Российский штурмовик Су-25СМ3. Полные тактико-технические характеристики — Новосибирский сайт
Войти Регистрация- Новости
- Блоги
- Про Н-ск
- Проблемы города
- Места отдыха
- Куда пойти?
- Объявления
- Группы
- Ещё
- Фото
- Активность
- Комментарии
- Люди
- Статьи
- Кругозор — интересные факты со всего мира
- Наука и технологии. Последние новинки техники
- Путешествия по Сибири
- Туристу на заметку. Рассказы о путешествиях
- Женский онлайн журнал
- Авторынок. Обзор автомобилей
- Стройка и ремонт
- Новости партнеров
tvoi54.ru
вторая молодость «Грача» » Военное обозрение
Штурмовик Су-25СМ (по натовской кодификации Frogfoot, «лягушачья лапка») — это модернизированный вариант одноместного штурмовика Су-25. Машина отличается обновленной авионикой, добавлением индикатора на лобовом стекле и многофункционального дисплея в кабине пилота. С 30 сентября 2015 года самолеты Су-25СМ совершают боевые вылеты против террористических формирований в Сирии, действуя в составе смешанной авиагруппы ВКС России.Работы по проектированию штурмовика Су-25 начались в ОКБ Сухого еще в 1968 году. Новая боевая машина изначально предназначалась для поддержки войск непосредственно над полем боя и проектировалась, как предельной простой в обслуживании и эксплуатации дозвуковой реактивный самолет, обладающий высокими маневренными характеристиками и повышенным уровнем живучести. Государственные испытания самолета проводились с 1978 года. Производство штурмовиков Су-25 осуществлялось на авиационном заводе в Тбилиси, первый серийный самолет был облетан 18 июня 1979 года летчиком-испытателем ОКБ Сухого Ю. А. Егоровым.
Отличительной чертой нового штурмовика, который был предназначен для действий непосредственно над полем боя, в зонах насыщенных средствами ПВО, стала повышенная боевая живучесть. Для того чтобы ее обеспечить конструкторами был выполнен целый комплекс различных мероприятий: на самолете появилось бронирование кабины летчика, взрывобезопасность топливных баков была обеспечена за счет заполнения их пенополиуретаном, протектирования, и так далее. Перед тем как быть внедренными в конструкцию самолета, все эти мероприятия в достаточной мере были проработаны на стендах в ОКБ, а в дальнейшем смогли в полном объеме подтвердить свою эффективность во время эксплуатации штурмовика во время боевых действий на территории Афганистана.

Естественно, самолет разработки еще 1970-х годов трудно отнести к современным машинам. К началу XXI века штурмовик, несмотря на свою феноменальную живучесть, которая была подтверждена боевой эксплуатацией, устарел. В первую очередь требованиям времени не отвечал состав бортового радиоэлектронного оборудования и невозможность использования с самолета высокоточного оружия. Именно эти проблемы и решались при модернизации штурмовика в версию Су-25СМ.
В ОКБ Сухого программа модернизации самолетов Су-25, находившихся на вооружении ВВС России, в версию Су-25СМ началась в 2001 году. Облет первого модернизированного самолета состоялся 5 марта 2002 года, его совершил летчик-испытатель конструкторского бюро И. Е. Соловьев. Головным предприятием по организации данной программы стал 121-й авиаремонтный завод Минобороны в городе Кубинка. При этом работы по модернизации штурмовиков проводились под руководством и в кооперации с ОКБ. В настоящее время ОАО «121 авиационный ремонтный завод» — это крупнейшее предприятие по модернизации и ремонту не только самолетов фронтовой авиации, но и авиадвигателей. Предприятие является одним из лидеров сферы авиационного ремонта в России. Модернизация с одновременным проведением ремонта штурмовиков Су-25 в вариант Су-25СМ является для 121-го АРЗ приоритетным направлением деятельности. В рамках модернизации самолет получает принципиально новые качества. Практически на заводе в Кубинке создают новый самолет, даже центроплан штурмовика частично переклепывается. При этом такой штурмовик обходится военным дешевле новой машины, которую произвели бы на авиационном заводе. И хотя завод занимается ремонтом самолетов по всему миру, модернизируются здесь самолеты лишь ВКС России.
Штурмовик Су-25СМ должен был стать сравнительно недорогим, быстровоспроизводимым самолетом, рассчитанным на массового пилота военного времени. По этой причине одной из задач при модернизации машины стало снижение затрат на ее проведение, а также на переподготовку пилотов и техников. В частности, в отличие от большинства иностранных самолетов тактического назначения Су-25СМ получил не два, а один МФЦ. Как продемонстрировали исследования, данное решение вполне себя оправдывает.

Модернизированный штурмовик Су-25СМ (Т-8СМ) создавался для эксплуатации в сложных погодных условиях, которые характерны для Восточной и Центральной Европы, когда до 75% дней в году нижний край облачности может находиться на высоте менее 400 метров. Это значит, что рабочая высота бомбометания должна составлять 200-300 метров. При этом сброс боеприпасов должен был выполняться летчиком как с горизонтального полета, так и со сложных видов маневра с обеспечением высокой точности попадания в цель. Первые 4 опытных самолета Су-25СМ были модернизированы на 121-м авиаремонтном заводе в 2002-2004 годах. Уже в 2005 году государственные летные испытания новой машины были закончены. На 2006 год было назначено проведение СЛИ — специальных летных испытаний. Самолет успешно прошел и их, после чего был рекомендован для проведения серийной модернизации. Как оказалось впоследствии, по модернизации первого этапа, как Су-25СМ. Летом 2007 года два из первых четырех модернизированных самолетов были переданы военным в липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава (бортовые номера — 19 красный и 87 красный).
Разработчики в процессе модернизации штурмовика почти полностью обновили БРЭО. При этом на самолете от старого БРЭО остался практически только лазерный прицел-дальномер «Клен-ПС», который в будущем планируется поменять на модернизированный вариант, обладающий большей точностью и мощностью. В то же время планер штурмовика изменений не претерпел и был полностью сохранен от оригинального Су-25. Таким образом, в конструкцию уже существующего фюзеляжа самолета, который сохранил свою первоначальную конфигурацию, было удачно вписано обновленное оборудование — радиоэлектронные блоки и системы, электрические жгуты.
В процессе модернизации машины было принято решение не трогать силовую установку — два ТРД Р-95Ш с тягой по 4100 кгс каждый, которые до этого доказали военным свою живучесть и надежность. Помимо этого учли тот факт, что двигатели самолетов имели резерв по повышению ресурса. При этом на двигателях Су-25СМ, по аналогии с вариантом Су-25Т, была проведена доработка, связанная с помпажом. Данное нововведение позволило расширить допустимые режимы использования оружия вне зависимости от режимов полета штурмовика. После доработки силовой установки под систему электронного сигнализатора вращающегося срыва (ЭСВС) двигатели получали новый индекс Р-95Ш литера СМ. При проведении капитального ремонта штурмовика вместо двигателей Р-95Ш возможна также установка двигателя Р-195.

Переход штурмовика на новую авионику позволил сэкономить примерно 300 кг только на бортовой аппаратуре. Благодаря этому удалось перенести из хвостовой части самолета, которая наиболее уязвима при обстреле ракетами или ПЗРК с тепловыми головками самонаведения, ряд важных блоков в существенно более защищенную носовую часть самолета. Также был предусмотрен ряд доработок, связанных с повышением боевой живучести штурмовика. Часть этих усовершенствований уже была частично внедрена на Су-25 последних серий. Стоит отметить, что для проведения модернизации на 121-й АРЗ, в первую очередь, передаются самолеты более позднего года выпуска (10-й серии, которая производилась с 1987 года), обладающие еще достаточно высоким невыработанным ресурсом, на которых уже реализован ряд усовершенствований в области обеспечения боевой живучести. При этом в рамках модернизации масса пустого самолета практически не изменялась.
Боевые возможности штурмовика были существенно расширены за счет применения на нем нового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ (56СМ) «Барс», специально разработанного для этого самолета. В состав комплекса вошла цифровая вычислительная машина, а так же системы отображения и обработки информации, ближней и спутниковой навигации, станция радиотехнической разведки, автоматический радиокомпас, самолетный ответчик, цифро-аналоговая система управлением оружием, бортовая система сбора, обработки и регистрации полетной информации «Карат-Б-25» и некоторые другие системы.
На штурмовиках Су-25СМ монтируется Л-150 «Пастель» — станция предупреждения о радиолокационном облучении. В носовой части самолета была установлена лазерная станция подсвета и дальнометрирования «Клен-ПС», которая обеспечивает наведение на цель УР с лазерными головками самонаведения. При этом самолеты, модернизируемые с 2013 года (в версии Су-25СМ3), получают и новейшую станцию РЭБ «Витебск-25», а также могут использовать расширенную номенклатуру управляемого вооружения, в частности корректируемые авиабомбы с лазерным и телевизионным наведением. Число модернизированных Су-25 в составе ВКС России к 2020 году должно превысить 130 единиц. При этом модернизироваться в версию Су-25СМ3 будут и простые Су-25 и уже модернизированные Су-25СМ.

Кабина прошедшего модернизацию штурмовика была оснащена одним многофункциональным цветным индикатором (МФЦИ), на который может выводиться картографическая, полетная, тактическая или прицельная информация. В частности, на фоне цифровой географической карты местности может проецироваться информация о текущем расположении линии фронта, расположении и зонах действия выявленных средств ПВО противника и прочая информация. Вместо авиационного стрелкового прицела АСП-17БЦ-8 (для летчика основной рабочий инструмент при совершении атаки) на штурмовике Су-25СМ был установлен широкоугольный индикатор на лобовом стекле (ИЛС). Данный индикатор получил электронно-лучевую трубку (ЭЛТ) повышенной яркости, что позволяет летчику использовать ИЛС почти при прямой солнечной засветке. На индикатор на лобовом стекле может выводиться вся необходимая для атаки и пилотирования информация. При этом, как и на обычном Су-25, на прошедшем модернизацию Су-25СМ отсутствует автопилот.
Наличие на модернизированном самолете встроенной системы контроля бортового оборудования позволило существенно сократить трудозатраты при подготовке штурмовика к совершению повторного вылета. Время на техническое обслуживание машины удалось сократить на 25-30% по сравнению с базовой моделью.
Точность навигации и боевого применения неуправляемых систем авиационного вооружения на модернизированном самолете выросла в 2-3 раза, а в бомбардировочном применении достигла уровня точности управляемых средств авиационного поражения. В результате прошедшей модернизации самолет Су-25СМ стал боевой машиной с новым целевым предназначением и эффективностью боевого применения, которая выросла в 1,5 раза. Благодаря использованию на самолете современной инерциально-спутниковой навигационной системы, удалось достичь точности определения координат около 15 метров с коррекцией и 200 метров — без спутниковой коррекции.
Также к уникальным возможностям модернизированного штурмовика относят впервые примененный на самолетах фронтовой авиации переменный темп стрельбы из авиационной пушки. Это позволило существенно повысить возможности по числу атак на цель. Неподвижная авиационная пушечная установка ВПУ-17А с двуствольной 30-мм пушкой ГШ-2-30 (9-А-623) теперь обладает переменным темпом стрельбы 1:1, 1:4, 1:8, 1:16. Удалось конструкторам реализовать и новые режимы боевого применения штурмовика, которые позволили использовать УР класса «воздух-поверхность» с горизонтального полета за счет применения точного программно-корректируемого сопровождения цели. Самолеты Су-25СМ в состоянии поразить две цели в одной атаке, самолеты Су-25СМ3 в состоянии поразить четыре наземных цели в одной атаке с помощью управляемых средств поражения. А применение навигационного бомбометания в сложных метеоусловиях и в ночное время стало для модернизированных самолетов, в отличие от обыкновенных Су-25, стандартной боевой задачей.

В номенклатуру вооружений Су-25СМ3 помимо неуправляемы фугасных, осколочных и бетонобойных авиабомб и неуправляемых ракет (от С-5 калибра 55-мм до С-25 калибра 340-мм) вошли корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500, а также УР воздух-воздух Р-73 (взамен Р-60 и Р-60М на штурмовиках Су-25), а также УР класса «воздух-поверхность» — Х-25 и Х-29.
При отсутствии на данный момент времени достойной замены штурмовику Су-25 программа его модернизации в вариант Су-25СМ позволила при проведении также капитального ремонта машин, которые прослужили уже 17-18 лет, продлить их срок эксплуатации в российских вооруженных силах еще на несколько десятков лет. За это время в стране, скорее всего, будет разработан и запущен в производство новый ударный комплекс тактического назначения.
Фото: блог igor113.livejournal.com
Источники информации:
http://igor113.livejournal.com/402356.html
http://www.airwar.ru/enc/attack/su25sm.html
http://bastion-karpenko.ru/su-25sm
http://www.sukhoi.org/planes/military/su25k/history
http://nvo.ng.ru/armament/2014-05-16/12_su25.html
topwar.ru
«Грачи» поумнели. Чем опасен модернизированный штурмовик Су-25СМ3
В то же время «суперграч» применяет неуправляемое вооружение гораздо точнее своих предшественников — благодаря прицельной подсистеме СВП-24-25, разработанной на базе штатного комплекса фронтовых бомбардировщиков Су-24, известного как СВП-24 «Гефест». Это устройство учитывает множество факторов — скорость штурмовика, географические координаты, высоту полета, расстояние до цели, погодные условия, видимость — и самостоятельно вычисляет, где и когда летчику нажать на кнопку. В результате точность бомбовых ударов возрастает минимум в три раза. Подобный подход очень экономичен, поскольку позволяет использовать старые боеприпасы с не меньшей эффективностью, чем гораздо более дорогие современные корректируемые авиабомбы. Причем сбрасывает их на цель Су-25СМ3 не только с пикирования и кабрирования, но и, например, с переворота.Само собой, Су-25СМ3 оборудован модулем ГЛОНАСС для навигации и применения высокоточного оружия. В то же время летчик всегда может рассчитывать на инерциальную навигационную систему, которая помогает выполнить боевую задачу даже при отсутствии сигнала со спутника. Для защиты от истребителей и средств ПВО противника самолет оснащен системой радиоэлектронной борьбы «Витебск-25», способной обмануть и самую хитрую ракету. Кроме того, Су-25СМ3 получил современные цифровые средства связи, работающие по защищенным каналам. Модернизации подверглись и другие системы штурмовика, в частности, топливная и аппаратура управления двигателями. Проще говоря, «грач» научился дольше и дальше летать.
«Важно отметить, что самолет не просто оснащен новым оборудованием — меняется сама тактика его боевого применения, — подчеркнул Виктор Мураховский. — Су-25СМ3 встроен в автоматизированную систему управления ВКС и в разведывательно-ударные контуры межвидовых группировок войск. Эта интеграция штурмовика в единую сеть значительно ускоряет обмен информацией между «небом» и «землей» и в несколько раз сокращает время от момента обнаружения целей до их уничтожения».
Проверены временем
Все это значительно продлевает жизнь Су-25. По мнению ряда экспертов, в эпоху дальнобойного высокоточного оружия дозвуковые штурмовики потеряли актуальность и морально устарели. Однако даже американцы с их колоссальным военным бюджетом не спешат отказываться от основного самолета огневой поддержки войск А-10 Thunderbolt II, который воюет с конца 1970-х и несколько раз сильно модернизировался. Его постоянно критикуют, но он неизменно хорошо проявляет себя в бою.
ria.ru
Су-25СМ, штурмовик
www.arms-expo.ru
ВВС России намерены продолжить модернизацию новейшего штурмовика Су-25СМ3
www.arms-expo.ru
«Боевая эффективность модернизированного штурмовика Су-25СМ3 увеличена почти в два раза» в блоге «Авиация»
Боевая эффективность Су-25СМ3 увеличена почти в два раза за счет применения более точных боеприпасов, новейшей электроники и бортового комплекса обороны «Витебск».
Об этом сообщил «Интерфаксу» источник в авиационной отрасли. «Штурмовик в новейшей модификации Су-25СМ3 сможет обеспечить поражение наземных подвижных целей, в том числе бронетехники, в условиях сильной ПВО (противовоздушной обороны — ИФ) противника. Была поставлена задача повысить эффективность штурмовиков в полтора-два раза», — заявил собеседник агентства. По его словам, для модернизированных штурмовиков разработаны новые боеприпасы, превосходящие по эффективности старые примерно в полтора — два раза, в том числе, новые ракеты с лазерным наведением. «Самое главное — отработано обеспечение применения оружия с повышенной точностью: Су-25СМ3 применяет бомбы с точностью, сравнимой с управляемым оружием», — подчеркнул информированный собеседник. Он отметил, что в ходе модернизации штурмовики получили сверхточный прицельный комплекс СОЛТ-25, новый комплекс связи и бортовой комплекс обороны (БКО) «Витебск» для защиты самолета от наземных ракетных комплексов противника. «Новая оптико-электронная система СОЛТ-25 (система оптическая, лазерная, тепловизионная) имеет возможность 16-кратного увеличения и автоматического сопровождения подвижной цели на удалении примерно 6-8 км с точностью до полуметра», — сказал собеседник агентства. Он отметил, что разработанный БКО «Витебск» «ставит помеху всем действующим наземным комплексам, обнаруживает пуски ракет и выдает фиктивную отражающую поверхность, чтобы ПЗРК не могли попасть по самолету, а также, чтобы забить радиолокационные обзоры наземных комплексов».
————————————————————————————————
Справка
Штурмовик Су-25СМ3 — современное укрепление сухопутных вооружённых сил
- Введение
- История Су-25
- Особенности Су-25СМ3
- Технические характеристики
- Броня
- Вооружение
- Видео — «Су-25 за 60 секунд»
Поддержка с воздуха имеет большое значение для крупномасштабных боевых операций. Ни один серьёзный военный конфликт не обходится без ударов с воздуха по движущейся бронетехнике противника, а также по укрепрайонам и скоплениям живой силы. Заслуженный советский штурмовик Су-25 к 2018-му морально устарел, эффективность его применения каждый год заметно снижалась из-за развития средств ПВО. На смену пришёл Су-25СМ3 с позывным «Суперграч». Перевооружённые силы РФ нуждаются в дозвуковой штурмовой авиации с новыми возможностями. Боевые вылеты станут теперь гораздо более безопасными и ещё более грозными.
Модернизация и восстановление техники по программе ГПВ 2025 — выверенный и реалистичный путь повышения обороноспособности русского государства на ближайшие полстолетия. В конце 2016-го Су-25СМ3 начали поступать на вооружение, а к концу 2017-го ВКС РФ получит ещё свыше 10-ти таких же. Сегодня 50 единиц новейших штурмовиков получают боевой опыт в Сирии.
История штурмовой авиации России (СССР) от Су-25 до Су-25СМ3
Истребители-бомбардировщики уступают штурмовикам по точности поражения движущихся целей из-за высокой скорости, на первый взгляд примитивным самолётам. Так думалось некогда и высшему руководству страны и ряду военных специалистов, к концу 1950-х такие же мнения прозвучали и в США. В 1956 в СССР отказались от штурмовой авиации. В именитом ОКБ Сухого в середине 1960-х конструкторы посчитали это ошибкой, главным конструктором Су-25 ( проект Т-8) стал фронтовик-танкист Самойлович Олег Сергеевич. Вначале 1975 года «летающий танк» взлетел в воздух, очевидно, это был ответ на первый полёт штурмовика США А-10 Thunderbolt II «истребителя наземных танков». Америка подняла в небо свой «Бородавочник» в 1972-м, на три года раньше нашего «Грача». За океаном производство началось с 1975-го, войска увидели свой самолёт в 1977-м. В 1981-м Cу-25 принят в советские части, за год до этого 2 Су-25 были стократно проверены в условиях Афганистана, 44 раза применялись в боях — операция Ромб. Следующей боевой операцией Экзамен (Ромб-2), длившейся 15 месяцев в 1981-1982 гг в Афганистане, Су-25 доказал своё право на существование, эскадрилья Афанасьева А.М. произвела 2000 вылетов и потеряла только 1 штурмовик, и тот по ошибке пилота. С тех пор Су-25 «Грачи» постоянные участники многих войн.
Американские «Бородавочники» несут больше бомб и ракет по сравнению с Су-25, т.к. привыкли выжигать всё, а не действовать избирательно. Русских штурмовиков от американских отличает и слабая защищённость заграничных машин от средств ПВО. Тандерболты 2 — это практически те же неповоротливые транспортники, только бронированные, служащие не для поддержки сухопутных войск, а для безнаказанных карательных операций в незащищенной ПВО местности, а если повезёт, то и для уничтожения танков и бронетехники противника тоже. Потому-то такая разница назначения с по-настоящему боевой машиной Су-25СМ3. Су-25-е бьют в цель максимально точно, у него высокая продуктивность. Он относительно простой и недорогой в эксплуатации и в производстве. Су-25СМ3 хорошо защищён, довольно юркий, и с ракетами воздух-воздух опасен любому обидчику, авионика и СУО выводят его на иной высокий уровень.
О достоинствах и недостатках советского штурмовика 1980-х наши специалисты подробно узнали в 1979 — 1989 гг. в Афганистане, где он стал самым страшным и самым известным самолётом для врагов. В 1984-м в «Афгане» количество Су-25 выросло до полка. Их живучесть была впятеро выше, чем у истребителей-бомбардировщиков Су-27 и Миг-29. Последовал ответ НАТО, моджахедов вооружили американским ПЗРК Стингер, это обернулось уже потерями лётчиков. Су-25 пришлось по-новому защищать, модернизированный он появился в этой войне в 1987-м. С тех пор переносные зенитные ракетные комплексы стали самым опасным оружием для низколетящей дозвуковой авиации. Стоит отметить, на сбитых самолётах подсчитали количество повреждений, ни один из них не имел менее 80-ти пробоин, дошло даже до 150 попаданий.
История потерь запутанная, одни источники утверждают, что после усовершенствования Сушек потерь лётного состава не было, но уничтожены 25 Су-25-х, а другие им противоречат, называя потери в самолётах 33-34 единицы, и вдобавок приводя цифры о гибели 12-ти пилотов. К сожалению, вериться в то, что на войне без потерь не бывает. Не обошлось и без предателей, министр иностранных дел СССР и первый президент Грузии, передавал в то время в ЦРУ планы военных из Москвы, с чего и начались большие потери в Афганистане.
В ходе Грузино-Осетинской или «Пятидневной войны 2008-го», было сбито 3 Су-25 и 3 получили серьёзные повреждения и по возвращению в часть списаны, итого потеряно 6 самолётов, каких не указывается, задействованы были 2 Су-25БМ, 3 Су-25СМ и 1 Су-25К. Модели Су-25СМ3 воюют теперь в Сирии, с 1-го февраля 2017 г. 12 самолётов направились в район боевых действий, сейчас там насчитывается около 50-ти новых машин. Богатый боевой опыт будет учтён при улучшении характеристик последующих штурмовиков на перспективу. Модернизацию «Сушки» пройдут в Подмосковной Кубинке.
Отличительные ТТХ Су-25СМ3 от предшественника Су-25
Внешность Су-25 не претерпела никаких изменений, старый корпус превосходно подошёл к новой начинке. Есть система спутниковой связи и навигации ГЛОНАСС. Вдвое увеличена боеготовность новейшего Су-25, лазерный индикатор прицела расположен перед глазами, выводит на стеклянный экран всю информацию о состоянии самолёта и одновременно концентрирует внимание на цели, пилот не отвлекается, рассматривая всю приборную панель и окружающие самолёт объекты. Много электроники, при этом надёжной, централизованной программным управлением. В авиаучилищах установлены симулятроы для подготовки лётчиков, которые помогают приготовиться к первым полётам. Мастерство боевого лётчика отрабатывается уже в настоящих вылетах при естественных ощущениях. Есть весь спектр вооружения для наземных, надводных и воздушных целей, Су-25СМ3 — это высокая огневая мощь и защищённость.
ПНК СВП-24-25
Точность попадания неуправляемых бомб приблизилась к высокоточному самонаводящемуся вооружению, на борту стоит подсистема прицельного навигационного комплекса СВП-24-25. В отличие от управляемых, такие бомбы и ракеты не отклонить средствами РЭБ или другим способом от намеченной цели. Поэтому в будущем, когда ПВО станут более совершенными, неуправляемые бомбы и ракеты могут стать единственным гарантом 100%-го попадания.
СОЛТ-25
Система прицеливания СОЛТ-25 захватывает цели телевизионными и тепловизорными каналами: танки, БМП и БТРы, живую силу. Дождь, снег, ночь — системе не помеха.
БКО «Витебск»
Бортовой комплекс обороны Витебск — мощный ослепительный РЭБ. При его работе замолкают вражеские радары. Ракеты с инфракрасными головками пролетают мимо Су-25СМ3. Система позволяет приблизиться вплотную к зенитчикам и уничтожить расчёт специальной ракетой Х-58, идущей в сторону сигнала РЛС противника. Если сигнал радаров выключен, дозвуковой «Суперграч» применит обычные бомбы и ракеты. Выброс тепловых ловушек при стрельбе из ПЗРК — также входит в компетенцию этого комплекса. Аналогичный же принцип работы применяется и в Т-14 Армате в активной защите танка «Афганит», в радиусе 100 км, установленные по всему борту датчики, производят замер ионизации воздуха, что предупреждает систему об опасности и выдаёт УФЛ-датчикам координаты запуска всего залпа вражеских ракет или одиночного выстрела из незаметного в засаде ПЗРК. Ответный удар не заставит себя ждать.
Технические характеристики
Общий корпус Су-25 и Су-25СМ3
- Длина — 15 м
- размах крыльев — 14,5 м
- высота — 4,8 м.
- Масса пустого — 9,4 т,
- Масса взлётная — 14,6т
- Масса взлетная максимальная — 19т
- Топливный бак — 3т
- Силовые установки 2ТРД Р195 — 2 единицы, с суммарной тягой 88,3 кН.
- Максимальная Скорость 975 км/ч у поверхности и на высоте.
- Радиус действия 650 км.
- Максимальная дальность полёта 1950км
- Максимальный набор высоты — 10 км
- Десять пилонов для бомб и ракет.
Максимальные перегрузки такие же, как и у лучших истребителей НАТО 6,5 g, но в 1,5 раза хуже отечественных версий. Один пилот.
Броня Су-25СМ3
- люки отсека (носовая часть) — 18мм;
- нижнее бронирование кабины — фронт и борт по 24 мм, спинка и днище по 10 мм;
- Расходный бак стальной, марки АМг 6 — 8 мм днище, тыльная часть 18 мм;
- Маслобак — под защитой титана ОТ41 17 мм;
- Продольные бронеплиты из стали — мотоотсек 5 мм;
- Хвостовая защита АСО — стальная 5мм;
- Лобовое бронестекло ТСК137 — 55 мм;
- Сверху-сзади пилота прикрывает заголовок — сталь 6-17 мм;
- Повышает боевую живучесть пенополиуретановый заполнитель для баков — ППУ-ЭО100.
Вооружение
ГШ30-2
Авиапушка Грязева-Шипунова двуствольная ГШ с мощным для самолётов калибром 30 мм, встроена в носовой части, боекомплект 250 снарядов, скорострельность 300 выс/мин. При 4000 выстрелах нет ухудшения характеристик 1,5-метрового орудий. Применяемые снаряды: осколочно-фугасные либо зажигательные, либо зажигательные трассирующие, а также бронебойно-разрывные и многоэлементные.
Неуправляемые бомбы и неуправляемые ракеты
Применим весь список традиционных бомб ФАБ, подвешиваются 100, 250, 500-килограммовые, для сброса с пилонов Су-25. Запасов на складах хватает, не нужно пока слишком тратиться на советские САБ, БетАБ, РБК, КМГУ, ЗБ, ОДАБ.
Неточные ракеты из пилонных блоков НАРов посыплются градом, шквальным огнём поразят цель. Боевая часть обозначается «С» с приставками 5, 8, 13, 24 и 25, обозначающими назначение боевого заряда, бронебойного, противопехотного, для разрушения укрепрайонов и мостов.
Управляемые бомбы, ракеты
Самые применяемые на сегодня для Су-25 управляемые ракеты Х25МЛ и Х-29Л для наземных и надводных целей, воздушные поражаются Р-73. Шахты с баллистическими ракетами, командные бункеры будут уничтожены корректируемыми бомбами КАБ 500 и 1500.
Су-25СМ3 соответствует требованиям времени, является мощной поддержкой сухопутным войскам, у него перспективное будущее.
©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/0yWNDjSEPqo
http://tehnorussia.su/voe…hturmovik-rossii-su-25sm3
sdelanounas.ru
Российские штурмовики в Сирии | Армейский вестник

Летающий танк Су-25СМ
На первом этапе любой операции по подавлению концентрированных сил противника основная нагрузка ложится на бомбардировочную авиацию. Ее представляют в Сирии фронтовые бомбардировщики Су-24М и истребители-бомбардировщики Су-34. Помогают им в этом штурмовики Су-25СМ. Однако это не их прямой профиль. Хоть они и способны использовать в авиаударах то же самое высокоточное оружие, что и бомбардировщики, но берут его на борт меньше — 4400 килограммов против 8000 килограммов у Су-24М и Су-34. К тому же и боевой радиус у них существенно меньше.
Су-25СМ способны работать не далее чем на 320 километров от аэродрома при низком полете, при высоком полете эта величина возрастает до 600 километров. Еще больше дальность возрастает в случае использования подвесных топливных баков. Но при этом утрачивается смысл отправлять штурмовики решать бомбардировочные задачи, поскольку сокращается полезная бомбовая нагрузка.
После проведения мощной ударной воздушной операции, когда будет уничтожена большая часть инфраструктуры противника, должна наступить фаза сухопутной наступательной операции, в которой примет участие сирийская армия. И вот здесь у 12 российских штурмовиков Су-25СМ начнется работа по профилю. Они должны поддерживать сухопутные силы, работая на низких высотах, подавляя огневые точки, бронетехнику и скопление живой силы.
Российские штурмовики Су-25СМ на авиабазе «Хмеймим», Сирия
Рассматривая «биографию» Су-25, может показаться, что его модификация СМ, откомандированная в Сирию, очень немолода. Су-25, названный «Грачом», совершил первый полет в 1975 году, а спустя 6 лет был принят на вооружение. Однако при тех же самых летных характеристиках Су-25СМ — это уже другой самолет, относящийся не к третьему поколению, а к поколению 4+. Он совершил первый полет в 1999 году, а принят на вооружение в 2006 году.
Новый штурмовик отличается от своего «предка» тем, что на нем установлена новая авионика. Она существенно улучшает точность применения вооружения, навигационно-пилотажные качества, защищенность от средств ПВО противника и живучесть.
Хотя и у «чистого» Су-25 живучесть совершенно феноменальная. Это для штурмовика, работающего на небольших высотах на дозвуковых скоростях и, что называется, над полем боя, крайне важный показатель. Конструкторам ОКБ Сухого удалось сделать самолет, который сравнивают с летающим танком.
Для существенного повышения живучести машины был использован целый ряд приемов. Кабина пилота бронирована листами титана, соединенными по сварным технологиям. Также в кабине применено бронестекло. Благодаря этому пилот был гарантированно защищен при попадании в кабину 20-миллиметрового снаряда. Также защищены броней все основные агрегаты самолета. Повышенная живучесть была достигнута также за счет дублирования узлов, агрегатов, трубопроводов и электросети.
Су-25 начали свою боевую биографию на Афганской войне, где стали главной ударной силой советских ВВС. За счет высокой эффективности их ракетно-бомбовых ударов, эти машины снабжались высокоточным вооружением в первую очередь. Остальные — по остаточному принципу.
Живучесть у них была феноменальная. Ни один штурмовик не был потерян из-за смерти пилота или от взрыва топливного бака. На каждый сбитый штурмовик приходилось в среднем 90 повреждений. Известны случаи, когда Су-25 возвращались на базу со 150 пробоинами. Таких показателей в прошлом веке не было у других советских и иностранных самолетов истребительной и штурмовой авиации.
В июле 1987 года на базу пришел штурмовик с полутораметровой дырой в борту, у которого ракетой разнесло правый двигатель, хлеставшим из мотоотсека пламенем прожгло противопожарную перегородку, полностью выгорела электроарматура и энергоузлы, и на 95% перегорели тяги управления рулем высоты.
На Су-25 лейтенанта П. Голубцова ракетой наполовину оторвало хвост, на борту ничего не работало кроме двигателей. Не действовали и тормоза, и после посадки самолет выкатился за полосу на минное поле, где летчику пришлось дожидаться саперов, чтобы выбраться из поврежденной машины. На самолете лейтенанта Буракова ракета снесла под корень почти весь киль, он приземлялся «на элеронах». У другого самолета взрывом вырвало почти четверть крыла.
Майор А. Рыбаков дотянул до аэродрома на самолете с захлебнувшимся двигателем, залитым керосином из пробитых баков, иссеченным осколками фонарем, полностью отказавшей гидросистемой и невыпускающимся шасси. В кабине не работал ни один прибор, и летчик с залитым кровью лицом вел самолет вслепую, по командам напарника. Сев на брюхо, пилот бросился в сторону от самолета, и лишь убедившись, что взрыв машине не грозит, вернулся и выключил двигатель.
Новое качество старого самолета
Су-25 является «скелетом» Су-25СМ, на который нарастили новое «мясо». Дело в том, что авиазаводы не выпускают эту новую модификацию штурмовика с нуля. Берется базовая модель и проводится ее глубокая модернизация. Но при этом силовая установка остается прежней — два ТРД Р-95Ш с тягой по 4500 кгс доказали свою высокую надежность и живучесть. В новой модификации у старых двигателей повышен рабочий ресурс.
На «скелет» наращивают новый комплекс бортового оборудования «Пантера» с высокопроизводительной бортовой ЭВМ, радиолокационный прицельный комплекс «Копье», прицельно-навигационный комплекс «Барс», аппаратуру радиоэлектронной борьбы и противодействия. Благодаря новой авионике существенно повысились боевые возможности самолета. Он способен работать в любое время суток при любых погодных условиях.
Высокоточное оружие использует различные способы наведения: инерциальный, от сигналов спутника, телевизионный, лазерный, радиолокационный, инфракрасный. Благодаря умной авионике удалось в два-три раза повысить точность использования свободнопадающих бомб и неуправляемых ракет.
В боекомплект Су-25СМ входят корректируемые бомбы КАБ-500 и КАБ-1500, управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-60, Р-27, Р-77 малой и средней дальности, ракеты «воздух-поверхность» Х-25 и Х-29 с дальностью до 40 км и точностью попадания 2−4 м. К неуправляемому вооружению относятся фугасные, осколочные и бронебойные авиабомбы и блоки неуправляемых ракет от С-5 (калибр 55 мм) до С-25 (калибр 340 мм).
Существенно «подросли» возможности новой системы обеспечения безопасности самолета, к которой относятся как интеллектуальные средства радиоэлектронной борьбы, так и кассеты с отстреливаемыми тепловыми ловушками. Но следует признать, что они не в состоянии противостоять имеющимся у террористов ПЗРК «Стингер», головка самонаведения которых работает сразу в двух спектрах — инфракрасном и ультрафиолетовом. Тепловые ловушки обмануть их не способны. Вся надежда на мастерство пилота и феноменальную живучесть штурмовика, признанного лучшим в мире.
В 80-е годы конструкторы уже решали эту проблему, создав специально для Су-25 станцию оптико-электронного подавления «Сухогруз». Но Су-25 ее не потянул энергетически — в «Сухогрузе» используется мощная цезивая лампа, создающая помехи для ГСН «Стингера» и прочих ракет с ИК-наведением. Была попытка использовать станцию на новом штурмовике Су-25Т. Но он не пошел в серию.
Однако в конце нулевых годов СКБ «Зенит» и ОКБ Сухого создали новую станцию оптико-электронного подавления, которую предполагают разместить на Су-25ТМ. В ней использована сапфировая лампа, а сама система была разработана на основе вертолетной станции оптико-электронного подавления «Президент-С». В связи с чем небезосновательно предположить, что на Су-25СМ эта станция установлена и проходит испытания в боевых условиях.
При этом необходимо учитывать, что Су-25СМ — это не совсем чистый штурмовик, а многофункциональная машина. Сейчас его используют в Сирии в качестве фронтового бомбардировщика, и он работает на недосягаемых для ПВО террористов высотах. Способен он быть и самолетом сопровождения, будучи вооруженным ракетами «воздух-воздух».
Основные характеристики Су-25СМ:
Длина самолета — 15,05 м
Высота — 4,80 м
Размах крыла — 14,52 м
Площадь крыла — 33,70 кв.м.
Масса пустого — 9400 кг
Максимальная взлетная масса — 19 000 м
Тяга двигателя — 2×4500 кгс
Максимальная скорость у земли — 975 км/ч
Максимальная скорость на высоте — 990 км/ч
Перегоночная дальность — 2000 км
Боевой радиус действия на высоте — 650 км
Боевой радиус действия у земли — 320 км
Практический потолок — 10 000 м
Экипаж — 1
Число внешних подвесок — 10
Боевая нагрузка — 4400 кг
Артиллерийское вооружение — двуствольная 30-мм пушка.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
army-news.ru