Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации

«Об утверждении Единого типового устава органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации» (Зарегистрирован 17.08.2016 № 43273)

  • 18 августа 2016, 11:25
  • 1910

Официальный интернет-портал правовой информации

Утвердить прилагаемый Единый типовой устав органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации. 

Директор Федеральной службы
войск национальной гвардии Российской Федерации —
главнокомандующий войсками национальной гвардии
Российской Федерации
генерал армии В.Золотов 

____________ 

Приложение 

к приказу Федеральной службы 

войск национальной гвардии 

Российской Федерации 

от 25 июля 2016 г. № 46 

ЕДИНЫЙ ТИПОВОЙ УСТАВ 

органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации 

I. Общие положения 

1. Единый типовой устав органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации<1> определяет назначение, основные задачи, функции, правовое положение органов управления соединений и воинских частей войск национальной гвардии Российской Федерации<2>

2. В Едином типовом уставе под органом управления соединения и воинской частью войск<3> понимаются управления дивизий и отдельных бригад, а также бригады, центры, полки, отдельные (морские) отряды (кроме авиационных), отдельные батальоны (отдельные дивизионы, отдельные авиационные эскадрильи, отдельные авиационные отряды), военные комендатуры, отдельные войсковые (специальные) комендатуры, отдельные роты, входящие в состав оперативно-территориальных объединений (округов, региональных командований, региональных управлений и других видов оперативно-территориальных объединений войск), соединений или непосредственно подчиненные директору Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующему войсками национальной гвардии Российской Федерации. 

____________ 

<1> Далее — «Единый типовой устав». 

<2> Далее — «войска». 

<3> Далее — «воинские части». 

3. Воинская часть в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся установленной области деятельности, и настоящим Единым типовым уставом. 

4. В случае образования воинских частей в качестве юридических лиц они создаются в организационно-правовой форме государственного казенного учреждения. Решение о создании указанных государственных учреждений либо об их реорганизации или упразднении (ликвидации) принимается директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации<1>. Права юридического лица воинская часть приобретает со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. 

5. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. 

6. Воинская часть не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц. 

7. Воинская часть имеет условное и действительное наименования. Условное наименование воинской части включает в себя словосочетание «войсковая часть» и ее четырехзначное цифровое обозначение (например, «войсковая часть 3025»). Действительное наименование воинской части состоит (при их наличии) из общевойскового номера; особенности; почетного наименования по названиям городов, районов, рек и местностей, с которыми связаны история, боевой путь или наиболее значительные события боевой деятельности воинской части; наименований полученных наград; специализации; наименования воинской части; почетного наименования в честь выдающихся государственных, военных деятелей и защитников Родины, имеющих особые заслуги перед Отечеством. Действительное наименование воинской части заканчивается словами «войск национальной гвардии Российской Федерации». 

8. Российская Федерация в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, находящегося в оперативном управлении воинской части. 

9. Создание воинских частей осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

10. Организационная структура воинской части определяется штатом воинской части, утверждаемым директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации. 

_____________ 

<1> Часть 3 статьи 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4159). 

II. Предмет и цели деятельности 

11. Предметом и целью деятельности воинских частей является выполнение задач, возложенных на войска, для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. 

12. На воинские части в соответствии с их служебно-боевым предназначением возложены следующие задачи<1>

12.1. Участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности. 

12.2. Охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации. 

12.3. Участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

12.4. Участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции. 

12.5. Участие в территориальной обороне Российской Федерации.

12.6. Оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации. 

13. Иные задачи на воинские части могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами<2>

_____________ 

<1> Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». 

<2> Часть 2 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». 

14. Воинские части в соответствии с их служебно-боевым предназначением выполняют следующие функции: 

14.1. Обеспечивают соблюдение личным составом Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся установленной области деятельности. 

14.2. Обеспечивают готовность имеющихся сил и средств к выполнению задач в мирное и военное время. 

14.3. Осуществляют мероприятия по обеспечению готовности сил и средств к выполнению мобилизационных заданий в установленные сроки. 

14.4. Организуют боевую подготовку подразделений войск, участие в учениях, проводимых вышестоящим органом военного управления. 

14.5. Готовят предложения по наиболее эффективному использованию воинской части, ее структуре и штату. 

14.6. Обеспечивают управление подчиненными подразделениями в мирное и военное время, а также функционирование системы связи и автоматизированного управления войсками, ее дальнейшее развитие и совершенствование, соблюдение режима секретности и ведение делопроизводства. 

14.7. Организуют формирование, ведение и использование банков и баз данных нормативной, статистической и иной информации, обобщение и анализ результатов служебно-боевой деятельности подразделений, разрабатывают и осуществляют меры по ее совершенствованию. 

14.8. Участвуют в комплектовании воинской части офицерами, прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами) и солдатами (матросами), проходящими военную службу по контракту и по призыву. 

14.9. Организуют морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности воинской части, а также обеспечение необходимых условий безопасности военной службы. 

14.10. Осуществляют меры по обеспечению конституционных прав, гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала, рассматривают поступающие предложения, заявления и жалобы. 

14.11. Осуществляют правовое обеспечение воинской части.

14.12. Организуют расквартирование (размещение) подразделений воинской части, принимают меры по предоставлению жилых помещений военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей. 

14.13. Осуществляют руководство войсковым хозяйством и техническим обеспечением служебно-боевой деятельности воинской части. 

14.14. Осуществляют оперативное управление закрепленным за воинской частью недвижимым и движимым имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. 

14.15. Осуществляют профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. 

14.16. Планируют и организуют мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. 

14.17. Осуществляют научно-техническую деятельность в соответствии с задачами, возложенными на воинскую часть. 

14.18. Осуществляют внутренний финансовый контроль.

15. Воинская часть выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся установленной области деятельности. 

III. Организация деятельности и управление 

16. Воинскую часть возглавляет командир (начальник)<1>, компетенция, порядок назначения на должность и освобождения от должности, порядок деятельности и ответственность которого определяются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся установленной области деятельности. 

____________ 

<1> Далее — «командир». 

17. Командир воинской части: 

17.1. Отвечает за боевую и мобилизационную готовность воинской части, успешное выполнение служебно-боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы, внутренний порядок, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое и медицинское обеспечение. 

17.2. Управляет воинской частью на принципах единоначалия.

17.3. Несет персональную ответственность за выполнение воинской частью возложенных на нее задач и функций. 

17.4. Организует и осуществляет производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, выполняет неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. 

17.5. Осуществляет руководство войсковым хозяйством воинской части и участвует в обеспечении воинской части совместно с соответствующими подразделениями материально-технического снабжения материальными средствами по установленным нормам. 

17.6. Представляет интересы воинской части в организациях и государственных органах. 

17.7. Распоряжается в соответствии с законодательством Российской Федерации денежными средствами в пределах утвержденной бюджетной сметы, осуществляет в установленном порядке списание федерального имущества. 

17.8. Несет ответственность за организацию ведения бюджетного учета, организацию внутреннего финансового контроля. 

17.9. Несет ответственность за нецелевое использование средств бюджета, принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, непредставление или представление с нарушением сроков либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности. 

17.10. Устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации распорядок дня и регламент служебного времени воинской части. 

17.11. Контролирует выполнение подчиненными подразделениями, военнослужащими, гражданским персоналом возложенных на них задач, функций и обязанностей. 

17.12. Издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности воинской части. 

17.13. Заключает в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственные контракты, иные договоры (соглашения), подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени Российской Федерации в пределах доведенных воинской части лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств. 

17.14. Руководит научно-технической деятельностью в воинской части. 

17.15. Реализует иные полномочия, предоставленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. 

IV. Имущество и финансовое обеспечение 

18. Финансовое обеспечение деятельности воинской части осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы<1>

_____________ 

<1> В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4209; № 46, ст. 5918; № 49, ст. 6409; 2011, № 7, ст. 900; № 30, ст. 4587; № 49, ст. 7039; № 50, ст. 7344; 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 14, ст. 1652; № 19, ст. 2331; № 52, ст. 6961; № 52, ст. 6983; 2014, № 19, ст. 2304; № 40, ст. 5314; 2015, № 1, ст. 65; № 45, ст. 6202; 2016, № 1, ст. 26). 

19. Воинская часть имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим условным наименованием, печати, штампы, бланки, необходимые для осуществления своей деятельности, а также самостоятельный баланс, лицевые счета в валюте Российской Федерации, открытые в территориальном органе Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

20. Воинские части осуществляют бюджетные полномочия получателя бюджетных средств и администратора доходов федерального бюджета, при этом воинские части из числа управлений дивизий и отдельных бригад дополнительно осуществляют бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств. 

21. Воинская часть ведет бюджетный учет, составляет и представляет бюджетную, налоговую и статистическую отчетность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

22. За воинской частью в целях обеспечения ее деятельности в установленном порядке закрепляются в оперативное управление здания, строения, помещения, оборудование, техника, вооружение, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности имущество. 

23. Земельные участки предоставляются воинской части в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

24. Воинская часть заключает и исполняет государственные контракты, иные договоры (соглашения), подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени Российской Федерации, приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

25. Воинская часть осуществляет приносящую доход деятельность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Средства от приносящей доход деятельности, осуществляемой воинской частью, поступают в федеральный бюджет. 

26. Воинская часть отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам воинской части несет Российская Федерация в лице учредителя воинской части — Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. 

27. Реорганизация или ликвидация воинской части осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 

28. Распоряжение имуществом ликвидированной воинской части осуществляется собственником имущества, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

29. При отсутствии у воинской части правопреемника документы постоянного и временного хранения передаются на государственное хранение в Центральный архив войск национальной гвардии Российской Федерации. 

30. Ликвидация воинской части считается завершенной, а воинская часть — прекратившей свою деятельность с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. 

V. Контроль за деятельностью воинской части 

31. Контроль за деятельностью воинской части осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, путем проведения инспектирования, комплексных и целевых проверок, ревизий финансово-хозяйственной и других видов деятельности уполномоченными должностными лицами. 

32. Внутренний контроль за деятельностью воинской части и ее структурных подразделений осуществляют командир и иные уполномоченные должностные лица воинской части. Для проверки деятельности воинской части и подчиненных подразделений командиром воинской части создаются комиссии, действующие на основании положений о них, утверждаемых командиром воинской части. 

____________

rosgvard.ru

Статья 31. Материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии — с изменениями, проверено 09.08.2019 — ФЗ «О национальной гвардии» — Законы Российской Федерации

Статья 31. Материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии

1. Обеспечение войск национальной гвардии вооружением, боеприпасами, боевой и специальной техникой, специальными средствами осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и по нормам, устанавливаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок и нормы иных видов материально-технического обеспечения войск национальной гвардии устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами.

2. Закупка товаров, работ и услуг в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

3. Строительство, реконструкция или предоставление объектов, предназначенных для размещения органов управления войсками национальной гвардии, соединений, воинских частей, подразделений и организаций войск национальной гвардии, и расходование горючего и смазочных материалов производятся в порядке и по нормам, которые установлены для Вооруженных Сил Российской Федерации (с учётом особенностей, определяемых руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти).

4. Расквартирование воинских частей, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, материально-техническое обеспечение военных городков, зданий и сооружений, предназначенных для расквартирования указанных воинских частей, а также строительство, капитальный ремонт, реконструкция инженерно-технических средств охраны, караульных помещений, зданий (помещений) комендатур, бюро пропусков, обеспечение их эксплуатации (в том числе предоставление и оплата коммунальных услуг), обеспечение личного состава караулов на объектах, производящих или применяющих в производстве радиоактивные, аварийно-опасные и химически опасные вещества, средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами радиационного и химического наблюдения, дозиметрического контроля и системами аварийного оповещения осуществляются за счёт средств организаций, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

5. Обеспечение подразделений войск национальной гвардии, осуществляющих на договорной основе охрану имущества граждан и организаций, а также охрану объектов, техническими средствами охраны, выделение указанным подразделениям служебных и подсобных помещений с оборудованием и инвентарем, проведение капитального ремонта, реконструкции и обеспечение технической эксплуатации (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) указанных помещений являются обязательствами организаций, заключивших договоры об охране имущества и объектов.

6. Для организации охраны объектов, подключенных к пультам централизованного наблюдения, войска национальной гвардии используют каналы связи, предоставляемые операторами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи. Помещения (части помещений) в сооружениях связи, используемые для размещения аппаратуры охранной сигнализации, арендуются у операторов связи на договорной основе.

7. Личный состав войск национальной гвардии, привлекаемый к выполнению служебно-боевых (оперативно-служебных, служебных, боевых) задач за пределами пунктов их постоянной дислокации, обеспечивается дополнительным питанием.

8. Субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе войскам национальной гвардии для участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

dogovor-urist.ru

Правовое положение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

Правовое положение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

 




ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Назаров А. Ю.

В статье рассматривается правовое положение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Проводится анализ принятых нормативных правовых актов в сфере деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Одним из важнейших элементов системы обеспечения внутренней безопасности является правовой механизм обе­спечения эффективного функционирования органов государ­ственной власти, предназначенных для обеспечения государ­ственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. В этой связи следует отметить важ­ность образования новой структуры — Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия). Правовую основу образования данной федераль­ной службы заложил Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

Целями создания Росгвардии являются обеспечение го­сударственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с указом Пре­зидента Российской Федерации внутренние войска Министер­ства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации. Ро­сгвардия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реали­зации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в четырех сферах деятельности: войск наци­ональной гвардии Российской Федерации, оборота оружия, частной охранной деятельности и вневедомственной охраны. Росгвардию возглавляет ее директор — главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации, осу­ществляющий управление войсками национальной гвардии Российской Федерации. Президентом Российской Федерации подписан указ от 5 апреля 2016 года № 158 «О директоре Фе­деральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующем войсками национальной гвардии Российской Федерации».

Директор Росгвардии — главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации пользуется при решении вопросов организации деятельности Федеральной службы, прохождения военной службы в войсках националь­ной гвардии Российской Федерации и службы в Федеральной службе правами и полномочиями, установленными для ру­ководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (служба).

Росгвардия включает в себя следующие структурные составляющие: 1) органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие федеральный государственный кон­троль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охран­ной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной ох­раны МВД России; 2) специальные отряды быстрого реагиро­вания (СОБР) территориальных органов МВД России; 3) отря­ды мобильные особого назначения (ОМОН) территориальных органов МВД России; 4) Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России и авиа­ционные подразделения МВД России. Кроме того, в ведение Росгвардии передано федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Охрана» МВД России. На Росгвардию возложено решение следующих основных задач: а) участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; б) участие в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции; в) участие в борьбе с экс­тремизмом; г) участие в территориальной обороне Россий­ской Федерации; д) охрана важных государственных объектов и специальных грузов в соответствии с перечнем, утверж­денным Правительством Российской Федерации; е) оказание содействия пограничным органам федеральной службы без­опасности в охране государственной границы Российской Фе­дерации; ж) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Россий­ской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной ох­ранной деятельности, а также осуществление вневедомствен­ной охраны.

Одной из ведущих задач Росгвардии является участие со­вместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения. Охрана общественного порядка осуществляется патрульно-постовы­ми нарядами, через сети стационарных постов полиции, па­трульных участков, путем комплексного привлечения к охране общественного порядка сотрудников полиции и военнослужа­щих войск национальной гвардии, общественных формирова­ний.

Общественная безопасность — неотъемлемая часть на­циональной безопасности, охватывающая общественные от­ношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей и их имущества. Ведущее место в системе сил обеспечения безопасности занимает МВД Рос­сии и Росгвардия. В данной деятельности они в полной мере использует специальные силы и средства, которые действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с за­конодательством.

Чрезвычайное положение означает особый правовой ре­жим, вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях.

Особо опасными преступлениями против общественной безопасности являются терроризм, т.е. идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насиль­ственных действий)5. В борьбе с терроризмом применяется Росгвардия. В частности, она может использоваться для пре­сечения террористических актов в Российской Федерации, на объектах производственной деятельности, участия в проведе­нии контртеррористической операции в порядке, предусмо­тренном законом.

Участие Росгвардии в борьбе с экстремизмом предпола­гает выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объедине­ний, иных организаций, физических лиц. Данное направление деятельности регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности».

Участие Росгвардии в территориальной обороне Рос­сийской Федерации предусматривает систему осуществля­емых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов. Задача Росгвардии по охране важ­ных государственных объектов и специальных грузов осу­ществляется путем проведения комплекса организацион­ных, инженерно-технических мероприятий и войсковых действий с целью надежный охраны и обороны таких объ­ектов и грузов. Так, к важным государственным объектам от­носятся объекты, расположенные в закрытых администра­тивно-территориальных образованиях (ЗАТО), перечень которых утверждается Правительством Российской Федера- ции.

Оказание содействия пограничным органам федераль­ной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации осуществляется Росгвардией путем обеспечения по представлениям пограничных органов вре­менного ограничения или воспрещения доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государ­ственной границы во время проведения пограничных поис­ков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятство­вании незаконным массовым пересечениям Государственной границы.

Осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Феде­рации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также осуществление вневедомственной охра­ны предполагает деятельность Росгвардии по трем направле­нием.

Первое направление — осуществление федерального го­сударственного контроля (надзора) за соблюдением законо­дательства Российской Федерации в сфере оборота оружия регулируется Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об оружии».

В соответствии с действующим законодательством об оружии, контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Прави­тельством Российской Федерации выдавать лицензии на про­изводство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

Второе направление — осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением зако­нодательства Российской Федерации в сфере частной охран­ной деятельности регулируется Законом Российской Феде­рации от 11 марта 1992 года № 2487-1 (ред. от 13.07.2015) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Контроль за частной детективной и охран­ной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется в пределах, установленных Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», другими законами и иными правовыми акта­ми Российской Федерации.

Третье направление — осуществление вневедомствен­ной охраны, предусматривает организацию охраны объек­тов, подлежащих обязательной охране полицией, а так же организацию охраны объектов на договорной основе. Пере­чень объектов, подлежащих обязательной охране полици­ей утверждается Правительством Российской Федерации. Организация охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией, осуществляется Центром специального назначения вневедомственной охраны Министерства вну­тренних дел Российской Федерации, который вошел в со­став Росгвардии, его подчиненными подразделениями, фе­деральными государственными казенными учреждениями — управлениями (отделами) вневедомственной охраны тер­риториальных органов МВД России на региональном уров­не, их филиалами. Охрану объектов на договорной основе осуществляет ФГУП «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации. Оно было создано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. № 66 «Вопросы реформирования подраз­делений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» и является правопреемником по договорам, заключенным подразделениями вневедом­ственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации на военизированную, сторожевую охрану и на проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт техниче­ских средств охраны.

Таким образом, правовое положение Росгвардии в насто­ящее время определяется соответствующими указами Прези­дента Российской Федерации, а в ближайшее время получит и свое законодательное закрепление.


Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале №  5 (96) 2016

Правоохранительные органы

< предыдущая   следующая >


   

www.eurasialegal.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *