Армения готовится к войне с Азербайджаном — интервью с министром обороны

О проблемах и задачах оборонной отрасли Армении, планах республики развивать истребительную авиацию, а также о нарастании военной напряженности в зоне карабахского конфликта и на армяно-азербайджанской границе корреспондент EADaily побеседовал с министром обороны Давидом Тонояном.

Господин Тоноян, как министр обороны Армении, какие первостепенные задачи, требующие скорейшего решения, вы видите в обеспечении безопасности страны?

Как для любого министра обороны, для меня первостепенной задачей является создание благоприятных военных условий для разрешения нагорно-карабахского конфликта. Здесь, можно заметить противоречие между понятиями «мир» и «военные условия». Однако, как говорили в годы холодной войны, «ракеты создаются не для войны, а для мира».

Армения является гарантом физической безопасности Арцаха (армянское историческое название Нагорного Карабаха — EADaily). Исходя из этого, наши вооруженные силы вкупе с инициативной внешней политикой, призваны обеспечивать переговорные условия в процессе разрешения нагорно-карабахского конфликта. С учетом откровенной воинственной риторики противника (Азербайджана —

прим. ред.) и постоянных заявлений о возможности решения конфликта посредством применения силы, ВС Армении должны обеспечивать перманентное отрезвляющее воздействие на противника и содействовать Армии обороны Арцаха для обуздания агрессии противоположной стороны.

Вторым важным приоритетом является улучшение имиджа армии внутри страны. В этом вопросе мое внимание сконцентрировано особенно на обеспечении политического нейтралитета армии в избирательных процессах, гарантирование защиты прав человека в ВС, укрепление военного этикета, усовершенствование механизмов закупок для армии и улучшение социальных условий военнослужащих.

И, конечно же, третьим приоритетом для нас является улучшение внешних связей армии. Министерство обороны, в рамках векторов внешней политики Армении, будет продолжать расширять географический и содержательный ареал союзнических и партнерских связей.

Кстати, вы можете более подробно ознакомиться с приоритетами ВС и в целом сферами обороны Армении в моем видении развития системы обороны в рамках программы правительства. Оно было недавно опубликовано и в скором времени будет доступно и на русском языке.

В последнее время участились сообщения о скоплении азербайджанских войск на линии соприкосновения в зоне карабахского конфликта. Это действительно так? Насколько велика угроза возобновления широкомасштабных боевых действий с Азербайджаном?

Сообщения о скоплениях и активизации азербайджанских войск верны, и подобные процессы наблюдаются не только на линии соприкосновения арцахо-азербайджанских войск, но и на государственной границе между Арменией и Азербайджаном, в частности нахичеванском направлении. Вероятность возобновления широкомасштабных военных действий всегда велика в условиях максималистских требований Баку в процессе переговоров. Поведение Азербайджана ничто иное, как угроза применения силы. Именно неприменение силы в качестве предусловия заложено в мирном процессе урегулирования нагорно-карабахского, как и любого другого конфликта.

Особое беспокойство вызывает активизация азербайджанских войск в нахичеванском направлении, где до сих пор царило сравнительное спокойствие. Любое проявление военной провокации на этом участке чревато разжиганием большого кризиса, который затронет также и других региональных игроков.

Между тем, с учетом всей конструктивности позиции Армении, не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что Армения является просителем мира. Советую азербайджанской стороне не быть настолько уверенной в том, что она контролирует вопрос эскалации военной ситуации. То есть, не будет так, что посредникам удастся убедить армянскую сторону приостановить ответные карательные действия при возобновлении азербайджанской стороной боевых действий, проведении Баку даже ограниченной по масштабам военной операции. При повторении сценария апрельской агрессии 2016 года (

так называемая «четырёхдневная война» 2−5 апреля, когда азербайджанские ВС по нескольким направлениям возобновили военные действия против Нагорного Карабаха — прим. ред.) армянская сторона может и не воздержаться от «соблазна» применения всего имеющегося у неё арсенала для решительного и масштабного противодействия противнику.

Много говорилось о необходимости изменений в системе обеспечения обороны Армении и Карабаха после апрельских боев 2016 года. Какие выводы были сделаны из «четырёхдневной войны» и что армянская сторона с того времени изменила в своей стратегии безопасности?

Из апрельских боев 2016 года, в первую очередь, были сделаны военные выводы. Повторюсь, Азербайджану не будет позволено сохранить за собой монопольное право определять место, время и масштабы эскалации ситуации. Были также сделаны выводы по ряду вопросов на уровнях оперативных и тактических военных действий. В результате мы провели необходимые изменения в таких сферах, как оперативная дислокация войск, выполнение боевых задач на передовой, а также обеспечение вооружением и военной техникой.

Посредством технических и процедурных решений мы также исключили фактор внезапности при противодействии будущим нападениям. По понятным причинам, не вдаваясь в подробности, должен отметить, что, несмотря на свою значимость, «апрельская война» не должна находиться в эпицентре внимания нашей военной мысли. В истории военной науки есть немало примеров, когда даже самые опытные военачальники и целые армии совершали ошибки при подготовке к будущим войнам исходя из результатов предыдущих военных действий. Таким образом, мы универсально готовимся к вероятным военным действиям и не только с учетом опыта прошлого.

Азербайджан во время недавно проведенного военного парада продемонстрировал новые виды вооружения. Это ракетные системы, беспилотники и американские вертолеты. Беспокоит ли это армянскую сторону?

Нас, конечно, беспокоят продемонстрированные недавно на военном параде в Баку вооружения и военная техника. Мы обеспокоены не возможностями указанной военной техники, а, скорее, условиями её приобретения. В конце концов, это дело Азербайджана, что столь необходимые капитальные вложения для повышения качества жизни в стране Баку направляет на приобретение наступательных систем. Для любого вида вооружения есть свои противосредства, и здесь армянская сторона, конечно же, не сидит сложа руки. Но, как уже отметил, нас беспокоят источники приобретения указанных вооружений.

Досадно видеть, что союзные и партнерские Армении государства продают вооружения стране, которая выступает с территориальными претензиями не только по отношению к отдельным регионам нашего государства, но и к армянской столице. То есть, угрожает существованию Армении. Особенно странам-сопредседателям Минской группы ОБСЕ (

Россия, США и Франция — прим. ред.), занимающимся урегулированием карабахского конфликта, следует воздержаться от продажи отдельных видов наступательных вооружений Азербайджану. В конце концов, возникает вопрос: для чего требуется сначала нарушать существующий между сторонами конфликта военный баланс, а уже потом пытаться его восстановить?

Представляет ли Турция угрозу для безопасности Армении? Если да, то каким образом Ереван пытается противодействовать этой угрозе?

Основным источником беспокойства для Армении является военный альянс между Турцией и Азербайджаном. Политика данного альянса направлена против интересов национальной безопасности Армении. Без сомнения, сотрудничество указанных двух стран является угрозой для нас, особенно с учетом того обстоятельства, что Азербайджан открыто угрожает Армении войной, а Турция оказывает всяческое содействие для претворения в жизнь воинственных намерений Баку.

Помимо политического содействия, по объёму военного сотрудничества Турция является главным партнером Азербайджана. Напомню, в 2008 году Армения предприняла попытку нормализации отношений с Турцией, однако так и не дождалась ответных шагов со стороны Анкары. Процесс, в конце концов, застопорился из-за выдвинутых руководством Турции предусловий. Турция продолжает связывать вопрос урегулирования двусторонних отношений с разрешением нагорно-карабахского конфликта. Мы же настаиваем, что лучшим решением было бы установление диалога между Арменией и Турцией без всяких предусловий, что позволит нашим странам шаг за шагом идти в направлении установления полноценных двусторонних отношений. Однако, с учетом провала предыдущего процесса, сейчас черёд Турции выступать с конструктивной инициативой.

Недавно российские СМИ и неофициальные источники сообщали о возможности приобретения Арменией российских истребителей Су-30СМ. Это действительно так, ведутся ли переговоры с Россией по этому вопросу? Армения развивает истребительную авиацию?

Доминирование в небе всегда считалось важным гарантом для достижения успеха в военных операциях. Если до сих пор, с учетом как объёма существующих ресурсов, так и вариантов применения ВС, мы в борьбе за доминирование в небе отдавали предпочтение развитию противовоздушной обороны, то в настоящее время мы планируем развивать также воздушную составляющую ВС. Для закупки мы рассматриваем несколько моделей военных самолетов с разными модификациями и конфигурациями технической и военной оснащенности. Важно здесь то, что мы планируем развивать не специально истребительную авиацию, а многофункциональные воздушные силы, чтобы их возможно было применить для выполнения комплекса задач. Это перехват воздушных целей, непосредственная воздушная поддержка ВС, а также нанесение глубинных авиационных ударов.

Предыдущий министр обороны Армении Виген Саркисян часто говорил о необходимости развития армянского оборонно-промышленного комплекса. Что происходит сейчас в этой области, есть ли конкретные достижения?

Развитие военно-промышленного сектора в Армении носит постоянный и планомерный характер, вне зависимости от находящейся у власти в стране конкретной политической силы и личности министра обороны. Армения строго придерживается векторов государственной программы развития военно-промышленного комплекса, а также стратегии военно-технического и военно-промышленного развития. Здесь ставим акцент на создании таких видов вооружения, которые позволяют удовлетворять уникальные потребности армянской армии, а также имеют потенциал занять свою нишу на международном оружейном рынке. Среди этих узкоспециализированных решений можно перечислить приборы оптоэлектронного и радиоэлектронного обнаружения, средства прицеливания, автоматизированные средства поражения, а также средства наземного и воздушного дистанционного управления. И, конечно же, для полноценной реализации имеющегося научно-технического потенциала в военно-промышленной сфере мы ведем политику улучшения административных и налоговых процедур, а также привлечения инвестиций и создания совместных предприятий.

Иран — важный партнер Армении в регионе. Осуществляются ли какие-то конкретные проекты с этим государством в сфере обороны и безопасности? И как влияет на региональную архитектуру безопасности резкое ухудшение отношений Ирана с США?

Иран — соседнее Армении государство вот уже на протяжении трех тысяч лет. Армяно-иранские отношения стабильно развиваются в соответствии с экономическими и стратегическими интересами двух стран. Наши отношения охватывают такие сферы, как энергетика, транспорт, сельское хозяйство, культура и образование. В сфере обороны армяно-иранское сотрудничество ограничивается рабочими военно-политическими консультациями на уровне глав оборонных ведомства двух стран.

Что касается напряжения отношений между Ираном и США, то Армения всегда была за урегулирование всех проблем между двумя дружественными ей странами мирным, переговорным путем. Надеемся, что нынешнее ухудшение двусторонних отношений между Ираном и США временное явление, и в будущем они постепенно улучшатся.

Оцените, пожалуйста, уровень взаимодействия Армении с НАТО. Насколько это перспективное направление сотрудничества, особенно с учетом того, что Армения состоит в ОДКБ?

Армения сотрудничает с НАТО в рамках Плана действий индивидуального партнерства (ПДИП), который пересматривается и модернизируется раз в два-три года. План основан на реалиях, связанных с политикой и безопасностью, отвечает интересам Армении.

В качестве одного из столпов нашего партнёрства я бы отметил политический диалог, оборонные реформы, участие армянских контингентов в миротворческих миссиях под руководством НАТО, образовательные проекты. Партнерство с НАТО важно как для обеспечения разностороннего развития наших ВС и международного взаимодействия, так и для того, чтобы быть в курсе тех военно-политических процессов, которые происходят в рамках евроатлантической системы безопасности.

По нашему глубокому убеждению, сотрудничество Армении с НАТО не противоречит нашим союзническим обязательствам в рамках ОДКБ. Более того, Армения строит свою оборонную политику с учетом интересов союзников по ОДКБ и постоянно призывает их делать то же самое.

Армения играет активную роль в интеграционных процессах в ОДКБ. Конечно, интересы, а, следовательно, и политика союзных государств не могут быть идентичными. Мы тоже пытаемся с пониманием относиться к военно-политическому сотрудничеству наших союзников с откровенно враждебно настроенными по отношению к Армении странами. В то же время, необходимо усердно работать над укреплением союзнических механизмов ОДКБ, сформированных на базе общих интересов, с целью выработки единых подходов к вопросам, затрагивающим безопасность стран-участниц Организации.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян

eadaily.com

Пашинян испугался войны с Азербайджаном

В последние дни армянский агитпроп предпринимает неимоверные усилия к тому, чтобы погасить волну страха перед возможной войной с Азербайджаном.

Эта война благодаря безответственным заявлениям новых властей Армении, действительно, перестала быть призраком и обрела реальные очертания. Пашинян дал ясно понять, что не будет продолжать переговоры по мирному урегулированию конфликта. Он надеется на свой якобы «демократический имидж» и рассчитывает использовать его для давления на Баку со стороны Запада. Такие глупые надежды и несерьезные расчеты говорят о полной непригодности премьера Пашиняна в большой политике, а также о том, что война превращается в единственный способ достижения справедливости для Азербайджана. Не потому, что кто-то реально будет давить на Баку из уважения к «имиджу» Пашиняна. Просто разрешение конфликта при таком раскладе становится еще более невозможной, чем это было до 8 мая.

Азербайджанская армия не дает противнику вздохнуть — В Армении снова истерика

Популизм, который взят на вооружение правительство Никола Пашиняна, заставляет азербайджанскую сторону ожидать провоцирования армянской стороной военных действий. Чтобы сохранить «революционный» тонус в обществе, мальчики с улицы вполне могут прибегнуть к военной провокации. В условиях, когда некомпетентность новой власти, хаотичность ее решений и непонимание ею реальной ситуации становятся все более заметными, маленькая победоносная операция, или хотя бы повод пофантазировать на тему (на большее там никто не рассчитывает) Пашиняну и его команде нужны как воздух. Особенно в свете резонанса от военного парада в Баку и начавшихся 2 июля крупномасштабных военных учений.

Армянская сторона бьет тревогу и по поводу диверсификации военных закупок Азербайджана, и в связи с укреплением им позиций на нахчыванской границе, заставляет ее истерить и наращивание азербайджанской армией силы на линии соприкосновения, и любые заявления из Баку или в его поддержку. Особенно выводят из себя наших соседей заявления из России. В Ереване с ностальгией вспоминают прежние времена, когда вялотекущий переговорный процесс поддерживал комфортную для оккупантов «температуру» вокруг конфликта, и казалось, что так будет всегда. А теперь Еревану ничего другого не остается, кроме как постоянно жаловаться, стучаться в закрытые двери и оправдываться перед своим гражданами. Например. По поводу американских вертолетов или планирующегося военно-технического сотрудничества Азербайджана с Германией.

Пресс-секретарь МИД Армении в понедельник оправдывался перед журналистами на традиционном брифинге за то, что Ереван проглядел расширение Азербайджаном списка стран, откуда он экспортирует вооружение. Тигран Балаян заверил, что с немецким оружейным концерном Rheinmetall, с которым министерство оборонной промышленности АР на недавней военной выставке в Париже подписало протокол о намерениях по двустороннему сотрудничеству, а также с американской стороной, чьи вертолеты Bell-412 были показаны на параде в Баку, проведены обсуждения. И те объяснения, которые дали армянам обе стороны, Ереван «полностью удовлетворили». Этого должно быть достаточно, чтобы армянский обыватель мог спокойно заснуть этой ночью.  

Азербайджан приступил к широкомасштабным военным учениям — ФОТО — ВИДЕО

Спикер МИД не смог успокоить журналистов в вопросе усиления Азербайджаном своих позиций в Нахчыване и в Карабахе и внятно объяснить, почему на вопли из Еревана международные организации не реагируют так, как хотелось бы армянской стороне. То есть не реагируют никак. Ни на перемещение позиций, ни на учения вблизи линии соприкосновения.  

Действия Азербайджана на границе с Арменией являются, в первую очередь, неуважением к странам-сопредседателям. Об этом на пресс-конференции сказал пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян, комментируя укрепление азербайджанских позиций на границе Нахиджеванской АР. По его словам, то, что Азербайджан действует без оглядки на ответственность, не придерживаясь взятых на себя обязательств, не является новостью. «Мы постоянно поднимаем этот вопрос, как перед странами-сопредседателями, так и перед другими нашими партнерами и организациями. Думаем, что именно в этом вопросе странам-сопредседателям есть что сделать», — обиженно сказал Балаян, обвинив Азербайджана в «неуважении» к странам-сопредам и забыв при этом упомянуть, что никаких заявлений в адрес Баку не делается, потому что он действует исключительно в рамках своих государственных границ и на территориях, признанных за ним международным сообществом.

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков:

«Слова  пресс-секретаря МИД Армении Тиграна Балаяна, о том, что укрепление азербайджанских позиций на армяно-азербайджанской границе в Нахчыване это «…проявление  неуважения к странам-сопредседателям Минской группы» является  образчиком перевернутого мировосприятия. Ведь подобное заявляет представитель страны, вот уже четверть века нагло и демонстративно игнорирующей резолюции Совбеза и Генассамблеи ООН, требующие незамедлительного вывода армянских сил из оккупированных районов Азербайджана. Все свои мероприятия по укреплению обороноспособности Азербайджан, в отличие от Армении, осуществляет в пределах своих международно-признанных границ.

Пашинян боится встречи с Президентом Ильхамом Алиевым — ПОДРОБНОСТИ

Подобные рассуждения армянских чиновников, независимо от апломба, никакой международной реакции не вызывают и рассчитаны на внутреннюю аудиторию. Ведь противостоять нашим действиям Армения не в силах как в военном отношении, так и в контексте международного права.

Что касается «превентивных ударов», то это безответственная болтовня маргиналов. Армяне не имеют для этого сил, а ответный удар Азербайджана сметет их. Вся тактика армян сейчас рассчитана на то, чтобы спровоцировать Азербайджан и, выставив нас «агрессором», добиться вмешательства на своей стороне России и западных покровителей. Ради этого армяне готовы даже на локальную неудачу и вынужденное отступление под давлением азербайджанской армии из некоторых оккупированных районов, чтобы в итоге установить международный контроль по новой линии соприкосновения, которая оставляла бы в руках армян Нагорный Карабах, а также Кяльбаджарский, Лачинский, Зангеланский районы. А если дело дойдет до организации некого подобия Дейтонских соглашений, то при содействии своих лоббистов и покровителей — добиться международного признания Нагорного Карабаха в границах, обеспечивающих прямые коммуникации с Арменией.

Армяне надеются, что при всех случаях Россия и Запад не позволят Баку раздавить псевдодемократический «революционный» режим Пашиняна. Это авантюристические, но опасные расчеты, и нам следует принимать их во внимание».

Евросоюз никогда не признает Карабах «армянским» — РОССИЙСКИЙ ЭКСПЕРТ

Между тем, призывы к тому самому  «превентивному удару» в Армении все громче звучат. Премьер Никол Пашинян, выступая по случаю дня армянских ВВС, заявил, что «наши вооруженные силы должны быть готовы к любому сценарию развития событий, и таков и был мой приказ». Армянские СМИ увидели в этом заявлении некий оптимистичный сигнал, предупреждение, что благодаря «капитализации ценностей революции» с Арменией скоро «невозможно будет говорить с позиции силы и принуждения».

Однако так благодушно настроены не все. Известный истерик, политолог Левон Ширинян, например, видит ситуация в менее розовом свете. В беседе с Первым Информационным он устроил настоящую панику, дескать, «весь народ (азербайджанский) готовится напасть на Армению» и потому необходимо готовиться к превентивной войне. У Шириняна даже план действий уже готов. Нужно начать с Нахчывана, уверен «стратег»: «Мы должны выдвинуть на первый план освобождение железной дороги — это неделимая часть нашей Первой республики. Можем ли мы это сделать сейчас или нет — вот в чем вопрос. Хотите задохнуться или нет?»…

Можно, не обращаясь к военным, с уверенностью ответить Шириняну на его вопрос: нет, не сможете. А что касается «задохнуться», то кислородная недостаточность наблюдается у Армении уже четверть века. И очередной приступ асфиксии может ее просто убить как государство.

Поэтому лучшее, что может сделать Ереван — это расслабиться и дышать глубже, пока процессы в регионе окончательно исключат из повестки армянские интересы.

Зульфугар Ибрагимов

news.day.az

Эксперт: Война в Карабахе неизбежна, но Азербайджану выгодно ее начать как можно позже | Политика | ИноСМИ

Баланс в регионе Южного Кавказа нарушает любое серьезное приобретение новых типов вооружений. Об этом в беседе с корреспондентом Новости Армении — NEWS.am заявил заместитель директора российского Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, комментируя информацию о приобретении Азербайджаном у Белоруссии РСЗО «Полонез».


Поставки РСЗО «Полонез», по мнению эксперта, точно также, до определенной степени, нарушают баланс сил в регионе. «Азербайджан готовится же к войне. Вот они таким образом и готовятся», — заметил он.


На вопрос, какое именно преимущество получает Азербайджан, закупая столь дорогостоящее вооружение, и можно ли этому как-то противодействовать, эксперт ответил, что противодействовать можно всему и всегда, поскольку нет такого оружия, которому нельзя противодействовать. «Просто Азербайджан увеличивает свои военные возможности. Как конкретно будет использоваться данная система, зависит от тактической и стратегической ситуации. Все зависит от того, как будет протекать война», — добавил Храмчихин.


При этом он подчеркнул, что по тактико-техническим характеристикам у оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», которые находятся на вооружении армянской армии, более высокая точность попадания в цель, в то время как у РСЗО «Полонез» более значительный объем боекомплекта, что позволяет ей доставить до цели существенно большее количество ракет. Это, по оценке эксперта, свидетельствует о ее большей производительности.


Александр Храмчихин считает возобновление военных действий на территории Нагорного Карабаха неизбежным, вне зависимости от сроков. Причиной является то, что позиции конфликтующих сторон по-прежнему несовместимы, и понять, как данный вопрос можно будет разрешить без применения военной силы, чрезвычайно сложно.


Haqqin.az
Эхо.az
Armtimes.com
Белорусские новости
Таким образом, Азербайджан, как считает заместитель директора российского Института политического и военного анализа, заинтересован в возобновлении боевых действий и вполне может пойти на радикальные шаги, поскольку обладает значительным превосходством как в живой силе, так и в технике. Местами у азербайджанцев встречается и качественное превосходство, особенно, что касается воздушных сил, однако этот фактор минимизируется из-за довольно сильной и плотной системы противовоздушной обороны армян. «Армения, по всей видимости, по-прежнему имеет преимущество в боевой подготовке, насколько я могу понять, и, в целом, оборонительные позиции создают для них определенные преимущества. То есть обороняться в общем проще, чем наступать, хотя иногда это и кажется бесперспективным. В этом смысле это плюс Армении. А как и что пойдет, ну это опять-таки невозможно предсказать», — подчеркнул эксперт.


В то же время, по его мнению, довольно разнообразный спектр вооружений, который имеется у Баку, может сыграть с ним злую шутку и создать определенные сложности, поскольку может повлиять и на качество обучения личного состава, который в основном использует российское вооружение, а подготовку проходит в Турции. И события апреля 2016 года показали, что уровень подготовки ВС Азербайджана все еще неудовлетворительный, поскольку им не удалось добиться сколько-нибудь серьезных результатов в период эскалации. «Но если исходить из неизбежности войны, то чем раньше она начнется, тем лучше для Армении, поскольку Баку быстрее наращивает свои силы, чем Ереван», — заключил Александр Храмчихин.


Напомним, что в азербайджанском военном ведомстве уже подтвердили доставку в республику 301-мм РСЗО «Полонез», при этом количество систем не указывается. Согласно ранее полученной информации, по контракту подразумевается поставка 10 комплектов РСЗО (туда входят ракеты, транспортно-заряжающие машины, пункт управления, радиолокационные станции и так далее). Также сообщается, что системы уже приняты на вооружение. О предстоящей сделке между Минском и Баку было известно еще в апреле этого года. Баку рассматривает «Полонезы» в качестве ответа на ОТРК «Искандер», находящиеся на вооружении армянской армии. По мнению военных экспертов, Азербайджан делает ставку на средства, позволяющие поражать объекты, расположенные в стратегической глубине противника, и покупка «Полонезов» вписывается в эту концепцию.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Армения готовится к войне с Азербайджаном

О проблемах и задачах оборонной отрасли Армении, планах республики развивать истребительную авиацию, а также о нарастании военной напряженности в зоне карабахского конфликта и на армяно-азербайджанской границе корреспондент EADaily побеседовал с министром обороны Давидом Тонояном.

 

Господин Тоноян, как министр обороны Армении, какие первостепенные задачи, требующие скорейшего решения, вы видите в обеспечении безопасности страны?

Как для любого министра обороны, для меня первостепенной задачей является создание благоприятных военных условий для разрешения нагорно-карабахского конфликта. Здесь, можно заметить противоречие между понятиями «мир» и «военные условия». Однако, как говорили в годы холодной войны, «ракеты создаются не для войны, а для мира».

Армения является гарантом физической безопасности Арцаха. Исходя из этого, наши вооруженные силы вкупе с инициативной внешней политикой, призваны обеспечивать переговорные условия в процессе разрешения нагорно-карабахского конфликта. С учетом откровенной воинственной риторики противника (Азербайджана — прим. ред.) и постоянных заявлений о возможности решения конфликта посредством применения силы, ВС Армении должны обеспечивать перманентное отрезвляющее воздействие на противника и содействовать Армии обороны Арцаха для обуздания агрессии противоположной стороны.

Вторым важным приоритетом является улучшение имиджа армии внутри страны. В этом вопросе мое внимание сконцентрировано особенно на обеспечении политического нейтралитета армии в избирательных процессах, гарантирование защиты прав человека в ВС, укрепление военного этикета, усовершенствование механизмов закупок для армии и улучшение социальных условий военнослужащих.

И, конечно же, третьим приоритетом для нас является улучшение внешних связей армии. Министерство обороны, в рамках векторов внешней политики Армении, будет продолжать расширять географический и содержательный ареал союзнических и партнерских связей.

Кстати, вы можете более подробно ознакомиться с приоритетами ВС и в целом сферами обороны Армении в моем видении развития системы обороны в рамках программы правительства. Оно было недавно опубликовано и в скором времени будет доступно и на русском языке.

В последнее время участились сообщения о скоплении азербайджанских войск на линии соприкосновения в зоне карабахского конфликта. Это действительно так? Насколько велика угроза возобновления широкомасштабных боевых действий с Азербайджаном?

Сообщения о скоплениях и активизации азербайджанских войск верны, и подобные процессы наблюдаются не только на линии соприкосновения арцахо-азербайджанских войск, но и на государственной границе между Арменией и Азербайджаном, в частности нахичеванском направлении. Вероятность возобновления широкомасштабных военных действий всегда велика в условиях максималистских требований Баку в процессе переговоров. Поведение Азербайджана ничто иное, как угроза применения силы. Именно неприменение силы в качестве предусловия заложено в мирном процессе урегулирования нагорно-карабахского, как и любого другого конфликта.

Особое беспокойство вызывает активизация азербайджанских войск в нахичеванском направлении, где до сих пор царило сравнительное спокойствие. Любое проявление военной провокации на этом участке чревато разжиганием большого кризиса, который затронет также и других региональных игроков.

Между тем, с учетом всей конструктивности позиции Армении, не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что Армения является просителем мира. Советую азербайджанской стороне не быть настолько уверенной в том, что она контролирует вопрос эскалации военной ситуации. То есть, не будет так, что посредникам удастся убедить армянскую сторону приостановить ответные карательные действия при возобновлении азербайджанской стороной боевых действий, проведении Баку даже ограниченной по масштабам военной операции. При повторении сценария апрельской агрессии 2016 года (так называемая «четырёхдневная война» 2-5 апреля, когда азербайджанские ВС по нескольким направлениям возобновили военные действия против Нагорного Карабаха — прим. ред.) армянская сторона может и не воздержаться от «соблазна» применения всего имеющегося у неё арсенала для решительного и масштабного противодействия противнику.

Много говорилось о необходимости изменений в системе обеспечения обороны Армении и Карабаха после апрельских боев 2016 года. Какие выводы были сделаны из «четырёхдневной войны» и что армянская сторона с того времени изменила в своей стратегии безопасности?

Из апрельских боев 2016 года, в первую очередь, были сделаны военные выводы. Повторюсь, Азербайджану не будет позволено сохранить за собой монопольное право определять место, время и масштабы эскалации ситуации. Были также сделаны выводы по ряду вопросов на уровнях оперативных и тактических военных действий. В результате мы провели необходимые изменения в таких сферах, как оперативная дислокация войск, выполнение боевых задач на передовой, а также обеспечение вооружением и военной техникой.

Посредством технических и процедурных решений мы также исключили фактор внезапности при противодействии будущим нападениям. По понятным причинам, не вдаваясь в подробности, должен отметить, что, несмотря на свою значимость, «апрельская война» не должна находиться в эпицентре внимания нашей военной мысли. В истории военной науки есть немало примеров, когда даже самые опытные военачальники и целые армии совершали ошибки при подготовке к будущим войнам исходя из результатов предыдущих военных действий. Таким образом, мы универсально готовимся к вероятным военным действиям и не только с учетом опыта прошлого.

Азербайджан во время недавно проведенного военного парада продемонстрировал новые виды вооружения. Это ракетные системы, беспилотники и американские вертолеты. Беспокоит ли это армянскую сторону?

Нас, конечно, беспокоят продемонстрированные недавно на военном параде в Баку вооружения и военная техника. Мы обеспокоены не возможностями указанной военной техники, а, скорее, условиями их приобретения. В конце концов, это дело Азербайджана, что столь необходимые капитальные вложения для повышения качества жизни в стране Баку направляет на приобретение наступательных систем. Для любого вида вооружения есть свои противосредства, и здесь армянская сторона, конечно же, не сидит сложа руки. Но, как уже отметил, нас беспокоят источники приобретения указанных вооружений.

Досадно видеть, что союзные и партнерские Армении государства продают вооружения стране, которая выступает с территориальными претензиями не только по отношению к отдельным регионам нашего государства, но и к армянской столице. То есть, угрожает существованию Армении. Особенно странам-сопредседателям Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция — прим. ред.), занимающимся урегулированием карабахского конфликта, следует воздержаться от продажи отдельных видов наступательных вооружений Азербайджану. В конце концов, возникает вопрос: для чего требуется сначала нарушать существующий между сторонами конфликта военный баланс, а уже потом пытаться его восстановить?

Представляет ли Турция угрозу для безопасности Армении? Если да, то каким образом Ереван пытается противодействовать этой угрозе?

Основным источником беспокойства для Армении является военный альянс между Турцией и Азербайджаном. Политика данного альянса направлена против интересов национальной безопасности Армении. Без сомнения, сотрудничество указанных двух стран является угрозой для нас, особенно с учетом того обстоятельства, что Азербайджан открыто угрожает Армении войной, а Турция оказывает всяческое содействие для претворения в жизнь воинственных намерений Баку.

Помимо политического содействия, по объёму военного сотрудничества Турция является главным партнером Азербайджана. Напомню, в 2008 году Армения предприняла попытку нормализации отношений с Турцией, однако так и не дождалась ответных шагов со стороны Анкары. Процесс, в конце концов, застопорился из-за выдвинутых руководством Турции предусловий. Турция продолжает связывать вопрос урегулирования двусторонних отношений с разрешением нагорно-карабахского конфликта. Мы же настаиваем, что лучшим решением было бы установление диалога между Арменией и Турцией без всяких предусловий, что позволит нашим странам шаг за шагом идти в направлении установления полноценных двусторонних отношений. Однако, с учетом провала предыдущего процесса, сейчас черёд Турции выступать с конструктивной инициативой.

Недавно российские СМИ и неофициальные источники сообщали о возможности приобретения Арменией российских истребителей Су-30СМ. Это действительно так, ведутся ли переговоры с Россией по этому вопросу? Армения развивает истребительную авиацию?

Доминирование в небе всегда считалось важным гарантом для достижения успеха в военных операциях. Если до сих пор, с учетом как объёма существующих ресурсов, так и вариантов применения ВС, мы в борьбе за доминирование в небе отдавали предпочтение развитию противовоздушной обороны, то в настоящее время мы планируем развивать также воздушную составляющую ВС. Для закупки мы рассматриваем несколько моделей военных самолетов с разными модификациями и конфигурациями технической и военной оснащенности. Важно здесь то, что мы планируем развивать не специально истребительную авиацию, а многофункциональные воздушные силы, чтобы их возможно было применить для выполнения комплекса задач. Это перехват воздушных целей, непосредственная воздушная поддержка ВС, а также нанесение глубинных авиационных ударов.

Предыдущий министр обороны Армении Виген Саркисян часто говорил о необходимости развития армянского оборонно-промышленного комплекса. Что происходит сейчас в этой области, есть ли конкретные достижения?

Развитие военно-промышленного сектора в Армении носит постоянный и планомерный характер, вне зависимости от находящейся у власти в стране конкретной политической силы и личности министра обороны. Армения строго придерживается векторов государственной программы развития военно-промышленного комплекса, а также стратегии военно-технического и военно-промышленного развития. Здесь ставим акцент на создании таких видов вооружения, которые позволяют удовлетворять уникальные потребности армянской армии, а также имеют потенциал занять свою нишу на международном оружейном рынке. Среди этих узкоспециализированных решений можно перечислить приборы оптоэлектронного и радиоэлектронного обнаружения, средства прицеливания, автоматизированные средства поражения, а также средства наземного и воздушного дистанционного управления. И, конечно же, для полноценной реализации имеющегося научно-технического потенциала в военно-промышленной сфере мы ведем политику улучшения административных и налоговых процедур, а также привлечения инвестиций и создания совместных предприятий.

Иран — важный партнер Армении в регионе. Осуществляются ли какие-то конкретные проекты с этим государством в сфере обороны и безопасности? И как влияет на региональную архитектуру безопасности резкое ухудшение отношений Ирана с США?

Иран — соседнее Армении государство вот уже на протяжении трех тысяч лет. Армяно-иранские отношения стабильно развиваются в соответствии с экономическими и стратегическими интересами двух стран. Наши отношения охватывают такие сферы, как энергетика, транспорт, сельское хозяйство, культура и образование. В сфере обороны армяно-иранское сотрудничество ограничивается рабочими военно-политическими консультациями на уровне глав оборонных ведомства двух стран.

Что касается напряжения отношений между Ираном и США, то Армения всегда была за урегулирование всех проблем между двумя дружественными ей странами мирным, переговорным путем. Надеемся, что нынешнее ухудшение двусторонних отношений между Ираном и США временное явление, и в будущем они постепенно улучшатся.

Оцените, пожалуйста, уровень взаимодействия Армении с НАТО. Насколько это перспективное направление сотрудничества, особенно с учетом того, что Армения состоит в ОДКБ?

Армения сотрудничает с НАТО в рамках Плана действий индивидуального партнерства (ПДИП), который пересматривается и модернизируется раз в два-три года. План основан на реалиях, связанных с политикой и безопасностью, отвечает интересам Армении.

В качестве одного из столпов нашего партнёрства я бы отметил политический диалог, оборонные реформы, участие армянских контингентов в миротворческих миссиях под руководством НАТО, образовательные проекты. Партнерство с НАТО важно как для обеспечения разностороннего развития наших ВС и международного взаимодействия, так и для того, чтобы быть в курсе тех военно-политических процессов, которые происходят в рамках евроатлантической системы безопасности.

По нашему глубокому убеждению, сотрудничество Армении с НАТО не противоречит нашим союзническим обязательствам в рамках ОДКБ. Более того, Армения строит свою оборонную политику с учетом интересов союзников по ОДКБ и постоянно призывает их делать то же самое.

Армения играет активную роль в интеграционных процессах в ОДКБ. Конечно, интересы, а, следовательно, и политика союзных государств не могут быть идентичными. Мы тоже пытаемся с пониманием относиться к военно-политическому сотрудничеству наших союзников с откровенно враждебно настроенными по отношению к Армении странами. В то же время, необходимо усердно работать над укреплением союзнических механизмов ОДКБ, сформированных на базе общих интересов, с целью выработки единых подходов к вопросам, затрагивающим безопасность стран-участниц Организации.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян

На фото — Министр обороны Армении Давид Тоноян (слева) на нахичеванском участке армяно-азербайджанской границы. Фото: newsarmenia.am

Источник

 

ruskline.ru

Армения и Азербайджан решили отрепетировать войну — Фонд стратегической культуры

МЕНЮ О проекте Авторы Контакты Игра на два фронта – вооружение приходит в Сербию и с Востока, и с Запада Беларусь: гибридный нейтралитет «Проукраинский маньяк» Дональд Туск с прощальной гастролью на саммите Украина – Евросоюз
  • Темы
    • БАЛКАНCКИЙ ИЗЛОМ
    • БЕЛОРУССИЯ ПОД УДАРОМ
    • БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ УЗЕЛ
    • КРИЗИС В ЕВРОПЕ
    • ОБОРОНА И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ПРАВОСЛАВИЕ
    • США: БИЗНЕС И ПОЛИТИКА
    • УКРАИНА И ДОНБАСС
    • ЭНЕРГЕТИКА
  • Регионы
    • США и Канада
    • Латинская Америка
    • Европа
    • Россия и СНГ
    • Азиатско-Тихоокеанский регион
    • Ближний и Средний Восток
    • Южная Азия
    • Африка
  • НОВОСТИ
  • Политика
  • Экономика
  • Культура
  • Мнение
  • Архив

×

  • Темы
    • БАЛКАНCКИЙ ИЗЛОМ
    • БЕЛОРУССИЯ ПОД УДАРОМ
    • БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ УЗЕЛ
    • КРИЗИС В ЕВРОПЕ
    • ОБОРОНА И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ПРАВОСЛАВИЕ
    • США: БИЗНЕС И ПОЛИТИКА
    • УКРАИНА И ДОНБАСС
    • ЭНЕРГЕТИКА
  • Регионы
    • США и Канада
    • Латинская Америка
    • Европа
    • Россия и СНГ
    • Азиатско-Тихоокеанский регион
    • Ближний и Средний Восток
    • Южная Азия
    • Африка
  • НОВОСТИ
  • Политика
  • Экономика
  • Культура
  • Мнение
  • Архив
О проекте Авторы Контакты

www.fondsk.ru

Азербайджан победит в войне с Арменией | Политика | ИноСМИ

Российский Центр анализа стратегий и технологий обнародовал масштабное исследование, посвященное конфликтам на Кавказе. Книга, обнародованная во вторник, называется «В ожидании бури: Южный Кавказ».


Как передает haqqin.az, авторы, среди которых такие аналитики, как Макиенко, Барабанов, Йешильташ, Лавров, Лямин, Нерсисян, проанализировали боевые действия на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск двухлетней давности, отметили рост военного бюджета Азербайджана, превосходство над Арменией в плане демографии.


В третьей главе книги аналитики описывают сценарий «новой войны» за Карабах, отмечая, конечно же, что война нежелательна. При этом подчеркивается, что основная причина неудач азербайджанской армии в 1991 — 1994 годах — это политическая нестабильность в стране.


Haqqin.az
Эхо.az
Haqqin.az
168 жам
Что касается нынешней ситуации, то с учетом опыта боевых действий в апреле 2016 года аналитики определили следующие рамочные условия боевых действий для Азербайджана. Первое — это быстрота. Кроме того, необходимо сорвать мобилизацию, развертывание и переброску армянских сил, а для этого азербайджанским ВС нужно использовать дальнобойные средства поражения на значительную глубину.


На начальном этапе ВС Азербайджана должны с помощью авиации и дальнобойных систем (Точка-У, Lynx и т.д.) поразить армянские пункты складирования тяжелого вооружения и техники. Кроме того, необходимо нарушить коммуникации между Арменией и «НКР». Эксперты считают, что эту задачу можно успешно выполнить.


При этом отмечается, что армянской стороне будет легче обороняться на севере и западе «НКР». Иное дело — на юге, где из-за степной местности преимущество будет у азербайджанской стороны.


Равнины есть и возле Тертера и Агдама, где расположен стратегически важный для армян «агдамский укрепрайон». Здесь эксперты прогнозируют сильные удары азербайджанской армии при «мощной танковой поддержке».


Указывается, что Вооруженные силы Азербайджана имеют возможность массированно применить высокоточное оружие (Spike-NLOS) и ударные беспилотники.


В случае успешного «равнинного наступления» армянские силы окажутся перед перспективой глубокого охвата территории «НКР», что создаст условия для «потрясения всей армянской обороны».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Армения готовится к войне с Азербайджаном — интервью с министром обороны

О проблемах и задачах оборонной отрасли Армении, планах республики развивать истребительную авиацию, а также о нарастании военной напряженности в зоне карабахского конфликта и на армяно-азербайджанской границе корреспондент EADaily побеседовал с министром обороны Давидом Тонояном.

Господин Тоноян, как министр обороны Армении, какие первостепенные задачи, требующие скорейшего решения, вы видите в обеспечении безопасности страны?

Как для любого министра обороны, для меня первостепенной задачей является создание благоприятных военных условий для разрешения нагорно-карабахского конфликта. Здесь, можно заметить противоречие между понятиями «мир» и «военные условия». Однако, как говорили в годы холодной войны, «ракеты создаются не для войны, а для мира».

Армения является гарантом физической безопасности Арцаха (армянское историческое название Нагорного Карабаха — EADaily). Исходя из этого, наши вооруженные силы вкупе с инициативной внешней политикой, призваны обеспечивать переговорные условия в процессе разрешения нагорно-карабахского конфликта. С учетом откровенной воинственной риторики противника (Азербайджана — прим. ред.) и постоянных заявлений о возможности решения конфликта посредством применения силы, ВС Армении должны обеспечивать перманентное отрезвляющее воздействие на противника и содействовать Армии обороны Арцаха для обуздания агрессии противоположной стороны.

Вторым важным приоритетом является улучшение имиджа армии внутри страны. В этом вопросе мое внимание сконцентрировано особенно на обеспечении политического нейтралитета армии в избирательных процессах, гарантирование защиты прав человека в ВС, укрепление военного этикета, усовершенствование механизмов закупок для армии и улучшение социальных условий военнослужащих.

И, конечно же, третьим приоритетом для нас является улучшение внешних связей армии. Министерство обороны, в рамках векторов внешней политики Армении, будет продолжать расширять географический и содержательный ареал союзнических и партнерских связей.

Кстати, вы можете более подробно ознакомиться с приоритетами ВС и в целом сферами обороны Армении в моем видении развития системы обороны в рамках программы правительства. Оно было недавно опубликовано и в скором времени будет доступно и на русском языке.

В последнее время участились сообщения о скоплении азербайджанских войск на линии соприкосновения в зоне карабахского конфликта. Это действительно так? Насколько велика угроза возобновления широкомасштабных боевых действий с Азербайджаном?

Сообщения о скоплениях и активизации азербайджанских войск верны, и подобные процессы наблюдаются не только на линии соприкосновения арцахо-азербайджанских войск, но и на государственной границе между Арменией и Азербайджаном, в частности нахичеванском направлении. Вероятность возобновления широкомасштабных военных действий всегда велика в условиях максималистских требований Баку в процессе переговоров. Поведение Азербайджана ничто иное, как угроза применения силы. Именно неприменение силы в качестве предусловия заложено в мирном процессе урегулирования нагорно-карабахского, как и любого другого конфликта.

Особое беспокойство вызывает активизация азербайджанских войск в нахичеванском направлении, где до сих пор царило сравнительное спокойствие. Любое проявление военной провокации на этом участке чревато разжиганием большого кризиса, который затронет также и других региональных игроков.

Между тем, с учетом всей конструктивности позиции Армении, не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что Армения является просителем мира. Советую азербайджанской стороне не быть настолько уверенной в том, что она контролирует вопрос эскалации военной ситуации. То есть, не будет так, что посредникам удастся убедить армянскую сторону приостановить ответные карательные действия при возобновлении азербайджанской стороной боевых действий, проведении Баку даже ограниченной по масштабам военной операции. При повторении сценария апрельской агрессии 2016 года (так называемая «четырёхдневная война» 2−5 апреля, когда азербайджанские ВС по нескольким направлениям возобновили военные действия против Нагорного Карабаха — прим. ред.) армянская сторона может и не воздержаться от «соблазна» применения всего имеющегося у неё арсенала для решительного и масштабного противодействия противнику.

Много говорилось о необходимости изменений в системе обеспечения обороны Армении и Карабаха после апрельских боев 2016 года. Какие выводы были сделаны из «четырёхдневной войны» и что армянская сторона с того времени изменила в своей стратегии безопасности?

Из апрельских боев 2016 года, в первую очередь, были сделаны военные выводы. Повторюсь, Азербайджану не будет позволено сохранить за собой монопольное право определять место, время и масштабы эскалации ситуации. Были также сделаны выводы по ряду вопросов на уровнях оперативных и тактических военных действий. В результате мы провели необходимые изменения в таких сферах, как оперативная дислокация войск, выполнение боевых задач на передовой, а также обеспечение вооружением и военной техникой.

Посредством технических и процедурных решений мы также исключили фактор внезапности при противодействии будущим нападениям. По понятным причинам, не вдаваясь в подробности, должен отметить, что, несмотря на свою значимость, «апрельская война» не должна находиться в эпицентре внимания нашей военной мысли. В истории военной науки есть немало примеров, когда даже самые опытные военачальники и целые армии совершали ошибки при подготовке к будущим войнам исходя из результатов предыдущих военных действий. Таким образом, мы универсально готовимся к вероятным военным действиям и не только с учетом опыта прошлого.

Азербайджан во время недавно проведенного военного парада продемонстрировал новые виды вооружения. Это ракетные системы, беспилотники и американские вертолеты. Беспокоит ли это армянскую сторону?

Нас, конечно, беспокоят продемонстрированные недавно на военном параде в Баку вооружения и военная техника. Мы обеспокоены не возможностями указанной военной техники, а, скорее, условиями их приобретения. В конце концов, это дело Азербайджана, что столь необходимые капитальные вложения для повышения качества жизни в стране Баку направляет на приобретение наступательных систем. Для любого вида вооружения есть свои противосредства, и здесь армянская сторона, конечно же, не сидит сложа руки. Но, как уже отметил, нас беспокоят источники приобретения указанных вооружений.

Досадно видеть, что союзные и партнерские Армении государства продают вооружения стране, которая выступает с территориальными претензиями не только по отношению к отдельным регионам нашего государства, но и к армянской столице. То есть, угрожает существованию Армении. Особенно странам-сопредседателям Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция — прим. ред.), занимающимся урегулированием карабахского конфликта, следует воздержаться от продажи отдельных видов наступательных вооружений Азербайджану. В конце концов, возникает вопрос: для чего требуется сначала нарушать существующий между сторонами конфликта военный баланс, а уже потом пытаться его восстановить?

Представляет ли Турция угрозу для безопасности Армении? Если да, то каким образом Ереван пытается противодействовать этой угрозе?

Основным источником беспокойства для Армении является военный альянс между Турцией и Азербайджаном. Политика данного альянса направлена против интересов национальной безопасности Армении. Без сомнения, сотрудничество указанных двух стран является угрозой для нас, особенно с учетом того обстоятельства, что Азербайджан открыто угрожает Армении войной, а Турция оказывает всяческое содействие для претворения в жизнь воинственных намерений Баку.

Помимо политического содействия, по объёму военного сотрудничества Турция является главным партнером Азербайджана. Напомню, в 2008 году Армения предприняла попытку нормализации отношений с Турцией, однако так и не дождалась ответных шагов со стороны Анкары. Процесс, в конце концов, застопорился из-за выдвинутых руководством Турции предусловий. Турция продолжает связывать вопрос урегулирования двусторонних отношений с разрешением нагорно-карабахского конфликта. Мы же настаиваем, что лучшим решением было бы установление диалога между Арменией и Турцией без всяких предусловий, что позволит нашим странам шаг за шагом идти в направлении установления полноценных двусторонних отношений. Однако, с учетом провала предыдущего процесса, сейчас черёд Турции выступать с конструктивной инициативой.

Недавно российские СМИ и неофициальные источники сообщали о возможности приобретения Арменией российских истребителей Су-30СМ. Это действительно так, ведутся ли переговоры с Россией по этому вопросу? Армения развивает истребительную авиацию?

Доминирование в небе всегда считалось важным гарантом для достижения успеха в военных операциях. Если до сих пор, с учетом как объёма существующих ресурсов, так и вариантов применения ВС, мы в борьбе за доминирование в небе отдавали предпочтение развитию противовоздушной обороны, то в настоящее время мы планируем развивать также воздушную составляющую ВС. Для закупки мы рассматриваем несколько моделей военных самолетов с разными модификациями и конфигурациями технической и военной оснащенности. Важно здесь то, что мы планируем развивать не специально истребительную авиацию, а многофункциональные воздушные силы, чтобы их возможно было применить для выполнения комплекса задач. Это перехват воздушных целей, непосредственная воздушная поддержка ВС, а также нанесение глубинных авиационных ударов.

Предыдущий министр обороны Армении Виген Саркисян часто говорил о необходимости развития армянского оборонно-промышленного комплекса. Что происходит сейчас в этой области, есть ли конкретные достижения?

Развитие военно-промышленного сектора в Армении носит постоянный и планомерный характер, вне зависимости от находящейся у власти в стране конкретной политической силы и личности министра обороны. Армения строго придерживается векторов государственной программы развития военно-промышленного комплекса, а также стратегии военно-технического и военно-промышленного развития. Здесь ставим акцент на создании таких видов вооружения, которые позволяют удовлетворять уникальные потребности армянской армии, а также имеют потенциал занять свою нишу на международном оружейном рынке. Среди этих узкоспециализированных решений можно перечислить приборы оптоэлектронного и радиоэлектронного обнаружения, средства прицеливания, автоматизированные средства поражения, а также средства наземного и воздушного дистанционного управления. И, конечно же, для полноценной реализации имеющегося научно-технического потенциала в военно-промышленной сфере мы ведем политику улучшения административных и налоговых процедур, а также привлечения инвестиций и создания совместных предприятий.

Иран — важный партнер Армении в регионе. Осуществляются ли какие-то конкретные проекты с этим государством в сфере обороны и безопасности? И как влияет на региональную архитектуру безопасности резкое ухудшение отношений Ирана с США?

Иран — соседнее Армении государство вот уже на протяжении трех тысяч лет. Армяно-иранские отношения стабильно развиваются в соответствии с экономическими и стратегическими интересами двух стран. Наши отношения охватывают такие сферы, как энергетика, транспорт, сельское хозяйство, культура и образование. В сфере обороны армяно-иранское сотрудничество ограничивается рабочими военно-политическими консультациями на уровне глав оборонных ведомства двух стран.

Что касается напряжения отношений между Ираном и США, то Армения всегда была за урегулирование всех проблем между двумя дружественными ей странами мирным, переговорным путем. Надеемся, что нынешнее ухудшение двусторонних отношений между Ираном и США временное явление, и в будущем они постепенно улучшатся.

Оцените, пожалуйста, уровень взаимодействия Армении с НАТО. Насколько это перспективное направление сотрудничества, особенно с учетом того, что Армения состоит в ОДКБ?

Армения сотрудничает с НАТО в рамках Плана действий индивидуального партнерства (ПДИП), который пересматривается и модернизируется раз в два-три года. План основан на реалиях, связанных с политикой и безопасностью, отвечает интересам Армении.

В качестве одного из столпов нашего партнёрства я бы отметил политический диалог, оборонные реформы, участие армянских контингентов в миротворческих миссиях под руководством НАТО, образовательные проекты. Партнерство с НАТО важно как для обеспечения разностороннего развития наших ВС и международного взаимодействия, так и для того, чтобы быть в курсе тех военно-политических процессов, которые происходят в рамках евроатлантической системы безопасности.

По нашему глубокому убеждению, сотрудничество Армении с НАТО не противоречит нашим союзническим обязательствам в рамках ОДКБ. Более того, Армения строит свою оборонную политику с учетом интересов союзников по ОДКБ и постоянно призывает их делать то же самое.

Армения играет активную роль в интеграционных процессах в ОДКБ. Конечно, интересы, а, следовательно, и политика союзных государств не могут быть идентичными. Мы тоже пытаемся с пониманием относиться к военно-политическому сотрудничеству наших союзников с откровенно враждебно настроенными по отношению к Армении странами. В то же время, необходимо усердно работать над укреплением союзнических механизмов ОДКБ, сформированных на базе общих интересов, с целью выработки единых подходов к вопросам, затрагивающим безопасность стран-участниц Организации.

www.belvpo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *