Сюрикэн — традиционный вид японского холодного оружия звездочка shuriken | Сюрикен ниндзя
«Звездочки» ниндзя стали известны и популярны благодаря многочисленным фильмам, компьютерным играм и, конечно, аниме. Популяризация этого вида холодного оружия сыграла свою роль — сюрикэн в массовом сознании воспринимается как традиционное оружие японцев, наравне с катаной.
Бо-сюрикэн
Сюрикэн переводится как «лезвие, скрытое в руке». И вопреки сложившему стереотипу, количество их разновидностей поражает воображение. Они отличают не только по форме, но и по размеру, весу и методу изготовления. И чтобы не запутаться в «звездном небе» сюрикэны принято делить на две большие группы: бо-сюрикэны (или бодзё-сюрикэны) и сякэны.
Бо-сюрикэны — это метательное оружие, которое по форме имеет вид стержня. Он мог быть четырех- или восьмигранным или же круглым. Чаще всего затачивалось оружие с одной стороны. Правда, изредка встречаются и варианты с двухсторонней заточкой. Но они, скорее, исключение из правила. Дело в том, что эти «палки» по правилам метались так, чтобы они летели без вращения. Вес бо-сюрикэнов колеблется от 30 до 150 граммов, а длина — от 12 до 25 сантиметров. В зависимости от пожелания воина или же от умения самого кузнеца бо-сюрикэны могли быть в виде иглы, гвоздя, ножа и так далее (всего порядка 50 форм). Дальность полета, конечно, не впечатляет — 7-8 метров. Да и убойная сила не на высоте. Поэтому этот тип применялся в основном для отвлечения противника.
Сякэн
Название «Сякэны» переводится как «меч-колесо». В отличие от «палки» они имели более изощренную, звездообразную (или же круглую) форму. Изготавливались они из тонкой металлической пластины, а края «звезды» остро затачивались. Диаметр сякэна колеблется от 100 до 180 миллиметров, а его толщина — от 1 до 3 миллиметров. По центру обязательно делали отверстие. Оно не только улучшало аэродинамические показатели оружия, но и добавляло ему удобства. Звездообразные сюрикэны можно было носить на веревке. Благодаря конструкции, дальнобойность сякэнов достигает 12-15 метров.
Как и в случае с бо-сюрикэнами, сякэны имеют огромное количество самых разнообразных вариаций. Дело в том, что какого-либо стандарта в средневековой Японии, касавшегося сюрикэнов, банально не существовало. А мастера руководствовались либо собственным видением оружия, либо подстраивались под требования различных школ боевых искусств (в каждой применялась собственная техника использования «звездочек» и «палок»).
По сложившейся традиции мастера украшали сюрикэны узорами и особыми мистическими знаками. В те далекие времена бытовало поверье, что они способны привлечь в союзники некие могущественные силы.
История оружия
В Японии, в отличие от той же Европы, метательное оружие не стало массовым. Почему так произошло, сказать трудно. Известно, что шли японцы традиционным путем — метали в солдат вражеских кланов камни и любые «штуки», подвернувшиеся под руку. Потом это направление стало постепенно развиваться. А сюрикэны впервые упоминались в «Военной повести замка Осака». Ориентировочно в шестнадцатом веке появились цубутэ — пластины из металла с заточенным краем. Они были либо восьмиугольной, либо круглой формы. Из них-то, скорее всего, и появились будущие сякэны. А из индзи-яри — метательных ножей — бо-сюрикэны. Правда, есть предположение, что они «эволюционировали» из повседневных предметов. Поэтому сохранились названия. Например, ари-гата (форма иглы), куги-гата (форма гвоздя) и так далее. Но вот откуда именно появились сюрикэны, точно до сих пор неизвестно.
В средневековье, к середине эпохи Эдо в Японии сформировался тип боевого искусства сюрикэндзюцу — метание сюрикэнов. Правда, допускались к тренировкам только избранные, поскольку это искусство являлось тайным. Хотя занимались им ниндзя, осваивали его и самураи.
Массовость сюрикэнов у воинов обусловлено не только удобством в бою (причем в ближнем бою ниндзя использовали их как кастет или нож), но и дешевизной изготовления. Времени на создание «звездочки» уходило мало, да и не требовало особого умения от кузнеца.
Известно, что сюрикэны использовали по-разному. Броски совершались их разных позиций, меняя траекторию полета.
Так, бо-сюрикэны бросали с оборотом и без него. Воин зажимал оружие между большим и указательным пальцем и совершал бросок. Мастера от ученика отличало то, что его «игла» летела по прямой линии, не отклоняясь от траектории. Поэтому бросать бо-сюрикэн, заточенный с обоих концов, было, конечно, гораздо проще. Но с другой стороны, это говорило о низкой квалификации воина. А в средневековой Японии на это обращали большое внимание.
И бо-сюрикэны, и сякэны обычно метали очередями. Опытный ниндзя за 15 секунд мог кинуть в противника 5-6 «звездочек» или «палок». Поскольку японские солдаты были хорошо защищены доспехами, убойная сила метального оружия являлась весьма низкой. Поэтому ниндзя старался поразить сюрикэнами лицо, глаза или горло.
Обычно (если дело происходило во время сражения) у метальщика было лишь несколько секунд, чтобы нанести противнику как можно больший урон, прежде чем тот приблизиться на расстояние удара катаной или копьем. А вот ниндзя часто использовали отравленные сюрикэны. Особенно, если требовалось устранить какого-то определенного человека. Тогда шансов на то, что миссия будет выполнена успешно, становилось существенно больше. Также известно, что ниндзя использовали сюрикэны не только в качестве смертоносного оружия. С помощью «звездочки» можно было вырезать отверстие в стене, чтобы вести наблюдение, поддеть гвоздь, перерезать веревку и так далее. А поскольку сюрикэны являлись расходным материалом, то воины обычно носили при себе их не по одному. Чаще всего, по 10 штук. Одни использовали веревку, другие — заворачивали в ткань. Самые же опытные ниндзя прятали «звездочки» и «иглы» в рукава, карманы и волосы.
В наше время сюрикэны продаются в самых обычных магазинах Европы и США. Добрались они и до России. Правда, у нас «звездочки» и «иглы» считаются холодным оружием, если длина их лучей превышает 8 миллиметров.
stoneforest.ru
сюрикен, метательный нож, сякен, гибкое копье шиньбяо
Метательное оружие сопровождает человека с древнейших времен. Первый камень, брошенный в мамонта, положил начало эволюции самых невероятных летающих предметов, необходимых для выживания. О них мы сегодня и поговорим. Ножи и топоры, дротики и специальные метательные пластины: образцы метательного оружия, дошедшие до нас из глубины веков, отличаются формой, весом, материалом из которого они изготовлены, дальностью действия, но объединяет их одно – без тренированной руки, это всего лишь кусок металла.
Мастера единоборств, говорят, что любой предмет в умелых руках может стать оружием. Конечно, человек издревле кидал камни, используя их на охоте, но если рассматривать предметы, именно, как оружие: сюрикен, сякен, топор, нож и т.д., то здесь необходимо потратить определенное время на то, чтобы научиться им владеть, научиться правильно его метать, подготовить свое тело к тренировочным нагрузкам. Существует много видов метательного оружия, но сегодня мы с вами рассмотрим только четыре из них.
Сюрикен
Сюрикен (бо-сюрикен) – большой кованый штырь с заточенным концом. Это секретное оружие ниндзя. Дословный перевод с японского – клинок, скрытый в руке. Сюрикен — оружие скрытого ношения в виде стального штыря для стремительной атаки на коротких дистанциях. Длина бо-сюрикена варьируется от 12 до 21 сантиметра, а вес, от 35 до 150 грамм. Сюрикен, сам по себе может использоваться не только, как метательное оружие, но и, как оружие рукопашного боя. С сюрикенами устраивались ловушки.
Существует две основные техники метания сюрикена, зависящие от хвата. При первом хвате сюрикен берется острым концом вверх. Это безоборотное метание. При втором хвате кончик сюрикена поворачивается вниз — метание вполоборота.
Если просто потренироваться в метании сюрикена человеку, который этим никогда не занимался, то у него начинает на следующий день болеть не только рука, но и все тело. Потому что здесь используется биодинамика всего тела, начиная от ног, вкручивание бедер, торс, пресс, грудная клетка и руки, то есть, практически используется полностью работа всего тела.
Задача бойца при метании сюрикена, превратить свое тело в катапульту. Энергия броска зарождается в еле заметном движении ног. Мастер подает тело вперед, придавая бедрам, импульс вращения и только на финальной стадии в этот механизм включается рука. То есть, практически рука – это завершающая стадия. Практически мы бьем всем телом.
Сюрикен наиболее эффективен, при безоборотном метании. То есть он не вращается в вертикальной плоскости. Практически все зависит от расстояния до цели и угла атаки.
При любом броске, необходимо мгновенно определить расстояние до цели, определить положение цели в пространстве, понять свое собственное положение в пространстве, и только учтя все эти факторы, совершить бросок. Реальная дистанция поражения цели сюрикеном, варьируется где-то от двух до четырех метров.
В японских боевых искуствах сюрикен несет отвлекающую функцию. То есть, например, с левой руки идет бросок сюрикена, с правой руки наносится удар мечом.
Сякен
Следующий образец метательного оружия – это сякен, или, иначе – метательная звездочка ниндзя. Это плоское метательное оружие с количество лучей от четырех до восьми, действительно похожее на звезду. Диаметр сякена колеблется от пяти до десяти сантиметров, а вес может доходить до 300 граммов. Будьте внимательны, формально, применение сякенов, как и бо-сюрикенов, закон об оружии запрещает, но, только, если речь идет о боевых образцах метательного оружия, а не о спортивных. Но как их отличить – закон разъяснения не дает. Хотя в этом случае отсутствие четких критериев, дает вольную трактовку закона об оружии. Эксперт может признать сякен холодным оружием, а может и не признать. И все же, пользоваться подобным метательным оружием вне стен спортивных секций – не рекомендуется.
Вопреки распространенному мнению, ниндзя не старались наносить большой вред, а старались минимизировать его, и, по возможности, вообще избежать столкновения. Соответственно, сякен был тоже отвлекающим оружием, чтобы разорвать дистанцию и скрыться. В средневековой Японии, одежда была достаточно свободная. И один из вариантов использования этой одежды было защита от сюрикенов и сякенов, так как свободно висящая ткань — это достаточно серьезная преграда для сякена, перекрывающая траекторию его полета.
Техника метания сякена может быть различной. Подготовленный боец способен бросить метательную звезду из любого положения и попасть в цель. При этом не нужно контролировать, какой стороной это метательное оружие войдет в цель, и заморачиваться на тему количества оборотов. В полете звездочка крутится вокруг своей оси. Это вращение вызывает явление, схожее с действием гироскопических сил на волчок. Пока юла вертится – она не падает. Чем сильнее импульс вращения, которое передает сякену рука бойца, тем стабильнее полет метательной звезды.
Для отвлечения внимания можно метать любые подручные средства, например металлические деньги, и эффект при этом будет примерно тот же.
Шиньбяо — гибкое копье, или дротик на веревочке
Это тяжелый кованый клинок, который прикреплен к длинной веревке. Этим оружием можно наносить удары на манер кистеня, раскрутив веревку, и ударив кованым клинком плашмя, а можно раскрутить и пустить вперед, чтобы он летел острием, и в случае поражения мишени, выдергивался назад за веревку, и ты снова остаешься при своем оружии.
Шиньбяо – это один из видов, так называемого, веревочного копья. Длина исторических образцов этого оружия достигала 20 сантиметров, а масса доходила до 300 граммов. Это довольно серьезный вид оружия, и, как и любое гибкое оружие, он крайне сложен в освоении и требует много времени на это.
В отличие от сякенов и сюрикенов, действие которых наиболее эффективно на дистанции пять метров, дальнобойность и скорость шиньбяо, значительно выше. Техника его использования очень зрелищная и интересная. Позволяет метнуть его в одну сторону, выдернуть, и сразу же, ничего больше не делая, метнуть его в другую сторону.
Метательный нож
Метательный нож, только по форме напоминает нож классический. Как правило – это толстый, тяжелый снаряд, вес которого может доходить до 500 граммов. В отличие от обычного ножа, у спортивного снаряда нет режущей кромки, поэтому спортсмен может свободно брать его за клинок, не опасаясь порезаться.
В России к ножам, с которыми тренируются спортсмены, предъявляют особые требования. У ножа должна быть односторонняя заточка, ширина клинка не более 6 сантиметров и отсутствие упора (гарды). Частично это обуславливает закон, частично – правила международных соревнований.
Бросая нож, человек придает ему линейную и угловую скорость. Оба этих параметра должны быть полностью подконтрольны спортсмену. Линейная скорость – это скорость, с которой нож движется к мишени. Угловая – скорость вращения ножа вокруг своей оси.
Чем ближе мы стоим к мишени, тем ближе мы берем нож хватом за клинок к кончику. Нож, соответственно, совершает большее число оборотов. Чем дальше отходишь от мишени, тем выше перехватываешь нож за клинок. На больших дистанциях нож берется под самую рукоятку. При этом нож крутиться медленнее. Хороший, тяжелый нож из кованой стали, имеет большую скорость и пробивную способность при броске. При этом даже если попадает в более твердую цель, чем обычная мишень, например, металлический лист, он не тупится.
sekach.ru
Холодное оружие: сюрикэн
Согласно древним японским трактатам, воины использовали различные предметы как оружие для метания. Самый распространенный снаряд — камни — бросали с помощью исихаджики (японское название пращи), но в арсенале японских воинов были и более экзотичные виды оружия. В одном из дошедших до нас источников (приблизительно 600 год нашей эры) рассказывается история о том, как один японский принц пытался сразить белого оленя, бросив ему в глаз некий овощ цилиндрической формы. В другом древнем источнике содержалось описание метания стрел или того, как воины защищались путем бросания короткого меча вакидазаси. Это, по всей вероятности, и стало прототипом знаменитого японского метательного оружия — сюрикэна. О превращении летающего меча японских самураев в летающую «звездочку» японских ниндзя рассказывает Юрий Кукин.
Вообще слово сюрикэн можно расшифровать буквально как «лезвие, скрытое в руке». Вопреки распространенному представлению о том, что это секретное оружие ниндзя, нужно сказать, что сюрикэны также были частью арсенала большинства японских самураев. Сама эволюция оружия произошла как раз благодаря тому, что воины оказывались в ситуациях, когда для спасения собственной жизни приходилось метать в противника различные предметы из своего снаряжения: острие для пришпоривания коня, острую пилку, утинэ (стрела-дротик) или иглы, которые носили в волосах. Технику метания той же «заколки» для волос японцы вполне могли позаимствовать у китайцев, где существовало свое метательное оружие — стрелка пию или, например, заточенные монеты.
Утинэ
Есть 2 вида Сюрикэнов: бодзе-сюрикэн (стержень) и сякэн (звездочка)
Собственно японские сюрекэны как раз разделялись на два основных вида: длинные, тонкие стержни — бодзё-сюрикены, и сякены — плоские металлические диски, каждый из которых подразделяется еще на несколько видов. Так, например, существуют до 50 видов бодзе-сюрикэна, который может быть палочкообразным, клинообразным, веретенообразным или игло-, ноже-, гвоздеобразным. Техника метания этого оружия изучалась самураями во многих школах. В особенности после появления в XVII веке оружия кобудо, которое включало в себя комбинированные виды (например, кусари-гама — серп с цепью с грузом), изучение техники метания таких ножей стало жизненно необходимым.
Бодзе-сюрикэн
Некоторые виды сюрикэнов приобрели название в честь школ, в которых практиковали технику их применения: так, заостренный с одного конца и закругленный с другого металлический прут (длиной 15−25 см и диаметром 5−6 мм) носил название Сюрикэн-Сираи Рю, а похожие на утинэ сюрикэны с привязанной к тупому концу кисточкой для ровного полета использовались в школе Негиси Рю.
Не только ниндзя, но и самураи изучали технику владения сюрикэнов
Естественно, у каждой школы был свой способ метания лезвия, однако общая техника заключалась в том, что клинок зажимали между указательным и средним пальцем так, чтобы тупой конец лежал или упирался (при не большой длине стержня) в ладонь, и выбрасывали в сторону противника. По идее, сюрикэн должен лететь по прямой траектории, но для наибольшей эффективности оба конца сюрикэна затачивали.
Самурай с бодзе-сюрикэном
А вот сякэн был в большей степени распространен как раз у ниндзя, что и сделало популярными знаменитые «звездочки» на Западе, который в 60−70-х годах двадцатого века с жадностью знакомился с новой для него культурой Востока. «Звездочки» метали в основном очередью: быстрыми сериями один за другим, подкручивая кистью снаряд. Создаваемое вращение позволяло более устойчиво, точно и далеко лететь сюрикэну. Кстати, примерная дальность полета сякэна составляла около 12−16 метров, в то время как бодзе-сюрикэн можно было бросить в среднем на 7−8 метров.
Виды сякэнов
Таким оружием пытались поразить самые открытые, незащищенные зоны противника: глаза, горло, виски, открытые места на руках и ногах. Небольшие порезы можно было компенсировать частотой бросков и количеством ран, которые оставляли снаряды. Впрочем, помимо боя ниндзя использовали их и в качестве инструмента, когда нужно было что-то прорезать, поддеть какой-нибудь гвоздь, создать обзор для наблюдения. Вместе с тем, размер сякэна зависел от характеристик самого воина (от его размеров, силы и т. д.). Однако в среднем это были пластины с утолщением в центре и с диаметром от 115 мм до 175 мм. Их изготовление — отдельное искусство: нужно было равномерно закалить и сделать лучи (если речь идет о форме звезды), для этого металл сильно нагревали, формировали из него круглую лепешку, а потом молотом делали лучи, после чего удаляли лишний металл и затачивали.
Существует до 50 видов бодзе-сюрикэна
В России изготовление сюрикэна возможно только в качестве декоративного оружия, где длина лучей не должна превышать 8 мм (по ГОСТу). Так, в 2011 году за незаконное ношение (без разрешения) сюрикэнов на 1 год условно был осужден житель Симферополя.
Источники:
Горбылев А. М. Когти невидимок. Подлинное оружие и снаряжение ниндзя. Минск. 1997.
распечатать Обсудить статьюdiletant.media
Смертельная звезда сюрикен: описание, разновидности, происхождение
Метательные звезды или стрелки принято называть сюрикены. Звезды имеют и собственное название – сякен, и зародилось она на западе Японии после того, как там появилась общая терминология. Представленное оружие достаточно распространено и в переводе означает лезвие, припрятанное в руке. Сюрикены любили воины и постепенно они дополнили обязательную экипировку самурая.
Происхождение
Метание предметов – стандартная практика японских воинов, которая берет начало с древних времен. Появление сюрикенов произошло после осознания человеком возможности использовать их в качестве защиты от противников. Постепенно идея стала развиваться и начали отрабатываться различные техники броска.
Японцам удалось довести их до идеала и они изобрели традицию метания оружия. Истоки стартуют еще с эпохи палеолита. Древние японцы использовали сюрикены не только для поражения врагов, но и на охоте для добычи мяса различных животных.
Впервые о технике метания упомянуто в Кодзики. Это японский трактат, относящийся к далекому 600 г. А в трактате Мануеси упоминается о тактике метания стрел. Там же идет речь и о защите при помощи вакидзаси, который герой Тадамаса достал из-за пояса и бросил по аналогии с сюрикеном. Позже он изобрел стиль сюрикен-дзютсу.
Описание
Данное оружие представляет собой небольшую звезду размером от 5 до 10 см. Толщина колеблется в пределах 3-5 см, а вес не превышает 300 г. Ниндзя использовали это оружие достаточно часто, ввиду простоты и дешевизны изготовления. Но главным преимуществом сюрикенов принято считать возможность хорошо спрятать его, а в нужный момент застать врасплох противника и применить по назначению. Тактика метания зависит от ситуации и преследуемых целей. Азы получали в школе боевых искусств, но выходцы из них еще не считались мастерами. Они изучали исключительно основы метания.
Разновидности
В Японии существует три основных вида сюрикенов:
- Бо или Бодзё. Они представлены в виде стержней цилиндрической формы, которые имеют различную длину, толщину и форму. К примеру это может быть форма ножниц, палочек для еды, пластин или клинка. Всего существует порядка 50 вариантов.
- Хира или сякены. Внешне очень схожи с плоскими металлическими дисками, которые имеют разнообразную форму(как и в предыдущем варианте около 50 видов).
- Сенбан. Похожи на тонкие железные изделия и выполнены в виде прямоугольных или квадратных металлических отрезков.
Но самым популярным видом является сенбан-сюрикен. Вогнутые грани делают его похожим на прокладочную шайбу стяжных штырей, используемую в момент обустройства прочных ворот для замков и крепостей. Носит его менее безопасно в отличие от предыдущих вариантов. Если у воина находили такой сюрикен, то он заявлял сто направляется к князю и несет новую деталь для ворот.
oruzhie.guru
Сюрикен. / Оружие / magSpace.ru
Сюрикен — так называют «звездочки ниндзя». В действительности метательным оружием такого рода широко пользовались все японские воины, хотя именно для ниндзя они стали «визитной карточкой»: звезды и стрелки можно было легко прятать в одежде и использовать для убийства исподтишка, что и предопределило их популярность в среде «невидимок». Корни искусства метания сюрикэнов уходят в толщу времен, ведь прообразом их послужили камни и дубинки, которые палеолитические люди метали в животных на охоте или в своих соперников — претендентов на ту же добычу — в боевых столкновениях.
В Японии камнеметный бой (иси-нагэ) сохранялся чрезвычайно долго. В литературных памятниках, повествующих о войнах между самурайскими кланами Минамото и Тайра XII в., «Хэйкэ моногатари» («Повесть о доме Тайра») и «Гикэйки» («Сказание о Ёси-цунэ») он упоминается под названием «индзи-ути», которое в одном, наиболее распространенном, написании означает «метание [камней] по мишеням», а в другом, видимо, более древнем — просто «метание камней». Названные произведения свидетельствуют, что в японских армиях XII столетия существовали особые вспомогательные отряды воинов из числа челядинцев, призванные осыпать врагов камнями. Таких воинов называли «мукаи цубутэ-но моно» — «передовые камнеметчики», а их командиров именовали «индзи-но кандзя» — «предводители камнеметчиков».
Камнеметный бой пережил эпоху войн Тайра и Минамото, камнями противника осыпали и много позднее. Параллельно он развился в весьма своеобразную «забаву» с тем же названием «индзи-ути». В дни праздников, возможно, в качестве одного из традиционных обрядов было принято устраивать «битву камнями» (иси-кассэн), когда две группы камнеметчиков, выстроившись на противоположных берегах реки, осыпали друг друга речной галькой. О масштабах этой «забавы» красноречиво говорит следующий факт: во празднества Камомацури в 1369 г. в Киото в «битве камнями» погибло 45 человек! Очевидно, что подобные игрища имели большое военно-прикладное значение, особенно если принять во внимание, что в сражении во врага можно было метать не только булыжники, но и кувшины с зажигательными смесями или простейшие ручные гранаты.
В начале эпохи Сэнгоку (1467-1568), когда по всей Японии закипели битвы, камнеметный бой начал модифицироваться: теперь вместо камней стали применяться специальные метательные снаряды в форме наконечника копья, именовавшиеся «индзи-яри» — «камни-копья». Это уже был прямой прототип так называемых бо-сюрикэнов, т.е. метательных лезвий в виде палочки.
С другой стороны, в начале эпохи Эдо (1603-1867) в качестве боевых метательных снарядов вместо камней стали использоваться «метательные камни» цубутэ из каленой стали, оптимальной для метания формы. Описания цубутэ встречаются, например, в тайных наставлениях ниндзя. Они представляли собой округлые или восьмиугольные метательные пластинки диаметром от 4 до 5 см и толщиной более 1 см, изготовленные из каленого железа и заточенные по окружности. Их бросали в лицо или другие неприкрытые участки тела противника, стремясь перерезать артерию, вену или перебить кость. Поскольку цубутэ позволяли разить врага на довольно большом расстоянии — в несколько десятков метров, ниндзя носили их по 20 штук в кожаном мешочке на поясе. Цубутэ, возможно, послужили прототипом такого вида сюрикенов, как сякэн — «меч-колесо».
В старых японских сочинениях можно найти упоминания нагэбо — «метательных палок» и нагэяри — «метательных копий». Большого распространения это оружие не получило, но свой след в истории вооружений оставило. Не развившись в самостоятельное будзюцу (говоря о будзюцу, японские исследователи обычно имеют в виду систематизированные в виде школ-рю виды боевых действий, располагающие своей теорией и методикой), метание копий повлияло на развитие сюрикендзюцу.
Одним из источников сюрикендзюцу называют и такой самостоятельный вид будзюцу, как утинэдзюцу. В этом боевом искусстве были систематизированы способы применения утинэ — специальных стрел (известны также, как нагэя — «метательные стрелы», тэцукия — «стрелы, выбрасываемые руками» и др.), которые метали не с помощью лука, а руками. От обычных они отличались более коротким и толстым древком.
Утинэ применялись, по крайней мере, уже в XIV в. Так, в «Тайхэйки» упоминается некий безымянный самурай, носивший на спине 36 стрел с толстыми древками, поразивший ими множество облаченных в доспехи врагов. Вероятно, первоначально утинэдзюцу развивалось как раздел кюдзюцу — искусства стрельбы из лука. Об этом свидетельствуют упоминания утинэ в различных текстах по «лучному искусству», а также тот факт, что приемы их метания изучаются в ряде школ кюдзюцу (например, в Хэки-рю).
Влияние утинэдзюцу на сюрикендзюцу несомненно. Об этом красноречиво говорит то, что многие виды сюрикенов представляют собой уменьшенные варианты метательных стрел. Велико сходство этих боевых искусств и в технике, методах тренировки и психической настройки.
Наконец, в качестве еще одного прототипа сюрикенов называют утимоно. Утимоно — это не особый вид оружия, и не особое боевое искусство. Так самураи называли использование в качестве метательного оружия короткого меча вакидзаси или ножа танто, которые входили в стандартный комплект вооружения воина и не предназначались специально для метания.
В различных источниках можно найти описания применения вакидзаси в качестве метательного оружия. Например, в «Осака гунки» сообщается: «Огасавара Тадамаса был хранителем замка Акасэки-дзё. Когда явились враги, его пронзили копьем сквозь нагрудную плиту доспеха, но он метнул свой вакидзаси в качества сюрикэна и спасся бегством».
В «Дзёдзан кидан» рассказывается, как Такэда Кацуёри в 1574 г. захватил замок Суганума Садамицу. Семью Суганума предали, и падение замка было неизбежно. Поэтому военный совет принял решение прекратить сопротивление, а сам Суганума вместе с Ямагути Горосаку и еще одним товарищем попытался спастись из горящего замка бегством верхом. Самураи Такэда бросились вдогонку. Когда беглецы расстреляли все свои стрелы, а враги подобрались к ним почти вплотную, Ямагути Горосаку выхватил вакидзаси, метнул его в одного из преследователей, но промахнулся и был убит.
Большим мастером метания меча был великий фехтовальщик XVII в. Миямото Мусаси. В «Хонтё бугэй сёдэн», в частности, о нем говорится: «Он мог послать боевой меч в полет или метнуть деревянный меч, и враг не мог спастись от него даже бегством. Брошенный им меч был подобен стреле, выпущенной из мощного арбалета. Он никогда не промахивался, и даже [великий китайский лучник] Ян Ю не смог бы его превзойти». Однажды это умение даже спасло ему жизнь. В «Нитэнки», жизнеописании мастера, говорится об этом: «Когда Мусаси находился в провинции Ига, [там жил] мастер искусства куса-ригама некий Сисидо. Они вышли в открытое поле и сразились. Когда Сисидо взмахнул серпом, Мусаси вынул нож и метнул его в грудь Сисидо, который тут же рухнул, потом Мусаси сблизился с ним и добил».
Это искусство Миямото Мусаси, видимо, передал своему приемному сыну Иори Еэмон. В «Коан Тайва» о нем говорится: «Еэмон, приемный сын Такэмура Мусаси (Миямото Мусаси), не уступал отцу и прекрасно владел кэндзюцу. Этот Ёэмон пускал по реке персик и поражал его броском меча длиной в 1 сяку 3 сун (ок. 40 см), пронзая косточку фрукта». По мнению исследователей, в процессе совершенствования техники метания утимоно постепенно стандартное оружие стали вытеснять его уменьшенные копии. Так появилась такая разновидность метательных лезвий, как тантогата-но сюрикэн — «сюрикэн в виде ножа танто». Такое оружие применяется, например, в школе Такэмура-рю, восходящей к Миямото Мусаси и включающей, помимо сюрикэндзюцу, еще и технику фехтования мечом.
Прообразами сюрикэнов являлись, вероятно, и другие предметы снаряжения и вооружения, которые при условии некоторой сноровки можно было использовать для метания. В их числе называют, например, заостренные напильники на деревянных ручках (ядзири), ручные острия для пришпоривания коней (ума-бари) и др.
Школы сюрикендзюцу
К началу эпохи Эдо сюрикэндзюцу уже превратилось в самостоятельный вид будзюцу. Однако школ, в которых бы преподавалось только это боевое искусство, было очень немного (а по мнению некоторых исследователей, и вовсе не было). Как правило, сюрикэндзюцу являлось одной из дисциплин, составляющих программу комплексной школы будзюцу, в которой заглавной дисциплиной могло быть фехтование мечом, копьем, стрельба из лука или борьба без оружия дзюдзюцу. В то же время, как свидетельствуют памятники, зачастую искусство применения «мечей, скрытых в ладони» рассматривалось как секретная техника, к овладению которой допускались только избранные.
В тех школах, которые сохранились до наших дней и обучают сюрикендзюцу, в большинстве случаев основным видом является либо «искусство меча» кэндзюцу, либо дзюдзюцу. Среди школ кэндзюцу, включавших в себя сюрикэндзюцу, следует назвать Катори синто-рю, Араки-рю, Эммэй-рю, Онко тисин-рю, Кадоно-рю, Ганрю-рю, Кобу дзицуё-рю, Моэн-рю, Синкагэ-рю, Тайся-рю и др., а среди школ дзюдзюцу — Сэкигути-рю, Цуцуми ходзан-рю, Сёсё-рю, Кираку-рю и др.
В настоящее время существует две школы, обучающие исключительно сюрикэндзюцу: Нэгиси-рю и Сираи-рю. Казалось бы, они выбиваются из общего правила. Однако, как показали исследования, изначально основной дисциплиной в обеих было кэндзюцу, и только после Реставрации Мэйдзи (1867) их программы обучения были урезаны до одного сюрикэндзюцу.
Виды сюрикенов
Видов сюрикэнов существует огромное множество, но в целом все метательные снаряды такого рода можно разделить на две группы: метательные «стрелки, или бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), и метательные пластинки, или сякэн (курума-кэн — «меч-колесо»).
Бодзё-сюрикэн, в свою очередь, разделяются на сюрикены в виде палочек для еды, клинообразные, веретенообразные, пластинчатые, иглообразные, гвоздеобразные, ножеобразные и др. Всего специалисты насчитывают до 50 видов бодзё-сюрикэн. Техника метания таких сюрикэнов изучалась во многих школах будзюцу: Катори Синто-рю, Нэгиси-рю и др. Однако ниндзя из Ига и Кога предпочитали им знаменитые звездочки, или сякэн.
Сякэны
Видов сякэн известно также немало: крестообразные, шестиконечные, звездообразные, восьмиконечные, свастикообразные, трехлучевые, в виде железного кольца, «текущей» свастики, отверстия от гвоздя, «ежика» и т.д. Всего их также насчитывают свыше 50. Особо следует остановиться, пожалуй, на таких видах сякэн, как мандзи и нагарэ-мандзи. Они обрабатывались ядами и предназначались для нанесения царапающих ран.
Сякэны изготавливались самых разных размеров. Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дисганции метания и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм. Соответственно вес звездочки варьировался в диапазоне от 18,75 до 112,5 г.
Легкие по весу сюрикены можно было метать с большой скоростью, но точность при этом была низкой, а раны неглубокими. Зато их можно было носить в большом количестве. «Скорострельность» при метании тяжелых «звездочек», напротив, была ниже. Но они лучше шли в цель и могли причинить очень тяжелые раны.
Толщина «звездочек» также сильно варьировалась. Они могли быть тонюсенькими, как лезвие бритвы, или очень толстыми — до 3,03 мм. Обычно сякэны имели утолщение в центре, и их лучи плавно истончались к кончикам. Это обеспечивало «звездочке» лучшую устойчивость в полете и, соответственно, точность попадания.
На общем фоне выделяется сэмбан-сюрикэн. У этой разновидности сюрикена, имеющей почти квадратную форму, центральная часть тонкая, а края толстые. Такая форма также обеспечивает довольно высокую эффективность «огня». Обычно сюрикены выковывались из высококачественной стали и во время доводки истончались в нужных местах при помощи напильника. Процесс изготовления многолучевых сюрикэнов был довольно сложным и трудоёмким. Как правило, их вырубали при помощи зубила из толстой пластины, а затем доводили до кондиции напильником.
Для изготовления крестообразного сюрикэна весом в 75 г. бралась стальная болванка весом около 86 г. Ее сильно накаляли и расплющивали в круглую лепешку. Затем, стараясь не истончить болванку в центральной части, постепенно ударами молота делали 4 усика, придавая болванке общую форму с толстой центральной частью и плавно истончающимися к кончикам четырьмя лезвиями. Затем с заготовки напильником удаляли лишний металл, доводя вес до необходимых 75 г, шлифуя форму, чтобы «звездочка» была без неровностей и зазубрин, и заостряя кончики лезвий.
Если же изготавливался восьмилучевой сюрикэн, то сначала делали крестообразный сюрикэн, а затем при помощи зубила делили лезвия раскаленной болванки пополам и разводили немного в стороны. Затачивать лезвия нужно было равномерно с обеих сторон, иначе точность бросков была бы крайне низкой.
Особую сложность в изготовлении звездочек представляла закалка лезвий. Всем лучикам нужно было придать одинаковую степень твердости, так как в противном случае они могли сломаться или погнуться, сделав невозможным применение звездочки. Конечно, для того чтобы нагреть заготовку и бросить в холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии лезвия нередко ломались, и вся работа оказывалась насмарку. Поэтому требовалось найти какой-то более нежный способ закалки. Кроме того, было необходимо закалить только самые кончики лучиков звездочки, чтобы она не утратила своей прочности и не разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.
Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил ввиду малого размера изделия: попробуйте закалить один луч, а потом нагреть другой так, чтобы первый остался холодным. Поэтому ниндзя делали в центре «звездочки» маленькое круглое отверстие, в которое пропускался тонкий длинный стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем раскаленную звездочку, ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему обеспечивалась закалка только нужных частей лезвия.
Отверстие в центре звездочки обычно не заделывали, так как через него можно было пропустить шнур, чтобы нанизать на него еще несколько сякэнов и сделать удобную в переноске связку. Однако так как сякэн с дыркой в полете издает легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки отверстие заделывали свинцом.
Всем известно, что разведчики ниндзя стремились к полной невидимости в темноте и использовали темные коричневые костюмы, выкрашивали оружие и ножны в черный цвет. Точно так же и свои сюрикены «невидимка» окрашивал в черный цвет, чтобы при метании ночью предательский отсвет не выдал его врагу. Для этого перед закалкой раскаленный сюрикэн с усилием протирали куском шелка. Шелк горел, и его пепел намертво прилипал к поверхности железа, в результате чего сюрикэн становился совершенно черным. Такое черное покрытие не только обеспечивало невидимость оружия, но и защищало его от ржавчины.
magspace.ru
Способы метания сюрикена
Традиционным оружием ниндзя являются метательные «звездочки» и стрелки-сюрикены. Термин «сюрикен» является обобщающим для этих двух видов метательного оружия. Если говорить конкретно о метательной пластине — звездочке, то более правильное ее название «сякэн», однако, сильное влияние западной терминологии практически закрепило за ней термин «сюрикен», поэтому мы будем употреблять оба эти термины как равнозначные.
Это оружие прочно вошло в арсенал ниндзя, тем более, что для изготовления сюрикена не требовалось стационарных мастерских и не нужно было тратить очень много времени. Вместе с тем, оно было просто и дешево, легко пряталось и могло быть мгновенно применено. Диаметр сякэнов составляет от 5 до 10 см, толщина 3-5 мм, а вес — до 300 г. Способ метания зависит от обстановки и цели, с которой производится метание, поэтому не может быть конкретных правил в работе с сюрикенами.
Тем не менее, общие моменты существуют и позволяют приобрести начальные навыки метания звездочек. Надо заметить, что классическим, если можно так выразиться, метанием сюрикена является метание в положении с колена. При этом сам бросок осуществляется от пояса движением руки, напоминающим раздачу игральных карт (поэтому сюрикены иногда называют «картами смерти»). Сходство тем более усиливается, что такое метание обычно производится серией из нескольких сюрикенов подряд.
Для производства такого метания надо в одну руку взять сюрикены, подготовленные для метания, опуститься на колено и второй рукой, один за другим, произвести серию бросков движением руки, описанным выше. Броски осуществляются на выдохе. Метание может производится с одновременным разворотом торса в сторону цели (либо без такового с- резким движением кисти руки). Движение торса как бы обрывают в момент вылета оружия из пальцев, чтобы передать ему весь импульс движения. В конечной точке траектории, описываемой рукой с сюрикеном, пальцы должны раскрываться движением, напоминающим щелчок. Разворот торса, движение рук, завершающее движение кисти — все это делается в гармоничной последовательности и нерасчлененности всех элементов броска.
При этом важную Роль играют пальцы руки, удерживающей подготовленные к метанию сюрикены, — они осуществляют своевременную под- ачу (выдвижение) очередного сюрикена из ладони в положение, удобное для захвата оружия пальцами метающей руки. Наиболее важным в этом приеме метания является не сила броска, а координация движений, которая и позволяет покрыть «очередью» сюрикенов значительный сектор поражения.
Существуют и другие варианты бросков с колена: бросок от головы, бросок с упором на руку, бросок из-за головы. Однако, далеко не всегда есть возможность производить метание с колена, поэтому ниндзя, все-таки чаще, во время боевых операций, производят метание из положения стоя.
Рассмотрим наиболее распространенные в ниндзютсу броски из этого положения.
- Бросок из-за спины. При этом броске локоть приподнят, кисть с сюрикеном направлена вниз, рука позади корпуса. Сюрикен метается с одновременным поворотом корпуса резким движением руки.
- Метание из-за головы. Кисть с сюрикеном поднята над головой. Движением руки сверху-вниз-вперед производится сильный бросок, являющийся довольно точным, т.к. при таком броске сюрикен направляется в цель по прямой.
- Боковой бросок. Кисть с сюрикеном расположена у противоположной стороны тела. Сюрикен метается выбросом руки вперед с одновременным переносом веса тела по направлению к цели.
- Бросок с разворотом корпуса. Взяв в одну руку несколько сюрикенов, совершить поворот на 360 градусов с одновременным метанием сюрикена другой рукой. Повторить это метание несколько раз подряд. Подобное метание с вращением тела даже при неудачном броске оказывает на противника сильное психологическое воздействие из-за ее неожиданности.
- Бросок с зеркальным захватом. Сюрикен берется обычным способом. Переворотом кисти формируется зеркальный (обратный) захват. Резким махом руки вперед сюрикен метается в цель.
Материал взят из книги В.Н.Попенко «Метательное холодное оружие»
Читайте по теме:
Начинаем атаку с шоковых ударов
Дбиваем противника двумя простыми приемами
Если угрожают ножом
Ментальный удар
болевые точки
Уходим с линии атаки и наносим ответные удары
Как правильно метать нож
sekach.ru
MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония
В Японии ручное метательное оружие — копья, дротики, топорики и т.д. — большого развития не получило. Исключение составляют, пожалуй, лишь знаменитые метательные лезвия, которые по-японски называются сюрикэн.
В популярном сознании сюрикэны неразрывно связаны с образом «воина ночи». Поэтому их нередко называют звездами ниндзя. Однако в действительности, метательным оружием такого рода широко пользовались все японские воины, но именно для ниндзя оно стало как бы «визитной карточкой». Звезды и стрелки можно легко спрятать в одежде и использовать для тайного убийства исподтишка, что предопределило их популярность в среде «невидимок». Зажав сюрикэны подходящей формы в обеих руках, ими можно колоть, рвать, вспарывать как кастетами в рукопашном бою. Кроме того, сюрикэны использовались как кресала для высекания огня, как вспомогательные средства при лазании по деревьям и т.д.
Искусство метания сюрикэнов восходит к технике метания различных ножей — от танто до короткого меча вакидзаси, а также специальных метательных стрел утинэ. Считается, что предшественниками сюрикэнов были различные предметы снаряжения и вооружения, которые при условии некоторой сноровки можно было использовать для метания, вроде короткого дротика (кояри, тэяри), заостренной пилки (ядзири), ручного острия для пришпоривания коня (ума-бари) и т.д.
Виды сюрикэнов
Видов сюрикэнов существует огромное множество, но в целом все метательные снаряды такого рода можно разделить на две группы: метательные «стрелки», или бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), и метательные пластинки, или сякэн (курума-кэн — «меч-колесо»).
Бодзё-сюрикэн, в свою очередь, разделются на палочкообразные (хасидзё; «хаси» — палочки для еды), клинообразные (кусабигата), веретенообразные (босуйгата), пластинчатые (хэйттгата), иглообразные (харигата), гвоздеобразные (кугигата), ножеобразные (тантогата) и др. Всего специалисты насчитывают до 50 видов бодзё-сюрикэн.
Техника метания таких сюрикэнов изучалась во многих школах бу-дзюцу: Катори Синто-рю, Hэгиси-рю и др. Однако ниндзя из Ига и Кога предпочитали им знаменитые «звездочки», или сякэн. Видов сякэн известно также немало: крестообразные (дзюдзи), шестиконечные (роппо), звездообразные (хосигата), восьмиконечные (хаппо), свастикообразные (мандзи), трехлучевые (санко), в виде железного кольца (тэккан), «текущей» свастики (нагарэ-мандзи), отверстия от гвоздя (кугинуки), «ежика» (тэцумари) и т.д. Их тоже насчитывают свыше 50. Особо следует остановиться, пожалуй, на таких видах сякэн, как тэцумари-сюрикэн и мандзи(нагарэ-мандзи)-сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн делали из двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы. А мандзи-сюрикэн и нагарэ-мандзи обрабатывали ядами и предназначали для нанесения царапающих ран.
Приемы метания сюрикэнов
В дошедших до наших дней рю, в программу обучения которых включено сюрикэн-дзюцу — Катори Синто-рю, Hэгиси-рю и др., используются самые различные способы метания сюрикэнов. Броски выполняют из разных позиций, по разным траекториям.
В технике метания бодзё-сюрикэн различают бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок без оборота (тTку-дахо). При броске вращение вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный бодзё-сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории. Проще всего вонзить в цель сюрикэн, заточенный с обоих концов.
Сякэны же метали, как правило, сериями, очень быстро, один за другим. Бросают их обязательно «с подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти. Благодаря вращению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью опирается на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает дальность и точность броска.
Однако Hава Юмио отмечает, что в старинных наставлениях по ниндзюцу мы нигде не найдем описаний способов метания сюрикэнов. Вероятно, этот факт можно истолковать двояко. С одной стороны, сюрикэн могли считаться секретным оружием, и в таком случае ученик получал наставления об их использовании только из уст своего наставника. Однако, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди японских воинов, это представляется маловероятным. Скорее, способы метания лезвия попросту не были кодифицированы, и каждый боец вырабатывал собственные способы бросков.
Hиндзя должен был научиться метать сюрикэны из любого положения — стоя, сидя на коленях, лежа, на бегу, под любым углом, правой и левой руками, по разным траекторим, с выхватыванием из разных мест — из-за отворота куртки, из-за пояса, из нарукавников или обмоток и т.д. Hапример, в Катори Синто-рю в разделе сюрикэн-дзюцу изучают 7 базовых способов метания (омотэ-но сюрикэн), 8 способов средней сложности («гогё-но сюрикэн» — «сюрикэны 5 первоэлементов») и 9 секретных способов (гокуи-но сюрикэн).
Сюрикэны совсем не обязательно метали по одному. Известны способы метания одновременно двух и трех сякэн. Благодаря одному такому броску ниндзя мог разом оставить своего преследователя без обоих глаз, ранить обе ноги.
Hа какой же дистанции сюрикэн действительно опасен? Hава Юмио указывает, что дальность эффективного огня из японского фитильного ружья — около 55 метров, из лука — около 30 метров. Бодзё-сюрикэн можно прицельно метать на дистанции в 7-8 метров, а сякэн — 12-16 метров. О скорости метания сюрикэнов рассказывает следующая пословица, имевшая хождение среди последователей бу-дзюцу: «икки гокэн» — «один вдох-выдох, пять ножей», а согласно Hаве Юмио, пять сякэнов бросают за 10-20 секунд.
При этом дистанци боя с противником, вооруженым копьем, алебардой или кусари-гамой, составляет около 5 с половиной метров. Дистанцию в 12-15 метров противник пробегал за каких-нибудь 2-3 секунды. Будучи вооруженным копьем, он выходил на удобную для себя дистанцию и того быстрее. Следовательно, у бойца вооруженного сякэном или бодзё-сюрикэном при лобовом столкновении времени хватало лишь на один, максимум два броска в стремительно набегающую цель. В такой ситуации вряд ли можно вести эффективный прицельный огонь. Скорее, бросок сюрикэна преследовал цель напугать противника, задержать, отвлечь его внимание. Затем надо было переходить к бою на стандартном оружии, каковым чаще всего являлся меч. Поэтому во всех школах, включавших раздел сюрикэн-дзюцу, изучались способы метания с последующими ударами мгновенно выхваченным мечом.
Мишенями при метании сюрикэнов были глаза, точка между глаз, виски, дыхательное горло, область сердца, различные узвимые места на руках и ногах (как правило те, где артерия проходит неглубоко) и другие. Так как главные мишени находятся на лице, метание сюрикэнов отрабатывали на круглой мишени диаметром около 24 см. Считается, что именно таково среднее расстояние от точки между глаз до яремной ямки. Впрочем, сами ниндзя называли сюрикэн-дзюцу «искусством, не превышающим третьей части» (самбука-но дзюцу), имея в виду, что попадание в мишень хотя бы одного сюрикэна из трех уже является успехом. Поэтому умение в мгновение ока осыпать область мишени градом сюрикэнов ставилось выше умения попадать сто раз из ста. Кроме того, ставка делалась и на яд, покрывавший лезвие.
Сюрикэны использовали не только для нанесения урона живой силе врага. Ниндзя прорезали ими стены, загородки и ширмы, поддевали гвозди, просверливали дырочки для наблюдения, взламывали замки, использовали как подножки при лазании по деревьям и стенам и т.д. и т.п.
В рамках каждой из крупных традиций нин-дзюцу — Ига-рю, Кога-рю и Hэгоро-рю — сложились одноименные школы сюрикэн-дзюцу, но мы не располагаем о них практически никакой конкретной информацией.
Способы ношения сюрикэнов
Считается, что ниндзя носили сякэны в кожанном мешочке на правом боку, а также рассовывали по разным потайным кармашкам: за отворотом, за спинной дощечкой брюк-хакама, в поясе. Бодзё-сюрикэны скрывали в нарукавниках, ножных обмотках, в оплетке ножен и т.д. Ниндзя мог иметь с собой до двух дестяков сякэнов и с десяток бодзё-сюрикэнов.
Изготовление сякэнов
Звездочки-сякэны изготавливали самых разных размеров. Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дистанции метания и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм. Соответственно вес звездочки варьировался в диапазоне от 5 до 30 моммэ.
Легкие по весу сюрикэны можно метать с большой скоростью, но точность при этом остается низкой, а раны получаются неглубокими. Зато их можно носить в большом количестве. «Скорострельность» при метании тяжелых «звездочек», напротив, ниже. Hо они лучше идут в цель, ими можно причинить очень тяжелые раны.
Толщина «звездочек» также сильно варьировалась. Они могли быть тонюсенькими, как лезвие бритвы, или очень толстыми — до 1 бу (3,03мм). Обычно сякэны имели утолщение в центре, а их лучи плавно истончались к кончикам. Это обеспечивало «звездочке» лучшую устойчивость в полете и соответственно точность попадания.
Обычно сюрикэны выковывали из высококачественной стали и во время доводки истончали в нужных местах напильником. Процесс изготовления многолучевых сякэнов был довольно сложным и трудоемким. Как правило, их вырубали зубилом из толстой пластины, а затем доводили до кондиции напильником.
Hава Юмио подробно описывает процесс изготовления дзюдзи-сюрикэна (крестообразного сюрикэна) весом в 20 моммэ. Для этого брали стальную болванку весом около 23 моммэ. Ее сильно накаляли и расплющивали в круглую лепешку. Затем, стараясь не истончить болванку в центральной части, постепенно ударами молота делали 4 усика, придавая болванке общую форму дзюдзи-сюрикэна с толстой центральной частью и плавно истончающимися к кончикам лезвия. Затем удаляли с заготовки напильником лишний металл, доводя вес звездочки до необходимых 20 моммэ, шлифуя форму, чтобы «звездочка» была без неровностей и зазубрин, и заостряя кончики лезвий.
Если же изготавливался восьмилучевой сюрикэн, то сначала делали крестообразный сюрикэн, а затем зубилом делили лезвия хорошо нагретой болванки пополам и разводили немного в стороны. Затачивать лезвия нужно было равномерно с обеих стороны, иначе точность бросков была бы крайне низкой.
Особую сложность в изготовлении «звездочек» представляла закалка лезвий. Всем «лучикам» нужно было придать одинаковую степень твердости, так как в противном случае они могли сломаться или погнуться, сделав невозможным применение «звездочки». Конечно, для того, чтобы нагреть заготовку и бросить в холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии лезвия нередко ломались, и вся работа шла насмарку. Поэтому требовалось найти какой-то более нежный способ закалки. Кроме того, необходимо закалять только самые кончики «лучиков» «звездочки», чтобы она не утратила своей прочности и не разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.
Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил ввиду малого размера изделия: попробуйте закалить один луч, а потом нагреть другой так, чтобы первый остался холодным. Поэтому ниндзя делали в центре «звездочки» маленькое круглое отверстие, в которое пропускался тонкий длинный стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем раскаленную «звездочку», ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему обеспечивалась закалка только нужных частей лезвия.
Отверстие в центре «звездочки» обычно не заделывали, так как через него можно пропустить шнур, чтобы нанизать на него еще несколько сякэнов и сделать удобную в переноске связку. Однако из-за того, что сякэн с дыркой издает в полете легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки отверстие заделывали свинцом.
Окраска сюрикэнов
Всем известно, что ниндзя стремились к полной невидимости в темноте. Поэтому они использовали темные маскировочные костюмы, выкрашивали оружие и ножны в черный цвет. Точно так же свои сюрикэны «невидимки» окрашивали в черный цвет, чтобы при метании ночью предательский отсвет лунного света не выдал его врагу.
Для этого перед закалкой раскаленный сюрикэн с усилием протирали куском шелка. Шелк горел, и его пепел намертво прилипал к поверхности железа, в результате чего сюрикэн становился совершенно черным. Такое черное покрытие не только обеспечивало невидимость оружия, но и защищало его от ржавчины.
+ Статья о сюрикэнах (Википедия)
> Посмотреть фотографии японского оружия!
Похожие записи на сайте miuki.info:
miuki.info