Зачем Ту-95 нужен «рог» в носовой части?
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 своей необычной внешностью напоминает гигантское доисторическое чудище. Сравнение с древним монстром вполне оправданно, если учесть возраст службы этого самолета – 62 года! Но самое удивительное в конструкции Ту-95 – характерный «рог», расположенный в передней части фюзеляжа. Что же это за прибор и зачем он нужен? Давайте разберемся.
Люди, далекие от авиации и военного дела, высказывают самые разные предположения насчет «рога» Ту-95.
Возможно, это авиапушка? Или радиолокатор? А может специальный обтекатель, призванный уменьшить сопротивление воздуха?
Чтобы ответить на эти вопросы нужно обратиться к истории.
Дальний бомбардировщик Ту-95 создавался как ответ американскому носителю ядерного оружия
B-29 Superfortress был создан в 1941 г. для войны с Японией
Советским инженерам было необходимо создать самолет, способный преодолеть расстояние до Северной Америки и обратно с запасом авиабомб на борту.
Для совершения такого полета требовалось либо иметь огромные запасы горючего, либо совершать дозаправку в воздухе.
Ту-95 способен преодолеть расстояние 6500 км
Конструкторы из КБ Туполева остановились на втором варианте и в 1952 г. ими была разработана система дозаправки в воздухе, получившая название «шланг-конус-штанга».
Во время полета Ту-95 «садится на хвост» самолету-заправщику, который выпускает шланг со специальным «конусом-юбкой».Для захвата этого конуса и предназначен «рог», правильное название которого топливозаправочная штанга.
Дозаправка Ту-95 в воздухе. Фото: ТК Звезда
Более современные бомбардировщики, например Ту-160 «Белый лебедь», также оснащаются такой штангой, но она у них выдвижная.
Ту-160 «Белый лебедь»
Дозаправка в воздухе – одна из самых технически сложных и опасных операций в авиации. Самолеты подходят друг к другу на расстояние всего 25 метров. Одно неверное движение и все может закончиться катастрофой.
Самолет-заправщик Ил-78 и Ту-95 в воздухе
Тем не менее, за всю историю советских и российских ВВС не было ни одной аварии во время дозаправки. Это говорит о высоком мастерстве летных экипажей и надежности отечественной техники.
Коннектум
Ту-95 дозаправлялись над Атлантикой в «сопровождении» истребителей НАТО / АвиаПорт.Дайджест
Ту-95 дозаправлялись над Атлантикой в «сопровождении» истребителей НАТО
Поделиться:
Российские стратегические ракетоносцы Ту-95 выполнили дозаправку в воздухе над нейтральными водами Атлантики в «сопровождении» истребителей НАТО, сообщил РИА Новости помощник главкома ВВС России полковник Александр Дробышевский. «Сегодня ночью два самолета Ту-95 и два самолета Ил-78 успешно завершили плановое патрулирование над нейтральными водами Атлантического океана. Полет продолжался более 15 часов с одной дозаправкой в воздухе. В ходе полета российские самолеты сопровождали истребители НАТО (Торнадо и F-16)», — сказал он.
«Этот элемент (дозаправка в воздухе) считается вершиной летного мастерства, когда две 200-тонные машины стыкуются между собой через гибкую систему заправки «конус-шланг» на расстоянии 20 метров при скорости 600 километров в час. Этот элемент особенно сложно выполнять, если российские самолеты идут в сопровождение истребителей НАТО», — сказал полковник.
По словам Дробышевского, летные экипажи дальней авиации ВВС РФ регулярно осуществляют воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана. В ходе полетов летчики повышают уровень натренированности и отрабатывают различные элементы летной подготовки, в том числе самого сложного — дозаправки в воздухе, от самолетов-заправщиков Ил-78.
Такая дозаправка позволяет стратегическим ракетоносцам Ту-160 и Ту-95 МС выполнять задачи в воздухе более суток. «Все полеты самолетов ВВС России выполнялись и выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, не нарушая границ других государств», — подчеркнул помощник главкома ВВС.
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 24 апреля 2008 года | Дайджест публикаций за 24 апреля 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
www.aviaport.ru
Дальний самолет-разведчик Ту-95МР. — Российская авиация
Дальний самолет-разведчик Ту-95МР.
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1964 г.
20 мая 1960 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании на базе Ту-95 самолета-разведчика Ту-95Р с передачей на контрольные испытания в первом квартале 1961 года. В ОКБ начались работы по компоновке разведывательного оборудования. Тем временем на Ту-95 стали внедрять универсальную систему заправки, которая позволяла пополнять запас топлива как на земле, так и в воздухе. Поэтому 9 января 1962 года вышло новое распоряжение Совмина, несколько изменившее задачи ОКБ. По нему серийный Ту-95М № 410 должен был быть переоборудован в самолет-разведчик Ту-95МР-2 с универсальной системой заправки. По составу и размещению разведоборудования новый вариант самолета не отличался от проектировавшегося Ту-95Р. На Ту-95МР устанавливались станция радиотехнической разведки (ее антенны размещались под радиопрозрачными обтекателями в хвостовой части фюзеляжа) и фотооборудование (располагалось в грузоотсеке и комплектовалось в нескольких вариантах). Радиолокационную станцию «Рубидий-ММ» заменили на новейшую РЛС «Рубин-1Д» с фотоприставкой. ТТХ самолета (за исключением увеличенной дальности полета) остались на уровне Ту-95М.
Переделка серийного Ту-95М № 410 проводилась на заводе № 18. 12 ноября 1964 года начались его летные испытания, на которых в основном проверялась работа разведоборудования. В процессе испытаний выполнили три полета на дозаправку в воздухе от самолетов-заправщиков М-4-2, в том числе один ночью, когда на борт Ту-95МР перекачали почти 50 т топлива. 19 декабря 1964 года испытания закончились и разведчик передали ВВС. До конца 60-х годов еще три самолета Ту-95М были переоборудованы в стратегические разведчики, причем один из них сдали заказчику без системы универсальной заправки. Все четыре Ту-95МР (изделие «ВР») интенсивно эксплуатировались до второй половины 80-х годов, после чего были переоборудованы в Ту-95У, а в начале 90-х годов — утилизированы. Кодовое обозначение НАТО — «Bear-E».
ЛТХ:
Модификация: Ту-95МР
Размах крыльев, м: 50,04
Длина, м: 46,17
Высота, м: 12,5
Площадь крыла, м2: 283,7
Масса, кг
-пустого самолета: 90000
-максимальная взлетная: 176000
Тип двигателя: 4 х ТВД НК-12М
Тяга, кгс: 4 х 15000
Максимальная скорость, км/ч: 910
Крейсерская скорость, км/ч: 768
-без дозаправки: 13200
-с дозаправкой : 17400
Практический потолок, м: 11600
Экипаж, чел: 8.
Ту-95МР-2 на стоянке.
Ту-95МР-2 в полете. На втором плане американский истребитель F-4.
Носовая часть Ту-95МР. Схема.
Ту-95МР. Схема.
.
.
Список источников:
ОАО «Туполев» : От АНТ-1 до Ту-334.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Рождение Ту-95.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Ту-95.
Крылья Родины. Николай Якубович. Межконтинентальный бомбардировщик: Еще раз о Ту-95 и его модификациях.