Размер имеет значение: зачем ВКС РФ нужен турбовинтовой штурмовик

Современное лицо боевой авиации – сложные и дорогие авиационные комплексы. Но наряду с такими самолетами, как F-35 и ПАК ФА, сейчас все чаще говорят о других – недорогих, но эффективных штурмовиках, созданных для «малых» войн. За скромным внешним видом этих машин скрыты большие возможности, и исчезать с рынка вооружений в обозримом будущем они не планируют. О том, какое будущее их ждет, телеканалу «Звезда» рассказали инженеры-конструкторы ОКБ Сухого Павел Макаров и Андрей Стахович. 

Малый самолет для больших задач

Как ни странно, но в современном мире перспективы у турбовинтовых штурмовиков самые высокие, причем продиктовано это именно боевым опытом и спросом на международном рынке вооружений. В развитии собственной авиации заинтересованы все страны мира, но многие просто не могут себе позволить самолеты 4-го и уж тем более 5-го поколения. В то же время противопартизанская авиация дает возможность просто и дешево решить локальные задачи по обеспечению патрулирования, борьбе с контрабандой и терроризмом.

Важно отметить, что сейчас эти задачи в полном объеме не способен решить ни один беспилотник. При всех достоинствах БПЛА по своему ударному потенциалу не могут сравниться с пилотируемой авиацией. Беспилотники являются средствами разведки и наблюдения, они отлично подходят для разовых точечных ударов, но в силу ограниченной грузоподъемности они не способны оказать эффективную огневую поддержку при проведении спецопераций или «прижать огнем» атакующих боевиков в отличие от противопартизанских самолетов.

Кроме того, как выяснилось из американского опыта эксплуатации дронов на Ближнем Востоке, каналы связи и передачи данных БПЛА оказались уязвимы для помех и перехвата транслируемой ими информации, имеются и проблемы с распознаванием операторами гражданских лиц и объектов. К тому же облегченная конструкция и неспособность ударно-разведывательных БПЛА выполнять резкие противозенитные маневры в сочетании с узким полем зрения камеры и наличием запаздывания реакции на команды оператора делают их весьма уязвимыми даже в случае небольших повреждений.

Это в сочетании с довольно большой аварийностью и высокой стоимостью делает расходы на восполнение парка потерянных БПЛА вполне сопоставимыми с расходами на восполнение парка пилотируемых самолетов.

Немаловажен и тот факт, что противопартизанские самолеты могут быть использованы как учебно-тренировочные, так как могут выполнить все задачи самолета основной подготовки для летных училищ. При этом за счет меньшего расхода топлива на час полета их стоимость будет ниже, чем у реактивных учебных самолетов.

От Второй мировой до Вьетнама

Концепция противопартизанской авиации родилась в ответ на запрос времени и вопреки прогнозам военных аналитиков. По окончании Второй мировой войны установилась мировая политическая система с двумя ярко выраженными центрами силы – США и СССР. Глобальный конфликт не имел внятных перспектив для обеих сторон. Но даже при  осознании этого факта все участники процесса готовились к новой войне, разрабатывая все более сложное оружие.

Но незаметно для всех вид военных конфликтов менялся: война переставала быть массовой и повсеместной – конфликты вспыхивали в отдельных регионах, где очень часто против армейских частей действовали полувоенные (партизанские) формирования. В таких условиях использовать для поддержки наступающих сухопутных войск авиационную технику, разработанную для «большой» войны, оказалось нецелесообразно, дорого и в ряде случаев неэффективно.

Первыми с проблемой поддержки наступающих сухопутных армейских частей столкнулись ВВС США во Вьетнаме. Создававшиеся для войны с СССР реактивные самолеты оказались малоэффективными для поддержки армии в условиях джунглей или нанесения ударов по противнику, использующему партизанскую тактику, а вертолеты – недостаточно мобильными и слишком заметными при проведении военных операций. В свою очередь переоборудованные учебно-тренировочные самолеты оказались слабо защищенными от огня ПВО.

Первое время (например, во время войны в Корее) проблема решалась «старыми запасами» – самолетами, оставшимися в строю со времен Второй мировой войны, например поршневыми бомбардировщиками А-26 Invader и штурмовиками А-1 Skyraider. Эти самолеты были спроектированы совсем для других целей и не удовлетворяли требованиям военных: боевые потери и выработка ресурса делали их «уход со сцены» лишь вопросом времени.

В этих условиях в США и Европе стартовало несколько программ по созданию специфических ударных самолетов, получивших в США название COIN (Counter-Insurgency – контрпартизанские или противопартизанские). Главная идея программы заключалась в том, что против малоразмерных и малозащищенных целей следует использовать легкий, дешевый и многофункциональный самолет, который может наносить удары по «мягким» (то есть слабо защищенным средствами ПВО) целям, осуществлять патрулирование, выполнять функции легкого транспортного/связного ЛА, а также различные небоевые специальные задачи.

Результатом этих программ стал целый ряд различных боевых машин для борьбы с противником, слабо защищенным средствами ПВО.

Продукт времени

До начала 1980-х годов  «локомотивами» в вопросах создания штурмовиков под требования программы COIN были США и Франция. Франция стремилась сохранить влияние в своих африканских колониях, США использовали данные машины для локальных войн за свои интересы на территории других стран.

Постепенно для Франции актуальность создания для своих ВВС таких самолетов отпала (колонии были потеряны) – все машины были сняты с производства и выведены из эксплуатации (например, противопартизанский самолет Potez-75, учебно-тренировочный самолет T-28S Fennec).

Но уходить с рынка французы, похоже, не собираются: в 2011 году французская фирма АТЕ представила на авиасалоне в Ле Бурже легкий разведывательно-ударный самолет Pulsatrix. Компания рассчитывает, что проект привлечет внимание государств, не обладающих достаточными средствами для закупки специализированных легких ударных самолетов.

В США, напротив, интерес к противопартизанской авиации со временем только усилился, а в 1990-х годах начался своеобразный бум на такие машины: за последующие 20 лет частными фирмами были разработаны сразу несколько новых самолетов – A-22 Pirahna, Cessna AC-208 Combat Caravan, V-1-A Vigilant, Scorpion, AT-802U, Аrchangel BPA, АТ6-В.

Одним из самых известных самолетов, созданных по программе COIN, стал американский штурмовик OV-10 Bronco, который американцы во Вьетнаме называли «рабочей лошадкой».

Российский легкий штурмовик

Долгое время в СССР военные отвергали саму идею создания военной техники для борьбы с партизанскими (освободительными) силами, а создание за рубежом самолетов такого класса объясняли желанием капиталистов эксплуатировать и угнетать захваченные колонии. Ситуация изменилась во время войны в Афганистане.

Так же как и в США, отечественные военные руководители пришли к выводу, что созданная военная техника не полностью подходит для данного конфликта. Но и тогда концепция противопартизанского самолета (военные так и не ввели данную классификацию в официальный лексикон) не нашла большого количества сторонников. И все же работы были начаты – первым результатом стал самолет Як-52Б (ударная модификация УТС Як-52).

Распад СССР и последующие  преобразования в нашей стране поставили крест на всех начинаниях в данном направлении.  Тем не менее в последнее десятилетие XX века было создано несколько интересных проектов, таких как, например, самолеты КБ Грунина. Ни один из образцов не пошел дальше летных прототипов, а некоторые так и остались на бумаге. Частичной реализацией концепции COIN в России можно считать выпускавшиеся в 1990-е и 2000-е годы переделанные для патрульных и ударных задач легкие гражданские самолеты.

Например, ФПС России заказала для контроля государственной границы небольшую партию патрульных самолетов СМ-92П, являющихся вооруженной пулеметами и бомбами или НАР модификацией гражданского самолета СП-92 «Финист». Но подобные самолеты обладают невысокой живучестью в силу сравнительно небольшой скорости полета и отсутствия защиты и являются временным решением по принципу «дешево и сердито».

Основная же ноша борьбы с незаконными вооруженными формированиями в российской авиации до сих пор лежит на плечах постепенно устаревающих штурмовиков Су-25 и вертолетов армейской авиации. Но следует отметить, что при сравнимой с противопартизанскими самолетами  боевой загрузке боевые вертолеты, в силу конструктивных особенностей и меньшей скорости, являются более легкой целью для зенитного огня, обладая при этом более высокой себестоимостью.

Кроме того, время нахождения турбовинтового штурмовика в районе цели ввиду существенно меньшего удельного расхода топлива может быть в разы больше, чем у вертолета или Су-25. Немаловажным фактором является и то, что стоимость полетного часа турбовинтового штурмовика может быть в несколько раз меньше, чем у боевого вертолета или реактивного боевого самолета при выполнении одной и той же задачи.

Полторы тонны бомб и ракет

Анализируя историю создания самолетов класса COIN, можно выделить три качественно разных подхода к созданию таких самолетов. Первый – это создание специализированного штурмовика с нуля. Достоинством такого подхода является появление самолетов, полностью удовлетворяющих требованиям заказчика. Недостаток – высокая стоимость опытно-конструкторских работ и разворачивание серийного производства. Также к недостаткам можно отнести узкую специализацию машин.

Второй подход – модификация уже существующего легкого гражданского самолета либо учебно-тренировочной машины для военных нужд. Достоинства такого метода – относительная дешевизна производства, так как «почти такой же самолет» уже производится и эксплуатируется. Недостатки – не всегда высокие ЛТХ и часто низкая живучесть.

Третий подход – создание многофункционального аппарата, одной из задач которого является борьба с противником, слабо защищенным средствами ПВО. Достоинства такого подхода заключаются как в соблюдении требований заказчика для штурмовика, так и в большой зоне его применения и в военных, и в гражданских целях (например, в первоначальной подготовке пилотов). К недостаткам можно отнести более высокую стоимость, чем во втором подходе.

Боевой опыт показал, что такой самолет должен иметь максимальную скорость не более 700 километров в час, а рабочую – не более 300–400 километров в час (в противном случае пилот будет испытывать нехватку времени для прицеливания). Самолет должен иметь бронезащиту кабины пилотов и наиболее важных частей конструкции от стрелкового оружия, современные средства противодействия ПЗРК.

В зависимости от поставленной задачи он должен иметь возможность применять широкий спектр управляемого и неуправляемого оружия с массой боевой нагрузки в 1000–1500 килограмммов, а также иметь в качестве силовой установки турбовинтовой двигатель как более экономичный по отношению к турбореактивному и обладающий более низкой заметностью в ИК-диапазоне.

Бразилия, Аргентина, США, Россия?

На сегодняшний день успешно выпускаются и продаются легкие штурмовики Pilatus PC-9М (Швейцария), Embraer EMB-314 Super Tucano (Бразилия) и АТ-802U (США). В США активно продвигаются на рынок военной техники новые самолеты AT-6В (модернизированный AT-6 Texan II) и IOMAX Archangel.

В США командование ВВС приступило к выработке требований к новому штурмовому самолету, который должен будет заменить устаревшие A-10 Thunderbolt II. Как сообщает Defense News, возможный проект получил условное обозначение A-X. В новом самолете для непосредственной авиационной поддержки должны использоваться современные технологии, повышающие его эффективность по сравнению с A-10.

В качестве существующих самолетов, которые могут стать платформой для нового штурмовика, рассматриваются A-29 Super Tucano (экспортная версия Embraer EMB-314 Super Tucano) и AT-6 Texan II. В ЮАР разрабатывают свой самолет такого класса, AHRLAC, в 2015 году прототип направлен на летные испытания.

Аргентинский штурмовик FMA IA.58 Pucara и американский OV-10 Bronco, ранее снятые с производства, в настоящее время вновь вводятся в эксплуатацию и проходят модернизацию с точки зрения улучшения силовой установки и комплектации БРЭО.

В отечественной авиации, к сожалению, самолетов подобного класса пока нет, хотя потребность в таких машинах присутствует. «Противопартизанские» штурмовики никуда не исчезнут с рынка вооружений, и закрывать эту тему пока рано. Создание полноценных самолетов подобного класса способно не только повысить обороноспособность России, возможно даже в перспективе несколько снизив расходы на оборону и обучение летчиков, но и позволить ей занять еще одну нишу на рынке мировых вооружений.

Беседовал: Кирилл Яблочкин

Перспективный турбовинтовой штурмовик Calidus B-350

Источник: сайт «Военное обозрение»

Автор: Кирилл Рябов
Опубликовано: 16.11.2021, 18:42

Сейчас в Объединенных Арабских Эмиратах проходит международный авиасалон Dubai Airshow-2021. Одной из главных и наиболее интересных новинок этого мероприятия стал перспективный турбовинтовой штурмовик B-350 от эмиратской группы компаний Calidus LLC. От других машин своего класса он отличается увеличенными размерами и массой, благодаря чему может нести значительную боевую нагрузку.

На пути к выставке

Группа Calidus достаточно давно занимается тематикой турбовинтовых штурмовиков. Еще в 2017 г. она представила перспективный самолет B-250, а позже получила первый заказ на серийное производство такой техники. Любопытно, что непосредственная разработка и строительство такого штурмовика осуществлялись бразильской компанией Novaer и ее субподрядчиками, тогда как Calidus LLC выступила в роли инициатора работ, организатора и инвестора.

Вероятно, такой подход оправдал себя, и его использовали при разработке следующего проекта.

В конце прошлого года корпоративный журнал чешской компании Charvát Group s.r.o. впервые упомянул проект Calidus B-350 и раскрыл некоторые его подробности. Утверждалось, что это будет многоцелевой учебно-боевой самолет, и его разработка осуществляется при поддержке правительства ОАЭ. Сообщались некоторые особенности конструкции и технические характеристики. Также упоминалось, что Charvát участвует в проекте в качестве разработчика шасси.

Официальная премьера проекта B-350 состоялась 14 ноября, в первый день работы салона Dubai Airshow-2021. В состав статической экспозиции включили полноразмерный макет будущего штурмовика. Все узлы внешней подвески под крылом заняты макетами различного оружия, и еще несколько таких изделий выложили перед самолетом.

Как следует из опубликованных данных, в ближайшее время завершится строительство первого летного прототипа и начнутся его испытания. Чешские авиастроители сообщают, что им заказали три комплекта шасси для опытных самолетов. По условиям контракта, первый должны сдать через 18 мес. после заключения контракта, а два других ожидаются в течение следующих полутора лет. Дата подписания соглашения неизвестна, но, по всей видимости, это было начало или середина 2020 г.

Технические особенности

Согласно предыдущим публикациям, Calidus B-350 является многоцелевым учебно-боевым самолетом. Такая машина действительно может использоваться для подготовки летчиков. Однако технический облик показывает, что самолет, прежде всего, предназначается для нанесения ударов по наземным объектам.

B-350 построен по нормальной аэродинамической схеме. Он имеет вытянутый фюзеляж длиной ок. 15 м. В носовой части помещается двигательная установка, а за ней находится тандемная двухместная кабина. Используется низкорасположенное крыло малой стреловидности размахом более 16 м. Конструкция хвостового оперения традиционная, со стабилизатором и одним килем. Шасси разработки Charvát Group имеет носовую стойку и две основные под крылом. Максимальный взлетный вес достигает 9 т.

Как и в случае с предыдущим B-250, планер нового самолета практически полностью выполнен из композитов. За счет этого удалось получить выгодное соотношение прочности и массы. В частности, сэкономленная масса планера позволяет улучшить возможные летные характеристики и нарастить боевую нагрузку.

Штурмовик получил турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PW127 мощностью 2600 л.с. с шестилопастным винтом. Расчетные летно-технические характеристики пока не раскрывались.

Самолет должен нести все необходимое пилотажное и связное оборудование в двух кабинах. Вероятно, оснащение кабин отличается: в одной работает летчик, а другая предназначена для оператора. Под днищем подвешивается оптико-электронный «шар» с дневным, ночным и дальномерным каналами. С его помощью экипаж может в любое время суток искать цели и применять управляемое вооружение разных типов.

За счет больших размеров и массы конструкции обеспечивается рост полезной нагрузки и боевых качеств. Под крылом удалось разместить 14 точек подвески. Максимальная нагрузка превышает 3800 кг. Выставочный макет «вооружен» блоками неуправляемых ракет, ракетами «воздух-воздух» и управляемыми бомбами, состоящими на вооружении ВВС ОАЭ. Отдельно демонстрируются держатели с вооружением иных типов.

Таким образом, новейший самолет B-350 значительно крупнее и тяжелее предыдущего B-250, а также выгодно отличается от него повышенным боевым потенциалом. Так, более старый штурмовик имеет крыло размахом 12 м и взлетную массу ок. 6 т. Под крылом и фюзеляжем удалось разместить только семь точек подвески общей грузоподъемностью 1,9 т.

Преимущества и недостатки

Проект B-350 можно считать очередной попыткой создания «противопартизанского» штурмовика, способного эффективно уничтожать наземные цели в условиях локального конфликта. В проекте активно используются современные решения и технологии, что дает заметный рост основных характеристик и повышает боевую эффективность.

Впрочем, имеются и явные недостатки.

Главные преимущества нового B-350 связаны с увеличением размеров и общей массы, а также с применением более мощного двигателя. Все это позволяет получить приемлемые летные характеристики, но при этом нарастить боевую нагрузку в весовом и количественном отношении. Соответственно, за один вылет штурмовик может уничтожить большее количество целей, чем другая техника того же класса, включая более старый B-250. Большим плюсом является возможность использования широкой номенклатуры средств поражения, в т.ч. современных управляемых ракет и бомб.

Важнейшим нововведением проекта B-350 следует считать встроенную оптико-электронную станцию. За счет нее резко повышаются возможности по обзору, поиску и поражению целей. При этом использование ОЭС и применение вооружения возлагаются на летчика-оператора, что снижает общую нагрузку на экипаж и тоже положительно сказывается на результатах боевой работы.

Очевидным минусом проектов B-350 и B-250 является композитный планер.

При всех своих преимуществах, такая конструкция не соответствует специфике работы штурмовиков. «Самолет поля боя» постоянно подвергается риску поражения или повреждения и может едва ли не из каждого вылета возвращаться с пробоинами. Однако композитные конструкции не отличаются ремонтопригодностью, что затруднит восстановление штурмовиков. Как решается эта проблема — большой вопрос.

Коммерческие перспективы

В целом самолет Calidus B-350 имеет заметные преимущества. Он вполне способен заинтересовать потенциальных заказчиков и обойти конкурентов по тендерам. Однако эта машина еще даже не начинала летные испытания, а кроме того, была впервые показана всего несколько дней назад. Соответственно, будущие покупатели пока только присматриваются к новому штурмовику и ждут, когда его можно будет оценить в полной мере.

Круг потенциальных заказчиков пока не известен, хотя уже имели место любопытные слухи. Так, на профильных ресурсах ранее сообщалось, что группа Calidus подавала заявку на конкурс Armed Overwatch от Командования спецопераций США.

В мае заказчик выбрал участников программы, и B-350 не попал в нее. Будут ли снова предлагать этот самолет Пентагону, неизвестно.

В контексте перспектив нового B-350 следует вспомнить успехи более старого B-250. Этот самолет, представленный в 2017 г., в 2019-м впервые стал предметом контракта. ВВС ОАЭ заказали Calidus LLC партию из 24 таких машин. Их производство планировалось наладить на территории ОАЭ, для чего собирались построить новый завод. Впрочем, о запуске предприятия и старте производства пока не сообщалось. Кроме того, пока отсутствуют и другие заказы.

Возможно, и в случае с проектом B-350 стартовым заказчиком станут вооруженные силы ОАЭ. По завершении летных испытаний, которые займут некоторое время, они могут приобрести до нескольких десятков новых самолетов. Возможно, что к этому времени заработает собственный авиазавод, и ему придется осваивать сборку второго типа штурмовиков.

Таким образом, показанный на Dubai Airshow-2021 самолет-штурмовик Calidus B-350 представляет определенный технический интерес и вполне способен привлечь внимание тех или иных заказчиков. Однако контракты следует ожидать только в будущем, а на данный момент главной задачей его создателей является проведение испытаний и доводка конструкции. Без этих мероприятий новый самолет не будет иметь никаких коммерческих перспектив.

Дайджест прессы за 16 ноября 2021 года

| Дайджест публикаций за 16 ноября 2021 года

Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

ВВС наконец-то получили свой первый новый легкий штурмовик AT-6E Wolverine

ВВС США получили свой первый одномоторный турбовинтовой легкий штурмовик Beechcraft AT-6E Wolverine. В прошлом служба заявляла, что может приобрести до трех таких самолетов для поддержки программы под названием Airborne Extensible Relay Over-Horizon Network или AEROnet, направленной на разработку недорогой архитектуры связи и обмена данными, чтобы помочь союзникам. и партнеры лучше сотрудничают во время коалиционных операций.

Центр управления жизненным циклом ВВС (AFLCMC), базирующийся на базе ВВС Райт-Паттерсон в Огайо, объявил о прибытии AT-6E 17 февраля 2021 г. AT-6E представляет собой вариант Т-6. Учебно-тренировочный самолет Texan II от Beechcraft, подразделения Textron, сконфигурирован для легких атак и разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR). Военно-воздушные силы, а также ВМС и армия США уже используют невооруженные версии Texan II.

Демонстратор Beechcraft AT-6E, 9 шт.0006 Textron

«Новый самолет только что поступил в парк @usairforce!», — говорится в сообщении официального аккаунта AFLCMC в Twitter. «Поздравляем Управление по программе легких штурмовиков нашего Управления истребителей и перспективной авиации за руководство усилиями по приобретению и использованию AT-6 Wolverine @TextronAviation!»

«Делаем историю в мировой столице авиации — поздравляем @usairforce с получением своего первого @Beechcraft AT-6E Wolverine», — написал в ответ аккаунт Textron в Твиттере.

Наиболее заметная разница между AT-6E, который Beechcraft продавал в прошлом как AT-6B, AT-6C или просто AT-6, и стандартными учебно-тренировочными самолетами Texan II, заключается в шести подкрыльевых пилонах. Они могут вмещать различные высокоточные бомбы и ракеты, а также ракетные и артиллерийские блоки, среди прочего.

У него есть дополнительная станция под фюзеляжем, которая обычно занята сенсорной турелью с электрооптическими и инфракрасными камерами. Сообщается, что модель ВВС имеет башню WESCAM MX-15D, которая также включает в себя лазерный целеуказатель от L3Harris.

AT-6E, только что полученный ВВС, также имеет выдающуюся круглую антенну на носу, обычно связанную со спутниковыми системами связи. «Самолет обладает впечатляющим набором коммуникационных возможностей с радио ARC-210 / VHF / UHF / AES Encryption / SATCOM / Iridium Cell Satellite / AERONet / Full Motion ROVER video / GPS и т. Д.», Согласно статье из The. Авиатор прошлого года. В той же истории говорилось, что у самолета был тот же бортовой компьютер, что и у A-10C ВВС, и ручное управление дросселем и ручкой (HOTAS), заимствованное у истребителей F-16.

Интересно, что этот конкретный AT-6E имеет зелено-серую окраску, которая, по крайней мере, вдохновлена ​​рисунком, известным как European One. Многие самолеты ВВС, в том числе штурмовики А-10, носили этот камуфляж на последних этапах холодной войны и сразу после нее.

Крупный план AT-6E ВВС США, показывающий часть его камуфляжной окраски., ВВС США Бородавочник A-10 в камуфляжной схеме European One, 1988 г., USAF

ВВС объявили, что боевое авиационное командование (ACC) может получить до трех AT-6 для поддержки работы над AEROnet в 2019 году, и эта система является центральным элементом этих самолетов. «Подумайте о странах-партнерах, которым не обязательно будет разрешено использовать шифрование типа 1, то есть шифрование, которое мы используем в Link 16 и тому подобное, но нам все еще нужно создать нашу коалицию», — тогдашний бригадный генерал ВВС Майкл Шмидт, исполнительный директор программы по командованию, управлению, связи, разведке и сетям в AFLCMC, заявил на конференции в 2019 году.. С тех пор Шмидт был произведен в генерал-майоры.

«Что мы можем предложить в сети, которую можно экспортировать, которая отвечает всем требованиям безопасности, которая может связывать людей друг с другом и с нами, которая может использовать преимущества всех различных систем связи, которые уже существуют», теперь- заявил на том же мероприятии генерал ВВС в отставке Майк Холмс, в то время возглавлявший ACC. «Вы предлагаете сеть, в которой есть самолеты, которые подходят к ней, а не нет, вот большой самолет, а теперь подумайте, как вы собираетесь с ним разговаривать и как вы собираетесь его использовать».

Стоит отметить, что это не первый эксперимент ВВС с вариантом АТ-6. Служба неоднократно тестировала эти самолеты в рамках различных программ, насчитывающих более десяти лет. Решение купить Wolverines для испытаний AEROnet последовало за неудачной попыткой, начатой ​​в 2017 году, которая должна была подготовить почву для приобретения сотен недорогих легких штурмовиков. Цель этого проекта заключалась в том, чтобы снизить нагрузку на парк боевых самолетов более высокого класса и обеспечить более устойчивую, гибкую и дешевую огневую мощь для поддержки операций в благоприятных условиях. Вы можете подробно прочитать обо всей этой саге и прошлой неудачной программе легких атак ВВС в последних Зона боевых действий шт.

Военнослужащие Национальной гвардии ВВС смотрят на образец того, что тогда было известно как AT-6C, во время испытаний в 2010 году. Интересно, что среди боеприпасов, разложенных перед самолетом, есть две ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9X., ВВС США

Отмена этой программы легких штурмовиков (LAA) также привела к плану получить до трех Embraer A-29 Super Tucano через базирующуюся в США корпорацию Sierra Nevada для Командования специальных операций ВВС (AFSOC). Затем AFSOC будет использовать эти одномоторные турбовинтовые легкие штурмовики для помощи советникам по боевой авиации, которым самим поручено обучать и консультировать иностранные военно-воздушные силы. Ряд американских союзников и партнеров уже эксплуатируют или планируют эксплуатировать как А-29,и АТ-6.

Неясно, продолжает ли AFSOC попытки приобретения или нет. Это командование также пыталось приобрести новые легкие штурмовики / разведывательные самолеты, которые оно могло бы использовать для поддержки низкоуровневых контртеррористических и аналогичных операций в рамках программы под названием Armed Overwatch. В прошлом году Конгресс заблокировал его запрос на выделение средств для начала закупки самолетов для удовлетворения этих требований в 2021 финансовом году. Тем не менее, командующий ВВС США генерал-лейтенант Джеймс Слайф совсем недавно заявил, что он с оптимизмом смотрит на то, что законодателей можно убедить выделить деньги на этот проект в следующем финансовом цикле.

Независимо от того, что произойдет с программой Armed Overwatch AFSOC в следующем году или около того, ВВС уже получили свой первый AT-6E, чтобы начать поддержку проекта AEROnet.

Связаться с автором: [email protected]

ВВС хотят ликвидировать свой крошечный парк легких штурмовиков

Сага об эксперименте ВВС США с легкими штурмовиками, возможно, наконец-то близится к завершению, и служба теперь, по-видимому, хочет разгрузить крошечную группу турбовинтовых самолетов, приобретенных за последние пару лет. Три А-29Super Tucanos и два AT-6E Wolverine, вероятно, будут переданы иностранным операторам, если ВВС добьются своего.

О последних разработках в постоянно усложняющемся эксперименте с легкой атакой рассказал Эдвард Стэнхаус, исполнительный директор программы разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR) и Сил специальных операций (SOF) ВВС, выступая перед журналистами на этой неделе. Конференция «Дни велоиндустрии».

Один из двух самолетов AT-6E Wolverines ВВС США рулит на линии полета во время прибытия в ВВС Муди, штат Джорджия, 12 января 2022 года. Фото ВВС США, сделанное Андреа Дженкинс

Командование специальных операций ВВС (SOCOM) A-29 и AT-6E боевого авиационного командования «в конечном итоге, вероятно, будут объявлены Излишними оборонными средствами, и мы будем искать других партнеров по миссии, которые может захотеть их забрать», — сказал Стэнхаус, согласно Air Force Magazine .

Избыточные оборонные товары — это военное имущество, которое может быть предоставлено странам-партнерам либо по сниженной цене, либо в качестве гранта, и часто передается иностранным правительствам в помощь в их планах модернизации. Страны-партнеры оплачивают транспортировку и доставку активов, а также ремонт, если это применимо.

На данный момент стоит отметить, что такой шаг, даже если его поддержат ВВС, может быть заблокирован Конгрессом.

Пилот A-29 ВВС Нигерии ведет огонь из двух пулеметов калибра 0,50 по цели на полигоне бомбардировщиков и артиллеристов Гранд-Бей возле базы ВВС Муди, штат Джорджия, 1 сентября 2021 года. Этот самолет, принадлежащий Нигерии, находился в Муди. в рамках учебных мероприятий, организованных ВВС США \. Фото ВВС США, сделанное старшим летчиком Ребеккой Медейрос .

«Я думаю, что это потенциально FMS, потому что в настоящее время у нас есть партнеры FMS, которые летают как на AT-6, так и на A-29», — сказал Стэнхаус, отметив, что, по его мнению, «существует довольно много иностранного интереса». Фактически, ни один из партнеров FMS в настоящее время не использует AT-6E, который используется Боевым авиационным командованием, но учебно-тренировочный T-6 Texan II, на основе которого он был создан, широко используется.

Всего на покупку пяти самолетов Пентагон потратил более 200 миллионов долларов.

A-29B Super Tucano ВВС Колумбии сидит перед двумя самолетами A-10 Thunderbolt II во время учений Green Flag East на базе ВВС Барксдейл, штат Луизиана, август 2016 г. Фото ВВС США/Старший летчик Мозер О. Да Кунья

На данный момент у нас нет графика запланированного вывода самолетов A-29 и AT-6E ВВС, хотя вполне может быть важным, что Stanhouse уже говорит о них в прошедшем времени:

«Они использовались для демонстраций, демонстрации концепции как SOCOM, так и Воздушно-боевым командованием», — сказал он.

Среди этих демонстраций была Airborne Extensible Relay Over-Horizon Network, или AERONet, описываемая как «недорогое экспортируемое решение для передачи данных для стран, не имеющих доступа к системам США». В июне этого года ВВС раскрыли некоторые подробности этих испытаний, в которых участвовали пилоты из Колумбии, Нигерии, Таиланда и Туниса, летевшие на заднем сиденье AT-6E для проверки этих технологий. В то же время ВВС объявили об уходе персонала страны-партнера и двух AT-6E, чтобы положить конец пятимесячному сотрудничеству.

Сотовый телефон, подключенный к системе AERONet, отображает в режиме реального времени местонахождение персонала, транспортных средств и самолетов во время учений за пределами Рионегро, Колумбия, в сентябре 2021 года. Фото ВВС США, сделанное Tech. сержант Kenneth New

Независимо от того, существуют ли требования для будущих испытаний AERONet, менее важно, поскольку это «независимая от платформы» система, а это означает, что нет особой необходимости в нишевом самолете (AT-6E) для поддержки проекта, если он возникнет. резюме. «Росомаха» также должна была принять участие в других экспериментах с Корпусом морской пехоты США и другими странами-партнерами, опять же с упором на общую архитектуру и сети обмена разведывательными данными, но статус этих испытаний менее ясен. 900:03 Колумбийские ВВС Каррено «Тифон», второй пилот, позирует фотографу перед экспериментальным полетом на AT-6E Wolverine на базе ВВС Муди, Джорджия, 14 апреля 2022 г. Полет был сосредоточен на цифровом отслеживании дружественных сил и потенциального противника. движения с помощью программного обеспечения AERONet. Фото ВВС США, сделанное летчиком 1-го класса Кортни Себастьянелли. Это включало помощь в обучении CAA, персонала США, который затем передал свой опыт, обучая военно-воздушные силы союзников.

Высокопоставленные чиновники уже говорят о планах избавиться от флота из пяти самолетов Light Attack Experiment, и похоже, что программа близка к завершению. В прошлом корпорация Sierra Nevada, генеральный подрядчик для A-29, заявляла, что планирует обеспечить обучение и поддержку этих самолетов до 2024 года.

этот тип остается популярным выбором для легких атак и миссий ISR в Африке, Азии и Латинской Америке. CAA работает и со многими другими типами самолетов, поэтому, возможно, было установлено, что эксплуатация небольшого парка А-29Просто поддерживать эту миссию не имеет смысла в долгосрочной перспективе.

Второй A-29 Super Tucano для Командования специальных операций ВВС, получивший эту уникальную схему наследия в честь 1-й группы воздушных коммандос времен Второй мировой войны. Корпорация Sierra Nevada

Даже если самолеты останутся в эксплуатации ВВС до 2024 года, это сделает эту инициативу заметно недолговечной, по крайней мере, с точки зрения времени, прошедшего с момента поставки самолета. Первый АТ-6Е был передан в феврале 2021 г., а первый А-29для боевого авиационного командования прибыл в следующем месяце. Последний из А-29, заказанный по дополнительному контракту, был поставлен в марте этого года.

Тем не менее, предшественники Light Attack Experiment насчитывают гораздо больше лет, в течение которых им неоднократно не удавалось фактически передать самолеты в руки операторов ВВС.

Начиная с 2007 года, различные подразделения вооруженных сил США начали шесть различных испытаний с участием A-29 или AT-6, или обоих, в роли легких штурмовиков.0003

В период с 2008 по 2012 год ВВС манипулировали двумя отдельными легкими штурмовиками, один для себя и один в основном для иностранных партнеров, известных как Light Attack/Armed Reconnaissance (LAAR) и Light Air Support (LAS) соответственно.

Военнослужащие Национальной гвардии ВВС смотрят на образец того, что тогда было известно как AT-6C, во время испытаний в 2010 году. Интересно, что среди боеприпасов, разложенных перед самолетом, есть две ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9X. ВВС США

Программа ЛААР позорно провалилась в 2012 году, о чем вы можете прочитать здесь, хотя ЛАС действительно видела А-29отобраны, а затем переданы в Афганистан. Самолет также поступил на вооружение Командования воздушного образования и обучения (AETC), чья 81-я истребительная эскадрилья была повторно задействована для управления этими же самолетами для обучения афганских, а затем и ливанских и нигерийских пилотов. Эскадрилья закончила свой последний класс на базе ВВС Муди, штат Джорджия, в сентябре 2021 года. в сентябре 2014 г. Фото ВВС США/летчик 1-го класса Диллиан Бамман

В то же время Командование специальных операций США также проводило свои собственные эксперименты с аналогичными типами самолетов, в первую очередь с Imminent Fury, а также с другими легкими штурмовиками. Помимо испытаний А-29, USSOCOM отправила пару самолетов OV-10G+ Bronco в Ирак в 2015 году для испытаний Combat Dragon II.

Один из двух самолетов OV-10G+, отправленных в Ирак для проведения боевых испытаний. Джон Лекерика

Спустя десятилетие после начала этих первых экспериментов с легкими атаками Министерство обороны все еще занималось сбором данных о легких ударных и разведывательных, разведывательных и разведывательных самолетах (ISR) в рамках Оценки возможностей неразрабатываемых легких ударных платформ или Combat Dragon III. , которая началась в 2017 году.

Недавно была разработана программа ВВС по созданию легких штурмовиков (LAA), непосредственная предшественница текущего эксперимента с легкими штурмовиками.

Подробнее об истории программы LAA можно прочитать здесь, но достаточно сказать, что когда она была запущена в 2018 году, А-29и АТ-6 — оба однодвигательных турбовинтовых самолета — должны были стать единственными самолетами, отвечающими его требованиям. A-29 и то, что тогда было известно как AT-6C, уже принимали участие в двух раундах экспериментов в период между 2017 и 2018 годами вместе с легким реактивным самолетом Textron Scorpion и вооруженным AT-802L Longsword землекопом от Air Tractor и L3.

Экспериментальный самолет Beechcraft AT-6 пролетает над ракетным полигоном Уайт-Сэндс во время второго этапа эксперимента по легкой атаке в июле 2017 года. ВВС США. Фото Итана Д. Вагнера. Тогдашний начальник штаба ВВС генерал Дэвид Голдфейн сетовал на отсутствие данных о том, как эти самолеты будут использоваться, особенно с другими платформами, неопределенность в отношении финансирования, а также на отсутствие интереса со стороны потенциальных иностранных партнеров.

В конце концов, LAA был заброшен, а вместе с ним ушли и надежды на создание флота из 359 человек. самолетов, достаточно для восьми оперативных эскадрилий и трех учебных частей, как в свое время планировал Пентагон. Как бы то ни было, запланированная закупка неоднократно сокращалась до парка из менее 100 самолетов, а затем всего до 20.

свертывание крупномасштабных воздушных операций в Афганистане и на Ближнем Востоке.

«Мы собираемся немного расширить масштаб», — сказал тогдашний заместитель министра ВВС Мэтт Донован, предложивший LAA, выступая в начале 2019 года., но на этом этапе казалось, что нет реального пути назад для крупномасштабной программы приобретения легких штурмовиков.

Вместо того, чтобы расширять область применения, ВВС в конечном итоге закупили только пять из двух турбовинтовых типов после того, как LAA был переработан в Light Attack Experiment, а первоначальные контракты были объявлены в марте 2020 года.

На заднем плане Однако AFSOC пошла по другому пути, чтобы представить легкие штурмовики и самолеты ISR, подходящие для миссий в неоспоримом воздушном пространстве с минимальной вспомогательной инфраструктурой. Эта программа известна как Armed Overwatch, и хотя Конгресс заблокировал запрос средств на 2021 финансовый год для начала покупки самолета, в последнее время она добилась значительного прогресса.

Удивительно, но A-29 не вошел в пятерку претендентов на Armed Overwatch, хотя AT-6E был. Ранее в этом месяце SOCOM заключила контракт с L3 Harris Technologies на свой AT-802U Sky Warden на базе сельскохозяйственного самолета.

Максимальная стоимость контракта составляет 3 миллиарда долларов, и в конечном итоге может быть включена поставка до 75 самолетов AT-802U.

Демонстрационный образец AT-802U Sky Warden над авиабазой Эглин, Флорида. Air Tractor Inc.

Это решение, о котором вы можете прочитать подробнее здесь, стало последним поворотом в давней истории, которая до сих пор была свидетелем многочисленных попыток купить легкие штурмовики для вооруженных сил США. Если программа Armed Overwatch достигнет своей цели по достижению полной оперативной готовности в 2029 г., можно сказать, что история легкой атаки подошла к концу.

Однако до того, как это произойдет, похоже, что ВВС продолжат свои усилия по передаче своих A-29 и AT-6E иностранным государствам, которые уже эксплуатируют эти типы. Нет недостатка в существующих операторах Super Tucano, которые могут принять это предложение, хотя AT-6E пока нашел гораздо меньший рынок, и только Таиланд заказал эту легкую атакующую версию популярного учебно-тренировочного самолета T-6.

В течение 15 лет усилий по созданию легкого штурмовика ВВС усердно работали над своим парком быстрых реактивных и бомбардировщиков, в том числе на театрах боевых действий, где самолеты, подобные А-29или АТ-6 мог взять на себя множество важных миссий. Они могли бы летать на них за ничтожную долю стоимости быстрого реактивного самолета и иметь возможность действовать с передовых баз, без необходимости дозаправки в воздухе и со скромными логистическими затратами.