» Правила въезда и пребывания в России
- Особенности пересечения белорусско-российской границы гражданами РК
Памятка для казахстанских студентов в России
Общие правила пребывания в России
ВНИМАНИЕ! В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСА COVID-19 В УСЛОВИЯ ВЪЕЗДА В РОССИЮ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ! ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ
Что нужно знать гражданину Республики Казахстан при поездке в Россию,
а также транзите через Россию в Украину
(полезные советы)
1. Вопрос: Каков порядок въезда в Российскую Федерацию?
Ответ: Для въезда в Россию гражданину Казахстана необходимо иметь:
– для взрослых – национальный паспорт или удостоверение личности гражданина Республики Казахстан;
– для детей до 16 лет – свидетельство о рождении или национальный паспорт.
Гражданам Казахстана для въезда в Россию виза не нужна. При пересечении казахстанско-российской границы граждане Казахстана обязательно должны оформить миграционную карту с отметкой о дате въезда, которая становится документом, подтверждающим законное право на временное пребывание в России в течение 90 дней. Миграционная карта оформляется только в пунктах пропуска через государственную границу России.
2. Вопрос: Каковы правила пребывания граждан Республики Казахстан в Российской Федерации?
Ответ: Граждане Республики Казахстан, временно пребывающие на территории России сроком не более 30 дней, освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в территориальных органах Управления по вопросам миграции МВД РФ (УВМ МВД РФ).
Срок временного пребывания исчисляется с даты въезда гражданина Республики Казахстан на территорию России, подтвержденной миграционной картой с отметкой органов пограничного контроля, проставляемой при въезде на территорию России.
В случае пребывания гражданина Республики Казахстан на территории России свыше 30 дней, указанный гражданин обязан зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания) в территориальных органах УВМ МВД РФ. Для этого, принимающая сторона лично, либо по почте должна уведомить территориальный орган УВМ МВД РФ о прибытии гражданина Республики Казахстан. В качестве принимающей стороны могут выступать юридические лица, граждане России или иностранные граждане, постоянно проживающие в России. От гражданина Казахстана требуется предъявить принимающей стороне, национальный паспорт или удостоверение личности, а также миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в Россию. Общий срок пребывания не может превышать 90 дней.
Гостиницы, дома отдыха, пансионаты и тому подобные учреждения, должны уведомить территориальные органы УВМ МВД РФ о прибытии иностранного гражданина в течение одних суток с момента поселения иностранного гражданина.
Отрывную часть бланка уведомления о прибытии с проставленной специальной отметкой, принимающая сторона обязана отдать иностранному гражданину.
Обращаем Ваше внимание: без постановки на миграционный учёт, пребывание иностранного гражданина на территории России становится незаконным.Находясь на территории России, гражданину Казахстана необходимо постоянно иметь при себе национальный паспорт или удостоверение личности, а также документы, свидетельствующие о законности его пребывания (миграционная карта, отрывной талон бланка уведомления с отметками территориального органа УВМ МВД РФ или почтового отделения) и предъявлять их по требованию сотрудников миграционной службы или внутренних дел России. Рекомендуется отдельно держать копию паспорта.
Просим принять во внимание, что Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации не имеет полномочий ставить граждан Казахстана на миграционный учет. Государственным органом, уполномоченным принимать иностранных граждан на миграционный учёт, является УВМ МВД РФ.
3. Вопрос: Что необходимо сделать по истечении срока временного пребывания?
Ответ: Гражданин Казахстана может пребывать на территории России до 90 дней со дня въезда. Он обязан выехать из России по истечении срока его временного пребывания. Перед тем, как покинуть место временного пребывания, гражданин Казахстана должен отдать принимающей стороне, отрывной талон бланка уведомления с отметками территориального органа УВМ МВД РФ или почтового отделения. Принимающая сторона в течение двух рабочих дней после убытия иностранного гражданина обязана направить данный талон в территориальный орган УВМ МВД РФ (снятие иностранного гражданина с миграционного учёта).
4. Вопрос: Как продлить временное пребывание?
Ответ: Продлить временное пребывание в России возможно, если работодатель заключил трудовой договор с гражданином Казахстана на срок более 90 дней.
Срок временного пребывания может быть продлен на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда в Россию, о чем ставится соответствующая отметка в миграционной карте.
Чтобы оставаться в России на более длительное время, необходимо получить разрешение на временное проживание сроком до трех лет. Для этого, пока не истек срок временного пребывания, необходимо подать специальное заявление в территориальный орган УВМ МВД РФ. При получении разрешения на временное проживание, гражданину Казахстана необходимо оформить регистрацию по месту временного проживания и проходить ежегодную перерегистрацию. Также ежегодно необходимо уведомлять о своем проживании в России территориальный орган УВМ МВД РФ по месту получения разрешения на временное проживание.
5. Вопрос: Какую ответственность несет иностранный гражданин за нарушение правил пребывания в России?
Ответ: Если иностранный гражданин нарушает правила въезда, пребывания или трудоустройства на территории России, то он может быть подвергнут большому штрафу, депортации или административному выдворению за пределы России.
Должностные лица, работодатели, а также иные лица, которые пригласили иностранного гражданина, несут ответственность за нарушение своих обязательств в отношении соблюдения правил пребывания и трудоустройства иностранного гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Вопрос: Что нужно делать в случае утраты документов?
Ответ: Если во время пребывания в России гражданин Казахстана потерял национальный паспорт или удостоверение личности, ему необходимо обратиться в ближайшее консульское учреждение Республики Казахстан в Российской Федерации для получения свидетельства на возвращение в Республику Казахстан.
Рекомендуется сделать ксерокопии всех документов и хранить их в надежном месте, так как наличие ксерокопии паспорта или удостоверения личности гражданина Республики Казахстан ускорит идентификацию и получение им свидетельства на возвращение в Республику Казахстан или восстановление национального паспорта Республики Казахстан через консульские учреждения Республики Казахстан в Российской Федерации (если гражданин, выписан из Казахстана на постоянное место жительство в Россию).
Если гражданин Казахстана утерял миграционную карту или отрывной талон бланка уведомления, ему необходимо обратиться с письменным заявлением об утере в территориальный орган УВМ МВД РФ, где после соответствующей проверки он может получить дубликаты документов.
7. Вопрос: Кто должен состоять на консульском учёте в Посольстве Республики Казахстан в Российской Федерации?
Ответ: Если гражданин Казахстана выехал в Россию на постоянное место жительство, ему необходимо встать на консульский учёт (в национальном паспорте проставляется штамп о принятии на консульский учёт). Если гражданин Казахстана прибыл временно на учёбу или работу, то он может встать на временный консульский учёт (выдаётся консульская справка). На временном консульском учёте могут состоять все граждане Казахстана, прибывающие в Россию на срок более шести месяцев.
8. Вопрос: Какие проблемы возникают у граждан Казахстана, направляющихся в Украину транзитом через Россию?
Ответ: Если граждане Казахстана направляются в Украину на постоянное жительство, то в национальном паспорте им необходимо иметь украинскую визу, полученную в Посольстве Украины в Казахстане. Данные детей до 16 лет должны быть вписаны в национальные паспорта родителей или они должны иметь собственные национальные паспорта и украинскую визу. Если граждане Казахстана направляются в Украину на срок не более трех месяцев, то украинская виза не нужна.
Просим принять во внимание, что по свидетельству о рождении в Украину детей не пропускают. По законодательству Республики Казахстан, национальный паспорт можно оформлять в Казахстане с любого возраста.
Во всех случаях поездок детей с родственниками им необходимо заранее в Казахстане оформить национальный паспорт и согласие родителей на выезд ребенка из Казахстана.
9. Вопрос: Какие проблемы возникают у граждан Казахстана, прибывающих на постоянное жительство в Россию?
Ответ: Граждане Казахстана, выезжающие на постоянное жительство в Россию, обязаны получать разрешение на выезд и листок убытия в управлении миграционной полиции по месту жительства в Казахстане. При этом миграционная полиция проставляет в национальном паспорте штамп «разрешен выезд на пмж в Россию» и печать миграционной полиции, а также выдает листок убытия на пмж в Россию с проставленными штампом и печатью. Наиболее распространенные проблемы – отсутствие печати управления миграционной полиции в листке убытия, разночтения в документах.
Обращаем внимание: данные свидетельства о рождении и национального паспорта должны совпадать. Если заключали или расторгали брак, то фамилия в национальном паспорте должна соответствовать фамилии по браку. Рекомендуем оформлять национальные паспорта всем детям независимо от возраста.
10. Вопрос: Что делать, если срок действия паспорта гражданина РК истек? Можно ли продлить срок действия паспорта?
Ответ: В соответствии с Законом РК «О документах удостоверяющих личность» от 29 января 2013 г., срок действия паспорта не продлевается. Если Вы выехали в Российскую Федерацию на ПМЖ, то необходимо собрать документы для оформления нового паспорта (список размещен в подразделе «Документирование» данного сайта) и сдать в Консульский отдел Посольства РК либо в консульские учреждения РК в РФ.
11. Вопрос: В каких случаях гражданин РК может рассчитывать на помощь санитарной авиации?
Ответ: Согласно Приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-225/2020 основаниями для оказания медицинской помощи в форме медицинской авиации с использованием специализированного или специально подготовленного воздушного судна являются:
транспортировка, согласно письму уполномоченного органа, в медицинские организации областей, городов республиканского значения и столицы граждан Республики Казахстан и кандастаров, находящихся в зарубежных медицинских организациях, без самостоятельного дыхания, в коме, пострадавших от несчастного случая и травм, нуждающихся в медицинском сопровождении, состояние которых не позволяет транспортировку наземным транспортом и на воздушном судне регулярных рейсов гражданской авиации, допускается сопровождение одним родственником (см. ссылка на документ).
В Центральном депозитарии РК перешли миллионный рубеж по числу брокерских счетов — Forbes Kazakhstan
16 апреля 2023
ФОТО: Depositphotos/leungchopan
Казахстан достиг важной вехи в своей финансовой истории, охватив один миллион инвесторов на локальном фондовом рынке. Это произошло в марте 2023 года, сообщает пресс-служба ЦД ЦБ. На 1 апреля 2023 года в системе номинального держания Центрального депозитария зарегистрировано более 1 188 000 брокерских счетов, из них 680 тысяч приходится на сегрегированные субсчета держателей, остальные 508 тысяч – на брокерские счета, учитываемые через агрегированные омнибус-счета.
С начала текущего года прирост субсчетов составил порядка 130 тысяч. На 1 апреля приходится максимальный прирост субсчетов – сразу на 65 тысяч. Это в два раза больше, чем, к примеру, месяцем ранее.
Фондовый рынок страны активно развивался в течение последних двух лет благодаря серии реформ и инициатив как со стороны регулятора, так и со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, направленных на привлечение и расширение участия граждан Казахстана на фондовом рынке. Эти реформы включали в себя внедрение инстументов цифровизации, упрощение нормативно-правовой базы и создание новых инвестиционных возможностей как для частных, так и для институциональных инвесторов.
«Растущая популярность фондового рынка также является свидетельством растущей инвестицонной грамоты казахстанцев. К примеру, в предыдущие года – с 2017 по 2021 год – количество субсчетов в Центральном депозитарии росло небольшими темпами, и ценные бумаги не были так привлекательны для казахстанцев, как сейчас. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года (по состоянию на 1 апреля 2022 года) в системе учета Центрального депозитария насчитывалось порядка 315 тысяч субсчетов. Таким образом, рост субсчетов за год составил 115% (без учета омнибус-счетов). Это рекордный показатель за всё время», – сказал председатель правления ЦД Адиль Мухамеджанов.
Чистый доход «Фридом Финанс» увеличился на 2,5 млрд тенге за I квартал 2023 года
Как говорится в сообщении пресс-службы, 99% держателей ценных бумаг в системе учета Центрального депозитария – это казахстанские инвесторы. Доля нерезидентов составляет всего 0,7% от общего количества розничных инвесторов.
Портрет казахстанского инвестора продолжает молодеть, отмечают в ЦД. Группа от 25 до 34 лет за год выросла с 29,2% до 31,1%. При этом уменьшилось число розничных инвесторов, относящихся к старшему поколению. Доля инвесторов старше 55 лет за год сократилась с 16,6% до 14%.
Однако на 1 апреля текущего года самая многочисленная группа розничных инвесторов приходится на инвесторов в возрасте от 35 до 54 лет (36,3%), что демонстрирует небольшой прирост (35,2%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Группа молодых инвесторов от 18 до 24 лет сохранила ту же долю (18,7%,), что и годом ранее (18,9%). Доля брокерских счетов, открытых на имя несовершеннолетних граждан, составляет всё также не более 0,1%.
Что касается гендерной разбивки, то доля женщин среди владельцев брокерских счетов почти сравнялась с мужчинами. Разница составляет всего 0,2%, на женщин приходится 49,8%, на мужчин – 50,2%. Всего за год с 1 апреля 2022 год по 1 апреля 2023 года число женщин – инвесторов на фондовом рынке выросло в 2,5 раза.
В региональном плане, как и прежде, лидируют Алматы (19,9%) и Астана (11,3%).
На третьем месте находится Туркестанская область (9,3%). На долю Северо-Казахстанской области всё также приходится наименьшее количество держателей ценных бумаг (1,7%).
«Достижение миллионного количества инвесторов на фондовом рынке является важным рубежом для финансового сектора Казахстана и вызовом для нас как для инфраструктурной организации. Центральный депозитарий в настоящее время находится в процессе трансформации многих бизнес-процессов и информационных систем именно для того, чтобы казахстанский рынок ценных бумаг становился всё более доступным и при этом технологичным», – заключил Адиль Мухамеджанов.
: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
9073 просмотров
Казахстан Пункты пропуска через границу с сопредельными странами
На западе и севере Казахстан граничит с Россией, на востоке – с Китаем, на юге омывается водами Каспийского и Аральского морей и граничит с Туркменистаном, Узбекистаном и Кыргызстан. В приведенном ниже списке представлена подробная информация обо всех пунктах пересечения границы Казахстана, их названия, местонахождение и время работы.
Международные пункты пропуска между Казахстаном и Республикой Узбекистан
№ п/п | Наименование пунктов пропуска в Казахстане | Местонахождение в Казахстане | Наименование пунктов пропуска в Узбекистане | Расположение в Узбекистане | Режим работы |
1 | Таджен — шоссе | Мангистауская область | Каракалпакия — шоссе | Республика Каракалпакстан | Круглосуточно |
2 | Джипек-Джоли — шоссе | Южно-Казахстанская область Сары-Агач | Гишт-Куприк — тропинка | Ташкентская область | Дневной свет |
3 | Б.![]() | Южно-Казахстанская область | Яллама — шоссе | Ташкентская область Чиназский район | Закрыт на реконструкцию |
Международные пункты пропуска между Казахстаном и Китайской Народной Республикой
№ п/п | Наименование пунктов пропуска в Казахстане | Расположение в Казахстане | Наименование пунктов пропуска в Китайской Народной Республике | Расположение в Китайской Народной Республике | Режим работы |
1 | Хоргос — шоссе | Алматинская область | Хоргос — шоссе | Хуочэн, Илийский Казахский автономный округ | Дневной свет |
2 | Достык — шоссе | Алматинская область | Алашанькоу — шоссе | Монгольский автономный округ Бортала, Синьцзян-Уйгурский автономный район | Дневной свет |
3 | Колят — шоссе | Алматинская область | Дулата — шоссе | Чабучар-Сиботянский автономный округ, Илийский район, Илийский Казахский автономный округ, | Дневной свет |
4 | Бахты - шоссе | Восточно-Казахстанская область | Бахты - шоссе | Чугучак Таченский район | Дневной свет |
Международные пункты пропуска между Казахстаном и Российской Федерацией
№ п/п | Наименование пунктов пропуска в Казахстане | Местонахождение в Казахстане | Наименование пунктов пропуска в Российской Федерации | Местонахождение в Российской Федерации | Режим работы |
1 | Кырмангазы — шоссе | Атырауская область | Караозек — шоссе | Астраханская область | Дневной свет
|
2 | Таскала — шоссе | Западно-Казахстанская область | Озинки- шоссе | Саратовская область | Дневной свет |
3 | Аксай — шоссе | Западно-Казахстанская область | Илек — шоссе | Оренбургская область | Дневной свет |
4 | Алимбет — шоссе | Актюбинская область | Орск — шоссе | Оренбургская область | Дневной свет |
5 | Джайсан — шоссе | Актюбинская область | Сагарчин — шоссе | Оренбургская область | Дневной свет |
6 | Кайрак — шоссе | Костанайская область | Бугристое — шоссе | Челябинская область | Дневной свет |
7 | Акбальшик — шоссе | Костанайская область | Воскресенское шоссе | Курганская область | Дневной свет |
8 | Жанажол | Северо-Казахстанская область | Петухово- шоссе | Курганская область | Дневной свет |
9 | Каракога | Северо-Казахстанская область | Исилькуль- шоссе | Омская область | Дневной свет |
10 | Урлитобе | Павлодарская область | Черлак — шоссе | Омская область | Дневной свет |
11 | Сулу-Агаш | Павлодарская область | Карасук- шоссе | Новосибирская область | Дневной свет |
12 | Шарбакти | Павлодарская область | Кулунда — шоссе | Алтайский край (регион) | Дневной свет |
13 | Ауыл | Восточно-Казахстанская область | Веселоярск — шоссе | Алтайский край (край) | Дневной свет |
14 | Убе | Восточно-Казахстанская область | Михайловка — шоссе | Алтайский край (край) | Круглосуточно |
15 | Жезкент | Восточно-Казахстанская область | Горняк- шоссе | Алтайский край (край) | Дневной свет |
Международные пункты пропуска между Казахстаном и Республикой Кыргызстан
№ п/п | Наименование пунктов пропуска в Казахстане | Местонахождение в Казахстане | Наименование пунктов пропуска в Кыргызстане | Расположение в Кыргызстане | Режим работы |
1 | Айша-Биби — шоссе | Жамбылская область | Чалдыбар — шоссе | Чуйская область | Круглосуточно |
2 | Сыпатай-Батыр — трасса | Жамбылская область | Мерке- шоссе | Чуйская область | Дневной свет |
3 | Кордай — шоссе | Жамбылская область | Ак Жол- шоссе | Чуйская область | Дневной свет |
4 | Кегень — шоссе | Алматинская область | Каркира — шоссе | Иссык-Кульская область | Дневной свет |
5 | Карасу- шоссе | Жамбылская область | Ак-Тилек | Чуйская область | Дневной свет |
Международные пункты пропуска между Казахстаном и Республикой Туркменистан
№ п/п | Наименование пунктов пропуска в Казахстане | Местонахождение в Казахстане | Наименование пунктов пропуска в Туркменистане | Расположение в Туркменистане | Режим работы |
1 | Темир-Баба — шоссе | Мангистауская область | Темир-Баба — шоссе | Каракиянский район | Круглосуточно |
Определение новых государственных границ в 1990-2005 гг.

С распадом Советского Союза определение границ новых независимых государств Центральной Азии стало неотложной задачей во всем регионе. Для молодого Казахстана установление границ с Китаем, Россией и другими странами было приоритетом внешней политики. Протяженность сухопутной границы Казахстана составляет 13 400 километров (границы Каспийского моря будут определены позже, после определения правового статуса моря), и процесс делимитации границ новой страны был одним из важнейших шагов, предпринятых в установлении прочного суверенного государства. государство охраняется международным правом.
Делимитация границ суверенного Казахстана, как и других стран Содружества Независимых Государств (СНГ), основывалась на реальных административных границах Казахской Советской Социалистической Республики (ССР) с Российской Государственной Федеративной ССР, Узбекской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР, а также часть государственной границы СССР с Китаем. Однако, не будучи независимыми государствами, подпадающими под действие международного права, до распада СССР, юридическое установление новых границ имело жизненно важное значение для будущих отношений в соседстве и мире.
Узаконение существующих границ
Страны СНГ договорились о применении международно-правовой концепции «uti possidetis» или «как вы владеете», которая признает непротиворечивость границ в процессе правопреемства. (Этот принцип применялся и при делимитации границ между государствами в Южной Америке.) Такой подход предполагает, что все спорные вопросы, возникающие между государствами, в будущем будут решаться посредством межгосударственных мирных соглашений.
Казахстан применил закон об историческом правопреемстве для определения своей унаследованной территории и границ после распада СССР. Статья третья Декларации о суверенитете Казахской ССР 19№ 90 гласил: «Территория Казахской ССР в существующих границах неделима и неприкосновенна и не может использоваться без ее согласия». В последующем законе о границах страны четко прописано, что граница может быть определена только международными договорами, ратифицированными казахстанским парламентом.
Прокламация, конечно же, создала насущную потребность в картографировании и юридическом определении этих «существующих границ» на государственном уровне и создании механизмов для разрешения любых споров.
С первых дней своего существования в качестве независимого государства Казахстан декларирует твердую приверженность нормам и принципам международного права. «Прежде всего мы заявляем о миролюбивой направленности политики [Казахстана] и заявляем об отсутствии у нас территориальных претензий ни к одному государству мира», — заявил Президент Нурсултан Назарбаев, определяя первоначальное внешнеполитическое направление Казахстана. Казахстан с самого начала придерживался принципов нерушимости существующих границ и невмешательства во внутренние дела других государств.
После обретения независимости дипломатическая служба Казахстана заявила, что приоритетом внешней политики будет демаркация государственных границ со всеми соседними государствами. Процесс юридического определения межгосударственных границ со всеми сопредельными государствами был завершен в относительно короткий период, с 1992 по 2005 год. Делимитация границ была завершена в три этапа: с Китаем, государствами Центральной Азии и Россией.
Установление границы с Китаем
Делимитация казахстанско-китайской границы имеет давнюю историю. Ситуацию осложняли территориальные споры советской эпохи. Китайско-российский договор 19 века послужил основой для решения пограничных вопросов, но на некоторых участках границы по-прежнему было две линии, одна договорная в соответствии с договором, другая фактически граница на местности.
Казахстан начал переговорный процесс по пограничным вопросам с Китаем в 1992 году. В течение нескольких лет Казахстан и Китай подписали пять международных договоров, четко определяющих границу между двумя странами. По заключению 1994 договора, некоторые споры остались относительно земель в Восточно-Казахстанской и Алматинской областях. После изучения всех возможных вариантов решения этого вопроса спорная территория была разделена, и Казахстану досталась большая часть спорных 537 кв. км.
Договор между Китаем и Казахстаном признал границу протяженностью 1782 км. Окончательный протокол между правительствами Казахстана и Китая о демаркации их общей границы был подписан 10 мая 2002 года.
Обе стороны вступили в переговоры, руководствуясь собственными интересами, и обе стороны пошли на компромиссы, чтобы окончательно установить границу. Этот долго согласованный политический компромисс способствовал установлению стратегического партнерства с Китаем. Казахстанские дипломаты часто приводят фразу, приписываемую китайскому философу Конфуцию: «Политика — дочь истории, а история — дочь географии».
Установление границ в пределах Средней Азии
Границы между нынешними независимыми государствами Центральной Азии были определены как внутренние административно-территориальные границы в советское время. Однако эти границы были обозначены только на картах и не были четко обозначены на местности. В конце 1980-х и начале 1990-х годов некоторые радикальные группы в регионе призывали к пересмотру существующих границ.
В сентябре 1999 года правительства Казахстана, Кыргызской Республики, России, Туркменистана и Узбекистана создали комиссию по делимитации их общих границ.
Правительство Казахстана использовало несколько юридических документов для признания административно-территориального деления бывшего Советского Союза, в том числе Алма-Атинскую декларацию от 21 декабря 1991 года; Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г.; Декларация о суверенитете, территориальной целостности и нерушимости государственных границ участников Содружества Независимых Государств от 15, 19 апреля94 и различные другие двусторонние договоры.
Спорная граница с Узбекистаном
С точки зрения соблюдения Конституции СССР административная граница между Казахской ССР и Узбекской ССР была четко регламентирована. Однако двести километров из 2351 км границы проходят через густонаселенные районы двух стран. Переговоры по определению этой границы были непростыми.
В феврале 2000 года в Ташкенте состоялся первый раунд переговоров официальных делегаций Казахстана и Узбекистана по согласованию границ. Второй раунд переговоров, состоявшийся в Астане в мае 2000 г., привел к делимитации границ на местах. Несмотря на трудные переговоры, спорные вопросы с тех пор решались путем компромиссов.
Установление границы с Россией
В своей книге «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства» (1992 г.) Президент Назарбаев отмечает, что современный Казахстан исторически был территорией, полностью контролируемой многими этническими племенами и что эти племена впоследствии составили казахскую нацию.
Независимое государство в его нынешнем виде, таким образом, является не чьим-то подарком казахам, а исторической и исконной землей казахов, и власти будут использовать все конституционные средства для обеспечения целостности унитарного государства и единства и неприкосновенность его территории. Это было важное заявление, заложившее важные принципы внешней политики Казахстана.
Однако на начальном этапе в 1992 г., по словам Касым-Жомарта Токаева, ныне председателя Сената Казахстана, российское правительство «настаивало на «облегченном» варианте договора [определение границ стран]», предполагающем исключение Казахстана из параграф о признании территориальной целостности государств. В этой ситуации «потребовались значительные усилия» и личное вмешательство Назарбаева, который провел не один раунд переговоров с тогдашним президентом России Борисом Ельциным, «чтобы убедить россиян изменить [свои подходы]». По итогам этих переговоров было подписано соглашение об основах всех последующих казахстанско-российских отношений.
После более чем десятилетия интенсивных переговоров был завершен важный процесс делимитации государственных границ, и суверенная Республика Казахстан установила международно признанные границы и урегулировала все споры с соседними государствами.
Автор — ч к.