Большой и плавающий. История амфибии БАВ » Военное обозрение
Вторая мировая война показала, какое большое значение при форсировании рек и водоемов с оборонительными сооружениями на них могут иметь плавающие транспортные автомобили. Они позволяют «с колес», без специальной инженерной подготовки, иногда под огнем противника, быстро переправлять через водную преграду живую силу, боеприпасы, артиллерию, иногда с тягачами, а на обратном пути забирать раненых. Так родился новый вид боевой техники — колесные и гусеничные транспортеры, амфибии. Их стали широко применять в американской и английской армиях с 1942 г., сначала на Тихом океане, позже в Европе во время высадки десанта на Сицилии, в Нормандии, во время форсирования рек Сена, Везер, Маас, Рейн и многочисленных озер и каналов.
Заокеанский прототип
В Красную Армию по ленд-лизу плавающие автомобили американского производства начали поступать с середины 1944 г. Это позволило нашим войскам в Висло-Одерской операции, при форсировании рек Свири и Даугавы, решать сложные боевые задачи со значительно меньшими потерями, чем при использовании обычных и подручных переправочных средств. Стало понятно, что и в будущем плавающие автомобили найдут широкое применение в войсках как эффективное и надежное десантно-переправочное средство.
При подготовке планов послевоенного технического перевооружения Советской Армии намечалась и разработка водоплавающих больших грузовых автомобилей грузоподъемностью 2,5 т. Однако опыт создания таких машин в нашей стране отсутствовал, поэтому без тщательного изучения и разумного копирования зарубежных аналогов было не обойтись.
Для создания большого плавающего автомобиля нужен был трехосный автомобиль, способный переправлять через водную пре граду, с надежным входом в воду и выходом на берег, десантные подразделения численностью до 40 человек с вооружением и боезапасами, военные грузы весом до 3 т, 76,2- и 85-мм артсистемы с обслугой и т.п. Такой автомобиль был у союзников — американский GMC — DUKW — 353, который поступил на вооружение в июне 1942 г.
Американская амфибия GMC — DUKW — 353
Компоновка GMC — DUKW-353
GMC — DUKW-353 был разработан фирмой Marmon Herrington на основе агрегатов и шасси 2,5-тонных трехосных армейских автомобилей высокой проходимости (АВП) GMC — ACKWX — 353 (1940) и GMC — CCKW — 353 (1941). Корпус автомобиля и его обводы выполнила морская архитектурная фирма Sparkman and Stephen из Нью — Йорка.
Существующую раму автомобиля с шасси поместили в водотоннажный корпус — лодка понтонного типа. Шасси было выполнено по классической трехосной схеме, ставшей стандартной для армейских автомобилей: впереди располагался бензиновый 6-цилинровый двигатель мощностью 91,5 л.с. Ход на плаву обеспечивал водяной винт, который находился в корме корпуса в специальном тоннеле. Маневрирования на воде выполнялось с помощью водяного руля, установленного сразу за винтом.
В кормовой части корпуса находилась лебедка с барабаном длиной 61 м. Она предназначалась для облегчения загрузки в грузовой отсек артиллерии и транспортных средств. Удобно действовала лебедка при самовытаскивания машины, но только во время хода назад.
Теоретически трос мог протягиваться и вперед через грузовой отсек и направляющую скобу на носу машины. Но такой способ использовался очень редко.
В сентябре 1942 на машине была установлена централизованная система регулирования давления воздуха в шинах. Она позволяла уменьшать давление с нормальных 2,8 кгс / см2 (движение по дорогам с твердым покрытием) до 0,7 кгс / см2 на слабых грунтах (например, песок). Из-за деформации (уплощение) шины увеличивалась площадь контакта протектора с грунтом, что снижало общее давление на грунт. Это, в свою очередь, увеличивало проходимость машины. Считается, что это были первые в мире автомобили с системой регулирования давления воздуха в шинах на ходу. Однако, еще до войны подобную систему разработали в Германии и применяли на малосерийных автомобилях 4х4, например, Mercedes Benz G-5 или Adler V40T.
Всего с марта 1942 по май 1945 было выпущено 21247 машин GMC — DUKW-353. Боевые потери (на всех фронтах) составили 1137 штук. В СССР по ленд-лизу в 1945 г. было поставлено 284 машины (данные за 1944 отсутствуют).
Таблица 1. Технические данные амфибии GMC — DUKW-353
Грузоподъемность, кг:
на суше — 2429;
на воде — 3500.
Общая масса (с водителем и грузом), кг — 8758.
Габариты (ДхШхВ), мм — 9449 х 2514,6 х 2692.
Клиренс, мм — 266.
Радиус поворота на грунте, м — 10,44.
Максимальная скорость движения, км/ч:
по дорогам с твердым покрытием — 80,4;
на воде — 10,13 (без груза — 10,25).
Площадь грузовой платформы, м2 — 7,86.
Ответ Советского Союза
Испытания амфибии GMC — DUKW-353, которые были проведены в СССР в октябре 1944, не подтвердили некоторых параметров машины (см. таблицу 1). Так, максимальная скорость на суше составляла 65 км / ч, а не 80,4 км / ч, на воде — 9,45 км / ч. Заявленный фирмой крутой склон в 27 ° так и не был взят, а общий вес машины с грузом и водителем составил 9160 кг.
После испытаний советские инженеры приступили к созданию собственного большого плавающего автомобиля. Его должны были разрабатывать на Московском автозаводе им. Сталина (ЗиС), который к тому времени, весна 1946, уже построил трехосный 2,5-тонный грузовой автомобиль высокой проходимости ЗИС-151. Он оказался не самым удачным, но по внешним параметрам, размерам и кинематической схеме шасси был близок к американскому GMC — DUKW-353. Но завод был перегружен разработкой, доводкой и освоением выпуска новых автомобилей и боевых машин первого послевоенного поколения (ЗИС-150, ЗИС -151 (БТР-152), ЗИС-152 и т. п.) и поэтому отказался от этой работы. Он предложил заняться этой задачей филиалу. Филиалом был еще недостроенный тогда Днепропетровский автозавод (ДАЗ), который должен выпускать грузовики ЗИС-150 как завод — дублер.
Грузовик ЗИС(ЗИЛ)-150
Директором завода по май 1947 был назначен К. В. Власов, бывший главный инженер Горьковского автомобильного завода (ГАЗ), а главным конструктором ДАЗа стал 42-летний инженер Грачев В.А., который до этого с успехом занимался разработкой автомобилей высокой проходимости на Горьковском автозаводе. Грачева всегда тянуло к военной тематике, поэтому в 1948 за эту интересную и сложную работу он взялся с энтузиазмом, по собственной инициативе, несмотря на нехватку кадров. Особенно не хватало конструкторов — автомобилистов и квалифицированных специалистов для работы в экспериментальном цехе, на который ложится основная тяжесть работ.
Главный конструктор ДАЗа Виталий Грачев
Кроме того, завод продолжал строиться, не все цеха и службы были до конца сформированы. Также продолжалась работа над модернизацией ЗИС-150 — ГАЗ-150 «Украинец», над оригинальным полуприцепом к нему под РЛС «Гром», над автокраном АК-76.
ДАЗ-150 «Украинец»
Виталий Грачев знакомит Л. Брежнева с первым автомобилем днепропетровцев ДАЗ-150
Но несмотря на все это, работы над будущей большой амфибией начались в конце того же 1948. Сначала тщательно изучили прототип — GMC (на завод пригнали две машины, одну из которых разобрали «до винтика»). Путем длительных поездок по дорогам и плаванием по Днепру обнаружили слабые и сильные стороны «американца». Одновременно с этим проводили и «обкатку» конструкторов, знакомили с машиной «изнутри». Для этого в выходные дни летом 1949 всем коллективом плавали по Днепру, выезжали на берега и острова.
На GMC понравилось:
— хорошая для такой машины гидродинамика корпуса;
— удачно подобранный гребной винт;
— умеренный собственный вес;
— достаточно мягкие рессоры;
— четкая работа сцепления.
Обнаружили и недостатки:
— неудобная загрузка снаряжения на грузовую платформу через задний высокий борт, который не откидывался;
— недостаточная мощность двигателя;
— ненадежные головки подвода воздуха к шинам;
— недостаточная маневренность на воде;
— постоянный крен на левый борт из-за расположенного там бензобака.
Все это помогло сформулировать вместе с военными окончательное техническое задание на большой плавающий трехосный автомобиль:
— подход по слабым грунтам с наклоном до 20 ° к водной преграде шириной до 1 км любой глубины с десантными группами до 40 человек с вооружением и боезапасом или с другим грузом;
— переправа десантных групп на инженерно необорудованный противоположный берег со скоростью не менее 8,5 км / ч;
— дальнейшее непрерывное продвижение в глубь территории противника по разным дорогам со скоростью до 60 км/ч.
Также должна была обеспечиваться быстрая и удобная загрузка (с использованием собственной лебедки) для переправы 76,2-мм пушки ЗИС-3, 85-мм пушки Д-44, ЗПУ-4 и 37-мм зенитной пушки с расчетами (по одной установке), легких колесных тягачей ГАЗ-67, ГАЗ-69 (по одному), а при наличии пологого берега с плотным грунтом и отсутствия волн и сильного ветра — переправа 3,5 т груза (100-мм пушка БС-3, 152-мм гаубица Д-1 с расчетом, средний колесный тягач ГАЗ-63 без груза).
Загрузка 76,2-мм пушки ЗИС-3 на БАВ с помощью аппарелей
Машину предполагалось оборудовать для буксировки на воде 30-тонного плота, а при использовании в качестве самоходного парома (без выхода на берег) — для переправы десантных групп до 50 человек с вооружением стоя, самоходных установок СУ-76М, гусеничных тягачей АТ-Л.
Постепенно сложилась и идеология компоновки новой машины, которая получила марку ДАЗ-485. В носовом отсеке корпуса, закрытый сверху клепанной алюминиевой палубой с тремя герметичными люками для доступа в моторный отсек, располагался 6-цилиндровый двигатель ЗИС-123 (от БТР-152) мощностью 110-115 кон. сил. Кроме того, на автомобиль установили два бензобака по 120 л (на GMC был один на 151,4 л). Рама автомобиля была заимствована от ЗИС-151. Ее значительно усилили, ввели дополнительные поперечины, узлы крепления для опор карданных валов, лебедки, гребного винта.
За моторным отделением располагалась открытая двухместная рубка экипажа с органами управления и контрольными приборами. Спереди и по бокам рубка закрывалась откидным стеклом, сверху — съемным брезентом. Зимой рубка отапливалась. Подушки и спинки обоих сидений экипажа могли плавать и служили спасательными средствами.
Тоннажный тонкостенный корпус, а также трехлопастный винт, увеличенный на 25 мм в диаметре, — при полном отсутствии опыта просто скопировали с «американца». Поэтому внешне эти две машины были очень похожи, особенно по передней части корпуса. Но компоновка отечественной машины была несколько изменена: лебедку с тросом расположили посередине корпуса, что позволяло, выпустив трос назад, скорее и эффективнее заиаскивать на платформу груз через откидной герметичный задний борт (чего не было на GMC). При этом высота загрузки уменьшалась на 0,71 м, а площадь платформы увеличивалась до 10,44 м2 (в GMC — 7,86 м2). Также в задней части платформы мог быть установлен грузоподъемный кран, способный работать на плаву. Предполагалось также и перевозка двух металлических быстросъемных трапа для загрузки колесной техники. На машине присутствовал широкий набор оборудования: навигационного (вплоть до авиационного компаса), шкиперского (якорь и багор), спасательного, были электросирена и поисковая фара.
Общий план амфибии ДАЗ-485
Общий вид амфибии ДАЗ-485
Большую часть работы над машиной уделили разработке централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах. В ней видели ключ к решению проблемы высокой проходимости плавающего автомобиля. После многочисленных испытаний и доработок система была сделана. При снижении давления воздуха в шинах на бездорожье в 4 — 5 раз уменьшалось давление колеса на грунт, примерно в 2 раза увеличивалось число контактирующих грунтозацепов и лучше уплотнялся путь, уменьшалась его глубина и, соответственно, уменьшалось сопротивление почвы колесам. Соответственно выросла и средняя скорость движения по мягким грунтам. Но главное, в 1,5 — 2 раза увеличивался запас тяги машины во время движения по снегу, песку, пашни. А чем больше этот запас, тем выше проходимость машины. Именно в то время в СССР на ДАЗе был сделан решительный и революционный шаг в деле резкого повышения проходимости колесных машин по слабым грунтам и бездорожью, что приблизило их по этому показателю к гусеничных машин.
Большое значение имело и то, что в отличие от GMC, при повреждении шины компрессор мог дольше поддерживать давление в шине, а сам процесс по монометру контролировал водитель. Например, при пяти прострелах 9-мм пулями (10 отверстий) давление в шинах достигало нормы уже через 8 мин. после обстрела и дальше оставалось постоянным. Накачки шин воздухом «от нуля» (полностью сдутое колесо) занимало 16 мин. Тогда как на GMC — 40 мин. Разработка таких шин была выполнена НИИ шинной промышленности, ведущим конструктором по ним был Ю. Левин. И еще один момент относительно шин, точнее расположение запасной шины в корпусе. Так как отечественная шина вышла тяжелее американской, ее решили разместить горизонтально на борту автомобиля в специальной нише под лебедкой. В результате шина (вес около 120 кг) была расположена гораздо ниже американского аналога (примерно 1,3 м от земли, на GMC — 2 м), что значительно облегчало ее замену.
ДАЗ-485 во дворе завода
Момент установки запасного колеса на машину
Вид на гребной винт
Первый образец
Рабочее проектирование автомобиля начали в начале 1949 г. Работали как в войну — по 10-12 часов, с энтузиазмом. Работа хорошо стимулировалась материально, а главное — морально. Коллектив был влюблен в будущий автомобиль. Основные трудности легли на плечи начальника бюро кузовов Б. Комаровского и ведущего конструктора по корпусу С. Киселева. Они прошли хорошую школу на Горьковском автозаводе и приехали на ГАЗ вместе с В. Грачевым. Именно они на вопрос В. Грачева «Сможем мы сами спроектировать такой корпус?» ответили: «Да, мы сможем!»
Бюро двигателей возглавлял С. Тяжельников, бюро трансмиссий — А. Лефаров. Лабораторию дорожных испытаний возглавил Ю. Палеев. Наблюдателем от Инженерного комитета Советской Армии был инженер — полковник Г. Сафронов.
Начальник бюро кузовов Б. Комаровский
Проектирование ДАЗ-485 велось весь 1949 г. По мере выпуска чертежей их сразу же отдавали в цеха завода, не дожидаясь выпуска всех бумаг. Сразу же были заложены две машины. Наибольшую сложность вызвало производство корпуса. Его панели виколачивались вручную на деревянных «болванах». Для сварки панелей были построены стапеля, а для проверки герметичности — ванны. Зимой 1950 развернулось полномасштабное производство опытных образцов. Одновременно по просьбе В. Грачева ученые и специалисты Горьковского кораблестроительного института посчитали на модели ДАЗ-485 ее остойчивость, управляемость и плавучесть. Они оказались в норме.
Остойчивостью называется способность плавающей машины, выведеной из равновесия под воздействием внешних сил, возвращаться в положение равновесия после того, как эти силы перестанут действовать. Остойчивость позволяет машине входить в воду с креном и дифферентом, плавать на волне, буксировать другую (однотипную) машину, обеспечивает команде (экипажу) возможность перемещения внутри машины.
Под плавучестью понимают способность машины плавать по воде с необходимой нагрузкой и сохранять при этом определенную осадку. Известно, что тело, изготовленное из материалов, удельный вес которых меньше удельного веса вытесненной этим телом воды, всегда плавает. Это известный всем закон Архимеда.
Виды остойчивости плавающих машин
Одна из опытных амфибий на испытаниях
Слева направо: гл. конструктор В. Грачев, водитель-испытатель А. Чукин, конструктор А. Стерлин, военпред И. Данильский
К середине августа 1950 первая машина была собрана. Поставили ее «на ход» ближе к вечеру и, не удержавшись, поехали для заплыва на Днепр. С берега ей подсвечивала своими фарами американская амфибия GMC. Это было феерическое зрелище: плавающий автомобиль GMC будто передавал свою эстафету новичку.
Машина «сложилась» сразу же: особых ошибок обнаружено не было, работоспособная и достаточно надежная машина в дальнейшем не нуждалась в серьезных переделках. Это был стиль работы В. Грачева — делать принципиально новые машины «набело» (или «попасть в яблочко», как говорил сам конструктор). И именно поэтому первые выезды и заплывы он делал сам, сидя за рулем, привык получать информацию не из чужих рук.
С самого начала было оценено удобство эксплуатации, особенно откидной задний борт и лебедка, расположена в центре машины. В общем, это был тот случай в отечественной практике, когда машина вела себя не хуже, а на много лучше прототипа: более высокая проходимость, лучше динамика движения, удобная загрузка, больший клиренс.
Конец первой части
Источники:
http://avtomobili-rnd.ru/ ЗИС-485.
Прочко Е. Колесо против бездорожья // Моделист-конструктор. 1992. №9.
Прочко Е. Большой водоплавающий автомобиль // Техника и вооружение. 1992. №№3-4.
Соловьев В.П., Прочко Е.И., Данилов Р.Г. Главный конструктор. 100 лет со дня рождения Виталия Андреевича Грачева. М.: МГИУ, 2003. 60 с.
Степанов А. В. Плавающие машины. М.: Издательство ДОСААФ, 1975.
topwar.ru
Лучшие машины-амфибии последних лет
Технику, способную передвигаться не только по суше, но и по воде, до недавнего времени создавали в основном для военных нужд. Выпуск гражданских автомобилей-амфибий пока не получил массового распространения, хотя уже создано немало интересных конструкций. С некоторыми из них вы можете познакомиться в нашем обзоре.
Gibbs Quadski
Это одновременно и квадроцикл, и катер, выпущенный в свет компанией Gibbs Sports Amphibians в 2012 году. Амфибия развивает скорость до 72 км/ч, как на воде, так и на суше, оснащена реактивным морским двигателем и системой втягивания колёс. Трансформация между двумя режимами функционирования занимает лишь 5 секунд.
Amphicar
Автомобиль-амфибия 1961 года. Разработан в Германии компанией Quandt Group специально для экспорта в США. Он проигрывал в скорости и надежности, как автомобилям, так и лодкам, так что было выпущено лишь около 4000 моделей до остановки производства в 1965 году. Тем не менее, Amphicar до сих пор считается одной из самых успешных машин-амфибий всех времён и ценится среди коллекционеров.
Gibbs Aquada
Ещё одно творение Gibbs Sports Amphibians – скоростной автомобиль-амфибия. Развивает до 160 км/ч на суше и 50 км/ч в воде. В марте 2004 года Aquada вошёл в историю, когда предприниматель Ричард Брэнсон установил на нём новый рекорд, переплыв пролив Ла-Манш за 1 час, 40 минут и 6 секунд.
Rinspeed Splash
Швейцарская фирма Rinspeed разработала свою машину-амфибию в 2004 году. Максимальная скорость на воде – 50 км/ч, на суше – 200 км/ч. Уникальная особенность – двухцилиндровый двигатель амфибии работает на природном газе и не загрязняет окружающую среду.
SeaRoader Lamborghini Countach
Первая в мире Lamborghini-амфибия была создана инженером Майклом Райаном из компании SeaRoader на основе Lamborghini Countach. «Если у машины есть колёса, то я заставлю её плавать!» — хвастался Райан и переделывал для водных путешествий джипы, мотоциклы, такси и даже фургончик с мороженым. Превратить суперкар в амфибию – затея не из дешёвых, замена только одного стекла обошлась изобретателю в три тысячи долларов.
Gibbs Humdinga
Это пятиместная амфибия с полным приводом и двигателем V8 мощностью 350 лошадиных сил. Скорость на суше – 160 км/ч, в воде – 65 км/ч. Gibbs Sports Amphibians создали его специально для перемещения в дикой и труднодоступной местности, и он основан на той же технологии, что и Gibbs Aquada.
Hydra Spyder
Современный гибрид гоночного ретро-автомобиля и моторной лодки Hydra Spyder был разработан компанией CAMI. На суше он разгоняется до 201 км/ч, в воде – 85 км/ч. Модель весит 3300 кг и оснащена шестилитровым двигателем V8 Corvette LS2 мощностью 400 лошадиных сил.
Dobbertin HydroCar
Это амфибия, продуманная до мелочей. Одним нажатием переключателя она меняет «режим суши» на «режим воды». На суше её спонсоны (выступы по бокам) поднимаются и становятся крыльями автомобиля, в воде – опускаются на 20 см., за считанные секунды превращая машину в гоночный катер. Корпус сделан из нержавеющей стали, двигатель – от Chevrolet мощностью 762 лошадиные силы.
Sea Lion
Разработанная специально для того, чтобы устанавливать рекорды на суше и воде, Sea Lion является одной из быстрейших амфибией в мире. На суше максимальная скорость достигает 201 км/ч, в воде – 96 км/ч. Технически, это даже не автомобиль. Создатель назвал её буквально: «Машина-амфибия для установления мировых рекордов».
WaterCar Panther
WaterCar Panther, является любимым детищем американского изобретателя Дэйва Марка. Его предыдущая амфибия – WaterCar Python, по скорости догоняла Sea Lion. Panther не такая быстроходная, но замечательно подходит на роль внедорожника – ей нипочём бездорожье, грязь и песок. Дизайн амфибии основан на Jeep CJ8 Scrambler.
ВИКИНГ 29031
Российский вездеход-амфибия ВИКИНГ проектировался, чтобы противостоять экстремальным условиям эксплуатации: от Арктики до тропиков и пустыни. Это единственный в мире вездеход-амфибия, прошедший сертификацию на соответствие требованиям ЕЭК ООН. По шоссе ВИКИНГ развивает до 80 км/ч. Плавучесть амфибии обеспечивают не только большие шины низкого давления, но и герметичная лодка-основание. А уж водяной движитель и подавно превращает вездеход в полноценный катер. Он уверенно плавает и маневрирует, развивая скорость до 12 км/ч.
Похожие статьи
xn--h1apn.net
5 советских машин-амфибий, не доплывших до наших дней — Фан зона
- Фан зона
- Староход
Если вы думаете, что автомобили, умеющие плавать, – явление современное, то сильно ошибаетесь. Машины, которым в прямом смысле море по колено, начали строить еще в 20-х годах прошлого века. Причем Страна Советов со своими земноводными моделями была чуть ли не впереди планеты всей.
Разработка подобных проектов – впрочем, как и сейчас – требовала серьезных инвестиций, поэтому многие из перспективных идей были загублены в СССР еще на стадии подготовки. А ведь сухопутные советские лодки могли взорвать мировую автоиндустрию, но, увы, оказались выброшенными на свалку истории. Вспомним самые любопытные.
ЗИС-485 «БАВ»
Государственный комитет обороны в 40-х годах поручил Министерству автотракторной промышленности построить грузопассажирскую амфибию с незамысловатым названием БАВ – Большой Автомобиль Водоплавающий. По аналогии с американской GMC DUKW-353, больше известной как «Утка», транспортное средство обзавелось трехосной базой, заимствованной у грузовика ЗиС-151. Над моделью трудился Виталиий Грачев, главный конструктор Днепропетровского автозавода. Множество узлов и агрегатов земноводному «чуду техники» досталось от бронетранспортера БТР-152. И спустя восемь лет кропотливой работы ДАЗ выпустил первые опытные образцы, прошедшие ряд успешных испытаний на Днепре. Машина могла одновременно перевозить 25 человек и до 25 тонн груза – вплоть до артиллерийских орудий. За океаном новинку отметили, как одну из лучших разработок в мире. Но спустя 12 лет производственного цикла по требованию Лаврентия Берия сборку остановили, переориентировав мощности предприятия для строительства ракетоносителя ядерных боеголовок Р-1.
ГАЗ-46 «МАВ»
Не сложно догадаться, что аббревиатура расшифровывается, как Малый Автомобиль Водоплавающий. Выпуском лодки, ползающей по земле, занялись специалисты Горьковского автозавода в 1953 году. Средство передвижения предназначалось для обеспечения действий подразделений разведки, в частности, высадки с кораблей, преодоления широких водных преград и организации десантных переправ. На борту могли уместиться 5 человек и до 500 килограммов полезного груза. Позже МАВ, оснащенный гребным винтом (подвеска и трансмиссия – от ГАЗ-69), стали использовать для проведения научно-инженерных работ на воде. Ближе к 60-м, с отмашки советских властей, амфибию сняли не только с вооружения, но и с конвейера. А оставшиеся в обиходе экземпляры превратились в вездеходы для перевозки начальства, которое помимо рабочих нужд использовало их также в поездках на рыбалку и охоту.
НАМИ-055В
Идея создания легкой армейской амфибии была содрана с американского Ford GPA, только в отличие от «янки» машина имела складные подводные крылья, позволяющие ей парить над водой, словно на воздушной подушке, со скоростью 60 км/ч. Что примечательно, конструкцию откидных крыльев на тот момент не применял еще никто из автопроизводителей. Еще бы – ведь над транспортным средством наряду с инженерами автомоторного института трудился сам руководитель конструкторского бюро судостроительной техники Ростислав Алексеев, спустивший на воду знаменитые «Ракеты» и «Метеоры». В 1958 году свет увидел первый товарный образец водоплавающего вездехода с кодовым обозначением 055В, имевшего полный привод, силовой агрегат от 410-го «Москвича» и гребной винт, разместившийся под кормой. Однако невзирая на солидную техническую начинку и завидные «водные» способности, проходимость машины на суше оказалась предельно слабой. В итоге от ее модернизации отказались.
ЛУАЗ-967
Самая компактная советская амфибия была выпущена в 1971 году по заказу ВДВ для обеспечения подвоза военно-технического оборудования и боеприпасов по воде, а также буксировки, установки отдельных точек вооружения и эвакуации раненых. Кстати, без преувеличения успешная машина в последствие стала основой для знаменитого ЛуАЗ-969 «Волынь». А уцелевшие образцы после завершения производства в 1989 году еще несколько лет служили «техничками» во время проведения военных учений и использовались службами аэропортов. Луцкий автомобильный завод выпустил две модификации водоплавающего «проходимца» – с 27-сильным мотором и более мощным двигателем о 37 «лошадях», знакомым нам по легендарным «Запорожцам». Жаль, но дорабатывать модель Правительство сочло нецелесообразным, переключившись на развитие современной автопромышленности, которую, к слову, мы не увидели до сих пор.
ВАЗ-2122 «РЕКА»
А как вам первая и единственная амфибия Волжского автозавода? Не слышали? А между тем по заказу Министерства обороны СССР в середине 70-х над таким аппаратом работал лично главный вазовский конструктор Георгий Мирзоев. Он решил отказаться от привычных гребных винтов и явить военным чудо в виде машины, передвигающейся по воде за счет вращения колес! «Река», построенная на базе «Нивы» и оснащенная сначала 1,6-литровым мотором, а потом – для снижения нагрузки на трансмиссию – движком объемом 1,3 литра, преодолевала водоемы с мизерной скоростью 5 км/ч, в то время как по земле ускорялась до 110 км/ч. Зато модель могла похвастать кузовом с открытым бортом, двумя съемными дверями и плоским откидным лобовым стеклом. За 11 лет стараний на предприятии изготовили 27 опытных образцов ВАЗ-2122 в различных модификациях. Но министр обороны Дмитрий Устинов «обрадовал» генерального директора завода, что ввиду отсутствия финансовых возможностей, будущего не доведенной до ума машине не видать, как ему своих собственных ушей.
162991
162991
2 ноября 2015
112297
www.avtovzglyad.ru
амфибия — слуга военных и гражданских
Всем известно, что автомобилестроение как отрасль возникло уже достаточно давно. За все это время инженеры стремились создать идеальный автомобиль, который мог бы удовлетворить запросы максимального количества людей. И потому вовсе не удивителен факт создания автомобиля под названием машина-амфибия. Ее предназначение, разновидности и особенности мы рассмотрим в данной статье.
Определение
В первую очередь давайте выясним, каково краткое описание этого автомобиля. С технической точки зрения машина-амфибия – транспортное средство, которое наделено способностью одинаково хорошо перемещаться как по суше, так и по водной поверхности. Проще говоря, агрегат может ехать по асфальту, по грунту, преодолевать реки вброд и т.д. Все прекрасно понимают, что гражданская и военная промышленности всегда шли в некоторой степени рядом. Как показала практика, именно военные были инициаторами создания машин, для которых не существовало бы водных препятствий.
Советская эпоха
Если рассматривать период, когда существовал Советский Союз, то стоит отметить, что тогда наблюдался технический прогресс, в том числе и автомобилестроение переживало стабильный подъем. Отдельного внимания заслуживают именно машины-амфибии СССР.
Так, например, автомобиль НАМИ-055 был спроектирован на базе машины «Москвич-410». В данной амфибии корпус был выполнен цельнометаллическим, сварным, оборудованным гладким днищем. Все колеса были ведущими, а сами подвески при необходимости убирались в специально созданные ниши. В воде перемещение транспорта становилось возможным благодаря наличию гребного винта, установленного на выдвижной колонне. Скорость перемещения в воде у автомобиля составляла 12,3 км/ч.
В 1989 году была разработана многоцелевая машина-амфибия НАМИ-0281. Основным предназначением ее была доставка воинских подразделений быстрого реагирования к месту выполнения ими постановленных задач. Корпус автомобиля имел две полудвери, за которыми на двух четырехместных сиденьях мог расположиться боевой расчет из 8 человек. Силовой привод машины был установлен в кормовой части. Изюминкой транспортного средства являлась независимая регулируемая подвеска гидропневматического типа. Именно она позволяла менять дорожный просвет. Передаточная коробка имела два вала. Через нее передавалась мощность на привод гребного винта и осуществлялась принудительная остановка дифференциалов. По сухому покрытию автомобиль способен развивать скорость до 125 км/ч.
Удивительные экземпляры
Современная машина-амфибия – это уже не только армейский слуга, но и автомобиль для гражданских лиц с широким спектром возможностей. В частности, Sea Lion является эксклюзивной разработкой, которая способна развить скорость на воде до 96 км/ч, а на суше – 201 км/ч. Собственно говоря, этот автомобиль был специально придуман для фиксации мировых рекордов.
Gibbs Quadski – еще одна новинка, увидевшая свет в 2012 году. В ней сочетается квадроцикл и катер. Машина способна ехать как по суше, так и воде со скоростью 72 км/ч. У нее имеется реактивный морской двигатель и система втягивания колес.
Gibbs Aquada. Удивительный автомобиль, который вошел в историю. В 2004 году на нем пересекли пролив Ла-Манш всего лишь за один час, сорок минут и шесть секунд.
Rinspeed Splash. Отличительной чертой этой машины можно считать наличие двухцилиндрового двигателя, который функционирует на природном газе и не наносит никакого вреда окружающей среде.
Машины-амфибии своими руками создает инженер Майкл Райан. Именно ему принадлежит творение под названием SeaRoader Lamborghini Countach. Его футуристический внешний вид сочетается с мощью двигателя и прекрасными функциональными возможностями.
Плавающий дом на колесах
Такой автомобиль, который по своей конфигурации больше похож на автобус, носит название Terra Wind. Машина производится американской компанией Cool Amphibious Manufacturers International. Огромный салон имеет как набор любого кухонного оборудования, так и роскошную мебель, домашний кинотеатр и даже джакузи. Отделка внутри выполнена из дерева и кожи. Скорость перемещения кемпера по воде равна 13 км/ч, а по земле – 128 км/ч. Стоимость машины составляет порядка 1,2 миллиона американских долларов.
Рекордсмен «Книги рекордов Гиннесса»
В 2010 году автомобиль WaterCar Python был занесен в эту книгу как самая быстро плавающая машина на планете. Несмотря на довольно жутковатый внешний облик (в создании автомобиля были задействованы запчасти от пикапов и спорткаров), амфибия имела под капотом 640 лошадиных сил, трансформирующихся в 500 сил в режиме водометного перемещения. Это, в свою очередь, позволило набрать ей во время езды по воде скорость 96 км/ч. На земле же машина разгонялась до 100 км/ч всего лишь за четыре с половиной секунды.
В заключение отметим: любая машина-амфибия, отзывы о которой могут быть различны в зависимости от ее возможностей и качества сборки, все же является чудом технического прогресса, поскольку ее многофункциональность обеспечила ей востребованность на долгие годы вперед. И как показывает реальность, инженеры дня сегодняшнего не перестают совершенствовать данную технику.
fb.ru
Автомобили-амфибии — Soulblog.ru
Автомобили, которые могли бы не только передвигаться по суше, но и по воздуху, по водной глади, на протяжении всей истории автомобилестроения, пытались создать многие инженеры-конструкторы. Так было на заре этой отрасли, так продолжается и сейчас.
Да, это является хорошей идеей. Представьте себе — автомобиль-универсал! Сел — поехал. Впереди пробка. Взлетел — перелетел. Водная преграда? Нипочем! Кнопку нажал — переплыл. Фантастика! Но фантастика ли? Истории известны многие автогибриды, полууневерсалы. Кто-то из гениев пытался поставить на конвеер полные универсалы. Мы много слышали об автомобильных двигателях работающих на биотопливе, воде, электроэнергии и так далее. Благо, что последние сейчас все больше и больше входят в производство.
Очень часто производство таких чудо-автомобилей не доводилось до конца. То ли нехватка ресурсов финансовых, то ли умственных. А по большей части, по моему мнению, нежелание толстосумов и нефтяных магнатов, которые держали в своих руках (да и не отпускают сейчас) этот прибыльный бизнес. Но это разбираться экспертам. Да и будут ли они? А поговорить сегодня, дорогие мои, я хотел о нескольких попытках создать один из таких чудо-автомобилей. Некоторые из них прижились, многие канули в лету. Были удачные и не совсем. Судите сами.
И так, к вашему обозрению автомобили-амфибии. Автомобили, которые передвигаются не только по суше, но и по воде, несомненно интересная идея. Интересна она и тем, что не нова. В производстве одним из первых «амфибий» заслуга, как не печально, Второй мировой войны. Сегодня я хочу поговорить о более мирных моделях, производство которых более массово стало развивться в 60-е годы 20-го столетия. Немного ниже я привел список, не говорю, что полный, невероятных и интересных моделей «автоамфибий» созданных руками человека. Поехали — поплыли!
Gibbs Quadski
Амфибия Gibbs Quadski является одновременно квадроциклом и гидроциклом. Производство амфибии было запущено в 2012 году. Изначально Quadski был выпущен одноместным, но позже американская компания Gibbs Sports доработала свое знаменитое «детище» и был выпущен двухместный Quadski XL. Оснащен он 1300-кубовым двигателем BMW, который обеспечивает ему достойные 70 км/ч, как по суше так и по водной поверхности. Переход из одной стихии в другую осуществляется легко и непринужденно всего за 4-5 секунд. Кампания Quadski использует технологию Gibbs’ High Speed Amphibian (HSA), которая включает в себя более 300 патентов и заявок на патенты по всему миру.
Amphicar
Amphicar является немецким, если можно в шутку так сказать, «десантным» автомобилем. Впервые ажиотаж в публике он произвел в 1961 году. Был разработан Гансом Триппелом и изготовлен Quandt Group в Любеке, и Borsigwalde в Берлине. Этот «десантный» автомобиль был представлен для американского рынка. По сравнению с большинством автомобилей, его производство было скромным и составляло 4000 машин, выпущенных в 1965 году. Тем не менее, он по прежнему является одним из успешных амфибий среди гражданских автомобилей и до сих пор имеет хорошую цену, как коллекционный автомобиль.
Gibbs Aquada
Gibbs Aquada является высокоскоростным автомобилем амфибией, разработанным той же Gibbs Sports в Новой Зеландии. Это не модифицированный сухопутный автомобиль и не лодка с колесами. Это специально разработанный автомобиль, который одинаково чувствует себя хорошо как в воде, так и на сухой местности. Он способен развивать скорость свыше 160 км/ч на суше и 50 км/ч на воде. Aquada вошел в историю в марте 2004 года, когда Ричард Брэнсон пересек на нем Ла-Манш за 1 час, 40 минут и 6 секунд, установив новый мировой рекорд.
Также рекомендуем прочитать:
Rinspeed Splash
Известная швейцарская фирма Rinspeed построила автогидромашину в 2004 году. Максимальная скорость по суше у этого красавца — 200 км/ч. По воде, несмотря на сложную конструкцию подводных крыльев, автомобиль может ехать со скоростью 50 км/ч, что тоже является довольно неплохим результатом. Эта удивительная гидромашина работает на природном газе, и это первый автомобиль-амфибия, который заправляется этим экологически чистым ресурсом. Он имеет двух-цилиндровый двигатель с турбонадувом, обладающий силой в 750 лошадок.
SeaRoader Lamborghini Countach
Когда первая фотография этой амфибии попала на просторы интернета, никто не поверил в ее реальность и все дружно назвали это фотошопом. Но потом появилась еще пара фотографий и все сомнения были развеяны. Развеяны еще и потому, что автор этого модифицированного Lamborghini Countach является Майк Райан (Mike Ryan), в активе которого имеется ни одна переделка авто в амфибию.
Но этот проект особенно отличается от других, так как за основу был взят экзотический аппарат, итальянский суперкар, мечта всех мальчишек и проблема владельцев. Но в итоге амфибия получилось реально симпатичной, ведь характерная черта сегодняшних мелкосерийных производств — некая уродливость, комичность, несуразность получающихся амфибий. Правда при этом они не столь дороги, работают и отличаются какой-никакой надежностью.
Что можно сказать об этой «детке»? К сожалению мало чего. Виной тому полнейший информационный вакуум, так как на всех зарубежных сайтах о ней пишут одно и тоже, никакой конкретики. Остаются только картинки… Судя по волнам, плывет он прилично, пусть и в тихой воде. Но по тверди земной, думается, он гоняет не хуже, чем его «нормальные» братья.
Амфибия Майка внешне является точной копией оригинального суперкара, двигатель такой же породистый, 4-литровый V12 мощностью 375 л.с. при 8000 оборотах. Построить такую амфибию было не дешёвым удовольствием, одно только лобовое стекло обошлось в 4.350$. При переводе автомобиля в режим амфибии колёса не прячутся под днище, а остаются на месте. Только трансмиссия переводится в режим реактивного движения нажатием одной кнопки.
Gibbs Humdinga
Humdinga является высокоскоростным концептом амфибии, разработанной Gibbs Technologies. Концепт представлен публично в феврале 2012 года. Humdinga использует ту же технологию High Speed амфибия (HSA), что и Gibbs Aquada.
Humdinga переходит из сухопутного в водный режим, по одному нажатию кнопки. Колеса подымаются, отключается их привод и движение начинается благодаря мощным водным струям исходящим из двигательной установки. Все происходит в течении 10 секунд.
Этот, можно сказать, грузовик-амфибия, который вмещает шесть пассажиров и немного багажа, развивает скорость по поверхности воды, до 50 км/ч, имея двигатель мощностью 300 л.с.
Hydra Spyder
Hydra Spyder — спорткар-амфибия с открытым верхом, который начал выпускаться и продаваться в 2006 году компанией Cool Amphibious Manufacturers International, LLC.
Автомобиль может вместить четырех человек и прячет под капотом двигатель силой в 500 л.с. Компания утверждает, что транспортное средство является непотопляемым, так как все полости его «корпуса» заполнены флотационной пеной. Это не мешает ему быть устойчивым на суше.
Известным конкурентом для автомобиля является Gibbs Aquada, который начал развитие в 2003 году.
Dobbertin HydroCar
Автомобиль-амфибия Dobbertin HydroCar вызывает точно такое же удивление, какое испытали биологи начала 20-го века, когда увидели рыбу латимерию. Ведь, по всем параметрам она представляла собой рыбу, но, тем не менее, обладала четырьмя ногами.
Вот и Dobbertin HydroCar, вроде бы и лодка, а ездит по земле!
Dobbertin HydroCar, созданный инженером Риком Доббертином (Rick Dobbertin), — это скорее все-таки лодка, нежели автомобиль. Но лодка, которая может ездить и по суше. Ведь под днищем у этой лодки находятся четыре колеса. И, если до сих пор неизвестно, зачем латимерии нужны четыре ногоподобных отростка, то колеса у Dobbertin HydroCar нужны для одной вполне конкретной цели – ездить по земле.
«Под капотом» у этого необычного средства передвижения находится 9.4-литровый двигатель на 762 лошадиные силы, позволяющий ему достигать скорости до 100 километров в час на воде. Правда, неизвестно, насколько далеко может заплыть Dobbertin HydroCar с таким неэкономным мотором.
Изначально автомобиль использовал шестилопастной пропеллер. Однако, по словам Доббертина, это не создает достаточного «вкуса скорости в воде», поэтому он заменил его на четыре лопасти из нержавеющей стали. Несмотря на необходимую настройку, этот автомобиль является по-прежнему невероятной амфибией.
Sea Lion
Вы хотите автомобиль, который быстро едет, автомобиль, который уникально выглядит, и, который может превратиться в плавающее средство в считанные секунды? Есть для вас такой автомобиль. Представляем Sea Lion: самую быструю в мире машину-амфибию.
Дизайнер Sea Lion называет его «амфибией с мировым рекордом скорости». Автомобиль был разработан для установки мировых рекордов на суше и на воде. По суше, Морской Лев может развить скорость до 201 км/ч. Не очень впечатляет, правда? Но на воде этот красавец может разогнаться до 95 км/ч.
На сегодняшний день на титул самого быстрого «земноводного» автомобиля претендуют 25 машин и Sea Lion в числе их. И скажу вам, не в самом последнем эшелоне.
Морской Лев был спроектирован с использованием программного обеспечения САПР. Корпус морского льва был изготовлен с использованием сварного алюминия и фрезерования. Он имеет встроенную сварную однокомпонентную центральную секцию. Имеются съемные боковые контейнеры, используемые для флотации и груза, а также съемные передние и задние крылья.
WaterCar Panther
Что это? Это джип? Это катер? Нет, это автомобиль-амфибия «Пантера» от WaterCar.
Калифорнийская автомобильная компания разработала самую быструю в мире машину-амфибию под названием Panther, изображенную выше. В течение 13 лет Дейв Марч, основатель Panther, мечтал построить автомобиль, который будет одинаково хорошо работать как на суше так и на воде. Фактически, он хотел, чтобы его автомобиль достиг скоростных мощностей, которым нет аналогов в мире.
Результатом стал WaterCar Python, который стал самым быстрым амфибийным автомобилем в мире, достигнув скорости более 201 км/ч на суше и скорости по воде не менее 96 км/ч.
Последнее предложение WaterCar — это Panther. WaterCar называет Panther «предельным автомобилем». Он способен достигать скорости на воде до 72км/ч почти так же быстро, как и средний скоростной катер, а на суше он может быть разогнан до 130 км/ч.
Конструкция Panther основана на Jeep CJ8 Scrambler, но шасси Jeep были слишком тяжелые для воды. Более легкое шасси Panther было изготовлено из хромолитной стали. В то время как Python — амфибийный спортивный автомобиль, Panther больше похож на амфибийный внедорожник, поскольку WaterCar утверждает, что он может ездить по любой поверхности, включая песок и грязь.
Вот о таком чуде техники я хотел с вами сегодня поговорить. А чудо ли? Решать вам. До новых встреч.
soulblog.ru
10 удивительных автомобилей-амфибий | Журнал Популярная Механика
Машины, способные ездить не только по суше, но и по воде — одна из самых захватывающих идей XX века, хотя лодки с колёсами придумали и того раньше. Множество амфибий было разработано во время и после Второй Мировой — в основном, это плавающие танки и БТР. Сегодня амфибии перешли и на гражданскую стезю.
Производство гражданских автомобилей-амфибий началось ещё в 1960-х годах, но тогда они не получили массового распространения. Тем не менее, многие изобретатели до сих пор берутся создать необычный и стильный автомобиль, покоряющий две стихии сразу. Представляем 10 самых интересных машин-амфибий последних лет!
10. Gibbs Quadski.
Это одновременно и квадроцикл, и катер, выпущенный в свет компанией Gibbs Sports Amphibians в 2012 году. Амфибия развивает скорость до 72 км/ч как на воде, так и на суше, оснащена реактивным морским двигателем и системой втягивания колёс. Трансформация между двумя режимами функционирования занимает лишь 5 секунд.
9. Amphicar Amphicar.
Автомобиль-амфибия 1961 года. Разработан в Германии компанией Quandt Group специально для экспорта в США. Он проигрывал в скорости и надёжности как автомобилям, так и лодкам, так что было выпущено лишь около 4000 моделей до остановки производства в 1965 году. Тем не менее, Amphicar до сих пор считается одной из самых успешных машин-амфибий всех времён и ценится среди коллекционеров.
8. Gibbs Aquada.
Ещё одно творение Gibbs Sports Amphibians, скоростной автомобиль-амфибия. Развивает до 160 км/ч на суше и 50 км/ч в воде. В марте 2004 года Aquada вошёл в историю, когда предприниматель Ричард Брэнсон установил на нём новый рекорд, переплыв пролив Ла-Манш за 1 час, 40 минут и 6 секунд.
7. Rinspeed Splash.
Шведская фирма Rinspeed разработала свою машину-амфибию в 2004 году. Максимальная скорость на воде — 50 км/ч, на суше — 200 км/ч. Уникальная особенность — двухцилиндровый силовой двигатель амфибии работает на природном газе и не загрязняет окружающую среду.
6. SeaRoader Lamborghini Countach.
Первая в мире Lamborghini-амфибия была создана инженером Майклом Райаном из компании SeaRoader на основе Lamborghini Countach. «Если у машины есть колёса, то я заставлю её плавать!» — хвастался Райан и переделывал для водных путешествий джипы, мотоциклы, такси и даже фургончик с мороженым. Превратить суперкар в амфибию — затея не из дешёвых, замена только одного стекла обошлась изобретателю в три тысячи долларов.
5. Gibbs Humdinga.
Это концепт пятиместной амфибии с полным приводом и двигателем V8 мощностью 350 лошадиных сил. Скорость на суше — 160 км/ч, в воде — 65 км/ч. Gibbs Sports Amphibians создали его специально для перемещения в дикой и труднодоступной местности, и он основан на той же технологии, что и Gibbs Aquada.
4. Hydra Spyder.
Ультра-современный гибрид гоночного ретро-автомобиля и моторной лодки Hydra Spyder был разработан компанией CAMI. На суше он разгоняется до 201 км/ч, в воде — 85 км/ч. Модель весит 3300 кг и оснащена шестилитровым двигателем V8 Corvette LS2 мощностью 400 лошадиных сил.
3. Dobbertin HydroCar.
Это амфибия, продуманная до мелочей. Одним нажатием переключателя она меняет «режим суши» на «режим воды». На суше её спонсоны поднимаются и становятся крыльями автомобиля, в воде — опускаются на 20 см., за считанные секунды превращая машину в гоночный катер. Корпус сделан из нержавеющей стали марки 304, двигатель — от Chevrolet мощностью 762 лошадиные силы на 5.800 оборотах.
2. Sea Lion.
Разработанная специально для того, чтобы устанавливать рекорды на суше и воде, Sea Lion является одной из быстрейших амфибией в мире. На суше максимальная скорость достигает 201 км/ч, в воде — 96 км/ч. Технически, это даже не автомобиль. Создатель назвал её буквально: «машина-амфибия для установления мировых рекордов».
1. WaterCar Panther.
Это джип? Это моторная лодка? Нет, это WaterCar Panther, любимое детище американского изобретателя Дэйва Марка. Его предыдущая амфибия — WaterCar Python, по скорости догоняла SeaLion. Panther не такая быстроходная, но замечательно подходит на роль внедорожника — ей нипочём бездорожье, грязь и песок. Дизайн амфибии основан на Jeep CJ8 Scrambler.
www.popmech.ru
Автомобили амфибии (45 фото) — Doozy.ru
Автомобили амфибии (45 фото)
Раньше автомобили-амфибии пользовались популярностью лишь у военных. Для гражданского использования они были чересчур дороги, непрактичны и имели не слишком привлекательный вид, напоминающий лодку с приделанными к ней колесами.Первым массовым гражданским «водоплавающим» автомобилем стал немецкий Amphicar, который выпускался с 1961 по 1968 год. Кабриолет, «вооруженный» 1,1-литровым мотором, развивал до 104 км/ч на асфальте и плыл со скоростью до 11 км/ч.
За 7 лет было выпущено около 4 тысяч амфибий, каждая из которых стоила около 12 000 дойчмарок. Чтобы получить возможность передвигаться по суше и по воде, владелец «Амфикара» должен был иметь не только обычные водительские права, но и разрешение на управление яхтой.После банкротства Amphicar рынок амфибий замер на долгие годы. Среди немногочисленных экземпляров, собранных частными мастерами или небольшими компаниями, встречаются и довольно интересные образцы. К примеру, создатели Amphiborghini, взяли за основусобранную на трубчатом каркасе реплику Lamborghini Countach. Плавающий суперкар имеет регулируемую подвеску и устройство для создания дымовой завесы, как на авто Джеймса Бонда.Эта же команда британских специалистов «спустила на воду» знаменитое лондонское такси Austin FX4 (проект получил название Amphicab), а также поучаствовала в подготовке плавающих автомобилей для программы Top Gear.В двухтысячных годах интересных проектов плавающих автомобилей стало значительно больше. В 2004 году интересную модель Splash предложила компания Rinspeed. Благодаря складывающимся подводным крыльям автомобиль-гидроплан может перемещаться по воде соскоростью до 80 км/ч.На суше передние крылья складываются по бокам кузова, а задние превращаются в развитый спойлер. Хорошая аэродинамика и небольшой вес позволяют 140-сильной легковушке набирать сотню за 5,9 с и передвигаться со скоростью до 200 км/ч.Через 4 года швейцарцы представили еще один концепт под названием Rinspeed sQuba. Симпатичный родстер умел не только плавать, но и нырять на глубину до 10 метров (водитель и пассажир при погружении должны были надеть специальные маски).doozy.ru