Турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 — РИА Новости, 14.07.2015

Первый полет опытного образца бомбардировщика «95-1» состоялся 12 ноября 1952 года. В 1953 году, в 17-м испытательном полете, этот самолет потерпел катастрофу. Второй опытный самолет, «95-2», совершил первый полет 16 февраля 1955 года. В ходе государственных испытаний, проводившихся в 1955-1956 годах, на этой машине при взлетной массе 167 200 килограмм была достигнута максимальная скорость 882 километра в час (рекордная для винтовых самолетов) и практическая дальность 15 040 километров.

В 1955 году началось серийное производство Ту-95 на авиазаводе в Куйбышеве (ныне Самара). Заводские испытания продолжались до января 1956 года, а 31 мая самолет был предъявлен на Государственные испытания. В августе 1956 года новый бомбардировщик был впервые продемонстрирован на воздушном параде в честь Дня авиации. В 1957 году на самолете были установлены более мощные двигатели НК-12М, и под обозначением Ту-95М самолет был принят на вооружение Советской Армии.

Особенностями новой машины явились применение стреловидного крыла и главное, впервые в практике мирового самолетостроения для самолетов такого класса, установка турбовинтовых двигателей (ТВД). Новые двигатели НК-12М были созданы в ОКБ Николая Кузнецова.

Турбовинтовые двигатели были снабжены дифференциальными редукторами, вращающими два соосных винта в противоположные стороны.

Ресурс нового ТВД оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя применяемого на бомбардировщиках, в том числе и зарубежных.

Ту-95 послужил основой для множества модификаций, как опытных, так и выпускавшихся серийно. В серии находились бомбардировщики Ту-95, Ту-95М — 50 машин, включая четыре машины в варианте дальнего стратегического разведчика Ту-95МР; дальний самолет разведки и целеуказания Ту-95РЦ — 53 машины; стратегические самолеты ракетоносцы Ту-95К и Ту-95КМ, носители ракет Х-20М — 71 машина.

Ту-95 различных модификаций находились на вооружении до начала 1990-х годов, пройдя целый ряд крупных модификационных и модернизационных работ по двигателям, составу вооружения и оборудованию. На базе серийных Ту-95КМ в 1970-1980-е годы были созданы ракетоносцы Ту-95К-22 — носители ракет Х-22Н. Путем глубокой модернизации Ту-95РЦ в конце 1960-х годов создан дальний противолодочный самолет Ту-142, в дальнейшем на основе его модификации Ту-142М был создан стратегический самолет-ракетоносец

Ту-95МС — носитель крылатых ракет большой дальности. Он был принят на вооружение в 1981 году. В отличие от Ту-95, модернизированная машина имеет новое крыло с более скоростным профилем. Установлен новый стабилизатор, который может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование. В состав последнего включены две бортовые электронные вычислительные машины.

Самолет Ту-95МС представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенном стреловидным крылом и однокилевым оперением. Такая аэродинамическая компоновка обеспечивает высокое аэродинамическое качество на высоких скоростях полета.

Улучшение летно-технических характеристик также достигается за счет большого удлинения крыла, соответствующего выбора угла его стреловидности, и набором профилей вдоль его размаха. Силовая установка Ту-95МС состоит из четырех турбовинтовых двигателей НК-12MП с соосными четырехлопастными винтами АВ-60К. Топливо на самолете размещается в восьми загерметизированных отсеках кессонной части крыла (кессон-баках) и в трех мягких баках в центроплане и задней части фюзеляжа. Заправка топливом централизованная. Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе.

Летно-технические характеристики Ту-95МС:

Размах крыла — 50,05 м;

Длина без штанги топливоприемника — 47,7 м;

Высота — 13,3 м;

Масса максимальная взлетная — 185000 кг;

Масса максимальная посадочная- 135000 кг;

Масса боевой нагрузки

— нормальная — 9000 кг;

— максимальная — 20000 кг;

Максимальная скорость на высоте/у земли — 830/550 км/ч;

Дальность полета

— с нормальной боевой нагрузкой — 10500 км;

— с максимальной боевой нагрузкой — 6500 км;

Практический потолок — 12000 м;

Экипаж — 7 человек;

Необходимая длина бетонной взлетно-посадочной полосы — 3500 м.

Вооружение Ту-95МС состоит из ударного и оборонительного.

Ударное вооружение самолета включает шесть крылатых ракет Х-15, расположенных в бомбоотсеке в барабанной пусковой установке, с дальность стрельбы 2500 километров, а также морские мины.

Оборонительное вооружение Ту-95МС состоит из двух спаренных 23-миллиметровых двухствольных пушек ГШ-23, размещенных в кормовой оборонительной установке.

В настоящее время Ту-95МС составляют один из существенных элементов российских авиационных стратегических сил. Авиационно-ракетный комплекс Ту-95МС имеет значительный модернизационный потенциал в части оснащения новым более эффективным ракетным оружием и новым оборудованием.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Ту-95МС, стратегический бомбардировщик

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • www.arms-expo.ru

    Сопровождение стратегического бомбардировщика Ту-95. Фотографии из разных десятилетий.: shvp — LiveJournal

    Автор этого поста, который я копирую здесь, вместо слова «сопровождение» написал «перехват». Термин не верен, ибо перехват — это уничтожение нарушителя, вторгшегося на территорию страны самолета-перехватчика.
    В данном случае — «сопровождение в нейтральных водах». Посему вношу поправку. Автору спасибо за труд.

    Ту-95 это не просто самолёт, это визитная карточка нашей дальней стратегической авиации. Наверно это единственный в России самолёт, который преодолел полувековой рубеж и до сих пор остается в строю. На написание этого поста меня подтолкнул мой ночной сон :), в котором был Ту-95. После того как проснулся сразу же зашёл в интернет, искать фотографии этого самолёта. Которые я и скидываю ниже, это не просто фото самолёта, а фотографии Ту-95 с сопровождением, не с простым, а с иностранным :).

    1.


    Ту-95  — советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый винтовой самолёт, ставший одним из символов холодной войны.

    2. Возможно Фареро-Исландский рубеж, примерно 1960-1970 года.  Разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ 392-го ОДРАП авиации Краснознаменного Северного флота, А/Б Кипелово, Вологда и Lightning F.6 XP 753 Британских Королевских ВВС, 23 эскадрилья, авиабаза Лейчерс, Шотландия. Этот самолёт состоял на вооружении с 1965, по 1988 год. Кстати, 392-й полк, в частности, известен первым вскрытием CVN 70 «Карл Винсон» . За информацию и поправки к этому посту большое спасибо ilya_kramnik

    Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52, Ту-95 — один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.

    3. Палубный истребитель Vought F-8 Crusader и герой поста Ту-95.

    30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов такого класса — за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе

    4.Год не нашёл. Ту-95 и Grumman A-6 Intruder, помогаем с годом!

    Существует множество модификаций этого самолёта, из них выделю только одну — Ту-142 — противолодочный самолёт.

    5. 1980 год. F-4E и Ту-95

    Освоение и эксплуатация самолёта сопровождалась значительными трудностями. Кабина была плохо приспособлена к длительным полётам. Неудобные сидения и туалет — переносной бачок со стульчаком, сухость и загрязнённость воздуха масляной пылью — все это приводило к преждевременной усталости экипажей. В модификации Ту-95МС часть недостатков была исправлена.

    5. 1982 год. Кстати, на фото не Ту-95, а Ту-16 в сопровождении с палубным штурмовиком Grumman A-6 Intruder.

    Особенные проблемы возникали при эксплуатация самолета в зимнее время. В маслосистему двигателей НК-12 заливается смесь из минеральных масел (МС-20 и МК-8), которая при температуре ниже 0 градусов загустевает так, что винты невозможно провернуть. Поэтому перед каждым вылетом все двигатели прогревались наземными моторными подогревателями (тепловыми пушками). При их отсутствии (например, на оперативном аэродроме) моторы укрывались теплоизолирующими чехлами и запускались каждые несколько часов — для прогрева. Значительная часть авиатоплива, таким образом, тратилась «впустую». В конце 1980-х годов промышленность стала выпускать специальное моторное масло — МН-7,5У, допускающее запуск двигателей НК-12 при морозах до −25 градусов. Сегодня производство этого масла практически свёрнуто. На части доработанных Ту-95МС в форкиле установлена вспомогательная силовая установка, позволяющая отбирать воздух на предполётный обогрев двигателей.

    6. 1982 год. F-4S и Ту-142

    Замена двигателя НК-12 чрезвычайно трудоёмка по сравнению с другими типами авиационной техники, имеет массу особенностей, требует определённой квалификации персонала и специальных навыков.

    На самолёте до сих пор отсутствует система катапультирования экипажа, что серьёзно затрудняет покидание падающего самолёта в случае аварии.

    7. Ту-95РЦ и F-106

    После распада СССР полки из Казахстана удалось перегнать в Россию. В 1998 году Украина приступила к уничтожению доставшихся ей в наследство стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара средства, но после переговоров Украина передала России восемь Ту-160 и три Ту-95 (и партию крылатых ракет) взамен на списание части долга по закупкам газа. Три самолёта Ту-95МС, один из которых сейчас исполняет роль музейного экспоната, оставлены на Украине, все остальные — утилизированы.

    8.F/A-18 ВМС Канады и Ту-95.

    На 2011 год боеспособно только 32 Ту-95МС. Несколько десятков пройдут модернизацию до версии Ту95МСМ с 2013 года, они будут способны нести ракеты Х-101, и прослужат до 2020—2025 года.

    9. Ту-95РЦ и F-14

    В период с 22 апреля по 3 мая 2007 года два российских самолёта Ту-95МС стали участниками инцидента, произошедшего в ходе учений британской армии «Воин Нептуна», проводившихся в заливе Клайд Северного моря близ Гебридских островов. Российские самолёты появились в районе учений (проводившихся в нейтральных водах), после чего с авиабазы Люашар в шотландском районе Файф были подняты два британских истребителя. Истребители сопровождали российские самолёты, пока те не покинули район учений. По словам представителя британских ВВС, это был первый такой случай со времён завершения холодной войны.

    10.  06.03.1986. Ту-142М сопровождает патрульный самолёт ВМС США P-3C.

    В августе 2007 года Ту-95МС в рамках учений пролетали вблизи базы ВМС США на острове Гуам в Тихом океане, в июле — в непосредственной близости от воздушной границы Великобритании над Северным морем, а 6 сентября британским истребителям пришлось встречать сразу восемь российских бомбардировщиков

    11. F-14A или F-14D  стратегический бомбардировщик Ту-95.

    В ночь с 9 на 10 февраля 2008 четыре Ту-95 взлетели с авиабазы «Украинка». Два из них подлетели вплотную к воздушной границе Японии и один из них, по заявлениям японской стороны, выдвинувшей позднее ноту протеста, на три минуты нарушил границу. Вторая пара самолётов направилась в сторону авианосца «Нимиц». Когда российским самолётам до корабля оставалось около 800 км на перехват были подняты четыре F/A-18. На расстоянии 80 км от авианесущей группы американские самолёты перехватили Ту-95, но несмотря на это, один из «медведей» дважды прошёл над «Нимицем» на высоте примерно 600 метров.

    12. F-14 Tomcat и Ту-142.

    Подобные случаи в международных водах стали довольно часто происходить после возобновления в августе 2007 регулярных вылетов стратегической авиации на воздушное патрулирование. В прессе обычно освещается каждый такой случай, а в странах НАТО подобные инциденты считают «провокациями в духе холодной войны».

    13.

    Официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак заявил, что если Ту-95 всё ещё летают, то они «находятся в хорошем рабочем состоянии», сказав, что «Я не думаю, что мы считаем это особенной угрозой, но мы за этим следим, внимательно наблюдаем и я уверен, что в Пентагоне за этим тоже следят.».

    14.

    В 2013 году начнется модернизация Ту-95МС до версии Ту-95МСМ. Замене подвергнется радиоэлектронное оборудование, в то время как планер и двигатели доработкам подвергаться не будут. На бомбардировщики будет установлен новый прицельно-навигационный комплекс, который позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101. Также появится навигационный комплекс на базе ГЛОНАСС. Всего планируется модернизировать несколько десятков бомбардировщиков, а остальные — списать. Модернизация призвана продлить срок эксплуатации самолётов до 2025 года.

    15. Б-2 и конечно же Блэкбирд.

    16. 09.01.2008. Ту-95 в сопровождении F/A-18 пролетает над авианосцем «Нимиц».

    На фото ниже: 29 ноября 2007 года американские истребители F-22 Raptor впервые осуществили условный перехват российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. Российские стретеги были обнаружены на большом расстоянии радарами США на Аляске. Один из «медведей», оказавшийся в небольшом удалении от воздушного пространства Аляски около Алеутских островов, был перехвачен и сопровождался в течение нескольких минут двумя истребителями «Рэптор» 3-го тактического авиакрыла. Предположительно, «нарушителем» в День благодарения был именной бомбардировщик Ту-95МС «Благовещенск», приписанный к 326-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии (Украинка, Амурская область). Самолеты двух авиаполков этой дивизии периодически перебрасываются на северные аэродромы «подскока» Анадырь и Тикси для полетов, как говорят летчики, «за угол».

    17. 29.11.2007. Близ Алеутских островов. F-22A 3-го авиакрыла ВВС США, авиабаза Элмендорф, Аляска, и Ту-95МС 326-й ТБАД, А/Б Украинка, Амурская область.


    shvp.livejournal.com

    Семь чудес Ту-95 — Российская газета

    12 ноября 1952 года совершил первый полет Ту-95, первый советский межконтинентальный бомбардировщик. Представляем интересные факты об уникальной боевой машине.

     

    Первый, последний и единственный

    Ту-95 стал первым советским межконтинентальным бомбардировщиком и последним самолетом, построенным по заданию Иосифа Сталина. Генералиссимус велел построить реактивный самолет, а Туполев делать это отказался, указав, что с существующими двигателями достичь заданных характеристик не удастся. Строптивого авиаконструктора отодвинули на второй план, а для создания бомбардировщика возродили КБ Мясищева. Разработка самолета проходила в условиях жесткой конкуренции, но Туполев, как всегда, оказался прав и в серию пошел его самолет.

    На этапе создания рассматривались варианты оснащения бомбардировщика и турбовинтовыми, и реактивными двигателями или шестью реактивными. На первом прототипе, «изделии 95/1» были установлены восемь турбовинтовых двигателей в четырех мотогондолах. Спаренные, расположенные друг за другом моторы работали на один редуктор, вращая в противоположные стороны соосные четырехлопастные винты.

    К постройке второго самолета сделали новые двигатели с увеличенной мощностью и меньшими габаритами, поэтому от первоначальной схемы остались только 5,6-метровые винты ОКБ Жданова, обладавшие рекордным КПД на всех режимах. Конструкция винтов и большая мощность двигателей обусловили еще одну особенность Ту-95. Он один из самых шумных самолетов в мире, его засекают даже гидроакустические системы подводных лодок. Однако для решаемых им задач этот недостаток не является критическим.

    Публичная демонстрация бомбардировщика произошла летом 1995 года, во время парада в честь Дня авиации в Москве. Иностранные специалисты высоко оценили Ту-95, НАТО присвоила ему кодовое наименование Bear (медведь), довольно точно отражавшее характер и возможности боевой машины.

    Ту-95 — самый быстрый в мире винтовой самолет и единственный в мире серийный турбовинтовой бомбардировщик. С американским B-52 он делит славу небесного долгожителя — оба самолета поднялись в воздух в 1952 году и продолжают выпускаться по сей день. В 2010 году Ту-95 пробыл в воздухе 43 часа, пролетев с пятью дозаправками 30 тысяч километров над тремя океанами.

    Ракетная дипломатия

    Сталин дал задание создать бомбардировщик, сменивший его Хрущев делал ставку на ракеты. Ту-95 способен возить и то, и другое. Во время испытаний он доставлял на полигоны ядерные и термоядерные боеприпасы (в том числе взорванную 30 октября 1961 года водородную Царь-бомбу мощностью 60 мегатонн), на боевом дежурстве самолет имеет в грузовом отсеке барабанную пусковую установку с шестью крылатыми ракетами Х-55. Ведется перевооружение Ту-95 на новые крылатые ракеты Х-101, поражающие подвижные цели с точностью до двух метров. На дальности 10 тысяч километров отклонение от цели составляет 10 метров. Помимо грузового отсека, Ту-95 может нести десять ракет под крыльями.

    В 1957 году совершил первый полет Ту-116 — самолет для международных визитов руководства СССР. Он был сделан из Ту-95 с минимальными переделками: в грузовом отсеке разместили герметичную кабину с двумя салонами на 20 человек, кухней, туалетом и служебными помещениями. Пассажирский люк со встроенным трапом размещался под хвостом. Чуть позже пошел в серию пассажирский Ту-114, дальнемагистральный самолет, основой для которого, опять же, послужил Ту-95. Поскольку полеты были долгими, в салоне лайнера были предусмотрены купе со спальными местами, имелась кухня, а в состав экипажа входил повар.

    Царь-бомба и другие эксперименты

    Для испытаний термоядерного устройства АН602, получившего прозвище Царь-бомба, был построен в единственном экземпляре самолет Ту-95В. Бомба с парашютной системой весила более 27 тонн и не помещалась в грузовой отсек, поэтому установили мощный держатель, сняли створки бомболюка, самолет покрыли белой светоотражающей краской.

    Во время взрыва устройства Ту-95В находился на расстоянии 39 километров. После посадки и осмотра обнаружилось, что фюзеляж и крылья сильно обгорели, выступавшие алюминиевые детали оплавились и деформировались. Экипаж самолета во главе с Андреем Дурновцевым был рад тому, что третью ступень бомбы, повышающую ее мощность до 100 мегатонн, решили не применять. Кстати, улетал на испытания Дурновцев майором, а вернулся подполковником.

    В 1962 году Ту-95В с тем же экипажем участвовал в еще нескольких термоядерных испытаниях — например, сбросил в «царском» корпусе устройство мощностью 20 мегатонн. Еще раз самолет пригодился в 70-е, когда понадобилось срочно доставить из Москвы в Новосибирск планер Ту-144. Его подвесили на тот же держатель, куда крепилась Царь-бомба, и довезли без проблем.

    В начале 60-х был построен экспериментальный Ту-95 с ядерным реактором — предполагалось, что он будет приводить в движение два из четырех двигателей. Ту-95К служил носителем аналога воздушно-космического аппарата ЭПОС (экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет), орбитального корабля воздушно-космической системы «Спираль». В качестве аналога использовался небольшой реактивный самолет — он подвешивался под фюзеляж бомбардировщика, частично заходя в грузовой отсек. Крепили к Ту-95 и перспективные турбореактивные двигатели для отработки их поведения в воздухе.

    Военный быт

    Главной работой Ту-95 всегда было боевое дежурство и готовность при необходимости нанести удар по стратегическим объектам вероятного противника. Первое заключалось в том числе и в запугивании американских авианосцев.

    — Получаем задание: в Атлантике, в таких-то координатах замечен авианосец, — и полетели. Задолго до цели снижаемся на бреющий, метров до 200 — чтобы он нас радаром не засек, и сближаемся. Проходим над палубой, фотографируем ну и жесты всякие показываем… устрашающие, — рассказал ветеран дальней авиации Виталий Волков. — Один раз, правда, довыделывались: с авианосца «Америка» у Азорских островов взлетели четыре истребителя, зажали нас и повели на США. Командир связался с базой, доложил. «Прорывайтесь», — сказала база. Ну мы газу дали и в облака…

    Наносить удар по вероятному противнику предполагалось по самому короткому пути, через Северный полюс. Для этого на дрейфующих ледяных полях были оборудованы аэродромы подскока. В 1958 году два Ту-95 успешно приземлились на такой площадке — трудности возникли лишь при торможении на льду. С освоением дозаправки в воздухе необходимость в плавучих аэродромах отпала.

    В Ту-95 впервые в СССР появились микроволновые печи для обеспечения экипажа горячей пищей. Полеты продолжались более суток, поэтому в каждом самолете имелся и переносной туалет. Рабочее место хвостового стрелка сообщалось с основной кабиной посредством тоннеля с тележкой, однако перемещение требовало разгерметизации кабин и использовалось только в исключительных случаях. В последней модификации Ту-95МС хвостовой стрелок полностью изолирован от остального экипажа.

    Катапультных кресел в Ту-95 нет, в аварийной ситуации экипаж покидает самолет через штатный люк, расположенный за передней стойкой шасси (перед эвакуацией ее выпускают). Между креслами расположен транспортер, который запускает бортинженер. Пилоты, штурманы и инженеры пересаживаются из своих кресел на транспортер и едут к выходу. Хвостовой стрелок покидает бомбардировщик самостоятельно.

    rg.ru

    Турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95

    В начале 50-х годов ОКБ А.Н.Туполева начались работы по созданию стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета. В 1952 г. состоялся первый полет нового самолета, получившего обозначение Ту-95. В 1956 г. Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации. Особенностью новой машины явилось применение стреловидного крыла и главное, впервые в практике мирового самолетостроения для самолетов такого класса, установкой турбовинтовых двигателей. Новые двигатели НК-12М были созданы в ОКБ Н.Д.Кузнецова. ТВД были снабжены дифференциальными редукторами, вращающими два соосных винта в противоположные стороны. Расход топлива новых двигателей составлял всего 0,207 кг/(л.с.-ч). Ресурс нового ТВД оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя применяемого на бомбардировщиках, в том числе и зарубежных. Ту-95 представляет собой высокоплан с четырьмя ТВД, расположенными крыльях. Шасси самолета трехстоечное, со сдвоенными баллонами. Основные стойки — двухосные, убираемые в полете в крыльевые гондолы (что является фамильной чертой большинства туполевских машин), носовая стойка — одноосная, убираемая по «потоку» в фюзеляж. Снизу посередине фюзеляжа располагаютя створки большого бомбоотсека. В первых модификациях Ту-95 оснащался 3 ракетами «воздух-земля», одой Х-22, подвешенной под центропланом в полуутопленном состоянии, и двумя ракетами КСР-5 на пилонах под крылом. В варианте бомбардировщика Ту-95 мог нести в бомбоотсеке до 20т бомб. В носовой части Ту-95 размещается неубираемая штанга топливоприемника. В ответ на перевооружение американцами своих стратегических бомбардировщиков B-52 «Стратофорттесс» крылатыми ракетами ALCM, в СССР в 1981 г. принимается на вооружение новая модификация бомбардировщика — Ту-95МС. Ту-95МС предназначен для поражения крылатыми ракетами важных стационарных объектов днем и ночью в любых метеоусловиях и в любой точке земного шара. В отличии от Ту-95 модернизированная машина имеет новое крыло с более скоростным профилем. Установлен новый стабилизатор, теперь он может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование. В состав последнего включены две бортовые ЭВМ. Модернизируются бортовые средства РЭБ. Главные изменения касаются ударного вооружения. В бомбоотсеке устанавливается барабанная пусковая установка, снаряженная 6-ю крылатыми ракетами РКВ-15Б с дальностью стрельбы 2500 км. Строительство Ту-95МС было развернуто на Самарском авиазаводе. Базировались Ту-95, помими СССР, на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это давало возможность стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически любую точку земного шара. К началу 90-х годов все Ту-95 с зарубежных баз были выведены. Помимо ударных стратегических самолетов на базе Ту-95 были созданы самолеты радиолокационного дозора и наведения АКРЛДН ТУ-126, оснащенные радиотехническим комплексом «ЛИАНА». Ту-126 предназначался для обнаружения воздушных целей, начиная со средних высот. Одной из самых интересных модификаций было создание в 1956 г. межконтинентального пассажирского самолета Ту-114, рассчитанного на перевозку 200 пассажиров на расстояние 9000 км. На Ту-114 все элементы (кроме фюзеляжа) были взяты от бомбардировщика Ту-95. Новый пассажирский самолет стал важным шагом в создании отечественного гражданского воздушного флота. После полета Ту-114 Москва-Нью-Йорк английская газета «Ньюс-Кроникл» писала в июне 1959 г.: «Русский воздушный гигант потряс Нью-Йорк», а корреспондент «Уолл-Стрит Джорнел» вынужден был констатировать, что Ту-114 на 100 миль в час быстрее любого американского турбовинтового самолета. Также была создана модификация Ту-142. В настоящее время Ту-95МС является основой воздушных стратегических сил России.

    Модификации

    Ту-95 — стратегический бомбардировщик (1955 г.)
    Ту-114 — пассажирский самолет (1956 г.)
    Ту-95К — стратегический бомбардировщик, носитель ракеты Х-20 (1959 г.)
    Ту-95КД — стратегический бомбардировщик, носитель ракеты Х-20 (1959 г.)
    Ту-95КМ — стратегический бомбардировщик, носитель ракеты Х-20 (1959 г.)
    Ту-95РС — дальний разведчик (1960 г.)
    Ту-126 — самолет ДРЛО (1961 г.)
    Ту-95К-22 — стратегический бомбардировщик, носитель ракеты Х-22 (1964 г.)
    Ту-95М5 — стратегический бомбардировщик, носитель ракеты КСР-5 (1969 г.)
    Ту-142 — дальний противолодочный самолет (1972 г.)
    Ту-95МК — стратегический бомбардировщик (1979 г.)
    Ту-95МС — стратегический бомбардировщик, носитель ракеты Х-55 (1981 г.)
    Ту-95М55 — стратегический бомбардировщик, носитель ракеты Х-55 (1984 г.)
    Ту-95МС-6 — стратегический бомбардировщик, носитель 6-и крылатых ракет Х-15 (1988 г.)
    Ту-95МС-16 — стратегический бомбардировщик, носитель 16-и крылатых ракет Х-15 (1989 г.)

    Тактико-технические характеристики*

    Экипаж, чел 10
    Двигатели ТВД НК-12МП
    Мощность ТВД, э.л.с. 4х15000
    Скорость макс. без боевой нагрузки, км/ч 1000
    Скорость макс. с боевой нагрузкой, км/ч 910
    Крейсерская скорость, км/ч 800
    Взлетная скорость, км/ч 300
    Посадочная скорость, км/ч 270
    Дальность макс. без боевой нагрузки, км 18000
    Дальность макс. с боевой нагрузкой 9 т без дозаправки, км 12500
    Практ. дальность с 6 КР, км 11000
    Потолок практ., м 17000
    Макс. взлетная масса при дозаправки топливом в воздухе, кг 190000
    Макс. взлетная масса без дозаправки в воздухе, кг 185000
    Масса норм., кг 171000
    Масса пустого самолета, кг 90000
    Масса боевой нагрузки макс., кг 25000
    Масса боевой нагрузки норм., кг 14000
    Макс. посадочная масса, кг 135000
    Масса топлива во внутренних баках, кг 74000
    Длина самолета, м 49,13
    Размах крыла, м 50,05
    Длина фюзеляжа без штанги топливоприемника, м 45,00
    со штангой топливоприемника, м 46,90
    Высота самолета, м 13,30
    Диаметр фюзеляжа, м 2,90
    Площадь крыла, м2 311,10

    Вооружение

    Оборонительное: Пушка двухствольная ГШ-23 (пушечная установка унифицирована с установками, используемыми на самолетах Ту-142, Ил-78, Ил-76) — 2
      Калибр, мм — 23
      Скорострельность, выстр./мин — 2400

    Ударное: — 6 КР Х-15 (дальность стрельбы 2500 км) расположенные в бомбоотсеке в барабанной ПУ
    — Бомбы свободного падения, включая термоядерные
    — Морские мины

    * Данные по Ту-95МС-6

    Зуенко Ю.А., Коростелев С.Е. Боевые самолеты России

    www.migavia.com

    📌 Турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95

    Турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95

    Ту-95 (по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец.

    Предназначен для решения ударных задач по поражению наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий с применением ядерного ракетного оружия.

    Работы по созданию межконтинентального самолета — носителя ядерного оружия, получившего заводской шифр «95» (самолет «В»), начались весной 1950 года в Опытном конструкторском бюро, руководимом Андреем Туполевым.

    Первый полет опытного образца бомбардировщика «95-1» состоялся 12 ноября 1952 года. В 1953 году, в 17-м испытательном полете, этот самолет потерпел катастрофу. Второй опытный самолет, «95-2», совершил первый полет 16 февраля 1955 года. В ходе государственных испытаний, проводившихся в 1955-1956 годах, на этой машине при взлетной массе 167 200 килограмм была достигнута максимальная скорость 882 километра в час (рекордная для винтовых самолетов) и практическая дальность 15 040 километров.

    В 1955 году началось серийное производство Ту-95 на авиазаводе в Куйбышеве (ныне Самара). Заводские испытания продолжались до января 1956 года, а 31 мая самолет был предъявлен на Государственные испытания. В августе 1956 года новый бомбардировщик был впервые продемонстрирован на воздушном параде в честь Дня авиации. В 1957 году на самолете были установлены более мощные двигатели НК-12М, и под обозначением Ту-95М самолет был принят на вооружение Советской Армии.

    Особенностями новой машины явились применение стреловидного крыла и главное, впервые в практике мирового самолетостроения для самолетов такого класса, установка турбовинтовых двигателей (ТВД). Новые двигатели НК-12М были созданы в ОКБ Николая Кузнецова.

    Турбовинтовые двигатели были снабжены дифференциальными редукторами, вращающими два соосных винта в противоположные стороны.

    Ресурс нового ТВД оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя применяемого на бомбардировщиках, в том числе и зарубежных.

    Ту-95 послужил основой для множества модификаций, как опытных, так и выпускавшихся серийно. В серии находились бомбардировщики Ту-95, Ту-95М — 50 машин, включая четыре машины в варианте дальнего стратегического разведчика Ту-95МР; дальний самолет разведки и целеуказания Ту-95РЦ — 53 машины; стратегические самолеты ракетоносцы Ту-95К и Ту-95КМ, носители ракет Х-20М — 71 машина.

    Ту-95 различных модификаций находились на вооружении до начала 1990-х годов, пройдя целый ряд крупных модификационных и модернизационных работ по двигателям, составу вооружения и оборудованию. На базе серийных Ту-95КМ в 1970-1980-е годы были созданы ракетоносцы Ту-95К-22 — носители ракет Х-22Н. Путем глубокой модернизации Ту-95РЦ в конце 1960-х годов создан дальний противолодочный самолет Ту-142, в дальнейшем на основе его модификации Ту-142М был создан стратегический самолет-ракетоносец

    Ту-95МС — носитель крылатых ракет большой дальности. Он был принят на вооружение в 1981 году. В отличие от Ту-95, модернизированная машина имеет новое крыло с более скоростным профилем. Установлен новый стабилизатор, который может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование. В состав последнего включены две бортовые электронные вычислительные машины.

    Самолет Ту-95МС представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенном стреловидным крылом и однокилевым оперением. Такая аэродинамическая компоновка обеспечивает высокое аэродинамическое качество на высоких скоростях полета.

    Улучшение летно-технических характеристик также достигается за счет большого удлинения крыла, соответствующего выбора угла его стреловидности, и набором профилей вдоль его размаха. Силовая установка Ту-95МС состоит из четырех турбовинтовых двигателей НК-12MП с соосными четырехлопастными винтами АВ-60К. Топливо на самолете размещается в восьми загерметизированных отсеках кессонной части крыла (кессон-баках) и в трех мягких баках в центроплане и задней части фюзеляжа. Заправка топливом централизованная. Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе.

    Летно-технические характеристики Ту-95МС:

    Размах крыла — 50,05 м;

    Длина без штанги топливоприемника — 47,7 м;

    Высота — 13,3 м;

    Масса максимальная взлетная — 185000 кг;

    Масса максимальная посадочная- 135000 кг;

    Масса боевой нагрузки

    — нормальная — 9000 кг;

    — максимальная — 20000 кг;

    Максимальная скорость на высоте/у земли — 830/550 км/ч;

    Дальность полета

    — с нормальной боевой нагрузкой — 10500 км;

    — с максимальной боевой нагрузкой — 6500 км;

    Практический потолок — 12000 м;

    Экипаж — 7 человек;

    Необходимая длина бетонной взлетно-посадочной полосы — 3500 м.

    Вооружение Ту-95МС состоит из ударного и оборонительного.

    Ударное вооружение самолета включает шесть крылатых ракет Х-15, расположенных в бомбоотсеке в барабанной пусковой установке, с дальность стрельбы 2500 километров, а также морские мины.

    Оборонительное вооружение Ту-95МС состоит из двух спаренных 23-миллиметровых двухствольных пушек ГШ-23, размещенных в кормовой оборонительной установке.

    В настоящее время Ту-95МС составляют один из существенных элементов российских авиационных стратегических сил. Авиационно-ракетный комплекс Ту-95МС имеет значительный модернизационный потенциал в части оснащения новым более эффективным ракетным оружием и новым оборудованием.

    Тяжелый бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС. Архивное фото

    Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

    news_enc.academic.ru

    Дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-95

    Самая старая и самая заслуженная машина ВВС — стратегический бомбардировщик-ракетоносец, до сих пор являющийся основой дальней авиации. «Медведь», как его прозвали на Западе, по праву считается одним из символов «холодной войны».

    Самолет «95» (будущий Ту-95) начали разрабатывать в 1951 году. Советский Союз нуждался в стратегическом бомбардировщик межконтинентальной дальности, способном достигать с боевой нагрузкой территории США.

    Туполевцы предложили для этих целей скоростной самолет со стреловидным крылом и четырьмя турбовинтовыми двигателями. Машина оказалась сверхудачной и, похоже, разменяет в рядах отечественной авиации семьдесят лет службы.

    Первый полет прототип нового бомбардирощика совершил уже 12 ноября 1952 года, а в 1956 году Ту-95 начал поступать в строевые части дальней авиации ВВС.

    Серийное производство самолеты было остановлено только в 1992 году. Всего было выпущено свыше 500 машин семейства Ту-95, из них около сотни — самой продвинутой модификации стратегического ракетоносца Ту-95МС, которая серьезно отличается от более ранних вариантов. По сути, самолет был перепроектирован заново, с использованием результатов, полученных при создании противолодочного самолета Ту-142.


    Самолет Ту-95МС. Фото: В.Савицкий

    Максимальная взлетная масса 172−185 тонн у разных модификаций. Двигатели — четыре турбовинтовых НК-12М (в версиях М, МП, МВ, МБ) мощностью по 15000 л. с. Максимальная скорость у разных модификаций 860−900 км/ч, крейсерская около 750 км/ч. Практический потолок до 12 км. Боевой радиус свыше 6000 км.

    Вооружение машины составляли оборонительные 23-мм автоматические пушки (три спаренных АМ-23 или, у версии Ту-95МС, одна спаренная ГШ-23), а также бомбовая и ракетная нагрузка общей массой 12 тонн (у Ту-95 МС вперегруз — до 20 тонн).

    Самолеты несли обычные свободнопадающие авиабомбы калибром до 9000 кг, а также ядерные бомбы всех имевшихся у Советского Союза габаритов.


    Ту-95, кормовая установка с пушками АМ-23. Фото: Pycckue

    Самолеты Ту-95К/КД/КМ несли по одной тяжелой ядерной крылатой ракете типа Х-20 с дальностью до 600 км. Самолеты Ту-95К-22, переделанные из Ту-95 КМ, могли нести по 1−2 противокорабельные ракеты Х-22 «Буря». Самолеты серии Ту-95 МС получили в бомбоотсеке барабанную пусковую установку на шесть стратегических крылатых ракет типа Х-55 (в данный момент заменяются на новую Х-101), еще до 10 таких ракет техническим может быть подвешено под крыльями на пилонах.

    В данный момент на вооружение дальней авиации ВВС России находится 32 ракетоносца Ту-95МС, которые проходят модернизацию с заменой бортовой радиоэлектроники и установкой новой стратегической ракеты Х-101.

    defendingrussia.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *