160 | Журнал Популярная Механика

Пока перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) — стратегический бомбардировщик нового поколения — находится в стадии разработки, Россия активно модернизирует имеющийся парк своей стратегической авиации. Более того, официально объявлено о скором возобновлении производства самого технически совершенного отечественного «стратега» Ту-160.

В марте «ПМ» уже рассказывала о программе модернизации стратегического турбовинтового ракетоносца Ту-95МС, которая осуществляется в подмосковном Жуковском. Казанский авиационный завод (КАЗ) им. С.П. Горбунова, ставший недавно филиалом ПАО «Туполев», — это производственная площадка, где дается новая жизнь сверхзвуковой реактивной части нашей дальней авиации. Столица Татарстана — родной дом для Ту-22М3 и Ту-160.

Самолет на будущее

Показанный не раз и на авиасалонах, и на парадах, Ту-160 именно в цеху особенно впечатляюще демонстрирует свою огромность: кажется, что он едва вмещается во внушительные габариты производственного помещения. Чтобы сделать снимок, в который самолет попал бы целиком, нашему фотографу пришлось забраться по нескольким металлическим лестницам почти под самый потолок. На самом деле никаких проблем с габаритами, конечно, нет. «Белый лебедь», прозванный так за светлое антибликовое покрытие, строился в 80−90-е годы прошлого века именно здесь, на КАЗ. Это самый большой и тяжелый в мире боевой самолет, развивающий наибольшую скорость среди стратегических бомбардировщиков.

Казанский авиационный завод КАЗ им. С.П. Горбунова — ныне филиал ПАО «Туполев» — был создан в 1927 году и за время своего существования выпустил 22 типа и модификаций авиационной техники, к числу которых относятся всемирно известные самолеты Пе-2, Пе-8, Ту-16, Ту-104Б, Ту-22МЗ, Ту-160, Ил-62М. В настоящее время на заводе осуществляется производство, техническое обслуживание авиалайнера Ту-214, который был выбран в качестве базового для создания целого ряда самолетов специального назначения. Кроме того, на предприятии производится капитальный ремонт и модернизация стратегического ракетоносца Ту-160, а с 2011 года — и бомбардировщика Ту-22М3.

В отличие от гражданской авиации, где интенсивная эксплуатация и гонка за экономическими и экологическими параметрами приводит к быстрому физическому и моральному устареванию техники, военная сфера более консервативна и позволяет гораздо дольше пользоваться старыми наработками. У всех на слуху судьба американского стратегического бомбардировщика B-52. Этот восьмимоторный монстр, производство которого завершилось примерно во времена Карибского кризиса, до сих пор в строю и останется в нем минимум до 2040 года. Правда, за это время «стратосферная крепость» претерпела около 20 модернизаций и вобрала в себя все последние достижения в области авионики, радиолокации, систем прицеливания. По сравнению с B-52 Ту-160 еще совсем «свежая» машина. «Самолет, хотя и спроектирован в прошлом веке, — говорит Борис Найшуллер, директор конструкторского центра КАЗ им. С.П. Горбунова, — но многие технические решения закладывались в машину на дальнюю перспективу и не утратили своего значения и поныне. Например, длительность полета на форсаже (сверхзвуковой режим) превышает время, которое могут показать современные истребители-перехватчики, самолеты ПВО наших потенциальных противников. Но время не стоит на месте, и без модернизации самолет уже не может в полной мере соответствовать задачам, стоящим перед Вооруженными силами России».

Самолет так огромен, что при фотографировании его вблизи в кадр попадает только какая-то его небольшая часть. Что изображено на этом фото, можно понять не сразу. На самом деле это фюзеляж Ту-160 в окружении стропил.

Все только российское

В отличие от ВПК Соединенных Штатов, умело избегающих катаклизмов на собственной территории, наша «оборонка», как известно, сильно пострадала при распаде СССР и в годы реформ. Советское государство всегда стремилось совместить решение военно-промышленных задач с технологическим развитием союзных республик. Постсоветской России эта политика принесла немало проблем. Часть производителей комплектующих осталась за границами России, и даже если эти предприятия сохранились, использование импортной продукции для модернизации ключевых систем вооружения крайне нежелательно. Но и среди заводов, оставшихся в пределах РФ, многие сменили собственника, перепрофилированы и не имеют ни лицензий, ни компетенций для производства продукции военного назначения. Таким образом, перед Объединенной авиастроительной корпорацией и ПАО «Туполев» встала задача заново найти поставщиков нужного оборудования и, как говорят в авиапроме, скомплексировать все эти решения, заставить их надежно и бесконфликтно работать в составе классической конструкции. Все это потребовало научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. С использованием новых комплектующих был модернизирован первый Ту-160, он прошел комплекс летных испытаний. После этого по уже отработанной технологии в очередь на модернизацию встали другие машины. Сейчас в рамках этой программы капитальный ремонт и комплексно-восстановительное обслуживание проходят два Ту-160, которые встанут в строй до конца текущего года. Но это только начало.

«Замена систем и узлов, которые производились в рамках кооперации республик СССР или не существующими ныне предприятиями, это лишь первый этап модернизации, — рассказывает Борис Найшуллер. — Следующий этап продления жизни — глубокая модернизация. Многие элементы конструкции, связанные с кабелями, авионикой, электрикой, устарели и физически, и морально. Они не соответствуют тем задачам, которые поставлены в наши дни перед дальней авиацией, и снижают эффективность использования новых систем вооружения. Поэтому на этапе глубокой модернизации предполагается замена практически всего радионавигационного оборудования, аппаратуры связи, наведения, локации с учетом новейших наработок российской промышленности. Пусть самолетов не так много, но даже в ограниченном количестве они могут решать очень большие задачи. По количеству и качеству вооружений Ту-160 превосходит несколько самолетов Ту-22М3. Оставив планер без больших изменений, мы должны заменить все внутри и сделать это в короткие сроки — два-три года. С учетом программы по возобновлению производства, эти задачи становятся более актуальными».

Авионика и системы управления Ту-160 будут подвергнуты глубокой модернизации. Однако пока кабина сохраняет привычную для самолетов 30-летнего возраста стрелочную индикацию. Возможно, при производстве новых машин появится «стеклянная кабина».

Это будет другой самолет…

Решение о возобновлении производства Ту-160 принято официально, и, согласно недавним сообщениям, Минобороны РФ приступило к обсуждению с Объединенной авиастроительной корпорацией первых контрактов в рамках новой программы. Самолет, который начнут строить, получит название Ту-160M2, и, по заявлению руководства страны, до 2020 года будет создано и передано армии 50 таких машин. Помимо полного обновления всего бортового оборудования (которое частично будет унифицировано с перспективным бомбардировщиком ПАК ДА), Ту-160М2 получит новые двигатели (модернизированную версию НК-32) и перспективные крылатые ракеты. Сейчас базовое вооружение Ту-160 — стратегические крылатые ракеты X-55 и аэробаллистические ракеты Х-15. Таким образом, второй этап, этап глубокой модернизации существующего парка Ту-160, будет тесно связан с подготовкой к возобновлению производства стратегического бомбардировщика.

Ту-22М3 — еще одна часть авиакомплекса ядерной триады. Как и Ту-160, этот бомбардировщик может передвигаться со сверхзвуковой скоростью. Уступая Ту-160 в совершенстве конструкции, скорости и радиусе действия, Ту-22М3 обладает специальными возможностями по борьбе с надводными целями, в частности авианосными ударными группами.

«Если говорить о Ту-160, который будет производиться, то корпус, планер, подвергнется минимальной доработке, — говорит Борис Найшуллер. — Однако самолет станет другим, потому что он будет по‑другому управляться экипажем. Особое внимание будет уделено системам, обеспечивающим точность доставки к цели имеющихся у Ту-160 боевых средств. Предполагается применение перспективных материалов, в частности новых алюминиевых сплавов, новых покрытий. Разумеется, серьезной модернизации подверглась производственная база. Сейчас мы активно используем компьютерное проектирование и моделирование. Если раньше для увязки компонентов нового оборудования нам пришлось бы изготовить натуральный макет, а на это требовалось потратить рабочее время высококвалифицированных специалистов, большие производственные площади и уйму сил, то теперь мы обходимся компьютерным моделированием. В рамках федеральных целевых программ мы также получаем новые станки, а фактически интеллектуальные обрабатывающие комплексы, которые значительно повышают как точность обработки деталей, так и производительность труда».

Ту-160 — во многом уникальный самолет. Он способен совершать сверхдальние перелеты и, как показал опыт полетов в Венесуэлу, может целые сутки находиться в воздухе (при условии дозаправки). Одна из его главных задач — преодолевать ПВО противника, причем делать это двумя способами: или в форсажном (сверхзвуковом) режиме уходить от преследования перехватчиков (за счет большего временного ресурса полета на сверхзвуке), или двигаясь на малых и сверхмалых высотах с огибанием неровностей рельефа. Конечно, с развитием средств ПВО, в частности ракетного вооружения, выполнять такие задачи гораздо труднее, чем 30 лет назад, однако серьезная модернизация и восстановление производства Ту-160 показывают, что потенциал «Белого лебедя» вполне соответствует настоящим и будущим задачам обороны страны.

Статья «Клинок в стратосфере» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2015).

www.popmech.ru

Восстановлен процесс изготовления Ту-160 на новом качественном уровне

Реанимируя производство Ту-160 мы используем возможность восстановления ресурса дальней авиации, ведь до сих пор на данный момент отечественной, да и, пожалуй, всей мировой промышленностью ничего подобного не удалось создать.

На Казанском авиационном заводе 8 июня 2017 года произвели промышленную сварку лонжерона для первого серийного стратегического бомбардировщика Ту-160М2. Предприятие посетил в связи с этим событием заместитель министра обороны России Ю. Борисов и вот, что он заявил:

«Ранее авиационной промышленностью была выполнена огромная работа по восстановлению технологии производства ракетоносца Ту-160, люди работали ударно и в сжатые сроки с опережением графика наладили этот процесс. Сегодня сварили первый лонжерон, комиссия проверит качество швов, хотя предварительные сварки показали, что технология не нарушена».

Ю. Борисов продолжил – «реанимируя производство ракетоносца мы используем возможность восстановления ресурса дальней авиации, ведь до сих пор на данный момент отечественной, да и, пожалуй, всей мировой промышленностью ничего подобного не удалось создать. Качество современного оснащения предприятия существенно отличается от оборудования серийного производства 80-х годов. Вот почему так важно восстановление производства, новый облик машины поднимет её эффективность и исправность».

Ракетоносец Ту-160 принят на вооружение в 1987 году, разработка его началась с 1970 года, с тех пор эта мощная сверхзвуковая машина с изменяемым углом стреловидности крыла является основным ударным самолётом отечественной дальней авиации.

Ту-160М2 будет оснащён новыми средствами поражения, отличительной чертой будет современное БРЭО, в частности, система РЭБ на платформе «Гималаи», созданная для ПАК ФА. Восстановлен процесс производства двигателей НК-32. Новая серия этих уникальных моторов изготавливается с применением современных конструкторских и инженерных решений. По словам вице-премьера Д. Рогозина проектная основа этого двигателя опередила своё время и использование его в будущем несомненно.

Ту-160 в цехе Казанского авиазавода на модернизации

Последняя серия этих мощных и уникальных машин была выпущена в 2008 году, в 2015 году было принято решение о его возобновлении, Минобороны считает, что эффективность модернизированного

Ту-160М2 повысится в два с половиной раза по сравнению с существующим вариантом.

aviarf.ru

Ту-160. Стоит ли возобновлять производство? Ответ критикам » Военное обозрение

23.03.2018 г. на «Военном обозрении» была размещена статья «Ту-160. Стоит ли возобновлять производство?» На статью последовало много критических замечаний. Отвечаем на наиболее важные из них.
1. Комментарий: «Автор не разбирается в существе обсуждаемой тематики».

Ответ: На это можно возразить, что автор, с 1985 г., работая начальником сектора НИИ авиационных систем, в течение 20 лет сотрудничал с ОКБ им. Туполева и занимался вопросами научного сопровождения бортового комплекса обороны. Поэтому излагаемый в статье материал следует воспринимать как полученный из первых рук.

2. «Неправда то, что для Ту-160 в качестве прототипа использовался бомбардировщик B-1a».

Автору пришлось даже расширить раздел «История создания», чтобы избежать таких замечаний. В СССР никогда не стеснялись заимствовать что-либо у противника. В качестве примера можно привести пары: F-111 – Су-24, F-15 – Су-27, B-1a — Ту-160. При этом, конечно, никто не имел в виду, что кто-то получал целиком комплект документов. Например, для Су-27 использовалась общая схема F-15 с собственной переработкой — воздухозаборники перенесены из под крыльев под днище и крыло расположено ниже. При разработке Ту-160 к схеме аналогичной B-1a пришли только в третьем варианте компоновки. Единственным случаем полного копирования – (B-29 – Ту-4) производился по прямому указанию Сталина. КБ Микояна, Ильюшина, Яковлева, Мясищева, Бериева использовали собственные разработки.

3. «Ту-160 вполне может нанести удар по одной из РЛС Северо- Канадской линии Дью и пройти в глубь Канады».

Линия Дью состоит из необслуживаемых РЛС и выполняет роль охранной сигнализации, то есть она должна только сообщить о факте начала атаки и ориентировочном месте прорыва. Уничтожение одной из РЛС и является таким фактом. Далее с внутренних аэродромов Канады поднимаются истребители и самолеты ДРЛО АВАКС. Пара истребителей F-15C с ПТБ могут встретить Ту-160 и обнаружить их с помощью собственной БРЛС. Дальность обнаружения цели типа «тяжелый бомбардировщик» у F-15 составляет 400 км. Ширина просматриваемой в процессе полета полосы у пары истребителей доходит до 600-700 км. То есть для прикрытия всей северной границы Канады потребуется всего пять пар F-15C. Дальность обнаружения тяжелых бомбардировщиков самолетом АВАКС составляет 700-800 км. По его целеуказанию истребители могут взять цели на сопровождение на дальность до 500 км. Дальность пуска ракеты АМРААМ составляет 150 км, поэтому один истребитель может поразить несколько целей даже в тех случаях, когда они летят в сильно рассредоточенных строях. Поэтому проникновение Т-160 в глубь территории Канады не решит ни каких стратегических задач, а приведет только к бессмысленной гибели наших летчиков.

4. «Можно увеличить мощность комплекса РЭБ и применять одноразовые отстреливаемые передатчики помех».

На Ту-160 установлен комплекс РЭБ «Байкал», который разрабатывался в 80-е годы. В те времена использовались ненаправленные антенны, излучающие помехи во все стороны. Мощности таких помех едва хватало для прикрытия самолета даже тогда. В современных условиях этот комплекс стал совершенно не эффективен. Учитывая повышенную ЭПР Ту-160, для скрытия его в современных условиях потребуется энергопотенциал нового комплекса в десятки раз большую, чем у «Байкала». Для этого потребуется использовать антенны больших габаритов на основе ФАР. Такой комплекс повышенной мощности потребует совершенно новой дорогостоящей разработки, и его будет очень трудно размещать на самолете в виду больших габаритов антенн.

Одноразовые передатчики помех имеют слишком маленькую мощность, чтобы прикрыть цель с такой большой ЭПР. Кроме того, из-за потока набегающего воздуха, они очень быстро отстают от самолета. Чтобы сорвать наведение ЗУР, передатчик должен действовать на ее ГСН как минимум 3 секунды, то есть для Ту-160 применение одноразовых передатчиков помех не эффективно.

5. «Необходимо возобновлять производство для того, чтобы замещать выбывающие старые самолеты».

В США никто не собирается возобновлять производство B-52 или B-1b, они должны долетать до своего естественно износа и быть списаны. Так же необходимо поступать и с Ту-160. Если в соответствии с планами Минобороны выпуск Ту-160 продлится до 2035 года, то эксплуатироваться они будут вплоть до 2070 года, а может быть и далее. В это время техника ПВО разовьется настолько, что у Ту-160 не будет ни малейших шансов выжить. Поэтому необходимо вообще отказаться от СА либо начинать производство ПАК ДА по образцу американского B-2.


6. «После первого ответного ядерного удара система ПВО противника будет находится в таком разрушенном состоянии, что наши самолеты смогут наносить какие угодно удары».

Если ответный удар по территории США окажется настолько силен, что даже будет разрушена линия ДЬЮ, находящаяся на 70° с.ш., то дальнейшего применения ТУ-160 не потребуется, так как США будет нанесен требуемый неприемлемый ущерб. Для нанесения такого ущерба вполне достаточно использовать менее 10 % из имеющихся у нас 650 МБР. Американцы настолько урбанизированы, что любое разрушение инфраструктуры приведет страну к хаосу. Например, если даже не наносить удары по городам, а разрушить трансформаторные поля нескольких центров распределения электроэнергии, то жизнь в стране остановится. Крысы и эпидемии довершат дело.

Однако, не стоит рассчитывать, что при нанесении такого ущерба США, наша территория останется неповрежденной. Достаточно нанести удар по Москве, как жизнь в стране тоже будет парализована, так как у нас все транспортные коммуникации, связь, системы управления, завязаны на Москву. Система ПРО Москвы может перехватить единицы МБР противника. Против массированного удара она окажется не эффективна, так как первый же высотный ядерный взрыв парализует работу РЛС. Взрыв образует ионизированное облако таких размеров, что за ним остальные цели становятся не видны. Также необходимо учитывать, что слишком сильный удар по США вызовет эффект глобальной ядерной зимы. Для нашей северной страны последствия окажутся гораздо хуже, чем для США. В результате лучше договориться, что СА будет использоваться для не ядерных конфликтов.

Необходимо также иметь в виду, что в США была разработана концепция «ограниченной ядерной войны», согласно которой ответный удар наносится таким же количеством МБР, каким был нанесен удар по ним.

Приходится напоминать цитату из письма Энштейна Президенту Трумэну: «Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвёртая — палками и камнями».

7. «За счет покрытий можно многократно снизить ЭПР самолета».

Покрытия бывают двух видов: тонкие и толстые. Тонкие покрытия применяются редко, так как они рассчитаны на подавление отражений одного узкого диапазона длин волн облучающей РЛС. Толстые покрытия рассчитаны на поглощение волн широкого диапазона. Такие покрытия должны обеспечивать плавное изменение свойств среды. Нельзя допускать резкого изменения диэлектрических и магнитных свойств на границе раздела между покрытием и окружающим воздухом. Поэтому покрытия делают многослойным: внутренний слой делают сильно поглощающим, а чем ближе к внешнему слою, тем поглощение слабее. В результате покрытие становится толстым и, соответственно, тяжелым. Чаще всего такие покрытия применяют на кораблях.

На самолетах большую часть малозаметности обеспечивают правильным выбором формы, то есть самолет должен быть по форме как можно ближе к плоской поверхности. Для того чтобы места стыковки разных плоских поверхностей не отражали радиоволны, на места стыка наносят поглощающие покрытия. Нанесение покрытий является сложной технологической задачей, так как они должны выдерживать и высокий уровень вибраций и большие скорости набегающего потока воздуха в широком диапазоне температур. На самолетах старых конструкций уменьшить ЭПР таким способом крайне сложно. Например, для уменьшения отражений от компрессоров двигателей их надо покрывать достаточно толстым слоем поглощающего материала. В случае откалывания хотя бы одного куска этого материала возникают вибрации, которые могут привести к аварии двигателя. Провести такие работы и испытать самолет во всех условиях эксплуатации окажется весьма затратно, а вес самолета заметно увеличится, что снизит максимальную боевую нагрузку. ЭПР B-1B удалось уменьшить до величин менее 10 м2 из-за того, что снижение ЭПР воздухозаборников и других ярких точек осуществлялось в процессе проектирования. Достигнуть таких же результатов для Ту-160 будет крайне затруднительно.

8. «Задача Ту-160 выйти к рубежам пуска крылатых ракет и перехватить его в этом случае невозможно».

Выйти к берегам США через Атлантический океан слишком опасно, из-за наличия РЛС в Гренландии, Шотландии, Норвегии и тд. Морские акватории прикрывают корабельные РЛС, а в угрожаемый период добавляются самолеты АВАКС.

Выйти к рубежам пуска через Тихий океан еще более затруднительно, так как у нас на Дальнем востоке и Камчатке нет соответствующих аэродромов базирования. Подготовка Ту-160 к полету требует наличия большого количества квалифицированного персонала. Перед стартом используется до 15 обслуживающих автомобилей. ВПП должна быть тщательно выметена и аэродром должен быть не менее чем первого класса. Полет в сторону Кореи, Японии , Индонезии естественно будет невозможен из-за наличия ПВО в этих районах. Располагать аэродром придется, например, на Камчатке, хотя даже в этом случае расстояние до границ США будет более 5 тыс. км. Камчатка и Сахалин являются не самым лучшим место для аэродрома, так как могут подвергаться ударам со стороны кораблей и ПЛ противника. Еще одним недостатком таких аэродромов являются сложные погодные условия – тайфуны и обильные снегопады. Если даже удастся подойти к берегам США на расстояние 1000 км и произвести пуск ракет Х-101, то условия полета этих ракет будут неблагоприятными. Над морем отсутствуют те холмы и складки местности, за которыми Х-101 прячется от обнаружения наземными РЛС. Поэтому аэростатные РЛС с высоты 3 км могу обнаруживать Х-101 на дальности до 200 км. Отсюда следует, что наиболее безопасным маршрутом остается маршрут через Северный Ледовитый океан, где Ту-160 может долететь 73° с.ш. Следовательно, районы применения ТУ-160 ограниченны пустынными водами мирового океана.

9. «Можно разработать новое оборудование, в частности, применять интегральную обшивку самолета».

Под интегральной обшивкой в 90-е годы понимались фантазии некоторых военных о том, что обшивка самолета может превратиться в сплошную антенну, принимающей как радиоволны всех диапазонов, так и ИК- излучение. Таких радиоприемников не было ни тогда, ни существует и сейчас. Переделать обшивку самолета так, чтобы в ней было проделано множество дырок невозможно из-за того, что самолет разрушится.

10. «Демонстрировать нашу военную мощь дешевле с помощью самолетов, а не кораблей».

Несколько лет назад мы производили демонстрацию нашей военной мощи. Например, к нашему другу Уго Чавесу прилетала пара Ту-160. Конечно сам по себе полет интересен, но в сообщении не указывалось, что все случаи проникновения нашей СА в Северную Атлантику происходило при сопровождении истребителей НАТО. Соответственно, такая демонстрация флага возможна исключительно в мирное время. Были случаи, когда Ту-95 пролетали рядом с эсминцами США, но наиболее впечатляющий случай рекламируют некоторые наши генералы Они заявляли, что когда в Черном море наш Су-24 пролетел над эсминцем «Дональд Кук», то после этого эсминец ушел в Турцию, где со страху команда и уволилась. Радиолокаторы эсминца не смогли обнаружить Су-24 из-за того, что они были подавлены комплексом РЭБ «Хибины».

Ни о чем, кроме невежества выступающих, это не свидетельствует. Любой специалист по радиолокации знает, что комплекс РЭБ тем лучше подавляет РЛС, чем больше расстояние от РЛС до самолета. То есть существует некое минимальное расстояние R min, по мере приближения к которому качество подавления РЛС комплексом РЭБ становится все хуже и хуже и на расстояниях меньше R min, РЛС свободно обнаруживает цель. Для случая подавления с помощью РЭБ «Хибины» РЛС «Дональда Кука» R min явно окажется не менее 100 км. Это объясняется не только высокой мощностью РЛС, но и тем, что Су-24 разрабатывался более 40 лет назад и обладает повышенной ЭПР. Поэтому заявления о том, что на эсминце самолет не могли обнаружить, для специалистов просто смешны. Кроме того, на эсминцах устанавливается ЗАК «Вулкан-Фаланкс», скорострельность которого 100 выстр/сек. Такие комплексы называют металлорезками (как и наш АК-630). При приближении самолета на дальность менее одного километра очередь разрезает самолет на части. Поэтому надо радоваться тому, что нервы у американцев не сдали и команда на открытие огня не поступила.

Единственный вред который Су-24 мог нанести эсминцу заключается в том, что при пролете на очень малой высоте (порядка 10 м) над надстройкой эсминца, можно включить БРЛС Су-24 и направить луч на надстройку. В этом случае, возможно, произойдет перегорание высокочувствительных приемников радиоразведки.

Следовательно, демонстрировать флаг с помощью кораблей существенно дешевле, так как флаг корабля виден и тогда, когда он стоит на якоре и топливо не расходует, а флаг самолета только в полете.

11. Выводы.

Минобороны утверждает, что модернизированный Ту-160М2 будет иметь эффективность на 60% большую, чем Ту-160. Никакого обоснования этому утверждению не приводится. Интересно узнать, как улучшение интерфейсов кабины летчиков, замена навигационного комплекса и др. вспомогательного оборудования повысит эффективность нанесения ударов по авианосным группам противника… Громадная стоимость программы Ту-160М2 окончательно приведет к срыву программы строительства надводных кораблей. В ГПВ 2011-2020 гг. строительство кораблей будет выполнено только на 50%. Таким образом самолеты, которые способны участвовать только в третьей мировой войне, будут строиться вместо кораблей, нужных нам и в мирное время, и в локальных войнах.

topwar.ru

Ту-160М2: к работам по возобновлению производства подключены все авиационные КБ России

Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) приняло решение подключить к процессу создания модернизированного варианта самолёта Ту‑160 — бомбардировщика Ту‑160М2 — сразу несколько отечественных конструкторских бюро. Такой подход будет применен впервые в истории современной авиации.

— В целях скорейшего выполнения задачи по подготовке производства с конца 2015 года были развернуты работы по выпуску электронной конструкторской документации по планеру самолёта без внесения в конструкцию планера изменений, требующих статических испытаний, — рассказал «Известиям» вице-президент ОАК по программам и стратегии Александр Конюхов. — Соисполнителями у «Туполева» стали ОКБ Сухого, РСК «МиГ», корпорация «Иркут», ТАНТК им. Г.М. Бериева, КБ Ильюшина, МАИ. Подключение соисполнителей было вызвано сжатыми сроками выполнения поставленной задачи. Получаемый опыт взаимодействия нескольких КБ можно расценивать как первый шаг к созданию «виртуального КБ ОАК», способного в будущем решать комплексные задачи по созданию перспективных воздушных судов в сжатые сроки.

Производство стратегического бомбардировщика Ту‑160 было развернуто в 1984 году на Казанском авиационном заводе имени Горбунова (ныне входит в состав компании «Туполев»). Ту-160 стал самым большим в мире военным самолётом в своём классе: его вес около 300 т. За белоснежную окраску и грациозный полёт самолёт получил неофициальное название «Белый лебедь». Производственная кооперация самолёта в советское время включала около 600 крупных поставщиков. Уникальные характеристики позволили Ту‑160 поставить более 40 мировых рекордов. Самолёт способен без дозаправки преодолеть 12 тыс. км, развивая максимальную скорость 2200 км/ч.

В апреле прошлого года министр обороны Сергей Шойгу поручил возобновить производство бомбардировщика Ту‑160 в модернизированном виде. Обновленный самолёт будет называться Ту‑160М2. До 2020 года на вооружение Воздушно-космических сил планируется поставить 10 таких самолётов. Ту‑160М2 отличается от своего предшественника новым комплексом бортовой электроники и набором вооружения. По сути это будет новый самолёт со старым обликом.

— Впервые в истории отечественной авиации инженеры практических всех ведущих школ — Туполева, Сухого, Яковлева, Бериева, Микояна — собраны и работают в одной команде, — отмечает заместитель гендиректора компании «Туполев» по проектированию, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам Валерий Солозобов. — Конструкторы в разных частях России заняты проектированием разных частей планера и крыла. Задача — создать около полумиллиона чертежей в 3D-формате в современных программах, завершить проектирование и подготовить их к промышленному производству. Это поможет кардинально ускорить изготовление узлов и агрегатов «стратега» на современных станочных обрабатывающих центрах.

ОАК объединила в «виртуальное КБ» рабочие места конструкторов, выполняющих единую задачу и расположенных примерно на 40 различных площадках — авиастроительных КБ и заводах, предприятиях-смежниках. Специально под проект Ту‑160М2 проведена работа по защите каналов обмена данными, налажена работа единой сети в централизованных корпоративных приложениях, обмен конструкторскими и инженерными данными. Учитывая географическую распределенность предприятий-кооперантов проекта (от Дальнего Востока до центра европейской части страны), работа с едиными конструкторскими данными проекта может вестись практически круглосуточно.

— В течение очень сжатого отрезка времени нам предстоит создать новую конструкторскую документацию для проекта модернизации самолёта, — говорит генеральный конструктор ОАК Сергей Коротков. — При реализации проекта Минобороны Минпромторг, ОАК и предприятия холдинга договорились о новом способе организации работы. Мы уверены, что сможем добиться лучшего результата.

Ряд ведущих конструкторских школ — «Сухого», «Иркута» — уже имеют опыт создания современных самолётов поколений 4++ и 5. Однако в каждом КБ сложилась своя практика проектирования в определенных программах, используются свои протоколы обмена информацией. Для унификации руководство ОАК выбрало решение на базе продукта ЭЛОИЗ, эта программа широко используется конструкторами.

— В России существуют мощные школы проектирования в разных фирмах. Благодаря совместной работе конструкторы в разных регионах страны получили возможность обмениваться опытом друг с другом, перенимать навыки, — подчеркивает Валерий Солозобов.

22 марта 2016 года главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации Виктор Бондарев проинспектировал ход выполнения гособоронзаказа и работ по воспроизводству Ту-160 на КАЗ им. С.П. Горбунова – филиале ПАО «Туполев». Главком ВКС России посетил цеха ремонта и модернизации авиационной техники военного назначения – Ту-22М3 и Ту-160.

«Развернуты масштабные работы по воспроизводству Ту-160 и созданию модернизированной модификации ракетоносца, в которых задействовано множество российских предприятий различных отраслей, - подчеркнул Виктор Бондарев. – Безусловно, это сложный проект, и огромное значение имеет модернизация производственных мощностей, в результате которой страна приобретет новый завод».

С информацией о темпах выполнения госборонзаказа главкома ВКС России ознакомил первый заместитель директора КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» Зуфар Миргалимов.

По материалам газеты Известия и пресс-службы ОАК

Загрузка...

aviation21.ru

И "немного" о бомбардировщиках Ту-160М2

В журнале "Air&Cosmos" опубликована статья «La Russie va augmenter sa flotte de bombradiers lourds». Ряд ее положений представляют безусловный интерес для отечественного читателя. Наш блог приводит ряд ее положений.


Так, отмечается, что 25 января 2018 года в Казани в присутствии президента Владимира Путина совершил полет новый стратегический бомбардировщик Ту-160. Выкатка самолета состоялась 16 ноября 2017 года, а в декабре он совершил первый полет. А полет на глазах президента носил демонстрационный характер. Самолет получил наименование «Петр Дейнекин» в честь бывшего командующего Дальней авиацией и главнокомандующего ВВС России в 1992-1998 годах. Он скончался 19 августа 2017 года.


Владимир Путин встретился с рабочими Казанского авиационного завода (КАЗ). В тот же день, 25 января КБ Ильюшина сообщило о том, что в Ульяновске взлетел прототип самолета-заправщика Ил-78М-90А. Как считают в КБ, в долгосрочной перспективе он станет основным самолетом-заправщиком ВКС России. Аналогично Ту-160, его первый реальный полет состоялся еще 19 января.

Демонстрационный полет приступившего к летным испытаниям образца модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160 с серийным номером 08-04 (собственное название "Петр Дейнекин") на аэродроме Казанского авиационного завода имени П.С. Горбунова ПАО "Туполев". Казань, 25.01.2018 (с) ПАО "Туполев"

Новый Ту-160 имеет серийный номер 8-04 (так в тексте – bmpd). Это четвертый самолет восьмой серии и 35-й произведенный самолет., без учета прототипов для наземных испытаний. Производство Ту-160 осуществлялось в Казани в 1988-1994 годы, после чего четыре незаконченных фюзеляжа остались на заводе. Первый из них – 8-02 был передан военным в 1999 году, за ним в 2007 году последовал 8-03, а 8-05 все еще остается на предприятии. В составе ВКС России имеется 16 самолетов Ту-160 (без учета 8-04), все они входят в состав 121-го тяжелого бомбардировочного полка в Энгельсе.


Для выполнения своей основной задачи – межконтинентальные полеты в качестве носителя стратегического оружия, скорость Ту-160 на высоте 11-12 км составляет 0,77М, что позволяет иметь дальность полета в 12300 км без дозаправки с шестью крылатыми ракетами Х-55. На театре военных действий самолет преодолевает ПВО противника на скорости 2000 км/ч на большой высоте. Дальность полета при скорости 1,5М составляет 2000 км. Полет на малой высоте со скоростью 1030 км/ч с использованием системы огибания местности не применяется. Впервые Ту-160 был применен в боевых условиях 17 ноября 2015 года, когда он выпустил ракеты Х-101 по целям в Сирии.


Новый Ту-160М2 был построен не только с целью увеличить численность стратегических бомбардировщиков. Главной целью является подготовка производства на КАПО для выпуска 50 самолетов при темпе три самолета в год. Самолеты нового производства Ту-160М2 («изделие 70М2») сохраняют старый планер, но будут оснащены модернизированными двигателями, новым бортовым оборудованием и вооружением. Первый новый Ту-160М2 планируется поднять в воздух в 2021 году. Возобновление производства новых Ту-160М2 позволит сохранить исправность существующего парка Ту-160, которому не хватает запасных частей для плановых ремонтов.


Идея возобновления производства Ту-160 была озвучена в апреле 2015 года. Решение видимо было принято за некоторое время до этого. Ту-160М2 имеет очень большое значение для русских, и в текущей ситуации, в то время как другие программы страдают от нехватки финансирования, этот проект судя по всему получает дополнительное финансирование. Так, из 178 программ, финансирование которых осуществлялось в авиационной промышленности в 2015 году, 54 были сокращены, и открыто 16 новых. Все они имели отношение к проекту возобновления производства Ту-160М2.


Поддержание летной годности парка Ту-160 и производство Ту-160М2 требуют новых двигателей. АО «ОДК-Кузнецов» из Самары в августе 2014 года подписало контракт на производство двигателей НК-32 серии 2, возобновляя его после паузы в 25 лет. Двигатель НК-32-02 был разработан в 1987 году, но его выпуск не осуществлялся из-за проблем с финансированием. Модернизация НК-32-02 коснулась лопаток компрессора и турбины, внутренней аэродинамики, а также улучшению внутреннего охлаждения. Вследствие этого потребление керосина сократилось, а взлетная тяга в 25 тонн осталась неизменной. ОКБ Туполева заявляет о том, что в ходе испытаний с новыми двигателями и базовой нагрузкой (шесть крылатых ракет, то есть, масса составляет девять тонн) Ту-160 может преодолеть 13950 км, то есть на 1650 км больше стандартной версии. Сейчас двигатель для Ту-160М2 обозначаются как НК-32-02М2.


23 октября 2014 года был одобрен проект модернизации системы управления и бортового оборудования строевых Ту-160 в вариант Ту-160М (изделие 70М). Новый Ту-160М2 весьма вероятно оснащен тем же оборудованием. Это новое оборудование для вариантов М/М2 должно быть готово к 2020-2021 годам.

Имеющаяся бортовая РЛС «Обзор-К» будет заменена на новую РЛС семейства «Новелла» НВ1.70, которой занимается АО «Заслон». Ульяновское КБП разрабатывает для Ту-160М новую кабину пилотов с ЖК-мониторами. На самолете будет также установлена навигационная система НО-70М с инерциальной системой БИНС-СП-1, системой астронавигации АНС-2009М, а также навигационный компьютер. Среди других систем фигурируют навигационная РЛС ДИСС-021-70, приемник космической навигации А737ДП, автопилот АБСУ-200МТ и система связи С-505-70. Бортовой комплекс обороны «Редут-70М» является полностью новой разработкой, созданной специально для Ту-160М/М2. НИИ «Кулон» разрабатывает для этого самолета систему госопознавания БКР-70М.


Ту-160 «Валентин Близнюк» является прототипом Ту-160М. В 2006 году этот самолет стал прототипом модификации Ту-160М1 «первого этапа модернизации», в которой имелись элементы, требовавшие глубокой модернизации, как, например, «стеклянная кабина» и новая РЛС. Более раннее оборудование было снято. Например, у модернизированного самолета имеются зашитые иллюминаторы, которые ранее служили для оптического визира бомбардировочного прицела в носовом обтекателе. Видимо, он был снят. Модернизация первого этапа и другие работы ведутся в Казани. С ноября 2014 года в вариант М1 было модернизировано пять самолетов, которые были переданы ВКС.


Независимо от модернизации оборудования российские бомбардировщики получают новое вооружение. С 2003 года Ту-160 (и Ту-95МС) доработаны для применения ракет Х-555, которые являются неядерным вариантом ракеты Х-55. Примерно с 2011 года самолет может применять до 12 новых ракет с ядерной БЧ нового поколения Х-102 и ее неядерный вариант Х-101. Ракеты семейства Х-101/102 примерно на 1,4 м длиннее и на 1 тонну тяжелее ракет Х-55СМ и Х-555. Нужно еще разработать новую многопозиционную пусковую установку (барабан), которая может принять эти новые ракеты в бомбовых отсеках. Первоначальные проблемы с недостаточной прочностью с механизмом поворота и барабаном были решены в течение 2015 года. У Ту-95МС менее объемный бомбовый отсек, поэтому ракеты Х-101/102 на них могут применяться только с внешних пилонов. Максимальная дальность Х-101 оценивается в 3000-4000 км. У ядерного варианта она еще больше.


Специально для Ту-160М/М2 и ПАК ДА компания «Радуга» разрабатывает крылатую ракету Х-БД, которая является вариантом Х-101/102 с увеличенной дальностью. Так как проект Ту-160 уходит корнями в 1972 год, то в нем тогда предусматривалось размещение ракет Х-45 длиной 10,8 метров, и размер бомбового отсека был подчинен этому. Вооружение было изменено с появлением ракет Х-55 длиной 6 метров, но размеры отсека не менялись. Длина Х-101 составляет 7,4 метра, а это значит, в отсеке еще остается немного места.


Две другие ракеты разрабатываются для Ту-160 и ПАК ДА – это Х-СД и ГЗУР. Х-СД разрабатывается «Радугой», это дозвуковая крылатая ракета, в которой используется система наведения от Х-101, но ее корпус имеет более скромные размеры, похожие на американскую JASSM AGM-158. Система наведения включает комбинацию инерциальной навигационной системы с коррекцией по GPS / ГЛОНАСС на маршевом участке и электронно-оптическую цифровую корелляционную систему "Отблеск" (аналог DSMAC) для конечного участка. НИОКР по Х-СД начались в 1990-е годы, но в течение нескольких лет были прекращены. Х-СД (или «изделие 715») имеет длину приблизительно 6 метров и может размещаться в бомбовых отсеках бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-95МС. Ее масса составляет примерно 1600 кг. Она оснащена малоресурсным двигателем изделие 37-04 разработки Омского моторостроительного конструкторского бюро с тягой 350 кг и имеет дальность полета в 1500 км на крейсерской скорости 700 км/ч. Корпус ракеты состоит из наклонных плоскостей, что одновременно снижает радиолокационную заметность и позволяет размещать ее в «барабане» на шесть ракет.


Ту-160М/М2 смогут поднимать до 12 ракет Х-СД на двух барабанных пусковых установках. Закупка ракет Х-СД предусмотрена Государственной программой вооружений на 2018-2027 годы. Для крылатых ракет имеется две возможности выжить во при наличии мощной системы ПВО - благодаря малой заметности Х-СД («изделие 715») или большой скорости («изделие 75»). Последняя ракета разрабатывается совместно головным предприятием АО "Корпорация тактическое ракетное вооружение" в Королеве и "Радугой" из Дубны в рамках программы ГЗУР (гиперзвуковая управляемая ракета). ГЗУР является ракетой, достигающей скорости 6М и дальности полета 1500 км при полете на большой высоте, способной поражать различные наземные цели. Весьма вероятно, что ее основной задачей является борьба с надводными целями. Ее размеры оценочно составляют 6 метров длины при массе в районе 1500 кг. Эта ракета будет оснащаться двигателем «изделие 70» разработки ТМКБ «Союз». В серию ракета должна пойти в 2020 году.


bmpd.livejournal.com

Возобновление строительства Ту-160. Задачи и проблемы » Военное обозрение

В конце апреля появилось новое предложение, касающееся повышения потенциала российской дальней авиации. Министр обороны Сергей Шойгу поручил военным и промышленности рассмотреть вопрос возобновления строительства стратегических бомбардировщиков Ту-160. Возобновление производства такой техники, как ожидается, позволит решить сразу несколько проблем, стоящих перед военно-воздушными силами.
29 апреля министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу посетил Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова. Министр ознакомился с положением дел на предприятии, а также сделал несколько важных заявлений. Главным из них является поручение изучить возможность восстановить строительство самолетов Ту-160. По словам министра, уже сейчас необходимо не только поддерживать состояние имеющихся бомбардировщиков или модернизировать их, но и попытаться восстановить производство такой техники.

По мнению С. Шойгу, бомбардировщик Ту-160 является уникальной машиной, на несколько десятилетий опередившей свое время. Более того, конструктивные возможности, заложенные в эти самолеты, до сих пор не использованы в полной мере. Лучшего сверхзвукового самолета, подытожил министр, никто еще не придумал. Таким образом, необходимо не только ремонтировать и модернизировать имеющиеся самолеты, но и строить новые.

По мнению министра, для решения подобной важнейшей задачи необходимо принять все необходимые меры. Нужно «консолидировать возможности по реконструкции, техническому перевооружению производственной базы». Кроме того, С. Шойгу отметил определенные достижения Казанского авиационного производственного объединения. В настоящее время это предприятие выполняет контракт по ремонту и модернизацию самолетов дальней авиации ВВС. В ходе выполнения этого заказа наблюдается положительная динамика.

В настоящее время военно-воздушные силы России располагают 16 стратегическими бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-160. Все эти самолеты базируются на аэродроме Энгельс в Саратовской области. Большая часть этих машин была построена в восьмидесятых и начале девяностых годов. Кроме того, несколько самолетов были достроены с использованием имевшегося задела и переданы военно-воздушным силам до 2009 года. На этом строительство самолетов Ту-160 прекратилось.

В общей сложности было построено более трех десятков самолетов. Несколько бортов в начале девяностых годов достались независимой Украине и вскоре были утилизированы при содействии США. Было уничтожено 10 самолетов, еще один стал экспонатом Полтавского музея дальней авиации. Остальные боеспособные самолеты в конце девяностых и начале двухтысячных были переданы России в счет долга за поставки газа.

В настоящее время казанскими специалистами реализуется проект модернизации существующей техники. До конца текущего десятилетия все имеющиеся в ВВС самолеты Ту-160 должны пройти ремонт и модернизацию. В ходе этих работ происходит восстановление конструкции самолетов с продлением их ресурса, а также устанавливается набор нового оборудования, положительным образом влияющего на характеристики машин.

Министр обороны поручил авиастроительной промышленности рассмотреть возможность восстановления строительства самолетов Ту-160. Таким образом, уже сейчас специалисты должны изучать различные аспекты производства такой техники. В ближайшем будущем они должны определить возможность реализации такого проекта и вынести свое решение. Каким будет это решение – пока неизвестно. Тем не менее, уже сейчас понятно, что в случае принятии решения о возобновлении строительства бомбардировщика промышленности придется решить массу серьезных проблем.

Следует ожидать, основные проблемы предлагаемой программы возобновления строительства самолетов будут связаны с тем, что полномасштабное производство Ту-160 завершилось достаточно давно. В результате может оказаться, что на Казанском авиазаводе отсутствует некоторая необходимая оснастка, а смежные предприятия уже прекратили выпуск части требуемых комплектующих. В таком случае подготовка к строительству новых бомбардировщиков может быть сложнее и занять больше времени, чем ожидается.

Ситуацию дополнительно усложняет тот факт, что придется не просто восстанавливать производство некоторых комплектующих, но разворачивать его с нуля. Имеющиеся запасы определенных изделий уже могут быть исчерпаны, а производство или закупка новых связаны с некоторыми трудностями. Нельзя исключать, что некоторые предприятия, ранее поставлявшие комплектующие для Ту-160, не смогли пережить трудности прошлых десятилетий. Кроме того, достаточно широкий ряд деталей и узлов производился украинскими предприятиями, сотрудничество с которыми фактически остановилось в связи с последними событиями.

По понятным причинам авиационная промышленность пока не готова дать однозначный ответ на вопрос о возможности возобновления производства бомбардировщиков Ту-160. Тем не менее, уже появились некоторые сведения о возможности развертывания сборки различных комплектующих, необходимых для продолжения эксплуатации и возобновления строительства самолетов.

По данным отечественных средств массовой информации, в скором будущем ОАО «Кузнецов», занимающееся производством авиационных двигателей, может получить заказ на поставку турбореактивных двигателей НК-32. В силу определенных причин полномасштабное изготовление таких изделий, используемых на бомбардировщиках Ту-160, прекратилось в начале девяностых годов. В дальнейшем специалисты компании «Кузнецов» производили и передавали заказчику небольшие партии двигателей, не более нескольких единиц в год. В результате дальняя авиация вынуждена в основном пользоваться заделом по двигателям, созданным более двух десятилетий назад.

Несколько лет назад компании «Кузнецов» было поручено освоить ремонт имеющихся двигателей НК-32, а затем возобновить полномасштабное производство таких изделий, способное удовлетворить все потребности ВВС. Первая часть такого задания уже выполнена. В обозримом будущем планируется возобновить полноценное производство двигателей.


Уже 30 апреля стало известно, что Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) готов принять участие в возобновлении строительства бомбардировщиков Ту-160. Пресс-служба КРЭТ сообщила, что Концерн может разработать новый комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. В его состав можно будет включить новую инерциальную навигационную систему, новый высокоэффективный комплекс радиоэлектронной борьбы и другую аппаратуру. Предложение КРЭТ в случае его реализации позволит значительно повысить различные характеристики новых и модернизируемых стратегических бомбардировщиков.

Сейчас рано строить прогнозы относительно возможных объемов строительства новых Ту-160. Еще даже не определена сама возможность реализации подобных планов, из-за чего любые попытки угадать дальнейший ход событий являются преждевременными. Однако уже сейчас имеются некоторые сведения, которые позволяют высказывать некоторые предложения о возможном количестве новых самолетов.

По некоторым данным, на Казанском авиационном производственном объединении им. С.П. Горбунова имеется задел по двум самолетам Ту-160. Неоднократно предпринимались попытки достроить эту технику, но по ряду причин она до сих пор так и не попала в войска. Вполне возможно, что министр обороны имел в виду именно эти недостроенные самолеты. Если это предположение соответствует действительности, то в течение нескольких следующих лет ВВС могут получить два новых Ту-160 с обновленной авионикой и иными компонентами. Тем не менее, это лишь предположение и оно может не оправдаться.

Предложение возобновить строительство бомбардировщиков Ту-160 может вызывать некоторые вопросы, связанные с другим проектом. В настоящее время ведутся предварительные работы по созданию проекта «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА). В ходе этого проекта планируется создать новый дальний бомбардировщик, который в будущем придет на смену существующим самолетам. По различным оценкам, первые серийные самолеты ПАК ДА поступят в войска не ранее середины следующего десятилетия. Ввиду наличия нового проекта могут возникать некоторые вопросы о целесообразности возобновления строительства новых Ту-160.

С момента визита министра обороны на казанский авиазавод прошло уже две недели. В настоящее время, очевидно, специалисты занимаются проверкой жизнеспособности предложения и оценкой возможностей промышленности. Будет ли возобновлено строительство бомбардировщиков Ту-160 – пока неизвестно. На все предварительные работы по оценке перспектив такого предложения уйдет некоторое время. Вероятно, новые сообщения на эту тему появятся в течение нескольких следующих месяцев.

По материалам сайтов:
http://1tv.ru/
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://arms-expo.ru/
http://vz.ru/
http://airwar.ru/

topwar.ru

Производство Ту-160 будет продолжено » Военное обозрение

Принято решение о возобновлении производства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 («Белый лебедь»), сообщает Российская газета со ссылкой на главкома ВВС Виктора Бондарева.
«Особенность Ту-160 – изменяемая геометрия крыла, позволяющая выбирать оптимальный режим полёта и экономить топливо. А еще тяжёлый стратег отличается на редкость изящными обводами фюзеляжа и, можно сказать, грациозными крыльями», – пишет газета. На западе он получил имя Blackjack (Чёрный Джек).

Основное оружие модернизированного самолёта (Ту-160М) – «высокоточные крылатые ракеты большой дальности полёта, в том числе с ядерными боеголовками». Максимальная ракетно-бомбовая нагрузка – 40 т.

Специально под него разрабатывается гиперзвуковая крылатая ракета, но сейчас – это Х-555 и новейшая Х-101 в неядерном снаряжении. Дальность полёта последней достигает 10 тыс. км.

На модернизированном Ту-160М, к производству которых приступит Казанский авиазавод, устанавливается только цифровое оборудование – стрелочные приборы уйдут в прошлое. Их заменят экраны мониторов.

Пушек самообороны на ракетоносцах нет, зато имеются мощнейшие системы РЭБ – благо, габариты машины это позволяют. С такой защитой самолёт становится неуязвим для подавляющего большинства управляемых ракет.

«РЭБ настолько мощное, что его не включают и на среднюю мощность даже во время учений, – говорят специалисты. – Более того, радары вражеских истребителей в упор не увидят нашего "лебедя". Скоростные же характеристики позволяют тяжелому ракетоносцу уйти от перехватчиков задолго до выхода на визуальный контакт».

Бондарев рассказал, что Минобороны закупит не менее 50 машин. «Будет закуплено, чтобы окупить все затраты, которые пойдут на воспроизводство Ту-160, не менее 50 бортов со временем», – сказал он.

При этом подчеркнул, что закупка «Белого лебедя» не повлияет на продолжение работ по созданию ПАК ДА. Проект приостанавливаться не будет. «Мы не имеем права этого делать», – добавил он.

Справка производителя: «Дальность полёта Ту-160М с максимальным по весу боезапасом - 10500 км. С нормальной нагрузкой - 14000 км. При этом дальность полёта крылатых ракет, которые он несёт на борту, достигает 10000 км.

Сверхзвуковая скорость самолёта - свыше 2000 км/час. Потолок -15600 метров. Экипаж - 4 человека. Первоначально Ту-160 должен был доставить в зону пуска 12 крылатых ракет Х-55 большой дальности с термоядерными боеголовками. Модернизированный самолёт будет нести обычные ракеты и авиабомбы».

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *