Содержание

MexanikD: Советская гаубица Д-30: история, устройство и ТТХ

СОДЕРЖАНИЕ

1. История гаубицы Д-30

2. Устройство гаубицы Д-30

3. Модификации орудия Д-30

4. Применение гаубицы Д-30

5. Характеристики гаубицы Д-30

Д-30 — это советская гаубица калибра 122-мм, разработанная в начале 60-х годов. Она была одной из самых массовых артиллерийских систем в советской армии и активно поставлялась на экспорт. В настоящее время Д-30 стоит на вооружении нескольких десятков армий мира. В 1978 году гаубица Д-30 была модернизирована.

Кроме СССР, 122-мм гаубицу Д-30 выпускали в Египте, Ираке, Китае и Югославии. В России производство этого орудия прекратилось в 1994 году.

Д-30 участвовала (и участвует) в десятках военных конфликтов, демонстрируя при этом высокую надежность и эффективность. Эту гаубицу без преувеличения можно назвать самым известным советским артиллерийским орудием. Д-30 отличается отличной кучностью стрельбы, а также превосходной скоростью заряжания и маневренностью. Сегодня на вооружении разных стран мира (без учета СНГ) находится около 3600 единиц этого артиллерийского орудия.

На базе Д-30 было создано несколько самоходных орудий, как отечественных, так и зарубежных. Самой известной из них является самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гзоздика».Именно гаубица Д-30 используется в Санкт-Петербурге для ежедневного выстрела в полдень.

История гаубицы Д-30

Гаубица — это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.

Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.

«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война. Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.

Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.

Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.

Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.

Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.

В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.

На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-ЗОА.

Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».

Д-30 планируют оставить только в ВДВ и десантно-штурмовых подразделениях. Военные объясняют такое решение тем, что имеющиеся в войсках гаубицы сильно изношены и нуждаются в серьезном ремонте. Гораздо проще отправить их на базы хранения и перейти на единый калибр 152 мм, который к тому же отличается большей мощностью.

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет — 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов- креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 — накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 — телескопический и панорамный прицепы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие — раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета. Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

Модификации орудия Д-30

д-зо. Базовая модификация, принятая на вооружение в 1963 году

Д-30А. Вариант гаубицы после модернизации в 1978 году. Орудие оснастили новым двухкамерным дульным тормозом, установили на щитке стоп-сигналы и габаритные огни

ДА18М-1. Модификация с досылателем 

Д-3 Модификация, разработанная в Югославии

Саддам. Версия орудия, созданная в Ираке

Туре-96. Китайская модификация гаубицы

Халифа. Суданская модификация

$етаег. Модификация, разработанная в Израиле для армии Казахстана. Она представляет собой САУ на базе КАМАЗ-63502 с орудием Д-30

Халифа-1. Модификация, разработанная в Судане: САУ на шасси КАМАЗ-43118 с орудием Д-30

Применение гаубицы Д-30

Д-30 — один из наиболее удачных образцов советского артиллерийского вооружения. Основными ее преимуществами является простота, надежность, хорошая кучность стрельбы, достаточная дальность ведения огня, высокая скорость перемещения и мобильность.

Гаубица отлично подходит для высокомобильных соединений. Для советского десанта была разработана методика выброски Д-30 парашютным способом, подготовка орудия для десантирования занимает всего несколько минут. Д-30 можно транспортировать на внешней подвеске вертолета Ми-8.

Гаубица использовалась в десятках различных конфликтов во многих уголках планеты. Ее активно применяли советские войска в Афганистане, федеральные силы использовали Д-30 во время первой и второй чеченской кампании, сегодня гаубица применяется в сирийском конфликте, украинские войска используют ее в антитеррористической операции на востоке страны.

Характеристики гаубицы Д-30

Автор статьи: Егоров Дмитрий

https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/artilleriya/gaubiza-d30/

cont.ws

Гаубица 122 мм Д-30 | Экономические Новости

 

 


Д-30 – советская 122-мм гаубица, предназначена для уничтожения и подавления живой силы противника, открытой и находящихся в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств пехоты противника, разрушения ДЗОТ и других сооружений полевого типа.

Кроме того, гаубица Д-30 может использоваться для проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях, а также для борьбы с артиллерией, мотомеханизированными средствами и танками противника.

122 мм буксируемая гаубица Д-30 была разработана КБ им. Ф.Ф. Петрова на артиллерийском заводе №9 в Свердловске для замены 122 мм гаубицы М-30, которая была принята на вооружение Советской Армии незадолго до начала Второй мировой войны. В начале 60-х годов Д-30 была принята на вооружение армии.

Гаубица Д-30 состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол гаубицы состоит из трубы, двухщелевого дульного тормоза, захватов, казенника и затвора. Длина ствола приблизительно 38 калибров. Способ заряжания орудия – ручной раздельно-гильзовый. Противооткатные устройства состоят из накатника и тормоза откатных частей.

Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колесного хода, механизмов подрессоривания, механизма крепления орудия по-походному. Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казенная часть находится в секторах между смежными станинами.

Прицельные устройства состоят из панорамного прицела и телескопического прицела. Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости.

Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колесным ходом, который уравновешивает механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости.

Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.

Применение новой компоновки позволило значительно улучшить характеристики орудия по сравнению с предшественницей: угол возвышения ствола увеличился с 63,5 до 70 градусов, а максимальная дальность стрельбы возросла с 11,8 до 15,3 км. Все это в сочетании со снарядом массой 21,7 кг позволяет легко уничтожать укрытые цели противника. Клиновой затвор с полуавтоматикой облегчил работу расчета и позволил увеличить скорострельность до 8 выстрелов в минуту – против 6 выстрелов у предшественницы, имевшей поршневой затвор. Новая компоновка ствола, когда тормоз отката и накатник расположены сверху, позволили снизить высоту линии огня с 1200 до 900 мм. Все это уменьшило высоту орудия и облегчило его маскировку на поле боя.

Тактико-технические характеристики

Д- 30

  Калибр, мм

  121,92

  Масса походная, кг

  3210

  Масса боевая, кг

  3150

  Длина в походном положени, м

   5,4

  Ширина, м

   1,95

  Высота, м

   1,66

  Угол вертикалого наведения, град.

  -7°… +70°

  Угол горизонтального наведения, град.

  360

  Максимаьная дальность стрельбы, м

  15400 — фугасно —   осколочным снарядом
  21000 — снарядом с ракетным   двигателем

Для стрельбы из 122-мм гаубицы Д-30 применяются осколочно-фугасные снаряды повышенной мощности 3ОФ56. Возможно использование и других типов боеприпасов – противотанковых кумулятивных, дымовых, осветительных, а также агитационных с листовками. Для Д-30 были разработаны и специальные снаряды увеличенной дальности, включая осколочно-фугасные ERFB производства Хорватии, которые позволяют достичь максимальной дальности стрельбы 17 630 м. Применение активно-реактивных снарядов позволяет увеличить дальность стрельбы до 21 900 метров. Возможность Д-30 доставлять осколочно-фугасный снаряд массой 21,76 кг на дальности более 15 000 м – это отличные показатели для 122-мм гаубицы массой немногим более 3000 кг.

У гаубицы Д-30 применено торсионное подрессоривание рычагов колес. Наезжая на препятствия, рычаги колес поворачиваются, закручивая торсионы. Благодаря упругости стали, торсион начинает раскручиваться и, словно пружина, возвращает рычаг в прежнее положение.

Весьма необычен способ транспортировки орудия. Все три станины соединены между собой и подвешены к стволу. Орудие тянут за ствол с помощью шкворневого устройства, прикрепленного к дульной части. Применение торсионного подрессоривания позволило осуществлять транспортирование орудия с высокой скоростью – наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием составляет до 80 км/ч. Гаубица также снаряжается лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна. Сравнительная компактность гаубицы позволила даже осуществлять ее десантирование с воздуха – для этого предусматривались специальные платформы.

Гаубица Д-30 стала одной из самых распространенных артиллерийских систем в армиях государств-членов Варшавского договора; кроме того, она широко экспортировалась и выпускалась по лицензии в некоторых странах. В частях и подразделениях, на вооружении которых стояла Д-30, ее ценили прежде всего за высокую надежность, простоту в обслуживании и высокие огневые качества. В настоящее время ее производство в странах СНГ прекращено.

Модификации Д-30 выпускались в Китае, бывшей Югославии, Египте, Иране, Ираке. После относительного улучшения отношений с СССР на основе советской лицензии Д-30 начала производиться в Югославии. Здесь она получила наименование Д-30Ю. Максимальная дальность стрельбы указывается равной 17 500 метрам. В Ираке Д-30 выпускалась под обозначением «Саддам», однако ее производство зависело от импортных комплектующих. Она применялась и применяется во многих военных конфликтах. Серьезное боевое крещение Д-30 состоялось во время войны в Афганистане, где гаубица использовалась очень активно и хорошо себя зарекомендовала.

На основе орудия была создана 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», придавшая Д-30 большую мобильность и защищенность. Еще одной советской самоходкой с Д-30 «на борту» стала 122-мм САУ 2С2 «Фиалка». В качестве ее шасси использовалась БМД-1.

122 мм гаубица Д-30 состоит на вооружении во многих странах мира. В Украине насчитывается 369 Д-30. В морской пехоте России – 46 единиц Д-30, в береговых войсках ВМФ РФ – 140 гаубиц, а во внутренних войсках МВД РФ насчитывается 20 Д-30.

enovosty.com

122-мм гаубица Д-30 — это… Что такое 122-мм гаубица Д-30?

122-мм гаубица Д-30

Тип:гаубица
Страна: СССР
История производства
Производитель:Завод №9
Варианты:2А18, 2А18М, 2А18М1, 2А31, 2А32
Характеристики
Масса, кг:3200 кг (в боевом положении)
Длина, мм:5,4 м (в походном положении)
Длина ствола, мм:ствол: 38 калибров
Ширина, мм:1,9 м (в походном положении)
Высота, мм:1,6 м (в походном положении)
Экипаж (расчёт), чел.:8 человек
Калибр, мм:122 мм
Противооткатное устройство:гидропневматическое
Лафет:трёхстанинный
Угол возвышения:от −7° до +70°
Угол поворота:360°
Скорострельность,
выстрелов/мин:
1 выстрел в минуту (sustained), 7-8 в/мин. (max)
Прицельная дальность, м:15300 м
Максимальная
дальность, м:
22000 м (активно-реактивным снарядом)
Изображения на Викискладе?:122-мм гаубица Д-30
122-мм гаубица Д-30

Гаубицы калибром 122-мм Д-30А (2А18М) является модифицированным вариантом гаубицы Д-30 (2А18) и предназначена для выполнения следующих основных задач:

  • уничтожения и подавления живой силы противника, открытой и находящихся в укрытиях полевого типа (в окопах, блиндажах, землянках)
  • уничтожения и подавления огневых средств пехоты противника
  • разрушения деревоземляных огневых точек (ДЗОТов) и других сооружений полевого типа
  • проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях
  • борьба с артиллерией, мотомеханизированными средствами и танками противника. На вооружении 35 стран находится около 3600 орудий, без учёта стран СНГ[1]

В гаубице применено раздельно-гильзовое заряжание.

Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казённая часть находится в секторах между смежными станинами.

Тяговое средство гаубицы — автомобиль Урал-4320. Наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием до 80 км/ч. Гаубица снаряжается также лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна.

Основные технические данные Д-30А (2А18М)

Баллистические

Калибр
122мм

Начальная скорость

Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный)
690 м/с
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный)
270—565 м/с
Начальная скорость кумулятивного снаряда
740 м/с
Наибольшее давление пороховых газов
250 МПа
Наибольшая дальность стрельбы
15,9 км
Масса осколочно-фугасного снаряда
21 кг
Масса кумулятивного снаряда
14 кг
Масса заряда (полного)
4 кг

Конструктивные

Длина ствола с дульным тормозом (без шкворневой балки)
4,66 м (38клб)
Длина ствола без дульного тормоза
4,3 м (35клб)
Длина нарезной части
3,4 м
Число нарезов
36
Наибольший угол возвышения
70°
Наименьший угол склонения
−7°
Горизонтальный обстрел при угле возвышения ствола от −5° до 18°
360°
Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами
66°
Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между неподвижными и подвижными станинами
±29°
Количество жидкости «Стеол М» в тормозе откатных частей
10,3 л
Количество жидкости «Стеол М» в накатнике
9,7 л
Количество жидкости «Стеол М» в уравновешивающем механизме
0.45 л
Начальное давление в накатнике
4.6 МПа
Нормальная длина отката
0,74-0,93 м
Давление в уравновешивающем механизме
6МПа

Габаритные

Длина гаубицы в походном положении
5,4 м
Ширина гаубицы в походном положении
2,2 м
Высота гаубицы в походном положении (без учёта фонарей)
1,8 м
Высота линии огня
0,9 м
Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0°
7,8 м
Расстояние между точками опоры лафета в боевом положении
5,6 м
Клиренс (минимальный)
0,325 м

Массовые

Гаубица в боевом положении
3200 кг.
Гаубица в походном положении
3290 кг.
Ствол
1,05 т
Затвор
30 кг
Качающая часть
1,5 т
Откатная часть
1,23 т
Люлька
210 кг
Тормоз откатых частей в собранном виде
75 кг
Верхний станок
212 кг
Нижний станок с неподвижной станиной
318 кг
Станины (две)
310 кг
Накатник в собранном виде
73 кг
Колёса со ступицей
148 кг
Лыжная установка
270 кг

Эксплуатационные

Скорострельность гаубицы
6-8 выстр/мин
Время перевода из походного положения в боевое
1,5-2,5 мин
Наибольшая скорость транспортировки
80 км/ч

Устройство гаубицы

Гаубица состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол — из трубы, дульного тормоза, захватов, казённика и затвора. Противооткатные устройства состоят из накатника и тормоза откатных частей. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колёсного хода, механизмов подрессоривания, механизма крепления орудия по-походному. Прицельные устройства состоят из панорамного прицела и телескопического прицела. Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости. Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колёсным ходом, уравновешивающий механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.

Применение

Гаубица Д-30 в больших количествах состоит на вооружении во многих странах мира. Она применялась и применяется во многих военных конфликтах. Производилась кроме СССР в Ираке, Египте, Югославии и Китае. На базе Д-30 создано несколько самоходных артиллерийских установок, в частности 2С1 Гвоздика. В Воздушно-десантных войсках гаубицу десантируют с воздуха на специальной платформе.

С 23 июня 2009 года две гаубицы (Д-30 1968 года выпуска и Д-30А 1978 года выпуска) используются для проведения традиционного полуденного выстрела в Санкт-Петербурге.

Место в организационно-штатной структуре

В ВС СССР и ВС РФ (до реформы 2008 года) входила в состав гаубичных артиллерийских дивизионов мотострелковых полков (постепенно заменялась САУ 2С1 «Гвоздика»), двух гаубичных артиллерийских дивизионов артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий и в артиллерийских полков воздушно-десантных дивизий[источник не указан 301 день].

Модификации

Semser — модификация Д-30 в вариант САУ на шасси КАМАЗ-63502.

На вооружении

  •  СССР
  •  Азербайджан — 80 Д-30, по состоянию на 2007 год[2]+ 30 в 2010 реэкспорт из России[3]
  •  Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2007 год[4]
  •  Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2007 год[5]
  •  Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2007 год[6]
  •  Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[7]
  •  Белоруссия — 202 Д-30, по состоянию на 2007 год[8]
  •  Босния и Герцеговина — 81 Д-30, по состоянию на 2007 год[9]
  •  Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2007 год[10]
  •  Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[11]
  •  Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2007 год[12]
  •  Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2007 год[13]
  •  Грузия — 60 Д-30, по состоянию на 2007 год[14]
  •  Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2007 год[15]
  •  Египет — 190 Д-30, по состоянию на 2007 год[16]
  •  Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2007 год[17]
  •  Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2007 год[18]
  •  Израиль — 5 Д-30, по состоянию на 2007 год[19]
  •  Индия — 550 Д-30, по состоянию на 2007 год[20]
  •  Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2007 год[21]
  •  Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2007 год[22]
  •  Казахстан — 400 Д-30, по состоянию на 2007 год[23]
  •  Камбоджа — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[24]
  •  Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2007 год[25]
  •  Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2007 год[26]
  •  ДР Конго — некоторое количество Д-30 или М-30, по состоянию на 2007 год[27]
  •  КНДР — 3 500 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2007 год[28]
  •  Куба — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[29]
  •  Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2007 год[30]
  •  Ливан — 24 Д-30, по состоянию на 2007 год[31]
  •  Ливия — 190 Д-30, по состоянию на 2007 год[32]
  •  Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2007 год[33]
  •  Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2007 год[34]
  •  Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2007 год[35]
  •  Монголия — около 300 Д-30, по состоянию на 2007 год[36]
  •  Нигерия — 200 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2007 год[37]
  •  Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2007 год[38]
  •  Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2007 год[39]
  •  Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2007 год[40]
  •  Пакистан — 80 Д-30, по состоянию на 2007 год[41]
  •  Перу — 42 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2007 год[42]
  •  Россия:
  •  Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
  •  Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2007 год[47]
  •  Сербия — 271 Д-30, по состоянию на 2007 год[48]
  •  Сирия — 500 Д-30, ещё более 50 САУ на шасси Т-34, по состоянию на 2007 год[49]
  •  Словакия — 52 Д-30, по состоянию на 2007 год[50]
  •  Судан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[51]
  •  Таджикистан — 12 Д-30, по состоянию на 2007 год[52]
  •  Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2007 год[53]
  •  Туркмения — 180 Д-30, по состоянию на 2007 год[54]
  •  Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2007 год[54]
  •  Украина — 443 Д-30, по состоянию на 2007 год[55]
  •  Финляндия — 84 H 63, по состоянию на 2010 год[56]
  •  Хорватия — 42 Д-30, по состоянию на 2007 год[57]
  •  Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[58]
  •  Эстония — закуплено 36 штук [59].
  •  Эфиопия — около 400 Д-30, по состоянию на 2007 год[60]

Примечания

Источник

Руководство службы «122-мм гаубица Д-30А (2А18М)», М. Воениздат МО СССР, 1981

Артиллерия резерва
Верховного
ГлавнокомандованияЗенитная артиллерияМорская артиллерияКорабельная
артиллерияБереговая
артиллерия

test.academic.ru

Гаубица Д-30: фото и технические характеристики

Гаубица – артиллерийское орудие, которое предназначено для навесной стрельбы. Целью могут быть скопления живой силы противника, расположенные за искусственными или же естественными преградами.

Нужно сказать, что навесная стрельба может быть использована для разрушения бункеров, надолбов, блиндажей и прочих типов укреплений противника. За счет высокой массы и могущества данный тип вооружения весьма эффективен даже в горной местности. Как правило, стрельба из гаубиц ведется исключительно с закрытых позиций, так как для их перебазирования требуется значительное время.

Сегодня нами будет описана знаменитая гаубица Д-30, которая поступила на вооружение советской армии в самом начале 60-х годов прошлого века.

Предыстория

Известно, что наиболее широкое распространение на поле боя гаубицы получили в ходе Первой мировой войны. Дело в том, что в то время широко практиковалась тактика позиционного боя, для которой были характерны отлично оборудованные и укрепленные позиции всех воюющих сторон.

Так, в царской армии стояли на вооружении гаубицы калибра 152 мм (классический калибр для советской и российской армии, кстати). К слову говоря, это вооружение впоследствии использовалось для обороны Москвы в 1941 году!

В советской армии гаубиц было много. Калибры также были различными. Что особенно интересно. Крупнокалиберные орудия использовались только отборными гвардейскими частями. Так, гаубицы Б-4, калибр которых составлял сразу 203 мм, входили в состав особых гаубичных артиллерийских полков. Они подчинялись напрямую главному командованию. Их задачей было количественное и качественное усиление артиллерийских частей на всех важнейших оборонительных и наступательных рубежах.

Корпусная артиллерия довольствовалась стоявшими на ее вооружении гаубицами калибра 152 мм. Дивизионным же полагались орудия калибром 122 мм. Дело в том, что такое вооружение было намного легче, а потому имело впечатляющую мобильность. Во многом это и обеспечило популярность той же Д-30. Гаубица, дальность стрельбы которой превышала полтора десятка километров, могла обслуживаться сравнительно небольшим расчетом, да и для ее транспортировки не требовалось какой-то особой техники.

Вторая мировая война

В это непростое время основной дивизионной гаубицей, которая стояла на вооружении РККА, была знаменитая М-30. Ее конструктором был известный инженер Ф. Ф. Петров. Это оружие широко использовалось практически на всех активных фронтах той эпохи. Всего за время войны успели выпустить более 17,5 тысяч этих пушек, калибр которых составлял 122 мм. Почему же тогда не был использован калибр 152 мм? Гаубица Д-30, как и ее предшественница, разрабатывалась максимально мобильной и легкой. Это накладывало серьезные ограничения на массу боезапаса.

М-30 была настолько успешной с технической точки зрения, что оставалась на вооружении советских войск вплоть до 60-х годов прошлого века. В общем-то, для ее замены и была разработана обсуждаемая нами гаубица Д-30.

Создавалась она в конструкторском бюро завода № 9, причем разработкой руководил уже известный нам Федор Петров. Особенность этого оружия состоит еще и в том, что оно было принято на вооружение в самый разгар «ракетного бума», когда усилиями Хрущева на стандартной ствольной артиллерии вообще чуть было не поставили жирный крест. В общем-то, сам факт того, что гаубица Д-30 была принята на вооружение именно в то время, доказывает ее высочайшие технические характеристики.

Таблица

Название характеристики

Значение показателя

Начальная скорость снаряда

740 мм/секунду

Максимальный угол подъема ствола (возвышения)

70 градусов

Угол вращения в горизонтальной плоскости

360 градусов

Боевая масса

3,2 тонны

Максимальная скорострельность

Не менее восьми выстрелов в минуту

Максимальная дальность поражения цели

16 километров

Вес стандартного (осколочно-фугасного) снаряда

21 килограмм

Какие еще выстрелы могла использовать гаубица Д-30? Снаряды бронебойного и зажигательного типа. Выше даны основные технические характеристики данного орудия. Как видите, гаубица Д-30 для своих времен была весьма совершенным устройством.

Конструкция

Особенно интересен лафет, имеющий довольно любопытную и оригинальную конструкцию. Дело в том, что у большинства орудий такого класса есть две станины, в то время как 122-мм гаубица Д-30 имеет сразу три. В разложенном состоянии они образуют прекрасную площадку, на которой орудие может легко поворачиваться силами всего трех-четырех человек и вести обстрел целей на все 360 градусов. Разумеется, столь передовая конструкция лафета предопределила и способ перевозки орудия. В отличие от всех прочих, 122-мм гаубица Д-30 буксируется стволом вперед. Специально для буксировки прямо на стволе предусмотрены крепежные устройства. Речь идет о шкворневых балках.

Перемещение

Именно балками орудие зацепляется за фаркоп тягача для его последующей транспортировки. К слову говоря, в качестве тяги могут быть использованы как колесные, так и гусеничные транспортные средства. Эксплуатационные предписания гласят, что по хорошим дорогам орудие может транспортироваться со скоростью до 80 км/ч, что является одной из отличительных черт Д-30. Гаубица, фото которой неоднократно встречается в статье, приводится в боевое положение поднятием колес выше уровня земли.

Для этого боевому расчету требуется развести две направляющие станины под углом 120 градусов. Следует учесть, что в этот момент орудие должно быть поднято посредством использования специального домкрата. Затем третья станина также отводится в сторону, и гаубицу плавно опускают на землю.

Чтобы обеспечить неподвижность орудия на не слишком устойчивой поверхности, используются специальные сошники из закаленной стали, которые забиваются в грунт через проушины в станинах. Следует учесть, что срок перевода из походного положения в боевое и наоборот составляет всего лишь две-три минуты.

Затворный механизм и ствол

Каким же затвором оснащалась Д-30? Гаубица, фото которой вы можете видеть выше, имеет стандартный затвор полуавтоматического типа (клиновой). Ствол нарезной, всего делается 36 нарезов. Чтобы поднять или опустить его, используются маховики подъемного и поворотного механизмов.

Для защиты расчета от пуль и осколков на орудии монтируется специальное щитовое устройство. Кроме того, щит служит преградой мощной дульной волне, которая появляется в момент произведения выстрела и также может нанести тяжелые увечья расчету, который обслуживает орудие. В 1978 году гаубица была подвергнута модернизации, в ходе которой конструкция щитового устройства и самого лафета была несколько упрощена и усовершенствована.

Тогда же был отвергнут план по переводу орудия на калибр 152 мм. Гаубица Д-30 сохранила основные свои технические характеристики.

Об устройстве противооткатного механизма

Нередко можно услышать вопрос о том, что за странный нарост находится прямо на стволе гаубицы, перед щитком. Это противооткатное устройство, которое значительно облегчает боевую эксплуатацию пушки, чья масса составляет 3,2 тонны. Оно прикрыто защитным кожухом, конструктивно состоит из двух металлических цилиндров. Первый из них – гидравлический тормоз, который замедляет момент отката, второй – гидропневматический накатник.

Как можно понять из названия сего механизма, сразу после выстрела он возвращает ствол в исходное положение. Этот механизм не только обеспечивает устойчивость орудия при стрельбе, но и в значительной степени продляет срок службы всего лафета, на который в результате приходится намного меньшая механическая нагрузка.

Нормальное движение в накатнике – от 46 до 48 атмосфер. Чтобы было яснее, можно привести пример с шинами обычного легкового автомобиля, в которых аналогичный показатель – всего две атмосферы. Что же касается гидравлики, то в качестве ее рабочей жидкости используется СТИОЛ-М. Следует учесть, что вещество это предельно ядовито, что требует аккуратности при обслуживании механизма.

Дульный тормоз

Если вы посмотрите на любое фото в статье, то сразу заметите элемент, которым оснащена пушка. Гаубица Д-30 имеет щелевидный дульный тормоз. Он позволил снизить силу отдачи приблизительно в два раза. Дульный тормоз — съемный, в случае необходимости его демонтаж выполняется силами расчета за довольно короткое время. К слову говоря, на территории Петропавловской крепости установлены гаубицы без этих устройств. Из них в 12 часов пополудни ежедневно производится холостой выстрел.

Стрельба, характеристики выстрелов

Сама стрельба осуществляется или посредством нажатия непосредственно на рычаг спускового механизма, или же при помощи троса, который за это устройство зацепляется.

В боекомплект входят выстрелы раздельного заряжания. Перед произведением залпа в ствол досылается снаряд. После него туда же отправляется метательный заряд в отдельной гильзе. Варьируя пороховую навеску, можно гибко изменять требуемую дальность стрельбы. Как мы уже отмечали, основным снарядом в боекомплекте является осколочно-фугасный выстрел.

Чтобы максимально эффективно действовать против скоплений живой силы противника, его устанавливают на осколочное действие. Сделать это просто: с взрывателя, который находится на самом конце снаряда, скручивается защитный колпачок. Если этого не сделать, то снаряд перед взрывом немного углубится в землю. Это особенно полезно в тех случаях, когда требуется разрушить укрепленные объекты противника или уничтожить окопавшуюся на местности пехоту.

Кроме того, существуют осветительные, дымовые, агитационные и прочие типы выстрелов. Что касается агитационных снарядов, то в их боевой части находится не взрывчатое вещество, а пачка листовок. Такой взрыв происходит в воздухе, и целый дождь листовок обрушивается на позиции врага.

Прицелы

Если требуется поразить бронетехнику противника, используются кумулятивные снаряды. Разумеется, в этом случае требуется вести стрельбу прямой наводкой. Чтобы делать это как можно более эффективно, конструкторы предусмотрели возможность монтирования специального оптического прицела. По цели высотой два метра стрельба возможна на расстоянии до 860 метров. Мощности 122-мм снаряда в этом случае хватает для уверенного поражения практически всех современных ОБТ (основных боевых танков).

Для стрельбы с закрытых позиций используется прицел панорамного типа. Нужно сказать, что в артиллерийском мастерстве такая стрельба считается самой сложной, так как требуется выучка расчета. Нужно отметить, что ведение огня в этом случае имеет целесообразность только после предварительной топографической привязки к ориентирам на местности.

Высшей степенью мастерства признается стрельба в условиях гористой местности, где для выполнения привязки зачастую требуется ориентирование по солнцу. Важно заметить, что при стрельбе с закрытых позиций крайне важна правильная и своевременная работа разведывательных служб, на которые ложится ответственность, в том числе и по визуальному отслеживанию эффективности залпов. В этом случае дальность стрельбы гаубицы Д-30 служит разведчикам добрую службу, так как они могут действовать скрытно, не выдавая своего месторасположения противнику.

Войска ВДВ

Специально для десантников была разработана методика выброски гаубицы на парашютах. Нужно отметить, что для этого орудие не приходится разбирать — упаковка простейшая, может быть выполнена силами взвода за несколько минут.

Следует знать, что гаубица Д-30, ТТХ которой были рассмотрены нами в статье, была использована при создании самоходной САУ «Гвоздика». Орудие получило несколько видоизмененный, несъёмный дульный тормоз. До сих пор старая гаубица состоит на вооружении армий более чем 50 стран мира. Она использовалась практически во всех крупных военных конфликтах последних лет. Отметилось это орудие в Афганистане, Ираке, Сирии и т. д.

autogear.ru

Гаубица Д-30: фото и технические характеристики

Бизнес 26 февраля 2015

Гаубица – артиллерийское орудие, которое предназначено для навесной стрельбы. Целью могут быть скопления живой силы противника, расположенные за искусственными или же естественными преградами.

Нужно сказать, что навесная стрельба может быть использована для разрушения бункеров, надолбов, блиндажей и прочих типов укреплений противника. За счет высокой массы и могущества данный тип вооружения весьма эффективен даже в горной местности. Как правило, стрельба из гаубиц ведется исключительно с закрытых позиций, так как для их перебазирования требуется значительное время.

Сегодня нами будет описана знаменитая гаубица Д-30, которая поступила на вооружение советской армии в самом начале 60-х годов прошлого века.

Предыстория

Известно, что наиболее широкое распространение на поле боя гаубицы получили в ходе Первой мировой войны. Дело в том, что в то время широко практиковалась тактика позиционного боя, для которой были характерны отлично оборудованные и укрепленные позиции всех воюющих сторон.

Так, в царской армии стояли на вооружении гаубицы калибра 152 мм (классический калибр для советской и российской армии, кстати). К слову говоря, это вооружение впоследствии использовалось для обороны Москвы в 1941 году!

В советской армии гаубиц было много. Калибры также были различными. Что особенно интересно. Крупнокалиберные орудия использовались только отборными гвардейскими частями. Так, гаубицы Б-4, калибр которых составлял сразу 203 мм, входили в состав особых гаубичных артиллерийских полков. Они подчинялись напрямую главному командованию. Их задачей было количественное и качественное усиление артиллерийских частей на всех важнейших оборонительных и наступательных рубежах.

Корпусная артиллерия довольствовалась стоявшими на ее вооружении гаубицами калибра 152 мм. Дивизионным же полагались орудия калибром 122 мм. Дело в том, что такое вооружение было намного легче, а потому имело впечатляющую мобильность. Во многом это и обеспечило популярность той же Д-30. Гаубица, дальность стрельбы которой превышала полтора десятка километров, могла обслуживаться сравнительно небольшим расчетом, да и для ее транспортировки не требовалось какой-то особой техники.

Вторая мировая война

В это непростое время основной дивизионной гаубицей, которая стояла на вооружении РККА, была знаменитая М-30. Ее конструктором был известный инженер Ф. Ф. Петров. Это оружие широко использовалось практически на всех активных фронтах той эпохи. Всего за время войны успели выпустить более 17,5 тысяч этих пушек, калибр которых составлял 122 мм. Почему же тогда не был использован калибр 152 мм? Гаубица Д-30, как и ее предшественница, разрабатывалась максимально мобильной и легкой. Это накладывало серьезные ограничения на массу боезапаса.

М-30 была настолько успешной с технической точки зрения, что оставалась на вооружении советских войск вплоть до 60-х годов прошлого века. В общем-то, для ее замены и была разработана обсуждаемая нами гаубица Д-30.

Создавалась она в конструкторском бюро завода № 9, причем разработкой руководил уже известный нам Федор Петров. Особенность этого оружия состоит еще и в том, что оно было принято на вооружение в самый разгар «ракетного бума», когда усилиями Хрущева на стандартной ствольной артиллерии вообще чуть было не поставили жирный крест. В общем-то, сам факт того, что гаубица Д-30 была принята на вооружение именно в то время, доказывает ее высочайшие технические характеристики.

Таблица

Название характеристики

Значение показателя

Начальная скорость снаряда

740 мм/секунду

Максимальный угол подъема ствола (возвышения)

70 градусов

Угол вращения в горизонтальной плоскости

360 градусов

Боевая масса

3,2 тонны

Максимальная скорострельность

Не менее восьми выстрелов в минуту

Максимальная дальность поражения цели

16 километров

Вес стандартного (осколочно-фугасного) снаряда

21 килограмм

Какие еще выстрелы могла использовать гаубица Д-30? Снаряды бронебойного и зажигательного типа. Выше даны основные технические характеристики данного орудия. Как видите, гаубица Д-30 для своих времен была весьма совершенным устройством.

Конструкция

Особенно интересен лафет, имеющий довольно любопытную и оригинальную конструкцию. Дело в том, что у большинства орудий такого класса есть две станины, в то время как 122-мм гаубица Д-30 имеет сразу три. В разложенном состоянии они образуют прекрасную площадку, на которой орудие может легко поворачиваться силами всего трех-четырех человек и вести обстрел целей на все 360 градусов. Разумеется, столь передовая конструкция лафета предопределила и способ перевозки орудия. В отличие от всех прочих, 122-мм гаубица Д-30 буксируется стволом вперед. Специально для буксировки прямо на стволе предусмотрены крепежные устройства. Речь идет о шкворневых балках.

Перемещение

Именно балками орудие зацепляется за фаркоп тягача для его последующей транспортировки. К слову говоря, в качестве тяги могут быть использованы как колесные, так и гусеничные транспортные средства. Эксплуатационные предписания гласят, что по хорошим дорогам орудие может транспортироваться со скоростью до 80 км/ч, что является одной из отличительных черт Д-30. Гаубица, фото которой неоднократно встречается в статье, приводится в боевое положение поднятием колес выше уровня земли.

Для этого боевому расчету требуется развести две направляющие станины под углом 120 градусов. Следует учесть, что в этот момент орудие должно быть поднято посредством использования специального домкрата. Затем третья станина также отводится в сторону, и гаубицу плавно опускают на землю.

Чтобы обеспечить неподвижность орудия на не слишком устойчивой поверхности, используются специальные сошники из закаленной стали, которые забиваются в грунт через проушины в станинах. Следует учесть, что срок перевода из походного положения в боевое и наоборот составляет всего лишь две-три минуты.

Затворный механизм и ствол

Каким же затвором оснащалась Д-30? Гаубица, фото которой вы можете видеть выше, имеет стандартный затвор полуавтоматического типа (клиновой). Ствол нарезной, всего делается 36 нарезов. Чтобы поднять или опустить его, используются маховики подъемного и поворотного механизмов.

Для защиты расчета от пуль и осколков на орудии монтируется специальное щитовое устройство. Кроме того, щит служит преградой мощной дульной волне, которая появляется в момент произведения выстрела и также может нанести тяжелые увечья расчету, который обслуживает орудие. В 1978 году гаубица была подвергнута модернизации, в ходе которой конструкция щитового устройства и самого лафета была несколько упрощена и усовершенствована.

Тогда же был отвергнут план по переводу орудия на калибр 152 мм. Гаубица Д-30 сохранила основные свои технические характеристики.

Об устройстве противооткатного механизма

Нередко можно услышать вопрос о том, что за странный нарост находится прямо на стволе гаубицы, перед щитком. Это противооткатное устройство, которое значительно облегчает боевую эксплуатацию пушки, чья масса составляет 3,2 тонны. Оно прикрыто защитным кожухом, конструктивно состоит из двух металлических цилиндров. Первый из них – гидравлический тормоз, который замедляет момент отката, второй – гидропневматический накатник.

Как можно понять из названия сего механизма, сразу после выстрела он возвращает ствол в исходное положение. Этот механизм не только обеспечивает устойчивость орудия при стрельбе, но и в значительной степени продляет срок службы всего лафета, на который в результате приходится намного меньшая механическая нагрузка.

Нормальное движение в накатнике – от 46 до 48 атмосфер. Чтобы было яснее, можно привести пример с шинами обычного легкового автомобиля, в которых аналогичный показатель – всего две атмосферы. Что же касается гидравлики, то в качестве ее рабочей жидкости используется СТИОЛ-М. Следует учесть, что вещество это предельно ядовито, что требует аккуратности при обслуживании механизма.

Дульный тормоз

Если вы посмотрите на любое фото в статье, то сразу заметите элемент, которым оснащена пушка. Гаубица Д-30 имеет щелевидный дульный тормоз. Он позволил снизить силу отдачи приблизительно в два раза. Дульный тормоз — съемный, в случае необходимости его демонтаж выполняется силами расчета за довольно короткое время. К слову говоря, на территории Петропавловской крепости установлены гаубицы без этих устройств. Из них в 12 часов пополудни ежедневно производится холостой выстрел.

Стрельба, характеристики выстрелов

Сама стрельба осуществляется или посредством нажатия непосредственно на рычаг спускового механизма, или же при помощи троса, который за это устройство зацепляется.

В боекомплект входят выстрелы раздельного заряжания. Перед произведением залпа в ствол досылается снаряд. После него туда же отправляется метательный заряд в отдельной гильзе. Варьируя пороховую навеску, можно гибко изменять требуемую дальность стрельбы. Как мы уже отмечали, основным снарядом в боекомплекте является осколочно-фугасный выстрел.

Чтобы максимально эффективно действовать против скоплений живой силы противника, его устанавливают на осколочное действие. Сделать это просто: с взрывателя, который находится на самом конце снаряда, скручивается защитный колпачок. Если этого не сделать, то снаряд перед взрывом немного углубится в землю. Это особенно полезно в тех случаях, когда требуется разрушить укрепленные объекты противника или уничтожить окопавшуюся на местности пехоту.

Кроме того, существуют осветительные, дымовые, агитационные и прочие типы выстрелов. Что касается агитационных снарядов, то в их боевой части находится не взрывчатое вещество, а пачка листовок. Такой взрыв происходит в воздухе, и целый дождь листовок обрушивается на позиции врага.

Прицелы

Если требуется поразить бронетехнику противника, используются кумулятивные снаряды. Разумеется, в этом случае требуется вести стрельбу прямой наводкой. Чтобы делать это как можно более эффективно, конструкторы предусмотрели возможность монтирования специального оптического прицела. По цели высотой два метра стрельба возможна на расстоянии до 860 метров. Мощности 122-мм снаряда в этом случае хватает для уверенного поражения практически всех современных ОБТ (основных боевых танков).

Для стрельбы с закрытых позиций используется прицел панорамного типа. Нужно сказать, что в артиллерийском мастерстве такая стрельба считается самой сложной, так как требуется выучка расчета. Нужно отметить, что ведение огня в этом случае имеет целесообразность только после предварительной топографической привязки к ориентирам на местности.

Высшей степенью мастерства признается стрельба в условиях гористой местности, где для выполнения привязки зачастую требуется ориентирование по солнцу. Важно заметить, что при стрельбе с закрытых позиций крайне важна правильная и своевременная работа разведывательных служб, на которые ложится ответственность, в том числе и по визуальному отслеживанию эффективности залпов. В этом случае дальность стрельбы гаубицы Д-30 служит разведчикам добрую службу, так как они могут действовать скрытно, не выдавая своего месторасположения противнику.

Войска ВДВ

Специально для десантников была разработана методика выброски гаубицы на парашютах. Нужно отметить, что для этого орудие не приходится разбирать — упаковка простейшая, может быть выполнена силами взвода за несколько минут.

Следует знать, что гаубица Д-30, ТТХ которой были рассмотрены нами в статье, была использована при создании самоходной САУ «Гвоздика». Орудие получило несколько видоизмененный, несъёмный дульный тормоз. До сих пор старая гаубица состоит на вооружении армий более чем 50 стран мира. Она использовалась практически во всех крупных военных конфликтах последних лет. Отметилось это орудие в Афганистане, Ираке, Сирии и т. д.

Источник: fb.ru

monateka.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *