Содержание

новые корветы для ВМФ России

На Тихоокеанском флоте начались испытания малого сторожевого корабля проекта 20380 «Громкий», сообщает Минобороны РФ. Корвет предназначен для выполнения задач в ближней морской зоне. Его вооружение позволяет обеспечивать огневую поддержку десанта, уничтожать надводные цели и субмарины противника. В ближайшие годы ВМФ получит четыре таких корабля. Одновременно для нужд флота строятся усовершенствованные корветы, вооружённые ракетными комплексами «Калибр» и «Оникс». О возможностях новейших отечественных кораблей — в материале RT

Сторожевой корабль проекта 20380

В Японском море начались заводские испытания сторожевого корабля ближней морской зоны проекта 20380 «Громкий». Как сообщает Минобороны РФ, моряки должны проверить «надёжность и работоспособность в различных условиях систем и оборудования корвета». Планируется, что до конца этого года корабль войдёт в состав Тихоокеанского флота (ТОФ).

«Громкий» был заложен 20 апреля 2012 года на ОАО «Амурский судостроительный завод». На воду он был спущен в июле 2017-го. В конце прошлого года экипаж корвета завершил обучение в Объединённом центре ВМФ в Санкт-Петербурге и прошёл стажировку на однотипном корабле ТОФ «Совершенный». В июне этого года моряки приступили к освоению систем корабля.

«Корвет «Громкий» предназначен для действий в ближней морской зоне и ведения борьбы с надводными кораблями и подлодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе десантных операций на море. Корпус корабля выполнен с использованием технологии «стелс», — уточняет Минобороны РФ.

Разработчикам «Громкого» удалось значительно снизить радиолокационную заметность судна, превратив его в корабль-«невидимку». Подобный эффект был достигнут за счёт применения трудногорючих стеклопластиков и особой геометрии корпуса и надстройки.

Полное водоизмещение корабля составляет 2,2 тыс. т, длина — 104,5 м, ширина — 13 м, скорость полного хода — до 27 узлов (50 км/ч), дальность плавания — 3,5 тыс. миль (6,4 тыс. км), автономность — 15 суток.

От «Стерегущего» до «Проворного»

В настоящее время в состав ВМФ входит пять кораблей проекта 20380. «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий» несут вахту на Балтийском флоте, а «Совершенный» в 2017 году был передан ТОФ.

В процессе строительства находится ещё четыре корабля. «Ретивый»  и «Строгий» создаются для Балтийского флота, «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий» — для Тихоокеанского. Корабли проекта 20380 — детище Центрального морского конструкторским бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург).

В арсенал корабля проекта 20380 входят противокорабельные ракеты Х-35 «Уран» дальностью до 260 км, торпедный комплекс «Пакет-НК», зенитный комплекс «Редут», 30-миллиметровые артиллерийские установки АК-630М-06, 100-миллиметровая пушка А-190, противодиверсионные гранатомёты ДП-64 «Непрядва».

Конструкция корветов предусматривает возможность посадки и размещения противолодочного вертолёта Ка-27ПЛ. Площадка и ангар для винтокрылой машины расположены на корме.

Корабли проекта 20380 оснащены современным бортовым оборудованием — радиолокационными станциями («Пал-Н», «Фуркэ-2», «Монумент-А»), гидроакустическими комплексами («Заря-2», «Минотавр-М»), средствами радиоэлектронной борьбы (станция постановки помех ТК-25, снаряды радиоэлектронного подавления ПК-10) и системами управления артиллерийским огнём (5П-10-02 «Пума»).

Как заявил в беседе с RT заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук по информационной политике, доктор военных наук Константин Сивков, корветы ЦМКБ «Алмаз» предназначены для выполнения задач на «закрытых морских театрах».

«Может возникнуть вопрос: почему эти корабли не вооружены знаменитыми «Калибрами» разработки ОКБ «Новатор»? На самом деле это нормальная ситуация. Во-первых, они строятся по проекту, который изначально не предполагал размещение подобного оружия. Во-вторых, для выполнения своих задач им достаточно «Урана», современного торпедного и артиллерийского вооружения, хотя в будущем корветы всё равно будут оснащаться «Калибрами», — пояснил Сивков.

Корвет «Совершенный»

В марте в интервью газете «Красная звезда» командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц сообщил, что в ближайшие годы ТОФ получит корветы проекта 20385 «Гремящий» и «Проворный», которые будут вооружены как «Уранами», так и «Калибрами».

«В корвете «Гремящий» и в последующем корвете «Проворный» внедрены принципиально новые технологии и конструкционные решения. Кроме всего прочего, эти корабли являются первыми на ТОФ носителями комплекса крылатых ракет «Калибр»… Всего в ближайшие годы мы рассчитываем принять на вооружение до четырёх корветов с оптимальным составом вооружения. В планах довести их общее количество до восьми единиц», — рассказал Авакянц.

Под широкий круг задач

По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.

«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.

Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.

Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».

30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».

«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.

Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.

«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.

По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.

«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.

Алексей Заквасин, RT



news-front.info

ВМФ России. Состояние и перспективы развития. Часть 4.


Современный российский надводный флот. Корветы и малые силы флота.

Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.

В прошлых частях было рассмотрено, то, с чем собственно подошёл российский флот к новому тысячелетию. В этой и последующих частях я попробую рассмотреть, какие усилия были предприняты военно-политическим руководством России по “возрождению” флота и самое главное — почему они не дали ожидаемых результатов. Конкретно в этой части, пожалуй, остановимся на одной из наиболее известных для современного российского флота серии кораблей – корветах проекта 20380.

Первые попытки создания боевых кораблей нового поколения были предприняты ещё в 90-е и преследовали по всей видимости цели хотя бы мизерной реализации ещё советских планов. Советский флот в конце Холодной войны планировал реализовать в 90-х ряд достаточно крупных кораблестроительных программ, в частности, планировалось существенное обновление “лёгких” сил флота, было разработано множество проектов новых сторожевых кораблей (фрегатов) призванных, к примеру, заменить сторожевые корабли проекта 1135.В 1997 году в Калининграде был заложен фрегат нового поколения – “Новик”,е проекта 12441 (см. картинку №1), названный в честь головного корабля серии легендарных российских эсминцев Первой Мировой. Корабль при весьма скромных размерах (водоизмещение чуть менее 3 тысяч тонн), обладал просто огромным набором вооружения. В частности, на нём предполагалось установить аж 18 пусковых установок для ПКР “Оникс”, а зенитное вооружение должно было включать ЗРК “Полимент-Редут”, первые разработки которого начались именно в 90-е, с 32 пусковыми ячейками.

Однако в силу различных обстоятельств все работы на нём были прекращены к 2000 году, готовность корабля не превышала 20 процентов. В последние несколько лет даже обсуждалась достройка его в качестве учебного корабля, но в итоге он будет сдан на слом. Ничего удивительного в таком повороте событий в принципе нет – тотальное отсутствие финансирования, деградация судостроительной промышленности, полная неготовность вооружения и т.д. Вообще, насколько можно судить, изначально со стороны политического руководства страны, попытка строительства этого корабля была больше “пропагандистским” ходом – “сдадим корабль 21 века в начале нового тысячелетия”.

Пожалуй, стоит сказать пару слов об этом несостоявшемся проекте. Фактически в данном случае была предпринята совершенно абсурдная попытка создать небольшой корабль огромными боевыми возможностями и просто-напросто “впихнуть невпихуемое”. В водоизмещение корвета фактически попытались “запихать” вооружение крупного эсминца. Для сравнения – строящиеся современные российские фрегаты проекта 22350 имеют сопоставимое вооружение при в 1.5 раза большем водоизмещении. Это при том, что, например, на фрегатах пр.22350 ударное вооружение (16 “Ониксов”\”Калибров”) размещено в сравнительно компактных Универсальных Корабельных Стрельбовых Комплексах (УКСК), в то время как на “Новиках” ударное вооружение в виде 18 “Ониксов” предполагалось разместить в 18 барабанных (!) установках. В итоге можно сказать, что в 90-х годах ВМФ России пытался создать некую “канонерскую лодку” для внутренних морей, т.к. в силу банального тотального перегруза “Новик” имел предельно низкую автономность, не мог действовать вдали от берега, при этом на него возлагались задачи, соответствующие кораблю дальней океанской зоны. Кстати, при таком водоизмещении корабля условия обитаемости экипажа (а его было более 200 человек), условия обитаемости там были просто адовые, у современных российских подводников, к примеру, они на порядок лучше. В общем, проект 12441 однозначно был провальным и будь эти корабли построены, они приносили бы больше проблем, нежели пользы.

Вновь вернулось к вопросу строительства новых кораблей российское военное и политическое руководство уже в начале 2000-х годов, на этот раз с более трезвой оценкой возможностей российской военно-морской промышленности. Строить какие-то более-менее крупные корабли в то время было абсолютно невозможно, поэтому, по всей видимости, была создана концепция, по которой сначала должны были строится корабли “ближней морской зоны”, чтобы хотя бы уверенно “перекрыть” береговую зону и усилить корабельные группировки во “внутренних” морях, а потом уже с улучшением экономической ситуации строить корабли класса фрегат и выше, способные действовать уже в дальней океанской зоне.

В конце 2001 года был заложен корвет нового поколения, проекта 20380 “Стерегущий”. К сожалению, корабль класса “корвет” – это единственное на тот момент, что реально могла позволить Россия с мизерным военным бюджетом. Полное водоизмещение корветов составляет порядка 2200 тонн. Первый корабль, “Стерегущий” строился под уже имеющиеся вооружение – противокорабельный комплекс “Уран” с ПКР Х-35 и зенитный пушечно-ракетный комплекс “Кортик”. Другие корабли проекта строились уже под перспективный комплекс “Полимент-Редут”. В настоящее время в составе флота насчитывается всего 4 данных корвета, а скорость строительства для такого класса кораблей была и остаётся удручающе медленной. Среднее время от момента закладки до принятия в состав флота составляет 6-8 лет.

Длительное время строительства объясняется, на мой взгляд, в данном случае не сколько общим низким уровнем российской судостроительной промышленности, не позволяющее вести строительство кораблей крупными сериями, сколько проблемами конкретных цехов судостроительных заводов, где эти корветы строятся. Парадоксально, но время строительства более крупных кораблей, как показала практика ведётся куда быстрее. Так, от момента закладки головного корвета “Стерегущий” до спуска его на воду прошло более 5 лет. Для трёх других корветов, которые вошли в состав ВМФ России этот период составлял 6-7 лет. При этом данный период для фрегатов проекта 22350, имеющих более чем в 2 раза большее водоизмещение составил 5 лет. А головной фрегат проекта 11356, “Адмирал Григорович” построен и сдан флоту (при том, что ввод в строй был “сдвинут” серьёзным ударом, последовавшим для российской военно-морской промышленности в связи с разрывом военно-технического сотрудничества между Россией и Украиной вследствие известных событий) быстрее, чем длился стапельный период для корветов пр.20380.

Отдельно стоит акцентировать внимание, что вообще основная проблема российской судостроительной промышленности, это не сколько скорость строительства корпусов кораблей, сколько их “наполнение”. И основные причины срыва сроков строительства заключаются в несвоевременной поставке на судостроительные заводы различных систем корабля.

Стоит заметить, что изначально предполагалось вообще строить данные корветы чуть ли не поточным методом. Собственно, в плане создания надводного флота изначально планировались реально грандиозные планы, в частности предполагалось строительство серии из 20 фрегатов проекта 22350 и 35 корветов проекта 20380 к 2020 году. На сегодняшний день можно констатировать, что данная программа с треском провалилась. Единственный плюс, что в ГПВ-2020 средства под эти цели планировались колоссальные, в частности более трети средств, заложенных на перевооружение армии, планировались на строительство флота. В настоящий момент средства, заложенные на строительство флота стали одним из “резервов” для реализации программы перевооружения армии в современной сложной экономической ситуации.

В настоящий момент в составе ВМФ России числится 4 корвета проекта 20380, в ближайшие несколько месяцев к ним должен присоединится строившийся 10 лет на Амурском судостроительном заводе корвет “Совершенный” (его строительство шло с существенными перерывами, к тому же возможности Амурского завода оставляют желать лучшего даже по сравнению с питерскими верфями). Помимо этого, в 2012 году на Амурском судостроительном заводе был заложен ещё один корвет, и ещё по одному в 2015 и 2016 годах, а на “Северной верфи” в 2015 были заложены два корвета. Таким образом в постройке находится ещё 5 корветов, но едва ли стоит ожидать их появления в составе флота раньше 2020 года.

Дальнейшим развитием данных корветов должны были стать корветы проекта 20385 с усиленным ударным и зенитным вооружением. Два корвета пр.20385 — “Гремящий” и “Проворный” были заложены в 2012 и 2013 годах, но дальнейшее строительство серии было сорвано санкциями против России (наиболее болезненно отразившиеся именно на военно-морской промышленности) – дизельные силовые установки для корветов поставлялись немецкой компанией MTU и на заложенных корветах их пришлось в срочном порядке менять на отечественные. При этом, руководством флота было принято на мой взгляд весьма абсурдное решение – продолжать дальнейшее строительство корветов и в 2016 году было заявлено о планах строительства ещё 10 корветов уже проекта 20386.

Вообще на мой взгляд, проект 20380 совершенно себя не оправдал и фактически является провальным. Низкая скорость строительства не позволила обеспечить флот сколь-либо значительным количеством этих кораблей, и программа массового строительства корветов была сорвана, а их боевая эффективность совершенно не оправдывает затраченных на них усилий.

Но об их боевой эффективности и о том, почему на мой взгляд корветы проекта 20380 являются совершенно провальным проектом для российского флота – в следующей части.

Павел Румянцев

источник

 




cezarium.com

ПВО российских фрегатов и корветов

В последние годы в состав Военно-Морского Флота России вошло много новейших кораблей. В основном это фрегаты и корветы, построенные с применением стелс-технологий.

Фрегаты проекта 22350

Новейшие российские фрегаты проекта 22350 способны выполнять широкий спектр задач. Фрегаты несут мощное ударное вооружение, представленное 16 ракетами П-800 «Оникс» и «Калибр». Также корабли имеют сильную ПВО, по крайней мере для данного класса кораблей.

Фрегат проекта 22350

Корабли относится к первому рангу — высшему рангу боевых кораблей во флоте России. Корпус фрегата длиной 135 м и шириной 16 м сделан по стелс-технологии с длинным полубаком (для невидимости на чужих радарах). Осадка 4,5 м. Малая осадка позволяет кораблю действовать в мелководных заливах и устьях крупных рек. В теории, корабли проекта способны проходить по речным судоходным каналам западной части России (по судоходным стандартам минимальная глубина российских каналов и речных путей в целом, 4,5 метра).

Полное водоизмещение 4500 т. Скорость до 30 узлов, при 14-ти узлах корабль проходит 4850 миль. Автономность по продуктам питания 30 дней, рассчитанный на экипаж 180 человек и 20 морских десантников (охраны корабля от диверсантов и штурмовых групп боевых пловцов).

Главная силовая установка ДГТ 2х30 450 л.с. ГТА М7Н1: маршевая ГТУ 8 450 л.с., форсажная ГТУ 22 000 л.с. Боевой корабль имеет транцевую корму. Форштевень острый. Дно двойное.

Электронная «начинка» фрегата и вооружение

Противовоздушное вооружение

Фрегаты проекта 22350 вооружены зенитно-ракетной системой «Полимент-Редут». Система является морской версией С-350 «Витязь», большинство компонентов морской системы схожи с сухопутной.

Ракеты размещаются в установках вертикального пуска, состоящих из модулей по четыре или восемь ячеек каждый. Стелс-фрегаты проекта 22350 имеет восемь ячеек. В ячейке располагается один транспортно-пусковой контейнер с ракетой большой или средней дальности (9М96Е, 9М96Е2) или четыре ракеты малой дальности (9М100).
Для ракет 9М96Е, 9М96Е2 на маршевом участке траектории используется инерционно-командное наведение, на конечном участке — активное радиолокационное самонаведение. Ракета 9М100 малой дальности оснащена инфракрасной головкой самонаведения. Захват цели осуществляется сразу после пуска ракеты.

Скорость перехватываемых целей от 750 м/с до 2800 м/с, что позволяет комплексу эффективно перехватывать сверхзвуковые цели. Комплекс «Полимент-Редут» способен эффективно перехватывать стандартные американские противокорабельные ракеты «Harpoon» на всей траектории полёта.

Также фрегаты имеют зенитно-артиллерийский комплекс «Палаш». ЗАК «Палаш» предназначен для создания эшелонированной обороны от вражеских противокорабельных ракет. Комплекс устанавливается на корабли водоизмещением более 500 тонн и предназначен для перехвата дозвуковых крылатых ракет, вертолетов, низколетящих самолетов и обстрела малоразмерных морских целей. Также «Палаш» способен вести огонь по береговым целям, поддерживая десант.

Пусковые контейнеры ЗРС «Полимент-Редут»

ЗРС «Полимент-Редут» способен обеспечивать ПВО эскадрам кораблей, портам и объектам, находящимся на побережье. Также комплекс способен выполнять задачи противоракетной обороны.

Максимальная дальность пуска зенитных ракет в 150 км позволяет держать на расстоянии тактическую авиацию противника. Также важным фактором является, что зенитно-ракетная система способна эффективно перехватывать цели на высотах до 10 метров. Такая малая высота перехвата позволяет эффективно перехватывать низколетящие цели, в том числе и ракеты (что очень важно в современной войне, так как в наше время активно используются низколетящие ракеты).

Фрегаты проекта 11356

Российские фрегаты проекта 11356 вооружены зенитно-ракетным комплексом «Штиль-1». Комплекс предназначен для обороны от всех средств воздушного нападения (самолеты, крылатые ракеты и др.). Комплекс включает в себя трехкоординатную радиолокационную станцию. Радар комплекса является общим для всех систем вооружения корабля. Ракеты размещаются в пусковых установках и взлетают при помощи вертикального старта. Вертикальный старт позволяет ракетам атаковать цель на 360 градусов (круговая оборона).

Фрегат проекта 11356

Зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1» использует ракету 9М317МЭ. Зенитная управляемая ракета 9М317МЭ является модификацией ракеты 9М317, входящую в состав зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1». Комплекс способен поражать цели от 2,5 км до 50 км по дальности. Минимальная высота поражения ЗРК «Штиль-1» составляет 5 метров. Такая малая высота позволяет комплексу поражать низколетящие противокорабельные ракеты, атакующие корабль или эскадру, в состав которой входит корабль.

Фрегат также способен прикрывать порты и береговые ракетные установки от атак с воздуха. Максимальная высота поражения составляет 15 км. Большинство современных многоцелевых истребителей и тактических бомбардировщиков имеют практический потолок в пределах 15-19 км. Таким образом, для ЗРК «Штиль-1» по высоте досягаемы почти все воздушные цели.

Также фрегаты имеют две шестиствольные автоматические зенитные пушки АК-630М, которые предназначены для уничтожения атакующих дозвуковых противокорабельных ракет. При необходимости, АК-630М способны уничтожать низколетящие самолеты и вертолеты.

Корветы проекта 20380

Новейшие российские стелс-корветы проекта 20380 имеют широкий спектр вооружения: противокорабельные ракеты Х-35 «Уран», зенитно-ракетная система «Полимент-Редут», зенитно-ракетный артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик», 2 зенитные артустановки АК-630М, малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК», универсальная автоматическая пушка А-190.

Корвет проекта 22380

Перечисленная номенклатура вооружения содержит много зенитных систем. Кроме «Кортика» все системы уже описаны выше. Единственное отличие ЗРС «Полимент-Редут» в том, что на данных корветах четыре ячейки, вместо восьми на фрегатах проекта 22350. Всего построено шесть и строится ещё восемь корветов данного проекта.

Вывод

Морской противовоздушной обороне уделяется большое внимание. Так, даже небольшие корабли, такие как фрегаты и корветы имеют возможность обеспечить достаточную противовоздушную оборону сопровождаемым кораблям в море или обеспечить защиту в пункте базирования. Ракетные крейсера и эсминцы (проектов 1144 «Орлан», 1164 «Атлант», проектов 956 «Сарыч») имеют гораздо большие возможности по ПВО, однако имеют значительно больший тоннаж и стоимость.

/Александр Растегин/

army-news.ru

Возвращение российских корветов — Малый флот

 

Морской сборник № 4 2004

А.Мозговой

В прошлом году на «Северной вер­фи» в Санкт-Петербурге был зало­жен корвет «Сообразительный» — вто­рой в серии проекта 20380. Почему Россия начала обновление своего флота именно со строительства ко­раблей данного класса?

На первый взгляд, только специфи­ческим английским чувством юмора, да еще усугубленным невеселыми обсто­ятельствами войны, можно объяснить, почему эти нескладные кораблики ста­ли именовать «корветами». Они совсем не походили на изящные и стремитель­ные парусные и парусно-паровые кор­веты XVIII — XIX вв., предназначавшиеся для разведки, посыльной и крейсерской службы. Но тогда британцам было не до юмора. Экономика островного государ­ства дышала «на ладан» из-за жестокой блокады Британии немецкими подвод­ными лодками. Потери судов, следовав­ших к Туманному Альбиону, росли ката­строфически. Существенного улучше­ния не принесло и введение системы конвоев. Для их охранения просто не хватало эсминцев. И вот тогда фирма Smith’s Dock предложила строить эскор­тные корабли на базе китобойных су­дов «Southern Pride». Так появились зна­менитые корветы типа «Flower». Их во­доизмещение составляло около тысячи тонн, скорость хода в ясную погоду едва дотягивала 17 уз. Зато они отличались простотой конструкции и дешевизной, имели хорошую мореходность и могли принимать изрядное количество глубин­ных бомб, то есть, как нельзя лучше го­дились для конвойной службы. Не в пос­леднюю очередь, благодаря «цветам» и более совершенным корветам после­дующих серий, Британии и ее союзни­кам удалось выиграть битву за Атланти­ку. Иначе говоря, «цветы» принесли ося­заемые плоды.

Из Российского Императорского фло­та парусно-паровые корветы «исчезли» в 1892 г., когда часть из них за ветхос­тью списали, другие перевели в разряд учебных и только корвет «Рында» пе­реквалифицировали, выражаясь совре­менным языком, в крейсер. Однако на заре XXI в. у России появилась потреб­ность в корветах.

Среди причин, вызвавших возрожде­ние данного класса кораблей в ВМФ Рос­сии, пожалуй, главная схожа с той, что привела к появлению «цветов» в бри­танском флоте во время Второй миро­вой войны. Причина эта — экономичес­кая. В 90-гг. минувшего столетия про­исходило не только массовое списание боевых кораблей основных классов не­когда могущественного советского Во­енно-морского Флота, но и физическое и моральное старение остающихся в строю. Очевидно, что в настоящее вре­мя из-за недостаточности оборонного бюджета Россия пока не может позво­лить себе строить для своего ВМФ крей­сера, эсминцы, сторожевые корабли океанской зоны (фрегаты) сколько-ни­будь крупными сериями. Кроме того, не только в России, но и во всем мире про­исходит переосмысление взглядов на характер и способы ведения боевых дей­ствий на море. И взгляды эти еще не устоялись. Поэтому со строительством дорогих крупных боевых кораблей мож­но и повременить. А вот потребность в относительно дешевых корветах ощу­щается остро.

Собственно, корабли проекта 20380, к которым относятся строящиеся в Санкт-Петербурге «Стерегущий» и «Со­образительный», именуются корветами лишь в обиходе. По ныне существую­щей официальной классификации они «многоцелевые сторожевые кораб­ли ближней морской зоны». Однако го­ворить о новых российских корветах только как о «сторожевых, кораблях» было бы неправильно, поскольку сама линия развития данного класса в оте­чественном ВМФ отличается своеобра­зием.

Сторожевики типа «Ураган» (проект 2)  — кстати, первые крупные надводные корабли, строившиеся для Красного флота после гражданской войны и периода разрухи, — вовсе не походили на эскортные или патрульные корабли. Фактически они были миноносцами (torpedoboats), предназначенными для совместных действий с эсминцами типа «Новик» в «закрытых» Балтийском и Черном морях. Последовавшие за «Ураганами» СКР типа «Ястреб» (проект 29), заложенные до начала второй мировой войны и вошедшие в строй после ее окончания, явились продолжением миноносной линии. В 1950-х гг. строились сторожевики типа «Сокол» (проект 42). По водоизмещению, вооружению, скорости хода они были ближе к эсминцам начала Второй мировой войны, нежели к классическим патрульно-эскортным кораблям.

Этапным для Советского ВМФ стал сторожевой, корабль типа «Горностай» (проект 50). «Полтинники», как их именовали моряки, внешне походили на «соколов», но имели меньшее водоизмещение (1200 т против 1600) при одинаковой с ними скорости и практически том же составе вооружения.

Они располагали тремя универсальными 100-мм артиллерийскими установками, двумя спаренными 37-мм зенитными автоматами, торпедными аппаратами, глубинными бомбами, обычными и реактивными бомбометами, могли принимать до 26 мин. Технологичные и дешевые «полтинники» строились большой для мирного времени серией в 68 единиц. Противолодочные операции и борьба с надводным противником, охрана коммуникаций и прилегающих к портам и военно-морским базам акваторий, постановка минных заграждений и артиллерийская поддержка высадки морских десантов — вот далеко не полный перечень задач, которые решали на учениях эти «рабочие лошадки» флота. И не только Советского.

«Полтинники» входили в состав ВМС Болгарии, ГДР, Индонезии и Финляндии. В Китае СКР этого проекта строились по лицензии и вместо торпедных аппаратов оснащались пусковыми установками противокорабельных ракет «Hai Ying 2».

В начале 1960-х гг. в Советском флоте появились и узкоспециализированные сторожевые корабли проекта 159 («Petya») — по классификации НАТО), а затем и проекта 35, предназначенные для противолодочной обороны. С классическими зарубежными корветами их объединяли и задачи и водоизмещение — около 1000 т, — а отличала скорость — более 30 уз. К таким же скоростным корветам можно отнести и малые противолодочные корабли типа «Альбатрос» проекта 1124. При водоизмещении чуть меньше тысячи тонн они имеют по сравнению с СКР проектов 159 и 35 даже более эффективное оружие ПВО — зенитный ракетный комплекс «Оса-М».

Большая часть этих кораблей давно от­служила свое. К началу 1990-х гг. спи­сали «полтинники», за ними последова­ли СКР проектов 159 и 35. Значительно уменьшилось количество «альбатросов». К тому же последние никак нельзя отнести к кораблям многоцелевым, так как они не имеют ударного ракетного и артиллерийского вооружения. Если на­зывать все своими именами, то после сдачи на слом последнего «полтинни­ка» Российский флот остался без уни­версальных боевых кораблей ближней морской зоны.

Но как раз то, что корветы проекта 20380 относятся к кораблям ближней морской зоны, больше всего вызывает гнев противников реализации програм­мы их строительства. Мол, России преж­де всего нужен океанский флот. Кто бы спорил? Но, как уже отмечалось, эконо­мических условий для возрождения пол­ноценного океанского флота у страны пока нет. Какими задачами занимаются сегодня немногочисленные боевые ко­рабли океанской зоны Российского фло­ та? Преимущественно охраной позиций атомных подводных крейсеров страте­гического назначения и обеспечением выхода в океан многоцелевых подвод­ных атомоходов. Согласитесь: не царс­кое это дело, когда тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» ис­полняет роль, с которой с тем же успе­хом справится скромный сторожевик.

Оппоненты проекта 20380 утвержда­ют также, что корветы типа «Стерегу­щий» являют собой «заурядный евро­пейский фрегат 1980-х гг.» со слабым ударным потенциалом и низкой боевой устойчивостью, поскольку средства их ПВО недостаточны. Попробуем разоб­раться с этими аргументами.

Уже то, что критики корвета «подтя­гивают» его до фрегата, свидетельству­ет о нерядовых качествах корабля. Пол­ное водоизмещение «Стерегущего» — 2100 т. — и, действительно, приближа­ется к фрегатному. Противокорабельный ракетный комплекс «Уран» ничуть не хуже американского «Наrрооn» или французского «Exocet», которые состав­ляют основу ударного оружия современ­ных зарубежных фрегатов и корветов. А вот универсальная автоматическая 100-мм артиллерийская установка АК- 190 с системой управления огнем «Пума» значительно превосходит 76-мм артустановку «ОТО-Breda», используе­мую в качестве главного калибра на большинстве аналогичных кораблей западной постройки.

Но лучше продолжим тему, сравне­нием «Стерегущего» с корветами типа К-130, строящимися для ВМС ФРГ. Это тоже универсальный корабль водоизме­щением 1650 тонн. И номенклатура его вооружения близка к той, что у проекта 20380.

Первоначально К-130 планировалось вооружить перспективными малозамет­ными противокорабельными ракетами NSM норвежской фирмы Kongsberg. Од­нако вскоре стало ясно, что доводка NSU потребует еще много времени и к сро­ку ввода в строй головного К-130 эта ра­кета не поспеет. Тогда на корвет реши­ли установить американские ПКР «Нагрооп». Но в итоге, похоже, остано­вили выбор на шведской ПКР Saab RBS – 15 Mk-3.

Пока не ясно окажутся ли в арсенале первых кораблей типа К-130 ракеты ближ­него действия «Polyphem-S», управляе­мые по оптоволоконному кабелю (fibre optic-guided missile) и предназначенные для поражения наземных целей на дис­танции до 60 километров. Немецкие конструкторы при создании этого оружия столкнулись с трудностями. Еще далеко до готовности и нового беспилотного вер­толета, призванного выполнять на корве­те функции разведчика и служить для целеуказания противокорабельным ра­кетным комплексам.

ЦМКБ «Алмаз» — разработчик проекта 20380 — имеет печальный опыт созда­ния кораблей с еще недоведенными до кондиции системами оружия. До сих пор не достроен заложенный в 1997 г. и в свое время широко разрекламирован­ный фрегат «Новик». На затягивание сроков повлияли не только неудовлет­ворительное финансирование собствен­но строительства корабля, но и отсутствие готовых систем оружия для него, которые в лучшем случае не вышли из стадии испытаний.

Вот почему проектанты корвета 20380 решили не рисковать и разместили на нем хорошо освоенный противокора­бельный комплекс «Уран». В качестве сружия ПВО будет использоваться один боевой модуль зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик/ Каштан» с боезапасом 64 ЗУР и две автоматичес­кие 30-мм шестиствольные установки АК- 530М. Кстати, на К-130 две установки ра­кетного комплекса ПВО ближнего дей­ствия RAM 21 вряд ли обеспечат лучшую оборону этому корвету нежели «Кортик» к АК-630М «Стерегущему». А вот по авиа­ционным средствам наш корабль выгля­дит явно предпочтительнее. Вертолет Ка- 27 способен выполнять более широкий круг задач по сравнению даже с самым продвинутым корабельным беспилотни­ком: вести разведку и патрулирование, осуществлять целеуказание, участвовать в спасательных операциях. И, разумеет­ся, он незаменим для противолодочной борьбы, значение которой на Западе в последнее время недооценивают. А на «Стерегущем» противолодочные средства — весьма убедительные. Из двух двухтрубных торпедных аппаратов ко­рабль способен атаковать подводного противника 16 торпедами или ракетами комплекса «Водопад». На корвете про­екта 20380 имеются развитые гидроаку­стические средства — ГАС с подкильной антенной и с буксируемой.

Конструкторы позаботились и об уси­лении в перспективе вооружения кораб­ля. На корвете зарезервированы объемы и энергетические мощности для раз­мещения модулей универсальных вер­тикальных пусковых установок противо­корабельных ракет «Оникс»/ «Яхонт», зенитных ракет комплекса «Полимент» и противолодочных ракет «Медведка». Экспортный вариант корвета (проект 20382) предполагает размещение по желанию заказчика не только российс­ких систем оружия, но и оружия зару­бежного производства.

На «Стерегущем» главная энергети­ческая установка — дизельная, которая позволит развивать скорость до 28 уз. Но ГЭУ может быть и дизель-газотурбинной (CODOG), и тогда полный ход составит более 30 уз.

На тщательную отработку корабель­ных элементов конструкторы затратили серьезные усилия. В результате про­должительных исследований, опытов и испытаний в ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова корпусу удалось придать фор­му, значительно снижающую сопротив­ление движению. Особенное внимание уделено уменьшению заметности и по­вышению живучести. Широкое приме­нение на корабле найдут технологии Stealth. Борта корпуса и стенки надстро­ек выполняются из сэндвичевых ком­позитов с радиопоглощающим покры­тием и имеют наклоны к диаметраль­ной плоскости, что позволит снизить радиолокационное отражение. Комп­лекс мер даст также возможность уменьшить акустическую, инфракрас­ную и магнитную заметность. Так для снижения шумности используются амортизированные платформы, на ко­торых размещаются двигатели в одном пакете с редукторами, дизель-генера­торы «подвешиваются» ко второй па­лубе.

На новую элементную базу опирается электронная начинка корабля. Разнообразные средства командных и боевых постов интегрированы в единую автоматизированную систему, позволяющую оценивать обстановку и принимать решения в реальном масштабе времени. Внедрение широкой автоматизации при-
вело к сокращению численности экипажа до 100 чел. (на «полтиннике» их было 168), а значит и к улучшению обитаемости, то есть повышению качества жизни личного состава. Поэтому говорить о корветах проекта 20380 уничижительно, как о кораблях «заурядных» по меньшей мере нетактично.

Без их постройки и освоения вряд ли реально появление в составе Российского флота новых современных фрегатов, крейсеров и авианосцев.

Ссылки на то, что корветами пополняются лишь малые флоты, тоже не состоятельны. Сейчас среди американских компаний проводится конкурс на лучший проект так называемого «литорального боевого корабля» (littoral combat ship — LCS), призванного вести борьбу с боевыми кораблями и подводными лодками противника в прибрежной морской зоне государств, которые по тем или иным причинам Соединенные Штаты намерены «наказать». По своим характеристикам «литоральные боевые корабли» близки к корветам: те же водоизмещение, номенклатура вооружения и стелсовские технологии.

Сама американская доктрина исполь­зования флота у чужих берегов инициирует разработку в других странах средств, способных сдерживать намерения США. И среди этих средств не последнее место занимают корветы, способные нести ударное и оборонительное оружие, и при этом не очень дорогие.

Учитывая конъюнктуру, российские конструкторские бюро предлагают заказчикам богатый ассортимент кораблей класса «корвет». Так, по проекту Зеленодольского ПКБ строятся корветы типа «Гепард» (проект 11661). Первый из них «Татарстан» — передан Каспийской флотилии Российского ВМФ в 2002 г. В соответствии с требованиями театра он вооружен преимущественно ракетными (ПКР «Уран») и артиллерийскими системами (одна 76-мм универсальная пушка АК-176 и два автомата АК-630М). Но состав вооружения «гепардов» может быть иным. Зеленодольское ПКБ разработало несколько вариантов оснащения этих корветов ударным, противолодочным и зенитным оружием в зависимости от требований заказчика.

Проекты сразу двух корветов созданы санкт-петербургским Северным ПКБ. Корвет типа С-1800 водоизмещением 1800 тонн предназначен для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, отражения атак средств воздушного нападения, защиты судов на переходе морем, контроля за морской экономической зоной и территориальными водами. Главное его оружие — универсальный ракетный комплекс «Club-N» с противокорабельными и противолодочными ракетами в вертикальных пусковых установках. Впервые в таких же подпалубных установках размещаются ЗРК «Штиль» средней дальности. Для стрельбы по надводным, береговым и воздушным целям предназначены 100-мм артиллерийская установка АК-190 и два автомата АК-630М. Противолодочные средства усилены торпедными аппаратами калибра 400-мм и вертолетом. В качестве маршевых двигателей на корвете предполагается использовать дизели, работающие на два винта фиксированного шага. Газотурбинная установка обеспечит форсированный ход в 27 узлов. Дальность пла­вания корвета экономической скоростью 3500 миль.

Младший брат этого корабля водоиз­мещением 1350 т имеет примерно ту же специализацию. Но вместо ЗРК «Штиль» и автоматов АК-630М он будет распола­гать двумя модулями ракетно-артилле­рийского комплекса «Каштан». А ско­рость полного его хода возрастет до 30 уз. Увеличится и дальность плавания до 4000 миль.

Оба корвета Северного ПКБ будут иметь малую заметность за счет внедре­ния разнообразных элементов техноло­гий stealth. То есть они отвечают самым современным требованиям.

Увлечение корветной тематикой не обошло стороной ведущую российскую научно-исследовательскую организацию в области кораблестроения — ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова. Помимо заказов Северного ПКБ, ЦМКБ «Алмаз» и Зеле­нодольского ПКБ по тем или иным на­правлениям работ по корветам этих кон­структорских бюро в ЦНИИ им. академи­ка А.Н.Крылова создано целое семейство собственных проектов корветов водоиз­мещением от 1000 до 2000 т. «Ноу-хау» этих кораблей — принципиально новая форма корпуса. Она позволяет снизить сопротивление воды движению на ско­рости в 30 уз. приблизительно на 25%. Это дает возможность использовать ме­нее мощную, а, следовательно, и более легкую энергетическую установку. За счет облегчения ГЭУ на кораблях обра­зуются резервные объемы для размеще­ния оружия. Так на корвете варианта XXI — водоизмещением 2000 т наряду с противокорабельными и противолодочными ракетами комплекса «Club-N» или «Яхонт» в вертикальных пусковых уста­новках размещаются 16 ракет ЗРК боль­шой дальности «Риф-М», то есть корвет способен участвовать в обеспечении зо­нальной ПВО и ПРО соединения кораб­лей. Во всех вариантах корветов предус­мотрена реализация новейших достиже­ний stealth-технологий, уменьшающих среднюю по кругу эффективную поверх­ность рассеивания почти в три раза, в свя­зи с чем вероятность наведения на ко­рабли противокорабельных ракет снижа­ется с 0,5 до 0,1.

Как видим, возвращение российских кораблей класса «корвет» выглядит мно­гообещающе. По ряду тактико-техничес­ких характеристик и вооружению они превосходят зарубежные аналоги, в том числе и перспективные. Остается наде­яться, что разработки отечественных конструкторов будут по достоинству оце­нены потребителями.

cmboat.ru

«Корвет «Совершенный» передан ВМФ России» в блоге «Фотофакты»

Сегодня во Владивостоке после успешного завершения заводских ходовых и государственных испытаний подписан приёмный акт корвета «Совершенный», на корабле торжественно поднят Военно-морской флаг. «Совершенный» стал первым корветом проекта 20380, построенным Амурским судостроительным заводом для Тихоокеанского флота, ещё 4 корвета этого проекта были построены ССЗ «Северная верфь» в Санкт-Петербурге для Балтийского флота.

Корвет «Совершенный» — первый надводный боевой корабль, построенный в Комсомольске-на-Амуре после долгого перерыва (эсминец «Гордый» проекта 57бис построен в 1961 году), и одновременно первый надводный корабль, пополнивший Кразнознамённый Тихоокеанский флот после распада СССР.

После военно-морского парада в честь Дня ВМФ России корвет совершит переход на Камчатку, где войдёт в состав 114-й бригады надводных кораблей.

Серия:

ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)

Зав. № 1001 — заложен 21.12.01 — спущен 16.05.06 — передан 14.11.07 — «Стерегущий»

Зав. № 1002 — заложен 20.05.03 — спущен 31.03.10 — передан 14.10.11 — «Сообразительный»

Зав. № 1003 — заложен 27.07.05 — спущен 15.04.11 — передан 16.05.13 — «Бойкий»

Зав. № 1004 — заложен 10.11.06 — спущен 30.05.12 — передан 18.07.14 — «Стойкий»

Зав. № 1007 — заложен 20.02.15 — «Ретивый»

Зав. № 1008 — заложен 20.02.15 — «Строгий»

ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре)

Зав. № 2101 — заложен 30.06.06 — спущен 08.2015 — передан 20.07.17 — «Совершенный»

Зав. № 2102 — заложен 20.04.12 — «Громкий»

Зав. № 2103 — заложен 22.07.15 — «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов»

Зав. № 2104 — заложен 01.07.16 — «Резкий»

Технические характеристики:

Водоизмещение: стандартное — 1800 т, полное — 2100 т.

Главные размерения: длина — 111.6 м, ширина — 13 м, осадка — 3.7 м.

Максимальная скорость хода: 27 узлов

Дальность плавания экономическим ходом: 4000 миль

Автономность: 15 суток

Экипаж: 99 человек

На корабле имеется взлётно-посадочная площадка и ангар для вертолёта.

Вооружение:

2х4 ПУ ПКРК «Уран» с СУ «Монумент-А»

3х4 ПУ ЗРК «Редут» (12 ЗУР 9М96)

одна 100-мм артустановка А190-01 «Универсал» с СУО «Пума»

две 30-мм артустановки АК-630М

две 14.5-мм пулемётные установки МТПУ

2х4 330-мм ПУ ПТЗ «Пакет-НК»

Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц:

Фото smitsmitty.livejournal.com, twitter.com/mod_russia и асзкмс.рф

sdelanounas.ru

Корветы ВМФ России | lemur59.ru

 

Многоцелевой сторожевой корабль пр.20380 ближней морской зоны (корвет) «Стерегущий» (экспортная модификация «Тигр») предназначен для действий в ближней морской зоне государства и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесение ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах, патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

История 

Его создание было обусловлено определенными трудностями, связанными с реализацией пр.12441 (головной корабль Новик», заложен в 1997 г. на верфях судостроительного завода «Янтарь»). В связи с этим, после проведенного конкурса, в котором победило ФГУП ЦМКБ «Алмаз», командование ВМФ приняло решение начать строительство более простого и дешевого типа кораблей – корветов пр.20380. 

Непосредственное строительство корвета осуществляло ОАО судостроительный завод «Северная верфь» (ОАО ССЗ «Северная верфь») в г.Санкт-Петербурге. Первый (головной в серии) корабль пр.20380 «Стерегущий» был заложен в декабре 2001 г. (в 2006 г. спущен на воду, в 2007 г. прошел государственные испытания, в феврале 2008 г. вошел в боевой состав соединения надводных кораблей Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота России), второй («Сообразительный») и третий («Бойкий») в 2003 г. и в 2005 г. соответственно. 

В создании корвета пр.20380 участвовало более 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий (в т.ч. «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод, ЦНИИ имени Крылова и др.). При этом был внедрен 21 патент и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. 
 

СКР «Стерегущий» — головной корабль пр.20380 

Корвет «Сообразительный» 

Корвет «Бойкий» пр.20380

Конструкция

Корпус корвета «Стерегущий» является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, является одной из главных особенностей корвета и отечественным «ноу-хау». 

Корабль имеет стальной гладкопапубный корпус и надстройку от борта до борта из многослойного стеклопластика. Корпус и надстройка выполнена с учетом требований технологии «стелс». Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25% и, одновременно, потребную мощность его главной энергетической установки (ГЭУ). В результате появилась возможность использовать менее мощную и более легкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18% водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки. При сохранении неизменным массы вооружения и ГЭУ за счет уменьшения сопротивления движению корабля на 1,5-2 узла увеличивается скорость его полного хода.

 

Корпус стальной гладкопалубный

Улучшенная мореходность корвета пр.20380, по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять его вооружение при волнении моря силой до 5 баллов (на 1,5-2 балла больше аналогичных кораблей), что особенно важно при базировании на корабле вертолёта. В кормовой части корвета, впервые для кораблей такого водоизмещения, размещен противолодочный вертолет типа Ка-27 с ангаром, взлетно-посадочной площадкой и значительный (до 20 т) запас топлива для него. 

В целом от имеющихся на вооружении противолодочных кораблей корвет «Стерегущий» отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации систем. При скорости экономического хода 14 узлов (максимальная 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4 тыс. морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолета составляет 100 человек. Модульный принцип строительства корвета «Стерегущий» снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет его жизненного цикла.

Двигательная установка

ГЭУ корвета представляет собой двухвальную дизельную установку в составе 4 двигателей типа 16Д49, работающих через суммирующие реверсивные редукторы на два винта фиксированного шага.

Дизельный двигатель 16Д49

Защита

Особое внимание в новом корвете уделено его защите и повышению живучести за счет широкого использования технологий «стелс». На всех вариантах корвета пр.20380 реализованы новейшие достижения по снижению его заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля. Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) корвета снижена примерно в 3 раза, что снижает вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет (ПКР) с 0,5 до 0,1. 

Кроме того, на кораблях всех вариантов пр.20380 предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести, в т.ч. по взрывопожаробезопасности, конструктивной защите от воздействия оружия противника и другие меры.

Вооружение

Корабль оснащен сложной технической системой вооружения в составе комплексов ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. 

Основу вооружения корвета составляет противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух четырехконтейнерных пусковых установок (8 ПКР Х-35). Для противовоздушной обороны корабль оснащен боевым модулем ЗРАК типа «Кортик», ПЗРК «Игла» и двумя артиллерийскими комплексами АК-630М. Артиллерийское вооружение представлено новой 100-мм артустановкой АК-190 (боезапас 332 снаряда). Торпедное вооружение представлено двумя четырехтрубными 330-мм торпедными аппаратами «Пакет», которые могут применять противолодочные торпеды и ракеты. Радиоэлектронное вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает гидроакустический комплекс типа «Заря» с антенной в носовой бульбе, гидроакустическую станицю с гтюкой протяженной буксируемой антенной и РЛС типа «Позитив-М». Для самообороны и защиты от пиратов на борту корабля могут быть установлены 2 тумбовые 14,5-мм пулеметные установки. Использование вооружения возможно при волнении моря силой до 5 баллов. 

Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс Кортик

Модульный принцип строительства кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих установить на них противокорабельные ракетные комплексы типа «Оникс» («Яхонт») или «Клаб», а также корабельный ЗРК «Риф-М» коллективной обороны.

Оборудование

БИУ «Сигма-20380»
РЛС общего обнаружения воздушных и надводных целей и целеуказания «Фуркэ-2» разработки НИИРТ концерна ПВО «Алмаз-Антей»
Диапазон радиоволн — Е
РЛС целеуказания ПКР «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты
Система целеуказания универсальная 5П-10 «Пума-02» с оптико-электронным визиром
РЛС целеуказания 2 х «Сандал-В»
Навигационные РЛС 1 х «Пал-Н»
2 х МР-231-2
Навигационный комплекс «Чардаш-20380»
система спутниковой навигации СН-3101
Аппаратура госопознавания 3 х «Пароль»
Комплекс РЭБ ТК-25-2
ГАК / ГАС ГАК «Заря-2» в носовом бульбе — производство ГАК осуществляет таганрогский завод «Прибой», опытный образец ГАК установлен на головном корабле пр.20380. Разработка ГАК велась в рамках ОКР «Заря-85» по госконтракту от 21.09.1987 г. (переподписан 23.09.1992 г.). Опытный образец ГАК «Заря-2» на СКР зав.№1001 был затоплен и выведен из строя в ходе опытной эксплуатации и по решению заказчика от 07.11.2008 г. восстанавливается в 2009-2010 г.г. с использованием стендового экспериментального образца ГАК силами таганрогского завода «Прибой». В 2009 г. проведен первый этап работ — проведено восстановление работоспособности основных режимов работы ГАК «Заря-2» за счет замены затопленных приборов, блоков и узлов опытного образца на аналогичные устройства из состава стендового образца изделия «Заря-2» и ЗИП-О для обеспечения решения заказом зав.№1001 основных задач с временным снижением отдельных тактико-технических характеристик по согласованному с НИЦ РЭВ ВМФ и командиром заказа перечню. Второй этап: восстановлены демонтированные с заказа зав. №1001 приборы, блоки ЗИП-О  ГАК «Заря-2» в условиях завода-изготовителя (ОАО «Таганрогский завод «Прибой»), доставлены и установлены на заказе зав. №1001. Окончание работ в 2011 г. В период с апреля по июнь 2010 г. проведены межведомственные испытания доработанного ЦВК опытного образца изделия «Заря-2» в составе стендового образца изделия «Заря-2» в соответствии с «План- графиком доработки ЦВК изделия «Заря-2» на отечественных ЭВМ «Эльбрус-90» по результатам первого этапа испытаний подсистем СВС», утвержденным Решением в/ч 31.03.2008г. №253/10/1742. Доработанный ЦВК опытного образца изделия «Заря-2» доставлен и установлен на заказе зав.№1001 для проведения предварительных (контрольных) испытаний в 2011 г. Ведутся настроечные работы. Для серийного корабля зав.№1002 ГАК изготовлен по конструкторской документации опытного образца и поставлен на ССЗ «Северная верфь» в 2010 г. по договору от 23.11.2005 г.

Буксируемая ГАС с ГПБА «Виньетка-М» (зав.№1001 — «Минотавр-М»)

Опускаемая ГАС «Анапа» / «Анапа-М»

Комплекс связи «Рубероид»
Прочее для радионавигации вертолета на крыше ангара смонтированы антенные посты приводной станции ОСПВ-20380

Антенный пост РЛС «Фуркэ-2

Модификации

пр.20380 (зав.№1001) — головной корабль проекта, СКР / корвет.

пр.20380 (серийные корабли) — серийные корабли проекта, отличаются составом вооружения, измененной надстройкой. В конструкции серийных кораблей проекта полностью реализованы требования ВМФ по вооружению, общекорабельным системам, комплексу связи, системам автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля.

пр.20380М / пр.20385 — ГРЕМЯЩИЙ —  усовершенствованная модификация пр.20380- увеличена до 16 ячеек ВПУ ЗРК «Редут», ударное ракетное вооружение в 8-ячеечном УКСК. Головной корабль — контракт на строительство №253/05/2/К/0546-06 подписан 27.03.2006 г. (на поставку корвета пр.20385 зав. №1005), корабль заложен 27.05.2011 г. В марте 2011 г. сообщалось, что заключен контракт на строительство 9-11 кораблей проекта. В некоторых западных источниках считается отдельным типом кораблей (GREMYASHCHY class).

пр.20380П / 20381 — пограничный СКР дальней морской зоны, нереализовнная модификация (по состоянию на 2011 г.).

пр.20382 «Тигр» — экспортный вариант (по состоянию на 2011 г. не реализован). Упрощенные экспортные варианты систем вооружений, возможность установки вооружения и оборудования заказчика. В базовом варианте предлагается установка ВПУ с ПКР «Яхонт»  или «Калибр», ЗРПК «Каштан-М». В 2011 г. обсуждается возможность поставки в Алжир.

пр.20383 — пограничный СКР, нереализовнная модификация (по состоянию на 2011 г.).

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРАБЛЯ
  пр.20380 пр.20385
Длина 100 м / 111.6 м (по др.данным) 104.5 м
Длина по ватерлинии 90 м  
Ширина 13 м / 14 м (по др.данным) 13 м
Ширина по ватерлинии 11.1 м  
Осадка — 3.7 м (по килю)
— 7.8 / 7.95 м (габаритная по бульбу)
— около 8 м
Водоизмещение стандартное 1800 т  
Водоизмещение полное 2000 / 2200 / 2220 т (по разным данным) 2200 т
 

lemur59.ru

Новые российские корветы «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий»

На днях был произведён спуск на воду серийного корвета «Бойкий» — второго корабля проекта 20380, который был построен для Военно-морского флота России в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе «Северная верфь».

Головной корабль данного проекта «Стерегущий» был введен в состав Балтийского флота в октябре 2008 года. За создание этого корабля ряд работников «Северной верфи» был отмечен государственными наградами согласно указа Президента РФ, который был издан в конце 2009 года. В марте 2010 года был осуществлён спуск на воду первого серийного корвета «Сообразительный», вступление которого в строй Военно-морского флота запланировано уже в этом году. В настоящее время ведутся строительные работы по созданию корвета «Стойкий».


При разработке проекта данного корабля специалисты Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» применили все последние достижения кораблестроительной науки. В разработке проекта 20380 по созданию корвета приняли участие свыше семидесяти промышленных и научно-исследовательских предприятий. Системы корабля оснащены современными интегрированными информационными системами, которые были разработаны на российских предприятиях. Также были значительно уменьшены физические поля корвета. При создании корабля в качестве материала надстройки были использованы трудногорючие стеклопластики, имеющие свойства радиопоглощения. Именно это, а также архитектурная компоновка надстройки и корпуса, позволило в значительной степени уменьшить радиолокационную заметность корабля.

Этот вид кораблей по своим боевым свойствам и тактико-техническим характеристикам является принципиально новым. Его главными достоинствами являются высокий уровень автоматизации и интеграции систем управления, малозаметность, компактность и многофункциональность.

Назначением кораблей данного класса является борьба с подводными лодками и кораблями, артиллерийская поддержка высадки и действий морского десанта, а также обеспечение ПВО. Корвет имеет водоизмещение около 2.000 т, дальность автономного плавания (на скорости четырнадцать узлов) – 4.000 морских миль, максимальную скорость – 27 узлов и общую длину – 105 метров.

Создание кораблей подобного класса послужило мощным толчком к возрождению российской промышленности в сфере развития высоких технологий. В настоящий момент судостроительный завод «Северная верфь», имеющий почти столетнюю историю, является одним из самых больших предприятий РФ, которые специализируются на строительстве боевых кораблей для Военно-морского флота. При создании кораблей специалистами «Северной верфи» были применены такие новшества, как продольная система набора. Конструкторы завода разработали первую корабельную паровую турбину. А эсминец, построенный на данном предприятии, стал первым кораблём, который был оснащён противокорабельной крылатой ракетой. Ракетные крейсеры, которые были построены на заводе «Северная верфь», стали первыми отечественными кораблями, которые подняли на борт ядерное оружие, а также были оснащены первыми в мире корабельными газовыми турбинами и взлётно-посадочными площадками для вертолётов.

Сегодня «Северная верфь» имеет квалифицированный кадровый состав и производственные возможности, которые позволяют осуществлять строительство кораблей и судов с максимальным водоизмещением до 12.000 тонн и спусковой массой до 7.000 тонн. Во время серийной постройки корветов на данном предприятии за счёт средств государственных и частных инвестиций была осуществлена реконструкция основных производственных фондов – отремонтированы и переоборудованы крановое хозяйство, эллинг, цеха подготовки производства (трубомедницкий, сварочно-сборочный, корпусообрабатывающий). Также на базе электронной трёхмерной модели корпуса корабля была разработана совместная технология компьютерного проектирования и технологического сопровождения проекта.

В настоящий момент на заводе «Северная верфь» для Военно-морского флота РФ осуществляется строительство фрегатов «Адмирал флота Касатонов» и «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Задачей этих кораблей будет не только ведение боевых действий в ближних и дальних морских зонах, но и в океанской зоне.

Интернет-магазин сумок и чемоданов «Буржуй» предлагает стильные сумки, практичные чемоданы , элитные сувениры и прочие вещи из категории «must have». Ассортимент магазина регулярно пополняется новыми моделями аксессуаров из натуральной кожи или качественного текстиля. Более подробную информацию можно узнать заглянув в магазин по адресу: burguy.ru.

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *