Танк ИС-3

Этот танк явился последней советской тяжелой машиной, принятой на вооружение и запущенной в серийное производство во время Второй мировой войны. При сохранении вооружения танка ИС-2, в ИС-3 по-новому решена конструкция брони носовой части, введен люк-лаз над местом механика-водителя, упразднены смотровые прорези в верхнем лобовом листе.

Оригинальная конструкция сварного корпуса и литой башни значительно повысили броневую защиту по сравнению с ИС-2, от которого в модификацию ИС-3 были заимствованы многие узлы и агрегаты. Устанавливались 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, радиостанция 10-РК-26, танковый прицел ТШ-17 и средства постановки дымозавес МДШ. В период с 1945 по 1946 год было выпущено более 2300 боевых машин этого типа.

Тактико-технические характеристики
Боевая масса

46,0 — 46,5 т

Размеры:  
длина

6900 мм

ширина

3150 мм

высота

2450 мм

Экипаж

4 человека

Вооружение

1×122- мм пушка Д-25Т 1 х 12, 7 -мм пулемет ДШК 1 х 1,62- мм пулемет ДТМ

Боекомплект

28 снарядов 250 патронов калибра 12,1 мм 156 патронов калибра 1,62 мм

Бронирование:
 
лоб корпуса

120 мм

лоб башни

250 мм

Тип двигателя

В-11-ИСЗ

Максимальная мощность 520 л.с.
Максимальная скорость 40 км/час
Запас хода

340 км

Из истории создания

Тяжёлый танк ИС-3 был создан в рамках программы модернизации ИС-2, принятой в апреле 1944 г. Проектирование новой машины велось конструкторами ЧКЗ под общим руководством Н.Л. Духова, руководителем проекта назначен М.Ф. Балжи.

Основные требования предъявлялись к повышению защищённости. Требовалось заменить литую конструкцию носовой части сварной, «обеспечив непробиваемость его в рабочем положении танка бронебойными и подкалиберными снарядами из пушек танков «Тигр» и «Пантера» со всех дистанций». Нуждалась в доработке и башня, как наиболее уязвимое место ИС-2.

С 18 по 24 декабря 1944 г. на НИБТ полигоне состоялись государственные испытания ИС-3 («Кировец-1»). Испытания проводились пробегом и обстрелом из САУ «Шершень» и ИСУ-122 бронебойным снарядом с дистанции 600-800 м. На ходу танк вел себя удовлетворительно, при обстреле показал, что верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м (снаряд оставил вмятину глубиной 28-мм), а 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 м (снаряд оставил вмятину глубиной 35-мм). Но лоб башни был пробит 88-мм бронебойным снарядом с дистанции 300 м, а борт и корма с 1000 м.

В итогах отчета по испытаниям было сказано:
«Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытании на гарантийные 1000 км — не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км. По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2. Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете».

При разработке проекта ИС-3 были учтены выводы комиссии, исследовавшей во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Было обращено внимание на массовый характер поражения боевых машин в лобовую часть корпуса и башню. К оптимальной форме корпуса и башни пришли не сразу. Проект модернизации ИС-2 разрабатывался также и заводом №100. Именно его конструкторы предложили ставший впоследствии знаменитым двускатный «щучий» нос.

На машине, разработанной КБ ЧТЗ, нос машины был спрямленным, как у Т-34, но танк получил новую башню, представлявшую собой единую отливку в виде шарового сегмента, толщина которой в лобовой части достигала 230-мм. По ряду причин разработка затянулась. После длительного рассмотрения обоих проектов было принято решение объединить оба проекта и поручить Кировскому заводу на их основе разработать тяжёлый танк с использованием преимуществ обеих конструкций. Все эти предложения дали возможность создать машину в весе ИС-2 и в то же время повысить его бронестойкость в два с лишним раза.

Учитывая опыт войсковой эксплуатации танков ИС, конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии на ИС-3 оставили без изменений. Корпус сваривался из катаных броневых листов и не имел литых броневых деталей. Конструкция двухскатного наклонного носа позволила решить вопрос с размещением люка механика-водителя (на предыдущих моделях танков ИС люк отсутствовал), существенно улучшить обзорность с места водителя в положении «по-походному» и обеспечить высокую бронестойкость лобовой части корпуса. На испытаниях 88-мм бронебойный снаряд не пробил лобовую часть корпуса даже с дистанции 100 м. Для уменьшения пожароопасности топливные баки перенесли из боевого отделения в моторное.

Вооружение танка осталось прежним: 122-мм пушка Д-25 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, на крыше башни установлен 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. Курсовой и кормовой пулемёты отсутствовали.

Интересно на ИС-3 был устроен механизм поворота башни. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола орудия башня останавливалась.

Первые ИС-3 завод смог отправить на испытания лишь в феврале 1945 г. По их результатам танк был рекомендован к постановке в серийное производство после устранения выявленных недостатков.

30 декабря Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин дал «добро» на создание нового тяжелого танка в весовой категории с вооружением ИС-122 и с повышенной в два раза броневой защитой так, что корпус нового танка не пробивался бы самой мощной на тот момент 88-мм противотанковой пушкой обр. 1943 г. на курсовых углах до 60°.

20 февраля 1945 г. эталонный образец ИС-3 («Объект 703») № 2 отправился для государственных испытаний, которые состоялись на НИБТполигоне, с 23 марта по 12 апреля 1945 г. Танк ИС-3 N9 3 поступил на полигон 26 марта, а 21 мая начальник техуправления ГБТУ Красной Армии Благонравов подписал комплект техдокументации на танк ИС-3, инициировав таким образом серийное производство указанного танка, настоящая жизнь которого началась уже после Победы.

К 1 мая 1945 г. ЧКЗ изготовил только 25 шт. ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку.

Танк ИС-3 опоздал на войну. К моменту подписания Акта о капитуляции Германии все танки еще находились на заводе, и в боевых действиях участия не принимали. Не участвовали они и в боях на Дальнем Востоке в августе — сентябре 1945 г. Лишь 7 сентября 1945 г. танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной армии в Берлине.



pro-tank.ru

Характеристики ИС-3 — тяжёлый танк

Общие данные
Боевая масса, т46
Экипаж, чел4


Габариты, мм:
длина с пушкой вперед9850
длина с пушкой назад8450
длина по корпусу6900
ширина3200
высота2450
ширина колеи2500
длина опорной поверхности4300
клиренс465


Максимальная скорость, км/ч40
Средняя скорость, км/ч:
по асфальтовому шоссе30
по грунтовой дороге20
по целине16
Запас хода, км:
по асфальтовому шоссе185
по грунтовой дороге115
по целине95


Преодолеваемые препятствия:
подъем, град32
крен, град30
ширина рва, м2,5
глубина брода, м1,4
вертикальная стенка1
Удельное давление, кг/см20,82


Бронирование, мм:
лоб120
борт90
корма60
крыша, днище20
башня75-230


Вооружение
ПушкаД-25
Калибр, мм122
Вес, кг:
ствола1870
качающейся части2365
Длина ствола, мм (калибров)5840 (48)
Длина нарезной части, мм4359,2
Число нарезов44
Угол горизонтальной наводки, град360
Угол вертикальной наводки, град-3…+20
Боекомплект, выстрелов28
Масса выстрела, кг40,6
Масса снаряда, кг:
бронебойного25
осколочного25
Начальная скорость снаряда, м/с781
Наибольшая дальность стрельбы, м:
при помощи прицела5000
при помощи бокового уровня15000
Скорострельность, выстр/мин2-3
ПрицелТШ-17


Пулеметы:
ДТ
Калибр, мм7,62
Количество, шт1
Боекомплект, патронов (дисков)756 (12)
ДШК
Калибр, мм12,7
Количество, шт1
Боекомплект, патронов (лент)250 (5)
Угол горизонтальной наводки (без поворота башни), град360
Угол вертикальной наводки, град85
ПрицелК8-Т


Дополнительное вооружение:
ППС-43
Калибр, мм7,62
Количество, шт2
Боекомплект, патронов1000
Сигнальный пистолет
Боекомплект, патронов20
Ф-1 или РГ-42
Боекомплект, шт25


Силовая установка
ДвигательВ-11
Типчетырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный, V-образный дизель
Число цилиндров12
Угол развала цилиндров, град60
Диаметр цилиндра, мм150
Ход поршня, мм:
левая группа180
правая группа186,7
Рабочий объем, л38,88
Степень сжатия14-15
Вес двигателя, кг900
Мощность (при 2000 об/мин), л.с.520
Удельный расход на эксплуатационном режиме, г/л.с.·ч:
топлива170-185
масла15
Удельная мощность, л.с.11,3


Топливная система
Используемое топливодизельное топливо ДТ (летнее и зимнее)
Топливные баки:
Количество, шт:
основных4
дополнительных4
Емкость баков, л:
основных425
дополнительных360


Система питания воздухом
Воздухоочистители:
маркаВТ-5
тип«мультициклон»
количество, шт2


Система смазки, типциркуляционная, под давлением
Используемое масло:
летомавиамасло МК
зимойавиамасло МЗ
Заправочная емкость системы, л100
Емкость масляного бака, л:
общая80
заправочная60
Масляные радиаторы:
типтрубчатые, двухходовые
количество, шт2


Система охлажденияжидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией
Заправочная емкость системы, л80
Водяной насос, типцентробежный
Радиаторы:
типтрубчатые, четырехходовые
количество, шт2
емкость, л50
поверхность охлаждения, м285


Система подогреватермосифонная


Система запускаэлектростартер или воздухопуск


Трансмиссия
Типмеханическая


Главный фрикцион:
типмногодисковый, сухой
материал трущихся поверхностейсталь по ферродо
Количество дисков:
ведущних3
ведомых4


Коробка перемены передач:
типчетырехходовая с постоянным зацеплением шестерен и демультипликатором
число пердач, вперед/назад8/2
Вес КПП, кг750


Механизм поворота, типпланетарный, двуступенчатый, с блокировочным фрикционом
Количество, шт2
Блокировочный фрикцион механизма поворота, типмногодисковый, сухой
материал трущихся поверхностейсталь по стали
Тормох механизма поворота, типплавающий, ленточный
Остановочные тормозы, типплавающий, ленточный


Бортовые передачи, типдвухрядные
Количество, шт2
Вес бортовой передачи, кг526


Ходовая часть
Расположение ведущих колесзаднее
Расположение направляющих колеспереднее


Зацеплениецевочное
Гусеничная цепь, типметаллическая, мелкозвенчатая
Число траков86
Ширина трака, мм650
Вес гусеничной цепи, кг2050


Ведущие колеса, типлитые, в двумя съемными зубчатыми венцами
Вес ведущего колеса, кг356


Направляющие колеса, типсдвоенные с металлическим ободом
Вес направляющего колеса, кг290


Опорные катки, типсдвоенные с металлическим ободом
Количество, шт12
Вес катка, кг290


Поддерживающие катки, типсдвоенные с металлическим ободом
Количество, шт6
Вес катка, кг93


Подвеска, типиндивидуальная, торсионная
Количество торсионных валов12


Электрооборудование
Система проводкиоднопроводная
Напряжение в сети, В12, 24


Аккумуляторные батареи:
марка6-СТЭ-128
типстартерные, кислотные
количество, шт4
емкость одной батареи, А·ч128


Электрогенератор:
маркаГ-73
типшунтовой
мощность, Вт1500
напряжение, В28
максимальная сила тока, А53


Средства связи
Радиостанция10-РК-26
Типприемо-передающая, симплексная, телефонно-телеграфная
Дальность действия, км:
на ходудо 25
на стоянкедо 40


Внутреннее переговорное усторойствоТПУ-4-бис-Ф


Сигнальные фонари, комплектов1

army.lv

ИС-3 Википедия

ИС-3

Хабаровск, ИС-3М на параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Классификация Тяжёлый танк прорыва
Боевая масса, т 49[1]
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Разработчик КБ ЧТЗ
Производитель
Годы производства 1945—1946
Годы эксплуатации 1945—1969
Количество выпущенных, шт. 2305
Основные операторы
Длина корпуса, мм 6900
Длина с пушкой вперёд, мм 9850
Ширина, мм 3150
Высота, мм 2450
Клиренс, мм 450
Тип брони Стальная литая и катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 110 / 72°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 110 / 55°+43° (Двойной наклон)[2]
Лоб корпуса (низ), мм/град. 110 / 63°
Борт корпуса (верх), мм/град. 90 / 60° +
30 / 30°
Борт корпуса (низ), мм/град. 90 / 0..60°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60 / 48°
Корма корпуса (низ), мм/град. 60 / 41°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Лоб башни, мм/град. 250
Маска орудия, мм/град. 250
Борт башни, мм/град. 110…220 / 0…60°
Корма башни, мм/град. 110…220 / 0…60°
Крыша башни, мм 20 / 82…90°
Калибр и марка пушки 122-мм Д-25Т обр. 1943 г.
Тип пушки нарезная танковая пушка
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 28
Углы ВН, град. —3…+20°
Углы ГН, град. 360°
Дальность стрельбы, км около 15
Прицелы телескопический шарнирный ТШ-17, панорама Герца, боковой уровень
Пулемёты 1 × 12,7-мм ДШК,
1 × 7,62-мм ДТМ[1]
Тип двигателя
В-11-ИС3
Марка В-11-ИС3
Тип дизельный
Объём 38 880 см3
Максимальная мощность 520 л. с.
Конфигурация V12
Цилиндров 12
Расход топлива при городском цикле 165-180 л.
Диаметр цилиндра 150 мм
Ход поршня левая группа—180, правая группа—186,7 мм
Степень сжатия 14—15
Охлаждение жидкостное
Тактность (число тактов) 4
Рекомендованное топливо дизельное топливо ДТ (летнее и зимнее)
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 40
Скорость по пересечённой местности, км/ч 16 по целине
Запас хода по шоссе, км 315
Запас хода по пересечённой местности, км 150 по целине
Удельная мощность, л. с./т 11,2
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,85…0,87
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,4
 Медиафайлы на Викискладе

ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять участие в боях. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков.

Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серий советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 годов. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».

История создания и производства

Создание проекта нового тяжёлого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2—3 выстр/мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК. Запас хода — 340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской армии.

При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведён до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трёхскатная, конусообразная, вытянутая вперёд носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — её заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая, конструкция башни впоследствии использовалась и в ИС-7, и в Т-10, и также обеспечивала значительно лучшую снарядостойкость по сравнению с предыдущими вариантами башен, устанавливаемых на советских танках.

Производство танков ИС-3 на заводе ЧКЗ
19451946
Январь100
Февраль120
Март130
Апрель2560
Май10090
Июнь25075
Июль25025
Август250
Сентябрь230
Октябрь200
Ноябрь125
Декабрь275
Итого1705600
Составлено по документам ЦАМО

Модификации

  • ИС-3М — модернизированная версия ИС-3.
  • ИС-3К — командирская версия танка ИС-3, оборудованная дополнительной радиостанцией Р-112 и зарядным устройством АБ-1-П/30.
  • ИС-3МК — командирская версия танка ИС-3М с таким же, как на ИС-3К, оборудованием.

Описание конструкции

ИС-3 имел классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, отделения управления — в лобовой, а боевого — в средней. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.

Броневой корпус и башня

ИС-3 имел мощную и сильно дифференцированную броневую защиту (для своего времени на 1945 год), расположенную под оптимальными углами наклона и рассчитанную, в первую очередь, на защиту от огня наиболее мощных современных танковых и противотанковых орудий в лобовой плоскости и от огня большинства танковых и противотанковых орудий — в первую очередь от немецких 88-мм нарезных танковых пушек 8.8 cm KwK 43 и 7,5 cm KwK 42, и при этом обеспечивала фактически полную защищённость от наиболее распространённых буксируемых 75-мм противотанковых пушек 7.5 cm Pak 40[источник не указан 2847 дней].

Броневой корпус танка собирался при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90 и 110 мм. Лобовое бронирование танка выполнялось из бронеплит толщиной 110 мм по схеме, известной как «щучий нос», и состояло из двух сходившихся клином левой и правой верхних плит, расположенных под наклоном 56° к вертикали и с подворотом 43°, нижней плиты, расположенной под углом 63°, и крыши отделения управления, расположенной под наклоном 73°. Каждый из бортов корпуса состоял из двух бронеплит толщиной 90 мм: верхней, расположенной под углом 60° и образовывавшей бортовую нишу, и вертикальной нижней. Помимо этого, верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами, расположенными под углом 30°, вместе с небронированными надгусеничными полками, образовывавшими дополнительные бортовые ниши, доступ к которым осуществлялся снаружи танка. Кормовая часть собиралась из 60-мм бронеплит: нижней, расположенной под углом 41°, и нескольких верхних, имевших наклон 48°. Крыша корпуса выполнялась из нескольких 20-мм бронелистов. Днище корпуса, плоское в районе трансмиссионного отделения и «корытообразное» в остальной части корпуса, было штампованным и также изготавливалось из 20-мм бронелиста.

Башня ИС-3 представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой стали и имела близкую к приплюснутой полусферической форму, каплевидную в плане. Толщина стенок башни в бортах и корме колебалась от 220 мм в нижней части до 110 мм в верхней, в лобовой же части она доходила до 255 мм. В целом углы наклона, составлявшие от −8° до 35°, были подобраны таким образом, чтобы в любой точке стенок башни их горизонтальная толщина составляла не менее 160 мм. В лобовой части башни имелись амбразуры для орудия и спаренного пулемёта, прикрывавшиеся закреплённой на стволе пушки литой бронемаской, толщина которой достигала 250 мм.

Вооружение

Основным вооружением ИС-3 являлась 122-мм нарезная танковая пушка Д-25Т образца 1943 года, имевшая длину ствола 48 калибров / 5852 мм и начальную скорость бронебойного снаряда 800 м/с. Пушка Д-25Т имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа, электромагнитный и механический спуски. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, располагавшихся над стволом орудия слева и справа, соответственно. Орудие устанавливалось в лобовой части башни на цапфах в спаренной с пулемётом установке, позволявшей её наведение в вертикальной плоскости при помощи механизма секторного типа в пределах от −3 до +20°[3].

Наведение спаренной установки на цель осуществлялось при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ-17, имевшего увеличение 4× и поле зрения 15°. Помимо этого, для стрельбы с закрытых позиций пушка была оборудована боковым уровнем и указателем азимута.

Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными и осколочно-фугасными пушечными стальными длинными гранатами[источник не указан 3066 дней]. Из снарядов 25 размещались в лотковых укладках по бортам башни, ещё 3 находились на подставках в боевом отделении. Из гильз по 6 размещались в укладках по обеим сторонам от водителя, по 4 размещались на верхних листах подкрылков корпуса, 5 находились в укладке на полу боевого отделения, остальные размещались в хомутковых укладках: две — на перегородке моторного отделения и ещё одна — на правом борту корпуса. Поскольку осколочно-фугасные снаряды отличались бо́льшими размерами, в 11 из мест боеукладки могли размещаться только бронебойные снаряды[4].

Боеприпасы пушки Д-25Т[5][6]
Марка выстрелаТип снарядаМарка снарядаМасса выстрела, совместно 25 кг снаряд + 15 кг гильза[источник не указан 2855 дней]Масса снаряда, кгМасса ВВ, кгМарка взрывателяДульная скорость, м/сДальность прямого выстрела по цели высотой 2 мГод принятия на вооружение
Бронебойные снаряды
53-ВБР-471Ббронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником, трассирующийБР-471Б40[источник не указан 2855 дней]25,00,156[источник не указан 2855 дней]МД-8 или ДБР7811000[7]
53-ВБР-471бронебойный остроголовый, трассирующийБР-47140[источник не указан 2855 дней]25,00,156МД-87811000
53-ВБР-471Дбронебойный остроголовый с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующийБР-471Д40781900послевоенный период
Осколочно-фугасные снаряды
53-ВОФ-471пушечный стальной осколочно-фугасный цельнокорпусныйОФ-47140[источник не указан 2855 дней]25,03,6РГМ или РГМ-6781
53-ВОФ-471Нпушечный стальной осколочно-фугасный с привинтной головкойОФ-471Н40[источник не указан 2855 дней]25,03,8РГМ или РГМ-6781
Осветительные снаряды
ВС29осветительный3С4Т-90
ВС-30осветительныйС-463ЖТ-7
Практические снаряды
ВПБР-471практический сплошной, трассирующийПБР-471
Таблица бронепробиваемости для Д-25Т[8]
Снаряд \ Расстояние, м1003005001000150020003000
БР-471Б
(угол встречи 90°)165160155145135125105
(угол встречи 60°)13513112512011010085
БР-471
(угол встречи 90°)16415715013011510075
(угол встречи 60°)134128120105958060
БР-471Д
(угол встречи 90°)185170155145125
(угол встречи 60°)15014012511595
Следует помнить, что в разное время и в разных странах используются различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий бывает затруднено.

В спаренной с пушкой установке размещался 7,62-мм пулемёт ДТМ. Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов: 1200 — с лёгкой пулей, 200 — с бронебойно-зажигательной и 600 — с трассирующей. Из них 756 патронов в 12 дисковых магазинах по 63 патрона, остальные 1244 хранились в штатной укупорке не снаряжёнными в магазины.

На крыше башни, на кольцевой турельной установке, размещался 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК или ДШКМ, имевший круговой обстрел при углах вертикальной наводки от −4 до +84°. Пулемёт снабжался коллиматорным прицелом К-8Т, рассчитанным на огонь по воздушным целям, двигавшимся со скоростью до 400 км/ч на высоте до 400 м. Также пулемёт мог использоваться и для стрельбы по наземным целям, однако его использование было сопряжено со значительным риском для стрелка, который должен был для этого по пояс подняться из люка из-под защиты брони. В походном положении пулемёт демонтировался с турели и закреплялся на правом борту башни. Боекомплект пулемёта составлял 300 патронов в 6 лентах по 50 штук. Из этого числа 225 патронов были снаряжены бронебойно-зажигательными пулями Б-32, а 75 — бронебойно-зажигательными трассирующими БЗТ. Так же в боевом отделении для экипажа размещались 25 оборонительных гранат Ф-1 или наступательных РГ-42 и два 7,62-мм пистолета-пулемёта ППС-43 и 1000 патронов к ним.[1]

Средства наблюдения и связи

Механик-водитель в небоевых условиях осуществлял наблюдение за местностью из своего люка, в бою же он пользовался перископическим смотровым прибором МК-4 — копией британского Mk.IV, дававшим круговой обзор. Прибор был выполнен легкосъёмным и перед открытием крышки люка механика-водителя его необходимо было снять. На танках, модернизированных до стандарта ИС-3М, имелся также пассивный прибор ночного видения ТВН-1, который мог устанавливаться на место МК-4 или на отдельной стойке при вождении с открытым люком. Конструкция смотрового прибора механика-водителя была также изменена, устраняя ненужный с места водителя круговой обзор[9]. Командир танка, наводчик и заряжающий также имели по одному прибору МК-4, которые размещались на крыше башни. При модернизации до стандарта ИС-3М, командирский МК-4 заменялся на более приспособленный для этой цели бинокулярный прибор ТПК-1, обеспечивавший 1× или 5× увеличение[9].

Для внешней связи на ИС-3 имелась симплексная телефонно-телеграфная радиостанция 10РК-26, размещавшаяся в башне танка слева от пушки и оборудовавшаяся штыревой антенной длиной от 1 до 4 м. 10РК-26 обеспечивала связь в телефонном режиме на дальность до 35—40 км с места и 20—25 км на ходу[10]. Для внутренней связи на танке устанавливалось телефонное танковое переговорное устройство ТПУ-4-бис-Ф на всех членов экипажа, соединённое с радиостанцией.

Двигатель и трансмиссия

На ИС-3 устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-11, развивавший мощность 520 л. с. Система питания двигателя включала четыре топливных бака общей ёмкостью 425 л, расположенных в моторном отделении по бокам от двигателя и во внутренних надгусеничных нишах, а также четыре внешних цилиндрических топливных бака, размещённых на крыше моторного отделения, ёмкостью по 90 л топлива. Система охлаждения двигателя состояла из двух пластинчато-трубчатых радиаторов, расположенных полукругом над главным фрикционом, на валу которого крепились и вентиляторы. Для облегчения пуска в холодное время года двигатель оснащался устройством подогрева.

В состав трансмиссии ИС-3 входили:

  • многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо) с сервоприводом;
  • механическая четырёхходовая четырёхступенчатая коробка передач с понижающей передачей;
  • два бортовых механизма поворота, состоявшие из планетарного ряда, остановочных барабанов, многодискового фрикциона сухого трения (сталь по стали) и ленточного тормоза;
  • две планетарные бортовые передачи.

Ходовая часть

Ходовая часть ИС-3 с каждого борта состояла из ведущего колеса, ленивца, шести сдвоенных литых необрезиненных опорных катков диаметром 550 мм и трёх сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков диаметром 385 мм. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, без амортизаторов.

Гусеница ИС-3 — шириной 650 мм, стальная, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым металлическим шарниром. Гусеница каждого борта состояла из 86 траков, поначалу — из 43 гребневых и 43 плоских, но с 1947 года гусеницы танка стали собираться только из гребневых траков[11].

Машины на базе ИС-3

Использовался

Эксплуатация и боевое применение

Советская армия

Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках[13], танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны[14], но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Рабоче-крестьянской Красной армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.

Существует также мнение[15], что ИС-3 могли использоваться во время боевых действий против Японии в августе 1945 года в рамках боевых испытаний.

ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года[16]. Потери машин были единичные. Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР[17].

В 1980-е годы ИС-3 использовался в запасных танковых дивизиях в Забайкальском военном округе. В частности 80-я запасная танковая дивизия ЗабВО имела на вооружении 270 танков ИС-3М.[18]

Другие страны

ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии[19].

  • Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962—1967 годах[20]. В составе египетской армии ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманёвренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа, больше половины из которых было брошено в исправном состоянии.[21] К Войне Судного дня 1973 года в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет[20].

Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией обороны Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения[20]. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969—1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками[20].

Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской народной армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими[20].

XXI век

Танк, снятый с постамента в Константиновке Донецкой области. Перевезён в Киев на «временное хранение».

В ходе вооружённого конфликта на востоке Украины в 2014 году ИС-3, стоявший в виде памятника в Константиновке, был приведён в рабочее состояние и сведён с постамента. По сообщениям самих членов вооружённых формирований ДНР, 30 июня 2014 года танк впервые был применён в бою под Ульяновкой[22][23][24]. В июле оставленный вооружёнными формированиями танк был захвачен украинской армией после восстановления контроля над Константиновкой. Сейчас находится в Киеве возле Национального военно-исторического музея. В 2014—2015 годах Московский монетный двор отчеканил серию жетонов посвящённых ополченцам Донбасса, один из них — «2 войны ИС3» посвящён бою у села Ульяновка.[источник?]

Оценка машины

Несмотря на множество технических новшеств и явный прогресс особенно в революционной схеме бронирования корпуса и башни по сравнению со своим «танком-предшественником» ИС-2, ИС-3 имел ряд недостатков, многие из которых были унаследованы от всё того же ИС-2. Уже в начале 1946 года была создана комиссия по анализу дефектов этого танка, которая выявила целый ряд проблем — выход из строя двигателя, ненадёжная работа коробки передач, проблемы элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и так далее. Основной причиной столь многочисленных проблем можно считать тот факт, что ИС-3, проектировавшийся в ходе Великой Отечественной войны, оставался по сути «продукцией особого периода». Потребности фронта диктовали жёсткие временные рамки работ, поэтому детальную проработку проекта нового танка провести физически не успели. Многие технические решения, в том числе и не самые удачные, были в готовом виде заимствованы у ИС-2, а новые узлы зачастую не успевали окончательно «довести до ума».

В итоге, с учётом имеющихся недостатков, все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков), однако танки так и не были доведены до необходимого уровня эксплуатационных требований. В середине 1946 года ИС-3 сняли с производства.

Сохранившиеся экземпляры

В разных странах мира сохранилось достаточно большое количество танков ИС-3 в качестве музейных экспонатов или в виде памятников.

Танк ИС-3 увековечен на петличном знаке различия Танковых войск Российской Федерации.

Фотогалерея

  • Эмблема Танковых войск России

  • ИС-3 в Национальном музее истории Украины во Второй мировой войне, Киев

  • ИС-3 в Национальном музее истории Украины во Второй мировой войне, Киев

Примечания

  1. 1 2 3 Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
  2. ↑ Отечественные бронированные машины 1941-1945. Том 2. Стр. 247
  3. Министерство Союза ССР. Руководство по материальной части и эксплуатации танка ИС-3. — Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1955.
  4. А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 106. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
  5. М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2008. — № 9. — С. 55.
  6. ↑ Широкорад, 2000, с. 669.
  7. М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2008. — № 9. — С. 49.
  8. М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2008. — № 9. — С. 56.
  9. 1 2 А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 104. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
  10. А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 71. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
  11. А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 69. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
  12. 1 2 3 4 5 Stockholm International Peace Research Institute — Arms Transfers Database
  13. Тим Бин, Уилл Фаулер. Советские танки Второй мировой войны. Бронированный кулак Сталина. — М.: Эксмо, 2007. — 176 с. — (Иллюстрированная история войн XX века).
  14. Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005. — Т. 2. — С. 245. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-074-3.
  15. Дэвид Портер. Вторая Мировая — Стальной вал с Востока: Советские бронетанковые войска 1939-1945. — М.: Эксмо, 2011. — 192 с.
  16. ↑ Боевое применение тяжёлых танков ИС-3
  17. ↑ Танк со «щучьим носом»
  18. Феськов В. И., Голиков В. И., Калашников К. А., Слугин С. А. Вооружённые Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска. — Т.: Издательство Томского университета, 2013. — С. 268. — 640 p. — ISBN 978-5-89503-530-6.
  19. А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 138. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
  20. 1 2 3 4 5 А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 139. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
  21. ↑ Израильские танки в бою (2012). Михаил Барятинский. стр. 21
  22. ↑ Ополченцы успешно применили в бою снятый с постамента танк ИС-3 (неопр.). Дата обращения 1 июля 2014.
  23. ↑ В Красноармейске танк «Иосиф Сталин-3» разгромил блокпост, есть погибшие (неопр.). Дата обращения 1 июля 2014.
  24. ↑ Танк «Иосиф Сталин-3» разгромил блокпост на Донбассе, есть погибшие (неопр.). Дата обращения 1 июля 2014.

[1]

Литература

  • А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М. — М.: БТВ-Книга, 2007. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
  • И. Желтов, И. Павлов, М. Павлов, А. Сергеев. Танки ИС // Танкомастер (спецвыпуск)
  • Г. Холявский. Энциклопедия танков.
  • М. Б. Барятинский. ИС-3. Последний танк Второй мировой. — М.: Эксмо; Яуза; Коллекция, 2010. — 96 с. — (Война и мы. Танковая коллекция). — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-41768-1.
  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-433-703-0.
  • Г. Смирнов. Рассказы об оружии. — М.: Детлит, 1976.

Ссылки

wikiredia.ru

Тяжелый танк ИС-3 «Иосиф Сталин-3» — 8 Ноября 2009

Тяжелый танк ИС-3

ИС-3 — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства.

История создания и производства

Создание проекта нового тяжелого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2-3 выстр /мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемет ДШК. Запас хода — 340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской Армии.

При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведен до максимально возможного. Толстые 120-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — ее заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая, конструкция башни впоследствии использовалась во всех советских танках, от Т-54 до Т-90 и в ИС-7 и Т-10 (также известен как ИС-10) и также обеспечивала гораздо более хорошую снарядозащищенность, по сравнению с предыдущими версиями башен, устанавливаемых на советских танках.

Описание конструкции

ИС-3 имел классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, отделения управления — в лобовой, а боевого — в средней. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.

Средства наблюдения и связи

Механик-водитель в небоевых условиях осуществлял наблюдение за местностью из своего люка, в бою же он пользовался перископическим смотровым прибором МК-4 — копией британского Mk.IV, дававшим круговой обзор. Прибор был выполнен легкосъёмным и перед открытием крышки люка механика-водителя его необходимо было снять. На танках, модернизированных до стандарта ИС-3М, имелся также пассивный прибор ночного видения ТВН-1, могущий устанавливаться на место МК-4 или на отдельной стойке при вождении с открытым люком. Конструкция смотрового прибора механика-водителя была также изменена, устраняя ненужный с места водителя круговой обзор. Командир танка, наводчик и заряжающий также имели по одному прибору МК-4, которые размещались на крыше башни. При модернизации до стандарта ИС-3М, командирский МК-4 заменялся на более приспособленный для этой цели бинокулярный прибор ТПК-1, обеспечивавший 1× или 5× увеличение.

Для внешней связи на ИС-3 имелась симплексная телефонно-телеграфная радиостанция 10РК-26, размещавшаяся в башне танка слева от пушки и оборудовавшаяся штыревой антенной длиной от 1 до 4 метров. 10РК-26 обеспечивала связь в телефонном режиме на дальность до 35—40 км с места и 20—25 км на ходу. Для внутренней связи на танке устанавливалось телефонное танковое переговорное устройство ТПУ-4-бис-Ф на всех членов экипажа, соединённое с радиостанцией.

Двигатель и трансмиссия

На ИС-3 устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-11, развивавший мощность в 520 л. с. Система питания двигателя включала четыре топливных бака общей ёмкостью 425 литров, расположенных в моторном отделении по бокам от двигателя и во внутренних надгусеничных нишах, а также четыре внешних цилиндрических топливных бака, размещённых на крыше моторного отделения и вмещавшие по 90 литров топлива. Система охлаждения двигателя состояла из двух пластинчато-трубчатых радиаторов, расположенных полукругом над главным фрикционом, на валу которого крепились и вентиляторы. Для облегчения пуска в холодное время года, двигатель оснащался устройством подогрева.
В состав трансмиссии ИС-3 входили:
Многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо) с сервоприводом
Механическая четырёхходовая четырёхступенчатая коробка передач с понижающей передачей
Два бортовых механизма поворота, состоявшие из планетарного ряда, остановочных барабанов, многодискового фрикциона сухого трения (сталь по стали) и ленточного тормоза.
Две планетарные бортовые передачи.

Ходовая часть

Ходовая часть ИС-3 с каждого борта состояла из ведущего колеса, ленивца, шести сдвоенных литых необрезиненных опорных катков диаметром 550 мм и трёх сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков диаметром 385 мм. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, без амортизаторов.
Гусеница ИС-3 — шириной 650 мм; стальная, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым металлическим шарниром. Гусеница каждого борта состояла из 86 траков, поначалу — из 43 гребневых и 43 плоских, но с 1947 года гусеницы танка стали собираться только из гребневых траков.

Вооружение

Основным вооружением ИС-3 являлась нарезная полуавтоматическая танковая пушка Д-25Т образца 1944 года калибра 121,92-мм, имевшая длину ствола в 48 калибров / 5852 мм и начальную скорость бронебойного снаряда в 781 м/сек. Орудие устанавливалось в лобовой части башни на цапфах в спаренной с пулемётом установке, позволявшей её наведение в вертикальной плоскости при помощи механизма секторного типа в пределах от −2 до +19°.
Наведение спаренной установки на цель осуществлялось при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ-17, имевшего увеличение 4× и поле зрения в 15°. Помимо этого, для стрельбы с закрытых позиций, пушка была оборудована боковым уровнем и указателем азимута.

Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Из снарядов, 25 размещались в лотковых укладках по бортам башни, ещё 3 находились на подставках в боевом отделении. Из гильз, по 6 размещались в укладках по обеим сторонам от водителя, по 4 размещались на верхних листах подкрылков корпуса, 5 находились в укладке на полу боевого отделения, остальные размещались в хомутковых укладках: две — на перегородке моторного отделения и ещё одна — на правом борту корпуса. Поскольку осколочно-фугасные снаряды отличались бо́льшими размерами, в 11 из мест боеукладки могли размещаться только бронебойные снаряды.

В спаренной с пушкой установке размещался 7,62-мм пулемёт ДТМ. Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов: 1200 — с лёгкой пулей, 200 — с бронебойно-зажигательной и 600 — с трассирующей. Из них 756 патронов в 12 дисковых магазинах по 63 патрона, остальные 1244 же хранились в штатной укупорке не снаряжёнными в магазины.

На крыше башни, на турельной установке, размещался 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК или ДШКМ, имевший круговой обстрел при углах вертикальной наводки от −4 до +84°. Пулемёт снабжался коллиматорным прицелом К-8Т, рассчитанным на огонь по воздушным целям, двигавшимся со скоростью до 400 км/ч на высоте до 400 м. Также пулемёт мог использоваться и для стрельбы по наземным целям, однако его использование было сопряжено со значительным риском для стрелка, который должен был для этого по пояс подняться из люка из-под защиты брони. В походном положении пулемёт демонтировался с турели и закреплялся на правом борту башни. Боекомплект пулемёта составлял 300 патронов в 6 лентах по 50 штук. Из этого числа, 225 патронов были снаряжены бронебойно-зажигательными пулями Б-32, а 75 — бронебойно-зажигательными трассирующими БЗТ.

Броневой корпус и башня

ИС-3 имел дифференцированную броневую защиту, рассчитанную на защиту от огня наиболее мощных современных ему танковых и противотанковых орудий в лобовой плоскости и от огня большинства танковых и противотанковых орудий — с бортов.

Броневой корпус танка собирался при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90 и 110 мм. Лобовое бронирование танка выполнялось из бронеплит толщиной 110 мм по схеме, известной как «щучий нос» и состояло из двух сходившихся клином левой и правой верхних плит, расположенных под наклоном в 56° к вертикали и с подворотом в 43°, нижней плиты, расположенной под углом в 63° и крыши отделения управления, расположенной под наклоном в 73°. Каждый из бортов корпуса состоял из двух бронеплит толщиной 90 мм: верхней, расположенной под углом в 60° и образовывавшей бортовую нишу и вертикальной нижней. Помимо этого верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами, расположенными под углом в 30°, вместе с небронированными надгусеничными полками образовывавшими дополнительные бортовые ниши, доступ к которым осуществлялся снаружи танка. Кормовая часть собиралась из 60-мм бронеплит: нижней, расположенной под углом в 41° и нескольких верхних, имевших наклон в 48°. Крыша корпуса выполнялась из нескольких 20-мм бронелистов. Днище корпуса, плоское в районе трансмиссионного отделения и «корытообразное» в остальной части корпуса, было штампованным и также изготавливалось из 20-мм бронелиста.

Башня ИС-3 представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой стали и имела близкую к приплюснутой полусферической форму, каплевидную в плане. Толщина стенок башни в бортах и корме колебалась от 220 мм в нижней части до 110 мм в верхней, в лобовой же части она доходила до 255 мм. В целом углы наклона, составлявшие от 42° до 59°, были подобраны таким образом, чтобы в любой точке стенок башни их горизонтальная толщина составляла не менее 160 мм. В лобовой части башни имелись амбразуры для орудия и спаренного пулемёта, прикрывавшиеся закреплённой на стволе пушки литой бронемаской, чья толщина достигала 250 мм.

Модернизация

ИС-3М — Модернизированная версия ИС-3

Эксплуатация и боевое применение

Советская Армия

Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но 7 сентября 1945 года один танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной Армии в Берлине в честь победы над Японией, где произвёл сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года.

Другие страны

ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.
Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин, как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962—1967 годах. В составе Египетской Армии, ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманевренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок куда более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа. К Войне Судного дня 1973 года, в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет.

Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов, как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин, с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969—1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.
Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской Народной Армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.

Характеристики
Боевая масса, т46,5
Экипаж, чел4
Размеры, мм
Длина с пушкой вперёд9850
Ширина корпуса3150
Высота2450
Клиренс465
Пушка
Калибр122-мм
Марка пушкиД-25
Пулеметы
Зенитное орудие, калибр и марка12,7-мм ДШК
Вспомогательное орудие, калибр и марка7,62-мм ДТМ
Боекомплект
Боекомплект основного орудия, шт.28
Боекомплект зенитного орудия, шт.300
Боекомплект вспомогательного орудия, шт.2000
Двигатель
Марка / тип В-11/ дизель
Мощность, л.с.520
Максимальная скорость, км/ч40
Запас хода, км185
Препятствия, м
Вертикальная стенка1
Ров2,5
Преодолеваемый брод1,4
Крен / подъем, град32

3v-soft.clan.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *