Новые смыслы военной доктрины России

Сегодня некоторые эксперты ведут речь о подготовке «новой Военной доктрины Российской Федерации», что не соответствует действительности. Межведомственная рабочая группа, созданная при аппарате Совета безопасности, занимается уточнением действующей Военной доктрины РФ, утвержденной Указом президента Российской Федерации № 146 от 5 февраля 2010 года. Эту работу планируется завершить в ближайшее время.

В продолжение дискуссии, развернутой в СМИ и обществе, хочу поделиться некоторыми взглядами на роль и место Военной доктрины РФ и направлениях ее уточнения в свете происшедших, происходящих и прогнозируемых изменений военно-политической обстановки в мире. Для более полного понимания важности уточнения действующей Военной доктрины и содержательной части этой работы представляется необходимым сделать экскурс в историю появления и содержания Военных доктрин Российской Федерации после 1991 года.

Эйфория и романтизм 90-х

До 1991 года Россия, находясь в составе СССР, руководствовалась Военной доктриной (ВД) Советского Союза, принятой в 1987-м. После распада СССР она утратила свою силу, многие установки вошли в противоречие с новым социально-политическим устройством РФ, ее геоположением, экономическими возможностями и требованиями национальной безопасности.

Формирование ВД новой России шло чрезвычайно сложно и противоречиво. В течение полутора лет (после 1991 года) разработаны, по меньшей мере, семь различных вариантов. Были варианты, которые, по сути, повторяли основные установки советской ВД, предусматривающие организацию обороны в рамках СНГ.

После событий 3–4 октября 1993 года работа форсировалась, и к ноябрю был создан принципиально новый вариант ВД, который получил одобрение на заседании Совета безопасности РФ, а затем введен в действие Указом президента РФ № 1833 в форме «Основных положений Военной доктрины Российской Федерации переходного периода».

Военная доктрина РФ 1993 года вызвала не только одобрение, но и серьезные возражения, особенно три ее положения

:

Первое: так называемый переходный период, на который была рассчитана ВД. Абстрактный характер военно-политических и военно-стратегических установок в этот период. Отсутствие глубокого анализа политической и военно-стратегической обстановки в мире и стране, тенденций их развития. В ВД, по мнению ряда оппонентов, не были рассмотрены место и роль РФ в новом мире, не определена долгосрочная политика по отношению к США и НАТО.

Подвергались критике также отсутствие в ВД конкретной оценки возможных ТВД, форм и способов вооруженной борьбы – как попытка скрыть истинные цели и намерения России.

Второе: установка в ВД о возможности превентивного применения ядерного оружия оценивалась как угроза Западу, готовность первыми развязать ядерную войну.

Третье: впервые зафиксированное в ВД положение о возможности применения ВС РФ во внутренних конфликтах. Оно вызвало особое неприятие.

Но в «Основных положениях Военной доктрины Российской Федерации 1993 года» НАТО вообще не упоминается, там нет даже этой аббревиатуры. В разделе о внешних военных опасностях России было записано только «расширение военных блоков и союзов», а также обращено внимание на «наращивание группировок войск (сил) у границ РФ до пределов, нарушающих соотношение сил». Отмечалось, что Россия «не относится ни к одному государству как к своему противнику».

Такие формулировки – результат эйфории и романтизма до начала расширения НАТО на восток.

Военная доктрина 2000 года принята в РФ после начала «первой волны» расширения НАТО, а также после бомбежек бывшей Югославии (1999). Сам процесс расширения НАТО (особенно приема новых членов) стал оцениваться в РФ более критически. Это отразилось и на содержании ВД, проект которой был обнародован 9 октября 1999 года. Он стал предметом обсуждения не только специалистов, но и широкой общественности. Такого раньше не бывало.

В качестве предмета ВД была впервые определена военная безопасность РФ. Военно-политический, военно-стратегический и военно-экономический компоненты ВД были жестко сконцентрированы не на разрозненных ведомственных задачах, а на комплексных общегосударственных направлениях строительства, подготовки и применения военной организации государства как целостной системы, предназначенной для обеспечения безопасности РФ. И это тоже впервые.

В ВД было дано совершенно новое, современное определение ряда базовых понятий и положений военной теории, самой ВД, военной безопасности, военной организации, других терминов. Сделаны системные и твердые акценты относительно характера военно-политической обстановки, ее дестабилизирующих факторов и источников современных угроз. Наращивание группировок войск (сил) других государств вблизи границ России было оценено как «основная внешняя угроза». Слово «НАТО» опять-таки не применялось в этом контексте. Но Россия констатировала, что расширение альянса на восток привело как к количественному увеличению числа военных баз НАТО, так и к активизации вооруженных сил вблизи наших границ.

Да, в действующей Военной доктрине РФ 2010 года есть ряд вопросов к НАТО. Это п. 8 «Основные внешние военные опасности»: «Стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями… приблизить военную инфраструктуру… к границам РФ, в том числе путем расширения блока».

Почему возникли эти и другие вопросы? Вот факты: модернизация СНВ США, развертывание глобальной ПРО с интеграцией в нее евроПРО, материальная и идеологическая поддержка Саакашвили накануне и в ходе агрессии против Южной Осетии в августе 2008 года, фактическое восстановление военного потенциала Грузии. Эти и другие факторы созданы и реализуются не РФ, а США и НАТО. Реакция на них России была вынужденной и объективной.

О ядерном оружии и его применении уже много сказано разными экспертами. Подчеркну, что Военные доктрины РФ 1993 и 2000 годов не предполагали планирование применения ЯО в превентивных ударах

. Нет этого в ВД 2010 года. И, убежден, не должно быть в уточненной Военной доктрине 2014 года.

Более того, в п. 16 ВД (2010) подчеркнуто: «Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабные войны, региональные войны)».

В этом же п. 16 отмечено: «В случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны)… обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого конфликта в ядерный военный конфликт».

И еще: прочитайте внимательно III раздел ВД «Военная политика РФ» и там вы увидите, что «военная политика РФ направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов…» (п. 17) и что «недопущение ядерного конфликта, как и любого другого военного конфликта, – важнейшая задача РФ» (п. 18).

Если применять для сравнения термины, принятые в НАТО, в новой Военной доктрине РФ в основу положен принцип «оборонительного ядерного сдерживания» (defensive nuclear deterrence).

Рудименты холодной войны

А как у наших партнеров по «ядерному клубу», де-юре обладающих ядерным оружием, и других государств, де-факто имеющих ядерное оружие?

Ядерная стратегия США – стратегия расширенного сдерживания – это планирование совместного применения ядерного и обычного ВТО (стратегического) на основе глобальной системы ПРО.

При этом решение США о развертывании евроПРО подтверждает неизменность их планов о том, что евроПРО является элементом глобальной системы ПРО США, а не отдельной региональной системой ПРО НАТО (тем более ни о каком «участии» России в создании этого элемента глобальной ПРО США не может быть и речи).

Стратегия расширенного сдерживания США объективно оценивается в России как угроза своему ядерному потенциалу

. В то время как в ВД РФ нет даже намека на реализацию стратегии «ядерного сдерживания на передовых рубежах» (extended nuclear deterrence) – то есть путем размещения своего ядерного оружия на территории другого государства. Нет там и положений о развертывании элементов глобальной ПРО на территории других государств. Нет установки на вывод оружия в космос и стремления достичь в нем военного превосходства. Нет ничего похожего на «молниеносные глобальные удары» с применением как ВТО, так и ядерного оружия.

Таким образом, у меня складывается мнение, даже вывод: многие наши эксперты и аналитики НАТО неправильно оценили основное содержание и положения нашей Военной доктрины. Что это – поверхностный анализ или сознательное введение в заблуждение? Целей у всего этого как минимум две:
— предлог для искажения всей политики и в первую очередь военной политики России;

— оправдание сохранения наступательного характера уже принятых и планируемых к принятию собственных военных и ядерных доктрин государств НАТО, новой стратегической концепции НАТО и на этом фоне оправдание глобального развертывания ПРО, милитаризации космоса.

Документы стратегического планирования РФ, коими являются Стратегия национальной безопасности, Военная доктрина и Концепция внешней политики, принятые в нашей стране, положены в основу политики РФ как самодостаточного государства. Они напрочь отметают «утверждения и выводы» экспертов НАТО о том, будто Россия не намерена поддерживать и развивать конструктивные отношения. Как раз наоборот – при условии, если НАТО в целом и все государства – участники союза будут воспринимать нас как полноправного партнера, руководствуясь при этом принципом равенства и равной безопасности.

Трудно заставить себя преодолеть недоверие к России, но это необходимо сделать. Только на этой основе можно и нужно, на мой взгляд, без рудиментов холодной войны адаптировать стратегическую концепцию НАТО к реалиям ХХI века.

Убежден: это самым позитивным образом скажется на дальнейшем развитии мира в целом.

Современная военно-политическая обстановка обуславливает необходимость постоянного уточнения взглядов на теорию, практику военной политики, на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. При этом актуальным является предотвращение любой войны, что и отражено в действующей Военной доктрине: «Военная политика РФ направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов…» (раздел III «Военная политика РФ», п. 17), «…недопущение ядерного конфликта – важнейшая задача РФ» (п. 18).

На достижение этой основной цели (задачи) должно работать все: политика, дипломатия, экономика, наука, военная организация государства с ее основой – Вооруженными Силами, духовный и материальный потенциал страны.

Исходя из этого в разделе I «Общие положения» ВД РФ, п. 1 записано: «Военная доктрина Российской Федерации является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации».

Сегодня перед нами не стоит вопрос, нужна ли России Военная доктрина. Она есть и реально работает! Вопрос в том, что вызывает необходимость ее уточнения или переработки.

В свое время Андрей Евгеньевич Снесарев в статье «Единая военная доктрина» дал такое определение: «Военная доктрина – это совокупность военно-государственных достижений и военных основ, практических приемов и народных навыков, которые страна считает наилучшими для данного исторического момента и которыми проникнута военная система государства снизу доверху».

А теперь о главном.

Первое: России нужна Военная доктрина. Это аксиома.
Второе: место ВД определено – «один из основных документов стратегического планирования в РФ». Это тоже аксиома.

Но есть вопросы, на которые надо ответить сегодня:
— нужно ли уточнять роль ВД в общей системе государства;
— отвечает ли действующая ВД сегодняшним условиям жизнедеятельности государства своей структурой, понятийным аппаратом и содержанием в смысле научной обоснованности;
— соответствуют ли доктринальные установки реальным военным опасностям и угрозам, условиям возникновения и ведения современных военных конфликтов;
— достаточно ли обоснованы требования к строительству и подготовке ВС, других войск, вооруженных формирований и органов РФ, способам и формам военных действий.

Действующая ВД имеет две стороны: политическую (см. раздел III «Военная политика РФ») и военно-техническую (см. раздел IV «Военно-экономическое обеспечение обороны»).

Какую цель при этом ставили перед собой разработчики?

В разделе I «Общие положения», п. 1 дан ответ на вопрос, что такое ВД. Военная доктрина – не закон, не программа и не план. Это – система взглядов, соответствующих условиям жизнедеятельности государства. Меняются условия, например, средства и способы вооруженной борьбы – корректируются (уточняются) и соответствующие взгляды. Основные установки ВД развиваются и реализуются через призму ведомственных программ (планов), уставов, наставлений.

Если же говорить о роли Военной доктрины, то важнейшая и первейшая ее роль – регулятивная. Руководствуясь принципами международного и национального права, Военная доктрина РФ регулирует отношения в области обороны между различными институтами государства.

При этом я считаю очень важным, что основные установки ВД развиваются и реализуются через систему ведомственных программ (планов), уставов, наставлений и других документов при обязательном выполнении установок Военной доктрины.

Заслон «мягкой силе»

Если названа первейшая роль, то есть и другие. Вторая роль ВД – путем открытого декларирования военно-политических и стратегических установок показать другим государствам свои истинные намерения в военной области. Давайте вместе подумаем и ответим на вопрос: что следует уточнить по второй и третьей роли, которой являются взгляды (рекомендации) на применение военной силы в конкретных условиях?

Что изменилось в мире, жизнедеятельности нашего государства и как это «что» влияет на роли ВД? На этот вопрос должны ответить те, кто сегодня взял на себя ответственность за уточнение (переработку) ВД.

При этом целесообразно, на мой взгляд, руководствоваться как минимум тремя основными принципами, которые должны быть отражены в ней:
— необходимость предотвращения (недопущения) войны (агрессии) против Российской Федерации;
— защита интересов государства;
— защита самого государства с акцентом на обеспечение внутренней безопасности.

Нашли ли эти принципы достойное отражение в действующей Военной доктрине? Проанализируем их с позиции сегодняшнего и особенно завтрашнего дня. Так, в разделе III «Военная политика РФ», п. 27 «Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время» в пп. б) записано «стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов».

Но мы знаем, что в стратегическом сдерживании превалирует ядерная составляющая. Так было вчера, есть сегодня. Да и в обозримом будущем вряд ли возможен отказ от ядерного оружия. В современной международной военно-политической обстановке огромное значение придается системе сдержек и противовесов. Это и называется «ядерное сдерживание». То есть предотвращение каких-либо действий противника посредством угрозы применения ядерного оружия. Подразумевается, что обладание ядерным оружием какой-либо страной вызывает страх остальных и, следовательно, гарантирует ей безопасность и защиту от нападения агрессоров.

Развитие и совершенствование ядерного сдерживания остаются высшим приоритетом. По сути это правильно, если бы не одно «но». Ядерное сдерживание не всегда (мягко будет сказано) эффективно в предотвращении внешних вооруженных конфликтов и совсем не работает для предупреждения внутренних.

Попытки силового воздействия на нашу страну в течение столетий показали свою бесперспективность. Победить Россию в прямом силовом противоборстве невозможно. Но государство Советский Союз перестало существовать! Не помогло и ядерное оружие – «мягкая сила» оказалась сильнее.

Напрашивается вывод – необходимо повышение роли системы неядерного сдерживания. Что это значит и как решить поставленную задачу? Представляется, что система неядерного сдерживания – это комплекс внешнеполитических, научно-исследовательских и военно-технических мер, проводимых государством по разработке, реализации и демонстрации в действии неядерного сдерживания.

А решить задачу предлагается так:
1-е – включением системы неядерного сдерживания и декларации ее доктринальных положений в ВД, что обеспечит правовую легитимность;
2-е – демонстрацией технической реализуемости системы неядерного сдерживания путем проведения соответствующих испытаний и учений с достаточно широким информационным обеспечением;
3-е – повышением роли сил общего назначения, составляющих основу системы неядерного сдерживания.

Сегодня США осуществляют контроль над развитием военно-политической обстановки в зонах своих жизненно важных интересов, применяя «стратегию непрямых действий», представляющую комплексное воздействие (политико-дипломатическое, экономическое, информационное).

В действующей ВД в разделе II «Военные опасности и военные угрозы РФ», п. 12 «Характерные черты современных вооруженных конфликтов», пп. а) «комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера» не дается раскрытия этих сил и средств. Так же, как и в п. 13 «Особенности современных военных конфликтов», пп. г) «заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы…» они не детализируются.

Но только слепой и глухой может сегодня не видеть и не слышать, что бывает с государством в результате внутреннего воздействия так называемых методов ненасильственных действий, протестов и убеждений. Достаточно вспомнить, что произошло на Украине.

В этой связи потенциальная вероятность применения транснациональных, незаконных (иррегулярных) вооруженных формирований с целью насильственного изменения существующей государственной системы, нарушения территориальной целостности государства сохраняется, причем такого развития событий нельзя исключать в обозримом будущем и для России.

Потенциальная опасность резкого обострения внутренних проблем с последующей эскалацией до уровня внутреннего вооруженного конфликта является реальной угрозой для стабильности и территориальной целостности нашей страны на среднесрочную перспективу. И это должно быть также отражено в уточненной Военной доктрине России.

И еще об одной не менее актуальной проблеме. Информационная война с массовым воздействием на создание населения отдельных стран и мировую общественность с применением кибероружия для подавления систем управления, связи не только военного назначения уже стала реальностью и неотъемлемой частью всех вооруженных конфликтов.

При этом надо согласиться и признать как аксиому то, что информационная война будет широко применяться не только воюющими сторонами, но и экстремистами, террористическими организациями. В этой связи необходимо постоянно и глубоко отслеживать развитие информационных технологий, а также совершенствовать, модернизировать системы защиты всей государственной и военной инфраструктуры России.

Вывод напрашивается один: интересы как военной, так и государственной (национальной) безопасности настоятельно требуют создания механизмов выявления и пресечения информационно-психологического воздействия на Российскую Федерацию. Это должно найти отражение в уточненной Военной доктрине государства.

/Юрий Балуевский, генерал армии, vpk-news.ru/

army-news.ru

Военная доктрина РФ — это… Что такое Военная доктрина РФ?

Военная доктрина РФ

5 февраля 2010 года президент Российской Федерации утвердил новую военную доктрину РФ.

Военная доктрина — научно обоснованная и официально принятая на достаточно длительный период времени система руководящих установок, определяющих применение средств военного насилия в политических целях, характер военных задач и способы их решения, направленность военного строительства.

Военная доктрина подчинена военной политике, являясь ее главной производной. Она является исходной научно-практической базой для разработки военных концепций, программ, планов, других государственных документов, углубляющих и конкретизирующих ее содержание.

Военная доктрина России определяет военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности страны. Она является одним из основных документов стратегического планирования в РФ и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту РФ.

Пересмотр и обновление военной доктрины РФ, главной задачей которой является определение основных угроз для нее, происходит в связи с изменениями в военно-политической ситуации на мировой арене, геополитической и геостратегической ситуации в стране.

До 1991 года Россия, находясь в составе СССР, руководствовалась военной доктриной Советского Союза, принятой в 1987 году и носящей ярко выраженный оборонительный характер. После распада СССР она утратила свою силу.

Военная доктрина России была принята в 1993 году. Документ назывался «Основные положения Военной доктрины Российской Федерации переходного периода».

В нем было заявлено, что у России нет вероятных противников, и было принято обязательство не использовать военную силу, кроме как для самообороны. Ядерное оружие стало рассматриваться не как средство ведения боевых действий, а как политическое средство сдерживания. В отношении военного потенциала был принят принцип «разумной достаточности»: потенциал должен поддерживаться на уровне, адекватном существующим угрозам.

В «Основных положениях Военной доктрины Российской Федерации 1993 года» НАТО вообще не упоминалось.

Дальнейшее развитие событий (расширение НАТО, операция НАТО в Югославии в 1999 году) вынудило скорректировать ряд положений доктрины.

Первая в истории Российской Федерации полноценная военная доктрина была утверждена в 2000 году. В ней были сделаны системные и твердые акценты относительно характера военно-политической обстановки, ее дестабилизирующих факторов и источников современных угроз. Наращивание группировок войск (сил) других государств вблизи границ России было оценено как «основная внешняя угроза».

В 2010 году была принята новая военная доктрина РФ, так как характер угроз оборонной безопасности страны за годы, прошедшие с принятия предыдущего документа, существенно изменился.

Военная доктрина 2010 года разделена на четыре части. Первая посвящена терминологии и общим положениям, вторая — военным опасностям и угрозам РФ, третья — военной политике страны, четвертая — перспективам военно-экономического обеспечения обороны страны.

В тексте военной доктрины отмечается, что вероятность развязывания против России крупномасштабной войны снизилась, но на ряде направлений военные опасности усиливаются.

Среди основных военных угроз для страны, перечисленных в документе, — усиление НАТО за счет присоединения новых членов, развертывание систем противоракетной обороны (ПРО), обострение военно-политической обстановки и межгосударственных отношений, а также создание условий для применения военной силы.

К военным угрозам России также отнесены создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ или на территориях ее союзников; демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с РФ или ее союзниками государств с провокационными целями; активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Доктрина направлена на мирное, не силовое предупреждение и разрешение кризисов и конфликтов. Россия готова защищать и отстаивать не только свои национальные интересы и безопасность, но также и интересы союзных ей государств.

Главное отличие данного документа от предыдущей доктрины, принятой в 2000 году, заключается в возможности использовать вооруженные силы за пределами страны для защиты ее интересов и ее граждан, а также для поддержания международного мира и безопасности применения ядерного оружия в различных военных конфликтах. Решение об оперативном использовании Вооруженных сил РФ за пределами страны, в соответствии с законом, принимает президент.

Как подчеркивается в военной доктрине, важным фактором предотвращения крупномасштабных или региональных войн будет оставаться ядерное оружие. В документе отмечается, что «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». Данная формулировка подразумевает принцип «оборонительного ядерного сдерживания», не предполагая нанесения «превентивного» или «упреждающего» ядерного удара.

Основные направления развития военной организации военная доктрина РФ видит в совершенствовании системы противовоздушной обороны и создании системы воздушно-космической обороны. Среди приоритетов также «повышение престижа военной службы и всесторонняя подготовка к ней граждан Российской Федерации».

Одной из основных задач военно-экономического обеспечения обороны является достижение уровня финансового и материально-технического обеспечения военной организации, достаточного для решения возложенных на нее задач.

Отдельный подраздел доктрины посвящен оборонно-промышленному комплексу, еще один — военно-политическому и военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами.

В документе отмечается, что положения военной доктрины могут уточняться с изменением характера военных опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения военной безопасности и обороны, а также условий развития Российской Федерации.

В 2014 году в связи с появлением новых угроз для России, к которым, в частности, отнесены продвижение НАТО к российским границам, планы создания глобальной ПРО и размещения стратегического оружия в космосе, в программный документ были внесены поправки.

26 декабря 2014 года президент РФ утвердил текст новой редакции военной доктрины.

Основные положения документа остались прежними, но впервые появились пункты про обеспечение интересов в Арктике, союзнические отношения с Абхазией и Южной Осетией. К новым аспектам, включенным в военную доктрину, относится определение деятельности сотрудников иностранных частных военных компаний рядом с границами РФ как внешней опасности. Также в новой редакции документа к внешним угрозам отнесено установление в сопредельных с Россией государствах режимов, политика которых угрожает интересам РФ, и подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против РФ.

В документе отмечается, что наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу страны.

В качестве мер по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов Россия рассматривает расширение круга государств-партнеров, в том числе членов БРИКС (нововведение в доктрину), ОДКБ, СНГ, ОБСЕ и ШОС.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Российские военнослужащие. Архивное фото

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

Военная доктрина РФ — это… Что такое Военная доктрина РФ?


Военная доктрина РФ

совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ. В В.д. уточняются и конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности РФ. Положения В.д. опираются на комплексную оценку военно-политической обстановки и прогноз ее развития, научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности РФ, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства. В.д. РФ носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность РФ и ее союзников.

Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ. 2002.

  • Водопользование
  • Военная контрразведка

Смотреть что такое «Военная доктрина РФ» в других словарях:

  • Военная доктрина РФ — 5 февраля 2010 года президент Российской Федерации утвердил новую военную доктрину РФ. Военная доктрина научно обоснованная и официально принятая на достаточно длительный период времени система руководящих установок, определяющих применение… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Военная доктрина — научно обоснованная и официально принятая на достаточно длительный период времени система руководящих установок, определяющих применение средств военного насилия в политических целях, характер военных задач и способы их решения, направленность… …   Политология. Словарь.

  • Военная доктрина — ВОЕННАЯ ДОКТРИНА. См. Доктрина военная …   Военная энциклопедия

  • Военная доктрина рф — (англ. martial doctrine of RF) совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно политические, военно стратегические и военно экономические основы обеспечения военной безопасности РФ. В.д. РФ утверждена Указом Президента РФ от 21 …   Энциклопедия права

  • ВОЕННАЯ ДОКТРИНА — система взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки страны и вооруженных сил к возможной войне, способы ее ведения; вырабатывается политическим руководством государства …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВОЕННАЯ ДОКТРИНА — принятая в государстве или коалиции государств на данное время система официальных взглядов и установок на использование военных средств в политических целях, на характер военных задач и способы их решения, на основные направления военного… …   Юридическая энциклопедия

  • Военная доктрина — Военная доктрина  декларация о политике государства в области военной (оборонной) безопасности. Это система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки государства и вооружённых сил к… …   Википедия

  • ВОЕННАЯ ДОКТРИНА — научно обоснованная и официально принятая на достаточно длительный период времени система руководящих установок, определяющих применение средств военного насилия в политических целях, характер военных задач и способы их решения, направленность… …   Война и мир в терминах и определениях

  • Военная доктрина —         система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки страны и вооружённых сил к войне, способы и формы её ведения. В. д. вырабатывается и определяется политическим руководством… …   Большая советская энциклопедия

  • Военная доктрина РФ — 1. Военная доктрина Российской Федерации (далее Военная доктрина) является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к… …   Официальная терминология

  • военная доктрина — система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки страны и вооруженных сил к возможной войне, способы её ведения; вырабатывается политическим руководством государства. * * * ВОЕННАЯ ДОКТРИНА… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Военная доктрина генерала Дуэ, Вотье П.. Ознакомив читателя с основными идеями Дуэ на ряде выдержек из его трудов и из возражений его оппонентов, французский автор, подвергает доктрину Дуэ критическому разбору, причем особо отмечает… Подробнее  Купить за 1843 руб
  • Военная доктрина США. Исследование и оценка, Д. О. Смит. Москва, 1956 год. Издательство иностранной литературы. Издательский переплет. Сохранность хорошая. Перевод с английского З. В. Литвина, Н. П. Павлова, Е. М. Михайлова. В книге делается… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Военная доктрина нации, Рубен Баренц. «Военная доктрина нации» написана в 1992 г. Работа рекомендуется для заинтересованного чтения военными, в высших учебных заведениях Республики Армения на военныхкафедрах и всеми теми, кого… Подробнее  Купить за 480 руб электронная книга
Другие книги по запросу «Военная доктрина РФ» >>

border.academic.ru

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА — это… Что такое ВОЕННАЯ ДОКТРИНА?


ВОЕННАЯ ДОКТРИНА
научно обоснованная и официально принятая на достаточно длительный период времени система руководящих установок, определяющих применение средств военного насилия в политических целях, характер военных задач и способы их решения, направленность военного строительства. Устанавливает сущность, цели и характер возможных войн, военно-политические, стратегические, технические, экономические, правовые, другие важнейшие аспекты военной политики, касающиеся подготовки государства к войне или к отражению агрессии. Может приниматься государством или коалицией государств
Военная доктрина России определяет военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности страны, что обусловливает ее оборонительный характер.
Военная доктрина, вскрывая характер потенциальной военной опасности в конкретных исторических условиях, определяет состав основных потенциальных противников и союзников в предполагаемых военных конфликтах, намечает магистральные пути и способы решения военных задач и реализации программ военного строительства по развитию вооруженных сил, устанавливает рациональное сочетание и взаимодействие политических усилий и военных средств для обеспечения военной безопасности.
В военной доктрине воплощаются все ключевые установки и принципы проведения долговременной военной политики государства. В свою очередь она может состоять из следующих разделов.
Воздушно-космическая доктрина (присутствует только у мировых держав, обладающих сравнительно мощным авиационно-космическим потенциалом) определяет роль и место авиационно-космических средств в обороне государства и ведении войны, их общий состав, структуру, решаемые стратегические задачи, основные способы и формы применения в мирное и военное время.
Воздушно-космическая доктрина в значительной степени устремлена в перспективу, исходит из возможности создания новых средств борьбы, в том числе оружия космического базирования на новых физических принципах. На нее оказывают большое влияние международные ограничения, связанные с запрещением вывода в космос ядерного оружия, созданием ударных наступательных космических систем, полномасштабной противоракетной и противоспутниковой обороны.
Военно-морская доктрина крупных морских держав определяет цели, задачи, формы и способы ведения вооруженной борьбы на акваториях морей и океанов. Обычно исходит из приоритетной роли военно-морских сил, возможности их использования для решения важнейших стратегических задач войны, решающего влияния на развитие войны посредством подрыва военно-экономического потенциала противника, определяет характер проводимых на море и в оперативно важных приморских районах операций и военных действий на океанских (морских) коммуникациях, включая морскую блокаду.
В военно-морской доктрине изложены основополагающие политические, стратегические и военно-технические установки по развитию военно-морских сил, их необходимый состав, структура и техническое оснащение, направленность развития, подготовка стратегического и оперативного применения ВМФ. Одновременно определяется комплекс политических, военных и экономических мер для поддержания и наращивания военно-морской мощи государства, создания благоприятных условий для базирования и боевого применения ВМФ совместно с другими видами вооруженных сил и боевых средств на морских, океанских и континентальных ТВД, для завоевания господства на море и его использования для успешного завершения войны.
В наиболее законченных формах разработаны военно-морские доктрины Соединенных Штатов Америки и Великобритании.
Военно-промышленная доктрина представляет систему взглядов и принципов, определяющих общую направленность военно-технической политики государства, содержание основных военно-технических задач, способы их решения, порядок обоснования, разработки и испытаний военной техники и вооружения, организацию текущего военного производства и технического переоснащения вооруженных сил в интересах обеспечения безопасности государства в мирное время и успешного решения военно-политических и стратегических задач в ходе войны.
Военно-промышленная доктрина устанавливает исходные данные по формированию:
-научного обеспечения разработки, испытаний и производства модернизированных, новых и перспективных видов оружия и военной техники в общегосударственном масштабе на уровне видов ВС и отраслей военной промышленности;
— «Основных направлений развития вооружения и военной техники» на период от 10 до 15 лет;
— «Программ вооружений» на 5–10 -летний период;
— «Планов опытно-конструкторских работ и закупок вооружения и военной техники» на 3–5 -летний период;
-принципов кооперации и распределения военного производства по регионам государства, отраслям промышленности и видам (родам) ВС;
-мер по поддержанию мобилизационной готовности военной промышленности, организации перевода экономики на военное положение и развертыванию военного производства в ходе войны;
-способов и сроков проведения военно-промышленной конверсии;
-организации управления военным производством в мирное время, в угрожаемый период и с началом войны;
-материальных и финансовых ресурсов для обеспечения военного производства в мирное время и по планам военного времени.
Основу военно-промышленной доктрины составляет установление целей и задач по поддержанию технического оснащения ВС на уровне оборонной достаточности, своевременного обновления военной техники и вооружения с учетом конкретной военно-политической обстановки, использованию последних достижений науки и техники для исключения военного превосходства вероятного противника и сохранения паритета в важнейших стратегических средствах борьбы.
Военно-промышленные доктрины агрессивных государств, как правило, ориентированы на достижение решающего военно-технического превосходства над государствами–жертвами их захватнических устремлений.
Коалиционные военно-технические (военно-промышленные) доктрины (например, в рамках СНГ, НАТО) определяют формы и порядок сотрудничества отдельных государств в военно-технической области с дружественными и союзными государствами, их участие в совместном создании некоторых видов вооружения, решение задач, связанных с военной конверсией, утилизацией и уничтожением сокращаемых или снимаемых с вооружения военно-технических систем. Ими предусматриваются также меры по нераспространению (экспорту) стратегически опасных, в том числе высокоточных вооружений и «чувствительных технологий».
Военная доктрина подчинена военной политике. Она является исходной научно-практической базой для разработки военных концепций, программ, планов, других государственных документов, углубляющих и конкретизирующих ее содержание.

Война и мир в терминах и определениях. под общей редакцией Дмитрия Рогозина . 2014.

  • ВОЕННАЯ АРХЕОЛОГИЯ
  • ВОЕННАЯ ДОКТРИНА АГРЕССИВНАЯ

Смотреть что такое «ВОЕННАЯ ДОКТРИНА» в других словарях:

  • Военная доктрина РФ — 5 февраля 2010 года президент Российской Федерации утвердил новую военную доктрину РФ. Военная доктрина научно обоснованная и официально принятая на достаточно длительный период времени система руководящих установок, определяющих применение… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Военная доктрина — научно обоснованная и официально принятая на достаточно длительный период времени система руководящих установок, определяющих применение средств военного насилия в политических целях, характер военных задач и способы их решения, направленность… …   Политология. Словарь.

  • Военная доктрина — ВОЕННАЯ ДОКТРИНА. См. Доктрина военная …   Военная энциклопедия

  • Военная доктрина рф — (англ. martial doctrine of RF) совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно политические, военно стратегические и военно экономические основы обеспечения военной безопасности РФ. В.д. РФ утверждена Указом Президента РФ от 21 …   Энциклопедия права

  • ВОЕННАЯ ДОКТРИНА — система взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки страны и вооруженных сил к возможной войне, способы ее ведения; вырабатывается политическим руководством государства …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВОЕННАЯ ДОКТРИНА — принятая в государстве или коалиции государств на данное время система официальных взглядов и установок на использование военных средств в политических целях, на характер военных задач и способы их решения, на основные направления военного… …   Юридическая энциклопедия

  • Военная доктрина — Военная доктрина  декларация о политике государства в области военной (оборонной) безопасности. Это система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки государства и вооружённых сил к… …   Википедия

  • Военная доктрина —         система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки страны и вооружённых сил к войне, способы и формы её ведения. В. д. вырабатывается и определяется политическим руководством… …   Большая советская энциклопедия

  • Военная доктрина РФ — 1. Военная доктрина Российской Федерации (далее Военная доктрина) является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к… …   Официальная терминология

  • военная доктрина — система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки страны и вооруженных сил к возможной войне, способы её ведения; вырабатывается политическим руководством государства. * * * ВОЕННАЯ ДОКТРИНА… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Военная доктрина генерала Дуэ, Вотье П.. Ознакомив читателя с основными идеями Дуэ на ряде выдержек из его трудов и из возражений его оппонентов, французский автор, подвергает доктрину Дуэ критическому разбору, причем особо отмечает… Подробнее  Купить за 1843 руб
  • Военная доктрина США. Исследование и оценка, Д. О. Смит. Москва, 1956 год. Издательство иностранной литературы. Издательский переплет. Сохранность хорошая. Перевод с английского З. В. Литвина, Н. П. Павлова, Е. М. Михайлова. В книге делается… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Военная доктрина нации, Рубен Баренц. «Военная доктрина нации» написана в 1992 г. Работа рекомендуется для заинтересованного чтения военными, в высших учебных заведениях Республики Армения на военныхкафедрах и всеми теми, кого… Подробнее  Купить за 480 руб электронная книга
Другие книги по запросу «ВОЕННАЯ ДОКТРИНА» >>

war_peace_terms.academic.ru

Что такое военная доктрина

Военная доктрина — это система официальных положений и взглядов, в которой устанавливаются направления для подготовки государства и его армии к возможным боевым действиям. В каждой стране существуют свои подходы к развитию вооруженных сил, которые могут меняться в зависимости от общественного строя и политики, степени развития производственных сил, внедрения новейших достижений науки.

Определение: По сути, военная доктрина является своеобразным стержнем общеполитической деятельности любого государства и представляет интересы всех институций, гражданского общества в целом и каждого человека в отдельности. Хотя намерения правительства могут объявляться не только открыто, но и завуалировано, в подобной системе не предусматривается закрытых разделов, о которых бы не знали граждане. Как правило, военная доктрина четко прописывается в следующих основополагающих документах: общевоинских и боевых положениях, Конституции, различных законодательных актах, концепции внешней политики и национальной безопасности.

В России: Военная доктрина России является совокупностью официальных установок, где определяются экономико-политические и стратегические основы обеспечения безопасности государства. Она сформировалась еще в переходный период, под воздействием демократических преобразований и многоукладной экономики и динамично трансформирующейся системы международных отношений. В 2010 году в России были утверждены новые положения, касающиеся принятия решений в случае полномасштабной войны, а также локальных и внутренних вооруженных конфликтов.

В любой ситуации Министерство обороны РФ и главнокомандующий сделают все, чтобы защитить суверенитет и независимость государства, его территориальную целостность, нанести поражение противнику и отразить агрессию. В случае ведения локальных войн Россия декларирует готовность своевременно ликвидировать очаг напряжения, устранить существующие предпосылки конфликта и предотвратить возобновление боевых действий.

На своей территории военные обязаны осуществлять разгром и полную ликвидацию всех незаконных формирований, а в международных войнах — способствовать разведению противоборствующих сторон, помогать стабилизировать обстановку и создавать условия для мирного урегулирования. Причем Россия не предусматривает отказ от применения ядерного оружия, если противник использует любые системы для массового уничтожения ее граждан.

В США: Военная доктрина США базируется на взглядах руководства страны, касающихся завоевания господства в мире, и зачастую носит агрессивный характер. Так, 5 января 2012 года был обнародован документ, где главной политической целью страны является поддержка ее глобального лидерства. В его положениях определяются этапы развития ВС США, четко определяется их состав и структура, предварительное планирование операций и даже приблизительный военный бюджет.

Данный документ вызвал критику не только в России, но и в западноевропейских государствах, включая Германию. Хотя военная доктрина, положения которой в нем описываются, является все лишь продолжением ранее сформулированных политических целей, экспертов настораживает фраза «глобальное лидерство».

Формально РФ не числится в списке потенциальных противников Соединенных Штатов, но в документе можно найти один важнейший пункт. Это заявление о бесперебойном доступе к природным ресурсам в любой точке мира и обеспечении безопасных возможностей для их перевозки воздушных и водным путем. Поскольку на территории России содержится значительное количество полезных ископаемых, а из-за расположения государства на стыке Азии и Европы перемещение грузов по ее территории неизбежно, подобные заявления руководства США военные и гражданские лица могут рассматривать в качестве угрозы.

fb.ru

Военная доктрина РФ

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Современная Военная доктрина России. 3

1.1 Эволюция Военной доктрины России. 3

1.2 Военная доктрина 2000 года: основные положения. 3

Глава 2. Военная реформа. 3

2.1 Содержание военной реформы.. 3

2.2 Новая военная доктрина России. 3

Заключение. 3

Список использованных источников. 3

Военная доктрина – один из важнейших государственных документов большого политического смысла. Он обращен не только к силовым ведомствам, Вооруженным Силам, а ко всему обществу, каждому гражданину.

Понятие «военная доктрина государства» неразрывно связано с понятием «военная политика государства», так как проведение грамотной военной политики, отвечающей всем изменениям в международной и внутренней обстановке, последовательной военной реформы невозможно без соответствующего отражения в Военной доктрине.

Именно поэтому я считаю необходимым рассматривать в своей работе действующую Военную доктрину России не как отдельно взятый документ, а в контексте всей военной политики России, как ее важнейший элемент.

Актуальность выбранной мною темы определяется следующими моментами:

— Во-первых, неопределенностью и нестабильностью мировой геополитической ситуации, где тенденции к интеграции и формированию многополярного мира противостоят силовая политика, тяга к гегемонизму, национально-территориальным спорам, конфликтам, локальным войнам. Включаясь в процессы глобализации, Россия должна одновременно отстаивать свой государственный суверенитет, территориальную целостность. В решении всех этих проблем важна роль гибкой военной политики и, соответственно, адекватной и актуальной Военной доктрины.

— Во-вторых, необходимостью преодоления последствий кризиса 90-х г.г. в военной сфере. Обвальный распад Союза, растаскивание Вооруженных Сил СССР по «национальным квартирам», ускоренный вывод войск из «ближнего» и «дальнего» зарубежья, сокращение их численности, привлечение армии к осуществлению ряда «карательных» и «устрашающих» акций, втягивание ее в борьбу за власть сопровождались деформациями традиционно складывавшихся представлений о воинских ценностях, падением престижа армейской службы; снижали значимость армии и в ее собственных самооценках. Все это самым негативным образом сказалось на боеспособности Вооруженных Сил, поставило под угрозу проблему военной безопасности страны.

— В-третьих, недостаточной теоретической проработанностью таких важнейших направлений государственной политики, как военная реформа, и таких основополагающих документов, как военная доктрина. Военная реформа 90-х г.г. сформулировала потребность в создании «мобильной, хорошо оснащенной и обученной и в то же время экономичной» армии. Однако как решить указанную проблему, каковы должны быть принципы, направления нового военного строительства? Эти темы не были должным образом осмыслены, и дело свелось к кадровым сокращениям и недостаточно обоснованной структурной перестройке. Дезориентировала военную политику и доктрина 90-х г.г., которая настоятельно подчеркивала ее сугубо оборонительную стратегию, отсутствие реальных противников и т.д. В армии и в обществе возникло понятное недоумение: если дело обстоит именно так, то зачем нам вообще боеспособные Вооруженные силы?

Целью курсовой работы является рассмотрение основных положений российской Военной доктрины, а также проводимой в соответствие с доктриной военной политики государства.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели мною решались следующие задачи:

— анализ эволюции Военной доктрины России с конца 80-х годов до настоящего времени;

— рассмотрение основ военной политики России, отраженных в Военной доктрине России 2000 г.;

— рассмотрение основных положений военной реформы;

— краткий анализ проекта новой Военной доктрины России.

Объектом исследования моей курсовой работы является современная Военная доктрина России. Предмет – основные положения современной Военной доктрины, военно-политическая ситуация в России в целом.

Основными методами, которые я использовал при написании курсовой работы, являлись: изучение нормативно-правовой базы по рассматриваемому вопросу, изучение монографических публикаций и статей, учебных изданий и материалов из сети Интернет.

Курсовая работа написана при использовании исследовательской литературы по тематике военной политики и военной безопасности России за 2000 – 2009 гг. Из используемых материалов хотелось бы особо выделить работы таких известных военных теоретиков, как Балуевский, Серебренников, а также издания исследовательского центра Карнеги. Кроме того, при написании работы были использованы статьи периодической печати и т.д. Список источников представлен в конце курсовой работы.

Основная часть работы состоит из двух глав.

Первая глава посвящена рассмотрению эволюции военной доктрины России, а также рассмотрению положений действующей Военной доктрины 2000 года.

Во второй главе рассматривается вопрос военной реформы, провозглашенной в 2008 году, а также анализируются положения новой Военной доктрины России, которая должна быть принята до конца 2009 года.

В историческом плане анализ взглядов на военную политику России можно рассматривать по 7-ми этапам деятельности всех советских и постсоветских министров обороны за последние 18 лет.[1]

Первый этап. Наступательная доктрина Шапошникова.

Развал оборонного пространства СССР (конец 80-х — декабрь 1991г.)

Маршал Дмитрий Язов до августа 1991г. доказывал, что реформирование войск невозможно, и о переходе на профессиональную армию по экономическим и политическим мотивам речи быть не могло. Поскольку армия должна быть по структуре и по численности прежней, но только профессиональной. Для этого необходимо выделять в 6 раз больше средств. При этом СССР направлял на оборону 12-13% своего ВВП. От СССР и СНГ Россия унаследовала огромнейшую армию в 2.7 млн. человек. Причем, 600 тыс. военнослужащих находились за границей.

Сменивший Язова генерал армии Константин Кобец, ставший по воле августовский истории 1991г. первым министром обороны РСФСР на одну неделю, вопросами военной доктрины просто не успел заняться. Выполняя решение Внеочередного Съезда Верховного Совета РСФСР, Кобец приступил к организации Российской Гвардии, как какого-то противовеса Советским ВС.

Всеми ВС бывшего СССР с сентября 1991г. до декабря 1991г. стал командовать министр обороны СССР маршал авиации Евгений Шапошников. Политическое руководство России и государств СНГ на этом этапе придерживались наступательной доктрины СССР, несмотря на то, что уже были подписаны договора о Сокращении обычных вооружений в Европе.

Второй этап военный доктрины. Трансформация в объединенные Вооруженные Силы СНГ (январь 1992–июнь 1992гг.)

В переходный период от развала СССР до образования СНГ Вооруженными Силами СНГ стали именовать бывшие Вооруженные Силы СССР. Главнокомандующим ВС СНГ по преемственности продолжал оставаться маршал авиации Евгений Шапошников. Он фактически исполнял обязанности третейского судьи при «приватизации» бывшими республиками Союза тех соединений и частей бывшей Советской Армии, которые дислоцировались на их территории. Он занимался не военной доктриной, а мирным разводом группировок, когда создавались национальные армии стран СНГ.

Сразу же после развала СССР на основе Комитета по военной реформе при Государственном Совете СССР под «крылом» советника по обороне Бориса Ельцина была создана рабочая группа под руководством генерал-полковника Дмитрия Волкогонова для разработки основных нормативных документов стран СНГ. Руководством тогдашней России мыслилось, что страны СНГ останутся на правах «младших братьев» при России, касающихся основных вопросов военного строительства. Мыслилось, что на переходный период останутся Объединенные ВС СНГ, руководство которыми будет осуществлять Главное командование ВС СНГ, деятельность которого будет регламентироваться Соглашением о правовых основах ОВС СНГ, Соглашением о принципах комплектовании ОВС СНГ и прохождения в них военной службы. В составе ОВС СНГ предполагалось иметь на переходный период Силы общего назначения. Предполагалось, что государственную границу и морскую экономическую зону государств-участников СНГ будут охранять Пограничные войска СНГ, деятельность которых регламентировалась Соглашением об Объединенном командовании Пограничных войск. Основная часть доку

mirznanii.com

Военная доктрина РФ: основные положения

Военная доктрина Российской Федерации выступает основным политико-правовым документом, в котором четко систематизированы, детально изложены и строго задекларированы официальные взгляды государства на обеспечение и поддержание военно-политической и экономической безопасности страны. В ней также указываются методы достижения этих целей.

Военная доктрина РФ являет собой нормативную и организационно-распорядительную основу для реформирования ВС, их запланированного технического переоснащения и осуществления иных необходимых мероприятий с целью поддержания надлежащего уровня боеспособности российских Вооруженных сил.

На протяжении двадцатого века само понятие военной доктрины претерпевало весьма существенные изменения. Изначально этот документ носил сугубо военный характер. Но с изменением геополитической обстановки в мире Военная доктрина РФ из чисто военной плоскости перешла в значительной степени в политическую сферу. Этот документ включает в себя преамбулу и три основные раздела.

В преамбуле дается характеристика и официально закрепляется само понятие военной доктрины, а также описываются правовые основы документа. Здесь же указывается, как остальные политические доктрины соотносятся с данным концептуальным документом. В преамбуле также подчеркивается сугубо оборонительная направленность Российского государства. В связи с этим Военная доктрина РФ сочетает в себе позицию последовательной и неуклонной приверженности мирному сосуществованию с твердой и четкой решимостью защиты национальных интересов, гарантирующей военную, политическую и экономическую безопасность страны. В качестве правовой базы документа выступают Конституция РФ с различными нормативно-правовыми актами и международные обязательства государства.

Реализация положений данного документа осуществляется путем единого централизованного административного и военного управления. Этим же целям, согласно доктрине, должны служить комплексы политико-дипломатических, социально-правовых, экономических, информационных, военных и прочих мероприятий. Иначе говоря, Доктриной акцентируется внимание на том, что достижение полной безопасности страны возможно только при слаженной работе всех институтов государства как единого организма.

Первый раздел документа посвящен военно-политическим основам. В частности, в нем указываются основополагающие факторы военно-политической ситуации на планете. Военная доктрина РФ отмечает снижение опасности начала крупномасштабного военного конфликта, но вместе с тем усиление различных проявлений экстремизма и сепаратизма на национальной, этнической или религиозной почве. Кроме того, подчеркивается увеличение количества локальных и гражданских войн, вооруженных конфликтов, обострение информационного противостояния в мире.

Второй раздел документа раскрывает военно-стратегические направления и основы Доктрины. В нем же классифицируются современные войны и вооруженные противостояния на крупномасштабные, локальные и региональные. А также по видам применяемых поражающих средств. Особенно подчеркивается устойчивая тенденция к региональному наращиванию вооружений, в т. ч. массового поражения. Правомерным считается применение российских ВС для отражения внешней агрессии, внутренних угроз и пресечения антиконституционной деятельности, а также для решения задач в полном соответствии с нормами Конституции. Основными формами использования российских ВС, согласно Доктрине, являются контртеррористические, миротворческие и стратегические операции.

И в третьем, последнем, разделе официально закрепляются основополагающие принципы военно-экономического характера. Основной целью экономического снабжения вооруженных сил признается удовлетворение нужд и потребностей армии в материально-финансовых ресурсах. Приоритетным направлением здесь признается полное и своевременное материально-финансовое обеспечение планового строительства военных объектов, боевой и мобилизационной подготовки войск, финансирование в полном объеме разработки и совершенствования новых видов вооружения, специальной техники и прочего.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *