история, характеристики, модификации. Вижу цель – не вижу препятствий

Пойдем от противного. Несмотря на признание российской ракетоторпеды «Шквал» лучшей в своем классе, даже по мнению американских специализированных изданий (это практически официальная оценка Пентагона), у нее есть свои минусы.Во-первых, по оценкам специалистов российского ВМФ, это относительно малая дальность поражения цели. В экспортном варианте – около 7 миль, в отечественном – 14, в модернизированном – около 20. Не так уж и много, если сравнивать с так называемыми «толстыми торпедами», которые бьют на 50 миль, а уж тем более с крылатыми ракетами подводного базирования, прозванными «убийцами авианосцев», способными поразить цель за пару тысяч километров.Во-вторых, заметность движения, даже при пусках из подводных лодок с глубины 30 метров. Вероятность обнаружения пуска очень высока: из глубины – из-за следа на поверхности водной глади, с поверхности – из-за грохота и дымового следа. Некоторые военные аналитики сомневаются в точности поражения цели «Шквалом» из-за отсутствия систем наведения, сравнивая их с методами торпедных атак времен Великой Отечественной войны.Ну а теперь отдадим должное «Шквалу» – на сегодняшний день это самая скоростная торпеда в мире, рекорд скорости которой под водой еще никому побить не удалось! Ближайший конкурент, немецкая торпеда «Барракуда», отстала более чем на десять лет и на 100 километров в час. Американские и английские аналоги вообще в глубоких аутсайдерах.Наш «Шквал» преодолевает за одну секунду 100 метров и не оставляет шансов на маневрирование любому самому современному как надводному, так и подводному кораблю. Да, приходится стрелять буквально в упор – с расстояния в 10-20 морских миль, но уж если кто попал в перекрестье прицела, то шансов уйти от «охотника ближнего боя» нет никаких.Отечественный подводный флот сейчас располагает подобным оружием, по сравнению с которым все прочие торпеды сравнимы разве что с черепахами Тортиллами. Появились они на вооружении как подводных, так и надводных кораблей (пуск с которых был ракетным, а при погружении в воду ракета становилась торпедой) еще в конце 1970-х годов. Однако, несмотря на свой почтенный возраст, «Шквал» не имеет мировых аналогов, а многие его агрегаты остаются по сей день секретными.И скажем, отличие экспортного варианта, который уверенно бьет на семь миль, от эксклюзивного отечественного, который способен поражать цели на высокой скорости на гораздо большее расстояние, весьма существенное. Причем не только по характеристикам дальности, но и по большей мощности заряда (в том числе ядерного), меньшей заметности и большей точности. В том числе благодаря современным системам наведения с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС.Действительно, уникальность суперторпеды именно в скорости. Если обычная торпеда может разогнаться под водой до 60- 70 узлов, то «Шквал» в буквальном смысле слова летит в толще морской воды со скоростью 200 узлов (370 километров в час), что является абсолютным рекордом для любого подводного объекта.Развить в воде такую скорость совсем не просто. Мешают многие факторы, в первую очередь сопротивление воды, которое примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Поэтому для разгона торпеды требовалась огромная тяга, которая в «Шквале» была достигнута за счет ракетных ускорителей. В этой ракетоторпеде вначале срабатывает стартовый твердотопливный ускоритель, который разгоняет ее до крейсерской скорости, а затем отстреливается.Далее вступает в работу маршевый реактивный двигатель, который работает на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду. Подобная адская смесь позволяет поддерживать высокую скорость, но дает мощный выхлоп газов, след от которых становится заметен на поверхности воды. Впрочем, попробуй увернуться!Еще одна изюминка скорости «Шквала» – в эффекте супе

abc-fortune.ru

«Пролететь» Атлантику за 60 минут: сверхзвуковая подлодка с гиперзвуковыми торпедами

С развитием технологий становится понятно, что в будущем военные столкновения будут идти по совершенно иным принципам, нежели сейчас. Для получения превосходства над противником в будущем будут использоваться инновационные разработки. Специалисты уверены, что одной из таковых станет сверхзвуковая подводная лодка.

Военные инженеры на протяжении многих лет работают над созданием перспективного подводного флота, который будет превосходить современные образцы как по боевой мощи, так и по техническим характеристикам. Для субмарин важнейшим аспектом является скрытность, которую удалось достичь за счет современных силовых установок и использования специальных материалов для корпуса. Желание сделать подлодку «невидимой» для врага сказалось на другом важном показателе для любой военной техники – скорости. Высокая скорость порождает сильный шум, который очень быстро засекают вражеские локаторы.

По части скорости лучший результат принадлежит российскому «Анчару», который развивал 44,7 узлов (82 км/ч). При этом лодка издавала столько шума, что в итоге руководство отказалось от ее использования. Но именно «Анчар» дал серьезную почву для размышления военным инженерам. Скорость позволяет раньше соперника оказываться в местах потенциального сопротивления. Это важный козырь, который на данный момент подводный флот реализовать не может. Но с этим не согласны некоторые специалисты из США, которые уверяют, что возможно создать сверхзвуковую подлодку.

  По их словам, исследования показывают, что барьер скорости под водой составляет 5800 км/ч. Очевидно, что субмарина с такой скоростью сугубо за счет двигателя плыть не может. Поэтому они решили использовать эффект кавитации, какой можно наблюдать движении самой быстрой торпеды в мире – российского «Шквала». Он «летит» со скоростью 380 км/ч под водой, создавая вокруг себя некий воздушный пузырь. Это позволяет фактически свести к нулю сопротивление воды. Этот принцип специалисты планируют использовать и в движении подводной лодки.

На разработке планируется использовать две силовые установки – атомную и электрическую. Ядерный двигатель будет разгонять субмарину, а генерируемый газ будет создавать воздушный пузырь, обтекающий вокруг корпуса. Главным камнем преткновения в данном вопросе является тот факт, что этот кавитационный пузырь крайне нестабилен и периодически дает течь, что не только снижает скорость, но может выводить из строя корпус, который сталкивается с громадным давлением.

Однако ученые уверены, что изменив структурный состав газа можно создать «непробиваемый» пузырь. Это позволит разогнать подлодку до сверхзвука (свыше 1000 км/ч). По такому же принципу будет создано и вооружение для подлодки – торпеды, которые смогут вплотную приблизиться к барьеру в 5800 км/ч. Это уже гиперзвуковые снаряды, «летящие» под водой.

Очевидно, что многие зададутся вопросом о необходимости такой субмарины. Ведь ее перемещение может распугать всех рыб в океане во время движения, радары такую подлодку «услышат» за сотни километров. Однако принципиальное преимущество скорости состоит в занимании важной позиции на морских театрах военных действий. К примеру, в случае конфликта, такая подлодка сможет за 60 минут пересечь Атлантику и затаиться. Она окажется в нужном месте намного раньше противника, а потом, используя второй, электрический двигатель, станет «невидимой» для локаторов. Как только враг подойдет в зону удара, в него может полететь гиперзвуковая торпеда, сбить или уклониться от которой будет невозможно.

На данный момент это лишь проект, и нет абсолютной уверенности в его реализации, однако если такая разработка действительно увидит свет, это поменяет стратегический подход к ведению противостояний в море.

SMP

www.nasha-strana.info

Подводный кинжал для авианосца. | Журнал ПРО

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

В этом статье мы расскажем о еще одной интересной и необычной странице отечественной оружейной истории: реактивной торпеде М-5 «Шквал» комплекса ВМ-111.

Немного истории

Проект первой торпеды был разработан российским конструктором Александровским в 1865 году. Однако, как это часто бывает с прогрессивными идеями, он не был оценен по достоинству, и в России воплощен не был.

Первую действующую торпеду создал англичанин Роберт Уайтхед в 1866 году, а в 1877 – это оружие было впервые использовано в боевых условиях. В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей – миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды.

Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами.

Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным. Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность заранее ее обнаружить и увернуться.

После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, благодаря которому исчезал демаскирующий фактор в виде газовых пузырьков, но сделать ее оказалось весьма непросто. Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом Второй Мировой войны. В целом, использование и парогазовых и электрических торпед сыграло свою немаленькую роль в той Войне.

Начало разработок

Быстрый рост в послевоенное время тактико-технических характеристик дизель-электрических (и позже-атомных) подводных лодок (скорости, глубины погружения, дальности гидроакустического указания цели и др.) привел к тому, что эффективность применявшегося ранее для уничтожения субмарин торпедного оружия и бомбометания стала недостаточной. Стало ясно, что для достижения новых выдающихся результатов требуются принципиально иные разработки. Это явилось толчком для конструирования новых видов боевых средств, обеспечивающих резкое уменьшение времени доставки заряда к цели и увеличение точности стрельбы. Соответствующую проблему сумели предвидеть еще в конце 1940-х годов сотрудники московского филиала ЦАГИ под руководством академика Леонида Седова (1907 — 1999), а также специалисты ВМФ, и прежде всего, академик АН УССР Георгий Логвинович. Для возникающих задач они предложили уникальные теоретические, экспериментальные и конструкторские решения гидродинамических схем подводных ракет с органами управления изменяемой геометрии, выполняющими функции образования каверны (газовой оболочки торпеды в результате явления суперкавитации), и управления движением заряда.

Справка:  Кавитация (от лат. cavita — пустота) — процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами, образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром самой жидкости, в которой возникает полость.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от всех предыдущих типов торпед. Наличие готовых наработок привело к тому, что уже через год после открытия исследовательской темы начались испытания на озере Иссык-Куль, однако доработка изделия заняла более десяти долгих лет.

Основным уникальным отличием «Шквала» от других торпед является ее чудовищная скорость: она способна развивать под водой более 200 узлов (более 100 метров в секунду или порядка 370 километров в час, что быстрее гоночного болида Формула-1!). Достигнуть таких показателей в водной среде, которая имеет высокую плотность весьма непросто.

Если обычная торпеда движется вперед за счет вращения винтов, то изюминкой «Шквала» в качестве силовой установки стал особый двигатель.

Для достижения высоких технических характеристик торпед, имеющих скорости движения под водой свыше 100 м/с, необходимо применить высокоэффективный реактивный двигатель на энергоемком топливе. Наиболее полно всем требованиям в качестве энергосиловой установки отвечал прямоточный гидрореактивный двигатель (ПГРД): его удельный импульс был в 2,5 — 3 раза выше, чем у всех известных парогазовых или электрических торпед. Это достигалось за счет использования забортной воды в качестве рабочего тела и окислителя, и того, что в качестве топлива использовались  гидрореагирующие металлы (магний, литий, алюминий). Вообще, «Шквал» имел два двигателя: стартовый ускоритель, который выбрасывал торпеду из торпедного аппарата и разгонял ее до скорости 80 метров в секунду, и маршевый двигатель, который доставлял торпеду до цели.

Однако для развития такой немыслимой скорости под водой недостаточно и реактивного движителя. Для достижения таких скоростных показателей «Шквал» использует эффект суперкавитации: во время движения вокруг торпеды возникает воздушный пузырь, который значительно уменьшает сопротивление внешней среды. Для этого на носу «Шквала» находится специальное устройство – кавитатор, через который происходит дополнительный наддув газов от специального газогенератора. Именно так образовывается кавитационная полость, которая обволакивает корпус торпеды целиком.

В 1977 году реактивную торпеду приняли на вооружение. Первоначально торпеда могла оснащаться только ядерной боевой частью мощностью 150 кт, но после спроектировали и боеголовку с обычным взрывчатым веществом. Следует отметить, что информации о «Шквале» довольно мало, многие сведения до сих пор являются секретными.

Современные мнения об эффективности применения этой торпеды весьма разнятся. В прессе обычно говорят о «Шквале», как о супер-оружии, но многие эксперты не поддерживают эту точку зрения, считая «Шквал» бесполезным в реальных боевых условиях. Дело в том, что «Шквал» не имеет головки самонаведения (ГСН), так как носовая часть занята системами газового кавитатора, также через нее осуществляется прием забортной воды для основного движителя. Поэтому координаты цели вводят в память торпеды непосредственно перед запуском. Повороты торпеды осуществляются по заранее введенной программе за счет рулей и отклонения головки кавитатора.

Основным преимуществом «Шквала» является ее потрясающая скорость, но она же и основная причина его недостатков. А они значительные:

  • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.
    • Малая дальность пуска (всего до 13 км) сильно демаскирует подлодку.
    • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать вражеские подлодки на больших глубинах.
    • Импульс прямоточного гидрореактивного двигателя выше, чем у других двигателей, что может вызвать поломку сонара подлодки.
    • Носовая часть торпеды не позволяет установить на неё головку самонаведения — через носовую часть поступает забортная вода.
    • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ, и без головки самонаведения

Как можно увидеть из вышеперечисленного, «Шквал» имеет большое количество ограничений, которые делают его эффективное использование затруднительным. Подойти к противнику на 7-13 км для подводной лодки крайне сложно. Запуск торпеды, которая издает «адский» шум, практически гарантировано выдаст месторасположение субмарины и поставит ее на грань уничтожения.

В настоящее время торпедное оружие ведущих морских держав развивается несколько по иному пути. Разрабатываются торпеды с дистанционным управлением (по кабелю) с всё большей дальностью и точностью стрельбы. Кроме того, конструкторы работают над снижением шумности торпедного оружия.

Зарубежные аналоги

При упоминании торпеды «Шквал» всегда подчеркивается, что такое оружие есть только у России. Долгое время так оно и было. Но в 2005 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании новой суперкавитационной торпеды «Барракуды».

По словам разработчиков, ее скорость настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде. Поэтому обнаружить ее очень сложно. Кроме того, «Барракуда» оснащена новейшей системой самонаведения, а движением торпеды можно управлять (в отличие от советской торпеды). Информация об этой торпеде в открытых источниках практически отсутствует.

ТТХ реактивной торпеды М-5 «Шквал»:
Калибр — 533.4 мм
Длина — 8200 мм
Масса — 2700 кг
Масса БЧ — 210 кг
Дальность хода — 7 км (эффективная) и 10-11 км (максимальная)
Скорость хода до 200 уз / 100 м/с
Глубина хода 6 м
Глубина пуска до 30 м
Угол допустимого разворота сектор 40 град

Сейчас появляется информация о создании в России новой, более совершенной модификации управляемой реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть, однако подробные сведения также отсутствуют.

 

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

prospb.com

Торпеда под водой. Сверхзвуковая торпеда Шквал: история, характеристики, модификации

Ракето-торпеда "Шквал-Э" / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов А. Соколов.

Российская ракета "Шквал", предназначенная для поражения целей под водой и уничтожения подводных лодок, вошла в перечень лучших вооружений подобного типа, по версии американского издания We Are The Mighty.

«"Шквал" передвигается в воде, подобно торпеде, при этом создает "воздушный карман", что уменьшает трение и позволяет "Шквалу" буквально "пролетать" под водой на скорости свыше 380 км/ч»

Боеголовка ракеты в 463 фунта, детонирующая в установленное время, способна разрушить "близлежащие вражеские подводные лодки и приближающиеся торпеды", — отмечает обозреватель We Are The Mighty.

Автор рейтинга отмечает, что "Шквал" передвигается в воде, подобно торпеде, при этом создает "воздушный карман", что уменьшает трение и позволяет "Шквалу" буквально "пролетать" под водой на скорости свыше 380 км/ч.

"Шквал" выпускается из стандартного 533-миллиметрового торпедного аппарата на глубине около 100 м, а сама ракета выходит из аппарата на скорости, близкой к 93 км/ч. После этого происходит запуск ракетного двигателя, что приводит оружие к скорости, которая в 4-5 раз превышает возможности обычных ракет-торпед.

Также сообщается, что оружие сохраняет высокий уровень вероятности поражения цели (80%) на расстоянии до 7 км.

В топ-лист подводного оружия We Are The Mighty также включило французские торпеды F-21, американские торпеды серии MK и еще одну российскую ракету Т-5, сообщило РИА Новости .

Техническая справка

«Шквал» (ВА-111) - советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда ) М-5. Предназначена для поражения надводных и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.

Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» / Фото: ru.wikipedia.org


История

29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР . Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт , впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения .

Высокая скорость движения (до 500 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя , работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе , которое обеспечивает большую тягу , и движение ракеты в кавитационной полости (воздушном пузыре), что снижает сопротивление воды.

В 1992 году создан экспортный вариант - «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда» , использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость. А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч.


kiddyclub.ru

Торпеда «Шквал»: vlad_burtsev — LiveJournal

Во-вторых, заметность движения, даже при пусках из подводных лодок с глубины 30 метров. Вероятность обнаружения пуска очень высока: из глубины – из-за следа на поверхности водной глади, с поверхности – из-за грохота и дымового следа. Некоторые военные аналитики сомневаются в точности поражения цели «Шквалом» из-за отсутствия систем наведения, сравнивая их с методами торпедных атак времен Великой Отечественной войны.

Ну а теперь отдадим должное «Шквалу» – на сегодняшний день это самая скоростная торпеда в мире, рекорд скорости которой под водой еще никому побить не удалось! Ближайший конкурент, немецкая торпеда «Барракуда», отстала более чем на десять лет и на 100 километров в час. Американские и английские аналоги вообще в глубоких аутсайдерах.

Наш «Шквал» преодолевает за одну секунду 100 метров и не оставляет шансов на маневрирование любому самому современному как надводному, так и подводному кораблю. Да, приходится стрелять буквально в упор – с расстояния в 10-20 морских миль, но уж если кто попал в перекрестье прицела, то шансов уйти от «охотника ближнего боя» нет никаких.

Отечественный подводный флот сейчас располагает подобным оружием, по сравнению с которым все прочие торпеды сравнимы разве что с черепахами Тортиллами. Появились они на вооружении как подводных, так и надводных кораблей (пуск с которых был ракетным, а при погружении в воду ракета становилась торпедой) еще в конце 1970-х годов. Однако, несмотря на свой почтенный возраст, «Шквал» не имеет мировых аналогов, а многие его агрегаты остаются по сей день секретными.

И скажем, отличие экспортного варианта, который уверенно бьет на семь миль, от эксклюзивного отечественного, который способен поражать цели на высокой скорости на гораздо большее расстояние, весьма существенное. Причем не только по характеристикам дальности, но и по большей мощности заряда (в том числе ядерного), меньшей заметности и большей точности. В том числе благодаря современным системам наведения с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС.

Действительно, уникальность суперторпеды именно в скорости. Если обычная торпеда может разогнаться под водой до 60-70 узлов, то «Шквал» в буквальном смысле слова летит в толще морской воды со скоростью 200 узлов (370 километров в час), что является абсолютным рекордом для любого подводного объекта.

Развить в воде такую скорость совсем не просто. Мешают многие факторы, в первую очередь сопротивление воды, которое примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Поэтому для разгона торпеды требовалась огромная тяга, которая в «Шквале» была достигнута за счет ракетных ускорителей. В этой ракетоторпеде вначале срабатывает стартовый твердотопливный ускоритель, который разгоняет ее до крейсерской скорости, а затем отстреливается.

Далее вступает в работу маршевый реактивный двигатель, который работает на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду. Подобная адская смесь позволяет поддерживать высокую скорость, но дает мощный выхлоп газов, след от которых становится заметен на поверхности воды. Впрочем, попробуй увернуться!

Еще одна изюминка скорости «Шквала» – в эффекте суперкавитации. Торпеда (по сути ракета) не плывет в воде, а летит в газовом пузыре – каверне, который сама и создает. В ее носовой части расположена специальная деталь – кавитатор. Она представляет собой эллиптической формы плоскую пластину с заточенными краями.

Кавитатор, слегка склоненный к оси торпеды, создает подъемную силу. При достижении скорости вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образует пузырь, который обволакивает торпеду и уменьшает гидродинамическое сопротивление. «Шквал» буквально летит в этом облаке, который сам себе и создает – по всему объему корпуса. Для этого используется дополнительный поддув – за счет отверстий, через которые подается воздух от отдельного газогенератора.

И вот эти поистине прорывные принципы в конструкции «Шквала», позволившие дать торпеде феноменальную скорость, сделали ее неуправляемой – система самонаведения в виде гидролокаторов не способна пробиться сквозь газовый пузырь. Поэтому торпеду приходится программировать буквально перед пуском, что снижает вероятность точности поражения.

«Подобные проблемы есть и с наведением нашей авиабомбы КАБ 500, – говорит военный эксперт Руслан Пухов. – Как любая бомба, она при пуске приобретает вращательное движение, что мешает установлению устойчивого сигнала со спутниковой системой навигации. У «Шквала» тоже нет устойчивой связи с системами наведения, что превращает ее практически в снаряд, запускаемый из катапульты.

Но за счет высокой скорости эта торпеда успевает достаточно точно поразить надводную или подводную цель даже при таком, практически ручном, прицеливании. Если удастся связать систему наведения с самим снарядом, то эффективность ее применения увеличится многократно. Насколько я знаю, подобные работы уже ведутся».

Американцы неслучайно записали наши торпеды «Шквал», наряду с ракетами «Гранит», в разряд «убийц авианосцев». Даже при их нынешней «прямолинейности» при поражении цели. И, как отмечают российские военные эксперты (а западные догадываются), когда завершатся разработки по точности наведения «Шквала», пощады от этого «охотника» уже не будет никому – с любой дистанции. И последним, что увидят с авианосца потенциального противника, будет лишь стремительно приближающийся дымный след за кормой.

Автор: Виктор Сокирко

Фото: Минобороны РФ/ОАО Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»

vlad-burtsev.livejournal.com

Российская торпеда 500 км в час. Сверхзвуковая торпеда Шквал: история, характеристики, модификации

Несмотря на бурное развитие научно-технического прогресса, торпеды, как и сто лет назад, остаются одним из основных видов вооружения военно-морского флота. Более того, торпедное оружие – это основное средство защиты и нападения подводных лодок, также они остаются главным инструментом борьбы с подводной угрозой.

Первые образцы торпед появились во второй половине XIX столетия, именно благодаря этому оружию Первая мировая война стала «звездным часом» для подводных лодок.

Торпеды непрерывно совершенствовались, становились все быстрее, «умнее» и смертоноснее. Но принципиально в их конструкции мало что изменилось: большинство торпед – это самодвижущийся подводный аппарат цилиндрической формы, который движется за счет гребных винтов.

Несколько десятков лет торпеды были практически единственным оружием подводных лодок, ситуация изменилась только во второй половине XX века, когда субмарины превратились в плавучие стартовые площадки для баллистических и крылатых ракет.

В этом материале пойдет речь о весьма необычной ракето-торпеде «Шквал», которая стоит на вооружении ВМС России .

Немного истории

Согласно отечественной историографии, проект первой торпеды был разработан российским конструктором Александровским в 1865 году. Однако он был признан преждевременным и в России воплощен не был.

Первую действующую торпеду создал англичанин Роберт Уайтхед в 1866 году, а в 1877 – это оружие было впервые использовано в боевых условиях. В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей – миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды.

Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами.

Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным. Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность увернуться от нее.

После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, но сделать ее оказалось весьма непросто. Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом следующей мировой войны.

Современные торпеды представляют серьезную угрозу для любого надводного корабля и подводной лодки. Они развивают скорость до 60-70 узлов, могут поражать цели на расстоянии более ста километров, наводятся с помощью гидролокатора или используя физические характеристики судна. Также широко распространены торпеды, которые наводятся по специальному оптоволокну с надводного судна или подлодки.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от любых аналогов. Разработкой этого проекта занималась НИИ №24 (ГНПП «Регион»). Через год начались испытания на озере Иссык-Куль, доработка изделия заняла более десяти лет.

В 1977 году ракето-торпеду приняли на вооружение, сначала она имела ядерную боевую часть мощностью 150 кт, затем торпеда получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом . Она и сегодня находится на вооружении российских ВМС.

В России был произведен экспортный вариант – «Шквал-Э». Ее стоимость 6 млн долларов.

Есть информация о создании новой, более совершенной модификации реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть. Следует отметить, что информации о «Шквале» довольно мало, многие сведения до сих пор являются секретными.

Еще нужно сказать, что мнения об этой торпеде (вернее, об эффективности ее применения) весьма разнятся. В прессе обычно говорят о «Шквале», как о супер-оружии, но многие эксперты не поддерживают эту точку зрения, считая «Шквал» бесполезным в реальных боевых условиях.

Впервые общественность узнала о существовании в России уникальной скоростной торпед

kinderik.ru

Военное обозрение: Российский «Футляр» обходит Mark 48 ВМС США - Свободная Пресса

В прошлом году на вооружение ВМФ России поступили глубоководные самонаводящиеся торпеды УГСТ «Физик». Прошло чуть больше года, и на финальный этап государственных испытаний вышла торпеда «Футляр», которая является модернизированным вариантом «Физика». Испытания проводятся в Киргизии на озере Иссык-Куль. В случае их успешного завершения новая торпеда будет принята на вооружение уже в этом году, а в 2017 году начнется ее серийное производство.

И базовый вариант, и модернизированный были созданы в НИИ Мортеплотехника, входящем в ОАО «Концерн Морское подводное оружие — Гидроприбор». Серийное производство предполагается запустить в городе Каспийске на заводе «Дагдизель». Торпеды будут размещаться в первую очередь на новейших атомных подводных лодках проектов «Борей» и «Ясень». После запуска в серию «Футляра» производство торпед «Физик» будет прекращено.

Новая торпеда идет на замену устаревшей 533-мм УЭСТ-80, принятой на вооружение в 1980 году. Торпеда имела неоправданно малую для современных условий дальность в 18 км. Правда, скорость была не столь и плоха — 45 узлов. Ее обеспечивала электрическая двигательная установка, запитываемая серебряно-магниевой батареей. Торпеда была самонаводящаяся. Вывод на цель осуществлялся по активно-пассивному акустическому каналу, а также по каналу захвата кильватерного следа. Этот второй канал использует эффект рассеивания акустических волн на пузырьках воздуха, присутствующих в кильватерном следе корабля или подводной лодки, использующих в качестве движителя гребные винты. При этом УЭСТ-80 способна работать по целям от «нуля», то есть по надводным кораблям, до погруженных на 1000 метров субмарин. Масса боевой части — 300 кг.

Надо сказать, что УГСТ «Физик» на ВМФ заждались. Ее разработка была начата в 1986 году. Впервые ее показали на петербургском международном салоне в 2003 году. Спустя пять лет торпеда начала выпускаться пробными партиями. И лишь в апреле 2015 году ее приняли на вооружение.

Столь длительная задержка вызвана репутационными причинами. На «Физике» используется не электрический, а тепловой двигатель, работающий на жидком однокомпонентном топливе. По официальной версии, катастрофа на погибшей в Баренцевом море ПЛА «Курск» произошла именно из-за подрыва торпеды с тепловым двигателем на перекиси водорода. Именно поэтому недоверие распространилось на весь класс тепловых двигателей, используемых для оснащения ими торпед для подводных лодок. Однако официальная версия целым рядом компетентных экспертов ставится под сомнения.

Но, похоже, лет тронулся. Давно готовая к эксплуатации на боевых судах торпеда начала прописываться во флоте всерьез и надолго. Дальность действия «Физика» возросла до 50 километров, а скорость — до 50 узлов. «Футляр» обладает улучшенными характеристиками. Особых подробностей по этому поводу не сообщается. Но известно, что в модернизированном варианте будет использована тепловая пропульсивная система ТПС-53, способная повысить дальность стрельбы до 60 км, а скорость до 65 узлов. В ее газотурбинном двигателе применяется жидкое топливо типа Otto-fuel, позволяющее развивать мощность в 800 кВт.

То есть налицо серьезный прорыв по части скорости и дальности стрельбы. В то же время сторонники использования электрических торпед, ссылаясь на зарубежный опыт, настаивают на их преимуществах. Преимущества эти чисто теоретические. В России нет батарей, обладающих необходимой емкостью. И по части других параметров дела также обстоят не лучшим образом. На вооружении надводных кораблей и подводных лодок находится торпеда ТЭ2. Она всем хороша — прекрасно наводится на цель и мало шумит. Но ее скорость не превышает 45 узлов, а максимальная дальность в зависимости от избранного режима лежит в диапазоне от 15 км до 25 км.

У «Физика» есть и еще одно достоинство: в нем в качестве движителя используется водомет. ТЭ2 приводят в движение два винта.

Помимо двухканальной акустической системы самонаведения, «Физик» оснащен системой наведения на цель по проводам, по которым с борта подводной лодки на торпеду поступают команды смены курса в зависимости от того, как маневрирует атакуемый корабль или ПЛ. Дальность такого телеуправления лежит в диапазоне от 5 км до 25 км. Все это будет перенесено и на «Футляр». Возможно, в акустическую систему будут внесены улучшения.

Если «Физик» по ТТХ является лучшей отечественной торпедой, стоящей на вооружении, то отрыв «Футляра» от отечественных торпед возрастет.

Делая обзор российских торпед для ПЛА, необходимо упомянуть еще две. Прежде всего, это торпеда 65−76А «Кит». Она пришла на подводный флот в конце 70-х годов. Именно ею была вооружена погибшая ПЛА «Курск». От конструкторов требовалось создать дальнобойное, мощное и скрытное оружие, которое позволило бы советским подводным лодкам поражать крупные корабли противника, включая авианосцы, не входя в зону действия противолодочной обороны.

И это им в значительной мере удалось. Торпеда имела два калибра — 533 мм и 650 мм. Последнюю называли «толстой торпедой». Она могла переносить как ядерный заряд, так и обычный весом в 557 кг. Развивала скорость до 50 узлов, на которой была способна преодолеть 50 км. По некоторым данным максимальная скорость достигала 70 узлов. При скорости в 35 узлов дальность достигала 100 км. Именно этот параметр и привел в ужас натовских моряков, и «толстую торпеду» назвали убийцей авианосцев. Потому что надежную противолодочную защиту авианосца невозможно развернуть на такую глубину. Ситуация усугублялась тем, что «Кит» был оснащен аппаратурой самонаведения, и вдали от запустившей его подводной лодки занимался избирательным поиском цели.

На Западе вздохнули с облегчением, когда «толстая торпеда» в 2002 году была снята с вооружения ВМФ России. В общей сложности ею были вооружены более 60 отечественных подводных лодок, боезапас каждой лодки составлял от 8 до 12 «толстых торпед». Однако «Футляр», несомненно, прибавит нашему предполагаемому противнику головной боли.

Еще одна торпеда произвела громадный шум. Но, в основном, информационный. Вокруг нее сформировалось множество красивых легенд. Это торпеда «Шквал», развивающая под водой скорость в 200 узлов, что эквивалентно 370 км/ч. Столь фантастическая скорость достигается за счет того, что при ее движении используется кавитационный эффект. То есть «полет» осуществляется в воздушном пузыре. Мощную тягу создает твердотопливный реактивный двигатель.

Читайте по теме

Т-50 побеждает в заочном сражении F-22 и F-35

«Сухой» пятого поколения готов к серийному производству

Однако значительное количество минусов сводило к нулю мощный плюс, в связи с чем торпеда была снята с вооружения. Во-первых, максимальная дальность стрельбы составляла 13 км. То есть лодка должна была приблизиться к атакуемой цели на расстояние, где была развернута мощная противолодочная оборона. Во-вторых, торпеда при движении создавала громкий шум и отчетливый след на поверхности воды. Выпустив торпеду, лодка гарантированно себя обнаруживала со всеми вытекающими для нее печальными последствиями. В-третьих, торпеда, подобно пуле, выпущенной из винтовки, летела по прямой, не сворачивая и не подчиняясь никаким командам. И, несмотря на ее бешенную скорость, за 2 минуты пути до цели можно было либо ее уничтожить, либо сдвинуть корабль на достаточное расстояние, чтобы гиперторпеда пролетела мимо. В-четвертых, максимальная глубина хода «Шквала» составляла 30 метров. Следовательно, подлодки были для нее практически недостижимы.

Торпеда Mark-48 ВМС США (Фото: ru.wikipedia.org)

Сравнивать «Футляр» нужно прежде всего с американской тепловой торпедой Mark 48. Она появилась на свет в 1972 году. Но к настоящему моменту производится ее седьмая модификация со значительно улучшенными характеристиками. Это основная торпеда подводного флота ВМС США. Она немного превосходит «Физика», но проигрывает «Футляру». Ну а самые дальнобойные торпеды делает Германия. Ее DM2A4ER способна пройти 140 км. А на максимальной скорости в 50 узлов — 100 км.

Все современные торпеды стран НАТО имеют головку самонаведения и режим управления по телекабелю.

ТТХ торпед ТЭ2, «Физик», «Футляр», Mark 48 (США), DM2A4ER (ФРГ), Black Shark (Италия)

Длина, м: 7,9 — 7,2 — н/д — 5,8 — 8,4 — 5,9

Масса, кг: 2400 — 1980 — н/д — 1363 — н/д — 1363

Масса БЧ, кг: 300 — 300 — н/д — 300 — 260 — 250

Максимальная дальность, км: 25 — 50 — 60 — 60 — 140 — 70

Длина кабеля телеуправления, км: 25 — 25 — н/д — 30 — 100 — 60

Максимальная скорость, узлы: 45 — 50 — 65 — 60 — 50 — 52

svpressa.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о