«Москитный флот» России: смена поколений
Ленинградский судостроительный завод «Пелла», расположенный в городе Отрадном Ленинградской области, начал испытания двух патрульных катеров проекта 03160 «Раптор», построенных для ВМФ России.
Начиная с 2013 года, завод «Пелла» построил уже 11 данных катеров. 2 из них числятся в составе Балтийского флота, 5 — Черноморского, решая разведывательные задачи в составе морских пунктов специального назначения. Два черноморских «Раптора» в 2016 году были переброшены в сирийский Тартус. Еще один катер был построен в варианте связного, но используется для перевозки ВИП- флотоводцев. Как сообщает блог bmpd, он постоянно находится ошвартованным у причального комплекса Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки.
Строительство катеров различных проектов и назначений для ВМФ России, пожалуй, самый динамичный сегмент отечественного кораблестроения. Все они образуют так называемый «москитный флот», который с высокой эффективностью работает в прибрежной зоне, решая полный комплекс задач обороны и ведения боевых действий на расстоянии от 100 до 700 миль от базы.
Быстроходный катер «Раптор»
«Раптор», разработанный в КБ завода «Пелла», пожалуй, самый миниатюрный катер. Его водоизмещение равно 23 тоннам, а длина — 17 метрам. Предназначен для патрулирования зоны своей ответственности. Но может и отправляться в «командировки» на борту или в док-камере больших десантных кораблей. Что, как было сказано выше, и проделали «Рапторы», приписанные к Черноморскому флоту.
Это на сегодняшний день самые скоростные катера российского ВМФ, их скорость равна 48 узлам. (Правда, к Каспийской флотилии приписаны два более скоростных, но их ресурс уже практически выработан). То есть «Раптор» способен доставить 20 спецназовцев на расстояние в 100 миль практически за 2 часа. На экономической скорости катер способен продвинуться на 300 миль. Громадную скорость обеспечивают два двигателя суммарной мощностью в 2300 л.с., работающие на водометный движитель.
Экипаж — 2 человека. Корпус бронированный. Катер вооружен тремя пулеметами. По бортам расположены «обычные» пулеметы калибра 7,62 мм. Более серьезное оружие -крупнокалиберный пулемет Владимирова. Он оснащен оптико-электронным модулем, способным обнаруживать цели на фоне помех на расстоянии 3 км. Система управления огнем просчитывает траекторию движения цели и вносит поправки на возмущающие факторы. Дальность прицельной стрельбы — 2 км.
По контракту с Минобороны завод «Пелла» построит еще 6 «Рапторов». Таким образом, их количество достигнет 17-и.
Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» был разработан в 2008 году нижегородским КБ «Вымпел». В связи с большой потребностью флота в катерах этого проекта, они строятся сразу на трех заводах — на Зеленодольском судостроительном заводе, на владивостокском «Восточная верфь» и на рыбинском «Вымпел». Предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.
Спуск на воду катера «Грачонок» — первого в серии четырех противодиверсионных катеров, заказанных министерством обороны РФ, на судостроительном заводе «Вымпел»
Это более солидный корабль, чем «Раптор», имеющий водоизмещение в 139 тонн и длину в 31 метр. Максимальная скорость — 23 узла, дальность плавания — 200 миль. Экипаж — 8 человек.
Катер оснащен развитыми средствами контроля надводной и подводной обстановки, а также оборудованием, позволяющим проводить работы на глубине до 300 метров. К ним относятся: РЛС, гидроакустическая станция, оптико-электронный комплекс, телеуправляемый подводный аппарат, судовой водолазный комплекс с барокамерой.
К вооружению относятся крупнокалиберный пулемет калибра 14,5 мм и ручной гранатомет. Для защиты от подводного нападения диверсантов используется автоматический 10-ствольный гранатомет калибра 55 мм. Он способен поражать диверсантов на глубине до 40 метров и на расстоянии до 16 метров. При надводной стрельбе дальность достигает 500 метров. Защиту от нападения с воздуха обеспечивают 4 ПЗРК «Игла».
В строю находятся 12 катеров. Строятся еще 4.
Главную ударную мощь «москитного флота» обеспечивают ракетные катера нескольких проектов, которые отличаются друг от друга используемыми противокорабельными ракетными комплексами. Это большие ракетные катера проектов 12411, 12411 Т, 12417. Всё это модификации базового проекта 1241 «Молния», разработанного в 1979 году в ЦМКБ «Алмаз» в качестве ответа на аналогичные западные разработки.
Всего было построено 50 катеров для ВМФ и еще 30 на экспорт. В настоящий момент в строю находятся 26 катеров, последние из которых пришли на флот уже в нулевые годы в изрядно осовремененном виде. Более того, командование ВМФ заказало еще 2 катера, которые должны быть построены в следующем году на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел».
Главное оружие последних модификаций катера — четыре сверхзвуковые крылатые ракеты П-270 «Москит», принятые на вооружение в 1984 году. Несмотря на то, что катер имеет небольшое водоизмещение (порядка 500 тонн), одна ракета способна уничтожить корабль водоизмещением в 20 тыс. тонн. Она вполне современная, о чем свидетельствуют, например, полет ракеты на высоте 7 метров, средства радиоэлектронной борьбы, дальность, равная в зависимости от траектории полета от 120 км до 250 км. И очень солидная максимальная скорость в 2,8 М. Ракета обладает способностью маневрировать.
К артиллерийскому вооружению относятся установка АК-176 калибра 76 мм, допускающая автоматическую стрельбу с использованием корабельной РЛС, и 6-ствольная автоматическая артиллерийская установка АК-630 калибра 30 мм. Защиту от нападения с воздуха обеспечивает стационарный ЗРК «Стрела-3».
Что же касается радиотехнического вооружения катера, то по возможностям оно не уступает аналогичному вооружению малых ракетных кораблей.
Как уже было сказано, полное водоизмещение в зависимости от модификации лежит в пределах от 460 тонн до 550 тонн. Длина — 56 метров. Ширина — 10 метров. Экипаж — 40 человек, включая пять офицеров. При основательном весе и габаритах катер имеет максимальную скорость в 42 узла, на которой преодолевает расстояние в 400 миль. Экономический ход в 12 узлов обеспечивает дальность в 2400 миль.
Класс десантных катеров, которых в ВМФ России 35 единиц, представлен пятью проектами. Самый «древний» из них — проект 1176 «Акула» был запущен в производство в начале 70-х годов. Остальные относятся уже к российскому периоду нашей истории.
Абсолютным рекордсменом мира является проект 11770 «Серна». Эти катера на воздушной подушке при водоизмещении в 99 тонн и длине в 26 метров способны перевозить 92 десантников с полной выкладкой либо технику весом в 45 тонн. При этом имеет скорость в 30 узлов и дальность в 600 миль. С 1993 года были построены 16 катеров.
Совсем новые десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» были разработаны в 2005 году в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е.Алексеева. Скорость у этого катера на воздушной подушке существенно выше — 35 узлов. При полном водоизмещении в 280 тонн он способен перевозить до 140 тонн груза. Это могут быть 2 основных боевых танка, 4 БТР, сотня десантников в различных сочетаниях. Катер может высаживать десант на неподготовленный берег, условно говоря, на «дикий». Предполагается, что каждый флот должен иметь 4−5 таких катеров. Пока построено 5. Каждому из них были присвоены имена офицеров, отличившихся в годы Отечественной войны 1812 года, — «Атаман Платов», «Денис Давыдов», «Иван Карцов», «Лейтенант Римский-Корсаков», «Мичман Лермонтов». В настоящий момент строятся еще 9 катеров.
Десантный катер «Мичман Лермонтов» проекта 21820 «Дюгонь»
Десантные катера проекта 02250, разработанные компанией «Еврояхтинг», принадлежащей рыбинскому судостроительному заводу, начали строиться в 2014 году. Готовы две единицы. Это небольшой, водоизмещением в 20 тонн, но скоростной катер, развивающий скорость в 40 узлов. Перевозит 19 десантников на расстояние в 400 миль. Катер имеет пулеметное вооружение, а также беспилотный летательный аппарат, используемый в разведывательных целях. Также предусмотрено выставление катером четырех мин. Конструкторы предусмотрели еще четыре модификации катера: командный катер, медицинский с реанимационным отделением, пожарный, водолазный.
Очень интересную в боевом отношении линию представляет «старый-новый» десантный катер на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена-М», разработанный в ЦМКБ «Алмаз». Его строительство должно начаться совсем скоро. Это модификация «Мурены», которая, начиная с 80-х годов, была построена в 11 экземплярах. «Мурена» стала развитием катера 70-х годов проекта 1206 «Кальмар», развивающего скорость в 55 узлов. Два таких катера до сих пор служат в Каспийской флотилии.
«Мурена» также имеет рекордную скорость в 55 узлов. Однако у нее существенно повышена огневая мощь. На «Кальмаре» установлены лишь два пулемета калибра 12,7 мм. «Мурена» способна производить эффективную огневую поддержку высаживающемуся десанту. Она вооружена двумя 30-мм автоматическими артиллерийскими установками и двумя гранатометами того же калибра. Также на борту имеются 8 ПЗРК «Игла».
Десантные корабли на воздушной подушке «Джейран» и «Кальмар»
Катер «Мурена-М» имеет полное водоизмещение в 150 тонн. Длина — 31 метр, ширина — 14,6 метра. Дальность хода — 200 миль. Экипаж — 12 человек. Способен перевозить один танк, или 2 БТР, или 140 морских пехотинцев. Может преодолевать препятствия высотой 0,8 метра.
Запланирована постройка пяти катеров «Мурена-М».
Продолжают находиться в строю и еще 4 катера, которые принадлежат к исчезающему виду вооружения. Это артиллерийские катера проектов 1204 «Шмель». На нем установлена башня от плавающего танка ПТ-76Б с 76-мм пушкой. В 60-е — 79-е годы было построено 118 таких катеров. У нас их остались 4 штуки. Поскольку катера строились в Николаеве, сейчас они в большом количестве эксплуатируются на Украине.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
army-news.ru
ВМФ России. Ближайшие перспективы развития. Часть 7. Ракетные катера.
Вне сомнения, наша Страна является первооткрывателем в области постройки ракетного катера, как «революционного класса». Малые размеры корпуса, высокая скорость, маневренность и наличие ударного ракетного оружия, внесли заметные коррективы в тактику военно-морских флотов Мира.
Официально, первый ракетный катер был принят на вооружение в 1960 году. Это были маневренные, скоростные катера 183Р «Комар». Он был вооружён 2 ракетами.
Следующим стал проект 205 («Osa» по классификации НАТО), оснащённый уже 4 ракетами П-15.
21 октября 1967 года израильский эсминец «Эйлат» водоизмещением 1710 тонн был потоплен тремя ракетами П-15, выпущенными с египетских ракетных катеров типа «Комар» по личному приказу президента Насера в ответ на уничтожение двух торпедных катеров израильским эсминцем и двумя торпедными катерами тремя месяцами ранее. Это был первый случай боевого применения противокорабельных ракет, выпущенных с ракетного катера. Он показал, что ракетные катера являются действенным оружием современной войны, и подстегнул другие страны к созданию собственных ракетных катеров и противокорабельных ракет.
Эсминец «Эйлат». Первая жертва противокорабельных ракет.
Первое же боевое применение показало, что новое оружие радикально изменило тактику и взгляды на его использование на море. Было положено начало новому направлению тактической мысли, перенесенному затем и в другие рода сил: понятие морского боя потеряло традиционный смысл, присущий ему с зарождения войны на море.
Поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника.
Современные ракетные катера сохраняют небольшое водоизмещение (100—500 т) и высокую скорость (30-50 уз). Типичное вооружение — 4 контейнера противокорабельных ракет и малокалиберная артиллерия (20-40 мм). Как правило, реализован динамический принцип поддержания — катера строятся глиссирующие, или на подводных крыльях, реже на воздушной подушке или экранном эффекте.
Однако есть и тенденция к росту водоизмещения, усилению вооружения и средств защиты.
Встречаются образцы, пограничные с корветами, или малыми ракетными кораблями, например, израильский тип «Саар 5».
Другая тенденция идет от стремления сэкономить на содержании и эксплуатации — ракетное оружие частично или полностью снимается для хранения на берегу, катера переоборудуются для патрульной/охранной службы.
По этим причинам в западной классификации катера и корветы часто объединяют в общий класс: легких ударных сил (англ. Fast Attack Craft, FAC).
На сегодняшний день, ракетный катер, как класс, в чистом виде, в нашей стране представлен одним проектом.
Большой ракетный катер проекта 1241 «Молния».
Была построена серия больших ракетных катеров, строившихся на судостроительных заводах СССР в 1979-1996 годах и поставлявшихся как ВМФ СССР, так и на экспорт, во флота дружественных СССР государств.
В составе ВМФ СССР корабли активно эксплуатировались на всех флотах (Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском) кроме Северного на протяжении 1980-х годов и несли службу в прибрежных водах Советского Союза. На 2011 год ракетные катера проекта 1241 и их модификации состоят на вооружении Военно-Морского Флота России и в ВМС других государств. Серия состоит из нескольких подтипов, отличающихся между собой составом вооружения и типом энергетической установки.
Более подробно, этот проект описан в статье «ВМФ России. Ближайшие перспективы развития. Москитный флот».
Сегодня, в составе ВМФ России находится около трех десятков ракетных катеров. Большинству из них свыше 20 лет. В принципе, можно смело утверждать, что наш «москитный флот» морально и физически устарел. Крылатые ракеты «Термит» и «Москит» наша промышленность уже не выпускает. А строительство новых ракетных катеров не ведется.
В последние десятилетия военно-морскими экспертами не раз высказывались мнения, что эра ракетных катеров, строившихся массово в 1960-1980-х гг. и составлявших основу ударных надводных сил флотов стран «третьего мира», закончилась. Основания для таких скоропалительных заключений, в частности, якобы давал опыт боевых действий американских ВМС против иракских катеров в 1991 г.
Основные выводы:
«Ракетный катер беззащитен против авиации, которая потопит его до момента применения оружия по надводной цели. Поэтому продолжение строительства малых ракетных катеров (водоизмещением до 350 т) бессмысленно, а если строить – то большие (более 500 т) катера, вооруженные эффективными комплексами ПВО и развитыми средствами РЭБ».
Однако при ближайшем рассмотрении очевидность таких выводов оказывается под сомнением.
Во-первых, ставить крест на эффективности ракетных катеров вообще, рассматривая ситуацию спланированных наступательных боевых действий Вооруженных Сил США, в том числе авианосного соединения, против одиночных и действовавших спорадически (если это вообще имело место) иракских катеров, мягко говоря, не корректно. Тезис о доминировании авиации на море со времен Второй мировой войны никем не ставился под сомнение. Действия ракетных катеров против крупных надводных боевых кораблей могут быть эффективными только при гарантированном целеуказании, поддержке со стороны авиации берегового базирования и средств РЭБ, то есть при обеспечении им «режима благоприятствования» своими вооруженными силами, и наконец, с использованием фактора внезапности.
Во-вторых, катера, спроектированные в 1960-е гг. и построенные в последующие десятилетия, явно не соответствовали требованиям времени ни по своему основному – ракетному – вооружению, ни по возможностям средств обнаружения и целеуказания, ни по оборонительным возможностям, ни, наконец, по своему техническому состоянию.
На самом деле, преждевременные «похороны» ракетного катера как класса были обусловлены двумя основными факторами. Первый – это огромные геополитические изменения в мире, связанные с исчезновением СССР и распадом Варшавского договора. Это, с одной стороны, заставило почти весь мир поменять приоритеты в военном строительстве и поставило под сомнение возможность дальнейшего приобретения и поддержания технического состояния военной техники советского производства, а с другой – наводнило мир ставшим «лишним» оружием, которое можно было купить сравнительно дешево. Второй фактор – объективное отсутствие необходимости восполнения естественной убыли корабельного состава флотов «третьих стран» в условиях военно-политической неопределенности.
Какие же проекты ракетных катеров уже разработаны в нашей стране и существуют «на бумаге»?
1. Проект 20970 «КАТРАН» — ракетно-артиллерийский катер
Катер предназначен для борьбы с надводными кораблями и боевыми катерами противника, несения патрульной службы по охране морского района в открытых прибрежных акваториях морей, океанов и во внутренних морях.
Корпус катера выполнен достаточно прочным для плавания в разреженном льду толщиной до 0,4 м. Мореходные качества корабля достаточны для безопасного плавания при состоянии моря до 7 баллов и эффективного использования оружия на волнении до 5 баллов включительно без ограничений по курсу и скорости. Непотопляемость обеспечивается при затоплении двух любых смежных отсеков.
Состав вооружения сбалансирован и наряду с высоким ударным потенциалом гарантирует эффективную самооборону корабля от надводного и воздушного противника.
Существует несколько компоновок вооружения данного проекта. Ниже указан один из вариантов.
2. Проекта 12300 «Скорпион» — ракетно-артиллерийский катер
Ракетно-артиллерийский катер предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей, катеров и транспортов противника самостоятельно и во взаимодействии с ударными силами флота.
Этот корабль четвертого поколения (по западной классификации относящийся к классу малый корвет) создан с использованием технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности.
Что касается корпуса, то он у «Скорпиона», очень экономичный. Если дальность плавания ракетного катера предыдущего поколения «Молния», имеющего на борту запас топлива 104 тонны, составляет 2200 миль, то «Скорпион» с 64 тоннами топлива имеет запас хода 2500 миль при движении с экономической скоростью 12 узлов. Кроме того, корпусу катера придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащен кормовыми интерцепторами, которые являются успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз.
ТТХ: Водоизмещение 465 т (полное), Длина 56,7 м, Ширина 10,3 м,Осадка 2,7 м, Скорость хода 38 узла (наибольшая),12 узлов (экономическая), Дальность плавания 2500 миль на 12 узлах, Автономность плавания — 10 суток, Экипаж 37 человек.
Вооружение: Артиллерия 1х1 100 мм А-190Э (80 снарядов) – 5П-10А («Пума»), Гранатомет ДП-64, Зенитная артиллерия 1 ЗРАК «Каштан-1» (2х6 30 мм, 2000 снарядов),Ракетное вооружение 2х2 ПУ ПКР «Яхонт»,1 ЗРАК «Каштан-1» (8 ПУ ЗУР 9М311-1М).
На сегодняшний день «Скорпион» — вершина эволюции в этом типе кораблей. Он вооружен противокорабельной ракетой «Яхонт» вертикального старта. Ее основным достоинством является сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для средств ПВО противника. «Яхонт» имеет дальность стрельбы 300 км.
Головной катер был заложен 5 июня 2001 года. Планировалось завершить его постройку 2005 году. Затем планировалась постройка серии, для ВМФ РФ — 10, для ФПС РФ — 10. 30 катеров планировалось построить на экспорт, в том числе для страны Азиатско-тихоокеанского региона. Однако, к настоящему времени (декабрь 2013 года) не достроили даже головной катер данного проекта. Однако сообщений о прекращении строительства в прессе также не появлялось.
3. Проект 12418 «Молния» — большой ракетный катер
Ракетный катер предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей, катеров и транспортов противника самостоятельно и во взаимодействии с ударными силами флота.
Как видно по фотографии, данный проект является продолжением развития проекта 1241. С той лишь разницей, что в качестве ударного ракетного оружия на нем стоят крылатые ракеты «Уран».
Данные катера мы строим для ВМС Вьетнама.
16 противокорабельных ракет — это серьезное оружие. Напомню, что на существующих в составе ВМФ России катерах этого проекта размещено всего 4 крылатых ракеты «Москит», или «Термит».
ТТХ: Водоизмещение 538 т (полное), Длина 56,1 м, Ширина 10,2 м,Осадка 3,65 м, Скорость хода 35 узлов (наибольшая),12 узлов (экономическая), Дальность плавания 2400 миль на 12 узлах, Автономность плавания — 10 суток, Экипаж 42 человека.
Вооружение: Артиллерия 1х76 мм АК-176М (314 снарядов), 6х30 АК-630М — 2 комплекта (6000 патронов), ПЗРК «Игла» — 12 комплектов, Ракетное вооружение 4х4 ПУ ПКР «Уран-Э», 120-мм комплекс постановки пассивных помех ПК-10 — 1 комплект (4 ПУ КТ-216-Э).
Подведем итоги….
На сегодняшний день “Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» имеет ряд разработок, позволяющих нам строить ракетные и ракетно-артиллерийские катера для нашего ВМФ. А учитывая опыт постройки катеров для ВМС Вьетнама, можно утверждать, что мы способны развернуть строительство серийно.
Меня очень удивляют заявления наших «стратегов» о необходимости срочной постройки кораблей «океанской зоны». Да, они нужны. Но сейчас ли? Может, вначале, есть смысл прикрыть свои прибрежные моря, прежде чем выходить в Океан? Ракетный катер — это не так затратно. С дальностью плавания до 2500 миль он легко прикроет наши прибрежные воды. А с размещением на борту новейших противокорабельных крылатых ракет, катер гарантированно создаст головную боль кораблям противника.
Будем ждать прояснения в «светлых» головах наших адмиралов….
Источники:
https://ru.wikipedia.org/
http://www.almaz-kb.ru/rus/cat…
http://www.nationaldefense.ru/…
http://rus-guns.com/raketnye-k…
http://www.vympel-rybinsk.ru/k…
http://www.nationaldefense.ru/…
cont.ws
лучшие боевые катера ВМФ РФ
Поразившие весь мир удары по объектам террористов в Сирии из акватории Каспийского моря ракетами «Калибр» были нанесены с малых ракетных кораблей ВМФ России. Возможности нового оружия, которое не требует больших носителей типа крейсеров, вызывают у военных специалистов все больше интереса к «москитному флоту» – маломерным морским кораблям и судам различного предназначения. Еженедельник «Звезда» изучил, какие боевые катера поступают на вооружение ВМФ России сегодня.
Веселые смертники
Зубоскалить над Брежневым я перестал, когда увидел кадры кинохроники 1970-х. На борту прогулочного катера, идущего из Геленджика в Новороссийск, сидел пожилой человек – тогда правитель полумира – и плакал. Тем же маршрутом он шел на маленьком суденышке на малую землю в 1943-м. Полковники в атаки не бегают, но для смерти звезды на погонах – не указ. В Цемесской бухте десантный катер ночью напоролся на плавучую мину. Замполита Брежнева взрывом выбросило за борт, и его, контуженного, чудом заметили и подобрали из воды матросы катера…
На флоте их называли морскими кавалеристами или веселыми смертниками. На торпедных Г-5 и Д-3, на «мошках» (малых охотниках МО-4) они совершали безумные по отчаянной отваге атаки на немецкие корабли, высаживали десанты, боролись с минами. Крейсеры и линкоры большей частью берегли от налетов вражеской авиации и атак подлодок, и основную боевую нагрузку в годы Великой Отечественной войны нес – и вынес! – именно советский «москитный флот»: торпедные и бронекатера, сторожевики и дымзавесчики, катера-тральщики и катера ПВО.
Опасный «птенчик»
Перечисляя задачи военного ведомства России в 2017 году по наращиванию боевых возможностей вооруженных сил, министр обороны Сергей Шойгу в числе приоритетных назвал и введение в боевой состав ВМФ восьми надводных кораблей и девяти боевых катеров. Сейчас от слов к делу наши военные переходят очень быстро, и подъем Военно-морского флага России на двух новейших противодиверсионных катерах проекта 21980 «Грачонок» прошел на Северном флоте уже в январе 2017-го.
Церемония в Гаджиеве, главной базе подводных сил Северного флота, прошла под началом контр-адмирала Владимира Гришечкина, который по доброй морской традиции пожелал экипажам семь футов под килем и отметил высокую эффективность новой техники для обеспечения охраны и обороны пунктов базирования и военных объектов флота, в том числе от возможных террористических угроз.
Построенные на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске катера способны выполнять боевые задачи при пятибалльном шторме. Экипаж – восемь моряков, скорость хода – свыше 20 узлов. Шустрый «Грачонок» хорошо вооружен. Больно «клюнуть» противника он может очередями пулемета калибра 14,5 миллиметра. От атаки диверсантов из-под воды катер защищен автоматическим десятиствольным гранатометом калибра 55 миллиметров, который «глушит» боевых пловцов на глубине до 40 метров и в радиусе до 16 метров от своих бортов. В бою гранатомет работает совместно с гидроакустической станцией типа «Анапа», обеспечивающей автоматическое и постоянное наведение оружия в точку стрельбы.
Защиту от воздушных атак обеспечивают четыре переносных зенитных ракетных комплекса (ПЗРК) «Игла». Катер оборудован современными радиоэлектронными и радиотехническими средствами, среди которых гидроакустический комплекс «Кальмар» и навигационная РЛС МР-231 «Пал».
На декабрь 2016 года в составе ВМФ России было 12 таких катеров. В этом году «грачиная стая» уже начала пополняться новыми «птенцами».
В 2016 году серийные поставки транспортно-десантных и штурмовых катеров для морской пехоты и спецназа ВМФ России начал концерн «Калашников». Судостроительное подразделение известнейшей оружейной фирмы разработало и выпустило сразу единую боевую группу катеров. В ее составе – новейшие транспортно-десантный катер БК-16 и штурмовой катер БК-10. «Они успешно прошли испытания и были приняты на вооружение, – сказал генеральный директор концерна Алексей Криворучко. – По своим техническим характеристикам и оснащению наши катера не уступают зарубежным аналогам, но при этом значительно выигрывают по цене».
На «Дне инноваций Минобороны» о боевых возможностях этих катеров еженедельнику «Звезда» рассказывал замгендиректора входящих в состав концерна «Калашников» «Рыбинских верфей» Сергей Антонов.
«Эти скоростные суда предназначены для решения боевых задач в прибрежной зоне. Экипаж БК-10 из двух человек доставит к месту высадки десять десантников. Осадка у восьмитонного катера – всего 66 сантиметров. Фактически он способен «запрыгнуть» на берег, при этом поливая врага огнем из двух пулеметов (естественно, Калашникова) калибра 7,62 миллиметра.
Транспортно-десантный катер БК-16 вооружен еще более внушительным арсеналом – четырьмя 7,62-миллиметровыми пулеметами, пулеметом калибра 12,7 миллиметра и 40-миллиметровым гранатометом. Но и это еще не все: катер может нести на борту до четырех морских мин или пусковые установки управляемых ракет «Корнет». При водоизмещении в 20 тонн БК-16 способен перевозить до 24 десантников. Экипаж катера – тоже всего два человека», – отметил он.
«Техническая возможность развивать одинаковую скорость в 40 узлов и гарантированная дальность плавания до 400 миль позволяют катерам скоординированно работать на выполнение единой боевой задачи, – добавил Сергей Антонов. – Действуя в составе группы, катера обеспечат скоростную доставку десантно-штурмовой группы на берег и огневую поддержку ее действий».
Ультрасовременные «динозавры»
Судя по сообщениям в открытой печати, пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в сирийском Тартусе от угрозы с моря сейчас оберегает пара «динозавров». Они невероятно быстры и очень опасны для любого противника. Быстроходные патрульные катера проекта «Раптор» по заданию ВМФ России спроектированы и построены специалистами ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла». Предназначены эти высокоманевренные «хищники» для патрулирования акваторий, высадки десанта, выполнения поисково-спасательных работ. У скоростных (48 узлов – почти 90 километров в час!) «Рапторов» превосходные мореходные качества: они в состоянии с высокой скоростью двигаться на любых курсовых углах даже при волнении на море до пяти баллов. При необходимости каждый такой катер может перевезти 20 морских пехотинцев с вооружением и снаряжением.
«Раптор» вооружен универсальным дистанционно управляемым боевым модулем «Управа-КОРД» калибра 14,5 миллиметра. Дальность обнаружения целей – 3000 метров, прицельная дальность стрельбы – 2000 метров. В систему боевого дистанционного модуля встроен уникальный гироскоп, который стабилизирует прицеливание, когда начинает возрастать волнение на море. Дополнительным вооружением для ближнего боя с плавсредствами противника являются установленные на вертлюжных установках два пулемета 6П41 «Печенег» калибра 7,62 миллиметра.
Одно слово – «хищник»! До конца 2018 года судостроители «Пеллы» должны поставить для ВМФ России еще более десятка патрульных катеров проекта 03160.
«Москитный флот» против «бесчеловечных» дронов
Чем больше корабль, тем более он уязвим для врага, невзирая на все самые современные технические защитные прибамбасы. Некоторые российские и западные военные аналитики предрекают, что последние крейсеры уйдут в историю уже к 2040 году, как прежде ушли многопушечные парусные бриги и закованные в броню дредноуты.
Новое оружие дает новые возможности, и, например, американцы сегодня больше опасаются китайского «москитного флота», чем надводных и подводных кораблей Поднебесной. Адмиралы США считают, что эта мелюзга способна перекрыть пути из Индийского в Тихий океан – вдоль побережья и между островами – даже их мощнейшим авианосным группам. А в условиях, когда наряду с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) активно разрабатываются и морские боевые дроны, роль маломерных кораблей и судов должна возрасти еще больше. Кстати, если воздушные БЛА сейчас у всех на слуху, то о морских беспилотниках во всех промышленно развитых странах распространяются не очень-то много. К чему бы это?
Как хорошо известно, танки клопов не давят. Также маловероятно, что за глайдерами и прочими безэкипажными дронами будут гоняться эсминцы и фрегаты. А «москиты» – смогут. Возможно, скоро главной задачей морской кавалерии станет именно борьба с «бесчеловечными» морскими «гадами».
Автор: Александр Хохлов
tvzvezda.ru