Что такое берсерк? Воин племени викингов, посвятивший себя богу Одину. Скандинавские саги

Содержание статьи:

Многие в компьютерных играх или при просмотре фильмов сталкивались с таким термином, как «берсерк» либо «берсеркер». Значение этого слова понятно не всем. В связи с этим возникает вопрос: что такое «берсерк»? Откуда появилось это слово, о его значениях и особенностях будет рассказано в данном обзоре.

Значение в словарях

Рассматривая, что такое «берсерк», следует обратиться к словарю. В нем сказано, что это воины из племен древнескандинавских викингов и древнегерманских племен. Эти воины посвящали свою жизнь и служили верховному божеству – Одину.

Вам будет интересно:Римские доспехи: описание, названия и материалы для изготовления

Как говорится в древних источниках, перед началом сражения берсерки меняли свое сознание и доводили себя до состояния крайней агрессии и свирепости. В этом им помогала специальная настойка из мухоморов, приготовленная особенным способом. Помимо того, что она делала воинов очень агрессивными, она снижала чувствительность при ранениях. Такие солдаты в бою отличались большой силой, бесстрашием и быстрой реакцией.

Перевод слова

Продолжая рассматривать, что такое берсерк, следует обратить внимание на происхождение этого слова. Оно образовано от старонорвежского существительного berserkr, которое в переводе обозначает «медвежья шкура» или «без рубашки». Корень ber дословно – это «медведь» или «голый», а serk - «шелк», «шкура», «ткань».

В русском языке чаще всего используется термин «берсерк», который, как предполагают ученые, возник из английского языка. В английском это слово обозначает – «яростный», «неистовый».

Берсерки в преданиях

Продолжая изучать, что такое «берсерк», обратимся к древним легендам. В преданиях и эпосах берсерки представлены как бесстрашные и свирепые воины, которые сражаются с удивительной неистовостью и являются практически неуязвимыми. В своем труде «Германия» древнеримский историк и ученый Тацит пишет о племенах хаттов и гариев, которые по всем своим признакам подходят под описание берсерков. Следует отметить, что Тацит никогда не был на территории Германии и составлял свое описание со слов римских солдат, которые, как известно, потерпели поражение от германских племен.

Впервые бесстрашные берсерки, воины Одина, упоминаются в победной песне о сражении при Хафсфьорде, произошедшем приблизительно в 872 году. Она написана скальдом Т. Хорнклови (скальд - вид древнескандинавской поэзии и поэт).

Скандинавская литература

Вам будет интересно:Функции инноваций: сущность, основные понятия, тенденции

В крупнейшем литературном памятнике скандинавской литературы «Круг земной», созданном исландским историографом, политиком, прозаиком и скальдом Снорри Стурлусоном, в 13 веке берсеркам и вовсе приписываются магические способности.

В данном эпосе говорится о том, что берсерки могли делать так, что в бою враги слепли либо теряли слух. Или же соперники наполнялись ужасом, а их оружие не причиняло практически никакого вреда.

Благодаря Скандинавским сагам в настоящее время можно составить представление о берсерках. Так, например, к ним относят героя мифологии Скандинавии – Старкада. Согласно датскому летописцу Саксону Грамматику, Саркад служил прославленному королю Дании - Фродо.

Место в социуме

На основании сведений, полученных из Скандинавских саг и других древних литературных источников, сегодня можно узнать, каким образом берсерки жили в социуме, а также какое положение они занимали.

Во время походов и войн берсерки поступали на службу к конунгам (верховный правитель, король) либо ярлам (высшие титулованные представители знати в древнескандинавских странах). Они становились дружинниками или же охраняли главнокомандующего. За свою службу берсерки получали довольно высокое жалование, так как считались элитными воинами. В мирный период они в лучшем случае становились телохранителями у знати, в худшем - превращались в изгоев, так как не могли найти себе применение.

Такой вывод можно сделать, основываясь на одной из древних саг, в которой говорится, что берсерки были очень своенравны и нелюдимы. Чаще всего общались только между собой. Были очень яростны в гневе, ничто их не могло остановить. Также они не любили работать, а предпочитали войну и сражения.

Агрессивность

Как говорилось ранее, берсерки – воины племени викингов и древних германцев, обладали необычайной агрессивностью. По распространенной версии, она объясняется тем, что они употребляли различные психотропные отвары, приготовленные на основе мухоморов и других ядовитых грибов. Также некоторые исследователи говорят о том, что эти воины были любителями чрезмерного употребления спиртных напитков, из-за чего страдали похмельем, которое и вызывало их агрессию.

Однако существуют и другие точки зрения, так, например, те ученые, которые привержены традиционной науке, предполагают, что причиной их агрессивного поведения служили недуги. Говорится об их вероятных заболеваниях истерией, эпилепсией, а также плохой наследственностью. Следует отметить, что это всего лишь предположения, не имеющие под собой серьезной доказательной базы.

Интересную теорию озвучивают некоторые исследователи, которые сравнивают необычное агрессивное состояние берсерков с так называемым амоком. Амок в переводе с малайского - это состояние, которое означает «впасть в ярость и начать убивать». В малайской и индонезийской традиции подобное состояние считалось болезненным.

Однако, справедливости ради, необходимо сказать, что такое необычное состояние можно объяснить особым боевым трансом, которого берсерки достигали перед битвой, не применяя никаких психотропных и наркотических веществ. Современным аналогом такого боевого транса является «рам муай». Перед началом поединка между тайскими боксерами спортсмены самостоятельно входят в такое состояние и, как считается, тем самым увеличивают шансы на победу в бою.

Заключение

Для того чтобы составить более полное представление о берсерках, рекомендуется ознакомиться с «Сагой об Эгиле». Это произведение исландского эпоса, авторство которого приписывают Снорри Стурлусону. Данная сага, написанная приблизительно в 1220-1240 годах, рассказывает не только о жизни Эгиля Скаллагримссона, которого считали берсерком, но и о жизни народов Скандинавии в период с 850 по 1000 годы.

Помимо рукописного текста, до настоящего времени сохранились и гравюры, изображающие людей того времени, в том числе и самого Эгиля. Справедливости ради стоит отметить, что в этом эпосе главный герой представлен достаточно неоднозначной фигурой для обывателя настоящего времени. Сложно сказать, но, возможно, в то время описанное в книге поведение являлось вполне обычным.

Вне зависимости от того, какими героями показаны берсерки в легендах и сагах Скандинавии, чего у них не отнять, так это бесстрашия, силы и неистовой агрессии, которая приводила в смятение их врагов. Эти воины вошли в историю как легендарные, которым не было равных. В настоящее время достаточно популярны фильмы, в которых фигурируют викинги и другие скандинавские воины, среди которых особняком говорится о берсерках как об элитных бойцах.

Источник

1ku.ru

Безумцы Одина | Warspot.ru

«Один умел делать так, что враги его слепли, глохли или впадали в ужас. А мечи их становились не острее палки. Мужи Одина шли в бой без доспехов, одержимые яростью, подобно бешеным псам или волкам. Они грызли свои щиты в предвкушении битвы. По силе они сравнимы были с медведем или быком. Они убивали людей, и враги не могли одолеть их ни огнем, ни железом…», – эти строки из «Круга земного», свода скандинавских саг, записанных исландским скальдом Снорри Стурлусуном, посвящены самой загадочной касте воинов, которые посвятили себя служению Одину, верховному богу викингов. Конечно же, речь идет о берсерках, или берсеркерах. Попасть под руку впавшему в священную ярость берсерку боялись даже самые отважные воины, но кто они, эти берсерки, и существовали ли на самом деле?

Как это ни странно, но до наших дней дошло не так уж много информации об этом виде войск древних норманнов. Если же отсеять от того, что есть, оккультизм и различные неоязыческие утверждения, то останется еще меньше. Далее будут приведены факты, которые, по мнению автора, имеют полное право на существование, так как основываются на изысканиях историков и лингвистов.

Голые или в шкуре? О том, кто и когда придумал слово «берсерк» (на древнескандинавском – berserkr), доподлинно неизвестно. Для нас его первым упоминанием стала хвалебная песнь, или драпа, скальда Торбьерна Хорнклови, в которой рассказывается о победе первого короля Норвегии Харольда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде (примерно 872 год). Упомянуто, если честно, очень мало: «Берсерки рычали… битва кипела… облаченные в волчьи шкуры выли и потрясали мечами». Обычно историки, занимающиеся исследованием северных народов, доверяют сказаниям скальдов и очевидцев событий. Поэтому нет никаких сомнений, что кто-то точно выл, а кто-то рычал, но непонятно, были ли это берсерки в волчьих шкурах или это два разных рода войск.

До середины XIX века эта проблема казалось решенной, так как исследователи расшифровали странное слово «berserkr» как «без рубашки» (голый, безрубашечный или в одной лишь рубашке), но в 1847 году ряд ученых и исследователей-любителей во главе с Свейнбьерном Эгильссоном внесли смуту в эту стройную теорию, заявив, что слово «berserkr» переводится как «медвежья рубашка (шкура)». С тех пор началось противостояние сторонников «голых воинов» и приверженцев теории «медвежьих шкур», которое длится и по сей день. Первые заявляли, что в древнем исландском (а именно на этом языке были написаны дошедшие до нас сказания о викингах) медведь пишется как «bessi» или «bassi», и что глупые любители медвежьих шкур перепутали кельтский с германским. Их оппоненты заявляли, что вряд ли скандинавы шли в бой голыми, особенно учитывая, в каких широтах они жили. Так как в рунических памятниках данное слово не встречается вовсе, обе теории становятся малодоказуемы, особенно, если учесть, что слово «serkr» в древнеисландском является также торговым термином, означающим конкретное количество шкур (отсюда числительное «сорок»).

Интересный факт: сторонники теории «медвежьих рубах» считают, что берсерк – это воин, отождествляющий себя со своим тотемным животным – медведем. Для этого он облачается в шкуру убитого им самим животного. В подтверждение своей теории они апеллируют к подобным практикам у других народов (к примеру, воины-ягуары и воины-орлы у ацтеков). Однако, достоверных свидетельств подобных практик среди викингов нет.

Древнегерманские берсерки в представлении «голорубашечников»
(http://oppps.ru)

Тайное братство или происки национал-социалистов? Немецкий историк-медиевист Отто Хефлер, опираясь на древнеисландские тексты (в частности, на «Круг земной» Снорри Стурлусуна), в начале 30-х годов XX века выдвинул теорию о том, что берсерки – не что иное, как тайный мужской союз, своего рода дружина Одина, который наподобие Йомсвикингов – полулегендарного братства викингов – стал прототипом духовно-рыцарских орденов средневековья. Он считал берсерков чуть ли не прародителями государственности. По мнению Хефлера, сам Один возглавлял это братство, так как все его функции обретают смысл только если смотреть на него именно как на главу союза берсерков, пирующих в чертогах Вальгаллы. Однако, его соотечественник филолог и фольклорист Фридрих фон дер Лайен в своей рецензии к работе Хефлера предположил, что тот, скорее всего, вдохновлялся настроениями, царящими в то время в Германии (секретные союзы, путч и т.д.), что подтверждается тем, что с 1922 года Отто Хефлер состоял в СА. Он никогда не скрывал своих националистических взглядов и после прихода Гитлера к власти даже стал ведущим германистом, конечно же, нацистской ориентации. Однако, даже не это развалило теорию Хефлера, а тот факт, что в мифологии норманнов среди пирующих в Вальгалле воинов никогда не выделялись какие-либо тайные союзы или общества. Воины просто весь день сражались друг с другом, чтобы к вечеру ожить и закатить пир. Теория о том, что подобные отряды викингов могли обособляться от остальных воинов в своего рода союз или группу имеет право на существование, но без какого-либо религиозного подтекста.

Теория о том, что берсерки носили медвежьи маски, тоже неубедительна
(http://www.adamovskiy.ru)

Интересный факт: некоторые сторонники теории Хефлера приписывали берсеркам черты германского шаманизма. На подобные умозаключения их натолкнула «Сага о Хрольве Жердинке и его воинах», в которой воин (предположительно, берсерк) Бйедвар Бьярки, засыпая, переселяется в медведя, и, пока его тело спит, сражается с врагами короля. Однако его противники не берсерки, а согласно традициям задача шамана – вступать в состязания лишь с себе подобным, который также находится в обличии зверя. К тому же, это единственное упоминание о подобных перевоплощениях берсерков. Поэтому в современных работах, посвященных германскому шаманизму, берсерки не упоминаются вовсе.

Идеологам Третьего Рейха очень хотелось, чтобы эти ребята были предтечей их государственности
(http://shanarablog.blogspot.ru)

А были ли у Одина воины? Немецкий филолог Якоб Людвиг Карл Гримм (большинство знает его как одного из братьев, писавших сказки для детей), углубившись в этимологию имени верховного бога викингов, пришел к довольно интересному умозаключению. Согласно его версии, Один, имя которого на прогерманском языке звучит как Вотан (Wōđanaz), является родственным немецкому слову «wut» («бешенство», «ярость»). Разбираясь с однокоренными словами германских языков, он наткнулся на немецкое «walen» и английское «wade», которые первоначально означали «брести по воде» или «проходить вброд». В древнескандинавском языке существует параллельная форма «vaða», что означает «стремительно нестись вперед». Все это привело его к выводу, что Один первоначально понимался германцами как некая всепроникающая сила, что, в принципе, логично, так как на ранних стадиях язычества боги не персонифицировались и были своего рода сочетанием неких явлений и стихий.

Уже позже Тор стал разъезжать по небу на своей колеснице и крушить Мьельниром великанов, а одноглазый Один восседать на своем троне с копьем в руке. Согласно этой теории, все верно: непреодолимая сила наполняла воинов и вводила их в состояние экстаза. Однако, подтверждением это красивой теории являются лишь слова Снорри Стурлусуна. Если берсерки – дружина верховного бога, то почему о ней не сказано ничего в самом главном источнике скандинавской мифологии, «Младшей Эдде»? Скорее, наоборот, в этом произведении Вотан предпочитает действовать в одиночку и сам справляется со всеми задачами, не прибегая к чьей-либо помощи. Сюда отлично вписывается теория о том, что Снорри, продираясь сквозь дебри порой им самим до конца не понятых песен древних скальдов, перенес берсерков, о которых говорилось в родовых сагах, в полумифическое прошлое, сделав из них элитных гвардейцев первого короля Норвегии. В итоге он сам себя скомпрометировал, написав, что берсерки убивали людей, не врагов, а именно людей. Зачем профессиональным воинам, которые и так получают хорошую часть добычи, убивать простых людей? Тут стоит обратиться к родовым сагам, где бандитов, которых боялись мирные жители, часто именуют не иначе как берсерками.

Интересный факт: Противники этой теории утверждают, что часто встречающийся в сагах сюжет о том, как группа берсерков напала на деревню, ограбила, изнасиловала и убила кучу мирных жителей, связан вовсе не с тем, что это был их основной род деятельности. Так происходило потому, что в периоды, когда войн не было, им было необходимо как-то справляться с тем даром, которым наделили их Один. В общем, так они выпускали пар между войнами. Такую трактовку можно встретить в большинстве статей, посвященных берсеркам.

Мухоморы или эпилепсия? Изучая берсерков, обычно натыкаешься на теории о том, что феномен их ярости связан с неким наркотическим опьянением. Впервые об этом заговорил датский летописец конца X века Саксон Грамматик. Этот человек вообще любил видеть во всем происки нечистой силы и колдовство. Так, согласно его утверждениям, некоторые воины пили перед битвой некий настой, который летописец называл напитком троллей, от чего впадали в furor bersercicus. В 1784 году возникает теория, что берсерки, подобно некоторым восточносибирским племенам, любили побаловаться мухоморами. Однако сторонники этих утверждений могут быть разочарованы, узнав, что никакого подтверждения этому нет и никогда не было.

Ни в одном из источников, которые описывают жизнь и войны викингов, никогда не говорилось о том, что северяне пили или ели что-то вводящее их в измененное состояние сознания. Все эти известные нам кусания щита и разрывания на себе одежды не более чем спектакль, направленный на устрашение врага. Если учесть, что врагами берсерков были обычные крестьяне, скорее всего, это было действенным приемом. Конечно, не стоит исключать факт, что в те времена были распространены массовые психозы – возможно, именно эти случаи в совокупности с театральщиной обычных грабителей породили легенду о неистовых воинах Одина.

Интересный факт: Существует теория медицинского характера, утверждающая, что неуязвимость и невосприимчивость берсерка связана с костной болезнью Педжета. Эта болезнь передается по наследству. Основным ее проявлением является чрезмерное костеобразование, то есть, кости некоторых частей тела становятся толще, и, следовательно, менее восприимчивыми к внешнему воздействию. Вместе с этим увеличивается размер черепа. Подтверждения тому, что некоторые викинги страдали подобными заболеваниями, можно найти в «Саге об Эгиле»: после смерти череп этого самого Эгиля не могли расколоть даже топором.

Зачем мне доспехи? У меня кость широкая
(http://anglerz.com)

Неприкаянный воин. В 1012 году ярл Эйрик Хаконарсон объявил берсеркерство вне закона, и те отправились искать наживы в другие места – например, в Исландию. Однако и там в 1123 году вышел закон о том, что все берсерки подлежали малому изгнанию (то есть на три года). Чтобы окончательно развенчать миф и забить последний гвоздь в крышку его гроба, стоит разобраться с понятием «викинг». В некоторых сагах это слово употребляется в следующем контексте: человек несколько лет пробыл в викингах, а затем вернулся домой, женился и стал обычным фермером. Следовательно, само понятие «викинг» обозначает молодого воина, горячего молодого человека, охочего до войны и наживы, который затем, по возвращении домой с добычей, становится обычным крестьянином.

Именно такие викинги покорили Англию, Францию, да и вообще навели страху на большую часть мира. В противоположность им, берсерки – по сути, те же викинги, но не остепенившиеся. Это чем-то напоминает закат рыцарства: Норвегия стала христианской, набеги больше не совершаются, а не привыкшие к мирной жизни воины делают то, что умеют лучше всего: убивают, запугивают, грабят. Именно они в итоге сделали те истории, которые даже после физического исчезновения берсерков продолжали обрастать всевозможными домыслами и наводить благоговейный ужас на неграмотных и суеверных крестьян.

Забавно, но вся информация, которая изложена в этой статье, не является научным открытием вот уже несколько десятков лет и содержится во всех свободных источниках, которые мало кто читает. Но почему? Все просто – человеку нужна красивая история…

warspot.ru

Воины, посвятившие себя богу Одину

Берсерк - Воин, посвятивший себя богу Одину...

"Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками. Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка."

История человечества полна легенд и мифов. Каждая эпоха вписывает в этот покрытый пылью времен том новую страницу. Многие из них канули в Лету, так и не дожив до наших дней. Но есть предания, над которыми не властны века. Рассказы о воинах, обладающих нечеловеческими способностями - невосприимчивых к физической боли и не ведающих страха перед лицом смерти. Упоминания о сверхсолдатах можно отыскать едва ли не у каждого народа. Но особняком в этом ряду стоят берсерки - герои скандинавских саг и эпосов, само имя которых стало нарицательным. Перед битвой берсерки приводили себя в ярость. В сражении отличались неистовостью, большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли.

На протяжении нескольких столетий самым жутким кошмаром Европы являлись викинги. Когда на горизонте показывались змееглавые ладьи брутальных пришельцев, население окрестных земель, охваченное леденящим ужасом, искало спасения в лесах. Размах опустошительных походов норманнов поражает воображение даже сегодня, спустя почти тысячу лет. На востоке они проложили знаменитый путь «из варяг в греки», дали начало княжеской династии Рюриковичей и более двух веков принимали активное участие в жизни Киевской Руси и Византии. На западе викинги, еще с VIII в, заселив Исландию и юг Гренландии, держали в постоянном страхе ирландские и шотландские берега. А с IX в. перенесли границы своих набегов не только далеко на юг - до Средиземного моря, но также и в глубь европейских земель, разорив Лондон (787 г.), Бордо (840 г.), Париж (885 г.) и Орлеан (895 г.).

Рыжебородые чужеземцы захватывали целые вотчины, иной раз не уступавшие по размерам владениям многих монархов: на северо-западе Франции они основали герцогство Нормандию, а в Италии - Сицилийское королевство, откуда совершали походы в Палестину задолго до крестоносцев. Терроризируя население европейских городов, воинственные скандинавы даже удостоились чести быть упомянутыми в молитвах: «Боже, избавь нас от норманнов!». Но были среди северных варваров воины, перед которыми викинги и сами испытывали мистический трепет. Они прекрасно знали, что попасться под горячую руку соплеменнику-берсерку было смерти подобно, а потому всегда старались держаться от этих братьев по оружию подальше.

Считается, что впервые берсерки упоминаются в драпе (длинном стихотворении) скальда Торбьёрна Хорнклови - древнескандинавском литературном памятнике. Речь там идет о победе короля Харальда Прекрасноволосого, основателя Королевства Норвегия, в сражении при Хаврсфьорде, произошедшем предположительно в 872 г. «Берсерки, облаченные в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копьё. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон» - так очевидец и участник тех событий описывал вступление в бой легендарных воинов.

Оцени ответ

usvaivalka.com

Берсеркер — Воин, посвятивший себя богу Одину…

Берсеркер — Воин, посвятивший себя богу Одину…

 

Берсеркер — Воин, посвятивший себя богу Одину…

"Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками. Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсеркера."

История человечества полна легенд и мифов. Каждая эпоха вписывает в этот покрытый пылью времен том новую страницу. Многие из них канули в Лету, так и не дожив до наших дней. Но есть предания, над которыми не властны века. Рассказы о воинах, обладающих нечеловеческими способностями — невосприимчивых к физической боли и не ведающих страха перед лицом смерти. Упоминания о сверх солдатах можно отыскать едва ли не у каждого народа. Но особняком в этом ряду стоят берсеркеры — герои скандинавских саг и эпосов, само имя которых стало нарицательным. Перед битвой берсеркеры приводили себя в ярость. В сражении отличались неистовостью, большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли.

На протяжении нескольких столетий самым жутким кошмаром Европы являлись викинги. Когда на горизонте показывались змееглавые ладьи брутальных пришельцев, население окрестных земель, охваченное леденящим ужасом, искало спасения в лесах. Размах опустошительных походов норманнов поражает воображение даже сегодня, спустя почти тысячу лет. На востоке они проложили знаменитый путь «из варяг в греки», дали начало княжеской династии Рюриковичей и более двух веков принимали активное участие в жизни Киевской Руси и Византии. На западе викинги, еще с VIII в, заселив Исландию и юг Гренландии, держали в постоянном страхе ирландские и шотландские берега. А с IX в. перенесли границы своих набегов не только далеко на юг — до Средиземного моря, но также и в глубь европейских земель, разорив Лондон (787 г.), Бордо (840 г.), Париж (885 г.) и Орлеан (895 г.).

Рыжебородые чужеземцы захватывали целые вотчины, иной раз не уступавшие по размерам владениям многих монархов: на северо-западе Франции они основали герцогство Нормандию, а в Италии — Сицилийское королевство, откуда совершали походы в Палестину задолго до крестоносцев. Терроризируя население европейских городов, воинственные скандинавы даже удостоились чести быть упомянутыми в молитвах: «Боже, избавь нас от норманнов!». Но были среди северных варваров воины, перед которыми викинги и сами испытывали мистический трепет. Они прекрасно знали, что попасться под горячую руку соплеменнику-берсеркеру было смерти подобно, а потому всегда старались держаться от этих братьев по оружию подальше.

Считается, что впервые берсеркеры упоминаются в драпе (длинном стихотворении) скальда Торбьёрна Хорнклови — древнескандинавском литературном памятнике. Речь там идет о победе короля Харальда Прекрасноволосого, основателя Королевства Норвегия, в сражении при Хаврсфьорде, произошедшем предположительно в 872 г. «Берсеркеры, облаченные в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копьё. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон» — так очевидец и участник тех событий описывал вступление в бой легендарных воинов.

Берсеркерами называли викингов, с ранних лет посвятивших себя служению Одину — верховному скандинавскому божеству, владыке чудесного чертога Вальхаллы, куда после смерти на вечное пиршество якобы отправлялись души воинов, героически павших на поле брани и заслуживших благоволение небес. Перед битвой берсерки вводили себя в особого рода боевой транс, благодаря чему отличались огромной силой, выносливостью, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли и повышенной агрессивностью.

Этимология слова «берсеркер» до сих пор вызывает в научных кругах споры. Скорее всего, оно образовано от старонорвежского berserkер, что переводится либо как «медвежья шкура», либо «без рубашки» (корень ber может означать как «медведь», так и «голый», а serkr — «шкура», «рубашка»). Сторонники первого толкования указывают на прямую связь берсерков, носивших одежду из медвежьих шкур, с культом этогй тотемного животного. «Голо-рубашечники» же делают акцент на том факте, что в бой берсеркеры ходили без кольчуг, обнаженными по пояс.

Отрывочные сведения о берсерках также можно почерпнуть из «Младшей Эдды» — сборника древнеисландских мифических сказаний, принадлежащих перу Снорри Стурлусона. В «Саге об Инглингах» говорится следующее: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда…».

Связь берсерков с культом главного бога скандинавского пантеона имеет и другие подтверждения. Даже перевод многочисленных имен Одина указывает на его безумную и яростную природу: Вотан («одержимый»), Игг («страшный»), Херьян («воинствующий»), Хникар («сеятель раздоров»), Бельверк («злодей»). Под стать своему небесному покровителю были и прозвища берсерков, дававших «властелину гнева» обет бесстрашия. Например, Гарольд Безжалостный, ввязывавшийся в бой раньше других, или разбитый в 1171 г. под Дублином норманнский вождь Иоанн, имевший прозвище Wode, то есть «Безумец».

Берсерки вовсе не случайно являлись привилегированной частью воинского сословия, своего рода «спецназом» викингов. И таковыми их делало вовсе не стихийное буйство или жертвенное сумасбродство на ристалище. Просто они всегда открывали бой, проводя показательный, и в большинстве случаев победный поединок на виду у всего войска. В одной из глав «Германии» древнеримский писатель Тацит писал про берсерков: «Как только они достигали зрелого возраста, им позволялось отращивать волосы и бороду, и только после убийства первого врага они могли их укладывать… Трусы и прочие ходили с распущенными волосами. Кроме того, самые смелые носили железное кольцо, и лишь смерть врага освобождала их от его ношения. Их задачей было предварять каждую битву; они всегда образовывали переднюю линию».

Отряд берсерков одним своим видом заставлял врагов трепетать. Штурмуя города в качестве боевого авангарда, они оставляли за собой лишь горы трупов поверженных врагов. А следом за берсерками наступала хорошо вооружённая, защищённая доспехами пехота, довершавшая разгром. Если верить литературным памятникам, то древнескандинавские конунги часто использовали берсерков в качестве личной охраны, что лишний раз подтверждает их воинскую элитарность. В одной из саг говорится, что у датского короля Хрольфа Краке в телохранителях ходило сразу 12 берсерков.

У конунга Харальда, впервые объединившего Норвегию, имелся “спецназ”, сформированный из влившихся в воинскую элиту берсеркеров. “Диких” воинов-зверей, не входивших в дружины и подобные им формирования, к тому времени уже в Норвегии не осталось. Одна из битв с их участием выглядела следующим образом: “Двенадцать берсеркеров конунга находились на носу корабля. Корабль конунга шел вперед, и там была жесточайшая схватка. Когда же проверили войско, много оказалось убитых и у многих были опасные раны… На корабле конунга не было никого, кто бы стоял перед передней мачтой и не был ранен, кроме тех, кого железо не брало, а это были берсеркеры”.

«Берсерк — это механизм, взорванный свирепой страстью, адреналином, идейной установкой, дыхательными приемами, звукоколебательными вибрациями и механической программой действия. Он не сражается за что-то, а лишь для того, чтобы победить. Берсерк вовсе не должен доказывать, что выживет. Он обязан многократно окупить свою жизнь. Берсерк не только идет умирать, он идет получать яростное удовольствие от этого процесса. Кстати, именно поэтому он чаще всего остается в живых».

На колонне Траяна в Риме мы видим “ударный отряд” таких воинов-зверей (еще не берсеркеров). Они включены в состав римской армии и отчасти вынуждены следовать обычаям, но лишь немногие имеют шлемы (и никто — панцири), кое-кто облачен в звериную шкуру, иные — полуобнажены и сжимают вместо меча дубину… Надо думать, это не снижало их боеспособность, иначе император Траян, в чью охрану они входили, сумел бы настоять на перевооружении.
Все до единого свидетельства изображают берсерков как свирепых бойцов, которые сражались с дикой, прямо-таки магической страстью. Так в чем же секрет ярости берсерков, а также их нечувствительности к ранениям и боли: было ли это следствием наркотического опьянения, наследственного заболевания или специальной психофизической подготовки?

В настоящее время имеется несколько версий, объясняющих это явление. Первая — одержимость «звериным духом». Этнографы подтверждают, что нечто подобное отмечалось у многих народов. В моменты, когда «дух» овладевает человеком, тот не чувствует ни боли, ни усталости. Но лишь это состояние оканчивается, как одержимый практически моментально засыпает, его словно выключают. Вообще, оборотничество как воинская практика было широко распространено в Античности и Средневековье. Следы «превращения в зверя», разумеется, не в буквальном, а в ритуальном и психоповеденческом смысле, можно отыскать в современных военных лексиконах и геральдической символике. Обычай присваивать спецподразделениям имена хищных животных для того, чтобы подчеркнуть их элитарность, тоже берет начало в глубоком прошлом. У древних германцев зверю подражали, он играл роль наставника при инициации, когда юноша, вступая в ряды взрослых воинов, демонстрировал свои боевые умения, ловкость, мужество и храбрость. Победа человека над тотемным животным, считавшимся предком и покровителем данного племени, означала передачу воину самых ценных звериных качеств. Считалось, что в итоге зверь не умирал, а воплощался в одолевшем его герое.

Современная психология давно уже выявила механизмы, посредством которых человек «вживается» в образ того существа, чью роль он исполняет в данный момент. Берсерки, рычавшие и надевавшие на себя медвежьи шкуры, как бы на самом деле становились медведями. Конечно, звериный маскарад отнюдь не был ноу-хау норманнов. Известный мюнхенский этнолог профессор Ханс-Иоахим Папрот уверен, что культ медведя появился намного раньше и был распространен более широко. «Уже на рисунках каменного века, например в пещере Труа-Фрере в Южной Франции, мы находим изображения танцоров в медвежьих шкурах. А шведские и норвежские лапландцы отмечали ежегодный медвежий праздник вплоть до прошлого столетия», — говорит ученый. Австрийский германист профессор Отто Хёфлер считает, что в зверином переодевании был заложен глубокий смысл. «Оно понималось как превращение не только зрителями, но и самим переодевающимся. Если танцор или воин облачался в медвежью шкуру, то сила дикого животного, конечно, в переносном смысле, переходила в него. Он действовал и чувствовал себя как медведь. Отголоски этого культа можно увидеть и сегодня, например в медвежьих шапках английских королевских гвардейцев, охраняющих лондонский Тауэр», — заявляет он. А в датском фольклоре до сих пор бытует уверенность, что всякий, кто наденет железный ошейник, может превратиться в медведя-оборотня.

Современной науке известно, что нервная система человека может продуцировать вещества, по своему составу и действию близкие к наркотикам. Воздействуют они непосредственно на «центры наслаждения» мозга. Можно предположить, что берсерки являлись как бы заложниками собственной ярости. Они были вынуждены искать опасные ситуации, позволяющие вступить в схватку, а то и вовсе провоцировать их. В одной из скандинавских саг говорится о человеке, имевшем 12 сыновей. Все они были берсерками: «У них стало обычаем, находясь среди своих и почувствовав припадок ярости, сходить с корабля на берег и кидаться там большими камнями, выворачивать с корнем деревья, иначе в своей ярости они покалечили бы или убили родных и друзей». Фраза «есть упоение в бою» обретала буквальный смысл. Позднее викинги большей частью всё же ухитрялись контролировать такие приступы. Иногда они даже входили в состояние, которое на Востоке называют «просветлённым сознанием». Овладевшие этим искусством становились поистине феноменальными воинами.

Предпринимались и другие попытки объяснения нечеловеческой ярости берсерков. "… они упрямые воины. Им свойственна природная дикость. Чёрные щиты, раскрашенные тела, выбирают тёмные ночи для сражения и селят страх в противниках. Никто не устоит перед необычным и словно адским обликом их". В 1784 г. С. Эдман, ссылаясь на обычаи некоторых восточносибирских племен, высказал догадку, что и берсерки одурманивали себя настоем из мухоморов. Народы Крайнего Севера — тунгусы, ламуты или камчадалы — вплоть до недавнего времени в практике камланий (гаданий) использовали порошок из высушенных мухоморов, слизывая который с ладони, шаманы впадали в транс. Поведение берсерков в бою действительно напоминает состояние опьянения мускарином — ядом мухомора: одурманенность, вспышки ярости, нечувствительность к боли и холоду, а затем невероятное утомление и глубокий сон, о котором писали, что «викинги падают на землю от усталости, а не от ран».

Именно такую картину бесстрастно зафиксировала сага о сражении под норвежским городом Ставангер в 872 г., когда берсерки после победы повалились на берег и более суток проспали мертвым сном. Действие мускарина, как и любого другого галлюциногена, основано на изменении скорости импульсов нервных окончаний, что вызывает чувство эйфории. А чрезмерная его доза может привести к летальному исходу. Но здесь интересно другое: состояние, вызванное ядом у одного индивида, вскоре распространяется на всех окружающих. Некоторые историки считают, что берсерки знали об этой методике, и потому мухоморный допинг употребляли лишь предводители отрядов или Избранные. Однако достоверных доказательств «грибной» теории всё же не существует.

Отдельные этнографы до сих пор предполагают, что берсерки принадлежали к определённым сакральным союзам или семьям, в которых знания о таинственных свойствах растений передавались из поколения в поколение. Но в древнескандинавских сагах вообще нет упоминаний о психотропных средствах. А потому дискуссия на тему «берсерки и мухоморы» — пустая трата времени, какой бы привлекательной эта версия ни казалась.

Теперь ещё об одном полумифическом свойстве берсерков — неуязвимости. Самые разные источники в один голос утверждают, что воин-зверь фактически не мог быть сражен в бою. От метательного и ударного оружия берсерков берегла своеобразная «мудрость безумия». Расторможенное сознание включало крайнюю быстроту реакции, обостряло периферическое зрение и, вероятно, обеспечивало некоторые экстрасенсорные навыки. Берсерк видел, а то и предугадывал любой удар, успевая отбить его или отскочить с линии атаки. Вера в неуязвимость берсерков-пережила героический век и нашла отражение в скандинавском фольклоре. Берсерки XI и XII вв. умело воспользовались имиджем, оставшимся в наследство от предков. Да и сами по мере сил и возможностей дорабатывали свой образ. Например, всячески подогревая слухи, будто могут одним взглядом притупить любой меч. Саги, с их любовью ко всему сверхъестественному, легко впитывали столь красочные подробности.

Медики также внесли в разгадку тайны неистовых воинов свою посильную лепту. «Легендарная сила берсерков не имела ничего общего ни с духами, ни с наркотиками, ни с магическими ритуалами, а была лишь болезнью, передававшейся по наследству», — считает профессор Джессе Л. Байок. Они — обычные психопаты, терявшие контроль над собой при малейшей попытке им перечить. Со временем берсерки научились разыгрывать хорошо отрепетированный спектакль, одним из элементов которого стало кусание щита. Общеизвестно, что изнеможение, наступающее после приступа ярости, характерно для людей с психическими отклонениями. Истерики легко переступают грань, отделяющую притворство от реальности, и усвоенный прием становится симптомом настоящей болезни. Причем психозы, охватывавшие средневековое общество, часто носили эпидемический характер: достаточно вспомнить пляску святого Витта или движение флагеллантов. В качестве яркого примера Джессе Л. Байок приводит необузданного в гневе, жестокого и жадного викинга, а по совместительству известного исландского поэта Эгиля, жившего в X в. Так вот, если верить «Саге об Эгиле», он обладал всеми чертами берсерка, перенявшего свой дикий нрав от предков. Причем голова у него была такая массивная, что ее и после смерти нельзя было расколоть топором. Анализ текста древнескандинавского литературного памятника также позволил Байоку сделать вывод, что семья Эгиля страдала от синдрома Пагета — наследственной болезни, при которой происходит неконтролируемое увеличение кости. Человеческие кости обновляют себя постепенно и обычно происходит это за 8 лет. Однако болезнь настолько повышает темп разрушения и новообразования костей, что они становятся значительно больше и уродливее, чем прежде. Особенно заметны последствия синдрома Пагета на голове, где кости становятся более толстыми. По статистике в Англии сегодня этому недугу подвержены от 3 до 5 процентов мужчин старше 40 лет. Подтвердить или же опровергнуть экзотическую гипотезу ввиду исторической отдаленности весьма затруднительно.
Как бы странно это ни звучало, но неистовые воины скорее всего были для своих современников антигероями. Если в ранних сагах берсерки изображались как отборные воины, телохранители короля, то в более поздних родовых сказаниях они — мародеры и насильники. В «Круге земном», сборнике историй, составленном Снорри Стурлусоном в XIII в., имеется множество подобных свидетельств. Большинство эпизодов стереотипно по содержанию и композиции. Незадолго до Рождества некто огромного роста и наделенный необычайной силой, часто в сопровождении одиннадцати человек, заявляется незваным гостем на ферму с намерением забрать все ценное и принудить женщин к сожительству. Если фермер дома, он либо болен, либо немощен и не может дать отпор злодеям. Но чаще он находится за много миль от дома, в далекой провинции Норвегии. Главарь пришельцев — берсерк, готовый доказать в поединке свое право распоряжаться чужим хозяйством. Желающих сразиться с силачом, поднаторевшим в таких поединках (а все его предыдущие противники мертвы), не находится. Но как раз в это время на ферме случайно оказывается мужественный исландец, которой либо принимает вызов, либо побеждает лиходеев хитростью. Результат всегда один и тот же: берсерки убиты, включая тех, кто надеялся спастись бегством. Когда неприятности позади, возвращается хозяин и щедро одаряет спасителя, а тот слагает в память о случившемся вису — скальдическое стихотворение из восьми строк — благодаря которому его подвиг становится широко известен.

Вполне естественно, что за подобные «акции» берсерков, мягко говоря, недолюбливали. Сохранились достоверные исторические свидетельства, что в 1012 г. ярл Эйрик Хаконарсон объявил берсерков на территории Норвегии вне закона, и они, видимо, стали искать счастья в других краях, в том числе и в Исландии. Скорее всего берсерки-мародеры — это банды бездомных, оставшихся не у дел воинов. Они были рождены для сражений: великолепно владели оружием, подготовлены психологически, знали, как запугать врага рычанием, агрессивным поведением и защититься от рубящих ударов плотной медвежьей шкурой. Но когда берсерки стали не нужны, их постигла участь любой забытой армии — моральная деградация.

Конец эпохи норманнских походов, христианизация и становление раннефеодальной государственности в скандинавских землях привели в конце концов к полному переосмыслению образа берсерка. Уже с XI в. это слово приобретает исключительно негативный оттенок. Причем берсеркам под влиянием церкви приписывают ярко выраженные демонические нерты. В «Саге о Ватисдоле» рассказывается, что в связи с прибытием в Исландию епископа Фридрека там огласили войну «одержимым». Описание их дано вполне в традиционном духе: берсерки творят насилие и произвол, гневливость их не знает границ, они лают и рычат, вгрызаясь в край своего щита, ходят по раскаленным углям босыми ногами и даже не пытаются контролировать свое поведение. По совету новоприбывшего священнослужителя одержимых злыми духами отпугивали огнем, забивали насмерть деревянными кольями, ибо считалось, что «железо не уязвляет берсерков», а тела сбрасывали в овраг без погребения. В других текстах отмечалось, что окрещенный берсерк навсегда утрачивал способность перевоплощаться.

Преследуемые и травимые со всех сторон, оказавшиеся в новых общественных условиях опасными изгоями и преступниками, привыкшими жить лишь набегами и разбоем, берсерки стали настоящим бедствием. Они врывались в поселения, убивали местных жителей, устраивали засады на путников. И право древней Скандинавии поставило кровожадных безумцев вне закона, вменив в обязанность каждому жителю уничтожать берсерков. Изданный в Исландии закон 1123 г. гласил: «Замеченный в бешенстве берсерк будет наказан 3 годами ссылки». С тех пор воины в медвежьих шкурах бесследно исчезли, а вместе с ними канула в Лету седая языческая древность.

Никому неизвестно, где и когда погиб последний берсерк: история ревностно оберегает эту тайну. О былой славе яростных викингов сегодня напоминают разве что героические сказания да замшелые рунические камни, рассеянные по склонам скандинавских холмов…

Источник

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

sfeol18.wordpress.com

Берсерк = голый воин = ярыга - 1 - Норма

Автор - XP0H0METP. Это цитата этого сообщения
Берсеркер - Воин, посвятивший себя богу Одину

БЕРСЕРК
воин, посвятивший себя богу Одину...
 

"Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками. Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка."

История человечества полна легенд и мифов. Каждая эпоха вписывает в этот покрытый пылью времен том новую страницу. Многие из них канули в Лету, так и не дожив до наших дней. Но есть предания, над которыми не властны века. Рассказы о воинах, обладающих нечеловеческими способностями - невосприимчивых к физической боли и не ведающих страха перед лицом смерти. Упоминания о сверхсолдатах можно отыскать едва ли не у каждого народа. Но особняком в этом ряду стоят берсерки - герои скандинавских саг и эпосов, само имя которых стало нарицательным.  Перед битвой берсерки приводили себя в ярость. В сражении отличались неистовостью, большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли.

На протяжении нескольких столетий самым жутким кошмаром Европы являлись викинги. Когда на горизонте показывались змееглавые ладьи брутальных пришельцев, население окрестных земель, охваченное леденящим ужасом, искало спасения в лесах. Размах опустошительных походов норманнов поражает воображение даже сегодня, спустя почти тысячу лет. На востоке они проложили знаменитый путь «из варяг в греки», дали начало княжеской династии Рюриковичей и более двух веков принимали активное участие в жизни Киевской Руси и Византии. На западе викинги, еще с VIII в, заселив Исландию и юг Гренландии, держали в постоянном страхе ирландские и шотландские берега. А с IX в. перенесли границы своих набегов не только далеко на юг - до Средиземного моря, но также и в глубь европейских земель, разорив Лондон (787 г.), Бордо (840 г.), Париж (885 г.) и Орлеан (895 г.).

см. далее

Серия сообщений "Мифы и Легенды":
Часть 1 - Boris Vallejo (1941) Борис Вальехо - Мифы Легенды
Часть 2 - Мифы и Легенды * Манко Капак
...
Часть 13 - Мифология в живописи
Часть 14 - Великий маг Мерлин
Часть 15 - Берсеркер - Воин, посвятивший себя богу Одину
Часть 16 - Мифологическая библиотека, читать онлайн
Серия сообщений "Народы-симбионты":
Часть 1 - Народы-симбионты
Часть 2 - Один - Ас из Азов, где ты?
...
Часть 8 - «Русский» след в истории Европы (часть 3)
Часть 9 - Гюльчатай, открой личико... 2
Часть 10 - Берсерк = голый воин = ярыга - 1

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

hazarinn.livejournal.com

Что такое берсерк? Воин племени викингов, посвятивший себя богу Одину. Скандинавские саги

Многие в компьютерных играх или при просмотре фильмов сталкивались с таким термином, как «берсерк» либо «берсеркер». Значение этого слова понятно не всем. В связи с этим возникает вопрос: что такое «берсерк»? Откуда появилось это слово, о его значениях и особенностях будет рассказано в данном обзоре.

Значение в словарях

Рассматривая, что такое «берсерк», следует обратиться к словарю. В нем сказано, что это воины из племен древнескандинавских викингов и древнегерманских племен. Эти воины посвящали свою жизнь и служили верховному божеству – Одину.

Как говорится в древних источниках, перед началом сражения берсерки меняли свое сознание и доводили себя до состояния крайней агрессии и свирепости. В этом им помогала специальная настойка из мухоморов, приготовленная особенным способом. Помимо того, что она делала воинов очень агрессивными, она снижала чувствительность при ранениях. Такие солдаты в бою отличались большой силой, бесстрашием и быстрой реакцией.

Перевод слова

Продолжая рассматривать, что такое берсерк, следует обратить внимание на происхождение этого слова. Оно образовано от старонорвежского существительного berserkr, которое в переводе обозначает «медвежья шкура» или «без рубашки». Корень ber дословно – это «медведь» или «голый», а serk - «шелк», «шкура», «ткань».

В русском языке чаще всего используется термин «берсерк», который, как предполагают ученые, возник из английского языка. В английском это слово обозначает – «яростный», «неистовый».

Берсерки в преданиях

Продолжая изучать, что такое «берсерк», обратимся к древним легендам. В преданиях и эпосах берсерки представлены как бесстрашные и свирепые воины, которые сражаются с удивительной неистовостью и являются практически неуязвимыми. В своем труде «Германия» древнеримский историк и ученый Тацит пишет о племенах хаттов и гариев, которые по всем своим признакам подходят под описание берсерков. Следует отметить, что Тацит никогда не был на территории Германии и составлял свое описание со слов римских солдат, которые, как известно, потерпели поражение от германских племен.

Впервые бесстрашные берсерки, воины Одина, упоминаются в победной песне о сражении при Хафсфьорде, произошедшем приблизительно в 872 году. Она написана скальдом Т. Хорнклови (скальд - вид древнескандинавской поэзии и поэт).

Скандинавская литература

В крупнейшем литературном памятнике скандинавской литературы «Круг земной», созданном исландским историографом, политиком, прозаиком и скальдом Снорри Стурлусоном, в 13 веке берсеркам и вовсе приписываются магические способности.

В данном эпосе говорится о том, что берсерки могли делать так, что в бою враги слепли либо теряли слух. Или же соперники наполнялись ужасом, а их оружие не причиняло практически никакого вреда.

Благодаря Скандинавским сагам в настоящее время можно составить представление о берсерках. Так, например, к ним относят героя мифологии Скандинавии – Старкада. Согласно датскому летописцу Саксону Грамматику, Саркад служил прославленному королю Дании - Фродо.

Место в социуме

На основании сведений, полученных из Скандинавских саг и других древних литературных источников, сегодня можно узнать, каким образом берсерки жили в социуме, а также какое положение они занимали.

Во время походов и войн берсерки поступали на службу к конунгам (верховный правитель, король) либо ярлам (высшие титулованные представители знати в древнескандинавских странах). Они становились дружинниками или же охраняли главнокомандующего. За свою службу берсерки получали довольно высокое жалование, так как считались элитными воинами. В мирный период они в лучшем случае становились телохранителями у знати, в худшем - превращались в изгоев, так как не могли найти себе применение.

Такой вывод можно сделать, основываясь на одной из древних саг, в которой говорится, что берсерки были очень своенравны и нелюдимы. Чаще всего общались только между собой. Были очень яростны в гневе, ничто их не могло остановить. Также они не любили работать, а предпочитали войну и сражения.

Агрессивность

Как говорилось ранее, берсерки – воины племени викингов и древних германцев, обладали необычайной агрессивностью. По распространенной версии, она объясняется тем, что они употребляли различные психотропные отвары, приготовленные на основе мухоморов и других ядовитых грибов. Также некоторые исследователи говорят о том, что эти воины были любителями чрезмерного употребления спиртных напитков, из-за чего страдали похмельем, которое и вызывало их агрессию.

Однако существуют и другие точки зрения, так, например, те ученые, которые привержены традиционной науке, предполагают, что причиной их агрессивного поведения служили недуги. Говорится об их вероятных заболеваниях истерией, эпилепсией, а также плохой наследственностью. Следует отметить, что это всего лишь предположения, не имеющие под собой серьезной доказательной базы.

Интересную теорию озвучивают некоторые исследователи, которые сравнивают необычное агрессивное состояние берсерков с так называемым амоком. Амок в переводе с малайского - это состояние, которое означает «впасть в ярость и начать убивать». В малайской и индонезийской традиции подобное состояние считалось болезненным.

Однако, справедливости ради, необходимо сказать, что такое необычное состояние можно объяснить особым боевым трансом, которого берсерки достигали перед битвой, не применяя никаких психотропных и наркотических веществ. Современным аналогом такого боевого транса является «рам муай». Перед началом поединка между тайскими боксерами спортсмены самостоятельно входят в такое состояние и, как считается, тем самым увеличивают шансы на победу в бою.

Заключение

Для того чтобы составить более полное представление о берсерках, рекомендуется ознакомиться с «Сагой об Эгиле». Это произведение исландского эпоса, авторство которого приписывают Снорри Стурлусону. Данная сага, написанная приблизительно в 1220-1240 годах, рассказывает не только о жизни Эгиля Скаллагримссона, которого считали берсерком, но и о жизни народов Скандинавии в период с 850 по 1000 годы.

Помимо рукописного текста, до настоящего времени сохранились и гравюры, изображающие людей того времени, в том числе и самого Эгиля. Справедливости ради стоит отметить, что в этом эпосе главный герой представлен достаточно неоднозначной фигурой для обывателя настоящего времени. Сложно сказать, но, возможно, в то время описанное в книге поведение являлось вполне обычным.

Вне зависимости от того, какими героями показаны берсерки в легендах и сагах Скандинавии, чего у них не отнять, так это бесстрашия, силы и неистовой агрессии, которая приводила в смятение их врагов. Эти воины вошли в историю как легендарные, которым не было равных. В настоящее время достаточно популярны фильмы, в которых фигурируют викинги и другие скандинавские воины, среди которых особняком говорится о берсерках как об элитных бойцах.

fb.ru

Воины, посвятившие себя богу Одину...

Берсерк — Воин, посвятивший себя богу Одину...
«Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками. Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка.»
История человечества полна легенд и мифов. Каждая эпоха вписывает в этот покрытый пылью времен том новую страницу. Многие из них канули в Лету, так и не дожив до наших дней. Но есть предания, над которыми не властны века. Рассказы о воинах, обладающих нечеловеческими способностями — невосприимчивых к физической боли и не ведающих страха перед лицом смерти. Упоминания о сверхсолдатах можно отыскать едва ли не у каждого народа. Но особняком в этом ряду стоят берсерки — герои скандинавских саг и эпосов, само имя которых стало нарицательным. Перед битвой берсерки приводили себя в ярость. В сражении отличались неистовостью, большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли.
На протяжении нескольких столетий самым жутким кошмаром Европы являлись викинги. Когда на горизонте показывались змееглавые ладьи брутальных пришельцев, население окрестных земель, охваченное леденящим ужасом, искало спасения в лесах. Размах опустошительных походов норманнов поражает воображение даже сегодня, спустя почти тысячу лет. На востоке они проложили знаменитый путь «из варяг в греки», дали начало княжеской династии Рюриковичей и более двух веков принимали активное участие в жизни Киевской Руси и Византии. На западе викинги, еще с VIII в, заселив Исландию и юг Гренландии, держали в постоянном страхе ирландские и шотландские берега. А с IX в. перенесли границы своих набегов не только далеко на юг — до Средиземного моря, но также и в глубь европейских земель, разорив Лондон (787 г.), Бордо (840 г.), Париж (885 г.) и Орлеан (895 г.).
Рыжебородые чужеземцы захватывали целые вотчины, иной раз не уступавшие по размерам владениям многих монархов: на северо-западе Франции они основали герцогство Нормандию, а в Италии — Сицилийское королевство, откуда совершали походы в Палестину задолго до крестоносцев. Терроризируя население европейских городов, воинственные скандинавы даже удостоились чести быть упомянутыми в молитвах: «Боже, избавь нас от норманнов!». Но были среди северных варваров воины, перед которыми викинги и сами испытывали мистический трепет. Они прекрасно знали, что попасться под горячую руку соплеменнику-берсерку было смерти подобно, а потому всегда старались держаться от этих братьев по оружию подальше.
Считается, что впервые берсерки упоминаются в драпе (длинном стихотворении) скальда Торбьёрна Хорнклови — древнескандинавском литературном памятнике. Речь там идет о победе короля Харальда Прекрасноволосого, основателя Королевства Норвегия, в сражении при Хаврсфьорде, произошедшем предположительно в 872 г. «Берсерки, облаченные в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копьё. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон» — так очевидец и участник тех событий описывал вступление в бой легендарных воинов.

Оцени ответ

urokilegko.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о