, созданный в РФ двигатель станет ответом спецам, которые раньше нашли у Су-57 «ахиллесову пяту». Ранее, иностранные  военные аналитики отмечали высокую радиолокационную заметность истребителя из-за тепловой отдачи мотора.

«Изделие 30» будет собрано принципиально иным образом. В агрегат встроят плазменную систему зажигания и управления вектором тяги. Модернизированные форсунки обеспечат зажигание плазменной дуги одновременно с подачей керосина. Это поможет избежать «факеления» — выброса огненного столба из сопла из-за избытка топлива в камере сгорания. Таким образом, заметность истребителя в инфракрасном и радиоволновом диапазоне заметно снизится.  

Евгений Марчуков, генеральный конструктор-директор «ОКБ им. А. Люльки»: «Создание двигателя – это искусство компромиссов, когда стоит задача сделать самый лучший в мире двигатель, а для решения этой задачи собраны лучшие конструкторы мира, каждый из них делает свой узел, но если затем собрать все это воедино — двигатель попросту не будет работать. Нужно где-то что-то убавить, в другом месте прибавить, и от этого выбора зависит очень многое. Создание каждого нового двигателя — это многократный перебор подобных комбинаций».

Еще одним важным новшеством «Изделия 30» является изменяемая степень двухконтурности. Двигатель истребителя будет способен адаптироваться под любые условия полета лишь «приказами» летчика. Управлять самолетом станет в несколько раз проще. Важно, что эта функция даст Су-57 возможность крейсерского сверхзвукового движения.

«Изделие 30» будет собрано принципиально иным образом. В агрегат встроят плазменную систему зажигания и управления вектором тяги.

Два этапа

Су-57 будет принят на вооружение в два этапа. На первом этапе в войска начнут поступать боевые самолеты с двигателями АЛ-41Ф1 («изделие 117») — похожие двигатели устанавливаются сегодня на истребители Су-35С. На втором этапе Су-57 получат двигатели уже пятого поколения, сегодня обозначаемые как «Изделие 30».

Удельным весом в авиации принято называть отношение массы двигателя к его полной тяге. Для перспективного «Изделия 30» этот показатель составляет менее 0,1, то есть двигатель будет способен выдавать более чем в 10 раз больше тяги, чем весит сам.

В двигателе второго этапа для Су-57 разработчики применили ряд новых конструкторских подходов и технологий, благодаря чему «Изделие 30» по удельному расходу топлива примерно соответствует двухконтурному двигателю АЛ-31Ф (670 граммов на килограмм-силы в час в крейсерском режиме), однако превосходит его по показателю удельной тяги. АЛ-31Ф и его варианты являются одними из самых экономичных двигателей для боевых самолетов в мире; такие двигатели ставятся на истребители Су-27, Су-30 и Су-34, а также на китайский истребитель J-20.  

Двигатель пятого поколения под кодовым названием «Изделие 30», который создавали с учетом российского и зарубежного опыта.

Технические подробности

По известным данным, «Изделие 30» представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. На уровне некоторых основных идей он имеет сходство с более старыми двигателями семейств АЛ-31 и АЛ-41, но все его агрегаты разрабатывались заново и с применением современных наработок. Результатом этого стал заметный рост всех основных характеристик, позволяющий относить «Изделие 30» к следующему поколению ТРДДФ.

Двигатель имеет обычную для своего класса архитектуру с многоступенчатыми компрессорами высокого и низкого давления, камерой сгорания и многоступенчатыми турбинами. Позади турбин находятся форсажная камера и сопло с УВТ. На внешней поверхности двигателя помещены необходимые агрегаты того или иного назначения. Разработчики «Изделия 30» не спешат раскрывать все подробности конструкции, но часть особенностей нового проекта уже известна.

Компрессор обеспечивает сжатие поступающего воздуха со степенью 6,7, обеспечивая расход воздуха до 20-23 кг/с. Камера сгорания оснащается плазменной системой зажигания, устанавливаемой прямо на форсунках. Такие средства обеспечивают воспламенение топлива сразу после его попадания в камеру сгорания. Благодаря этому поддерживается оптимальный режим горения, а также исключается т.н. факеление. Температура газов перед турбиной находится в пределах от 1950 до 2100°K. Для сравнения, у серийного двигателя АЛ-31Ф этот параметр не превышает 1700°K.  

Опытный Су-57 с двигателем «Изделие 30». russianplanes.net

«Изделия 30» комплектуется новым соплом, имеющим функции управления вектором тяги. Этот агрегат заметно меньше использовавшихся ранее и имеет иные обводы. В частности, задняя кромка сопла, образуемая отдельными створками, получает неровную форму.

Важной особенностью конструкции, обеспечивающей получение новых возможностей, является изменение степени двухконтурности. Также проект учитывал необходимость сокращения заметности двигателя и самолета в целом для радиолокационных и инфракрасных систем наблюдения. Такие задачи решались путем создания оптимальных конструкций воздухозаборника и сопла.

Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя. Получая команды от летчика, система управления выполняет их с учетом текущих параметров и различных факторов. Автоматика управления двигателем упрощает работу летчика, а также облегчает настройку силовой установки для работы в тех или иных условиях.

Все новые идеи и решения предназначаются для повышения основных характеристик двигателя. Согласно открытым данным, максимальная тяга двигателя «Изделие 30» достигает 11000 кгс, форсажная – 18000 кгс. Для сравнения, двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 имеет тягу 9500 и 15000 кгс соответственно. Таким образом, самолет Су-57 даже при максимальной взлетной массе, превышающей 35 т, будет иметь тяговооруженность более единицы. При нормальном взлетном весе этот параметр достигнет 1,15-1,2.

Оптимизация основных параметров приводит к повышению летно-технических характеристик самолета. По разным оценкам, крейсерская сверхзвуковая скорость самолета Су-57 без применения форсажа, обеспечиваемая двумя двигателями с тягой по 11000 кгс, может достигать М=1,5. Наличие сопла с УВТ значительно улучшает маневренность на всех режимах.  

Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя.

Планы

Пока перспективный ТРДДФ «Изделие 30» остается на стадии летных испытаний и проверяется на опытных самолетах Т-50 / Су-57. К настоящему времени изготовлено около двух десятков опытных двигателей, предназначенных для проверок на земле и в воздухе. Летные испытания двигателей продолжаются больше года и требуют еще времени. Так, в начале прошлого года сообщалось, что весь цикл летных испытаний может занять три года.

Согласно нынешним планам, в ближайшие годы российские воздушно-космические силы получат несколько первых серийных истребителей Су-57. Первые машины этого типа будут оснащаться т.н. двигателями первого этапа – ТРДДФ АЛ-41Ф1. В 2020 году должен появиться второй контракт на поставку серийной техники. На этот раз речь идет о внедрении новых двигателей.

Часть истребителей второй серии будет оснащаться «Изделиями 30». Серийное производство таких двигателей будет освоено предприятием «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение». В дальнейшем, ориентировочно в середине двадцатых годов, новый двигатель станет стандартным для всех серийных Су-57.

/По материалам naukatehnika.com/

army-news.ru

Российский истребитель оказался лучше американского

 В подмосковном Жуковском на полигоне Летно-исследовательского института им. Громова 5 декабря прошло первое испытание истребителя пятого поколения Су-57 с двигателем второго этапа. Полет длился 17 минут, прошел в штатном режиме, пилотировал самолет летчик-испытатель ОКБ им. П.О. Сухого, Герой России Сергей Богдан. До этого самолеты проекта Т-50 были оснащены двигателями первого этапа АЛ-41Ф1 («изделие 117»), сходными по конструкции и техническим характеристикам с двигателями истребителя Су-35С.

Оба изделия разработаны НПО «Сатурн» и изготавливаются на Лыткаринском (Московская область) машиностроительном заводе, который является филиалом этого объединения. Новому двигателю присвоен шифр «изделие 30», он развивает тягу до 19,5 т, у него повышена топливная эффективность и снижена стоимость жизненного цикла. В новой сборке самолет без использования форсажа может лететь на сверхзвуковой крейсерской скорости (заявлено M=2,1) продолжительное время (заявлено, что около 2000 км при 100-процентной заправке). Глава Минпромторга Денис Мантуров с удовлетворением отметил: «Успешный полет с новым двигателем придает дополнительный импульс программе истребителя пятого поколения. Это доказательство высокого потенциала российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы: уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели».

«Изделие 30» станет основным двигателем для истребителя пятого поколения, начало его серийного производства и прием на вооружение запланированы на 2019 год. Перед началом серийного производства будет изготовлена установочная партия Су-57, всего 12 машин. Сейчас завершается первый этап государственных испытаний этого самолета, уже подтверждены его характеристики устойчивости и управляемости на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, на малых и больших высотах полета, на закритических углах атаки. Идет проверка и доработка его бортового оборудования, комплекса авиационного вооружения, техники дозаправки топливом в полете и пр. Новый российский истребитель оснащен принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Его вооружение (также нового поколения) впечатляет. Он несет 10 ракет класса «воздух–воздух» для дальнего воздушного боя и 10 ракет класса «воздух–поверхность» для ударов по наземным целям. Для ведения ближнего боя истребитель оснащен 30-миллиметровыми авиационными пушками. Су-57 по заявленным летным характеристикам превосходит американский аналог F22 «Раптор». Российский истребитель пятого поколения будет развивать скорость до 3000 км/ч, летит с максимально допустимой перегрузкой 10–11 g (у «Раптора» потолок скорости – 2410 км/ч, а максимально допустимая перегрузка 9,5 g). Крейсерская сверхзвуковая скорость Су-57 – М=2,1, у F22 – М=1,82.

В августе с.г. проекту Т-50, или ПАК ФА, было дано серийное наименование «Су-57». Впервые ПАК ФА поднялся в воздух 29 января 2010 года.

tehnowar.ru

Какими ракетами Су-57 будет бить противника

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» испытывает вооружение для нового истребителя Су-57

Итак, свершилось — российский истребитель пятого поколения получил имя. Отныне он не  Перспективный авиационный комплекс Фронтовой авиации Т-50 (ПАКФА), а Су-57. В следующем году самолет начнет поступать в строевые части ВКС. Сейчас проходит подготовка к этому. Параллельно с этим проводятся испытание нового ракетного вооружения, которым будет оснащен Су-57. Об этом в интервью «Интерфаксу-АВН» рассказал генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов.

Специально для Су-57 разрабатывается 14 типов вооружения, среди которых ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» различной дальности и способов наведения на цель, а также корректируемые авиабомбы. Предполагается, что практически все ракетно-бомбовое вооружение находится во внутренних отсеках самолета, чтобы не повышать его заметность.

Однако существуют «неформатные» ракеты, не вписывающиеся в габариты бомбоотсека. Их неоспоримое достоинство — рекордная дальность, а также мощность. Предполагается использовать их на внешних подвесках. Это оправдано в ряде случаев, когда Су-57 нет необходимости «прятаться» от радаров самолетов противника. Например, когда многофункциональный истребитель используется в качестве перехватчика. Или при атаке находящихся на границе действия сил ПВО самолетов-заправщиков или ДРЛО противника. В этом случае наиболее оптимальное решение боевой задачи — уничтожение цели на дальних подступах. Эту задачу способна решать новая сверхдальняя ракета «воздух-воздух» КС-172, разработанная в екатеринбургском НПО «Новатор», входящем в КТРВ. Ее дальность — 400 км. Единственная из ракет такого типа имеет две ступени. Способна развивать скорость в 1400 м/с. Поражает цели, летящие на высоте от 3 м до 30000 м, на скорости до 1100 м/с и маневрирующие с ускорением 12 g. (Отметим в скобках, что ни одна цель, то есть самолет, не имеет максимально допустимую перегрузку выше 10 g).

На маршевом участке полет проходит под управление инерциальной системы управления с радиокоррекцией. На конечном этапе (за 80−100 км до цели) включается активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН). Пуск ракеты осуществляется по целям, находящимся в 90-градусном секторе в передней зоне обзора самолета. Однако данная информация относится к самолетам предыдущего поколения — Су-30СМ или Су-35С. В связи с тем, что у Су-57 есть крыльевые РЛС бокового обзора, сектор пуска данной ракеты, как, впрочем, и других ракет, вероятно, может быть значительно шире.

Су-57 принято сравнивать по боевым возможностям с американским истребителем пятого поколения F-22 Raptor. Последняя американская разработка — F-35 — существенно уступает обоим этим самолетам. И вряд ли его можно отнести к пятому поколению.

Роль дальней ракеты «воздух-воздух» у «Раптора» играет AIM-120D, имеющая дальность 180 км. Наведение на цель такое же, как и у КС-172, но дополнительно присутствует канал GPS. Скорость ракеты меньше — 1200 м/с. Масса боевой части существенно меньше — 18 кг против 50 кг. Но при этом меньшие габариты «американки» позволяют укреплять ее внутри самолета, не ухудшая заметность самолета.

Однако КТРВ испытывает ракету «воздух-воздух» средней дальности, которая должна либо сравняться по дальности с AIM-120D, либо превзойти ее. Это модификация ракеты Р-77−1, которая также называется РВВ-СД, принятой на вооружение в 2013 году. Ее дальность — 110 км. Но сейчас на финальной стадии испытаний находится «изделие 180БД» или К-77МЭ, у которой была существенно увеличена дальность, а также усилены другие характеристики.

Характеристики не разглашаются, однако получить о них некоторое представление можно, рассмотрев параметры Р-77−1, которые будут улучшены. Максимальная скорость ракеты — 4,5 М, подлежащей уничтожению цели — 3600 км/ч. Высота полета цели — от 20 м до 25000 м. Масса БЧ — 22 кг. Наведение на цель такое же как и у КС-172. К-77МЭ имеет меньшие размеры, чем сверхдальняя ракета, и размещается в ракетном отсеке истребителя. Существуют сведения, что российские ракеты «воздух-воздух» большой и средней дальности способны самостоятельно обнаруживать и захватывать цель во время автономного полета.

А вот в отношении ракеты «воздух-воздух» ближнего радиуса действия инженеры КТРВ должны сильно постараться, чтобы даже не превзойти, а встать вровень с аналогичной американской ракетой для «Раптора» AIM-9 Sidewinder. Хоть эта ракета, можно сказать, и старинная, принятая на вооружение ВВС США в 1956 году. Однако за 60 лет она беспрерывно модернизировалась. И к настоящему моменту приобрела индекс «Х». AIM-9Х отличается от AIM-9А, как телефон Белла от современного смартфона.

У AIM-9Х, во-первых, появился отклоняемый вектор тяги, что существенно повысило маневренность ракеты. Во-вторых, инфракрасная ГСН приобрела матричную матрицу размером 128×128 фотодиодов. Поэтому ракета видит не абстрактное тепловое пятно, а изображение атакуемой цели и не реагирует на отстреливаемые тепловые ловушки.

КТРВ создает ракету малой дальности на базе Р-73, которая появилась в ВВС СССР в 1983 году. Модификаций у нее поменьше, чем у AIM-9. Правда, и времени меньше прошло. Ракетой вооружены все истребители, начиная с третьего поколения и заканчивая Су-35. Разработка модификации для Су-57 обозначается как РВВ-МД. КТРВ дает о ней крайне скупую информацию. У предыдущей модификации — РМД-М — все нормально с дальностью, она равна 40 км. У ракеты хорошая динамика, о чем свидетельствует равная 40 g максимально возможная перегрузка. При этом маневренность РВВ-МД будет повышена за счет использования не только аэродинамических, но и газодинамических рулей, позволяющих сократить радиус виража. Правда, существует непроверенная информация, что у новой ракеты, как и у «американки», должно появиться поворотное сопло. Но это лишь одна из версий.

Есть и еще одна неопределенность, которая обуславливается режимом секретности, — тип ГСН. На предыдущих модификациях Р-37 установлена двухдиапазонная ИК ГСН с охлаждением. Это, конечно, надежнее, чем обычная ИК ГСН. Однако она заметно уступает по помехозащищенности матричной. Так что будем надеяться, на то, что КТРВ совершила прорыв в этой области.

При этом прорыв двойной. Раньше некоторые ГСН производились на Украине. В настоящий момент, как сообщил в интервью Борис Обносов, все это делается в России. Таким образом, необходимо было не только воспроизвести технологии, но и усовершенствовать их, чтобы выйти на уровень лучших мировых образцов.

При сравнении ракет ближнего действия следует помнить, что Су-57 обладает более высокой маневренностью, чем F-22. Это предопределено целым рядом факторов. И важнейший из них — всеракурсно отклоняемый вектор тяги самолета. И это очень существенное преимущество в ближнем бою. У «Раптора» вектор отклоняется лишь в вертикальной плоскости.

В заключение необходимо сказать, что у Су-57 более широкий круг решаемых боевых задач. Он используется в равной мере и для завоевания господства в воздухе, и для нанесения ударов по наземным целям. У «Раптора» функция ударного самолета не столь акцентирована. В связи с этим набор оружия для нанесения ударов по земле ограничен корректируемыми бомбами различной мощности. Они, конечно, имеют достаточно совершенный механизм наведения на цель. Однако уступают по возможностям высокоточному ракетному оружию «воздух-поверхность» и «воздух-корабль».

Для Су-57 было разработано семейство модульных ракет малой дальности Х-38М. Различные модификации имеют разные способы наведения на наземные цели. Инерциальную систему управления на финишном участке дополняет управление от лазерной, радиолокационной или тепловизионной ГСН. Также есть вариант со спутниковой навигацией. Ракета имеет дальность до 40 км и скорость, равную 2,2 М. 250-килограммовая боевая часть может быть осколочно-фугасной, проникающей или кассетной. Используется для обстрела как наземных, так и надводных целей в прибрежной зоне.

Значительно большей дальностью обладает противорадиолокационная ракета Х-58УШК — 250 км. Скорость полета — 4200 км/ч. Имеет широкодиапазонную пассивную радиолокационную ГСН. Вероятность уничтожения РЛС противника одной ракетой — 0,8.

Околозвуковая ракета «воздух-поверхность» Х-59МК2 имеет дальность в 290 км. Использует электронно-оптический способ наведения, что повышает скрытность ее полета. Способна работать с малоконтрастными целями во всех диапазонах — радиолокационном, тепловом и визуальном.

Х-35УЭ — дозвуковая противокорабельная ракета, способная уничтожать фрегаты. Имеет дальность в 260 км, низкую траекторию на финальном участке — до 4 м. Обладает повышенной по сравнению с мировыми аналогами способностью прорывать системы ПРО противника.

Это не полный перечень вооружения Су-57. В него входит также авиационная пушка калибра 30 мм, корректируемые бомбы, еще несколько ракет «воздух-поверхность» различного назначения.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

army-news.ru

смертоносный Су-57 против малозаметного J-20 » Военное обозрение

Новейшие разработки в области авиации не только привлекают внимание, но и вызывают определенные вопросы. Прежде всего, общественность интересует главный вопрос – «кто кого?». Американское издание The National Interest решило рассмотреть новейшие образцы зарубежной авиационной техники и сравнить их, определив, какой самолет представляет наибольшую опасность для вероятного противника. Участниками условной войны в воздухе стали новейший российский истребитель пятого поколения Су-57 и перспективная китайская машина J-20.

Сравнение двух образцов было проведено в рамках статьи «Air War: Russia’s Deadly Su-57 vs. China’s Stealth J-20 Fighter (Who Wins?)» («Война в воздухе: смертоносный российский Су-57 против китайского малозаметного J-20. Кто победит?»). Материал за авторством постоянного автора издания Дэйва Маджумдара был опубликован 23 мая в рубрике The Buzz и отнесен к теме «Безопасность» без привязки к какому-либо региону.


Начиная свою статью, автор напоминает о текущих работах России и Китая, а также находит их причину. Сейчас Россия и Китай заняты созданием новых истребителей пятого поколения, чтобы при помощи этой техники бросить вызов США, занимающим лидирующие позиции в мировой политике. При этом две крупные державы используют разные подходы к созданию перспективной техники. Различия создаваемых машин обусловлены несколькими факторами, в том числе взглядами командования на их роль, актуальными угрозами, доступными технологиями и финансированием.

С точки зрения основных характеристик и возможностей, российский самолет Су-57, по мнению Д. Маджумдара, превосходит китайский J-20. Он имеет двигатели с высокими характеристиками и трехмерным управлением вектором тяги. За счет этого истребитель имеет отличную маневренность на малых скоростях, даже будучи оснащенным имеющимися двигателями АЛ-41Ф1 тягой по 32500 фунтов (14750 кг) каждый. Также Су-57 должен показывать высокие летные данные на сверхзвуковых скоростях. Даже имеющиеся двигатели дают ему ограниченные возможности в части преодоления звукового барьера без применения форсажа.

В ближайшем будущем Су-57 получит т.н. двигатель второго этапа – «Изделие 30» разработки предприятия «Сатурн». Такой двигатель должен выдавать максимальную тягу 28 тыс. фунтов (12700 кг) и форсажную 42 тыс. фунтов (19000 кг), благодаря чему самолет по своим летным данным сможет догнать американский истребитель Lockheed Martin F-22 Raptor. Такие двигатели улучшат основные характеристики, а также позволят летать на сверхзвуке без использования форсажных камер.

Комментируя основные характеристики российского самолета, Д. Маджумдар приводит слова неназванного представителя американского военного ведомства, имевшего большой опыт работы в области авиационной техники нового поколения. Тот утверждал, что российский самолет с точки зрения характеристик будет конкурировать с американским F-22.

Российский Су-57 имеет отличный аэродинамический облик, но при этом проигрывает по малозаметности китайскому истребителю Chengdu J-20, не говоря уже о современных американских образцах, таких как F-22 или Lockheed Martin F-35 Joint Strike Fighter. Как российский, так и китайский самолеты, по мнению автора, в сфере малозаметности проигрывают технике США, но при этом в проекте J-20 уделено больше внимания сокращению эффективной поверхности рассеяния.

Истребитель Су-57 имеет множество особенностей, явно упрощающих его обнаружение радиолокационными системами. В частности, это сферический обтекатель оптико-локационной станции, который даже не пытались сделать многогранным, это передние отклоняемые поверхности, а также многие другие узлы и агрегаты. В целом, российские инженеры сознательно не стали ставить малозаметность во главу угла.

Для сравнения, китайский J-20, вероятно, основывающийся на американских наработках по проектам F-22 и F-35, имеет больше характерных черт, указывающих на желание разработчиков сократить заметность. При этом Д. Маджумдар напоминает о мнении некоторых специалистов, которые полагают, что схема «утка» несовместима со стелс-технологиями. Однако американские ученые изучили и проработали целый ряд концепций и технологий для этой сферы. Подобные идеи прорабатывались в проектах Naval Advanced Tactical Fighter и Joint Advanced Strike Technology компаний Northrop Grumman и Lockheed Martin соответственно. Одновременно с этим самолет J-20 не лишен некоторых особенностей, способных демаскировать его. В первую очередь, они сосредоточены в хвостовой части планера.

Китайский проект предусматривает использование ряда решений, направленных на сокращение заметности. Так, J-20 имеет граненый обтекатель оптико-электронной станции, рассеивающий электромагнитные волны. Также используются распределенные по планеру радиоэлектронные системы, средства предупреждения об облучении и атаке и т.д. Все подобные решения используются и на американской технике.

Автор отмечает, что китайский J-20 и американский F-35 имеют и иные общие черты. Так, каналы воздухозаборников в обоих проектах разработаны таким образом, что предотвращают облучение компрессора двигателя и улучшают малозаметность, одновременно сказываясь на технических характеристиках силовой установки. В целом, по мнению автора The National Interest, с точки зрения обводов планера и средств снижения заметности истребитель J-20 превосходит российский Су-57.

Вполне вероятно, что китайский истребитель отстает от российского конкурента в части летных характеристик. Он не может показывать схожие скорости, летать на сверхзвуке без форсажа и выполнять аналогичные маневры. Подобные проблемы проекта J-20 связаны с тем, что у Пекина нет двигателя, соответствующего актуальным требованиям и способного показывать желаемые характеристики. Самолет J-20, предположительно, оснащается турбореактивными двигателями АЛ-31ФН российского производства, форсажная тяга которых достигает лишь 32500 фунтов. Впрочем, в некоторых документах встречается информация о скором запуске строительства новых истребителей с перспективными двигателями WS-10G. Они будут представлять собой версию российского АЛ-31ФН, оснащенную средствами управления вектором тяги.

Также китайская промышленность работает над новым двигателем WS-15, который, как ожидается, будет развивать тягу до 40 тыс. фунтов (18160 кг). Однако пока до конца не ясно, когда она сможет освоить полноценный серийный выпуск таких изделий. В теории, получив подобный двигатель, самолет J-20 сможет развивать сверхзвуковую скорость без применения форсажа. Но и в этом случае он будет проигрывать российскому Су-57 по маневренности.


Рассмотрев особенности планеров и силовых установок, Д. Маджумдар перешел к вопросу радиоэлектронного оснащения. В этой сфере, по его мнению, нельзя однозначно сказать, какой из самолетов более совершенен. При этом очевидно, что российские и китайские специалисты развивают совершенно разные идеи и концепции.

Российский Су-57 не разрабатывается в качестве полноценного самолета-невидимки, но при этом имеет набор средств для обнаружения и уничтожения малозаметных летательных аппаратов противника. Основа такого комплекса – радиолокационная станция Н036Л-1-01, работающая в L-диапазоне. Эта система сможет вовремя предупредить пилота о присутствии стелс-самолета с характеристиками на уровне F-22 Raptor. Малозаметный самолет для фронтовой авиации должен быть оптимизирован для «противодействия» РЛС, использующим высокочастотные диапазоны C, X и Ku. Более длинные волны, в том числе диапазона L, способны без особого труда выявить самолет, однако точность определения его координат будет недостаточной для применения оружия.

Впрочем, поиск при помощи длинных волн позволяет определить примерное местоположение цели и продолжить слежение за ней с использованием других диапазонов. Имеющаяся РЛС Н036 оснащается активной фазированной антенной решеткой и, по всей видимости, имеет подобные возможности. Радиолокационная станция дополняется оптико-локационной системой 101КС «Атолл». Также имеется бортовой комплекс обороны Л402 «Гималаи». При помощи нескольких средств наблюдения самолет сможет уточнять данные длинноволновой радиолокации.

Реализуемая концепция, по мнению автора, выглядит следующим образом. За счет поиска объектов при помощи нескольких разных систем самолет Су-57 сможет рассчитать трассу цели и другие данные, пригодные для использования оружия против сложных «мишеней». В теории это выглядит весьма интересно, но на практике результаты могут быть далеки от ожидаемых.

Вероятно, китайский J-20 не является истребителем завоевания превосходства в воздухе, коим должен стать Су-57. Концепция его применения, по мнению Д. Маджумдара, основывается на американских идеях. Об авионике этого самолета, как в целом, так и о средствах обнаружения в частности, известно крайне мало. При этом можно предполагать, что самолет несет РЛС с фазированной антенной решеткой, оптико-локационную станцию, а также средства радиотехнической разведки и радиолокации, распределенные по всему планеру. Последние, вероятно, похожи на американский комплекс AN/ASQ-239 и делают J-20 похожим на истребитель F-35.

Похоже, J-20 оснащается современными средствами связи и передачи данных, а также комплектуется т.н. стеклянной кабиной, построенной на основе многочисленных многофункциональных экранов. Д. Маджумдар признает, что на китайском истребителе пятого поколения вполне может стоять радиоэлектронное оборудование, похожее на оснащение американских машин F-22 и F-35. Впрочем, китайская аппаратура не столь «изысканна», как ее функциональные аналоги производства Соединенных Штатов.

Автор The National Interest нашел сходство китайского и американского самолетов, а также указал на возможные предпосылки и последствия этого. Истребитель J-20 по составу средств обнаружения похож на F-35, и это, скорее всего, связано со схожей тактической ролью. Его могут рассматривать в качестве ударного самолета со сравнительно большим боевым радиусом. С его помощью военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая смогут угрожать американским базам и корабельным соединениям, развернутым в западной части Тихого океана.

Кроме того, целью строевых J-20 в военное время могут стать различные американские самолеты, обеспечивающие работу вооруженных сил, такие как E-3 AWACS, E-8 JSTARS или E-2D Hawkeye и т.д. Используя невидимость и скорость, китайские летчики смогут скрытно подходить к рубежу пуска ракет и предпринимать попытки уничтожения ключевых элементов американской военной инфраструктуры в воздухе. Возможно, J-20 не предназначается для открытого боя с американскими истребителями пятого поколения, хотя и должен иметь возможность защититься от них в случае необходимости.

В противоположность этому – российский истребитель Су-57 является специальной машиной для завоевания превосходства в воздухе. В будущем она должна будет вести охоту на чужие истребители, в том числе на американские F-22 и F-35. Удастся ли этому самолету успешно решать поставленные боевые задачи – пока вопрос без однозначного ответа.

Рассмотрев два перспективных истребителя последнего поколения, Д. Маджумдар делает вывод. Россия и Китай предъявляли разные требования к своим новейшим самолетам, и проекты имели отличающиеся приоритеты. Впрочем, автор так и не дает явного ответа на вопрос, вынесенный в заголовок статьи.

***

Главный вопрос, находящийся в заголовке статьи «Air War: Russia’s Deadly Su-57 vs. China’s Stealth J-20 Fighter (Who Wins?)» остался без прямого ответа. Однако, если рассмотреть некоторые тезисы и рассуждения зарубежного автора, можно определить, как он мог бы выглядеть. Главный намек на этот ответ проявляется уже при первом рассмотрении двух образцов авиационной техники.

Как указывает The National Interest, российский истребитель Су-57 предназначается для завоевания превосходства в воздухе, а основная задача китайского J-20 заключается в скрытной атаке удаленных объектов без обязательного вступления в воздушный бой. Нетрудно представить, к каким результатам может привести прямое столкновение двух этих самолетов, и кто выйдет из него победителем.

Несмотря на возможные преимущества китайского самолета в области стелс-технологий, он может иметь ограниченный потенциал в деле борьбы с самолетами противника. Кроме того, J-20 из-за отсутствия современных двигателей проигрывает российскому Су-57 по основным летным характеристикам и маневренности. Точные сведения о возможностях и параметрах бортовой электроники отсутствуют, но и в этом случае есть все основания полагать, что J-20 – в самом лучшем для него случае – не имеет решающего преимущества перед Су-57.

Таким образом, из гипотетического воздушного боя, проводимого в порядке мысленного эксперимента, победителем, скорее всего, выйдет российский истребитель Су-57. В итоге вопрос из названия статьи от The National Interest получает удовлетворительный ответ. Впрочем, тут же появляется новый вопрос: почему такие выводы отсутствовали в самой статье?

Статья «Air War: Russia’s Deadly Su-57 vs. China’s Stealth J-20 Fighter (Who Wins?)»:
http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/air-war-russias-deadly-su-57-vs-chinas-stealth-j-20-fighter-25947

topwar.ru

Су-57 поднялся выше Раптора

Состоялся первый полет многофункционального истребителя пятого поколения Су-57 с двигателем второго этапа, с ним самолет может лететь со сверхзвуковой крейсерской скоростью. Первый этап государственных испытаний Су-57 близок к своему завершению. Минобороны планирует принять его на вооружение в 2019 году.
В подмосковном Жуковском на полигоне Летно-исследовательского института имени Громова прошло первое испытание истребителя пятого поколения Су-57 (ранее известного как Т-50 и ПАК ФА) с двигателем второго этапа. Полет длился 17 минут, прошел в штатном режиме, пилотировал самолет летчик-испытатель КБ «Сухого» Герой России Сергей Богдан. До этого самолеты проекта Т-50 были оснащены двигателями первого этапа АЛ-41Ф1 («изделие 117»), сходными по конструкции и техническим характеристикам с двигателями истребителя Су-35С. Оба изделия разработаны НПО «Сатурн» и изготавливаются на Лыткаринском (Московская обл.) машиностроительном заводе, который является филиалом этого объединения. Новому двигателю присвоен шифр «Изделие 30», он развивает тягу до 19,5 т, у него повышена топливная эффективность и снижена стоимость жизненного цикла. В новой сборке самолет, без использования форсажа, может лететь на сверхзвуковой крейсерской скорости (заявлено M=2,1) продолжительное время (заявлено, что около 2000 км при 100-процентной заправке). Глава Минпромторга Денис Мантуров с удовлетворением отметил: «Успешный полет с новым двигателем придает дополнительный импульс программе истребителя пятого поколения. Это доказательство высокого потенциала российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы – уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели».
Если быть совсем точным, описываемый испытательный полет был совершен на втором летном прототипе Су-57, также известном как Т-50-2. «Изделие 30» станет основным двигателем для истребителя пятого поколения, начало его серийного производства и прием на вооружение запланированы на 2019 год. Перед началом серийного производства будет изготовлена установочная партия Су-57, всего 12 машин. Сейчас завершается первый этап государственных испытаний этого самолета, уже подтверждены его характеристики устойчивости и управляемости на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, на малых и больших высотах полета, на закритических углах атаки. Идет проверка и доработка его бортового оборудования, комплекса авиационного вооружения, техники дозаправки топливом в полете и прочего. Новый российский истребитель оснащен принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Его вооружение (также нового поколения) впечатляет. Он несет 10 ракет класса «воздух–воздух» для дальнего воздушного боя и 10 ракет класса «воздух–поверхность» для ударов по наземным целям. Для ведения ближнего боя истребитель оснащен 30-миллиметровыми авиационными пушками.
Впервые ПАК ФА поднялся в воздух 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре. С того времени в летных испытаниях участвовали девять самолетов.
Су-57 по заявленным летным характеристикам превосходит американский аналог F22 «Раптор». Российский истребитель пятого поколения будет развивать скорость до 3000 км/ч, летит с максимально допустимой перегрузкой 10–11g (у «Раптора» потолок скорости – 2410 км/ч, а максимально допустимая перегрузка 9,5 g). Крейсерская сверхзвуковая скорость Су-57 М=2,1, у F22 М=1,82. Правда, пока, справедливости ради, надо сделать две оговорки. Во-первых, данные о F-22 и тем более о Су-57 приблизительны, поскольку они засекречены. Во-вторых, «Раптор» уже состоит на вооружении ВВС США не один десяток лет, тогда как Су-57 только завершает испытания.

fishki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *