Украинская вышиванка: традиции, орнаменты и символы

22-05-2015 15:23 СТАТЬИ — ЖИЗНЬ

Украина отпраздновала День вышиванки массовым одеванием этой национальной рубашки. Впрочем, сегодня одевая вышиванку, мы мало уделяем значения традициям ее ношения и символам, скрытым в ее узорах. А это – целая история.

Самый распространенный цвет ткани, из которой шили сорочки с вышивкой, — белый. Даже у самых бедных жителей Украины всегда была белая праздничная сорочка-вышиванка — пусть латаная, но белая.

Распространены также были вышиванки из небеленого полотна, такие сорочки имеют сероватый или кремовый оттенок.

А вот черный цвет вышиванки традиционно считался цветом печали и скорби. Причем раньше такую рубаху, если и одевали в некоторых регионах, то исключительно пожилые мужчины.

Были также вышиванки синего цвета, их полагалось носить или женщинам в возрасте, или маленьким девочкам, которым еще далеко до замужества.

Красный цвет вышитой сорочки символизировал и символизирует любовь, страсть, полноту жизни и красоту.

В украинской национальной традиции есть одноцветные, двухцветные и многоцветные вышивки на рубахах.

При этом одноцветные вышиванки были более распространены лишь на Полтавщине и в некоторых районах Черниговщины. Это растительные и геометрические орнаменты, выполненные белым по белому. Такая сорочка выглядит нежно и нарядно. Иногда белый узор обводился черными или синими полосами.

Считается, что двухцветные вышиванки предпочитали на Киевщине и Винниччине, в Хмельницком и Черкасском регионах, а также в западной части Кировоградщины. Основные цвета орнамента Киевщины — белый, кораллово-красный, оттененный черным. В этом регионе были распространены как растительные, так и геометрические орнаменты.

В центральной части Кировоградщины, а также в Одесском и Николаевском регионах также были распространены двухцветные вышиванки. Но здесь было принято красный узор выделять черными или синими нитками. Причем, сочетание красного с синим вошло в украинскую традицию вышивки раньше, чем с черным.

В целом же, чем дальше на юг от Киева – тем пестрее, разноцветней вышивка. Это — типичный орнамент юга.

А вот для вышиванок Волынского региона  характерны простые орнаменты, выполненные лишь красной нитью. При этом в северной части региона преобладали растительные узоры – ягоды, цветы, листья, а южнее — геометрические.

Полихромные (многоцветные) вышиванки характерны для Карпат, Закарпатья, Буковины и Гуцульщины.

Основных цветов украинской народной вышивки пять: белый, красный, черный, синий и желтый.

Расшифровка в каждом регионе была своей. Например, в Полесье (особенно на Житомирщине) и было не принято вкраплять в вышивку черный цвет. Его считали символом смерти и скорби.

А вот жители Подолья (Каменец-Подольский, Хмельницкий и Винница) считали черный цветом земли, а  его наличие в вышивке символизировало богатство и благополучие. Тут черный цвет вполне мог выступать на вышиванке основным.

Черный, как символ земли, плодородия и богатства также лежит в основе знаменитой Борщевской вышивки (Тернопольская область).

Отдельно стоит отметить и так называемые Сокальские рубашки. В этом районе Львовщины даже свадебные рубахи вышивались черным на сером льняном полотне.

И все же основные значения цветов в украинских национальных рубашках таковы:

Красный. Считалось, что красный наполняет человека позитивной жизненной энергией. Он символизирует энергию солнца. Считается, что он защищает самую нижнюю чакру человека, отвечающую за опорно-двигательную систему, прямую кишку и мочеполовую систему.

Синий. Этот цвет сам по себе считали мощнейшим оберегом. Символизируя небо и воду, а соответственно чистоту физическую и духовную, он гарантировал избавление от недугов и душевное спокойствие. Вышивкой синего цвета оберегали самых уязвимых – детей и мужчин. Последних – по той причине, что они чаще сталкивались с опасностью.

Также считается, что синяя обереговая вышивка защищает шестую чакру, находящуюся в области «третьего глаза» и отвечающую за интеллект человека.

• Голубой цвет оберегового орнамента оберегает пятую чакру, которая отвечает за органы дыхания, слуха, кожу и творческие способности человека.

• Золотой (желтый). Этот цвет солнца, меда и пшеницы – то есть достатка, богатства, благополучия и радости. Этот цвет в сакральном узоре рубашки обещал материальный достаток ее носителю. В обереговой вышивке желтый цвет защищает третью чакру – солнечное сплетение, центр жизненной энергии.

• Зеленый. В украинской национальной традиции считался женским цветом как символ молодости, весны, обновления. При этом вплетенный в орнамент на мужской вышиванке он способен защитить от природных стихий, а также помогает сбалансировать эмоции человека. В обереговой вышивке защищает четвертую чакру – сердечную.

Черный, как мы уже упоминали, трактовался по-разному: для одних он был цветом печали, для других – символом земли и плодородия.

Фиолетовый цвет в обереговой вышивке трактуется как защитник седьмой чакры, отвечающий за область темечка. Якобы этот цвет связывает человека с Богом.

Отметим, что в былые времена люди могли легко «прочитать» вышиванку — определить по узору и технике вышивки, из какого региона ее хозяин, и даже узнать кое-что о его характере, судьбе и желаниях.

Рубахи-обереги

В вышиванке орнаментом обязательно украшались края одежды. Считалось, что это те места, через которые под рубаху может пробраться зло, ведь именно на руках, шее и подоле открывается доступ к телу. Вышивка в этих местах несла и несет в себе оккультный характер, а символы на ней — это в первую очередь обереги. Девичью сорочку украшала вышивка на рукавах, вокруг горловины и по низу подола. Замужние женщины вышивали сорочки еще и на груди, воротнике, рукавах. Подол украшался более широкой вышивкой, чем у девушек, потому что орнаменты дополнялись символами рода мужа.

Орнаменты вышивок делятся на три основных группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).

Геометрические орнаменты тесно связаны со славянской мифологией и трипольской культурой. Существуют археологические находки, подтверждающие, что жившие на территории Украины представители трипольской цивилизации создавали предметы обихода с узорами, похожими на традиционные украинские орнаменты. Есть также археологические подтверждения, что скифы, жившие еще до нашей эры, носили одежду с вышитыми орнаментами, идентичную национальной украинской.

При этом геометрические орнаменты считаются мужскими, а растительные – женскими.

В числе традиционных мужских символов: всевозможные знаки огня (ромбическая решетка), знаки солнца (ромб с отростками-лучами или прямой крест) и ромбы с точкой в середине (знак нивы, засеянной семенем).

Исконно женские геометрические символы —  прямая линия (знак земли), всевозможные спирали, волны и змейки (знаки воды), а также косой крест, напоминающий букву Х — это начертание руны «урожай» и знак Луны.

Но узор народной сорочки не состоит только из мужских или только женских символов. Обычно они сочетаются, ведь каждый человек — это инь и янь. Поэтому выгнутую змейку — символ Воды и восьмиконечную звезду – Солнца вышивали как на мужских, так и на женских вышиванках. Как символы материнской и отцовской энергии их было принято наносить на детскую рубашку в качестве оберега.

Верхние лучи цветка-звезды могут быть расположены как крест (вертикально) — этот знак привлекает силу солнца.

Если верхние лучи звезды расположены по диагонали — ее носителя охраняет сила Луны.

Популярным мужским узором был ромб с точкой посередине. Этот орнамент изображал засеянное поле и символизировал мужскую силу и плодородие. Считалось, что вышитый ромб на рубашке способен ускорить пополнение рода. Такой ромб в разных вариациях содержится практически на каждой мужской вышиванке. Зачастую рядом с таким ромбом располагался ромб со скошенными прямыми линиями посредине, которые символизируют дождь.

Ныне он часто присутствует и на женских вышиванках. Некоторые исследоватили считают, что после замужества женщины вполне могли украшать свои рубашки таким мужским символом в надежде на быстрейшее пополнение в семье.

Отдельно отметим особенности традиций ношения и изготовления детской вышиванки.

В селах первую рубашку ребенку было принято шить из поношенных родительских вещей. Считалось, что в них хранится родительская энергия, способная защитить ребенка от сглаза и болезней. Девочкам шили рубашку из маминых вещей, мальчикам — из папиных. Поэтому и первые узоры-обереги ребенку доставались от родителей вместе с их цветами-символами. Например, девочке — с черным узором, символом плодородия, который, в том числе, защищал от бесплодия. А мальчику — с синим и зеленым, защищающим от природных стихий и ранений.

Первую личную рубашку ребенок получал в три года. Мать создавала для него индивидуальную обереговую вышивку, для которой использовала исключительно красные нити. Детям было достаточно одного красного цвета – цвета родственной кровной связи.

На детских рубашках также нередко изображали животных — собаку, коня, петуха или сказочных птиц.
 

Растительные орнаменты

Калина.

Гроздья калины вышивали на сорочках для замужних женщин, а также на свадебных рушниках. Калина символизирует бессмертие рода и материнство: дерево является воплощением матери, а ягоды — детьми. Именно поэтому вышиванки с калиной лучше носить женщинам, у которых есть дети. А вот на детских вышиванках калину изображать было не принято, впрочем, как и все другие символы рода и плодородия.

Дуб.

Наши предки верили, что изображение этого дерева на рубашке защитит мужчину от недобрых людей, придаст силы и мужества. В целом дуб являлся символом Перуна — бога солнечной энергии. Мальчикам обязательно вышивали рубашки-обереги с изображением дуба, чтобы мужская сила и энергия не покидала их, а приумножилась с каждым днем.

Отдельно оговоримся, что сочетание дуба и калины, переплетенных между собой в орнамент, нередко наносились на свадебные рубашки молодоженов. Логика этого узора вполне понятна.

Мак.

Несет в себе значение вечной памяти рода, а потому его изображение – оберег от зла. В то же время считалось, что на месте гибели воина на поле боя весной зацветает мак. Поэтому, если в семье муж погибал на войне, то жена вышивала рубашку с маками в знак своей скорби, а также обязуясь сохранить и продолжить казацкий род.

Лилии.

Такие рубашки носили девушки, которые готовились ступить в брак. Однако, цветок лилии никогда не вышивался по отдельности. Орнамент состоял из цветка, бутона, листка и креста. Первые три символизировали рождение, развитие и бесконечность человеческой жизни. Магический крест благословлял пару на создание семьи. После замужества женщина уже не носила вышиванку с этим орнаментом, а дарила ее своей незамужней сестре или подруге.

Хмель.

Мужские вышиванки с изображением хмеля носили молодые холостые хлопцы. Этот цветок являлся символом молодости, буйства и любви. А вот женатому мужчине носить сорочки с таким узором считалось неприличным. Аналогичную трактовку имеет вышивка с изображением барвинка — весьма распространенного цветка на украинских вышиванках.

Виноград.

Такие узоры символизировали радость и красоту семейной жизни. Вышиванки с виноградом присущи Полтаве и Киеву. А вот на Черниговщине узоры с виноградом наносили только на полотенца и скатерти. При этом присутствие букетов и гроздьев винограда на мужских вышиванках считается абсолютно недопустимым.

Мальва

Вышиванка, обильно украшенная изображением этого цветка, была и остается очень популярной на востоке и юге Украины.

Роза розовая или мальва — один из самых любимых цветков украинцев, ее выращивались для украшения жилища едва ли не под каждой хатой. Но вот вишивка этого цветка на рубашке несет в себе исключительно эстетическую, а не обереговую функцию.

Принципиально важно, чтобы на обратной стороне вышиванки не было узелков. Учитывая сакральное значение такой рубашки, считалось и считается, что узелки на узоре могут стать узелками на судьбе и жизненном пути.

www.trust.ua

Традиционные черты украинской национальной одежды

Богатейшее творчество украинского народа отразилось во многих видах декоративно-прикладного искусства, созданных и усовершенствованных за многие века. Особое место среди них занимает уникальная в художественном и утилитарном смысле украинская национальная одежда.

Одежда мужчин отличается от женской одежды покроем, декором, тканями, но имеет и общие элементы, определяющие особенные региональные черты костюма разных местностей. Основой украинской одежды, как и у других славян, является рубашка. Мужские нательные рубахи шили из домотканого полотна, сотканного из конопли или льна. Из грубого полотна шили также рубахи, которые служили верхней одеждой. Для украинской рубашки характерна «пазушка» — разрез посередине спереди для удобства надевания рубахи. Пазушка всегда украшается вышивкой – скромной для обыденной одежды и красочной, даже роскошной, для праздничного наряда.

Вид воротника рубашки часто зависит от традиций данной местности. Наиболее распространен воротник «стойка», свойственный особенно центральным областям. В западных регионах чаще встречается отложной воротник. Нередко украинцы носили рубашки и совсем без воротника. Для такого варианта горловину рубашки слегка присобирали и обшивали тесьмой или каймой из узкой полоски ткани, пришивая полоску к горловине снизу, а не сверху.

Обычно пазушка у воротника завязывается плетеными красивыми шнурками или тесемками, но иногда и застегивается на пуговицы. Длина рубашки позволяет заправлять ее в широкие штаны. Такой удобный вариант ношения рубашки характерен для казаков, позаимствовавших его у кочевых восточных народов. В некоторых, особенно западных регионах, где фасон штанов был менее широким, рубашку надевали навыпуск. Покрой мужских рубах тоже имеет некоторые региональные отличия. В большинстве случаев в подмышки вставляли прямоугольные или треугольные куски ткани для удобства в работе. Донские казаки не признавали такой фасон, считая его признаком крестьянства, к которому они не относились. Часто на плечах украинских рубашек делали вставки с вышивкой или нашивки в виде погон, которые назывались «уставками».

Штаны крепились на теле шнурком или ремнем. Ремень (гачник, очкур) имел красивую металлическую пряжку. Казацкие шаровары были очень широкими, что давало возможность легко вскакивать на коня. Для этого между штанинами вшивалась мотня из большого куска ткани. В качестве материала для штанов использовали прочное сукно или холст. Гуцульские неширокие штаны украшали вышивкой по низу штанин с изнанки, а затем отгибали вышитый край наружу, как манжету.

Женский украинский костюм значительно разнообразнее мужского, к тому же он отличается и региональными особенностями. В наиболее архаичном виде украинская одежда сохранилась в Полесье. Костюм Среднего Приднепровья принято считать классическим украинским. Самобытна одежда украинцев горных местностей. Приграничные регионы перенимали элементы одежды соседей. Одежда жителей Подолья имеет схожие черты с одеждой молдаван, а жителей северо-западных районов — с одеждой поляков.

Основывается женский костюм на нательной рубашке-сорочке, которую еще называют кошулей. Она значительно длиннее мужской рубашки. Обычно такие сорочки шили из двух видов полотна: верхняя часть из тонкого, а нижняя часть, скрытая верхней одеждой, из более грубого. Украинки некоторых западных областей носили сорочки, состоящие из двух отдельных деталей. Цельные сорочки, сшитые из одного тонкого полотна, украинские женщины надевали на праздники. По покрою женские сорочки можно разделить условно на три группы: туникообразные, на кокетке, поликовые. Воротники на женских сорочках встречаются чаще в западных регионах, в центральных и восточных областях украинки предпочитают старинный традиционный вариант сорочки без воротника, когда вырез горловины собирается мелкими сборочками на красивом шнурке, или присобранная горловина обшивается тонким кантом.

Для украинских женских сорочек характерна вышивка по краю подола, который обычно выступает ниже поясной одежды. Рукава у сорочек традиционно длинные, широкие, с небольшим манжетом на запястье. Рукава богато вышивались, особенно на уставках (поликах) – прямоугольных кусках ткани, вшиваемых в месте, где рукав соединяется с плечом.

Украинская женская поясная одежда разнообразна и самобытна. Девичьей поясной одежды не было, так как по обычаю славянские девочки носили до пятнадцати лет только сорочку, подпоясанную тонким пояском. Выходя замуж, невеста надевала поневу, и с тех пор носила поясную одежду, как все замужние женщины. Понева присуща всем славянским народам, отличаясь только декором и некоторыми особенностями. Этот элемент костюма надевался на нижнюю часть тела, закрепляясь на талии поясом. Украинки носили в основном три вида поневы – запаску, дергу в повседневных хлопотах, плахту в праздники.

Дерга представляла собой полотно до трех метров длиной, которым женщина обматывала несколько раз нижнюю часть тела. Домашние станки позволяли ткать довольно узкое полотно, поэтому дергу сшивали из трех полотен, чтобы получить нужную длину юбки-дерги. На талии дерга крепилась поясом. Домашнее полотно для дерги не окрашивали или красили в черный цвет, украшений не наносили.

Запаски изготовлялись из более тонкого шерстяного полотна, окрашенного в красный, зеленый или синий цвет без рисунка. Носили украинки одновременно две отдельные разные запаски – более широкой закрывали тело сзади (позадница), а менее широкую попередницу повязывали спереди, поверх позадницы. Обе запаски крепились на талии с помощью тесемок, пришитых на верхних углах запаски. Часто пара запасок составлялась из ткани разного цвета. Иногда попередницу заменяли обычным передником.

Для праздников шили плахты из красивой ткани, сотканной многоцветным клетчатым орнаментом. Каждая женщина старалась вышить свою плахту красивыми шелковыми или шерстяными нитями. В зажиточных семьях женщины могли носить плахту из дорогой ткани – шелка или парчи.

В более поздние времена появились юбки, наиболее распространенными из которых стали андараки – шерстяные юбки в тканую горизонтальную полоску.

Трудно представить украинский женский праздничный костюм без нагрудных украшений. Бусы из драгоценных и полудрагоценных камней, стекла и природных материалов, монисто — подвески с различными монетами и металлическими пластинками, оригинальные дукачи и много других изделий дополняли наряд украинских женщин.

Большим разнообразием отличается верхняя одежда украинцев. Специалисты условно разделили верхнюю украинскую одежду по покрою на четыре больших типа.

К первому типу относятся изделия самого простого прямого кроя в виде халата, легкого плаща или рубахи. Популярной была опонча – одежда в виде широкого халата с капюшоном и свободными рукавами. В качестве плаща западные украинцы носили чугу, называемую также чуганей или чугаем. Чуга имела рукава, которые не использовали по своему назначению, накидывая чугу просто на плечи. Поэтому рукава обычно снизу зашивали и использовали в качестве карманов. К этому же типу относится гуцульская гугля или манта. Эта одежда выглядит как мешок, не зашитый по одной длинной стороне. Зашитый угол «мешка» служил капюшоном. Гугля крепилась на плечах шнурками. В начале прошлого века праздничный вариант гугли или манты использовался в качестве венчального наряда невесты.

Фасон, напоминающий рубаху, имел шушпан – верхняя одежда из холста, используемая в основном для работы. К одежде в виде халата относится кирея, кобеняк, свита с кобеняком, сиряк, стовбовата свита. Этот вид одежды обычно шили из серого грубого сукна и надевали поверх кожуха или шубы. Он имел капюшон, который в разных местностях называли каптуром, кобкой, шанькой и др. Капюшон был закругленной формы и имел прорези для глаз. В восточных областях Украины кобеняк шили не с капюшоном, а с широким большим воротником из сукна или другой ткани.

Второй тип верхней украинской одежды более сложный, с клиньями, которые вшивались сзади от талии до подола. Узкий конец клина пришивался на талии, а ниже, к подолу, он расширялся, придавая одежде характерный вид. Такой покрой использовался для шитья свиты, куцинки, гуни.

К третьему типу относится отрезная по талии верхняя одежда, которая сшивалась из верхней части и нижней. Нижняя часть изделия сзади собиралась в сборки или складки. Этот фасон применялся для юпки, корсетки, свиты, кожушины.

Четвертому типу характерны складки или сборки в нижней части изделия как на задней стороне, так и спереди. Примером такой верхней одежды служит чемера (чамарка, чемерка).

Какой бы костюм ни надевали украинцы, его важной частью обязательно был пояс. Любой пояс имел практическое значение – с его помощью крепилась одежда на теле. Но значительно более важным было для украинцев символическое, обрядовое и декоративное значение пояса. Казаки гордились роскошными широкими и длинными поясами, которые они многократно обматывали на талии, завязывали, и спускали низко особенно красивые длинные концы пояса, которые часто завершались кистями. Роль пояса для невесты выполнял обрядовый специально вышитый рушник. Нарядными праздничными были персидские пояса из красочного шелка, а донские зажиточные казачки подпоясывались в праздник коваными серебряными поясками.

Большое разнообразие характерно также и головным уборам украинцев. Мужчины носили удобные головные уборы, отличавшиеся формой и материалами, и имевшие самобытные названия. Наиболее популярные формы мужских головных уборов – цилиндр, конус и полукруг. Шили их из сукна, шерсти, меха (в основном овчина). Из меховых шапок часто встречалась барашковая высокая кучма, теплая шапка с длинными наушниками – малахай, треух. Летом носили войлочную или соломенную шляпу – брыль. Позже украинцы стали использовать городские картузы и кепки.

Среди женских головных уборов имеется большое разнообразие форм, расцветок, материалов и украшений. Женские отличались от девичьих тем, что полностью закрывали волосы. Для всех славянских женщин открывать волосы на людях считалось неприличным и даже позорным. Тем более не допускалось появляться с непокрытой головой в церкви, эта традиция существует и поныне. Самым любимым головным убором для украинских женщин до сих пор является платок. Его можно сравнить с намиткой – старинным головным покрывалом, по форме напоминающим длинный рушник. Намиткой покрывали голову, завязывая узлом сзади, и опускали длинные концы по спине. Сейчас намитку можно встретить в западных областях Украины.

Длинные волосы замужние украинки не заплетали, а накручивали на особый головной убор, напоминающий обруч, который называли кибалкой, хомлей, хомевкой. Кибалка с накрученными на нее волосами была основой для очипка, который носили все украинские женщины.

Очипком или чепцом (чепчиком) называли легкую мягкую шапочку из тонкой ткани. Она завязывалась на голове с помощью шнурка, продернутого в подшивке. На уровне лба у очипка имелся поперечный подрез, сделанный так, чтобы на лбу ткань была гладкой, а надо лбом получались сборки. Сзади делали рубец для продевания шнурка. Чепцы могли быть повседневные из неброской и недорогой ткани или праздничные нарядные из парчи или другой яркой и качественной материи. Форма чепцов могла быть разной в зависимости от традиций местности. В восточных областях была распространена седловидная форма чепца с двумя гребнями, напоминающая кокошник соседних южнорусских районов.

Самый красочный головной убор украинских девушек – цветочный веночек, который сплетали из живых или даже искусственных цветов, вплетая в него разноцветные яркие ленты. Этот головной убор наиболее известен в мире как символ украинского костюма. Но кроме веночков, девушки носили много других уборов – ленты, платки, полоски из красивой ткани, проволочный обруч с подвесками, круг из картона. Все девичьи головные уборы были открытыми и не скрывали косы – гордость и красоту каждой девушки.

Обувь украинские крестьяне изготавливали из кожи. Самую древнюю обувь называют морщуны или морщенцы. Такое название объясняется методом изготовления, так как эту обувь не шили, а морщили, закладывая в складки по форме ноги, а затем привязывали к ноге специальной веревкой. Использовались иногда и лапти, которые имели прямоугольное плетение, слегка оформленный носок, низкие бока. По верхнему краю лаптя делались петли для веревки, которая связывала лапоть и крепила его к ноге.

Кожаные чоботы шили в виде сапог с невысокими голенищами и без каблуков. Для увеличения срока службы чоботов на пятках крепили металлические подковки.

В девятнадцатом веке популярны были выворотные сапоги. Название объясняет технологию изготовления: подметку пришивали к сапогу с изнанки, хорошо смачивали кожу сапога, а затем размякший сапог выворачивали.

Украинский костюм всегда имел особую обрядовую символику, несущую людям благополучие, здоровье и прочие блага, а также защищающие его от злых темных сил. Обрядовыми символами могли быть отдельные предметы костюма: крыжма – ритуальная пеленка при крестинах, рушники и платки при сватовстве и на свадьбе, черные (а в старину белые) платки на похоронах.

Большой магической силой наделялись предметы одежды, которые специально изготавливались для предстоящего обряда. Особенно это относится к свадебным обрядам. Девушка сама шила и вышивала необходимыми символами рубашку для своего жениха, которую он непременно надевал во время свадьбы. Молодой зять дарил своей теще сапожки, а невестка по обычаю дарила свекрови праздничную намитку.

В процессе исполнения некоторых обрядов обычную одежду надевали странным способом. Для некоторых обрядов элементы одежды надевались навыворот, хотя в других случаях это плохая примета. При исполнении праздничных, веселых обрядов украинцы часто надевали предметы костюма противоположного пола. Некоторые люди носили одежду их меха круглый год.

Символичной была и цветовая гамма обрядовой и повседневной одежды. В свадебных нарядах преобладал красный цвет, который для украинцев всегда олицетворял любовь и радость. Печальный похоронный цвет считается черным относительно недавно, пару последних веков, в старину же для похорон надевали белую, а иногда и синюю одежду.

Украинцы в течение всей жизни окружали себя предметами народного искусства, украшая их своими символами. Мастера создавали особые технологии, которые передавались в поколениях, вырабатывая национальные традиции.

Украинская народная вышивка считается замечательным предметом искусства. Вышивкой украинки украшали предметы быта и почти всю одежду. Особенно прекрасна вышивка в самобытной национальной одежде – мужских и женских сорочках, головных уборах, верхней одежде. Традиции составления орнаментов, цветовой гаммы, техники создавались многими поколениями. Мотивы орнаментов состояли из геометрических, растительных и животных символов.

За многие века в разных регионах сложились многочисленные техники вышивки. Наиболее старинными являются такие способы вышивания, как занизування, заволикання и настилування. Вышивание настилуванням со временем преобразилось в технику вышивки гладью. Широко применялась техника выризування, ее использовали обычно совместно с другими техниками. В Украине вышивка предназначалась не только для украшения, она имела символическое значение, а также обозначала семейное положение, пол, возраст, достаток человека.

Разнообразна цветовая гамма вышитых сорочек (вышиванок) разных регионов. Для Полтавщины и Черниговщины характерны одноцветные вышивки, Киевщина и Подолье предпочитают двуцветные узоры, жители западных областей и Карпат украшают свои вышиванки многоцветными орнаментами. Северные области Украины используют для своих вышивок преимущественно красный цвет. Большая часть центральной Украины комбинирует красные нити с синими или черными. В вышивках южных областей нередко встречается желтый цвет как дополнение к основной гамме. В западных регионах популярна вышивка с применением бисера и металлических элементов.

В Украине прекрасно было развито ткачество, которое также имело свои сложившиеся региональные традиции. Гуцульские тканые полотна отличаются чередованием красочных полос с орнаментами и одноцветных полос без рисунка.

Для орнаментов в украинском ткачестве характерны растительные орнаменты. Наиболее распространенным мотивом является ветвистое дерево или крупный цветок. Этот орнамент использовался в ковроткачестве, которое было популярно во всей Украине.

В качестве красителей для тканей и ниток, а также шерстяной пряжи, украинские мастера использовали разнообразные растения, собирая травы, цветы, кору деревьев. Более хлопотным способом получали красный краситель из червеца. Знаменитый естествоиспытатель Паллас оставил подробное описание сбора червеца украинскими женщинами, технологии изготовления из него красителя и покраски этим красителем шерстяной пряжи. Этот процесс очень трудоемкий и дорогой, хотя автор считает, что в результате получается краситель, не намного превосходящий качеством обычный растительный. Богатство растительных красителей позволяло создавать цветные ткани и прекрасные многоцветные орнаменты вышивок.

Больше века назад украинцы начали переходить на городскую одежду, постепенно забывая традиции своей национальной одежды. Однако немало образцов украинского костюма сохранилось в музеях, благодаря которым сейчас украинские национальные традиции в одежде изучаются и возрождаются.

etnoxata.com.ua

Украинская вышиванка: традиции, орнаменты и символы

22-05-2015 15:23 СТАТЬИ — ЖИЗНЬ

Украина отпраздновала День вышиванки массовым одеванием этой национальной рубашки. Впрочем, сегодня одевая вышиванку, мы мало уделяем значения традициям ее ношения и символам, скрытым в ее узорах. А это – целая история.

Самый распространенный цвет ткани, из которой шили сорочки с вышивкой, — белый. Даже у самых бедных жителей Украины всегда была белая праздничная сорочка-вышиванка — пусть латаная, но белая.

Распространены также были вышиванки из небеленого полотна, такие сорочки имеют сероватый или кремовый оттенок.

А вот черный цвет вышиванки традиционно считался цветом печали и скорби. Причем раньше такую рубаху, если и одевали в некоторых регионах, то исключительно пожилые мужчины.

Были также вышиванки синего цвета, их полагалось носить или женщинам в возрасте, или маленьким девочкам, которым еще далеко до замужества.

Красный цвет вышитой сорочки символизировал и символизирует любовь, страсть, полноту жизни и красоту.

В украинской национальной традиции есть одноцветные, двухцветные и многоцветные вышивки на рубахах.

При этом одноцветные вышиванки были более распространены лишь на Полтавщине и в некоторых районах Черниговщины. Это растительные и геометрические орнаменты, выполненные белым по белому. Такая сорочка выглядит нежно и нарядно. Иногда белый узор обводился черными или синими полосами.

Считается, что двухцветные вышиванки предпочитали на Киевщине и Винниччине, в Хмельницком и Черкасском регионах, а также в западной части Кировоградщины. Основные цвета орнамента Киевщины — белый, кораллово-красный, оттененный черным. В этом регионе были распространены как растительные, так и геометрические орнаменты.

В центральной части Кировоградщины, а также в Одесском и Николаевском регионах также были распространены двухцветные вышиванки. Но здесь было принято красный узор выделять черными или синими нитками. Причем, сочетание красного с синим вошло в украинскую традицию вышивки раньше, чем с черным.

В целом же, чем дальше на юг от Киева – тем пестрее, разноцветней вышивка. Это — типичный орнамент юга.

А вот для вышиванок Волынского региона  характерны простые орнаменты, выполненные лишь красной нитью. При этом в северной части региона преобладали растительные узоры – ягоды, цветы, листья, а южнее — геометрические.

Полихромные (многоцветные) вышиванки характерны для Карпат, Закарпатья, Буковины и Гуцульщины.

Основных цветов украинской народной вышивки пять: белый, красный, черный, синий и желтый.

Расшифровка в каждом регионе была своей. Например, в Полесье (особенно на Житомирщине) и было не принято вкраплять в вышивку черный цвет. Его считали символом смерти и скорби.

А вот жители Подолья (Каменец-Подольский, Хмельницкий и Винница) считали черный цветом земли, а  его наличие в вышивке символизировало богатство и благополучие. Тут черный цвет вполне мог выступать на вышиванке основным.

Черный, как символ земли, плодородия и богатства также лежит в основе знаменитой Борщевской вышивки (Тернопольская область).

Отдельно стоит отметить и так называемые Сокальские рубашки. В этом районе Львовщины даже свадебные рубахи вышивались черным на сером льняном полотне.

И все же основные значения цветов в украинских национальных рубашках таковы:

Красный. Считалось, что красный наполняет человека позитивной жизненной энергией. Он символизирует энергию солнца. Считается, что он защищает самую нижнюю чакру человека, отвечающую за опорно-двигательную систему, прямую кишку и мочеполовую систему.

Синий. Этот цвет сам по себе считали мощнейшим оберегом. Символизируя небо и воду, а соответственно чистоту физическую и духовную, он гарантировал избавление от недугов и душевное спокойствие. Вышивкой синего цвета оберегали самых уязвимых – детей и мужчин. Последних – по той причине, что они чаще сталкивались с опасностью.

Также считается, что синяя обереговая вышивка защищает шестую чакру, находящуюся в области «третьего глаза» и отвечающую за интеллект человека.

• Голубой цвет оберегового орнамента оберегает пятую чакру, которая отвечает за органы дыхания, слуха, кожу и творческие способности человека.

• Золотой (желтый). Этот цвет солнца, меда и пшеницы – то есть достатка, богатства, благополучия и радости. Этот цвет в сакральном узоре рубашки обещал материальный достаток ее носителю. В обереговой вышивке желтый цвет защищает третью чакру – солнечное сплетение, центр жизненной энергии.

• Зеленый. В украинской национальной традиции считался женским цветом как символ молодости, весны, обновления. При этом вплетенный в орнамент на мужской вышиванке он способен защитить от природных стихий, а также помогает сбалансировать эмоции человека. В обереговой вышивке защищает четвертую чакру – сердечную.

Черный, как мы уже упоминали, трактовался по-разному: для одних он был цветом печали, для других – символом земли и плодородия.

Фиолетовый цвет в обереговой вышивке трактуется как защитник седьмой чакры, отвечающий за область темечка. Якобы этот цвет связывает человека с Богом.

Отметим, что в былые времена люди могли легко «прочитать» вышиванку — определить по узору и технике вышивки, из какого региона ее хозяин, и даже узнать кое-что о его характере, судьбе и желаниях.

Рубахи-обереги

В вышиванке орнаментом обязательно украшались края одежды. Считалось, что это те места, через которые под рубаху может пробраться зло, ведь именно на руках, шее и подоле открывается доступ к телу. Вышивка в этих местах несла и несет в себе оккультный характер, а символы на ней — это в первую очередь обереги. Девичью сорочку украшала вышивка на рукавах, вокруг горловины и по низу подола. Замужние женщины вышивали сорочки еще и на груди, воротнике, рукавах. Подол украшался более широкой вышивкой, чем у девушек, потому что орнаменты дополнялись символами рода мужа.

Орнаменты вышивок делятся на три основных группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).

Геометрические орнаменты тесно связаны со славянской мифологией и трипольской культурой. Существуют археологические находки, подтверждающие, что жившие на территории Украины представители трипольской цивилизации создавали предметы обихода с узорами, похожими на традиционные украинские орнаменты. Есть также археологические подтверждения, что скифы, жившие еще до нашей эры, носили одежду с вышитыми орнаментами, идентичную национальной украинской.

При этом геометрические орнаменты считаются мужскими, а растительные – женскими.

В числе традиционных мужских символов: всевозможные знаки огня (ромбическая решетка), знаки солнца (ромб с отростками-лучами или прямой крест) и ромбы с точкой в середине (знак нивы, засеянной семенем).

Исконно женские геометрические символы —  прямая линия (знак земли), всевозможные спирали, волны и змейки (знаки воды), а также косой крест, напоминающий букву Х — это начертание руны «урожай» и знак Луны.

Но узор народной сорочки не состоит только из мужских или только женских символов. Обычно они сочетаются, ведь каждый человек — это инь и янь. Поэтому выгнутую змейку — символ Воды и восьмиконечную звезду – Солнца вышивали как на мужских, так и на женских вышиванках. Как символы материнской и отцовской энергии их было принято наносить на детскую рубашку в качестве оберега.

Верхние лучи цветка-звезды могут быть расположены как крест (вертикально) — этот знак привлекает силу солнца.

Если верхние лучи звезды расположены по диагонали — ее носителя охраняет сила Луны.

Популярным мужским узором был ромб с точкой посередине. Этот орнамент изображал засеянное поле и символизировал мужскую силу и плодородие. Считалось, что вышитый ромб на рубашке способен ускорить пополнение рода. Такой ромб в разных вариациях содержится практически на каждой мужской вышиванке. Зачастую рядом с таким ромбом располагался ромб со скошенными прямыми линиями посредине, которые символизируют дождь.

Ныне он часто присутствует и на женских вышиванках. Некоторые исследоватили считают, что после замужества женщины вполне могли украшать свои рубашки таким мужским символом в надежде на быстрейшее пополнение в семье.

Отдельно отметим особенности традиций ношения и изготовления детской вышиванки.

В селах первую рубашку ребенку было принято шить из поношенных родительских вещей. Считалось, что в них хранится родительская энергия, способная защитить ребенка от сглаза и болезней. Девочкам шили рубашку из маминых вещей, мальчикам — из папиных. Поэтому и первые узоры-обереги ребенку доставались от родителей вместе с их цветами-символами. Например, девочке — с черным узором, символом плодородия, который, в том числе, защищал от бесплодия. А мальчику — с синим и зеленым, защищающим от природных стихий и ранений.

Первую личную рубашку ребенок получал в три года. Мать создавала для него индивидуальную обереговую вышивку, для которой использовала исключительно красные нити. Детям было достаточно одного красного цвета – цвета родственной кровной связи.

На детских рубашках также нередко изображали животных — собаку, коня, петуха или сказочных птиц.
 

Растительные орнаменты

Калина.

Гроздья калины вышивали на сорочках для замужних женщин, а также на свадебных рушниках. Калина символизирует бессмертие рода и материнство: дерево является воплощением матери, а ягоды — детьми. Именно поэтому вышиванки с калиной лучше носить женщинам, у которых есть дети. А вот на детских вышиванках калину изображать было не принято, впрочем, как и все другие символы рода и плодородия.

Дуб.

Наши предки верили, что изображение этого дерева на рубашке защитит мужчину от недобрых людей, придаст силы и мужества. В целом дуб являлся символом Перуна — бога солнечной энергии. Мальчикам обязательно вышивали рубашки-обереги с изображением дуба, чтобы мужская сила и энергия не покидала их, а приумножилась с каждым днем.

Отдельно оговоримся, что сочетание дуба и калины, переплетенных между собой в орнамент, нередко наносились на свадебные рубашки молодоженов. Логика этого узора вполне понятна.

Мак.

Несет в себе значение вечной памяти рода, а потому его изображение – оберег от зла. В то же время считалось, что на месте гибели воина на поле боя весной зацветает мак. Поэтому, если в семье муж погибал на войне, то жена вышивала рубашку с маками в знак своей скорби, а также обязуясь сохранить и продолжить казацкий род.

Лилии.

Такие рубашки носили девушки, которые готовились ступить в брак. Однако, цветок лилии никогда не вышивался по отдельности. Орнамент состоял из цветка, бутона, листка и креста. Первые три символизировали рождение, развитие и бесконечность человеческой жизни. Магический крест благословлял пару на создание семьи. После замужества женщина уже не носила вышиванку с этим орнаментом, а дарила ее своей незамужней сестре или подруге.

Хмель.

Мужские вышиванки с изображением хмеля носили молодые холостые хлопцы. Этот цветок являлся символом молодости, буйства и любви. А вот женатому мужчине носить сорочки с таким узором считалось неприличным. Аналогичную трактовку имеет вышивка с изображением барвинка — весьма распространенного цветка на украинских вышиванках.

Виноград.

Такие узоры символизировали радость и красоту семейной жизни. Вышиванки с виноградом присущи Полтаве и Киеву. А вот на Черниговщине узоры с виноградом наносили только на полотенца и скатерти. При этом присутствие букетов и гроздьев винограда на мужских вышиванках считается абсолютно недопустимым.

Мальва

Вышиванка, обильно украшенная изображением этого цветка, была и остается очень популярной на востоке и юге Украины.

Роза розовая или мальва — один из самых любимых цветков украинцев, ее выращивались для украшения жилища едва ли не под каждой хатой. Но вот вишивка этого цветка на рубашке несет в себе исключительно эстетическую, а не обереговую функцию.

Принципиально важно, чтобы на обратной стороне вышиванки не было узелков. Учитывая сакральное значение такой рубашки, считалось и считается, что узелки на узоре могут стать узелками на судьбе и жизненном пути.

www.trust.ua

Украинская вышиванка мужская, женская, детская. Украинская национальная одежда

Каждый народ славится своими особенными традициями. Но, наверное, ничто так не передаёт особенности менталитета того или другого региона, как национальная одежда.

Никакой другой наряд так не ассоциируется с Украиной, как традиционная вышитая рубашка. Искусством украшать одежду различными орнаментами владеют многие народы, но украинская вышиванка — это не просто красивые узоры, а целая система символов и знаков, которые имеют особый смысл для украинцев.

История вышиванки

Традиция украшать одежду различной вышивкой есть практически у всех народов мира. Так, ещё во времена Древней Греции у скифов было принято наносить особый рисунок на рубашки как воинов, так и обычных жителей.

На территории Украины, в Черкасской области, археологи обнаружили рисунки, датированные 6 веком н. э., на которых изображены мужчины в вышитых рубашках. Однако в давних летописях столетиями до этого указано, что уже тогда народ на территории современной Украины носил особую одежду с вышитым рисунком. Но, увы, хорошо сохранились только образцы вышиванок последних веков, которые сейчас можно увидеть в различных музеях.

Умение вышивать очень ценилось, и мастера вышиванок всегда были в почёте. Вышивали девушки, женщины и бабушки, которые передавали знания своим детям и внукам.

Украшали вышивкой как повседневную, так ритуальную одежду, рубашки, платья, платки, полотенца. Более того — украшенная орнаментом одежда была в каждом доме. И чем «пышнее» и детализированней был рисунок, тем лучшей хозяйкой считалась мастерица.

Особый орнамент, который отличается в зависимости от региона страны, должен был оберегать человека от злых духов, приносить здоровье, счастье и удачу. Так, детям при рождении обязательно дарили вышиванку, чтобы уберечь от злого глаза.

Традиционные орнаменты

Все традиционные украинские узоры делятся на 3 большие группы: геометрические, растительные и животные. И несмотря на то, что у каждого региона были свои особенности вышивки, некоторые были равнозначны для всего народа.

Геометрические символы берут своё начало с язычества и являются общими для всех славянских народов. Так, вышитый крест в кругу — символ очищающего мир от зла солнца, ромб — женский символ, приносящий удачу и процветание, горизонтальные линии — это знаки земли и плодородия, а волнистые — воды и жизненной энергии.

Растительные орнаменты вышивали для разных целей. Листья дуба — для силы, виноград — для благополучия, калина была символом красоты. Только природа может дать всё самое лучшее, поэтому её чтили и изображали на тканях для того, чтобы и носитель мог принести в свою жизнь только хорошее. Украинская женская вышиванка чаще всего была украшена именно цветами, листьями и ягодами.

Изображения животных зачастую защищали людей от злых сил. А птицы в основном отображали хорошие вести и события, которые происходят или будут происходить в жизни людей.

Цвета и швы вышиванки

По некоторым сведениям, способов вышивки было несколько десятков. Однако со временем украинская народная одежда стала традиционно украшаться при помощи нескольких техник: крестик, полу-крестик, «вперед иголкой» и гладь. Каждый из швов был характерен для разных композиций и отдельных регионов страны.

Огромное значение имел и цвет ниток, которыми украшалась украинская рубашка вышиванка. Красный — любовь и защита, голубой — душа и небо, зелёный — жизнь, чёрный — смерть. В зависимости от региона менялись и материалы полотна, швы, и добавлялись цвета: жёлтый, золотой, коричневый. Но традиционные красный и чёрный практически всегда присутствовали на вышитых изделиях.

Вышиванки западных областей

Орнаменты отличались не только в разных областях, а и в соседних сёлах. Нередко в традиции вкладывали историю региона, его настроения и переживания.

Так, для Карпатского региона (Закарпатье, Львов, Ивано-Франковск и Черновцы) характерны как плотные, так и «лёгкие» рисунки.

Во Львове принято вышивать мелкие узоры чёрными нитями так, чтобы была видна основа. Тут используют вместе и геометрические, и цветочные мотивы.

Чуть плотнее и ярче украшают национальную одежду в Черновецкой области: крупные цветы вышивают гладью или крестиком чёрными, бордовыми и даже золотыми нитями

В Закарпатье и Ивано-Франковской области принято «перекрывать» геометрическим узором полотно и использовать всю национальную гамму цветов.

В Полесье (Волынская, Ровенская и Житомирская области) вышиванки отличаются от других чёткой геометрией и повторяющимся узором.

Для Волынского и Ровенского регионов характерна вышивка белыми нитями. Тут узоры на национальной одежде довольно мелкие и детализированные.

В Житомирской области украинская вышиванка украшается ещё и растительными мотивами: бутонами цветов и замысловатыми листьями. Кроме чёрного используют красный и зелёный цвета.

Регионы Подолья (Тернополь, Хмельницкий и Винница) передали через свою вышивку и сложную историю территории. Тамошние города и сёла часто становились полем битвы и подвергались нападениям врагов.

Так, Тернопольскую и Хмельницкую национальную одежду украшали тяжелой тёмной вышивкой толстыми нитями. Преобладал чёрный цвет и строгие геометрические линии.

Основные цвета вышиванок из Винницкой области — это чёрный и красный, однако тут узор уже немного прозрачнее и мельче.

Центральная и Северная Украина

Центральный регион (Черниговская, Киевская, Черкасская и Кировоградская области) — это пышные и детализированные узоры, чаще всего красного и чёрного цветов. Тут чаще можно встретить растительные мотивы, которые замысловато переплетаются между собой.

В Киевской, Черкасской и Кировоградской областях растительные мотивы составляют продуманную и детализированную композицию. Гроздья винограда с усиками, хмель (символ молодости) — всё красными и чёрными нитями.

А вот Черниговские вышиванки по праву можно считать самыми «богатыми» на Украине. Традиционно весь узор был очень мелкий и детализированным. Мастерицы работали над такими рубашками очень долго, стараясь запечатлеть на них каждый символ и вложить в них всю душу.

Традиционные для Полтавского и Сумского регионов считался вышитый гладью белыми и чёрными нитями мелкий узор. Границы композиций выделяли тонкой чёрной нитью.

Национальная одежда восточного региона

Харьковские умельцы использовали в основном традиции центральной Украины. Тут встречаются и растительные мотивы, выполненные довольно грубой нитью, благодаря чему рисунок получался объёмный. Также, помимо чёрного и белого, использовали и красный цвет.

В Луганской и Донецкой областях узоры тоже схожи с центральными регионами: довольно мелкий рисунок с геометрическим и цветочным орнаментом. Однако тут, в отличии от многих других регионов, прижился ещё и синий цвет.

Основные цвета Днепропетровских и Запорожских регионов — красный и чёрный. Тут распространены чёткие и простые узоры, которыми чаще всего украшали вороты и рукава.

Вышиванки южного края

В Одесской, Николаевской и Херсонской областях традиционным был не только орнамент, а и особые формы рубашек.

Так, в Николаевской области были особые воротники и четырехугольный вырез, а рубашку не собирали у запястий. Преобладают растительные мотивы, красные, чёрные и синие цвета.

В Одесской области украинская вышиванка собиралась и у рукавов, и на вороте. Традиционно преобладал геометрический и растительный орнамент, который наносили на нижнюю часть рукавов, а по их краю вышивали тонкую полоску. Основные цвета — красный, синий, чёрный и желтый.

Украинские сорочки вышиванки в Херсонской области украшали изображениями различных растений, вышитыми красным и чёрным цветом.

Женская и мужская вышиванка

Девушки вышивали одежду и себе, и своим избранникам, и детям. Поскольку в доме хозяйка — это хранительница домашнего очага, то на её плечи ложилась обязанность защитить всех близких от злых сил, передать им всю свою любовь. Поэтому вышивали в любую свободную минуту, везде и всегда.

Украинская женская вышиванка чаще всего украшалась растительными мотивами. Отличался и цвет рисунка: синий или белый, причём первый — для женщин постарше. А вот вышитая белым по белому — та рубашка, которая должна была быть у всех девушек. Украинские платья вышиванки украшали так же, как и рубашки, но отдельно линию рисунка делали снизу юбки.

Для мужчин традиционными считались белые рубашки с детализированным рисунком. Оно и не удивительно: во-первых, узор должен был защищать мужчину на поле боя, а во-вторых, это показатель того, что его жена — хорошая хозяйка. Помимо чёрного и красного цветов, вышивали и сине-красные узоры — единственный вариант, когда на мужской вышиванке может быть синий цвет.

Девушки вышивали и повседневную, и праздничную одежду, мужские, детские вышиванки, платья, платки, свадебные полотенца, в некоторых регионах — даже пояса.

Полотно почти всегда брали белое. Современные чёрные вышиванки — это совершенно абсурдное явление, их не вышивали даже во время войн. Настоящая рубашка должна быть белой или серой, идеально чистой и целой.

Современная украинская вышиванка

Начиная с конца 19 века вышиванки начинают носить с повседневной европейской одеждой. В то время так начали одеваться представители украинской интеллигенции, чтоб подчеркнуть свою принадлежность к народу.

Также поменялось и отношение к вышиванию в общем как к ремеслу. Всё чаще молодые люди предпочитали приобретать вышиванки, вышитые на специальных станках.

Во времена Второй мировой войны были уничтожены множество музеев, в которых хранилась старинная украинская народная одежда. Поэтому сегодня встретить такую историческую реликвию довольно сложно.

Из-за большого спроса на Украине на такую одежду сегодня часто встречаются «неправильные» вышиванки. Нередко на рубашках можно встретить несуществующий или неподходящий узор, к примеру такой, что традиционно вышивают на платках или свадебных полотенцах. Также часто выбирают неподходящие по полу или возрасту цвета, украшают детские рубашки символами плодородия. Правильные традиции сохранили разве что те умельцы, чьи знания передаются из поколения в поколение.

Несколько фактов о вышиванках

  • Геометрические узоры остались от языческих традиций, а растительные и животные появились намного позже.
  • По легенде, чумак доверял стирать свою рубашку только своей избраннице — в знак верности и бесконечной любви. Также девушка имела право стирать вышиванку только своего мужа.
  • Самыми необычными считаются вышиванки города Боршев (Тернопольская область). Это связано с тем, что на эту местность часто нападали татары, грабили и убивали жителей. По легенде, во время одного из набегов они убили практически всех мужчин в городе, после чего много лет подряд женщины вышивали только чёрные плотные узоры — в знак горя и скорби по умершим.
  • Нередко, когда парень не знал, какую из девушек выбрать себе в жёны, то знакомился с её «гардеробом»: чем больше у неё вышитой одежды, тем лучше она в быту, а значит — идеальная избранница.
  • Учить вышивать начинали уже с 6 лет, и в скором времени девушка была обязана вышить себе хотя бы одну рубашку. Мужская вышиванка готовилась ещё до свадьбы и использовалась как свадебный рушник.

fb.ru

Вышиванка русская и украинская, отличия. Видео.

В последние года проявилась любовь народа к подзабытым народным традициям, возродилась и мода на вышиванки. Даже звезды кино и музыки надевают на вечеринки и торжества народные наряды, вернула себе популярность и вышиванка. Да и простые люди не прочь украсить свой гардероб красивыми, а порой и роскошными вышитыми рубашками, платьями, сорочками.

Наша фирма предлагает широкий выбор подобных нарядов, выполненных как с использованием машинной вышивки, так и настоящей ручной работы, изготовленных мастерицами из разных уголков страны. Но узор на таких изделиях может существенно отличатся, ведь традиционно в каждой стране и даже отдельном регионе использовались свои, отличимые от других орнаменты.

Вышиванка русская и украинская — отличия в рисунке

Русские и украинские вышитые рубашки мужские отличия имеют существенные. Русские рубашки характеризуются крупными узорами на вороте и рукавах, у мужской рубахи главным элементов украшения был разрез косоворотки. Орнамент отличается в различных регионах, для одних характерны изобразительные мотивы, для других же – геометрические рисунки.

В украинской культуре традиционно украшают узорами ворот, плечи, низ рукавов, женские сорочки отличались богатой вышивкой по подолу. Наиболее часто встречающимися символами являются дуб, виноград, калина, цветы, птицы, схематические изображения Воды, Солнца и Земли. Орнаменты преимущественно геометрические, в виде ромбов, розеток и ромбов.

Вышиванки и техника выполнения

Имеет русская и украинская вышитые рубашки мужские отличия и в технике вышивания. Ведь для определенных регионов были характерны свои способы украшения одежды и традиционные рисунки. По орнаменту знающие люди могут определить, в каком краю жила мастерица, ведь вышивка – это не только отражение души вышивающего человека, но и традиции данной местности. Поэтому не только вышиванки русские и украинские отличаются, но и изделия из соседних, но отличных по культуре регионов одной страны.

Русская вышивка выполняется при помощи двухстороннего шитья, цветной перевити, мережки, вышивки гладью. В Рязани характерны широкие полосы из звезд и розеток, в Торжке – орнамент из листьев, цветов и трав.

Среди способов вышивания украинских рубашек наиболее популярными являются заволакивание, занизывание, вышивка гладью, настилание, вышивка бисером.

Несмотря на то, что вышиванки русские и украинские отличия имеют существенные, их красота неоспорима. Приобретите такое изделие – и в гардеробе появится уникальный наряд, идеальный как для повседневной жизни, так и для торжества.

Как сшить вышиванку:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Прочитано: 130

sdama.ru

Рубашка по Украинский — Русский-Украинский Словарь

ru Ни наказаний, ни смирительных рубашек, ни электрошока…

OpenSubtitles2018.v3uk Параметри мови

ru В этот момент ее сын, с криво повязанным галстуком и выбившейся из брюк рубашкой, поднялся со своего места и вышел на сцену.

LDSuk Ці початкові настанови стосувалися лише встановлення і запуску. Можливо, вам захочеться налаштувати & kdm;, наприклад, сховати назви облікових записів системи, дозволити подальші сеанси, тощо. Будь ласка, уважно прочитайте решту цього підручника, щоб дізнатися як налаштувати всі потрібні функції

ru Люди снимали рубашки и старались защитить ими лица от пыли.

jw2019uk Розблокувати

ru Всякий раз, когда я вставал утром с постели, мне никогда не приходилось волноваться, найду ли я чистую рубашку и чистые носки.

LDSuk Використання сертифіката

ru Эти рубашки одинаковые. Они одного цвета.

tatoebauk Звісно, бо він помер

ru Он улыбался, на нем были белая рубашка, костюм и галстук.

LDSuk Незакінчені завдання в черзі

ru Мне нравилась эта полосатая рубашка.

tatoebauk А мені це подобається

ru Рубашка карт

KDE40.1uk Лі, ти чого чекаєш?

ru Иоанн говорил им: «Если у вас есть две рубашки, отдайте одну тому, кто нуждается».

jw2019uk південно-південно-західний

ru Прибыв в центр подготовки миссионеров, вместо того, чтобы взять с собой хорошие брюки, белые рубашки и галстуки, он привез, по его собственным словам, «пять пар джинсов, пару футболок и много геля для волос»2.

LDSuk Я не надав цьому особливого значення і лише подумав, що було б класно знятися в ньому а не у фільмі про перевертня

ru (Смех) Я представляла, как 10 девочек в одинаковых ночных рубашках читают книжки, уютно сидя в своём домике.

ted2019uk Гарненьке місто

ru Каждый из них был одет в голубую джинсовую рубашку и темно-синие джинсовые брюки.

LDSuk Нагадування поштиName

ru Монсон возвращается из Германии в тапочках, отдав туфли, запасные костюм и рубашки.

LDSuk Так і знав, щобудутьнеприємності!

ru Давай найдем тебе рубашку, Уолтер.

OpenSubtitles2018.v3uk Позначити всі повідомлення у вибраній гілці як прочитані

ru Даже если моя мама дарила ей ночную рубашку, блузу или какие-то приспособления для кухни, она вновь и вновь дарила Энн носовой платок.

LDSuk Що я міг використовувати є # метрів статичного тросу…#. # міліметрів

ru В своем воображении он видел его чисто выбритым и одетым в белую рубашку и белые брюки.

LDSuk Гладке масштабування (повільніше

ru Его рубашка была серой, а галстук — жёлтым.

tatoebauk Цикад тут знову не буде чутно ще сімнадцять років

ru Если рубашка намокнет, она не порвётся.

OpenSubtitles2018.v3uk Я стояв у пустелі і бачив, як піднялася могутня істота

ru Через несколько минут, переодевшись в белую рубашку и галстук, президент Паси возвращается к группе прихожан, готовый помочь им.

LDSuk Сервер архівування

ru Мне нравится эта рубашка.

tatoebauk Показує корисні поради як використовувати цю програму

ru Они одеты либо в желтые, либо в черные рубашки.

ted2019uk Імпортовано оцінки

ru Во сне он видел, что этот юноша был одет в белую рубашку и у него была миссионерская табличка.

LDSuk Час біжить так швидко

ru В честь этого события пастухи надевают белые рубашки и черные бархатные куртки, украшенные вышивкой.

jw2019uk Параметри елементів переліку

ru Чтобы стирать рубашки, много учиться не нужно.

OpenSubtitles2018.v3uk Яскравість

ru Когда он в брюках цвета хаки и рубашке на магнитных пуговках, он чувствует себя круче всех.

ted2019uk Інтенсивність

ru.glosbe.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *