Мясищев Владимир Михайлович — биография. Российский Авиаконструктор

Российский авиаконструктор. Генерал-майор. Инженер. Генеральный конструктор ОКБ-23.
Доктор технических наук. Профессор. Заслуженный деятель науки и техники России.
Герой Социалистического Труда. Почетный гражданин Тульской области


Владимир Мясищев родился 28 сентября 1902 года в городе Ефремов, Тульская область. Мальчик вырос в семье богатого купца. Интерес к авиации возник в детстве, когда в его родном городе приземлился отряд красных летчиков. В двадцать пять лет окончил Московский Высший Технический Университет имени Николая Баумана.

     После получения высшего образования двенадцать лет работал в Конструкторском Бюро Андрея Туполева. Учился тонкостям конструирования у своего руководителя Владимира Петлякова. Самолеты «Максим Горький», АНТ-20, ТБ-3 стали плодом работы инженерно-технического коллектива, где набирался молодой конструктор.

     Владимир Михайлович выделялся среди коллег фундаментальными физико — математическими знаниями. В 1934 году руководил созданием бомбардировщика — торпедоносца АНТ-41, пребывая на должности начальника бригады центрального аэрогидродинамического института. С 1937 года Мясищев налаживал серийное производство Ли-2 как главный конструктор завода № 84, что стало признанием в нем производственника — практика.

     Нелегкими для армии настали времена, когда репрессировали всю ее верхушку. К чести отдельных работников НКВД, «мозги Вооруженных Сил» пытались уберечь. Возможно, поэтому в 1938 году, действуя на опережение костоломов Берии, ведущих авиаинженеров арестовали, вынудив подписать признание о вредительстве, судили и отправляли отбывать наказание в тюремное конструкторское бюро № 23.

     Находясь в заключении, Мясищев работал в «спецтехотделе» и проектировал, как и Андрей Туполев и Владимир Петляков. Конструктор начал проектировать высотный бомбардировщик и быстро рассчитал и начертил эскизный проект самолета, что явилось основанием для «верхних инстанций» создать конструкторское бюро под руководством Владимира Мясищева. В нем и продолжена работа над самолетом.

     В 1938 году Владимир Михайлович представил рабочий проект дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102 с двумя мощными опытными двигателями М-120. Самолет имел много прогрессивных решений: шасси с носовой стойкой, герметичные кабины для экипажа и оборудования, дистанционно управляемое оборонительное вооружение. В начале войны на эвакуированном заводе выпускаются два первых опытных самолета этого типа.

     На государственных испытаниях самолет достиг скорости полета 565 км/ч и высоты 11 500 м, однако дальность полета оказалась равной 2230 км, что значительно ниже запроектированной, и самолет в серию, к сожалению не пошел.

     Решением Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1940 года Мясище досрочно освобожден от отбывания наказания.

     После трагической гибели в 1942 году конструктора Владимира Петлякова возникла необходимость в продолжении работ по дальнейшему совершенствованию самолета Пе-2, основного пикирующего бомбардировщика нашей авиации. В связи с этим часть сотрудников ОКБ и сам Мясищев направлены на серийный завод, где выпускались самолеты Пе-2. За годы войны появилось не менее восьми модификаций этого бомбардировщика.

     В 1945 году у Мясищева начинается изготовление макета РБ-17, четырехдвигательного бомбардировщика с твердотопливным ракетным двигателем Jumo-004. Но в феврале 1946 года ОКБ оказалось расформировано, что мотивировалось его «малой отдачей». Все ресурсы перешли Сергею Ильюшину. Наработки по РБ-17 позволили быстро создать реактивный Ил-22.

     Далее, до 1951 года Мясищев являлся заведующим кафедрой проектирования самолетов, деканом самолетостроительного факультета Московского авиационного института, профессором.

     В начале 1950-ых годов конструктор подал в правительство предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тысяч километров. Иосиф Сталин принял это предложение и 24 марта 1951 года решением правительства воссоздано ОКБ-23.

     Самолет, оснащенный четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, спроектирован и построен всего через один год и десять месяцев после организации ОКБ. На М-4 отработана система дозаправки самолетов в воздухе «штанга-конус». Дальнейшим развитием М-4 стал самолет 3М реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. На самолетах М-4 и 3М установлено девятнадцать мировых рекордов.

     С 1956 года Мясищев становится Генеральным конструктором. Далее перед ОКБ поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта создания подобных самолетов не было и Владимир Михайлович разработал новый метод проектирования.

     Выбранная компоновка: длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с четырьмя ТРД потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений. Самолет, получивший название М-50, совершил свой первый полет в 1959 году.

     Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран» класса «поверхность-поверхность». В развитие этого проекта создана крылатая ракета воздушного базирования М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва противовоздушной обороны разрабатывался стратегический сверхзвуковой М-57.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Мясищеву Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

     С 1957 по 1960 год в Конструкторском Бюро Мясищева разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23. Но осенью 1960 года ОКБ-23 расформировали, а штат передан в ОКБ-52 Владимира Челомея, работающее по ракетно-космической тематике. На протяжении следующих семи лет Владимир Михайлович являлся начальником Центрального аэрогидродинамического института.

     В ноябре 1966 года вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода в городе Жуковский Московской области, образованного на территории бывшей летно — испытательной и доводочной базы ОКБ-23.

     Здесь под его руководством проводились работы по увеличению дальности полета самолетов за счет ламинаризации обтекания, по использованию композиционных материалов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.

     В составе научно — производственного объединения «Молния», в которое предприятие включено в 1976 году, на ЭМЗ разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования орбитального корабля многоразового использования «Буран». На летно — испытательной базе ЭМЗ осуществлен комплекс атмосферных летных испытаний на аналоге корабля «Буран».

     Скончался великий конструктор Владимир Мясищев 14 октября 1978 года. Похоронен на седьмом участке Новодевичьего кладбища столицы.

Награды и Признание Владимира Мясищева

Золотая звезда «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда СССР;
Три ордена Ленина;
Орден Октябрьской Революции;
Орден Суворова II степени;
Орден Трудового Красного Знамени;
Ленинская премия (1957 г.).

Память о Владимире Мясищева

В конце 1970-х в подмосковном Жуковском появилась улица Мясищева.
В Москве, на доме где он жил (Романов пер., д. 3) открыта памятная доска.
В 1990-е годы в его честь в Ефремове названа улица Мясищева, в новом частном секторе города.
В сентябре 2003 года в его честь в Москве названа улица Мясищева в районе Филевский Парк Западного административного округа.
ОАО «ЭМЗ имени В. М. Мясищева».
В г. Ефремов, в художественно-краеведческом музее открыт зал, посвященный В. М. Мясищеву.
В сентябре 2017 года, в день 115-летия великого авиаконструктора в городе Ефремове на школе №1 открыта памятная доска, посвященная Владимиру Михайловичу.
В сентябре 2018 года, в день 116-летия великого авиаконструктора в городе Ефремове, в сквере В.М.Мясищева открыли бюст посвященный Владимиру Михайловичу.

Семья Владимира Мясищева

Жена — Елена Александровна Спендиарова (брак с 1927 года), дочь известного армянского композитора Александра Афанасьевича Спендиарова (1871-1928).
Дочь — Мария (1930 г.р.).

ruspekh.ru

ОКБ В.М.Мясищева

1934 — КБ-6 ЦАГИ 1937-38 — КБ-84
1938-40 — СТО-100 ЦКБ-29
1940-43 — СТО-102 ЦКБ-29
1943-1946 — ОКБ-482
1951-1960 — ОКБ-23
1966 — Экспериментальный машиностроительный завод (ЭМЗ)
1981 — ЭМЗ им.В.М.Мясищева

140160 Россия, г.Жуковский-5, Московской обл.

    МЯСИЩЕВ Владимир Михайлович (28.09.1902 — 14.10.1978) — советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1957), доктор технических наук (1959), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972).

    После окончания МВТУ (1926) работал в КБ А.Н.Туполева (в составе ЦАГИ), участвовал в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький». С 1934 начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6) конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, которой в 1936 г. создан бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937-38 главный конструктор ОКБ завода №84 (г.Химки Моск.обл.), созданном для переработки документации для внедрения в серийное производство лицензионного самолёта DC-3 (Ли-2).
    Был необоснованно репрессирован и в 1938-40 гг. находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-29 НКВД в спецотделе СТО-100 В.М.Петлякова (начальником бригады крыла). В конце 1939г. Мясищев предложил проект дальнего бомбардировщика «102» с герметичными кабинами. Для его разработки в ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев возглавлял в 1940-43 гг. В акте о государственных испытаниях ДВБ-102 (дальний высотный бомбардировщик) в 1942 г. отмечалось, что ДВБ-102 явился первым отечественным бомбардировщиком с герметичными кабинами, обеспечивающими нормальные физиологические условия для работы экипажа. Впервые в советском авиастроении в конструкции бомбардировщика были применены шасси с носовым колесом, стрелково-пушечное вооружение с дистанционным управлением, тонкое крыло с относительной толщиной от 10 до 16% и встроенными баками-кессонами. Створки бомбового люка длиной 5,7 м открывались внутрь. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 3 т. Лётные испытания самолёта проводились до 1946.
    После гибели Петлякова, с 1943 Мясищев — главный конструктор и руководитель опытно-конструкторских отделов на заводе №22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе-2 и на заводе №482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102. В начале 1944г. разработан дневной пикирующий бомбардировщик Пе-2И со скоростью полёта, превышающей скорость немецких истребителей, способный нести в фюзеляже бомбу массой 1 т для разрушения мощных оборонительных укреплений. Пе-2И стал базовым для создания ряда опытных самолётов бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108, дальнего истребителя сопровождения ДИС.
   В 1945 году у Мясищева начинается изготовление макета РБ-17 — четырехдвигательного бомбардировщика с ТРД Jumo-004. Но в феврале 1946 ОКБ было расформировано, что мотивировалось его «малой отдачей». Площади, ресурсы и штаты ОКБ-482 переходят С.В.Ильюшину. Наработки по РБ-17 позволили быстро создать реактивный Ил-22.
    В 1946-51 Мясищев — заведует кафедрой проектирования самолётов, декан самолётостроительного факультета МАИ. С 1947 — профессор.
    В начале 50-х Мясищев подал в правительство предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тыс.км. И.В.Сталин принял это предложение и 24 марта 1951 решением правительства было воссоздано Опытно-конструкторского бюро №23 главного конструктора В.М.Мясищева. Самолёт, оснащенный четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, был спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после оргaнизации ОКБ. На М-4 отработана система дозаправки самолётов в воздухе «штанга-конус». Дальнейшим развитием М-4 стал самолёт 3М (М-6) — реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. Самолёт имел ту же схему, что и М-4, но была улучшена аэродинамика. На самолётах М-4 и 3М установлено 19 мировых рекордов.
    С 1956 В.М.Мясищев генеральный конструктор. В середине 50-х годов перед ОКБ была поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта создания подобных самолетов не было и ОКБ под руководством В.М.Мясищева разработано новые методы проектирования. Выбранная компоновка — длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с 4-мя ТРД — потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений. Самолет, получивший название М-50, совершил свой первый полет в 1959г. Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран» класса «поверхность-поверхность». В развитие этого проекта была создана крылатая ракета воздушного базирования М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 (РСС-52) и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва ПВО разрабатывался стратегический сверхзвуковой М-57. Были и первые в СССР пассажирские варианты сверхзвукового самолета — М-53 и М-55. А проекты бомбардировщиков с ЯСУ («30», М-60) и поныне малоизвестны.
    В 1957-60 в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23 (М-48). Но осенью 1960 ОКБ-23 стало филиалом (!) гораздо меньшего по размеру ОКБ-52 В.Н.Челомея, работающего по ракетно-космической тематике.
    В 1960-67 Владимир Михайлович в почетной «ссылке» — начальник ЦАГИ.
    В ноябре 1966 вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в г.Жуковском, образованного на территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы Опытно-конструкторского бюро N`23. ОКБ было сравнительно малочисленным. Многие из прежних специалистов, имевшие опыт создания бомбардировщиков 3М и М-50 уже «прижились» в других фирмах. Завод в Филях, являвшийся раньше частью КБ В.М.Мясищева, был отдан ЦКБМ под ракетную тематику, а на новом месте в г.Жуковском практически ничего не было.
    Здесь под его руководством проводились экспериментальные работы по увеличению дальности полёта Ил-62 за счёт ламинаризации обтекания, по использованию композиционных материалов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.
    В составе НПО «Молния», в которое предприятие включено в 1976, на ЭМЗ разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования орбитального корабля многоразового использования «Буран». На лётно-испытательной базе ЭМЗ осуществлён (НПО «Молния»- совместно с ЛИИ) комплекс атмосферных лётных испытаний на аналоге корабля «Буран».
    Депутат ВС СССР в 1958-66. Ленинская премия (1957). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степ., Трудового Красного Знамени, Медалями. В 1981 имя Мясищева присвоено Экспериментальному машиностроительному заводу.

МИКОЯН Степан Анастасович (12.07.1922) — профессиональный военный летчик и летчик-испытатель.
    Окончил Качинскую военную школу пилотов в 1941 году. В Великую Отечественную войну воевал летчиком-истребителем. После войны окончил Военно-Воздушную Инженерною Академию им. Жуковского. С 1951 года служил летчиком-испытателем в Научно-испытательном Институте Военно-Воздушных Сил. С 1959 года - начальник испытательного Управления этого Института, а с 1965 года — первый заместитель начальника Института.
   Общий налет около 3500 часов, летал на 102 типах летательных аппаратов, в основном на истребителях, а также на бомбардировщиках, транспортных самолетах и вертолетах.
   Генерал-лейтенант авиации, Заслуженный летчик-испытатель СССР (1964). В 1975 году удостоен звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные при испытаниях самолетов.
    Кандидат технических наук (1979). С 1978 года работает в ОАО НПО «Молния», разработавшем орбитальный корабль «Буран» в качестве заместителя Генерального директора по летным испытаниям. Руководил летными испытаниями атмосферного аналога корабля «Буран», технической и стендовой подготовкой летчиков-испытателей, а также участвовал в проектных работах по вопросам деятельности экипажа. Руководил работами по орбитальной летающей модели «Бор-4». При первом орбитальном полете беспилотного корабля «Буран» С.А.Микоян был ответственным за управление кораблем на участке снижения и посадки.
    После смерти В.М.Мясищева в 1978 г. несколько месяцев возглавлял ОКБ его имени.
    В 1987 году С.А.Микоян был избран Почетным членом Общества летчиков-испытателей-экспериментаторов (Калифорния, США).

ФЕДОТОВ Валентин Александрович (1913-2002) — Советский авиаконструктор. 22.02.1979 возглавил ЭМЗ имени В.М.Мясищева.
    Авиаконструктор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Родился в Москве. Трудовую деятельность начал в 1929 г. одновременно с учебой в школе. В 1939 г. окончил Московский институт инженеров гражданского воздушного флота им.К.Э.Циолковского (позднее Московский авиационно-технологический институт), факультет проектирования и эксплуатации дирижаблей.
    Инженерную деятельность начал в 1938 г. в ГСКБ-47 Наркомата боеприпасов. С 1939 по 1951 г. работал в КБ ЦАГИ, где принимал участие в создании самолетов СК-1 и СК-2, совершенствовании аэродинамических и прочностных характеристик боевых самолетов и занимался проектированием и созданием высокооборотных установок большой мощности.
    В 1951 г. был переведен в ОКБ-23, где работал начальником отдела внешних нагрузок и динамической прочности. Здесь он впервые разработал методы исследований на конструктивно-подобных моделях и предложил принципы создания комплексной динамической компоновки самолетов. Также впервые в системе МАП он внедрил расчеты на ЭВМ.
    С 1960 по 1966 г. работал в области прочности конструкции спутников и ракетных систем в ОКБ-52, где разработал ряд типовых конструкций с высокой весовой отдачей. В 1967 г. переведен на Экспериментальный машиностроительный завод, где возглавил работы по проектированию и прочности перспективных самолетных конструкций, а также продлению ресурса стоявших на вооружении самолетов М-4 и 3М. В этот период им разработаны методы расчетных и экспериментальных исследований аэроупругости, бафтинга и компоновочного флаттера.
    В 1979 г. назначен руководителем ЭМЗ им.В.М.Мясищева с присвоением звания главный конструктор. Под его руководством проведены работы по созданию пяти конфигураций транспортной авиационной системы ВМ-Т «Атлант» на базе самолета 3М, обеспечена постройка этих самолетов на ЭМЗ им.В.М.Мясищева и проведены первые транспортировки блоков ракеты «Энергия» массой до 40 т и диаметром 8м и ВКС «Буран». В 1990 на этом самолёте установлено более 20 мировых рекордов высоты и скорости полёта и скороподъёмности.
    В 1982 г. совершил свой первый полет дозвуковой высотный разведчик М-17 «Стратосфера», разработка которого была начата под руководством В.М.Мясищева. Его гражданский вариант М-55 «Геофизика» оборудован для ведения высотной экологической разведки.
    На заводе с 70-х годов создается и запущен в серийное производство самолет-ретранслятор специального назначения на базе самолета Ил-22 и воздушные пункты управления Ил-22М11.
    10 ноября 1985 г. подготовлен и осуществлен первый полет БТС — аналога «Бурана».
    В 1986 г. В.А.Федотов переведен в НПО «Молния», где возглавлял проведение научных исследований. Автор более 25 изобретений и многих печатных работ.
    Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.

НОВИКОВ Валерий Константинович (28.05.1939) — генеральный конструктор ЭМЗ им.В.М.Мясищева с 1986 г.
    Родился в г.Москве; окончил Московской авиационный институт в 1962 г., академик РАЕН (1999), академик Академии наук авиации и воздухоплавания;
    1962-1979 — техник, инженер, старший инженер, начальник группы, начальник сектора НПО «Энергия»;
    1979-1987 — заместитель главного конструктора НПО «Молния»;
    1987-1992 — главный конструктор — ответственный руководитель ЭМЗ им. В.М.Мясищева; почетный авиастроитель авиационной промышленности СССР; награжден медалями Федерации космонавтики им. С.П.Королева, К.Э.Циолковского, М.В.Келдыша, Ю.А.Гагарина; принимал непосредственное участие в разработках, испытаниях и запусках космических кораблей и станций «Восток», «Восход», «Союз», «Салют», «Мир», в международной программе «Союз-Аполлон», а также авиационно-космической системы «Энергия-Буран»;
    с 1992 г. — ответственный руководитель ЭМЗ им. В.М.Мясищева.
    В 1988 г. поднимается в небо уже новый двухдвигательный самолет М-55 «Геофизика» (изготовитель — Смоленский авиационный завод), установивший 16 мировых рекордов. М-55, барражируя на высотах более 20 км, способен вести эффективный мониторинг как земной поверхности, так и атмосферы планеты Земля.
    С 1993 г. самолет М-55 «Геофизика» в вариантах воздушной платформы задействован в международных программах изучения атмосферы Земли и озонового слоя.
    31 марта 1995 г. совершил первый полет самолет бизнес-класса М-101Т «Гжель» (изготовитель — Нижнегородский авиастроительный завод «Сокол»). К настоящему времени самолет «Гжель», разработанный в соответствии с международными нормами сертификации, запущен в серию.
    В рамках конверсии велась также разработка самолета бизнес-класса «Дуэт», сельскохозяйственного самолета М-500, грузопассажирских самолетов М-112 и М-150. ЭМЗ головное предприятие по доработке и модернизации самолетов L-39 и L-410.

ПАЙКИН Борис Романович (26.03.1965) — генеральный директор ЭМЗ имени В.М.Мясищева с 28 апреля 2006 года.
    Родился в Ленинграде. После окончания в 1987 г. Ленинградского технологического института холодильной промышленности занимался предпринимательской деятельностью. В 1992 г. являлся президентом АОЗТ «Финн-Полпа-Нева». В середине 90-х гг. на общественных началах работал советником первого заместителя мэра — председателя комитета по управлению городским хозяйством Владимира Яковлева. В 1996 г. распоряжением мэра Петербурга Анатолия Собчака был назначен главой администрации Петроградского района.
    11 ноября 2003 назначен генеральным директором федерального казенного предприятия «Северо-Западная дирекция Госстроя России — дирекция комплекса защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений».
    В июле 2006 года на базе контейнера безопасного десантирования «Ганимед», представлен технический проект контейнера морского десантирования «Горгона» с экипажем из трех спасателей.

ПРОСКУРНИН Анатолий Алексеевич — генеральный директор ФГУП «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» с 21.12.2006, генерал-лейтенант авиации в запасе.
    В 1966 г. закончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков;
    в 1975 г. Военно-воздушную академию им.Ю.А.Гагарина;
    в 1985 г. Военную академию Генерального штаба ВС.

Литература:

  • Гай Д.И., Небесное притяжение, М., 1984
  • Козлов П.Я., Конструктор, М., 1989.
  • Н.В.Якубович., В.Н.Лавров, Самолеты В.М.Мясищева, М.,1999

ЛА ОКБ В.М.Мясищева

testpilot.ru

ОКБ В.М.Мясищева

ОКБ В.М.Мясищева
1934 — КБ-6 ЦАГИ 1937-38 — КБ-84
1938-40 — СТО-100 ЦКБ-29
1940-43 — СТО-102 ЦКБ-29
1943-1946 — ОКБ-482
1951-1960 — ОКБ-23
1966 — Экспериментальный машиностроительный завод (ЭМЗ)
1981 — ЭМЗ им.В.М.Мясищева

140160 Россия, г.Жуковский-5, Московской обл.

    МЯСИЩЕВ Владимир Михайлович (28.09.1902 — 14.10.1978) — советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1957), доктор технических наук (1959), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972).
    После окончания МВТУ (1926) работал в КБ А.Н.Туполева (в составе ЦАГИ), участвовал в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький». С 1934 начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6) конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, которой в 1936 г. создан бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937-38 главный конструктор ОКБ завода №84 (г.Химки Моск.обл.), созданном для переработки документации для внедрения в серийное производство лицензионного самолёта DC-3 (Ли-2).
    Был необоснованно репрессирован и в 1938-40 гг. находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-29 НКВД в спецотделе СТО-100 В.М.Петлякова (начальником бригады крыла). В конце 1939г. Мясищев предложил проект дальнего бомбардировщика «102» с герметичными кабинами. Для его разработки в ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев возглавлял в 1940-43 гг. В акте о государственных испытаниях ДВБ-102 (дальний высотный бомбардировщик) в 1942 г. отмечалось, что ДВБ-102 явился первым отечественным бомбардировщиком с герметичными кабинами, обеспечивающими нормальные физиологические условия для работы экипажа. Впервые в советском авиастроении в конструкции бомбардировщика были применены шасси с носовым колесом, стрелково-пушечное вооружение с дистанционным управлением, тонкое крыло с относительной толщиной от 10 до 16% и встроенными баками-кессонами. Створки бомбового люка длиной 5,7 м открывались внутрь. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 3 т. Лётные испытания самолёта проводились до 1946.
    После гибели Петлякова, с 1943 Мясищев — главный конструктор и руководитель опытно-конструкторских отделов на заводе №22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе-2 и на заводе №482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102. В начале 1944г. разработан дневной пикирующий бомбардировщик Пе-2И со скоростью полёта, превышающей скорость немецких истребителей, способный нести в фюзеляже бомбу массой 1 т для разрушения мощных оборонительных укреплений. Пе-2И стал базовым для создания ряда опытных самолётов бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108, дальнего истребителя сопровождения ДИС.
   В 1945 году у Мясищева начинается изготовление макета РБ-17 — четырехдвигательного бомбардировщика с ТРД Jumo-004. Но в феврале 1946 ОКБ было расформировано, что мотивировалось его «малой отдачей». Площади, ресурсы и штаты ОКБ-482 переходят С.В.Ильюшину. Наработки по РБ-17 позволили быстро создать реактивный Ил-22.
    В 1946-51 Мясищев — заведует кафедрой проектирования самолётов, декан самолётостроительного факультета МАИ. С 1947 — профессор.
    В начале 50-х Мясищев подал в правительство предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тыс.км. И.В.Сталин принял это предложение и 24 марта 1951 решением правительства было воссоздано Опытно-конструкторского бюро №23 главного конструктора В.М.Мясищева. Самолёт, оснащенный четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, был спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после оргaнизации ОКБ. На М-4 отработана система дозаправки самолётов в воздухе «штанга-конус». Дальнейшим развитием М-4 стал самолёт 3М (М-6) — реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. Самолёт имел ту же схему, что и М-4, но была улучшена аэродинамика. На самолётах М-4 и 3М установлено 19 мировых рекордов.
    С 1956 В.М.Мясищев генеральный конструктор. В середине 50-х годов перед ОКБ была поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта создания подобных самолетов не было и ОКБ под руководством В.М.Мясищева разработано новые методы проектирования. Выбранная компоновка — длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с 4-мя ТРД — потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений. Самолет, получивший название М-50, совершил свой первый полет в 1959г. Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран» класса «поверхность-поверхность». В развитие этого проекта была создана крылатая ракета воздушного базирования М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 (РСС-52) и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва ПВО разрабатывался стратегический сверхзвуковой М-57. Были и первые в СССР пассажирские варианты сверхзвукового самолета — М-53 и М-55. А проекты бомбардировщиков с ЯСУ («30», М-60) и поныне малоизвестны.
    В 1957-60 в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23 (М-48). Но осенью 1960 ОКБ-23 стало филиалом (!) гораздо меньшего по размеру ОКБ-52 В.Н.Челомея, работающего по ракетно-космической тематике.
    В 1960-67 Владимир Михайлович в почетной «ссылке» — начальник ЦАГИ.
    В ноябре 1966 вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в г.Жуковском, образованного на территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы Опытно-конструкторского бюро N`23. ОКБ было сравнительно малочисленным. Многие из прежних специалистов, имевшие опыт создания бомбардировщиков 3М и М-50 уже «прижились» в других фирмах. Завод в Филях, являвшийся раньше частью КБ В.М.Мясищева, был отдан ЦКБМ под ракетную тематику, а на новом месте в г.Жуковском практически ничего не было.
    Здесь под его руководством проводились экспериментальные работы по увеличению дальности полёта Ил-62 за счёт ламинаризации обтекания, по использованию композиционных материалов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.
    В составе НПО «Молния», в которое предприятие включено в 1976, на ЭМЗ разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования орбитального корабля многоразового использования «Буран». На лётно-испытательной базе ЭМЗ осуществлён (НПО «Молния»- совместно с ЛИИ) комплекс атмосферных лётных испытаний на аналоге корабля «Буран».
    Депутат ВС СССР в 1958-66. Ленинская премия (1957). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степ., Трудового Красного Знамени, Медалями. В 1981 имя Мясищева присвоено Экспериментальному машиностроительному заводу.

МИКОЯН Степан Анастасович (12.07.1922) — профессиональный военный летчик и летчик-испытатель.

ФЕДОТОВ Валентин Александрович (1913-2002) — Советский авиаконструктор. 22.02.1979 возглавил ЭМЗ имени В.М.Мясищева.

НОВИКОВ Валерий Константинович (28.05.1939) — генеральный конструктор ЭМЗ им.В.М.Мясищева с 1986 г.

ПАЙКИН Борис Романович (26.03.1965) — генеральный директор ЭМЗ имени В.М.Мясищева с 28 апреля 2006 года.

ПРОСКУРНИН Анатолий Алексеевич — генеральный директор ФГУП «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» с 21.12.2006, генерал-лейтенант авиации в запасе.

Литература:

  • Гай Д. И., Небесное притяжение, М., 1984
  • Козлов П. Я., Конструктор, М., 1989.
  • Н.В.Якубович., В.Н.Лавров, Самолеты В.М.Мясищева, М.,1999

ЛА ОКБ В.М.Мясищева

testpilot.ru

Мясищев Владимир Михайлович

Общая информация

«Мало любить небо. Надо, чтобы небо полюбило тебя. А оно любит людей смелых, знающих, трудолюбивых…». В.М. Мясищев

Владимир Михайлович родился 15 сентября 1902 года в городе Ефремове недалеко от Тулы. В 1913-1918 годах окончил Ефремовское реальное училище. В года Первой мировой войны его внимание привлекли заметки об авиации в печати. Осенью 1920 года юноша отправляется в Москву и поступает в МВТУ на механический факультет. Соученики характеризовали Мясищева как человека скромного, довольно замкнутого, но в тоже время твердого, целеустремленного. Позднее он писал в автобиографии: «Когда я учился, все время работал, сначала как педагог, а затем как конструктор. Приходилось и разгружать вагоны». В 1924 году Владимир Михайлович работал на научно-опытном аэродроме Военно-Воздушных сил чертежником, затем конструктором и инженером. Это был авиационный испытательный центр.


Владимир Михайлович Мясищев

Получившего после окончания МВТУ кроме знаний еще и опыт практической работы, Мясищева осенью 1926 года А.Н. Туполев принимает работать в ЦАГИ. Молодой инженер в бригаде крыла, возглавляемой В.М. Петляковым, участвовал в разработке проекта первого советского бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1).

В 1934 году Туполев назначил авиаконструктора руководителем 6-й бригады Конструкторского отдела опытного самолетостроения, занимавшейся экспериментальными самолетами.

В середине 30-х годов Мясищев испытывал бесхвостые планеры ЦАГИ-1 и ЦАГИ-2 конструкции А.А.Сенькова. Затем его бригада занималась модернизацией АНТ-7 (Р-6), который использовали в разных качествах, преимущественно как поплавковый самолет на севере.


АНТ-41

Первой самостоятельной работой Владимира Михайловича стал самолет АНТ-41, разработанный в 1934-1936 годах как торпедоносец. Самолет с обводами, напоминавшими истребитель, содержал ряд новшеств: размещение бомб внутри фюзеляжа и шасси, убирающиеся в мотогондолу, замена гофрированной металлической обшивки на гладкую, перенос радиаторов двигателей в кромку крыла, что позволило увеличить скорость. Самолет готовили в серию, однако гибели опытного образца от флаттера задержала производство.

В начале 1938 года Мясищева арестовали. Вместе с другими авиаконструкторами он был послан в Спецтехотдел (затем Особое техническое бюро). Вместе с ним работали А. Н.Туполев, В. М. Петляков и многие другие известные конструкторы. Владимир Михайлович предложил создать дальний высотный бомбардировщик и стал руководителем третьего конструкторского коллектива.

Весной 1940 года началось изготовление ДВБ, а летом Мясищева освободили.


Бомбардировщик ДВБ-102

После начала войны завод, производящий ДВБ эвакуировали, а в 1942 году самолет начал летать. Испытатели получили скорость 565 км/ч, высоту полета до 11,5 км, но из-за двигателей дальность полета была всего 2230 км. Самолет прошел испытания, Мясищев и помощники получили премии, отданные на постройку боевых самолетов. Сам Верховный Главнокомандующий в телеграмме благодарил коллектив за работу. Однако, самолет в серию не запустили, а Мясищева летом 1943 года назначили руководителем ОКБ, которое выпускало Пе-2. Ему предстояло сменить погибшего Петлякова.


Пе-2

Осенью 1944 года Мясищев добился выделения средств на создание опытного производства. Это позволило произвести модернизацию пикирующих бомбардировщиков. Наиболее известным стал Пе-2И. Мясищеву поручили построить бомбардировщик со скоростью большей, чем у известного английского «Москито», мало уступавшего истребителям. В июне 1944 года на испытаниях Пе-2РД показал скорость 656 км/ч.

Самолет мог летать и на малых высотах и подниматься до 10-11 километров. Для повышения скорости на пе-2 пробовали применять реактивные ускорители конструкции С.П.Королева.

На основе Пе-2 КБ разработало и построило дальний высотный бомбардировщик ДБВ-108, дальний истребитель сопровождения ДИС, создало макет высотного бомбардировщика ВБ-109, были разработаны проекты четырехмоторных бомбардировщиков ДБВ-202 и ДБВ-302 с бомбовой нагрузкой 16 т. Был разработан реактивный бомбардировщик РБ-17 со скоростью 800 км/ч и дальностью 3000 км.

19 августа 1944 года Мясищеву было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы, его наградила орденом Суворова 2-й степени, а в октябре 1945 года – орденом Ленина.


Владимир Михайлович Мясищев

В феврале 1946 года Владимира Михайловича назначили деканом самолетостроительного факультета Московского авиационного института (МАИ). Не обладая опытом преподавания, он тем не менее привлекал внимание студентов тем, что рассказывал как строить новые самолеты, как выявлять закономерности при их проектировании. Мясищев учил: «Самолет – единая, органичная совокупность систем, а не просто планер, начиненный приборами». Владимир Михайлович помогал в деятельности студенческого научного общества, сам вел научную работу.

Трения с руководством института, привели к тому, что тверда придерживающегося своих взглядов и норм поведения Мясищева в 1948 году освободили от руководства факультетом, а затем и кафедрой. Профессор стоически выдержал удар и продолжил читать лекции.

Владимир Михайлович считал необходимым создать межконтинентальный бомбардировщик для доставки атомного оружия. По его рекомендации студент-дипломник Ю.Ильенко делал проект на тему «Дальний реактивный бомбардировщик».Особый интерес к проекту проявили, когда стало известно, что в США создают межконтинентальный бомбардировщик Б-52. Весной 1951 года задачу построить реактивный бомбардировщик поставили перед Мясищевым.


Владимир Михайлович создает СКБ как сочетание КБ по профилям и их руководителям предоставляет свободу действий. Внутри КБ делились на отделы, а те – на бригады. Необходимо было решить сложную задачу – создать самолет, по характеристикам превышавший все ранее сделанное.

Сотрудники ЦАГИ, занимавшиеся теоретическими исследованиями, разрабатывали научные принципы проектирования стратегического межконтинентального бомбардировщика. Сам главный конструктор, по воспоминаниям соратников, обладал прозорливостью, находил новые тенденции к развитию авиации.

Летчик-испытатель М. Л. Галлай писал: «Владимир Михайлович – новатор в буквальном, первозданном смысле слова. Он удивительно чувствовал грань между новаторством и авантюризмом. Грань невидимую, но существующую. Он приближался к ней, но никогда не переходил».

СКБ под руководством Мясищева работало четко и слажено. Предоставляя свободу руководителям, он и строго контролировал полученный результаты. Девизом СКБ стала инициатива, дисциплина, ответственность. Благодаря усиленной работе за год был подготовлен и отправлен на завод комплект чертежей.


Бомбардировщик 3М

В декабре 1952 года машина 103М была на аэродроме, а 20 января 1953 года впервые поднялась в воздух. Еще продолжалась отработка на опытных машинах, а ОКБ приступило к разработке нового бомбардировщика.

В отличие от предшественника 209М, получил новые турбореактивные двигатели, конструкцию удалось облегчить, а количество топлива увеличить. В результате расчетов и экспериментов в ЦАГИ удалось увеличить дальность на треть. Впервые 201М вылетел в марте 1953 года.

В июле 1955 года 201М участвовал в воздушном параде в Тушине. В прессе имя Мясищева указали среди имен ведущих советских авиаконструкторов.

В ходе дальнейшей доводки было принято решение о заправке самолета в воздухе, чтобы увеличить его дальность. 8 февраля 1957 года 201 М совершил сверхдальний полет с двумя дозаправками в воздухе.

В 1957 году СКБ наградили орденом Ленина, а самого Мясищева удостоили звания Героя Социалистического Труда.


М-50

Если у 201М существовал американский аналог Б-52, то следующая машина СКБ М-50 аналогов не имела. Мясищев, приступая к разработке, исходил из того, что бомбардировщик может иметь скорость не меньшую, чем истребитель, и у его конструкции больше возможностей. М-50 был единственный самолетом, который проектировали не под существующее, а под разрабатываемое оборудование. Он имел самые совершенные навигационные приборы и другие устройства.

В процессе совершенствования конструкции для балансировки на сверхзвуке была выработана форма крыльев, которую потом использовали на сверхзвуковых Ту-144 и «Конкорд», впереди установили небольшое управляемое оперение для улучшения взлетно-посадочных характеристик. Большие успехи ракетостроения внесли в уы руководства страной мнение, что стратегические бомбардировщики не нужны. Почти готовый М-50 в серию не пошел. Осенью 1960 года СКБ расформировали, а Мясищева назначили начальником ЦАГИ.

Авиаконструктор не был доволен назначением. Но и на новом посту он поставил себе задачу усовершенствования работы научного центра авиастроен6ия. Мясищев сочетал 3 основные направления своей деятельности: активизацию сил научных сотрудников, реорганизацию структур института и развитие экспериментальной базы. Мясищев создал лабораторию комплексной проверки схем летательных аппаратов и лично ею руководил, занимаясь перспективным проектированием.


Владимир Михайлович Мясищев

В свободное от работы время Мясищев любил отдыхать на даче. Правда, отдых был относительный. В комнате на втором этаже авиаконструктор продолжал работать. Он читал специальную литературу на 8 языках, писал статьи, продумывал идеи. В год 60-летия Владимира Михайловича наградили орденом Ленина.

На 65-м году жизни Мясищев вернулся к конструкторской деятельности. Его подразделение решало сложную задачу повышения дальности полета. Со временем коллектив занялся разработкой новых самолетов, и не раз его схемы побеждали на конкурсах. Авиаконструктор П.О.Сухой говорил о Мясищеве: «Владимир Михайлович всегда старался опередить время, применить самое новое, прогрессивное… Примененные в конструкции его машин новинки становились обычно достоянием всей нашей авиации, помогали ей идти вперед».

Летом 1977 года Мясищев 2 месяца провел в больнице, позднее чувствовал себя неважно. Бывшие сотрудники поздравили его с 75-летием, пожелали успехов. Следующий год авиаконструктор провел в работе. Но осенью у него случился приступ, и 14 октября 1978 года Владимир Михайлович скончался. Похоронили авиаконструктора на Новодевичьем кладбище. На могиле стоит памятник работы архитектора Н.Шебалина.

olymp.aviaschool.net

Мясищев В. М. Википедия

Владимир Михайлович Мясищев
Дата рождения 28 сентября 1902(1902-09-28)
Место рождения Ефремов, Тульская губерния, Российская империя
Дата смерти 14 октября 1978(1978-10-14)[1](76 лет)
Место смерти
  • Москва, СССР[1]
Гражданство Российская империя Российская империя→
СССР СССР
Род деятельности авиаконструирование
Награды и премии

ru-wiki.ru

📌 МЯСИЩЕВ — это… 🎓 Что такое МЯСИЩЕВ?

  • Мясищев — Мясищев: Мясищев, Владимир Михайлович авиаконструктор Мясищев, Владимир Николаевич советский психолог. Мясищев, Евгений Гавриилович (р. 2.6.1945) артист балета. Засл. арт. РСФСР (1981) …   Википедия

  • Мясищев М-4 — [1954] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Мясищев — Образована от имени или прозвища Мясище, возможно, было дано большому, крупному человеку, о котором говорят гора мяса . В Ономастиконе Веселовского есть: Мясище, Мясищев: Григорий Андреевич Мясище Крюков, начало XVI в.; Федор Игнатьевич Мя сищев …   Русские фамилии

  • МЯСИЩЕВ — Владимир Михайлович (1902 78), авиаконструктор. Руководил бригадой экспериментальных самолетов в конструкторском бюро А.Н. Туполева. В 1938 40 репрессирован, находился в заключении, где работал над опытным бомбардировщиком ДВБ 102. В 50 х гг. под …   Современная энциклопедия

  • МЯСИЩЕВ — Владимир Михайлович (1902 78), авиаконструктор, генерал майор инженер (1944), доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1957). Под руководством Мясищева созданы самолёты бомбардировщики и транспортные самолёты. Ленинская премия… …   Русская история

  • Мясищев В. — Владимир Михайлович Мясищев (28 сентября (11 октября) 1902(19021011), Ефремов, Тульская губерния  14 октября 1978, Москва)  советский авиаконструктор, глава ОКБ 23. Биография Родился в семье служащих. В Ефремове прошли его детство и юность, здесь …   Википедия

  • Мясищев В. М. — Владимир Михайлович Мясищев (28 сентября (11 октября) 1902(19021011), Ефремов, Тульская губерния  14 октября 1978, Москва)  советский авиаконструктор, глава ОКБ 23. Биография Родился в семье служащих. В Ефремове прошли его детство и юность, здесь …   Википедия

  • Мясищев В. Н. — Владимир Николаевич Мясищев (10 июля 1893 4 октября 1973) советский психолог, исследователь проблем человеческих способностей и отношений, критик функционализма. Был учеником В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского. Член–корреспондент АПН СССР.… …   Википедия

  • МЯСИЩЕВ — Владимир Николаевич [29.6(11.7). 1893, Петербург, 4.10.1973, Ленинград], психолог, ч. к. АПН СССР (1968; ч. к. АПН РСФСР с 1957), засл. деят. науки РСФСР (1964). Ученик В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского. После окончания мед. ф та Психоневрологич …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Мясищев —         Владимир Михайлович [15(28).9.1902, Ефремов Тульской области, 14.10.1978, Москва], советский авиаконструктор, генерал майор инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1957), доктор технических наук (1959), заслуженный деятель науки и… …   Большая советская энциклопедия

  • dic.academic.ru

    В. М. Мясищев Википедия

    Владимир Михайлович Мясищев
    Дата рождения 28 сентября 1902(1902-09-28)
    Место рождения Ефремов, Тульская губерния, Российская империя
    Дата смерти 14 октября 1978(1978-10-14)[1](76 лет)
    Место смерти
    • Москва, СССР[1]
    Гражданство Российская империя Российская империя→
    СССР СССР
    Род деятельности авиаконструирование
    Награды и премии

    ru-wiki.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *