Танк ИС-3
Этот танк явился последней советской тяжелой машиной, принятой на вооружение и запущенной в серийное производство во время Второй мировой войны. При сохранении вооружения танка ИС-2, в ИС-3 по-новому решена конструкция брони носовой части, введен люк-лаз над местом механика-водителя, упразднены смотровые прорези в верхнем лобовом листе.
Оригинальная конструкция сварного корпуса и литой башни значительно повысили броневую защиту по сравнению с ИС-2, от которого в модификацию ИС-3 были заимствованы многие узлы и агрегаты. Устанавливались 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, радиостанция 10-РК-26, танковый прицел ТШ-17 и средства постановки дымозавес МДШ. В период с 1945 по 1946 год было выпущено более 2300 боевых машин этого типа.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
46,0 — 46,5 т |
Размеры: | |
длина |
6900 мм |
ширина |
3150 мм |
высота |
2450 мм |
Экипаж |
4 человека |
Вооружение |
1×122- мм пушка Д-25Т 1 х 12, 7 -мм пулемет ДШК 1 х 1,62- мм пулемет ДТМ |
Боекомплект |
28 снарядов 250 патронов калибра 12,1 мм 156 патронов калибра 1,62 мм |
Бронирование: | |
лоб корпуса |
120 мм |
лоб башни |
250 мм |
Тип двигателя |
В-11-ИСЗ |
Максимальная мощность | 520 л.с. |
Максимальная скорость | 40 км/час |
Запас хода |
340 км |
Из истории создания
Тяжёлый танк ИС-3 был создан в рамках программы модернизации ИС-2, принятой в апреле 1944 г. Проектирование новой машины велось конструкторами ЧКЗ под общим руководством Н.Л. Духова, руководителем проекта назначен М.Ф. Балжи.
Основные требования предъявлялись к повышению защищённости. Требовалось заменить литую конструкцию носовой части сварной, «обеспечив непробиваемость его в рабочем положении танка бронебойными и подкалиберными снарядами из пушек танков «Тигр» и «Пантера» со всех дистанций». Нуждалась в доработке и башня, как наиболее уязвимое место ИС-2.
С 18 по 24 декабря 1944 г. на НИБТ полигоне состоялись государственные испытания ИС-3 («Кировец-1»). Испытания проводились пробегом и обстрелом из САУ «Шершень» и ИСУ-122 бронебойным снарядом с дистанции 600-800 м. На ходу танк вел себя удовлетворительно, при обстреле показал, что верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м (снаряд оставил вмятину глубиной 28-мм), а 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 м (снаряд оставил вмятину глубиной 35-мм). Но лоб башни был пробит 88-мм бронебойным снарядом с дистанции 300 м, а борт и корма с 1000 м.
В итогах отчета по испытаниям было сказано:
«Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытании на гарантийные 1000 км — не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км. По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2. Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете».
При разработке проекта ИС-3 были учтены выводы комиссии, исследовавшей во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Было обращено внимание на массовый характер поражения боевых машин в лобовую часть корпуса и башню. К оптимальной форме корпуса и башни пришли не сразу. Проект модернизации ИС-2 разрабатывался также и заводом №100. Именно его конструкторы предложили ставший впоследствии знаменитым двускатный «щучий» нос.
На машине, разработанной КБ ЧТЗ, нос машины был спрямленным, как у Т-34, но танк получил новую башню, представлявшую собой единую отливку в виде шарового сегмента, толщина которой в лобовой части достигала 230-мм. По ряду причин разработка затянулась. После длительного рассмотрения обоих проектов было принято решение объединить оба проекта и поручить Кировскому заводу на их основе разработать тяжёлый танк с использованием преимуществ обеих конструкций. Все эти предложения дали возможность создать машину в весе ИС-2 и в то же время повысить его бронестойкость в два с лишним раза.
Учитывая опыт войсковой эксплуатации танков ИС, конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии на ИС-3 оставили без изменений. Корпус сваривался из катаных броневых листов и не имел литых броневых деталей. Конструкция двухскатного наклонного носа позволила решить вопрос с размещением люка механика-водителя (на предыдущих моделях танков ИС люк отсутствовал), существенно улучшить обзорность с места водителя в положении «по-походному» и обеспечить высокую бронестойкость лобовой части корпуса. На испытаниях 88-мм бронебойный снаряд не пробил лобовую часть корпуса даже с дистанции 100 м. Для уменьшения пожароопасности топливные баки перенесли из боевого отделения в моторное.
Вооружение танка осталось прежним: 122-мм пушка Д-25 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, на крыше башни установлен 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. Курсовой и кормовой пулемёты отсутствовали.
Интересно на ИС-3 был устроен механизм поворота башни. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола орудия башня останавливалась.
Первые ИС-3 завод смог отправить на испытания лишь в феврале 1945 г. По их результатам танк был рекомендован к постановке в серийное производство после устранения выявленных недостатков.
30 декабря Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин дал «добро» на создание нового тяжелого танка в весовой категории с вооружением ИС-122 и с повышенной в два раза броневой защитой так, что корпус нового танка не пробивался бы самой мощной на тот момент 88-мм противотанковой пушкой обр. 1943 г. на курсовых углах до 60°.
20 февраля 1945 г. эталонный образец ИС-3 («Объект 703») № 2 отправился для государственных испытаний, которые состоялись на НИБТполигоне, с 23 марта по 12 апреля 1945 г. Танк ИС-3 N9 3 поступил на полигон 26 марта, а 21 мая начальник техуправления ГБТУ Красной Армии Благонравов подписал комплект техдокументации на танк ИС-3, инициировав таким образом серийное производство указанного танка, настоящая жизнь которого началась уже после Победы.
Танк ИС-3 опоздал на войну. К моменту подписания Акта о капитуляции Германии все танки еще находились на заводе, и в боевых действиях участия не принимали. Не участвовали они и в боях на Дальнем Востоке в августе — сентябре 1945 г. Лишь 7 сентября 1945 г. танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной армии в Берлине.
pro-tank.ru
Общие данные | |
Боевая масса, т | 46 |
Экипаж, чел | 4 |
Габариты, мм: | |
длина с пушкой вперед | 9850 |
длина с пушкой назад | 8450 |
длина по корпусу | 6900 |
ширина | 3200 |
высота | 2450 |
ширина колеи | 2500 |
длина опорной поверхности | 4300 |
клиренс | 465 |
Максимальная скорость, км/ч | 40 |
Средняя скорость, км/ч: | |
по асфальтовому шоссе | 30 |
по грунтовой дороге | 20 |
по целине | 16 |
Запас хода, км: | |
по асфальтовому шоссе | 185 |
по грунтовой дороге | 115 |
по целине | 95 |
Преодолеваемые препятствия: | |
подъем, град | 32 |
крен, град | 30 |
ширина рва, м | 2,5 |
глубина брода, м | 1,4 |
вертикальная стенка | 1 |
Удельное давление, кг/см2 | 0,82 |
Бронирование, мм: | |
лоб | 120 |
борт | 90 |
корма | 60 |
крыша, днище | 20 |
башня | 75-230 |
Вооружение | |
Пушка | Д-25 |
Калибр, мм | 122 |
Вес, кг: | |
ствола | 1870 |
качающейся части | 2365 |
Длина ствола, мм (калибров) | 5840 (48) |
Длина нарезной части, мм | 4359,2 |
Число нарезов | 44 |
Угол горизонтальной наводки, град | 360 |
Угол вертикальной наводки, град | -3…+20 |
Боекомплект, выстрелов | 28 |
Масса выстрела, кг | 40,6 |
Масса снаряда, кг: | |
бронебойного | 25 |
осколочного | 25 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 781 |
Наибольшая дальность стрельбы, м: | |
при помощи прицела | 5000 |
при помощи бокового уровня | 15000 |
Скорострельность, выстр/мин | 2-3 |
Прицел | ТШ-17 |
Пулеметы: | |
ДТ | |
Калибр, мм | 7,62 |
Количество, шт | 1 |
Боекомплект, патронов (дисков) | 756 (12) |
ДШК | |
Калибр, мм | 12,7 |
Количество, шт | 1 |
Боекомплект, патронов (лент) | 250 (5) |
Угол горизонтальной наводки (без поворота башни), град | 360 |
Угол вертикальной наводки, град | 85 |
Прицел | К8-Т |
Дополнительное вооружение: | |
ППС-43 | |
Калибр, мм | 7,62 |
Количество, шт | 2 |
Боекомплект, патронов | 1000 |
Сигнальный пистолет | |
Боекомплект, патронов | 20 |
Ф-1 или РГ-42 | |
Боекомплект, шт | 25 |
Силовая установка | |
Двигатель | В-11 |
Тип | четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный, V-образный дизель |
Число цилиндров | 12 |
Угол развала цилиндров, град | 60 |
Диаметр цилиндра, мм | 150 |
Ход поршня, мм: | |
левая группа | 180 |
правая группа | 186,7 |
Рабочий объем, л | 38,88 |
Степень сжатия | 14-15 |
Вес двигателя, кг | 900 |
Мощность (при 2000 об/мин), л.с. | 520 |
Удельный расход на эксплуатационном режиме, г/л.с.·ч: | |
топлива | 170-185 |
масла | 15 |
Удельная мощность, л.с. | 11,3 |
Топливная система | |
Используемое топливо | дизельное топливо ДТ (летнее и зимнее) |
Топливные баки: | |
Количество, шт: | |
основных | 4 |
дополнительных | 4 |
Емкость баков, л: | |
основных | 425 |
дополнительных | 360 |
Система питания воздухом | |
Воздухоочистители: | |
марка | ВТ-5 |
тип | «мультициклон» |
количество, шт | 2 |
Система смазки, тип | циркуляционная, под давлением |
Используемое масло: | |
летом | авиамасло МК |
зимой | авиамасло МЗ |
Заправочная емкость системы, л | 100 |
Емкость масляного бака, л: | |
общая | 80 |
заправочная | 60 |
Масляные радиаторы: | |
тип | трубчатые, двухходовые |
количество, шт | 2 |
Система охлаждения | жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией |
Заправочная емкость системы, л | 80 |
Водяной насос, тип | центробежный |
Радиаторы: | |
тип | трубчатые, четырехходовые |
количество, шт | 2 |
емкость, л | 50 |
поверхность охлаждения, м2 | 85 |
Система подогрева | термосифонная |
Система запуска | электростартер или воздухопуск |
Трансмиссия | |
Тип | механическая |
Главный фрикцион: | |
тип | многодисковый, сухой |
материал трущихся поверхностей | сталь по ферродо |
Количество дисков: | |
ведущних | 3 |
ведомых | 4 |
Коробка перемены передач: | |
тип | четырехходовая с постоянным зацеплением шестерен и демультипликатором |
число пердач, вперед/назад | 8/2 |
Вес КПП, кг | 750 |
Механизм поворота, тип | планетарный, двуступенчатый, с блокировочным фрикционом |
Количество, шт | 2 |
Блокировочный фрикцион механизма поворота, тип | многодисковый, сухой |
материал трущихся поверхностей | сталь по стали |
Тормох механизма поворота, тип | плавающий, ленточный |
Остановочные тормозы, тип | плавающий, ленточный |
Бортовые передачи, тип | двухрядные |
Количество, шт | 2 |
Вес бортовой передачи, кг | 526 |
Ходовая часть | |
Расположение ведущих колес | заднее |
Расположение направляющих колес | переднее |
Зацепление | цевочное |
Гусеничная цепь, тип | металлическая, мелкозвенчатая |
Число траков | 86 |
Ширина трака, мм | 650 |
Вес гусеничной цепи, кг | 2050 |
Ведущие колеса, тип | литые, в двумя съемными зубчатыми венцами |
Вес ведущего колеса, кг | 356 |
Направляющие колеса, тип | сдвоенные с металлическим ободом |
Вес направляющего колеса, кг | 290 |
Опорные катки, тип | сдвоенные с металлическим ободом |
Количество, шт | 12 |
Вес катка, кг | 290 |
Поддерживающие катки, тип | сдвоенные с металлическим ободом |
Количество, шт | 6 |
Вес катка, кг | 93 |
Подвеска, тип | индивидуальная, торсионная |
Количество торсионных валов | 12 |
Электрооборудование | |
Система проводки | однопроводная |
Напряжение в сети, В | 12, 24 |
Аккумуляторные батареи: | |
марка | 6-СТЭ-128 |
тип | стартерные, кислотные |
количество, шт | 4 |
емкость одной батареи, А·ч | 128 |
Электрогенератор: | |
марка | Г-73 |
тип | шунтовой |
мощность, Вт | 1500 |
напряжение, В | 28 |
максимальная сила тока, А | 53 |
Средства связи | |
Радиостанция | 10-РК-26 |
Тип | приемо-передающая, симплексная, телефонно-телеграфная |
Дальность действия, км: | |
на ходу | до 25 |
на стоянке | до 40 |
Внутреннее переговорное усторойство | ТПУ-4-бис-Ф |
Сигнальные фонари, комплектов | 1 |
army.lv
ИС-3 Википедия
ИС-3 | |||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хабаровск, ИС-3М на параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне | |||||||||||||||||||||||||||||
Классификация | Тяжёлый танк прорыва | ||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 49[1] | ||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | классическая | ||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||
Разработчик | КБ ЧТЗ | ||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1945—1946 | ||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | 1945—1969 | ||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | 2305 | ||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6900 | ||||||||||||||||||||||||||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 9850 | ||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 3150 | ||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2450 | ||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 450 | ||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | Стальная литая и катаная | ||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 110 / 72° | ||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 110 / 55°+43° (Двойной наклон)[2] | ||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 110 / 63° | ||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (верх), мм/град. | 90 / 60° + 30 / 30° | ||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (низ), мм/град. | 90 / 0..60° | ||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (верх), мм/град. | 60 / 48° | ||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (низ), мм/град. | 60 / 41° | ||||||||||||||||||||||||||||
Днище, мм | 20 | ||||||||||||||||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 20 | ||||||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | 250 | ||||||||||||||||||||||||||||
Маска орудия, мм/град. | 250 | ||||||||||||||||||||||||||||
Борт башни, мм/град. | 110…220 / 0…60° | ||||||||||||||||||||||||||||
Корма башни, мм/град. | 110…220 / 0…60° | ||||||||||||||||||||||||||||
Крыша башни, мм | 20 / 82…90° | ||||||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 122-мм Д-25Т обр. 1943 г. | ||||||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | нарезная танковая пушка | ||||||||||||||||||||||||||||
Длина ствола, калибров | 48 | ||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 28 | ||||||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. | —3…+20° | ||||||||||||||||||||||||||||
Углы ГН, град. | 360° | ||||||||||||||||||||||||||||
Дальность стрельбы, км | около 15 | ||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | телескопический шарнирный ТШ-17, панорама Герца, боковой уровень | ||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТМ[1] | ||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 520 | ||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 40 | ||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 16 по целине | ||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 315 | ||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 150 по целине | ||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 11,2 | ||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная | ||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,85…0,87 | ||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 32 | ||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,5 | ||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,4 | ||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять участие в боях. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков.
Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серий советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 годов. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».
История создания и производства
Создание проекта нового тяжёлого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2—3 выстр/мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК. Запас хода — 340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской армии.
При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведён до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трёхскатная, конусообразная, вытянутая вперёд носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — её заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая, конструкция башни впоследствии использовалась и в ИС-7, и в Т-10, и также обеспечивала значительно лучшую снарядостойкость по сравнению с предыдущими вариантами башен, устанавливаемых на советских танках.
Производство танков ИС-3 на заводе ЧКЗ | ||
---|---|---|
1945 | 1946 | |
Январь | 100 | |
Февраль | 120 | |
Март | 130 | |
Апрель | 25 | 60 |
Май | 100 | 90 |
Июнь | 250 | 75 |
Июль | 250 | 25 |
Август | 250 | |
Сентябрь | 230 | |
Октябрь | 200 | |
Ноябрь | 125 | |
Декабрь | 275 | |
Итого | 1705 | 600 |
Составлено по документам ЦАМО |
Модификации
- ИС-3М — модернизированная версия ИС-3.
- ИС-3К — командирская версия танка ИС-3, оборудованная дополнительной радиостанцией Р-112 и зарядным устройством АБ-1-П/30.
- ИС-3МК — командирская версия танка ИС-3М с таким же, как на ИС-3К, оборудованием.
Описание конструкции
ИС-3 имел классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, отделения управления — в лобовой, а боевого — в средней. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.
Броневой корпус и башня
ИС-3 имел мощную и сильно дифференцированную броневую защиту (для своего времени на 1945 год), расположенную под оптимальными углами наклона и рассчитанную, в первую очередь, на защиту от огня наиболее мощных современных танковых и противотанковых орудий в лобовой плоскости и от огня большинства танковых и противотанковых орудий — в первую очередь от немецких 88-мм нарезных танковых пушек 8.8 cm KwK 43 и 7,5 cm KwK 42, и при этом обеспечивала фактически полную защищённость от наиболее распространённых буксируемых 75-мм противотанковых пушек 7.5 cm Pak 40[источник не указан 2847 дней].
Броневой корпус танка собирался при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90 и 110 мм. Лобовое бронирование танка выполнялось из бронеплит толщиной 110 мм по схеме, известной как «щучий нос», и состояло из двух сходившихся клином левой и правой верхних плит, расположенных под наклоном 56° к вертикали и с подворотом 43°, нижней плиты, расположенной под углом 63°, и крыши отделения управления, расположенной под наклоном 73°. Каждый из бортов корпуса состоял из двух бронеплит толщиной 90 мм: верхней, расположенной под углом 60° и образовывавшей бортовую нишу, и вертикальной нижней. Помимо этого, верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами, расположенными под углом 30°, вместе с небронированными надгусеничными полками, образовывавшими дополнительные бортовые ниши, доступ к которым осуществлялся снаружи танка. Кормовая часть собиралась из 60-мм бронеплит: нижней, расположенной под углом 41°, и нескольких верхних, имевших наклон 48°. Крыша корпуса выполнялась из нескольких 20-мм бронелистов. Днище корпуса, плоское в районе трансмиссионного отделения и «корытообразное» в остальной части корпуса, было штампованным и также изготавливалось из 20-мм бронелиста.
Башня ИС-3 представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой стали и имела близкую к приплюснутой полусферической форму, каплевидную в плане. Толщина стенок башни в бортах и корме колебалась от 220 мм в нижней части до 110 мм в верхней, в лобовой же части она доходила до 255 мм. В целом углы наклона, составлявшие от −8° до 35°, были подобраны таким образом, чтобы в любой точке стенок башни их горизонтальная толщина составляла не менее 160 мм. В лобовой части башни имелись амбразуры для орудия и спаренного пулемёта, прикрывавшиеся закреплённой на стволе пушки литой бронемаской, толщина которой достигала 250 мм.
Вооружение
Основным вооружением ИС-3 являлась 122-мм нарезная танковая пушка Д-25Т образца 1943 года, имевшая длину ствола 48 калибров / 5852 мм и начальную скорость бронебойного снаряда 800 м/с. Пушка Д-25Т имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа, электромагнитный и механический спуски. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, располагавшихся над стволом орудия слева и справа, соответственно. Орудие устанавливалось в лобовой части башни на цапфах в спаренной с пулемётом установке, позволявшей её наведение в вертикальной плоскости при помощи механизма секторного типа в пределах от −3 до +20°[3].
Наведение спаренной установки на цель осуществлялось при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ-17, имевшего увеличение 4× и поле зрения 15°. Помимо этого, для стрельбы с закрытых позиций пушка была оборудована боковым уровнем и указателем азимута.
Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными и осколочно-фугасными пушечными стальными длинными гранатами[источник не указан 3066 дней]. Из снарядов 25 размещались в лотковых укладках по бортам башни, ещё 3 находились на подставках в боевом отделении. Из гильз по 6 размещались в укладках по обеим сторонам от водителя, по 4 размещались на верхних листах подкрылков корпуса, 5 находились в укладке на полу боевого отделения, остальные размещались в хомутковых укладках: две — на перегородке моторного отделения и ещё одна — на правом борту корпуса. Поскольку осколочно-фугасные снаряды отличались бо́льшими размерами, в 11 из мест боеукладки могли размещаться только бронебойные снаряды[4].
Боеприпасы пушки Д-25Т[5][6] | |||||||||
Марка выстрела | Тип снаряда | Марка снаряда | Масса выстрела, совместно 25 кг снаряд + 15 кг гильза[источник не указан 2855 дней] | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, кг | Марка взрывателя | Дульная скорость, м/с | Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м | Год принятия на вооружение |
Бронебойные снаряды | |||||||||
53-ВБР-471Б | бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником, трассирующий | БР-471Б | 40[источник не указан 2855 дней] | 25,0 | 0,156[источник не указан 2855 дней] | МД-8 или ДБР | 781 | 1000[7] | |
53-ВБР-471 | бронебойный остроголовый, трассирующий | БР-471 | 40[источник не указан 2855 дней] | 25,0 | 0,156 | МД-8 | 781 | 1000 | |
53-ВБР-471Д | бронебойный остроголовый с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий | БР-471Д | 40 | 781 | 900 | послевоенный период | |||
Осколочно-фугасные снаряды | |||||||||
53-ВОФ-471 | пушечный стальной осколочно-фугасный цельнокорпусный | ОФ-471 | 40[источник не указан 2855 дней] | 25,0 | 3,6 | РГМ или РГМ-6 | 781 | ||
53-ВОФ-471Н | пушечный стальной осколочно-фугасный с привинтной головкой | ОФ-471Н | 40[источник не указан 2855 дней] | 25,0 | 3,8 | РГМ или РГМ-6 | 781 | ||
Осветительные снаряды | |||||||||
ВС29 | осветительный | 3С4 | Т-90 | ||||||
ВС-30 | осветительный | С-463Ж | Т-7 | ||||||
Практические снаряды | |||||||||
ВПБР-471 | практический сплошной, трассирующий | ПБР-471 | — |
Таблица бронепробиваемости для Д-25Т[8] | |||||||
Снаряд \ Расстояние, м | 100 | 300 | 500 | 1000 | 1500 | 2000 | 3000 |
БР-471Б | |||||||
(угол встречи 90°) | 165 | 160 | 155 | 145 | 135 | 125 | 105 |
(угол встречи 60°) | 135 | 131 | 125 | 120 | 110 | 100 | 85 |
БР-471 | |||||||
(угол встречи 90°) | 164 | 157 | 150 | 130 | 115 | 100 | 75 |
(угол встречи 60°) | 134 | 128 | 120 | 105 | 95 | 80 | 60 |
БР-471Д | |||||||
(угол встречи 90°) | 185 | 170 | 155 | 145 | 125 | ||
(угол встречи 60°) | 150 | 140 | 125 | 115 | 95 | ||
Следует помнить, что в разное время и в разных странах используются различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий бывает затруднено. |
В спаренной с пушкой установке размещался 7,62-мм пулемёт ДТМ. Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов: 1200 — с лёгкой пулей, 200 — с бронебойно-зажигательной и 600 — с трассирующей. Из них 756 патронов в 12 дисковых магазинах по 63 патрона, остальные 1244 хранились в штатной укупорке не снаряжёнными в магазины.
На крыше башни, на кольцевой турельной установке, размещался 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК или ДШКМ, имевший круговой обстрел при углах вертикальной наводки от −4 до +84°. Пулемёт снабжался коллиматорным прицелом К-8Т, рассчитанным на огонь по воздушным целям, двигавшимся со скоростью до 400 км/ч на высоте до 400 м. Также пулемёт мог использоваться и для стрельбы по наземным целям, однако его использование было сопряжено со значительным риском для стрелка, который должен был для этого по пояс подняться из люка из-под защиты брони. В походном положении пулемёт демонтировался с турели и закреплялся на правом борту башни. Боекомплект пулемёта составлял 300 патронов в 6 лентах по 50 штук. Из этого числа 225 патронов были снаряжены бронебойно-зажигательными пулями Б-32, а 75 — бронебойно-зажигательными трассирующими БЗТ. Так же в боевом отделении для экипажа размещались 25 оборонительных гранат Ф-1 или наступательных РГ-42 и два 7,62-мм пистолета-пулемёта ППС-43 и 1000 патронов к ним.[1]
Средства наблюдения и связи
Механик-водитель в небоевых условиях осуществлял наблюдение за местностью из своего люка, в бою же он пользовался перископическим смотровым прибором МК-4 — копией британского Mk.IV, дававшим круговой обзор. Прибор был выполнен легкосъёмным и перед открытием крышки люка механика-водителя его необходимо было снять. На танках, модернизированных до стандарта ИС-3М, имелся также пассивный прибор ночного видения ТВН-1, который мог устанавливаться на место МК-4 или на отдельной стойке при вождении с открытым люком. Конструкция смотрового прибора механика-водителя была также изменена, устраняя ненужный с места водителя круговой обзор[9]. Командир танка, наводчик и заряжающий также имели по одному прибору МК-4, которые размещались на крыше башни. При модернизации до стандарта ИС-3М, командирский МК-4 заменялся на более приспособленный для этой цели бинокулярный прибор ТПК-1, обеспечивавший 1× или 5× увеличение[9].
Для внешней связи на ИС-3 имелась симплексная телефонно-телеграфная радиостанция 10РК-26, размещавшаяся в башне танка слева от пушки и оборудовавшаяся штыревой антенной длиной от 1 до 4 м. 10РК-26 обеспечивала связь в телефонном режиме на дальность до 35—40 км с места и 20—25 км на ходу[10]. Для внутренней связи на танке устанавливалось телефонное танковое переговорное устройство ТПУ-4-бис-Ф на всех членов экипажа, соединённое с радиостанцией.
Двигатель и трансмиссия
На ИС-3 устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-11, развивавший мощность 520 л. с. Система питания двигателя включала четыре топливных бака общей ёмкостью 425 л, расположенных в моторном отделении по бокам от двигателя и во внутренних надгусеничных нишах, а также четыре внешних цилиндрических топливных бака, размещённых на крыше моторного отделения, ёмкостью по 90 л топлива. Система охлаждения двигателя состояла из двух пластинчато-трубчатых радиаторов, расположенных полукругом над главным фрикционом, на валу которого крепились и вентиляторы. Для облегчения пуска в холодное время года двигатель оснащался устройством подогрева.
В состав трансмиссии ИС-3 входили:
- многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо) с сервоприводом;
- механическая четырёхходовая четырёхступенчатая коробка передач с понижающей передачей;
- два бортовых механизма поворота, состоявшие из планетарного ряда, остановочных барабанов, многодискового фрикциона сухого трения (сталь по стали) и ленточного тормоза;
- две планетарные бортовые передачи.
Ходовая часть
Ходовая часть ИС-3 с каждого борта состояла из ведущего колеса, ленивца, шести сдвоенных литых необрезиненных опорных катков диаметром 550 мм и трёх сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков диаметром 385 мм. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, без амортизаторов.
Гусеница ИС-3 — шириной 650 мм, стальная, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым металлическим шарниром. Гусеница каждого борта состояла из 86 траков, поначалу — из 43 гребневых и 43 плоских, но с 1947 года гусеницы танка стали собираться только из гребневых траков[11].
Машины на базе ИС-3
Использовался
Эксплуатация и боевое применение
Советская армия
Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках[13], танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны[14], но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Рабоче-крестьянской Красной армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
Существует также мнение[15], что ИС-3 могли использоваться во время боевых действий против Японии в августе 1945 года в рамках боевых испытаний.
ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года[16]. Потери машин были единичные. Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР[17].
В 1980-е годы ИС-3 использовался в запасных танковых дивизиях в Забайкальском военном округе. В частности 80-я запасная танковая дивизия ЗабВО имела на вооружении 270 танков ИС-3М.[18]
Другие страны
ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии[19].
- Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962—1967 годах[20]. В составе египетской армии ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманёвренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа, больше половины из которых было брошено в исправном состоянии.[21] К Войне Судного дня 1973 года в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет[20].
Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией обороны Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения[20]. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969—1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками[20].
Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской народной армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими[20].
XXI век
Танк, снятый с постамента в Константиновке Донецкой области. Перевезён в Киев на «временное хранение».В ходе вооружённого конфликта на востоке Украины в 2014 году ИС-3, стоявший в виде памятника в Константиновке, был приведён в рабочее состояние и сведён с постамента. По сообщениям самих членов вооружённых формирований ДНР, 30 июня 2014 года танк впервые был применён в бою под Ульяновкой[22][23][24]. В июле оставленный вооружёнными формированиями танк был захвачен украинской армией после восстановления контроля над Константиновкой. Сейчас находится в Киеве возле Национального военно-исторического музея. В 2014—2015 годах Московский монетный двор отчеканил серию жетонов посвящённых ополченцам Донбасса, один из них — «2 войны ИС—3» посвящён бою у села Ульяновка.[источник?]
Оценка машины
Несмотря на множество технических новшеств и явный прогресс особенно в революционной схеме бронирования корпуса и башни по сравнению со своим «танком-предшественником» ИС-2, ИС-3 имел ряд недостатков, многие из которых были унаследованы от всё того же ИС-2. Уже в начале 1946 года была создана комиссия по анализу дефектов этого танка, которая выявила целый ряд проблем — выход из строя двигателя, ненадёжная работа коробки передач, проблемы элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и так далее. Основной причиной столь многочисленных проблем можно считать тот факт, что ИС-3, проектировавшийся в ходе Великой Отечественной войны, оставался по сути «продукцией особого периода». Потребности фронта диктовали жёсткие временные рамки работ, поэтому детальную проработку проекта нового танка провести физически не успели. Многие технические решения, в том числе и не самые удачные, были в готовом виде заимствованы у ИС-2, а новые узлы зачастую не успевали окончательно «довести до ума».
В итоге, с учётом имеющихся недостатков, все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков), однако танки так и не были доведены до необходимого уровня эксплуатационных требований. В середине 1946 года ИС-3 сняли с производства.
Сохранившиеся экземпляры
В разных странах мира сохранилось достаточно большое количество танков ИС-3 в качестве музейных экспонатов или в виде памятников.
Танк ИС-3 увековечен на петличном знаке различия Танковых войск Российской Федерации.
Фотогалерея
Эмблема Танковых войск России
ИС-3 в Национальном музее истории Украины во Второй мировой войне, Киев
ИС-3 в Национальном музее истории Украины во Второй мировой войне, Киев
Примечания
- ↑ 1 2 3 Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
- ↑ Отечественные бронированные машины 1941-1945. Том 2. Стр. 247
- ↑ Министерство Союза ССР. Руководство по материальной части и эксплуатации танка ИС-3. — Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1955.
- ↑ А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 106. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
- ↑ М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2008. — № 9. — С. 55.
- ↑ Широкорад, 2000, с. 669.
- ↑ М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2008. — № 9. — С. 49.
- ↑ М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2008. — № 9. — С. 56.
- ↑ 1 2 А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 104. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
- ↑ А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 71. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
- ↑ А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 69. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
- ↑ 1 2 3 4 5 Stockholm International Peace Research Institute — Arms Transfers Database
- ↑ Тим Бин, Уилл Фаулер. Советские танки Второй мировой войны. Бронированный кулак Сталина. — М.: Эксмо, 2007. — 176 с. — (Иллюстрированная история войн XX века).
- ↑ Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005. — Т. 2. — С. 245. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-074-3.
- ↑ Дэвид Портер. Вторая Мировая — Стальной вал с Востока: Советские бронетанковые войска 1939-1945. — М.: Эксмо, 2011. — 192 с.
- ↑ Боевое применение тяжёлых танков ИС-3
- ↑ Танк со «щучьим носом»
- ↑ Феськов В. И., Голиков В. И., Калашников К. А., Слугин С. А. Вооружённые Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска. — Т.: Издательство Томского университета, 2013. — С. 268. — 640 p. — ISBN 978-5-89503-530-6.
- ↑ А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 138. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
- ↑ 1 2 3 4 5 А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 139. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
- ↑ Израильские танки в бою (2012). Михаил Барятинский. стр. 21
- ↑ Ополченцы успешно применили в бою снятый с постамента танк ИС-3 (неопр.). Дата обращения 1 июля 2014.
- ↑ В Красноармейске танк «Иосиф Сталин-3» разгромил блокпост, есть погибшие (неопр.). Дата обращения 1 июля 2014.
- ↑ Танк «Иосиф Сталин-3» разгромил блокпост на Донбассе, есть погибшие (неопр.). Дата обращения 1 июля 2014.
[1]
Литература
- А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М. — М.: БТВ-Книга, 2007. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
- И. Желтов, И. Павлов, М. Павлов, А. Сергеев. Танки ИС // Танкомастер (спецвыпуск)
- Г. Холявский. Энциклопедия танков.
- М. Б. Барятинский. ИС-3. Последний танк Второй мировой. — М.: Эксмо; Яуза; Коллекция, 2010. — 96 с. — (Война и мы. Танковая коллекция). — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-41768-1.
- Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-433-703-0.
- Г. Смирнов. Рассказы об оружии. — М.: Детлит, 1976.
Ссылки
wikiredia.ru
Тяжелый танк ИС-3 ИС-3 — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. История создания и производства Создание проекта нового тяжелого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2-3 выстр /мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемет ДШК. Запас хода — 340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской Армии. При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведен до максимально возможного. Толстые 120-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — ее заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая, конструкция башни впоследствии использовалась во всех советских танках, от Т-54 до Т-90 и в ИС-7 и Т-10 (также известен как ИС-10) и также обеспечивала гораздо более хорошую снарядозащищенность, по сравнению с предыдущими версиями башен, устанавливаемых на советских танках. Описание конструкции ИС-3 имел классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, отделения управления — в лобовой, а боевого — в средней. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира. Средства наблюдения и связи Механик-водитель в небоевых условиях осуществлял наблюдение за местностью из своего люка, в бою же он пользовался перископическим смотровым прибором МК-4 — копией британского Mk.IV, дававшим круговой обзор. Прибор был выполнен легкосъёмным и перед открытием крышки люка механика-водителя его необходимо было снять. На танках, модернизированных до стандарта ИС-3М, имелся также пассивный прибор ночного видения ТВН-1, могущий устанавливаться на место МК-4 или на отдельной стойке при вождении с открытым люком. Конструкция смотрового прибора механика-водителя была также изменена, устраняя ненужный с места водителя круговой обзор. Командир танка, наводчик и заряжающий также имели по одному прибору МК-4, которые размещались на крыше башни. При модернизации до стандарта ИС-3М, командирский МК-4 заменялся на более приспособленный для этой цели бинокулярный прибор ТПК-1, обеспечивавший 1× или 5× увеличение. Для внешней связи на ИС-3 имелась симплексная телефонно-телеграфная радиостанция 10РК-26, размещавшаяся в башне танка слева от пушки и оборудовавшаяся штыревой антенной длиной от 1 до 4 метров. 10РК-26 обеспечивала связь в телефонном режиме на дальность до 35—40 км с места и 20—25 км на ходу. Для внутренней связи на танке устанавливалось телефонное танковое переговорное устройство ТПУ-4-бис-Ф на всех членов экипажа, соединённое с радиостанцией. Двигатель и трансмиссия На ИС-3 устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-11, развивавший мощность в 520 л. с. Система питания двигателя включала четыре топливных бака общей ёмкостью 425 литров, расположенных в моторном отделении по бокам от двигателя и во внутренних надгусеничных нишах, а также четыре внешних цилиндрических топливных бака, размещённых на крыше моторного отделения и вмещавшие по 90 литров топлива. Система охлаждения двигателя состояла из двух пластинчато-трубчатых радиаторов, расположенных полукругом над главным фрикционом, на валу которого крепились и вентиляторы. Для облегчения пуска в холодное время года, двигатель оснащался устройством подогрева. Ходовая часть Ходовая часть ИС-3 с каждого борта состояла из ведущего колеса, ленивца, шести сдвоенных литых необрезиненных опорных катков диаметром 550 мм и трёх сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков диаметром 385 мм. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, без амортизаторов. Вооружение Основным вооружением ИС-3 являлась нарезная полуавтоматическая танковая пушка Д-25Т образца 1944 года калибра 121,92-мм, имевшая длину ствола в 48 калибров / 5852 мм и начальную скорость бронебойного снаряда в 781 м/сек. Орудие устанавливалось в лобовой части башни на цапфах в спаренной с пулемётом установке, позволявшей её наведение в вертикальной плоскости при помощи механизма секторного типа в пределах от −2 до +19°. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Из снарядов, 25 размещались в лотковых укладках по бортам башни, ещё 3 находились на подставках в боевом отделении. Из гильз, по 6 размещались в укладках по обеим сторонам от водителя, по 4 размещались на верхних листах подкрылков корпуса, 5 находились в укладке на полу боевого отделения, остальные размещались в хомутковых укладках: две — на перегородке моторного отделения и ещё одна — на правом борту корпуса. Поскольку осколочно-фугасные снаряды отличались бо́льшими размерами, в 11 из мест боеукладки могли размещаться только бронебойные снаряды. В спаренной с пушкой установке размещался 7,62-мм пулемёт ДТМ. Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов: 1200 — с лёгкой пулей, 200 — с бронебойно-зажигательной и 600 — с трассирующей. Из них 756 патронов в 12 дисковых магазинах по 63 патрона, остальные 1244 же хранились в штатной укупорке не снаряжёнными в магазины. На крыше башни, на турельной установке, размещался 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК или ДШКМ, имевший круговой обстрел при углах вертикальной наводки от −4 до +84°. Пулемёт снабжался коллиматорным прицелом К-8Т, рассчитанным на огонь по воздушным целям, двигавшимся со скоростью до 400 км/ч на высоте до 400 м. Также пулемёт мог использоваться и для стрельбы по наземным целям, однако его использование было сопряжено со значительным риском для стрелка, который должен был для этого по пояс подняться из люка из-под защиты брони. В походном положении пулемёт демонтировался с турели и закреплялся на правом борту башни. Боекомплект пулемёта составлял 300 патронов в 6 лентах по 50 штук. Из этого числа, 225 патронов были снаряжены бронебойно-зажигательными пулями Б-32, а 75 — бронебойно-зажигательными трассирующими БЗТ. Броневой корпус и башня ИС-3 имел дифференцированную броневую защиту, рассчитанную на защиту от огня наиболее мощных современных ему танковых и противотанковых орудий в лобовой плоскости и от огня большинства танковых и противотанковых орудий — с бортов. Броневой корпус танка собирался при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90 и 110 мм. Лобовое бронирование танка выполнялось из бронеплит толщиной 110 мм по схеме, известной как «щучий нос» и состояло из двух сходившихся клином левой и правой верхних плит, расположенных под наклоном в 56° к вертикали и с подворотом в 43°, нижней плиты, расположенной под углом в 63° и крыши отделения управления, расположенной под наклоном в 73°. Каждый из бортов корпуса состоял из двух бронеплит толщиной 90 мм: верхней, расположенной под углом в 60° и образовывавшей бортовую нишу и вертикальной нижней. Помимо этого верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами, расположенными под углом в 30°, вместе с небронированными надгусеничными полками образовывавшими дополнительные бортовые ниши, доступ к которым осуществлялся снаружи танка. Кормовая часть собиралась из 60-мм бронеплит: нижней, расположенной под углом в 41° и нескольких верхних, имевших наклон в 48°. Крыша корпуса выполнялась из нескольких 20-мм бронелистов. Днище корпуса, плоское в районе трансмиссионного отделения и «корытообразное» в остальной части корпуса, было штампованным и также изготавливалось из 20-мм бронелиста. Башня ИС-3 представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой стали и имела близкую к приплюснутой полусферической форму, каплевидную в плане. Толщина стенок башни в бортах и корме колебалась от 220 мм в нижней части до 110 мм в верхней, в лобовой же части она доходила до 255 мм. В целом углы наклона, составлявшие от 42° до 59°, были подобраны таким образом, чтобы в любой точке стенок башни их горизонтальная толщина составляла не менее 160 мм. В лобовой части башни имелись амбразуры для орудия и спаренного пулемёта, прикрывавшиеся закреплённой на стволе пушки литой бронемаской, чья толщина достигала 250 мм. Модернизация ИС-3М — Модернизированная версия ИС-3 Эксплуатация и боевое применение Советская Армия Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но 7 сентября 1945 года один танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной Армии в Берлине в честь победы над Японией, где произвёл сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Другие страны ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии. Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов, как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин, с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969—1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.
|
3v-soft.clan.su