Военная доктрина России нуждается в обновлении / Политика / Независимая газета
В условиях кризиса системы контроля за ядерным оружием необходимо повысить порог его применения
Фото pixabay.com
В Военной доктрине (ВД) РФ, скорректированной в 2018 году, записано, что Россия «оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства» (п. 27). В Доктрине также сказано, что «Ядерное оружие (ЯО) будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны)» (п. 16).
В «Основах государственной политики РФ в области военно-морской деятельности», утверждённых в 2017 году, указано, что «в условиях эскалации военного конфликта (имеется в виду неядерный конфликт) демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором».
В Военную доктрину России формулировка условий применения ядерного оружия впервые вошла в 2000 году и вот уже 20 лет практически не изменяется.
Мотивация такой формулировки понятна. Во-первых, ранее возможность применения Россией ядерного оружия была сформулирована в «Основных положениях военной доктрины РФ» еще в 1993 году. Эта формулировка была размытой и достаточно неопределённой: «РФ не применит свое ядерное оружие против любого государства – участника Договора о нераспространении ядерного оружия, кроме как в случаях: а) вооруженного нападения такого государства, связанного союзным соглашением с государством, обладающим ядерным оружием, на РФ, ее территорию, Вооруженные силы (ВС) и другие войска или ее союзников; б) совместных действий такого государства с государством, обладающим ядерным оружием, в осуществлении или поддержке вторжения или вооруженного нападения на РФ, ее территорию, ВС и другие войска или на ее союзников».
Во-вторых, новая формулировка ВД от 2000 года по существу была в то время приведена в соответствие с принципами ядерной стратегии, много лет исповедуемыми США, Великобританией и Францией. Эти государства никогда не отрицали намерения применить ядерное оружие в случае войны со странами Варшавского договора во главе с СССР в силах общего назначения. Но после распада СССР и Варшавского пакта НАТО стало обладать явным превосходством в силах общего назначения. Поэтому четкая и понятная для всех позиция России по условиям применения ЯО, описанная в ВД-2000 в этом вопросе была вполне оправданна.
После ряда дискуссий и сомнений (исходивших из Министерства иностранных дел, которое было автором текста в Основных положениях доктрины 1993 года), формулировка по условиям применения ЯО, описанная в ВД-2000, была безоговорочно принята членами межведомственной комиссии (МВК). МВК, в которой кроме военного ведомства были представлены все заинтересованные министерства, федеральные службы, а также Совет Безопасности, в 2000 году адекватно оценила ВД, положения которой отражали сложившуюся на то время военно-политическую обстановку и положение в ней России.
Вместе с тем, за прошедшее время в мире, в России и в ее Вооруженных силах произошли хорошо известные радикальные изменения. Что касается Российской армии, то такие изменения позволили в значительной степени повысить качество сил общего назначения в составе Сухопутных войск, Военно-морского флота, Воздушно-космических сил, Воздушно-десантных войск. Многократно возросло количество высокоточных дозвуковых крылатых ракет, поступило на вооружение гиперзвуковое оружие.
Обновляется и вводится в боевые составы новое бронетанковое и артиллерийское вооружение, поступают новые боевые самолёты и вертолёты, надводные и подводные корабли. Не менее важным стало значительное улучшение информационного обеспечения Вооружённых сил, совершенствование автоматизированных систем боевого управления и связи, космических и авиационных средств разведки, навигации и других систем.
Эффективность части вооружений подтверждена в ходе боевых действий в Сирии.
Поэтому совершенно обоснованным стало внесение в последний текст Военной доктрины, утверждённой президентом РФ в 2018 году, понятия системы неядерного сдерживания как комплекса внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против РФ неядерными средствами. В основных задачах Вооружённых сил отмечено «стратегическое (ядерное и неядерное) сдерживание …».
Действительно, с учётом возросшей мощи Вооружённых сил РФ в существующей и прогнозируемой на обозримую перспективу военно-политической обстановке практически невозможно вообразить такой сценарий, при котором НАТО или какое-то государство способно реально угрожать России широкомасштабным неядерным (не говоря уже о ядерном) нападением.
Поэтому имеется достаточно оснований для исключения из описанных в ВД условий применения ядерного оружия последней части пункта 27. То есть слов: «а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». Так же, как из пункта 16, полагаю, можно убрать часть слов, в которых говорится об обычных средствах поражения. Тогда условие применения ядерного оружия будет описано так: «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения» (п. 27). Слова, выделенные курсивом, «а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства» предлагается исключить. Точно так же из п. 16. исключить «и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны)».
Целесообразно также в соответствии с предлагаемыми изменениями откорректировать текст в документе «Основы государственной политики РФ в области военно-морской деятельности», утверждённом в 2017 году.
Там также упоминается о неядерном сдерживании. А конкретно сказано, что «в условиях эскалации военного конфликта демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором».
Такая вот «ядерная деэскалация» в морской доктрине (то есть использование для сдерживания нестратегического ядерного оружия), о чем можно услышать из Совбеза РФ, не согласована с уже существующими условиями применения ЯО в ВД.
Эта «деэскалация» приводит в сильное возбуждение активных политиков и горячих генералов на Западе, которые запугивают общественность угрозами, исходящими из России, и подогревают ядерный психоз у себя и у нас.
Таким образом, пришло время привести условия применения российского ЯО в соответствие с задачами сдерживания ядерной агрессии, а на возросшую мощь неядерного оружия России возложить задачи неядерного сдерживания.
Переплетение ядерных и неядерных задач весьма опасно, особенно, когда некоторые политики говорят о том, что новое неядерное оружие по эффективности приближается к ядерному. Так могут утверждать только те, кто не наблюдал и не ощутил ядерный взрыв, стоя на земле на безопасном расстоянии, а видел его на картинках. Как говорят моряки: «Кто видел море наяву, не на конфетном фантике …».
В существующей и прогнозируемой военно-политической обстановке рекомендуемые корректировки в полной мере соответствовали бы сложившейся расстановке сил. Если произойдут значимые изменения, то на это в Военной доктрине сказано, что её положения могут быть уточнены с изменением характера военных опасностей (угроз) и условий развития России.
www.ng.ru
Военная доктрина России нуждается в обновлении
В Военной доктрине (ВД) РФ, скорректированной в 2018 году, записано, что Россия «оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства» (п. 27). В Доктрине также сказано, что «Ядерное оружие (ЯО) будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны)» (п. 16).
В «Основах государственной политики РФ в области военно-морской деятельности», утверждённых в 2017 году, указано, что «в условиях эскалации военного конфликта (имеется в виду неядерный конфликт) демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором».
В Военную доктрину России формулировка условий применения ядерного оружия впервые вошла в 2000 году и вот уже 20 лет практически не изменяется.
Мотивация такой формулировки понятна. Во-первых, ранее возможность применения Россией ядерного оружия была сформулирована в «Основных положениях военной доктрины РФ» еще в 1993 году. Эта формулировка была размытой и достаточно неопределённой: «РФ не применит свое ядерное оружие против любого государства – участника Договора о нераспространении ядерного оружия, кроме как в случаях: а) вооруженного нападения такого государства, связанного союзным соглашением с государством, обладающим ядерным оружием, на РФ, ее территорию, Вооруженные силы (ВС) и другие войска или ее союзников; б) совместных действий такого государства с государством, обладающим ядерным оружием, в осуществлении или поддержке вторжения или вооруженного нападения на РФ, ее территорию, ВС и другие войска или на ее союзников».
Во-вторых, новая формулировка ВД от 2000 года по существу была в то время приведена в соответствие с принципами ядерной стратегии, много лет исповедуемыми США, Великобританией и Францией. Эти государства никогда не отрицали намерения применить ядерное оружие в случае войны со странами Варшавского договора во главе с СССР в силах общего назначения. Но после распада СССР и Варшавского пакта НАТО стало обладать явным превосходством в силах общего назначения. Поэтому четкая и понятная для всех позиция России по условиям применения ЯО, описанная в ВД-2000 в этом вопросе была вполне оправданна.
После ряда дискуссий и сомнений (исходивших из Министерства иностранных дел, которое было автором текста в Основных положениях доктрины 1993 года), формулировка по условиям применения ЯО, описанная в ВД-2000, была безоговорочно принята членами межведомственной комиссии (МВК). МВК, в которой кроме военного ведомства были представлены все заинтересованные министерства, федеральные службы, а также Совет Безопасности, в 2000 году адекватно оценила ВД, положения которой отражали сложившуюся на то время военно-политическую обстановку и положение в ней России.
Вместе с тем, за прошедшее время в мире, в России и в ее Вооруженных силах произошли хорошо известные радикальные изменения. Что касается Российской армии, то такие изменения позволили в значительной степени повысить качество сил общего назначения в составе Сухопутных войск, Военно-морского флота, Воздушно-космических сил, Воздушно-десантных войск. Многократно возросло количество высокоточных дозвуковых крылатых ракет, поступило на вооружение гиперзвуковое оружие.
Обновляется и вводится в боевые составы новое бронетанковое и артиллерийское вооружение, поступают новые боевые самолёты и вертолёты, надводные и подводные корабли. Не менее важным стало значительное улучшение информационного обеспечения Вооружённых сил, совершенствование автоматизированных систем боевого управления и связи, космических и авиационных средств разведки, навигации и других систем.
Эффективность части вооружений подтверждена в ходе боевых действий в Сирии.
Поэтому совершенно обоснованным стало внесение в последний текст Военной доктрины, утверждённой президентом РФ в 2018 году, понятия системы неядерного сдерживания как комплекса внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против РФ неядерными средствами. В основных задачах Вооружённых сил отмечено «стратегическое (ядерное и неядерное) сдерживание …».
Действительно, с учётом возросшей мощи Вооружённых сил РФ в существующей и прогнозируемой на обозримую перспективу военно-политической обстановке практически невозможно вообразить такой сценарий, при котором НАТО или какое-то государство способно реально угрожать России широкомасштабным неядерным (не говоря уже о ядерном) нападением.
Поэтому имеется достаточно оснований для исключения из описанных в ВД условий применения ядерного оружия последней части пункта 27. То есть слов: «а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». Так же, как из пункта 16, полагаю, можно убрать часть слов, в которых говорится об обычных средствах поражения. Тогда условие применения ядерного оружия будет описано так: «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения» (п. 27). Слова, выделенные курсивом, «а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства» предлагается исключить. Точно так же из п. 16. исключить «и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны)».
Целесообразно также в соответствии с предлагаемыми изменениями откорректировать текст в документе «Основы государственной политики РФ в области военно-морской деятельности», утверждённом в 2017 году.
Там также упоминается о неядерном сдерживании. А конкретно сказано, что «в условиях эскалации военного конфликта демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором».
Такая вот «ядерная деэскалация» в морской доктрине (то есть использование для сдерживания нестратегического ядерного оружия), о чем можно услышать из Совбеза РФ, не согласована с уже существующими условиями применения ЯО в ВД.
Эта «деэскалация» приводит в сильное возбуждение активных политиков и горячих генералов на Западе, которые запугивают общественность угрозами, исходящими из России, и подогревают ядерный психоз у себя и у нас.
Таким образом, пришло время привести условия применения российского ЯО в соответствие с задачами сдерживания ядерной агрессии, а на возросшую мощь неядерного оружия России возложить задачи неядерного сдерживания.
Переплетение ядерных и неядерных задач весьма опасно, особенно, когда некоторые политики говорят о том, что новое неядерное оружие по эффективности приближается к ядерному. Так могут утверждать только те, кто не наблюдал и не ощутил ядерный взрыв, стоя на земле на безопасном расстоянии, а видел его на картинках. Как говорят моряки: «Кто видел море наяву, не на конфетном фантике …».
В существующей и прогнозируемой военно-политической обстановке рекомендуемые корректировки в полной мере соответствовали бы сложившейся расстановке сил. Если произойдут значимые изменения, то на это в Военной доктрине сказано, что её положения могут быть уточнены с изменением характера военных опасностей (угроз) и условий развития России.
Владимир Дворкин
tehnowar.ru
Новая военная доктрина России сохранила оборонительный характер
В России сегодня обновлена военная доктрина — документ, в котором, в частности, сформулированы опасности для страны и перечислены возможные ответы на эти вызовы. Ключевое слово — «сдерживание», то есть, доктрина по-прежнему оборонительная. При этом инструменты сдерживания приводятся в соответствие времени.
11 часов 2 минуты по московскому времени. С военного космодрома «Плесецк» в Архангельской области стартует межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 «Ярс». Запуск испытательный, хотя «Ярсы» уже несколько лет состоят на вооружении РВСН. Задача подтвердить высокие характеристики оружия успешно выполнена.
Пройдя шесть тысяч километров, учебная боеголовка точно поразила мишень на камчатском полигоне Кура. Наш ответ американской ПРО — разделяющаяся головная часть РС-24 способна сбить с толку ракеты-перехватчики. В этот же день, и тоже в Архангельской области, в Северодвинске закладывают новый подводный ракетоносец. «Генералиссимус Суворов» продолжает линейку субмарин класса «Борей». Минувшей осенью в Баренцевом море головной корабль проекта «Юрий Долгорукий» провел успешные пуски межконтинентальной ракеты «Булава».
«Бореев» у России три, последний, «Владимир Мономах», поднял андреевский флаг буквально неделю назад. Но «Суворов» — это новый, усовершенствованный «Борей-А», таких подлодок флот получит еще три. От предшественниц их отличает радикально сниженный уровень шума — огромная стратегическая субмарина в море становится буквально невидимкой.
«Сейчас создается новое оборудование с новыми качествами, с новыми требованиями. Это, конечно, уменьшение виброактивности оборудования, которое там стоит. Вот это главное. Это значит — невозможность обнаружить подводную лодку средствами противника на определенных условиях», — поясняет генеральный директор и генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит.
Зримое подкрепление новой военной доктрины России, точнее — новой редакции, одобренной Президентом на совещании с членами Совета Безопасности. Учтены последние изменения в мире, где возникли новые центры притяжения, и усилилась глобальная конкуренция. Не только экономическая и политическая — речь идет о соперничестве ценностей и моделей развития. И хотя угроза полномасштабной войны против нашей страны снижается, основная внешняя опасность исходит от Североатлантического блока.
«Наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока», — говорится в новой военной доктрине России.
Такое наращивание военной мощи может использоваться для политического и военного давления на Россию, отмечается в доктрине. Другие внешние опасности — международный терроризм, развертывание американской ПРО, подрывающей сложившийся ракетно-ядерный баланс, территориальные претензии к России и ее союзникам, очаги напряженности у наших границ. Учтены в этой связи и события на Украине. Опасными признаны перевороты в соседних странах, когда к власти приходят режимы, угрожающие интересам России. Впервые отмечена угроза со стороны иностранных военных наемников, действующих на территории сопредельных государств.
Тенденция последнего времени — угрозы смещаются в информационное пространство и внутреннюю сферу России. На взгляд неспециалиста они кажутся не военными, но оттого только более опасными. Впервые в военной доктрине упоминаются управляемые и финансируемые извне политические и общественные силы, использующие в своих целях протестный потенциал населения.
«США уже не скрывают, что целенаправленные санкции против России носят в себе скрытый характер — дестабилизировать ситуацию, привести к смене власти. Думаю, что военная доктрина обеспечит готовность общества к такого рода угрозе, обеспечит стабильность», — объясняет Андрей Кошкин, член Ассоциации военных политологов-экспертов.
Наряду с угрозой насильственного изменения конституционного строя и террористической деятельностью, в числе внутренних опасностей:
«Деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества;
— провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды».
Актуальные положения доктрины 2010 года остались в силе. Сохранен ее принципиальный оборонительный характер. Использовать военную силу Россия будет только в том случае, когда все другие меры исчерпаны.
Неизменны и принципы применения ядерного оружия: только в качестве ответного удара, если под угрозу поставлено существование государства. Вашингтон, громко упрекающий Россию в якобы агрессивных действиях, задолго до украинского кризиса дал своим военным право на превентивный ядерный удар.
Недопущение атомного, как и любого другого конфликта положено в основу военной политики нашей страны. Гарантировать это можно, в том числе, совершенствованием сил ядерного сдерживания. Но в новой редакции российской военной доктрины вводится также понятие «неядерное сдерживание», направленное на предотвращение агрессии против нашей страны без использования оружия массового поражения. Ключ к этому — в поддержании высокой боеготовности и технической оснащенности российских вооруженных сил.
www.1tv.ru
Военная доктрина России нуждается в обновлении
В Военной доктрине (ВД) РФ, скорректированной в 2018 году, записано, что Россия «оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства» (п. 27). В Доктрине также сказано, что «Ядерное оружие (ЯО) будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны)» (п. 16).
В «Основах государственной политики РФ в области военно-морской деятельности», утверждённых в 2017 году, указано, что «в условиях эскалации военного конфликта (имеется в виду неядерный конфликт) демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором».
В Военную доктрину России формулировка условий применения ядерного оружия впервые вошла в 2000 году и вот уже 20 лет практически не изменяется.
Мотивация такой формулировки понятна. Во-первых, ранее возможность применения Россией ядерного оружия была сформулирована в «Основных положениях военной доктрины РФ» еще в 1993 году. Эта формулировка была размытой и достаточно неопределённой: «РФ не применит свое ядерное оружие против любого государства – участника Договора о нераспространении ядерного оружия, кроме как в случаях: а) вооруженного нападения такого государства, связанного союзным соглашением с государством, обладающим ядерным оружием, на РФ, ее территорию, Вооруженные силы (ВС) и другие войска или ее союзников; б) совместных действий такого государства с государством, обладающим ядерным оружием, в осуществлении или поддержке вторжения или вооруженного нападения на РФ, ее территорию, ВС и другие войска или на ее союзников».
Во-вторых, новая формулировка ВД от 2000 года по существу была в то время приведена в соответствие с принципами ядерной стратегии, много лет исповедуемыми США, Великобританией и Францией. Эти государства никогда не отрицали намерения применить ядерное оружие в случае войны со странами Варшавского договора во главе с СССР в силах общего назначения. Но после распада СССР и Варшавского пакта НАТО стало обладать явным превосходством в силах общего назначения. Поэтому четкая и понятная для всех позиция России по условиям применения ЯО, описанная в ВД-2000 в этом вопросе была вполне оправданна.
После ряда дискуссий и сомнений (исходивших из Министерства иностранных дел, которое было автором текста в Основных положениях доктрины 1993 года), формулировка по условиям применения ЯО, описанная в ВД-2000, была безоговорочно принята членами межведомственной комиссии (МВК). МВК, в которой кроме военного ведомства были представлены все заинтересованные министерства, федеральные службы, а также Совет Безопасности, в 2000 году адекватно оценила ВД, положения которой отражали сложившуюся на то время военно-политическую обстановку и положение в ней России.
Вместе с тем, за прошедшее время в мире, в России и в ее Вооруженных силах произошли хорошо известные радикальные изменения. Что касается Российской армии, то такие изменения позволили в значительной степени повысить качество сил общего назначения в составе Сухопутных войск, Военно-морского флота, Воздушно-космических сил, Воздушно-десантных войск. Многократно возросло количество высокоточных дозвуковых крылатых ракет, поступило на вооружение гиперзвуковое оружие.
Обновляется и вводится в боевые составы новое бронетанковое и артиллерийское вооружение, поступают новые боевые самолёты и вертолёты, надводные и подводные корабли. Не менее важным стало значительное улучшение информационного обеспечения Вооружённых сил, совершенствование автоматизированных систем боевого управления и связи, космических и авиационных средств разведки, навигации и других систем.
Эффективность части вооружений подтверждена в ходе боевых действий в Сирии.
Поэтому совершенно обоснованным стало внесение в последний текст Военной доктрины, утверждённой президентом РФ в 2018 году, понятия системы неядерного сдерживания как комплекса внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против РФ неядерными средствами. В основных задачах Вооружённых сил отмечено «стратегическое (ядерное и неядерное) сдерживание …».
Действительно, с учётом возросшей мощи Вооружённых сил РФ в существующей и прогнозируемой на обозримую перспективу военно-политической обстановке практически невозможно вообразить такой сценарий, при котором НАТО или какое-то государство способно реально угрожать России широкомасштабным неядерным (не говоря уже о ядерном) нападением.
Поэтому имеется достаточно оснований для исключения из описанных в ВД условий применения ядерного оружия последней части пункта 27. То есть слов: «а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». Так же, как из пункта 16, полагаю, можно убрать часть слов, в которых говорится об обычных средствах поражения. Тогда условие применения ядерного оружия будет описано так: «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения» (п. 27). Слова, выделенные курсивом, «а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства» предлагается исключить. Точно так же из п. 16. исключить «и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны)».
Целесообразно также в соответствии с предлагаемыми изменениями откорректировать текст в документе «Основы государственной политики РФ в области военно-морской деятельности», утверждённом в 2017 году.
Там также упоминается о неядерном сдерживании. А конкретно сказано, что «в условиях эскалации военного конфликта демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором».
Такая вот «ядерная деэскалация» в морской доктрине (то есть использование для сдерживания нестратегического ядерного оружия), о чем можно услышать из Совбеза РФ, не согласована с уже существующими условиями применения ЯО в ВД.
Эта «деэскалация» приводит в сильное возбуждение активных политиков и горячих генералов на Западе, которые запугивают общественность угрозами, исходящими из России, и подогревают ядерный психоз у себя и у нас.
Таким образом, пришло время привести условия применения российского ЯО в соответствие с задачами сдерживания ядерной агрессии, а на возросшую мощь неядерного оружия России возложить задачи неядерного сдерживания.
Переплетение ядерных и неядерных задач весьма опасно, особенно, когда некоторые политики говорят о том, что новое неядерное оружие по эффективности приближается к ядерному. Так могут утверждать только те, кто не наблюдал и не ощутил ядерный взрыв, стоя на земле на безопасном расстоянии, а видел его на картинках. Как говорят моряки: «Кто видел море наяву, не на конфетном фантике …».
В существующей и прогнозируемой военно-политической обстановке рекомендуемые корректировки в полной мере соответствовали бы сложившейся расстановке сил. Если произойдут значимые изменения, то на это в Военной доктрине сказано, что её положения могут быть уточнены с изменением характера военных опасностей (угроз) и условий развития России.
agitpro.su
каким будет ответ на новые угрозы США
Доработанная Военная доктрина России, скорее всего, станет ответом на принятую в США Национальную военную стратегию, где Россия упоминается в негативно-агрессивном контексте 13 раз, рассказал телеканалу «Звезда» президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов.
Накануне замначальника Академии Генштаба ВС РФ генерал-майор Сергей Чварков сообщил, что Военную доктрину РФ доработают с учетом Стратегии национальной безопасности РФ, уточненная версия которой была принята в декабре 2015 года.
Последняя редакция Военной доктрины России была утверждена президентом страны Владимиром Путиным 26 декабря 2014 года. Тогда в ней нашли отражение вопросы расширения взаимодействия со странами – членами БРИКС, развития отношений с Абхазией и Южной Осетией. Кроме того, в документе обозначались новые угрозы для РФ в связи с ситуацией на Украине и вокруг нее, а также с событиями на севере Африки, в Сирии, Ираке и Афганистане.
Основной же внешней угрозой, согласно доктрине от 2014 года, являлось расширение НАТО на восток.
Военная доктрина – «живой» документ
Ивашов объяснил назревшую сегодня необходимость уточнения главного военного документа страны. По его словам, Военная доктрина, как и любая другая доктрина, подвижна.
«Меняются ситуации, меняется государство, меняется международная система безопасности, меняется и Национальная военная доктрина. И мне кажется, поводом внесения изменения сейчас в Военную доктрину является то, что США приняли в феврале 2015 года новую Стратегию национальной безопасности, а в июле приняли новую Военную доктрину, где кардинально меняется военная политика США», – объяснил эксперт.
Главный своим приоритетом в Европе Вашингтон объявил сдерживание некой «российской агрессии». Немецкое издание Deutsche Welle накануне опубликовало цитаты из новой Военной стратегии Европейского командования вооруженных сил США. Газета привела слова представителей командования о том, что минувший год для них стал одним из самых трудных со времен окончания холодной войны.
Среди заявленных стратегией приоритетов, в частности, взаимодействие с партнерами по НАТО и противодействие глобальным угрозам. Среди них упоминается «Исламское государство». При этом террористов, массовую миграцию и Россию американские военные поставили в один ряд.
По словам Ивашова, уточнения в российском документе необходимы в первую очередь потому, что США отрицают возможность многополярного мира, заявляя, что нет альтернативы американскому лидерству и что это лидерство они будут обеспечивать с позиции военной силы.
«В Военной доктрине США заявляют, что будут применять военную силу для защиты национальных интересов, а они у американцев безграничны, в любой точке земного шара, и готовы развертывать вооруженные силы и вступать в вооруженные конфликты для защиты национальных интересов», – подчеркнул Ивашов. Он считает, что это кардинально меняет ситуацию.
«Миролюбие, которое присутствует в Военной доктрине сегодня, особенно в отношениях с Западом и НАТО, должно уйти со страниц Военной доктрины. Должны быть записаны положения, которые соответствуют реальному положению дел, то есть готовность ответить силой на агрессию со стороны Запада и прежде всего США», – заявил Ивашов.
Внешние угрозы не миф, а реальность
Эксперт также выразил мнение, что России надо действовать более решительно, учитывая, что ситуация вокруг границ страны осложняется. Среди новых угроз, по его словам, требования Польши по строительству новых военных баз, ситуация с Украиной, Турцией и усиление натовских группировок, в том числе недавнее предложение Черногории стать членом военного анклава.
Ивашов также выразил уверенность, что в новой редакции Военной доктрины найдет отражение и операция российских вооруженных сил, которую они ведут в Сирии по приглашению правительства этой страны.
В вопросе защиты своих национальных интересов Россия должна выйти за пределы своих государственных границ, а именно останавливать агрессию за пределами страны, считает военный эксперт.
«Доктрина должна ориентировать наше участие не только в вооруженных конфликтах, но и в вопросах безопасности вооруженных сил государств, которые являются нашими возможными союзниками, нашими друзьями и нашими партнерами», – подчеркнул Ивашов.
Военно-технический потенциал России
Что касается военно-технических основ Военной доктрины, то тут, по словам эксперта, в стране стоит уделять большее внимание развитию оборонного потенциала.
Ранее начальник Генштаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Валерий Герасимов сообщал, что показатель оснащения новейшими вооружениями российской армии уже достиг 47%.
В этом ключе Ивашов выразил мнение, что в новой редакции Военной доктрины должен быть сделан акцент на укрепление обороноспособности Отечества.
«Надо обществу показать, что угрозы реальны, причем угрозы крупной войной, угрозы нашего уничтожения, поэтому соответствующим образом необходимо мобилизовывать население и организовывать отражение этих угроз», – заключил Ивашов.
Фото: Минобороны РФ
tvzvezda.ru
чем отличается новая военная доктрина страны от предыдущей
Военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский считает, что военная доктрина Российской Федерации, опубликованная сегодня на сайте Кремля, носит оборонительный характер. Тем не менее он отмечает, что в документе появился пункт, согласно которому Москва проводит политику стратегического сдерживания не только ядерными, но и обычными средствами, в частности с применением высокоточного оружия. По мнению Мураховского, важным представляется пункт, согласно которому Россия намерена проводить политику равноправного диалога с ЕС и НАТО, несмотря на нынешние отношения.
Военная доктрина Российской Федерации 2014 года носит оборонительный характер. Об этом рассказал военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский. Он отметил, что многие положения доктрины по сравнению с редакцией 2010 года не изменились, однако количество статей в документе увеличилось с 51 до 58, некоторые вопросы по военным угрозам России раскрыты более подробно.
Так, эксперт напоминает, что положение о применении ядерного оружия осталось прежним — предполагается, что оно будет использовано в ответ на применение ядерного или другого оружия массового поражения против России, а также в том случае, если агрессия, проводимая обычными средствами, угрожает существованию государства.
При этом Мураховский отметил, что в доктрине появился пункт, согласно которому Москва проводит политику стратегического сдерживания не только ядерными, но и обычными средствами, в частности с применением высокоточного оружия.
Военный эксперт заявил, что согласно опубликованному документу Россия собирается проводить политику равноправного диалога с ЕС и НАТО, несмотря на нынешние отношения. «Также определены акценты, например, впервые появился акцент на расширение взаимодействия с государствами — участниками БРИКС, с Шанхайской организацией сотрудничества, а также впервые появилось положение о взаимодействии с республиками Абхазия и Осетия в целях обеспечения совместной обороны и безопасности», — добавил он.
Особое внимание Виктор Мураховский уделяет появившемуся положению о задачах в арктическом регионе. Речь идёт об укреплении военной безопасности и обеспечении экономического функционирования в Арктике.
«С военной точки зрения, это регион, через который проходят траектории полётов межконтинентальных баллистических ракет, полёты стратегической авиации некоторых стран, а также это район, где действуют подводные лодки», — рассказал эксперт. Он считает, что необходимо развернуть радиолокационное поле системы предупреждения ракетного нападения (это уже сделано — такая станция уже существует в Иркутске). Кроме того, нужно создать радиолокационное поле для контроля за воздушной и подводной обстановками.
Согласно документу, ВС России должны развернуть космическую группировку и обеспечить воздушно-космическую оборону важнейших объектов, замечает эксперт. По его словам, в 2015 году в рамках плана строительства российской армии планируется создать воздушно-космические силы, то есть объединить военно-воздушные силы, противовоздушную и противоракетную оборону и космические войска в один вид вооружённых сил.
«Это похоже на структуру военно-воздушных сил США , которая включает и авиацию, и противовоздушную, и противоракетную оборону, и космические средства, но отличие ещё в том, что в США в ВВС входят и ракетные подразделения межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования, а у нас пока ракетные войска стратегического назначения остаются отдельным родом войск вооружённых сил», — добавил эксперт.
Источник: http://russian.rt.com/article/66468
csef.ru
В России принята новая военная доктрина
Согласно положениям опубликованной сегодня военной доктрины РФ, наращивание силового потенциала НАТО отнесено к основным угрозам безопасности России. Кроме того, как и в 2010 году, в документ внесены положения о возможности применения ядерного удара в ответ на использование против Москвы ядерного или неядерного оружия. Действие прежней военной доктрины в редакции от 5 февраля 2010 года отменено.
Отношения с НАТО
В новой редакции военной доктрины РФ, которая сегодня была опубликована на сайте Кремля, наращивание силового потенциала НАТО и приближение инфраструктуры альянса к границам России отнесены к основным внешним угрозам страны. Кроме того, Москва считает угрозой наделение Североатлантического альянса «глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права».
Кроме того, согласно документу, к внешним угрозам отнесены создание и развёртывание систем стратегической ПРО, «подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия».
Вместе с тем обновлённая доктрина не исключает создания совместных систем ПРО с другими государствами при равноправном участии России. Это положение отличает нынешнюю доктрину от документа 2010 года, в котором этого пункта не было.
Недопущение ядерного удара
Отдельное внимание в доктрине уделено недопущению ядерного военного конфликта, которое, как говорится в документе, лежит в основе военной политики РФ. При этом Москва оставляет за собой право на ядерный удар в ответ на использование против неё ядерного или неядерного оружия. Тем не менее положения о «превентивном ударе», появление которого предсказывали некоторые СМИ, в документе нет.
Отметим, что как и в военной доктрине РФ, опубликованной в 2010 году, решение о применении ядерного оружия принимается главой государства.
Внешние угрозы и задачи
В новой редакции доктрины деятельность сотрудников иностранных частных военных компаний рядом с границами РФ определена как внешняя опасность.
Кроме того, как о внешних угрозах говорится о «наличии очагов межнациональной и межконфессиональной напряжённости, деятельности международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе РФ и границам её союзников, а также о наличии территориальных противоречий, росте сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира».
В этом году впервые одной из основных задач ВС России в мирное время стало обеспечение национальных интересов в Арктике.
Внутренние угрозы
Также в документе появилось определение основных внутренних угроз безопасности РФ — это деятельность, направленная на дестабилизацию ситуации в стране, и действия террористов. Кроме того, в этом разделе значится деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан, которая имеет цель подорвать исторические, духовные и патриотические традиции в области защиты Отечества, провоцирование межнациональной и социальной напряжённости, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.
Источник: http://russian.rt.com/article/66455
csef.ru
