история конфликта, какая страна считает его своим — РБК
Нагорный Карабах — регион в Закавказье. На его территории расположена непризнанная Нагорно-Карабахская республика (НКР, Арцах), вокруг которой не раз вспыхивали военные столкновения. Краткая история конфликта — в материале РБК
Вид на город Степанакерт (Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости)
Перейти к разделам:
- История Нагорного Карабаха до и во время СССР
- Борьба за независимость (конец 1980-х и начало 1990-х)
- Первая карабахская война (1992–1994)
- Состояние конфликта в 2010-х
- Вторая карабахская война (2020)
- Нагорный Карабах сегодня
Все участники борьбы за Нагорный Карабах ссылаются на древнюю историю, обосновывая свои притязания. В начале XIX века в результате русско-персидской войны 1804–1813 годов территория, тогда называвшаяся Карабахским ханством, вошла в состав Российской империи. В империи в 1822 году бывшее ханство было преобразовано в Карабахскую провинцию, с 1840 года территория входила в Шушинский уезд Каспийской области, с 1846 года — в Шемаханскую губернию (в 1859 году переименована в Бакинскую), с 1868 года — в Елизаветпольскую губернию.
adv.rbc.ru
4 июля 1921 года на заседании Кавказского бюро Центрального комитета Российской коммунистической партии (большевиков) (Кавбюро ЦК РКП(б)) было принято решение передать территорию Армении. Однако на следующий день Кавбюро пересмотрело вопрос в пользу Азербайджана, «исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами».
adv.rbc.ru
С 1921 года регион как административно-территориальная единица входил в состав Азербайджанской Советской Социалистической Республики на правах широкой автономии.
В 1923 году получил статус автономной области (НКАО) в составе Азербайджанской ССР.В 1988 году в НКАО началось широкое общественное движение за воссоединение с Арменией. 2 сентября 1991 года была провозглашена независимость от Азербайджана под именем Нагорно-Карабахской республики (еще в 1987–1988 годах представители Карабаха обращались к советскому руководству с просьбой о передаче из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, но не получили положительного ответа). 10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум о независимости от Азербайджана, «за» проголосовали 99,89% участников.
Митинг на Театральной площади (ныне площадь Свободы) в Ереване с требованием о воссоединении Нагорно-Карабахской автономной области с Армянской ССР, 23 сентября 1988 года (Фото: Рубен Мангасарян / РИА Новости)
С 1992 по 1994 год Азербайджан пытался взять самопровозглашенную республику под свой контроль, это были полномасштабные военные действия, Баку и Ереван применяли тяжелую технику и авиацию. В историю эти события вошли как Первая карабахская война, в ходе которой погибли до 30 тыс. человек (участников боевых действий и мирных жителей).
Армянские формирования взяли под контроль в том числе несколько районов Азербайджана, которые до начала конфликта не входили в Нагорно-Карабахскую автономию: Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джебраильский и Зангеланский районы целиком, Агдамский и Физулинский частично. Под контролем Баку осталось около 15% Нагорного Карабаха.
В 1994 году в Бишкеке стороны договорились о прекращении огня, а конфликт был заморожен. С 1992 года в урегулировании конфликта начало участвовать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1994 года — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). В 1997 году был создан институт тройного сопредседательства Минской группы ОБСЕ (США, Россия, Франция), в котором велись основные переговоры по урегулированию конфликта, однако за почти два десятилетия результатом они не увенчались. Власти Нагорного Карабаха в переговорах участия не принимали.
После войны независимость Нагорно-Карабахской республики со столицей в Степанакерте не была признана ни одной страной, в том числе Арменией, хотя именно Ереван обеспечивал ее экономическую и военную безопасность.
Азербайджан не скрывал, что целью его политики является восстановление территориальной целостности и возвращение всей территории Нагорного Карабаха под свой контроль. На линии соприкосновения периодически фиксировались перестрелки, однако от масштабных военных действий стороны воздерживались.
Крупные обострения происходили в 2014 году, а потом в апреле 2016 года, когда сообщалось о более чем 30 погибших с обеих сторон, ранения получили десятки человек. В 2016 году сообщалось о первом применении Азербайджаном боевых дронов (БПЛА). Обострение продолжалось четыре дня, вошло в историю как Апрельская война. Стороны при участии ОБСЕ и России договорились о прекращении огня.
В 2018 году в результате «бархатной революции» к власти в Армении пришел оппозиционный политик Никол Пашинян. С его приходом закончилось правление в республике так называемого карабахского клана. Второй и третий президенты Армении Роберт Кочарян и Серж Саргсян родились в Степанакерте, принимали активное участие в войне за независимость НКР. Кочарян был первым премьером и президентом НКР.
Разрушенный дом в одном из сел Мартакертского района в зоне карабахского конфликта, 4 апреля 2016 года (Фото: Ваган Степанян / PAN Photo / РИА Новости)
Придя к власти, Пашинян несколько раз заявлял, что «Арцах — это Армения, и точка» (Арцах — армянское самоназвание НК), хотя переговоры об урегулировании продолжались. 27 сентября 2020 года начались активные боевые действия, в начале которых стороны обвиняют друг друга. Вторая карабахская война продолжались 44 дня, победу в ней одержал Азербайджан, вернувший под свой контроль значительные части территорий, прилегающих к Нагорному Карабаху, а также части самого Нагорного Карабаха, в том числе города Шуша (Шуши) и Гадрут.
Карта итогов соглашения 2020 года о прекращении военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта
Карта итогов соглашения 2020 года о прекращении военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта
За прошедшие три года под контроль Азербайджана в результате вооруженных стычек перешли еще несколько территорий как в Нагорном Карабахе, так и на территории Армении. С декабря 2022 года Карабах фактически взят в блокаду. На единственной связывающей Армению с Карабахом дороге — в Лачинском коридоре — был установлен азербайджанский КПП. По заявлению Баку, это стало возможным, после того как Армения на последних встречах в Праге и Сочи признала территориальную целостность Азербайджана, соответственно, Баку вправе действовать там на свое усмотрение.
Представители России указывали, что это не предусмотрено соглашением 2020 года.Из текста соглашения от 10 ноября 2020 года: «Лачинский коридор (шириной 5 км), который будет обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией и при этом не будет затрагивать город Шушу, остается под контролем миротворческого контингента Российской Федерации. По согласованию сторон в ближайшие три года будет определен план строительства нового маршрута движения по Лачинскому коридору, обеспечивающий связь между Нагорным Карабахом и Арменией, с последующей передислокацией российского миротворческого контингента для охраны этого маршрута».
Президент Азербайджана Ильхам Алиев последовательно заявляет о том, что вопрос Нагорного Карабаха решен, суверенитет над ним восстановлен. Жителям он предлагает или уехать, или принять азербайджанское гражданство.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян согласен с тем, что Нагорный Карабах — это Азербайджан, но обращает внимание, что «вопрос прав и безопасности армян Нагорного Карабаха должен обсуждаться в формате Баку—Степанакерт», а по вопросу безопасности и прав армян Нагорного Карабаха должны быть предоставлены международные гарантии.
Депутаты парламента Карабаха в заявлении 22 мая подход Пашиняна осудили. В их заявлении сказано, что тот игнорирует суверенитет Нагорного Карабаха, право его народа на самоопределение и факт его реализации.
Шестинедельная война в Нагорном Карабахе. Итоги Кто победил? Насколько значительны потери армян? Плюс максимально понятная новая карта региона
Солдат армии обороны Нагорного Карабаха выпускает снаряд в направлении азербайджанских позиций. 28 сентября 2020 года
Armenian Defence Ministry / AFP / Scanpix / LETA
Командование российских миротворцев, которые с 10 ноября прибывают в Нагорный Карабах, опубликовало карту будущей «миротворческой операции». Этот документ позволил снять часть вопросов (главным образом территориальных), возникших после того, как в ночь на 10 ноября Армения и Азербайджан при посредничестве России договорились об окончании войны. Во многом ситуация фактически вернулась к той, что была до начала первой войны в 1991 году: азербайджанская артиллерия стоит на холмах Шуши в нескольких километрах от жилых кварталов Степанакерта, столицы Карабаха; сам Карабах фактически отрезан от Армении. Долгосрочная безопасность его армянских жителей не гарантирована, поскольку ответа на вопрос, останутся ли миротворцы через пять лет, нет. При этом Баку получил наземный переход к своему эксклаву в Нахичевани по территории Армении (чего не было никогда). Впрочем, огромное количество политических вопросов по-прежнему остается без ответа. «Медуза» подводит итоги шестинедельной войны в Нагорном Карабахе и пытается понять, кто стал ее победителем — Азербайджан, Россия или Турция.
Шестинедельная война в Нагорном Карабахе началась 27 сентября и закончилась 10 ноября 2020 года. Точные потери все еще неизвестны. Очевидно, что речь идет о нескольких тысячах военных с обеих сторон — и о сотнях погибших мирных жителях.
Объясните, какой договор подписали Армения, Азербайджан и Россия 10 ноября 2020 года?
Армянская армия обороны Карабаха в конце октября — начале ноября понесла тяжелое поражение на юге непризнанной республики. Азербайджанские войска в результате боев 5–7 ноября (по данным армянской стороны, которые появились уже после заключения перемирия) вошли в стратегически важный город Шуша. Шуша расположена в 10 километрах (и на 500 метров выше) Степанакерта — столицы и самого населенного города Карабаха. Шуша важна не только стратегически, но и символически — об этом читайте на карте, опубликованной ниже (чтобы увидеть текст, надо кликать по точкам).
Одновременно в Шуше и западнее этого города азербайджанские войска перерезали главную дорогу, связывающую центр Карабаха с Арменией. Как признает теперь премьер-министр Армении Никол Пашинян, после этого стало ясно, что армяне могут потерять всю территорию Карабаха.
В итоге Пашинян согласился подписать «болезненный», по его собственной формулировке, договор. Формально это заявление премьер-министра Армении, президентов Азербайджана и России.
- По договору Армения отказалась не только от территории на юге, которую непризнанная республика утратила в результате шестинедельной войны, но и от двух районов на севере. В советское время Нагорный Карабах был автономной областью и анклавом в составе Азербайджанской ССР, эти районы в ее состав не входили, но во время первой карабахской войны (1992–1994) армянские формирования захватили их. До этого в этих двух районах жили в основном азербайджанцы, которые на четверть века стали беженцами. На протяжении 25 последних лет районы оставались малонаселенными.
- Армянский Карабах не прекращает свое существование физически, но будет радикально сокращен территориально, а его будущий политический статус вообще никак не упомянут в договоре. Президент Азербайджана Ильхам Алиев завершил обращение к народу в связи с подписанием соглашения так: «Я предлагал им [армянам] автономию, но они хотели независимости. Карабах — наш!»
- Пашинян подтвердил, что еще 10 октября ему сделали подобное предложение (передать районы на юге и севере, не входившие в состав армянской автономии в Карабахе при СССР, — без какого-либо обсуждения статуса Нагорно-Карабахской Республики). Он отказался, потому что ситуация на фронте была неопределенной. Однако 10 ноября Пашинян фактически согласился на это предложение, но к тому времени армянская армия потеряла значительные территории на юге, собственно, Карабаха в районе городов Гадрут и Шуша.
- До того, как Россия опубликовала карту своей «миротворческой операции», существовали разночтения по поводу того, какие именно районы должны быть переданы армянскими силами Азербайджану. Дело в том, что в 1992 году Баку перекроил территориальное деление своих западных территорий, а именно — увеличил Кельбаджарский район (в 1993-м занят армянскими войсками; должен быть передан Азербайджану до 15 ноября 2020-го) за счет территории автономии Нагорного Карабаха. Если следовать этому азербайджанскому административно-территориальному делению, от Карабаха по итогам войны 2020 года могло почти ничего не остаться (его карта выглядела бы примерно так). Тем не менее из карты «миротворческой операции» следует, что вывод армянских сил должен происходить по старому советскому делению.
- Оставшуюся территорию с армянским населением — Нагорному Карабаху удалось сохранить меньше трети своей довоенной территории — будут фактически охранять около двух тысяч российских миротворцев. Операция продлится как минимум пять лет (с возможностью продления в случае, если ни одна из сторон за полгода до конца срока не заявит о выходе из договора).
- Через несколько дней после подписания заявления выяснилось, что Азербайджан планировал включить в миротворческую миссию турецких военных. Однако Россия интерпретировала роль Турции иначе: из Турции приедут не миротворцы, а наблюдатели, которые будут вместе с азербайджанцами следить за соблюдением прекращения огня, причем не в Карабахе, а в некоем центре на территории Азербайджана.
- Карабах — без какого-либо формального статуса, но населенный оставшимися в республике армянами — будет отрезан от территории Армении в районе города Лачин, который, как и весь Лачинский район, 1 декабря перейдет под контроль Баку. Однако стороны договорились, что российские миротворцы организуют безопасный коридор по дороге, связывающей Армению и Нагорный Карабах (Лачинский коридор), а азербайджанские власти не будут препятствовать движению грузов и граждан по нему.
Наконец, Азербайджан, согласившись на компактное проживание армян в Карабахе (без статуса, но под защитой российских миротворцев), получит взамен фактическую территориальную прибавку: транспортный коридор от основной территории Азербайджана в свой эксклав Нахичевань через территорию Армении. Коридор важен для Баку прежде всего тем, что Нахичевань имеет несколько километров общей границы с основным союзником Азербайджана в регионе — Турцией (остальная часть страны такой границы не имеет). Безопасность дороги будет обеспечивать погранслужба ФСБ России.
А что осталось непонятным?
Первый вопрос — статус армянской территории в Карабахе. Не вполне ясно, как дальше будет функционировать администрация непризнанной Республики Арцах (Нагорный Карабах), которая управляла территорией последнюю четверть века. В договоре о прекращении или продолжении работы администрации ничего не сказано; при этом Еревану будет явно труднее поддерживать руководящие органы республики, которая теперь отрезана от самой Армении.
В этом отношении туманным выглядит и будущее Армии обороны Карабаха (точнее, ее остатков): сложно представить, что армяне смогут доставлять в Карабах военные грузы через территорию, которую политически контролируют азербайджанцы — пусть и огороженную постами российских миротворцев.
Второй вопрос — гуманитарный. Согласно договору, территориальное деление вернулось почти точно к состоянию 1991 года. В то время азербайджанцы составляли большинство населения возвращаемых теперь районов вокруг Карабахской автономии, а также в Шуше. Теперь, гласит заявление от 10 ноября, они смогут вернуться в места проживания 30-летней давности. Но возникает вопрос с армянскими жителями этих районов и, собственно, Карабаха в его новых границах.
Во время войны 2020 года многие жители покинули непризнанную республику; очевидно, их возвращение (даже под защитой миротворцев) проблематично. В этом смысле ситуация мало отличается от той, что была в 1991-м, накануне первой карабахской войны: азербайджанская артиллерия стоит на холмах в нескольких километрах от жилых кварталов Степанакерта; город (и другие населенные пункты) фактически отрезан от Армении. Ответа на вопрос, останутся ли тут российские миротворцы через пять лет, нет. Так что возвращения значительной части армянских беженцев, как предписывает соглашение, может не случиться.
Армяне опасаются, что сдача окружающих Карабах районов — это угроза армянскому культурному наследию. В частности, в Кельбаджарском районе находятся городище Тигранакерт (I век до н. э.), раскопки в котором начались в 2009 году, и монастырь Дадиванк (IX—XIII век).
Азербайджан оспаривает само существование поселений армян в этих местах в античности и в раннем Средневековье; в Баку давно исходят из того, что это была территория Кавказской Албании, жители которой (вероятно, родственные современным лезгинам) стали одной из основ этногенеза азербайджанцев.
Поэтому, говорят в Армении, Баку якобы собирается уничтожить следы пребывания в древности и Средневековье армян на своей территории; в качестве примера такой политики армяне приводят свидетельства (в том числе спутниковые снимки) уничтожения древнего армянского кладбища (объект всемирного наследия ЮНЕСКО) в Нахичевани.
Азербайджанские власти утверждают, что разрушать монастырь не собираются, поскольку считают его шедевром албанской архитектуры, а армян обвиняют в желании разграбить его перед уходом с территории Карабаха (в то время, когда был построен Дадиванк, Кавказской Албании как государства уже не существовало).
Третий вопрос — сроки пребывания миротворцев. Через четыре с половиной года Азербайджан может потребовать их вывести, чтобы достигнуть заявленных целей войны — «окончательного решения карабахского вопроса». (Право завершить миротворческую операцию есть у Армении и России, но маловероятно, что они захотят разморозить конфликт в ближайшие годы.)
И все же в договоре есть косвенные указания на то, что Баку допускает его продление: как сказал Ильхам Алиев, он лично настоял на включении в него пункта о дороге в Нахичевань; можно предполагать, что Азербайджан планирует использовать ее дольше, чем пять лет (на протяжении 30 лет у страны не было короткого пути до своего эксклава — сообщение велось через Иран). В то же время явно на более долгий срок, чем пять лет, рассчитан и проект с Лачинским коридором: по договору там тоже планируют построить новую дорогу — в объезд Шуши (сейчас единственная дорога проходит по окраине занятого азербайджанцами города).
Однако эти экономические соображения могут быть принесены в жертву политической целесообразности. Какой она будет в 2025 году, никто не знает. Сейчас все смысловое наполнение договора зависит от представлений трех человек: Владимира Путина, Ильхама Алиева и президента Турции Реджепа Эрдогана, который, судя по всему, активно участвовал в его обсуждении. За ближайшие четыре-пять лет их намерения могут поменяться. А может случиться и так, что к власти придут другие политики.
Турция и Россия — кто из них победил в Карабахе?
На этот счет есть несколько смутных суждений. С одной стороны, считают некоторые военные эксперты, Турция, которая открыто помогла Баку и добилась вместе с ним победы, очевидно, усилила свое влияние в Закавказье и в «тюркском мире», показав себя решительным и эффективным союзником. Одновременно она продемонстрировала пример успешного «размораживания» старого конфликта, что может иметь далеко идущие последствия для изобилующей такими конфликтами бывшей территории СССР.
Это создает угрозы для Кремля, который строит свою политику во многом на замораживании конфликтов в соседних государствах (при непосредственном участии России, которая получает в них силовые рычаги — военные базы и районы базирования миротворцев).
С другой стороны, договор об окончании войны в Карабахе, в общем-то, вновь замораживает конфликт в традиционном для Кремля ключе.
- Москва не пустила в Карабах турецких миротворцев и будет вести операцию самостоятельно. Вопрос о «спасении» остатков непризнанной республики решен без участия Франции и США — сопредседателей бывшего мирного процесса в Карабахе в рамках «Минской группы ОБСЕ», хотя обе страны выступали против единоличного участия России в «примирении».
- Размещение миротворцев — это фактически создание аналога военной базы на территории Азербайджана. Как указывает исследователь карабахского конфликта, старший научный сотрудник по Кавказу Фонда Карнеги Томас де Ваал, ввод миротворцев с одновременным выводом армянских сил из районов вокруг Карабаха готовился на протяжении последних лет — он был частью секретного «плана Лаврова» (имеется в виду министр иностранных дел России Сергей Лавров).
- Кремль (если его политика не изменится к 2025 году) наверняка использует все рычаги влияния на Баку, чтобы продлить существование этой базы через пять лет. Очевидно, что по крайней мере сегодня эти рычаги действуют: Азербайджан, несмотря на тесное взаимодействие с Турцией, ни разу не дал понять, что отказывается от близких отношений с Россией; этих близких отношений оказалось достаточно, чтобы Баку завершил военную операцию, остановившись всего в нескольких километрах от Степанакерта.
- Помочь продлить «заморозку» конфликта Кремлю могут ситуативные союзники из Европы и США, которые обеспокоены правами армян, живущих в Карабахе. Вероятно, на самом высоком международном уровне вновь возникнет вопрос о статусе Карабаха (немедленного начала таких переговоров требует, например, Франция).
- Наконец, за пять лет может быть восстановлена армия Армении — до такой степени, чтобы окончательное подчинение Карабаха выглядело для Баку более «дорогим», чем продление перемирия еще на пять лет.
- Необходимость наращивать военную силу привяжет Армению к Москве еще сильнее, чем это было до войны 2020 года. Кроме того, вырастут и чисто военные ресурсы России в Армении: обеспечение деятельности миротворцев в Карабахе потребует усиления российской группировки по другую сторону карабахской границы. Обеспечение коридора безопасности в Нахичевань также потребует наращивания численности российских пограничников (то есть ФСБ) в Армении.
Еще одно мнение политологов не противоречит аргументам в пользу «победы» Анкары или Москвы, а дополняет их; согласно ему, в Карабахе Путин и Эрдоган были не соперниками, а союзниками. В этом смысле война в Карабахе — часть совместного проекта Кремля и Турции по переустройству Ближнего Востока, Северной Африки и Закавказья. Соперничество тут тоже есть: например, страны неоднократно оказывались по разные стороны фронта в гибридных войнах в Сирии и в Ливии. Но даже там, а теперь и в Закавказье, наиболее эффективно Москва и Анкара действуют тогда, когда договариваются о разделе сфер влияния, выдавливая из региона всех остальных игроков — от Ирана до США и Евросоюза.
Автор: Дмитрий Кузнец
Дизайнер: Ярик Максимов
Объяснитель: Что такое Нагорный Карабах и почему растет напряженность? | Conflict News
Азербайджан заявил в воскресенье, что установил контрольно-пропускной пункт в начале Лачинского коридора, единственного сухопутного маршрута, связывающего Армению с Нагорным Карабахом, после чего последовали заявления об обстреле границы как азербайджанскими, так и армянскими силами.
Что такое Нагорный Карабах?
Нагорный Карабах, известный армянам как Арцах, представляет собой горный район Южного Кавказа, не имеющий выхода к морю.
На него претендовали как Азербайджан, так и Армения после падения Российской империи в 1917 году, и с тех пор он остается точкой напряженности.
Территория признана на международном уровне как часть богатого нефтью Азербайджана, но ее жители преимущественно этнические армяне и имеют собственное правительство, которое имеет тесные связи с правительством соседней Армении, но не было официально признано им или другим Соединенным Королевством. Государства-члены наций.
Армяне, являющиеся христианами, заявляют о длительном историческом господстве в этом районе, восходящем к нескольким векам до Рождества Христова.
Азербайджан, население которого в основном мусульмане, также связывает свою историческую идентичность с территорией. Он обвиняет армян в изгнании азербайджанцев, живших поблизости в 1990-е годы. Он хочет получить полный контроль над анклавом, предлагая этническим армянам взять азербайджанские паспорта или уехать.
Что такое история?
На протяжении веков анклав находился под властью персов, турок, русских, османов и советских войск.
После русской революции 19 г.17 января Армения и Азербайджан воевали за регион. Когда большевики захватили Азербайджан, Армения согласилась на большевистский контроль, положив начало советизации всего Кавказа.
Карабах, границы которого были изменены, чтобы включить как можно больше армян, остался в составе Азербайджанской Советской Социалистической Республики, но с автономией. Она называлась «Нагорно-Карабахская автономная область».
Первая Нагорно-Карабахская война
Когда распался Советский Союз, то, что известно как Первая Нагорно-Карабахская война (1988-1994) вспыхнул между армянами и их соседями-азербайджанцами. Около 30 000 человек были убиты и более миллиона человек были перемещены.
Азербайджан потерял часть своей территории, а армяне оставили под контролем большую часть Карабаха, а также дополнительную территорию по периметру Карабаха. Азербайджан пообещал вернуть себе контроль над территорией.
44-дневная война в 2020 году
В 2020 году, после десятилетий стычек, Азербайджан начал военную операцию, ставшую Второй Нагорно-Карабахской войной, стремительно прорвав оборону Армении. Азербайджан при поддержке Турции одержал убедительную победу в 44-дневной войне, вернув части Карабаха.
Использование беспилотников, закупленных в Турции и Израиле, военные аналитики назвали одной из главных причин победы Азербайджана. Погибло несколько тысяч человек.
Россия, союзник Армении по договору, у которой также хорошие отношения с Азербайджаном, вступила в переговоры о прекращении огня.
По условиям сделки Азербайджану были переданы все территории вокруг Карабаха. Это оставило этнических армян в Карабахе с гораздо меньшей территорией. Армения представила итоги войны как катастрофу, и в Ереване вспыхнули волнения.
Соглашение предусматривало направление в Карабах российских миротворцев для охраны единственной оставшейся дороги, связывающей анклав с Арменией, так называемого Лачинского коридора, и строительство новой трассы вдоль коридора.
Азербайджан обязался гарантировать безопасность движения по коридору в обоих направлениях.
После прекращения огня боевые действия продолжались, и в декабре 2022 года мирные жители Азербайджана, называющие себя активистами-экологами, начали блокаду Лачинского коридора, закрыв Карабах для всех, кроме российских миротворцев и конвоев Красного Креста.
Азербайджан отрицал, что полностью заблокировал дорогу, заявив, что некоторые колонны и помощь были пропущены.
Что сейчас происходит?
В воскресенье азербайджанские войска установили новый контрольно-пропускной пункт недалеко от границы с Арменией в начале Лачинского коридора, что, по словам Армении, является явным нарушением перемирия от ноября 2020 года.
Азербайджан заявил, что этот шаг, который угрожает полностью отрезать Карабах, был направлен на прекращение поставок армянского оружия тому, что он называет сепаратистской администрацией.
Соединенные Штаты выразили глубокую озабоченность по поводу переезда и призвали к свободному и открытому передвижению по коридору.
В Кремле заявили об отсутствии альтернативы соглашению о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном от 2020 года и о том, что ведутся переговоры между Баку и Ереваном.
Кризис в Лачинском коридоре обострил отношения между Россией и Арменией, которая неоднократно призывала Москву обеспечить соблюдение соглашения о прекращении огня от ноября 2020 года и открыть Лачинский коридор, в то время как Москва заявляла, что Армения отказывается от мирных переговоров с Азербайджаном.
Армения готова отказаться от Нагорного Карабаха: что дальше?
Отношения с Россией придется пересмотреть, так как главный предмет обсуждения — Карабах — исчезнет. Для большинства армян Кремль будет восприниматься как ненадежный союзник, бросивший их в трудную минуту.
В затянувшемся конфликте между Арменией и Азербайджаном наступил переломный момент. На прошлой неделе премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что Армения может достичь мира только при одном условии: она ограничит свои территориальные амбиции границами Армянской ССР. Другими словами, она должна отказаться от своих претензий на Нагорный Карабах после многочисленных войн с Азербайджаном за контроль над горным регионом.
Через несколько дней, 23 апреля, Азербайджан установил контрольно-пропускной пункт в Лачинском коридоре, так называемой «дороге жизни» между Арменией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой. Похоже, Ереван готов решительно сдать Карабах.
Заявление Пашиняна получило широкую огласку и ошеломило многих своей прямотой, хотя по сути ничего нового в нем не было. В течение нескольких лет, начиная с поражения в войне 2020 года, правительство Армении пыталось найти такую формулу будущего Карабаха, которая удовлетворила бы Баку и не вызвала бы повсеместного недовольства в Армении.
Еще в апреле прошлого года Пашинян говорил о смене приоритетов. Ключевым вопросом для Еревана был не статус Карабаха, а «гарантии безопасности и прав» проживающих там. Другими словами, Карабах был бы частью Азербайджана, но были бы тяжелые переговоры по конкретным вопросам, таким как статус армянского языка. Премьер-министр также попытался уйти от ответственности, заявив, что решение Еревана было принято по просьбе международных партнеров «близких и дальних».
В сентябре Пашинян заявил, что готов подписать мирный договор с Баку: и да, многие армяне сочтут его предателем, но главное — «долговременный мир и безопасность для Армении, с территорией 29 800 квадратных километров», т. е. границы Армянской ССР, без Карабаха.
На фоне этих заявлений Баку постепенно расширяет подконтрольную ему территорию в Карабахе. Международные партнеры Еревана не вмешивались, и правительство Армении решило не реагировать, так как это неизбежно вызвало бы гнев не только Баку, но и международных посредников.
Азербайджан даже не столкнулся с какими-либо последствиями, когда в декабре 2022 года блокировал Лачинский коридор, связывающий Армению и Карабах (Баку утверждал, что никакой блокады с его стороны не было). Ответ Армении ограничился использованием альтернативного маршрута, открытого весной: грунтовой дороги, по которой с трудом могли проехать даже внедорожники. Однако вскоре и это было запрещено, поскольку азербайджанцы стреляли в армянскую полицию, используя этот маршрут, а затем установили блокпост.
После этого создание Азербайджаном блокпоста на главной дороге в Степанакерт, столицу непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, было лишь вопросом времени. Произошло это 23 апреля. Российские миротворцы не привлекались, хотя по трехсторонним соглашениям от 2020 года Лачинский коридор должен был находиться под их контролем.
Блокпост ставит перед армянами множество новых и сложных проблем. Какие документы потребуют азербайджанские пограничники? Могут ли задерживать армян просто за подозрительность? Только разрешат въезд в Армению, но будут утверждать, что нет оснований возвращаться в Карабах?
Ответы на эти вопросы во многом зависят от того, примут ли армяне эту новую реальность. Прямо сейчас, кажется, они уже есть. В Ереване поняли, что, в конечном счете, ни массовые протесты, ни международные партнеры, которые ничего не делают, кроме «выражения озабоченности», не могут изменить судьбу Карабаха.
Прошлым летом карабахские армяне согласились на прямые переговоры с Баку. Официально цель переговоров — просто обеспечить электроэнергией и газом непризнанную республику, но ясно, что речь идет не только об этом. Ереван согласен с тем, что карабахские армяне должны идти на свои дела: это уступка Баку, которая также позволяет Еревану уйти от ответственности.
Так что же ждет Карабах? Нет никаких оснований ожидать этнических чисток, о которых говорят в Ереване, или партизанской войны, которой мог опасаться Баку. Судя по комментариям властей Азербайджана, к карабахским армянам они намерены относиться так же, как и к другим национальным меньшинствам, таким как лезгины, талыши и таты. Никаких специальных автономий или программ адаптации не будет. Тем не менее, оставшимся в Карабахе армянам будет непросто получить азербайджанский паспорт. Столкнувшись с новой, жестокой реальностью, они могут все-таки решиться на переезд в Армению.
Возникнет другой вопрос: смогут ли этнические армяне продать свое имущество в Карабахе или оно будет присвоено. Власти Азербайджана, вероятно, будут по-разному относиться к коренным жителям региона и переселенцам из Армении.
В этих условиях наиболее реальным исходом видится массовая эмиграция карабахских армян. Останутся только пожилые жители с сильной привязанностью к своему дому. Они не участвуют в политической жизни и не создают проблем властям.
Все это, несомненно, вызовет гнев армянского общества. Дело не только в национальной гордости, но и в материальных трудностях: разместить около 100 тысяч иммигрантов в стране с населением менее 3 миллионов будет непросто. Но эти проблемы ничто по сравнению с угрозой перманентной вялотекущей войны на всем протяжении ее границы.
Недавнее событие в селе Тех в приграничном с Арменией районе Сюник стало отрезвляющим напоминанием о реальности этой угрозы. Азербайджанцы обиделись на то, что армяне строят там новый пост охраны. Произошла перестрелка, и солдаты с обеих сторон — всего семеро — были убиты.
Власти Армении теперь знают, что наблюдательная миссия ЕС, которую они пригласили на ближайшие два года, чудесным образом их не спасет. Когда началась стрельба, европейских наблюдателей на месте не было. В их докладе лишь отмечалось, что «при отсутствии демаркированной границы следует соблюдать границу 1991 года и силы обеих сторон должны отойти на безопасное расстояние от этой линии». Ереван был настолько разочарован, что Пашинян снова заявил о готовности разместить на границе конкурирующую миссию возглавляемой Россией ОДКБ.
В Ереване опасаются, что напряженность на границе может сохраниться даже после завершения карабахского конфликта. Есть также, например, вопрос азербайджанского эксклава Нахичевань, который согласно трехстороннему соглашению 2020 года должен быть связан автомобильным транспортом с остальной частью Азербайджана.