Содержание

Россия в системе военно-политических отношений в мире

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Несмотря на то что проблема глобальной и региональной безопасности все больше смещается к вопросам политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и т.д., роль военной силы по-прежнему остается эффективным сдерживающим фактором в стабилизации международных отношений.

Современное военно-политическое положение в мире

Мировая военно-политическая обстановка сегодня характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением большинства государств мира сформировать демократичную, более справедливую систему международных экономических и политических отношений. С другой -расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Подтверждение — несанкционированные Советом Безопасности ООН войны против Югославии и Ирака.

Современную военно-политическую ситуацию в мире можно охарактеризовать следующими основными тенденциями.

ВО-ПЕРВЫХ, на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. Это распространение оружия массового поражения и средств его доставки; международный терроризм; ~ этническая нестабильность; деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок; наркоторговля; организованная преступность.

Со всеми этими проявлениями невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. Поэтому в мире повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.

ВО-ВТОРЫХ, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Россия же выступает за строгое соблюдение норм международного права и будет вступать в подобные коалиции только в том случае, если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.

В-ТРЕТЬИХ, происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими. Кроме того, возникает более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для этого чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических интересов той или иной страны, что объективно расширяет сферу ее внешнеполитической востребованности.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. Современный терроризм носит глобальный характер, создает угрозу большинству государств, их политической стабильности, экономической независимости, его проявления приводят к массовым человеческим жертвам, разрушению материальных и духовных ценностей.

В современных условиях, когда возникновение международного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмысленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтрализации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности вооруженных сил, в частности Вооруженных Сил России, по противодействию ему существенно расширилась.

Транснациональный характер растущих угроз от террористической деятельности и преступного экстремизма ставит на повестку дня необходимость международного сотрудничества России, прежде всего с государствами-участниками СНГ, в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Сегодня государства СНГ в силу их геополитического положения оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом, что подтверждают события на Северном Кавказе и в Центрально-Азиатском регионе. Ситуация может значительно осложниться в связи с крахом далеко идущих планов экстремистов на Северном Кавказе и сосредоточении основных сил джихада на Центрально-Азиатском направлении. Это не виртуальные сценарии, а вполне конкретные замыслы радикальной «перекройки» политической карты целого региона.

Наивно было бы полагать, что планы террористов ограничатся рамками одного отдельно взятого государства. Щупальцы экстремизма уже проникли во многие страны. И если ему удастся дестабилизировать ситуацию в каком-либо из государств Центральной Азии, цепную реакцию не остановят никакие границы.

Реализация террористических целей силами международного терроризма и религиозного экстремизма может привести к коренному изменению геополитической ситуации в Центральной Азии с непредсказуемыми последствиями. Речь идет не просто о сохранении стратегической стабильности в регионе, а об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и стран СНГ.

В-ПЯТЫХ, существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных государств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности.

Основные военные угрозы национальным интересам России и задачи Вооруженных Сил РФ до их нейтрализации

Анализ военно-политической ситуации в мире позволяет сделать вывод, что для России существуют реальные угрозы ее национальным интересам: внешние, внутренние и трансграничные.

К внешним угрозам относятся:

— развертывание группировок сил и средств, имеющих цель военного нападения на Россию или ее союзников;

— территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от России отдельных ее территорий;

— осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;

— вмешательство во внутренние дела Российской Федерации организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

— демонстрация военной силы вблизи границ России, проведение учений с провокационными целями;

— наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

— нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

— расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности России или ее союзников;

— деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

— ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;

— вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

— действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;

— действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

— дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

— распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.

К внутренним угрозам относятся:

— попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

— планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

— создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

— незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

-широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;

— деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.

К понятию трансграничные угрозы относятся политические, военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (источники возникновения и стимуляции, возможные участники и т. д.) являются внешними.

К таким угрозам относятся:

— создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников;

— деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности государства и безопасности ее граждан;

— трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников России;

— ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;

— деятельность международных террористических организаций;

— деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировке наркотиков на территорию РФ, или использование территории России для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз является задачей Российских Вооруженных Сил и осуществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответствующими органами стран — союзников РФ.

Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом положений международного и гуманитарного права, исходя из интересов национальной безопасности России и ее законодательства. Учитывая изменения геополитической обстановки в мире, необходимо констатировать, что обеспечение безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) не является эффективным.

Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года, «боеспособные, технически оснащенные и современные Вооруженные Силы нужны нам для надежной защиты государства. Для того, чтобы мы могли спокойно решать внутренние социально-экономические задачи».

Сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия необходима нам для благополучного и мирного развития страны. Она должна быть способна защитить Россию и ее союзников, а также эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других стран в рамках борьбы с общими угрозами.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной зашиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Более детально задачи Вооруженных Сил определены Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 706 от 21 апреля 2000 г.:

1. В вооруженных конфликтах и локальных войнах перед Вооруженными Силами Российской Федерации стоит задача локализации очага напряженности и прекращения военных действий на возможно более ранней стадии в интересах создания предпосылок для урегулирования конфликта мирными средствами на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Вооруженные конфликты и локальные войны могут при определенных условиях перерасти в крупномасштабную войну. При необходимости Вооруженные Силы Российской Федерации будут развернуты для применения всех имеющихся у них сил и средств.

Для предотвращения войн и вооруженных конфликтов и обеспечения сдерживания агрессоров от развязывания любых войн на Вооруженные Силы Российской Федерации возлагаются следующие задачи:

— своевременное вскрытие совместно с силами и средствами других федеральных органов исполнительной власти готовящегося вооруженного нападения или угрожающего развития ситуации и предупреждение о них высшего руководства государства;

— поддержание состава и состояния стратегических ядерных сил на уровне, обеспечивающем гарантированное нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

— поддержание боевого потенциала группировок войск общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального (регионального) масштаба;

— обеспечение в рамках государственных мероприятий по переводу страны с мирного на военное положение стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации;

— охрана государственной границы в воздушном пространстве и в подводной среде.

2. Отдельные формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут привлекаться для ликвидации внутренних вооруженных конфликтов, которые угрожают жизненно важным интересам Российской Федерации и могут быть использованы как повод для вмешательства других государств в ее внутренние дела. Задачей применения войск и сил, привлекаемых для локализации и пресечения таких конфликтов, являются скорейшая нормализация обстановки, пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон, а также зашита стратегически важных объектов.

3. При участии в операциях по поддержанию мира, проводимых по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами России, на контингент ее Вооруженных Сил могут возлагаться следующие задачи:

— разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;

— обеспечение доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и ее эвакуации из зоны конфликта;

— блокирование района конфликта с целью обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом.

Решение названных и других задач осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации в тесном взаимодействии с другими войсками России. При этом на Пограничную службу ФСБ России возлагается охрана государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, на Внутренние войска МВД России — охрана важных государственных объектов и пресечение особо опасных правонарушений, диверсий и террористических актов.

С учетом изменившейся ситуации в мире и появлением новых угроз безопасности России изменились и задачи, которые возлагаются на Вооруженные Силы Российской Федерации. Их можно структурировать по четырем основным направлениям:

1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.

2. Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации.

3. Осуществление силовых операций мирного времени.

4. Применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные, с точки зрения безопасности РФ, военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует формулирования новых к ним подходов.

Основные приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ определяются характером задач в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны. Можно говорить о существовании нескольких принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые будут определять основные параметры военного строительства:

— способность осуществить стратегическое сдерживание;

— высокая боевая и мобилизационная готовность;

— стратегическая мобильность;

— высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;

— высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований позволяет выбрать приоритеты реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:

1. Сохранение потенциала Стратегических сил сдерживания.

2. Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск.

3. Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил).

4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.

5. Выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.

6. Совершенствование военной науки и военного образования.

7. Совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

Конечной целью этих мероприятий являются ликвидация дублирующих звеньев и обеспечение в случае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств и ведомств РФ.

Из вышеизложенного можно сделать вывод:

1. Несмотря на позитивные перемены е международной обстановке, резкое сокращение военного противостояния между государствами, военно-политическая обстановка в мире остается сложной и противоречивой.

2. Россия в силу геополитического положения остро ощущает на себе воздействие негативных факторов и особенностей современной военно-политической обстановки.

3. Существуют реальные источники угрозы национальной безопасности России. Это требует укрепления и повышения боевой готовности Вооруженных Сил.

Методические рекомендации

Во вступительном слове руководителю ОГП необходимо подчеркнуть важность данной темы, определить цель занятия, его основные вопросы.

Раскрывая первый вопрос, целесообразно заострить внимание слушателей на том, что в последние годы в мире произошло много различных событий, которые оказали существенное влияние на систему национальной безопасности Российской Федерации, поэтому первостепенная задача для нашей страны — обеспечение ее военной безопасности.

При рассмотрении второго вопроса (для всех категорий слушателей ОГП) важно уяснить, что происходящие перемены в мире привели к появлению новых угроз военной безопасности России. Наибольшую опасность в современных условиях представляют трансграничные угрозы, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз.

Необходимо добиться понимания аудиторией того, что современные Вооруженные Силы России должны отвечать характеру международной обстановки и особенностям геополитического положения страны, их необходимо строить на достижениях современной военной науки и практики. В этой связи важнейшей задачей остается модернизация наших Вооруженных Сил.

Завершить рассмотрение второго вопроса следует изложением конкретных задач боевой подготовки, которые предстоит выполнить подразделениям в зимнем (летнем) периодах обучения.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы и по подготовке к беседе.

Рекомендуемая литература:

1. Военная доктрина Российской Федерации // Красная звезда. — 12 мая. -2000.

2. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации //

Красная звезда. — 11 октября. — 2003.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. — 27 мая. — 2004.

4. Гордлевский А. Вооруженные Силы Российской Федерации // Ориентир. — 2004. — №2.

5. Отечество. Честь. Долг. Учебное пособие по общественно-государственной подготовке. Выпуск №4. — М, 1998.

кандидат философских наук, доцент, Полковник
Александр Чаевич

«Ориентир» 2004.10

voenservice.ru

Военно-политическое обозрение 🚩 Информирование | Штаб-квартира военной подготовки


ПЛАН

проведения информирования с прапорщиками войсковой части

 ТЕМА: «Военно-политическое обозрение» (по материалам военной периодической печати).

 ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: ___________

 ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 1 час

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: клуб, класс ВР.

ХОД  ИНФОРМИРОВАНИЯ:

Современная российская внешняя политика опирается на принципы прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права.

Основной задачей российской внешней политики является реализация наших национальных интересов. События последнего времени вновь показывают, что в обеспечении национальных интересов одинаково необходимы и эффективная дипломатия, и надежный оборонный потенциал страны.

В современном мире отношения между государствами в значительной степени определяются существованием серьезных реальных и потенциальных угроз. К их числу относятся: международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные и территориальные конфликты, наркоугроза.

Нашим безусловным внешнеполитическим приоритетом остается укрепление отношений со странами Содружества Независимых Государств. Нас объединяют многовековые исторические, культурные, экономические связи. Кроме всего прочего, там проживают десятки миллионов русских. Россия рассматривает пространство СНГ как сферу своих стратегических интересов. И для государств Содружества Россия является зоной их национальных интересов. Наша страна заинтересована в стабильности и экономическом прогрессе на пространстве СНГ. Перспективное направление реформирования СНГ —  укрепление общего гуманитарного пространства. Идет поиск оптимальной модели взаимодействия.

Важный элемент внешней политики Российской Федерации – широкое сближение и реальная интеграция в Европу. Речь идет о сложном и длительном процессе, но это – наш исторический выбор. Он сделан и последовательно реализуется на данном этапе через активизацию двусторонних отношений, развитие стратегического партнерства Европейским Союзом, через активное участие в работе Совета Европы.

Военное сотрудничество с зарубежными странами – составная часть внешнеполитической деятельности государства. Оно включает в себя комплекс мероприятий и политического, и экономического, и военного характера, направленных на укрепление обороноспособности и обеспечение безопасности страны, а также создание благоприятных внешних факторов  для осуществления в Вооруженных Силах России военной реформы.

Приоритет в нём отдаётся государствам – участникам СНГ. Главная цель которого- предотвращение угроз безопасности России на дальних подступах, в том числе и новых угроз коллективной безопасности государств- участников СНГ, связанных с проявлениями международного терроризма. В этой связи военное сотрудничество с государствами –участниками СНГ Минобороны России организованно на многостороннем , региональном и двустороннем уровнях.

Президент России Владимир Путин дал ответы на 49 вопросов пользователей глобальной компьютерной сети. Более половины тем касались внутренних проблем России: пенсий, военной реформы, жилищных услуг – таковых прозвучало 26. Примерно столько же – 23 вопроса – международной проблематики. В частности, В. Путин отметил, что Россия сможет надежно обеспечить свою обороноспособность и безопасность: пока другие страны имеют наступательное вооружение, Россия вынуждена уделять этому необходимое внимание и выделять на оборону нужные средства.

Владимир Путин внес в Совет Федерации проект постановления о предоставлении Президенту РВ права использовать за пределами России формирования Вооруженных сил подразделения специального назначения для пресечения международной террористической  деятельности.

 

shtab.su

Военно-политические блоки: история и цели создания

Военно-политические блоки являются организациями, к которым в обществе относятся довольно неоднозначно. Одни люди верят, что их главной задачей является поддержка мира и обеспечение военной защиты членов альянса, другие считают, что именно подобные организации – главный источник агрессии в мире. Кто же тут прав и существует ли однозначный ответ на этот вопрос? Давайте выясним, что же представляют собой военно-политические блоки, а заодно проследим историю их создания и развития.

Определение

Установим, что же подразумевается под определением данной организации. Военно-политический блок – союз нескольких государств, созданный для коллективной обороны или же для ведения боевых действий против общего противника. Создание блока может также преследовать цель сотрудничества по политическим и экономическим вопросам между его членами. Степень этого сотрудничества и взаимной интеграции для каждого подобного союза индивидуальна. Договоренности могут предусматривать совместные действия только при возникновении конкретной военной опасности либо же предполагать тесное взаимодействие во всех сферах даже в мирное время.

В одних организациях коллективное решение является строго обязательным для исполнения, в других же носит рекомендательный характер, то есть каждый член вправе отказаться от выполнения постановления, при этом не выходя из блока. Существуют союзы, в которых каждая страна-участник обязана начать военные действия в случае нападения на одного из членов блока. Но далеко не во всех подобных организациях данный принцип действует в обязательном порядке. Например, если в НАТО нападение на одного из членов союза означает объявление войны всему блоку в целом, то в СЕАТО такого правила в уставе не было.

Военно-политические блоки могут создаваться для выполнения конкретной задачи и после достижения цели быть распущенными либо же действовать на бессрочной основе.

Предыстория возникновения блоков

Предшественники современных военных блоков известны ещё со времен Древнего мира. Самым первым военным союзом нескольких государств можно назвать существовавшую 10 лет коалицию греческих полисов в легендарном походе против Трои в XII в. до н.э. Но это были, скорее, легендарные времена, а не исторические, так как письменных летописей тех событий не сохранилось.

Первая коалиция в достоверной истории появляется в 691 г. до н. э. Это был союз Мидии, Вавилонии и Элама против Ассирии. Кроме того, истории известны такие союзы греческих полисов, как Пелопоннесский, Делосский, Беотийский, Коринфский, Халкидский. Чуть позже образовались Эллийский, Ахейский и Этолийский союзы. Тогда же в Средней Италии был образован Латинский союз, позже выросший в Древнеримское государство.

Все эти союзы больше напоминали конфедерации, чем военные блоки в современном их значении.

В Средние века союзы государств чаще всего ограничивались военной поддержкой в случае войны и почти не касались других сфер взаимоотношений. Зачастую это было объединение против конкретного врага. Так, цементирующей основой франко-шотландского (или Старого) союза, который был заключен в 1295 году, было враждебное отношение обеих стран с Англией. Именно в это период Англия начала свою экспансию в Шотландию, а через несколько десятков лет началась Столетняя война с Францией. Примечательно, что союз между Шотландией и Францией просуществовал целых 265 лет до 1560 года.

В 1386 году возник англо-португальский союз, оформленный Виндзорским договором. Он, в свою очередь, был направлен против усиления Испании. Впрочем, формально он существует по сегодняшний день, тем самым являясь старейшим военно-политическим союзом, но все-таки не блоком в современном понимании.

На заре Нового времени возник целый ряд военных союзов европейских государств, стремившихся объединиться в коалиции против общего противника. К таким союзам можно отнести Священные и Католические лиги под патронатом папы римского, Протестантский союз, объединявший лютеранские и кальвинистские государства и другие объединения.

В 1668 году возник Тройственный альянс Англии, Швеции и Голландии, направленный против усилившейся при Людовике XIV Франции.

В 1756 году было образовано сразу два противоборствующих союза – англо-прусский и Версальский. В последнее объединения входили Россия, Франция и Австрия. Именно эти коалиции вступили в противоборство в Семилетней войне. В конце концов, Российская империя, вследствие восшествия на престол Петра III, перешла на сторону англо-прусского союза.

С 1790 по 1815 год образовался целый ряд коалиций, направленных на борьбу с революционной и наполеоновской Францией. Причем зачастую силой оружия и с помощью дипломатии Франция заставляла некоторых членов данных коалиций выходить из них, или даже переходить на французскую сторону. Но, в конце концов, силам Шестой коалиции удалось одержать победу над Наполеоном.

В 1815 году между Пруссией, Россией и Австрией был образован Священный союз, целью которого было закрепление миропорядка, установленного после Наполеоновских войн, и недопущение революций в Европе. Впрочем, в 1832 году после очередной революции во Франции этот союз распался.

В 1853 году была образована коалиция между Францией, Англией, Османской империей и Сардинским королевством против Российской империи. Этот союз одержал победу в Крымской войне.

Союзы нового типа

Теперь настало время описать формирование военно-политических блоков, более близких к современному типу. Зарождение подобных организаций началось со второй половины XIX века и оформилось в конкретные структуры ближе к концу столетия. Именно формирование этих объединений стало решающим фактором, который привел к началу I мировой войны.

Основой для противоборствующих блоков стал Тройственный (1882-1915 гг.) и франко-русский союз (1891-1893 гг.), позже преобразовавшиеся в Четверной союз и Антанту.

Формирование Четверного союза

Как было сказано выше, основой для создания Четверного союза послужил Тройственный союз, заключенный в 1882 году между Австро-венгерской империей, Италией и Германией. Страны Тройственного союза стремились утвердить свое доминирование в континентальной Европе, для чего объединились против Франции и Российской империи.

Предшествовал заключению Тройственного союза двусторонний австро-германский договор 1879 года. Именно Германская империя, созданная на основе королевства Пруссия, выступила с инициативой создания военно-политического блока, направленного против России и Франции. Германия была также сильнейшим в экономическом и политическом плане государством блока.

Нужно отметить, что прежде Австро-Венгрия придерживалась союзнических отношений с Российской империей, а с Пруссией как раз враждовала из-за соперничества за право главенства в германском мире. Но после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 года и во франко-прусской войне 1970 года ситуация в корне изменилась. Пруссия доказала свое доминирование на осколках бывшей Священной Римской империи, и Австро-Венгрия вынуждена была пойти на союз с ней, подписав в 1879 году в Вене договор о взаимной поддержке, срок действия которого устанавливался в 5 лет.

Договор предусматривал, что в случае атаки Российской империи на одного из подписантов второй должен прийти ему на помощь. Если на Германию или Австро-Венгрию нападет не Россия, а другая страна, то второй фигурант договора обязан как минимум соблюдать нейтралитет, но если на стороне агрессора выступит российский император, то, опять же, подписанты должны объединиться для взаимной борьбы. Этот блок двух держав принято было называть Двойственным союзом.

В 1882 году к Австро-Венгрии и Германии присоединилась Италия. Так возник Тройственный союз. Впрочем, подписание договора между этими тремя странами вначале держалось в секрете. Как и прежде, термин действия договора ограничивался пятью годами. В 1887 и в 1891 гг. он подписывался заново, а в 1902 и в 1912 гг. автоматически пролонгировался.

Нужно отметить, что союз трех стран был не очень прочный. Так, по экономическим причинам в 1902 году между Италией и Францией был подписан договор, который гласил, что в случае войны между французами и германцами, итальянцы будут соблюдать нейтралитет. Поэтому после начала I мировой войны в 1914 году Италия не выступила на стороне Германии и Австро-Венгрии. В 1915 году, подписав соглашение в Лондоне со странами Антанты, Италия отказалась от участия в Тройственном союзе, и вступила в войну на стороне его противников.

Тройственному союзу пришел конец. Германии и Австро-Венгрии удалось создать новую коалицию. Вместо Италии, уже в ходе мировой войны, к союзу присоединились сразу два государства – Османская империя (с 1914 г.) и Болгария (с 1915 г.). Так возник Четверной союз. Страны, которые входили в это военно-политическое объединение принято называть Центральными державами.

Четверной союз прекратил существование вследствие поражения в I мировой войне. В итоге Австро-Венгерская и Османская империя распались, а Германия и Болгария понесли значительные территориальные потери.

Антанта

Военно-политические блоки Первой мировой войны не ограничивались только Четверным союзом. Второй грозной силой, которая вступила в противостояние, была Антанта.

Началу формирования Антанты положил франко-русский союз, заключенный в 1891 году. Он был своеобразным ответом на образование Тройственного союза. Россия и Франция договорились, что в случае нападения членов враждебной коалиции на одну из стран, вторая должна оказать военную помощь. Данные договоренности имели силу, пока существует Тройственный союз.

В 1904 году было подписано соглашение между Великобританией и Францией. Оно положило конец многовековому соперничеству этих держав. Великобритания и Франция договорились о колониальном разделе мира и стали фактически союзниками. За данным соглашением закрепилось наименование Entente cordiale, что с французского переводится как «сердечное согласие». Отсюда же и пошло название блока – Антанта.

В 1907 году удалось преодолеть англо-русские противоречия. Между представителями государств был подписан договор о разграничении влияния. Таким образом завершилось формирование Антанты.

Военно-политические блоки в Европе — Антанта и Четверной союз — сыграли определяющую роль в развязывании I мировой. После нападения Германской империи на Россию и Францию Великобритания, верная своему союзническому долгу, объявила войну Германии. Впрочем, не у всех членов Антанты хватило сил и ресурсов довести войну до победного конца. Так, в 1917 году в России произошла большевистская революция, после чего страна заключила мир с Германией и фактически вышла из Антанты. Впрочем, это не помешало другим участникам коалиции, при помощи США и остальных союзников, одержать победу в мировой войне.

После завершения войны страны Антанты (Великобритания и Франция) предприняли интервенцию в Россию с целью свержения большевистского режима. Впрочем, на этот раз больших успехов достичь не удалось.

Военные блоки во время II мировой войны

Военный союз нацисткой Германии, фашисткой Италии, императорской Японии и ряда других стран послужил главной причиной Второй мировой войны. Началом создания блока послужил подписанный в 1936 году договор между Германией и Японией о совместных действиях против распространения коммунизма. Он получил название «Антикоминтерновский пакт». Позже к этому договору присоединилась Италия и ряд других государств, которые принято называть странами Оси. Именно державы этого блока проявили агрессию, начав Вторую мировую войну.

Коалиция, противостоящая странам Оси, сложилась уже только в ходе II мировой войны. Она сформировалась из СССР, Великобритании и США и приняла название Антигитлеровской коалиции. Начало формирования было положено в 1941 году, после вступления в войну СССР и США. Ключевым моментом в создании блока, направленного против фашистских агрессоров, стала Тегеранская конференция глав держав в 1943 году. Только после создания прочной коалиции союзникам удалось переломить ход войны.

Блок НАТО

Создание военно-политических блоков стало элементом противостояния между странами Запада и СССР в так называемой холодной войне. От них исходила опасность развязывания новой мировой войны, но одновременно они служили и сдерживающим фактором.

Наибольшую известность приобрел Североатлантический альянс (НАТО). Он был создан в 1949 году и объединял страны Западной Европы, США и Канаду. Его целью является обеспечение коллективной безопасности вышеуказанных стран. Впрочем, ни для кого не секрет, что изначально Североатлантический альянс был задуман с целью сдерживания СССР. Но даже после распада Союза блок не прекратил существования, а, наоборот, пополнился целым рядом стран из восточной Европы.

Ещё до образования НАТО в 1948 году был сформирован Западноевропейский союз. Это была своеобразная попытка организовать собственные общеевропейские вооруженные силы, но после формирования НАТО, актуальность этого вопроса отпала.

Создание ОВД

В ответ на образование НАТО в 1955 году страны социалистического лагеря по инициативе СССР создали свой военно-политический блок, который стал называться ОВД. Его целью было противостояние Североатлантическому альянсу. В состав блока, кроме СССР, входили ещё 7 государств: Болгария, Албания, Венгрия, Польша, ГДР, Чехословакия.

ОВД был ликвидирован в 1991 году, после распада социалистического лагеря.

Малые военные блоки

Военно-политические блоки 20 века существовали не только в глобальном, но и в региональном масштабе. Между мировыми войнами было создано целый ряд местных союзов, призванных решать региональные задачи, и обеспечить версальский миропорядок. К ним относились Антанты: Малая, Средиземноморская, Балканская, Ближневосточная, Балтийская.

Во времена холодной войны был создан ряд региональных блоков, целью которых было недопущение распространения коммунистических режимов. К ним относились СЕАТО (Юго-Восточная Азия), СЕНТО (Ближний Восток), АНЗЮК (Азиатско-Тихоокеанский регион).

Формирование ОДКБ

В 1992 году ряд стран бывшего СССР сформировали союз – ОДКБ. Это своеобразный военно-политический блок России, так как она играет в нем доминирующую роль.

Задачей ОДКБ является обеспечение безопасности её членов и стабильности на постсоветском пространстве. Кроме РФ, в блок входят Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Таджикистан. Ранее в него входили также Узбекистан, Грузия и Азербайджан.

fb.ru

Военно-политический блок — это… Что такое Военно-политический блок?

Вое́нно-полити́ческий блок — союз или соглашение государств с целью совместных действий для решения общих политических, экономических и военных задач.

Древний мир

  • Антиассирийская коалиция, (691 — г. до н. э.), (Вавилония, Элам, Мидия)
  • Фокидский союз
  • Пелопоннесский союз, (6-4 в. до н. э.)
  • Антиперсидский союз, (547 — ? г. до н. э.), (Вавилония, Древний Египет, Лидия)
  • Латинский союз, (6 в до н. э. — 338 г. до н. э.)
  • Делосский союз, (477 г. до н. э. — 426 г. до н. э.) против Персов
  • Халкидский союз
  • Беотийский союз
  • Коринфский союз
  • Этолийский союз, (322 г. до н. э.-189 г. до н. э.)
  • Ахейский союз
  • Эллинский союз

Средние века

  • Кёльнская конфедерация, (1368-)
  • Кальмарская уния, (1397 -), (Дания, Норвегия, Швеция)
  • Ганза — XIV век (союз ряда городов, в основном северонемецких).
  • Самбайская лига, (1508-) (Семь стран)
  • Священная лига 1511,
  • Священная лига 1571, (Ватикан, Испания, Венеция)
  • Священная лига 1684, (Священная римская империя, Польша-Литва, Венеция, с 1686 г. Россия) против Османской империи.
  • Католическая лига, (1576 -)
  • Парижская лига, (1585 -)
  • Протестантский союз, (1608—1621)

Новое время

  • «Священная лига» — антитурецкая коалиция, сложившаяся в ходе начавшейся в 1683 г. войны Австрии и Польши против Турции; оформлена австро-польским договором, в 1684 г. к нему присоединилась Венеция, в 1686 г. — Россия.
  • Англо-Прусский союз, (1756-)
  • Версальский союз, (1756-), (Франция, Россия, Австрия)
  • Тройственный союз (1668) (1668 — ?), (Англия, Голландия, Швеция)
  • Тройственный союз 1790, (1790-) (Англия, Австрия, Пруссия) против Франции, Бельгии.
  • Первая коалиция, контрреволюционная, (1792-), (Англия, Россия, Австрия, Пруссия) против Французской революции.
  • Вторая коалиция, (1798-), (Англия, Россия, Австрия, Турция) против Франции.
  • Третья коалиция, (1805-), (Англия, Россия, Австрия, Сицилия) против Франции.
  • Четвёртая коалиция, 1806-, (Англия, Россия, Пруссия, Швеция) против Франции.
  • Пятая коалиция, 1809, (Англия, Австрия) против Франции
  • Шестая коалиция, (1813-), (Англия, Россия, Пруссия, Швеция, Испания, Португалия) против Франции.
  • Священный союз, (1815—1832), (Австрия, Пруссия, Россия) против революций в Европе.
  • Лондонская конференция 1827, (Россия, Великобритания, Франция) против Турции и Египта.
  • Крымская коалиция, (1853-), (Англия, Франция, Турция) против России.
  • Союз трёх императоров (1873—1886), (Германия, Австро-Венгрия, Россия) против Турции.
  • Тройственный союз 1882, (1882—1915), (Германия, Австро-Венгрия, Италия) против Франции и России.
  • Франко-русский союз, (1891—1893) (Россия и Франция) против Германии, Австро-Венгрии и Италии.

XX век

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

  • (1904—1915) — Антанта, (Россия, Великобритания, Франция) против Тройственного союза 1882 г.
  • (1915—1918) — Четверной союз (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария) против Антанты.
  • (1936—1945) — Антикоминтерновский пакт (Германия, Италия, Япония и другие).
  • (1941—1945) — Антигитлеровская коалиция (СССР, Великобритания, США и другие) против Германии, а затем и других государств Антикоминтерновского пакта.
  • (1948—2011) — Западноевропейский союз
  • (1949) —  НАТО, (12 стран + другие) против СССР, позднее против стран ОВД.
  • (1955—1991) — ОВД, (7стран) против НАТО.
  • (1955—1977) — СЕАТО
  • (1955—1979) — СЕНТО
  • (1971—1975) — АНЗЮК

Современные военные союзы

Военно-политические блоки

Организация Североатлантического договора (NATO) (создана в 1949 году):

АНЗЮС (ANZUS) (создан в 1951 году):

Региональная система обороны (RSS) (создана в 1982 году):

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (создана в 1992 году):

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) (создана в 2001 году)

Международные организации имеющие военную составляющую

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (CCASG/مجلس التعاون لدول الخليج العربية) (создан в 1981 году)

Европейский союз (EU) (создан в 1992 году):

Союзное государство России и Белоруссии (СГРБ) (создано в 1996 году)

Межгосударственные договоры о военных союзах

Англо-португальский договор (подписан в 1373 году):

Межамериканский договор о взаимной помощи (TIAR) (подписан в 1947 году):

Договор о взаимной обороне между Республикой Филиппины и Соединенными Штатами Америки (подписан в 1952 году):

Договор о взаимной обороне между Республикой Корея и Соединенными Штатами Америки (подписан в 1953 году):

Договор о взаимодействии и безопасности между Соединенными Штатами Америки и Японией (подписан в 1960 году):

Оборонное соглашение пяти держав (FPDA) (подписано в 1971 году):

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия (подписан в 2008 году)

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия (подписан в 2008 году)

Договор об укреплении взаимодействия в оборонной сфере и области обеспечения ядерного сдерживания (подписан в 2010 году):

Межгосударственные воинские формирования

Командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) (создано в 1958 году):

Франко-Германская бригада (создана в 1987 году)

Балтийская Военно-морская Эскадра (BALTRON) (создана в 1998 году)

Многонациональный инженерный батальон «Тиса» («Tisa»/«Тиса») (создан в 2002 году)[1]

Литовско-Польско-Украинская бригада (LITPOLUKRBRIG/ЛИТПОЛУКРБРИГ) (создана в 2009 году)

Односторонние гарантии защиты

Акт-Пареаж (Подписан в 1278 году)

Акт о взаимоотношениях с Тайванем (Принят в 1979 году в замен Договора совместной обороны между Соединенными Штатами Америки и Китайской Республикой подписанного в 1954 году)[2]

Примечания

dic.academic.ru

Война и мир — 1.40. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ (ПРОТИВОБОРСТВО)

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ (ПРОТИВОБОРСТВО) — характер военно-политических отношений между соперничающими государствами (коалициями государств), определяемый их состязанием в создании и поддержании направленных друг против друга военно-стратегических потенциалов (военной мощи).

Такие отношения включают создание и постоянное совершенствование нацеленных друг против друга вооруженных сил, борьбу за военное и военно-техническое превосходство, поддержание вооруженных сил и вооружений в более высокой боевой готовности по отношению к вероятному противнику.

Предусматривает:

  • стремление к упреждению другой стороны в развитии традиционных и создании принципиально новых средств вооруженной борьбы в области ракетно-ядерного и высокоточного дальнобойного обычного вооружения, боевых воздушно-космических систем, управляемых средств поражения с элементами искусственного интеллекта, средств разведки всех видов и назначений, высокомобильных транспортных средств;
  • ведение активной оперативной и технической разведки и контрразведки;
  • проведение мероприятий по политической и военной изоляции другой стороны;
  • создание условий для упреждающего развертывания вооруженных сил и своевременного (а для агрессора – внезапного) ввода их в действие.
  • Уровень военно-политического противостояния (противоборства) является одним из источников международной напряженности. В зависимости от целей проводимой различными государствами политики и конкретных условий военно-политической обстановки он постоянно изменяется. В мирное время военное противостояние обходится, как правило, без военных инцидентов, но может использоваться для оказания военного давления. С началом войны выливается в прямое противоборство сторон. В интересах укрепления международной безопасности одной из важных задач внешней политики является снижение уровня военно-политического противостояния.

    www.voina-i-mir.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *