Топор у Славян — Славянская культура

Топор — наряду с другими острыми железными предметами (ножом, серпом, косой и др.) — оберег и отгонное средство против нечистой силы и болезней, У восточных славян Топор клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище, чтобы уберечь ее от порчи и хищников; для этой же цели на Русском Севере пастух обходил стадо с Топором; болгары забивали Топор в дерево, чтобы защитить себя от волков. 

В Полесье Топор клали под порог, чтобы вампир не смог проникнуть в дом; на Украине и у западных славян под постель роженице и под колыбель новорожденному наряду с другими железным предметами клали Топор, чтобы оградить их от порчи и злых духов. Чтобы оградить живых от влияния смерти, Топор клали под лавку, где лежал покойник, или на лавку после выноса тела. Сербы клали Топор около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов. В карпатском свадебном обряде дружка, вводя в дом новобрачных, ударял топором крест-накрест о притолоку двери, чтобы обезвредить возможную порчу. На Русском Севере считали, что водяной не сможет повредить человеку, если тот вслух упомянет о Топоре и других острых предметах. Топор использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу.

Чтобы защитить от злых сил новорожденного ребенка, сербы для него делали амулет в виде маленького Топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание . Ребенок, для которого был изготовлен амулет, должен был носить его всю жизнь в качестве оберега .

Топор, как предмет, сделанный из железа, используется в магической практике для сообщения человеку и скотине силы и здоровья. На Западной Украине, ложась спать на Новый год, около постели клали Топор, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими. Чтобы рана на ноге быстрее зажила, под ноги клали Топор. Для этой же цели чехи утром в Страстную пятницу вставали босыми ногами на Топор. Чтобы легче родить, сербские женщины пили воду, в которой был вымыт острый Топор. В Полесье после выноса покойника из дома через порог бросали Топор, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы.

В народных верованиях Топор ассоциировался с мужским началом. В Белоруссии, если супруги хотели иметь мальчика, они в изголовье кровати клали Топор, а если девочку — серп. У восточных славян было принято пуповину новорожденному мальчику отрезать на Топоре. Согласно полесским аграрным обычаям, перед началом пахоты нужно воткнуть в землю Топор, чтобы обеспечить хороший урожай .

Иногда лезвие Топора ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому у болгар в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к лезвию Топора и других острых предметов, чтобы вредители не нападали на поля .

На украинских Карпатах и в Восточной Словакии применялись ритуальные топорики, которые служили знаком власти и магической силы старшего пастуха .

 

Земное воплощение славного оружия великого Перуна было распространено на Руси не менее чем меч. Часто приходится слышать, будто топор – чисто бандитское оружие (вспомним детскую песню: «работники ножа и топора, романтики с большой дороги») и в древней Руси им орудовали разве что разбойные люди. Это заблуждение. На самом деле, топор состоял наряду с мечом на вооружении княжеских дружин. Топор также был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. То же что сие оружие редко встречается в былинном героическом эпосе – предельно просто: топор был оружием исключительно пешего воина, тогда как у Богатыря из былины обязательный спутник – верный конь (по этой же причине у многих Богатырей в былинах – вместо меча имеется сабля). Пешие же воины почитали и любили топор, тем более с ним связан культ великого Бога войны. Топор был удобен в бою с тяжеловооруженными воинами, мог в хороших руках запросто расколоть щит или порвать кольчугу.

Бытует мнение, будто боевой топор по сравнению с рабочим, был огромных размеров. Например, существует множество картин, где в руках Славянина или Викинга имеется огромнейший топор, с длиной лезвия чуть ли ни в локоть воина. Это заблуждение, гиперболизация художников. На самом же деле, вес боевого топора не превышал 500 грамм и только настоящие Богатыри могли позволить себе топор покрупнее. Конечно же, чем больше топор, тем больше его разрушительная сила, но стоит ли ради чудовищной силы удара пренебрегать скоростью, ведь пока воин будет замахиваться своим огромным орудием, проворный соперник сможет уже раза три снести ему голову, к примеру, легкой саблей. Боевые топоры напоминали по форме рабочие, но были несколько меньше их. Славянские воины были знакомы с огромным количеством форм и конструкций боевого топора. Среди них есть и пришедшие с востока, например топоры-чеканы, более похожие на кирку, нежели на топор, скандинавы славянам подарили все ту же секиру или широколезвийный топор, причем секирой в те времена именовался преимущественно рабочий, плотницкий топор. Однако пропорции их несколько необычны.

Мы привыкли видеть в кино и на картинах в руках у полудикого воина огромный топор на коротеньком топорище – все как раз наоборот. Топорище иногда превышало метр в длину, тогда как лезвие секиры имело в длину 17-18 см. и весило в среднем, 200-450 г., тогда как вес крестьянской секиры (топора) – 600-800 г. Такие топоры распространились по всей Северной Европе на рубеже X и XI веков. Еще один интересный вид топоров – с прямой верхней гранью и лезвием, оттянутым вниз. Такие топоры распространились в Норвегии, Швеции и Финляндии в VII-VIII веках. На Руси и в Финляндии они появляются в X-XII веках и находят здесь большую популярность: такой топор не только рубил, но и резал.

Чисто национальный же тип топора, идеально подходящий для боя и сочетающий в себе все лучшие качества оружия был таков: его лезвие изогнуто к низу (поэтому он мог еще и резать), причем наклон лезвия таков, что КПД удара стремится к единице: вся сила, приложенная воином, идет именно на удар и концентрируется в его средней части, что давало удару огромную силу. По бокам обуха помещались «щековицы», тыльная часть укреплялась «мысиками», и те и другие предназначались для наисрочнейшего крепления топора на топорище (деревянной ручке), к тому же они предохраняли его, когда глубоко засевший топор, чтобы вытащить, приходилось раскачивать.

Топоры такой формы были как боевыми, так и рабочими. С X века они распространяются на Руси и становятся самым массовым видом топора. Другие народы конечно же, тоже оценили русское изобретение: такие топоры археологи находят по всей Европе (однако эти находки датируются не ранее XI-XI веками, что доказывает именно славянское происхождение такого топора).

Похожие статьи:

История → Боевые топоры

Славянский быт → Заточка

История → Шаг в сторону от стереотипов

Археология → О археологических находках оружия IX-XV веков в Карелии

Боги, духи и существа → Мифы древних славян

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

10 фото с индивидуальным травлением

Человечество давно знакомо с таким изделием, как топор. По некоторым данным топору более 700 тыс. лет. Самый древний топор на территории Руси принадлежит 2-му тысячелетию до нашей эры. Своей актуальности топор не потерял и до наших дней. Более того, люди стремятся украсить свое любимое изделие. На Руси топор, своего рода, талисман. Он оберегает своего хозяина от злых духов. Даже детям в древности клали в колыбель маленький бронзовый топор — оберег. В царских дружинах топор был официально на вооружении, на равных с мечом. Лезвие и топорище люди украшали с самой древности, но не только для приятного эстетического восприятия топора, но и для того, чтобы привлекать боевые энергии при сражении. Славянские топоры  поистине уникальны, ниже будут представлены топ-10 таких образцов, с уникальным травлением.

Удивительная модель травления топора.

В травлении использовано изображение маленького оленёнка.

Топоры с травлением в форме геометрических рисунков.

Встретив такой топор, невольно задумываешься о значении вытравленных символов.

Вытравленный топор добавляет резная искусная ручка.

Топор с оригинальной символикой.

Топор со сложным узором змеи.

Топоры с изображением обитателей фауны.

Мастерская работа травления: топор с изображением викинга.

Потрясающая художественная работа мастера: плывущий парусник с людьми.

1000000diy.ru

Чем воевали древние славяне (9 фото)

Военная организация славян складывалась в многовековой борьбе. Возникло и развивалось русское военное искусство, о котором говорили далеко за пределами Руси. В подборке несколько видов оружия, которым хорошо владели древнеславянские воины, не раз одерживающие победы над противником.

1. Меч.

Один из основных видов клинкового оружия, да и вообще самый распространённый инструмент для войны. Представлял из себя, как правило, две или три стальные пластины наваренных на железную сердцевину. Рукоять состояла из перекрестья, навершения и стержня. Интересен тот факт, что с годами мечи делались всё меньше и легче. Так, образцы датируемые IX—X веком, в среднем были 120 см длиной и весили около 2 кг. У более поздних мечей XI—XIII веков, габариты уже меньше: около 86 см и 1 кг веса. Мечи были дороги, потому как основная их часть завозилось из Каролингской империи. Местное производство было крайне незначительным. Зато практически все рукояти у привезённых мечей заменялись на собственные, местного производства.

2. Сабля.

С Х века к мечам на руси добавляется сабля, оружие заимствованное у хазар и мадьяр. В основном, конечно же, использовалось конными воинами, преимущественно на юге, юго-востоке. На север Руси сабли начали проникать в XI—XIII веках. Причём количество сохранившихся экземпляров говорит о том, что сабли пользовались не меньшей популярностью чем мечи. Примечателен и тот факт, что в отличии от мечей, сабли со временем становились больше и тяжелее. Поначалу их длина достигала 1 метра, кривизна 3—4,5 см. В XII—XIII длина сабель увеличивается на 10—17 см, кривизна достигает 4,5—5,5 и даже 7 см. Ширина в среднем составляла 3—3,8 см, однако иногда достигала 4,4 см. Славяне, перенявшие саблю у степняков, продвинули её распространение дальше – в западную Европу. По свидетельствам историков, именно Славянские и венгерские мастера изготовили легендарную саблю Карла Великого, ставшую позднее церемониальным символом Римской империи.

3. Нож.

Пожалуй, самое распространённое дополнительное оружие не только на Руси, но и во всём древнем мире. Вплоть до XI века на территории Древнерусского государства использовались скрамасаксы — большие боевые ножи длиной до 50 см и шириной 2—3 см. В основном же, ножи использовавшиеся как оружие, мало чем отличались от хозяйственных. Делались они путём наварки стального лезвия на железную основу. Рукояти делали самые разные: из кости, из дерева, из меди, часто их украшали орнаментами или обматывали проволокой.

4. Топор.

Если мечей и сабель на территории Древней Руси было найдено в общей сложности около двух сотен экземпляров, то топоров нашли более 1600, из них боевых более 570, что говорит о их большой распространённости. Да и общий арсенал используемых видов топоров был весьма разнообразен. Боевые топоры, рабочие, топорики-чеканы с молотками, топоры с боковыми щекавицами, секиры со скруглённым лезвием. Делались они в основном из стали, а средняя длина рукояти составляла 80 см.

5. Булава.

Это оружие — результат юго-восточного влияния, появилось в русском войске примерно в XI веке. Больше было распространено на юге Руси, особенно в Киеве, чем на севере. Одно из самых ранних навершений — куб с четырьмя крестообразно расположенными массивными шипами. Позже появились кубы со срезанными гранями, также с шипами, ну и круглые навершения с 4 большими и 8 малыми шипами. Булавами вооружались как конница, так и пехота, это было хорошее, удобное и универсальное оружие.

6. Кистень.

Лёгкое и подвижное оружие, позволяющее нанести ловкий и внезапный удар в самой гуще тесной схватки. На Русь кистени пришли в X веке, как и булавы, из областей кочевого Востока. Благодаря своей дешевизне и эффективности, кистень получил большое распространение, им экипировались и пехота, и кавалерия. Интересно, что до XI века весьма распространены были костяные грузы, вырезанные из рога лося. Впоследствии их вытеснили более надёжные железные или бронзовые гири, которые иногда для большего поражающего действия снабжали выступами или даже заливали свинцом.

7. Лук.

Важнейшее оружие дальнего боя. Практически все более или менее значительные битвы не обходились без лучников и начинались именно с перестрелки. В основном применялись качественные сложные луки. Обычно они состояли из двух плечей, прикреплённых к рукояти. Для стрельбы из луков использовались различные стрелы — бронебойные, срезни, зажигательные и другие. Их средняя длина составляла 75—90 см. Они снабжались оперением в 2 или 4 пера.

8. Копьё.

Первые сведения о их военном использовании на территории Древней Руси относятся ещё к VI веку. Существовало большое количество наконечников для копий: ланцетовидное перо, ромбическое с гранью на лезвии, широкое удлинённо-треугольное перо, перо лавролистной формы и многие другие. К последней категории относятся и рогатины, это были самые массивные копья, вес которых составлял 700—1000 грамм, тогда как обычное копьё весило от 200 до 400 грамм.

nlo-mir.ru

Боевые топоры — Славянская культура

Один из древнейших видов славянского вооружения. Топор, наряду с ножом, составлял одну из необходимых принадлежностей пешего воина, а также, в силу своей дешевизны, являлся излюбленным оружием и ополчения, и дружины. На Руси существовал ряд разновидностей боевых топоров, но прежде, чем перейти к подробному рассказу о них, необходимо сделать небольшое терминологическое отступление. 

Дело в том, что в художественной литературе нередко упоминается такой вид топора, как секира – это обух, насаженный на длинное топорище*; специалисты-оружейники называют секирой своеобразный колюще-рубящий вариант меча на древке , а это оружие применялось лишь в странах Востока. Есть вариант разграничения по функциональным особенностям: топор применялся для рубящих ударов, секира, как следует из названия, для секущих, а значит ближе к мечу как таковому. Форма секир варьируется. Единого мнения на этот счет нет. Существует версия, что секирой на Руси именовали разновидности алебарды.

Итак, боевой топор к XI веку насчитывается несколько основных разновидностей:
• клевцы – топоры с треугольным лезвием, отдаленно напоминающим кинжал, нередко с ребристой поверхностью. Нанесенные ими раны практически не заживали;
• чеканы – некое подобие кирки, топоры с узким вытянутым лезвием, предназначенные для пробивания доспехов за счет малой площади ударной поверхности;
• секиры (алебарды) – топоры с широким лезвием, насаженные на рукоятку длиной до 1 метра. Нередко алебарда имела еще и мечевидный наконечник (в Европе подобное именовалось гизармой). Не исключено, что именно наличие наконечника отличало ее от секиры. Позднее, в XIII–XIV веках, алебарда превращается в бердыш, стрелецкое оружие. Название происходит, вероятно, от немецкого слова “barda” (вар. “brada” “barta““helmbarte“) в значении «широколезвийный топор» – кстати, лишний довод в пользу названия «алебарда».

Применялись боевые топоры преимущественно на севере, в лесной зоне, где не могла развернуться конница. Кстати, боевые топоры применялись и всадниками – это был облегченный вариант алебарды с несколько смещенным к краю центром тяжести. Носили топоры за поясом, в специальных чехлах из кожи, либо пристегивали к седлу.

Техника работы боевыми топорами разнилась для отдельных видов. По официальной бойцовой классификации это оружие относится к полуторному, т.е. топоры держались как одной, так и двумя руками, все зависело от размеров обуха, топорища и силы воина. Широколезвийные топоры наподобие алебарды имели длинную рукоять и являлись строго двуручными, поскольку весили прилично. На конце рукояти нередко делался набалдашник, предназначенный для лучшего удержания в руке.
Никому из воинов и в голову бы не пришло валить боевым топором деревья или колоть дрова, как это изображают в художественных фильмах и литературе. Авторы явно путают рабочий топор (здесь опять вмешивается путаница в терминологии, т.к. инструмент дровосека нередко звался секирой) с боевым. У топора, предназначенного для боя, форма лезвия претерпела значительные изменения (конечно, не до имитации крыльев летучей мыши, вычурность – привилегия парадных регалий) и для обыденной работы не годилась.

Моё мнение это лучшее из оружий…Единственный недостаток это малая секущая поверхность (по сравнению с мечом)и фихтовать топором шибко не получиться, но какая сила удара…Викинги натыкаясь где нибудь в лесу(где нельзя было сомкнуть единый строй и воинам приходилось биться по раздельности) на Ирландцев с секирами часто теряли конечности даже в мощных латах… 

Похожие статьи:

История → Боевой топор и булава

Боги, духи и существа → Мифы древних славян

История → Шаг в сторону от стереотипов

Археология → О археологических находках оружия IX-XV веков в Карелии

Славянский быт → Заточка

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Как ухаживать за славянским топором?

​Очень много сегодня на рынке славянских товаров кованых славянских топоров. Но нынешнее поколение забыло как ухаживать за топором, дабы он содержался правильно, хранился и не портился.
Как ни странно, но кованные топоры тоже могут ржаветь. Нет, мы понимаем, что для некоторых это само собой разумеющееся, но есть люди, которые не сталкивались с такой проблемой.
Итак, исходя из заголовка статьи разделим текст на два пункта, как ухаживать за топором, и как ухаживать за топорищем?
 

Как ухаживать за топором?

Непосредственно ухода требует железяка.
— Изначально мы её полируем с пастой гои, что уже является определённой защитой от влаги.
— Для пущей надёжности мы вощим железо. Но это больше временная защита. Поэтому после того, как вы потрудились с топором, нужно его обязательно протереть масляной тряпочкой. Да, хотя бы просто протереть тряпкой.
— Храните топор в чехле. Хороший чехол защитит от влажности в воздухе и от соприкосновения режущего лезвия от любых предметов. Такие соприкосновения вредят заточке. Чехлы делятся на два вида чехол для лезвия и чехол для ношения на поясе. Первый вариант удобен для транспортировки в машине или для хранения дома, второй вариант удобен для охотников и туристов.
— Если появились «рыжики» на лезвии, то пройдитесь войлочной тряпочкой или, минимум, шерстяной тряпочкой. Если ржавчина въелась, то шлифовка рекомендуется наждачкой с зерном не менее 360. Такую наждачку можно купить в автомагазинах, которые торгуют автоэмалями. Помните, если наждачка будет слишком грубая вы повредите травление и замучаетесь потом выводить царапины и предавать блеск изделию.
 

Как ухаживать за топорищем?

Тут всё несколько проще.
— Все изделия нашей мастерской мы вощим, дабы отсечь влагу, которая губит дерево. Но раз в год-два, топорище нужно вощить снова.
— Самый сложным в уходе за топорищем является расклин. Мы расклиниваем топорище двойным крестом. Это удобный вариант, который отличается надёжностью. Но нужно понимать что любое дерево усыхает со временем и топор будет снова требовать нормально расклина. Мы отправляем для таких случаев специальный металлический расклин. Механизм такого расклина сводится к следующему. С топорища сбивается топор. В топорище, в том месте, где оно крепиться с топором, ножовкой по металлу делаем пропил 3-5см в глубину. После чего в месте соединения элементов смачиваем кисточкой топорище. Обильно и несколько раз. После чего собираем топор и забиваем металлический клин в место пропила и оставляем топор в покое часов на 12.

Такие не сложные манипуляции помогут вашему топору всегда быть в форме и хорошем настроении.

www.slavyarmarka.ru

Славянские топоры — Мой Бог рабом меня не называет!

Топор — наряду с другими острыми железными предметами (ножом, серпом, косой и др.) — оберег и отгонное средство против нечистой силы и болезней. У восточных славян Топор клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище, чтобы уберечь ее от порчи и хищников; для этой же цели на Русском Севере пастух обходил стадо с Топором; болгары забивали Топор в дерево, чтобы защитить себя от волков.


В Полесье Топор клали под порог, чтобы вампир не смог проникнуть в дом; на Украине и у западных славян под постель роженице и под колыбель новорожденному наряду с другими железным предметами клали Топор, чтобы оградить их от порчи и злых духов. Чтобы оградить живых от влияния смерти, Топор клали под лавку, где лежал покойник, или на лавку после выноса тела. Сербы клали Топор около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов. В карпатском свадебном обряде дружка, вводя в дом новобрачных, ударял топором крест-накрест о притолоку двери, чтобы обезвредить возможную порчу. На Русском Севере считали, что водяной не сможет повредить человеку, если тот вслух упомянет о Топоре и других острых предметах. Топор использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу.

Чтобы защитить от злых сил новорожденного ребенка, сербы для него делали амулет в виде маленького Топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание . Ребенок, для которого был изготовлен амулет, должен был носить его всю жизнь в качестве оберега .

Топор, как предмет, сделанный из железа, используется в магической практике для сообщения человеку и скотине силы и здоровья. На Западной Украине, ложась спать на Новый год, около постели клали Топор, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими. Чтобы рана на ноге быстрее зажила, под ноги клали Топор.

Для этой же цели чехи утром в Страстную пятницу вставали босыми ногами на Топор. Чтобы легче родить, сербские женщины пили воду, в которой был вымыт острый Топор. В Полесье после выноса покойника из дома через порог бросали Топор, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы.

В народных верованиях Топор ассоциировался с мужским началом. В Белоруссии, если супруги хотели иметь мальчика, они в изголовье кровати клали Топор, а если девочку — серп. У восточных славян было принято пуповину новорожденному мальчику отрезать на Топоре. Согласно полесским аграрным обычаям, перед началом пахоты нужно воткнуть в землю Топор, чтобы обеспечить хороший урожай .

Иногда лезвие Топора ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому у болгар в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к лезвию Топора и других острых предметов, чтобы вредители не нападали на поля .

На украинских Карпатах и в Восточной Словакии применялись ритуальные топорики, которые служили знаком власти и магической силы старшего пастуха .

Земное воплощение славного оружия великого Перуна было распространено на Руси не менее чем меч. Часто приходится слышать, будто топор – чисто бандитское оружие (вспомним детскую песню: «работники ножа и топора, романтики с большой дороги») и в древней Руси им орудовали разве что разбойные люди. Это заблуждение. На самом деле, топор состоял наряду с мечом на вооружении княжеских дружин. Топор также был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. То же что сие оружие редко встречается в былинном героическом эпосе – предельно просто: топор был оружием исключительно пешего воина, тогда как у Богатыря из былины обязательный спутник – верный конь (по этой же причине у многих Богатырей в былинах – вместо меча имеется сабля). Пешие же воины почитали и любили топор, тем более с ним связан культ великого Бога войны. Топор был удобен в бою с тяжеловооруженными воинами, мог в хороших руках запросто расколоть щит или порвать кольчугу.



Бытует мнение, будто боевой топор по сравнению с рабочим, был огромных размеров. Например, существует множество картин, где в руках Славянина или Викинга имеется огромнейший топор, с длиной лезвия чуть ли ни в локоть воина. Это заблуждение, гиперболизация художников. На самом же деле, вес боевого топора не превышал 500 грамм и только настоящие Богатыри могли позволить себе топор покрупнее. Конечно же, чем больше топор, тем больше его разрушительная сила, но стоит ли ради чудовищной силы удара пренебрегать скоростью, ведь пока воин будет замахиваться своим огромным орудием, проворный соперник сможет уже раза три снести ему голову, к примеру, легкой саблей. Боевые топоры напоминали по форме рабочие, но были несколько меньше их. Славянские воины были знакомы с огромным количеством форм и конструкций боевого топора. Среди них есть и пришедшие с востока, например топоры-чеканы, более похожие на кирку, нежели на топор, скандинавы славянам подарили все ту же секиру или широколезвийный топор, причем секирой в те врем

ена именовался преимущественно рабочий, плотницкий топор. Однако пропорции их несколько необычны.

Мы привыкли видеть в кино и на картинах в руках у полудикого воина огромный топор на коротеньком топорище – все как раз наоборот. Топорище иногда превышало метр в длину, тогда как лезвие секиры имело в длину 17-18 см. и весило в среднем, 200-450 г., тогда как вес крестьянской секиры (топора) – 600-800 г. Такие топоры распространились по всей Северной Европе на рубеже X и XI веков. Еще один интересный вид топоров – с прямой верхней гранью и лезвием, оттянутым вниз. Такие топоры распространились в Норвегии, Швеции и Финляндии в VII-VIII веках. На Руси и в Финляндии они появляются в X-XII веках и находят здесь большую популярность: такой топор не только рубил, но и резал.

Чисто национальный же тип топора, идеально подходящий для боя и сочетающий в себе все лучшие качества оружия был таков: его лезвие изогнуто к низу (поэтому он мог еще и резать), причем наклон лезвия таков, что КПД удара стремится к единице: вся сила, приложенная воином, идет именно на удар и концентрируется в его средней части, что давало удару огромную силу. По бокам обуха помещались «щековицы», тыльная часть укреплялась «мысиками», и те и другие предназначались для наисрочнейшего крепления топора на топорище (деревянной ручке), к тому же они предохраняли его, когда глубоко засевший топор, чтобы вытащить, приходилось раскачивать.

Топоры такой формы были как боевыми, так и рабочими. С X века они распространяются на Руси и становятся самым массовым видом топора. Другие народы конечно же, тоже оценили русское изобретение: такие топоры археологи находят по всей Европе (однако эти находки датируются не ранее XI-XII веками, что доказывает именно славянское происхождение такого топора).


rodnover-vedist.livejournal.com

Боевые топоры на Руси

Боевые топоры были необходимой частью вооружения славян, поэтому на Руси существовало несколько их видов:

  • клевец,
  • чекан,
  • секира (алебарда).

Клевец

Клевец – боевой, коротко-древковый молот, разновидность чекана. Имел лезвие в виде клюва (отсюда произошло его название) различной длины. Часто ковался с молотком на обухе, имеющим самые разнообразные формы: шипастую, пирамидальную, конусную, гладкую и т.д. Этот топор весил от 1 до 1,5 кг. Длина древка была от 60 до 80 см. Зачастую, древко имело цельнометаллическую рукоять, рассчитанную на одну или две руки. У славянского клевца сверху также располагалось острие, направленное вверх, которое славяне называли «копьецом». Клевец мог быть скомбинирован и с чеканом.

Этот вид топора был предназначен для ведения ближнего рукопашного боя, однако, часто использовался и всадниками. Благодаря неширокому лезвию, клевец обладал высокой пробивной способностью, которая к тому же сочеталась со сравнительно лёгким весом и удобством в бою. Этот топор мог с легкостью пробить любой доспех, однако, существовала возможность того, что при застревании его было трудно извлечь обратно.

Чекан

Чекан — боевой топор, с лезвием в виде клюва и плоским бойком на обухе, который был закреплён при помощи проушины на рукоятке. Наименование получил от древнерусского слова «чекан», которое является синонимом слову «топор».

В длину лезвие чекана было от 9 до 15 см, а в ширину — от 10 до 12 см, а отверстие обычно имело диаметр от 2 до 3 см. Весил он примерно от 200 до 350 г.

Этот вид топора использовался для ведения ближнего рукопашного боя. Многие учёные и исследователи часто путают чекан с клевцом, однако они имеют ряд существенных различий:

  • чекан мог прорубать и проламывать щиты,
  • его гораздо проще извлечь после нанесённого удара,
  • обладал «противорикошетным» свойством,
  • не соскальзывал,
  • не мог согнуться или сломаться во время удара о сталь.

Зачастую, для уравновешивания и увеличения функциональности орудия, чекан и клевец объединяли на одном древке.

Секира (алебарда)

Секира — одна из разновидностей боевых топоров, с широким, до 30 см, лезвием в форме полумесяца, насаженным на рукоятку длиной до 1 метра. Часто секиры изготавливались тяжелыми. На Руси секиры использовались в основном пехотинцами, поэтому, для возможности стащить противника с лошади и проткнуть доспехи, они зачастую изготавливались с длинным и прочным шипом на обухе, который был загнут вниз.

К XV столетию секиры на Руси были вытеснены более эффективным бердышом, так как он был более универсальным.

Русский боевой топор-Чекан

В поисках истории. Боевой топор.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *