Военно-экономическая политика

Концепция военно-экономической политики

Под военно-экономической политикой понимают систему официально провозглашенных руководством государства системы взглядов, а также связанная с нею деятельность по экономическому обеспечению проблем обороны. Она опирается на экономические возможности конкретного государства, в связи с чем, ее основные показатели обретают конкретность при выработке экономической и военной политики.

Военно-экономическая политика обладает собственной самостоятельностью, не выводится из экономической и военных политик, но в свою очередь оказывает серьезное влияние на них. Ее цель двуедина – минимизации экономических расходов на ее реализацию и максимизации получаемого военного эффекта. Достижение военных целей возможно только в том случае, если они обеспечиваются экономическим развитием государства. Это аксиома реальной военной политики. В тоже время, эти цели должны быть экономически обоснованы. Это аксиома реальной экономической политики.

Замечание 1

При этом следует учесть, что как экономически нереальные требования военной политики могут серьезно нанести вред экономике, так чрезмерная «осторожность» в экономических вопросах может принести значительный вред оснащению Вооруженных Сил современными средствами обороны.

Решить эту дилемму, можно лишь используя высококомпетентных военных специалистов, которые глубоко понимают экономические процессы, происходящие в экономики страны, и сознательно в них ориентируются.

Основные основания (положения) современной концепции эффективной военно-экономической политики, можно свести к следующим.

  • во-первых, так как фундамент военно-экономической политики, ее мощь основана на реальном экономическом развитии государства, предельно ясно, что именно воссоздание, развитие и укрепление сектора реальной экономики является жизненно необходимым условием для решения проблем национальной безопасности;
  • во-вторых, очень важно, чтобы проводимые структурные преобразования не сделали нашу страну в какой-либо придаток экономически развитых государств, чтобы была обеспечена ее экономическая и политическая независимость;
  • в-третьих, важно соблюдать разумные меры в процессах приватизации в ОПК, а проводимое реформирование системы управления экономикой не стало причиной разрушения существующих механизмов государственного управления, необходимых в случаях частичной или полной мобилизации;
  • в-четвертых, для эффективного функционирования сектора военной экономики, достижения существенных военных результатов, предполагает со стороны государства определенное централизованное руководство военно-экономической политикой. Свободный рынок не может эффективно регулировать сферу военно-экономической политики, утрата государством ведущей роли в этой сфере вполне может привести к полной утрате военно-экономической безопасности;
  • в-пятых, основные положения эффективной военно-экономической политики страны, требуют, чтобы существующие проблемы в военной сфере необходимо должным образом экономически осмыслить, учесть при подготовке и принятии решений на всех уровнях управления военно-экономической политикой, особенно в вопросах формирования военной доктрины государства, конкретных мероприятиях проводимой военной реформы, процессах организации боевой выучки войск. В противном, случае принимаемые военные решения вполне могут стать нереальными, с элементами утопии и авантюризма;
  • в-шестых, реорганизация, реструктуризация и повышение эффективности реализации военно- экономической политики государства, должна проходить на основе глубокого ее реформирования. Это напрямую вытекает из положений (оснований), которые были рассмотрены выше. В данном контексте можно вести речь об оптимизации масштабов, структуры, организации, форм и методов реализации военной-экономической политики.

Цели и задачи военно-экономической политики

После выяснения исходных оснований (положений) военно-экономической политики государства, логическим этапом является определение ее функциональной цели, основных принципов организации, разработка мероприятий по реализации конкретных задач, определения основных направлений, выделение этапов, определяющих ее эффективное достижение.

Замечание 2

Ключевая цель военно-экономической политики заключается в эффективном обеспечении военно-экономической безопасности государства, т.е. способность устойчиво поддерживать необходимую экономическую и военную мощь, осуществлять реализацию военно-экономического потенциала в объемах и сроках, которые определены в военной доктрине государства.

Основные принципы:

  • соответствие военно-экономической политики государства существующим военным потребностям страны и ее экономическим возможностям, которые должны исключать экономическое перенапряжение в мирное время;
  • высокая мобильность военно-экономической политики, реального сектора экономики, высокая мобилизационная готовность;
  • достаточно жесткое государственное регулирования сферы военно-экономических процессов, с необходимым применением соответствующих рыночных механизмов в той мере, которая необходима для повышения их эффективности;
  • использование возможных выгод международного сотрудничества при сохранении независимости государства от проблем внешнего мира при обеспечении потребностей Вооруженных Сил, а также других жизненно важных интересов страны, как в мирное, так и военное время.

Основные задачи, основные направления военно-экономической политики закрепляются законодательно, в соответствующих нормативно-правовых актах.

Так основными целями современной военно-экономической политики в настоящее время является: удовлетворение насущных материальных, финансовых потребностей Вооруженных Сил на уровне, который обеспечивает их плановое функционирование и их плановое реформирование; создание необходимых условий, которые по мере восстановления экономики страны, позволят создать качественно новую материально-техническую, профессионально-кадровую основу Вооруженных Сил.

Для достижение этой двуединой цели требуется решить следующие конкретные задачи:

  • реформирование военно-экономического механизма и системы управления военно-экономической политикой;
  • оптимизация масштабов и реструктуризация оборонной промышленности,
  • восстановление, реорганизация и модернизация существующей военно-экономической инфраструктуры;
  • создание современной нормативно-технической базы для централизованного программно-целевого управления системой государственных заказов на различные типы вооружений, современной военной техники, организация в реорганизованных оборонных Министерствах централизованного органа формирования государственных заказов на военно-техническую продукцию, проведение планомерной ее стандартизации, унификации, рационализация типов и номенклатуры вооружений, военной техники;
  • военно-экономическая интеграция в ЕАЗС;
  • развитие международных военно-экономических отношений;
  • мобилизационная подготовка рыночного сектора экономики;
  • формирование современного кадрового потенциала и эффективная социальная защищенность военнослужащих.

Решение поставленных задач несомненно приведет к значительному повышению военно-экономического потенциала страны, повышению эффектив

spravochnick.ru

Помощник Министра обороны по вопросам военной экономики и финансам

Можиловский Игорь Владимирович

Генерал-майор
Помощник Министра обороны по вопросам военной экономики и финансам — начальник главного финансово-экономического управления Министерства обороны


Историческая справка

Приказом командующего Западным фронтом от 18 июня 1921 г. № 1177 сформировано финансовое управление. Первым начальником финансового управления Западного фронта был назначен Фортунатов Н.А. (с 30 июня 1921 г. по 4 ноября 1926 г.).

Приказом Реввоенсовета СССР от 8 апреля 1924 г. № 568 Западный фронт преобразуется в ЗапВО, просуществовавший под таким наименованием до октября 1926 г., когда приказом Реввоенсовета СССР от 2 октября 1926 г. ЗапВО был переименован в Белорусский военный округ. Начальником финансового управления округа был назначен Фролов В.А. (с 4 ноября 1926 г. по 28 декабря 1931 г.). Затем финансовый отдел возглавил Гребенник Л.М. (с 28 декабря 1931 г. по 24 января 1938 г.).

В это время в воинских частях вопросами материального и финансового обеспечения ведал заведующий хозяйственной частью, который подчинялся командиру части, а по специальным вопросам — вышестоящему начальнику снабжения. В подчинении завхозчастью находились делопроизводитель и казначей, которые занимались планированием, учетом и расходованием денежных средств и материальных ценностей. Кроме того, в функции казначея входило вещевое довольствие. Получение, организация хранения и выдача вещевого имущества личному составу возлагались на каптенармуса, который подчинялся казначею.

С июня 1932 года финансирование войск было изъято из ведения начальника снабжения Красной Армии и передано Центральному военно-финансовому управлению. С этого времени финансовые отделы округов стали полностью подчиняться командующим войскам военных округов.

26 июля 1938 г. Главный военный совет Красной Армии принял постановление о преобразовании Белорусского военного округа в Белорусский особый. Финансовый отдел округа и особого округа с 24 февраля 1938 г. по 20 января 1940 г. возглавлял Рябов Д.М.

В период с 29 февраля 1940 г. по ноябрь 1941 г. финансовый отдел округа возглавлял Цирюльников А.М., с декабря 1941 г. по 10 октября 1943 г. полковник Перельсон Е.А.

Белорусский военный округ 2-го формирования создан в соответствии с приказом Государственного комитета обороны от 15 октября 1943 г. Управление округа, сформированное на базе управления Московской зоны обороны, с ноября 1943 г. дислоцировалось в г. Смоленске, с августа 1944 г. ‑ в г. Минске. В июле 1944 г. в состав округа временно включена территория Литовской ССР, в сентябре вновь образованные Бобруйская, Полоцкая и Гродненская области. Приказом НКО от 18 декабря 1944 г. Белорусский военный округ с 1 января 1945 г. переименован в Белорусско-литовский военный округ. Приказом НКО от 9 июля 1945 г. этот округ разделен на два: Барановичский и Минский военные округа, просуществовавшие до февраля 1946 г. Финансовый отдел Белорусско-Литовского и Минского военных округов возглавлял полковник Дементьев И.Е. (с 19 октября 1943 г. по 5 июня 1946 г.).

Финансовую службу (отдел) Белорусского военного округа в послевоенное время возглавляли участники Великой Отечественной войны полковники Дементьев И.Е. (до июня 1946 г.), Перельсон Е.А. (июнь 1946 г. ‑ апрель 1947 г.), Демченко Б.Я. (май 1947 г. ‑ сентябрь 1950 г.), генерал-майоры Сараев Н.В. (октябрь 1950 г. ‑ сентябрь 1953 г.), Щербина В.П. (октябрь 1953 г. — май 1964 г.), Ермолович В.Д. (июнь 1964 г. ‑ октябрь 1968 г.), Данилов А.Р. (ноябрь 1968 г. ‑ октябрь 1988 г.), а также полковники Кирьянов Н.С. (ноябрь 1988 г. ‑ октябрь 1989 г.), Демченко В.И. (ноябрь 1989 г. ‑ апрель 1992 г.).

В декабре 1991 года распался СССР. Образовалась независимая Республика Беларусь со своими Вооруженными Силами. В тот период финансовой службой БВО руководил полковник А.Задойко.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 13 марта 1992 г. № 137 было создано Министерство обороны Республики Беларусь, на базе финансовой службы Белорусского военного округа было создано финансово-экономическое управление Министерства обороны.

С 1 января 1995 финансово-экономическое управление Министерства обороны переименовано в управление военного бюджета и экономики Министерства обороны.

Финансово-экономическое управление и управление военного бюджета и экономики Министерства обороны Республики Беларусь возглавляли: полковник Задойко A.M. (май 1992 г. ‑ декабрь 1995 г.), полковник Чечуха Н.А. (январь 1995 г. ‑ январь 1999 г.), полковник Галезник П.М. (февраль 1999 г. — декабрь 2001 г.).

С 21 декабря 2001 г. управление военного бюджета и экономики Министерства обороны было преобразовано в главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны, в составе управления планирования, финансирования и бухгалтерского учета, управления социального обеспечения, отдела финансового регулирования хозяйственной деятельности, отдела денежного довольствия и тарификации штатов, а также созданы самостоятельные структурные подразделения Министерства обороны ‑ военно-экономическое управление и отдел труда и заработной платы. Кроме того, в состав высшего командования Вооруженных Сил введена должность помощника Министра обороны по вопросам военной экономики и финансам.

Указом Президента Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 314 на должность помощника министра обороны по вопросам военной экономики и финансам назначен полковник Бренько А.А.

В соответствии с директивой Министра обороны Республики Беларусь от 27 мая 2002 г. № Д-35 с 10 июня 2002 г. главное управление военного бюджета и финансирования было преобразовано в управление военного бюджета и финансирования в составе отдела планирования, финансирования и бухгалтерского учета, отдела финансового регулирования хозяйственной деятельности, отдела социального обеспечения, отдела денежного довольствия и тарификации штатов. Военно-экономическое управление Министерства обороны было переименовано в военно-экономический отдел Министерства обороны.

С 1 октября 2002 г. из состава управления военного бюджета и финансирования был выведен отдел финансового регулирования хозяйственной деятельности, который вошел в состав управления военной экономики Министерства обороны, образованного на базе военно-экономического отдела Министерства обороны.

Управление военного бюджета и экономики, главное управление военного бюджета и финансирования, управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны с декабря 2001 г. по март 2005 г. возглавлял полковник Галезник П.М.

В соответствии с директивой Министра обороны Республики Беларусь от 27 января 2005 г. № 2 с 30 марта 2005 г. в штате Министерства обороны образовано новое структурное подразделение — главное финансово-экономическое управление Министерства обороны в составе управления финансового планирования, финансирования и бухгалтерского учета, управления военной экономики, управления социального обеспечения, отдела денежного довольствия и тарификации штатов, отдела заработной платы и организационно-плановой группы.

Одновременно из состава высшего командования Вооруженных Сил исключена должность помощника Министра обороны по вопросам военной экономики и финансам и введена должность помощника Министра обороны по вопросам военной экономики и финансам — начальника главного финансово-экономического управления Министерства обороны.

Указом Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 г. помощником Министра обороны по вопросам военной экономики и финансам ‑ начальником главного финансово-экономического управления Министерства обороны назначен полковник Бренько А. А. (с 23 февраля 2006 г. ‑ генерал-майор).

С июля 2008 г. до августа 2014 г. помощником министра обороны по вопросам военной экономики и финансам ‑ начальником главного финансово-экономического управления Министерства обороны являлся полковник Галезник П.М. (с 22 февраля 2010 г. ‑ генерал-майор).

Указом Президента Республики Беларусь от 19 августа 2014 г. № 415 на должность помощника Министра обороны по вопросам военной экономики и финансам ‑ начальника главного финансово-экономического управления Министерства обороны назначен полковник Можиловский И.В. (с 22 февраля 2016 г. — генерал-майор).

Подчиненные органы военного управления

Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны

www.mil.by

Военная экономика: управление, планирование, военно-экономическая безопасность


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

«исследование разработка«~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Финансово-экономическая служба

Финансово-экономическая служба армии и флота имеет давнюю и богатую историю. Регулярное материальное и денежное обеспечение русской армии было организовано ещё в XVI веке. За прошедший период финансово-экономическая служба непрерывно развивалась и её роль постоянно возрастала. Основные принципы организации финансового обеспечения, выработанные историческим опытом, действуют и сегодня в классификации расходов, планировании и нормировании, организации контроля и учёта, в системе денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и других вопросах.

Можно с уверенностью сказать, что военная финансово-экономическая служба выдержала испытание временем и оказала большое влияние на развитие военной организации государства.

Финансово-экономическая служба академии предназначена для финансового обеспечения положенными видами денежного довольствия военнослужащих и заработной платой гражданского персонала, ведения бухгалтерского учёта, своевременного составления полной и достоверной отчетности, развития учебно-материальной базы академии.

По 30 июня 2011 года академия являлась получателем бюджетных средств. Решением министра обороны с 1 июля 2011 года на начальника академии возложена функция распорядителя бюджетных средств. В настоящее время на финансовом обеспечении академии находятся её филиалы (Вольский военный институт материального обеспечения, Омский автобронетанковый инженерный институт, Пензенский артиллерийский инженерный институт).

Финансовую службу академии в разные годы возглавляли полковники Сериков Николай Иванович (1979-1992 гг.), Гребнев Виктор Миронович (1992-1999 гг.), Лысак Владимир Михайлович (1999-2009 гг.). С 2009 года и по настоящее время главным бухгалтером академии является Соцков Александр Юрьевич (подполковник запаса, участник боевых действий в Афганистане).

Заместителем начальника финансово-экономической службы с 2010 года является Когатько Наталья Ивановна (подполковник запаса).

Заместитель начальника ФЭС Н.И. Когатько 
проводит совещание с начальниками отделений
 

В структуру финансово-экономической службы академии входят:

– начальник службы – главный бухгалтер;

– заместитель начальника ФЭС – заместитель главного бухгалтера;

– организационно-плановое и учётно-аналитическое отделение;

– расчётное отделение;

– отделение учёта материальных средств;

– бухгалтеры по кассовым операциям.

Организационно-плановое и учётно-аналитическое отделение предназначено для правильного определения и своевременного истребования необходимых денежных средств, обеспечения их планового и строго целевого использования, правильного и своевременного отражения финансовых операций по поступлению, возврату, расходованию, передаче по принадлежности и сдаче в доход бюджета денежных средств, а также составления и своевременного представления финансовой и бухгалтерской отчетности.

Руководит отделением Туманцев Михаил Николаевич, майор запаса. В отделении на протяжении более 18 лет работают бухгалтер Яковлева Ида Николаевна и экономист Родичева Вера Михайловна, а также безупречно работают экономисты Харитонова Валентина Дмитриевна, Ярулина Лариса Николаевна, Шумицкая Наталья Николаевна; бухгалтеры Коробкова Светлана Вячеславовна, Лукьянова Лилия Петровна, Чернова Татьяна Владимировна.

Расчетные отделения предназначены для своевременного и правильного начисления денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу, а также других выплат предусмотренных законодательством Российской Федерации при строгом соблюдении финансовой и штатно-тарифной дисциплины.

В составе финансово-экономической службы находятся 3 расчетных отделения (два отделения по расчету заработной платы и одно расчетное отделение по расчету денежного довольствия), которые возглавляют финансисты (офицеры запаса) Касаткин Виктор Валерьевич, Каграманян Сурен Сейранович и Рязанов Андрей Валерьевич.

На протяжении долгого времени, в отделении безупречно работают ведущие бухгалтеры Лысак Владимир Михайлович, Виноградова Ольга Анатольевна, Викуловская Ольга Викторовна, Пензина Наталья Викторовна, Маркова Елена Викторовна и бухгалтеры: более 20 лет Барбицкая Ольга Ивановна, Смирнова Нина Степановна, Могилева Елена Андреевна, Мамаева Алина Ивановна. Успешно овладев современными средствами программного обеспечения бухгалтерского учета, оперативно решая задачи, возникающие в процессе работы, ветераны продолжают успешно трудиться, передавая свой богатый опыт молодым сотрудникам. Сегодня вопросы расчетного отделения успешно решают Алейникова Екатерина Юрьевна, Пронина Ольга Михайловна, Гришенькина Елена Анатольевна, Костина Яна Владимировна, Госедло Наталья Ивановна, Тимошенко Наталья Анатольевна, Дьяченко Диана Игоревна, Перевышко Мария Владимировна Костина Екатерина Александровна, Шумина Юлия Сергеевна.

Отделение учета материальных средств предназначено для обеспечения законного, своевременного, полного и достоверного ведения учета по движению материальных ценностей. Осуществляет контроль за использованием выданных доверенностей на получение нефинансовых активов и иного имущества.

В состав финансово-экономической службы входят три отделения учета материальных средств, которые обслуживают подразделения академии по территориальному признаку: непосредственно академию, Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) и Военный институт (инженерно-технический).

Отделениями руководят офицеры запаса Груздев Андрей Станиславович, Комиссаров Андрей Евгеньевич и Немченко Ольга Геннадьевна. В отделениях безупречно работают ведущие бухгалтеры Андрюшина Елена Михайловна, Дибриян Валерия Владимировна, Иванова Валентина Павловна, бухгалтеры Ясинская Надежда Федоровна, Коршунова Татьяна Ивановна, Смирнова Валентина Григорьевна, Болобан Ирина Михайловна, Столбова Эльвира Рашидовна, Постовая Галина Павловна, Левченко Мария Валентиновна, Кривова Марина Николаевна, Колесникова Екатерина Валерьевна, Самсонова Мария Михайловна, Кузнецова Виктория Николаевна, Гиденко Людмила Геннадьевна.

На протяжении долгого времени ведением кассовых операций занимаются бухгалтеры по кассовым операциям Сухорукова Нина Николаевна (в академии с 1982 г.) и Пустынникова Ирина Борисовна.

Финансово-экономическая служба укомплектована высококвалифицированными специалистами, добросовестно выполняющими свои служебные обязанности и постоянно совершенствующими свои знания в повседневной трудовой деятельности академии.

Коллектив финансово-экономической службы

vamto.net

Безопасность экономики в мирное и военное время

 

DOI: 10.24411/2311-1763-2016-00035

Аннотация. В сообщении рассмотрены основные проблемы, задачи, особенности и перспективные направления подготовки специалистов в области управления безопасностью экономики и территорий в мирное и военное время, в том числе для оборонно-промышленного комплекса, как одной из важнейших составляющих обеспечения военной безопасности страны. 

Ключевые слова: прогнозирование, чрезвычайная ситуация, средства поражения, аварии со взрывом, устойчивость, объект экономики.

 

 

Summury. The report describes the main issues, tasks, features and perspective directions of training specialists in the field of security management of the economy and territory in peacetime and wartime, including the military-industrial complex is one of the most important components of ensuring the military security of the country.

Keywords: forecasting, emergency, means of destruction, the accident to the explosion, stability, economy object.

Все государства мира сталкиваются с опасностями и угрозами природного и техногенного характера и практически не прекращаются военные действия в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Причем для конца ХХ — начала XXI века характерны необъявленные войны. В случае вооруженной агрессии против Российской Федерации (РФ) с применением современных средств поражения (ССП) на ее территории могут быть поражены важные, в том числе потенциально-опасные объекты; возможны очаги разрушений, пожаров, нарушения устойчивости функционирования топливно-энергетического комплекса и экологического потенциала в целом. Все это влияет на безопасность населения и территорий, устойчивость функционирования экономики, в целом на военную безопасность страны и делает актуальным изыскание эффективных путей и способов предупреждения аварий, катастроф, стихийных бедствий, снижения разрушающего воздействия ССП, а также ликвидации их последствий.

 

При воздействии ССП по объектам экономики (ОЭ) противник способен вызвать катастрофические нарушения жизнеобеспечения населения и обороноспособности Российской Федерации. В настоящее время ряд государств обладает арсеналом эффективных ядерных и обычных средств поражения (ОСП), многие из которых могут поражать объекты на территории страны.

 

До середины 80-х гг. XX века ядерное оружие рассматривалось как основное средство достижения целей войны. Однако после анализа последствий аварии на Чернобыльской АЭС произошло переосмысление роли оружия массового поражения в военных действиях и его катастрофического влияния на территорию всех государств, включая и те, с которых оно будет применено. С этого периода руководство ядерных держав стало рассматривать ядерное оружие как фактор сдерживания глобальных угроз и началось развитие ОСП по пути повышения их эффективности. Имеющиеся в настоящее время обычные боеприпасы являются достаточно эффективными для поражения всех видов объектов экономики независимо от размеров.

 

Основные поражающие факторы при прямом воздействии ОСП известны [1]: местное ударное действие; местное действие взрыва; действие воздушной ударной и сейсмической волн; поражение осколками; огневое воздействие. Косвенное воздействие на здания, сооружения, оборудование и людей возникает в результате пожара, загазованности, радиоактивного заражения, катастрофического затопления и др. Воздействие средств поражения на ОЭ вызовет не только их разрушение и нарушение функционирования, но и поражение людей на территориях, если своевременно не будут предприняты меры их защиты. С другой стороны, в техногенной сфере наблюдается тенденция к повышению уровня аварийности, особенно в системах энергообеспечения, транспорта, производства взрывоопасной продукции.

 

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения как в мирное, так и в военное время, — одна из основных задач гражданской обороны (ГО) и защиты населения и территорий.

 

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны и по защите населения.

 

При этом одной из задач органов управления различных уровней является управление безопасностью экономики и территорий, под которой понимается система сбора и обработки входной информации об угрозах для безопасности с упреждением во времени (прогнозирование угрозы), зависящим от необходимого времени на реализацию контрмер. Управление безопасностью включает: систему риска эксплуатации объекта на момент времени при прогнозируемых угрозах; критерий принятия решения для лица, принимающего решение; управляющее воздействие, влияющее на безопасность.

 

Поэтому подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате воздействия средств поражения и аварий со взрывом, как основы для принятия управляющих решений лицами, ответственными за обеспечение устойчивого функционирования объектов экономики и жизнедеятельности населения, разработка мер по снижению ущерба и обеспечению (повышению) устойчивости функционирования объектов экономики и населения, реализация этих мер в мирное и военное время, является важнейшей составляющей управления безопасностью экономики и территорий в мирное и военное время и, в целом, обеспечения военной безопасности России.

 

При этом данные вопросы практически не изучаются и не нашли отражения в учебных планах подготовки и учебных программах повышения квалификации специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также органов управления различных уровней.

 

Как показывает исторический опыт государств по подготовке и ведению войн, их ход и исход во многом зависит от соотношения оборонной мощи воюющих сторон. Решительность при достижении целей в войне, наличие у ряда государств боеготовых группировок войск, а также ядерного и высокоточного оружия требуют заблаговременной подготовки экономики к ведению войны и сохранению достаточной оборонной мощи с тем, чтобы обеспечить возможное отражение агрессии, успешно вести и завершить войну.

 

Оборонная мощь характеризуется материальными силами и средствами, которые государство в состоянии выделить для удовлетворения военных потребностей, и реализуется в Вооруженных силах (ВС) РФ, их состоянии и способности вести войну. Количество (объем) этих сил и средств будет определяться экономическим, научнотехническим и морально-политическим потенциалом государства. Признавая важность каждого из них, обратим внимание на экономический потенциал, являющийся основой оборонной мощи государства. К числу его основных элементов можно отнести: население; национальное богатство; материально-техническую базу сельского хозяйства; производственный потенциал промышленности; производственную инфраструктуру.

 

Экономический потенциал страны определяет возможности экономики по производству вооружения, военной техники и других материальных средств в условиях мирного времени и в период перевода экономики на военное положение. Часть экономического потенциала, используемая для удовлетворения потребностей ВС РФ при напряжении материальных, людских и финансовых ресурсов государства, составляет его военно-экономический потенциал.

 

Военное производство осуществляется на предприятиях оборонного промышленного комплекса, состоящего из отраслей, основные из которых — ракетостроение, авиастроение, электронная промышленность, производство ракетно-артиллерийского вооружения, различных боеприпасов и др. Для производства такой продукции привлекаются базовые отрасли промышленности: черная металлургия; производство цветных металлов; химическая и нефтехимическая промышленность; предприятия электронной и атомной промышленности и др.

 

Роль трудовых ресурсов в укреплении военно-экономического потенциала трудно переоценить, особенно в процессе перевода экономики на военное положение. Повышение численности работающих при высокой интенсификации труда и увеличении фонда рабочего времени дает подъем производства продукции. Однако только увеличение числа работающих не дает заметного прироста продукции, так как для обеспечения ее выпуска требуются специалисты высокой квалификации. В этих целях во всех отраслях военного производства должна быть организована подготовка специалистов для замены убывших по мобилизации рабочих и служащих, а также для наращивания трудовых ресурсов на вовлекаемых в производство продукции мобилизационных мощностях.

 

Предельная величина роста военно-экономической мощи государства может быть достигнута при полной мобилизации экономики и концентрации ее ресурсов для обеспечения нужд государства.

 

Задачами мобилизационной подготовки экономики являются: развитие военно-экономического потенциала для создания военной мощи страны; подготовка отраслей экономики, запасов материальных резервов и трудовых ресурсов к переводу на работу в условиях военного времени; подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в период перевода на работу в условиях военного положения и в военное время; подготовка системы жизнеобеспечения населения к функционированию в условиях военного времени; подготовка экономики к восстановлению после потерь и разрушений в результате военных действий или чрезвычайных ситуаций и др.

 

В то же время последствия крупных аварий и катастроф техногенного и природного характера заставляют решать вопросы обеспечения устойчивости работы объектов экономики и в чрезвычайных ситуациях мирного времени. В условиях, когда объекты экономики могут подвергаться опасностям, возникающим при ведении военных действий, а также оказаться в зоне действий поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, правомерно говорить в одних случаях о повышении устойчивости функционирования объектов экономики, а в других — об обеспечении устойчивости функционирования.

 

Таким образом, обеспечение (повышение) устойчивости функционирования объекта экономики заключается в заблаговременной разработке и осуществлении комплекса организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от средств поражения в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени и создание оптимальных условий для восстановления нарушенного производства и обеспечения его функционирования.

 

Принципами обеспечения (повышения) устойчивости функционирования объекта (отрасли) экономики являются:

  • разработка мероприятий в комплексе с экономическим и социальным развитием объекта (отрасли) в соответствии с законами по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и по гражданской обороне;
  • разработка мероприятий заблаговременно на основе материалов прогнозирования состояния объекта (отрасли) после возможного воздействия противника или возможной чрезвычайной ситуации мирного времени;
  • разработка мер по восстановлению нарушенного производства в кратчайшие сроки;
  • возложение обязанностей по реализации мероприятий на руководителя соответствующей администрации, организации, в том числе собственника.

 

На основе принципов формулируются общегосударственные, отраслевые и особые требования к территориальным звеньям экономики.

 

Все, что направлено на снижение ущерба (или предотвращение его) на объекте экономики в чрезвычайных ситуациях военного характера или мирного времени, на восстановление нарушенного производства и ликвидацию последствий нападения противника и чрезвычайных ситуаций, называют мероприятиями по обеспечению (повышению) устойчивости работы объекта экономики, или мероприятиями по устойчивости.

 

Мероприятия по устойчивости функционирования объекта экономики делят на:

  • организационные — работы по планированию обеспечения устойчивости работы объекта экономики, их реализации и контролю за выполнением; оказание методической помощи администрации объекта экономики в прогнозировании состояния объекта в военное время или в чрезвычайной ситуации мирного времени; работы, связанные с подготовкой гражданских организаций гражданской обороны, их оснащением и обучением;
  • и инженерно-технические — включают наибольший перечень, так как он определяется видом объекта экономики, спецификой и особенностями производства. К основным мероприятиям, которые должны осуществляться во всех отраслях производства, относятся: устройство убежищ и укрытий для персонала; повышение прочности (физической устойчивости) зданий и сооружений к воздействию ударной волны взрыва, сейсмовоздействию землетрясения и ураганной силы ветров; обеспечение требуемой защиты оборудования производственных и обеспечивающих цехов и служб; подготовка к безаварийной остановке производства при отключении электроэнергии, газа, воды или при подаче сигнала воздушной тревоги; создание запасов автономных источников электроэнергии и других видов обеспечения производственного процесса; обеспечение устойчивого управления и материально-технического снабжения объекта экономики в военное время и в чрезвычайной ситуации мирного времени и др.

 

Мероприятия, обеспечивающие устойчивость функционирования объектов экономики, должны выполняться заблаговременно. Разработку мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайной ситуации военного характера и мирного времени возглавляет руководитель объекта и на объекте экономики создаются:

  • комиссия по устойчивости, решающая вопросы обеспечения устойчивости работы объекта в военное время;
  • комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ), решающая вопросы обеспечения устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях мирного времени.

 

Каждую комиссию возглавляет один из заместителей руководителя объекта экономики. Эти комиссии исследуют возможное состояние объекта в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени, что позволяет определить мероприятия, снижающие возможный ущерб, и объем трудозатрат для восстановления нарушенного производства.

 

Состав комиссий зависит от вида, структуры и особенностей производства объекта экономики. Комиссия по устойчивости промышленного объекта может состоять из групп: по обеспечению защиты персонала объекта и сохранности основных производственных фондов; по подготовке объекта к переходу на режим работы военного времени и обеспечению устойчивого управления объектом в военное время; по обеспечению энергоснабжения объекта; по подготовке восстановления нарушенного производства; по обеспечению устойчивого материально-технического снабжения объекта.

 

Основным показателем состояния объекта экономики является вероятность его функционирования в заданном на военное время режиме производственной деятельности. Анализируя результаты расчетов вероятности функционирования объекта, определяют мероприятия по устойчивости, осуществление которых позволит добиться расчетного значения вероятности функционирования объекта экономики. Перечень подлежащих реализации мероприятий по устойчивости указывается в Плане гражданской обороны и приложении к нему.

 

Основные задачи КЧС и ПБ на объекте экономики:

  • прогнозирование и оценка обстановки на территории объекта, которая может сложиться в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера;
  • разработка и планирование проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, уменьшению ущерба и потерь от них и защите персонала объекта;
  • разработка плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • организация обучения персонала объекта действиям в условиях угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации.

 

Мероприятия по обеспечению устойчивости объекта экономики указываются в плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях должен обеспечивать расчетную вероятность функционирования объекта и обеспечивать заданный уровень выпуска продукции. 

 

Мероприятия по подготовке экономики субъектов Российской Федерации к устойчивому функционированию в военное время разрабатываются в соответствии с требованиями по повышению устойчивого функционирования экономики страны в военное время. При этом учитывается политическое, социально-экономическое и военное значение объектов экономики субъектов Российской Федерации и другие их особенности. Эти мероприятия являются частью программы развития экономики субъектов Российской Федерации в мирное время, планов планировки, застройки и реконструкции городов и населенных пунктов, а также документов и планов гражданской обороны.

 

Таким образом, подготовка специалистов в области управления безопасностью экономики и территорий, способных решать рассмотренные задачи, обеспечит устойчивость функционирования экономики страны в мирное и военное время, устойчивость производства продукции в установленных объемах и жизнедеятельности населения на соответствующих территориях, внося существенный вклад в обеспечение военной безопасности страны.

www.noo-journal.ru

Глава 16. Правовые основы экономической деятельности военных организаций

Страница 1 из 3

Глава 16. Правовые основы экономической деятельности военных организаций

 

§ 1. Финансы, бухгалтерский учет и налогообложение военных организаций[1]

1. Военные финансы. Военная экономика является специфической во­енно-хозяйственной системой, которая охватывает производство, распределение, обмен (обращение) и потребление (использование) оружия и других предметов военного назначения, материально обеспечивая функ­ционирование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, поддержание обороноспособности государства в соответствии с его военной доктриной.

Особую группу военно-экономических отношений составляют военно-финансовые отношения.

Военные финансы являются звеном финансовой системы страны, т. е. имеют сущностные черты финансов в целом, а также неотъемлемой составной частью военной экономики, следова­тельно, отражают и присущие ей свойства.

Таким образом, военные финансы — военно-экономиче­ские отношения, складывающиеся в процессе создания, распреде­ления и использования стоимости совокупного военного продукта, формирования у субъектов военно-экономической деятельности фондов денежных средств, необходимых для обеспечения военной безопасности государства.

Сущность военных финансов проявляется в процессе реализации их функций: распределительной и контрольной.

Военные финансы, базируясь на движении фондов денежных средств, обслуживают в той или иной мере процесс производства, распределения и потребления совокупного военного продукта на всех организационных уровнях военной экономики и тем самым выступают универсальным инструментом стоимостного контроля за военно-экономической деятельностью и состоянием финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина — это соблюдение обяза­тельного для всех участников военно-экономической деятельности порядка ведения финансового хозяйства, установленных норм и правил, выполнение финансовых обязательств.

Военно-экономическое содержание военных финан­сов составляют специфические военно-финансовые отношения, ко­торые складываются:

— между обществом и структурами военной организации страны по поводу образования общего фонда денежных средств на оборону и военную безопасность;

— между государством и зарубежными партнерами по поводу военного и военно-технического сотрудничества;

— между государством в лице его различных органов и предпри­ятиями оборонно-промышленного комплекса по платежам в бюд­жет и финансированию из бюджета;

— между предприятиями оборонно-промышленного комплекса и предприятиями гражданского сектора экономики по поводу рас­четов за поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для производства продукции военного назначения;

— между предприятиями оборонно-промышленного комплекса (в лице их различных органов) и работниками, занятыми в сфере оборонного производства;

— между предприятиями оборонно-промышленного комплекса и соответствующими организационными структурами Вооруженных Сил по поводу формирования и оплаты военных заказов;

— в рамках экономики Вооруженных Сил по поводу распределения и использования выделенных ассигнований.

В структуре военных финансов следует выделять общегосудар­ственные военные финансы; финансы предприятий и отраслей оборонно-промышленного комплекса; финансы Вооруженных Сил.

Общегосударственные военные финансы охватывают отношения, складывающиеся при формировании фонда обороны, распределении валового внутреннего продукта и образовании военно-бюджетных ресурсов в интересах обороноспособности и военной безопас­ности страны.

Финансы предприятий и отраслей оборонно-промышленного комплекса отражают отношения, которые возникают при образо­вании и использовании фондов денежных средств, обслуживающих кругооборот фондов соответствующих предприятий и отраслей.

Финансы Вооруженных Сил охватывают ту область военно-фи­нансовых отношений, которые складываются в экономике Воору­женных Сил в процессе распределения стоимости конечного воен­ного продукта путем образования фондов денежных средств у субъектов военно-экономической деятельности в армии и на флоте и использования этих фондов для обеспечения боевой готовности Вооруженных Сил, социальной защиты личного состава.

Каждая из указанных групп военно-финансовых отношений может быть, в свою очередь, разделена на более узкие подгруппы исходя из экономического, организационного, ведомственного или отрас­левого признаков (например, в структуре финансов Вооруженных Сил выделяются финансы военных организаций). Все они в совокупности образуют военно-финансовую систему страны.

В Федеральном законе «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 1999 г. № 223-ФЗ) определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной вла­сти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны. Таким образом, основным инструментом реализации военно-финансовой политики, материально-вещественным проявлением финансов Вооруженных Сил является военный бюджет, под которым понимается «централизованный фонд денежных средств (ассигно­ваний), выделяемый в законодательном порядке на национальную оборону и другие военные нужды из государственного (федерального) бюджета в течение финансового года. Военный бюджет — важнейший стоимостный инструмент реализа­ции военно-экономической, военно-финансовой, военно-технической, военно-социальной, военно-научной и военной политики государства»[2]. Военный энциклопедический словарь определяет военный бюджет как «часть государственного бюджета, использующуюся на прямые военные расходы»[3]. Военный бюджет — категория отдельного (особен­ного) по отношению к более общему — военным финансам.

Наиболее общей категорией, которая характеризует военно-бюджетную политику, усилия государства по обеспечению военной безопасности, являются во­енные расходы. В федеральном бюджете раздел «Национальная оборона» предусматривает главным образом расходы на содержа­ние Вооруженных Сил, однако не менее ресурсоемкими являются и бюджетные статьи, обеспечивающие финансирование других ком­понентов военной безопасности России.

Суммарные военные расходы государства включают в себя оборонные и прочие расходы, сопутствующие им, расходы на содержание войск и воинских формирований различного назначе­ния, расходы оборонной промышленности и др. В основу этого деления положен принцип разделения внешней и внутренней безопасности государства. Обеспечением внешней без­опасности в мирное время занимаются главным образом Воору­женные Силы Российской Федерации, тогда как обеспечением внутренней безопасности занимаются войска, воинские формирования и органы, созданные для выполнения задач в области охраны правопорядка и безопасности государства. Военная система отличается от оборонной системы, поскольку решает более широкий круг задач предотвращения и ликвидации внешних и внутренних угроз и опасностей.

Как отдельный документ военный бюджет в России не состав­ляется. Официальным доку­ментом, отражающим финансирование военных усилий государ­ства, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федера­ции является федеральный бюджет, включая его закрытую часть.

2. Классификация военных расходов является составной частью классифи­кации государственных расходов. Бюджетная классификация делится на три взаимосвязанных типа; функциональная, ведомственная и экономическая.

Функциональная классификация показывает распределение расходов по основным функциям государства, представленным в виде разделов и подразделов. Прямые военные расходы (официальный военный бюджет) отражает раздел «Национальная оборона», состоящий из пяти подразде­лов: «Строительство и содержание Вооруженных Сил», «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки», «Участие в обеспечении коллективной безопасности государств — членов СНГ», «Военная програм­ма Минатома России», «Военная помощь иностранным государствам».

Расходы по каждому подразделу распределяются по прямым получателям, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов. Такое группирование расходов отражает ведомственная классифика­ция. Главным получателем средств по разделу «Национальная оборона» (первые три подраздела) является Министерство обороны Российской Федерации. Кроме того, бюджет Министерства обороны Российской Федерации формируют расходы, относящиеся к дру­гим разделам: «Проведение военной реформы», «Социальная политика» (пенсии военнослужащим), «Утилизация и ликвидация вооружений», «Поддержание мобилизационной готовности экономики», «Международ­ная деятельность».

Экономическую классификацию формируют предметные статьи, разбитые на подстатьи и далее на элементы расходов, детализирующие расходы на оплату труда гражданского персонала и различных услуг (связь, транспортные, коммунальные и др.), приобретение предметов снабжения и расходных материалов, капитальные вложения (приобретение оборудова­ния, капитальное строительство и др.), трансферты населению и др. На базе законодательно утвержденной классификации федерального бюджета составляется смета расходов Министерства обороны Российской Федерации, которая предусмат­ривает дальнейшую детализацию видов расходов в рамках соответствую­щих элементов экономической классификации (внутриведомственная предметно-целевая структура) и их распределение по прямым получателям средств из бюджета Министерства обороны Российской Федерации (организационная структура).

Материально-веще­ственной стороной финансов Вооруженных Сил Российской Федерации выступают прежде всего смета Министерства обороны Российской Федерации, а также те фонды внебюджетных средств, которые формируются и используются в экономике Вооруженных Сил.

Смета Министерства обороны Российской Федерации представляет основной план финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, определяющий объем и целевое направление использова­ния ассигнований, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации из федерального бюджета на соответствующий финансовый год. Смета Министерства обороны — универсальный финансово-плановый акт, поскольку определяет все направления фи­нансирования расходов Министерства обороны: на строительство и подготовку Вооруженных Сил, их техни­ческое оснащение, социальную защиту личного состава, на развитие экономики Вооруженных Сил и т. д. Смета также имеет координирующий характер: составление других финансовых планов и их выполнение организационно и методологически увязывается с ее планированием и исполнением. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение сметы Министерства обороны Российской Федерации осуществ­ляются в соответствии с бюджетным процессом в стране и в его рамках.

Внебюджетные средства экономики Вооруженных Сил Российской Федерации как составная часть финансовых ресурсов Вооруженных Сил представляют собой фонды денежных средств, образующиеся в военных организациях, состоящих на сметно-бюджетном финансировании, и не относящиеся к средствам, поступающим из федерального бюджета по смете Министерства обороны Российской Федерации. Их источниками являются суммы, поступающие от юридических и физических лиц в порядке оплаты работ, услуг, реализации военной техники и имущества и т. д. В некоторых случаях в указанные фонды зачисляются суммы в порядке перераспределения средств федерального бюджета (например, при оплате продукции подсобных предприятий, поступающей на плановое обеспече­ние войск).

Важным фактором рационализации военно-финансовых отношений является их четкое нормативно-правовое регулирование, в связи с чем особое значение приобретает система военно-финансового законодательства, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных нормативных правовых актов различной юридической силы. Военно-финансовое законодательство базируется на положениях Конституции Российской Федера­ции. Существенное значение для правового регулирования военно-финансовых отношений имеют нормы, содержащиеся в источниках финансового и военного права. В системе подзаконных актов, регулирующих военно-финансовые правоотношения выделяются нормативные акты Министерства обороны Российской Федерации.

Средствами федерального бюджета, выделяемыми по смете Министерства обороны Российской Федерации, распоряжаются соответствующие распорядители бюджетных средств через систему финансовых органов, образующих в совокупности финансовую службу Вооруженных Сил.

В зависимости от объема предоставленных прав распорядители бюджетных средств в Министерстве обороны подразделяются на главного распорядителя бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств второй степени и распорядителей бюджетных средств третьей степени.

Главным распорядителем бюджетных средств по смете Министерства обороны Российской Федерации является министр обороны. В его распоряжение выделяются бюджет­ные средства непосредственно из федерального бюджета.

К распорядителям бюджетных средств второй степени относятся: главно­командующие РВСН, ВВС и ПВО, ВМФ, командующий ВДВ, командующие войсками военных округов, флотов, армий, флотилий Ленинградской военно-морской базы.

Распорядителями бюджетных средств третьей степени являются командиры соединений, начальники КЭЧ районов (гарнизонов), военные комиссары республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, начальники высших военных авиационных училищ и другие должностные лица в соответствии с принятым вышестоящим распорядителем бюджетных средств решением.

Свои права и обязанности распорядители бюджетных средств осуществляют через специальные структурные подразделения, например, Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации, финансово-экономические управления видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), финансовые службы армий (расчетно-кассовые отделения флотилий), финансовые службы соединений (расчетно-кассовые части военно-морских баз) и т. д.

По функциональному признаку выделяются следующие виды финансовых органов:

— довольствующие финансовые органы;

— финансовые органы служб материально-технического обеспечения;

— финансовые органы воинских частей и иных военных организаций.

К довольствующим финансовым органам, в частности, относятся финансовые органы, подчиненные распорядителям бюджетных средств, осуществляющие свои обязанности и права по планированию и использованию денежных средств, необходимых для финансируемых ими войск по всей номенклатуре бюджет­ной классификации сметы Министерства обороны. В состав Министерства обороны входят главные и центральные управ­ления. Например, Главное квартирно-эксплуатационное управление, Цент­ральное продовольственное управление, Центральное вещевое управление, Главное военно-медицинское управление и т. д. В составе военного округа имеются соответствующие управления, службы или отделы: квартирно-экс­плуатационное управление военного округа, продовольственная, вещевая, ме­дицинская службы военного округа и т. д., которые наряду с дру­гими функциями занимаются обеспечением войск вооружением, техникой, военным имуществом, продовольствием и т. д., в связи с чем они называются довольствующими службами или службами материально-технического обеспече­ния (органами управления материальным обеспечением).

Конечным звеном финансов Вооруженных Сил, обеспечивающим боевую готовность войск, социальную защиту личного состава, являются финансы военных организаций.

Финансирование военных организаций осуществляется в сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета. В военно-бюджетных правоотношениях они предстают как получатели бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств по смете Министерства обороны Российской Федерации являются органы военного управления, соединения, квартирно-эксплуатационные органы, воинские части, заказ­чики и группы финансирования капитального строительства, учреждения, военно-учебные заведения, военные комиссариаты, а также организации, федеральные государственные унитарные и казенные предприятия Вооруженных Сил, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

В воинских частях составляются сметы расходов, а в военных организациях, имеющих иные, кроме сметы Министерства обороны Российской Федерации, доходные источники, — сметы доходов и расходов, в которых должны быть отражены все доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной собственности, закрепленной за бюджетополучателем на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Бюджетополучатель использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой, которая представляет собой документированный план поступ­ления и расходования денежных средств для финанси­рования расходов предприятий и организаций[4].

В основе расчетов сметы лежат коли­чественные (объемные) показатели деятельности военной организации в плановом периоде (год, с разбивкой по квар­талам), технико-экономические нормы, нормативы, тарифы, цены, расценки и другие удельные показатели.

Бюджетные ассигнования имеют строго целевое назначение. Они определяются путем детальных расчетов по каждой статье и элементу затрат с учетом плановых показателей и обязательных либо расчетных норм и нормативов расходов на единицу затрат. Не допускается включение в сметы ассигнований сверх утвержденных норм.

Смета действует в течение финансового года с 1 января по 31 декабря включительно, т. е. в срок, преду­смотренный законом о федеральном бюджете. Ежемесячно, а также по окончании года бюджетные учреждения составляют отчет об исполнении сметы, который направляется в вышесто­ящую организацию и территориальный орган федерального казначейства.

Сметно-бюджетное финансирование военных организаций организуется на принципах: плановости; законности; финансовой дисциплины; целевой направленности средств; безвозвратности ассигнова­ний, выделяемых из бюджета; расходо­вания средств в соответствии со сметой; соблюдения режима экономии.

Федеральное казначейство Российской Федерации совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права военной организации по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы.

Военные организации используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством Российской Федерации[5]. Лицевой счет — регистр аналитического учета органа федерального казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и органами федерального казначейства.

В ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации четко сформулированы пять последовательно осуществляемых обязательных процедур санкционирования расходов:

— составление и утверждение бюджетной росписи;

— утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

— утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

— принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

— подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Помимо сумм, получаемых из федерального бюджета, в военной организации могут обращаться и внебюджетные средства. Правовой режим внебюджетных средств бюджетных учреж­дений, определенный Положением о внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете, утверж­денным постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г. № 527, получил свое дальнейшее подтверждение и раз­витие в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Названное Положение определяет три вида вне­бюджетных средств: специальные, депозитные и суммы по поручениям.

Специальными средствами являются доходы бюджетных уч­реждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности[6].

Суммы по поручениям — это средства, полученные от других ор­ганизаций для выполнения определенных поручений. После вы­полнения поручения бюджетное учреждение обязано выслать предприятию, организации, учреждению, давшим поручение, отчет об израсходованных средствах и вернуть неиспользованный остаток полученных сумм. Отчет предоставляется не позднее 31 декабря соответствующего финансового года[7].

Депозитные суммы — средства, поступившие во временное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие по наступ­лении определенных условий возврату вносителями или передаче по назначению. Депозитные суммы находятся на счетах бюджет­ных учреждений до определенного срока: для передачи физичес­ким лицам — три года; юридическим лицам — один год; бюджет­ным учреждениям — до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены[8].

Специальные средства представляют собой самую большую и наиболее значимую для бюджетного учреждения группу внебюджет­ных средств. Их можно определить как доходы, получаемые бюджетными учреждениями сверх ассигно­ваний, выделяемых из бюджета, являющиеся дополнительным источником их финансирования[9]. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к таким доходам относятся:

— доходы от использования имущества, находящегося в государ­ственной или муниципальной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреж­дениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

— средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средст­ва, полученные для возмещения вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетные учреждения при исполнении сметы доходов и рас­ходов самостоятельны в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Однако в соответствии с положениями ст.ст. 42, 161, 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения обязаны составлять и представлять в органы федерального казначейства сметы доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, т. е. по всем внебюджетным средствам, которые должны учитываться на специальных лицевых счетах[10].

3. Бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет формирования и расходования финансовых средств в военных организациях ведется в соответствии с требованиями Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 107н. Бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2000 г. № 54н.

Аналогично решаются вопросы планирования, использования и учета доходов, получаемых в результате осуществления разрешенной законодательством Российской Федерации деятельности в Вооруженных Силах[11].

Бухгалтерская информация по определенным правилам, обобщенным в общегосударственном стандарте, трансформируется в бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерский учет, в том числе и исполнения сметы (бюджетный учет), непосредственно связан с финансово-хозяйственными операциями и является одним из элементов финансового регулирования.

Учетные процедуры начинаются с фиксирования и предварительной обработки (группировки по требуемым признакам, арифметических подсчетов) учетно-экономической информации непосредственно на месте свершения хозяйственных фактов. Результатом (продуктом) учетных процедур является учетно-экономическая информация о движении хозяйственных средств и процессов, их состоянии и параметрах. Такая учетная информация является первичной (ее технический съем и оформление происходят впервые) или, как принято говорить, ведется первичный учет[12].

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сплошного, непрерывного, документально обоснованного и взаимосвязанного отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности в денежном выражении.

Цель бухгалтерского учета — формирование комплексной информации о ресурсах и результатах производственной и финансовой деятельности военной организации. Определение бухгалтерского учета приведено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ: бухгалтерский учет в системе управления выполняет функции сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных фактов.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям организаций, начальникам служб и начальникам довольствующих органов, а также внешним — поставщикам, кредиторам, налоговым, финансовым, банковским органам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов, их мобилизация и эффективное использование.

К бухгалтерскому учету предъявляются следующие основные требования: сопоставимость планируемых и учетных показателей; достоверность учетных данных; оперативность учета; полнота и простота учета; экономичность учета.

Отчетность военной организации представляет собой систему показателей, характеризующих ее хозяйственную и финансовую деятельность за определенный период (месяц, квартал).

Счета открываются на каждый экономически однородный вид имущества, источников его формирования и хозяйственных операций в соответствии с классификацией объектов учета (счета «Касса», «Текущий счет по федеральному бюджету», «Основные средства» и др.). Графически счет имеет форму двусторонней таблицы с указанием «Дебет» и «Кредит»[13]. В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различаются активные и пассивные счета бухгалтерского учета.

Активными называются счета, предназначенные для учета имущества организации (счета «Касса», «Основные средства» и др.). Пассивные — это счета для учета источников формирования имущества организации.

Запись на счетах начинают с указания начального остатка (начального сальдо[14]). При этом в активных счетах начальный остаток отражается по дебету счета, а в пассивных — по кредиту.

Затем на счетах отражаются все операции, вызывающие изменения начальных остатков. Суммы, увеличивающие начальный остаток, записывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток, — на противоположной стороне. Следовательно, в активных счетах увеличение будет отражаться по дебету счета, а уменьшение — по кредиту; в пассивных, наоборот, увеличение — по кредиту счета, уменьшение — по дебету. Если сложить суммы всех операций, записанных на сторонах счета, то получаются обороты счета. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, а по кредиту счета — кредитовым. При подсчете оборотов начальный остаток не учитывается.

Помимо счетов, для учета имущества организации (активных) и источников его формирования (пассивных) в бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражаются одновременно и имущество организации, и источники его формирования, активно-пассивные.

Исходя из сущности способа «двойная запись» можно вывести следующие равенства:

— итог дебетовых оборотов всех счетов должен быть равен итогу кредитовых оборотов;

— итог дебетовых остатков всех счетов должен быть равен итогу кредитовых остатков.

Нарушение равенств свидетельствует об ошибке в учете.

На второй стадии учетного процесса происходят систематизация и группировка информации — процедуры, позволяющие всесторонне и полно охватить и упорядочить сведения о хозяйственной деятельности организации, ее имуществе, расчетах, обязательствах, финансовых результатах. Именно на этой стадии полученная из первичных документов информация обобщается и отражается на счетах бухгалтерского учета, перечень которых приводится в Плане счетов бухгалтерского учета.

Планом счетов бухгалтерского учета называют перечень синтетических счетов, отражающий систематизированную группировку необходимой информации о всесторонней хозяйственной деятельности организации и определяющий такую организацию бухгалтерского учета, которая позволяет получать эту информацию для оперативного руководства и управления, повседневного контроля в интересах командования, органов государственной и исполнительной власти.

ПерваяПредыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>

uristinfo.net

Военно-экономическое обеспечение обороны | Армейский вестник

IV. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНЫ
38. Основной задачей военно-экономического обеспечения обороны является создание условий для устойчивого развития и поддержания возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов государства на уровне, необходимом для реализации военной политики и надежного удовлетворения потребностей военной организации в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.
39. Задачи военно-экономического обеспечения обороны:
а) достижение уровня финансового и материально-технического обеспечения военной организации, достаточного для решения возложенных на нее задач;

б) оптимизация расходов на оборону, рациональное планирование и распределение финансовых и материальных ресурсов, направляемых на обеспечение военной организации, повышение эффективности их использования;

в) своевременное и полное ресурсное обеспечение выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения, боевой, специальной и мобилизационной подготовки и других потребностей военной организации;

г) концентрация научных сил, финансовых и материально-технических ресурсов для создания условий качественного оснащения (переоснащения) Вооруженных Сил и других войск;

д) интеграция в определенных сферах производства гражданского и военного секторов экономики, координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения обороны;

е) обеспечение правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;

ж) выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии с заключенными ею международными договорами в военно-экономической сфере.

Оснащение Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой.

40. Основной задачей оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой является создание и поддержание взаимоувязанной и целостной системы вооружения в соответствии с задачами и предназначением Вооруженных Сил и других войск, формами и способами их применения, экономическими и мобилизационными возможностями Российской Федерации.

41. Задачи оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой:

а) комплексное оснащение (переоснащение) современными образцами вооружения, военной и специальной техники стратегических ядерных сил, соединений и воинских частей постоянной готовности сил общего назначения, антитеррористических формирований, инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований, а также поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое применение;

б) создание многофункциональных (многоцелевых) средств вооружения, военной и специальной техники с использованием унифицированных компонентов;

в) развитие сил и средств информационного противоборства;

г) качественное совершенствование средств информационного обмена на основе использования современных технологий и международных стандартов, а также единого информационного поля Вооруженных Сил и других войск как части информационного пространства Российской Федерации;

д) обеспечение функционального и организационно-технического единства систем вооружения Вооруженных Сил и других войск;

е) создание новых образцов высокоточного оружия и развитие их информационного обеспечения;

ж) создание базовых информационно-управляющих систем и их интеграция с системами управления оружием и комплексами средств автоматизации органов управления стратегического, оперативно-стратегического, оперативного, оперативно-тактического и тактического уровней.

42. Реализация задач оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой предусматривается в государственной программе вооружения и других государственных программах (планах).

Оперативные решения по разработке военной и специальной техники в случае оснащения иностранного государства новыми видами вооружения принимаются Правительством Российской Федерации.

Обеспечение Вооруженных Сил и других войск материальными средствами

43. Обеспечение Вооруженных Сил и других войск материальными средствами, их накопление и содержание осуществляются в рамках интегрированных и скоординированных систем технического и тылового обеспечения.

Основная задача обеспечения Вооруженных Сил и других войск материальными средствами в мирное время – накопление, эшелонированное размещение и содержание запасов материальных средств, обеспечивающих мобилизационное и стратегическое развертывание войск (сил) и ведение военных действий (исходя из сроков перевода экономики, отдельных ее отраслей и организаций промышленности на работу в условиях военного времени) с учетом физико-географических условий стратегических направлений и возможностей транспортной системы.

Основная задача обеспечения Вооруженных Сил и других войск материальными средствами в период непосредственной угрозы агрессии – дообеспечение войск (сил) материальными средствами по штатам и нормам военного времени.

44. Основные задачи обеспечения Вооруженных Сил и других войск материальными средствами в военное время:

а) подача запасов материальных средств с учетом предназначения группировок войск (сил), порядка, сроков их формирования и предполагаемой продолжительности ведения военных действий;

б) восполнение потерь вооружения, военной и специальной техники и материальных средств в ходе ведения военных действий с учетом возможностей Вооруженных Сил и других войск, организаций промышленности по поставкам, ремонту вооружения, военной и специальной техники.

Продолжение данной темы:

Общие положения военной доктрины России
Военные опасности и военные угрозы для России
Характерные черты и особенности современных военных конфликтов
Военная политика Российской Федерации
Применение Вооруженных Сил и других войск
Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время
Строительство и развитие Вооруженных Сил и других войск
Развитие оборонно-промышленного комплекса
Мобилизационная подготовка экономики и органов государственной власти
Задачи и основные приоритеты военно-политического сотрудничества

army-news.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *