военный китель — с французского на русский

  • Китель —    (нем. Kittel) форменная однобортная куртка со стоячим воротником, часть военного обмундирования (военный китель, морской китель).    (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) …   Энциклопедия моды и одежды

  • КИТЕЛЬ — (нем. Kittel балахон). Летний офицерский сюртук. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КИТЕЛЬ нем. Kittel, балахон. Летнее холщовое платье у военных. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Военный жаргон — Содержание 1 Причины появления 2 Исследования военного жаргона …   Википедия

  • китель — я; мн. кители, ей и кителя, ей; м. [нем. Kittel] Форменная однобортная куртка со стоячим воротником. Морской к. Военный к. * * * китель (нем. Kittel  рабочий халат), форменная куртка личного состава вооружённых сил и некоторых гражданских… …   Энциклопедический словарь

  • китель — я; мн. ки/тели, ей и, кителя/, е/й; м. (нем. Kittel) Форменная однобортная куртка со стоячим воротником. Морской ки/тель. Военный ки/тель …   Словарь многих выражений

  • Пальмовая ветвь, погоны и пеньюар — Farda, Fardão, Camisola de Dormir Жанр: роман Автор: Жоржи Амаду Язык оригинала: португальский Публикация …   Википедия

  • ки́тель — я, мн. кители, ей и кителя, ей, м. Форменная однобортная куртка со стоячим воротником. Морской китель. Военный китель. □ Молодые офицеры внимательно осматривали свои кителя и поглаживали рукава. Чехов, Дуэль. Сменив пиджак на походный китель, я… …   Малый академический словарь

  • Амаду Жоржи — (Amado) (1912 2001), бразильский писатель. В социально революционных романах  дилогии «Бескрайние земли» (1943) и «Город Ильеус» (1944), «Красные всходы» (1946), «Подполье свободы» (1952) и других повестях, рассказах передал энергию и своеобразие …   Энциклопедический словарь

  • АМАДУ (Amado) Жоржи — (р. 1912) бразильский писатель. В социально революционном романе дилогии Бескрайние земли (1943) и Город Ильеус (1944), Красные всходы (1946), Подполье свободы (1952) и др., повестях, рассказах передал энергию и своеобразие бразильского… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Амаду, Жоржи — Жоржи Леал Амаду ди Фария порт. Jorge Leal Amado de Fariа …   Википедия

  • Амаду — Амаду, Жоржи Амаду, Жоржи Дата рождения: 10 августа 1912(1912 08 10) Дата смерти: 6 августа 2001(2001 08 06) (88 лет) Награды …   Википедия

  • translate.academic.ru

    Китель — это… Что такое Китель?

    Офицерский китель Лейб-Гвардейского Егерского полка (1910)
    (Музей Гвардии, Санкт-Петербург)

    Китель — часть повседневной, парадной и полевой формы одежды, выполняемой особым покроем, и носимой гражданами, служащими в вооруженных силах или правоохранительных органах большинства стран мира.

    В языках других стран предмет одежды подобный кителю может именоваться «tunique», «jacket», «waffenrock» и т. п..

    История

    Этимология слова точно не установлена. В русский язык оно попало из немецкого, где означало блузу, рабочий халат. Существуют две основные версии происхождения этого слова. По одной из них, источник слова — идиш, где оно означало белое платье, которое носили мужчины в праздничные дни (например, Йом-Кипур). Тем же словом назывался и саван. Однако эта версия не объясняет появления слова в идише.
    По другой версии, слово появилось в немецком языке еще в 12 веке и обозначало рубашку как верхнюю одежду. Возможно, слово восходит к арабскому qutun — хлопок.

    В России предмет одежды с таким названием возник в XVIII веке в виде длинной куртки из грубого холста — рабочей одежды нижних чинов кавалерии, предназначавшийся наряду с фуражной шапкой (прототип фуражки) для хозяйственных работ.

    В течение XIX века термин «китель» перешел на летний белый форменный офицерский сюртук, раннее именовавшийся термином «полотнянник». Теперь он представлял собой закрытую двубортную полотняную белую куртку с воротником-стойкой, длинными полами, покроем сходную с форменным сюртуком, с застежкой на 12 (2х6) форменных пуговиц. Носился только с погонами, в отличие от сюртука, к которому можно было прикреплять эполеты. В соответствие с требованиями моды неоднократно укорачивался, достигнув к началу XX века длины современного пиджака.

    В 1907 г. по итогам Русско-японской войны в русской армии введен в качестве летней формы однобортный китель защитного цвета с воротником-стойкой на крючках, с застежкой на пять пуговиц, с карманами на груди и на боках (так называемый «американский» покрой). Белый же китель прежнего образца вышел из употребления.

    В русском флоте существовали однобортные кители подобного покроя синего и белого цвета. В воздушном флоте (авиации) накануне войны был принят в качестве рабочей одежды синий китель.

    В период первой мировой войны 1914—1918 годов в армии широкое распространение получили кителя произвольных образцов — подражания английским и французским моделям, получившие общее наименование «френч» — по имени английского генерала Джона Френча. Особенности их конструкции в основном заключались в конструкции воротника — мягкого отложного, или мягкого стоячего с застежкой на пуговички подобно воротнику русской гимнастерки; регулируемой ширине обшлага (с помощью хлястиков или разрезной манжеты), больших накладных карманах на груди и полах с застежкой на пуговицы. Среди авиаторов ограниченное распространение получили френчи английского офицерского типа — с открытым воротом для ношения с рубашкой и галстуком.

    К революции 1917 г. русская армия подошла в кителях самого разнообразного покроя. Соответствие уставу наблюдалось только в штабах, тыловых организациях, а также во флоте. Однако усилиями нового военного и морского министра А. Ф. Керенского был уничтожен даже этот относительный порядок. Сам он носил китель-френч произвольного образца, вслед за ним его надели многие руководители армии. Флоту же было приказано переодеться в кителя с застежкой на крючки, обшитые черной тесьмой по борту, с карманами, лишенными клапанов. До изготовления новых образцов формы следовало перешить имеющуюся в наличии. Этот приказ офицеры исполняли произвольно, в результате флот тоже лишился единого образца кителя.

    В ходе гражданской войны в России 1918—1922 гг. кители практически вышли из обращения. Использовались различные образцы рубашек-гимнастёрок и изредка френчи. Сам термин «китель» в армии надолго вышел из обращения. Так в 1924 г. предмет одежды, конструктивно схожий с кителем, официально именовался «рубаха-френч». Слово «китель» сохранялось в рабоче-крестьянском красном флоте, обозначая предмет одежды конструктивно сходный с дореволюционным кителем — синего и белого цветов, однобортный, с застежкой на 5 пуговиц, с воротником-стойкой.

    В целом соблюдалось правило — форменный однобортный пиджак с отложным воротом, с лацканами или без них, называли френчем, со стоячим воротником — кителем. Неудивительно, что за введенным в 1943 году мундиром нового образца (похожим на китель царской армии образца 1907 г.) вновь закрепилось название китель. (Хотя в армии термин был реанимирован еще в 1940 г. с введением новой формы для высшего командного состава сухопутных войск и авиации, переименованного в генералитет, ещё с отложным воротником).

    Однако с введением в 1949 г. новой форменной одежды для авиации и бронетанковых войск, включавшей открытую двубортную тужурку с лацканами, похожую на военно-морской образец, термин «китель» начинает переходить и на неё, окончательно закрепляясь за одеждой подобного покроя в 1954 г. с введением «кителя повседневного для маршалов и генералов», имевшего тот же покрой. После этого кителем начинают называть практически любую подобную пиджаку военную одежду, невзирая на покрой, за исключением парадного мундира, а также тужурок военно-морского флота.

    В вооружённых силах и правоохранительных органах Российской Федерации термин «китель» применяется и к парадному мундиру, так как он не отличается покроем и цветом от повседневного кителя. Женский китель называется в документах «жакет». Форменный пиджак в других ведомствах, помимо Вооружённых Сил и правоохранительных органов, обычно носит наименование «пиджак» — например в ФССП, ФНС. На флоте в связи с исключением из ассортимента форменной одежды синего и белого кителей, употребляется только термин «тужурка» (за исключением береговых войск, имеющих кителя особого покроя).

    В 2010 году китель синий шерстяной вновь введен в список предметов формы одежды офицеров российского флота.

    См. также

    Источники

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Музей военной формы.: dervishv — LiveJournal


     Приглашаю посетить музей военной формы одежды, разместившегося в Щелковском районе Подмосковья недалеко от платформы Бахчиванджи.
    Музей военной формы одежды создавался на основе коллекции Императорского интендантского музея, существовавшего до революции под покровительством Российского Императора. Высочайшим Указом было повелено собирать как типовые образцы военной формы, так и опытные, экспериментальные, дабы «сохранить для истории образцы военной формы».

    2. Во время революции интендантский музей был частично разграблен, а частично уничтожен. Остатки коллекции интендантского музея были переданы: частично в музей артиллерии, инженерных войск и войск связи; частично в театры и киностудии; частично в интендантское управление Красной армии, для использования в качестве образцов военной формы.

    3. Регулярные части, а с ними и единая форма одежды появились при Петре I. Солдаты носили кафтан: в пехоте — зеленый, а в кавалерии — синий, единый для всех камзол красного сукна, шляпы-треуголки и портупею со шпагой. Офицерам полагался также шарф и отличительный знак на груди. Петр I придавал большое значение внешнему виду своих воинов, заботился, чтобы они выглядели достойно и в то же время имели удобное для боя снаряжение.

    4. Представленные в музее экспонаты рассказывают о том, как появилась и изменялась военная форма в России, которую с гордостью носили многие поколения защитников Отечества.

    5. Долгое время коллекция существовала при научно-исследовательской лаборатории военной формы одежды интендантской службы Министерства обороны и демонстрировалась лишь специалистам. Сейчас музей открыт для всех, интересующихся военной формой одежды.

    6. Подавляющее большинство экспонатов — исторические оригиналы.

    7. 

    8. На этом мундире видны  петельки для орденов и медалей.

    9. Обмундирование нашей армии менялось довольно часто, во многом по причине увлечения государственных мужей европейскими нарядами

    10. В первые советские времена экспозиции не поздоровилось. Одни экспонаты подарили другим музеям, другие передали в театры и на киностудии. Многое банально распродали. А то, что осталось, сложили в ящики и заперли на складе. Возродить музей смогли только после войны, когда уцелевшие раритеты вернули Главному интендантскому управлению. Но лишь в 1985 году экспонаты разместились в современном отапливаемом здании, обустроенном целиком силами тыловых служб.

    11. В здешних залах узнаешь много интересного об обыденных вещах и привычных с детства названиях. К примеру, фуражиры долгое время были единственными служивыми Русской армии, к головному убору которых приделывался козырек. Но не из форсу и не в качестве знака различия, а в чисто практических целях: считалось, что такой шапкой очень удобно отмерять лошадям овес.

    12. Мундир для солдата всегда был чем-то большим, нежели просто одежда. Недаром ведь при увольнении с военной службы особо оговаривалось право ношения военной формы бывшими военнослужащими. Этому придавалось значение как одному из видов поощрения и признания заслуг.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18..

    19.

    20. Интересна история появления погон и эполет. Первоначально эполеты — плотные металлические пластины — служили защитой от сабельного удара, а погоны были удобны тем, что предохраняли верхнюю часть мундира от быстрого износа при положении оружия «на плечо». К тому же они как бы скрепляли собой остальные части обмундирования — портупею, перевязь, ранцевые ремни. Знаки различия на них появились позже.

    21. Чучело лошади Ворошилова по кличке Маузер.

    22.

    23. Музей располагает большой экспозицией военной формы и послереволюционного периода.
    Каждый кавалерийский полк имел свой цвет фуражек, а таких полков было аж 128.

    24.

    25. Штандарты для Парада Победы. Первый вариант.

    26.

    27. Когда 27 июня 1945 года Президиум ВC СССР присвоил Сталину звание генералиссимуса, то встал вопрос: какая форма отныне к лицу главнокомандующему? Разработку мундира для обладателя уникального воинского звания поручили начальнику Тыла Вооруженных сил генералу Хрулеву. Представлял пошитую форму главный интендант Советской армии Драчев. Увидев «наряд», Сталин поморщился. Не понравились ему многочисленные галуны, роскошные золотые эполеты и золотые же лампасы на брюках. Выставив Драчева, вождь сказал подчиненным, что не хочет выглядеть, как петух или швейцар из ресторана. Тем не нужно было объяснять дважды: уже через несколько дней представили мундир скромнее — шерстяной китель с отложным воротничком. Он и получил высочайшее одобрение. Теперь оба варианта формы генералиссимуса можно увидеть в единственном месте — Музее русской, советской и иностранной формы одежды Центрального вещевого управления Минобороны РФ.

    28.

    29.

    30.

    31.

    32.

    33.

    34.

    35. В музее большая коллекция наград  разных стран.

    36.

    37.

    38.

    39.

    40.

    Спасибо пресс центру МО  military_press за интересную экскурсию.
    Музей находится на территории воинской части и является «режимным» объектом, в связи с чем необходимо заранее подавать заявку на посещение.

    В связи с «выцветанием» экспонатов от вспышек фотоаппаратов, в музее действует определенный световой режим и фотографирование по особому распоряжению.

    Адрес музея:
    Моская область, п. Бахчиванджи (Щёлково-4),
    в/ч 762 ЦОКБ вещевой службы.
    Телефон: (495) 544-86-11.

    2011

    dervishv.livejournal.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *