Купола и крылья: топ-5 парашютов российской армии

Двенадцатого июня стало известно, что в России началась разработка новой парашютной системы «Шелест», которая должна прийти на смену самой распространенной парашютной системе российских десантников Д-10. Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о парашютных системах, которые уже эксплуатируются российскими военными или находятся в шаге от принятия на вооружение.

Д-1. Самый надежный

Первый самостоятельный шаг в небо каждый российский парашютист начинает с десантного парашюта Д-1. Из-за его тяжести — 17,5 килограммов — за парашютом закрепилось прозвище «Дуб». В советское время он был самым массовым парашютом, применявшимся для тренировочных прыжков начинающих парашютистов. Собственно, таковым он остается и по сей день.

Отличительными чертами этого парашюта являются простота и надежность. Минимальная высота прыжка с Д-1 (при условии немедленного введения в действие) из летательного аппарата на скорости 180 километров в час составляет всего 150 метров. Скорость снижения в среднем не превышает пяти метров в секунду, а скорость горизонтального смещения составляет около двух с половиной метров в секунду.

Считается, что парашюты с круглым куполом практически неуправляемы. Однако современная модификация «Дуба» Д-1-5У имеет специальные прорези на куполе, благодаря которым парашютист может маневрировать по горизонтали во время снижения.

Д-10. Основной купол

«Десятый» является основной парашютной системой ВДВ. Д-10 предназначен как для тренировочных, так и для боевых прыжков. Его конструкция позволяет десантироваться с полным комплектом вооружения и снаряжения из всех типов военно-транспортных самолетов: Ил-76, Ан-22 и Ан-26, даже из «кукурузника» Ан-2, а также из вертолетов Ми-8 и Ми-26.

Единственное ограничение — это масса десантника, которая не должна превышать 150 килограммов. Максимальная высота, с которой можно совершать прыжок с Д-10 составляет четыре километра, а минимальная — 200 метров. В зависимости от высоты, на которой происходит выброска парашютистов, ввод в действие Д-10 может осуществляться сразу же после отделения от летательного аппарата или с задержкой.

При массовом десантировании ВДВ можно наблюдать, как бойцы, выпрыгнув из нутра транспортника Ил-76, несколько мгновений летят практически в свободном падении, вместо большого купола за их спинами трепещет маленький стабилизирующий парашют. Через три секунды десантник дергает за кольцо и раскрывает ранец с основным куполом. Если парашютист этого не сделал, за него «дернет кольцо» специальное устройство — страхующий парашютный прибор.

«Арбалет-2». Первое крыло

Первые управляемые купола-крылья появились в парашютно-десантных подразделениях российской армии в составе парашютной управляемой системы специального назначения «Арбалет-2». Главной особенностью «Арбалета-2» является то, что он позволяет привести купол в заданную ограниченную площадку приземления, обеспечить безопасное приземление и приступить к выполнению задач.

Эта система обеспечивает безопасное выполнение прыжков при полетной массе парашютиста со спецснаряжением до 150 кг в диапазоне температур воздуха у земли от -35 до +35 градусов по Цельсию, на скорости полета воздушного судна в момент десантирования до 350 километров в час. Примечательно, что основная и запасная парашютные системы с планирующими идентичными девятисекционными куполами размещаются в одном наспинном ранце и имеют общую подвесную систему.

Конструкция подвесной системы позволяет размещать на ней дополнительное снаряжение массой до 50 килограмм в отдельном грузовом контейнере с автономной парашютной системой УГКПС-50.

«Стайер». Универсальная доставка

Еще одной российской парашютной системой спецназначения, используемой в военных целях, является «Стайер». Также как и «Арбалет-2», она состоит из двух (основной и запасной) девятисекционных куполов с общей подвесной системой.

«Стайер» предназначен для десантирования специальных подразделений с высот 400-8000 метров. При скорости летательного аппарата до 255 километров в час купол можно раскрывать сразу же после отделения, если же десантирование  происходит на скорости в 350 километров в час, то ввод купола в действие происходит с задержкой пять секунд и более.

Подвесная система «Стайера» имеет возможность крепления грузового контейнера спереди, а также возможность крепления на ней вооружения и другого оборудования парашютиста. Также она дает возможность совершения прыжка в тандеме. Это позволяет, при необходимости, доставить на место проведения спецоперации конкретного специалиста, не имеющего опыта прыжков — авианаводчика, корректировщика артиллерийского огня или врача.

Сегодня парашютные системы «Стайер» используются в специальных подразделениях российских силовых структур. В частности, они применяются в парашютно-десантной подготовке спецназа войск национальной гвардии РФ «Витязь».

«Штурм». Секунды до приземления

Наряду с «Шелестом» в России создана еще одна перспективная система — уникальный безранцевый парашют «Штурм» для спецназа ВДВ. С ним бойцы смогут десантироваться с высоты 70-80 метров. Его особенность следует из описания — «Штурм» не имеет ранца, купол в специальном мешке закреплен в салоне самолета и крепится на десантника облегченной подвесной системой.

Главное назначение «Штурма» — сократить время на десантирование бойцов. Одним из вариантов его применения может быть высадка десанта на хорошо укрепленные позиции противника после огневого воздействия на них. Например, при выброске с борта ударно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ эта машина может нанести удар по вражеским позициям, а до тех пор, пока противник придет в себя, у него на позициях уже окажутся десантники.

Между тем, при всей отработанности, парашютная система «Штурм» еще не принята на вооружение ВДВ. Продолжается проработка тактики ее применения в боевых условиях.

tvzvezda.ru

Просто о сложном. Парашют / Воины и Армии / Независимая газета

Прыжок веры

Парашют – это устройство, предназначенное для замедления процесса падения предметов в воздухе.

Существует множество разновидностей парашютов. Однако принцип действия у них един и был сформулирован еще в XV веке.

Впервые идея создания устройства, позволяющего безопасно спуститься с любой высоты, не подвергая себя опасности, была озвучена Леонардо да Винчи. Будучи человеком, опередившим свое время, он предположил, что если использовать палатку размерами 12*12 локтей, то можно безопасно спуститься с любой высоты. К сожалению почитателей трудов великого ученого, да Винчи не завершил этот проект, но заложил основу и сформулировал принцип работы парашюта, который используется и сегодня.

В дальнейшем множество изобретателей предлагали на суд общественности всевозможные вариации парашютов, однако все они были далеки от совершенства и ни один из них не получил развития.

Официальным днем рождения парашюта принято считать 9 ноября 1911 года, когда актер, в прошлом военный, Глеб Котельников, получил охранное свидетельство на свое изобретение. Толчком к созданию парашюта стала гибель одного из лучших летчиков того времени – Льва Мациевича, когда во время одного из полетов 24 сентября 1910 года его самолет буквально развалился в воздухе.

Это событие впечатлило Котельникова, и все свое дальнейшее время он посвятил созданию устройства, которое помогло бы избежать подобных смертей.

Стоит отметить, что парашюты к тому времени уже существовали и представляли собой зонт, к которому летчик должен был прикрепиться, чтобы безопасно спуститься с высоты. Но такие манипуляции занимали слишком много времени и не могли обеспечить безопасность и сохранить жизнь пилоту воздушного судна.

Глеб Котельников решил, что спасительный парашют должен быть закреплен на теле летчика, чтобы тот в любой момент мог спрыгнуть хоть из кабины, хоть с крыла самолета, экономя время на процессе крепления и раскрытия зонта. Кроме того, парашют должен быть легким и раскрываться автоматически.

Прототипы первых парашютов Котельников испытывал на куклах, и крепились они к шлему испытуемого, однако идея встроить парашют в шлем не прошла тестовых испытаний. Второй и используемой до сегодняшнего дня итерацией стал ранцевый парашют. Котельников изготовил свой парашют из шелка и упаковал его в алюминиевый ранец, сконструировал два вида строп для маневренности, а также внедрил в конструкцию пружину, которая автоматически выбрасывала купол из ранца и раскрывала парашют.

Изобретение сразу заинтересовало военную публику и иностранцев. Парашют получил название РК-1, что расшифровывалось как «Русский. Котельников. Первый».

Глеб Котельников стал не только пионером парашютостроения, но и вписал во всемирную историю факт принадлежности изобретения парашюта России.

На тонких стропах

Принцип действия парашюта прост: под полусферическим куполом образуется сила противодействия воздуху, которая замедляет падение до скорости, при которой это падение становится управляемым.

Изначально форма полотна купола парашюта была круглой, и в полете купол выглядел как полусфера. В дальнейшем появились квадратные парашюты. Со временем в парашютизм пришел купол «крыло». Вне зависимости от формы купола и вида парашюта вся отрасль работает над улучшениями его характеристик с позиции уменьшения веса, повышения маневренности и степени безопасности.

Дело Глеба Котельникова продолжали многие выдающиеся инженеры. Так, в 1936 году братья Доронины изобрели первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта. Как и Котельников, Доронины начали разработки механизма после того, как несколько парашютистов разбились, не успев раскрыть парашют. Многие ученые озадачились вопросом создания прибора, который позволит парашюту раскрываться автоматически. Братья Доронины сконструировали различные механизмы, в том числе для катапультирования. Современные инженеры внедряют в парашютные системы различные электронные приборы, облегчающие задачи парашютистов и страхующие их жизни, но в их основе до сих пор применяются разработки братьев Дорониных.

Парашюты получили широкое применение и служат для различных целей. Среди множества разновидностей парашютов можно выделить следующие: стабилизирующие, тормозные, грузовые, спасательные, десантные, спортивные и т.д.

Стабилизирующий парашют. Предназначен для стабилизации падающего парашютиста в нужном положении до момента ввода в действие вытяжного парашюта. Стабилизирующий парашют вводится в действие в процессе отделения парашютиста от самолета. После того как стабилизирующий парашют наполнится воздухом, начинается стабилизированное снижение парашютиста. Далее происходит освобождение клапанов ранца, и в действие вводится основной купол парашюта. По мере снижения парашютиста камера основного купола равномерно вытягивается из ранца и наполняется воздухом.

Тормозной парашют предназначен для сокращения длины пробега воздушного судна по взлетно-посадочной полосе при посадке. В систему тормозного парашюта входит комплект устройств, обеспечивающих крепление на самолете и введение в действие. Площадь купола тормозного парашюта варьируется от 15 до 40 кв. м на легких самолетах. На средних и тяжелых самолетах тормозные системы состоят из нескольких куполов и могут достигать 200 кв. м общей площади куполов. Такие системы позволяют быстро снизить скорость самолета и сократить длину пробега на 30–35%. Тормозные системы крепятся в хвостовой части фюзеляжа и срабатывают дистанционно по команде пилота либо автоматически.

Десантные парашюты и их модификации получили наибольшее распространение. Наиболее яркими представителями своего семейства парашютов стали Д-5 и его усовершенствованные модификации Д-6, Д-10 и Д-12. Указанные парашюты разрабатывались для десантирования людей и используются вооруженными силами. Десантный парашют Д5 и его модификации разработаны в НИИ парашютостроения, который и сегодня занимается производством парашютов и разработкой оборудования и механизмов для усовершенствования парашютов, снижения их веса при повышении грузоподъемности, маневренности и безопасности. НИИ парашютостроения был образован в 1946 году для разработки и изготовления парашютно-десантной техники и ведения научно-исследовательской работы в отрасли. НИИ на сегодняшний день является единственным в стране головным разработчиком в области парашютостроения. С 2008 года институт входит в состав государственной корпорации «Ростех», а с 2011 года – в состав АО «Технодинамика».

Основными парашютами десантных войск считаются системы Д-10 и Д-12, пришедшие на смену Д-6, долгие годы стоявшему на вооружении ВДВ. Основное отличие всех российских парашютов – высокая степень надежности. Если соблюдены все этапы укладки, гарантируется срабатывание купола и достаточно мягкое приземление. Нормативом укладки на «отлично» считается 45 минут.

Парашют Д-10 позволяет выполнять прыжки при полном боевом обмундировании с высоты от 200 до 4000 метров. Максимальный подъемный вес – 140 кг вместе с парашютом. Такие параметры парашюта позволяют десантироваться в бронежилете и в полной боевой нагрузке с запасом питания и боеприпасов на два дня автономного существования. Несмотря на необходимость уделять все внимание безопасности и маневренности, инженеры не обошли стороной и эстетический момент и создали для Д-10 круглый купол, похожий на патиссон.

Модификация Д-12 получила романтичное название «Листик» из-за формы купола. Его уникальность заключается в сверхманевренности. Такой парашют можно разворачивать в воздухе всего на несколько градусов при практически полной остановке. Максимальный общий вес увеличен в этой модели до 160 кг.

У всех указанных моделей парашютов есть важное преимущество – надежность, но есть и недостаток – это снижение боеспособности десантника после приземления, так как для того чтобы снять парашютную систему, необходимо разоружиться. Спецназ ФСБ поставил задачу перед НИИ разработать парашютную систему, которая не будет отнимать время на разоблачение. Так появился парашют «Штурм». В настоящее время ведутся тестовые испытания указанной модели и доработки системы.

«И это не будущее. Это настоящее. НИИ парашютостроения провел две летные научно-исследовательские работы. Парашютную часть мы уже фактически решили и сейчас выходим на контакт с Центром боевого применения армейской авиации в Торжке, с тем чтобы провести испытания на реальном вертолете», — считает Владимир Нестеров, парашютист-испытатель первого класса НИИ парашютостроения.

«Штурм» – это безранцевый парашют для прыжков со сверхмалых высот 60–80 м при сравнительно небольшой массе. Если при использовании парашютов Д-6 и его модификаций десантник сперва одевал парашютную систему, сверху бронежилет, оружие, боеприпасы, запас питания и пр., то при десантировании с использованием парашюта «Штурм» достаточно легкой страховочной системы. Сам парашют, готовый к десантированию, находится в самолете. Перед десантированием парашют карабинами закрепляется на теле десантника, а после приземления достаточно доли секунд, чтобы отстегнуть парашют и начать вести бой. Также в настоящее время ведутся разработки формы, в которую будут встроены петли для крепления парашюта, что еще больше облегчит массу и сократит временные затраты. Для десантных групп спецназа важнейшим является фактор внезапности. Выброс с малых высот и минимальная трата времени на освобождение от парашюта дают десантнику большие преимущества.

Несмотря на множество разработок и инноваций, наиболее популярным парашютом в вооруженных силах остается Д-6. При общей массе парашютиста не более 120 кг система Д-6 обеспечивает десантирование на высотах от 200 до 8000 м.


Механизм работы парашютной системы Д-6 состоит из стабилизирующего и основного парашюта. При этом стабилизация составляет 3 секунды при покидании самолета на скорости полета от 140 до 400 км/ч. Стабилизирующий парашют позволяет равномерно выпускать основной парашют и стропы, избегая запутывания и перекрещивания.

«Парашют Д-6 зарекомендовал себя как надежная и проверенная годами система, на которой прошло обучение и службу не одно поколение бойцов ВДВ», — отмечает Игорь Насенков, генеральный директор АО «Технодинамика».

«Технодинамика» является ключевым поставщиком парашютов российским вооруженным силам. Так, в конце 2017 года на вооружение армии России поступило более 1000 парашютов Д-6. Этот парашют является базовым при подготовке десантников. Именно на нем совершают свои первые прыжки будущие бойцы спецподразделений.

На краю земли

Особняком в отрасли парашютостроения стоят парашютные системы для спускаемых аппаратов космических кораблей (СА КК). Они изготавливаются из сверхпрочных материалов и проходят длительный период тестовых испытаний сперва на земле, в различных экстремальных условиях, после чего их выводят на орбиту для тестовых спусков спутников, после чего система может быть применена на космическом корабле. Основная масса космических парашютов расположена на спускаемых аппаратах. Такие системы состоят из тормозных и основных парашютов, а также систем торможения, которые позволяют снизить скорость спускаемого аппарата до управляемой.

Существуют более сложные системы, когда парашют есть не только на СА КК, но и у самого космонавта.

Это, по сути, парашют в парашюте. Одна парашютная система находится на самом аппарате, а вторая на кресле космонавта. Задача конструкторов усложнена не только условиями и высотами, на которых применяются эти системы, а тем, что два парашюта раскрываются в непосредственной близости друг от друга и на высокой скорости.


Во время спуска СА КК космонавт находится в кресле, оборудованном парашютной системой. Кресло имеет механизм катапультирования, чтобы покинуть СА на финальной стадии при приземлении либо при аварийной ситуации ракеты-носителя на старте.

Парашютная система СА КК состоит из вытяжного, тормозного и основного парашютов с площадями куполов, 1,5, 18 и 574 кв. м соответственно.

Один за другим последовательно парашюты раскрываются, обеспечивая равномерное торможение и возможность мягкой посадки СА.

При введении в действие парашютной системы катапультируемого кресла космонавта включаются дополнительные стреляющие механизмы, которые придают креслу скорость до 20 м/с за 0,1-0,2 секунды.

При срабатывании механизма катапультирования запускается последовательность действий всей системы. В первую очередь, происходит затяг ремней, автоматическое закрытие остекления шлема и ввод в действие кислородной системы для обеспечения беспрепятственного дыхания космонавта в процессе катапультирования. Далее производится выход кресла из СА по направляющим и выход тормозного парашюта. Через 3 секунды открывается основной парашют. После раскрытия основного парашюта происходит отделение космонавта от кресла вместе с носимым аварийным запасом, встроенным в спинку кресла, который зависает под космонавтом. В спинку кресла встроен носимый аварийный запас, а также запасной парашют, на случай отказа основного.

В 2018 году начнутся испытания нового парашюта, разработанного в НИИ парашютостроения, для пилотируемого корабля «Федерация». Система будет включать вытяжной и трехкупольный основной парашюты, реактивные двигатели для снижения скорости падения, а также амортизированные опоры, что исключит вероятность заваливания корабля набок при приземлении. Испытание и внедрение такой системы – такой проект рассчитан на несколько этапов и является крайне перспективным, так как отражает развитие сразу двух отраслей и показывает возможность их плодотворной интеграции.

Выводы

· Отрасль парашютостроения востребована государством и вооруженными силами, а также благоприятно реагирует на частные инвестиции.

· Интеграция частного капитала в отрасль парашютостроения с производителем-монополистом позволяет увеличивать мощности и объем производства, не теряя качества, а также при регулярной модернизации.

· Отрасль постоянно получает заказы от государственных органов и смежных отраслей на стратегические разработки и модернизацию имеющихся систем, что способствует повышению научной базы.

Рекомендации

· Создавать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций для регулярного и планомерного роста мощностей и усиления кадровых ресурсов.

· Создавать благоприятные условия по взаимодействию со смежными отраслями и государственными структурами для проведения совместных испытаний и реализации проектов с использованием российских систем и комплектующих в рамках программы импортозамещения.

· Усиливать и развивать научную и производственную базу отрасли парашютостроения для более плодотворного внедрения новых материалов и технологий.

Источник

www.ng.ru

Боевой парашют. Военные истории парашютистов


Как-то раз мой знакомый предложил прыгнуть с парашютом, на что я ответил, что мне еще жить хочется. Но его предложение никак не выходило у меня из головы и, в конце концов, я решил, что нужно себя проверить и прыгнуть не менее 3-х раз. Позже я узнал, что считается, если человек совершил три прыжка с парашютом, то ему «автоматом» присваивается III спортивный разряд, так как он уже психологически готов прыгнуть в любой экстремальной обстановке… В общем, я, в свою очередь пригласил друга и мы прыгнули дважды с учебным парашютом Д-1-5у на вытяжке (когда не нужно дергать за кольцо) и один раз с десантным парашютом Д-6. Хвастаться особо нечем, так как я позже прочитал в одном глянцевом мужском журнале, что с парашютом «не прыгал разве что ленивый»… Тем не менее, эти воспоминания у меня очень свежи, хотя с тех пор прошло 15 лет. Не сомневаюсь, что все те, кто сумел прыгнуть в отрытый люк самолета, сохранили в памяти стремительный шум ветра, миг раскрытия купола и момент приземления первого прыжка…

Во время войны, парашют не раз приходил советским воинам на помощь в самые трудные моменты. Сейчас мало кто представляет, что первых десантников учили прыгать инструкторы-парашютисты, которые были ранее летчиками. Именно они испытывали новые модели парашютов и первыми совершали невероятные по тем временам воздушные трюки. Наступившая война еще раз подтвердила важность развития парашютизма, как для спасения летчиков, так для десантирования и сбрасывания военных грузов. В процессе военных действий, экспериментальным путем были опробованы новые способы прыжков с парашютом и безопасного приземления…

Об этом и пойдет речь в данном посте. Привожу фрагменты о войне из книги легендарного парашютиста-испытателя Константина Федоровича Кайтанова, который 10 августа 1934 года в Тушине в числе первых 14 спортсменов был удостоен звания «Мастер парашютного спорта СССР»:

«19 августа 1941 года летчик Почевалин на самолете МИГ-3 вступил один на один в воздушный бой с «мессершмиттом-110»… Энергично маневрируя, Почевалин зашел сверху сзади и обезвредил воздушного стрелка, а затем с ближней дистанции ударил по кабине летчика. Задымив моторами, самолет врага опустил нос и перешел в отвесное пикирование до самой земли. Пока Почевалин добивал врага, вдруг, неизвестно откуда, появился немецкий истребитель и зажег его самолет. Выйдя из под ударов, наш летчик попытался сбить пламя, но это ему не удалось.

Высота резко уменьшилась. Подходящей посадочной площадки внизу не было. Почевалин должен был прыгать с парашютом. Сначала он хотел оставить самолет через левый борт, как этому его учили еще в мирное время, но увидев, что высота не более 30 (!) метров, решил применить метод срыва. Идя на скорости свыше 300 км/ч, летчик приподнялся, укрываясь за козырьком, и выставил за левый борт парашют. Энергичным рывком правой руки дернул за вытяжное кольцо, и купол парашюта, мгновенно раскрывшись, резким рывком выдернул его из кабины самолета.
Хотя высота была очень малой, но мощный воздушный поток резко сократил время раскрытия парашюта, и Почевалин оказался на земле…

Война рождала совершенно новые, неизвестные нам до войны методы прыжка с парашютом. Прежде всего из-за возросших скоростей самолетов. Один из них – метод самовыбрасывания. Он привился на одноместных машинах благодаря тому, что не требовал физических усилий при оставлении машины.
Подготовка к прыжку производилась в обычном порядке. Затем, увеличивая обороты мотора или же за счет потери высоты, летчик набирал скорость и резким, энергичным движением ручки управления «от себя» круто опускал нос самолета. Возникавшие при этом огромные инерционные силы выбрасывали летчика из кабины. Ему оставалось только держать все тело собранным, сгруппированным, чтобы не зацепиться ни за что в кабине. Механика этого способа такова: тело летчика продолжает сохранять первоначальное направление движения, а самолет резко уходит вниз.
Довольно часто пилот переворачивал самолет «на спину» и вываливался из машины, стараясь не зацепиться за приборы и борта кабины. Затем, сделав необходимую задержку, раскрывал парашют и приземлялся…

Задержка раскрытия парашюта… Война показала, как важно уметь пользоваться ею… 22 июля 1941 года в воздушном бою над своим аэродромом был сбит командир эскадрильи Боголюбов. На высоте трех тысяч метров Боголюбов покинул самолет и сразу же раскрыл парашют. Его обстреляли самолеты противника, и на землю он опустился уже бездыханным.
Это был суровый урок, и плата за него была – человеческая жизнь. Имея запас высоты, летчик должен был произвести задержку раскрытия парашюта, в крайнем случае – глубокое скольжение, чтобы развить большую скорость снижения, заставить парашют раскачиваться и тем самым затруднить для врага прицельный огонь…
Ведь еще до войны, в те времена, когда мне и моим товарищам в порядке экспериментальной работы приходилось прыгать с самолета на одном спасательном боевом парашюте, мы отметили, что на нем скользить значительно легче, чем на учебно-тренировочном. Стоило только на два – три метра подтянуть к себе группу строп, неважно с какой стороны купола, как площадь его уменьшалась и скорость снижения возрастала. Начиналось интенсивное раскачивание и вращение…
Ясно, что во время такого скольжения вести прицельный огонь по парашютисту было неизмеримо труднее. Еще до войны мы освоили этот прием и широко распространяли в частях нашего воздушного флота, и многие летчики успешно пользовались им во время военных действий…

… несколько лет тому назад я с большим удовольствием прочел очень интересную книгу воспоминаний нашего аса, летчика-истребителя А. Ворожейекина. Прелюбопытная история содержится в этой книге.
Во время воздушного боя над переднем краем противника гитлеровцы подожгли самолет штурма авиаполка капитана Петрунина. Ему пришлось прыгать с парашютом, и снижался он прямо на укрепления противника.
Казалось, ничем ему помочь нельзя. Кружась на своей машине очень близко от спускающегося Петрунина, летчик Андрей Боровых заметил, что когда он пролетает близко от купола, то парашютист как будто поднимается вверх и устремляется в сторону полета его самолета. Появилась слабая надежда, повторяя эти виражи, утянуть за собой парашютиста. По примеру Боровых вокруг Петрунина стали кружить другие летчики, и парашютист, попадая в завихрения вызванные работой воздушных винтов, действительно стал снижаться значительно медленнее, постепенно продвигаясь по горизонтали вслед за самолетами все ближе к своему переднему краю.
Наземные войска противника вначале не стреляли, уверенные, что летчик опустится прямо к ним в руки. Они открыли огонь, когда Петрунин, увлекаемый воздушными струями своих самолетов, миновал линию фронта и оказался над нашей территорией. Но было поздно. Петрунин приземлился у своих. Так, при помощи виражей, летчики «утянули» парашютиста к своим, показав яркий пример товарищеской выручки».

ura9may.livejournal.com

Десантный парашют Д-10 и Д10П

Десантный парашют Д-10 — это система, заменившая парашют Д-6. Площадь купола 100 кв.м с улучшенными характеристиками и красивым внешним видом — в форме патиссона.

Предназначен

Предназначен для прыжков как начинающим парашютистам, так и десантникам — учебно-тренировочные и боевые прыжки с самолета АН-2, вертолетов МИ-8 и МИ-6 и военно-транспортных самолетов АН-12, АН-26, АН-22, ИЛ-76 с полным табельным вооружением и снаряжением… или без него… Скорость полета на выброске 140-400 км/час, минимальная высота прыжка 200 метров со стабилизацией 3 секунды, максимальная — 4000 метров с полетной массой парашютиста до 140 кг. Скорость снижения 5 м/сек.

Скорость по горизонту до 3  м/секунду. Перемещение  купола вперед  осуществляется за счет  переката свободных концов,  где уменьшил перекатом  свободные концы, туда  купол и пошел… Развороты  купола выполняются  стропами управления,  разворачивается купол за  счет щелей, расположенных на куполе.  Длина строп у парашюта Д-10 разная… Более легкий по весу, он получил больше возможностей в управлении…

В конце статьи размещу полностью ТТХ Д-10 (тактико-технические характеристики)

Парашютная система Д-10

Парашютную систему Д-10 уже многие знают, в войска система пришла… десантирование показало работу в воздухе… схождений стало значительно меньше, потому что больше возможностей под открытым куполом бежать туда, где нет никого … с парашютной системой Д-12 будет в этом плане ещё  лучше…  Поверьте, это сложно… создать такую систему, которая безопасно откроется, дать скорость куполу, дать развороты, создать такое управление, чтобы с ним  справиться мог парашютист без опыта прыжков… а для десантников, когда они идут с полным табельным вооружением и снаряжением, удержать скорость снижения и дать возможность легкого управления куполом…

А в боевой обстановке во время десантирования необходимо максимально исключить стрельбу-пальбу по парашютистам, как по мишеням…

В НИИ Парашютостроения разработали модификацию парашюта Д-10… знакомьтесь… 

С высоты 70 метров

Минимальная высота выброски 70 метров…! Мужественные у нас десантники… со 100 метров ходить страшно… :)) страшно, потому что земля близко…  а с 70 м… это как с головой в омут… :)) земля совсем рядом… я эту высоту знаю, это заход на последнюю прямую на спортивном куполе… но система Д-10П отработана на быстрое открытие… без стабилизации на принудительное открытие ранца… вытяжная веревка крепится карабином за трос в самолете или вертолете, а другой конец тросиком на закрытие ранца парашюта… тросик веревкой выдергивается, ранец открылся и купол пошел… такая система открытия у парашюта Д-1-8, серии 6… возможность покидания летательного аппарата на высоте 70 метров — это  безопасность во время десантирования в боевых условиях…

Максимальная высота покидания летательного аппарата 4000 метров…

Система Д-10П разработана так, что имеет возможность преобразования в систему Д-10… и наоборот… другими словами, его можно работать без стабилизации на принудительное раскрытие парашюта или крепится стабилизация, парашют укладывается на работу со стабилизацией и вперед, в Небо…  

Купол состоит из 24 клиньев, стропы прочностью на разрыв 150 кг каждая…

22 стропы длиной 4 метра и четыре стропы, прикрепленные к петлям щелей купола, длиной 7м из капронового шнура ШКП-150,

22 внешние дополнительные стропы из шнура ШКП-150 длиной 3 м

24 внутренние дополнительные стропы из шнура ШКП-120 длиной 4 м, крепящиеся к основным стропам… к стропам 2 и 14 крепятся по две внутренние дополнительные стропы.

Тактико-технические характеристики ПДС Д-10

Масса десантника-парашютиста с парашютами, кг140-150
Скорость полета самолета,  км/ч140-400
Максимально безопасная высота раскрытия парашюта,  м4000
Минимально безопасная высота применения,  м200
Время стабилизации, с3 и более
Скорость снижения на стабилизирующем парашюте, м/с30-40
Усилие, необходимое для раскрытия двухконусного замка с помощью звена ручного раскрытия, кгсне более 16
Скорость снижения на основном парашюте,  м/с5
Время разворота в любую сторону на 180  при снятии шнура блокировки и перетянутых свободных концах подвесной системы, сне более 60
Время разворота в любую сторону на 180  при заблокированных свободных концах подвесной системы, сне более 30
Средняя горизонтальная скорость перемещения вперед и назад,  м/сне менее 2,6
Масса парашютной системы без парашютной сумки и парашютного прибора АД-3У-Д-165,  кг,не более 11,7
Количество применений
при общей полетной массе десантника-парашютиста  140 кг,раз 80
в т.ч.  при общей полетной массе парашютиста 150 кг10
Срок хранения без переукладки, месяцев,не более 3
Гарантийный срок службы, лет14

Парашютная система Д-10 позволяет применять запасные парашюты типа З-4, З-5, З-2. В качестве страхующего средства для раскрытия двухконусного замка применяются парашютные приборы АД-3У-Д-165, ППК-У-165А-Д.

Посмотрите видео… десантирование с ИЛ-76, выброска эшелонами… четыре ИЛ-76 один за другим… одно схождение в воздухе… ребята живы, всё нормально…

Успешных Вам прыжков и чистого Неба!

 

Смотрите по этой теме:

milaremina.ru

Боевые парашюты РККА | Военное оружие и армии Мира

К началу Великой Отечественной войны людские парашюты в Рабоче-Крестьянской Красной армии делили на «спасательные», «боевые» и «тренировочные». «Боевые» парашюты были предназначены для воздушно-десантных войск РККА.

При внешней неброскости именно «боевой» (в современной терминологии — «десантный») парашют определяет возможности десантирования бойцов.

ПАРАШЮТ ДЕСАНТНЫЙ ШЕСТОЙ МОДЕЛИ

Основным десантным парашютом РККА к началу войны был ПД-6, созданный в 1936 году на парашютной фабрике № 1 в Тушино. Стоит отметить, что эта фабрика превратилась вскоре в крупный комбинат, завод с собственной конструкторской и испытательной базой. Здесь работали такие известные впоследствии конструкторы парашютной техники как Н. А. Лобанов, Ф. Д. Ткачев, И. Л. Глушков, В. Е. Андрианов. ПД-6 выпускался крупной серией и был хорошо освоен в войсках. Парашют имел круглый (точнее — 28-угольный) перкалевый купол, продолговатый наспинный ранец и подвесную систему обхватов для крепления на парашютисте. Ранец изготавливался из авизента и представлял собой конверт с двумя боковыми и двумя концевыми клапанами. Дно усиливали проволочной рамой, клапаны — металлическими вставками. Для раскрытия ранца служили резиновые шнуры — по три на боковых клапанах и по одному на концевых. Вслед за ПД-6 появились ПД-7 и ПД-8. В 1940 году выпущен ПД-10 с квадратным куполом площадью 72 м², чуть позже — ПД-10У. Для прыжков с высот от 150 м был разработан вариант ПД-бпр (ПД-6-42) с приспособлением принудительного раскрытия, выпуск которого начали в ходе войны.

Приспособление включало мешок, в который укладывали купол парашюта перед его затяжкой в ранец, фалу (веревку) длиной 4 м и карабин для закрепления фалы на самолете перед прыжком. Принудительный ввод парашюта в действие способствовал выброске большой группы парашютистов на ограниченную площадку приземления — с небольшим интервалом десантирования и раскрытия парашютов. Уменьшался разброс парашютистов в ходе десантирования — показатель весьма критический и при оперативном, и при тактическом десанте.

НОВЫЙ ОБРАЗЕЦ

Перед самой войной появился ПД-41 («парашют десантный обр. 1941 г.»), допускавший десантирование с высот от 300 м и выше при ручном раскрытии с помощью вытяжного кольца и от 150 м при принудительном. Его перкалевый купол имел форму квадрата со срезанными углами и 16 карманов по периметру нижней кромки купола. Такая форма купола была разработана Н.А.Лобановым в 1937 году. Срезанные углы служили направляющими полуканалами для выхода воздуха при спуске, что обеспечивало устойчивость парашюта. Кроме того, петли для крепления 22 строп были расположены таким образом что при снижении парашютиста на куполе образовывались несколько своеобразных килей. Киль крайнего полотнища способствовал развороту парашютиста по ветру, остальные — устойчивому снижению.

Карманы были предназначены для быстрого наполнения купола воздухом при раскрытии. Купол сшивали из восьми параллельных полотнищ, ширина которых равнялась ширине поставлявшейся на завод ткани — это упрощало и удешевляло производство в сравнении с круглым парашютом. Парашют в ранце укрывали мешком. При принудительном раскрытии мешок стаскивался фалой, при ручном — карман мешка играл роль вытяжного парашюта. Ранец также изготавливали из авизента. Он закрывался четырьмя клапанами, надежное раскрытие которых после выдергивания чеки обеспечивали резиновые жгуты с крючками. Подвесная система включала 6,5-м стропы, собранные в два коуша, и обхваты парашютиста — главный, два наспинно-плечевых, поясной и ножные со скобами и замками.

Работы Н. А. Лобанова по десантным парашютам были уже в 1941 году удостоены Сталинской премии. За производство «парашютно-десантного имущества» отвечал Наркомат легкой промышленности. Парашюты шили на заводах № 1 в Тушино, «Мосплаеткож» № 2 в Москве, № 3 в Иваново, № 10 в Солнечногорске и других предприятиях.

В РАЗГАР ВОЙНЫ

Появившийся в 1943 году парашют ПД-42м получил квадратный купол той же формы и конструкции, но с несколько иными размерениями — в частности, более скошены углы квадрата. Купол сшивали из десяти полотнищ. Отличались от ПД-41-1 также корытообразный ранец и мешок купола с фалой принудительного раскрытия — конструкция купола и ранца разработана Н. А. Лобановым и И. А. Петровым. Главным отличием стала разработанная братьями Н. Д., А. Д. и В. Д. Дорониными подвесная система с быстро открывающимся нагрудным замком системы ТП (Ткачева-Полачева). Парашюты ПД-42м серийно выпускали в 1943-1944 годах заводы № 1, №2, № 10.

ПРИБОРЫ АВТОМАТИЗАЦИИ

Для обеспечения своевременного раскрытия парашюта в любых условиях и при любом состоянии парашютиста служили приборы автоматизации. Первым серийным автоматическим прибором для раскрытия парашюта на заданной высоте стал ППД-1 («парашютный прибор Дорониных») с часовым механизмом, разработанный братьями Дорониными в 1939 году. В 1940-м инженер Л. В. Савичев сконструировал прибор автоматического раскрытия парашюта (ПАС-1, «парашютный автомат Савичева»), действующий на принципе изменения барометрического давления в зависимости от высоты. Шкала высот ПАС-1 была отградуирована от 0 до 2000 м. Красным штрихом была обозначена высота 350 м, критическая для ручного раскрытия парашюта. В 1942 году производство обоих приборов организовали на московском заводе № 133 НКАП. В 1943 году братья Доронины были удостоены Сталинской премии III степени «за создание новых типов парашютных приборов, нашедших широкое применение в воздушно-десантных операциях РККА».

НЕЗАМЕНИМЫЙ ЗАПАСНОЙ

Со всеми типами боевых, спасательных и тренировочных парашютов использовали запасной парашют ПЗ-41 с квадратным куполом и 20 карманами по периметру. ПЗ-41 не имел собственной подвесной системы, крепился спереди к подвесной системе главного парашюта. Масса парашюта ПД-41-1 вместе с ПЗ-41 составляла 21,4 кг. Раскрытие запасного парашюта — только ручное. Клапаны ранца также снабжали резиновыми жгутами для быстрого раскрытия. Запасной парашют раскрывался после открытия или отказа основного парашюта, но возможно было и раскрытие основного парашюта при раскрытом ПЗ-41. При совершении учебных прыжков нередко практиковали приземление на двух раскрытых куполах.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь