Содержание

Катера-торпедоловы


Для обеспечения торпедной стрельбы надводных кораблей и подводных лодок в отечественном военно-морском флоте с 1960 года осуществлялось строительство специализированных катеров, которые называют просто — торпедоловы.

 

торпедоловы проекта 368


Первыми отечественными торпедоловами можно считать катера проекта 368, которые строились на нескольких судостроительных предприятиях страны и довольно большой серией — было построено около 100 кораблей.


Катера-торпедоловы проекта 368 имели следующие технические характеристики:
Водоизмещение — 84,7 тонн;
Длина — 29.6 м;
Ширина — 5,9 м;
Осадка — 1,5 м;
Силовая установка — два дизеля типа М-50Ф-4, общей мощностью 2400 л. с.;
Скорость хода — 21,6 узла;
Дальность плавания — 550 миль;
Экипаж — 15 человек;
Техническое оборудование:


РЛС «Донец» — 1;
Эхолот НЕЛ-3 — 1;
Гирокомпас «Гиря-КМ» — 1;
Лаг «ЛГ-4» — 1;

 

торпедоловы проекта 368 фото





На базе катера-торпедолова, который стал развитием проекта 368Т, был разработан вариант артиллерийского катера 368РС для речных флотилий СССР. В носовой части катера размещалась спаренная 25 мм артиллерийская установка типа 2М-3 с боекомплектом 816 патронов, а в кормовой части — пусковая установка с неуправляемыми реактивными снарядами типа БМ-14-17 с боекомплектом 85 снарядов калибром 140 мм. Также был создан и патрульный вариант катера проекта 368П. Удачные мореходные качества катеров проекта 368 «приглянулись» военным флотам дружественным Советскому Союзу странам, куда корабли поставлялись на экспорт: Ангола, Алжир, Конго, Индия, Вьетнам, Йемен и Индонезия.


Катера проекта 368 еще стоят на вооружении военно-морских флотов Российской Федерации и Украины, хотя уже начато списание их на слом, по-причине изношенности корпусов и механизмов.

 

торпедоловы проекта 1388


С 1978 года в состав военно-морского флота СССР стали поступать более современные катера-торпедоловы проекта 1388 шифр «Баклан», которые получили от военных специалистов НАТО кодовое обозначение «Shelon». Проект нового торпедолова был разработан в ЦКБ-5, ныне известно как конструкторское бюро «Алмаз», а строительство было начато на Сосновском судостроительном заводе. Головным катером проекта 1388 стал торпедолов ТЛ-1127, и всего было построено 20 катеров данного проекта для всех флотов бывшего СССР.


Катер-торпедолов проекта 1388 следующие технические характеристики:
Водоизмещение — 270 тонн;

Длина — 46,1 м;
Ширина — 6,2 м;
Осадка — 2.2 м;
Силовая установка — дизельная установка мощностью 10000 л. с.;
Скорость хода — 30 узлов;
Дальность плавания — 900 миль;
Экипаж — 20 человек;
Автономность — 10 суток;

 

торпедолов проекта 1388


Корпус торпедолова изготавливался по продольно-поперечной схеме, выполненной из листовой стали толщиной 5-9 мм. Семь водонепроницаемых переборок разделяют корпус на восемь отсеков и обеспечивают непотопляемость при заполнении двух смежных отсеков. В кормовой части торпедолова имеется специальное устройство — рампа для приема торпед из воды в специальный торпедный отсек. Таким образом, обеспечивается сохранность торпед в сухих условиях в отличие от торпедоловов проекта 368, где поднятые из воды торпеды лежали открытым способом.


Движительное устройство
торпедолова
состоит из двух трехлопастных бронзовых винтов и двух штурвалов прямого балансирного типа.
Надстройка катера выполнена по поперечной схеме из легкого АМГ-сплава, а ее боковые стенки частично выполнены из гофрированных листов для увеличения крепости стенок.


Якорно-швартовое устройство представлено двумя якорями Холла по 250 кг и длиной якорной цепи по 100 м. На катере-торпедолове имеется носовой электрический шпиль, якорные палубные клюзы, две вьюшки с тросами диаметром 22,5 мм и по 75 м длиной.


На торпедолове смонтированы две мачты — четырехногая фок-мачта для размещения на ней сигнальных огней и антенн навигационного оборудования; и трехногая грот-мачта, на которой закреплена грузовая стрела, используемая для подъема выловленных торпед и погрузки их в торпедный отсек.


В мирное время на торпедоловах вооружение отсутствует, но в период военного времени на этих катерах предусмотрено место для монтажа носового спаренного автомата калибром 25 мм типа 2М-3 или 30 мм шестиствольной зенитной установки АК-306.


Дальнейшим развитием катеров-торпедоловов данного проекта стали катера серии 1388Р, известные как корабли радиохимической разведки, которые обозначались буквами КРХ по бортам.
торпедолов «Херсон» ВМС Украины

После развала Советского Союза Украине в 1997 году были переданы два катера-торпедолова проекта 1388 «ТЛ-1005» и «ТЛ-1616». В дальнейшем катера получили наименование «Малин» (бортовой номер U-890) и «Херсон» (U-891). Оба катера базировались в бухте Стрелецкой города Севастополя и требовали капитального ремонта. Торпедолов «Малин» восстановить так и не удалось, а вот второй катер «Херсон» прошел ремонт на Херсонском судостроительном заводе и на сегодняшний день активно эксплуатируется во время морских учений.

korabley.net

торпедоловы | Бегущая по волнам


Для обеспечения торпедной стрельбы надводных кораблей и подводных лодок в отечественном военно-морском флоте с 1960 года осуществлялось строительство специализированных катеров, которые называют просто — торпедоловы.

 

торпедоловы проекта 368


Первыми отечественными торпедоловами можно считать катера проекта 368, которые строились на нескольких судостроительных предприятиях страны и довольно большой серией — было построено около 100 кораблей.


Катера-торпедоловы проекта 368 имели следующие технические характеристики:


Водоизмещение — 84,7 тонн;
Длина — 29.6 м;
Ширина — 5,9 м;
Осадка — 1,5 м;
Силовая установка — два дизеля типа М-50Ф-4, общей мощностью 2400 л. с.;
Скорость хода — 21,6 узла;
Дальность плавания — 550 миль;
Экипаж — 15 человек;
Техническое оборудование:
РЛС «Донец» — 1;
Эхолот НЕЛ-3 — 1;
Гирокомпас «Гиря-КМ» — 1;
Лаг «ЛГ-4» — 1;

 

торпедоловы проекта 368 фото





На базе катера-торпедолова, который стал развитием проекта 368Т, был разработан вариант артиллерийского катера 368РС для речных флотилий СССР. В носовой части катера размещалась спаренная 25 мм артиллерийская установка типа 2М-3 с боекомплектом 816 патронов, а в кормовой части — пусковая установка с неуправляемыми реактивными снарядами типа БМ-14-17 с боекомплектом 85 снарядов калибром 140 мм. Также был создан и патрульный вариант катера проекта 368П. Удачные мореходные качества катеров проекта 368 «приглянулись» военным флотам дружественным Советскому Союзу странам, куда корабли поставлялись на экспорт: Ангола, Алжир, Конго, Индия, Вьетнам, Йемен и Индонезия.


Катера проекта 368 еще стоят на вооружении военно-морских флотов Российской Федерации и Украины, хотя уже начато списание их на слом, по-причине изношенности корпусов и механизмов.

 

торпедоловы проекта 1388


С 1978 года в состав военно-морского флота СССР стали поступать более современные катера-торпедоловы проекта 1388 шифр «Баклан», которые получили от военных специалистов НАТО кодовое обозначение «Shelon». Проект нового торпедолова был разработан в ЦКБ-5, ныне известно как конструкторское бюро «Алмаз», а строительство было начато на Сосновском судостроительном заводе. Головным катером проекта 1388 стал

торпедолов ТЛ-1127, и всего было построено 20 катеров данного проекта для всех флотов бывшего СССР.


Катер-торпедолов проекта 1388 следующие технические характеристики:
Водоизмещение — 270 тонн;
Длина — 46,1 м;
Ширина — 6,2 м;
Осадка — 2.2 м;
Силовая установка — дизельная установка мощностью 10000 л. с.;
Скорость хода — 30 узлов;
Дальность плавания — 900 миль;
Экипаж — 20 человек;
Автономность — 10 суток;

 

торпедолов проекта 1388



Корпус торпедолова изготавливался по продольно-поперечной схеме, выполненной из листовой стали толщиной 5-9 мм. Семь водонепроницаемых переборок разделяют корпус на восемь отсеков и обеспечивают непотопляемость при заполнении двух смежных отсеков. В кормовой части торпедолова имеется специальное устройство — рампа для приема торпед из воды в специальный торпедный отсек. Таким образом, обеспечивается сохранность торпед в сухих условиях в отличие от торпедоловов проекта 368, где поднятые из воды торпеды лежали открытым способом.


Движительное устройство торпедолова состоит из двух трехлопастных бронзовых винтов и двух штурвалов прямого балансирного типа.
Надстройка катера выполнена по поперечной схеме из легкого АМГ-сплава, а ее боковые стенки частично выполнены из гофрированных листов для увеличения крепости стенок.


Якорно-швартовое устройство представлено двумя якорями Холла по 250 кг и длиной якорной цепи по 100 м. На катере-торпедолове имеется носовой электрический шпиль, якорные палубные клюзы, две вьюшки с тросами диаметром 22,5 мм и по 75 м длиной.


На торпедолове смонтированы две мачты — четырехногая фок-мачта для размещения на ней сигнальных огней и антенн навигационного оборудования; и трехногая грот-мачта, на которой закреплена грузовая стрела, используемая для подъема выловленных торпед и погрузки их в торпедный отсек.


В мирное время на торпедоловах вооружение отсутствует, но в период военного времени на этих катерах предусмотрено место для монтажа носового спаренного автомата калибром 25 мм типа 2М-3 или 30 мм шестиствольной зенитной установки АК-306.


Дальнейшим развитием катеров-торпедоловов данного проекта стали катера серии 1388Р, известные как корабли радиохимической разведки, которые обозначались буквами КРХ по бортам.
торпедолов «Херсон» ВМС Украины

После развала Советского Союза Украине в 1997 году были переданы два катера-торпедолова проекта 1388 «ТЛ-1005» и «ТЛ-1616». В дальнейшем катера получили наименование «Малин» (бортовой номер U-890) и «Херсон» (U-891). Оба катера базировались в бухте Стрелецкой города Севастополя и требовали капитального ремонта. Торпедолов «Малин» восстановить так и не удалось, а вот второй катер «Херсон» прошел ремонт на Херсонском судостроительном заводе и на сегодняшний день активно эксплуатируется во время морских учений.

kliper2011.mirtesen.ru

Продукция — Сокольская судоверфь

Военное судостроение.

Основные виды деятельности:  производство и модернизация судов вспомогательного флота, специальных судов и катеров. По направлению судостроения предприятие  строит в рамках ГОЗ: большие корабельные щиты проекта 436бис (М), малые корабельные щиты проекта 455 (М), малые десантные катера проекта 1176, катера связи проекта 1388нз, катера связи проекта 1388нзк, катера торпедоловы проекта 1388нзт и другие суда.

Судно мишень проекта 436бис.

Малый десантный катер проекта 1176.

Катер связи проекта 1388нз.

Катер связи проекта 1388нзк.

Катер торпедолов проекта 1388нзт.

Гражданское судостроение.

Основная продукция гражданского назначения: баржи площадки проекта 81109, дебаркадеры для паромных переправ проекта Р145, доки проекта 81260, сухогрузные теплоходы, моторные яхты.

Баржа площадка проекта 81109 г/п 1300тонн.

Док проекта 81260 г/п 800тонн.

Дебаркадер для паромных переправ проекта Р145

Сухогрузный теплоход проекта Р143.

Моторная яхта проекта  81230.

soksud.ru

ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН


05.02.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: КАТЕР-ТОРПЕДОЛОВ «ТЛ-842″ В СЕВАСТОПОЛЕ

«Старичок» катер-торпедолов «ТЛ-842″ находится в составе Черноморского флота, его можно увидеть в бухтах Севастополя.
Катер-торпедолов «ТЛ-842″ вступил в строй Черноморского флота в 1971 году, он входил в состав 696-й береговой базы, Севастополь.
По разделу Черноморского флота в 1997 г. отошел российской стороне.
В настоящее время входит в состав береговой базы 68-й бригады кораблей ОВР, и базируется на бухту Южная, Севастополь.
ВТС «БАСТИОН», 04.02.2016

КАТЕР-ТОРПЕДОЛОВ «ТЛ-842″ В СЕВАСТОПОЛЕ
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ


КАТЕР-ТОРПЕДОЛОВ ПРОЕКТА 368Т

Данный катер принадлежит к большой серии катеров-торпедоловов и на их основе – поисково-спасательных катеров, пограничных сторожевых катеров, а так же артиллерийских катеров (всего построено более 100 единиц). Катера данной серии строились на нескольких судостроительных заводах (Ярославский ССЗ №345, Николаевский-на-Амуре ССЗ, Сосновский ССЗ) в период с 1958 по 1977 гг.
Предназначение катера-торпедолова – это поиск, подъем с воды на борт или буксировка использованных практических торпед во время учебных торпедных атак, а также при стрельбе на торпедо-пристрелочных станциях. Торпедолов следует за выстреленной торпедой, находит ее и доставляет на базу или к стреляющему кораблю – таким образом существенно снижается общая стоимость учебных торпедных стрельб кораблями и подлодками, поскольку практические торпеды (после перезарядки) возможно использовать снова и снова.
Корпус катера стальной, разделенный переборками на 9 отсеков. Толщина обшивки корпуса составляет 4-6 мм. Торпедолов остаётся на плаву и сохраняет устойчивость при затоплении любых трёх разнесённых отсеков или любых двух смежных. Нижний пост управления катера имеет бронирование. Вооружение на катерах-торпедоловах данного проекта отсутствует, но на этих катерах предусмотрено место для установки носовой 14,5-мм корабельной пулемётной установки 2М-7. Для обеспечения торпедных стрельб этот катер-торпедолов оснащался стрелой с грузоподьемностью 3 тонны. В качестве РЛС на катерах использовалась «Створ» либо «Донец-2″.

Проект 368Т послужил базой для нескольких различных катеров Отечественного флота. Всего с 1958 по 1977 года было построено больше сотни различных катеров – «торпедоловы», «артиллерийские», «спасательные», «пограничные». Катера строились на различных заводах Советского Союза – Ярославском, Николаевском-на-амуре, Сосновском: Ярославль ССЗ №345 (36 единиц пр.Т368, 6 единиц пр.П368 в 1957-60, 6 единиц пр.С368 в 1958-62), Таллин 7 СРЗ (31 единица пр.РС368), Николаевский-на-Амуре ССЗ, Сосновский ССЗ 1958-77. Они входили, а некоторые и продолжают входить, в состав всех флотов СССР и России.

МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Гидроакустическое контрольное судно: ГКС-476 в 10.1986-89 Северодвинск «Звездочка». 105/113 т, осадка 1,7 м, 17,2 уз, 305 миль (12,2 уз), 268 миль (14,4 уз)
Катер связи пр.368Д: Победа (СПК-11)
Пассажирский катер: ПСК-28 (ЧФ), ПСК-33 (ГКС-476) в 1997
Рейдовый разъездной катер: РК-822
На ТЛ-85 в 1981 установлена ПУ ЗРК «Стрела-3М»

ЭКСПОРТ
Азербайджан: 1 единица
В 1992: патрульный катер Р-219. 1х2 25 мм 2М-3М, 1х2 14,5 мм 2М-7, 2х5 РБУ-1200 «Ураган» (РГБ-12)
Албания: 1 единица
В 1958: торпедолов Шкёндербеу 641, затем 663, затем А151. 1х2 14,5 мм
Алжир: 3 единицы
Пр.Т368: торпедолов А201, затем А641 в 1972: 1х2 12,7 мм, патрульный катер в 1979: 1х2 14,5 мм
Ангола: 3 единицы
Пр.Т368 в 12.1979: патрульные катера 1х2 14,5 мм
Бангладеш: 1 единица
В 1973: патрульный катер. 2х2 37 мм, 2х2 25 мм
Вьетнам: 2 единицы
Пр.П368 в 1961: патрульные катера. 1х2 12,7 мм
Гана: 4 единицы
Патрульные катера Р20 7.06.1964 – списан в 1973, Р21 7.06.1964 – списан в 1973, Р22 в 1965 – списан в 1970, Р23 в 1965 – списан в 1973. 1х2 14,5 мм 2М-7
Гвинея: 3 единицы
В 1972-73: патрульные катера
Гвинея-Биссау: 3 единицы
Пр.Т368 (1 единица в 1974, 2 единицы в 02.1977): патрульные катера. 1х2 12,7 мм
Грузия: 1 единица
Артиллерийский катер Акмета 102. 2х1 37 мм 70К, 1х40 122 мм ПУ НУРС «Град»
Египет: 2 единицы
Торпедоловы Р937 вст.1964. 1х2 13 мм
Индия: 5 единиц
Пр.П368 (2 единицы в 02.1967): патрульные катера БОХР Панвел Р246, с 1977 504, затем 54, Памбан Р247, с 1977 502, затем 52, Пури Р248, с 1977 503, затем 53, Панаджи Р249, с 1977 501, затем 51, Пуликэт Р250, с 1977 505, затем 55. Ярославль ССЗ №345
Индонезия: 3 единицы
Пр.Т368
Ирак: 2 единицы
Пр.Т368: патрульные катера №223, 224. 1х2 25 мм, 1х2 12,7 мм
Конго: 3 единицы
АК-350 в 1979, АК-352 в 1979: патрульные катера. 1х2 14,5 мм
Куба: 2 единицы
Патрульные катера. 1х2 14,5 мм
Ливия: 1 единица
В 1978: торпедолов. 1х2 12,7 мм
Мозамбик: 6 единиц
Пр.Т368: патрульные катера (1 единица в 1977 – списан в 1982). 1х2 14,5 мм
Северный Йемен: 4 единицы
Пр.П368 в 1970: патрульные катера. 1х2 14,5 мм
Сирия: 2 единицы
Пр.Т368. 2 14,5 мм
Сомали: 6 единиц
Пр.П368: сторожевые катера типа 9 (2 единицы в 1965, 3 единицы в 1966). 1х2 12,7 мм
Танзания: 2 единицы
Пр.Т368: патрульные катера. 1х2 14,5 мм
Экваториальная Гвинея: 2 единицы
В 1974: патрульные катера. Списаны в 1986. 1х2 12,7 мм
Эфиопия: 1 единица
Пр.Т368 в 1982: торпедолов. 1х2 12,7 мм
Южный Йемен: 1 единица
Пр.РС368 в 1975: патрульный катер. Списан в 1983. 1х2 14,5 мм

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
— стандартное: 84,7 т
— полное: 91,4 т
Длина: 29,6 м
Ширина: 5,98 – 5,99 м
Осадка: 1,5 -1,56 м
Силовая установка: 2 дизеля М-50Ф-4
Мощность 2х1200 л.с
Скорость полного хода: 21,5 уз
Дальность плавания: 550 миль (14 уз), 250 миль (21,6 уз)
Автономность: 5 сут
Экипаж: 15 чел (1 офицер, 2 мичмана)

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ
НРЛС «Створ» (с 1966 – «Донец-2»)
Эхолот НЕЛ-3 – 1;
Гирокомпас «Гиря-КМ» – 1;
Лаг «ЛГ-4» – 1;
Грузоподъемность: 6-8 торпед 533 мм.

Источники: flot.sevastopol.info, russ-flot.narod.ru, www.russian-ships.info, russianships.info, korabley.net и др.

КАТЕР-ТОРПЕДОЛОВ «ТЛ-842″ В СЕВАСТОПОЛЕ

bastion-opk.ru

Контракт на два катера-торпедолова на базе проекта 1388Н3

Как сообщается в опубликованном годовом отчете ОАО «Сокольская судоверфь» (Сокольское, Нижегородская область) за 2015 год, это предприятие в отчетном году заключило государственный контракт на постройку для ВМФ России двух катеров-торпедоловов на базе проекта 1388Н3 (заводские номера 451 и 452) со сроками сдачи в 2018 и 2019 годах соответственно.

Катер-торпедолов ТЛ-1603 проекта 1388 Балтийского флота (с) www.arms-expo.ru

Любопытно, что данные катера-торпедоловы должны быть созданы на основе проекта 1388Н3 серийно строящихся на Сокольской судоверфи катеров связи, проект которых сам, в свою очередь, основывается на проекте катера-торпедолова 1388 (последние строились для ВМФ на Сосновском судостроительном заводе с 1974 по 1990 годы в количестве 39 единиц). Проект 1388 (шифр «Баклан») был разработан ЦКБ «Вымпел». Можно предположить, что фраза «на основе проекта 1388Н3» означает использование импортных двигателей (на проекте 1388Н3 используются дизельные двигатели Carterpillar 3512В).

Помимо заключения контракта на два указанных-катера-торпедолова, ОАО «Сокольская судоверфь», согласно его отчету, сдало в 2015 году Министерству обороны России два судна-мишени проекта 436бис (заводские номера 020 и 021) и продолжало постройку очередного катера связи проекта 1388Н3 (заводской номер 403). Военные заказы составляют 99,8 % объема производства этой небольшой верфи (172 занятых).

Всего с 2006 года предприятие сдало Министерству обороны России восемь судов-мишеней проекта 436бис (заводские номера с 014 по 021) и три катера связи проекта 1388Н/Н3 (заводские номера 482, 401 и 402). В октябре 2014 года был заключен государственный контракт на поставку очередных трех катеров связи проекта 1388Н3 (заводские номера с 403 по 405) со сроками сдачи в 2017-2019 годах.

bmpd.livejournal.com

НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН


КАТЕР-ТОРПЕДОЛОВ ПРОЕКТА 1388

BOAT – TORPEDO FISHING PROJECT 1388

18.06.2016

Как сообщается в опубликованном годовом отчете ОАО «Сокольская судоверфь» (Сокольское, Нижегородская область) за 2015 год, это предприятие в отчетном году заключило государственный контракт на постройку для ВМФ России двух катеров-торпедоловов на базе проекта 1388Н3 (заводские номера 451 и 452) со сроками сдачи в 2018 и 2019 годах соответственно.
Данные катера-торпедоловы должны быть созданы на основе проекта 1388Н3 серийно строящихся на Сокольской судоверфи катеров связи, проект которых сам, в свою очередь, основывается на проекте катера-торпедолова 1388 (последние строились для ВМФ на Сосновском судостроительном заводе с 1974 по 1990 годы в количестве 39 единиц). Проект 1388 (шифр «Баклан») был разработан ЦКБ «Вымпел». Можно предположить, что фраза «на основе проекта 1388Н3″ означает использование импортных двигателей (на проекте 1388Н3 используются дизельные двигатели Carterpillar 3512В).
http://bmpd.livejournal.com


КАТЕР-ТОРПЕДОЛОВ ПРОЕКТА 1388

С 1978 года в состав военно-морского флота СССР стали поступать более современные катера-торпедоловы проекта 1388 шифр «Баклан», которые получили от военных специалистов НАТО кодовое обозначение «Shelon». Проект нового торпедолова был разработан в ЦМКБ«Алмаз», а строительство было начато на Сосновском судостроительном заводе.
Головным катером проекта 1388 стал торпедолов ТЛ-1127, и всего было построено 20 катеров данного проекта для всех флотов бывшего СССР. Все катера данной серии (более 30 единиц) были построены в период с 1974 по 1990 гг.
Корпус торпедолова изготавливался по продольно-поперечной схеме, выполненной из листовой стали толщиной 5-9 мм. Семь водонепроницаемых переборок разделяют корпус на восемь отсеков и обеспечивают непотопляемость при заполнении двух смежных отсеков. В кормовой части торпедолова имеется специальное устройство – рампа для приема торпед из воды в специальный торпедный отсек. Таким образом, обеспечивается сохранность торпед в сухих условиях в отличие от торпедоловов проекта 368, где поднятые из воды торпеды лежали открытым способом.
Движительное устройство торпедолова состоит из двух трехлопастных бронзовых винтов и двух штурвалов прямого балансирного типа.
Надстройка катера выполнена по поперечной схеме из легкого АМГ-сплава, а ее боковые стенки частично выполнены из гофрированных листов для увеличения крепости стенок.
Якорно-швартовое устройство представлено двумя якорями Холла по 250 кг и длиной якорной цепи по 100 м. На катере-торпедолове имеется носовой электрический шпиль, якорные палубные клюзы, две вьюшки с тросами диаметром 22,5 мм и по 75 м длиной.
На торпедолове смонтированы две мачты – четырехногая фок-мачта для размещения на ней сигнальных огней и антенн навигационного оборудования; и трехногая грот-мачта, на которой закреплена грузовая стрела, используемая для подъема выловленных торпед и погрузки их в торпедный отсек.

В мирное время на торпедоловах вооружение отсутствует, но в период военного времени на этих катерах предусмотрено место для монтажа носового спаренного автомата калибром 25 мм типа 2М-3 или 30 мм шестиствольной зенитной установки АК-306.
Для подъема практических торпед из воды катер был оснащен стрелой грузоподъемностью в 3 тонны, а так же закрываемым отсеком для хранения поднятых торпед.
Дальнейшим развитием катеров-торпедоловов данного проекта стали катера серии 1388Р, известные как корабли радиохимической разведки, которые обозначались буквами КРХ по бортам.
После развала Советского Союза Украине в 1997 году были переданы два катера-торпедолова проекта 1388 «ТЛ-1005» и «ТЛ-1616». В дальнейшем катера получили наименование «Малин» (бортовой номер U-890) и «Херсон» (U-891).

СЕРИЯ
Катер-торпедолов «ТЛ-1005″ вступил в строй Черноморского флота в 1974 году. Данный катер входил в состав 155-ой Констанцской ордена Ушакова бригады подводных лодок. Согласно Договора по разделу Черноморского флота в 1997 году «ТЛ-1005″ отошел украинской стороне, где он был переименован в «Малин» (бортовой U890).
Катер-торпедолов «»ТЛ-1133″ вступил в строй Черноморского флота в 1976 году. Катер входил в состав 3-го дивизиона ТЛ 141-й БКОВР (Феодосия), затем – в состав 311-го дивизиона опытовых судов Черноморского флота. Базировался на Феодосию. В 2011 году катер-торпедолов по внутренним водным путям был переведен в состав 903-й группы судов обеспечения Балтийского флота, с базированием на б.Владимирскую (Ладожское озеро).
Катер-торпедолов «ТЛ-1616″ вступил в строй Черноморского флота в 1987 году. Данный катер входил в состав 17-й бригады кораблей охраны водного района, с базированием на Донузлав. Согласно Договора по разделу Черноморского флота в 1997 году «ТЛ-1616″ отошел украинской стороне, где получил новое название «Монастырище» (бортовой U891), а впоследствии, в 2004 г., вновь был переименован – в «Херсон». В настоящее время катер входит в состав 5 БрНК, обеспечивает боевую учебу кораблей военно-морской базы ВМС Украины в Новоозерном (оз.Донузлав).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
— стандартное 269 – 270 т
— полное 310 т
Размерения:
— длина – 46 – 48,6 м,
— ширина – 6 – 6,2 м,
— осадка – 2 – 2,22 м
Энергетическая установка: 2 дизеля М504Б-4, 10000 л.с., 2 дизель-генератора на 150 кВт, 2 вала.
Скорость хода максимальная: 28,7 – 30 узлов.
Дальность плавания: 1250 миль при 15,5 узлах, 1116 миль при 28,7 узлах.
Грузоподъемность: 8 торпед 533 мм.
Экипаж: 20 чел.
Вооружение: не несет.
Радиотехническое вооружение: НРЛС «Миус».

Источники: flot.sevastopol.info, korabley.net, vmsu.info и др.

КАТЕР РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ ПРОЕКТА 1388Р «БАКЛАН-Р»
КАТЕРА СВЯЗИ ПРОЕКТА 1388Н И 1388Н3

nevskii-bastion.ru

Торпедолов — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Торпедолов — вспомогательное судно, катер служащий для поиска и подъёма практических торпед, выпущенных на учениях кораблями и торпедными катерами[1].

Причина создания

Торпеда является сложным техническим изделием с высокой себестоимостью изготовления. Так, стоимость современных торпед американского производства Mk46 и Mk50 оцениваются специалистами соответственно в 12 000 и 53 000 американских долларов[2].

В связи с этим осуществление учебных торпедных стрельб влечёт за собой большие материальные затраты. В СССР, как и в странах НАТО, решили данную проблему использованием торпед без боевого заряда, которые после проведения стрельб обнаруживались экипажами вспомогательных судов, извлекались из воды и доставлялись на берег для зарядки топливом и подготовкой к очередным стрельбам.

При этом вопрос извлечения торпед из воды в самых сложных природных условиях — не является препятствием для его осуществления. К примеру в 2003 году в ходе арктических учений ICEX-2003, атомная подводная лодка «Коннектикут» в течение двух недель выпустила 18 торпед, которые впоследствии были извлечены из подо льда[2].

Для осуществления учебных торпедных стрельб в военно-морском флоте используются так называемые практические торпеды. В практической торпеде вместо боевого заряда помещается так называемый практический отсек с устройствами, позволяющими отследить траекторию движения и местонахождение торпеды, а также предоставляющими необходимую информацию об эффективности её действия и позволяющими производить повторные стрельбы после переподготовки. Практическая торпеда позволяет многократное её использование в учебных целях, что существенно отражается на расходах по проведению учебных торпедных стрельб. Положительная плавучесть у некоторых типов торпед может обеспечиваться неполной заправкой топливного резервуара[3].

Помимо экономии средств, извлечение практической торпеды из воды необходимо для обеспечения секретности военных разработок, дабы исключить попадание торпеды в руки вероятного противника[4].

Торпедоловы ВМФ СССР

Для обеспечения торпедных стрельб с 1960 по 1977 годы для ВМФ СССР было построено около 100 единиц катеров-торпедоловов проекта 368.

В период с 1978 по 1984 годы были построены более 20 единиц катеров-торпедоловов проекта 1388. Оба проекта оснащены двумя дизель-генераторными установками[5][6].

типводоизмещение
стандартное (полное)
тонн
длина
метр
ширина
метр
полная
осадка
метр
скорость
полного хода
узлов
дальность
плавания
миль
мощность
двигателя
л. с.
экипаж
чел.
автономность
суток
РЛС
проект 36882 (93)29,65,981,5621,55502 400155«Донец-2»
проект 1388270 (310)46…48,66…6,22…2,22301 110…1 25010 0002010«Кивач»

Для выемки практической торпеды, остающейся на плаву, катер-торпедолов подплывает к ней кормой. На корме катера имеется отверстие (клюз), через которое торпеда затаскивается лебёдкой на наклонный участок палубы в кормовой части.

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *