Содержание

Туполев Андрей Николаевич - биография. Российский Авиаконструктор Создатель самолетов серии «ТУ»

Российский ученый. Авиаконструктор. Генерал-полковник-инженер. Доктор технических наук.
Академик Российской Академии Наук. Герой Труда. Заслуженный деятель науки России. 
Трижды Герой Социалистического Труда. Заслуженный деятель науки России. 
Лауреат Государственной, Ленинской, Сталинской премий. 


Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово, Тверская область. После школы с отличием окончил Московское императорское техническое училище. Во время учебы начал заниматься в воздухоплавательном кружке, конструировал аэродинамические трубы.

     В 1910 году молодой человек впервые полетел на собственноручно сделанном планере. После училища Туполев входит в первое российское авиационное расчетное бюро, становится учеником Николая Егоровича Жуковского.

     Вместе создают и возглавляют центральный аэрогидродинамический институт. В институте конструктор работает над созданием цельнометаллического самолета. Такой бомбардировщик Туполеву удалось создать в 1925 году, самолет ТБ-1 стал одним из лучших в мире. А его усовершенствованная модель ТБ-3 впервые смогла совершить посадку на Северном полюсе.

     В январе 1936 года приказом Народного Комиссариата Оборонной Промышленности Туполев, по рекомендации Георгия Орджоникидзе назначается первым заместителем и главным инженером Главного Управления НКОП. В том же году в США направлена делегация работников авиационной промышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации назначены Андрей Туполев и Николай Харламов.

     Во время репрессий Туполев оказался арестован и работал в закрытом Центральном Конструкторском Бюро - 29, пока реабилитировали. После Второй мировой войны Конструкторское Бюро выпустило первый в России реактивный пассажирский самолет, Ту-104. С него в мире началась массовая эксплуатация реактивных самолетов для гражданских перевозок.

     Всего под руководством Туполева сконструировано более сотни типов самолетов. За свои заслуги авиаконструктор избран членом Академии наук, почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании и получил много премий и наград.

     Гениальный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев умер 23 декабря 1972 года в Москве. Похоронен на восьмом участке Новодевичьего кладбища.

Награды и Признание Андрея Туполева

трижды Герой Социалистического Труда (16.09.1945; 12.07.1957; 22.09.1972)
восемь орденов Ленина (21.02.1933; 16.09.1945; 10.08.1946; 14.01.1949; 06.12.1949; 03.02.1953; 09.11.1958; 06.11.1968)
орден Октябрьской Революции (26.04.1971)
орден Суворова II степени (19.08.1944)
орден Отечественной войны I степени (10.06.1945)
два ордена Трудового Красного Знамени (1927; 22.12.1933)
орден Красной Звезды (17.08.1933)
орден «Знак Почета» (13.08.1936)
медаль «За боевые заслуги» (05.11.1954)
другие медали
орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)
заслуженный деятель науки и техники РСФСР (8.8.1947)
Ленинская премия (1957) - за создание скоростного реактивного пассажирского самолета Ту-104
Сталинская премия первой степени (1943) - за создание нового образца боевого самолета (Ту-2)
Сталинская премия первой степени (1948) - за создание новых боевых самолетов
Сталинская премия (?) степени (1949)
Сталинская премия первой степени (1952) - за работу в области самолетостроения
Государственная премия СССР (1972) - за создание скоростного пассажирского самолета Ту-134 и его модификаций

премия имени Н. Е. Жуковского (1958)
Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
премия имени Леонардо да Винчи (1971) Национального Центра развития средств воздушного транспорта (Италия)
Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
Почетный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (США) (1971).
Почетный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).

Память об Андрее Туполеве

Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол, проспект в Авиагородке Домодедова.
В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года - Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани - в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королева - был открыт памятник А. Н. Туполеву.
В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).

В 1988 году выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву.
В 1979 году снят фильм-биография, посвященный двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому - «Поэма о крыльях».
установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области. Имя Туполева также было присвоено устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.
Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.

Семья Андрея Туполева

Жена - Туполева (урожденная Желчакова) Юлия Николаевна (1894-1962).

Сын - Туполев Алексей Андреевич (1925-2001) - известный советский авиаконструктор.

Дочь - Туполева Юлия Андреевна (1920-2011) - заслуженный врач РФ, заведовала терапевтическим отделением МГКБ имени С. П. Боткина, личный врач Андрея Николаевича Туполева.

Зять - Вуль Владимир Михайлович (род. 1920) - ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора.

ruspekh.ru

кем был авиаконструктор Андрей Туполев. Ридус

Любой человек не может быть только плохим или хорошим. Обычно в нем уживаются две эти ипостаси. Например, Адольф Гитлер любил кошек и собак, Иосиф Сталин был «другом» всех советских детей. Однако оба этих диктатора уничтожили миллионы людей.

Именно такой противоречивой фигурой был патриарх советского самолетостроения Андрей Николаевич Туполев, которому 10 ноября этого года исполнилось бы 130 лет.

А. Н. Туполев

78 мировых рекордов и 28 уникальных перелетов было установлено и совершено на самолетах, созданных Туполевым, одним из самых талантливых авиационных инженеров и конструкторов нашего столетия.


Он оставил заметный след в истории авиации. Под его руководством за почти пятидесятилетнюю творческую деятельность было сконструировано более 120 самолетов самых разнообразных типов, 70 из которых выпускались серийно. Среди них были истребители и бомбардировщики, морские торпедоносцы и штурмовики, планеры и пассажирские лайнеры. И даже сейчас много пассажиров нашей страны летают на самолетах, спроектированных под руководством Андрея Туполева.

Рождение легенды

Гимназист Андрей Туполев и родители Туполева

Андрей Туполев родился в дворянской семье, что тщательно скрывал на протяжении многих лет. Еще во время обучения в Тверской гимназии Андрей Туполев проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ).

В училище серьезно увлекся аэродинамикой. С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет.

В 1911 году успешная учеба и активная научная деятельность прервались, когда Туполев пошел по стопам своего отца и стал участвовать в студенческих волнениях. За это и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину, в Пустомазово, под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Первые шаги

Планер, созданный А. Н. Туполевым в МВТУ

Свою деятельность в самолетостроении Туполев начал с проектирования и постройки цельнометаллических аэросаней для Красной Армии, а также глиссеров и торпедных катеров для Военно-морского флота.

Используя опыт строительства аэросаней, конструктор создает в 1924 году первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, построенный из легкого металла — кольчугоалюминия. Для этого Туполев поехал в Кольчугино и лично руководил на местном заводе опытными плавками, пока производственники не освоили новый материал. В конструкторском бюро, проектировавшем этот самолет, кроме самого Туполева, в то время работало всего 12 человек!

Затем под руководством конструктора строился первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3, на котором в 1926 году известный летчик М. Хромов и бортмеханик В. Радзевич в течение трех дней облетели столицы многих европейских стран. Полет на АНТ-3 стал одним из первых успехов советской авиации.

В 1929 году самолет АНТ-4 «Страна Советов», преодолев нашу страну с запада на восток, пересек Тихий океан и, покрыв расстояние в 21 242 километра, достиг Америки. Этот рекорд послужил прямым доказательством возможности осуществления беспосадочных полетов в США, которые в 1937 году на самолете АНТ-25 подтвердили экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова.

Бериевская шарашка

Первый самолет Туполева

Но в том же знаменательном для советской авиации 1937 году начался самый тяжелый период в жизни Андрея Туполева, который продлился 1367 дней и ночей. В 1937 году Туполев был арестован по ложному обвинению и брошен сначала в подвалы Лубянки, а потом в камеру Бутырской тюрьмы.

И виновен в этом был не И. В. Сталин. Как вспоминал впоследствии выдающийся советский летчик-испытатель М. М. Громов, «аресты происходили потому, что авиаконструкторы писали доносы друг на друга, каждый восхвалял свой самолет и топил другого». 

В чем же обвинялся конструктор? Кроме создания «русско-фашистской партии», ему предъявили обвинения почти во всех грехах: в шпионаже в пользу и Франции, и Германии, в срыве сроков строительства нового ЦАГИ в подмосковном поселке Стаханово, во внедрении «вредительской» американской технологии в советское самолетостроение и даже в поражении нашей авиации в Испании. Приговор был неоправданно жесток: 15 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах с конфискацией имущества. На практике в то время это означало только одно: расстрел.

Но Туполев, как любой умный человек, решил потянуть время: может, все рассосется. Вначале он признался во всех прегрешениях, потом отказался от своих показаний и стал бомбардировать письмами И. Сталина и народного комиссара внутренних дел Л. Берию, в которых он доказывал свою невиновность и невиновность своих коллег, попавших вместе с ним за решетку. Такая тактика сработала, и вместо расстрела Туполев и многие его товарищи-«вредители» начали работать в бериевской шарашке ЦКБ-29 НКВД.

Там они стали проектировать перспективные самолеты, заниматься тем, чем занимались на воле. Шарашка — это не тюрьма, как многие сейчас это представляют. В ней жилось и работалось очень комфортно. И это не преувеличение.

Шарага ЦКБ

Вот что вспоминал  Л. Л. Кербер, кадровый работник ОКБ Туполева:

— Будили нас в 7 утра, время до 8 отводилось на уборку спален, умывание, бритье, физзарядку и т. д. С 8 до 9 был завтрак, после чего работа до часу дня, когда мы шли обедать. С 2 до 7 опять работа, затем отдых до 8, ужин и свободное время до 11, когда гасили свет. Проверка производилась ночью, в кроватях, когда мы спали.

Ближе к войне рабочий день удлинили до 10 часов, а с весны 1941 года и до 12. Кормили достаточно хорошо, на завтрак — кефир, чай, масло, каша; обед из двух блюд и компота; на ужин — горячее блюдо, кефир, масло, чай. Для работавших после ужина часов в 10 в столовую приносили простоквашу и хлеб.

После лагерей такое питание напоминало лукулловы пиршества, и без физического труда и прогулок арестанты стали округляться.

Каков же был итог работы конструкторов в шарашке НКВД? Итогом стало создание уникальных бомбардировщиков Ту-2, Пе-2, Пе-8, которые стали основой бомбардировочной авиации в Великой Отечественной войне. За эту ударную работу Сталин досрочно в июле 1941 года освободил от наказания со снятием судимости Туполева и 20 его ближайших помощников. Хотя Туполев был полностью реабилитирован только 9 апреля 1955 года.

За годы войны было выпущено около 800 Ту-2, из которых на фронт попало около 750 единиц. Кроме того, в воздушных схватках участвовало девять типов самолетов А. Туполева общей численностью около 5000 машин.

Реактивная эра

Ту-2

С наибольшей силой зазвучало имя Андрея Туполева с появлением реактивной авиации. Созданный на базе военного бомбардировщика Ту-16 первенец советской реактивной гражданской авиации лайнер Ту-104 стал известен всему миру. Затем конструктор создал целую серию великолепных пассажирских и военных самолетов: Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-95 и Ту-22.

Но именно в хрущевские и брежневские времена наиболее ярко проявились отрицательные человеческие черты этого конструктора: спесь, нигилизм, отрицание всех авторитетов, безнаказанность за свои поступки и многое другое.

А. Н. Туполев на фоне Ту-144

Туполев постоянно ругался матом, несмотря на свое дворянское происхождение. Он мог послать любого человека, несмотря на ранг, куда угодно и на что угодно. Андрей Николаевич перестал терпеть конкурентов и постоянно ставил им палки в колеса.

Особенно доставалось, как это было ни удивительно, его ученикам, также ставшим знаменитыми конструкторами, в частности В. М. Мясищеву и П. О. Сухому. Туполев действовал как известный гоголевский персонаж Тарас Бульба: «Сынку, я тебя породил…. Я  тебя и убью!»

Именно с подачи А. Н. Туполева в 1946 году ОКБ-482 В. М. Мясищева было расформировано с идиотской мотивировкой: «по экономическим соображениям». Именно благодаря Туполеву талантливый конструктор Мясищев оказался не у дел.

Т-4

Именно Туполев выступал против возможности создания мясищевского межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4. И только сам И. В. Сталин не дал угробить этот проект, сказав Туполеву: «Странно. А вот другой наш конструктор (Мясищев) докладывает, что это возможно, и берется решить задачу...» И Мясищев, вопреки противостоянию Туполева, эту задачу решил. Первый опытный самолет М-4 с двигателем АМ-3 имел дальность полета 9050 км на скорости 800 км/час.

Туполев сделал все возможное, чтобы уникальный бомбардировщик Т-4 конструктора Сухого не получил Казанский авиазавод для сборки установочной партии этого самолета. Дело в том, что в Казани на этом заводе серийно выпускали туполевский Ту-22, и Туполев не хотел его терять. И не потерял. А Т-4 серийно так и не строили.

М-4

Последним самолетом, который сконструировал и довел до постройки Туполев, был сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, ставший лебединой песней конструктора.

Не его вина, что этот самолет так и не смог совершать регулярные рейсы. Андрей Николаевич скончался в 1972 году, оставив после себя нереализованные проекты и более 120 типов построенных самолетов. И отрицательные человеческие черты его характера вовсе не умаляют талант Туполева. В памяти поколений он навсегда останется патриархом советского самолетостроения!

www.ridus.ru

Андрей Николаевич Туполев - краткая биография, факты, личная жизнь

Краткая биография

Андре́й Никола́евич Ту́полев (10 ноября 1888 — 23 декабря 1972) — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук.

Академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин, А. С. Шенгардт.

Детство

Родился 10 ноября 1888 года, в селе Пустомазово (57°03′20″ с. ш. 37°18′29″ в. д.. Мать — Анна Васильевна (1850—1928) (урождённая Лисицына), родилась в Торжке в семье судебного следователя, окончила Мариинскую женскую гимназию в Твери.

Отец, Николай Иванович Туполев (1842—1911), был родом из Сургута, выходцем из сибирских казаков. Учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, сочувствовал революционерам-народникам. Хотя и не участвовал в деятельности народнических организаций, после убийства Александра II был выслан из Санкт-Петербурга. Родители Туполева купили на сбережения Анны Васильевны небольшую усадьбу Пустомазово, где занялись сельским хозяйством.

Высшее образование

Ещё во время обучения в Тверской гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полёт. В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Профессиональная деятельность

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Он опытным путём доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолётостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжёлому железу — с другой.

В 1925 году создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3 (АНТ-6), с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолёт АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолёт АНТ-20 («Максим Горький»). Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

5 января 1936 года приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Г. К. Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены А. Н. Туполев (ПГУ) и Н. М. Харламов (ЦАГИ).

Поездка в США для Туполева была второй по счёту. Первый раз он посетил Германию и США в 1930 г., когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогло Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США, Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг-торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Г. Форда, Д. Кристи и Г. Кёртисса. Туполев, встретившись с американским конструктором А. Н. Северским (Прокофьев-Северский эмигрировал в США в 1917 году), разместил заказы по своему усмотрению (влияние Прокофьева). Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П. И. Гроховским возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолётов Валти V—IА, Консолидейтед PBY-1 (строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА, который не соответствовал нормам прочности, принятым в ВВС РККА. Благодаря В. М. Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолёт фирмы Дуглас DC-3.

Создатель самолета Ту-2. В апреле 1939 года проект получил внутреннее обозначение «изделие 57» и официальное — самолёт «ПБ» (пикирующий бомбардировщик). Имелось и официальное наименование машины — «ФБ» (фронтовой бомбардировщик). Ту-2 был вторым по важности советским двухдвигательным бомбардировщиком, разработанным Андреем Туполевым после ареста. На базе Ту-2С выпускался разведчик Ту-2Р, ничем, кроме наличия фотоаппаратов в фюзеляже, не отличавшийся от серийных машин, который также мог носить полноценную боевую нагрузку.

Производство первоначально было организовано на заводе № 22 в Казани, затем на заводе оставили головное производство, а серийно самолёт строился на 23-м заводе в Москве и 166-м заводе в Омске. Во время войны было выпущено 800 самолётов, из которых на фронт попало около 750 машин.

Серийный выпуск Ту-2 продолжался с 1942-го по 1952-й годы (в 1941-м году 1 опытный экземпляр). В общей сложности до 1951 года отечественные заводы поставили 2649 Ту-2 различных модификаций, не считая опытных, и переоборудовали в УТБ 176 бомбардировщиков.

Создатель стратегического бомбардировщика Ту-4.

КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.31 декабря 1968 года впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144

Арест и заключение

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. Его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолётов иностранной разведке. По свидетельству Главного маршала авиации А. Е. Голованова, в разговоре с ним И. В. Сталин сказал, что не верит в виновность Туполева. Компрометирующие факты, рассматриваемые следствием, никакого отношения к содержанию приговора не имели (дело вёл сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов). Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года.

Член ЦИК СССР. Депутат ВС СССР (1950—1972 годы).

Скончался 23 декабря 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Семья

  • Жена — Туполева (урождённая Жёлтикова) Юлия Николаевна (1894—1962).
  • Сын — Туполев, Алексей Андреевич (1925—2001) — известный советский авиаконструктор.
  • Дочь — Туполева, Юлия Андреевна (1920—2011) — заслуженный врач РФ, заведовала терапевтическим отделением МГКБ имени С. П. Боткина, личный врач Андрея Николаевича Туполева.
  • Зять — Вуль, Владимир Михайлович (род. 1920) — ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора.

Общественно-политическая деятельность

Андрей Николаевич Туполев не состоял в КПСС. Неоднократно избирался депутатом Советов различных уровней.

Память

Могила Туполева на Новодевичьем кладбище МосквыМогила жены Туполева на Новодевичьем кладбище
  • Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол, проспект в Авиагородке Домодедова, Амстердаме.

В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани — в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королёва — был открыт памятник А. Н. Туполеву.

  • В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
  • В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Туполеву.
  • В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому — «Поэма о крыльях».
  • установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области. Имя Туполева также было присвоено устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.
  • Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.
  • В 2018 г. Московский аэропорт «Внуково» получил имя А. Н. Туполева.

Награды и звания

  • трижды Герой Социалистического Труда (16.09.1945; 12.07.1957; 22.09.1972)
  • восемь орденов Ленина (21.02.1933; 16.09.1945; 10.08.1946; 14.01.1949; 06.12.1949; 03.02.1953; 09.11.1958; 06.11.1968)
  • орден Октябрьской Революции (26.04.1971)
  • орден Суворова II степени (19.08.1944)
  • орден Отечественной войны I степени (10.06.1945)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1927; 22.12.1933)
  • орден Красной Звезды (17.08.1933)
  • орден «Знак Почёта» (13.08.1936)
  • медаль «За боевые заслуги» (05.11.1954)
  • другие медали
  • орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)
  • заслуженный деятель науки и техники РСФСР (8.8.1947)
  • Ленинская премия (1957) — за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за создание нового образца боевого самолёта (Ту-2)
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за создание новых боевых самолётов
  • Сталинская премия (?) степени (1949)
  • Сталинская премия первой степени (1952) — за работу в области самолётостроения
  • Государственная премия СССР (1972) — за создание скоростного пассажирского самолёта Ту-134 и его модификаций
  • премия имени Н. Е. Жуковского (1958)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
  • премия имени Леонардо да Винчи (1971) Национального Центра развития средств воздушного транспорта (Италия)
  • Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
  • Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (США) (1971).
  • Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).

worldofaphorism.ru

Туполев, Андрей Николаевич Википедия

Андрей Николаевич Туполев

Генерал-майор авиационно-технической службы А. Н. Туполев, 1944.
Генеральный конструктор авиационной промышленности СССР
декабрь 1956 года — 23 декабря 1972 года

Рождение 29 октября (10 ноября) 1888(1888-11-10)
сельцо Пустомазово, Корчевский уезд, Тверская губерния, Российская империя
Смерть 23 декабря 1972(1972-12-23) (84 года)
Москва, СССР
Место погребения Новодевичье кладбище
Отец Туполев Николай Иванович (1842—1911)
Мать Туполева Анна Васильевна (1850—1928)
Супруга Туполева Юлия Николаевна (1894—1962)
Дети дочь Юлия (1920—2011) и сын Алексей (1925—2001)
Партия беспартийный
Образование МВТУ
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание академик АН СССР
Профессия авиаконструктор
Автограф
Награды

ru-wiki.ru

Туполев Андрей Николаевич. Биография « АВИАГОРОДОК — ваш запасной аэродром!

Дата рождения         

29 октября (10 ноября) 1888

Место рождения      

село Пустомазово,

Тверская губерния,

Российская империя

Дата смерти  

23 декабря 1972 (84 года)

Место смерти           

Москва, СССР

Принадлежность     

 Российская империя

 СССР

Звание           

генерал-полковник-инженер (1968)

Награды и премии    Герой Труда                                     

                       

   Андрей Николаевич Туполев (29 октября (10 ноября) 1888 — 23 декабря 1972) — русский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер (1968), Герой Труда (1926), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).

 

Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

 

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А.

 

Биография

 

 Детство

 

Родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года, в селе Пустомазово (ныне — Кимрского района) Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса.

Высшее образование

 

Ещё во время обучения в гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Профессиональная деятельность

 

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

 

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации и шпионаже. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. А.Н.Туполев (был арестован 21 октября 1937г) в это время все еще находился под следствием- компроментирующих фактов на него было более чем предостаточно ( дело вел сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов). 5 января 1936г приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены Туполев (ПГУ) и Харламов (ЦАГИ) Поездка в США для Туполева была второй по счету. Первый раз он посетил Германию и США в 1930г, когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогли Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг- торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Форда, Кристи и Кертисса. Туполев встретившись с американским конструктором А.Н.Северским (Прокофьев- эмигрировал в США в 1917г) разместил заказы по своему усмотрению(влияние Прокофьева).Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П.И.Гроховским (входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка, в 1937г был арестован по делу Тухачевского, умрет в 1946г, находясь в ОТБ-172)-возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолетов Валти V-IА, Консолидейтед PBY-1(строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА-который не соответствовал нормам прочности принятой в ВВС РККА. Благодаря Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолет фирмы Дуглас DC-3.Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года

Летательные аппараты Внешние изображения

           

В 1925 году Андрей Николаевич создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

 

Конструкторское бюро Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

 

В 1957 году был разработан турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.

 

Семья

 

Сын Алексей Андреевич Туполев — известный советский авиаконструктор.

 Зять Владимир Михайлович Вуль — ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора

[

Память

 

Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени.

В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева).

В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).

В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву.

В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам Туполеву и Сикорскому — «Поэма о крыльях».

установлен мемориал на месте, где находилось родное сельцо Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области.

 

Награды и звания

 

Герой Труда (1926).

Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).

восемь орденов Ленина (21.02.1933, 16.09.1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968)

орден Октябрьской Революции (1971)

орден Суворова 2-й степени (1944)

орден Отечественной войны 1-й степени (1943)

два ордена Трудового Красного Знамени (1927, 22.12.1933)

орден Красной Звезды (17.08.1933)

орден «Знак Почёта» (1936)

орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)

медали.

Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий 1-й степени (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).

Лауреат премии Н. Е. Жуковского (1958)

Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)

премия имени Леонардо да Винчи (1971)

Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).

Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971).

Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).

aviacity.eto-ya.com

Туполев, Андрей Николаевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Туполев.

Андре́й Никола́евич Ту́полев (29 октября (10 ноября) 1888 год, сельцо[1] Пустомазово Корчевского уезда Тверской губернии — 23 декабря 1972, Москва) — выдающийся российский и советский авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук, профессор.

Академик АН СССР (1953; член корреспондент 1933). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин, А. С. Шенгардт

Детство[править]

Родился 29 октября (10 ноября) 1888 года, в сельце Пустомазово (ныне — Кимрского района) Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса. Русский. По происхождению по матери из дворян.[2]

Высшее образование[править]

Ещё во время обучения в гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет. В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Профессиональная деятельность[править]

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Он опытным путем доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу — с другой.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. Его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолетов иностранной разведке. Приговор был абсолютно абсурдным. По свидетельству Главного маршала авиации А. Е. Голованова, в разговоре с ним Сталин сказал, что не верит в виновность Туполева. Компрометирующие факты, рассматриваемые следствием, никакого отношения к содержанию приговора не имели. (дело вел сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов). Именно, 5 января 1936 г. приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены Туполев (ПГУ) и Харламов (ЦАГИ).

Поездка в США для Туполева была второй по счету. Первый раз он посетил Германию и США в 1930г, когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогли Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США, Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг-торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Форда, Кристи и Кертисса. Туполев, встретившись с американским конструктором А. Н. Северским (Прокофьев-Северский эмигрировал в США в 1917 г.), разместил заказы по своему усмотрению (влияние Прокофьева). Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П. И. Гроховским (входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка, в 1937г был арестован по делу Тухачевского, умрет в 1946 г., находясь в ОТБ-172) возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолетов Валти V—IА, Консолидейтед PBY-1 (строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА, который не соответствовал нормам прочности, принятым в ВВС РККА. Благодаря Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолет фирмы Дуглас DC-3.Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).

В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года[3].

В 1925 году Андрей Николаевич создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25[4]. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.

Член ЦИК СССР. Депутат Верховного Совета СССР (1950-72 гг.).

Скончался 23 декабря 1972 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[5].

Могила жены Туполева на Новодевичьем кладбище

Жена — Туполева (урожденная Желчакова) Юлия Николаевна (1894—1962).
Сын — Туполев, Алексей Андреевич (1925—2001) — известный советский авиаконструктор.
Дочь — Туполева, Юлия Андреевна (1920—2011) — заслуженный врач РФ, заведовала терапевтическим отделением МГКБ имени С. П. Боткина, личный врач Андрея Николаевича Туполева.
Зять — Вуль, Владимир Михайлович — ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора.

  • Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол
  • В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани — в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королёва — был открыт памятник А. Н. Туполеву.
  • В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
  • В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву.
  • В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому — «Поэма о крыльях».
  • установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области[6]. Имя Туполева также было присвоено устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.[1]
  • Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева

Награды и звания[править]

  • Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972)
  • Герой Труда (1926)
  • восемь орденов Ленина (21.2.1933, 16.9.1945, 8.7.1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968)
  • орден Октябрьской Революции (1971)
  • орден Суворова II степени (1944)
  • орден Отечественной войны I степени (1943)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1927, 22.12.1933)
  • орден Красной Звезды (17.8.1933)
  • орден «Знак Почёта» (1936)
  • орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)
  • медали
  • заслуженный деятель науки и техники РСФСР (8.8.1947)
  • Ленинская премия (1957) — за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за создание нового образца боевого самолёта
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за создание новых боевых самолётов
  • Сталинская премия (?) степени (1949)
  • Сталинская премия первой степени (1952) — за работу в области самолётостроения
  • Государственная премия СССР (1972) — за создание скоростного пассажирского самолёта Ту-134 и его модификаций
  • Премия им. Н. Е. Жуковского (1958)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
  • премия имени Леонардо да Винчи (1971)
  • Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
  • Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971).
  • Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).

 Туполев, Андрей Николаевич. Сайт «Герои Страны».

www.wiki-wiki.ru

Выдающиеся авиаконструкторы - Андрей Туполев » Военное обозрение

Андрей Николаевич Туполев. Пожалуй, никакое другое имя в отечественной авиации не имеет такой значимости, как это. Он делал историю и был частью этой истории. В конструкторском бюро под его руководством создано более 1,5 сотен типов самолетов: начиная с небольшой авиетки АНТ-1 и заканчивая огромным сверхзвуковым пассажирским лайнером Ту-144.

«В этом смысле его жизнь, конечно, была творчески очень сильной, удачной, конечно, тяжелой, безусловно, но творчески удачной. Я думаю, что никому из конструкторов такого не повторить. Не повторилось и навряд ли уже повторится, потому что от первого его самолета, площадь крыла была 10 кв.м, до 500 кв.м Ту-144. Ни у одного конструктора такого не было в жизни. Поэтому, в этом смысле Андрей Николаевич – счастливейший конструктор».

Андрей Туполев родился на хуторе Пустомазово Тверской губернии в 1888 году. Семья была многодетная. Предоставленный сам себе, подросток с увлечением мастерил игрушки. В гимназии его любимым предметом была физика. Интерес к этой науке зародил в будущем конструкторе неординарный учитель, Николай Федорович Платонов.

Из воспоминаний Андрея Туполева: «Не ограничиваясь гимназическим курсом, он организовал астрономический кружок, водил нас на железную дорогу, текстильные фабрики, ставил замысловатые и увлекательные опыты по механике, оптике и электричеству».

В 1908 году Андрей Туполев успешно сдает экзамены сразу в два успешных заведения в Москве: Императорское техническое училище и Институт инженеров путей сообщения. Молодой человек выбрал техническое училище. Так совпало, что в то время в стенах этого училища читал свой знаменитый курс лекций русский ученый Николай Григорьевич Жуковский, курс назывался «Теоретические основы воздухоплавания».

Лекции Жуковского вызывали настоящий ажиотаж среди студентов. Люди сидели на полу, стояли в проходах. В числе слушателей был и Андрей Туполев. Он всерьез занимался идеями воздухоплавания. Вскоре студенты технического училища организовали Воздухоплавательный кружок. И первое, что там построили, был планер. Правда, планером его можно было назвать с большой натяжкой, скорее, что-то вроде нынешнего дельтаплана. Туполев первым испытал этот летательный аппарат. Полет был выполнен через реку Яузу и завершился благополучно. Настоящему конструктору необходимо ощущение полета, ощущение того, как воздух держит летящий аппарат. Удивительно, полет был очень краток, но Туполев пронес его ощущение через всю свою большую жизнь.

После планера студенты взялись за настоящий самолет. Была построена точная копия аппарата французского изобретателя Луи Блерио, на котором тот впервые в истории перелетел через Ла-Манш. Так что, если вас спросят, какой был первый самолет Туполева, смело отвечайте - аппарат Блерио, и в этом нет ничего постыдного. По пути подражания лучшим образцам прошли все, кто достиг потом вершин своего дела.

Надо сказать, что уже тогда Жуковский выделял Туполева из всех студентов: его задатки лидера, его техническую сметку, его огромную трудоспособность.

«И вот, во время работы, Николай Егорович ко мне присмотрелся. И когда он решил делать аэродинамическую лабораторию при Высшем Московском техническом училище, он говорит: «У товарища Туполева руки хорошо работают, вот мы его и назначим заведующим оборудованием лаборатории по авиации».

Начало 20-го века в России проходило в бурных обсуждениях судьбы страны. Студенты были среди первых в политической жизни: подпольные кружки, запрещенная литература. Андрей Туполев был далек от этого. Хотя потом, в советское время, его и представляли активным бойцом с царским режимом, он, все-таки, целиком отдавал себя учебе.

Из воспоминаний Андрея Туполева: «Услуга, которую я мог оказать товарищам, показалась мне настолько пустяшной, что я согласился. Меня попросили разрешить использовать мой адрес для переписки с другими студенческими организациями».

И Туполев разрешил. Адрес запретной переписки полиция вычислила быстро, и власти обязали Туполева покинуть Москву. Не помогли ни письма директора училища, ни ходатайство самого Жуковского. Андрей уехал к родителям, в техническое училище он вернулся только спустя 3 года.

Началась Первая Мировая война. Студенты помогали стране: выполняли расчеты и продувки реальных боевых аппаратов. В 18-м году Туполев окончил училище, получив специальность инженера-механика. А страна в это время бурлила, революция привела к смене власти, промышленность остановилась, в городах царили хаос, разруха, голод. Тем не менее, были люди, которые возлагали большие надежды на новую жизнь. Жуковский с Туполевым предложили правительству организовать Институт для изучения проблем воздухоплавания. И были эти два человека так убедительны, что получили и разрешение, и средства на создание такого института.

«Ну конечно, Николай Егорович страшно обрадовался, что все это получилось, и по дороге домой они зашли в кафе, ближайшее, чтобы отметить такое событие. Но там ничего не было, правда, вот рассказывали, были только простокваша и мед. И, значит, они простоквашей с медом отметили это великое событие - начало зарождения ЦАГИ».

Начальником ЦАГИ, Центрального аэрогидродинамического института, стал Жуковский. Его заместителем, или как тогда говорили, товарищем – 30-ти летний Туполев. Он заведовал авиационным отделом. Упомянутый отдел был, по сути, конструкторским бюро, где собирались строить самолеты. Но для начала, решили создать основательную научно-экспериментальную базу. Мало того, были определены главные направления движения вперед.

Тогда аэропланы строили, в основном, из дерева, Туполев предложил металл. Был и второй важный момент: в то время в авиации царили бипланы, Туполев предложил монопланы. Образцы металлических монопланов в мировой практике уже были, и, не смотря на техническую сложность, именно они виделись перспективными. Проблема состоял в том, что производства нужных полуфабрикатов из металла в стране просто не существовало, и Туполев берется за налаживание их выпуска. В этом он нашел понимание у руководителей страны, отвечавших в ту пору за развитие промышленности. Как видим, уже тут проявилось одно из главных качеств Туполева - видение проблемы в целом, комплексный подход к ее решению. Этот принцип Андрей Николаевич будет использовать всю свою жизнь.

Еще один принципиальной ход - последовательность шагов при движении к цели. Для начала, детали из алюминия применялись и испытывались не в воздухе, а на земле: на аэросанях и глиссерах.

Из воспоминаний Андрея Туполева: «Из нового материала будем строить, например, аэросани. Переживем все неприятности освоения новых приемов работы. Изучим поведение дюралюминия не на самолете, где ошибка стоит жизни людей, а на аппаратах, передвигающихся по земной тверди. Это гораздо безопасней. А инженеры и рабочие наберутся опыта и на них».

Первый аэроплан молодого КБ был построен в 23-м году, машину назвали по инициалам Андрея Николаевича Туполева, АНТ-1 - это был моноплан. Металл в самолете применялся очень ограниченно, исключительно в исследовательских целях. А вот вторая машина, АНТ-2 - уже целиком металлическая. На ее испытаниях изучали, как поведет себя металл в конструкции. Работа над машиной рассматривалась, как промежуточный этап на пути к цели. А цель - полноценный рабочий самолет для военных и мирных нужд. Удивляет и восхищает продуманность процесса в создании АНТ-2.
Не многие в те годы задумывались над теоретической базой при постройке летательных аппаратов. Конструкторы большей частью шли по наитию. Но Туполев уже тогда продувал модели в трубах, использовал весы для определения центровки, проводил статические испытания. Весь этот цикл, такой естественный, с позиции сегодняшнего дня, в ту пору надо было придумать и воплотить.

Строительство самолетов шло параллельно с оснащением производства всем необходимым. А по началу, конструкции испытывали на прочность вот таким оригинальным способом. Третья машина, АНТ-3, строилась уже серийно. В середине 20-х годов основу ВВС Красной Армии составляли аэропланы, закупленные за границей.

АНТ-3 стал одним из первых самолетов отечественной конструкции, которые пришли на смену иностранным машинам. Один из АНТ-3, под названием «Пролетарий», совершил громкий перелет по столицам западноевропейских государств. Там долго гадали, в какой стране русские приобрели такой самолет. Для Туполева это было лучше всякой похвалы. Престиж страны ему был не безразличен.

В те годы, да и потом, Андрей Николаевич многое делал для того, чтобы, как он сам выражался, догнать и перегнать Запад. И следующий шаг его коллектива оказался поистине мировым. Огромный, по тем временам, бомбардировщик АНТ-4 стал классикой. Именно по такой схеме, свободнонесущего монопланы с двигателем в передней кромке крыла, пошло развитие бомбардировщиков во всем мире. Появление четырехмоторного АНТ-6 стало очередным приближением к идеалу. В войсках эта машина получила обозначение ТБ-3, ТБ означает «тяжелый бомбардировщик».

Коллектив Туполева не останавливался на достигнутом. Новые бомбардировщики отличались от предыдущих машин все большими размерами. Казалось, конструктор решил попробовать, как далеко можно зайти в этой размерности. Это на Западе авиастроительные фирмы могли рассчитывать лишь на собственные ресурсы, а за Туполевым стояли финансовые возможности целого государства. Централизация этих средств и способность Андрея Николаевича убеждать заказчика, делали его лидером советской авиационной промышленности. Уже тогда бюджет проектов Туполева был на порядок больше, чем у всех остальных советских конструкторов. Он запросто общался с Главой авиапрома Петром Барановым, Наркомом тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Туполев мог заставить работать на себя целые отрасли.

«Он ведь ни одной работы не начинал, не создав себе прочного тыла. Смотрите, сделал он производство в Москве (это было самое мощное производство), он сделал базу на Центральном аэродроме. У него филиалы в Казани, в Куйбышеве, в Воронеже, в Таганроге - везде свои филиалы».

В довоенные годы Туполеву поручалось многое, и за многое он брался сам. Самолеты, гондолы дирижаблей, аэросани, торпедные катера, и все из металла. Выбор его КБ был не случайным, за Туполевым вся научно-экспериментальная база ЦАГИ, за Туполевым потенциал заводов, выпускающих дефицитные изделия из алюминия. Андрей Николаевич ощущал себя деятелем государственного масштаба и, в определенном смысле, был им. Он мог, не смутившись, вместо заказчика сформулировать задачу на постройку самолета. Особенно, когда заказчик не ясно представлял себе, что ему нужно.

Несмотря на прилагаемые государством усилия, развитие авиации в Советском Союзе шло медленными темпами: не хватало средств, производственных мощностей, опыта и квалифицированных кадров, срывались планы выпуска самолетов. К началу 30-х недовольство руководства страны достигло предела, и начались реорганизации. В 1931 году все опытное самолетостроение решили собрать в один мощный центр. Начальником этого гигантского объединения назначили выпускника Военно-воздушной академии Сергея Ильюшина. «Конструкторский колхоз» был призван решать грандиозные задачи, такой вариант явно был не по душе Андрею Николаевичу, он прекрасно знал себе цену. Централизованное донельзя объединение в таком виде просуществовало не долго.

Спустя 18 месяцев Туполев снова обрел самостоятельность. Его КБ с новой энергией принялось за работу. Андрей Николаевич не замыкался только на проектировании. Заботился он и о продвижении своих машин в серию и эксплуатацию. Именно Туполев первым в Советском Союзе решил создавать филиалы Конструкторского Бюро на серийных заводах. Это новшество сильно сократило сроки внедрения новой техники.

Очередным бомбардировщиком коллектива Туполева стал СБ - скоростной бомбардировщик. Военные поставили непременное условие: в скорости он не должен уступать современным ему истребителям и, если надо, уходить от них. Требования заказчиков выставлялись в приоритетном порядке, и бомбардировщик «туполевцы» разрабатывали исходя из главного - скорости. Для этого фюзеляж сделали предельно узким. Самолет получился очень скоростным, от истребителей, как и требовалось, уходил. Единственное, работать летчикам в нем было тесно. Этот недостаток отчетливо проявился в ходе зимней войны с Финляндией, когда экипажи летали в толстой зимней одежде. Тем не менее, фактор скорости в то время считался наиважнейшим и самолетов СБ было выпущено свыше 6 тысяч. Эта машина стала самым массовым бомбардировщиком Туполева.

К середине 30-х Советский Союз имел самый мощный бомбардировочный флот в мире, основу которого составляли самолеты Туполева. Армада скоростных СБ, тяжелых ТБ-3, а на подходе были новые машины.

В 36-м Андрея Николаевича назначают на должность Заместителя начальника авиапрома. При этом он фактически остался еще и главным конструктором своего КБ. 1937 год для Туполева оказался на редкость хорош в авиационном плане. 5-го мая его АНТ-7 впервые пролетел над Северным полюсом, 21-го мая АНТ-6 высадили на лед экспедицию Папанина, экипажи Чкалова и Громова на АНТ-25 выполнили выдающиеся перелеты в Америку. На самолетах КБ установили ряд мировых рекордов.

И вот, все меняется в одночасье. 21-е октября 37-го года, Андрей Николаевич арестован. Обвинения стандартные для того недоброго времени: иностранный шпион, член вредительской организации. Как пережить это? И даже не арест, а чудовищную несправедливость. Ведь Туполев столько сделал для страны: его самолеты составляют основу боевой мощи ВВС, его крылатые машины принесли славу в десятках рекордных перелетов, его энергией и талантом созданы передовые отрасли промышленности. Но система показала, кто в доме хозяин. На следующий день имя Туполева исчезло из печати, будто и не было в стране самолетов с маркой АНТ. Машины Туполева стали обозначать аббревиатурой ЦАГИ.

В застенках оказалось немало соратников конструктора, уничтожать их не стали. Было создано тюремное КБ, «шарага», как его называли сами заключенные. Главным конструктором «шараги» назначили, как и следовало ожидать, Андрея Николаевича. Но, перед тем как согласиться на это, он поставил условие. Вдумайтесь, ставить условие системе! Туполев потребовал, чтобы его жена и дети были на свободе. Он начал работать, только получив от семьи подтверждение.

С началом Великой Отечественной войны Шарага эвакуировалась в Омск, многих зеков освободили, в том числе и Туполева. Так, спустя 3 года и 9 месяцев, он снова стал свободным конструктором. Вот тут бы и применить его знания, его неординарные организаторские способности, его энергию в деле защиты страны от врага, но нет.

Еще в тюрьме Туполев создал самолет под индексом 103, на фронте эта машина была известна, как Ту-2. Однако построили этих бомбардировщиков совсем немного. В первые годы войны было не до запуска новых, хоть и более совершенных, машин. Заводы были перегружены выпуском уже утвержденных типов. На фронт гнали истребители Яковлева и Лавочкина, бомбардировщики Ильюшина и Петлякова. А Туполев, оставаясь невостребованным, ему ничего не оставалось, как совершенствовать и совершенствовать свой Ту-2. Надо сказать, и в этом он преуспел, создав целый ряд модификаций этой машины.

В 43-м году КБ Туполева вернулось в Москву. До нового взлета оставалось совсем немного. К концу Второй Мировой войны отношения между союзниками становились все напряженнее. Американцы усугубили ситуацию, сбросив в августе 45-го атомные бомбы на японские города, Хиросима и Нагасаки. В то время советская атомная программа уже находилась в разработке. Но, помимо бомбы, нужно было создать и средство ее доставки. На тот момент, единственным вариантом являлся самолет. Туполев имел проект бомбардировщика, способного выполнить такую задачу, но Сталин решил иначе. Он приказал скопировать американский самолет Б-29. Именно эти машины сбросили бомбы на японские города. Несколько таких самолетов, в процессе налетов на Японию, совершили вынужденные посадки на советском Дальнем Востоке. Бомбардировщики доставили в Москву и копирование началось. На все отводилось два года, задача была не из простых. Помимо перевода размеров конструкции из дюймовой в метрическую, требовалось создать с нуля новые приборы, агрегаты, материалы. Сталин знал - задача сложная, и это была работа масштаба Туполева.

«Товарищем Сталиным поставлена задача: «В новой пятилетке страна должна иметь современный скоростной дальний высотный бомбардировщик». Решение этой почетной задачи было поручено главному конструктору многих самолетов, Андрею Николаевич Туполеву».

Со свойственной ему энергией, Андрей Николаевич взялся за дело. Он озадачил не только авиационную промышленность, но и многочисленных смежников: оборудование, приборы, материалы. По сути, с освоением этого новейшего американского изделия Туполев провел в Советском Союзе очередную техническую и технологическую революцию. Самолет был создан, его назвали Ту-4. В кратчайшие сроки была построена и серия, более 800 экземпляров.

Пока Туполев выполнял актуальную задачу по созданию носителя, в авиастроении началась новая эра - эра реактивной авиации. Первые реактивные самолеты КБ Туполева вышли не очень удачными, Ту-14 явно уступал ильюшинскому фронтовому бомбардировщику Ил-28. Однако, уже на следующей машине, более крупной, Туполев взял свое. Самолет Ту-16 стал одним из лучших реактивных бомбардировщиков в мире. Эта машина выпускалась в очень больших количествах, и в самых разных вариантах. Ту-16 находился на вооружении дальней авиации несколько десятилетий.

Есть еще одна черта характерного конструкторского почерка Туполева: работая часто в условиях неограниченного финансирования, он выступал, как очень рачительный хозяин, и старался не тратить лишнего. Еще в 30-х годах он создавал гражданские машины, переделывая их из военных, с очень большой степенью унификации. Например, пассажирский ПС-9 был построен на базе разведчика Р-6. И теперь, после войны, когда потребовалось создать пассажирский реактивный самолет, «туполевцы» пошли по тому же пути. Помимо всего прочего, такой подход обеспечивал новой машине дополнительную надежность, ведь на ней применялись уже испытанные узлы и агрегаты.

«У Андрея Николаевича вопросы надежности пассажирского самолета были исключительно важными. И он считал, что до тех пор, пока собственного опыта по пассажирским самолетам не накопится, и мы во всех тонкостях не будем знать все особенности его жизни, это правильный путь - брать за основу надежный, хорошо зарекомендовавший себя военный самолет, и на его основе делать пассажирский самолет».

Для реактивного пассажирского первенства было взято по максимуму от бомбардировщика Ту-16. Предстояло разработать только новый фюзеляж. Следует признать, что слово «только» не отражает всего масштаба проблемы. Фюзеляж огромного объема следовало сделать герметичным и прочным. Это требовалось для того, чтобы он выдерживал внушительную разность давлений при полете самолета на большой высоте. Первым в мире пассажирским реактивным самолетом была британская «Комета». Спустя короткое время после начала эксплуатации она ушла с линий на целых 3 года. Причина - серия катастроф, связанных как раз с нарушением герметичности. Туполевский коллектив на своей новой машине с этой задачей справился. В сентябре 56-го года лайнер Ту-104 выполнил первый рейс с пассажирами.

«Открылось регулярное движение реактивных пассажирских самолетов на линии Москва – Омск – Иркутск».

Ту-104 стал одним из символов технических возможностей страны. Самолет с гордостью демонстрировали за рубежом. В этих поездках не раз бывал сам Туполев. Его неизменно сопровождала жена, Юлия Николаевна.

«Она знала 4 языка неплохо, а он не любил переводчиков. Он знал только французский и говорил по-французски. И она с ним всегда ездила, все ему переводила».

И все-таки главными в тематике КБ Туполева были тяжелые военные самолеты. На вооружении советской дальней авиации находились бомбардировщики Ту-4 и Ту-16. Но прогресс не стоял на месте. По обе стороны «железного занавеса» разгорелась борьба за скорость и дальность, отставать нельзя. По большому счету, речь шла о существовании государства. Полагаться в столь серьезном деле на одну фирму, даже если это КБ Туполева, было слишком рискованно. И руководство страны выделило средства на создание стратегических бомбардировщиков сразу двум конструкторским бюро: Туполева и Мясищева. И, как всегда, сроки поставили кратчайшие. Так, бывший сотрудник Туполева, Владимир Михайлович Мясищев, стал его конкурентом.

Обнаружился и разный подход к решению проблемы. У бомбардировщика Мясищева была достаточна высокая степень технической новизны. Наверное, и не могло быть иначе, ее диктовала сама постановка задачи. Труднее приходилось Туполеву, он был сторонником разумного консерватизма, но и ему пришлось использовать большое число новых новшеств. В результате, в серию пошли обе машины: и мясищевский М-4 и туполевский Ту-95. И если первый, отслужив свое, ушел со сцены, то второй и по сей день является основой стратегической авиации.

Несомненно, что в деле создания тяжелых самолетов Андрей Николаевич Туполев считал себя первым, и он, как правило, негативно реагировал на случаи нарушения его монополии. Однако с начала 60-х страна вступила в невиданную ранее гонку вооружений, и работы хватало на всех. Тем более что теперь самолеты были значительно сложнее, чем прежде. Огромное число проектов, их трудоемкость, многочисленные смежники - все это не пугало Туполева, это была его стихия.

Монополию КБ Туполева еще раз потревожили позже, теперь уже другой его бывший соратник, Павел Сухой. Конструкторское бюро Сухова выиграло конкурс на сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Самолет появился и стал известен, как «Сотка», однако, строить его серийно оказалось негде: немногочисленные заводы, способные производить столь размерную продукцию, были вотчиной Туполева, и у него имелись свои планы по загрузке этих заводов.

В разработке одновременно находились десятки проектов. Помимо бомбардировщиков это были и пассажирские лайнеры. После Ту-104 появился новый самолет, который вмещал 170 человек. Он назывался Ту-114, огромный межконтинентальный лайнер с турбовинтовыми двигателями, созданный на базе стратегического бомбардировщика Ту-95. На тот момент Ту-114 был самым большим пассажирским самолетом в мире. Он появился в эпоху правления Хрущева и во многом при его содействии. Лидеру страны очень хотелось удивить мир и, особенно американцев, достижением социализма. Хрущев даже настоял на том, чтобы лететь в США на это машине. Его не смущало, что самолет на тот момент не прошел всех испытаний.

Надо признать, Ту-114 мир удивил, и тогда, и позже: 32 мировых рекорда, единственная, за 15 лет эксплуатации, катастрофа, и та не по вине техники. В своих машинах Туполев гармонично сочетал традиционные технические решения с разумным числом новшеств. Этот принцип он использовал и при создании следующих пассажирских машин - Ту-134, Ту-154.

Пожалуй, исключение в этом ряду составляет сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144: чрезвычайный режим полета, скорость, высота, непривычнее для аэрофлота двигатели, требование обеспечить в полете приемлемые условия для пассажиров и экипажа - все это диктовало невиданные ранее подходы к созданию машины, новые материалы, новые технологии. Строился самолет, когда Андрей Николаевич был уже в преклонном возрасте, но ему не терпелось решить и эту сверхсложную задачу, а, кроме того, обогнать англичан с французами: те занимались аналогичным проектом самолета «Конкорд». В работе над Ту-144 на кону стоял престиж страны, поэтому средств не жалели. Андрей Николаевич, уже не столь энергичный, как прежде, и здесь не упускал возможность напрячь почти всю промышленность страны. Задача была выполнена, Ту-144 поднялся в небо на два месяца раньше «Конкорда».

Андрей Николаевич Туполев - личность в истории отечественной авиации поистине великая, и о ней сохранилось превеликое множество впечатлений. Пожалуй, одну из лучших характеристик дал Андрею Николаевичу летчик-испытатель Марк Галай. Он сказал: «Редко я встречал в своей жизни человека, так мало заботившегося о том, какое впечатление он производит на окружающих. Может поэтому впечатление он неизменно производил самое сильное». Рассказывает о его грубости: «Да, Туполев не стеснялся использовать ненормативную лексику, мог на техсовете очень нелицеприятно высказаться в адрес коллег из других КБ, но мог и плакать, не скрывая слез, если на испытаниях его машин погибали люди». Говорят и о справедливости, умении прислушаться к дельном совету, от кого бы он ни исходил.

При этом Андрей Николаевич абсолютно не подавлял авторитетом. Он страшно не любил карьеристов, людей ленивых и глупых, но всегда умел возвысить людей стоящих. Можно сказать, Туполеву повезло, он оказался в нужное время в нужном месте. Но тогда придется обязательно добавить – он не зря занял его, оказавшись подходящим для этого места, как никто другой.

«Его, кстати, часто спрашивали, почему он не пишет воспоминаний о такой богатой и насыщенной жизни. Он обычно отшучивался и отмалчивался, а однажды вдруг сказал: «А я не пишу, я делаю». Видно, делать что-то новое было ему гораздо интереснее, чем вспоминать о уже сделанном».

armsofwar.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о